Мужской монастырь николо-берлюковская пустынь в поселке авдотьино, ногинский район

Николо-Берлюковская пустынь

Координаты монастыря: 55°55′44″ с. ш. 38°13′52″ в. д. / 55.92889° с. ш. 38.23111° в. д. / 55.92889; 38.23111 (G) (O) (Я)

Николо-Берлюковский монастырь — монастырь на окраине села Авдотьино, на реке Воря, в 42 километрах к северо-востоку от Москвы, на местности Ногинского района Столичной области.

Содержание

1 История монастыря 1.1 Предыстория: XVII — начало XVIII веков 1.2 Основание обители и её история с 1719 года до Октябрьской революции 1.3 Упразднение и возрождение обители 2 Фото 3 Примечания 4 Литература 5 Ссылки

История монастыря

Предыстория: XVII — начало XVIII веков

В 1606 году на месте будущей Николо-Берлюковской пустыни поселился иеромонах Варлаам, пришедший сюда из разорённого поляками примыкающего Стромынского Успенского монастыря. Заглавие будущей пустыни — Берлюковская — народное предание связывает с именованием разбойника Берлюка (это прозвище переводится как «волк», «зверь» либо «человек с жестоким характером»).

Согласно преданию, из Успенского Предтеченского монастыря к Варлааму пришли две старицы — игумения Евдокия и казначея Иулиания; они принесли с собой древнейшую икону Николая Чудотворца, которую Варлаам поставил в специально скошенной древесной часовне Николая Чудотворца. Через некое время их стараниями и благодаря помощи близлежащих обитателей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Сначала 1701 года храм становится подворьем столичного Чудова монастыря. Сходу после чего сюда прибыло несколько человек братии во главе с настоятелем Пахомием. В этом же году на пожертвования столичного негоцианта Викулы Мартынова выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца.

Обратите внимание

Основание обители и её история с 1719 года до Октябрьской революции Колокольня монастыря с крестом, возвышающимся над рекой Ворей на 120 метров

В 1719 года церковь святителя Николая Чудотворца становится основным храмом новейшей обители — Николо-Берлюковской пустыни, которая спустя некое время была изъята из ведения Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому монастырю. Первым настоятелем пустыни назначен иеромонах Диодор.

С октября 1731 до апреля 1734 настоятелем обители был иеромонах Иосия, поручителями которого были царевны Мария и Феодосия, сёстры Петра Величавого. В апреле 1734 года иеромонах Иосия был отправлен на Камчатку, а жители монастыря распределены по другим монастырям.

В 1770 году Николо-Берлюковская пустынь была упразднена, а Николаевский храм объявлен приходской церковью. 15 марта 1779 года обитель была восстановлена как заштатная пустынь по указу Столичной Духовной Консистории. Настоятелем возрождённого монастыря назначен иеромонах Иоасаф.

В декабре 1779 году, согласно указу Синода, Берлюковская пустынь вошла в число восьми заштатных монастырей Столичной епархии.

В 1786 году на месте старенького Троицкого храма заложен новый; план утверждал лично митрополит Платон, он же освящал новый храм и прислал для него из Москвы книжки и утварь.

В 1794 году погиб настоятель Иоасаф. Его дело продолжил родной брат — иеромонах Николай. В предстоящем монастырём управляли иеромонахи из Николо-Пешношского монастыря: Пахомий (с 1806 года), Иоанникий (с 1811), Николай (с 1827).

В 1828 году настоятелем пустыни стал постриженник Соловецкого монастыря иеромонах Антоний. 24 мая 1829 года в монастыре появилась чудотворная икона «Лобзание Христа Спасателя Иудою». Несколько месяцев 1829 года монастырём временно управлял иеромонах Геннадий. Иеромонах Антоний скончался в конце июня 1829 год.

С благословения Филарета, митрополита Столичного, новым настоятелем стал иеромонах Венедикт. В 1840 году была построена и освящена надвратная каменная одноглавая церковь во имя святителя Василия Величавого.

Важно

В 1851 году воздвигнута новенькая каменная двухъярусная колокольня, на которую был водружён большой колокол обители — весом более тыщи пудов.

В 1853 году митрополит Филарет освятил каменную одноглавую Всехсвятскую церковь, выстроенную на средства негоцианта Фёдорвея Фёдоровича Набилкина из городка Фридрихсгам (сейчас — Хамина в Финляндии.

В 1856 году настоятелем обители стал иеромонах Парфений, после него — иеромонах Иосиф, постриженик Троице-Сергиевой лавры. В ноябре 1865 года игуменом монастыря стал постриженник Соловецкой обители Иона. С 1870 года настоятелем монастыря был иеромонах Нил Сафонов, прошлый насельник Николо-Угрешского монастыря. В 1878 году разобран старенькый Троицкий храм и заложен новый по проекту конструктора Н. В. Никитина.

В конце XIX века в монастыре сооружено более приметное здание — колокольня высотой 88 метров, выстроенная за четыре года (22 июня 1895 — 30 июля 1899).

Колокольню проектировал столичный конструктор Александр Степанович Каминский (верхний ярус колокольни проектировал Василий Михеевич Борин); её венчал большой крест из красноватой меди весом 30 восемь пудов, сделанный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Фёдоровичем Шуваловым.

Она была выстроена на средства столичных негоциантов Самойлова и братьев Ляпиных. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года.

В 1902 году пустынь возглавил игумен Тимолай, с 1909 года настоятелем был иеромонах Пётр.

Упразднение и возрождение обители Монастырская стенка с воротами

Монастырь был упразднён 29 июня 1920 года. Большая часть строений бывшей обители были переданы Дому инвалидов; братии некое время принадлежали только Всехсвятский храм с кельями. Храм Христа Спасателя был превращён в приходской.

В феврале 1921 года запрещены крестные ходы с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей; из монастыря экспроприированы все серебряные оклады, серебряные напрестольные кресты, оклады богослужебных книжек. В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель — игумен Ксенофон.

Совет

2 февраля 1930 года в стенках монастыря свершилась последняя Божественная Литургия.

Большая часть монастырских строений в текущее время принадлежит психиатрической поликлинике департамента здравоохранения городка Москвы: в братских корпусах — туберкулёзный диспансер, в Троицком храме — пищеблок, в храме Василия Величавого — больничная администрация. Казанская церковь и монастырское кладбище вполне уничтожены. В 1993 году во время бури с монастырской колокольни ветром сорвало древний крест.

Осенью 2002 года при монастырском храме Христа Спасателя была зарегистрирована община. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин).

19 декабря 2004 года в подклети храма Христа Спасателя была отслужена 1-ая Божественная Литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасателя, колокольня и территория монастырского сада.

Силами общины ведутся реставрационные работы на местности обители.

Зимой 2006 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Алексия Второго приход храма Христа Спасателя официально преобразован в мужской Николо-Берлюковский монастырь. В августе 2006 года на колокольне монастыря была установлена пятнадцатиметровая золотая главка с крестом.

Фото

Колокольня монастыря

Храм Христа Спасателя

Храм Троицы Живоначальной

Иконостас в подвале Храма Христа Спасателя

Источник: http://necrotula.ru/monastyr/rossii/msk/nikolo-berlyukovskaya-pustyn

Николо-Берлюковская мужская пустынь. / Ногинский район, Авдотьино деревня. / Русские Церкви

Сайт – berluki.ru
Николо-Берлюковская мужская пустынь.
Ногинский район, Авдотьино деревня.

Согласно преданию, Берлюковская пустынь была основана около 1606 года иеросхимонахом Варлаамом, который пришел из разоренного поляками Успенского Стромынского монастыря и основал здесь деревянный храм во имя святителя Николая. Сюда же пришли из разоренного также Успенского Предтеченского женского монастыря две старицы Евдокия и Иулиания.

До наших дней дошли местные топонимы, связанные с этими именами ближайшая деревня Авдотьино и гора Ульянина. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил деревянную часовню, куда поместил икону святителя. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь.Позже эти земли перешли сначала к кремлёвскому Чудову монастырю, а затем к Троицко-Стромынскому.

Постепенно около Никольского храма сложилась небольшая община, которой в 1732-1734 годах управлял саровский иеромонах Иосия. При его приемнике строителе Сильвестре община приобрела в Москве небольшое подворье.

Обратите внимание

При описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские кельи. К ней были приписаны три часовни в ближайших деревнях. Число братии составляло восемь человек.

В царствование Екатерины Великой, было упразднено несколько сот обителей, в их числе оказалась и Берлюковская пустынь закрытая в 1770 году. Впрочем, вскоре митрополит Московский Платон, гостивший в соседнем имении неподалёку от Берлюков, решил возобновить её.

В 1777 году святитель пригласил из Стефано – Махрищенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный инок Иосиф из подмосковного Перервинского монастыря.В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках.

Средства на возобновление Никольского монастыря в Берлюках поступали и от московской знати, чьи имения располагались в этих местах. 2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну — на Елоховской улице в Москве.

Елена Полунина.

Закрыт монастырь в 1920 году. С 1972 года занят психиатрической больницей №16 города Москвы для больных туберкулёзом. В начале 2000-х годов часть зданий возвращена верующим. На восточной части старой территории открыт в 2007 году.

Собор Христа Спасителя построен в 1835-1848 годах усилиями архимандрита Венедикта на средства купца А.Е. Щекина. Служил летним собором монастыря. В 1930 году закрыт. Здание церкви занято складом. Возвращен верующим в 2004 году.

В цоколе устроен теплый храм Михаила Архангела.

Свято-Троицкий собор построен в 1878-1884 годах на месте кирпичной церкви 1780-х годов. Служил зимним монастырским собором. Боковые приделы Никольский и мученика Мины. В 1920-х годах закрыт. В начале 2000-х годов использовался как столовая. В 2015 году передан монастырю.

Всехсвятская церковь построена в 1845-1853 годах на средства купца Ф.Ф. Набилкина на месте хлебопекарни, где 24 мая 1829 года был обретен чудотворный образ Лобзание Христа Иудой. Внешне была выделена главкой, ныне не существующей, к церкви с севера и юга примыкали настоятельские и больничные кельи. Ныне используется как один из лечебных корпусов.

Василия Кесарийского церковь над северными Святыми воротами монастыря построен в 1840 году. Закрыта в 1920-х годах. Занята администрацией психбольницы.

Деревянная Казанская церковь с трапезной и колокольней на монастырском кладбище, вне монастырской ограды, построена в 1908-1909 годах. Здание храма повторяло формы разобранной церкви 1706 году, перенесенной в пустынь в 1806 году из села Топоркова. В советские годы закрыта.

В 1947 году разобрана на стройматериалы. Восстановить храм в былом великолепии и на прежнем месте уже не представляется возможным. По благословению настоятеля обители игумена Евмения (Лагутина) на кладбище построена каменная часовня во имя Казанской иконы Божией Матери.

Глухая часовня-сень построена в 2010 году, архитектор А.А. Волков.

Предтеченская церковь полуподземная у пещер, выкопанных в 1840-х годах рядом с монастырём схимонахом Макарием. Построена в 1863-1865 годах на средства купца Н.В. Щенникова. В 1970-х годах обрушилась из-за оползня. При раскопках в2007 году на месте церкви найдены части её чугунного иконостаса.

Николо-Берлюковская мужская пустынь

Николо-Берлюковская мужская пустынь

Николо-Берлюковская мужская пустынь

Николо-Берлюковская пустынь. Колокольня (23.8.2018).

Николо-Берлюковская мужская пустынь (3.9.2018).

Николо-Берлюковская пустынь. Колокольня (23.8.2018).

Николо-Берлюковская пустынь. Колокольня (23.8.2018).

Николо-Берлюковская пустынь. (23.8.2018).

Собор Троицы Живоначальной (23.8.2018).

Собор Троицы Живоначальной (23.8.2018).

Собор Троицы Живоначальной (23.8.2018).

Собор Троицы Живоначальной (23.8.2018).

Собор Христа Спасителя (23.8.2018).

Надвратная церковь Василия Великого (23.8.2018).

Собор Троицы Живоначальной (23.8.2018).

Собор Христа Спасителя (23.8.2018).

Николо-Берлюковская пустынь. Колокольня (23.8.2018).

Читайте также:  Как и когда помогает икона иисуса христа?

Собор Христа Спасителя (23.8.2018).

Надвратная церковь Василия Великого (23.8.2018).

Николо-Берлюковская пустынь. Колокольня (23.8.2018).

Часовня Казанской иконы Божией (23.8.2018).

Часовня Казанской иконы Божией (23.8.2018).

Часовня Казанской иконы Божией (23.8.2018).

Источник: http://russian-church.ru/photo.php?id=6927

Николо-Берлюковская пустынь

Николо-Берлюковский монастырь — монастырь на окраине деревни Авдотьино, на реке Воре, в 42 километрах к северо-востоку от Москвы, на территории Ногинского района Московской области.

История монастыря

Предыстория: XVII — начало XVIII веков

В 1606 году на месте будущей Николо-Берлюковской пустыни поселился иеромонах Варлаам, пришедший сюда из разорённого поляками соседнего Стромынского Успенского монастыря. Название будущей пустыни — Берлюковская — народное предание связывает с именем разбойника Берлюка (это прозвище переводится как «волк», «зверь» или «человек с суровым характером»).

Согласно преданию, из Успенского Предтеченского монастыря к Варлааму пришли две старицы — игумения Евдокия и казначея Иулиания; они принесли с собой древнюю икону Николая Чудотворца, которую Варлаам поставил в специально срубленной деревянной часовне Николая Чудотворца. Через некоторое время их стараниями и благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

В начале 1701 года храм становится подворьем московского Чудова монастыря. Сразу после этого сюда прибыло несколько человек братии во главе с настоятелем Пахомием. В этом же году на пожертвования московского купца Викулы Мартынова выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца.

Основание обители и её история с 1719 года до Октябрьской революции

В 1719 года церковь святителя Николая Чудотворца становится главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, которая спустя некоторое время была изъята из ведения Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому монастырю. Первым настоятелем пустыни назначен иеромонах Диодор.

С октября 1731 до апреля 1734 настоятелем обители был иеромонах Иосия, поручителями которого были царевны Мария и Феодосия, сёстры Петра Великого. В апреле 1734 года иеромонах Иосия был выслан на Камчатку, а обитатели монастыря распределены по другим монастырям.

В 1770 году Николо-Берлюковская пустынь была упразднена, а Николаевский храм объявлен приходской церковью. 15 марта 1779 года обитель была восстановлена как заштатная пустынь по указу Московской Духовной Консистории. Настоятелем возрождённого монастыря назначен иеромонах Иоасаф.

Важно

В декабре 1779 году, согласно указу Синода, Берлюковская пустынь вошла в число восьми заштатных монастырей Московской епархии.

В 1786 году на месте старого Троицкого храма заложен новый; план утверждал лично митрополит Платон, он же освящал новый храм и прислал для него из Москвы книги и утварь.

В 1794 году умер настоятель Иоасаф. Его дело продолжил родной брат — иеромонах Николай. В дальнейшем монастырём управляли иеромонахи из Николо-Пешношского монастыря: Пахомий (с 1806 года), Иоанникий (с 1811), Николай (с 1827).

В 1828 году настоятелем пустыни стал постриженник Соловецкого монастыря иеромонах Антоний. 24 мая 1829 года в монастыре появилась чудотворная икона «Лобзание Христа Спасителя Иудою». Несколько месяцев 1829 года монастырём временно заведовал иеромонах Геннадий. Иеромонах Антоний скончался в конце июня 1829 год.

С благословения Филарета, митрополита Московского, новым настоятелем стал иеромонах Венедикт. В 1840 году была построена и освящена надвратная каменная одноглавая церковь во имя святителя Василия Великого.

В 1851 году воздвигнута новая каменная двухъярусная колокольня, на которую был водружён большой колокол обители — весом более тысячи пудов.

В 1853 году митрополит Филарет освятил каменную одноглавую Всехсвятскую церковь, выстроенную на деньги купца Фёдора Фёдоровича Набилкина из города Фридрихсгам (ныне — Хамина в Финляндии. В 1856 году настоятелем обители стал иеромонах Парфений, после него — иеромонах Иосиф, постриженик Троице-Сергиевой лавры.

В ноябре 1865 года игуменом монастыря стал постриженник Соловецкой обители Иона. С 1870 года настоятелем монастыря был иеромонах Нил Сафонов, бывший насельник Николо-Угрешского монастыря. В 1878 году разобран старый Троицкий храм и заложен новый по проекту архитектора Н. В. Никитина.

Совет

В конце XIX века в монастыре сооружено наиболее примечательное здание — колокольня высотой 88 метров, выстроенная за четыре года (22 июня 1895 — 30 июля 1899).

Колокольню проектировал московский архитектор Александр Степанович Каминский (верхний ярус колокольни проектировал Василий Михеевич Борин); её венчал огромный крест из красной меди весом тридцать восемь пудов, изготовленный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Фёдоровичем Шуваловым.

Она была выстроена на средства московских купцов Самойлова и братьев Ляпиных. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года.

В 1902 году пустынь возглавил игумен Тимолай, с 1909 года настоятелем был иеромонах Пётр.

Упразднение и возрождение обители

Монастырь был упразднён 29 июня 1920 года. Большинство строений бывшей обители были переданы Дому инвалидов; братии некоторое время принадлежали лишь Всехсвятский храм с кельями. Храм Христа Спасителя был превращён в приходской.

В феврале 1921 года запрещены крестные ходы с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей; из монастыря экспроприированы все серебряные оклады, серебряные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг.

В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель — игумен Ксенофон. 2 февраля 1930 года в стенах монастыря состоялась последняя Божественная Литургия.

В 30-х годах в келейных корпусах размещались дом инвалидов войны и труда, затем — санаторий для туберкулезных больных, с 1941 года — госпиталь на 100 мест, с 1945 года — дом инвалидов, с 1961 года — больница № 12, с 1972 года — Московская городская больница № 16 для больных туберкулезом и психическими заболеваниями. Казанская церковь и монастырское кладбище были полностью уничтожены. В 1993 году во время бури с монастырской колокольни ветром сорвало старинный крест.

Осенью 1992 года при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрирована община. В 2002 году указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин).

19 декабря 2004 года в подклети храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная Литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасителя, колокольня и территория монастырского сада.

Силами общины велись реставрационные работы на территории обители.

Зимой 2006 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Алексия Второго приход храма Христа Спасителя официально преобразован в мужской Николо-Берлюковский монастырь. В августе 2006 года на колокольне монастыря была установлена пятнадцатиметровая позолоченная главка с крестом.

Фотографии

  • Храм Троицы Живоначальной
  • Иконостас в подвале Храма Христа Спасителя

Источник: https://tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/nikolo-berlyukovskaya-pustyn

Николо-Берлюковская пустынь в селе Авдотьино

В Московской области, на границе Щелковского и Ногинского районов, на берегу речки Воря находится село Авдотьино. Около 1606 года именно здесь появился Берлюковский Монастырь (Николо-Берлюковская пустынь).

В те далекие годы одинокий скиталец инок иеромонах Варлаам по преданиям и был основателем монастыря. Соорудил часовню и поставил в ней икону Николая Чудотворца.

позже к нему присоединились две старицы — Авдотья (от ее имени и названо село) и Ульяна (Ульянина гора близ села)…

Фото 1.

…после окончания смутного времени Варлаам отстраивает уже каменный храм во имя Николы Чудотворца. Здесь же и почил Варлаам.В 1700 годах монастырь приписывают к угодьям Московского Чудова монастыря и присылают несколько семей монастырских крестьян для жития и бытия.

Фото 2.

Именно они выстраивают на территории конный и скотный дворы. На их же средства выстраивается новая церковь.

Обратите внимание

Свое наименование — Берлюковский — монастырь получил от свирепствовавшего в данной окрестности пустынника, прозванного Берлюком (Бирюком) за звероподобный вид. Именно он, после смерти Варлаама, имел власть над жителями монастыря. Долго «бандитствовал» Берлюк, да только однажды убил он «не того» купца, за что бы быстро пойман и…

Фото 3.

…история Берлюка до подлинно не известна. Известно только, что помогли ему бежать из тюрьмы, в коей он томился в ожидании казни, за рассказ и указ на тайник с награбленными сокровищами…

Фото 4.

Долго ли, коротко ли но так и существовала «ни шатко ни валко» пустынь, пока в 1779 году не возглавил пустынь архиепископ Платон. Он пригласил в качестве игумена старца Луку, который по приходу и увидев окружающую действительность так расстроился, что не стал жить в келье, а поселился в соседней монастырю деревне — Авдотьино…

Фото 5.

На его место быстренько назначили иеромонаха Иосафа. Он оказался деятельным товарищем и понеслась! Цветущий сад, терхпрестольный собор, настоятельские и братские кельи, помещения для паломников, множество хозяйских построек. Стройка развернулась во всю!

Фото 6.

Иоасаф так и умер при монастыре. Был погребен в ограду монастыря. Его дело стойко подхватил брат — Николай. Достроил каменную ограду, возвел трапезную.

Фото 7.

После кончины Платона монастырь возглавил митрополит Филарет. При нем была построена каменная пятиглавая церковь во имя Христа Спасителя. Возведена одноглавая с шатровым куполом церковь во имя Всех Святых. позже выстроена церковь во имя Св. Василия Великого над Святыми воротами.

Фото 8.

После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

Фото 9.

Кстати, великий русский писатель — М. Ю. Лермонтов частенько гостил у своей возлюбленной в усадьбе Никольско-Тимонино.

С ней как-то посетив Берлюковскую пустынь написал стихотворение «В Воскресенске», имея ввиду село Воскресенское недалеко от монастыря (кстати, про него я вам расскажу в следующем отчете в ЖЖ).

Примечанием к этому стихотворению Михаил Юрьевич сделал следующее примечание: «Написано на стенах жилища Никона».

Фото 10.

Спасибо за внимание, а также познавательному чтиву на ресурах:

— http://www.zagorod.cc

— http://sobory.ru

А также моим любимым спутникам в поездке — жене Аннушке и сыну Егорушке!

Источник: https://idu-shagayu.livejournal.com/2799914.html

Октябрьская поездка в Николо-Берлюковскую пустынь

На дворе был серый холодный воскресный октябрьский день. Весьма сомнительный день для поездок и путешествий.

Ну куда поедешь в такую безрадостную, “нефотогеничную” погоду? Действительно, куда?!
Расскажу вам, куда собрались мы нашей небольшой, но дружной компанией в тот пасмурный день 14 октября 2012 года. Как сделали холодный невзрачный день приятным и незабываемым.

А пока небольшое лирическое отступление. У меня есть любимая, однажды пришедшая на ум, присказка: “Если бы мы боялись плохой погоды, мы бы всегда сидели дома”. И не было бы ни одного нашего путешествия.

Потому что живем мы в таких широтах и при таком климате, что идеальная для путешествий погода нас редко когда балует. Так что ждать нечего, надо действовать.

Вспоминаю нашу поездку в Юрьев-Польский, когда мы выехали в проливной дождь и упорно ехали в неизвестность без тени сомнений.

Или недавно совершенное путешествие на Черное море, когда прогноз погоды был самым неподходящим для таких поездок. Список могу продолжать. В результате же все обычно бывает хорошо, даже если солнце, как в этот раз, из-за облаков так и не выходит. Просто надо понимать, что солнце внутри нас. И свой день, как и жизнь, мы делаем сами. 

Вы наверное замечали, что иногда надо просто сделать шаг навстречу, просто открыть объятия, просто выйти из дома, просто посмотреть, что и кто есть рядом с тобой, чтоб случилось что-то хорошее. Такой простой маленький шаг мы и сделали. В тот день ехать далеко не хотелось, и мы остановили выбор на достопримечательностях родного края – Николо-Берлюковской пустыни в селе Авдотьино и селе Воскресенском. Оба эти места входят в традиционную обзорную экскурсию по Щёлковскому району Московской области. Почему по Щёлковскому, если входят они в Ногинский район? Все просто. Еще 100 лет назад земли обоих этих районов составляли единый Богородский уезд, так что всё это наши родные края, земляки!А для тех, кто у нас никогда не был и кто хочет сориентироваться, где все это находится, представляю карту Московской губернии. Желтым цветом выделен Богородский уезд. Карта взята с сайта ru.wikipedia.org.О Николо-Берлюковском монастыре, его прошлом и настоящем я рассказала в статье “Николо-Берлюковская пустынь. Во имя России, во славу России”. Сегодня я исполняю свое обещание и представляю вам фотоотчет о нашей октябрьской поездке 2012 года. К Берлюкам мы подъехали в половине второго. Мы – это наша семья (муж, дочка и я) и наши друзья Борис и Ольга. 

Читайте также:  Молитва святому николаю чудотворцу о помощи в работе и делах

Поставили машину у монастырской ограды. Дамы одели платочки на головы.

Зашли в Святые ворота.

На территории сразу же обратили внимание на колокольню и Романовскую Аллею Славы. О них я уже писала в предыдущем посте, теперь покажу более подробно.
Колокольня в Николо-Берлюковской пустыни уникальная – одна из самых высоких в современной России, а уж в старой России точно.

Сфотографировать толком мне ее не удалось, настолько она большая. Получилось или в целом, но очень мелко, что весьма грустно, потому что ее, пусть и не отреставрированную еще, но всю такую витиеватую, полную элементов хочется рассматривать, или по частям.

Но отдельные части не передают ее целостности, гармоничности, масштаба. Но уж как есть: то далеко, то по частям, то урезанная, то заваливается. Вот такая она:

Следующей внимательно рассматриваем Романовскую Аллею. Она еще не закончена. Одно место пустует.

 Но несколько монументов уже есть: Великому князю Михаилу Николаевичу и трем Императорам Александру I, Александру II, Александру III.

Важно

По аллее идем в сторону собора Христа Спасителя. По пути рассматриваем территорию. Ремонт монастыря в разгаре.

Сам собор также на реставрации. Он был построен в в 1842 г. для чудотворной иконы “Лобзание Христа Иудою”, о которой достаточно подробно я рассказала в прошлой статье.

Собор очень большой и величественный. Глядя на него несколько недоумеваешь – откуда такой размах в нестоличном монастыре? А все просто.

Храм строился по одному из проектов Иссакиевского собора Петербурга, не прошедшему конкурс.
К сожалению, за годы советской власти от него остались одни стены.

Поэтому идет такая грандиозная, длительная работа по его восстановлению. Вот так было все завалено вокруг собора во время нашего посещения монастыря.

А вот красавица-колокольня в разных ракурсах. Она находится рядом с главным собором обители.

Рядом с Храмом Христа Спасителя устроена временная звонница, даже две звонницы – одна с маленькими колоколами, другая – с большими. 

Звонница стоит рядом с бетонным забором. За забором – психиатрическая больница, которая занимает значительную часть некогда единой территории обители. Храм желтого цвета с белым декором – церковь Троицы Живоначальной.

Совет

О факте разделения территории Николо-Берлюковской пустыни я уже упоминала.  Но для того, чтобы представить все наглядно, хочу показать вам схему монастыря.

На ней видно проходящую буквой “S” линию черного цвета, которая разделяет западную часть территории и восточную. На восточной сейчас возрождается монастырь, на западной остается психбольница.

Схема взята с сайта “Народный каталог православной архитектуры”, и если интересно можете подробно изучить все объекты, указанные на схеме, на этом сайте.

Разговор о возвращении всей  территории монастырю поднимался еще 20 лет назад (в 1993 г.), но Церкви было в этом отказано местными властями. После этого с колокольни сам по себе упал крест (якобы от сильного ветра), который простоял в целости и сохранности все годы Советской власти. Мистика или естественный ход вещей? Кто знает… 

Вот он жуткий бетонный забор, разделяющий неразделимое…

После знакомства с территорией рядом с собором спускаемся в нижний храм. Именно спускаемся, потому что верхний храм был на тот момент еще закрыт.

Я сильно расстроилась, но как показало время – напрасно. Теперь, спустя год, закрыт уже нижний храм, в котором хранится икона “Лобзание Иисуса Христа Иудою”, и его никак не посмотришь.

Вниз ведет узкая, искореженная временем лестница.

Внизу, сразу при входе, располагается Церковная лавка. На наш вопрос: “Можно ли фотографировать в храме?”, служительница ответила положительно. Таким образом, выяснился уникальный факт – в Николо-Берлюковском монастыре можно снимать на фотоаппарат не только на территории, но и в храме! Поэтому я могу вам представить эти уникальные фотографии.

Дальнейшие фотографии не требуют комментариев. Просто смотрите иконы и интерьер нижнего храма Собора Христа Спасителя в Берлюках.

Чудотворная икона “Лобзание Иисуса Христа Иудою” – главное сокровище обители.

После того, как вышли из храма, мы пошли знакомиться с территорией пустыни дальше.
Дааа, деревья здесь выросли чуть ли не выше крестов и куполов. Летом Храма Христа Спасителя за ними совсем не видно. Хорошо все-таки, что приехали сейчас – осенью.

Сонечка с крестным папой.

Выше только звезды.

Мрачный день сказывается на фотографиях. Темные снимки получаются…
Холодно, а розы еще живы.

Идем в сторону Братского корпуса.

От Братского корпуса до Святых ворот простирается огородик.

У Братского корпуса стоит найденный в пещерах чугунный иконостас.

Да, выдался денек стального цвета.

Обратите внимание

Напротив Братского корпуса располагается совсем новый монастырский корпус. Здесь размещаются в том числе и Воскресная школа, о чем мы узнаем из объявления на дверях здания.

На этом наше посещение Николо-Берлюковского монастыря подходило к концу. Нас ждало село Воскресенское и новые открытия.
Напоследок мы сделали несколько фотографий пустыни снаружи.

Адрес Николо-Берлюковской пустыни: Московская область, Ногинский район, деревня Авдотьино
Как добраться до Николо-Берлюковской пустыни:

  • на автомобиле: по Щелковскому шоссе от МКАД до 30 км. , после реки Воря повернуть направо по указателю,
  • на автобусе из Москвы: от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино,
  • на электричке: с Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобус 321 до остановки д. Авдотьино.

Сайт Николо-Берлюковской пустыни: http://berluki.ru 

Просмотреть увеличенную карту

Буду рада, если мой пост пригодится тем, кто хочет поехать в Николо-Берлюковскую пустынь, ответит на ваши вопросы, сподвигнет сделать давно созревший, но так тяжело дающийся шаг.
Будьте счастливы и храни вас Бог!

Источник: https://galina-lukas.ru/article/391

Николо-Берлюковский монастырь (Авдотьино – Московская область)

  • по 7 на страницу
  • по 25 на страницу
  • Все

14-го октября 2017 года вновь проехал через этот монастырь, очень понравилось. Аллея Императорской семьи, достойна, не ожидал. Колокольня, храмы , очень впечатляют.

Красивый монастырь с симпатичной и хорошо отреставрированной колокольней. Хотя на территории ещё много работ предстоит выполнить. Но даже уже монастырь производит приятное впечатление.

Сегодня обратил внимание, на колокольне установили новый
крест. Старый был поврежден летним ураганом.

Katerina ★★★★★

 (30-05-2016)

Святое место! Благодатное!Мы побывали здесь 29 мая и были так счастливы. Матушка Херувима, монахиня, рассказала трогательную историю монастыря и его возрождения. Трапезная -чудесная! Вкусные пироги , картошка обалденная, иван чай очень вкусный. Я накупила всего себе.

Трапезная находится за аллей славы, где государям дома Романова стоят памятники.Нижний подземный храм впечатлил, сыро , холодно ….и молитвенно.Очень понравился игумен монастыря Евмений. Открытый батюшка, очень тактичный , я его встретила по пути из трапезной.

Благодать !

Хочу вернуться еще раз в этот монастырь .

В этом монастыре такой батюшка, что года 2-3 и вся территория превратится в райские кущи. Дай бог здоровья!

 (6-12-2015)

23 ноября 2015,освятили Колокольню! Стоит,красавица! Выселили больницу, окончательно.Сразу стало просторно, но, работы, видимо, еще больше-площадь монастыря увеличилась!Аллея Царей, увеличилась на Павла.

Важно

В Соборе Христа Спасителя,уже тоже приятно посмотреть(правда,в иконостасе только центральная часть), особенно на оформление Иконы Лобзание Иисуса Христа Иудой. Ну, и в храме Архангела Михаила в подклете, уютнее всего.

Стоит посмотреть на перемены!За перемену к лучшему-5!

Первый раз попал в монастырь в 2008 году. Теперь стараюсь каждое воскресение приезжать на литургию. Раньше работал только нижний храм. Удивительное место. Побывав в нем не хочется уходить.

Avtodor ★★★★★

 (2-07-2014)

Сам недавно узнал про этот монастырь, заехали. Колокольня по состоянию на июль 2014 года вся в лесах, идет активно реставрация. По окончании реставрации будет очень красиво. Храм Христа Спасителя без лесов, был открыт нижний храм. Территория достаточно ухоженная, есть маленькая трапезная с чаем и пирожками. Не самый известный монастырь Подмосковья, но заехать однозначно стоит.

 (9-07-2013)

Монастырь активно реставрируется. В храме ведутся службы, много прихожан. При входе на территорию монастыря и до храма аллея славы дома Романовых – бюсты представителей династии, с пояснительными табличками.

Колокола по прежнему не земле. Колокольню даже не начинали реставрировать.Поражает своей высотой.

Со слов местных жителей, не могут решить территориальный спор – часть зданий монастыря до сих пор занимает психиатрическая лечебница.

 (22-09-2012)

Место очень приятное, тихое, спокойное, величественное. Дорога хорошая, природа вокруг – просто обалдеть, особенно сейчас, осенью. Жаль только что сам монастырь восстанавливается, причем как видно, весьма неспешно. Храм, например, реставрируют с 2004-го года (судя по надписи на нем) и он до сих пор в лесах.

Большая часть территории вокруг храма занята какими-то стройматериалами. От этого возникает ощущение, будто пришел к другу на дачу у которого ремонт. Зато можно полюбоваться на красивые колокола, которые пока стоят прямо во дворе. …

И, самое главное, прогуляйтесь по противоположному берегу реки Вори, там замечательный лес и открывается лучший вид на монастырь.

Монастырь восстанавливается, недалеко в лесу находится святой источник. Красивая природа. Немного удручает то обстоятельство, что до сих пор по соседству с монастырем ещё с советских времен находится психиатрическая больница…

 (11-09-2012)

Идёт реставрация. Колокола стоят внизу! Места красивые.

Evgesha83 ★★★★★

 (23-08-2011)

Совет

Да, действительно красивые места. Высота колокольни (105 метров) поражает.За монастырем находится кладбище, а на кладбище стоит часовинка. Около часовинки отрыли два входа в подземный “лабиринт”. Когда спускаешься дух завораживает.

Кирпичные стены и мраморные полы. Для похода в “подземелье” запоситесь рациями и фонарями, а так же не мешало бы взять с собой баллоны с кислородом, пройдя под землей под кладбищем метров сто дышать уже тяжело.

Если кто зайнтересуется могу выслать фото и подробное …

описание с схемой.

Валерий ★★★★★

 (6-07-2011)

Часто бываем в этом храме. Впечатляет отношение служителей храма к прихожанам . Очень доброе, приветливое и, на фоне московских церквей ,человеколюбивое. Освещал свой автомобиль.

На вопрос : сколько стоит эта услуга ? получил ответ – сколько дадите. А в Московских церквях озвучивали по 5-15000 р. Дал сколько мог .

Получил благодарность и теперь стараюсь всегда , когда там бываю, жертвовать по мере возможности и делаю это с радостью.

Самым впечатляющим для меня оказалась даже ещё не восстановленная колокольня. Красива! В остальном сейчас монастырь-это стройка. Восстанавливается церковь, закладывается фундамент для какой-то новой постройки. У братского корпуса, едва заметно к стене прислонён старый иконостас. С ходу сразу и не приметишь.

Татьяна ★★★★☆

 (11-04-2011)

Снова побывали в монастыре 09.04.11г. Действительно, реставрация идет очень медленно. Монастырю пока отданы только одна церковь и мощная колокольня. Церковь пока отремонтирована только снаружи, службы ведутся в подвале.

Огромный по площади монастырь, находится в состоянии постоянной реставрации. Колокольня видна издалека, и когда на ней поставили крест, это было очень заметно. Постоянно проезжаю мимо. В Воскресенском тоже был много раз, и гулял по территории церкви.

 (31-01-2011)

Обратите внимание

Наблюдаю реставрацию в монастыре много лет, т.к. часто проезжаю мимо. Она идет очень медленно. Впервые с экскурсией посетил это место. Архитектура любопытная, положительные сдвиги тоже есть.

Почти отреставрирован главный храм, в его подвале создан с нуля теплый храм с кирпичными сводами, очень интересный с т.з. технических и архитектурных решений.

Читайте также:  Молитвы и акафист святителю василию великому

На колокольне несколько лет назад установлен крест, однако работы по ее реставрации почти не сдвинулись с места.

 (30-01-2011)

Были здесь два года назад – ничего не изменилось, последствия восстановительных работ не заметны. Но архитектура, тем не менее, производит впечатление. Просетить стоит.

 (10-09-2010)

Были года полтора назад. Совершенно завораживает колокольня, вид на которую неожиданно открывается с дороги.

Юлия Альбертовна ★★★★★

 (6-09-2010)

Да действительно красиво!бываем очень часто!там при монастыре есть трапезная ,очень вкусный квас и мед ,а еще там можно купить молоко (коровье,козье),сметану.В источнике вода прсто класс!!!всем советую,(лечит ноги)

Наталья ★★★★★

 (17-04-2008)

Любим бывать в этом монастыре проездом. Сильное впечатление оставляет внезапно открывающийся вид на монастырские стены и (конечно) колокольню, если ехать со стороны шоссе.

Возможно, когда всё восстановят, тоже будет красиво, но, по-моему сейчас особую прелесть монастырскому комплексу придаёт именно его “невосстановленно-кирпичное” состояние, травка и молодые деревца, растущие на колокольне.

Характерно: на стене рядом с колокольней висит табличка “Осторожно, падают кирпичи”.

Кстати, об источнике …

мы узнали недавно и ещё там не были.

Татьяна ★★★★★

 (9-01-2008)

Важно

Снова побывали в Николо-Берлюковском монастыре и в церкви с.Воскресенское 06.01.08 накануне Рождества. Колокольня монастыря, конечно, впечатляет! Церковь и колокольня все еще реставрируются, службы идут в подвале церкви, рядом на улице висят колокола. Накануне Рождества обе церкви (в монастыре и в с.Воскресенское) внутри очень красиво были украшены елками.

Через дорогу от Монастыря(метров триста)в овраге есть Святой Источник. Оборудованы колодцы,Есть купель(крытая). Вода с железистым привкусом. Висит Икона Николая Чудотворца и стоит большой Крест. Господа хозяева сайта – у вас сей источник упомянут не был. Если интересно-пришлю фотографии.

алексей ★★★★☆

 (4-12-2006)

Когда востановят,наверно будет красиво.Впечатлила колокольня,105 метров.И обязательно посетите церковь в селе Воскресенское,благо находится рядом.

Татьяна ★★★★☆

 (23-08-2006)

Живу недалеко от этого монастыря, он только начинает восстанавливаться. Поражает своей высотой колокольня, недавно на нее водружали купол прямо с вертолета.

Как обычно, ремонт колоколен и церквей начинают сверху, чтобы видно было издалека!А в части монастыря – психбольница, там территория более ухожена, а в церкви – столовая (торчат трубы, гремят тарелки…).

Буквально в 3км отсюда есть село Воскресенское, там тоже очень интересная и красивая церковь, которая все время была действующей.

Источник: https://autotravel.ru/otklik.php/2675

Николо-Берлюковская пустынь

Поехали в выходные к дядьке на дачу, ну и пока суть да дело- собирались и всякое такое, они там, уже будучи на даче, решили сгонять в близлежащую от них Николо-Берлюковскую пустынь. Мы выслушав координаты и как добраться- продолжили наш путь.

Дорога идет по щелчку, доезжаем до железнодорожного переезда и после него, где то в районе 42 километра, после моста через речку Воря, будет правый поворот с указанием Николо-Берлюковский монастырь.

Дальше метров пятьсот дорога бежит через сосновый бор, чьи стволы раскачиваются на ветру и внезапно дорого выскакивает на огромную, возвышающуюся над окрестностями колокольню.

Прямо около колокольни находится автобусная остановка, куда приходит автобус 321, идущий от станции метро Щелковская, а справа от неё психиатрическая клиника, находящаяся на территории монастыря. Очень странно что представители ЗАО РПЦ еще не выперли клинику со своей территории, но может статься что вдалеке от Мск аппетиты попов не такие лендлордовские, так что оставим этот вопрос не проясненным.

Где то с начала XIII века на этом месте, в пещерах, обитали монашествующие старцы, и через какое то время здесь появился пещерный храм во имя Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца, и поскольку рядом располагалось село Берлино, то место получило название Свято-Николаевская Берлинская пустынь (скит).

Датой основания самого монастыря считается 1606 год, когда с разоренных поляками земель сюда стал стекаться простой люд, стараясь переждать ненастные годы в этом затерянном месте, и в этот же год здесь появился иеросхимонах Варлаам, пришедший из разоренного Стромынского Троицкого монастыря.

Под его руководством была возведена деревянная часовенька, куда был водружен образ Святителя Николая Чудотворца. После того как поляки были изгнаны с территории Руси (где то ориентировочно в 1613 году), на этом месте стал возводится храм во имя Святителя Николая Чудотворца. При этом поселенцы стали селиться за территорией монастыря, образовав деревню Авдотьино.

Совет

Далее на протяжении почти что трехсот лет монастырь расширялся, перестраивался, разбирались и возводились храмы, пока в конце XIX века не была возведено одно из самых примечательных строений монастыря- огромная колокольня, высотой 90 метров, так что по своей высоте она является одной из самых высоких колоколен России.

Для справки: самая высокая колокольня (Колокольня Воскресенского собора) на территории России находится в городе Шуя, Ивановской области и её высота составляет 106 метров.

Также в этом списке находится колокольня Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, чья высота со шпилем составляет 122 метра; заброшенная колокольня в селе Поречье находящееся недалеко от Ростова Великого- её высота составляет 93 метра; Колокольня Троице-Сергиевой Лавры чья высота составляет 88,5 метра. Тогда как колокольня Ивана Великого, находящаяся в московском кремле идет после них всех, со своими 81 метром, но она долгое время время, вплоть до XIX века, оставалась самой высокой колокольней России.

В годы Советской власти монастырь был упразднен и на его территории появились психиатрическая клиника и туберкулезный диспансер, и только в 2004 году на территории обители была возобновлена служба.

В 2006 году обитель была официально преобразована в мужской Николо-Берлюковский монастырь.

На территории монастыря расположены два храма: реставрирующийся храм Христа Спасителя и храм Троицы Живоначальной.

Подъехав к монастырю, мы завернули по дороге налево и остановились там, на обочине, на которой вдоль монастырской стены стояли машины. Вошли через центральный вход, хотя там и висел запрет на шорты и майку, тем не менее мне никто не сказал дурного слова за мой вид.

Внутри монастыря разбит чудесный сад, в котором работаю монахи и примонастырский люд, не знаю уж как официально именуются тетки, что окучивали эти цветы. Если пройти от ворот прямо, то попадаешь в храму Христа Спасителя, стоящему в лесах.

Обратите внимание

В его дворе выставлены колокола на подставках, и нам повезло оказаться там в полдень, так что молодая девушка и монах как раз устраивали звонницу.

Сначала девушка исполняла соло на небольших колоколах установленных на деревянном помосте, а после этого пошла к огромным гигантам, подвешенным на металлических станинах и стала звонить там, используя доску в виде ножного рычага, а монах забрался на помост и отзванивал там, правда в какой то момент он это дело забросил и стал науськивать девчонку на предмет того, что она сбивается с ритма, так что она получив взбучку начала пытаться отзванивать в такт.  По территории туда-сюда носился, по видимому, настоятель монастыря, облаченный в белые одеяния, причем за ним толпой неслись, ибо он мчался как паровоз, прихожане. Послушав колокольный звон, мы пошли обратно- и пока народ пошел в сторону служебных помещений, где кстати продавали квас, я пробежался вокруг монастыря, осмотрев колокольню и, выискав в кустах озеро, в которое видимо впадает река Воря. Колокола, кстати, были вроде как от частных дарителей, судя по надписям, но среди них должен был находится колокол отлитый еще в XVIII веке и уцелевший до нашего времени.

После этого мы двинули дальше, заехав по пути в еще один храм. На самом деле в Ногинской области какое то нереальное количество церквей на квадратный километр, причем все они ухоженные и выглядят как новенькие. Видимо обилие вокруг откинувшихся бандитос, воздает благостью для святого дела.

Остановились у одной совершенно чудесной церкви- на её территории был как каменный храм, так и деревянная церковь, вокруг которой располагалось церковное кладбище. Перед каменным храмом стояла каменная звонница, в которой висело три колокола. Сама звонница была сооружена в этаких грузинских мотивах,с водруженным наверху крестом.

За ней находился чудесный пруд с синей водой, отражавшей в себе церковь. А в воде, между цветущих белым и розовым цветом лилий, плавали водоплавающие черепахи. Вокруг прудика зверски фотографировалась невеста с женихом, видимо прибывшие на венчание.

Пофотографировавшись, мы двинули дальше в сторону дачи, где и провели замечательные выходные, благодаря чудесной погоде, которой нас баловало уходящее лето.

Места в Подмосковье конечно замечательные и отлично подходят для отдыха с друзьями. А храмы, пусть даже и полуразрушенные, навевают такое умиротворение, что только ради этого стоит потратить выходные на поездки.

Rating: 10.0/10 (1 vote cast)Rating: +2

Источник: http://www.sane4ka.ru/nikolo-berlyukovskaya-pustyn

Николо-Берлюковская пустынь в селе Авдотьино

В Московской области, на границе Щелковского и Ногинского районов, на берегу речки Воря находится село Авдотьино. Около 1606 года именно здесь появился Берлюковский Монастырь (Николо-Берлюковская пустынь).

В те далекие годы одинокий скиталец инок иеромонах Варлаам по преданиям и был основателем монастыря. Соорудил часовню и поставил в ней икону Николая Чудотворца.

позже к нему присоединились две старицы — Авдотья (от ее имени и названо село) и Ульяна (Ульянина гора близ села)…

Фото 1.

…после окончания смутного времени Варлаам отстраивает уже каменный храм во имя Николы Чудотворца. Здесь же и почил Варлаам.В 1700 годах монастырь приписывают к угодьям Московского Чудова монастыря и присылают несколько семей монастырских крестьян для жития и бытия.

Фото 2.

Именно они выстраивают на территории конный и скотный дворы. На их же средства выстраивается новая церковь.

Важно

Свое наименование — Берлюковский — монастырь получил от свирепствовавшего в данной окрестности пустынника, прозванного Берлюком (Бирюком) за звероподобный вид. Именно он, после смерти Варлаама, имел власть над жителями монастыря. Долго «бандитствовал» Берлюк, да только однажды убил он «не того» купца, за что бы быстро пойман и…

Фото 3.

…история Берлюка до подлинно не известна. Известно только, что помогли ему бежать из тюрьмы, в коей он томился в ожидании казни, за рассказ и указ на тайник с награбленными сокровищами…

Фото 4.

Долго ли, коротко ли но так и существовала «ни шатко ни валко» пустынь, пока в 1779 году не возглавил пустынь архиепископ Платон. Он пригласил в качестве игумена старца Луку, который по приходу и увидев окружающую действительность так расстроился, что не стал жить в келье, а поселился в соседней монастырю деревне — Авдотьино…

Фото 5.

На его место быстренько назначили иеромонаха Иосафа. Он оказался деятельным товарищем и понеслась! Цветущий сад, терхпрестольный собор, настоятельские и братские кельи, помещения для паломников, множество хозяйских построек. Стройка развернулась во всю!

Фото 6.

Иоасаф так и умер при монастыре. Был погребен в ограду монастыря. Его дело стойко подхватил брат — Николай. Достроил каменную ограду, возвел трапезную.

Фото 7.

После кончины Платона монастырь возглавил митрополит Филарет. При нем была построена каменная пятиглавая церковь во имя Христа Спасителя. Возведена одноглавая с шатровым куполом церковь во имя Всех Святых. позже выстроена церковь во имя Св. Василия Великого над Святыми воротами.

Фото 8.

После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

Фото 9.

Кстати, великий русский писатель — М. Ю. Лермонтов частенько гостил у своей возлюбленной в усадьбе Никольско-Тимонино.

С ней как-то посетив Берлюковскую пустынь написал стихотворение «В Воскресенске», имея ввиду село Воскресенское недалеко от монастыря (кстати, про него я вам расскажу в следующем отчете в ЖЖ).

Примечанием к этому стихотворению Михаил Юрьевич сделал следующее примечание: «Написано на стенах жилища Никона».

Фото 10.

Спасибо за внимание, а также познавательному чтиву на ресурах:

— http://www.zagorod.cc

— http://sobory.ru

А также моим любимым спутникам в поездке — жене Аннушке и сыну Егорушке!

Источник: http://AlterTravel.ru/view.php?id=1371

Ссылка на основную публикацию