Почему служители тушат свечи в храме?

Что читают на Шестопсалмии? И почему гасят свечи во время чтения?

Архимандрит Спиридон (Ходанич)  об особом чтении, которому с великим благоговением нужно внимать.

– Шестопсалмие – одна из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: Пс. 3, Пс. 37, Пс. 62, Пс. 87, Пс. 102 и Пс. 142.

Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду. Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Практика тушения свечей и чтения в темноте связана с воспоминанием о ночи рождения Христа Спасителя в Вифлееме.

Существует также еще одно значение этой практики: в авторитетном дореволюционном справочнике «Новая скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных» (Санкт-Петербург, 1908 г.

) архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин объясняет обычай тушить свечи во время Шестопсалмия так:

«Во время сего чтения, по уставу, свечи погашаются. Это бывает для того, дабы мы, не видя ничего глазами, слушали Шестопсалмие со вниманием и со страхом, и дабы всякий, стоя в темноте, мог от умиления вздохнуть и прослезиться.

Обратите внимание

Ибо ночью, если нет вблизи никакой зажженной свечи, то трудно видеть одному другого.

А потому в уставе и служебнике приложено: также глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших».

Подобное объяснение дает нам в «Богослужебных заметках» и протопресвитер Валерий Лукьянов: «Об исключительном значении Шестопсалмия свидетельствует церковный устав, предписывающий читать Шестопсалмие «со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому Богу беседующе невидимо, и молящеся о гресех наших» (Служебник, Типикон, гл. 9-я).

«Соответствующим образом устанавливается и церковная обстановка, перенося нас мысленно к торжественно тихой Вифлеемской ночи Рождества Христова. Свечи гасятся, светят только мерцающие, как звезды, лампады (почему в Типиконе сказано, что затем на «Бог Господь» подобает возжигать свечи, гл. 24-я).

Водворяется полнейшая тишина, изображающая ночь ветхозаветного, подзаконного пребывания людей, долженствующих быть просвещенными светом благодати Христовой.

Присутствующие с великим благоговением внимают чтению: «подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть, и умиления» (Типикон, гл. 9-я).

Источник: https://pravlife.org/ru/content/chto-chitayut-na-shestopsalmii-i-pochemu-gasyat-svechi-vo-vremya-chteniya

Ответы на вопросы о церковной свече

К празднику Сретения Господня составил буклет в форме “вопрос-ответ” о церковной свече. После этого вдруг стали задавать вопросы по этой теме, посему, отвечая на них, помещаю текст из буклета:”Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним.

Все знают, что непременно следует это сделать, но о причинах, по которым совершается этот обряд, знает не каждый. Одним из первых Божественных повелений Моисею от Господа было устроить светильник с семью лампадами. И после этого нередко службы проводились при свете свечей.

Но значение этого гораздо более глубокое, чем просто освещение места, где проводились богослужения.Много смыслов содержит в себе действие зажжения свечи. Свет от неё – это Божественный свет, который принес в мир Господь наш Иисус Христос. Жизнь людей во грехе и неведении – это сумрак, который развевает собой Спаситель.

Важно

Так и свеча своим сиянием прогоняет мрак вокруг. Чистый же воск, из которого изготавливают свечи, является символом чистых, неложных намерений слушаться Бога и служить Ему.Говоря о том, как правильно ставить свечи, стоит начать с того, что делать это нужно не механически, а с осознанием и с ощущением любви в сердце перед тем, кому ставится свеча.

Когда вы приобретаете в храме свечку, она становится Вашим добровольным подношением, Вашим пожертвованием и символом веры и любви. Свечи ставят за здравие и за упокой. «За упокой» обычно ставятся в церкви на специальный поминальный стол – канун, чтобы почтить добрую память человека, отошедшего в мир иной.

Свечки «за здравие» ставятся по различным поводам: в благодарность за что-либо, в помощь при трудном решении, перед серьезной поездкой и так далее. Нередко возникает вопрос: каким иконам и каким святым ставить свечи? Конечно же, главным является Ваш духовный настрой, с которым Вы ставите свечу.

С добрыми мыслями и любовью в сердце Вы можете поставить свечку за человека перед иконой Спасителя или Богородицы. Если же вы не просто хотите поставить свечу за человека, а высказать особенные пожелания, то есть традиция делать это перед иконами определенных святых.

Так, например, за болящего можно поставить свечу и помолиться перед иконой Божьей Матери «Целительница». Если у человека есть алкогольная или наркотическая зависимость, то свечу можно поставить иконе «Неупиваемая Чаша», святого мученика Вонифатия, святого Иоанна Кронштадсткого.

Зная, какими чудодей-ственными свойствами наделены те или иные святые образа, вы будете знать, каким иконам ставить свечи, чтобы защитить, уберечь и помочь своим близким в трудную минуту и в непростом жизненном решении. Часто ставят свечи своим святым покровителям. Если у вас в доме есть именные иконы, можно поставить свечку и помолиться своему Ангелу-хранителю.На праздник Сретения (Встречи) Господня в Православной Церкви освящают свечи, как символ горящего пламени веры, зажженной от встречи с Богом.Ответы на часто задаваемые вопросы:

Когда надо ставить свечи в храме?

– Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать молитвенное настроение в храме, передавая свечи во время богослужения или проталкиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. В остальное от богослужения время можно ставить свечи, если никому не мешаете.

Как правильно поставить свечу?

– Свечу зажигают от другой, горящей, свечи, затем подогревают на пламени другой свечи низ и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если есть возможность зажечь от других свеч. Не следует зажигать свечу от лампады (если есть возможность зажечь от другой свечи), чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Кому и сколько свечей надо ставить?

– Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу, Вы сами решаете, сколько Вы можете пожертвовать. Из Евангельского сюжета мы знаем, что Господь оценил ничтожно малое, но последнее сбережение бедной вдовы, как самое значительное пожертвование, нежели большие приношения богатых людей, которые приносили Богу в дар свои излишки (см. Евангелие от Марка, 12 глава, стихи 41-44).В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою – подставке для иконы) или почитаемой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Можно ли положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить?

– Так и надо делать. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою. Ваша свеча будет зажжена служителями храма, как только освободится для неё место, а Господь оценит Вашу жертву и терпение.

Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?

– С зажженными свечами принято стоять на заупокойных службах, и на некоторых других богослужениях. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол (для этого используют бумажный листок), и чтобы случайно не воспламенилась одежда. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен.

Кому поставить свечу об отпущение грехов? Что читать об отпущении грехов?

– Грехи отпускаются только во время Таинства Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

Можно ли поставить свечу о некрещённом или иноверце?

– Молиться о некрещеных и иноверцах своей личной молитвой и ставить за них свечи можно и нужно. Можно просить помолиться о них и священника. Только во время главного богослужения – литургии – поминаются исключительно православные христиане.

Перед иконой какого святого обычно молятся и ставят свечи за болящих, перед операцией?

– Можно поставить свечи и помолиться, например, перед иконой Спасителя или Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребреникам Косме и Дамиану, святому Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому). А еще правильно подготовиться самому и призвать больного к Исповеди и Причастию, заказать за недужного молебен.

Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?

– Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме или на базаре / магазине?

– Смысл приобретения и возжжения свечи, как было сказано ранее, именно в приношении жертвы Богу, поэтому свечи принято приобретать в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.

Почему снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим…

– Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают не полностью догоревшими. Также служители храма тушат огарки свечи, т.к. если дать свече догореть до конца, она расплавится и забьёт ячейку. Не надо смущаться этим, а также тем, что не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы – жертва уже принята Богом, а Ваша недогоревшая свеча будет зажжена позже, огарок же переплавят и сделают свечи, которые ставят на Престол (центральный стол в алтаре, на котором совершается Бескровная Жертва) и перед иконостасом.

Когда применяют ладан и можно ли пользоваться им дома?

– Ладан употребляют в Церкви при каждении во время большинства богослужений. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы, для этого приобретают домашнее кадило.

Как правильно тушить свечу?

– Тушить можно или задувая, или пальцами, или, например, специальным инструментом для гашения свечей.

Использованы материалы с сайта:
http://happy-school.ru/

Источник: https://volodiar.livejournal.com/165549.html

Почему женщина должна ходить в церковь с покрытой головой

В каждом приходе православные священники напоминают своим прихожанам, что женщине следует входить в священный храм с покрытой головой. Это требование они обосновывают, опираясь на Послание апостола Павла.

Сейчас многие женщины не только не носят головные уборы, но даже привыкли носить мужскую одежду – брюки. А это тоже не приветствуется церковью.

Так как же быть современной женщине, если у нее есть желание зайти в церковь по пути с работы, а платок она с собой не взяла? Откуда взялась эта традиция и почему в церковь женщина должна ходить с покрытой головой, на этот вопрос могут ответить священнослужители.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "отрада и утешение"

Почему женщина должна покрывать голову при входе в церковь

Для начала нужно знать, что в Священном Писании действительно есть упоминание о том, в каком виде должны приходить прихожане в церковь. Одежда женщины должна соответствовать ее полу. И это не просто прихоть, а соответствующая ситуации культура поведения. Если выражаться современным языком, то это своего рода дресс-код, если хотите.

Почему именно платок должен покрывать голову женщины? Просто потому, что раньше женщины не носили других головных уборов, а покрыть ее нужно было в знак смирения и демонстрации своей скромности. Поэтому накидывать платок на голову при входе в храм стало общепринятой традицией. Мужчинам же, наоборот, при входе в церковь голову нужно обнажать в знак того же смирения.

Женские роскошные волосы всегда считались элементом соблазна для мужчин, но ведь в церковь люди приходят не для того, чтобы обратить на себя внимание.

Совет

Вот и рекомендовано было апостолом Павлом выглядеть в церкви скромно, одеваться не вызывающе, чтобы не смущать прихожан, желающих полностью отдаться молитве.

Не зря же еще в Древней Греции существовал отличительный признак порядочной замужней женщины от распутной гетеры. Первая приходила в храм с покрытой головой, вторая же позволяла себе явиться туда простоволосой.

Игнорировали ношение головного убора и языческие жрицы, которых церковь тоже осуждала. Их неистовые обряды служения божествам вызывали порицание, потому что, по словам все того же апостола Павла, обряд богослужения должен проходить «чинно и благопристойно».

Обязательно ли женщине покрывать голову в храме

Сегодня покрытие головы – это всего лишь «соблюдение культуры и традиции», определяемое «собственным выбором общества, в котором живет человек».

Священники нынешнего поколения не считают серьезным отступничеством непокрытую голову женщины, даже в храме. И этому есть оправдание даже в Писании, где говорится:

Это значит, что если у женщины обрезаны волосы, то и соблазнять ей мужчин нечем, а потому нет в этом никакого греха, зайти в церковь с непокрытой, но стриженой головой. Но если в средневековье обрезать волосы для женщины считалось если не позором, то чуть ли не наказанием, то сейчас многие с удовольствием носят удобные стрижки.

Современная культура не считает предосудительным смотреть на непокрытую голову женщины, в каком бы возрасте она не находилась. Для нас это стало обыденным явлением. Но как учит Священное Писание, важно понимать сам смысл наставлений.

К примеру, на Украине в Сумской области существует уникальная икона Богородицы, на которой древний иконописец изобразил ее с непокрытой головой, икона называется Ахтырской. И в этом приходе многие женщины могут смело входить в храм, не прикрывая голову платком.

Поскольку традиции имеют свойство изменяться, то и священнослужители «идут в ногу со временем». Многие из них сейчас считают, что если у женщины Бог в душе, то брюки и непокрытая голова не могут стать препятствием для посещения храма Божьего.

Источник: http://ftimes.ru/222968-pochemu-zhenshhina-dolzhna-xodit-v-cerkov-s-pokrytoj-golovoj.html

Можно ли тушить свечи в храме

Церковная свеча является одним из религиозных атрибутов, немаловажной частью службы, относиться к которому стоит с должным уважением. Поэтому у верующих и возникает столько вопросов, касающихся обращения со свечами. Чаще всего прихожане интересуются, можно ли задувать горящие свечи.

Свеча как символ

Когда-то свечи в храмах использовались по прямому назначению, а именно для освещения помещения в темное время суток. Поэтому даже в Писании упоминаются больше лампады, нежели свечи.

Сам Господь сказал Моисею, «чтобы непрестанно горел светильник» (Лев. 24:1-4). Однако, со временем свечи стали таким же религиозным атрибутом, как и лампады. Ведь и те, и другие дают свет, который является своеобразным символом веры.

Иисус называл себя светом мира (Ин. 8:12).

Примечательно, что свечи начали зажигать в церквях не только с практической, но и религиозной целью уже очень давно. О древности данного обычая можно прочесть в сохранившихся документах Седьмого Вселенского Собора, проходившего еще в 787 году.

Обратите внимание

Недаром многие богословы уделяли в своих трудах изрядную долю внимания свету в храмах, в целом, и церковным свечам, в частности. Преподобный Симеон Новый сравнивал зажженные свечи со «светлыми помыслами, которые должны светить» в каждом человеке.

А Иоанн Кронштадтский утверждал: «Огонь горящих свечей служит для нас образом огня духовного — Духа Святаго, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу.

Огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу. В храме нет ничего праздного, ненужного».

Если свеча не догорела

Так имеем ли мы право задувать подобный символ веры, свечу, если та не догорела до конца? Протоиерей Александр Ильяшенко на сайте «Православие и мир» на подобный вопрос ответил утвердительно. По словам священника, после молитвы свечу действительно можно задуть, а в следующий раз зажечь ее снова.

Кроме того, многие прихожане наверняка не раз замечали, что служители церкви сами тушат свечи до того, как они успевают растаять. Протоиерей Дионисий (г. Баку) говорит, что делается это для того, чтобы огарок возможно было вынуть из подсвечника. Если свеча расплавится полностью, то воск заполнит ячейку. В этом случае другие верующие не смогут ею воспользоваться и поставить новые свечи.

Некоторые люди уверены в том, что задувать церковные свечи нельзя в принципе: их необходимо тушить подушечками пальцев либо с помощью специального приспособления гасильника. Якобы в случае задувания человек уничтожает божественный свет. Именно поэтому сомневающиеся прихожане вообще предпочитают не гасить свечу.

Между тем сами священнослужители уверены в том, что все вышеперечисленное является ничем иным как обычным суеверием. Иерей Владимир Шлыков считает, что свечи можно задувать, а все остальное – это «бабушкино богословие».

Священник Анатолий Бобровский, отвечая на вопросы телезрителей на канале «Спас», также подтвердил, что задувать свечу можно, он и сам делает это уже на протяжении 45-ти лет.

«Гораздо проще тушить свечу пальцами, чем чтить отца и мать или любить врага своего. Конечно, легче гасить свечу пальцами и от этого чувствовать себя настоящим православным.

А про свечи в Евангелии вообще ничего не сказано, впрочем, как не сказано там и о том, как именно необходимо их гасить» – заключил Анатолий Бобровский.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/82177-mozhno-li-tushit-svechi-v-khrame.html

В храме совершены божественная литургия и чин торжества православия

17 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, священник Алексий Талалаев совершил в нашем храме Божественную литургию.

В конце первой недели поста храм был полон — многие в этот день причастились Святых Христовых Тайн.

По окончании литургии был совершен Чин Торжества Православия.

«Блаженны не видевшие, но уверовавшие — говорит Господь (Ин.20:29). Мы очень часто в своей жизни требуем доказательства Господа. Многие говорят: «Докажи мне присутствие Бога».

Как мы слышали в проповеди сегодня святителя Луки, люди не идут к Богу, который их зовет открыться, но идут туда, где дают очень легкие ответы на вопрос — где Бог и есть ли Он? И вот этим поиском человек сам себя отвергает от Господа», — обратился отец Алексий к прихожанам по окончании богослужения.

«Сегодняшний праздник — это праздник торжества Духа. Дух невидим, неосязаем. Дух можно увидеть только в одном движении — это движение нашего сердца и движение любви. Только через любовь к Богу и ближним можно увидеть движение Святого Духа и увидеть Бога», — также отметил батюшка.

Важно

В первую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковью установлен праздник Торжество Православия. Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 г. в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества.

В VIII в. началось гонение на иконописные и скульптурные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых. Иконоборческая ересь появилась в самой Греции и распространилась по многим странам.

Церковь Божия подверглась гонению. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в.

были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности.

Патриарх Константинопольский Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.

В его богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями, повторяются постановления семи Вселенских соборов, а также возглашается анафема на тех, кто совершил тяжелые грехи перед Православной Церковью. В этом чине также утверждается истинное прославление Бога, согласное учению Церкви.

«Бегайте безбожных ересей, – говорит святой Игнатий Богоносец, – суть бо диавольскаго изобретения начало – злобнаго онаго змия».

Фотографии богослужения

Источник: http://spiridon-pokrovsk.ru/2019/03/17/v-xrame-soversheny-bozhestvennaya-liturgiya-i-chin-torzhestva-pravoslaviya/

Почему на вечернем богослужении выключают свет?

Лампы и свечи в храме — это не только осветительные приборы, но и символ молитвы. Почему во время всенощного бдения свет выключают часто, а во время литургии никогда? Зачем во время Херувимской в Греческой церкви раскачивают хорос — главный светильник храма?

Каждый, кто бывает на богослужении, замечал, что в разные моменты службы храм освещен по-разному: то горят все светильники, то половина, то гасятся все лампы и даже свечи.

«Всенощное бдение — это служба покаянная, приготавливающая нас к литургии, когда, исповедав свои грехи, мы можем принять прощение и милость Господа, причаститься Святых Христовых Тайн. А когда человек кается, он не должен быть ярко освещен». По Уставу свет на всенощной гасится на шестопсалмие, когда читаются покаянные псалмы Давида.

На Афоне всенощную вообще принято служить в полной темноте — так удобнее всего молиться. Только одна-две свечи горят, и то в притворе. Светильники там зажигаются только у иконы над Царскими вратами и у центральной иконы.

И только на великие праздники на всенощной зажигается паникадило — главный светильник храма — со всеми свечами, причем только в определенное время: на полиелее (когда верующих помазывают освященным маслом), на хвалитных псалмах (псалмы, поющиеся в последней части утрени: «Всякое дыхание да хвалит Господа») и на пении величания.

По словам прот. Сергия Правдолюбова, «слово “полиелей” имеет несколько значений. Иногда его переводят как “многомаслие” — “много зажженных масляных лампад”. Но мне ближе вариант «многомилостивый», и именно этот смысл отражает многократно звучащий во время полиелея припев: “Яко в век милость Его. Аллилуия”».

Совет

До третьей песни канона, читаемого после полиелея, светят все светильники и паникадило, но к третьей песне гасятся свечи и лампады.

Прот. Сергий Правдолюбов: «Это не оттого, что праздник кончился, а оттого, что по Уставу в этот момент полагается праздничное чтение из святых отцов или истории праздника.

Происходит перемена состояния человека: он «переключается» на слушание, а потом все снова возвращаются к молитве, продолжается чтение канона, но свечи зажигаются, только когда начинается Богородичная песнь – “Величит душа моя Господа”.

Читайте также:  Книга пророка даниила

Возжигание свечей и лампад именно в этот момент — знак нашего почитания Пресвятой Богородицы».

На литургии же свет не гасится никогда: «Литургия — самое торжественное, самое великое служение, — поясняет прот. Сергий Правдолюбов. — По Уставу преп. Саввы Освященного Литургия по времени довольно короткая, не более часа двадцати. Но здесь надо учитывать, что литургией заканчивалось богослужение, продолжавшееся всю ночь.

Если мы служим всенощную с восьми вечера — у нас так было в храме — и в десять часов утра заканчиваем, то литургия воспринимается как краткий торжественный аккорд в завершении всей молитвы. И окончание молитвы — это полные звуки, полное торжество, полный свет; литургия заслуживает такого света, потому что Христос есть Свет, «Солнце правды Христос Бог наш».

Литургия никогда не бывает печальной, даже во время Великого поста она радостная и торжественная».

Радость и ликование праздничной литургии на Афоне выражается раскачиванием главного светильника – хороса. Это бывает на большие праздники во время пения Херувимской песни. «Хорос, — рассказывает архитектор Андрей Анисимов, — это древняя форма главного светильника в храме.

Обратите внимание

Хорос представляет собой большое кольцо, на котором стоят лампады или свечи. (В России в последние века хорос заменило паникадило, на котором свечи или лампочки расположены ярусами.

) Сам по себе хорос выглядит проще паникадила, но, когда начинает работать вся система, состоящая из нескольких хоросов, — это красота, фейерверк, праздник, ликование».

По мнению Андрея Анисимова, «свет и организация пространства храма с помощью света — это задача церковного зодчего». Храм состоит из трех частей: притвора, центральной части и алтаря. В притворе совершаются начальные поклоны, начинается покаяние, откладываются житейские попечения, заботы.

«Поэтому притвор принято делать слабоосвещенный, без больших окон и с минимальным количеством ламп и подсвечников для свечей, — говорит архитектор. — В древних храмах (например, в Успенском соборе Московского Кремля) в центральной части окна расположены не ниже второго яруса стены и в барабане купола.

Это связано с тем, что храм в вертикальном измерении делится на несколько уровней, они ярко видны в росписи: святые, ряд ангельских чинов, образ Христа-Вседержителя.

И свет в православном храме может исходить только от преображенного человека, ангелов и Бога, поэтому окна делаются не ниже уровня росписей святых, ангелов и Господа». К тому же, как поясняет Андрей Анисимов, древние храмы имели очень толстые стены.

Свет, проникающий через узкие окошки сверху, отражался от огромных откосов (в древнем зодчестве они назывались рассветами) и рассеивался по всему храму гораздо лучше, чем если бы шел из окон снизу.

Второй источник света в храме — это алтарь. Алтарь — образ рая, он обращен на восток, символизирующий приход Христа, откуда восходит солнце. «Однако, — уточняет Андрей Анисимов, — древние храмы ориентированы не строго на восток. Если посмотреть планы раскопок Кремля, Новгорода, любого древнего города, можно увидеть, что все храмы расположены по-разному.

Причина не в том, что компаса не было. В большинстве случаев обоснование расположения алтаря — это восход солнца на престольный праздник. Ведь место восхода меняется в зависимости от времени года. Поэтому строили так, чтобы на престольный праздник восход солнца на востоке приходился на сторону алтаря.

Получилось, что храмы, престольный праздник которых приходится на лето, смещены к северу, на зиму — к югу».

Свет, попадающий через окна алтаря, освещает и храм. Молящиеся видят солнечные лучи, прорезающие клубы ладана. «В древнем храме окно на восток никогда не загораживали витражами, не подсвечивали икону Воскресения Христова электрическим светом! — говорит прот. Сергий Правдолюбов.

— Солнечный свет должен проходить беспрепятственно сквозь восточное окно храма и освещать не только Престол, но Плащаницу, которая во время Страстной седмицы находится посреди храма.

Важно

После ночной службы погребения, утром, во время литургии, когда идет смена великопостных черных облачений на белые, — в это время солнечные лучи пронизывают алтарь сквозь облака ладана и падают на Плащаницу. Читается субботнее Евангелие и поется “Воскресни, Боже…”. Участие солнечного света ничто не может заменить.

Я служил около восемнадцати лет ночную службу в Великую субботу, и мы все были очень рады тому, что у нас окно не загорожено витражом и солнце участвует в нашем богослужении».

На всенощном бдении возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» был связан именно с восходом солнца. «Один путешественник в XIX веке ездил на Афон, — рассказывает прот. Сергий Правдолюбов, — и удивлялся тому, почему там кругом так много часов, которые отбивают время.

Оказывается, на Афоне часы меряют каждый день по-разному — от восхода солнца и до заката. И если всенощную прослужили слишком быстро и до восхода оставалось время, специально добавляли стихиры. По Уставу в это время поется песнопение, которое называется “фотагогикон” — “светилен” по-русски.

“Фотагог” означает “Тот, Кто приводит свет”. Посреди храма выходит певчий и начинает петь особым напевом эксапостиларий, это другое название фотагогикона. И в это время поднимается солнце, будь то над морем или над скалами.

А когда солнце полностью взойдет, священник воздевает руки и произносит: “Слава Тебе, показавшему нам свет!”».

Паникадило или хорос — главные светильники храма. В российской традиции на паникадиле принято изображать крест. На Афоне до сих пор при украшении паникадила применяются такие древние христианские символы, как рыба, корабль, парус, якорь, крест в лодке.

Все эти символы обозначают Христа, Церковь. «Паникадило (от греч. polykandēlos — состоящий из многих светильников) символизирует собой весь мир, весь космос, — объясняет прот. Сергий Правдолюбов.

— Зажженное паникадило — знак участия всего народа, всех православных христиан в торжестве».

Кроме большого паникадила бывают еще боковые паникадила, лампады у икон и подсвечники с лампадами, стоящие отдельно. Традиция подвески лампад везде разная: у греков лампады висят выше лика святого, у нас — ниже. Существуют различные подсвечники: латунные, деревянные с песком… Древние подсвечники были деревянные, изящно расписанные.

https://www.youtube.com/watch?v=o61uSqWpNNY

Сегодня кроме естественного освещения — солнца, свечей и лампад — храм освящает электричество. Андрей Анисимов: «Конечно, в электрическом свете нет такой тайны, как в солнечном или от свечей, но тем важнее организовать электрическое освещение деликатно, без театральщины.

Когда мы проектируем электричество, мы с батюшками выясняем, как они хотят светом управлять. Есть вариант реостатов, когда свет плавно угасает и плавно загорается. Есть вариант поярусного выключения света: вполсилы, в треть силы, в четверть силы.

Делаем хоросы с лампочками или лампадами со светодиодами — если лампадка цветная, это достаточно деликатно смотрится. Есть варианты совмещенных хоросов: на кольце стоят электрические “свечки”, а внизу висят подвески с разноцветными лампадами.

Совет

Но главное — помнить, что свет в храме не просто служебная функция, а символ радости и покаяния, торжества и победы над тьмой».

Ирина Редько

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/pochemu-na-vechernem-bogosluzhenii-vyklyuchayut-svet/

Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?

– На утрене во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногие. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю.

Отсутствие освещения располагает верующих к самоуглублению, помогает размышлению о читаемом, напоминает о мрачности греховного состояния. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души (тьма), удалившейся от Бога и ищущей Его.

Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

Что означают подсвечники с двумя или тремя свечами, которые употребляют во время богослужения архиереем?

– Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими веру в Пресвятую Троицу. Дикирий и трикирий употребляются при архиерейском богослужении для благословения народа.

Что такое Масленица?

– Последняя седмица перед Великим постом носит название «сырная», в народе ее называют Масленицей. На этой седмице устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешает вкушать молоко, сыр, масло и яйца даже в среду и пятницу.

Масленица – это не праздник. Празднование Масленицы – изобретение скорее мирское или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы, напомнив о Страшном суде, Церковь сразу же за этим благословила на объедение, пьянство и безудержное веселье.

Такого благословения нет ни в одном уставе. Наоборот, запретив в употребление мясные продукты, Церковь вплотную подводит верующих к началу Великого поста. Для человека, любящего храм Божий, сырная седмица пронизана размышлениями о Страшном суде Христовом.

В храмах на «сырной» седмице в среду начинают читать великопостную молитву великого подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.

Поэтому веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама Масленица никак не должна становиться временем чревоугодия.

С какого числа начинается Масленица?

– Масленица – это последняя неделя перед началом Великого поста. Заканчивается она Прощеным воскресеньем.

Что такое Прощеное воскресенье?

– Так называется последнее воскресенье перед Великим постом. В этот день на Литургии читается Евангелие – отрывок из Нагорной Проповеди (Мф. 6:14–21), где, в частности, говорится о прощении обид ближним, без чего нельзя получить прощения грехов от Отца Небесного.

Сообразно с этим Евангельским чтением христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению. Потому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем.

Обратите внимание

Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощения. После этого все прихожане подходят и испрашивают у него прощения, а также и друг у друга.

Без искреннего сердечного примирения со всеми благодатное поприще поста может пройти бесплодно, даже при желании провести пост по церковным правилам.

До какого времени читают молитву Ефрема Сирина?

– Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы.

Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами крест?

– Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Крест также выносится в центр храма в праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Когда можно приложиться к Плащанице?

– К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.

Когда уносят Плащаницу?

– Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу почти в полночь.

Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу?

– Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не совершается, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху?

Читайте также:  Александро-невский кафедральный собор в петрозаводске

– В Великую Субботу и на Пасху совершается Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих.

Источник: https://cyberpedia.su/11x899e.html

Как правильно зажигать свечи в церкви

Обычай ставить свечи в храмах пришел  из Византии, но возник он еще в ветхозаветные времена. В Моисеевой скинии светильники составляли необходимую принадлежность священнослужения: зажигались вечером пред Господом и служили символом водительства Божия, того, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни.

«Никогда не совершается у нас богослужения без светильников,— говорил учитель Церкви Тертуллиан,— но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи,— Литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Господь наш Иисус Христос говорил: «Я свет миру» (Ин. 8,12).

Постепенно вырабатывались правила возжигания свечей в храмах. Сначала горящая свеча предшествовала выносу Евангелия, а во время чтения его зажигали все свечи.

Впоследствии стали ставить свечи и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами. Обычай ставить свечи дошел до наших дней.

Мало того, он стал столь привычен для нас, что, ставя свечу, многие не задумываются, а что означает это действие?

Свеча, зажигаемая перед иконой, является символом молитвы, знаком духовного устремления к Богу. Чистый же воск, из которого изготавливают свечи, является символом того, что человек раскаивается в грехах своих и готов к послушанию перед лицом Бога.

Говоря о том, как правильно ставить свечи, стоит начать с того, что делать это нужно не автоматически, а с осознанием и с ощущением любви в сердце перед тем, кому ставится свеча.

Когда вы покупаете в храме свечку, она становится вашим добровольным подношением, символом вашей веры и любви.

Внешнее действие сопровождается внутренним — молитвой. Молящийся человек часто не может найти слов, чтобы точно передать свое состояние, выразить все, что он хочет сказать Господу, особенно когда он находится в окружении других людей. И здесь помогает ему свеча, пламя которой является символом этого невыразимого до конца в словах молитвенного чувства.

Сколько свечей ставить и перед какими иконами— зависит от желания верующего. Но всегда свечу ставят с молитвой. Если это икона Господа нашего Иисуса Христа или Распятие, то можно словами: «Господи, помилуй раба Твоего (имя)» или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». А можно еще и такую молитву прочитать «Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь).»

Если это икона Божией Матери, то со словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас, рабов Твоих (имена)», перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас и перечисляете имена)».

Важно

Очень хорошо к этим молитвам присоединить и молитву своими словами, выражающую вашу просьбу, благодарение.

Подойдя к подсвечнику, нужно зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике (если вокруг нет горящих свечей), затем поставить ее на свободное место (или, если все места заняты, просто положить рядом — ее обязательно поставят на освободившееся место). После этого следует два раза перекреститься, приложиться к святыне, еще раз перекреститься и поклониться.

Так же возникают вопросы: Почему нельзя зажигать свечу от лампады, что бы поставить её на подсвечник? Нет никаких религиозно или богословски объяснимых запретов на возжигание свечей от лампад, а любые рассуждения по этому поводу не выходят за рамки «бабушкиного фольклора», который весьма распространён среди людей нецерковных, а иногда, увы, встречается и внутри храма. Единственно разумную причину запрета по обсуждаемому вопросу видим в том, что, зажигая свечу от лампады, очень легко закапать её воском, который впоследствии отчищать очень непросто. Возможно, именно эта борьба за чистоту и вынуждает хранителей подсвечников одёргивать молящихся.

Свечи, которые верующие покупают в храме, имеют еще одно очень важное духовное значение: они являются добровольной жертвой человека Богу и Церкви. Так повелось исстари: сначала верующие сами жертвовали воск на свечи, потом производство и продажа свечей стали одной из статей доходов монастырей и храмов.

Средства, вырученные от продажи свечей, расходуются на содержание, ремонт и украшение храма, на содержание хора, воскресной школы, на жалованье священнослужителей и работников. Поэтому свечи надо приобретать только в том храме, куда человек пришел молиться.

Приносить с собой свечи, купленные за стенами храма, и ставить их перед иконами нельзя, ибо они могут быть не освящены.

Поскольку уровень благосостояния у верующих различен, то и пожертвовать они могут разные средства. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Лучше со смирением поставить маленькую и горячо помолиться, чем с ропотом и сожалением — дорогую. И помнить при этом, что самое главное — это горение верующего сердца.

Совет

Если нет в нас горячей любви и благоговения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

Итак, куда и кому из святых ставить свечи – это решать вам самим. Но желательно при этом соблюдать порядок.

Если вы собираетесь поставить несколько свечей – то первую надо поставить Господу Иисусу Христу и перед иконой праздника (обычно она всегда расположена в центре храма на аналое).

Потом ставятся свеча Божией Матери, потом уже Архангелу и святым угодникам, которым Господь даровал особую благодать исцелять болезни и помогать нам в различных нуждах.

Принято ставить свечи святому, имя которого носит человек и Ангелу — Хранителю.

О упокоении усопших следует поставить свечу на канун — особый прямоугольный подсвечник с Распятием.

Если нужной иконы в храме нет, то можно поставить свечу перед любым образом Господа, Пресвятой Богородицы или перед иконой Всех святых и совершить молитву. И молитесь своими словами, лишь бы они были искренними. Пусть ясный огонь свечей поможет построить тёплую светлую молитву в вашем сердце!

Хорошо возжигать церковные свечи и дома в красном углу, перед иконами.

Свечи и лампады зажигают не только во время чтения утреннего и вечернего молитвенного правила, но и при решении важных жизненных проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, приобретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека.

Во время шестопсалмия (когда на середину храма выходит чтец и в храме гасят все светильники) свечи гасят. Но после окончания этого чтения – свечи вновь возжигаются. Поэтому, поставив свою свечу в этот период времени, не надо искать в этом какого либо дурного знака и тем более ругаться.

О СВЕЧАХ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Как правильно ставить свечу?

– Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. ЗАПРЕЩЕНО пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках храма уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Кому и сколько свечей надо ставить?

– Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу. В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Можно ли положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить?

– Так и надо делать. В крайнем случае, можете зажечь фитиль свечи, погасить её и положить на подсвечник. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?

– С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей.

С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда и волосы на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен.

В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Кому поставить свечу об отпущении грехов и что при этом читать?

— Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

Можно ли поставить свечу о некрещеном новорожденном младенце, который заболел?

– Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится. Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить.

Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех.

А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.

Можно ли ставить свечу за самого себя?

– Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

Можно ли беременной женщине ставить свечи за упокой?

– Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.

Можно ли ставить свечку за трагически погибшего и вообще об упокоении некрещенных?

– Ставить свечи и молиться самим за некрещеных можно, но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.

Можно ставить свечи о зравии и упокоении в Пасху?

– Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.

Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме?

– Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.

Что делать со свечой после освящения куличей и яиц на Пасху? Можно ли её унести домой?

– Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

Когда применяют ладан и можно ли пользоваться им дома?

– Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы.

Обратите внимание

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.

Источник: https://blognews.am/rus/news/450719/kak-pravilno-zazhigat-svechi-v-cerkvi.html

Ссылка на основную публикацию