Правила хранения православных икон

Правила хранения православных икон – православные молитвы

23.10.2018

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон.

Обратите внимание

Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания.

Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати.

Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Важно

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп.

Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа.

Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Совет

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона — это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»  Прп. Ефрем Сирин

Источник:

о ИКОНЕ

Источник: http://molitvennikk.ru/utrennie-molitvy/pravila-hraneniya-pravoslavnyh-ikon-pravoslavnye-molitvy.html

ХРАНИТЕЛИ: КАК БЕРЕЧЬ ИКОНЫ – Православный журнал “Фома”

Сегодня при храмах и православных учебных заведениях открывается множество иконописных кружков и факультетов. Казалось бы, можно радоваться, что иконопись как церковное искусство жива и будет жить еще долго.

Но специалисты-реставраторы бьют тревогу. Их боль можно понять, когда видишь погибающие, искалеченные древние образа.

Иконы гибнут сейчас, на наших глазах, и если мы не постараемся их сберечь, то очень скоро этих сокровищ у нас просто не будет.

ТЕМНЫЕ ДОСКИ

Почему так важно сохранить эти потемневшие, потрескавшиеся, часто полу обсыпавшиеся изображения? Зачем? Ведь при нынешнем изобилии иконописцев, казалось бы, можно написать новые. Но новое – не значит равное по достоинству. Необходимо признать, что изучение технологий и техники иконописи началось совсем недавно, систематическое же и обширное образование получают единицы.

Икона – не только произведение искусства, но прежде всего – свидетельство того, что Сам Бог стал человеком, явил Себя миру. Икона – это проповедь Богоявления. Известны слова священника Павла Флоренского: “Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно то, о котором даже не говорится в учебниках: “Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог”.

II не стоит далеко ходить за примерами, и в наше время многих искусствоведов привела в Церковь их работа, потому что, сталкиваясь с древними образами, люди просто не могли оставаться неверующими, икона сама проповедовала им.

Икона – свидетельство реальности иного мира, и поэтому иконописец должен быть не только мастером, но и свидетелем этого таинственного, невидимого, другого мира.

Многое требуется от иконы и от иконописца: ведь “невнятность ее (иконы) удостоверения, а тем более сбивчивость, ложность, может нанести непоправимый ущерб одной или многим христианским душам, как, напротив, ее духовная правдивость кому-то поможет, кого-то укрепит”. (Священник Павел Флоренский.

) В современном мире не много иконописцев, способных свидетельствовать, являть откровение. Ведь древний стиль иконописания соответствовал и древнему благочестию (молитва, постижение Бога), современное благочестие не может совпадать с религиозным стилем XI – XVI веков.

“Поэтому писание икон по “древнему канону” и даже скромное копирование – все равно как перечитывание древних подвижников – помогает нам в укреплении нашей слабой духовной жизни”. (Священник Александр Ельчанинов.) Если древних икон-свидетелей не будет, то и современные иконописцы останутся без ориентира, без идеала, к которому можно стремиться.

И не только иконы XVI века требуют к себе трепетного отношения. Иногда приходится слышать рассуждения, что ценны иконы только до XVII века, а иконы “какого-то” XVIII или XIX века не достойны внимания. Но даже эти “скорописанные”, тогдашнего “массового”, более дешевого производства иконы и презираемые многими “картины” – уже бесценны. Таких больше не написать. Ушло время, ушли остатки того уклада, вкуса, миросозерцания, культуры, живой традиции. Они могут быть простоваты, иногда даже умилительно-смешны. Но никогда не вульгарны, не претенциозны. Они живые свидетели нашей религиозно-художественной культуры.

Обратите внимание

У нас пока осталось еще множество священных изображений. Но не потому ли мы не ценим это богатство веры, что оно досталось нам втуне и щедро? Не боимся ли мы своего небрежения? Ведь дар требует благоговейного хранения.

ХРАНИТЕЛИ

Очень тяжело слышать такое мнение, что “музей – это тюрьма икон, а музейщики их враги”. Во многом только благодаря музеям и их работникам иконы могли сохраниться в советское время, и даже сейчас невозможно во всех храмах создать условия для хранения святынь.

Интересно, что традиция сохранения икон была начата в XIX веке владельцами частных коллекций. После революции все частные собрания древ них икон попали в музеи. Именно музейные работники, реставраторы (среди них были люди как верующие, так и атеисты) спасали иконы при Советской власти.

Благодаря их любви и заботе мы можем сейчас видеть древние образа и молиться. Иногда ради спасения святынь “музейщикам”, любящим икону и преданным ей, приходилось по-настоящему бороться за сохранение святыни. Вот лишь один из бессчетного множества примеров того, как реставраторы исполняли свой долг.

В 70-е годы реставрационный Центр должен был получить из Сольвычегодска партию икон строгановского письма, но их почему-то не присылали. Тогда в феврале работники Центра сами поехали за иконами, полагая, что может потребоваться их помощь, например, чтобы упаковать иконы.

Когда они приехали, то увидели, что музей в Сольвычегодске находится в закрытом храме, где нет отопления. Иконы были покрыты таким слоем инея, что невозможно было понять сюжеты. Директор местного музея сознательно не собирался их высылать, поскольку был очень враждебно настроен к “культовой живописи”.

Московские реставраторы были обыкновенными светскими, нецерковными людьми, но они просто не могли оставить иконы в таком состоянии и решили вывезти их сами. И попали в детективную историю.

Директор музея договорился с администрацией города и милицией о том, чтобы на мосту, где должна была проезжать машина с иконами, ночью повесили знак “ограничитель груза”. Запакованные сырые иконы пришлось оставить под честное слово, что весной их переправят на пароме. Этого не сделали, только к концу года привезли в Москву, все в плесени. В итоге иконы пришлось реставрировать 15 лет, но их все же спасли.

Важно

Реставрация как наука появилась уже в со ветское время в музейной среде. И сейчас методики, разработанные в государственных мастерских и Государственном научно-исследовательском институте реставрации, накопленный опыт хранения и реставрации возвращаются в Церковь.

КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ИКОНАМИ

Иногда встречается мнение, что раз икона святыня, то она будет сама обновляться (восстанавливаться). Такое бывает, но это всегда – чудо. Нельзя считать себя достойным чуда и требовать его от Бога, при этом просто пренебрегая святыней. Есть церковное предание, связанное с иконой “Скоропослушница”.

Афонский инок был наказан за то, что коптил Ее лик чадящей лучиной.

По Своему милосердию, Святая Дева сначала гласом от иконы предупредила его не делать так, а когда тот продолжал ходить мимо нее с коптящей лучиной, Она его обличила: “Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!” И при этих словах инок потерял зрение, которое было возвращено ему после раскаяния.

Об этом узнала вся братия монастыря, икону почтили должным образом, а впоследствии в ее честь устроили храм. Обращение с иконой, нуждающейся в реставрации, должно быть такое же, как с заболевшим ребенком: родители не доверят лечение первому встречному, а будут искать хорошего врача, профессионала.

И никто из любителей самолечения не будет самостоятельно вырезать себе грыжу или вставлять хрусталик. Неумелое действие, вмешательство, протирание какими-либо веществами или тряпками может довести икону до состояния хронического больного, когда вылечить ее будет невозможно. В работе реставратора очень многое сходно с врачебным искусством.

Главный принцип в медицине и в реставрации совпадает: noli nocere (не навреди). Реставрировать должен только специалист, ни в коем случае нельзя поддаваться желанию самому что-то “протереть, подкрасить”. В реставрационные мастерские часто попадают иконы, испорченные подобным неумелым и неумным обращением.

Такие иконы – с вытертыми добела ликами – ничем не отличаются от икон, пострадавших после революции от богоборцев. И даже страшно подумать, что оскверненный образ – результат действий христианина. Правила обращения с иконами, приведенные ниже, подготовлены кафедрой реставрации Свято-Тихоновского богословского института специально для всех, от кого зависит судьба икон. В этих правилах содержится информация не о том, как самим реставрировать, а о том, как жить с иконами, как их беречь, как за ними ухаживать.

Красочный слой и грунт на иконах растрескивается и осыпается от резких перемен температуры и влажности. Нормальные условия хранения икон: температура +17°- +20°, влажность 45%-55%.

1. Икону лучше всего держать в киоте, так как постоянные изменения температуры и влажности (жирная копоть, например, на кухне; в храме – повышенная влажность от дыхания людей и копоть) вскоре могут привести к растрескиванию, шелушению и осыпям грунта и краски.

2.

Ни в коем случае нельзя протирать икону никакими веществами (и освященными в том числе) – они проникают в грунт и краску, после этого укрепить икону будет невозможно. Ничем не мойте икону!

Совет

3. Не пытайтесь “обновить” икону лаками, красками, маслами и прочим. Все эти действия вызывают разрушения иконы, часто необратимые.

4. Нельзя протирать икону ни мокрой, ни сухой тряпкой. Снимать пыль можно (не часто) только в том случае, если красочный слой не осыпается; делать это лучше сухой беличьей кистью, очень мягкой.

5. Нельзя ставить икону на окно или вешать под форточкой. Сквозняки и холод крайне опасны для здоровья икон.

6. Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, настольной лампы. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, это вызывает коробление досок и их растрескивание.

7. Недопустимо долговременное попадание прямых солнечных лучей.

8. Нельзя хранить икону в помещении, где в стенах или мебели имеются летные отверстия жука-точильщика. Жучок может превратить доску иконы в труху за 1-2 года.

9. Пожалуйста, не пытайтесь лечить икону самостоятельно, постарайтесь найти профессионального реставратора.

Читайте также:  Водосвятный молебен

* * * Известен случай, когда одного реставратора привел к его профессии (и почти одновременно к Церкви) не эстетический интерес к иконе, а именно жалость к разрушающимся образам. Он заметил их даже не в храме, где не смел разглядывать иконы и вообще не знал, как себя вести, а в антикварных лавках.

Поэтому не надо бояться жалеть иконы, это чувство близко к благоговению, оно может привести человека к вере и уберечь от действий и поступков, невольно повреждающих святыню. А люди уже верующие, православные – тем более должны помнить о значении икон, находящихся у нас дома и в церквях, и не забывать о своей особой ответственности за них. Е.

Трубец кой очень точно заметил, что “лики святых в наших древних храмах потемнели единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала частью вследствие нашего невнимания и равнодушия к сохранению святыни, частью вследствие нашего неумения хранить эти памятники” церковного искусства.

Обратите внимание

Стоит ли сегодня повторять такие ошибки прошлых веков, как равнодушие и небрежность, тем более, что древних икон остается все меньше и меньше? Пожалуйста, задавайте Ваши вопросы специалистам через наш журнал и нашу газету: реставраторы Богословского института готовы ответить на вопросы читателей; более подробно о правилах хранения и обращения с иконами будет рассказано в следующих номерах “Фомы”. Ждем Ваших откликов.

Источник: https://foma.ru/xraniteli-kak-berech-ikonyi.html

Советы по сохранности икон

10.10.2016

Как сохранять иконы, причины и признаки порчи икон, как правильно транспортировать иконы.

У каждого православного человека есть в доме икона, а чаще всего их даже несколько.

Иконы в доме могут находиться в разных местах – над входными дверьми, на кухне, в гостиной, спальне и т.д.

В древности, у людей высокого сословия была традиции иметь в доме отдельную комнату для моления, где были расставлены иконы и куда домочадцы приходил обращаться к Богу.

В наших современных условиях, когда в доме так много места, люди часто устраивают «красный угол» – специально украшенный угол в доме, где размещаются все или большинство икон.

Иконы оберегают дом и его домочадцев от бед, горя и дурных влияний других людей, а также от разного рода нечистой силы. Ежедневно живущие в доме люди обращаются к иконам, находящимся в доме, будь то с молитвой или благословением на новое дело, просьбой в помощи в делах житейских и трудных, за душевное спокойствие и здравие своих родных и близких, а также мир и достаток в доме.

Исторически сложилось так, что в России православные верующие более трепетно относятся к своим духовным реликвиям. Для многих икона является настоящей семейной реликвией, передаваемой из поколения в поколение. Доводилось видеть иконы, дошедшие по семейной линии до нашего времени с 17-18 веков. И у них было разное состояние. Те, что были в киотах – сохранялись однозначно лучше.

Важно

Серьезным испытанием для старинных икон было советское время. Кто-то продолжал тайно заботится о своих реликвиях, но часто иконы хранились с другим пожитками на чердаке либо в сенях. Тогда много икон «погибло» как от рук разрушавших святыни безбожников, так и от того, что просто забывали о существовании семейной реликвии или неправильно ее хранили.

В настоящее время существует большая проблема сохранения икон, не только старинных, но и вновь сделанных. Незнание простых правил может сказаться на то, что даже икона, сделанная по всем канонам и по лучшим старинным традициям, может разрушиться и стать неприглядной всего за десяток лет.

Основные виды порчи иконы и их причины

Прошу заметить, что здесь мы не затрагивает соблюдение технологии изготовления самой иконы. Эта информация дает понять то, как могут повлиять разные факторы среды на вид иконы в долгосрочной перспективе. Сюда же не включены такие экстремальные случаи как: пожары, потопы, соседи сверху залили, упала зажжённая свеча, опрокинулась ладанка и обрызгала маслом икону.

Изогнутость доски.

Со временем, на любой иконе появляются поперечные искривления.

Иконная доска делается из нескольких вертикальных дощечек соединенных между собой в торцах. Соединительным элементом являются шпонки – поперечные перемычки из твердых пород дерева, которые «стягивают» дощечки иконы. Иконы из цельной доски бывают только маленьких размеров.

Основная причина этому – волокна дерева должны правильно располагаться. Так если взять цельную доску большого размера, то в любом случае на доске буду проходить годовые кольца образую овальную сердцевину – самую ненадежную часть доски.

Со временем «сердцевина», образованная этими кольцами, может выпасть.

Однако и правильно сделанная иконная доска может искривиться (выпуклая или вогнутая). При этом, если шпонки в иконе стоят до сих пор плотно, то, скорей всего икона подвергалась сильному и продолжительному воздействию влажности. В данном случае икона искривляется сгибая сами шпонки.

Если шпонки ходят ходуном или совсем отошли, то скорей всего было воздействие на заднюю часть иконы сильными солнечными лучами или икона подвергалась воздействию повышенной температуры.

Расслоение доски.

Вертикальные дощечки иконной доски разошлись или разъехались. Икона скорей всего подвергалась постоянным колебаниям влажности с изменениями температуры воздуха. Также могло быть механическое воздействие – например, икона упала или стукнулась, в результате чего произошло отслоение (отклейка) соединений.

Глубокая трещина на иконе.

“Глубокая” – означает, что она затрагивает левкас (грунтовку). Скорей всего были сквозняк или неравномерное продолжительное воздействие солнечных лучей. Не исключено механическое воздействие (упала, например, на торцевую часть).

Отслоение левкаса.

Происходит в результате быстрых перепадов влажности (или сильной влажности), а так же сквозняков.

Отслоение изображения.

Совет

Слой красок (темперы) отслаивается от левкаса. Часто это происходи из-за сильных солнечных лучей, а также частых протираний иконы тряпкой. Возможно, что по лицевой стороне иконы был удар или давление.

Грязь на поверхности, жирный сажный слой.

Эта грязь со временем въедается в поверхность иконы, что мешает лицезреть всю ее красоту. Это особенно актуально для жителей мегаполисов, где воздух сам по себе оставляет на подоконнике дома очень много жирной сажной пыли. Так бывает когда икона стоит возле отопительных приборов, возле окон (форточек) либо на сквозняке.

Блеклая поверхность, матовость.

Поверхность иконы подвергалась сильным солнечным лучам. Либо икону часто вытирали тряпкой (в том числе влажной). В комплекте с остающейся на иконе пылью может еще больше ухудшать состояние поверхности.

Вдавленные линии имеющие геометрически правильную форму или повторяющие контуры сюжета иконы.

Икона ранее была в окладе (ризе), в результате изгиба или по другой причине, оклад очень близко стал прилегать к иконе, оставив со временем различные «вдавленности» от своего контура или рельефного рисунка.

Как лучше всего переносить икону?

Климат в России тяжелый. Зимой, перепады температуры между помещением и улицей может достигать 40-50 градусов Цельсия. Поэтому если вы собираетесь купить рукописную икону зимой, то обязательно продумайте то, как вы ее будете переносить.

Ведь не смотря на то, что тело иконы чаще всего делается из липовой доски, которая из всех пород деревьев, наименее подвержена колебаниям при изменении температуры, сильные перепады температур все равно могут негативно повлиять на икону. Рекомендуется для переноски икон заворачивать икону в ткань или полистерол.

Причем полистерол, как показывает опыт наиболее практичен, он обеспечивает и мягкость для иконы, и не прилипает к ее поверхности. Так если икону завернуть в ткань и держать ее в жаре, то ткань моет оставить на лицевой стороне иконы, покрытой олифой или лаком, следы «сетки» (текстуры ткани).

Коробки для икон также достаточно практическая вещь, однако, при сильном морозе нужно обеспечить неподвижную фиксацию иконы в коробке, поскольку при тряске она может повредиться об такую упаковку (получить притёртости).

В любом случае старайтесь, что бы лицевая поверхность иконы продолжительно не взаимодействовала (не соприкасалась) с другими материалам.

Как лучше всего хранить икону?

Вот несколько советов:

  • Не размещайте иконы вблизи отопительных и нагревательных приборов, форточек, окон, и там где есть вентиляция, а также напротив и близко к кондиционерам.
  • Не располагайте иконы вблизи форточек, дверных и оконных проемов, поскольку сквозняки и сильные воздушные потоки также оказывают негативное воздействие. Кстати угол в доме – это место, избавленное от сквозняков изначально, если конечно в углу не стоят у вас вентиляционные выходы.
  • На икону не должны падать прямые сильные солнечные лучи. Сильные солнечные лучи бывают днем, кода солнце на юге. Поэтому лучше, что бы икона «не смотрела» на окно с южной стороны дома.
  • Не размещайте икону на кухне. Кухня – это место, где постоянно меняется температура и влажность. Причем, в процессе готовки еды, может идти копоть и гарь.
  • Иконы лучше вообще не протирать, особенно старинные. Если же все же есть необходимость в чистке от пыли, то лучше смахнуть ее мягкой кисточкой.
  • Не ставьте иконы на комоды и тумбочки, которыми постоянно пользуйтесь, или на поверхности которых лежат другие вещи. Как не редко бывает в повседневной спешке можно случайно задеть и скинуть (или опрокинуть) икону или поцарапать ее другими предметами.
  • Старинные иконы с трещинами нужно переносить аккуратно, любые микровибрации (такие как в машине или в поезде) приводят к тому, что из трещин может высыпаться левкас (грунтовка).
  • Старинные иконы очень боятся ударов, поскольку со временем дерево становиться пористым и в тоже время более хрупким. Даже небольшой случайный удар рукой может вызвать расслоение доски либо отслоение изображения иконы.
  • Киот или рамка, куда помещается икона, не должны сильно плотно заживать икону с торцов. В любом случае должен быть небольшой зазор. Если для оформления такой рамки или киота используется басма или другие жесткие материалы, то нужно следить за тем, что бы они не поцарапали икону в месте их прилегания.
  • Вставлять старинную икону в киот нужно спокойно, без резких движений и трясок. Нужно следить, что бы зажимы, держащие икону, сильно на нее не давили.
  • Не делайте никаких отверстий в иконной доске. В том числе, не забивайте в нее гвоздей и не вкручивайте в нее шурупы. Поверхность иконы чаще всего покрыта со всех сторон защитным слоем (олифа, лак), поэтому делая дырки в иконе, вы тем самым повреждаете этот защитный слой. Со временем, эта дырка может рассохнутся и дать трещину на всю доску. Кроме того, при забивании гвоздя, происходит сильные локальные вибрации и напряжения структуры доски. Это может привести к тому, что слой левкаса с изображением возле или напротив дырки (с другой стороны) может в дальнейшем отойти или осыпаться.

И два главных совета:

  • Относитесь к иконе с должным уважением и заботой. Образ, который на нем изображен, следует почитать.
  • Какой бы икона не была, лучше всего помещать ее в киот, поскольку эта самый надежный способ ее защиты. Киот – это специальная коробка, куда помещается рукописная икона. Эта коробка полностью закрывается, а с лицевой стороны киота стоит стекло. Киот предполагает «воздушную» прослойку между лицевой поверхностью иконы и стеклом, а также защищает икону полностью от всех негативных факторов внешней среды. Кроме обеспечения сохранности иконы от внешних воздействий, такой киот несет в себе еще декоративные функции – украшая икону. Икона в киоте будет долго радовать ваш глаз, а также ваших детей и внуков.У нас всегда можно приобрести готовые киоты для икон из дерева с различным оформлением сделанные из натурального дерева. А если ваша икона нестандартных размеров, мы готовы сделать для нее киот на заказ.

Источник: http://www.glavikona.ru/articles/kak-sokhranit-ikony

Где в доме должны стоять иконы? Правила размещения иконостаса

Недавно пришедшие к вере люди резонно задаются вопросом о том, где в доме должны стоять иконы? В современной практике православия существуют определенные правила размещения икон. Эти нормы продиктованы важностью и значимостью домашнего иконостаса. Ведь к ликам святых, расположенным в домашней обстановке, необходимо проявлять уважение и почтение.

Как правильно повесить икону в доме?

В доме православного христианина обязательно должна быть икона Иисуса Христа, а также молитвенный крест. По желанию верующего человека рядом можно поместить икону Богородицы, а также изображения тех святых, которых человек относит к своим покровителям и заступникам.

Как правильно повесить икону в доме? Чтобы не ошибиться, можно воспользоваться следующими советами:

  • Место для святого иконостаса выбирается в чистом и светлом углу квартиры. Там вешается специальная полочка. Возможно расположение икон на комоде или тумбе.
  • Сами иконы ставятся на кружевные салфетки. Крест допускается вешать на стену рядом.
  • При выборе пространства для святого угла стоит учитывать тот факт, что там будут зажигаться свечи и лампадки. Именно поэтому полочка для икон не может быть установлена слишком высоко. Необходимо также учитывать правила пожарной безопасности и не жечь свечи рядом со шторами и подобными вещами.
  • Иконостас может быть один для всей семьи, но может быть расположен и в каждой комнате.
  • Подход к святому углу обязан быть свободным, чтобы удобнее было молиться перед ним;
  • Напротив окон и на подоконниках иконы не размещают, они могут испортиться от прямых лучей ультрафиолета.
  • Цепочку для лампадки можно прикрепить на крепление к потолку. Ее длины должно хватать, чтобы основная часть располагалась перед иконами.
  • Большое количество икон можно выстроить в красивую композицию. А для основы использовать буфет со стеклянными дверцами или специальный стеллаж с открытыми полками.
  • Иконостас необходимо содержать в чистоте и порядке.

Так, где в доме должны стоять иконы? На этот вопрос возможно ответить самостоятельно. Место должно быть выделено специально. На холодильниках и телевизорах лики святых не устанавливают. Для организации первого святого угла будет достаточно и одной полки. Место с иконами не украшают ничем, кроме празднично оформленных салфеток и церковной атрибутики.

Красный угол в современной квартире

Сегодня красный угол для иконы в современной квартире нужно выбирать с верой и любовью. Это должно быть лучшее место, где будет проходить ваш ежедневный духовный труд.

Читайте также:  Восьмиконечная звезда в православии

Красным углом наши православные предки называли передний угол избы на юго-востоке жилища. Там они ставили образа, столы для записей и молитв. Вешали вышитые рушники и домотканые полотнища.

«Кутный угол», «святой угол», «кутник» – так наши предки именовали место для иконостаса. Смотря на него, крестились утром и вечером. Перед ним вставали на колени и возносили жаркие молитвы Господу, когда не было возможности пойти на церковную службу.

Красный угол рассматривался, как аналогия церковного алтаря. На сегодняшний день есть не только правила самого выбора красного угла, но и нормы размещения икон в нем. Рассмотрим их подробнее:

  • Рядом с иконой Спасителя может стоять только Святая Троица.
  • Совместно с ликом Богородицы располагают другие ее лики или ту же Святую Троицу.
  • Все остальные иконы ставятся чуть в стороне, возможно на полке ниже.
  • Соседствовать с домашним иконостасом могут только духовные книги и церковные принадлежности. Все развлекательные атрибуты и цифровые приборы лучше убрать подальше.
  • В каждой комнате размещение икон может отличаться.

Помимо устройства основного места для молитвы, в разных помещениях дома можно устраивать отдельные места, где наличие изображения святого приветствуется.

Где еще в доме должны быть размещены иконы?

Православные иконы можно установить на кухне, чтобы семья перед приемом пищи могла возносить молитвы Господу и выражать благодарность за дарованную еду и благополучие.

При размещении святого изображения на кухне необходимо позаботиться о том, чтобы на него не попадала грязь при приготовлении пищи. Лучше всего убрать икону за дверцу стеклянного шкафчика. Искренней молитве это не помешает.

Икону со святым, имя которого дано при крещении, размещают в детской, так как детей в православии рано учат молиться и чтить библейские заветы.

Обратите внимание

Еще несколько икон можно расположить в спальне, а также в комнатах для гостей. Единственное место, где лики святых не ставят, – это ванная и туалет. Подобное их размещение можно считать святотатством.

Некоторые люди предпочитают молиться только в одном помещении. Другие же чувствуют себя комфортнее, если изображения святых присутствуют по всему дому. Здесь каждый выбирает для себя сам: делать несколько иконостасов или ограничиться одним.

Как поддерживать порядок среди святых ликов?

Икона – это изображение святых лиц из библейской или церковной истории. А еще икона – это картина, которая требует тщательного ухода в быту.

Идеальной температурой в комнате, где размещены лики святых, считают 18-20 градусов тепла. Влажность воздуха при этом не должна превышать 40 %.

При появлении на иконе пятен, стойких загрязнений и въевшейся пыли их относят на реставрацию. Моющими средствами иконы не чистят. При протирании влажной тряпочкой стараются не мочить лик слишком сильно.

Вообще, пыль с изображения святого удаляется мягкими кистями или сухими тряпками. Также необходимо регулярно протирать пыль на том месте, где размещен лик, стирать салфетки и скатерти, находящиеся на иконостасе.

Недопустимо подвергать иконы прямому воздействию солнечных лучей. Краски на них могут померкнуть, а дерево выцветет и растрескается.

Чем стариннее икона, тем более бережное отношение к ней требуется. Намоленная в нескольких поколениях, она становится для определенной семьи подлинной реликвией, которую передают от предков к потомкам.

Кроме чистоты внешней, рядом с иконами нужно соблюдать чистоту пространственную. Возле иконостаса никогда не размещают иные картины, пусть и религиозные, косметику, постеры, украшения, диски и обычные книги, фотографии членов семьи, фото действующих священнослужителей или монахов, предметы декора или же другие личные вещи.

Важно

Если хозяин надолго покидает дом, где остается его богатый иконостас, то можно задернуть шторы во всех комнатах, чтобы краска икон «отдохнула» от света. Также допустимо брать домашние иконы с собой во временное жилище, чтобы там устроить импровизированный красный угол.

Теперь вы знаете, где в доме должны стоять иконы, а где их ставить нельзя. Размещение святых ликов – вопрос серьезный. И его стоит обсудить на семейном совете. Особо верующие люди не боятся переделывать интерьер для устройства иконостаса по всем правилам.

Они с легкостью расстаются с вазами и пейзажами на стенах, чтобы освободить место для ликов святых. Такой поступок еще больше доказывает, что для этих людей вера в Бога находится на первом месте, а все материальное – на втором.

И они готовы на многое для своего духовного развития.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1183807405020416596/gde-v-dome-dolzhny-stoyat-ikony-pravila-razmescheniya-ikonostasa/

Как правильно хранить иконы. Старинные иконы

Икона в аварийном состоянии

Если вы хотите сохранить старинную икону, необходимо соблюдать несколько несложных правил.

В музеях иконы хранятся при температуре воздуха 18-20 градусов Цельсия и влажности 58-60%, кроме того, в помещениях специальная система вентиляции, не допускающая сквозняков.

В домашних условиях соблюдать эти параметры очень сложно, но вполне можно создать приемлемые условия, в которых икона не будет разрушаться.

В помещении, где размещаются иконы, не должно быть резких перепадов температуры и влажности.

Поэтому рукописные иконы, как старые, так и новые, ни в коем случае нельзя помещать на кухне, где образуется пар, повышается температура, часто приходится проветривать, открывая форточку; кроме того в многоэтажных домах именно кухни «затапливаются» соседями сверху.

На первый взгляд, изменения, вызванные нестабильным климатом не заметны, так как происходят очень медленно, год за годом: рассыхается доска, лопается паволока (ткань, наклеенная на доску), а вместе с ней и левкас (слой из мела и клея, на котором пишут красками).

Так образуются трещины и осыпается красочный слой. Излишняя влажность ведет к поражению иконы плесенью и грибком. Наши предки прекрасно знали, как сохранить иконы, поэтому всегда помещали их в углу, противоположном печному. На кухне же можно разместить иконы, выполненные печатным способом.

Совет

Итак, лучшее место для иконы в доме — комната. Где же поместить икону в комнате? Необходимо выбрать место, где перепады температуры и влажности минимальны, следовательно, стены, на которых расположены отопительные системы (трубы и батареи), не подходят.

Также не годятся углы, расположенные рядом с окнами: сквозняки разрушают иконы. Не страшно, если подходящая для икон стена не будет восточной: лучше сохранить святыню на северной стене, чем дать ей рассыпаться за пару лет в восточном углу рядом с батареей.

К тому же, традиция ориентировать алтарь храма на Восток возникла не сразу, например, во многих раннехристианских храмах алтарь располагался в западной части. Возможно, чтобы освободить наилучшее место, придется передвинуть комод, перевесить полки.

Главное — определить, что важнее: сохранение иконы для будущих поколений или сохранение уютного интерьера, на создание которого, возможно, было потрачено немало сил и средств.

Рукописную икону следует хранить в киоте. В крупных городах есть мастерские, специализирующиеся на изготовлении такой церковной утвари, но киот можно заказать в любой столярной мастерской или даже сделать самостоятельно. Важно знать, что киот не должен быть идеально герметичным, в нем должны быть необходимые для циркуляции воздуха мелкие щелки, которые не следует чем-либо замазывать.

Важно, чтобы все деревянные поверхности внутри и снаружи киота были обработаны лаком или масляной краской. Поверхность живописи не должна прикасаться к стеклу. Если икона находится в старом киоте, не спешите его менять. Крепкий, добротный киот можно сохранить, достаточно будет просто, аккуратно вынув икону, удалить пыль и мелкий мусор, который мог скопиться внутри, и протереть стекло.

Старые иконы обычно нуждаются в реставрации. Поэтому следует показать их специалисту-реставратору. Только он может оценить сохранность иконы и предложить необходимые реставрационные мероприятия. Ни в коем случае не следует пытаться «восстановить» или «почистить» икону самостоятельно — это, скорее всего, приведет к ее уничтожению.

Не надо доверять никаким советам из журналов, где между рецептом салата и рекламой шампуня вполне могут разместить заметку о «быстром и безопасном способе поновить икону». Ни один специалист никогда не станет давать подобные советы.

Обратите внимание

Ведь чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав левкаса (он может быть совершенно разным), ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные) и так далее. Выяснить все это может только специалист, проведя ряд исследований, в том числе и лабораторных.

Метод, который спасет одну икону, может погубить другую. Разумеется, нет никаких «общих» способов, позволяющих дилетанту как-либо «подклеить» и «почистить» икону.

Конечно, поиск реставратора — задача не из легких даже в крупном городе. Не следует доверять первому же объявлению в газете. Можно для начала спросить в приходском храме: кто-либо из прихожан или духовенства, возможно, подскажет дальнейшее направление поиска.

Если вы нашли специалиста, вполне допустимо поинтересоваться его образованием, опытом работы, посмотреть фотографии (серьезный реставратор проводит фотофиксацию работ).

По окончании реставрации надо получить хотя бы краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим  поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой.

Если в вашем городе или поселке специалиста-реставратора нет, не отчаивайтесь: возможно, со временем удастся его найти через знакомых в других городах. Иконы писались на века, и, при условии грамотного хранения, как правило, могут «дождаться» своего реставратора.

Из-за плохой сохранности некоторые иконы не могут выполнять свою богослужебную функцию. Если икона пришла в аварийное состояние: распалась на несколько фрагментов, треснула, красочный слой осыпается или на нем появились вздутия, хранить ее следует с особенными предосторожностями.

Такую икону надо очень аккуратно завернуть в кальку и положить лицевой стороной вверх в коробку из плотного картона. Не следует заворачивать икону в ткань. Чтобы икона не двигалась внутри коробки, можно пространство между боковыми стенками коробки и торцами иконы заполнить мятой калькой. Между лицевой поверхностью иконы и крышкой коробки должен оставаться зазор.

Важно

Осыпавшиеся фрагменты красочного слоя следует сложить в небольшой коробок и хранить вместе с иконой — при реставрации их приклеят на место.

 Окислившийся оклад

Часто иконы имеют оклад — металлическую рельефную пластину, закрывающую всю поверхность, кроме ликов и кистей рук. Не стоит снимать оклад — под ним может не оказаться изображения. Многие иконы в XIX веке изначально писались так: красками изображались только лики и кисти рук, а остальное изображение делалось на окладе.

Не надо также самостоятельно чистить оклад, для этого его должен снять с иконы специалист. Оклады крепились гвоздиками, которые, заржавев, так «срастаются» с доской, что их нельзя вытащить без ущерба для иконы. По этой же причине не надо вынимать крепежных элементов с тыльной стороны иконы.

Часто у икон, хранившихся при повышенной влажности, оклады покрываются зелеными окислами — так окисляется медь и другие металлы. Важно знать, что такой оклад обязательно должен очистить специалист, так как соли меди, входящей в сплавы, ядовиты. Икону с таким окладом лучше поместить в киот или упаковать в коробку до реставрации.

Иногда оклад приходит в такое ветхое состояние, что не подлежит восстановлению.

Многие иконы имеют дополнительные скрепляющие элементы — шпонки, узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку.

Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет.

Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в коробке.

 Тыльная сторона иконы с выпавшей шпонкой

Часто доски старых икон имеют маленькие отверстия — это ходы, проделанные жучком-древоточцем. Как правило, это старые летные отверстия: жуки проели их, выбираясь из доски, и улетели задолго до того, как икона оказалась в городской квартире.

Если икона попала к вам недавно или вы живете за городом, то следует понаблюдать, не появляется ли новых отверстий. Их можно отличить по свежему цвету дерева по краям отверстия.

В случае обнаружения новых ходов икону следует «изолировать»: завернув в кальку, упаковать в коробку и срочно искать реставратора, который знает как бороться с этой напастью.

 Оставленные жуком-древоточцем ходы и отверстия

Жуки, из года в год поедающие древесину, делают ее хрупкой, ломкой, похожей по структуре на пористый шоколад, что очень быстро ведет к полному разрушению иконы. Во избежание заражения жучком-древоточцем не следует вносить в дом старую деревянную мебель и утварь, предварительно тщательно не осмотрев ее.

Не нужно хранить на иконной полке или, тем более, внутри киотов просфоры, сосуды с маслом, вербные веточки и тому подобное. Для этого следует выделить отдельную полочку.

Не надо проветривать комнату, где хранятся иконы, в дождливую или туманную погоду — это вызывает в помещении резкий перепад влажности.

Совет

И уж конечно, не стоит гладить белье или устанавливать обогреватель в той части комнаты, где размещены иконы.

И наконец, если вы хотите сами преподнести в дар кому-либо старинную икону, то лучше предварительно изготовить киот и, если это возможно, провести реставрацию.

Соблюдая нехитрые условия хранения, вы сможете передать икону детям и внукам. Многие поколения смогут молиться перед святыней, сохраненной в том числе и вашими трудами.

Источник: http://icon.cerkov.ru/2013/03/12/kak-pravilno-xranit-ikony-starinnye-ikony/

Правила хранения и ухода за иконой

Жизнь каждого верующего человека нераздельно связано с молитвой к Богу, Его Пречистой Матери и святым угодникам. Как правило, наше молитвенное общение с Горним миром проходит перед различными иконами.

Наличие образов в доме – непременный атрибут православного христианина. Однако стоит помнить, что икона – не просто изображение, а святыня, которая требует надлежащего ухода и бережного отношения.

В описаниях истории многих чудотворных икон не раз проскакивает эпизод, когда эти образы были забыты людьми и находились в неподобающем месте и состоянии, за что Богородица или различные святые наказывали их хранителей.

Чтобы не допустить такого, следует не пренебрегать простыми правилами ухода за образами. Как правильно ухаживать за иконами? Чем их мыть и протирать? Об этом и пойдет наш рассказ.

Конечно, современные иконы изготовляются с применением высококачественных материалов, которые формируют устойчивость изделия к условиям внешней среды.

Читайте также:  Православная церковь о йоге: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Но все-таки грунт, которым покрывается левкас, и краски очень неустойчивы к резким амплитудам температуры или влажности. Именно поэтому иконы также нельзя держать возле окон, так как температурный баланс и уровень влажности резко меняется именно возле окна.

Наиболее оптимальная температура для хранения образов – +17°- +20° по Цельсию, а влажность – около 45 – 55%. Также следует избегать попадания на лик иконы прямых солнечных лучей, так как из-за этого страдает яркость красок и образ просто выгорает на солнце.

Обратите внимание

Быстрее всего это происходит с бумажными или картонными литографиями, однако воздействие солнца и на писанные иконы не менее вредно.

Для лучшего хранения иконы помещают в киоты, специальные закрытые рамки со стеклом в лицевой части, часто украшенные резьбой или позолотой.

Это сохраняет образ не только от пыли и колебаний внешних условий, но также и от копоти от продуктов горения лампады или свечи.

Раз уж мы заговорили о пыле и копоти, то следует ответить и на вопрос, чем же вытирать икону, чтобы поддерживать образ в чистоте?
 

В данном случае, конечно, все зависит от материала, которого сделана икона. Если это писанный образ, которые был позолочен или вообще имеет серебряную ризу – то соответственно и уход за ним нужен более тщательный. Писанные иконы ни в коем случае нельзя вытирать мокрой или сухой тряпкой, а тем более протирать различными полиролями, маслами или моющими средствами.

Иначе вы можете просто серьёзно повредите позолоту, либо сами краски, поскольку активные вещества проникнут вглубь и последствия станут необратимыми. Поэтому такие образы нужно протирать от пыли сухой беличьей кисточкой. Если образ находиться в застекленной раме или киоте, то допускается протирать стекло специальными средствами, а саму раму – влажной тряпкой или полиролью.

 

Особенно большую осторожность нужно соблюдать при уходе за старыми иконами, которые возможно перешли к вам по наследству от дедов-прадедов. Вне зависимости от того писался образ профессиональным иконописцем или сельским «богомазом» следует очень аккуратно относиться к таким иконам.

Многие из них бывают слегка согнутыми от длительного воздействия перепада температур. В таком случае – не пытайтесь выровнять доску, иначе есть риск того, что икона просто треснет напополам. Если у Вас храниться старинный образ – обязательно проверьте его на наличие следов от шашеля.

Важно

Иногда этот вредитель может прятаться не в самой иконе, а её раме – будьте внимательны! В случае обнаружения, советуем отдать образ специалисту-реставратору, а не пытаться самостоятельно бороться с жучком-точильщиком с помощью современных химических средств, которые также могут повредить доску и краски.
 

Различные ламинированные литографии, которые в последнее время стали широко распространены, можно протирать и влажной салфеткой. В случае если такая иконка покрыта слоем нагара и копоти, то можно использовать и мыльный раствор. Сам образ от этого не пострадает. Если ламинирование отсутствует – то протирать пыль нужно сухой тряпкой, чтобы уберечь бумажную основу иконы от влаги.
 

В целом, не стоит слишком часто протирать иконы, но и оставлять их в пыли тоже нельзя. Лучше остановиться на «золотой середине», тем более, что многое зависит от условий в самом доме и природной среды.
 

Иконы – это наши «окна» в Горний мир, перед которыми мы совершаем свои молитвы к Богу. С другой стороны, – это изображения, через которые Божья благодать нисходит на землю через различные чудеса и исцеления. Будем же беречь их в чистоте и порядке, стараясь также хранить в чистоте свои души, помня о заповеди Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). 

Источник: https://axios.world/news/pravila-hraneniya-i-uhoda-za-ikonoy.html

Какие иконы должны быть обязательно в доме: список, названия, от чего помогают, где правильно расположить?

Икона — это важнейший оберег дома. В данной статье вы узнаете, какие иконы следует держать дома.

Икона не является просто счастливым оберегом. Икона – это образ, благодаря которому идет обращение от человека к Богу. И только, если молитва была прочитана искренне, она сможет помочь, принести в семью благополучие, защитить дом.

Обязательные иконы в доме: список

Каждая икона считается прообразом изображенного Святого. Ранее в домах иконы располагались в восточных углах, даже в самом храме иконы всегда расположены в восточной части. Однако сегодня у многих верующих в квартирах и домах восточный угол может находиться в не совсем надлежащем месте. Следовательно, вы должны выбрать самое удобное место, в котором вам будет комфортнее всего молиться.

Разместите в доме хотя бы одну икону. Предлагаем вам список тех икон, которые вы тоже можете поставить у себя в доме:

  • Икона с образом Иисуса Христа. Как правило, она исцеляет от серьезных заболеваний и недугов. Икона, на которой изображен распятый Иисус, успокаивает, оберегает от бедствий, ставит на правильный путь, поддерживает в тяжелые времена. Разместить икону необходимо на почетном месте дома, выделить ей главенствующее часть в доме.
  • Икона с ликом Святой Богородицы. Мария считается образом чистой любви, она прощает, дарит терпение и смирение. Существует огромное число подобных икон. У Богородицы можно попросить здоровье, хорошего супруга, деток. Божья Мать – это покровительница каждой женщины. Следовательно, икону очень часто с ликом Иисуса берут невесты чтобы венчаться, а после этого хранят в доме в качестве семейного оберега.
  • Икона, на которой изображен Николай Угодник. К нему люди обращаются, если желают решить сложную проблему, покинуть безнадежное положение. Также у Святого Николая просят, чтобы он исцелил от тяжелого недуга.

Размещение икон

Перечисленные иконы считаются обязательными, они оберегают семью, приносят благополучие, являются символами гармонии. Для этих икон выделите угол или распределите рядом на стене. Желательно, чтобы они находились в тихом, уютном местечке. Для того, чтобы у каждого члена семьи была возможность в укромном месте предать свою душу пред Богом и Святыми.

  • Помимо этого, особенным оберегом жилья станет икона, на которой изображена Семистрельная Богородица. Ее можно расположить напротив входа либо над дверью, ведущей в основную комнату дома. Данный образ способен оберегать всех домочадцев от скандалов, сплетен, от недоброжелателей, а жилье от воров.
  • Важным будет лик, на котором изображена Святая Троица. Лик будет приносить любовь и покой в дом. Также образ помогает в тяжелые времена, разрешает многочисленные проблемы, очищает от грехов, убирает негативное состояние. Разместить икону желательно в восточном углу, а также у изголовья, чтобы она была некой защитой.
  • Образ «Неувядаемый цвет». Икона способна наделить силой, поставить на правильный путь. Также она сохраняет красоту, молодость, любовь, избавляет от различных искушений, наполняет семью уверенностью, дает надежду на хорошее будущее. Размещается в основном в самом комфортном углу, где можно молиться.

Угол для молитвы

  • Образ Ангела-Хранителя. Этот образ считается самым востребованным. Он защищает определенного человека, может откликаться на каждую помощь. Способна исцелять, давать любовь, спасать от грехов, если человек будет просить у своего защитника. Можно поставить в любом удобном месте дома или в комнате человека, чей Ангел изображен на иконе.
  • Следующая обязательная икона – это образ православных праздников. Например, икона Крещения или с изображением «Рождества Христова».
  • Икона, на которой изображена Тайная вечеря. Снимает тяжесть с души, благословляет приготовленную еду, дарует покой во время сильных грехопадений. Не имеет значения, где будет размещена. Но лучшие места – это кухня и столовая.

Какие иконы должны быть на кухне?

Кухня – это та комната, в которой чаще всего собираются все члены семьи. В каждой православной семье для начала перед приемом пищи и по завершению трапезы люди читают небольшую молитву, которая благословляет. Следовательно, на кухне можно разместить небольшое число икон:

  • Икону, на которой изображен Христос Спаситель
  • Образ Богородицы
  • Икону с изображением Святой Троицы

Икона для кухни

Вы можете выбрать одну из данных икон либо одновременно все. Можете еще повесить образ Тайной вечери. Настоящий помощник, который помогает в приготовлении блюд – Евфросин Палестинский. Данный святой служил совершенно бескорыстно, побывал живым в раю, после чего возвратился на землю. В храмах, монахи чтили дары Евфросина, хранили их, раздавали тем, кто нуждался в помощи.

Только представьте, насколько станет ваша еда полезней и благой, если вы повесите на кухне именно эту икону. Желательно, чтобы она находилась над столом, так вы сможете перед приемом пищи произнести молитву ко Святому для благословения.

Какие иконы должны быть в гостинной?

Гостиная является главным помещением каждого жилья. Здесь вы можете повесить следующие иконы:

  • Икону, на которой изображен Спаситель. Самая лучшая среди них является икона с изображением Господа Вседержителя
  • Икона, на которой изображена Богородица. В этом случае отдайте предпочтение Казанской Богородице

Казанская Богородица для гостинной

Лик с Господом расположите справа, а Пресвятую Богородицу – слева. Если в вашей семьи на каждый верует, тогда разместите икону в комнате верующего. Если не можете это сделать, тогда купите икону-складень. Ее можно устанавливать только во время проведения молитвы.

Какие иконы должны быть в прихожей?

Покидая ежедневно дом, уходя в мир соблазнов и обмана, необходимо помолиться небесному покровителю, попросить его, чтобы он сделал путь безопасным и направил к добрым людям. Важно, чтобы вы этому научили собственных деток, которые доверяют всем людям. Необходимо поблагодарить Святого за заступничество, за возвращение домой.

Покрова защищает от мира соблазнов

Вы сможете защитить собственный дом от плохих людей, если повесите в прихожей следующие иконы:

  • Образ Иверской Пресвятой Богородицы
  • Образ Покрова
  • Икону, на которой изображена Святая Троица

Выберите одну икону, укрепите ее над входными дверьми. Также можете повесить в прихожей тот образ, который почитают все домочадцы.

Какие иконы должны быть в спальне?

В этой комнате разрешено размещать лишь определенные иконы. Однако при следующем условии – если муж и жена узаконили собственный брак и обвенчались, в спальне рекомендовано вешать следующие иконы:

  • Иконы, на которых изображена Богородица
  • Лик Спасителя Христа
  • Образ Петра и Февронии. Они считаются покровителями семейного счастья
  • Образ целителя Пантелеймона
  • Образ Николая Угодника
  • Икона, на которой изображен Спиридон Тримифунтский
  • Именной образ Святого

Покровители семейного счастья

Расположите иконы над кроватью либо на прикроватной тумбочке. Также можете выделить уголок для молитвы на окне, где поставьте не только иконы, но и лампадку для церковной свечи.

Какие иконы должны быть в детской?

Дети, которые рождены в православной семье, должны с самого детства учиться молиться, обращаться к Святым. Помимо этого, каждая икона будет хранить покой и здоровье деток. Следовательно, в детской должны присутствовать собственные образы.

Размещают такие иконы у изголовья. Вы можете выбрать именную или мерную икону. На именном лике должен быть Святой, у которого такое же имя, как у вашего ребенка. Мерная икона заказывается, когда ребенок родился, выбирается по росту новорожденного.

В детской будут уместны следующие иконы:

  • Лик Спасителя
  • Лик Богородицы
  • Икона, на которой изображен Ангел-Хранитель

Пусть Бог оберегает вашего ребенка

Также можно повесить другие лики, которые дают здоровье и благополучие для вашего чада. Помните, что Бог очень любит детей, все мы — дети его. Поэтому приучайте детей к молитве с малого возраста.

Какие иконы должны быть в кабинете для работы?

Если появляются определенные трудности, которые непосредственно касаются работы, исчезает вдохновение, одолевают завистники, необходимо обратиться к Святому. Икону нужно разместить в дома в своем кабинете либо непосредственно на работе.

Выбирайте образ, учитывая собственную жизненную деятельность. Если ваша профессия не имеет собственного покровителя, тогда поставьте лик с изображением Патриарха.

Предлагаем вам небольшой список с профессиями и их покровителями:

  • Студент. Подходит икона с изображением Мученицы Татьяны. Она помогает в учебе, дарует ум.
  • Торговый работник. Идеально подходит Лик Николая Чудотворца. Приносит удачу в торговле.
  • Профессия, которая касается работы в интернете. Лучший образ тот, на котором изображена Божья Матерь Благодатное Небо. Делает карьеру удачной, повседневные дела успешными, приносит благополучие в материальном плане.
  • Моряк, автомобилист, работник туристической сферы. Подходит образ Николая Чудотворца, Божьей Матери Державной. Приносят здоровье, делают удачнее дела, поправляют материальное положение.
  • Медицинский работник. Икона с Лукой Крымским. Защищает на работе, приносит крепкое здоровье.

Икона для медработников

  • Дипломат, почтовый работник. Лучшая икона с изображением Архангела Гавриила. Защищает на работе.
  • Воспитатель детского дома, работник дома престарелых. Идеальная икона та, на которой изображен Вифлеемский младенец. Дарует терпение и милосердие. Деткам дарит физическое здоровье.
  • Педагог, научный сотрудник. Икона Богородицы Калужской. Позволяет постоянно тянуться к знаниям, изучать новые науки.
  • Госслужащий. Лучше выбрать икону с изображением Божьей Матери Экономисса. Делает правление мудрым и справедливым.

Покровитель госслужащих

  • Спортсмен. Идеальный образ – Божья Матерь. Дарует удачу и успех в достижениях.
  • Работник авиации. Для этой профессии подходит лик Спаса Нерукотворного. Позволяет благополучно завершить полет, защищает от злых недоброжелателей.

Где нельзя держать иконы дома?

Определенных правил нахождения в доме той или иной иконы нет. Для правильного размещения необходимо просто следовать здравому смыслу.

  • Поместите икону совершенно в любой комнате. Но в ванной комнате или в туалете икона, конечно же, будет неуместна.
  • Нельзя размещать образ около ТВ, магнитофона, персонального компьютера и прочей подобной техники. Все потому, что для совершения обряда молитвы необходимо сосредоточиться, а подобные элементы, даже если не будут работать, по привычки привлекут ваше внимание и станут отвлекать вас.
  • Не размещайте также лик там, где есть косметические средства, неподобающие книжки, игрушки, различные статуэтки. Около ликов не должны размещаться постеры с певцами, актерами, знаменитыми личностями.
  • Также не желательно размещать около икон картины либо репродукции, пусть даже они имеют религиозное содержание.

Размещайте иконы в подобающем месте

И самое главное, никогда не размещайте иконы возле каких-то снимков. И не имеет значения, кто на этих снимках изображен. Священники категорически запрещают это делать.

Видео: Где должны располагаться иконы в доме?

Источник: https://heaclub.ru/kakie-ikony-dolzhny-byt-obyazatelno-v-dome-spisok-nazvaniya-ot-chego-pomogayut-gde-pravilno-raspolozhit

Ссылка на основную публикацию