Неделя о мытаре и фарисее – 17-23 февраля 2019 года

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году. Первый зов великопостной весны

Неделей о мытаре и фарисее Церковь вступает в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту. О чем нам следует задуматься, вспоминая евангельскую притчу, которая будет читаться завтра на богослужении – протопресвитер Александр Шмеман.

Протопресвитер Александр Шмеман

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году выпадает на 17 февраля и закончится 23 февраля. Подробнее об этой неделе без поста Вы узнаете из статьи!

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году – 17 февраля – 23 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году – 9 февраля – 15 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году – 22 февраля – 28 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году – с 17 февраля по 23 февраля

Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия, — это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом.

Поразительно же в этих притчах, что сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит — в наше сердце.

Ведь вот, устарели, забыты, канули в небытие книги и слова, созданные совсем недавно, вчера, позавчера. Они уже ничего не говорят нам, они мертвы. А эти, такие простые с виду, бесхитростные рассказы живут полной жизнью.

Обратите внимание

Мы слушаем их — и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то — только к нам, ко мне относящееся.

В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.

На нашем теперешнем языке мы сказали бы, что притча о мытаре и фарисее — это символический рассказ о важном представителе ведущего слоя, с одной стороны, о мелком и малопочтенном «аппаратчике», — с другой.

Всего три строчки в Евангелии, а сказано в них нечто вечное, такое, что действительно относится ко всем временам и ситуациям.

Но возьмем только наше время, возьмем самих себя. Если что-нибудь лежит в основе нашей государственной, общественной, да, наконец, и частной жизни, так это — не правда ли? — вот это самое безостановочное самопревозношение, самоутверждение, или, говоря более древним, но опять-таки вечным языком — гордыня.

Вслушайтесь в пульс нашей эпохи. Неужели не поразимся мы этой чудовищной саморекламе, хвастовству, бесстыдству самовосхваления, которые так вошли в нашу жизнь, что мы уже почти не замечаем их.

Всякая критика, пересмотр, переоценка, всякое проявление смирения — не стали ли они уже не только недостатком, пороком, а, хуже того, — общественным и даже государственным преступлением. Оказывается, любить родину — это все время бесстыдно восхвалять ее, унижая чужие родины. Оказывается, быть лояльным — это провозглашать все время безгрешность власти.

Оказывается, быть человеком — это унижать, топтать других людей, это возвышать себя путем их унижения. Проанализируйте свою жизнь, жизнь своего общества, самые основы его устройства, и вы должны будете признать, что это именно так.

Читайте также – Проповеди. О мытаре и фарисее

Важно

Тот мир, в котором мы живем, так пронизан оглушительным и грубым бахвальством, что уже сам этого больше не замечает, оно уже стало его природой. Да так и сказал один из самых больших и тонких поэтов нашего времени — Пастернак — в знаменитой своей строчке: «…все тонет в фарисействе».

Самое страшное, конечно, в том, что фарисейство признается добродетелью.

Нас так долго, так упорно глушили славой, достижениями, взлетами и полетами, нас так долго держали в атмосфере этого призрачного псевдовеличия, что все это в действительности нам стало казаться хорошим и благим, что в душе целых поколений возник образ мира, в котором только сила, только гордость, только бесстыдное самовосхваление оказываются нормой.

Пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: «всякий, возвышающий себя, унижен будет». Сейчас тех немногих, кто исподволь, шепотом говорят об этом, напоминают об этом, — влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы.

И на них науськивают других: смотрите на этих изменников и предателей! Они против величия и силы своей родины! Против ее достижений! Они сомневаются в том, что самая лучшая, самая сильная, самая свободная, самая счастливая страна… и так дальше.

И благодарите, что вы не такие, как эти несчастные отщепенцы.

Но поймем, что этот бой, этот спор, ведомый сейчас ничтожным меньшинством, это бой и спор о самих духовных источниках жизни. Ибо фарисейская гордыня — это не только слова. Она рано или поздно оборачивается ненавистью к тем, кто не согласен признать моего величия, моего совершенства. Она оборачивается преследованьем и террором. Она ведет к смерти.

Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь.

И так оно и есть сейчас. Только вернувшись к этой забытой, презираемой, отбрасываемой силе — к смирению, — можно очистить мир.

Ибо смирение — это признание другого, это-уважение к другому и это уменье мужественно признать себя несовершенным, раскаяться, и тем самым встать на путь исправления.

От бахвальства, лжи и тьмы фарисейства — к свету и целостности подлинной человечности: к правде, к смирению и к любви. Вот призыв этой притчи Христовой, вот зов, первый зов великопостной весны…

Совет
[*] Из книги «Воскресные беседы».

Вы прочитали статью Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году. Читайте также –

Неделя о мытаре и фарисее. Материалы Правмира:

Видео о Неделе о мытаре и фарисее:

Проповедь в неделю о мытаре и фарисее

Источник: https://www.pravmir.ru/o-mytare-i-farisee-pervyj-zov-velikopostnoj-vesny/

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году

С этой недели благочестивые христиане приступают к подготовке к Великому посту. Этот пост завершают в Вербное Воскресенье. Следует уточнить, что раньше словом «неделя» именовали воскресенье. Со временем слово стало означать именно последний день недели. Но вернемся к мытарю и фарисею: что связывает эти личности с Великим постом и вообще – кто они?

«Скоро Великий пост!» – думают верующие перед его приближением. На самом деле это так – он действительно скоро начнется. Большинство людей связывают пост с определенными ограничениями в еде. Если вы уже переживаете по этому поводу – не «накручивайте» себя заранее.

Ведь до него еще 21 день! Вдобавок, перед самым постом идет неделя, во время которой христиане питаются как обычно, даже в среду и пятницу (обычные дни поста). Такая неделя носит название «седмица».

И при этом мы все равно приближаемся к очищению, которое Бог дарует всем верующим.

Притча о мытаре о фарисее

«Он словно фарисей!» – такое выражение давным-давно стало классическим, поскольку к фарисеям относят людей, обладающих определенными чертами характера и поведения. При этом их вера не играет никакой роли. Мытарь – это должность в Римской империи. В его обязанности входил сбор податей (налогов) для казны.

Притча о мытаре и фарисее начинается с того, что эти два человека зашли в храм, дабы совершить молитву. Примечательно, что фарисеев народ очень уважал и всегда прислушивался к их мнению. «Фарисей» переводится как «незапятнанный», «обособленный».

Они знали и умели толковать Тору – основу основ Иудаизма, в которую входили законы Моисея. Главная проблема фарисеев была в том, что они требовали педантичного исполнения всех законов Моисея, перечисленных в Торе.

Разумеется, для обычных людей это было невозможно.

Насколько сильно древние иудеи почитали фарисеев, настолько же сильно они презирали мытарей. Их считали «грязными» людьми, предавшими свой народ, поэтому разговаривали с ними лишь по делу и всячески избегали в любой другой ситуации. Но вернемся к притче.

В ней говорится, что фарисей в молитве возвысил себя над мытарем, считая, что он лучше его стократ. А мытарь, смиренно склонив голову, лишь с силой стучал по своей груди кулаком и просил Бога помиловать его. Притча заканчивается тем, что Господь оказался гораздо снисходительнее к мытарю, чем к фарисею.

Ведь последний сравнивал себя с мытарем и утверждал, что он выше его. И мытарь проявил истинное смирение. В различных церковных песнопениях постоянно обыгрывается суть притчи, заставляя верующих помнить о важности именно истинного покаяния.

«Мерзкая надменность», «нелепое свирепствование» – именно так характеризуется ложное покаяние. Возможно, мы сами нередко поступаем как молящийся фарисей, даже не подозревая об этом?

О мытаре

«Мытарь» – синоним слов «откупщик» и «сборщик налогов». Это обычная профессия для городов того времени. Мытарями называли всех, кто собирал налоги. Но с начала 63 года до н. э., когда Палестину захватила Римская империя, слово «мытарь» приобрело крайне негативный оттенок.

Это связано с тем, что такие иудеи работали на поработителей – Римскую империю. Преданные своим корням иудеи стали относить их к людям, не заслуживающим никакого уважения. С того самого времени это слово стало нарицательным, в том числе и на Руси (после ее Крещения).

Теперь оно означало притеснителя и лихоимца.

Мытари пользовались безграничной властью над простыми людьми и могли позволять себе обращаться с ними как угодно. Издевательства, унижения, расправы – вот чего можно было ожидать от сборщика податей. Кроме того, он мог безнаказанно забрать то, что ему приглянулось, используя свое служебное положение как прикрытие.

Именно поэтому иудеи люто их ненавидели. Более того, изначально все налоги платились в Иерусалимский храм – единственное место, куда Бог сходил, желая побывать на Земле. Так было изложено в еврейском законодательстве.

Обратите внимание

Поэтому сбор налогов в пользу Римской империи изначально стали считать неправильным с точки зрения соблюдения ритуалов.

Библейские законы одинаково осуждали грешников, прелюбодеев и мытарей. Всех их полагалось отлучать от Синагоги. Разумеется, Иисус тоже испытал на себе гнев недовольных фарисеев, поскольку он одинаково приветливо общался и с праведными иудеями, и с мытарями.

Своей притчей Христос произвел настоящую «революцию сознания» в иудейском обществе. Он специально сделал акцент на столь непохожих людях, чтобы продемонстрировать, что Богу неважно, чем человек зарабатывает себе на жизнь.

Главное – искренняя молитва, а не фальшивое лицемерие фарисеев, прикрытое маской благообразности.

В Евангелие от Матфея упоминается, что блудницы и мытари первые на пути в Царствие Небесное. Будучи одним из 12 апостолов, Матфей изначально был мытарем. Произносится слово с ударением на букву «ы».

Церковь настолько часто прибегала к этому слову, что оно стало самостоятельным, наподобие «компаса» у мореплавателей, «осужденный» у работников милиции и«искра» в речи автовладельцев и механиков.

О фарисеях

В древней Иудее существовало 3 религиозно-политических течения: ессеи, фарисеи и саддукеи. Все они появились примерно в середине 2 в. до н. э. (эпоха Маккавеев). Дословный перевод слова – «отделившиеся».

Это означало, что люди, относившиеся к фарисеям, были религиозны и соблюдали все предписанные Торой ритуалы. Иудеи относились к ним как к признанным духовным лидерам и во всем поддерживали.

Немалую роль в этом сыграло и то, что большинство фарисеев отлично знали Писание и умели его толковать. Львиная доля внимания уделялась Законам Моисея (Тора).

Важно

Существовало два «вида» Торы: письменная и устная. Последняя передавалась из уст в уста. При этом многие фарисеи часто пользовались доверчивостью иудеев и толковали заповеди Торы так, как считали нужным. Они верили в ангелов, духов и воскрешение умерших, тогда как саддукеи это отрицали. Именно фарисеи стали основоположниками христианского верования.

Учитывая этот факт, фарисеев времен появления Евангелия нельзя обобщать. Ведь Никодим и Иосиф (Аримафейский) предали тело Иисуса со всеми подобающими почестями, а апостол Павел (ранее фарисей Савл) понес учение Господа по всей земле. Про фарисеев нам многое известно благодаря иудею Иосифу Флавию – он был историком. Говорится про них и в Новом Завете.

О песнопении, которое проводят на неделе мытаря и фарисея

В этот период в храмах проводят Всенощную, на которой исполняют специальные песнопения. Причем все верующие обязательно становятся на колени, когда на хорах начинают петь.

Перевод со старославянского:

Жизнодавец! Открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен: но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

Читайте также:  Как правильно просить и получить благословение у батюшки

Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености: но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда: но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Источник: http://www.i-sonnik.ru/nedelya-o-mytare-i-farisee/

Неделя о Мытаре и Фарисее — 17-23 февраля 2019 года

Великий Пост перед праздником Пасхи — это одно из важнейших мероприятий в духовной жизни православного христианина. Но, чтобы провести пост по всем правилам и принести пользу духовную человеку, следует правильно к нему подготовиться, а для этого надо правильно проводить каждую подготовительную неделю, первой из которых является седмица мытаря и фарисея.

Содержание притчи о мытаре и фарисее

Притча, изложенная Иисусом Христом в Евангелии от Луки, стала главной идеей первой подготовительной недели, обозначенной в православном календаре как седмица мытаря и фарисея.

Эта история (а притча — не что иное как короткая назидательная история) не теряет своей актуальности, несмотря на изменения в политике, истории и науке. Она понятна всем и сегодня, и крайне важна для того, чтобы подготовить свое сердце к Пасхе.

В 2019 году эта неделя начнется 17 февраля и закончится 23 февраля.

Притчу можно прочитать в евангелии от Луки в 18 главе. Евангелист отвел на нее всего 4 коротких стиха: с 10 по 14. Но даже в столь незначительном отрывке можно найти пищу для подкрепления духовного человека.

Притча рассказывает о двух людях, пришедших в храм для совершения молитвы. Они стояли недалеко друг от друга и молились про себя. Иисус рассказывает своим ученикам их мысли и содержания их молитв.

Мытарь, рукой ударяя себя в грудь, молился Богу и просил помилования, называя себя самым последним грешником на свете.

Его сердце было полно покаяния, и он не смел даже глаза поднять к небу, осознавая, насколько он ничтожен и греховен перед Господом Вседержителем.

Второй же был фарисеем и, одетый в богатые одежды, молился так же Господу Богу. Но его молитва была совсем другая. Он, смотря на мытаря, молился Господу и говорил: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как этот мытарь». Он благодарил Господа, что не является грабителем или мытарем, что он благочестив и соблюдает Закон Божий.

Важно! Иисус, рассказывая эту притчу, говорит ученикам, что мытарь уйдет из храма более оправданный, чем фарисей, несмотря на то, что мытарь не ведет такой правильный образ жизни и не исполняет и половины Торы, в отличие от фарисея.Мытарь и фарисей

Экскурс в историю

Для того чтобы правильно толковать притчи, следует быть знакомым с историей иудаизма и тем временем, ведь Иисус всегда говори притчи, которые были понятны людям и построены на их повседневной жизни.

Так, например, притча о пастухе и овцах (Мф. 18:12-14) рассказывает о поисках потерянной овцы, а поскольку в то время выпас овец составлял важную часть экономики Израиля, то ее смысл был понятен всем.

Так и притча о двух молящихся в храме была доступна для понимания даже необразованным людям того времени.

В те времена, мытари были ставленниками Римской империи, которая покорила Израиль. Она назначила налоги, которые каждый еврей обязан был уплачивать. А мытари были своеобразными налоговыми инспекторами и собирали со своего народа деньги, чтобы отдать их в казну Рима. За это они крайне презирались евреями и считались последними павшими людьми.

Совет

Даже сегодня налоговые инспектора не вызывают приятных чувств, а в то время они отдавали деньги Римской империи, стране, которая покорила свободолюбивый Израиль и считала себя его господином.

Фарисеи же были учителями веры. Они составляли правящую партию и были верхушкой того общества и в целом Израиля. Они были очень почитаемыми людьми и всегда занимали крупные правящие посты в обществе. Поэтому, говоря простым языком, притча, рассказанная Иисусом, была о представителе верхушки общества и представители самого последнего слоя населения.

Толкование

На первый взгляд кажется, что все понятно и однозначно: мытари, т.е. последние люди мира сего — грешники и должны просить Господа о покаянии, а фарисеи, живущие праведной жизнью, благодарят за это Господа.

Но не все так однозначно.

Если присмотреться к молитве фарисея, то станет видно, что на самом деле он не благодарит Господа, но превозносится за счет других людей, стараясь обелить себя «Благодарю, что я не разбойник и не мытарь» — опуская других людей, фарисей надеется возвысить себя в глазах Господа.

Важно! Фарисей в притче — это человек, полный самодовольства, гордости и греха, несмотря на видимую сторону его жизни — исполнение закона, доскональное знание Торы, регулярные пожертвования.

Иисус не говорит ничего о его жизни, вполне возможно он на самом деле был хорошим праведным человеком, но Христос обращает внимание учеников на его поведение в молитве. Это не покаянная молитва и не молитва благодарения, это полные гордости и хваления самого себя слова.

Самодовольство доминирует в словах и совершенно затмевает все его прочие добродетели. Он думает, что уже является праведником и святым, таковым не являясь. Пламя по Господу в его душе уже погасло.

С другой стороны, стоит мытарь — презренный человек, предавший родину и соотечественников, служащий тирану и поработителю Риму. Скорее всего, мытарь вовсе не исполняет закон, но ощущая свое падшее положение, бьёт себя в грудь и просит Господа быть к нему милостивым. Он даже не смел поднять глаза к нему, осознавая, что его дела не способны его оправдать и только Господь может это сделать.

Важно! Таким образом, данная притча о двух разных состояниях человеческой души. Одна молитва, которая, казалось, о благодарении, но на самом деле полная восхваления человеческих дел, а с другой — молитва покаяния, плача и стенания, с полным признанием того, что человек является грешником и без Господа не способен ни на что.

Иисус Христос на примере этих двух молящихся, показывает ученикам, что дела человека не важны, состояние его души перед Господом — вот что важно. Можно быть праведником, соблюдать все правила и посты, но в душе презирать людей и самого Господа, а можно стараться исполнить хоть что-то, быть падшим человеком, но в смирении приходить к Богу, прося Его о милости.

И, Иисус указывает на это, смиренное сердце для Вседержителя важнее, нежели праведная жизнь.

Духовный смысл

Пример мытаря и фарисея показывает верующим людям, что главное условие для добродетели — это смирение и покаяние, а препятствие этому — гордость.

Готовясь к посту, Церковь говорит людям о том, что хвалиться своими делами не следует, что молитва и пост являются спасительными только тогда, когда сердце не захвачено самолюбованием и гордостью.

Хваление своими делами приведет к падению человека.

Совет! Перед Великим Постом очень важно заглянуть в собственное сердце и понять, что движет им — покаяние и смирение перед Творцом или желание оправдать и заслужить себе награду своими делами?

Значение и особенности

Отцы Церкви приравнивают 3 недели перед Великим Постом к последним дням перед войной, когда воины приводят в порядок свою амуницию и оружие, чтобы быть готовыми.

Раньше перед боями воины вспоминали былые подвиги и тем самым подбодряли друг друга.

Для христиан притчи и рассказы о святых и их подвигах являются такими же способами подбодрить себя перед долгой дорогой Великого Поста.

О Великом Посте:

Самое важное оружие христианина — это смирение. Оно противостоит по своей природе главному оружию дьявола — гордости. Именно поэтому христианин всегда должен упражняться в смирении и быть готовым склониться перед несправедливостью в его сторону и обидой.

Важно! Великий Пост прекрасно помогает научиться смирять плоть и желания перед Божьей волей, а история мытаря и фарисея в первую же подготовительную седмицу иллюстрирует, к какому духовному смирению необходимо стремится верующему человеку.

Данная седмица среди прочих подготовительных недель имеет свою особенность: в ее среду и пятницу пост отменяется.

Обратите внимание

Почему так? Таким образом, отменяя церковное правило, отцы Церкви стремились показать, что соблюдение правил Церкви не дают спасение и освобождения душе.

Посмотрите видео о мытаре и фарисее

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/nedelya-o-mytare-i-farisee.html

Богослужебные указания за 17 февраля 2019 года: Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5-й. Попразднство Сретения Господня. / Патриархия.ru

Неделя о мытаре́ и фарисе́е. Глас 5-й. Попразднство Сретения Господня.

Прп. Иси́дора Пелусио́тского. Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского. Прп. Кирилла Новоезе́рского.

Начало Постной Триоди.

Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления).

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой попразднства Сретения Господня (по 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «А́ще случи́тся попра́зднство Сре́тения Госпо́дня в Неде́лю фарисе́еву, или́ блу́днаго, или́ мясопу́стную»).

Служба прп. Иси́дора Пелусио́тского поется «в пято́к на повече́рии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»)10.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и праздника, глас 4-й – 3 (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержи́телю Го́споди…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского, на стиховне вечерни, без припевов), и стихиры Триоди (см. на хвалитех)11.

«Слава» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря́ и фарисе́я разли́чие…» (см. славник литийных стихир Триоди)12, «И ныне» – праздника, глас 7-й: «Свет во открове́ние язы́ков…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп.

Иси́дора Пелусио́тского, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Отягче́нныма очи́ма…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского, на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные13.

Важно

Непорочны14 (см. Типикон, гл. 17)15. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Поми́луй мя, Бо́же…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…»16.

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди17 на 4 и праздника на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…»18.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. «Слава»19 – седален Триоди, глас 4-й: «Смире́ние вознесе́…», или седален Триоди, глас тот же: «Смире́ние дре́вле…» (по выбору), «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Роди́лся еси…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского).

По 6-й песни – кондак Триоди, глас 3-й: «Воздыха́ния принесе́м…», и икос Триоди, глас тот же: «Са́ми себе́…». И читается про́лог, затем синакса́рий20.

Примечание. О кондаке Триоди, глас 4-й: «Фарисе́ева убежи́м высокоглаго́лания…», Типикон умалчивает.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен Триоди: «Высокоре́чия убежи́м…», «И ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи…» (см. 2 февраля).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и праздника, глас 2-й и глас 7-й – 4 (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского, на стиховне утрени, со славником, глас 7-й: «Свет во открове́ние язы́ков…», и припевами своими). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «От дел похвале́ньми…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» поется евангельская стихира, в данном случае – 5-я21.

Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко стихи́ры вся 11 у́тренния ева́нгельския, от сея́ настоя́щия Неде́ли и да́же до Все́х святы́х, на лити́ях у́тренних пою́тся в притво́ре, на «Сла́ва, и ны́не».

Ве́домо же бу́ди, я́ко от сея́ Неде́ли начина́ем чести́ в притво́ре, по отпу́сте лити́и, Оглаше́ния свята́го отца́ на́шего Фео́дора Студи́та. И а́ще та́мо есть игу́мен, чту́тся от него́; а́ще же ни, то от екклисиа́рха, стоя́щим и со внима́нием послу́шающим бра́тиям.

Совет

По сконча́нии же чте́ния глаго́лем тропа́рь преподо́бнаго Фео́дора, глас 8-й: «Правосла́вия наста́вниче…» без Богоро́дична, и соверше́нный отпу́ст» (Типикон, гл. 49, 3-е и 4-е «зри»).

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки Триоди и праздника читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 6-я – 4, и праздника, песнь 4-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь праздника; «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника. Согласно общему уставу, в храме святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 428–431.

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак Триоди. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "остробрамская"

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника.

Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425.

Апостол и Евангелие – Недели о мытаре и фарисее.

Примечание. «Ве́стно бу́ди, яко от днесь чте́тся Апо́стол и Ева́нгелие, по суббо́там, пре́жде ряд суббо́ты, пото́м свята́го, до Неде́ли Всех святы́х» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В.

Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи…

В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341).

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

10 Согласно Уставу, «после́дование прилучи́вшагося свята́го в Неде́лю сию́, и блу́днаго, пое́м в пято́к на повече́рии, а́ще то́кмо не случи́тся ко́его вели́каго свята́го па́мять» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»; ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1-е «зри»).

11 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 3-й: «Мытаря́ и фарисе́я разли́чие…», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 8-й: «От дел похвале́ньми…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 415).

12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395.

Обратите внимание

13 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

14 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

15 Ср.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… мытаря и фарисея»; 2 февраля, 9-я Маркова глава.

16 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6-й: «Воскре́с Иису́с от гро́ба…», отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас 6-й: «Мно́жества соде́янных…».

17 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов.

Каноны воскресных дней периода пения Постной Триоди, выражающие покаянные чувства, можно петь с припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 406–407; ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 265).

Канон в Неделю Торжества Православия с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а канон в Неделю Крестопоклонную с припевом: «Слава, Господи, Кресту́ Твоему Честно́му».

18 В Триоди Постной в Неделю о мытаре и фарисее на утрене назначена катавасия «Отверзу уста моя…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 3, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи (ср.: Типикон, гл.

Важно

19): ведь Неделя о мытаре и фарисее может случиться в период с 11 января по 15 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о мытаре и фарисее случится с 11 по 14 января (попразднство или отдание праздника Богоявления Господня), то катавасия – «Глубины́ открыл есть дно…».

Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 15 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Су́шу глубороди́тельную землю…».

Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 10 по 15 февраля (включительно), то катавасия – «Отверзу уста моя…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другие ничего не говорится.

19 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос праздника, глас 1-й; седален Триоди, глас 4-й: «Смире́ние вознесе́…»; «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Смире́ние дре́вле…», «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Роди́лся еси…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского).

20 «Си́це до́лженствует про́лог пре́жде я́ко обы́чай чита́ти, пото́м же синакса́рий Трио́ди, да́же до Неде́ли все́х святы́х» (Типикон, гл. 49, 2-е «зри»).

21 Согласно Уставу, во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи) по отпусте утрени при пении стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь прп.

Феодора, глас 8-й: «Правосла́вия наста́вниче…» (без Богородична), и читается 1-й час, который заканчивается воскресным малым отпустом. (В день Пасхи на утрене читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста; исхождение в притвор по отпусте утрени не совершается.) При исхождении в притвор, согласно Типикону (ср.: 2 гл.

), поется «стихи́ра самогла́сна, яко обы́чай», под которой подразумевается храмовая стихира (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 322–323) или стихира празднуемого святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С.

40, 74), которая в определенные дни года (в частности, в период пения Триоди) должна заменяться евангельской стихирой (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 323).

Совет

При совпадении с воскресным днем памяти великого святого или праздника, имеющего, по Уставу, всенощное бдение (с литией), а также полиелейного праздника, в который Типикон указывает пома́зание елеем (ср.: Типикон, 27 января), исхождение в притвор дополняется чином елеопома́зания и, видоизменяясь, приобретает следующую форму.

После выхода в притвор с пением стихиры совершается лития – кадится праздничная икона в притворе, читается литийная молитва «Влады́ко Многоми́лостиве…», совершается пома́зание елеем от лампады перед иконой святого или праздника, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь прп.

Феодора, глас 8-й: «Правосла́вия наста́вниче…» (без Богородична), и совершается 1-й час, который заканчивается малым отпустом. Таким образом, с точки зрения Устава, пома́зание елеем в воскресные дни назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого или праздника, случившегося в этот день (ср.

3-ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7), поэтому в других случаях в воскресные дни (например, при службе шестеричного или славословного святого и т. п.) елеопома́зание не совершается.

← предыдущий день   следующий день →

Источник: http://www.patriarchia.ru/bu/2019-02-17/

Неделя о мытаре и фарисее 17 февраля 2019 года: начало подготовки к Великому посту

В 2019 года подготовка к Великому посту начнется в феврале. 17 числа церковь отметит Неделю о мытаре и фарисее. Время вспомнить о вечных христианских ценностях и задуматься о чистоте собственных помыслов.

Неделя о мытаре и фарисее напоминает нам о притче, рассказанной Спасителем. Верующие люди знают эту историю и ежегодно вспоминают о ней накануне Великого поста. Хотя праздник и называется Неделей, длится он не семь дней, а лишь один — воскресный, поскольку раньше именно неделей именовали воскресенье.

Дата этого дня ежегодно меняется, как и многие переходящие праздники церковного календаря. Эта Неделя — первая из четырех, предваряющих строгий Великий пост.

Притча о мытаре и фарисее

Как гласит притча, однажды в храме возносили молитвы мытарь, сборщик податей, и фарисей, богатый вельможа. Оба они принялись молиться Господу.

Фарисей был ревностным блюстителем заповедей, часть от своего богатства он жертвовал бедным. В своих молитвах он благодарил Бога, однако возгордился своим чистым сердцем и своими добрыми деяниями.

В то время мытарь, который ввиду своего положения немало натерпелся от горожан, смиренно просил об искуплении грехов, не жалея себя.

Согласно притче, мытарь вышел из церкви с легким и чистым сердцем, более прощенный Всевышним, нежели фарисей.

Это связано с тем, что искреннее раскаяние сильнее, чем речи о доброте, когда они приправлены самолюбованием. По этой притче «возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Своими себялюбивыми помыслами фарисей показал, что его праведные поступки могут говорить не только о мягкосердечии, но и о самомнении.

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году

В 2019 году Неделя о мытаре и фарисее приходится на 17 февраля. В этот воскресный день в храмах можно услышать песнопения, связанные с сюжетом притчи.

 Через богослужебный текст церковь показывает своим прихожанам, что искренность, смирение и покаяние — это те качества, без которых молитва становится бессмысленной.

А праведные поступки, совершенные с целью похвалиться, становятся лишь внешними действиями, не идущими от сердца.

Обратите внимание

Великий пост предполагает прежде всего духовное очищение, работу над собой, заботу о чистоте души. Постное питание играет в этом далеко не главную роль, ведь без нравственных усилий пост превращается в диету, а аскеза — в фарс. Фарисейство, не правда ли?

Сохранив в сердце веру, можно совершать благие деяния по воле души, не требуя взамен почета, благодарностей или признания. Именно к этому нас всех ведет Великий пост — и в 2019 году, и всегда.

С этого дня нужно постараться простить старые обиды, стремиться бескорыстно помогать людям вокруг и, самое главное, искренне раскаяться в грехах. Команда dailyhoro.

ru желает вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

16.02.2019 05:18
Источник

Источник: https://hatyna.com/nedelia-o-mytare-i-farisee-17-fevralia-2019-goda-nachalo-podgotovki-k-velikomy-posty/

Неделя о мытаре и фарисее 17 февраля 2019 года: начало подготовки к Великому посту

В 2019 года подготовка к Великому посту начнется в феврале. 17 числа церковь отметит Неделю о мытаре и фарисее. Время вспомнить о вечных христианских ценностях и задуматься о чистоте собственных помыслов.

Неделя о мытаре и фарисее напоминает нам о притче, рассказанной Спасителем. Верующие люди знают эту историю и ежегодно вспоминают о ней накануне Великого поста. Хотя праздник и называется Неделей, длится он не семь дней, а лишь один — воскресный, поскольку раньше именно неделей именовали воскресенье.

Дата этого дня ежегодно меняется, как и многие переходящие праздники церковного календаря. Эта Неделя — первая из четырех, предваряющих строгий Великий пост.

Притча о мытаре и фарисее

Как гласит притча, однажды в храме возносили молитвы мытарь, сборщик податей, и фарисей, богатый вельможа. Оба они принялись молиться Господу.

Фарисей был ревностным блюстителем заповедей, часть от своего богатства он жертвовал бедным. В своих молитвах он благодарил Бога, однако возгордился своим чистым сердцем и своими добрыми деяниями.

В то время мытарь, который ввиду своего положения немало натерпелся от горожан, смиренно просил об искуплении грехов, не жалея себя.

Согласно притче, мытарь вышел из церкви с легким и чистым сердцем, более прощенный Всевышним, нежели фарисей.

Это связано с тем, что искреннее раскаяние сильнее, чем речи о доброте, когда они приправлены самолюбованием. По этой притче «возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Своими себялюбивыми помыслами фарисей показал, что его праведные поступки могут говорить не только о мягкосердечии, но и о самомнении.

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году

В 2019 году Неделя о мытаре и фарисее приходится на 17 февраля. В этот воскресный день в храмах можно услышать песнопения, связанные с сюжетом притчи.

Через богослужебный текст церковь показывает своим прихожанам, что искренность, смирение и покаяние — это те качества, без которых молитва становится бессмысленной.

А праведные поступки, совершенные с целью похвалиться, становятся лишь внешними действиями, не идущими от сердца.

Важно

Великий пост предполагает прежде всего духовное очищение, работу над собой, заботу о чистоте души. Постное питание играет в этом далеко не главную роль, ведь без нравственных усилий пост превращается в диету, а аскеза — в фарс. Фарисейство, не правда ли?

Источник

Источник: http://prelestno24.ru/taynyi-i-zagadki/nedelya-o-myitare-i-farisee-17-fevralya-2019-goda-nachalo-podgotovki-k-velikomu-postu/

Дни для поста в февраля 2019 года по церковному календарю

12 февраля 2019       Незнакомка      Главная страница » Uncategorized      Просмотров:   185

Посты в феврале 2019 года по православному церковному календарю

  • Многодневный пост в феврале 2019 года — отсутствует
  • Однодневные посты — 1 февраля, 6 февраля, 8 февраля, 13 февраля, 15 февраля, 27 февраля.
  • Недели в которых нет поста: Неделя о мытаре и фарисее с 17 по 23 февраля.

Православные праздники в феврале 2019 года

Сретение Господне

15 февраля 2019

Календарь трапез в феврале 2019 года

для 6 степеней строгости поста

1 февраля Пт
Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.

2 февраля Сб
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

3 февраля Вс
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

4 февраля Пн
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

5 февраля Вт
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

Читайте также:  Почему и зачем у православных много храмов?

6 февраля Ср
Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.

7 февраля Чт
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

8 февраля Пт
Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.

9 февраля Сб
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

10 февраля Вс
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

11 февраля Пн
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

12 февраля Вт
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

13 февраля Ср
Рыба – можно активно лакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.

14 февраля Чт
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

15 февраля [/b]Пт
Сретение Господне 

Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.

16 февраля Сб
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

17 февраля Вс
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

18 февраля Пн
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

19 февраля Вт
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

20 февраля Ср
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

21 февраля Чт
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

22 февраля Пт
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

23 февраля Сб
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

24 февраля Вс
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

25 февраля Пн
Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла.

26 февраля Вт
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

27 февраля Ср

Горячая пища без масла — можно кушать вареную растительную пищу без добавлениф жиров (каши, супы, тушеные овощи, грибы).

28 февраля Чт
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.

Православные церковные праздники в феврале 2019 года

1 февраля 2019 года пятница

  • День памяти Преподобного Макария Великого, Египетского.
  • День памяти блаженного Фео́дора Новгородского, Христа ради юродивого.
  • Постный день.

2 февраля 2019 года суббота

  • День памяти преподобного Евфимия Великого.
  • Мучениц Инны, Пинны и Риммы.

3 февраля 2019 года воскресенье

  • Пpеподобного Максима Грека.
  • Мученика Неофита Никейского.
  • Празднование иконы Божией Матери «Отрада» или » Утешение».

4 февраля 2019 года понедельник

  • Апостола Тимофея.
  • Мученика Анастисия Персянина.
  • День памяти преподобного Макария Жабынского.

Источник: http://oneznakomke.ru/dni-dlia-posta-v-fevralia-2019-goda-po-cerkovnomy-kalendaru.html

Когда начинается Великий пост в 2019 году, подготовительные недели перед Великим постом

Когда Пасха 2019 году, когда начинается и заканчивается Великий Пост, календарь подготовительных недель перед Великим Постом, когда Масленица, Прощеное воскресенье и заговенье на пост в 2019 году.

Пасха Христова в Русской православной церкви в 2019 году приходится на 28 апреля. Пасхе всегда предшествует Великий пост, который в 2019 году начинается 11 марта. Перед началом Великого поста установлены три подготовительные седмицы, четыре Недели – особых воскресных дня.

Воскресенье 17 февраля 2019 года – Неделя о Мытаре и фарисее

Первое подготовительное воскресенье называется Неделя о Мытаре и фарисее, вся последующая седмица, которая начинается 17 февраля и заканчивается 23 февраля, носит такое же название.

В воскресенье, на Евангельском чтении за литургией, слушают притчу «О мытаре и фарисее», она обращает внимание верующих на соотношение внешней стороны жизни христианина и его внутреннего настроя.

Особенностью седмицы является то, что она сплошная, поста в среду и пятницу нет – можно есть любую пищу.

Воскресенье 24 февраля 2019 года – Неделя о Блудном Сыне

Второе подготовительное воскресенье называется Неделя о Блудном Сыне, вся последующая седмица, которая начинается 24 февраля и заканчивается 2 марта, носит такое же название.

В воскресенье, на Евангельском чтении за литургией, слушают притчу «О блудном сыне», которая напоминает о том, что для Отца возвращение потерянного сына всегда большая радость. Трапеза в эту неделю обычная, в среду и пятницу мясо, молоко и яйца не едят.

Главной особенностью недели является то, что в последний день всегда проходит мясопустная Родительская суббота, в 2019 году она будет 2 марта.

Читать также: ВСЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ В 2019 году

Воскресенье 3 марта 2019 года – Неделя о Страшном суде

Совет

Третье подготовительное воскресенье называется Неделя о Страшном суде, вся последующая седмица, которая начинается 3 марта и заканчивается 10 марта, носит такое же название. В воскресенье, на Евангельском чтении за литургией, слушают притчу «О Страшном Суде».

Это напоминает верующим о том, что христиане должны всегда бодрствовать душой и быть готовым дать ответ за свои поступки в любой момент своей жизни.

Особенность недели в том, что в воскресенье, 3 марта можно в последний раз перед Великим постом есть мясо, поэтому этот день называют еще – заговенье на мясо.

Последующая седмица в церкви называется мясопустной или сырной, в народе – Масленицей. В эту неделю уже нельзя есть мясо, но молочные блюда и яйца употребляют без ограничений.

Прощеное воскресенье 10 марта 2019 года – самый последний день перед началом Великого поста. В прощеное воскресенье на Руси издавна принято просить прощения друг у друга – примиряться с обидчиками, а также с теми, кого вольно или невольно обидел сам. В этот день происходит заговенье на Великий пост.    

Заговенье на Великий пост в 2019 году будет 10 марта.

Источник: http://u-f.ru/article/society/u14/2019/02/11/270146

Зачем Церковь изобрела гибрид мытаря и фарисея

Игорь Бекшаев, 17 февраля 2019, 10:33 — REGNUM  

Сегодня, 17 февраля, неделя о мытаре и фарисее. Читается Евангелие от Луки, глава 18, в которой Христос произносит притчу:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Перевод слов «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» неверен, ибо противоречит всему сказанному прежде, да и вообще смыслу. Иисус говорит эту Свою притчу «к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лк 18:9).

При таком переводе выходит, что оправдание того, кто уничижает другого, даже перед Богом тоже годится, хоть и «менее». Современные ревнители уважают эту притчу за то, что соблюдение всех религиозных мелочей тоже учитывается (ну, они и так об этом знают), хотя поменьше, всё оттого, что «осуждение» прозвучало.

Поэтому осуждать, братья и сестры, никого не надобно, а следует поститься и всё положенное соблюдать. И не как мытарь, потому что он погряз в грехах, и спасает его только чистосердечное раскаяние.

Поэтому покаяние в слезах будет повыше рангом, чем блюдение всего, но после покаяния приступать надо уже к блюдению, но без всякого осуждения ближнего, что есть несомненный грех и тоже потребует в свою очередь мытарева покаяния.

Обратите внимание

Но нет же, мытарь вышел из храма оправданным не «более, нежели тот», а «вопреки тому» (παρ' εκεινον) — так следует перевести и понимать. Потому как, по мнению фарисея, мытарь не имеет оправдания. Но раз «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится», то никакого «более, нежели» тут быть не может, ибо тогда весь смысл притчи всмятку разбивается и размазывается.

Впрочем, такая размазня многим и нравится, дает шанс сравнить сильные и слабые стороны и того, и другого. Фарисей всё блюдет, но осуждает. Мытарь не осуждает, но и не блюдет. А надо бы, братья и сестры, чтобы и то, и другое было. И тогда милостивый Господь примет нас в Свои объятия. Итак, мытарь, вопреки мнению фарисея вышел оправданным. Про оправдание фарисея («поменьше») тут ничего нет.

2

Джеймс Тиссо. Фарисей и мытарь (фрагмент). 1886-1894

Это перед Великом постом установлено читать и растолковывать. Пост же скоро. Станем поститься как фарисей, даже лучше, не два раза в неделю, а все полтора месяца, а потом, как Пост кончится, по два раза в неделю, подобно фарисею, но осуждать станем только лишь себя, подобно мытарю.

Но, спросим мы, за что же осуждать себя, коли блюсти всё будем? И услышим резонный ответ: всё соблюсти невозможно! Ни одному человеку на белом свете. Настолько строг Господь ко всяким нарушениям! Но будучи одновременно еще и милостивым, Его вполне устраивает, что мы, люди, стараемся блюсти всё, но чистосердечно каемся, что всё не получается. Вот так.

А если кто придерется, что это нелогично и даже глупо, на такую нечестивую придирку есть даже цитата (цитат вообще на все полно): «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их».

Хотя тут написано было совсем по другому поводу, но неважно, есть же цитата, а цитаты в Писании универсальны и подходят под все случаи жизни.

Вон та фарисейская религия была всё-таки с сильным дефектом. У них тоже цитаты были универсальны и ко всему применимы, они думали, что могут что-то исполнить и, исполнив, чувствовать себя спокойно. Нет, у нас не так. Ничего нельзя исполнить «в совершенстве». Постишься? А мог бы поститься еще строже. Строго постишься? А мог бы вообще на одной корке в день.

Одной коркой питаешься? А мог бы вообще не есть. И не спать, кстати. Но если не ешь, не спишь и молишься круглосуточно, то мысль о том, что до совершенства всё еще как до Луны, должна постоянно свербить.

Вот, например, с чем согласны все православные Церкви, что они постановили на V Всеправославном Предсоборном Совещании в Шамбези еще прежде, чем рассорились: «Согласно православному Преданию, мера духовного совершенства — мера «полного возраста Христова», и каждый, кто хочет ее достичь, должен соответственно ей подвизаться и возрастать.

Важно

Именно поэтому аскеза и духовный подвиг в настоящей жизни не имеют конца, как и совершенство совершенных. Все призваны по силе своей стараться соответствовать требованиям высоких православных критериев, чтобы достигнуть обожения по благодати».

Все православные Церкви всерьез считают, что «полный возраст Христов» — это аскеза и духовный подвиг? Да, так и считают.

Если кто-то подумает, что «духовный подвиг», отделенный от «аскезы» союзом «и», подразумевает что-то другое, что Христос еще исполнял, то сильно ошибется, поскольку там же сказано, что: «Пост — Божия заповедь (Быт. 2:16−17).

Согласно святителю Василию Великому, пост — ровесник человечества, ибо он был установлен в раю. Это великий духовный подвиг и первейшее выражение православного аскетического идеала… Как духовный подвиг истинный пост связан с непрестанной молитвой и искренним покаянием.

Покаяние без поста бездейственно». Вот так Церковь взяла от мытаря всё хорошее и от фарисея всё хорошее. Отобрав у мытаря несоблюдения всего, а у фарисея — осуждение. И после этого всё, наконец, встало на свои места и сделалось «истинным».

3

Иван Крамской. Христос в путсыне. 1872

Христос удалился в пустыню и постился там, чтобы подготовить Себя к предстоящему служению. Пост не был Его служением, ни «духовным подвигом», а временем подготовки к нему. Самим же подвигом было служение людям. У нынешних христиан подвигом является пост, а подготовкой к нему — Масленица.

Нет ли, скажем мягко, некоторой разницы между тем подвигом и этими «великими подвигами»? И не диссонируют ли слова «великий подвиг» с постоянной отсылкой на евангельские слова о «рабах, ничего не стоящих», которые делают то, что должны: «Все призваны по силе своей стараться соответствовать требованиям высоких православных критериев, чтобы достигнуть обожения по благодати.

И достигающие сего, хотя и исполняют всё повеленное, никогда не превозносятся, но исповедуют, что они — рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10).

Всем, согласно православному восприятию духовной жизни, необходимо не оставлять доброго подвига поста, но и, допуская послабления, полагаться на милость Божию в самоукорении и осознании своего недостоинства, ибо православная духовная жизнь недостижима без духовного подвига поста».

Совет

Разве «раб, ничего не стоящий», может относится к своему пощению как к «великому духовному подвигу»? Да может. У нас всё может. Главное — «не превозноситься», совершая «великий подвиг». Во всём этом видится непонимание причин и следствий, средств и целей и, как итог, увязание в противоречиях даже в выражении одной мысли. Как итог — гибрид мытаря и фарисея.

Источник: https://regnum.ru/news/2574458.html

Ссылка на основную публикацию