Поп, священник и батюшка в православии – одно и то же или нет?

Почему священников называют попами

Большинство исследователей считают, что слово «поп» происходит от греческого πάπας – «отец», и изначально не имело негативной окраски. Но после реформы Патриарха Никона, русское белое духовенство стали именовать на греческий манер. Вместо попов и протопопов появились иереи и протоиереи.

Как обращались к священникам до XX века

Попами в Российской Империи называли до XVIII века белое духовенство (в отличие от чёрного священства – монашествующих, попы могли жениться). Распространялось это название и на семью священника, например, супругу батюшки называли попадьёй, дочь – поповной и так далее.

После реформы Никона, слово «поп» широко использовалось в народе, наравне с отцом, батюшкой и иереем. Миряне обычно звали пастыря не по чину, а по имени-отчеству.

Максимально негативную окраску слово «поп» приобрело с 1917 года, после прихода к власти большевиков. Планомерная антирелигиозная политика советской России сказывается до сих пор: как на верующих, так и на духовенстве.

Попы в русских сказках

Говорить о том, что слово «поп» стало негативно-окрашенным только в советское время неверно. В русских сказках часто фигурируют персонажи-священники, в анекдотах времен Российской империи высмеивались отрицательные, совсем нехристианские поступки «попов».

Уничижительную коннотацию имел не сам сан, а скорее недобросовестные представители духовенства: жадные, глупые и жестокие.

В народных сказках попы бывали как положительные, так и отрицательные. Но чаще всего поп в русском сказании – персонаж нейтральный и упоминается вскользь, как например, в сказке «Вошьи сапожки», где поп оригинальным способом выдаёт свою дочь замуж.

Обратите внимание

И если говорить о сказках, то первое, что приходит на ум – это произведение Александра Сергеевича Пушкина о попе и его работнике Балде.

С лёгкой руки классика чин «поп» приобрёл пренебрежительный оттенок и стал именем нарицательным по отношению к скупому и недобропорядочному священнослужителю.

После публикации в XIX веке и по сей день, сказка воспринимается неоднозначно Православной Церковью.

Крещение Руси в 988 году не могло в одночасье уничтожить языческое влияние на умонастроения в народе. Не всегда и не везде христианских миссионеров встречали с распростёртыми объятиями.

Неоязычники полагают, что из-за неприязни к новым пастырям и пошло нарицательное название для христианских проповедников – поп, т.е. память отцов предавший.

Но эта гипотеза не имеет ничего общего с исторической реальностью. Источники подтверждают, что языческая вера, хоть и считалась ошибочной, но все относились к обычаям предков на Руси уважительно. В «Слове о полку Игореве», русичи называются Даждьбожьими внуками, не смотря на то, что автор являлся христианином.

Антирелигиозная пропаганда

Наибольший удар по слову «попы» нанесла советская идеологическая кампания. Антирелигиозная пропаганда не только не запрещалась, но и поощрялась. Конституцией 1936 года была запрещена какая-либо миссионерская деятельность.

Образ священнослужителя высмеивался в газетах, книгах, на радио. Практически везде священнослужитель изображался как алчный, безнравственный, отталкивающий персонаж. И называли его исключительно «поп». Советское руководство прекрасно понимало, кто является целевой аудиторией: рабочие и крестьяне вряд ли называли священников «иереями».

Сохранились многие документальные свидетельства гонения на Православную Церковь: это и гротескные пропагандистские карикатуры, язвительные, циничные пасквили, выступления «Союза Безбожников» и так далее. Последствия воинствующего атеизма проявляются и сегодня.

Важно

Некоторые современные последователи вероборцев переходят грань критики религии и не способны к конструктивной дискуссии. Слово «поп» используется ими как оскорбление.

Первоначальное значение слова «поп» не несёт в себе негативное значение. Однако перед тем как обращаться так к священнику, стоит узнать приемлемо ли для него такое обращение или нет. То, что для одного будет обычным профессиональным названием, для другого может оказаться показателем вашего негативного настроя к нему.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/60730-pochemu-svyashhennikov-nazyvayut-popami.html

Священник, старец, духовный отец, Святой отец в чем разница?

Священник, Духовный отец, Старец, Святые отцы — много словесных именований, но невоцерковленным людям подчас совершенно непонятно, какие между ними отличия и кто сможет помочь в той или иной ситуации?

Так, например, однажды к нам в Храм зашли взрослые люди – вероятно, дедушка и бабушка, и они искали священника для того, чтобы … тот позвонил и поздравил их внука с Новым годом! И аналогичных, как мне представляется, весьма странных случаев за мой маленький священнический опыт копится все больше и больше. Даже порой кажется, что люди, увы, совсем не понимают глубокого смысла священнического служения.

Между тем, наверняка все слышали такие духовные титулы, как «священник», «духовный отец», «старец», «Святые отцы». Кто же это и в чем их различия, попробую очень кратко раскрыть.

Начнем с того, что святых людей не бывает. Поэтому, если Вы слышите, например, об «изречениях Святых отцов» или о том, что вот такой-то Святой отец говорил что-либо, то знайте: речь идет о тех, кого с нами уже нет. Святые отцы — это те, кто прожил Богоугодную жизнь и через какое-то время по смерти Священным синодом был канонизирован (причислен к лику святых).

Это происходит не без воли Божией, процесс канонизации достаточно непрост (часто люди исцелялись от мощей будущего святого с благоуханием и находились другие достоверные факты святости), и его мы сейчас рассматривать не будем, но в действительности Святых отцов здесь с нами, на земле, нет, а вот их различные труды, письма, наставления остались, и они очень емкие, мудрые, авторитетные, потому что не противоречат учению Церкви, более того, выражают четко и понятно учение Христово. К тому же мы, как христиане, понимаем, что Святые отцы живы не телесно, но духовно, продолжая служить Богу в небесном воинстве и помогать нам как молитвой, так и прямым предстательством пред Богом, а зачастую встречаются и чудеса посредством Святых здесь, на земле.

Итак, священник — это христианин, принявший духовный сан священства после определенных духовных трудов испытаний и получения духовного образования, призванный Богом для служения Богу и людям. По данной ему благодати от Бога, через епископа может совершать все богослужения и таинства (за исключением хиротонии, освящения мира и антиминсов).

Господь наделил священников особой благодатью, именно через них Господь преподает людям возможность участия в Таинствах Церкви: Крещении, Миропомазании, Исповеди, Причастии, Соборовании, Венчании.

Господь дал священникам при рукоположении особые дары Святаго Духа, в результате чего у священников развивается духовное рассуждение, и именно на священников возложена обязанность учить людей вере и показывать им путь к Богу.

Духовный отец — это священник, который регулярно исповедует конкретного человека. В результате этого между человеком и священнослужителем достаточно быстро возникает тесная духовная связь. Человек может спрашивать духовные советы и задавать вопросы этому священнику. Так «священник» становится «духовным отцом».

Совет

Взаимоотношения между верующим человеком и духовным отцом регулируются самостоятельно, где-то это может быть жизнь по совету, где-то может приобретать несколько другой характер.

Духовная жизнь невозможна без священника (духовного отца), у которого постоянно исповедуется человек, ведь непосредственно через духовного отца Господь открывает человеку очень важные для самого исповедуемого обстоятельства и дает поводы к размышлению.

Каждый священнослужитель (священник), в свою очередь, тоже имеет своего духовного отца, у которого он исповедуется, и, поверьте, удивительным образом, при равных возрастных категориях и духовном опыте, именно через духовного отца Господь преподносит ответ на очень многие жизненные вопросы. Поэтому выбрать постоянного священника, у которого верующий человек будет исповедоваться, просто необходимо.

Старец — опытный подвижник, имеющий духовную силу и мудрость. Старчество – это дар, данный Богом духовному подвижнику. Господь зачастую старцам открывает то, что обычному человеку неведомо, – за их великую веру, смирение, самоуничижение.

Старец, как правило, является монахом или священнослужителем, он никогда не превозносится и не никогда не считает себя старцем, не видит в себе совершенства и устремлен сердцем к Богу. Старец — это не милый дедушка с бородой, не волшебник, но проводник к Богу и Божиему промыслу, это тот, кто может помочь просто словом, потому что оно не от себя, а от Бога.

Пример старца можно увидеть в фильмах, размещенных в галерее нашего сайта: «Слово Старца», «Советы Старца взрослым и детям». 

Подводя итоги, можно сказать, что как священнослужители, так и старцы — это не деды морозы, не требоисполнители, не добрые дядьки и даже не те, кто раздает благословения направо и налево для исполнения желаний во имя человеческого эгоизма.

Прежде всего, это служители Божии, задача которых – привести человека к Богу, при этом, если нужно, то пояснить, рассказать, направить, наставить.

Обратите внимание

А подобное возможно лишь в том случае, если человек будет понимать, что желания людей и воля Божия могут сильно отличаться, – в этом скрывается очень многий смысл данного материала.

Рекомендую к просмотру статью: Как правильно обращаться к священникам

Источник: https://ierei063.ru/blog/svyashchennik-starets-dukhovnyy-otets-svyatoy-otets-v-chem-raznitsa-/

«ПРАХ ОТЦОВ ПОПРАВШИЕ». ПОЧЕМУ ПОПЫ НЕ ЛЮБЯТ, КОГДА ИХ ТАК НАЗЫВАЮТ? ИСКАНИЕ ТАЙНОГО СМЫСЛА В СЛОВАХ

Начнём с вопроса №2.  Провокационная постановка? Нет, скорее манипулятивная. То есть, начиная отвечать на данный вопрос, можно не осознанно согласиться с утверждением, что «священники не любят, когда их называют попами». А так ли это? Мы ведь ещё не знаем. Сначала следует их самих спросить.

А дальше уже мои «додумывания» за собеседника. Откуда вопрос? Во время обзора сайтов по славянскому неоязычеству и родноверию наткнулся именно на такое: аббревиатура «ПОП» – «прах отцов поправший».

Отсюда у меня два направления:

А) Кто на самом деле «поправший»? Берём среднего русского человека (да, «сферического русского в вакууме»). Высказываем следующее достаточно верное предположение: у этого человека есть мама и папа (2), бабушки и дедушки (4), прадедушки и прабабушки (8) и так далее.

С высокой степенью вероятности большая часть из них являлась (и является) православными христианами последние 800 (а может и больше) лет. Поколение приблизительно 25 лет. За 800 лет считаем 800/25=32.

Тридцать два поколения! Христиан! Православных! Тут конечно есть ещё возможность для полемики – степень их воцерковлённости, а то и формальность вероисповедания, не являлись ли тайными язычниками и так далее (кстати, «принцип благоразумного раскрытия веры» – точно есть у некоторых религиозных течений). Считаем, грубо, 30 поколений.

  Сколько это предков? А это 230, то есть приблизительно 1 миллиард. Прах которых гордо топчет новоявленный язычник – обвиняя в этом же грехе тех, кто сохраняет веру своих отцов и дедов, своего миллиарда предков.

А если он ещё и подвержен идеям нацизма (а при разборе по крайней мере одного из неоязыческих направлений я нашёл слова о расовом превосходстве славян и неполноценности евреев и вообще всех семитов) – что ж, он ещё и на дедов своих, воевавших против фашистской Германии, наплевал. Попирание в квадрате…

Б) Итак, употребляем слово «поп», держа в уме приведённую выше фразу («прах отцов поправший») и прочие подобные слова, не уподобляемся ли героям следующей зарисовки:

«Едут в автобусе двое иностранцев. А напротив сидит… ну скажем, русский парень (не будем обижать девушек, с ними зарисовка получится более жёсткой и неприятной – додумайте сами, товарищи скрытнословы). Хороший день, хорошая погода, хорошее настроение, улыбки. И вот на том языке, которого русский парень не знает, наши туристы говорят приблизительно следующее:

– Посмотри на эту русскую свинью!

– Га-га-га!

– Он нам ещё и улыбнулся – наверно, п…р!

– Га-га-га!»

Выводы делайте сами…

Источник: https://nikolay-1983.livejournal.com/2031.html

священник — Поп, батюшка, священник — чем они отличаются друг от друга? — 22 ответа



В разделе Религия, Вера на вопрос Поп, батюшка, священник – чем они отличаются друг от друга? заданный автором Мery лучший ответ это Поп – так называли до 18 века священников относящихся к белому (женатому) духовенству. Батюшка это простонародное обращение к попу (женатому священнику) .

Для женатого духовенства две степени наименования были – поп и протопоп. После реформы Патриарха Никона в конце 17 в. Женатое духовенство стали называть на греческий манер – иерей и протоиерей, т. е. “священник” и “старший священник”. У монахов (чёрного неженатого духовенства) обращение было другое.

священномонах или иеромонах (священник) , игумен (старший священник или ещё наставник) и Архимандрит (священник настоятель большого монастыря – Лавры) . До 1917 г. к белым батюшкам было принято обращаться по имени отчеству. Например – протоиерей Иоанн Ильичь Сергиев. В разговоре – отец Протоиерей или просто Иоанн Ильичь, или – батюшка.

Важно

К монашествующим духовенству – отец Иеромонах, отец Игумен, отец Архимандрит. К простым монахам – отец Авель, отец Геласий и т. д.Игумен ДовмонтМудрец(19882)

Слово ПОП от греческого ПАПАС или ПАПА что переводится как отец. Попами называли отцов духовных со времён Апостолов “Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

” (1 Кор 4:15). То есть отцами называли глав церковных общин или епископов.. Хотя были ещё и пресвитеры (старейшины) или наставники. Впоследствии отцами стали называть вообще всё духовенство.

Ответ от Православие – Жизнь ![гуру]ещё можно добавить иерей. Слово поп – простонародное и некоторым режет слух
Ответ от Наташа Катина[гуру]тем же, чем мама, мамочка, мамуля :))
Ответ от Zorenka[мастер]Пьянница, бухарик, алкоголик….

Читайте также:  Алтарь в православном храме

Разница есть?
Ответ от Аристарх Шереметьев[мастер]надо сверять отпечатки пальцев
Ответ от Є.[гуру]врач, доктор, лекарь, медик
Ответ от ОЛЕГ[гуру]пишите- поп, только зачем вы это пишите. вы понять хотите Христианство или осудить его?..

если понять, то вряд ли сделаете ЭТО здесь.. если осудить (осуждение, есть оправдания себя и своих убеждений) Зачем оправдываться?
Ответ от Волшебный Кролик[гуру]”Поп”- негативное, “священник”- нейтральное, “батюшка”- подбострастно-льстивое обозначение священнослужителя.

Поправляют именно эти, льстивые…

Ответ от Александр Петров[мастер]О моя нежная и милая восточная принцесса Мириам, ну слово поп, батюшка, священик в их религиозном понимании мало чем отличаются друг от друга, и в светском кстати тоже.. слово поп имеет греческие корни и в переводе тоже означает отец (в вере православной как в церкви добавляют), батюшка -тоже отец в вере христианской, священник – человек, имеющий право от высшего начальства Церкви, совершающий обряды в Церкви и говорящий проповеди верующим, кстати моя милаяМириам светские нерелигиозные люди и в мусульманских странах называют мусульманских мулл и муэдзинов, они ж так у вас положены назватся, попами и батюшками и священниками.. так что пока люди живут и думают, что породило этото мир и что есть любовь если им хочется верить что она породила наш мир,, то будут и среди них люди доверяющие или не доверяющие обьяснениям и священным книгам уже перечисленых тобой людей,..
Ответ от *******[гуру]Поп, слишком вульгарно.
Ответ от Азраил Мортигенус[гуру]Они отличаются только после смерти, запахом. У священника запах ладана. У батюшки запах сероводорода с аммиаком. А поп пахнет как обычный труп.
Ответ от Катя[эксперт]ничем не отличается, просто слова разные
Ответ от Михаил[гуру]Ничем. Попом лучше не называть.
Ответ от Ганна Голубчик[гуру]ага, поп и Римский Папа – слова однокоренные, но поп почему-то считается вульгарным.
Ответ от Locust[гуру]Это один жрец в трёх ипостасях.
Ответ от Приколист[новичек]Даже не хочется из их носа полемику выковыривать по этому поводу.

Одно скажу! Всем троим, надо уйти из этой жизни приблизительно так же, как ушёл, их – гипотетический “Бог”! :о/

Ответ от Алекс Алекс[активный]Слово поп или батюшка? В зависимости кто это произносит. От уровня духовности. Поп – пастырь овец погибающих. Я думаю здесь все ясно.
Батюшка на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Батюшка
Поп фильм на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Поп фильм
Протоиерей на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Протоиерей
Священник на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Священник
Селфи телесериал на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Селфи телесериал
Селфридж Гарри на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Селфридж Гарри

Источник: https://22oa.ru/svyashchennik/

Ахилла

Вопрос читателя вынесен в заголовок. Вопрошающий далее поясняет:

Что чем-то отличается – несомненно, и все это ощущают. Не зря за батюшками прихожане толпами ходят, значит, общение со священником что-то дает. Мне видится, что миряне стремятся «погреться» в священнической благодати – пока «своей» не хватает. «В норме» со временем эта необходимость быть поближе к батюшке проходит, «в патологии» — выливается во внутреннее сектантство.

Когда только что рукоположенный священник служит сорокоуст – это нечто! Многие стараются эти службы не пропускать, кажется, что и ты – на Небесах. Но часто это быстро заканчивается.

Бывает иногда, что священник тебе что-то такое важное и нужное вовремя скажет, что буквально обалдеваешь и потом помнишь годами.

То есть благодать в чине рукоположения действительно дается.

А вот всегда ли она распространяется на пастырство? Священники – люди, каждый со своими грехами, психологическими комплексами, уровнем образования, типом мышления… И все эти особенности проявляются в общении с мирянами.

Совет

Священник может быть капризным, грубым, высокомерным, ленивым, может говорить правильные слова, и тут же, на глазах, делать нечто прямо противоположное… И это все нормально, он такой же падший человек, как и мы все.

А вот что, по-моему, явно ненормально – его представление, что на все это (и на многое другое) ОН ИМЕЕТ ПРАВО. Имеет потому, что он является «носителем духовности», и ВСЕ, что он говорит и делает – истина в последней инстанции (я здесь только об отношениях «священник – прихожанин», на других уровнях это наверняка не так).

В храмах обычные человеческие отношения зачастую много хуже, чем в светских коллективах. Можно, конечно, все на лукавого списывать, но явно ведь просматривается «священнический фактор». Батюшки позволяют себе слова и действия, которые в приличной мирской среде совершенно неприемлемы.

Могут оскорблять, унижать, обманывать… Утверждая при этом, что делают они это не «по злобе», а из высших духовных соображений. И что нормальные, уважительные, человеческие отношения в Церкви нужно отринуть, что они – мешают «духовности».

Это они так говорят, а ощущение возникает, что они просто используют свой сан и сложившиеся у паствы представления о духовности в качестве маскировки своих индивидуальных особенностей. Может быть, и не осознавая этого под влиянием уверенности в своей избранности.

Так есть эта сакральная избранность, или ее нет? Есть нечто, позволяющее священникам воспринимать себя как Того, Кто Знает, как глашатая воли Божией? А мы, миряне, понимания этого просто не можем вместить? Или все-таки эта способность не дается автоматически в рукоположении, а требует личных усилий? В том числе, и, может быть, прежде всего, чисто человеческих, душевных?

Я не из любопытства этот вопрос задаю.

Мирянам необходимо понимать, как относиться к священникам, когда их слушаться, каких вопросов лучше и не задавать, а положиться на волю Божию, не через священника воспринимаемую… «Классическое» духовничество, когда «священник всегда прав», сейчас для многих непригодно. Так же, как и представление о том, что обсуждать священников – не осуждать даже, а просто «констатировать факты» — самый страшный грех, не имеющий прощения. Не всем подходит отсутствие рассудительности, времена такие.

***

Отвечает священник Павел Радин:

Я готов ответить на суть этого вопроса.

А она (суть), как всегда, прямо в словах не выражается. Ибо мне кажется, изначально вопрос звучал так: РАССКАЖИТЕ, ЧЕМ СВЯЩЕННИК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВЯЩЕННИКА, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ, ЧТО ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА? Ответ лежит в области психиатрии, и настолько очевиден, что даже стыдно его озвучивать. Поэтому и я не буду, а расскажу о другом.

Обратите внимание

Мы все жертвы советского кинематографа. А конкретно – сказки «Морозко». Злые мачехи не вытирали нам попочки, не целовали пяточки, а продвигали вместо нас своих дочерей. Мало того, родные отцы добровольно отвезли нас в лес, где и бросили, окончательно спившись.

Потому-то и ползём мы, замерзшие Алёнушки, на свет детской сказки, где главный действующий персонаж – бородатое создание в длиннополых одеждах. Всемогущий. Хочет — птичку заморозит, хочет – приголубит брошенку. Почти как Баба Яга, только добрый, типа доверять можно.

Но не знаем мы, что попали не в сказку, а в хоспис, где безнадежные больные, надев докторский халат, вот уже как сорок лет водят остальных по больнице в поисках выхода.

Казалось бы, жизнь должна учить! Она тебе и ипотеку в качестве лекарства прописала, но ты все в сказку веришь и как дурак орешь: «Медвежонок! Лошадка!» и прочие безумные глаголы.

Настоящая поповская духовность пахнет вчерашним немытым телом, пятью детьми и ожиданием приезда друга из соседнего села. Такого же немытого, но высокодуховного товарища, с которым бухаешь гораздо больше, чем служишь.

В бытность свою регентом имел честь знать настоящего священника, у которого не было и подобия того, что можно назвать елейностью. Звали его Владимир, его все любили. Потом он принял монашество с именем Викторин.

Я помню, как мы, певчие, резвились, крича: «Наш Некторин идет»! Еще помню, как приходские дети лепили снеговика и батюшка им помогал. А потом, когда девочки уходили, переставлял морковку с верхнего шара на нижний.

И еще, когда я на исповеди говорил о грехах, инфернально совершенных мною во сне, он советовал меньше жрать на ночь. И еще он на запивку покупал самый дешевый коньяк, который можно найти за золото, ибо был бессребренник.

Про благодать… Да, она есть. Только мы, новоначальные попы, не умеем ею пользоваться.

Для нас она совсем не энергия добра, так как настолько сильна, что в первую очередь рождает ненависть к вам — «неразумным прихожанам» (ибо проклят народ, не знающий Закона).

Учитывайте это все почитатели «сорокоустных батюшек». Не дай Б-г, вы отступите вправо или влево от луча, в центре которого ваш обожаемый ОБЪЕКТ, — кары не миновать.

Важно

Только гораздо позднее мы понимаем, что священник ставится вверху «духовной лестницы» специально. И его путь отныне только вниз – к своим друзьям-мирянам.

P.S.: Но потомственных попов это не касается, они с этой лесенки не сойдут никогда, не ждите. Не для того их высокопреподобия выжили в семнадцатом году.

Артем Петров, протестантский священник, Новоапостольская церковь, Беларусь:

Священник — это простой человек, а значит он греховен, имеет множество недостатков, склонен совершать ошибки. Но он призван Богом на служение в церкви, на служение ближнему, а это в свою очередь требует большой ответственности и самоотдачи, и если где-то в чем-то проявить лень, как за этим последует поражение и падение авторитета священнослужителя.

Каждый священник проповедует, проповедь — это большое искусство, это когда ты подымаешь духом того, кто пал духом, даешь ответ на вопросы тому, у кого есть вопросы, вдохновляешь того, кто отчаян.

Душепопечительство и искусство проповеди — две важные составляющие практического служения священника, но есть и третья сторона, причем самая важная — это духовная составляющая священника, как то, о чем говорит, в чем наставляет, он применяет в своей жизни.

Священник отличается от прихожанина тем, что он может и должен так вдохновить, как никто и никогда (хороший пример нам дает Серафим Саровский).

Священник — это тот человек, который не имеет чувства собственного достоинства, тот, который подставит вторую щеку и даст снять с себя рубаху, и еще помолится за своего обидчика. И, по примеру Христа, у священника должно быть стремление к скромной жизни, даже если священник имеет большие возможности.

Добавлю, как протестантский священнослужитель, что священство — это прежде всего не профессия и не работа, это служение Богу. Священник не должен ожидать оплаты труда и благодарности за свой труд.

Священник Андрей Свистоплясов, РПЦ МП:

Совет

В школьном богословии написано, что священникам дана власть: учить, священнодействовать и управлять (приходом, благочинием…). Я не знаю, как это было реально в духоносные века первохристианства, но в наше время надо с большой осторожностью относиться к учениям и поучениям от лица священнослужителей, а также к их управлению, особенно это касается практики духовничества.

К сожалению, редко можно встретить просто искреннего, честного священника, не пытающегося разыграть театр одного актера, ради конвертации духовных ценностей в материальные или ради каких-то других выгод, или просто по гордости. Пастырей, которые любят давать непрошенные советы, или брать руководство над пасомыми по собственной инициативе, я считаю, надо обходить за километр.

Мне в первые годы своей церковности «посчастливилось» попасть под влияние одного творческого батюшки, художника в прошлом, который считал своим непременным долгом рулить судьбами людей, лепить из них то, что ему казалось единственно правильным.

Причем он выбирал в жертвы своего особенного попечения тех, кто был более податлив – одиноких женщин и подростков из не очень благополучных, неполных семей, где родители не могли дать должный отпор. В силу неофитской очарованности и доверия, а также подросткового возраста, я приобрел от такого руления моей судьбой немало серьезных проблем, которые пришлось разгребать годами.

Теперь я сам крайне остерегаюсь давать советы людям относительно их личной жизни, личных решений, не люблю, когда меня кто-то пробует назвать духовником.

С рукоположением священнослужитель не приобретает никаких бонусов в виде повышения интеллектуального уровня, не становится автоматически более духовным, прозорливым, знающим и т .п. Да, «Дух дышит где хочет..» (Ин.

3:8), и от только что поставленного безусого священника, не успевшего получить начальное богословское образование, можно получить ответ на актуальный вопрос, особенно, если человек имеет веру, а обстоятельства и время не позволяют искать более искусных.

И ослицы иногда могут заговорить и преподать урок пророку. Но это все же исключение, и в целом не стоит пытаться желаемое выдать за действительное.

Обратите внимание

Нам надо учиться строить свои мысли, слова и поступки на Евангельском благовестии и самому нести ответственность за свои решения. Хорошо, если у нас в досягаемости есть добрый священник, друг, который рад по возможности подсказать нам, как равному, не ради чего другого, а по любви, сочувствию, просто поставив себя на место человека, требующего помощи и совета.

Читайте также:  Красная нить за запястье и православие: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Священник Виктор Пасечнюк:

Ничем не отличается священник от мирянина, если только не учитывать ту сугубую ответственность, которую на себе несет священнослужитель, поставленный в Церкви для служения Богу и народу Его.

Во-первых сказано: «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак.3:1), а во-вторых, «кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:48).

А вверено священнослужителям по обязанностям священнического служения очень много, за что и придется им дать отчет перед Всевышним. Обязанность же священника быть образцом для верных.

Что согласно словам апостола и написано на священническом кресте как памятка: «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4:12).

Ответственность, конечно же, означает некое возвышение ответственного над подопечным, поэтому сказано находящимся в послушании у иерархов: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр.13:17).

Но если есть некое подобие иерархических отношений между мирянами и духовенством, то это подобие должно отображаться в заботе об окормляемых духовенством людях, то есть апостол заповедует любовь в отношениях духовенства и мирян.

Если священнослужитель является для мирян образцом духовной жизни и имеет братское попечение о вверенных ему людях в научении их Евангельским словом и собственным примером, то ответными чувствами мирян будут любовь и уважение.

«Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет.5:2,3). Если священник не выполняет свою обязанность, а корыстно господствует, то и ответное чувство мирян будет соответствующим.

Отношения пастырь-мирянин — это отношения братские. Порой, в силу большой разницы в возрасте и большого периода духовного окормления, эти отношения становятся отеческими.

Но нужно признать, что сами миряне и священнослужители рады возводить между собой глубокую пропасть. Для мирян, которые недугуют церковным «магизмом», очень удобно иметь веру, что их «отченька» или «владыченька» помолится, и все их проблемы исчезнут. Прочтет, и все их грехи простятся. Вынесет решение – и самому ничего решать не нужно.

И Бог, как правило, таким мирянам уже не нужен. И Слово Его им без надобности.

И сами люди при этом теряют упование на Бога, теряют молитву и ограничивают свой духовный рост, оставаясь неразумными детьми, невзирая на слова апостола, который предупреждает нас, дабы мы «не были младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14).

Важно

Также и духовенству бывает очень соблазнительно ощущать себя наместником Бога на земле.

Любой священник при желании может (и иногда так и делает) себя поставить так, что к нему будут очереди стоять, прославляя его прозорливость и чудотворность.

Эти приемы сильно воздействуют на новоначальных христиан, но как правило, очень травмируют их, что плачевно сказывается на последующих периодах духовной жизни.

Когда-то было отделённое от народа левитское священство. Новозаветное священство – это обычные миряне, избираемые для служения в Церкви. Но возникает вопрос: если духовенство из мирян, то разве церковь ничем не должна отличатся от живущих в миру людей?

Многие ищут это отличие. Оттого и перекосы с «гуруизмом» и «папизмом». Оттого страстный поиск старцев, и последующие за этим разочарования.

Люди приходят к Богу и в Церковь с надеждой увидеть в лице священнослужителей образ святости, увидеть сверхлюдей. И это закономерное желание и стремление человека, который задумывается о духовной жизни.

Приходящий измениться жаждет увидеть тех, кто уже изменился.

И он должен встречать эти образцы святости, для того чтобы и самому стать таким же, и уже не отличаться ничем от священников, учителей и старцев, кроме ответственности, которую имеют они из-за своего служения.

И если священник рожден от Духа, то и пришедший наверняка сможет получить духовное рождение, а не подмену евангельских принципов при духовных манипуляциях корыстолюбивых и властолюбивых пастырей.

Совет

В церкви мы ничем не должны отличатся друг от друга в Духе Святом. Так как во Христе Иисусе – все новое творение. «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал.6:15), и нет уже «иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.

3:28). Если ты рожден от Духа и стал новым творением, то все равно кто ты, и кто рядом с тобой, — священник, епископ или глава административного округа, богатый или бедный – ты новое Божие творение и член народа Божьего.

И напротив, если ты священник или епископ, но от Духа Божьего так и не родился, то ты чужд славы Божией, независимо от того, какие бы знаки отличия не носил на себе, и каким почетом и роскошью не был окружен. Ведь Слово Божие категорично в этом вопросе: «Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).

Когда-то вся церковь настолько была свята, отличалась от внешних, что «из посторонних никто не смел пристать к ним, и народ прославлял их» (Деян. 5:13).

Задающимся вопросом отличия мирян и священников могу порекомендовать книги и статьи священника Николая Афанасьева и некоторые главы книги Петра Иванова «Тайна Святых».

Задайте свой вопрос ахилловскому батюшке: ahilla.ru@gmail.com

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Источник: https://ahilla.ru/chem-svyashhennik-otlichaetsya-ot-obychnogo-cheloveka/

10 популярных мифов о батюшках

Профессия священника всё чаще становится мишенью для сплетен и пересудов. О батюшках в народе существует множество мифов и предубеждений. Вспомним и опровергнем некоторые наиболее популярные.

1. Священник живёт в своё удовольствие и большую часть времени отдыхает, а его работа – лёгкая.

Подобное мнение можно услышать от тех, кто в церкви практически не бывает и принимает за правду иллюзии и фантазии. Опровергнуть его может любой мирянин, не понаслышке знающий о тяготах священнического служения.

Попробуйте-ка отстоять 2-3-часовую литургию или вечернюю службу. И представьте себе, что вам нужно делать это, в среднем, каждые 2 (максимум 3) дня на протяжении всей жизни. Любой священник служит не только по субботам и воскресеньям, но и в церковные праздники, коих в Православии – огромное множество.

Обратите внимание

В некоторые периоды, например, на 1-й и Страстной седмицах Великого Поста – ему приходится служить каждый день утром и вечером, а иногда ещё и днём. Помимо безчисленных служб, батюшка практически ежедневно проводит священнодействия и молитвословия по просьбам людей. Освящает, крестит, венчает, проводит молебны, отпевания, литии и панихиды.

Соборует, исповедует и причащает больных. И делает это не только в храме, но и выезжает на дом к страждущим.

Представьте себе, что к вам постоянно приходят люди и «грузят» вас своими проблемами, бедами и горестями, и нет этому конца и края. Очень скоро вы начнёте сходить с ума или посылать всех куда подальше.

А ведь почти каждый день священнику на исповеди приходится выслушивать откровения десятков, а то и сотен людей, соприкасаться с их душевной болью или грязью, становясь своего рода духовным и душевным «ассенизатором».

Исповедь может затягиваться до полуночи – ведь батюшка старается принять всех, каждого выслушать и духовно помочь. И не всем духовникам удаётся выдержать эту чудовищную психофизическую нагрузку, некоторые начинают тяжело болеть или происходит их духовное выгорание.

 <\p>

По долгу службы священник читает проповеди, неся людям Слово Божие и стараясь подавать личный пример достойной жизни по этому Слову. На подготовку к проповедям и домашние молитвы ежедневно уходит от одного до нескольких часов.

Кроме служб и треб многие батюшки ведут социальное служение – посещают больницы, дома престарелых, тюрьмы и колонии, духовно помогая людям. Открывают при храме кружки и секции для детей и подростков, причём далеко не только церковной направленности. И ещё много чем другим полезным занимаются.

На личную жизнь у батюшки остаётся совсем немного времени. И даже простой человеческий отпуск бывает доступен не всем священникам. Хотели бы вы себе такой «лёгкой» жизни? Думается, что честно ответить «да» на этот вопрос сможет лишь настоящий альтруист и подвижник.<\p>

2. Настоящий батюшка должен быть бедным.

Есть мнение, что батюшке не к лицу иметь хорошую машину, большой дом и дорогие вещи, в то время, как большинство простых людей в нашей стране не могут себе этого позволить. Ведь «сытый голодного не разумеет». И к тому же, кормят попа прихожане, а значит, он «шикует» на народные деньги.

Важно

На самом деле, доход священника отнюдь не всегда напрямую связан с его церковной деятельностью. А большая часть пожертвованных простыми прихожанами денег уходит не в карман к попу, а на текущие нужды храма и прихода.

При этом, если духовник уважаемый и любимый в народе – то к нему время от времени приходят спонсоры и меценаты, готовые дарить на нужды Церкви немалые суммы. Небольшую часть из них священник действительно может потратить на личные нужды.

И если у него появляется возможность стать обладателем качественной иномарки взамен имевшегося у него полуубитого автохлама – то в этом нет ничего предосудительного.

На хорошей машине он сможет объездить больше нуждающихся прихожан, и не будет тратить своё драгоценное время на постоянные ремонты. Ну а в хорошем доме – легче восстановить свои силы после изнуряющей работы.

Разумеется, пастырю следует знать меру, не прыгать выше головы и не привязываться к земным благам. Обеспечив себе более-менее достойные условия жизни, избыток финансов хороший священник тратит не на дальнейшее улучшение уровня своей жизни, а на помощь нуждающимся.

Как пример для подражания можно вспомнить святого Иоанна Кронштадтского. К нему от благодарных граждан стекались такие огромные суммы, что он мог бы стать настоящим олигархом. Но для себя он оставлял лишь необходимые для полноценной жизни «крохи», а всё остальное щедро тратил на благотворительную деятельность.<\p>

3.

Лобызать руку можно только тем священникам, кто старше вас.

Целование руки священника – вовсе не общеобязательная процедура, как думают многие верующие, а благочестивый обычай, в котором проявляются смирение человека и уважение к сану. Ещё в библейские времена подобная практика была распространённым явлением и считалась символом любви и уважения.

Христиане лобызают руку священника, когда он даёт им крест или благословляет. В духовно-нравственном смысле человек как бы мысленно целует незримую десницу Спасителя и получает Свыше благодать от Самого Бога, действующего через руку священника. Так что люди не перед батюшкой преклоняются, а перед Богом.

И ещё таким образом выражается почтение к священническому сану.

Совет

Если священник моложе вас и годится в дети или внуки – смущаться не стоит. Его сану уже 2 тысячи лет, и, лобызая руку батюшки, человек в духовном смысле целует не только Бога, но ещё и всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили – от апостолов до современных святых.

Чтобы паства не смущалась, многие батюшки подставляют не саму руку, а поручи – ту часть церковной одежды, что находится в районе запястья. На поручах изображён крест, к которому и прикасаются губами. Но в любом случае, всё это – дело добровольное, и за отказ целовать никто никого не имеет права осуждать.<\p>

4. Все попы – толстые. Потому что они любят вкусно и много есть.

Разумеется, далеко не все православные священники толстые. Человек, которому мерещится подобное, пребывает в мире субъективных иллюзий и явно предвзято относится к батюшкам. Священники – такие же люди, как и все мы, и обладателей лишнего веса среди них ничуть не больше, чем среди простого народа.

Сравнительной статистики соотношения полных и худых священников не проводилось. По моим личным многолетним впечатлениям – толстых попов всё же меньше, чем обладателей нормальных фигур.

Большинство тучных священников уже немолоды, и их большие животы – как правило, появились не от обжорства, а из-за тяжёлой жизни, хронических болезней, нарушения обмена веществ и неправильного питания.<\p>

Судите сами. Нормальный режим питания для священника – непозволительная роскошь.

Причина тому – не только ненормированный рабочий день, но и канонический запрет употреблять пищу перед утренним богослужением. В дни служб священнику удаётся позавтракать лишь в 2-3 часа дня. А если у него неотложные требы – то ещё позже. Особо загруженные батюшки едят всего 1 раз в день – вечером.

И не всегда могут с голодухи удержаться, чтобы не съесть лишнего. Ходить в спортзал им некогда. Ведь кроме многочисленной паствы, постоянно требующей внимания, есть ещё семья, как правило, многодетная. Такую тяжёлую жизнь выдерживают не все, многие начинают болеть. И некоторые даже умирают в самом расцвете сил.

А ещё жир на животе может откладываться по психосоматическим причинам – как своего рода защита организма от лежащего во зле агрессивного мира. И было бы несправедливо осуждать батюшку за такую «самозащиту».   <\p>

5. Если батюшка серьёзно грешит – его таинства недействительны.

Понятно, что духовное состояние священника имеет немалое значение при совершении таинства, и лучше всего – когда он ведёт праведную жизнь. Но далеко не всегда на нашем пути встречаются подвижники.

За неимением оных – даже «недостойный» поп-грешник может принести людям духовную пользу, если в их сердцах есть искренняя вера в совершение святых таинств. Ведь таинства совершаются Самим Богом, а священник всего лишь Его «ассистент», ходатай и помощник.

Обратите внимание

Благодать, которая даётся ему при рукоположении, позволяет совершать церковные Таинства до тех пор, пока епископ не отправит его под запрет.

Люди не виноваты, если священник из их церкви оказался «падшей овцой». Господь может попустить его отстранение, тяжкую болезнь или даже смерть, но пока батюшка служит и официально не отстранён – Бог всё равно будет действовать через него и помогать людям.

6. Со священником нельзя просто по-человечески дружить, перед ним можно только преклоняться.

Разумеется, это не так. Священник – такой же человек, как и мы, только более ответственный и духовный. У него так же, как и у всех нас, есть свои друзья. Причём среди них можно встретить не только православных батюшек и мирян, но и даже представителей иных вер, или даже агностиков и атеистов. Религия не должна разъединять и мешать простой человеческой дружбе.

<\p>

У автора этих строк тоже есть друг-священник. И мы видимся не только во время посещения храма. Когда у Батюшки появляется свободное время – мы общаемся на любые темы, выбираемся на природу, катаемся на лыжах и горных велосипедах. Несколько раз мы даже в совместные турпоходы ездили. И многие мои друзья с ним тоже дружат.

Некоторым он помог прийти к вере, а для тех, кто по-прежнему далёк от религии – он всё равно остаётся хорошим другом или приятелем, исключительно позитивным человеком и живым примером доброты и любви к людям.<\p>

Дружба дружбой, но есть важный момент: общаясь с другом-священником нужно всегда проявлять уважение и избегать панибратства.

К примеру, в нашей компании Батюшку уважительно величают «на Вы» – это позволяет держать маломальскую необходимую дистанцию и не забываться.

Вышесказанное касается именно мужской дружбы. Из женщин настоящим другом священника может быть только его жена или близкая родственница. Дружить же с посторонними (особенно с молодыми) женщинами батюшкам не рекомендуют их духовники – во избежание ненужных искушений и проблем.<\p>

7. Духовного отца лучше искать среди монахов.

Важно

В народе распространено мнение, что монашествующие священники, посвятившие себя Богу – духовно более одарены и ближе Господу, чем обычные батюшки. А значит, лучше иметь в духовных отцах именно их. Но так ли это?

На самом деле, настоящих старцев, которым открыта воля Божия – считанные единицы, и к ним, как правило, просто так не попасть. А хороший духовник может быть отнюдь не только выходцем из числа монахов, но и представителем обычного «белого» духовенства. Мало того, простые «мирские» батюшки по части практического опыта и благодатности нередко могут дать фору многим монашествующим.

Обычному человеку, не собирающемуся уходить в монастырь и желающему жить нормальной жизнью, лучше выбирать духовного отца из числа умудрённых годами семейных священников.

Простые батюшки, пережившие и преодолевшие всевозможные привычные для нас мирские искушения, приобретают поистине безценный духовный опыт, которым они могут с радостью и пользой делиться со своими духовными чадами. Они лучше понимают мирян и не налагают на них невыполнимых епитимий.

И избегают давать неоднозначные советы, способные наломать дров или отвратить неподготовленного человека от Церкви.

8. Духовник – всегда прав.

Многие считают, что всё, что сказал уважаемый ими духовник – непреложная истина. И любое его повеление надо выполнять безпрекословно, даже если вы и не согласны с ним.

На самом деле, даже самый мудрый духовник может порой ошибаться.

А слепое безоговорочное повиновение духовному отцу может практиковаться только в монастырях, и ни в коем случае эта практика не может распространяться на обычных мирян.

Если духовный отец требует абсолютного подчинения себе и настаивает на строгом неукоснительном исполнении своих советов и благословений – стоит насторожиться.

Совет

Человек должен сохранять свою волю и лично принимать решения, делая тот или иной выбор.

Хороший духовник учит людей мыслить и духовно расти самостоятельно, и ни в коем случае не превращает их в марионеток, неспособных и шагу ступить без своего наставника.

Особую опасность представляют «младостарцы», которые стали монахами в молодом возрасте и ничего не понимают в семейной жизни и психологии человеческих отношений, но при этом считают себя мудрыми пастырями и любят навязывать своё мнение как истину в последней инстанции.

Такие люди способны своими благословениями и рекомендациями разрушить даже крепкую счастливую семью или превратить мирную счастливую жизнь в подобие земного ада. Они могут наложить на начинающего христианина непосильную духовную ношу и морально или физически сломать человека.

От таких «духовников» нужно бежать как от огня.

9. Священник – это лучший специалист по жизни, и с ним нужно советоваться по любым житейским вопросам.

Некоторые православные имеют дурацкую привычку доставать батюшек вопросами на бытовые темы. Им кажется, что если уж пастырь – духовно мудр, то он и по житейской части может дать ценные советы и указания.

И начинаются безконечные вопросы вроде: «Батюшка, на какую работу мне идти?», «А подойдёт ли мне вот этот жених?», «Стоит ли продать квартиру и построить дом?», «В какой кружок ребёнка отдать?» – и т.д. и т.п.

Священник по мере сил пытается ответить и помочь, но при этом серьёзно рискует, что впоследствии кто-нибудь разочаруется и предъявит ему претензии, привычно перемешивая и путая духовное с душевным и бытовым.

 <\p>

Подобным любителям идти за советами в храм стоит раз и навсегда запомнить: обязанность пастыря – вести людей к Богу и духовно просвещать, а не быть мудрецом по житейской части. Попросить благословения на любое доброе дело можно, но, ни в коем случае нельзя перекладывать на священника ответственность за принятие решений и ждать от него чётких ответов на бытовые задачи, которые вы можете и должны решить самостоятельно.

И уж тем более не стоит одолевать батюшку медицинскими вопросами и просьбами помочь выбрать лечение, благословить или отговорить от операции. Всё это должны решать опытные медицинские специалисты. А священник может лишь помолиться за болеющих и попросить у Бога наилучшего для них исхода.

10. Самые тяжкие и постыдные грехи лучше исповедовать незнакомому священнику, живущему далеко от места вашего проживания.

Есть среди прихожан эдакие хитрецы и мудрецы, которые регулярно исповедуются и причащаются, но никогда не расскажут своему батюшке о самых неприглядных духовных недугах своей души.

Им кажется, что, если они будут полностью откровенными – знающий их священник перестанет их уважать. А может быть даже ещё и кому-нибудь про них разболтает.

Обратите внимание

Поэтому, чтобы рассказать о самых мерзких грехах, такие люди едут куда-нибудь подальше от дома к тому, кто их не знает и после уже никогда не увидит.

Подобные методы попахивают лукавством и фарисейством. При таком подходе можно в своём приходе выглядеть «белым и пушистым» и продолжать тяжко грешить, занимаясь самоуспокоением и самооправданием.

И духовник уже не сможет помочь такому человеку реально преодолеть своё духовное повреждение и реально стать чище и лучше.<\p>

Любой нормальный священник радуется о покаянии человека, и никакой тяжкий или постыдный грех не отвратит его от исповедующегося.

Шокировать и удивить опытного пастыря своими грехами – невозможно, ведь за многие годы работы каждый батюшка узнаёт о людях столько, сколько не снилось даже опытному психологу. Постоянный духовник может помочь более эффективно, нежели множество незнакомых священников.

<\p>

Не стоит бояться и возможного разглашения тайны исповеди. Этот грех означает автоматическую духовную смерть для пастыря, и ни один нормальный поп на такое не пойдёт, даже если его очень попросят серьёзные люди из ФСБ.

Тайна исповеди не может быть разглашена ни при каком случае. В России она охраняется не только духовными канонами.

Согласно Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», тайна исповеди охраняется законом, и священнослужитель не может быть привлечён к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Важно

А согласно Уголовно-процессуальному кодексу батюшку не имеют права привлекать и допрашивать в качестве свидетеля. Так что исповедуйтесь спокойно и без опасений – никто вас никому не выдаст.

Источник: https://alexey-x.livejournal.com/28156.html

Кто такой иеромонах?

Отличие иеромонаха от «обычного» монаха в одном: иеромонах может вести богослужение, а монах нет. Или иными словами: иеромонах это священник, который является еще и монахом.

Иеромонах может служить литургию, причащать, исповедовать, отпевать, соборовать, служить молебен и т.д. Иных отличий от монаха у него нет — ни в обетах, ни в одежде-облачении.

Подобные «составные» названия санов — как иеромонах или иеродиакон — происходят от того, что монашество и право служить никак друг с другом не связаны. То есть:

  • монах это не всегда человек, который может вести службу,
  • а священник, который ведет службы, совершенно не обязательно является монахом и может быть мирским, женатым (или, как принято говорить, «белым» священником).

Черный и белый священник — в чем отличие?

Название черного и белого священства происходит от того же: является священник монахом или нет.

Черный священник это иеромонах (у монахов — черное облачение, от этого — черный).

Белый священник — это священник не монах. То есть, священник, который имеет семью и не имеет монашеских обетов.

Это абсолютно не значит, что священник-монах в чем-то лучше белого священника. Наоборот, в некоторых случаях, — например, в вопросах семейной жизни и некоторых ее сторон — лучше сможет дать совет именно священник, имеющий опыт жизни в семье и в мире — то есть не монах. Просто хотя бы потому, что он с ней сталкивался воочию — с практической стороны.

И те, и те становились в истории Церкви великими подвижниками и канонизировались как святые.

Не поленитесь: найдите и почитайте о них или их творения — это удивительные примеры духовной жизни:

Известные «белые» священники в XX веке:

  • святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • святой праведный Алексий Мечев
  • святой протоиерей Сергей Мечев

Известные иеромонахи в XX веке

  • архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  • архимандрит Кирилл (Павлов)
  • игумен Никон (Воробьев)
  • схиигумен Иоанн (Алексеев)

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) — один из самых известных пастырей в истории Русской Церкви. Пример, как можно жить святой жизнью, не уходя в монастырь.

Кто может стать иеромонахом?

Решение о том, что вот именно этот монах может служить и исповедовать, принимает только настоятель монастыря, руководствуясь своим духовным опытом и рассуждением.

Это не значит, что монах, которого рукоположили в иеромонахи, лучше «простого» монаха — это значит, всего-лишь, что по тем или иным качествам или обстоятельствам этот монах может или должен служить таинства в монастыре. Например, потому что больше некому. Или потому что — хоть кто-то должен.

Совет

Для монастыря все в братии равны, и монах, который внимательно следит, допустим, за кухней или за состоянием огорода/зданий, так же важен, как монах, который служит Литургию.

Как «в миру» — ученый, доктор, пожарный: это разные профессии, каждая из которых важна и кто-то должен быть врачом, а кто-то — пожарным.

Иеромонах — где он служит?

Иеромонах, как и любой монах, живет (или как принято говорить: является насельником) монастыря — является частью его братии. Там же он и служит.

Однако настоятель монастыря может отправить любого монаха (и иеромонаха) жить или служить в другое место: если это будет полезно или для духовной жизни самого монаха.

Например иеромонаха могут отправить служить и восстанавливать храм в какое-нибудь дальнее село страны.

Один из самых замечательных пастырей-монахов в XX веке — архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Как обращаться к иеромонаху?

Так же, как и к обычному священнику: «отец» (Отец Михаил, отец Александр и т. д.), «батюшка».

Иеродиакон — кто это?

По аналогии с иеромонахом, иеродиакон — это диакон-монах. То есть, он помогает иеромонаху вести богослужения (ведет некоторые части служб), но не может совершать таинства — например, причащать или исповедовать.

К нему тоже нужно обращаться — «отец». Но — не «батюшка».

см. также: Как брать благословение у священника и другие простые вопросы о Црковной жизни

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/kto-takoy-ieromonah/

Ссылка на основную публикацию