Петропавловский собор в санкт-петербурге

Петропавловский собор

Панорама на Петропавловскую Крепость и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге лучше всего открывается с Дворцовой набережной от Эрмитажа.

Комплекс сооружений Петропавловской крепости занимает всю территорию Заячьего острова, соединенного мостом через Кронверкский проток с Петроградской стороной. Гладь реки Невы, несет свои воды к Финскому заливу.

Петропавловская крепость, выполненная по лучшим образцам военных фортификационных сооружений Европы, одета в гранит с неприступными бастионами.

Обратите внимание

Торжественный Петропавловский собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной башенкой сложной формы и стрелой золоченого шпиля с ангелом, куполом на высоком барабане и башенкой с золоченой главкой и крестом создает неповторимый силуэт.

Отдельный корпус Великокняжеской усыпальницы, под большим четырехгранным куполом, соединен с собором через переход. Неповторимое сочетание военной крепости и религиозного сооружения, дополняют друг друга.

Синтез водной стихии, архитектуры и небесного простора определяет то лицо города Святого Петра, которое живет в сердце каждого человека, видевшего эту незабываемую панораму хотя бы один раз в жизни.

Названный в честь небесных покровителей Санкт-Петербурга Святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский собор является одним из главных символов города на Неве. Собор, выполненный в стиле петровского барокко, сориентирован вдоль течения реки Невы.

С западной стороны расположена четырехгранная каменная четырех ярусная колокольня с окнами, башней сложной формы и высоким шпилем с ангелом и крестом (122,5 метра), в фасадной стене, украшенной валютами на уровне первого и второго ярусов полуколоннами и полуциркульными нишами, расположен главный вход, украшенный треугольным портиком с колоннами. Над восточной алтарной частью расположен высокий многогранный барабан с продолговатыми окнами и сложным по форме куполом с овальными окнами, башенкой с золоченой главкой и крестом. Собор покрыт двухскатной крышей. Ритм пилястр на боковых фасадах повторяет ритм высоких прямоугольных окон

.

Деревянная Петропавловская церковь в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь была заложена 12 июля 1703 года в день Cвятых апостолов Петра и Павла. Оштукатуренные фасады церкви были расписаны под желтый мрамор. В небольшой башне со шпилем, построенной на голландский манер, было устроено несколько колоколов, на которых специальный человек вручную ударяя в определенный колокол, указывал количество часов в течение суток.

Каменный Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Большой каменный Петропавловский собор начали строить в мае 1714 года по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини прямо вокруг деревянной церкви, которую позже разобрали и перенесли в другое место. Для каменного собора был вырыт ленточный фундамент глубиной в 2 метра.

По пожеланию царя Петра I первой начали возводить колокольню, она была необходима по стратегическим соображениям как смотровая площадка, чтобы вовремя предупреждать о приближении вражеских войск.

В 1717 году голландским мастером Германом ван Болесом была выполнена сложная стропильная конструкция шпиля, установленного на колокольню. На шпиль подняли металлическое яблоко. В 1719 году рижский мастер Ф. Цимерс выковал 887 листов из красной меди, рижские мастера И. П. Штейнбейс и И. В.

Важно

Эберхард позолотили эти листы и обшили ими шпиль. Одновременно возводился основной объем собора.

Портрет архитектора Доменико трезини

Петр I требовал вести работы на колокольне со всем возможным поспешанием с тем, чтобы уже в 1716 году установить на ней часы-куранты, привезенные им из Европейского путешествия. Часы-куранты заиграли на колокольне в августе 1720 года.

Государь с иностранными гостями неоднократно поднимался на колокольню в полдень, когда на колоколах вручную игралась мелодия. Часовой механизм самостоятельно играл каждые четверть- и полчаса.

С колокольни хорошо был виден весь Санкт-Петербург, в подзорную трубу можно было разглядеть Петергоф, Кронштадт и Ораниенбаум.

По эскизу Доменико Трезини мастерами Штейнбесом и Эберхардом из золоченых медных листов в 1723 году изготовили в виде флюгера фигуру ангела, который двумя руками держался за ось, в которою был помещен поворотный механизм. В ту пору высота колокольни от фундамента до верхней точки креста, которым заканчивалась ось, составляла 106 метров.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, построенный в западных традициях возведения храмов, был совершенно новым явлением в архитектуре религиозных сооружений в России того времени.

Стены собора с высокими окнами были менее толстые нежели в традиционных русских храмах, один большой купол на барабане, высокие узкие пилоны внутри собора, повторяющие ритм наружных фасадных пилястр, колокольня с высоким остроконечным шпилем.

Помимо библейских сюжетов при живописном оформлении внутреннего пространства собора были применены светские художественные орнаменты. Стены храма были расписаны русскими художниками Воробьевым и Негрубовым, плафон в центральном нефе расписал художник Петр Зыбин.

Совет

В 1725 году умер Император Петр I, через 2 года умерла супруга царя Императрица Екатерина I. В 1731 году после завершения строительства Петропавловского собора Петра I и Екатерину I похоронили перед алтарем у южной стены.

В 1760 году над могилами коронованных особ были выполнены надгробия из белых мраморных плит. Для захоронений Императора Александра II и его супруги Императрицы Марии Федоровны были выполнены надгробия из яшмы и орлеца.

Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, символизируя победу России над Швецией в ходе Северной войны, имеет форму триумфальной арки.

По первоначальному эскизу архитектора Доменико Трезини в мастерской Ивана Зарудного в Москве в 1722-1726 годах иконостас был выполнен из дуба и липы.

В 1727 году иконостас был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург в разобранном виде, собрали его и позолотили в самом соборе. Все резные декоративные элементы иконостаса отличаются редкой красотой и изяществом исполнения.

Царские врата перед иконостасом отличались торжественностью, тонкостью исполнения фигур архангелов Михаила и Гавриила, возвышающихся по обеимм сторонам на трехъярусных пьедесталах и все декоративные детали были покрыты золотом, что придавало всему алтарному месту праздничное, неповторимое по красоте, незабываемое впечатление. Иконы для иконостаса были написаны в артели Андрея Меркульева.

В 1732 году мастером Николасом Проскопом из резного позолоченного дерева была оборудована кафедра, над которой располагались фигуры апостолов Петра и Павла, над ними – четыре евангелиста. На самом верху – фигура голубя – символа святого духа.

В нижней части кафедры были расположены живописные полотна с изображениями сюжетов из притчи о сеятеле. Царское место, выполненное из позолоченного дерева, обтянутое бархатом, установили в правой части центрального прохода.

Обратите внимание

Кресла здесь никогда не было, так как царь Петр I во время служб никогда не садился.

Хрустальные трехъярусные продолговатые люстры, выполненные в конце 18-го века русскими мастерами, украшали центральный неф собора. У алтаря люстра подлинная, остальные были воссозданы после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль собора ударила молния, колокольня полностью сгорела, погибли голландские часы-куранты, была повреждена крыша.

Однако иконостас благодаря его сборной конструкции был спасен. После скорейшего восстановления Петропавловского собора крыша становится более плоской, колокольню возводят каменную на сваях.

В результате реконструкции в соборе появились дополнительные помещения.

На первом и втором ярусах колокольни появились валюты, внутри нее была устроена лестница. Изменилась форма высокого многогранного барабана под куполом, высота шпиля была увеличена до 117 метров. По настоянию Императрицы Екатерины II собор восстанавливали по проекту архитектора Доменико Трезини, новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауэра мастером Еремеевым.

Фигура ангела была выполнена по первоначальному эскизу Трезини. Новые часы-куранты выполнил голландский мастер Оорт-Крас их установили на каменной колокольне в конце 1770 годов. Во время урагана 1778 года была повреждена вторая фигура ангела на шпиле собора.

Третий ангел был выполнен по проекту архитектора Антонио Ринальди, он перестал выполнять функцию флюгера, фигура ангела вращалась только для уменьшения ее парусности. Этот ангел осеняет наш город и сегодня. В 1820 году у ангела на шпиле оторвало крыло сильным порывом ветра.

Ремонтные работы по восстановлению фигуры ангела на шпиле произвел кровельщик Ярославской губернии Петр Телушкин за шесть недель, пользуясь только веревкой с петлями на концах и подвижным узлом.

Важно

По окончании работы Телушкин получил в награду 3000 рублей и серебряную медаль «За усердие».

В 1857-1858 годах пришедший в ветхое состояние шпиль был реконструирован. По проекту инженера Журавского на Нивьянском заводе на Урале изготовили металлический каркас, обшитый медными позолоченными листами.

На 2/3 высоты внутри шпиля была устроена лестница, далее к окончанию шпиля вели наружные металлические скобы. Общая высота собора с крестом и фигурой ангела составила 122, 5 метра. В это же время были реконструированы часы-куранты.

Царские врата из-за ветхости заменили на новые, выполненные из бронзы и позолоченные.

Петропавловский собор в XX – XXI веках

Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н.

Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом.

Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.

Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи.

В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки.

После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.

В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов.

В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи.

Совет

Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.

С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова.

В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.

В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге – шедевр архитектурного стиля петровского барокко и в наши дни восхищает своим величием гостей города на Неве.

Источник: http://cityguidespb.ru/interesnye-mesta/hramy/961-petropavlovskiy-sobor.html

Петропавловский собор

Официальное название: Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла

Адрес: Соборная площадь, дом 1

Годы постройки: 1712 – 1733

Архитектор: Доменико Трезини

Стиль: Петровское барокко

Петропавловский кафедральный собор — самая старая из сохранившихся церковь Санкт-Петербурга. Заложенный в 1712 году собор строили более двадцати лет и освятили в 1733.

Внешний вид первого собора города ничем не напоминает традиционные русские православные крестово-купольные или шатровые церкви, скорее он похож на европейские церкви петровских времен: барочный фасад, который мы можем увидеть во многих западно-европейских церквях, и тонкий высокий шпиль, напоминающий мачту корабля, увенчанный фигурой ангела, несущего крест. Интересно, что первый ангел, выполненный по рисунку Трезини, был летящим и словно водружал крест на шпиль собора (как все созданное в эпоху Петра I, имел символическое значение: символизировал разрешение Небес на земные завоевания Империи). Нынешний ангел (это четвертая фигура ангела над Петропавловским собором) тоже летит, но выглядит иначе. Так же как и кораблик на шпиле Адмиралтейства, фигура ангела на шпиле собора всегда являлась флюгером, высота фигуры ангела — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "почаевская"

До 2012 года здание Петропавловского собора оставалось самым высоким (122 метра) строением в городе (кроме телевышки), однако в последние годы в Санкт-Петербурге появились 140-метровый небоскреб Лидер Тауэр на площади Конституции и жилой комплекс «Князь Александр Невский» (124 метра).

Обратите внимание

Внешний вид собора характерен для петровских времен: строгие фасады, скромно украшенные пилястрами и головками херувимов над окнами, предполагалась традиционная двухцветная окраска (с основным розовым и дополнительным белым цветами). На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом».

Не может не привлечь внимание многоярусная колокольня собора; вопреки правилам, колокольня была возведена прежде, чем сам собор, и именно под колокольней собора похоронен сын Петра I, умерший в собственной камере при невыясненных обстоятельствах после пыток и вынесения ему смертного приговора за заговор против отца, царевич Алексей (его могила находится под лестницей колокольни, где можно видеть памятную табличку). Высота колокольни менялась со временем (с 106 метров до 122,5), менялась и её конструкция, в 1858 году все деревянные детали шпиля во избежание возможных пожаров были заменены металлическими, соединенными подвижно по проекту инженера Журавского (поэтому шпиль может отклоняться от своего основного положения почти на 1,5 метра).

В 1756 году деревянный шпиль собора загорелся от молнии, однако внутрь храма огонь удлось не пустить, поэтому по сей день можно видеть в интерьерах уникальные живописные работы первой трети XVIII века, например «Моление о чаше» Андрея Матвеева.

Уникален и иконостас, который находится в соборе: он был подарен храму императором Петром I и его женой Екатериной I.

Иконостас сделан по проекту Ивана Зарудного из резного позолоченного дерева, единственная деталь, замененная с тех пор, — Царские врата, обветшавшие к середине XIX века и выполненные в царствование Александра II из золоченой бронзы.

Внутри собора находятся захоронения почти всех императоров династии Романовых, начиная с Петра I (здесь нет могил лишь Петра II и Ивана VI).

Наиболее интересны надгробия Петра I, Александра II и его супруги Марии Александровны (выполненные из зеленой алтайской яшмы и красного уральского родонита), кроме того, в приделе Святой Екатерины в 1998 году были погребены останки членов семьи последнего русского императора Николая II и оставшихся с ним до последнего дня приближенных. Вопреки распространенному заблуждению тела императоров захоронены под полом Петропавловского собора, а не внутри надгробий (подвалов под собором нет — только погребальные камеры).

Важно

К концу XIX века стало очевидным, что места для новых погребений в соборе не хватает, и к нему была пристроена Великняжеская усыпальница, в создании которой принимали участие архитекторы Д.И. Гримм, А.И. Томишко, Л.Н. Бенуа.

К 1908 году строительство было закончено, однако до революции в усыпальнице, в которой создали 60 бетонных склепов, успели похоронить только 13 членов семьи Романовых, после революции усыпальница была закрыта, её интерьеры разрушены, однако в 1992 году в ней похоронили правнука императора Александра II князя Владимира Кирилловича Романова, а в 2010 — его жену Леониду Георгиевну (кроме того, в 1995 году сюда перенесли останки его родителей).

Интересные факты

Петр I умер прежде окончания работ по возведению собора, его гроб (а затем и гроб его жены Екатерины I) находился во временной часовне внутри недостроенного собора и был похоронен лишь спустя несколько лет в том месте, где сегодня можно видеть надгробие первого русского императора.

В начале 30-х годов XX века Г. Е. Зиновьев предлагал спустить останки императоров под лед Невы (известно как зиновьевский акт вандализма), однако исполнение требовало слишком больших усилий, поэтому осталось лишь в проекте.

В 1939 году по просьбе греческого короля Георга II было вскрыто захоронение дочери греческого короля Георга I Александры Георгиевны, а её останки были перевезены в Грецию и перезахоронены на королевском кладбище во дворце Татой.

В 1994 году для проведения экспертизы останков членов семьи императора Николая II была вскрыта могила младшего брата Николая — великого князя Георгия Александровича, экспертиза проводилась в Англии.

Интерьеры

На карте

Источник: https://guida-spb.com/petropavlovskij-sobor.html

Петропавловский собор снаружи и внутри

Предыдущий пост | Следующий пост

Петропавловский собор – главный храм Российской империи.

Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла – это усыпальница русских императоров.

Тут похоронены русские императоры, императрицы и многочисленные родственники дома Романовых.

Когда-то он был самым высоким зданием России. Изначально высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Затем колокольня стала выше еще на 10,5 метров.До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга.

С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Совет

Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни.

Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году.Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.Есть старая легенда, что на шпиль собора сверху идет луч очень мощной космической энергии.

Чтобы получить эту энергию, нужно встать лицом на восток на пятачок из меди, вмонтированный в пол в преддверии храма. Находится он точно под шпилем.В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.Лишь в 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры.

Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метраВнутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.Слева от входа есть гробница Великой княгини Александры Георгиевны.

Она умерла молодой в результате несчастного случая. На 8-м месяце беременности прыгнула в лодку и промахнулась. А далее преждевременные роды, сына удалось спасти, а ее нет…Надгробие Александры Георгиевны не выделяется из печального ряда надгробных монументов других членов императорской фамилии, и в то же время оно уникально. Ее гробница пуста.

Обратите внимание

В 1939 году по просьбе греческого правительства прах великой княгини Александры Георгиевны был перенесен в Афины. Как утверждает легенда, переговоры были недолгими, Сталин согласился отдать грекам прах великой княгини в обмен на бульдозер.

Царские врата в Петропавловском соборе.Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве.

Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного, резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия.

Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.

Можно подняться на колокольню.На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. Там же установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки. Сейчас днем колокола бьют или играют музыку почти постоянно. Там проходят обучение карильенщики или как там их правильно ))))

Не многие знают, что 25 июня 1926 года в Ленинграде куранты Петропавловского собора в полдень впервые сыграли «Интернационал».

Пост о Петропавловской крепости Санкт – Петербурга

Метки блога:

Источник: https://pantv.livejournal.com/659552.html

О петропавловском соборе в санкт-петербурге: расписание служб, официальный сайт

Место, с которого, как считается, началось строительство Санкт-Петербурга Петром Великим — Петропавловская крепость, имеет поистине уникальный архитектурный ансамбль.

Среди бастионов, равелинов, ворот, куртин и крепостных рвов, домов, тюрьмы стоит собор, который был заложен в самом сердце города.

По сути, многие горожане и по сей день считают, что в Санкт-Петербурге сердце города — это именно Петропавловский собор. Об этом туристически значимом месте и будет рассказано в данной статье.

История создания

Он был заложен в 1703 году и некоторое время существовал в виде деревянной церкви. По сути, города как такового еще не было, в условиях войны была заложена крепость на острове и внутри крепости был построен храм по традициям того времени.

В каменном виде уже собор заложили в 1712 году, и достроен он был окончательно только к 1733 году, уже в годы правления императрицы Анны Иоанновны. Это была архитектура нового типа, искусствоведы относят собор к стилю «петровского барокко».

Он достаточно ближе к западно-европейской архитектуре, чем его более ранние русские собратья.

Есть легенда, что концепцию и описание собора полностью продумывал сам император, создавая, во-первых, нечто новое, а во-вторых, самое высокое здание – выше колокольни Иоанна в Москве, которой он противопоставлял свой «Северный парадиз».

Дополнительная информация! В связи с длительным временем постройки работы велись разными архитекторами. Так, начал создание и строительство каменного собора итальянец Доменико Трезини, часы в 1776 году монтировал голландец Оорт Крас, а в следующем году фигуру с ангелом монтировал Антонио Ринальди.

Высота колокольни собора составила 112 метров и с годами ремонтов и реконструкций все больше увеличивалась. До середины 50-х годов прошлого столетия это было самое высокое здание в стране.

Собор Петра и Павла (Петропавловская крепость)

На западном фасаде находится многоярусная колокольня, на самом верху которой находится фигура ангела с крестом, помимо всего прочего служащая ориентиром в городе.

Сам храм имеет довольно строгий вид и частично напоминает костел. Внутри убранство более богатое и поражает многих своей красотой.

Важно

Отдельно следует отметить резной иконостас высотой 20 метров из липы и лиственницы, изготовленный на Московском оружейном дворе.

Внутри собора находится родовая усыпальница династии Романовых, как правящих императоров, так и членов их семей. Первым в усыпальнице был похоронен Петр I, в 1733 г., спустя уже 6 лет после смерти.

Далее там стали хоронить правящих монархов (за исключением Петра II, умершего и похороненного в Москве и Иоанна Антоновича), а начиная с эпохи Николая I — и Великих князей, членов императорской семьи.

Совет

Адрес собора

Собор имеет адрес — Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3в. Телефон +7 (812) 230-64-31.

Режим работы:

  • Понедельник — 10.00 — 18.00.
  • Вторник — 10.00 — 17.00.
  • Среда — выходной.
  • Четверг — 10.00 — 18.00.
  • Пятница — 10.00 — 18.00.
  • Суббота — 10.00 — 18.00.
  • Воскресенье — 11.00 — 18.00.
Читайте также:  Мощи святого пантелеймона целителя

Петропавловский собор (Санкт-Петербург) с другого берега Невы

Обратите внимание! Администрация музея подчеркивает, что время работы может быть изменено.

Петропавловский собор сейчас

В настоящее время Петропавловский собор в Санкт-Петербурге официально не передан епархии и считается храмом, использующимся не по назначению. С 1954 года и по настоящее время он находится в ведении Музея истории Петербурга.

Петропавловский собор Казань

Но, несмотря на это, начиная с 2000 года в Петропавловской крепости проводятся службы по следующему регулярному расписанию богослужений:

  • литургия — в воскресенье и в двунадесятые праздники в 8.00;
  • исповедь в 7.30;
  • накануне — всенощное бдение в 18.00.

Начиная с 2008 года ежегодно проводятся пасхальные службы. Также проводится ежегодно большая служба в престольный праздник — 12 июля, день святых апостолов Петра и Павла. Регулярно в храме служат панихиды по усопшим членам царской семьи.

Собственного официального сайта собор не имеет, его страница на сайте Музея истории Петербурга  , где отражена необходимая информация о времени работы, стоимости посещения, выложены фото.

В остальное время собор работает в формате музея. Стоимость билетов:

  • для взрослых — 450 рублей*;
  • для учащихся — 250 рублей*;
  • для пенсионеров — 200 рублей*.

Вход в Петропавловскую крепость бесплатный, до 20.00.

Как добраться

Круиз Санкт-Петербург-Москва-Санкт-Петербург

Ближайшая станция метро — ст. «Горьковская», от станции нужно идти пешком через Александровский парк. Среднее время в пути — около 5-7 минут. Также можно добраться на такси или на личном транспорте.

Многие туристы и горожане предпочитают добираться до собора в ходе пеших прогулок, так как вокруг острова есть много достопримечательностей.

Петропавловская крепость находится в самом центре Петербурга и можно всегда построить большое множество маршрутов, в ходе которых охватываются и другие исторические и культурные места как города, так и Петропавловской крепости.

Ангел с крестом на шпиле Петропавловского собора

Сама крепость привлекает своими постройками, фортификационными сооружениями, что является и по сей день одной из визитных карточек Санкт-Петербурга.

Да и сейчас свою службу несет Петропавловская крепость – расписание предусматривает обязательный полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона Петропавловки.

Помимо этого, на Заячьем острове, где и находятся крепость и собор, есть городской пляж, привлекающий в летнее время любителей купаться, а у стен крепости для любителей гастрономии есть один из ярких ресторанов города — ресторан «Корюшка».

Петропавловский собор является одним из главных украшений Санкт-Петербурга и одной из важнейших его достопримечательностей.

Совет

Самое высокое здание города с памятной и запоминающейся фигурой ангела на шпиле является наиболее ярким объектом и многократно отражено и в литературе, и в кино, и в фотографии, и в живописи.

Горожане, равно, как и посещающие Петербург туристы называют этот собор одним из важнейших объектов города и местом, где обязательно надо побывать.

*Цены указаны по состоянию на август 2018 года.

Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/petropavlovskij-sobor-sankt-peterburg.html

Петропавловский собор: режим работы и стоимость билетов 2019, как добраться и официальный сайт

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге занимает главное место в ансамбле Петропавловской крепости. Это самое красивое здание ансамбля.

Режим работы Петропавловского собора в 2019 г

  • Ежедневно, кроме вторника, среды и воскресенья, с 10:00 до 18:00
  • Выходной день – среда
  • По вторникам с 10:00 до 17:00
  • По воскресеньям с 11:00 до 18:00
  • Режим работы может быть изменён для проведения богослужений

Как добраться до Петропавловского собора

Ближайшее метро – Горьковская. От метро идти по Александровскому парку. Через несколько минут Вы окажетесь у Петропавловской крепости.

Стоимость билетов в Петропавловский собор в 2019 г

  • Для взрослых — 550 руб.
  • Для учащихся РФ — 300 руб.
  • Для пенсионеров РФ — 250 руб.

Стоимость билетов на экскурсию «Три века над городом» с подъемом на смотровую площадку на колокольне Петропавловского собора

  • Для индивидуальных посетителей только с 1 мая по 30 сентября
    • Для взрослых — 250 руб.
    • Для учащихся РФ — 150 руб.
    • Для пенсионеров РФ — 150 руб.
  • В зимний период (с 1 октября по 30 апреля) экскурсии на колокольню только по предварительным заявкам для групп до 10 чел.

Телефон Петропавловского собора

+7 (812) 230-64-31, +7 (812) 498-19-85.

Адрес Петропавловского собора

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь, 1.

История строительства

Почти одновременно с основанием города на Заячьем острове в 1703 году по приказу Петра Первого была заложена и деревянная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Через 10 лет на ее месте по проекту архитектора Доменико Трезини в День рождения Петра был заложен Собор. Через 8 лет были завершены наружные работы.

Из Голландии за огромные деньги были выписаны часы с курантами. Над созданием иконостаса архитектор Зарудный и художники Т.Иванов и И.Телега трудились 4 года. 28 июня 1733 года накануне праздника св. апостолов Петра и Павла, храм был торжественно освящен.

Строился он в течение 19 лет (1712-1733) при внимательном участии Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.

В 1756 году храм загорелся от удара молнии, особенно пострадал шпиль и установленные на нем куранты. В 1757-1758 гг. деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, выполненными архитектором Д. Журавским. Лишь через 20 лет часы были вновь установлены, и каждый час они играли мелодию национального гимна.

В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновилась богослужения в праздник храма.

Убранство храма

Интерьер собора напоминает парадный зал дворца. Картины на стенах созданы известными художниками А. Матвеевым, Г. Гзелем и другими. Резной иконостас выполнен в виде триумфальной арки (проект И.

Зарудного), а иконы для иконостаса – московским мастером А. Поспеловым. Напротив алтаря расположена великолепная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Апостолов.

Царское место украшено резной золоченой короной и малиновым бархатом.

Собор стал памятником русской военной славы. Здесь хранились военные трофеи российской армии.

Шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Шпиль на куполе был установлен в 1723 году. Петропавловский собор – самое высокое сооружение в Северной столице. Его высота – 122,5 метров, высота шпиля – 40 метров. Шпиль украшает флюгер в виде летящего ангела. Его высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота.

Во время бури в 1756 году флюгер сильно пострадал. И тогда кровельщик Петр Телушкин решил поправить ангела, поднявшись на шпиль с помощью одной лишь веревки. Отважный поступок стал известен императору и он разрешил мастеру пить в любом трактире Российской империи за счет государственной казны.

В 90-е годы 20 века реставраторы полностью исправили фигуру ангела, поднявшись к нему на вертолетах.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге как усыпальница российских царей

С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Петр Первый похоронен у южной стены собора.

К концу XIX века в храме было 46 захоронений, и практически уже не оставалось места для новых погребений. В 1896 году рядом с собором была построена Великокняжеская Усыпальница.

В храме никогда не проводились такие обряды как венчание, крещение. Отпевание проходило только над усопшими членами императорской фамилии и для комендантов крепости.

Обратите внимание

В 1917 году по распоряжению Временного правительства все ценности храма: иконы, лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных ценностей неизвестна.

Летом 1998 года, в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг состоялось погребение их останков. Последний Российский император и его семья, ныне причисленные к лику святых, были погребены в Екатерининском приделе храма.

В сентябре 2006 года перезахоронены останки Марии Федоровны рядом с могилой ее мужа – императора Александра III.

С недавнего времени желающие могут подняться на колокольню, поднявшись по лестнице на 42 метра, чтобы узнать ее историю крепости, увидеть уникальный колокольный комплекс и карильон – музыкальный инструмент с клавиатурой и системой из 51 колокола. За один день по этому маршруту проходит не более 60 человек.

Петропавловский собор изображён на 50-ти рублевой банкноте.

Петропавловский собор – официальный сайт

Cобор является частью музея истории Санкт-Петербурга, расположенного в Петропавловской крепости.

Официальный сайт www.spbmuseum.ru.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_8054.htm

Петропавловский собор Санкт-Петербурга

Петропавловский собор в Санкт – Петербурге – грандиозен, как по замыслу и архитектуре, так и по истории воплощения.

Он возведён в необычном для отечественного зодчества стиле с уникальной формой иконостаса и превосходит все другие соборные сооружения России по статусу, по мировой известности, по высоте шпиля, по архитектурным особенностям. Устроил его, в нём молился и покоится здесь – Великий Самодержец Петр I.

Стратегический и духовный форпост Балтики

Чтобы ощутить величие момента, окунёмся в гущу событий, берущих начало с 1703 года.

Желая закрепить достигнутый успех шведкой военной компании (война длилась до 1721 года), царь принимает решение о возведении Петропавловской крепости на Заячьем острове, установив здесь надёжную защиту для вражеских поползновений на возврат территорий, над которыми был утерян контроль.

В проекте крепости всё было новаторским и «доселе» неведомым миру. В первую очередь с материка к острову подводят уникальный по тем временам мост и строят водоканал для обеспечения военного контингента и строителей питьевой водой.

В это же время, приглашённые на государственном уровне знаменитые зодчие Франции и Италии, трудятся над проектом Петропавловского собора – культового комплекса, который по замыслу императора «прорубит окно в Европу» и послужит доказательством величия его Государства. Поэтому в расчёт принимают лишь передовые позиции, способные удивлять и поражать, демонстрировать мощь, военное и техническое развитие, разум и процветание.

Уже в 1704 году была освещена предварительно построенная деревянная церковь. С высоты её колокольни постоянно вели воинский дозор, а по праздникам на площадке водружали воинские и отечественные знамёна.

В мае 1712 года состоялась торжество, где властью царя Доменико Трезини было доверено заложить первый камень в фундамент Петропавловского собора.

По задумке, его каменные стены начали воздвигать вокруг действующей деревянной церкви, которую позднее разобрали и перенесли на новое место.

«Барокко Петра»

Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра».

(Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»).

От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт – Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.

 

Новый подход к технологии возведения собора

Закладка Петропавловского собора началась с нарушения традиционной очерёдности возведения храмов. Первым делом было решено поднимать колокольню важную для города, как стратегический объект.

Северная война была в разгаре и наличие высотной смотровой площадки с меткими лучниками для дозора за движением шведских судов по водам имела величайшее значение для безопасности нового Санкт – Петербурга.

Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.

В духе нового времени

Строительство Петропавловской колокольни продолжалось 8 лет. Всё это время богослужения проводились в деревянной церкви. Неповторимость сооружения проявлялась не только в огромной высоте, но и в особом символизме, утверждающем царское могущество на Балтике, а, так же, в его форме с чертами, присущими европейским светским зданиям.

Выполненная в 3 яруса, она, как бы устремляется ввысь, врезаясь в небеса высоченным двадцати пяти метровым шпилем, сверкающим позолотой. А на вершине огромная фигура Ангела Хранителя высотой более 3-х метров, размахнула огромные, в 3, 8 метра шириной, крылья.

Путешествуя по Европе, царь был потрясён часами с курантами, увиденными им на стенах голландского костёла. Новаторский дух не позволил ему остаться безучастным. Не торгуясь, он заказал 3 экземпляра подобных механизмов. В 1720 году в уже Петербурге куранты стали отбивать время.

Важно

Удивительные часы с боем были доставлены Россию и водружены на колокольню, на которой ещё предстояло позолотить каркас шпиля 25 метровой высоты. Часы были очень важны для Петра. Он предавал им символическое значение, вывода страны из унизительного запустения к европейскому уровню.

Читайте также:  Православная церковь о йоге: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
Совет

Величественная торжественность и царственное своеобразие

Высота здания Петропавловского собора – 16 метров. Основание здания устроено в форме прямоугольника, толщина каменных стен намного тоньше, чем в других православных храмах страны.

Отдельное внимание уделено высоким, заливающим помещение дневным светом, окнам и уникальным подсвечникам и светильникам, созданным Петром Зыбиным.

Свод единого огромного купола поддерживают узкие, но мощные пилоны, выстроенные в ряд.

В антураже собора использовали самые новаторские идеи. В росписи стен применены не только сюжеты из библейской жизни, но и гармонично вплетены картинки героической истории царства.

Золоченый резной иконостас собора подчёркивает победу Петра в войне и выполнен в форме триумфальной арки. Он был преподнесён собору в качестве подарка от царской четы. Выполнять резьбу и устанавливать его доверили искусным резчикам мастерской Ивана Зарудного.

Составляли программу иконостаса – Петр I, совместно с архиепископом Феофаном Прокоповичем. В композиции присутствует 5 крупных киотов, на которых установлено 43 святые иконы, написанные мастерами А.

Протопоповым и Ф. Поспеловым. Липовые и дубовые иконы писали в Москве по эскизам Петербургской рисовальной школы. Эскиз запрестольного витража «Воскресенье Христово» подготовил художник Н. Бруни.

Совет

Отметим! Убранство храма Петра и Павла в Петербурге – неповторимо. Сегодня каждому его элементу посвящены десятки научных трудов и исследовательских работ.

Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести

Ранее в православных церквях проповеди не читались. В Петропавловском соборе, в царствование Петра, это правило было изменено. Для чего рядом с алтарём поставили кафедру.

Симметрично к ней возвели помост, называемый царским местом, где император стоял на богослужениях, на фоне, выставленных на обозрение всем, трофейных знамён, ключей от отвоёванных у врага городов и других экспонатов, демонстрирующие воинское могущество и героизм отечества. Сегодня подлинные реликвии находятся в Эрмитаже, а в храме, представлены их копии.

Санкт-Петербургская епархия

С начала 1742 года главный собор Петербурга становится кафедральным. Независимо от того, что в XIX в. кафедра митрополита переносилась в Исаакиевский собор, статуса Кафедрального Петропавловский лишён не был.

Усыпальница для императорского рода Романовых

Рядом со зданием храма проект Петропавловского собора предусматривал строительство Великокняжеской усыпальницы – место захоронения особ императорского дома. В настоящее время она насчитывает 54 захоронения. Оба здания между собой объединила галерея, освещённая высокими окнами и множеством светильников.

В последние годы прошлого века здесь были захоронены: правнук царя Александра II – великий князь Владимир Кириллович (1992); перенесён с Кобурского кладбища прах его отца и матери (1995).

Влияние исторических перемен и веяния времён

С течением времени молнии разрушали величественные шпили, грунтовые воды подтачивали основания колон, к Петропавловскому собору пристраивались нужные для хозяйствования помещения. Реставрации оставили свой след на шпиле и на фигуре Ангела.

Благодаря сменам политической власти и войнам изменилось само назначение Петропавловской крепости, превратившейся из грозного и воинственного форпоста, заставляющего трепетать государевых недоброжелателей, в культурный центр и духовное сердце города Санкт – Петербурга.

Петропавловская крепость и собор, как и город, пережили разные времена. Какое-то время она была зловещей тюрьмой, позднее – музеем революции, складом.

К счастью, сегодня – это замечательный храмовый комплекс, отлично отреставрирован. Он гостеприимен и прекрасен в своей красе и служит людям во имя первых и верховных апостолов Петра и Павла и великого Государства Российского.

Источник: https://biletsofit.ru/blog/petropavlovskij-sobor

Петропавловский собор

Собор во имя апостолов Петра и Павла стоит в Петропавловской крепости.

 Это православный собор Санкт-Петербурга, усыпальница русских императоров и памятник архитектуры петровского барокко.

“Со времен постройки храма Иерусалимского, никогда еще вера народа в свои судьбы не исторгала из земли чуда, подобного Петербургу”, – напишет маркиз де Кюстин, французский аристократ и монархист, писатель и путешественник, в 1839г. посетивший Россию по приглашению Николая I. Чудо Петербурга для маркиза воплотится в образе храма, города – храма.

Но еще раньше в 1833г. тему божественного возникновения града Петра запечатлит в “Медном Всаднике” А. Пушкин:

“На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн.

… И думал Он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен,

Назло надменному соседу”.

“… И думал Он” – не Петр, а Он – Божественный Дух, приведший Петра на этот топкий клочок земли. Поэтому многие писатели и историки описывая рождение города приводят текст из Библии: 

“Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: – Да будет свет. И стал свет”.

Не произвол Петра, произвол не производит ничего великого, великое – исходит из разумной необходимости, следовательно, от Бога. И вот 16 мая 1703 г.

Обратите внимание

на Заячьем острове был заложен первый камень крепости и церкви в честь святых Петра и Павла. Апостол Петр, покровитель Петра I, станет и покровителем будущего города.

Ведь Петр по-гречески означает скала, камень. И именно к нему Христос обратился со словами:

 ”ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного”.

Значит, и новый город тоже должен уподобиться “ключу от врат”, но уже в государство российское. И в знак этого главной доминантой Санкт – Петербурга становится силуэт Петропавловского собора.

Первоначально, эта церковь была срублена из дерева, но расписана под каменный вид желтым мрамором. Украшали ее три шпиля, один увенчивал колокольню, а два возвышались над входом.

На шпилях в праздничные дни вывешивались флаги. В мае 1712г. Петр I заложит на ее месте каменный собор, который по всему проекту будет возводить архитектор Д. Трезини.

Через 8 лет внешняя постройка здания будет закончена.

Для нового храма Петр выпишет из Голландии замечательные часы с курантами. Оные часы привезены из Амстердама, даны 45000 рублей, сумма по тому времени просто громадная, а поставлены на колокольню в 1720г. В августе 1721г.

Петр I с приближенными и иноземными гостями, под бой курантов, будет любоваться с колокольни панорамой растущего города.

Важно

 Но окончательно собор при нем закончен не был, иконы для иконостаса писались уже по заказу Екатерины I, а освещение собора произошло при императрице Анны Иоановны в 1733г.

И высоко-высоко над Петербургом воспарил ангел, охраняющий святость этого города – храма.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге как усыпальница российских царей.

С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. С лета 1708г., еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Петр I похоронен у южной стены собора.

К концу XIX века в храме было 46 захоронений, и практически уже не оставалось места для новых погребений. В 1896г. рядом с собором была построена Великокняжеская Усыпальница.

В храме никогда не проводились такие обряды как венчание, крещение. Отпевание проходило только над усопшими членами императорской фамилии и для комендантов крепости.

В 1917г. по распоряжению Временного правительства все ценности храма: иконы, лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных ценностей неизвестна.

Летом 1998г., в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг состоялось погребение их останков. Последний Российский император и его семья, ныне причисленные к лику святых, были погребены в Екатерининском приделе храма.

В сентябре 2006г. перезахоронены останки Марии Федоровны рядом с могилой ее мужа – императора Александра III.

С недавнего времени желающие могут подняться на колокольню, поднявшись по лестнице на 42 метра, чтобы узнать ее историю крепости, увидеть уникальный колокольный комплекс и карильон – музыкальный инструмент с клавиатурой и системой из 51 колокола. За один день по этому маршруту проходит не более 60 человек.

Петропавловский собор изображён на 50 – ти рублевой банкноте.

Источник: https://grand-piter.ru/Dostoprimechatelnosti/Soboru-i-hramu/petropavlovskiy-sobor/

Петропавловский собор Санкт-Петербург фото история описание

Петр I, человек стремительный и жестокий, обладал неимоверной энергией и делал все с небывалым размахом, оставаясь непреклонным в собственных решениях.

Задумав строительство новой столицы «европейского» типа, он направил все свои силы на создание собственного «парадиза», который ничем не напоминал бы ему патриархальную, боярскую Москву.

Петропавловский собор поистине стал олицетворением этого желания.

Высота Петропавловского собора составляет 122,5 метра, высота шпиля — 40 метров, высота фигуры ангела — 3,2 метра, а размах его крыльев — 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограммов червонного золота. Комплекс колоколов собора уникален — он включает голландские колокола-куранты XVIII века, русские церковные колокола и карильон.

«Горизонтальные» размеры собора относительно невелики: его длина — 61 метр, ширина — 27,3 метра. Высота стен до карниза —15 метров. Для внутренней позолоты из государевой казны было выдано двести килограммов червонного золота.

Совет

При оформлении собора использовались различные породы камня: мрамор, яшма, родонит. Пол вымощен известняковыми плитами. Центральный неф освещается пятью люстрами, выполненными из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя.

Люстра, висящая перед алтарем, — подлинник XVIII века; остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.

По своему плану и внешнему виду он совершенно не похож на православные, крестовокупольные или шатровые, церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры.

Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами — пилястрами — и головками херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде размещена фреска художника П.

Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, являющийся основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа-портика.

Средокрестие храма смещено на восток и отмечено небольшим барабаном с куполом над предалтарной частью.

Колокольня – главенствующая деталь собора

Главенствующая деталь собора — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Ее первые два яруса как бы раздаются вширь, поддерживаемые завитками-волютами, которые формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне.

Третий ярус легко устремляется вверх, он увенчан золоченой восьми-скатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей — стройный, изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проемами.

Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием сверкающего шпиля-иглы. На самом верху установлена фигура летящего ангела с крестом в руках.

Обратите внимание

Колокольня, помимо всего прочего, выполняет важную функцию — это своеобразный ориентир в городе, градостроительная доминанта. Действительно, Петропавловский собор, высота которого составляет 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Сейчас он уступает по высоте только вышке телецентра.

Несмотря на свою строгую прямоугольную форму, Петропавловский собор оставляет впечатление легкости и общей устремленности вверх. Это — одна из главных достопримечательностей города на Неве.

Купол Петропавловского собора

Купол над предалтарной частью собора, выполненный в стиле немецкого барокко, довольно скромен. Он установлен на легкий высокий барабан и увенчан небольшой главкой.

Барабан и купол, подобно колокольне, тоже были значительно переделаны после пожара 1756 года.

Купол уменьшили в размерах и богато украсили затейливыми гирляндами; кроме того, он приобрел пышные люкарны — все это добавило ему «барочности».

Портики собора

Западный и южный фасады украшены классическими мраморными портиками. Точно так же оформлен и главный фасад Ботного дома (в котором хранится ботик Петра —«дедушка русского флота»), расположенного рядом с Петропавловским собором —таким образом, весь ансамбль Соборной площади Петропавловской крепости исполнен в одной архитектурной стилистике.

Источник: https://posmotrim.by/article/petropavlovskij-sobor-sankt-peterburg.html

Ссылка на основную публикацию