Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в москве

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru

История

Монастырь в честь Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Сыном св.

Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским.

На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

Обратите внимание

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-97 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче.

Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома.

Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел.

государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889).

В монастыре по завещанию перезахоронена инокиня Досифея (†1810), московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г.

Его останки перенесены в монастырь из Московского кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М.

Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в XX в.

Важно

На территории монастыря погребен известный в XIX в. старец Филарет (иеросхимонах Феодор), почти 50 лет подвизавшийся в обители и за преподобническую жизнь сподобившийся от Бога обильных духовных дарований. Его почитал и часто навещал свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский.

Настоятельский корпус выстроен Патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII в. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII в. В разное время архимандритами Новоспасскими были выдающиеся иерархи, среди которых свт. Вассиан I., архиепископ Ростовский, свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон и Патриарх Питирим, свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

В бытность Патриарха Никона архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

Два настоятеля монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев, †1918), епископ Орловский, и священномученик Павлин (Крошечкин, †1937), архиепископ Могилевский.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Некрополь был уничтожен. В стенах обители был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г.

монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД.

Совет

В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г.

в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

Совет

4 декабря 1990 г. возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия в возрожденной обители совершена 23 марта 1991 г.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-47 гг., иконостас и росписи XVII в.);
  • храм в честь прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-02 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архитектор С.У. Соловьев, воссоздан в 1995-2002 гг.);
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.);
  • храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев Патриарха Филарета (1795 г., архитектор Е.С. Назаров);
  • храм свт. Николая Чудотворца (1652 г., бывший больничный, братский);
  • храм прп. Сергия Радонежского (устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архитектор И. Жеребцов).

Подворья

  • храм Иоанна Предтечи в селе Сумароково (Московская область, Рузский р-н);
  • храм Архистратига Михаила (Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20);
  • храм иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (Центр реабилитации алко- и наркозависимых; Калужская область, село Дураково).

Святыни

Икона Божией Матери «Всецарица» (список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре, написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.), икона Нерукотворного Образа Спасителя (XIX век, список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре), пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 8.00, вечернее — в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00.

Наместники

Страна:РоссияГород:МоскваАдрес:115172, г. Москва, Крестьянская пл., д. 10Телефон:+7 (495) 676-95-70Web-сайт:http://новоспасский-монастырь.рфE-mail:novospasmon@gmail.comНаместник:Дионисий, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Порубай Петр Николаевич)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/262286.html

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Недалеко от станции метро «Пролетарская» расположен знаменитый и один из самых старинных православных святилищ — Новоспасский монастырь в Москве. Он был основан в далеком XIII столетии.

Краткая история

Сначала святилище располагался на том месте, где в данный моменты находится Даниловский монастырь. Но со временем собор перенесли в Кремль. После масштабного строительства на территории Кремля монастырь снова решили переместить.

На этот раз по приказу Ивана Грозного аббатство разместили на Крутицком холме и сделали из него настоящую крепость (благодаря большим оборонительным сооружениям).

Так оно стало защищать столицу на подходах от врагов наряду с Даниловым, Новодевичьим, Донским и Симоновым монастырями.

Стены укреплений и башен построил знаменитый русский мастер — Федор Конь. Основное нынешнее здание Спасо-Преображенного монастыря было возведено в 1650-х годах.

В подвальном помещении этого храма погребены ряд знаменных личностей, среди которых — многие бояре рода Захарьиных-Романовых, епископы Порфирий и Петр Екатерининский.

В начале ХIX столетия в посыпальне похоронена инокиня Досифея, известная как принцесса Августа Таракановая, дочь Екатерины Петровны.

В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов монастырь был закрыт. Он был одним из первых православных учреждений, которое пострадало от рук советской власти. Кладбище при храме практически сразу было уничтожено.

Обратите внимание

На его территории советская власть расположила исправительно-трудовой лагерь. В усыпальнице размещали особо опасных преступников. Храмы монастыря превратились в тюремные склады и бараки. Многие святыни бесследно исчезли.

А с 1935 года комплекс поступил в распоряжение управления НКВД.

Монашеской братии Новоспасский мужской монастырь вернули только в конце 1990 года. Была проведена капитальная реставрация многих строений. В 2011 году монастырь отмечал 20-летия со дня второго обретения святыни.

Обязательно к прочтению:  Свято-Юрьев монастырь Великий Новгород

Храмы и святыни обители Божией

На територии общины есть величественные храмы и соборы:

  • храм преподобного Сергия Радонежского, построенный в конце XVIII столетия;
  • храм иконы Богородицы «Знамение», построенный в конце XVIII столетия;
  • храм Покровы Пресвятой Богородицы, основанный в 1675 году;
  • собор преподобного Романа Сладкопевца (1902 года;
  • собор Спасо-Преображенный, возведенный в середине XVII столетия;
  • храм Николая середины XVII столетия (раньше Петра Авессаломова).

Так же на территории монастыря находятся и чудотворные святыни:

  • чтимая икона Смоленской Богородицы;
  • икона Богородицы «Всецарица»;
  • мощевики иконики Марфы;
  • мощи святых и великих людей;
  • икона Образа Спасителя XIX столетия;
  • другие иконы с частицами мощей.

Икона Всецарица в Новоспасском монастыре

Другое название этой святыни — Пантанасса. Оригинальная икона находится на Святой горе Афон (Греция). На этой горе расположен Ватопедский монастырь. Говорят, что святыня была написана в XVII столетии.

Монашеские предания гласят, что когда-то в этой иконе подошел мальчик, и лик Богородицы воссиял очень ярким светом. Юноша от этого упал на пол и в страхе выбежал из собора. Он сразу же признался монахам, что вел греховную жизнь, занимаясь черной магией и колдовством. Так великая Царица явилась маленькому юноше и отвратила его от нечестия, наставив его на праведный путь покаяния.

При богослужениях в Новоспасском монастыре в Москве возле данной иконы собирается огромное количество людей. Он чтят этот список, молятся ей, читают молебны и служат дни с водоосвящением.

Богородица подаем помощь всем, кто в ней нуждается.

Расписание богослужений

На сегодняшний день богослужения проводятся в трех храмах обители. Каждый день в них проводятся:

  • Полунощница в 7:00.
  • Литургия в 8:00.
  • Утренняя и вечерние службы.

В праздничные и воскресные дни литургия проводится в 9:00. В эти дни в собор приходит огромное количество прихожан и паломников.

Обязательно к прочтению:  Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Стоит отметить, что проход на территорию общины запрещен в коротких юбках, шортах, одежде с открытыми плечами. Женщина должна обязательно иметь головной убор.

Как доехать до святой православной обители

Один из самых удобных вариантов — доехать на метро. Выходите на станции Пролетарская и идете по 3-му Крутицкому переулку в направлении Новоспасского шоссе. Высокую колокольню собора можно увидеть издалека.

Точный адрес Новоспасского монастыря — Россия, город Москва, Крестьянская площадь, 10.

Здесь можно заказать молебен, молебен с акафистом, записку для литургии, провести соборование, сорокоуст, панихиду. Также на территории комплекса действует учебно-методический центр, воскресная школа, центр реабилитации, издание, библиотека, православный молодежный журнал.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Новоспасской обители:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/novospasskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr/

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник

Воскресная школа Новоспасского монастыря существует уже более двадцати лет. В школе действует семь возрастных групп. Руководителем воскресной школы является иеромонах Павел (Гелястанов).

— Чему самому главному учат в воскресной школе? — вопрос адресован старшему преподавателю воскресной школы.

— Здесь, наверное, не учат. Здесь стараются воспитать сердце ребенка, взрослого. Порой мы учимся друг у друга. Ведь ребенку важно дать не знания о вере, а научить жить верой. Для того чтобы ребенок понял, что Бог есть Любовь, он должен увидеть эту любовь — в родителях, в священниках, в педагогах.

Конечно, и образование, и нравственное воспитание, и возможность общения очень важны, но прежде всего нам необходимо помнить, что мы стремимся привести детей ко Христу, что мы воспитываем не разум, а сердце и дух человека. Главная задача — воспитание личности, способной осуществить осмысленный выбор добра.

Личности, достойной великого дара свободы.

— А сердце можно воспитать? Каким оно должно быть?

— Думаю, что да. Сердце — доброе, милосердное, отзывчивое, участливое, готовое откликнуться и помочь… Если этого нет, то все учение, знание напрасно.

Наша цель, как мы уже сказали, научить жить верой, а не дать определенный набор знаний о ней. И в этом более чем значим личный пример каждого из нас.

Дети должны видеть пример того, как взрослые исполняют евангельские заповеди. Если этого нет — все бесполезно, все в пустоту.

— Получается, что у детей практически нет выходных. Школа, занятия, в воскресный день родители их ведут на Литургию. И каждый день рано вставать… Это не тяжело?

— То, ради чего они сюда приходят, то, что они получают здесь, ради этого можно понести и какие-то тяготы. Например, ранний подъем в субботу. Сейчас у нас возникла проблема, связанная с тем, что школьники среднего звена стали заниматься по субботам, и поэтому многие не могут посещать воскресную школу. Встречаешь многодетную семью в храме: малышей привели, а те, что постарше — на занятиях.

— Расскажите о своей деятельности. Воскресная школа — это ведь не только четкое расписание уроков, связанных с изучением Закона Божия и священной истории. Это и насыщенная, интересная жизнь в коллективе.

— Вы правы. Я лично встретил здесь таких людей, которых не было в другой, если можно так сказать, светской, мирской жизни. Нет, у них все на месте: глаза, руки, ноги… Но дух другой, что ли. Мы живем здесь некой семьей. А если говорить о мероприятиях, то, в какой-то степени, они традиционны: Пасхальные и Рождественские представления.

Участие в таких праздниках принимают все: дети, родители, педагоги, руководство школы, прихожане. Также традиционными для нас стали театральные постановки. Среди них хочется особо отметить спектакли «Поллианна», «Щедрое дерево», «Камень и Рябина» и «Божий человек родился!».

Читайте также:  Икона святой мученицы царицы александры

По сценарию последнего во время летней поездки в Краснодарский край был отснят фильм и создан киноспектакль. Особое место в жизни школы отведено походам, паломническим поездкам и различным экскурсиям.

Для нас стали традиционными ежегодные пешие походы в Троице-Сергиеву Лавру к преподобному Сергию как благодарность за его помощь в учении в течение года, поездки в Ярославскую область на «Леушинские стояния», а также в летний лагерь в г. Тутаев.

Важно

Мы совершали паломничество в Оптину пустынь, в Дивеево, на остров Валаам, на Кавказ, проводили экскурсии по Москве и ближайшему Подмосковью. Есть в нашей школе и мероприятие, которое нас отличает от других школ.

Это ролевая игра «Тропа испытаний», традиционно проводимая для учеников младшего и среднего возраста осенью, перед началом учения, как некий вступительный экзамен, и весной, после окончания учебного года, — наподобие выпускного экзамена.

В осенних играх ребятишки проходят испытания на выносливость, скорость, сообразительность, трудолюбие, испытания различными искушениями. Весной же от них уже требуется показать полученные знания. Это одно из самых любимых мероприятий в нашей школе. Ребята ждут этих игр с нетерпением. Здесь важно показать детям, как важно любить, уважать, ценить друг друга, крепко дружить и быть готовыми всегда прийти на помощь. Потом эти испытания могут встретиться не только в игре, но и в жизни. Также среди традиций школы отмечу посещение домов-интернатов, больниц, госпиталей, приютов.

— Преподаются ли в Вашей школе, кроме церковных предметов, светские дисциплины?

— Помимо занятий вероучительного цикла в школе организованы различные кружки: вязания, росписи по дереву, изобразительного искусства, золотошвейный. Мы стараемся, чтобы ребята приобщались к красоте нашего мира, и эта красота также вела бы их по пути к храму. Научиться в красоте земной видеть отблеск красоты Небесной очень непросто, но необходимо, и мы стараемся помочь детям в этом.

С 12 по 15 июня 2014 года по благословению наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Воскресенского Саввы состоялся детский крестный ход из Новоспасской обители в Троице-Сергиеву Лавру.

В ставшее традиционным пешее паломничество отправились учащиеся воскресной школы Новоспасского монастыря в сопровождении учителей и родителей. Паломничество возглавил руководитель воскресной школы иеромонах Павел (Гелястанов), насельник Новоспасской обители. Всего в крестном ходе приняли участие более 50 человек, среди них было 15 новичков.

В день юные паломники и их взрослые спутники преодолевали около 18 километров, весь путь длился четыре дня и завершился 15 июня молебном у мощей преподобного Сергия Радонежского. Дети, родители и педагоги молитвенно поблагодарили преподобного – небесного покровителя всех учащихся – за благополучное завершение учебного года.

В Москву вернулись на электричке, обратный путь занял около часа.

***

По окончании крестного хода на некоторые вопросы ответила преподавательница воскресной школы Притула Юлия Александровна.

– Зачем вы каждый год идете в Лавру?

– Как и наши благочестивые предки – поклониться игумену земли Русской, испросить его благословения и молитв на год предстоящий, поблагодарить за все, что было дано в году прошедшем.

Но ведь это непростой путь, а крестный ход, и каждому предстоит преодолеть трудности этого пути, принять их на себя, но ведь каждый имеет в сердце что-то сокровенное, то, что укрепляет на пути, ведет по нему. Поэтому ответить однозначно на Ваш вопрос почти невозможно.

Совет

О том, что сокрыто в наших сердцах, порой не знаем даже мы сами. Это видит только Господь и Его святые угодники.

– В чем отличие каждого похода?

– А в чем отличие одной молитвы от другой? Мы ежедневно стараемся исполнять молитвенные правила, внешне неизменные, но ведь каждый день одно и то же слово отзывается в душе особо. Это происходит и в нашем крестном ходе.

Не может не радовать, что и дети, и взрослые с годами все более крепнут, если так можно сказать, взрослеют, не только физически, но и духовно. Каждый крестный ход в немалой мере испытание, особенно для юных.

Испытание, которое показывает, прежде всего нам самим, насколько мы изменились: окрепли или же слабеем духом. Очень важно, что верное принятие того, что узнает о себе человек, совершая подобное паломничество, становится серьезным основанием его дальнейшего духовного становления.

А юные крестоходцы, которые еще не могут осознать этой значимости, прекрасно ее чувствуют своими чистыми сердечками. И верю, что со временем та благодать, которая касается наших детишек сейчас, принесет плод сторицей.

– А что Вы рассказываете детям о преподобном Сергии?

– Как уже сказано, за те годы, что в нашей школе совершается крестный ход, дети уже очень многое узнали. И сейчас неудивительно, когда не мы, а сами детки рассказывают друг другу о преподобном. Старшие с радостью стремятся открыть что-то новое младшим.

Рассказывая, они делятся друг с другом и тем, что более всего запомнилось, поразило… Нам остается только помогать. Внимание мальчишек мы обращаем на мужество святого, его неотступность в подвиге, а девочкам больше говорим о кротости, смирении.

И, конечно, что очень важно: чаще всего деткам говорится о примере послушания преподобного. Ведь послушание можно назвать главной добродетелью для юношества.

– Какая черта характера, о которой Вы знаете из текста жития, Вам нравится более всего?

– Всех святых объединяет одна величайшая добродетель – безграничная любовь к Господу и ближним.

Преподобный Сергий, как и его сподвижники, ученики, последователи и многие поколения предшественников, имел не просто веру в Бога, но верил Ему.

К этому призваны и все мы, но, к сожалению, не все следуем своему призванию… Это следование – важнейший путь каждого человека, и молитвы святых укрепляют нас на этом пути.

– Какую цель для себя ставят педагоги в этом пешем испытании? К чему Вы стремитесь? Что приносит в Вашу жизнь этот крестный ход?

– Прежде всего – чтобы благодать сугубой соборной молитвы коснулась сердец наших юных христиан. Особо важно и то, что крестный ход – замечательная школа самопреодоления. Думаю, не надо объяснять, насколько важно умение участвовать в общем деле, и прежде всего делании молитвенном, переступить через собственную усталость, слабость, боль, помочь тем, кому труднее.

– Были ли случаи, что кто-то сошел с дистанции?

– Мы все люди. Конечно, бывают случаи, когда кто-то ослабевает. Тогда мы стараемся сделать все, чтобы человек, особенно человек юный, до Лавры все таки добрался, и мы могли вместе поклониться угоднику Божию.

Обратите внимание

Если идти человек может, многие предлагают помочь нести вещи, если сил идти все же не хватает – до мест ночевки есть возможность довезти на машине. Исключения очень редки. Но мы понимаем, что достижение цели молитвенного пути – это благословение Господа. Если есть воля Божия, человек дойдет в любых условиях.

Важна и решимость самого крестоходца. Святые отцы учат, что без нашего усердия нет и благословения Божия – Господь нас без нас не спасает.

– А чему конкретно научились дети?

– Спросите, многие ли их сверстники бывали в многодневных походах, имеют опыт совместного труда, сугубой молитвы, умеют отступить от своих слабостей, забыть о многом «своем» хотя бы на несколько дней ради высокой, далеко не всегда объяснимой цели, которую понять разумом в полноте невозможно – и ответ на этот вопрос будет очевиден.

– Как преподобный помогает в учебе?

– Так же, как и во всяком деле нашей жизни – молится о нас. И если успех в чем-либо служит нашему спасению, полезен для нас и наших ближних – то благословляет этот успех. А если нам полезно иное – дарует утешение и умение правильно принять, увидеть свои ошибки, исправить их и идти дальше по жизненному пути, неотступно следуя за Господом.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/novospasskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Монастырь во имя Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов монастырь. Сыном св.

Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским.

На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче.

Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома.

Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел.

государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889).

Важно

В монастыре перезахоронена инокиня Досифея (†1810), погребенная на территории, монастыря по завещанию. Духоносная московская старица XVIII — нач. XIX в.

, 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал Великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Кремля в 1995 г.

На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по хранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели Великого князя и уничтоженный в XX в. На территории монастыря погребен известный в XIX в.

старец Филарет (иеросхимонах Феодор), почти 50 лет подвизавшийся в обители и за преподобническую жизнь сподобившийся от Бога обильных духовных дарований. Его почитал и часто навещал свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский.

Настоятельский корпус выстроен Патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII в. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII в. В разное время архимандритами Новоспасскими были выдающиеся иерархи, среди которых свт. Вассиан I., архиепископ Ростовский, свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон и Патриарх Питирим, свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

В бытность Патриарха Никона архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя.

В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

Два настоятеля монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев, †1918), епископ Орловский, и священномученик Павлин (Крошечкин, †1937), архиепископ Могилевский.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Обширный некрополь был уничтожен. В его стенах был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму.

Совет

Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г. монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа.

После закрытия храма образ бесследно исчез.

В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище.

В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г.

в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

4 декабря 1990 г. возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия в возрожденной обители совершена 23 марта 1991 г. В архитектурный комплекс монастыря входят храмы: Спасо-Преображенский собор (1645-1647 гг., иконостас и росписи XVII в.

) — действующий; храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архит. С.У. Соловьев, воссоздан в 1995-2002 гг.

); действующий храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.).

Исторически существовали престолы верхнего храма — вмц. Варвары, свт. Димитрия Ростовского; нижнего — вмц. Екатерины, Печерской иконы Божией Матери, прп.

Саввы Освященного; верхний храм Покрова Пресвятой Богородицы — действующий; храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев Патриарха Филарета (1795 г., архит. Е.С.

Читайте также:  Что такое апокриф и какое его значение в православии

Назаров); храм свт. Николая, бывший больничный, братский (1652 г.).

С 1911 по 1918 гг. существовал придел мч. Петра Авессаломита (восстанавливается); храм прп. Сергия Радонежского устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архит. И. Жеребцов. Храм восстанавливается. Имеются святыни: два мощевика с частицами свв.

Обратите внимание

мощей вселенских и других святых, чтимая икона Смоленской Божией Матери, вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича (XVI в.); икона Божией Матери «Всецарица» — список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре, написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.

; икона Нерукотворенного Образа Спасителя (XIX век) — список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре. Иконы святых с частицами святых мощей.

При монастыре действуют: воскресная школа, учебно-методический центр «Православие и образование», молодежное движение «Молодая Русь».

Монастырь выпускает периодическое издание для подростков «Православная юношеская газета». Работает филиал сектора заочного обучения Московской духовной семинарии.

На территории монастыря проводит занятия Центр по реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости.

Издается православный молодежный журнал «Наследник». Имеется библиотека.

Наместник: Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Михеев Александр Евгеньев).

Источник: https://www.culture.ru/objects/1651/novospasskii-stavropigialnyi-muzhskoi-monastyr-v-moskve

Московский новоспасский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Московский Новоспасский монастырь

Монастырь во имя Всемилостивого Спаса в Москве, “Спас на Новом”, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Монастырь во имя Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов монастырь. Сыном св.

Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новоcпасским.

На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

Важно

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче.

Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (+ 1543 г.

), отец патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, + 1586 г.), мать царя Михаила Федоровича Ксения Иоанновна Романова (вел.государыня инокиня Марфа, + 1631 г.) и его дочь царевна Ирина Михайловна (+ 1679 г.), другие представители рода Романовых и других знатных родов.

В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский) (+ 1885 г.) и Петр (Екатериновский) (+ 1889 г.).

Московский Новоспасский монастырь, 1912 г.

В монастыре перезахоронена инокиня Досифея (+ 1810 г.), погребенная на территории, монастыря по завещанию. Духоносная московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал вел.кн. Сергей Александрович (+ 1905 г.), дядя св.страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы вел.кн. Елизаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г.

Его останки перенесены в монастырь из Кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссоданный по хранившемуся проекту В.М.

Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в 20 веке.

Настоятельский корпус выстроен патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII века. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII веке.

В бытность Патриарха Никона, архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Обширный некрополь был уничтожен. В его стенах был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г.

монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД.

Совет

В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г.

в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

Монастырь возвращен Русской Православной Церкви в декабре 1990 г.. Богослужение возобновлено в марте 1991 г., с середины 1992 г. совершается ежедневно. Возродилась монашеская жизнь.

При монастыре действуют: Воскресная школа, учебно-методический центр «Православие и образование», молодежное движение «Молодая Русь». Монастырь выпускает периодическое издание для подростков «Православная юношеская газета».

Работает филиал сектора заочного обучения Московской духовной семинарии. На территории монастыря проводит занятия Центр по реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Издается православный молодежный журнал «Наследник».

Имеется библиотека.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)
  • Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архит. С.У. Соловьев, воссоздан в 1995—2002 гг.).
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.).
  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев патриарха Филарета (1795 г., архит. Е.С. Назаров).
  • Храм свт. Николая, бывший больничный, братский (1652 г.). С 1911 по 1918 гг. существовал придел мч. Петра Авессаломита (храм восстанавливается).
  • Храм прп. Сергия Радонежского устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архит. И. Жеребцов (храм восстанавливается).
Московский Новоспасский монастырь, план-схема

План монастыря

  1. Спасо-Преображенский собор (XVII век) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. Архит. Я. Бухвостов.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век).
  3. Храм иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых. Архит. Е. С. Назаров.
  4. Храм Святителя Николая чудотворца (XVIII век).

  5. Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).
  6. Часовня (начало XX века).
  7. Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.
  8. Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век). Архит. И. Жеребцов.
  9. Крепостные стены монастыря (XVII век). Архит. Ф. Конь.

  10. Юго-восточная башня (XVII век).
  11. Юго-западная башня (XVII век).
  12. Западная башня (XVII век).
  13. Северо-западная башня (XVII век).
  14. Северо-восточная башня (XVII век).
  15. Настоятельский корпус (XVII век).
  16. Братский корпус (XVII век).

  17. Иконная лавка (конец XVIII века)
  18. Свечная мастерская (конец XX века)
  19. Хозяйственный двор.

Святыни

Два мощевика с частицами свв.мощей вселенских и других святых, чтимая икона Смоленской Божией Матери, вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича (XVI в.

); икона Божией Матери «Всецарица» — список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре на св.горе Афон. Написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.

; икона Нерукотворенного Образа Спасителя (19 век) — список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре. Иконы святых с частицами святых мощей.

Богослужение

Ежедневно — часы и Литургия в 8.00; вечерня и утреня в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00. Ежедневно (за исключением седмичных дней Великого Поста), по окончанию Литургии молебен Божией Матери перед иконой «Всецарица», по воскресным дням — водосвятный молебен.

Монастырь имеет подворье с действующим храмом Архистратига Михаила (адрес: 143397, Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20. 913-76-62).

Настоятели, наместники

Использованные материалы

[1]  В 1758 году назначен во епископа Воронежского, но отказался.

[2]  17 апреля назначен, но не был, а 6 августа хиротонисан во епископа Воронежского

Источник: https://drevo-info.ru/articles/15773.html

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, г.Москва

Храм был основан помыслами благоверного князя Даниила, сына великого Александра Невского, который посвятил его имени Спасителя. Это было первое иноческое пристанище в Москве, начавшее свою жизнь в XIII веке.

Первое время он находился на месте современного Даниловского храма, а через несколько десятилетий был перенесён.

Сын князя Даниила, святой Иоанн Калита, который получил корону правителя в 1328 году, захотел иметь возле собственного особняка иноческий храм, после чего Новоспасский монастырь перенесли на Кремлевский Боровицкий холм, возле Преображенской церкви.

Обратите внимание

Всю жизнь князь Иоанн и его семейство чинно молились в Ставропигиальном монастыре. Также сюда приезжали российские епископы, останавливающиеся в Москве по делам епархий. Начиная с 1491 года, Иоанном Третьим была заложена соборная церковь, которая была символом Преображения Господня. Через пять лет, в 1496 году её освятили по всем религиозным правилам.

В период с 1640 до 1642 года усилиями и финансами Михаила Федоровича было воздвигнуто жилое каменное здание и собор в честь Святой Богоматери. Тогда же построили большую шатровую колокольню с монастырём имени святейшего Саввы Освященного. А в последние несколько лет своего правления Михаил Федорович занимался строительством нынешней Преображенской церкви и Покровского собора.

Сложные времена пережила Новоспасская церковь во время нашествия войск Наполеона. В первые дни атаки на город святыню разрушил неприятель, а после и неожиданно вспыхнувший пожар.

Как сообщают историки, французы копали ямы возле монастыря, чтобы заложить туда взрывчатку и уничтожить Ставропигиальный собор.

К счастью, они не успели это сделать, и через некоторое время, с уходом вражеских войск, её отреставрировали и повторно освятили.

1913 год ознаменовался великим юбилеем. Тогда отмечалось 300-летие особняка Романовых, и в честь праздника монастыря посетил Император Николай Второй.

Весной, 26 мая правитель, растрогавшийся воодушевляющим и искренним пением народного хора церкви, пожелав им удачи и мирного неба над головой.

Не суждено было долго пожить мирно – в конце осени 1918 года Ставропигиальный храм закрыли, соорудив в его резиденции концентрационный лагерь строгого режима. Ранее святое место стало символом тюремного заключения и множества смертей.

Важно

В 1990 году, в день празднования Введения Богородицы, Новоспасскую церковь вернули Московской Патриархии. После этого, каждый желающий может зайти в святыню, чтобы помолиться.

В храме находится Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица».

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/142-novospasskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr

Новоспасский монастырь в Москве – информация для туристов, фото и история

Фото Новоспасского монастыря

Как добраться, расписание богослужений и официальный сайт Новоспасского монастыря

Новоспасский монастырь в Москве расположен в юго-восточной части столицы, за Таганкой, на левом возвышенном берегу Москвы-реки. Обитель служила крепостью и защищала город от набегов врагов из Польши и Литвы, а также татар.

Новоспасский монастырь в Москве – из истории

Новоспасский монастырь в Москве, посвященный Спасителю, стал первой иноческой обителью столицы. Он был основан в 13 веке князем Даниилом на небольшом холмe в месте слияния реки Худенец с Москвой-рекой, там где сегодня находится Даниловская обитель. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес Спасскую обитель в Кремль.

Во время нашествия татарского хана Тахтомыша она была разграблена и сожжена, а ее настоятель архим. Симеон был убит.  В конце 15 века обитель была переведена на Крутицкий холм, в Васильевский стан на берег Москвы-реки. По своему новому местоположению обитель получила название Спаса на Новом, то есть Новоспасский монастырь.

На старом же месте в Кремле оставлен Преображенский храм, известный так же под именем Спаса на Бору. При Иоанне Грозном обитель стала важнейшим оборонительным пунктом, отражающим нападения врагов на город. Во времена царя Михаила Федоровича Романова с 1640 по 1642 годы в обители деревянная ограда была заменена каменной с бойницами.

Строятся жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери – родовой святыни бояр Романовых. Сооружается шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович начал строить Преображенский собор и Покровский храм.

  В 1647 году сюда был принесен чудесный нерукотворный образ Христа Спасителя, которому стали преклоняться цари. Образ исчез с приходом большевиков. В 17-ом веке здесь были заточены преступники и еретики. К последним был причислен и  преподобный Дионисий, настоятель Троице-Сергиевой Лавры, которого в обители морили голодом и дымом.

С почтением относился к обители Петр Первый. Хотя в то время  шла война со Швецией и лишние колокола были перелиты в пушки, для Спасской обители был вылит большой колокол. Царь Феодор Алексеевич раздавал здесь милостыню. Посещали обитель царевна София и Иоанн Алексеевич. После Петровских времен обитель приходит в упадок.

Читайте также:  Спасо-каменный монастырь в вологде

Пострадала она от московских пожаров, а при Екатерине II лишилась своих поместий. Во время войны с Наполеоном была разрушена. Солдаты хотели взорвать ее, но чудом ей удалось уцелеть.

Совет

В 19 веке, когда настоятелем был архимандрит Агапит Введенский, был поднят дух иночества обители и Новоспасский монастырь в Москве стал образцом для других обителей.

В начале 20 века это был центр религиозно-нравстенного просвещения населения. Здесь проводились миссионерские занятия и обучение неграмотных. Работало Общество церковного пения и трезвости.

По воскресным и праздничным дням храмы были переполнены.

В 1918 году обитель была закрыта. Ее территория использовалась под тюрьму. Была разрушена большая часть  некрополя. В храмах разместились архив НКВД  Московской области, склады и овощехранилище.

В планах было взорвать обитель.  Этому помешала Великая Отечественная война. С 1968 года начинается восстановление внешнего облика храмов. 4 декабря 1990 года обитель была возвращена Патриархии.

Обитель стала восстанавливаться.

Храмы Новоспасского монастыря в Москве

Первоначально храм и другие строения были деревянными.
 В 1491 году Иоанн Третий заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем  был разобран до основания.  В 1645-1647 гг.

над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века.

Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма.

Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году. А через год на средства князя Я.К. Черкасского в северо-западной части обители возвели больничную Никольскую церковь. На входе в обитель мы видим монастырскую колокольню, строительство которой началось в 1759 году при императрице Елизавете Петровне.

Ее высота всего на три метра меньше колокольни Ивана Великого. Архитектором строительства является Иван Жеребцов. В первом ее ярусе находятся  парадные входные ворота. Во втором ярусе –  храм Преподобного Сергия Радонежского.

Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673-1675 гг. Храм освящали 3 раза. Впервые – по завершению строительства – в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз – в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.

Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на месте церкви начала XVII века по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В.И. Баженова. Знаменская церковь стала усыпальницей графов Шереметевых.

Обратите внимание

В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой – знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н.П. Шереметева.

В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых – преподобного Романа Сладкопевца.

Захоронения Новоспасского монастыря в Москве

Почти со времени своего основания обитель становится местом погребения представителей знатных боярских родов, преимущественно Романовых. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников. Здесь погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин и его сыновья.

  Мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова) также нашла здесь покой. В стенах обители похоронены 4 родных брата Патриарха Филарета. Трое из них, пострадавшие при Годунове, скончались в ссылке и были перезахоронены в обители.

Здесь также похоронен их отец Никита Романович Юрьев и дочь Михаила Феодоровича, а также другие представители этого рода. Последним здесь был похоронен великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, сын Императора-освободителя Александра II и дядя императора Николая II. Он погиб в 1905 году от рук террориста Ивана Каляева.

Останки князя были торжественно перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 году из Кремля. И здесь установлен ему памятный крест, созданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова.

После Октябрьской революции усыпальница была разорена. Восстановили ее в конце 20 века. Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, совершали «царские выходы» в обитель, чтобы поклониться отеческим гробам.

Новоспасский монастырь в Москве – информация для туристов

Сейчас Новоспасский монастырь в Москве – это мужской ставропигиальный монастырь. Является действующим с 1991 года. В последние годы в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы. Благоустраивается территория. Возобновляются богослужения в храмах обители.

Богослужения в Новоспасском монастыре в Москве

Сегодня в обители действуют три храма, два из которых – Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца были освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Ежедневно в них совершается уставное богослужение.

Полунощница в 7 час., Литургия в 8 час.; вечерня и утреня в 17 час., по воскресным и праздничным дням – Литургия в 9 час., накануне всенощное бдение.

Новоспасский монастырь в Москве в воскресные и праздничные дни собирает многочисленных прихожан и паломников, полюбивших обитель и ее святыни.

Источник: https://www.msk-guide.ru/novospasskiy_monastir.htm

История и святыни московского Новоспасского монастыря

Понять, как добраться к Новоспасскому монастырю в Москве, вам поможет его адрес, приведенный на официальном сайте. Знаменитый памятник архитектуры, и сейчас использующийся в качестве действующего храма, расположен в районе Таганки на Крестьянской площади дом 10.

Оглавление:

Монастырь является ставропигиальным, то есть находится в прямом подчинении патриарха Русской православной церкви и не связан с местными епархиальными властями. Удобное расположение на Крутицком холме прямо у вод реки, в честь которой названа российская столица, сделало его любимым храмом династии Романовых.

История Новоспасского монастыря

История Новоспасского монастыря восходит к XIII веку. Идея постройки храма, при котором бы могла проживать иноческая братия российской столицы, впервые посетила князя Даниила Московского.

Потомок знаменитого Александра Невского, впоследствии причисленный к лику святых, основал первую монашескую обитель Москвы непосредственно на территории Кремля.

Однако в 1330 году его наследник Иоанн Калита принял решение перенести ее на Боровицкий холм и заменить старую деревянную постройку каменной.

Важно

Однако обители предстоял еще один переезд. Супруга царя Ивана III запланировала строительство грандиозного каменного дворца, однако этому плану серьезно мешало скромное святилище.

Поэтому снова было принято решение о его переносе ближе к Москве-реке. Это произошло в 1490 году, после чего монастырь и получил имя Новоспасского.

Уже через год по приказу монарха был заложен первый камень будущей церкви Преображения Господня.

В этот период монастырь служил не только местом проведения богослужений, но и усыпальницей для родовитых боярских семейств. В основном здесь хоронили представителей рода Романовых, которому суждено было сыграть важную роль в истории России.

При Иване Грозном обитель превратилась в настоящую средневековую цитадель. Царь, не отличавшийся особой набожностью, видел в нем преимущественно стратегически важный опорный пункт обороны столицы от врагов.

В 1640-х годах при Михаиле Романове монастырь подвергся значительной перестройке. На его территории появились:

  • каменный забор с башенками и бойницами;
  • церковь Знамения Богородицы, построенная на месте погребения близких родственников царя;
  • жилые помещения для монахов, выполненные из камня;
  • церковь Саввы Освященного с колокольней шатрового типа.

Также к этому периоду относится начало строительства Преображенского собора и Покровской церкви на территории монастыря.

В середине XVII века в обитель из Вятской губернии был доставлен нерукотворный образ Христа Спасителя, которому приписывали многочисленные чудесные исцеления. В первые годы советской власти икона бесследно исчезла.

К концу царствования Петра I монастырь постепенно пришел в упадок.

В первой половине XVIII века его строения серьезно пострадали от двух больших пожаров, а при Екатерине II большая часть земель, принадлежавших братии, была конфискована.

Совет

В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы, и множество жителей столицы стекались в обитель, чтобы не заразиться страшным заболеванием. Во время Отечественной войны 1812 года святилище также было частично разрушено и разграблено.

После Октябрьской революции богослужения в монастыре уже не проводились. Его постройки отвели сначала под женскую тюрьму, потом под концентрационный исправительный лагерь для преступников и политзаключенных.

В 1930-х годах был полностью уничтожен некрополь обители, после чего в ней разместили архив НКВД, овощехранилище и склады. Часть помещений переоборудовали в жилые квартиры.

Перед Великой Отечественной войной святилище собирались взорвать, однако не успели это сделать.

В 1960-е годы здесь открылся Музей истории и реставрационного дела. Также были начаты первые работы по восстановлению уникальных монастырских строений. В 1990 году обитель перешла под юрисдикцию Московского патриархата.

Архитектурный ансамбль

Войти в монастырь можно, пройдя через арку, сделанную в Надвратной колокольне – одной из самых высоких звонниц российской столицы. Однако это парадный вход, недоступный для обычных туристов. Рядом сделаны более скромные ворота, через которые в обитель и попадают паломники. Все постройки максимально приближены друг к другу. Среди них выделяются:

  • Спасо-Преображенский собор и церковь прпп. Романа Сладкопевца. Именно здесь находится усыпальница рода Романовых, где в середине 1990-х был перезахоронен прах великого князя Сергея Александровича. Своды собора украшают изображения родословного древа российских правителей, начиная с великих князей из династии Рюриковичей, Страшного Суда, библейского Апокалипсиса и 7 Вселенских соборов.
  • Покровский храм Пресвятой Богоматери XVII века. Этот трехглавый храм выстроен в традиционном русском стиле и разделен на два придела, которые носят имена великомученицы Варвары и св. Дмитрия Ростовского. Первый из них расписан картинами с изображениями святых дев и мучениц, второй украшают лики тех, кто причислен к святым, и выдающихся священнослужителей православной церкви.
  • Знаменский храм. Он уникален своей двухэтажностью: на верхнем обустроены хоры и проводятся богослужения, а нижний представляет собой усыпальницу. В ней захоронен прах графов Шереметьевых, а также князей Черкасских, Лобановых-Ростовских, Урусовых и других.
  • Храм св. Николая Чудотворца. Это скромное сооружение, увенчанное одной главой, расположено в северо-западной части монастыря. Именно под ним находятся подземные темницы и каменные мешки, куда в средние века сажали непокорных бунтарей.
  • Часовня монахини Досифеи. Изысканная постройка, вход в которую украшает подобие колоннады, знаменита тем, что здесь до недавнего времени была погребена княжна Тараканова. Предполагаемая самозванка, называвшая себя дочерью императрицы Елизаветы, некогда претендовала на российский престол.
  • Памятник великому князю Сергею Романову в виде золотого креста с распятым Иисусом на синем фоне. Он является точной копией креста, некогда установленного на месте гибели этого представителя царской династии.

Святыни Новоспасского монастыря

К наиболее почитаемым святыням обители, куда ежегодно стекаются тысячи паломников, относятся:

  • икона Богоматери «Всецарица» в Новоспасском монастыре, являющаяся копией с чудотворного образа, хранящегося в Ватопедской обители на греческой горе Афон;
  • икона «Нерукотворный Спас» – копия реликвии, утраченной в годы прихода к власти большевиков;
  • пояс св. Иоанна Кронштадтского, с помощью молитвы сотворившего не одно чудо исцеления при жизни;
  • колокол «Романовский» массой около 16 т, представляющий собой копию колокола, уничтоженного в годы Советской власти;
  • пятиярусный иконостас Преображенского собора, который украшает Смоленская икона Богоматери, а также изображения Христа, апостолов, пророков и Бога-Отца;
  • 2 ковчежца с мощами: первый содержит мощи святых настоятелей монастыря, другой – частицы риз Богоматери и Иисуса, иерусалимского Креста Господня, а также мощей учеников Христа, великомучеников, преподобных оптинских старцев и других святых.

Экскурсии по обители

Самостоятельно осмотреть храмы монастыря можно только во время утренней и вечерней служб, которые традиционно проходят в 8:00 и 17:00 с понедельника по субботу и в 7:00, 9:00 и 17:00 по воскресеньям. Также при обители работает экскурсионная служба.

После предварительного заказа ее сотрудники подробно расскажут посетителям об истории и архитектурном ансамбле святилища и познакомят их с экспонатами монастырского музея.

Продолжительность осмотра составляет 40-60 минут, а стоимость равна 600 RUB для взрослого, 500 RUB для студента и 400 RUB для школьника.

Обратите внимание

Также на территории монастыря можно посетить книжную лавку, где продается разнообразная литература по религиозной философии, богословию, религиоведению, культуре, истории, искусству, а также жития святых и мучеников.

Важно соблюдать правила посещения обители. Женщинам следует обязательно покрыть голову платком или шалью. Запрещено заходить в здешние храмы в коротких шортах, мини-юбках и одежде, открывающей плечи.

Как доехать на метро до Новоспасского монастыря в Москве

Понять, как быстро добраться на метро до монастырского комплекса, совсем несложно. Вам следует доехать до станций метро Пролетарская или Крестьянская застава и пройти около 500 м по 3-му Крутицкому переулку в направлении Новоспасского шоссе. На перекрестке, где вы окажетесь через 10 минут, здания монастыря уже будут заметны.

Новоспасский монастырь в Москве – один из самых значимых символов русского православия, в котором отчетливо чувствуется атмосфера прошлых эпох.

Получить исчерпывающую информацию об истории обители и богослужениях можно на сайте новоспасский-монастырь.рф.

Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Monasteries/novospasskiy/

Ссылка на основную публикацию