Николаевский малицкий мужской монастырь в деревне николо-малица, тверская область

Поездка в Николаевский Малицкий мужской монастырь

Перед Рождеством, 6 января, удалось попасть на утреннюю службу в Николаевский Малицкий мужской монастырь. Несмотря на то, что приехали мы на маршрутке № 23 через сорок минут после начала праздничной службы, в 9.

40, причем было еще темно, длилась она еще два часа, до 11.30. С непривычки, конечно, было тяжело, но мы дождались окончания службы и прослушали проповедь настоятеля монастыря, иеромонаха Бориса (Тулупова).

Суть ее была в том, что любому грешнику никогда не поздно обратиться к церкви

История монастыря такова:

Николаевский Малицкий мужской монастырь зародился в конце XVI столетия, между 1584 и 1598 годами, в царствование Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного. Монастырь располагался в 6 км (по дореволюционным данным – 7 верстах) от города Твери, в полуверсте к югу от шоссе на Санкт-Петербург.

Обратите внимание

Николаевским он был назван потому, что в нем издавна хранился образ святителя Николая Чудотворца, а Малицким – по имени речки Малицы, огибавшей монастырь и впадавшей в реку Межурку – приток Волги.

А еще потому (как свидетельствуют дореволюционные источники), чтобы отличать его от существовавшего до литовского разорения неподалеку от Санкт-Петербургской заставы другого Николаевского монастыря, на Мытицком ручье.

Остается тайной, кто первым из отшельников поселился на Малице и завел около себя братство. Известно, что на первых порах монахи жили в крайней бедности, питаясь милостыней и подаянием православных. По преданию, в 1675 году монастырь полностью сгорел. После пожара в пепле нашли только образ Святителя Николая с обожженной задней стороной, но с неповрежденным ликом.

В 1676 г. на пожертвования тверского стольника Григория Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви в монастыре была построена пятиглавая каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса. Другие вновь возведенные монастырские строения были деревянными, в том числе и ограда монастыря.

В 1742 г. графиня Мавра Шувалова, действительная статс-дама двора, спешившая по дороге из Санкт-Петербурга в Москву на коронацию  императрицы Елизаветы Петровны, серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе.

Графиня была беременна, и доктор, приехавший из Твери, уже не надеялся сохранить жизнь не только ребенку, но и будущей матери.

Узнав о существовании в монастыре Чудотворного образа Святителя Николая, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь.

Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и благополучно родила сына, который по имени угодника был назван Николаем. К несчастью, Николай Шувалов, приписанный к Преображенскому полку сержантом,  умер еще подростком, в возрасте 13 лет.

Вскоре после 1751 года графиня, верная обету, начала перестраивать монастырь. Его обнесли каменной стеной, выстроили новые храмы в стиле барокко, каменный одноэтажный братский корпус,  настоятельские покои. Строительство главной Соборной церкви монастыря было закончено в 1754 г. Внутри монастыря и за его пределами существовали хозяйственные постройки.

Важно

Окружала монастырь двухметровая каменная стена с четырьмя угловыми башнями с остроконечными шпилями. На шпилях возносились железные Ангелы с трубами в руках. Над Святыми воротами с северной стороны возвели двухъярусную колокольню с железными часами. На колокольне было 6 колоколов, среди них и самый древний – 1687 года,  весивший около 230 кг.

Позднее на средства Шуваловых отлили двухтонный колокол. Этот колокол почти 150 лет был самым большим колоколом обители, пока с завода Самгина в Москве в 1891 году не был доставлен более тяжелый, вес которого превышал 4 тонны.

Сопровождаемый мелодичным перезвоном других колоколов, он разливал по округе свой низкий голос, и все вместе сливалось в удивительную гармонию.

Монастырская братия содержалась на средства из казны Шуваловых. Каждому монаху на собственные нужды полагалось 300 рублей ассигнациями в год. Количество братии в разные годы колебалось от 8 до 13 человек, все они происходили из крестьян, мещан и редко из духовного сословия.

Муж графини Шуваловой, генерал-адъютант П.И. Шувалов, был влиятельным государственным деятелем.

Участвуя в проведении серьезных экономических реформ, он отменил внутренние таможенные пошлины, что способствовало образованию единого экономического пространства России, одновременно повысив пошлины на привозные товары; учредил Дворянские и Купеческие кредитные банки, предоставил дворянам монополию на винокурение. Во время семилетней войны 1756 – 1763 гг. с Пруссией Петр Иванович Шувалов, возглавив Военную коллегию, организовал на Урале оружейные заводы, чтобы модернизировать артиллерию.

Влияние П.И. Шувалова особенно усилилось в конце 1740-х годов, когда фаворитом Елизаветы Петровны стал его двоюродный брат И.И. Шувалов, друживший с М.В. Ломоносовым. Видимо, при его посредстве в одной из церквей монастыря появилась мозаичная икона работы знаменитого ученого.

За всю жизнь Шуваловы пожертвовали монастырю более 250 предметов культового назначения. Их дары украшали ризницу, иконостасы храмов. У супругов Шуваловых были большие планы по увеличению монастырской братии и расширению монастыря, однако им не суждено было сбыться.

Совет

Мавра Егоровна умерла в 1759 году, в возрасте 51 года, завещав похоронить себя в монастыре. Петр Иванович Шувалов выполнил волю супруги. Погребальную процессию с телом покойной сопровождали фамильные святыни и победные трофеи графа – две пушки и два воинских знамени.

Графиню похоронили в Спасском соборе монастыря, где был устроен склеп. В нише на западной стороне придела был сооружен родовой памятник высотой 2,8 метра. Графа, умершего в 1762 году, также похоронили в фамильном склепе.

Сюда же в 1859 году был перенесён прах их сына Николая, а также других представителей рода Шуваловых.

Монастырь активно занимался хозяйственной деятельностью, владел крестьянами и земельными угодьями – пахотными, сенокосными и лесными.

Пахотные земли обрабатывались наемными рабочими, а часть сенокосных угодий и пустошей, а также водяная мукомольная мельница на речке Малице сдавались в аренду. Вырученные деньги шли на содержание обители, а также благотворительные цели. С 1880 г.

монастырь начал строить деревянные дачные дома, которые сдавались жителям Твери на летний сезон. К 1910 г. за пределами основной территории монастыря было выстроено 16 таких домов.

В 1860-1861гг по стране прошла страшная эпидемия холеры. Считается, что, благодаря молениям Святителю Николаю, Тверь это заболевание обошло стороной.

В память об избавлении Твери от холеры и пожаров  верующие стали ежегодно с 1862 года 9 мая (22 мая по новому стилю) с крестным ходом переносить чудотворную икону из Малицкого монастыря в Тверскую Знаменскую церковь, что стояла на месте современной областной библиотеки им.

Обратите внимание

Горького, а 1 июня крестным ходом ее вновь возвращали в Малицкую обитель. С 1901 года икону Николая Угодника с сотнями хоругвей переносили в Никольскую церковь, располагавшуюся на современной площади Революции.

  В дни пребывания иконы в Твери ее, по просьбам горожан, носили по домам, где служили молебны, проводили водоосвящения, больным давали прикоснуться к чудотворному образу и попросить у Святителя Николая исцеления. С каждым годом икона становилась все более известной и почитаемой.

Николаевский Малицкий монастырь боролся не только за нравственную и духовную чистоту народа, но вел и просветительскую работу. В 1886 году в Николо-Малицкой слободе на средства монастыря была открыта церковно-приходская школа на 80 учащихся.

Здание было деревянным и имело печное отопление. Учениками были жители Николо-Малицкой слободы и соседних деревень. Обучение длилось 4 года. В 1901 году на средства монастыря было построено еще одно здание для церковно-приходского училища.

К концу XIX века Малицкий монастырь принадлежал к числу заштатных необщежительных обителей. Заштатные монастыри не получали финансового содержания от епархии, а существовали на свои доходы, а также средства пожертвователей.

В таких монастырях монахи имели от монастыря лишь общую трапезу. Одежду и все необходимые принадлежности для богослужений они приобретали на свое жалованье, а также доходы от богослужений и продажи предметов монастырского рукоделия.

Настоятель в необщежительных монастырях назначался епархиальным архиереем.

В период Первой мировой войны, с сентября 1915 г. по август 1917 г. в помещениях и конюшнях монастыря размещалось 4-е отделение Рижского общего конского запаса.

Ежедневно на постое здесь было от 40 до 240 человек, а за месяц содержалось от 1500 до 4800 военных и от 1500 до 5400 лошадей.

Важно

  В первые месяцы после Октябрьской революции монастырь продолжал вести хозяйство, пытаясь уживаться с новой властью.

20 июля 1918 г. Брянцевский волостной исполком уведомил игумена Николо-Малицкого монастыря о том, что в семидневный срок монастырь обязан уплатить единый чрезвычайный продовольственный налог в сумме 1000 рублей, а 5 декабря 1918 г. он был обложен налогом в 4000 рублей. 

Пока не удалось документально установить дату закрытия монастыря. В массовом порядке такие акции проводились в 1929-1930 гг.

Во время Великой Отечественной войны, с октября по декабрь 1941года, у Малицкого монастыря развернулись ожесточенные бои. Рвущиеся снаряды почти полностью разрушили строения обители, на ее месте остались воронки да развалины.

Когда враг был изгнан, в Николо-Малице стала налаживаться мирная жизнь. Селяне поначалу рыли землянки и семьями ютились в них, затем начали строить дома, используя кирпичи от оставшихся каменных строений обители. Некоторые колхозники заняли кельи уцелевшего братского корпуса.

Все это довершило разорение Малицкой обители.

Исчезли с лица земли и монастырские захоронения, лишь на старом Николо-Малицком кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители Стефана.

В 2002 году в полуразрушенном южном крыле братского корпуса члены прихода Святой Блаженной Ксении Петербургской оборудовали небольшую часовню, где стали служиться молебны, был начат ремонт здания. Невероятно, но была обретена древняя икона Святителя Николая.

В 2005 году по просьбе прихожан Николо-Малицы клирик собора Белая Троица иеромонах Борис (Тулупов) по совместительству стал служить в бывшем Николо-Малицком монастыре. С 2008 года он является его настоятелем.

Совет

Монашеская жизнь только возрождается: всего на воспитании здесь содержится до 10 братьев, постоянно подвизаются, кроме настоятеля, два монаха и послушник.

Читайте также:  Как и зачем уйти в монастырь женщине или мужчине

В настоящее время монастырский комплекс находится в стадии завершения строительства. Его архитектура решена в греческом стиле, который просматривается в узорах, созданных сочетанием кирпичей светло-желтого и коричневого цветов в облицовке стен строений, в их конфигурации. В планах монастыря – строительство гостиницы для паломников.

Службы проводятся в Покровском храме. Монастырь живет по строгому афонскому уставу, в отличие от монастырей, действующих в согласии с русской традицией, с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам. Службы здесь проводятся  по святогорскому чину, берущему истоки в древних византийских церковных традициях.

Для них характерны мелодичные греческие распевы, сильно отличающиеся от русских яркими интонационными красками. Молитвенное предстояние монахов обычно начинается в пять часов утра. В монастыре действует лекторий, работают христианские воскресные школы для детей и взрослых.

  У настоятеля монастыря большие планы: заложен памятный камень на месте закладки храма в деревне Отмичи – подворья Николаевского Малицкого монастыря.  Вид при подходе к монастырю:

Источник: https://tver.livejournal.com/807836.html

Истории дедушки Сережи: Николо-Малицкие чудеса | Большая Маленькая Тверь


Категории: Узнать интересное

Вот уже пятое столетие стоит к северо-западу от Твери небольшой, но весьма славный в истории Тверской епархии Николаевский Малицкий монастырь. Он возник в годы правления боголюбивого царя Феодора Иоанновича, при котором, как писал летописец, «все люди в покое, и в любви, и в тишине, и в благоденствии пребывали».

Но вскоре после его смерти обрушилась на Русь Смута. Вот тут-то и сослужили монастырю добрую службу его малость и бедность, а также близость к богатой Твери.

  Польско-литовско-шведские захватчики, разбойничьи шайки и прочие лихие люди, видимо, жалели тратить время на грабеж нищего монастыря, спеша к домам и лабазом богатых тверитян.

Обратите внимание

Это было первое чудо, позволившее уцелеть малому монастырю, в то время как более крупные и богатые нещадно разорялись.

Второму чуду предшествовал случившийся в начале 1675 года сильный пожар, от которого монастырь сгорел полностью. Сохранился только найденный на пепелище почти неповрежденным образ святителя Николая.

Обгорела только задняя сторона деки. Это несомненное чудо придало всем прознавшим о нем радостную уверенность в том, что обитель вновь воздвигнется из пепла и процветет лучше прежнего. Отметим сразу, что чудотворный образ этот не тронули и многие бедствия последующих столетий. Он и ныне хранится в возрожденном Николо-Малицком монастыре.

Главную заботу о возрождении монастыря взял на себя знатный боярин — стольник Григорий Дмитриевич Овцын, владелец имения в близлежащем селе Ивановском. Нанятые им ярославские мастера уже к празднику Покрова 1676 года построили, как обязывались по договору, «мастерски, твердо и крепко без хитрости» каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса.

Третье и едва ли не самое удивительное чудо произошло при посещении монастыря Маврой Егоровной Шуваловой, случившееся в 1742 году.

В начале лета она, будучи беременной, ехала из Санкт-Петербурга в Москву. В дороге ей стала плохо, и она остановилась в Малицкой слободке. Срочно прибывший из Твери доктор нашел положение больной столь серьезным, что полагал невозможным сохранить жизнь не только не родившемуся еще младенцу, но и самой матери.

Между тем хозяйка дома, в котором находилась больная, сообщила ей о чудотворном образе святителя Николая, находящемся в Малицкой обители. Мавра Егоровна пожелала видеть образ и отслужить угоднику Божию молебен.

Молясь перед образом, больная просила о помощи, обещаясь перестроить в камне весь посвященный святителю монастырь.

Важно

Мавра Егоровна скоро выздоровела и благополучно доехала до Москвы, где 14 июня родила сына, который в честь святителя назван был Николаем. Чтобы в полной мере оценить значимость этого посещения и его последствий для малой придорожной обители, надо представить себе то место, какое в России того времени занимала чета Шуваловых.

Мавра 11-летней девочкой в 1719 году была взята ко двору и благодаря веселому нраву и бойкому уму стала любимицей дочерей Петра Анны и Елизаветы.

Петр Иванович Шувалов тоже входил в ближнее окружение Елизаветы Петровны и вместе с братом Александром участвовал в дворцовом перевороте 25 ноября 1741 года, приведшем ее к воцарению.

Но своим превращением в самого влиятельного, а затем и фактически полновластного правителя страны Петр Шувалов в значительной степени был обязан Мавре Егоровне, ставшей его женой в первые месяцы царствования Елизаветы.

Таким образом, скромная обитель в окрестностях Твери оказалась под покровительством самого могущественного в тогдашней России семейства.

Вскоре для чудотворной иконы святителя Николая передана была украшенная драгоценными камнями риза с надписью, свидетельствующей, что графской четой «вручен сему чудотворному образу сын их большой лейб-гвардии Преображенского полка сержант граф Николай Шувалов». Гвардейскому сержанту было в то время восемь лет.

В 1751 году на месте прежнего каменного храма начали строить новый, больших размеров.

Планировалось окружить монастырь каменной оградой с башнями, над святыми вратами построить колокольню с храмом Покрова Пресвятой Богородицы по одну сторону и церковью Петра Афонского по другую.

Совет

Осуществись эти планы – и вблизи Твери поднялся бы один из богатейших между двумя столицами монастырей, притягательный для многочисленных паломников, в том числе и из высшего света…

Но история повернулась по-другому.

Юный граф Николай Шувалов умер, едва достигнув 12 лет. И похоронен он был в 1754 году там же, где вымолено было его рождение — в Николо-Малицком монастыре. Его могила стала началом семейного захоронения Шуваловых. Смерть первенца обозначила лишь начало ожидавшей их семейной катастрофы. Графиня Мавра Егоровна опасно заболела и 2 июня 1759 года скончалась в Санкт-Петербурге.

Среди драгоценных реликвий, переданных по ее завещанию в монастырь, выделялся золотой крест, в который вложен был ковчежец с частицей Ризы Господней.

На задней стороне креста была надпись: «Ее Императорское Величество, всемилостивейшая государыня императрица Елисавета Петровна пожаловала и благословила раба и крестного сына своего лейб-гвардии Преображенского полку прапорщика графа Николая Петровича Шувалова ризой Спасовой, которая лежит в сем кресте».

Вскоре началось царствование Екатерины Великой, оказавшееся весьма печальным временем для русских монастырей. Предпринятая ею реформа почти наполовину сократила число действующих монастырей. Более трехсот из них было упразднено.

Оставшиеся были поделены на три класса с определением соответствующего содержания, остальные были объявлены заштатными и должны были существовать исключительно на пожертвования верующих.

К их числу был отнесен и Николо-Малицкий монастырь.

Лишь благодаря пригородному расположению и тесным отношениям с архиерейским домом небольшая «семибратская» обитель выживала в эти годы.

Новые трудности для монастыря начались с постройки.  Паровые локомотивы проносили большинство путников мимо обители святителя Николая, которую и не видно было из окна вагона за густым лесом. Поток пожертвований с этой стороны заметно сократился. Тверитяне, конечно, по-прежнему поддерживали монастырь, но его благоустройство уже не могло оставаться на прежнем уровне.

Обратите внимание

Положение изменилось к лучшему после того, как в марте 1880 года настоятелем стал отец Даниил, которого нашел способ решить проблему постоянной нехватки денежных средств. В монастырской роще с вековыми соснами настоятель распорядился построить ряд дач, которые сдавались на лето городским жителям. Дачи пользовались у тверитян большой популярностью и приносили монастырю значительный доход.

Чудом это, конечно, не назовешь. Но вот то, что и после большевистской революции, несмотря на все гонения, церковная жизнь в монастыре продолжалось еще долгие годы, можно назвать еще одним чудом.  С 1919 года началось изъятие церковных ценностей, сопровождавшееся кощунственными действиями и порой переходящее в откровенный грабеж.

Именно в эту пору Николо-Малицкий монастырь лишился большинства своих святынь. Все они, включая и те, что имели немалую историко-художественную ценность (как, например, мозаичная икона Спаса Нерукотворного работы Михаила Ломоновсова), бесследно исчезли.

Истинным чудом стало спасение чудотворного образа святителя Николая, после закрытия Николо-Малицкого монастыря попавшего в тверской собор Белая Троица.

Удивительно, но монастырь за все 1920-е годы, ставшие самыми тяжелыми за всю его историю, так и не дал власти повода к окончательному закрытию.

Но в самом начале 1930 года против архимандрита Иосифа выдвигается обвинение в систематической антиколхозной агитации.

Поводом для его ареста стал поступок крестьянки Прасковьи Беляковой, будто бы бросившей палку в сторону агитировавших за колхоз активистов. При этом она крестилась и произносила молитвы, в чем и усматривалось «вредное» влияние отца Иосифа.

Однако монастырь не вовсе угас и в страшные 30-е годы. Настоятеля не было, но единственный насельник в нем еще оставался.

Важно

Иеромонах Стефан (Соколов)  продолжал служить в Спасской церкви, которая на несколько лет превратилась в кладбищенскую, какое-то время оставаясь к тому же единственной действующей и для Твери (тогда Калинина), поскольку в самом городе незадолго до войны все храмы были закрыты. И потом, даже в годы войны, он жил в почти полностью разрушенном монастыре, оставаясь хранителем молитвенного духа древней обители.

Отец Стефан умер в 1947 году в возрасте 78 лет и похоронен был рядом с монастырем, на Николо-Малицком кладбище. Могилу его удалось отыскать, и нынешняя братия монастыря совершает на ней поминальные службы.

Великая Отечественная война тоже коснулась монастыря самым непосредственным образом. Уже в октябре 1941 года она дошла до его стен. В упорных боях деревня Никола-Малица несколько раз переходила из рук в руки. Постоянные обстрелы, продолжавшиеся до середины декабря, разрушили почти все монастырские постройки.

Особенно сильно пострадала церковь Спаса, в которой располагался штаб одной из воинских частей. По воспоминаниям местных жителей, вся территория монастыря и вокруг него была усеяна телами погибших, которых не успевали похоронить. Деревенские дома тоже почти полностью сгорели.

Поэтому многие возвращающиеся в Николо-Малицу жители селились в братском корпусе монастыря, превращенном в барак.

Отчасти сохранилась только Покровская церковь, которую использовали как овощехранилище. В 1954 году по распоряжению председателя сельсовета ее взорвали, чтобы получить таким образом необходимый для строительства кирпич. Но все кирпичи от взрыва раскололись на мелкие куски, использовать которые оказалось возможным лишь в качестве бутовой подсыпки для автодороги Москва-Ленинград.

Читайте также:  Собор святой великомученицы екатерины в пушкине

Человека, далекого от жизни Церкви, даже самый беглый обзор истории Николо-Малицкого монастыря должен привести в изумление.

За четыре с лишним столетия этой малой обители выпало перенести столько сокрушающих ударов, что уцелеть в силу обычных для всякого человеческого создания обстоятельств она никак не могла.

Совет

В послевоенные десятилетия все, казалось, шло к тому, чтобы стерлась и сама память о том, что за северо-западной окраиной Твери когда-то находился монастырь…

Почему же и этот, казалось бы, окончательный крах обернулся всего лишь одним, пусть и крайне драматическим эпизодом в истории Николо-Малицкой обители?

История возрождения Николаевского Малицкого монастыря на рубеже второго и третьего тысячелетий от Рождества Христова, несомненно, являет собой пример еще одного чуда.

Начало ему положил игумен Юстиниан, ныне архиепископ, ставший первым настоятелем возвращенного верующим в 1992 году храма Вознесения Господня в центре Твери.

1 мая 1994 года, когда, как и в этом году, праздновалось Воскресение Христово, у стен разрушающегося братского корпуса установлен был православный поклонный крест, возле которого игумен Юстиниан отслужил первый молебен.

А вскоре за восстановление ставшего нежилым и совершенно заброшенным братского корпуса взялся Тверской Союз православных мирян, возглавляемый Сергеем Дмитриевым.

В 2000 году рукоположенный к тому времени в иереи отец Сергий Дмитриев.

Но, не будучи монахом и понимая, что на все дела его сил не хватит, отец Сергий стал задумываться о том, чтобы найти человека, способного увлечься идеей возрождения монастыря.

Таким человеком вскоре стал иеромонах Борис (Тулупов). Рассмотрев на своем заседании 14 июля 2005 года обращение жителей села Николо-Малицы, епархиальный совет определил назначить иеромонаха Бориса, клирика собора Белая Троица, ответственным за восстановление мужского Николо-Малицкого монастыря.

Обратите внимание

1 июня 2012 года, в день Пресвятой Троицы, Божественная литургия впервые была отслужена в полностью построенном Покровском храме.

Избранный монастырем устав максимально, насколько это возможно в российских условиях приближается к уставу афонских монастырей. Однако продолжительность и суровость монастырских служб не только не отталкивает прихожан, но, напротив, привлекает многих верующих. Древняя обитель по-прежнему служит славе Твери, как одного из центров духовной жизни России.

3 мая 2016

Источник: http://biglittletver.ru/istorii-dedushki-serezhi-nikolo-malitskie-chudesa/

Тверь. Николаевский Малицкий мужской монастырь. / Тверь / agentika.com

  • Тверь. Николаевский Малицкий мужской монастырь.

Николаевский Малицкий монастырь имеет древнюю и чудесную историю. Он был основан между 1584-1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку – приток Волги.

Название «Малицкий» должно было так же отличать этот монастырь от другого близлежащего Никольского монастыря, который находился до литовского разорения начала XVII в. на Мытицком ручье и называвшийся поэтому – «на Мытище». И вот здесь, окруженный почти со всех сторон высоким густым сосновым лесом располагался этот монастырь.

  Безмятежная, хотя и убогая, жизнь монастыря продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара вся обитель сгорела. Но Господь, по молитвам преподобных отцов, не оставил иноков в такой скорби без утешения: среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре.

Хотя задняя сторона иконы была обожжена, лик святителя остался неповрежденным. Икона имеет размер 24,5 х 20 см., написана по наклеенному на доске холсту, по сторонам лика Святителя – небольшие изображения святых благоверных князей Бориса и Глеба. Такое чудо привело в радость все городские сословия Твери, как об этом пишет летописец, которые решили возродить обитель. В 1676 г.

на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в.

в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя. В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе.

Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем.

Важно

Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. Все   великолепие монастыря после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение.  В боях октября-декабря 1941 г.

монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. Некоторые члены колхоза «Нива» заняли келии уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь.

Стерты с лица земли и все монастырские захоронения. Только на старом кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители отца Серафима.  

В 2003 году была оборудована небольшая часовня. Обретена древняя чудотворная икона Святителя Николая.  Теперь монастырь снова восстанавливается. Постоянно происходят Богослужения.

Можно добраться на общественном транспорте

23 маршрутка до деревни Николо-Малица. Ориентир – колокольня Николо-Малицкого монастыря
52,4,54,226 маршрутка от остановки ДСК (Горбатка) до остановки спортивная база “Динамо”. Переходим через дорогу. Идем по дороге через лес в сторону деревни Николо-Малица. Далее также ориентируемся на колокольню.

Расписание Богослужений

Будни – ежедневно
Утреннее богослужение – 6:00
Литургия – 8:00
Вечерня – 17:00
Повечерие – 19:00
Суббота
Утреннее богослужение – 6:30
Литургия – 9:00
Всеночное бдение – 16:00
Воскресение
Литургия – 9:00

  • Адрес : Школьная улица, Николо-Малицкий мужской монастырь
  • Координаты GPS : 56.874166,35.799186
  • Интересные страницы:
  • Телефон : 8-980-635-07-58 (с 10.30 до 12.30)
  • E-mail : nik-mal-mon@yandex.ru

Екатерина Печникова

Источник: https://agentika.com/ru/encyclopedia/d69569fd-7a64-4f91-ba63-77f1e395a850/places/root/fe27aeaa-0720-4890-a5c8-f161db7bb60f

Николаевский Малицкий монастырь

Основание обители, XVII век

История монастыря уходит своими корнями в XVI век. Основанный на пустоши Шевякова между 1584 и 1595 гг. во времена царствования Федора Ивановича, он получил свое название от речки Малицы, впадавшей в Межурку, приток Волги, и огибавшей обитель с севера. Со всех сторон монастырь был окружен сосновым лесом, частично сохранившимся до наших дней.

Первое время обитель была бедна. В смутное время она подверглась разорению от поляков, но постепенно трудами и молитвами немногочисленной братии начала возрождаться. Согласно данным тверских писцовых книг за 1627, 1628, 1685 гг.

, хранящихся в Государственном архиве Тверской области, владения Николаевского Малицкого монастыря в XVII веке заметно расширились – вероятно, к нему были приписаны монашеские обители и земли, запустевшие в Смутное время.

Тогда же рядом с монастырем возникла Малицкая слобода.

Изначально монастырь был посвящен святителю и чудотворцу Николаю, что имело для всей его истории важнейшее значение. В архиепископе Мир Ликийских, которого на Руси называли Угодником Божиим, видели само воплощение святости.

Близость к Большой Московской дороге, пролегавшей южнее монастыря, привлекала к нему купцов, заезжавших сюда помолиться Николаю Угоднику, покровительствующему путешественникам, и порой делавших ценные вклады.В 1675 г. во время сильного пожара монастырь сгорел дотла, спасти не удалось почти ничего.

Но на пепелище монахи нашли неповрежденный образ небесного покровителя обители – Николая Угодника. Обгорела только задняя сторона иконы, лик святого остался нетронутым. Чудо, по сообщению летописца, обрадовало всех жителей Твери, было решено всем миром возродить обитель.В 1676 г.

на пожертвования Григория Дмитриевича Овцына, тверского дворянина и царского стольника, вместо уничтоженной пожаром деревянной церкви был выстроен каменный пятиглавый храм в честь Всемилостивого Спаса с теплыми приделами: святого Николая Чудотворца и иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия».

Остальные строения были возведены из дерева, вокруг монастыря построили деревянную ограду. В монастыре возобновились службы. В 1683 г. скончался Г. Д. Овцын и, согласно завещанию, был погребен в Николо-Малицком монастыре рядом с Соборной церковью напротив придела иконы Богородицы «Одигитрия».

Монастырь в XVIII–XIX веках

Совет

В 1742 г., в дни торжеств по случаю коронации Елизаветы Петровны, ближайшая подруга императрицы, статс-дама ее двора графиня Мавра Егоровна Шувалова, серьезно заболела во время следования по дороге из Петербурга в Москву и была вынуждена сделать остановку в Малицкой слободе. Доктор, знавший о том, что графиня ждет ребенка, не находил действенных средств лечения и опасался за жизнь обоих.

Узнав о находившемся в Николо-Малицком монастыре чудотворном образе Святителя, графиня попросила, чтобы святыню доставили к ее постели и отслужили молебен. Она молила Николая Чудотворца о помощи и обещала перестроить деревянный монастырь в каменный.

Вскоре после молебна наступило выздоровление, графиня благополучно доехала до Москвы, где родила сына, назвав его в честь Угодника Христова Николаем. 

Николаевский Малицкий монастырь с тех пор приобрел особое покровительство, ведь ставший его ктитором Петр Иванович Шувалов, супруг Мавры Егоровны, был генералом-фельдмаршалом, сенатором, президентом военной коллегии, являясь фактическим руководителем правительства императрицы.

Во исполнение обета, данного графиней Шуваловой, с 1751 г. в монастыре началось каменное строительство в стиле «петровского» барокко, все работы велись на средства Петра Ивановича и Мавры Егоровны Шуваловых.

После реконструкции территория Малицкого монастыря приобрела вид четырехугольника 138,5 x 85 метров, обнесенного каменной оградой с башнями по углам, завершенными восьмиугольными деревянными куполами, увенчанными шпилями. К началу ХХ века ограду, башни и остальные каменные постройки обители покрыли железом. В одной из башен в восточной части монастырской стены была устроена келья.

Читайте также:  Великий понедельник страстной седмицы - 22 апреля 2019 года

В центре монастыря стоял перестроенный Спасский собор, в плане имевший вид усложненного греческого креста, с двумя приделами – святителя Николая Чудотворца и святых праведных Захарии и Елизаветы. Восточнее соборного храма появился братский корпус. В южной части монастырской территории располагались настоятельские покои.

Святые врата были надстроены двухъярусной колокольней, по сторонам от них построены церкви преподобного Петра Афонского и Покрова Пресвятой Богородицы. На колокольне было шесть колоколов, самый древний из которых датировался 1687 годом и весил 14 пудов, самый тяжелый колокол весом 126 пудов был отлит в 1743 г. и пожертвован обители графом и графиней Шуваловыми. В 1891 г.

Обратите внимание

на монастырскую колокольню подняли новый колокол, отлитый на колокольном заводе Самгина в Москве и имевший вес 293 пуда. В целом именно во второй половине XVII в. Николо-Малицкий монастырь превратился в цельный архитектурный ансамбль. В первой половине XVIII в. здесь был посажен фруктовый сад.Мавра Егоровна Шувалова скончалась 9 (20) июня 1759 г.

и по завещанию была похоронена в склепе под южным приделом Спасского собора, в храме у святых ворот погребены ее сын и другие родственники. Среди семейных реликвий, переданных Шуваловыми в дар монастырю, были предметы большой культурной и исторической ценности разного времени. Ежегодно с 1862 г.

9 мая (по старому стилю) проходил крестный ход с иконой святого Николая Чудотворца в память избавления Твери от свирепствовавшей в 1860–1861 гг. эпидемии холеры, в котором участвовали жители ближайших деревень и города Твери. Чудотворную икону переносили из Николо-Малицкого монастыря в Знаменскую церковь Твери, а с 1901 г. – в церковь Николая Чудотворца в Капустниках.

За пределами основной монастырской территории также имелись постройки, принадлежавшие обители. На северной стороне к теплому храму была пристроена каменная часовня, где стоял старинный иконостас с «древними» иконами. Еще одна часовня была выстроена в 800 м от монастыря, вблизи дороги на Санкт-Петербург, при ней имелись монашеская келья и деревянный сарай.

В 1886 г.

открылась Николо-Малицкая церковно-приходская школа с четырехгодичным курсом обучения, где преподавали два учителя. По данным на декабрь 1916 г., в школе проходили обучение 38 мальчиков и 38 девочек из Николо-Малицкой слободы и деревень Старое Каликино, Новое Каликино, Брянцево, Сакулино, Черкассы. Деревянное, крытое железом здание школы отапливалось двумя голландскими и одной русской печами. Закон Божий преподавал настоятель Николаевского Малицкого монастыря архимандрит Даниил.

В 1901 г. рядом с обителью и на ее средства было построено здание церковно-приходского училища.

В начале XX века

К началу ХХ столетия монастырь располагал многочисленными хозяйственными постройками, на его территории размещались изба для рабочих, баня, хлебный амбар, погреб, два сарая для лесоматериалов и дров, конюшня, сарай для телег, каретный сарай.

За монастырской оградой также располагались принадлежавшие монастырю постройки: скотный двор с двумя избами, сараи для соломы и сена, рига с крытым гумном.

Важно

Во владении обители находились мукомольная двухпоставная мельница на реке Малица в 2-х верстах от монастыря, свыше 520 десятин сенокосных, пахотных и лесных угодий. Только лесная дача монастыря имела площадь более 290 десятин.

Кроме того, владения монастыря находились в пустошах: Рогачеве и Предтеченской (вблизи Предтеченской церкви Твери). Пахотную землю обрабатывали наемные рабочие. Мельница, пустоши и сенокосы сдавались в аренду.

Из вышеперечисленного видно, что Николо-Малицкий монастырь вел активную хозяйственную деятельность, что было обусловлено его статусом. Обитель принадлежала к числу заштатных особножительных монастырей, поэтому была более зависима от изменений в экономической и общественной жизни России.

Перемены в Тверской губернии, произошедшие с началом Первой мировой войны не обошли стороной и Малицкий монастырь. С сентября 1915 по август 1917 гг. в конюшнях и помещениях обители размещалось четвертое отделение Рижского общего конского запаса.

На постое находилось от 40 до 240 человек ежедневно, за месяц здесь содержалось до 4 800 человек.С конца XIX в. до 1918 г. численность монастырской братии составляла от 8 до 10 человек. На начало 1918 г.

штат монастыря состоял из настоятеля, четырех иеромонахов (один из которых исполнял должность казначея), двух иеродиаконов, одного монаха и двух послушников.

В советские годы

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. монастырь продолжал вести хозяйство.20 июля 1918 г. игумен Николо-Малицкого монастыря был уведомлен Брянцевским волостным исполкомом о том, что монастырь обязан уплатить в семидневный срок единый чрезвычайный продовольственный налог в сумме 1 000 рублей.

Менее чем через полгода, 5 декабря 1918 г. от властей поступило еще одно уведомление об уплате налога в сумме 4 000 рублей.Братия предпринимала попытки реорганизовать обитель в сельхозартель, однако разрешения на это не получила. Монахи не сразу оставили монастырь, какое-то время они проживали здесь как частные лица.

Совет

Собор и другие постройки были отобраны, до 1929 г. действующей оставалась только Покровская церковь.Точная дата полного закрытия монастыря на данный момент остается неизвестной, это случилось, предположительно, в период 1929–1933 гг. Неизвестной остается и судьба большинства братии.

Ясно только, что обитель пополнила число новомучеников и исповедников российских. После завершения церковной жизни помещения монастыря использовали под склады, общежития, Дом культуры. На его территории даже стали хоронить мирских людей.

Во время Великой Отечественной войны по деревне Николо-Малица проходила линия фронта, здесь шли кровопролитные бои за Октябрьскую железную дорогу.

Большая часть архитектурного ансамбля Николаевского Малицкого монастыря была уничтожена немецкой бомбежкой: разрушены два храма, трапезная, колокольня, настоятельский корпус, большие повреждения получил собор. Сгорело и большинство малицких домов. Многие из вернувшихся сюда жителей остались без крова.

Некоторые члены расположенного рядом колхоза «Нива» заняли кельи уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся стенах собора хранили рожь. Для обустройства своих домов люди использовали доски, двери, рамы – все, что было можно разобрать из монастырских строений.В 1954 г. был взорван последний храм на территории монастыря – Покровский.

От некогда величественного монастырского ансамбля остался только братский корпус, в нем располагалось общежитие для местных колхозников. В 1980-е гг., после того, как колхозникам было предоставлено жилье, здание пустовало, с крыши сняли черепицу, вынесли окна и двери. К началу 1990-х гг. от братского корпуса остался лишь кирпичный остов. Землю исторической территории бывшего Николо-Малицкого монастыря стали раздавать под индивидуальное жилищное строительство.

Возрождение обители

Начало возрождению монастыря положил игумен Юстиниан, первый настоятель возвращенной верующим в 1992 г. церкви Вознесения Господня в центре города Твери, ныне архиепископ, взявшийся вместе с прихожанами наводить порядок на монастырской территории. В Светлое Христово Воскресение 1 мая 1994 г.

у стен полуразрушенного братского корпуса установили поклонный крест, игумен Юстиниан отслужил возле него молебен – первый после полувекового перерыва. В конце 1990-х гг. Тверской Союз православных мирян под руководством Сергея Дмитриева, являвшегося в ту пору депутатом Тверской Гордумы, приступил к восстановлению совершенно заброшенного братского корпуса.

Обратите внимание

Сначала восстановили северную часть здания, в 2001 г. здесь была устроена часовня, освященная во имя святителя Николая.На заседании епархиального совета 14 июля 2005 г. было рассмотрено обращение жителей Николо-Малицы к архиерею и принято решение назначить клирика собора Белая Троица иеромонаха Бориса ответственным за восстановление Николо-Малицкого монастыря.

Первым делом часовня была преобразована в домовую церковь. Уже 20 августа в ней была совершена первая Божественная литургия. С тех пор богослужения в домовой церкви стали совершаться каждую субботу. В октябре 2005 г. силами неравнодушных людей территория монастыря была обнесена забором, к весне 2006 г. на территорию провели электричество.

В том же году была зарегистрирована церковная община, благодаря статусу юридического лица появилась возможность организовать целенаправленный сбор средств и работы по воссозданию обители.От идеи восстановления монастыря в прежнем виде пришлось отказаться.

По мнению искусствоведов и историков, архитектурный ансамбль Николаевского Малицкого монастыря ко времени его упразднения включал в себя разностильные строения, складывавшиеся с конца XVII до начала ХХ вв. Полного описания и результатов обмера большинства разрушенных зданий не сохранилось.

В ту пору будущий настоятель монастыря побывал на Афоне и его не оставляло желание перенести частичку святогорского благочестия на тверскую землю. После долгих размышлений за основу первого монастырского храма было решено взять храм Святого Пояса Богородицы Ватопедского монастыря, размеры которого примерно совпадали с размерами церкви Покрова Пресвятой Богородицы Николо-Малицкого монастыря.

К середине 2008 г. архитектором Михаилом Будкиным был разработан проект будущего храма с использованием опубликованных планов церкви в Ватопеде. 4 сентября того же года состоялась торжественная закладка церкви в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, который совершил молебен.

В конце 2008 г.

игумен Борис, ставший к тому времени наместником действующего Николаевского Малицкого монастыря, поселился в обители. Богослужения в монастыре с тех пор стали проводиться ежедневно. К этому времени был восстановлен братский корпус, построено здание трапезной, на втором этаже которой устроены кельи. В ноябре 2009 г. над куполом Покровской церкви был установлен крест. В мае 2010 г. завершилось строительство колокольни, вскоре была построена каменная ограда с четырьмя башнями. На средства благоустроителей в городе Бежецке были отлиты 15 колоколов.

1 июня 2012 г., в день Святой Троицы, в полностью построенной Покровской церкви была отслужена божественная литургия. Ранее, в 2010 г., по благословению архиепископа Виктора, из собора Белая Троица в Николо-Малицкий монастырь была возвращена главная святыня – чудотворный образ Святителя Николая.

Как добраться

Из Твери на маршрутном такси № 23 (233) – до монастыря.

Из Твери на маршрутном такси № 4 (204) – до остановки «Спортбаза Динамо», перейти на противоположную сторону Петербургского шоссе и идти пешком 1 км по дороге вдоль леса.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/nikolaevskii-malickii-monastir

Ссылка на основную публикацию