Почему на православных крестах есть полумесяц?

Крест с полумесяцем на куполе Храма

Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его – crux immissa (крест вбитый).

В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин.19:19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться.

Обратите внимание

Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19).

Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр.12:1). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа.

Есть еще толкование: полумесяц – Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя – символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17).

И еще о кресте с полумесяцем с сайта http://www.pravmir.ru

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста.

Какое значение несет в себе этот символ?Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы.

Все это дает право считать, что цата на кресте ― символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности ― от Христа и первых веков христианства ― к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).

Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл ― избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

Важно

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» ― в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму ― например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие ― например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Материал прислала Ирина Кузнецова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/voprosy_i_otvety/krest_s_polumesjacem_na_kupole_khrama/115-1-0-5985

Что означает полумесяц на христианском кресте?

Последний часто вызывает вопросы, потому что полумесяц сегодня известен, прежде всего, как символ ислама.

Фактрум предлагает узнать, какой смысл заключён в сочетании креста и полумесяца.

Христианству уже более двух тысяч лет. За это время появилось множество разных течений, которые обросли своими знаками и символами, подчас скрывающими в себе несколько значений. Что-то забывалось, что-то менялось, что-то появлялось — и теперь даже истово верующие могут не знать о каких-то тонкостях собственной религии.

Для начала следует сказать, что полумесяц, расположенный внизу креста на куполе православного храма, не имеет никакого отношения к исламу. Если углубляться в историю, то серп луны люди использовали в своих поверьях задолго до возникновения как ислама, так и христианства. Так, например, в представлении древних греков его носила в качестве короны богиня Артемида.

Крест, некогда возвышавшийся над Дмитриевским собором во Владимире. В 2002 году был заменён на более современный

Но если рассматривать времена более приближенные к нам по времени, то можно увидеть хорошо знакомый нам символ в Восточной Римской империи.

Основное объяснение полумесяца на кресте гласит, что в Византии, откуда, собственно, православие и пришло на Русь, полумесяц был знаком царской власти. Его стали помещать на кресты для того, чтобы напомнить верующим о двух вещах.

Во-первых, о том, что власть земная по определению ниже власти небесной, и все люди, даже самые высокопоставленные, прежде всего, рабы божьи, а во-вторых, это было напоминание о том, что в церкви правит Царь Царей.

Но есть и другие объяснения этого символа, не менее важные и интересные.

Например, есть мнение, что это вообще не полумесяц, а рога жертвенного быка, отголосок одной из древнейших языческих религий.

Совет

Было время, когда крест ещё не утвердился в качестве официального символа христианства, и использовались разные знаки, включая ихтис (знак в форме рыбы, отсылка к одному из чудес — когда Христос накормил голодающих хлебом и рыбой), лилию, хризму и как раз то, о чём мы говорим, — рога.

Ещё одно из значений — чаша. А точнее — чаша для причастия с кровью Спасителя. Оно схоже по смыслу с ещё одним, гласящим, что полумесяц — это крещальная купель.

Также на полумесяц похожи ясли — те самые, в которых младенца Иисуса положили сразу после рождения в Вифлееме. Посыл прост: христианская вера выросла из колыбели Спасителя. К этому толкованию близко по духу другое, согласно которому полумесяц в широком смысле является женским символом, а в более узком — знаком Богородицы.

Ещё одна любопытная расшифровка гласит, что полумесяц — это корабль, ведомый Христом в Царствие Небесное, а крест — его парус.

Для того, чтобы разобраться в следующем толковании, понадобится небольшой экскурс в историю. Моряки в древнем мире постоянно подвергались опасности, встречаясь со стихией, и были очень суеверны. Одной из вещей, которой они практически поклонялись, был якорь — последняя надежда выжить среди бушующего моря.

На древних кораблях они были настоящими произведениями искусства, на них красовались украшения, вырезанные лица богов, и тексты молитв, призывающие их к милости. Однако, помимо кораблей, якоря встречались ещё и в храмах, где использовались в религиозных ритуалах.

Так христианство, перенимавшее некоторые языческие символы, позаимствовало и этот.

В православной традиции якорь обозначает надежду на воскрешение после смерти и опору, которую вера даёт человеку.

Лиза Полякова19.11.2018

Источник: https://www.factroom.ru/kultura/chto-oznachaet-polumesyac-na-hristianskom-kreste

Полумесяц на православном кресте

Что символизирует полумесяц на православном кресте? Казалось бы, полумесяц является символом исламской веры, а значит, он не может украшать православный крест. Каковы основные версии о происхождении полумесяца? Имеет ли он отношение к мусульманству? Что символизирует этот знак? Эта статья содержит версии и ответы на данные вопросы.

Заблуждение о «мусульманском» происхождении полумесяца

Широко распространено ошибочное мнение, что полумесяц якобы символизирует победу Руси над монголо-татарскими завоевателями, исповедовавшими ислам.

Такая трактовка появилась еще в советские времена, когда было выгодно искажать суть религиозного учения из-за господства идеологии марксизма-ленинизма. Возможно, такую ошибочную версию о полумесяце вам рассказал экскурсовод. Не стоит доверять словам такого гида.

Это заблуждение появляется во многих изданиях, о нем нередко пишут интернет-ресурсы, но оно абсолютно противоречит истине.

Эту «теорию» очень легко опровергнуть: уже в Церкви Покрова на Нерли, построенной в 1165 г., присутствует изображение полумесяца. Этот знак изображается на иконах (например, иконы Николая Чудотворца).

Полумесяц как символ в православной вере появился задолго до распространения ислама. Еще до принятия Константином Великим христианства как официальной религии Римской империи (IV век н.э.) полумесяц уже использовался первыми христианами.

Он не символизирует ни мусульманство, ни свержение монгольского владычества на Руси.

Происхождение полумесяца

Христианская вера пришла на Русь из Византийской империи. Правильное название полумесяца – «цата». В Византийской империи цата была символом неограниченной власти императора.

Греки изображалиполумесяц на православном кресте, чтобы указать на то, что он принадлежит Иисусу Христу, который является Царем всех царствующих. Византийский же император подразумевался как наместник Христа на земле.

Примечательно, что одна из причин выбора христианства Владимиром Святославовичем – неограниченная власть монарха, основанная на христианской концепции Византии.

Обратите внимание

Цата являлась одной из частей святительского облачения Николая Угодника.

Стоит отметить, что Османская империя «унаследовала» этот символ от Византии и только тогда он стал использоваться турками.

Основные версии

В действительности не существует истинной версии касательно происхождения полумесяца. Возможно, объяснение было утеряно в течение долгих лет развития религии. Отсутствует единственно верный ответ на вопрос о предназначении полумесяца. Версий существует множество.

Вот лишь некоторые из существующих теорий:

  1. Многие считают, что полумесяц изображает «якорь», за который могут ухватиться верующие люди в пору невзгод и трудностей. Это мнение основывается на словах апостола Павла. Крест и полумесяц символизируют надежду, Божий корабль спасения.
  2. Некоторые священнослужители трактуют цату как декоративный элемент. На иконах можно встретить золотые, серебряные украшения, выполненные в форме полумесяца. Согласно такой точке зрения, сначала цата использовалась как шейная гривна (украшение в форме обруча, которое носится на шее). Сначала цату носили великие князья, чтобы подчеркнуть свою знатность, затем она стала изображаться в иконописи, а впоследствии перешла и в архитектуру, то есть стала изображаться на кресте.
  3. Существует версия, относящаяся к временам гонимого и катакомбного христианства в первые века существования религии. В то время нельзя было открыто выражать свою приверженность христианской вере, и люди искали способы, как носить ценные символы веры, не привлекая к себе излишнего внимая и не усугубляя гонений. Верующие носили брошки, имеющие форму якоря. Нехристиане не воспринимали такой символ как приверженность к Христу, а верующие благодаря такому способу могли сохранять веру.
Читайте также:  Акафист михаилу архангелу

Итог

Однозначного ответа на вопрос “Что символизирует полумесяц на православном кресте и почему он там находится?” нет. Доподлинно установлено, что цата не имеет никакого отношения к исламу. Мы не знаем истинное происхождение полумесяца.

Возможно, он символизирует «якорь спасения» или относится к временам катакомбного христианства, когда верующие скрывали свою веру. Может быть, цата использовалась как эстетически-декоративный элемент, происходящий от шейной гривны.

 Священнослужители, религиоведы высказывают разные предположения. Вам решать, какой теории придерживаться.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1185180557496290154/polumesyats-na-pravoslavnom-kreste/

Крест с полумесяцем

Почему на куполе православного храма крест с полумесяцем – мусульманским символом? Может быть, на самом деле это какая-то мечеть строится? Подобные недоуменные вопросы последнее время приходится слышать все чаще и чаще.

Некоторых мурманчан, приводят в смущение кресты с полукружием в виде полумесяца в основании креста на куполах возводимого в городе храма Спаса на водах. Чтобы прояснить ситуацию мы обратились за разъяснением к наместнику Трифонов Печенгского монастыря игумену АРИСТАРХУ.

Ведь такой же крест возвышается и над монастырским храмом Рождества Христова в Печенге.

– Вопрос о кресте с полумесяцем задается сегодня нередко, – поясняет отец Аристарх, – поскольку по мнению некоторых людей, крест в данном случае попирает полумесяц и якобы означает победу Православия над Мусульманством. Такие и подобные им заключения абсолютно неверны.

Крест с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх, – очень древний вид Креста. Обратившись к истории мы увидим, что в Древней Руси такие кресты еще до татаро-монгольского ига устанавливались на церквах, воздвигаемых Великими князьями.

Например, на Дмитровской церкви во Владимирской земле, в Киевских землях. Такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.

Такая же форма купольного креста встречается на Псковщине, к примеру, на куполе церкви Успения Божией Матери 1461 года постройки в селе Мелетово.

Что касается догматического разъяснения, то здесь надо заметить, что символика православного храма не всегда объяснима с точки зрения эстетического восприятия. Но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, несут разные значения.

В Откровении Иоанна Богослова говорится: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12, 1). А святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце Правды.

Есть и другие толкования этого символа: полумесяц – это чаша Евхаристическая, в которой находится Тело Христово; это люлька, в которой лежит Богомладенец Иисус Христос. Последнее толкование объясняет форму креста над монастырским храмом Рождества Христова.

Важно

Чаще всего крест и полукружие означают якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем по волнам бурной земной жизни к тихой пристани жизни вечной – в Царство Божие. Очевидно, что в нашем случае крест, символизирующий якорь, выбран потому, что храм Спаса на водах посвящен памяти погибших моряков.

– Однако по мнению некоторых людей, крест может быть только четырех-, шести- или восьмиконечный без каких-либо добавок.

– Есть и семиконечный крест, – продолжает отец Аристарх, – и Т-образный, и в виде буквы Х – «Андреевский». Ставрографии – науке о крестах – известны более шестидесяти видов крестов. Пожалуй, всем, и особенно христианам, полезно знать и никогда не забывать, что крест всякой формы, по словам святого Федора Студита, – есть истинный Крест.

Вот, к примеру, в старинных новгородских храмах Божия Матерь изображена с левосторонней свастикой на омофре.

Так что же теперь, замазать все фрески, которым уже несколько веков, утверждая, что русский мужик в XV веке был экстремистом, фашистом? Такой вид креста называется «гамматическим» потому, что состоит из греческой буквы «гаммы». Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест.

В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивалась на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста.

Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах.

Гамматический крест имела обыкновение ставить на своих вещах, как знак приносящий счастье, святая мученица императрица Александра Федоровна. Святая императрица нарисовала такой крест карандашом в доме Ипатьева над кроватью своего сына и на дверном косяке в день прибытия Царской Семьи в Екатеринбург.

А что касается недоумения наших земляков относительно той или иной формы крестов да и в других вопросах, то проблема заключается в том, что некоторые люди нередко берутся судить о вещах, о которых просто не имеют, а порой и не стремятся получить представления.

И мы не можем распылять достояние, накопленное веками, только из-за того, что люди еще не воцерковлены или, может быть, не хотят по-настоящему приникнуть к истинной церковности. И поскольку такая форма креста существует уже более тысячи лет, мы не можем и не должны профанировать все то, что у нас есть, лишь потому, что кто-то сейчас только ищет веру и не нашел еще.

Совет

Давайте тогда уберем литургию оглашенных, перейдем с церковнославянского на современный русский язык. Мне, кстати, уже предлагали издать максимально упрощенную Библию для новоначальных. Я отказался. Ведь таким образом, можно дойти до издания Ветхого и Нового Завета для «средненачальных», а затем и для «продвинутых».

Поэтому, если пойти на поводу мнения маловоцерковленных людей, то нам придется отказаться от многого сокровенного и традиционного непонятного сегодня современному человеку.

Беседу вел Андрей КОНЮШАНЕЦ

Источник: http://trifon.dobrohot.org/propovedi-i-vyistupleniya/krest-s-polumesyaczem.html

почему на некоторых крестах православных церквей присутствует полумесяц см. фото

почему на некоторых крестах православных церквей присутствует полумесяц см. фото

  1. Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год) , Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

    Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

    Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

    Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в Царственном летописце XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца.

    Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.

    Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

    Кроме того, из глубокой древности от Христа и первых веков христианства к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий (Евр. 6, 18-19).

    Этот якорь , одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

    На куполах храма Софии Вологодской (1570 год) , Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год) , храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

    Обратите внимание

    Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

    Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

    Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век) , собор Святой Софии в Киеве (1152 год) , Успенский собор во Владимире (1158 год) , церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

    Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

    Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

  2. я думаю крест и полумесяц както связаны
  3. Запрестольный Крест может быть разной формы, но непременно должен иметь на себе образ Распятия Христова. Здесь следует сказать о догматических значениях форм Креста и различных изображений Распятия. Есть несколько основных форм Креста, приемлемых Церковью.

    Крест четырехконечный, равносторонний, есть знамение Креста Господня, догматически означающее, что ко Кресту Христову равно призываются все концы вселенной, четыре стороны света.

    Крест четырехконечный с удлиненной нижней частью выделяет представление о долготерпении Божественной любви, отдавшей Сына Божия в крестную жертву за грехи мира.

    Крест четырехконечный с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх, – очень древний вид Креста. Чаще всего такие кресты ставились и ставятся на куполах храмов. Крест и полукружие означают якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем в Царство Божие.

    Крест восьмиконечный имеет одну среднюю перекладину длиннее других, над ней одну прямую короче, под ней тоже короткую перекладину, один конец которой поднят и обращен на север, опущенный-обращен на юг. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова.

    Верхняя перекладина-табличка с надписью “Иисус Назорей Царь Иудейский”, прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя.

    Нижняя перекладина – подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение.

    Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой-это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо.

    Важно

    Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин. 14, 6).

    Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха.

    В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста.

    Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.

  4. Полумесяц-это Не полумесяц, а иудейская жертвенная чаша для слива крови. Обратитесь к символам иудаизма и все поймете. В эти кресты они умудрялись воткнуть и звезды давида-магендавиды. Жидовство это все в христианстве.
  5. Это символ победы над турками. Как бы крест над полумесяцем, ну смысл думаю понятен.
  6. Официальное объяснение православной церкви таково – поверженный полумесяц, присутствующий на церковных крестах означает победу Христианства над Исламом.
  7. 1. Восьмиконечный крест – классический древлеправославный.
    2. Полумесяц в основании креста символизирует Матерь Божию.
Читайте также:  Восьмиконечная звезда в православии

Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/obshestvo-i-politika/obshestvo-politika-smi/pochemu-na-nekotorih-krestah-pravoslavnih-cerkvej-prisutstvuet-polumesyac-sm-foto/

Православный крест с полумесяцем

Содержание

  • Русский православный крест
  • Разновидности
  • Использование
  • Примечания

К сожалению, многие считают полумесяц неразрывно связанным с Исламом. Полумесяц не используется шиитами и имеет место только в среде «ахлу сунна валь джамаа», которые заимствовали его у христиан, а те, в свою очередь, — из языческих религий. Никаких хадисов о символе полумесяца не существует, равно как и свидетельств его использования в первые столетия Ислама.

Полумесяц — это оккультный языческий знак, использовавшийся практически во всех религиях ширка и многобожия, включая и идолопоклонство курайшитов — мекканских врагов Пророка (С).

Полумесяц печатался на монетах языческого Тюркского каганата, потом был символом персидской империи Сасанидов и гербом города Константинополь — столицы христианской империи. Вероятнее всего, именно после завоевания Константинополя турками-суннитами полумесяц вошёл в суннитский ислам и стал его символом.

Полумесяц на царской крылатой короне Сасанидов:

Полумесяц мы видим в иконографии индуизма — его носит Шива в своей причёске:

В Египте солнечный диск с рогатой Луной, или расположенный между рогов быка (коровы), означали божественное единство двоих в одном, общих солнечно-лунных богов и тайный брак божественных пар.

У древних шумеров полумесяц — атрибут вавилонского бога Луны Сина – корабль, на котором он плавал по безбрежным просторам космоса.

Полумесяц на древней шумерской монете:

Здесь царь посвящает свою дочь богине. Полумесяц символизирует бога Сина, солнце — бога Солнца Шамаша:

Древнегреческие и римские богини луны носили изображение полумесяца в своих прическах, как знак одновременно чистоты и рождения.

Древняя языческая стелла:

Совет

Как мы сказали, полумесяц был заимствован суннитами у христиан, а те, в свою очередь, заимствовали его у язычников. Полумесяц был символом Константинополя и чеканился на византийских монетах:

В бытность греческим полисом, Константинополь (тогда — полис Византий) имел в покровительницах Гекату, богиню лунного света, отсюда и полумесяц на его гербе.

До сих пор полумесяц часто встречается в нижней части православного креста:

Итак, являясь широко распространённым языческим символом лунных божеств, полумесяц был заимствован византийским христианством, став одним из его символов, а оттуда — российским православием (имеющим византийский исток) и суннитским исламом (после завоевания Константинополя турками в 1453 году).

Таким образом, «ахлу сунна» в целом и «салафиты» в частности — ревнители «ислама без бидаатов» — повсеместно размещают на своих мечетях языческо-христианский символ, не имеющий никакой основы в религии Ислам, что нисколько их не беспокоит. Они сделали оккультный символ ширка символом Ислама — точно так же как поменяли всё, что только можно поменять, в религии Аллаха. Как говорится, думающему — понятно.

Русский православный крест

Не следует путать с русским крестом — 6-конечным крестом с наклонённой нижней перекладиной. См. также: Патриарший крест и Лотарингский крест

Эту страницу предлагается переименовать в Православный крест. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/2 июня 2018. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

Русский православный крест

Русский (православный) крест (православный крест, византийский крест, русско-византийский православный крест или крест свято́го Ла́заря) — восьмиконечный христианский крест, символ Русской православной церкви.

Известен с VI века, задолго до раскола христианской церкви на католиков и православных. Использовался в византийской фресковой живописи и декоративно-прикладном искусстве.

В 1551 году во время канонической изоляции Русской православной церкви по инициативе Ивана Грозного впервые в истории начал воздвигаться на купола церквей. С этого времени начал использоваться и на российской государственной и военной символике.

Впоследствии стал отличительной особенностью культурного ландшафта России.

Русский крест

Согласно некоторым источникам, у русского православного креста только две поперечины.

Некоторые источники различают кресты с косыми поперечинами: шестиконечный называют русским православным крестом (другое название — шестиконечный православный крест), а восьмиконечный — православным крестом.

В Юникоде символ (☦) обозначен как «православный крест» (англ. Orthodox cross). Аналогичная эмблема в Министерстве по делам ветеранов США называется «Русский православный крест» (англ. Russian Orthodox cross).

Особенностью восьмиконечного креста является наличие нижней косой поперечины (подножия), помимо двух верхних горизонтальных: верхней, меньшей, и средней, большей. По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трёх языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Под ноги Христу была прибита перекладина.

Вариантом восьмиконечного является семиконечный, у которого табличка крепится не поперёк креста, а сверху. Помимо этого, верхняя перекладина вообще может отсутствовать. Восьмиконечный крест может дополняться терновым венцом посередине.

Наряду с восьмиконечным, Православная церковь применяет и два других распространённых начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, то есть самой верхней перекладины) и четырёхконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины).

Разновидности

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 30 июня 2013 года.

Иногда при установке восьмиконечного креста на куполе храма под косой перекладиной помещается полумесяц (рогами вверх). Существуют различные версии о значении такого начертания; по наиболее известному такой крест уподобляется корабельному якорю, с древних времён считавшемуся символом спасения.

Кроме того, существует особый монашеский (схимнический) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоящегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости, справа и слева от креста находятся копьё и трость с губкой.

Также на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое НИКА — Победитель; на табличке или около неё надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы».

Обратите внимание

Буквы «К» и «Т» символизируют копьё воина и трость с губкой, изображённые вдоль креста. С XVI века на Руси возникла традиция около изображения Голгофы добавлять следующие обозначения: М Л Р Б — «место лобное распят бысть», Г Г — «гора Голгофа», Г А — «глава Адамова».

Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.

Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается на парамане и аналаве.

Использование

Восьмиконечный крест с косой перекладиной традиционно широко используется в Русской православной церкви.

В настоящее время он также широко используется в Польской православной церкви и Православной церкви Чешских земель и Словакии, получивших автокефалию от московского патриарха в 1948 и 1951 годах соответственно.

Данный крест спорадически используется в Константинопольской православной церкви (широко используется в Американской карпаторосской православной епархии, основанной в 1938 году) и Сербской православной церкви.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещался на гербе Русского государства с 1577 по 1625 год, когда был заменен на третью корону. На некоторых летописных миниатюрах и иконах русские воины несут красные или зелёные (возможно синие) стяги с изображением креста-Голгофы. На знамёнах полков XVII века также помещался голгофский русский православный крест.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещается на флагах православно-монархической диверсионно-террористической организации Братство русской правды и ультраправой националистической организации Русское национальное единство.

Флаг Братства русской правдыМеталлический крест, характерный для старообрядчестваКрест русского православного священникаСовременный памятник Кириллу и Мефодию, Ханты-Мансийск.Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.Могильный крест на кладбище Холковского монастыряСвидник (Словакия) — перед входом в церковьБелосток (Польша) — на куполах церкви Святого ДухаДжонстаун (штат Пенсильвания, США) — перед собором Христа Спасителя Американской карпаторосской православной епархииФлаг РНЕ

Галерея использования символа креста
Битва на Куликовом поле в 1380 г. Из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век.Герб России с печати Ивана IV, 1577 год.Герб России с печати Фёдора Ивановича, 1589 год.Ротное знамя 9-й роты солдатского полка, XVII век, в левом верхнем углу русский крест.Сотенное знамя, 1696—1699

Примечания

  1. 1 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Тихвинский листок. — № 41. — 27.9.2017.
  2. Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня После Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля // Ахтубинские епархиальные ведомости. — № 7 (48), июль — октябрь 2017. — С. 7.
  3. Юсупов С. Э. Словарь терминов архитектуры. — Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 185.
  4. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005. С. 314.
  5. Лебедев В. Державный орел России. — Родина, 1995. — С. 99.
  6. Православный календарь на 2016 год. — Litres, 2017. С. 87
  7. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 147.
  8. Архиепископ Афанасий (Мартос). Восьмиконечный русский крест // Миссионерский Листок. № 144. — Свято-Троицкая православная миссия, 2003.
  9. Ryskt kors, Nationalencyklopedin.
  10. Kors, Store norske leksikon
  11. 1 2 Liungman, Carl G. Symbols — Encyclopedia of Western Signs and Ideograms. — Ionfox AB, 2004. — P. 140. — ISBN 978-91-972705-0-2.
  12. Milo D. L. The Ankh: Key of Life. — Weiser Books, 2007. — P. 13.
  13. Mori J. Crosses of Many Cultures. — Harrisburg, 1998. — P. 38.
  14. Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Дапаможнік для вучняў / Уклад. Б. А. Лазука. — Мн.: Беларусь, 2001. — С. 73.
  15. Белы А. Крыж Еўфрасінні Полацкай // Наша Слова. — № 29 (817), 1 жнiўня 2007.
  16. Thomas R. M. Manitou and God: North-American Indian religions and Christian culture. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. 121—122. ISBN 978-0-313-34779-5.
  17. Koch R. The Book of Signs. — New York, 2000. — P. 17
  18. Becker U. The Continuum Encyclopedia of Symbols. — New York London, 2000. — P. 71.
  19. The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, Vol. 1. / Ed. Colum Hourihane. — OUP USA, 2012. — P. 221.
  20. Joseph L. Young. Mosaics: principles and practice. — Reinhold, 1963. — P. 99.
  21. 1 2 Chwalkowski F. Symbols in Arts, Religion and Culture: The Soul of Nature. — Cambridge Cholars Publishing, 2016. — P. 112
  22. Гарошка Л. Баўгарскі ўдзел у пашырэньні хрысьціянства між усходніх славянаў // Божым Шляхам. — № 1-6 (76-81). — 1957. — С. 27.
  23. Benker S. Liturgische Geräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen / Objets liturgiques, croix et reliquaires des eglises chretiennes. — Walter de Gruyter, 2011. — S. 68.
  24. Etzold A., Türk W. Der Dorotheenstädtische Friedhof: die Begräbnisstätten an der Berliner Chausseestrasse. — Berlin: Ch. Links Verlag, 2002. — S. 60.
  25. Das Bildwörterbuch: Die Gegenstände und ihre Benennung. — Bibliographisches Institut, 2011. — S. 283.
  26. Eyth K., Meyer F. S. Die Dekorationsmalerai mit besonderer… — Leipzig, 1896. — S. 317—318.
  27. Bischoff E. Die Festdekoration in Wort und Bild. — Leipzig, 1897. — S. 452, 462
  28. Lonsdale A. Do I Kneel or Do I Bow? — Kuperard, 2010. — P. 87.
  29. Boyles D., Stebben G. The Pocket Professor Religion: Everything You Need to Know about Religion. — Simon and Schuster, 1999. — P. 116.
  30. Keene M. New Steps in Religious Education: Teacher’s Support. — Nelson Thornes, 1999. — P.
  31. Becker, U. The Continuum encyclopedia of symbols. — Continuum International Publishing Group, 2000. — P. 71. — ISBN 978-0-8264-1221-8.
  32. McGuckin, J. A. Cross // The encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity / John Anthony McGuckin. — John Wiley and Sons, 2011. — Vol. 1. — P. 170. — ISBN 978-1-4051-8539-4.
  33. Ogechukwu, N. The Secret Behind the Cross and Crucifix. — Strategic Book Publishing, 2009. — P. 19. — ISBN 978-1-60693-367-1.
  34. Большая Российская энциклопедия. — Т. 15: Конго — Крещение. — М.: БРЭ, 2010. — С. 700.
  35. Андреева В. и др. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. — М., 2004.
  36. Фещин А. Довірся Хресту // Християнский голос. — 2002. — № 18 (2854). — С. 232.
  37. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 149.
  38. Shpakovsky V., Nicolle D. Armies of Ivan the Terrible: Russian Troops 1505-1700. — Osprey Publishing, 2006. — P. 23. — ISBN 978-1-84176-925-7.
  39. Бурштын Я. Ірына Дубянецкая: Дзякуючы намаганням РПЦ пачынае мяняцца культурны ландшафт Беларусі (Фота і відэа) // Служба інфармацыі «ЕўраБеларусі», 16 ліпеня 2016 г.
  40. Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыкл. даведнік — Мн.: БелЭн, 2001. — С. 168.
  41. 1 2 Православные кресты: как разобраться в значениях, Портал «Православие и мир» (30.9.2011). Проверено 21 февраля 2018.
  42. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 133.
  43. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий / В. И. Плужников. — М.: Искусство, 1995. — С. 137.
  44. Unicode Character ‘ORTHODOX CROSS’ (U+2626)
  45. Available Emblems of Belief for Placement on Government Headstones and Markers. Emblem 5 — RUSSIAN ORTHODOX CROSS, Верховный суд США
  46. 1 2 3 Грибов А. (идея), иеромонах Харитон Просторов (составление). Православие для всех. — Кострома: Авенир-Дизайн, 2000. — С. 142, 143. — 392 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-93374-032-2.
  47. Илл. 130. Сотенное знамя 1696—1699 г // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова. — Т. 1.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/pravoslavnyj-krest-s-polumesyatsem/

Полумесяц в основании Креста

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце»^! века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца.

Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.

Важно

Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр.

6, 18-19). Этот «якорь», символически прикрывающий крест от поругания язычников и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

Важно

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечным, а четырехконечным.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Полосу подготовила Наталья ПЕТРОВСКАЯ.

Источник: https://b-port.com/smi/9/2147/41030.html

Что означает полумесяц на крестах церквей | Светлана Никитина

Отличительной чертой любой оформившейся религии исследователи считают ее символы. Для православия – это крест, для ислама – полумесяц со звездой внутри. Но есть некоторые символы, которые заставляют задуматься о, вероятно, утраченном единстве этих конфессий – старый христианский крест поры Никона с полумесяцем в основании.

Конфессии используют множество форм крестов.

Так, крест староверов имеет округлые формы, католический строго геометричен и имеет четыре луча, крест в православии – восьмиконечный, включающий в себя две параллельные горизонтальные перекладины и третью нижнюю косую, которая вероятно обозначает подставку для ног. Этот крест считается наиболее приближенным к тому, на котором был распят Иисус. Другая распространенная форма креста, которую часто можно встретить на куполах христианских храмов, это крест с полумесяцем.

Самые древние православные кресты имели купол, который напоминал крышу дома. Их до сих пор можно увидеть на старых кладбищах, где сохранилась традиция «покрывать» памятный крест.

Совет

Единство веры Существуют версии, что полумесяц показывает связь между христианством и исламом, либо между христианством и язычеством, так как этот символ существовал как в той, так и в другой религии.

Также имеет место быть версия о том, что крест с полумесяцем показывают, что существовала эпоха, когда ислам и православие были единой религией. И форма креста с полумесяцем символизирует эту эпоху.

При современном разобщении двух религий – христианской и мусульманской, этот символ заставляет сожалеть о том, что единоверие было потеряно. Торжество христианства Впрочем, многие теологи считают, что полумесяц (цата) на кресте не имеет отношения к мусульманскому символу. И на самом деле это руки, сложенные вместе, чтобы поддержать символ православной веры.

В некоторых текстах Средневековья говорится о том, что цата – это ясли Вифлеемские, принявшие в свои объятия младенца Иисуса, а также, что это чаша евхаристическая, которая приняла тело Иисуса. Есть версия, что это символ космоса, что подчеркивает присутствие христианства во всем мире и не имеет отношения к мусульманству.

Приверженцы семиотики считают, что полумесяц – это на самом деле не полумесяц, а кораблик, а крест – это парус. И этот корабль с парусом символизируют Церковь, которая плывет к спасению.

Примерно такого же содержания объяснение в Откровении Иоанна Богослова.

Философия Востока в символе христианства Очень интересна версия, которая рассказывает, что изображение полумесяца указывает на то, что Иисус был на Востоке.

Оказывается, есть косвенные признаки того, что Иисус действительно был на Востоке в промежутке жизни между 12 и 30 годами (это период его жизни, который неизвестен ученым, т.е. где в это время Иисус жил, чем занимался). В частности бывал он на Тибете, что доказывает схожесть его слов с древневосточной философией того времени.

Историки иначе относятся к кресту с цатой, утверждая, что полумесяц был официальным государственным знаком Византии, завоеванной в 1453 году турками, которые и заимствовали цату, сделав его знаком Великой Османской империи. Известно, что насаждения ислама в Византии не было, но к православному кресту над куполами храмов в 15 веке был добавлен этот уже османский знак власти. Своего рода знак примирения и единения двух культур, религий.

____________________________________________________________________

Ну какое примирение религий, если лозунг мусульманства – нести веру на острие меча.

и создана была религия не для подчинения её другой религиозной догме….

Источник: http://maxpark.com/user/4296645905/content/5394233

Ссылка на основную публикацию