Православная церковь о гипнозе: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Православный взгляд на кодирование от алкоголизма гипнозом – Алкоголизм

Лечение алкоголизма и отношение церкви к нему

Многие верующие люди, страдающие алкоголизмом, отказываются принимать некоторые виды помощи, такие как : гипносуггестивная психотерапия и кодирование.

От многих пациентов приходилось слышать, что эти виды лечения от «дьявола», что некоторые священники в разговорах со своей паствой запрещают прибегать к такому лечению и считают, что надо укреплять веру, а болезнь сама пройдет.

Мы считаем необходимым, дать разъяснения по этому поводу, чтобы больной человек, являющийся верующим, не отказывался от лечения, которое ему необходимо.

Обратите внимание

Отношение церковнослужителей к процедуре кодирования и гипнозу, на сегодняшний день является достаточно неоднозначным.

Произошел своего рода раскол во взглядах на некоторые виды наркологического лечения, в результате которого, страдающие от алкогольной зависимости под давлением своих духовных наставников остаются без наркологической помощи.

Такой подход со стороны некоторых священнослужителей, таит в себе огромную опасность для зависимого человека, так как алкоголизм является прогрессирующем заболеванием, очень важно не запускать его развитие, а начинать лечение, как можно раньше.

Самое интересное, что никаких церковных указов о недопустимости «кодирования» от алкоголизма нет и в помине. Это всего лишь субъективный взгляд отдельных священников, в основе которого лежит недостаток образования в понимании такой глобальной проблемы, как алкоголизм.

Священнослужители, получившие образование в стенах семинарии, изучавшие основы психиатрии и психологии , имеющие разносторонние взгляды, прекрасно понимают, что алкоголизм требует лечения.

Представители церкви, менее образованные, объясняющие все происходящее с человеком через призму мистического сознания, подводят все к «бесовскому» началу и соответственно, совершенно не разбираясь в проблеме, ратуют против любых психотерапевтических вмешательств.

Если мы вспомним историю, то увидим, что психиатрия вышла из монастырских стен, именно там находили приют психически нездоровые люди, и в первую очередь для уменьшения тяжести их состояния, применялось психотерапевтическое воздействие. Лечение больной души словом, существует на протяжении столетий.

Медицина, в частности психотерапия, была неотъемлемой частью православной культуры. Как в Ветхом, так и в Новом Завете не встречается осуждение или запрещение применения медицинских средств и техник, таких как кодирование и гипноз. Согласно Библии, врач всегда пользовался уважением.

Важно

Вот короткий отрывок из Священного Писания, показывающий место врача в жизни человечества.

Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими.

Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли.

Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце.

Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. (Сир 38, 1-15.)

Многие святые занимались врачеванием. Вот лишь некоторых из них: апостол и евангелист Лука, мученик Орест врач, великомученик и целитель Пантелеймон, бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, бессребреники мученики Кир и Иоанн. В нашем Отечестве прославились преподобные Агапит Печерский, Ипатий Целебник, Евфимий Суздальский.

Всем известно и житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) архиепикопа и выдающегося хирурга, а также известного психиатра игумена Анатолия Берестова. В истории Церкви мы видим огромное количество примеров, когда священники и епископы занимались врачеванием как телесных, так и духовных недугов.

Опыт многих зарубежных стран показывает высокие результаты в исцелении человеческой психики при тесном сотрудничестве психиатров и представителей церкви. И только в России ведется конфронтация между представителями духовенства и психиатрами.

Совет

Хотя в последнее время все чаще можно встретить представителей церкви, готовых идти на сотрудничество с представителями медицины, в борьбе за спасение человека.

И в заключении хочется добавить следующее : среди верующих распространено мнение, что пьянство это грех, а не заболевание. Хочется развеять это заблуждение. Мы не можем сказать больному диабетом или туберкулезом:

-Укрепи веру свою и болезнь пройдет!

Понятно, что наряду с укреплением веры, человеку придется проходить еще и курс лечения..

Тоже самое касается и больного алкоголизмом, он нуждается в наркологической помощи.

Использованные источники: www.alkmed.ru

Отношение православной медицины к кодированию

Отношение православной медицины к кодированию

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

В конце 20 века, да и сейчас, в 21 век, кодирование от алкоголизма стало, как бы, спасением для многих людей, страдающих излишней пристрастью к алкоголю.

Кажется, это единственный выход для многих.

Но допустимо ли с православной медицинской точки зрения использовать этот нетрадиционный метод «лечения»?

На данный вопрос отвечает православный врач Дмитрий Александрович Авдеев:

«─ Кодирование и иное ему подобное воздействие на душу и тело человека — это, по моему мнению, бесовщина!

Святое Евангелие говорит о необходимости в качестве условия исцеления покаяние страждущего для прощения грехов. О покаянии эти «лекари» и не вспоминают.

Пьянство, которое возбуждается бесами при собственном слабоволии и безответственности, не пройдет без молитвы и поста, без сокрушения сердечного, без спасительных Таинств Церкви. Гипнологи и кодировщики не придают этому никакого значения.

Метод кодирования приобрел широкую огласку в средствах массовой информации, а его главные исполнители жаждут признания и славы. Некоторые из них откровенно называют себя «чудотворцами», людьми «особой миссии». Этим псевдоцелителям и неведомо, что дар исцелений Господь подавал подвижникам веры, делателям непрестанной молитвы, смиреннейшим из смиренных.

Известно также, что святые отцы и жены, имевшие этот небесный дар, проводили жизнь свято. Кодировщики же и не помышляют о святости и благочестии,

Врагу нашего спасения, в конечном итоге, даже не важно — пьет человек или нет (отчасти этим объясняются некоторые случаи «выздоровлений»). Важно другое: к кому обращается человек за помощью — к Богу или к сатане?

А как страдают эти закодированные люди? Ведь грех так и остался в их душах нераскаянным. Он может лишь поменять свой облик. Отсюда у них частые депрессии, жуткая раздражительность, тревога.

Обратите внимание

Нередко возникают тяжелые соматические заболевания. И удивляться, как видно из сказанного выше, не приходится.

Сторонитесь такого «целительства» и отговаривайте от него тех, кто будет с вами советоваться по этому поводу.»

Дорогие братья и сестры, прочитав довольно строгий ответ православного врача Дмитрия Александровича Авдеева, давайте ознакомимся с иным взглядом на данный вопрос, который предлагает нам авторитетный священник протоиерей Димитрий Смирнов:

– У многих людей проблемы со спиртным, они прибегают к кодированию и прочим методикам. Как Церковь смотрит на такие методы лечения?

– У Церкви нет и не может быть никаких мнений по поводу тех вопросов, которыми она не занимается. Церковь занимается спасением души, поэтому у Церкви нет вопросов, можно ли ставить зубные имплантанты, можно ли болящего человека кодировать. Наша задача – чтобы человек бросил пить, нам это очень радостно.

А достигается это путем прямого гипноза или кодирования, или с помощью медицинских препаратов – Бог в помощь. Потому что пьяница Царства Божия не наследует.

Поэтому, когда стоит выбор, человеку оставаться жить и умирать пьяницей или все-таки постараться, закодировавшись, от этого греха отстать, так лучше выбрать последнее. Вот и все.

– Батюшка, а разве такой метод лечения не влияет на душу?

– Обязательно влияет, а алкоголь разве не влияет? Алкоголизм – это психическое заболевание, и если человека не лечить, он придет в полное беснование, заболеет белой горячкой и обязательно покончит с собой. И поэтому Церковь в дела науки не вмешивается, но когда речь идет о знахарях, колдунах, мы относимся к этому отрицательно.

Потому что, с одной стороны, этот бизнес – грабеж, а с другой стороны – он приводит к повреждению психики человека. И Церковь предостерегает своих чад, чтобы они не обращались к таким людям. Я понимаю, что наши призывы мало кем воспринимаются, но, по крайней мере, сказать об этом надо.

У нас даже специальные церковные каноны есть на этот счет, чтобы не ходить ни к знахарю, ни к звездочету.

Как видите, дорогие брать я и сестры, Церковь не дает официального ответа и каких-либо строгих рекомендаций. Посему каждый из нас должен поступать исходя из своего духовного возрастания. Например человеку, живущему церковной жизнью, и впавшему в алкоголизм, следует лечиться посредством частой Исповеди и Причащения. А малоцерковному человеку возможно и закодироваться.

Использованные источники: semyaivera.ru

Почему православная церковь выступает против кодирования?

Я не раз слышала о том, что кодирование от различных зависимостей считается православной церковью серьёзным грехом (наверное, под грех попадают и кодировщик, и кодируемый). Почему? Что греховного в этом признанном медициной действии?

Православная церковь выступает против кодирования,против клонирования,против любой веры,которая является не христианской,даже в своей религии они не могут найти общего языка,и называют всех кроме себя еретиками, а их взгляды ересью.

»Православная церковь»,кстати ни какого отношения к православию не имеет,а была названа так в сороковых годах товарищем Сталиным,не вникает в медицинский аспект кодирования,а руководствуется меркантильными интересами(алкоголик отнёс деньги не в церковь,а какому то целителю или врачу,а они от сатаны).

Кодирование, естественно ни к чему хорошему не приводит,по мимо негативных последствий,но это уже другой вопрос.

Важно

Медицина еще и овечек клонирует и к человеку подбирается. А кодирование считается грехом потому, что при этом происходит вторжение в человеческую личность и некое зомбирование кодируемого кодировщиком, а это уже ведьмовство.

Как правило, в понятие «кодирование» включается два похожих метода медицинского лечения различных зависимостей. Первый заключается в гипнотическом воздействии на больного, которому с помощью внушения вводится мысль о недопустимости и опасности злоупотребления соответствующим веществом или занятием.

Второй метод заключается во введении в организм зависимого человека вещества, которое, вступая в антагонизм с алкоголем или каким-то другим наркотиком, не позволяет больному злоупотребить им.

В случае же попытки злоупотребления, больной может нанести своему личному здоровью непоправимый и необратимый вред, а чём его и предварительно предупреждает врач-нарколог перед началом медицинской манипуляции.

Поскольку подобные психологические установки являются для зависимого больного чрезвычайно стрессовыми и, в какой-то степени, чуждыми, личность больного расщепляется.

Он начинает пытаться жить не своей жизнью, руководствоваться не своими мыслями и совершать не характерные для него поступки.

Против таких экспериментов над душой и выступает православная церковь, обращая внимание на то, что это не богоугодно.

Использованные источники: www.bolshoyvopros.ru

Православная церковь о гипнозе: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Гипноз довольно широко применяется официальной медициной, хотя его действие не изучено до конца, и не во всех случаях бывает понятно, действительно ли он принесет пользу и не причинит ли вреда. Однако люди часто испытывают какое-то инстинктивное отвращение к таким манипуляциям с сознанием, чувствуют, что в этом есть что-то неправильное.

У православных возникают вопросы, каково отношение церкви к гипнозу, позволительно ли такое ментальное воздействие с христианской точки зрения?

Допустим ли гипноз

Однозначного ответа у Церкви на этот вопрос нет. Священниками же высказываются разные мнения.

Кто-то полагает, что гипнотизирование — это насилие над человеческой душой, которую Бог создал свободной. С этой точки зрения, любые методы внушения недопустимы.

Но есть и менее радикальный взгляд у ряда священников. Они обращают внимание на то, что виды и цели гипноза бывают разные, и если одни из них, вроде НЛП, допускать не следует, то другие, скажем, кодирование от пьянства, еще приемлемы. Согласно этому мнению, гипноз сам по себе не хорош и не плох, все зависит от того, как его используют.

Совет

В самом деле, вопрос довольно сложен. То же кодирование, когда пациенту в состоянии гипноза внушают, что алкоголь вызывает у него отвращение.

С одной стороны, это грубая манипуляция над сознанием, но с другой, если это действительно поможет человеку избавиться от разрушающей его личность зависимости, то, возможно, стоит выбрать из двух зол меньшее.

Ведь пьянство — смертный грех, который погубит человеку и жизнь, и душу.

Читайте также:  Петропавловский собор в санкт-петербурге

А вот кодирование грехом никто не называет. Хотя у гипноза есть сомнительные стороны, но никогда Церковь не говорила, будто подвергнувшись гипнотическому воздействию православный согрешит.

Что касается самих гипнологов, мотивы их деятельности могут быть разными. От искреннего желания помочь больному, до наслаждения властью над чужим сознанием.

Нельзя дать одинаковую нравственную оценку, скажем, сеансам Кашпировского, где над людьми просто издевались, и лечебной помощи гипнолога, который, например, помогает человеку снять тяжелый приступ астмы.

В каких случаях гипноз осуждается христианством

Когда его применение неэтично. Например, есть довольно популярное движение, называемое нейро-лингвистическим программированием (НЛП), суть которого в том, чтобы использовать различные жесты, мимику, интонации, чтобы манипулировать людьми. По мнению сторонников НЛП, с помощью этих техник, можно приобрести власть над настроением, мышлением и поведением окружающих.

Подобные желания явно направляются гордыней и эгоизмом, что никак не может быть одобрено Церковью.

Важно! Гипноз вообще не допустим, если его целью является не помощь людям, а манипуляция.

Обратите внимание

Но и лечение гипнозом должно быть оправдано. Например, одно дело, когда человеку, страдающему тяжелой бессонницей, проводят сеанс гипноза, чтобы он заснул. Это терапия действительно может оказать значительную помощь и заменить собой вредные снотворные лекарства.

Другое дело, если гипноз применяют в таких случаях, когда он вовсе не нужен и вместо пользы может только вызвать у человека невроз. Например, использование гипнотической терапии для похудения, когда введенному в транс человеку внушают отвращение к пирожным и шоколаду.

Лишает ли гипноз человека воли

Для религиозных людей это весьма важный вопрос, ведь в христианстве очень ценится нравственная свобода человека, и верующие, узнавшие о гипнозе, могут обеспокоиться, не дает ли этот метод возможность лишить человека воли?

Психотерапевты говорят, что такое невозможно. Человеку нельзя внушить то, чего он не хочет. Даже находясь в глубоком трансе, он не примет того, что противоречит его желаниям и нравственным установкам.

Об этом свидетельствует несколько экспериментов, проведенных еще в советское время. Например, в одном из них загипнотизированному мужчине приказали вытащить у человека из кармана кошелек, но он не послушался, а когда приказ повторили, проснулся.

По этой же причине, далеко не на всех действует кодирование. У пациента должно быть желание порвать с алкоголизмом, иначе, несмотря на пройденную терапию, пить он все равно начнет.

Важно! Таким образом, вопрос о допустимости гипноза остается до конца не решенным в православии. В целом, отношение к нему скорее негативное, но и как грех сама по себе гипнотерапия тоже не оценивается, это зависит от ее целей и мотивов.

Стоит ли соглашаться на лечение гипнозом, каждому христианину придется решать самому. Однако, если нет крайней необходимости, то лучше не соглашаться.

Использованные источники: molitva-info.ru

Источник: http://uralmodulstroy.ru/kodirovanie/pravoslavnyj-vzglyad-na-kodirovanie-ot-alkogolizma-gipnozom

Отношения православия к гипнозу

Беседа с Г. И. Григорьевым,  доктором мед. наук, священником и директором Международного института резервных возможностей человека. Давно искал священника РПЦ, сведущего в гипнозе и терапии. Привожу отрывки из интервью, касающиеся об отношении православия к гипнозу, о внушаемости и гипнабельности и о работе экстрасенсов.

Интервью настоятеля храма иерея Григория Григорьева для журнала «Вода Живая», No05, 2014 (источник). Работа психиатра «там» и «здесь».

Мы обсудили тему «православие и психотерапия» в теории. Теперь перейдем к практике.

О методах, применяемых психиатрами, о лекарстве против массового психоза, о свойственных православным душевных болезнях, о психической подоплеке младостарчества — наш разговор с заслуженным врачом РФ, доктором медицинских наук, профессором психотерапии, магистром богословия, преподавателем СПБДА и настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках иереем Григорием Григорьевым.

 — Могут ли лечить человека колдуны?
— Лечить могут, но исцелять не могут. Тело – храм духа, созданный Богом.

Важно

Только Господь и сам человек, созданный по образу и подобию Божию могут ремонтировать этот храм и исцелять человека.

Колдуны, манипулируя способностями больного человека к самовнушению и самоисцелению, выдают их за свои и тем самым уводят человека от Бога. Впрочем, нынешние колдуны нередко сами нуждаются в лечении у психиатра.

— Какие, вообще, есть способы психологического воздействия на человека?
— Их всего четыре. Первый — заражение или вдохновление (воодушевление), когда своим примером, скажем, тренер вдохновляет детей на занятия спортом. Второй — подражание личному примеру. Третий — информирование переходящее в убеждение.

Чтобы информирование стало убеждением надо, чтобы оно затронуло эмоциональную сферу человека. Запоминается только то, что эмоционально значимо. И четвёртый — внушение, то есть способность самого человека воспринимать без критики какую бы то ни было информацию. Но нельзя внушить то, что не соответствует самопониманию человека, его внутренним духовно-нравственным установкам.

Одним словом внушение реализуется только после вдохновления, подражания и убеждения.

— А как же гипноз?
— Гипноз — это способность человека входить в трансовое гипнотическое состояние – состояние сна. Однако и при гипнозе нельзя внушить того, чего человек не хочет. Никакое гипнотическое внушение не реализуется пока не перейдет в самовнушение.

Если девушка готова раздеться на сцене под гипнозом, она готова раздеться и без гипноза. Современные психотерапевты в своей врачебной практике гипнозом практически не пользуются вследствие его малой лечебной эффективности и большого психоэмоционального напряжения со стороны самого врача.

С помощью гипнотерапии (сна) и гипносуггестии (внушения во сне) можно снять спазм: например, приступ бронхиальной астмы или подъем артериального давления при гипертонической болезни, но нельзя оказать реального влияния на сознание человека.

То есть этот психотерапевтический метод проявляется больше на соматическом, чем на психическом уровне. И практически не работает на уровне духовном.

— Но если внешнее внушение для успешной реализации всегда должно перейти в самовнушение, значит, невозможна никакая лобовая пропаганда?
— Есть психически акцентуированные люди, психологическая защита которых снижена и повреждена различными психосоматическими нарушениями и заболеваниями.

Акцентуации – это психические отклонения, выходящие за пределы психической нормы, но не доходящие до психического заболевания. Это своего рода пограничные состояния между нормой и болезнью. Это люди с повышенной внушаемостью. У них постепенно снижается критическая самооценка. Они становятся способными без критики воспринимать любую непроверенную информацию.

Совет

Если в обществе внушаемых людей до 4%, это допустимо, если больше 8 % — дело плохо. Предреволюционная ситуация — резкое повышение внушаемости до 40% и выше. Чем больше аудитория, тем сильнее эффект психоэмоционального потенцирования взаимной внушаемости своего рода «эффект толпы».

В этом и проявляется высокая эффективность массовой пропаганды среди толпы внушаемых людей со сниженной критической самооценкой.

— И все-таки, как внушаемость используют в медицине?
— Внушаемость — это палка о двух концах. Ее надо уменьшать за счет восстановления нарушенной критической самооценки. У человека есть способность к самовнушению, и она может как исцелять, так и повреждать.

Например, любой стресс повышает внушаемость и если при стрессе человек думает о плохом, — то плохое с ним и происходит. И наоборот – если думает о хорошем, например, о собственном исцелении, то может исцелиться.

Или человеку можно внушить, чтобы он не принимал спиртных напитков и если он этого хочет, то он не будет пить. Но если человек сомневается в необходимой личной трезвости, то когда выйдет из наркологической клиники, и товарищи-собутыльники предложат ему выпить, то больной может не удержаться.

Иногда повышенная внушаемость является началом психопатологии и может привести к развитию психического заболевания. Всякое психическое заболевание начинается со снижения критической самооценки человеком собственного поведения.

Вполне закономерно, что когда критика к себе уменьшается, то критика к окружающим людям, к внешнему миру повышается. Таким образом происходит самоповреждение психологической защиты личности.

— Можно сказать, что повышенная внушаемость может привести к тяжелым не только личным, но и социальным последствиям?
— Конечно! Еще в 1960-е годы крупнейший советский гипнолог профессор П.И. Буль, работавший в одной из клиник Первого Ленинградского медицинского института им. И.П.

Павлова, решил провести по радиотрансляции в своем лечебном учреждении специальные психотерапевтические сеансы по улучшению сна у пациентов терапевтического профиля. И действительно лечебный эффект подобной психотерапии в клинике оказался колоссальным.

Всего за месяц использования магнитофонных записей сеансов мышечной релаксации, переходящей в физиологический сон, – десятки килограммов снотворных препаратов оказались невостребованными. И тогда возникла идея оздоровления по телевидению всего города. Но сперва на телевидении Ленинграда врачи решили проверить, насколько советский народ внушаем и гипнабелен.

Обратите внимание

В студии на Чапыгина, Павел Игнатьевич Буль с целью проверки жителей города на гипнабельность и внушаемость, собрал группу студентов-медиков своего научного кружка, специально занимающихся психотерапией и способных к самовнушению.

Прямо в телестудии доктор провел лекцию о гипнозе и внушении, обратившись одновременно к телезрителям с предложением проверить свою внушаемость и гипнабельность. И в заключении с демонстрационной целью дал команду своим подопечным: «Ваши руки склеились, ваши руки расклеились…».

Профессор Буль надеялся, что то, что испытали студенты, тоже самое испытают и телезрители. Вернувшись домой, доктор сел ужинать, и тут начались телефонные звонки: «Безобразие! Моя жена сидит со склеенными руками. Дайте ей трубку: ваши руки расклеились!» Вместо ужина профессор Буль несколько часов расклеивал руки по телефону.

Но потом начались звонки из телефонов-автоматов от людей, у которых не было личных телефонов. Одним словом, всю ночь он ездил по городу на своей машине и расклеивал руки пациентов. Внушаемых людей в городе Ленинграде оказалось слишком много. Наутро, придя в родную клинику, профессор Буль сказал своему шефу – профессору Булатову: «Джинна нельзя выпускать из бутылки!». Так в Советском Союзе была запрещена телевизионная психотерапия.

— А как объяснить тот феномен, что массы людей, среди которых далеко не все с повышенной внушаемостью, поддаются внушению экстрасенсов?
— Это не столько внушение, сколько индуцированный психоз. Приведу пример. Заслуженный артист РФ Юрий Горный вместе с профессором В.И. Лебедевым в свое время устраивали «антикашпировские сеансы».

Они придумали эксперимент, который назвали: «Голова профессора Зомби» по аналогии с «Головой профессора Доуэля». В период разгара популярности телевизионной психотерапии Юрий Горный позвонил на телевидение Норильска и заявил: «Мы с профессором Лебедевым только что вернулись из Тибета. Там мы встречались с самым сильным экстрасенсом нашей планеты — профессором Зомби.

Однажды над профессором взорвалась летающая тарелка. Осколком космического металла ему пробило голову. И теперь от головы Зомби стала исходить мощнейшая нервно-психическая энергия которая убивает все живое на 20 метров вокруг. С той поры профессор Зомби поселился в пещере, в толще скалы за 40 метрами гранита. И теперь никто его не видит. Но он видит всех.

Если ему понравится человек, он дарит такому человеку муляж своей головы и дискету с записью собственной исцеляющей речи. Если пристально смотреть на голову профессора Зомби и включить его речь, то больной человек почувствует мощное оздоравливающее воздействие». Экспериментаторов сразу же пригласили на Норильское телевидение.

Накануне приезда в Норильск в Московском магазине игрушек Юрий Горный купил уродливую голову из папье-маше и пробил в ней дырку, как бы от осколка летающей тарелки. На магнитофонную кассету он записал некую тарабарщину на несуществующем языке.

Важно

В Норильске их встретили с распростертыми объятиями: «Нельзя ли посредством головы профессора Зомби оздоровить население Норильска?» – «Можно». Голову поставили на вращающуюся платформу и подсветили изнутри разноцветными мигающими лампочками. Вид ее был ужасен. В аудитории телестудии Норильска собрались многие люди желающие исцелиться. К ним обратился профессор Лебедев.

Он рассказал о своей вымышленной поездке на Тибет. О невероятной силе биополя самого сильного экстрасенса земного шара профессора Зомби. И закончил свою речь торжественными императивными (утверждающими) словами: «Сейчас многие из вас будут исцелены могучей аурой головы профессора Зомби».

А Горный добавил: «А также от лечебного биополя этого «величайшего человека» заработают старые и неисправные электрические и механические приборы: утюги, холодильники, телевизоры и часы». Первым почувствовал экстрасенсорное воздействие оператор телестудии, который снимал сеансы исцеления.

Он увидел яркий свет, идущий от лечебной головы, так что на время потерял зрение и его пришлось подменить. При этом многие больные люди испытали мощное лечебное воздействие: у кого-то прошли головные боли, у кого-то боли в пояснице… А потом в студию начались звонки. По словам Юрия Горного из звонков особенно запомнился один.

Звонил человек, живущий в Норильске, и благодарил организаторов телевизионной психотерапии за то, что его часы пошли. Юрий Горный ответил ему: «В этом нет ничего удивительного». Но звонивший гнул свою линию: «Вы меня не поняли, у меня пошли настенные часы». Горный продолжал: «Пойдут и настенные, и напольные, и наручные…». Но человек словно его не слышал: «Нет! Вы меня не поняли! У меня пошли нарисованные часы!..». Это было начало индуцированного (наведенного) психоза на фоне массового самовнушения!..

Читайте также:  Икона воздвижение креста господня

Примечание.

Горный (Яшков Юрий Гаврилович) – обладатель 25 рекордных номеров-этюдов интеллектуального, психического и физического атлетизма. Награжден золотой медалью Международной академии науки, образования и искусства. Лауреат премии Ленинского комсомола. 1994г.

– победитель конкурса феноменов планеты (г. Токио). О Юрии Горном снят фильм “Человек со взглядом Бога” (Япония, 2001). данные взяты из энциклопедии “Великая РОССИЯ “ИМЕНА” за 2003 стр. 250. Видео “Юрий Горный о Ванге и в целом о работе целителей и экстрасенсов.

” Статья о Горном в журнале “Наука и жизнь.”

В. И. Лебедев – доктор психологических наук, руководитель специальной медицинской и психологической подготовки первых космонавтов. Среди наиболее известных питомцев Владимира Ивановича  — первый в мире космонавт Ю.А.

Гагарин и первый человек, вышедший в открытый космос — А.А. Леонов. Во время работы с космонавтами В.И. Лебедев лично прыгал c парашютом, находился в барокамере, в самолетах, на которых создавалась ситуация невесомости и проч.

Обобщение опыта своей работы и данных многочисленных исследований (в частности, наблюдений за полярниками в Арктике и Антарктике), легло в основу написания им диссертации на соискание степени доктора психологических наук «Особенности психологической деятельности в измененных условиях существования» (1983). Биография и основные работы Лебедева В. И.

— То есть личность экстрасенса тут не причем, все происходит только из-за самовнушения?
— Именно так: «Основной закон психиатрии гласит – десять тысяч здоровых людей не убедят одного больного, но один больной убедит десять тысяч здоровых, т.к. верит в то, что проповедует».

Работающим в клинике психиатрии платят надбавку за вредность именно за «индуцированный (наведенный) психоз». Когда человек долго работает с психически больными людьми то, в конечном счете, может и сам повредиться разумом. Аналогичные деформации бывают, например, и у людей других профессий: священников, врачей, педагогов, психологов и др.

Совет

Экстрасенсорные способности сами по себе нередко появляются после психической травмы, сильного стресса или специальной повреждающей психику тренировки. И всегда являются грозными предвестниками развивающегося психического расстройства.

Бывает экстрасенсами становятся после того когда человека ударит электрическим током, или молнией, или он перенесет клиническую смерть, или черепно-мозговую травму. Некоторые известные экстрасенсы имеют инвалидность по психическому заболеванию. Но есть среди них и просто жулики, которые со временем могут начинать верить в собственные целительные силы.

От этой самовнушенной веры их психика постепенно повреждается, и тогда они становятся настоящими экстрасенсами. В конечном счете дело не в экстрасенсе, а в психически неустойчивых людях, которые ему доверяют, в их вере и самовнушении, которыми могут манипулировать лукавые и духовно нездоровые люди. Востину: «Не сотвори себе кумира…».

— Как бороться с такого рода самовнушением?
— Единственный способ противодействия ложной вере — это истинная вера в Единого Бога. Верность Его заповедям и доверие Ему как любящему Отцу, который все зло превратит в добро.

Но и о здравом смысле забывать не надо, ведь без нас нам и Бог не поможет. Не следует забывать о том, что голова дана человеку не только для ношения шапки… Благодать Божия позволяет человеку видеть в окружающих только хорошее, а в себе все плохое.

Самое время вспомнить небезизвестный фильм «Операция Ы» и его крылатую фразу «К людям помягше и смотреть поширше». А к себе — пожёстче.

Что такое внушение по Бехтереву? Мифы и факты о гипнозе www.classicalhypnosis.ru

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Оценка статьи:

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://classicalhypnosis.ru/stati-o-gipnoze/gipnoze-i-pravoslavie.html

Гипноз применяемый в православии

Православные службы – как сеансы массового гипноза

История гипноза, пожалуй, соизмерима со всем временем существования рода человеческого.

Точное определение гипноза до сих пор убедительно не дано, но наши знания о деятельности головного мозга, взаимодействии его с нервной системой пока фрагментарны, поэтому в затруднениях с определением нет ничего удивительного.

Тем не менее, практическое его применение неразрывно связано с первыми страницами истории человечества, особенно в сфере религии и культа.

Обратите внимание

Предоставим слово авторам библейских текстов, очевидно знакомых с некоторыми методами гипноза:

“И НАВЕЛ Господь Бог на человека КРЕПКИЙ СОН; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотию.” ( Бытие, 2:21 ). Помниться, Кашпировский пациентку на операции и в сон не вгонял:

“И сказал Господь Моисею:: ВНУШИ народу, чтобы каждая женщина у ближней своей ВЫПРОСИЛИ вещей серебряных и вещей золотых” ( Исход, 11:1-2 ). Ну чем не цыганские дела?

“И, нашедши учеников, пробыли там семь дней; они, по ВНУШЕНИЮ Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим” (Деяния, 21:4).

Можно продолжить множеством цитат как из Ветхого, так и Нового Заветов, иных источников, особенно Житий:

Хорошо зная историю, как впрочем теорию и практику Православия, я не буду касаться иных конфессий и деноминаций, обряды которых, впрочем, также базируются на гипнозе, внушении и самовнушении.

Как мы знаем, в Православной Церкви есть семь таинств – крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, священство и елеосвящение. Есть общие службы, такие как Литургия, есть частные, например, благословения и освящения.

Могу утверждать, что в отличие, скажем, от протестантских или католической Церквей, Православие традиционно обладает более действенными ресурсами для включения механизмов внушения и самовнушения, будучи т.н.

восточной ветвью христианства, по- византийски пышной, воздействуя на все сенсорные каналы человека – зрение, слух, осязание, обоняние и т.д., по которым к нам поступает информация.

Мне кажется довольно интересным, что в церковных обрядах используется практически весь спектр психотехник – от классического гипноза до недирективного, от аналога психоанализа до НЛП. Но применяется все это формально, неосознанно, поэтому недостаточно эффективно. Правда, отдельные православные священники в этой области “продвинулись”, и очень успешно применяют свои знания на практике.

Но таких единицы. Надо отметить, что история говорит о том, что ранее Россия знала и количественно, и качественно целую плеяду талантливых “психотерапевтов” “от Православия”.

Преподобные, праведные, юродивые – целители и врачеватели души и тела – где они сейчас? Лишь несколько на всю Россию знаю. Еще раз хочется подчеркнуть, что обладая полнотой ресурсов, РПЦ сегодня забыла о пастве в политических и экономических интригах.

Важно

Свято место пусто не бывает, и этим удачно пользуются более мобильные, живые и прогрессивные протестантские и харизматические христианские общины.

Если освобождением от наркозависимости они давно и очень успешно занимаются, то неуклюжие попытки РПЦ создавать свои реабилитационные центры вызывают только ироническую улыбку. Исключение – пара талантливых священников, да и то подвергающихся гонениям со стороны “князей” церкви.

Итак, в чем же схоже православное богослужение и сеанс гипноза?

Для примера возьмем порядок совершения Таинства Елеосвящения, которое совершается над больным человеком. По Требнику, должно совершаться семью священниками ( допускается и менее, и одним, как исключение ). Давайте для удобства называть больного далее пациентом.

Итак, предполагается, что звуковой сенсор пациента будет перегружен – так, постоянно в ходе обряда будут меняться во время чтения и пения: высота тона, темп, громкость, тембр и тональность, количество, непрерывность/прерывистость звучания, длительность звука, локализация, расстояние, источник.

Более того, звук пациент будет улавливать разными ушами от нескольких источников. Немаловажно, что обряд совершается на малопонятном для непосвященного т.н. “церковно-славянском”, и даже чтение – нараспев. Т.е. слуховой канал перегружен. Перейдем к визуальному.

По Требнику, на стол ставятся: Евангелие, Крест, блюдо с пшеницей, в нем лампада, вокруг семь горящих свечей. Свечи у всех священников и присутствующих. Священники – в облачении, т.е. не в обычных черных одеждах, а в достаточно ярких и блестящих епитрахили и фелони. Специфические движения и жесты.

Перегрузка ? Обоняние – перед началом: “Благословен Бог наш:” положено каждение, т.е. окуривание помещения ладаном с весьма специфическим запахом. Кинестетика – пациент помазывается неоднократно ( до семи раз) елеем : лоб, щеки, ноздри, губы, руки, грудь. В конце обряда на голову ему возлагается раскрытое Евангелие и читается молитва.

Как мы видим, практически перегружены все сенсорные каналы, т.е. сознание уступает “прямую трансляцию” подсознанию.

А то успешно впитывает довольно объемные молитвы, в которых часто упоминается имя пациента и содержаться просьбы ( даются установки ) на его выздоровление, должен сказать, довольно действенные.

Психологам и психотерапевтам прекрасно известно, что происходит, когда потоки информации принимает не сознание с его целыми штабелями “фильтров”, а подсознание. Ведь это цель и классического, и недирективного гипноза. Ну, а далее под контролем подсознания начинает успешно работать самовнушение:

Совет

В последнее время мы не только по телевизору в “забугорных” триллерах видим сеансы психоаналитиков, помните, это когда сидят кружком несколько человек и рассказывают друг другу о себе, своих переживаниях, фантазиях и т.д. Это сегодня обычная практика многих психотехник.

А христианство вторую тысячу лет использует это в Таинстве Покаяния. Исповедь перед священником: Знаете, есть такая поговорка :”Поплакаться в жилетку:”. Согласитесь, легчает. А ведь последним элементом Таинства идет разрешительная молитва, говоря условно, отпускающая грехи.

Начатые в 50-х годах прошлого уже века убедительные опыты американского психолога Аша по коллективному влиянию доказали эффект внушающего коллективного “давления”.

Вот его формула – воочию видеть не то, что слышишь, но верить услышанному. Вот и объяснения ряда “чудес”, и потенциальные ресурсы общественных богослужений- Божественной Литургии и т.д.

Вот недавно Крестные ходы на Пасху были. И ежегодное самовозжигание огня у Гроба Господня.

Добиться транса, в котором включаются механизмы как внушения, так и самовнушения, – задача и авторитарной, и недирективной техник гипноза. Любой православный обряд гарантирует введение в трансовое состояние. Плохо, что НЛП-ишная проверка на “экологию”, думается, была бы здесь отрицательной. Транс нужно использовать во благо человека.

Приведу анекдот, прочитанный на каком-то сайте : настоятеля сельского храма очень расстраивало, что прихожане крайне прижимисты и почти не жертвуют деньги. Решил применить гипноз, прочитал соответствующее руководство.

Перед воскресной службой жарко натопил печь в церкви, службу читал медленно, монотонно, позолоченным крестом пассы делал. Когда прихожане погрузились в транс, сказал: “Вы все щедрые и добрые.

Обратите внимание

Вам очень приятно пожертвовать все свои с собой имеющиеся деньги на богоугодные дела”. Пожертвовали очень много. Батюшке понравилось, через неделю решил повторить. Снова повторил на службе те же манипуляции.

Но выяснилось, что прихожане, наученные прошлым опытом, на этот раз с собой ни копейки не взяли. В сердцах батюшка воскликнул: “Ну и засранцы вы все после этого !” Церковь пришлось отмывать недели две:

Впрочем, о психологии в религиозных обрядах можно тома написать. Но, возможно, содержание этой маленькой статейки подтвердило название ?

Источник: http://www.ecohypnosis.com/2015/12/blog-post.html

Взгляд православного психолога на НЛП

Доклад прозвучал на расширенном заседании Общества православных врачей Санкт-Петербурга, посвященном вопросам православной психотерапии, психологии, церковного душепопечения и проблеме оккультного поражения человека.

Учебный центр подготовки руководителей, г. Санкт-Петербург

(тезисы доклада)

1. В настоящее время загадочное НЛП, благодаря искусственно подогреваемому адептами интересу, стало одним из модных направлений Практической психологии.

С одной стороны, имеется название, которое «научно», загадочно, непонятно и одновременно притягательно, множество книг и семинаров, а с другой, звонкие, внешне эффектные обещания приобщить человека без психологического образования к тайнам эффективного взаимодействия и влияния, управления своим и чужим состояниями и поведением.

Следует учитывать, что само словосочетание NLP (нейро лингвистическое программирование) является скорее рекламным лейблом, соблазном для одних и вызовом для других, который используют авторы для привлечения интереса, а не. единым методологическим, а тем более, научно-обоснованным подходом.

2. Необходимость анализа НЛП с позиций психологии обусловлена наличием противоречивых мнений и оценок данного направления практической психологии в православной литературе.

Кроме того, учитывая то, что интерес к НЛП искусственно подогревается стараниям адептов, необходим трезвый научный анализ возможностей, ограничений и опасностей данного подхода в работе профессионального психолога и других специалистов.

Частные методики и технические приемы, собранные и описанные в книгах по НЛП, невозможно игнорировать хотя бы потому, что они были открыты и известны, а главное успешно применялись практически задолго до появления НЛП.

В то же время, православному психологу и психотерапевту необходимо критически осознавать уровень и пределы компетентности НЛП в тримерии Тело-Душа-Дух.

Важно

Последнее положение распространяется на любой психологический или психотерапевтический подход.

3. Анализ литературных источников показывает, что НЛП опирается, хотя и весьма некритично, на эклектически собранные теории и концепции секулярного научного знания. К научному знанию, в том или ином виде используемому в НЛП, относятся следующие исследования и концепции:

Читайте также:  Молитва феодоровской иконы божьей матери

— взаимосвязанность движений глазных мышц и порождаемого зрительного образа (Ч.Белл, 1842); 72

— ведущей сенсорной системы (А.Бине, Ж.Шарко, 1880-90гг);

— сенсорной структурности психики (Э.Титчинер, 1910);

— сенсорно-двигательного обусловливания поведения (И.Павлов, 1923, Скиннер, 1931);

— лингвистической относительности (Э.Сепир, 1934);

— нейролингвистической теории семантики (А.Кожибски, 1933,1941);

— трансформационной грамматики (Н.Хомский, 1960-80гг);

— конгруэнтности личности и коммуникации (К.Роджерс, 1951, В.Сатир, 1960-70гг);

— бессознательной коммуникации и недирективного гипноза (М.Эриксон, 1930-50гг);

— принцип ТОТЕ (Миллер, Галантер, Прибрам, 1960) и др.

Приведенные концепции породили конкретные прикладные

техники, которые с различной степенью эффективности используются в практической психологии и в психотерапии. Вместе с тем, сопоставление перечня данных концепций, различной полноты объяснения и достоверности, с содержанием книг по НЛП показывает, что в научном плане НЛП не имеет собственных оригинальных концепций и разработок.

4. Новизной обладает только название подхода: нейро- лингвистическое программирование. Однако, оно также не выдерживает научной критики. Сам по себе термин «нейро» имеет прежде всего рекламный характер и говорит о претензии на позитивную науку, в отличии от запутанной психологии.

Тем не менее, в отличие от нейрохирургии или нейрофармакологии, техники используемые в НЛП оказывают воздействие не на нервные клетки, а на сферу речевого сознания и бессознательного, а также на органы чувств.

Претензия на то, что НЛП способно использовать нейронную локализацию высших психических функций, также не обоснована, поскольку функции и динамика явлений сознания и бессознательного, структура речевого и внеречевого поведения, т.е.

все то, о чем пишется в книжках по НЛП, описываются, как знает любой психолог, в терминах психических процессов, и, вместе с тем, никак не могут быть описаны в терминах нейрофизиологии.

5. Термин «программирование» появился как отголосок теории программированного обучения Скиннера, мода на которое в педагогике быстро прошла, вследствие более низкого эффекта, чем ожидалось. Зато появилась мода на компьютеры, и авторы НЛП.

вовсю принялись эксплуатировать компьютерные аналогии и метафоры, уподобя мозг компьютеру и сведя все проблемы практической психологии к тому, чтобы заменить «плохие» программы на «хорошие» плюс найти подходящий язык для написания таких программ.

Совет

С позиции психологии это означает попытку проигнорировать модальность познавательных, волевых, эмоциональных процессов, а также уровневые характеристики психического, т.е. специфическое отличие абстрактного мышления от сенсорно-образного уровня.

Проблема личностного смысла в НЛП также перестает существовать, поскольку наличие или отсутствие смыслового и ценностного отношения у человека с позиций НЛП определяется не содержанием его мыслей, чувств и других переживаний, а всего лишь хорошо подобранной структурой (программой), которая в нужной последовательности запускает необходимые образные и лингвистические компоненты.

6. Принципы НЛП, противоречащие православию следующие:

• Нет ни истинных, ни ложных «картин мира»; внутренняя «картина мира» человека зависит от языка описания который он использует, следовательно, для изменения «картины мира» нужно изменить язык, на котором она описывается, т.е. назвать вещи другими именами, именно так действует «отец лжи».

• Необходимо доверие творческим ресурсам безсознательного, поскольку бессознательное лучше сознания знает, что нужно человеку, однако известно, что страсти укоренены именно в сфере бессознательного.

• Нет естественно коммуникации, каждая коммуникация преследует свою цель воздействия одного на другого, следовательно манипулятивна; однако Церковь – это общение равных во Христе.

7. Проблема истинного мировоззрения для авторов и практиков НЛП отсутствует, она сведена у них к индивидуальной «картине мира», правильность которй определяется лишь тем, насколько этот субъективный опыт помогает человеку достичь утилитарного успеха в жизни.

Таким образом, одним людям полезно строить отношения с Богом (вопрос в том, какой Бог истинный, вообще игнорируется), а другим – использовать восточную философию, теософские и оккультные практики. Для авторов НЛП и тот, и другой опыт является полезным, все зависит от контекста использования.

Такая мировоззренческая всеядность прослеживается и в литературе НЛП, где в одном контексте могут употребляться имена Иисуса Христа, Карла Маркса и Карлоса Кастанеды.

В целом по духу и направленности авторы НЛП мыслят в духе теософского учения и призывают к практическому овладению возможностями и способностями, пока еще скрытыми в природе каждого человека.

Для того, чтобы снять барьеры критического мышления, авторы, как правило, на протяжении всех своих книг, а практики в процессе семинаров призывают раскрепоститься, довериться творческим бессознательным ресурсам. Для этого в процесс семинаров используются медитации, методики М.Эриксона, музыкальный фон и другие приемы, вызывающие измененные состояния сознания.

8. В НЛП собрано и систематизировано в структурном плане множество полезных лингвистических образцов эффективной коммуникации. Однако игнорирование смыслового контекста использования данных образцов и отсутствие ориентира на истинное мировоззрение может приводить к ценностным искажения, т.е. ко лжи.

Обратите внимание

Например, один и тот же образец использования словосочетания «даже если» взамен «но», в разных контекстах способен привести не к опровержению настроения уныния, а к ошибке, если игнорировать ценностный аспект. Ср. «Сегодня светит солнце, даже если завтра пойдет дождь» и «Сегодня наслаждаемся жизнью, даже если завтра наступит смерть».

«Сегодня светит солнце, но завтра опять пойдет дождь» и «Сегодня светит солнце, даже если завтра опять пойдет дождь».

Другие приемы также имеют свое правильно место и время использования, и в зависимости от искренности говорящего и его сердечного намерения могут быть направлены как к истине, так и ко лжи. Ниже приведены два примера лингвистических образцов.

Скрытая просьба (команда): «Я не заметил, смогли ли Вы записать наш телефон?» «Хотелось бы знать, что Вы скажете об этой книге, после того, как прочитаете ее». «Я не знаю, когда у Вас возникнет желание прийти к нам». Чтобы получить желаемый результат, необходимо выделить подчеркнутую часть тоном голоса, взглядом, прикосновением или заранее сформированным «якорем».

Использование предварительных предложений: Вы придете к нам снова на этой или на следующей неделе?», т.е. выбор переносится с альтернативы «прийти» или «не прийти» на различные варианты прихода.

«Осознаете ли Вы, что эти факты реальны?», т.о. сознательное внимание сосредотачивается на первой части вопроса, в то время как бессознательно принимается постулат о реальности фактов.

«Интересно, Вы очень смутитесь, если я спрошу, пойдете ли Вы на наше собрание?, т.о. предварительный вопрос снимает нагрузку со значимого вопроса.

Предварительный вопрос желательно формулировать таким образом, чтобы создавался положительный фон для ответа на основной вопрос. «Не могли бы мы поговорить, прежде чем Вы поймете мою правоту?», т.о.

идет связка между началом беседы и ее результатом.

Среди других форм управления диалогом также используется метафоризация, причинно-следственное связывание, переформирование смысла и контекста, формирование авторитетности и многие другие частные приемы.

Как уже указывалось, эффективность речевых техник в огромной степени обусловлена искусностью и выразительностью использования параллельно с речью несловесной (мимической, интонационной, жестовой и т.д.

) коммуникации.

9. Следуя гипотезе лингвистической относительности, авторы НЛП также утверждают, что обмен глубинными смыслами в коммуникации возможен только тогда, когда используются слова, описывающие конкретно-чувственную предметность, т.е.

Важно

существительные, обозначающие вещи, которые можно «положить в машину» а также глаголы, отражающие действия, которые можно воспринять органами чувств. Таким образом, в предлагаемой коммуникативной модели разговор, о добре, истине, красоте, вере, духовности и других категориях идеального познания не имеет прагматического смысла.

Категории Духовного также в НЛП подходе имеют только относительный, но никак не абсолютный смысл.

10. В противоречии с практикой успешного общения людей, имеющих общие духовные ценности, т.е. строящих разговор через призму разделяемого мировоззрения, НЛП утверждает, что эффективная коммуникация должна удовлетворять следующим условиям:

• Участники должны иметь объем общих знаний и чувствований;

• Обсуждаемая ситуация должна быть одной и той же для участников;

• Передаваемая информация должна соответствовать реально (а не идеально) существующим влияниям;

• В передаваемой информации сохраняются те же причинно-следственные связи, что и в объекте описания;

• В обмене информацией не должно присутствовать отклонение от темы;

• Участники должны следовать понятным друг для друга правилам воздействия;

• Передаваемая информация должна сопровождаться ее оценкой говорящим и пояснением мотива передачи этой информации.

Безусловно, данные условия делают коммуникацию эффективной в деловой и внеличностной сфере и не случайно опытные руководители стремятся по максимуму соблюдать их, корректируя высказывания подчиненного вопросами.

Например, в ответ на высказывание «Меня всегда преследуют неудачи» со стороны руководителя могут последовать вопросы в зависимости от того как нужно повернуть беседу: «Что у Вас не получается?», «В чем проявляются ошибки?», «Что в неудачном исходе зависит от Вас?», «Всегда ли Вы все делаете неудачно?», «Каким образом это происходит?», «Как конкретно неудачи могут Вас преследовать?».

Однако, в близкой межличностной ситуации разговора подобные вопросы могут восприниматься как ненужные, нетактичные, навязчивые и т.д., поскольку предполагается, что собеседник и так понимает, о чем идет речь.

Еще более сложная ситуация создается вокруг высказывания: «Меня мучает совесть». С одной стороны, совесть – идеальное понятие и как явление переживается сверхчувственно.

С другой стороны, попытка описать это состояние через чувственную специфику, например: «По поводу чего Вы так мучаетесь?», «Как Вы это переживаете?» и т.п. дает немного, поскольку понять данное состояние (диалог с совестью) можно лишь сверхчувственно (трансцендентно), т.е.

Совет

имея опыт аналогичного переживания. Самое главное, собеседники должны одинаково воспринимать ценность диалога с совестью, а это возможно лишь в сфере единого вероисповедания.

11. В противоречии с православным подходом, апеллирующему к сознанию, т.е. логосу человека, в НЛП наиболее эффектной моделью психотерапевтической коммуникации признается модель, служащая для наведения измененных состояний сознания.

Это так называемая милтон-модель (по имени Милтона Эриксона, который ее использовал для наведения транса). Согласно данной модели, при неточной коммуникации бессознательное воспринимающего субъекта создает для себя свои собственные смыслы, компенсируя несоблюдение условий точности.

Например, в высказывании «Гипнотизирование гипнотизеров может быть модным трюком» могут быть представлены несколько смыслов: 1) гипноз в исполнении гипнотизеров является трюкачеством; 2) попытка продемонстрировать гипноз на гипнотизере является трюкачеством; 3) использование гипноза на гипнотизерах позволяет продемонстрировать неожиданный трюк. Приемы милтон-модели могут быть использованя для наведения транса различной степени глубины, например: «Не знаю, сознательно или бессознательно, но постепенно у Вас возникает желание откликнуться на то, что говорится, и медленно закрыть глаза в тот момент, когда я закончу говорить». В силу неопределенности высказывания возникает дезориентация сознания в смысле фразы, что способствует наведению транса.

Таким образом, психотерапевт устраняется от того, чтобы оформлять ценностные смыслы своего пациента, главное для него, чтобы у пациента пришло внутреннее ощущение решения проблемы, а в ценностном контексте каких заповедей – это значения не имеет. «Сон разума рождает чудовищ».

12. С точки зрения христианской антропологии, предлагаемый НЛП подход, хотя и способен расширить коммуникативные умения человека, но явно не отражает все его призвание в данной сфере.

Как познание не ограниченно чувственной сферой , но включает с себя оперирование рациональными и идеальными понятиями, так и межличностный обмен информацией использует не только чувственные образы и представления, но и включает в себя элементы интеллектуального и сверхчувственного характера, например, абстрактные понятия: субъект, отношение, сознание, вера, Бог. А именно эти понятия используются, чтобы один человек мог передать духовные смыслы другому.

13. НЛП предлагает методы воздействия, которые из области психотерапии могут быть распространены на педагогику, рекламу и продажу, политику и псевдорелигиозную практику, что и вызывает волну популярности у одних и критику у других. Критикуется манипулятивный характер техник НЛП, поскольку эти техники могут влиять незаметно для сознания человека.

Обратите внимание

Вопрос о манипулятивности НЛП требует особого комментария. Если рассматривать коммуникацию (общение) как средство воздействия на познавательную, эмоциональную, волевую сферу другого человека, то вопрос о манипулятивности различных речевых и неречевых техник, казалось бы, снимается.

Человеческая речь обладает определенной структурой именно для того, чтобы быть способной эффективно передавать смысл, выражать чувство и оказывать воздействие. Вопрос развитости структуры речи – это вопрос образованности, а овладение паттернами языка позволяет восполнить пробел в образовании.

Другими словами, подготовленный и обученный человек сможет более эффективно влиять на сознание и подсознание другого человека. Таким образом, в субъект-объектной схеме коммуникации, когда другой человек – лишь объект для моего воздействия (манипуляции), различия между коммуникацией и манипуляцией исчезают.

А именно такую схему используют СМИ, политическая и торговая реклама, методы активной продажи, авторитарная педагогика, тоталитарные секты и т.п.

Источник: https://sueverie.net/vzglyad-pravoslavnogo-psixologa-na-nlp.html

Ссылка на основную публикацию