Можно ли и как православным отмечать новый год

Можно ли и как православным отмечать Новый Год

Люди, делающие первые шаги на пути религиозности, часто задаются вопросом: «Можно ли справлять православный Новый год, который является самым волшебным торжеством атеистического прошлого?» Этого праздника ждет всё население Российской Федерации, тщательно готовясь и планируя большие финансовые расходы.

Разница между умонастроениями светских и православных людей в том, что последние не принижают образ Всевышнего до символа в виде зверя или птицы, тогда как первые называют новый цикл в честь какого-то животного.

Современное мнение церкви

Этот праздник приходится на время Рождественского поста, в период которого запрещено употребление в пищу мяса и молочных продуктов. Такая умеренная аскетичность идет вразрез с устоявшимися традициями, принятыми светскими людьми.

Сегодня Новый год стал символом одержавшего победу над умеренностью «культа потребления». Уставшие от тяжелой работы и тревог граждане стремятся полноценно развлечься, не отдавая отчетов о благочестивой норме и разрешая плоти совершать непотребности.

Ортодоксальные служители религии часто презрительно относятся к празднованию Нового года. Для них он есть бесовское и богомерзкое торжество, и их можно понять, если рассматривать ситуацию критично. Однако полное отрицание и видение в праздновании только греховность не совсем правильно.

Православный Новый год вполне закономерен, если избежать потребления алкоголя и отвратительного чревоугодия. Необходимо понимать, что он не является великим праздником, который приурочен к духовному или историко-общественному событию.

Церковь называет Новый год исключительно арифметической датой, которая позволяет определить веху земного существования, подвести суммарные итоги достижений и расстройств, а также спланировать будущее.

На заметку! В 20-е годы XX века большевистская власть яростно боролась с традицией установки и украшения праздничной ёлки на Новый год. Коммунисты ассоциировали это вечнозеленое дерево с Рождеством и, соответственно, религией. Разрешение на ёлки возобновились только в 1935 году.

Исторические корни

Различные человеческие эпохи справляли праздник в разное время. Этот критерий связывают как с историко-политическими предпосылками, так и желанием приспособиться к перемещению Солнца, Луны и других светил небосклона.

В православной традиции известно три Новых года.

  • Самый первый называли церковным Новолетием, оно праздновалось 1 сентября. В этот день Мессия вошел в священную синагогу Назарета и прочел слова пророка Исайи, возвеличивающие Господа и Его Сына. А 1 сентября 313 г. Великий император Константин одержал верх над своим врагом Максентием и издал документ, дарующий всем христианам полную свободу вероисповедания. Спустя 12 лет появилась традиция празднования Нового года как раз в первый день сентября.
  • Вторая дата приходится на 1 января (ст. ст.) и была официально утверждена в Российской империи (1700 г.) особым указом Петра Великого. Он взял за основу юлианский календарь, который изобрели во времена Юлия Цезаря.
  • Сейчас же общество живет в рамках григорианского летоисчисления, которое было введено Папой Григорием XIII в конце XVI столетия. В период гражданских столкновений 1918 года большевистская партия ввела этот календарь, чтобы противодействовать Церкви и создать некую «ловушку» для верующих. Последние должны воздерживаться, когда светское общество веселится, танцует и не отказывает себе в пище. При юлианском исчислении празднование не шло вразрез с Рождественским постом, а проходило после него.

Во всех мировых религиях присутствовала дата смены эпох и времен. Это показывает подсознательное стремление человеческой души ощутить соотношение проходящего времени и вечности, которая присуща нам при отсутствии мирских страданий.

Каждой личности необходимо видеть себя в определенных пространственных и временных рамках, знать, что он часть конкретной эпохи. В этом случае ему проще учится на ошибках прошлого и правильно выстраивать собственное будущее, благочестиво и смиренно живя в настоящем.

Интересно! Первого января почитают память христианского мученика Вонифатия, который вразумляет перед Всевышним пьяниц и хулиганов.

Обратите внимание

Согласно летописям, он принял мученическую смерть, проявив безграничное милосердие по отношению к христианским братьям. С помощью Ангела Хранителя он смог перенести самые страшные пытки, пока не был предан мечу.

Из его ран текла кровь, смешанная с молоком. Увиденное поразило многих, и они поверили во Христа.

Традиции празднования Нового года

Каждый обычай имеет собственную историю и несет специфический смысл.

  • В центре торжества всегда находится новогодняя ёлка — неотъемлемый атрибут праздника. Традиция украшать дома еловыми ветвями берет начало со времен Петра Великого, который стремился во всем подражать Европе.
  • Украшать вечнозеленое дерево начали в конце XIX столетия. Обычай был взят у немецкого народа. В древности на ёлки вешали яблоки, орехи и различные самодельные игрушки. Каждые такой объект символизировал что-то конкретное.
  • В Германии XVII столетия появились стеклянные шары, послужившие прообразом сегодняшних украшений. В городе Лауше в 1867 г. построили первое предприятие по изготовлению ёлочных игрушек.
  • В Скандинавии появилась традиция украшать верхушку дерева фигурой Спасителя, которую позднее заменили ангелом. В СССР на этом месте горела красная коммунистическая звезда. Однако в христианской традиции звезда ассоциировалась с моментом рождения Мессии близ города Вифлеема.
  • Мода на внешний облик украшений постоянно менялась. На смену блестящей мишуре приходили игрушки в серебристых тонах или сделанные из картона.
  • Ни один Новый год не обходится без подарков, которые заворачивают в красивые коробочки и кладут под ёлку ночью. Утром их находят дети, преисполненные радости. Легенда гласит, что дары приносит Дед Мороз, прообразом которого является преподобный Николай Угодник, со своею внучкою Снегурочкой. Последняя была придумана писателем А. Островским.

Особенности торжества

В новогоднюю ночь семьи собираются за роскошным столом, украшенным различными лакомствами. Люди стремятся выглядеть торжественно и одеться в новые яркие одеяния. В светском обществе принято встречать этот день с большим размахом, что позволит создать благоприятный задел на будущее.

  • Сейчас большое распространение получает празднование в кафе или ресторанах. Сюда приглашаются профессиональные ведущие, устраиваются интересные конкурсы и интригующие мероприятия.
  • Множество людей верит, что желания, загаданные во время боя курантов, исполняются. С 1970 года в России ввели традицию поздравления от лица главы государства.
  • В новогоднюю ночь запускают фейерверки, окрашивающие небо затейливыми рисунками. Люди ходят по городу с бенгальскими огнями и взрывают специфические хлопушки. Такая традиция была известна еще в Китае и символизировала изгнание злых духов.

Как праздновать православным

Верующие люди, практикующие молитвы и песнопения и выработавшие привычки смиренного времяпровождения, могут отмечать Новый год по традициям церкви.

  • 31 декабря человек может отслужить молебен Господу, даровавшему сил прожить этот цикл и стать ближе к благочестию.
  • 1 января — подходящий день для чтения Литургии о начале необходимой добродетели. Нужно смиренно просить Всевышнего о силах в перенесении всяческих тягостей.
  • Празднование может проходить в кругу семьи, но без нарушения поста. Общаться должно лишь на благочестивые темы, не отклоняясь в неразумное осуждение. Дарить любовь в этот праздник — высшая цель каждого православного верующего.
  • Нет нужды произносить тосты и пить алкоголь, правильнее будет прочтение отрывка из Священного Писания, склоняющее умы пришедших к благочестивым размышлениям.
  • Если из-за шума православным не удается уснуть в эту ночь, следует собраться вместе и пообщаться на религиозные темы за постным столом. Есть прекрасная возможность подвести итоги ушедшего года и спланировать подвижническую деятельность в будущем.
  • Религия поощряет золотую середину в делах, поэтому не следует относиться ко всему с особым фанатизмом или уходить в порочные крайности. Верующий, действующий от чистого сердца, способен наполнить этот нецерковный праздник духовным смыслом.

Важно! Чтобы сохранить дружбу и взаимопонимание с друзьями и родными, верующему разрешено вкусить скоромную пищу, но в небольшом количестве. Чувство меры превыше всего, так как послабление приведет к скорому падению в собственных глазах.

Новый год приходится на время Рождественского поста, поэтому православные люди должны внимательно смотреть на искушения, происходящие извне. Несмотря на непозволительное пиршество со стороны светского населения, верующий способен сделать этот день духовным, а также найти время для благодарения Господа.

Посмотрите видео об отмечании Нового года в православии

Янв 17, 2019 13:47Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/novyj-god-v-pravoslavii.html

Можно ли православному праздновать Новый год?

Православие ищет золотую середину и меру во всем, уверен иерей Андрей Чиженко.

Ответ, наверное, возможен такой: «Можно, если осторожно». Отметим, что в традиции нашего народа и частично в церковной у нас три Новых года.

Первый Новый год в богослужебном употреблении называется церковное новолетие. Он празднуется 1 сентября по старому стилю (14 сентября н. ст.). Данное церковное установление имеет историческое основание.

Во-первых, древние иудеи праздновали Новый год 1 сентября, и именно в этот день Христос вошел в синагогу своего родного города Назарет и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя… проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4:18, 19).

Во-вторых, потому что именно 1 сентября 313 года святой равноапостольный император Константин Великий одержал победу над своим противником Максентием, после чего государь византийский специальным документом – Миланским эдиктом – даровал христианам свободу исповедовать свою веру. Со времен Первого Вселенского Собора 325 года принято праздновать Новый год именно 1 сентября (ст. ст.). Потому годовой круг праздников и богослужений в Православной Церкви начинается 1 сентября.

Примечательно, что у древних славян, зависевших во многом от климата и природы, новый год начинался с марта, когда природа начинала пробуждаться от зимней спячки.

Второй Новый год 1 января ст. ст. (14 января (н. ст.) был утвержден в Российской империи указом Петра Первого в 1700 году. Этот календарь получил название «юлианского», потому что он впервые был введен Юлием Цезарем на территории Римской империи в 45 году до Рождества Христова.

Сейчас кроме Православной Церкви, оставшейся на юлианском летоисчислении, общество живет уже по третьему календарю – григорианскому, введенному Папой Римским Григорием XIII в 1582 году.

Важно

Таким образом, мы видим, что в различные эпохи человечество, включая и наш народ, праздновало Новый год в различное время. С одной стороны, это было связано с общественно-историческими предпосылками, с другой – с попыткой более точно приспособиться к движению Солнца, Луны и других небесных светил.

С точки зрения Нового года как праздника, Церковь, конечно же, его не запрещает. Ранее – по юлианскому календарю – праздновать его было удобнее: Рождество Христово, окончание поста и потом уже Новый год, именуемый сейчас старым Новым годом.

Но большевики, конечно же, из-за противоборства Церкви и в силу антирелигиозных кампаний ввели в 1918 году на территории союзных республик григорианский календарь.

И теперь Новый год уже является скорее «ловушкой», соблазном для истинного православного, который должен поститься, когда множество людей веселятся, танцуют и едят оливье и колбасы.

Итак, вопрос: «Можно ли праздновать Новый год?». 

Ответ: «Конечно же, можно». Но без излишеств, пьянства и чревоугодия. Мы должны помнить, что Новый год – не праздник в полном смысле этого слова.

К нему не привязано никакое духовное, историческое или общественное событие.

Это лишь арифметическая дата, позволяющая человеку оценить вехи своей земной жизни: с одной стороны, подвести итог своим достижениям и неудачам в прошлом году, а с другой – построить планы на следующий год.

Потому, конечно же, лучшим препровождением времени для православного 31 декабря и 1 января было бы богослужение.

Так, например, 31 декабря можно отслужить благодарственный молебен Богу за то, что Он сподобил прожить еще один год и дал все необходимое для жизни, а 1 января хорошо было бы встретить Божественной Литургией и молебном о начале всякого доброго дела или молебном на новый год, чтобы Господь даровал нам свое благословение на нашу жизнь в следующем году.

Совет

Можно отпраздновать Новый год в кругу родственников, близких, друзей. Только не нарушая поста. С рыбкой, с салатом из крабовых палочек вместо оливье. Можно и пообщаться, уделить свое внимание близким, подарить им свою любовь. Конечно же, удержитесь от пьянства, дискотек, танцев и прочего того, что не положено делать в пост.

Все хорошо в меру. И праздник должен быть без языческого разгула. Нужно понимать, что православие ищет золотую середину и меру во всем.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что уже с 1 января вплоть до Рождества Христова церковный устав предписывает строгий пост: следует принимать только пищу растительного происхождения.

Нужно усугубить пост, чтобы достойно встретить Рождество Христово.

Также не забудем, дорогие друзья, что 1 января по новому стилю в Церкви установлен день памяти святого мученика Вонифатия, которому молятся об избавлении от недуга пьянства.

Хочется всем нам пожелать, чтобы мы встретили 1 января колокольным звоном, свечечкой в храме и хрустящим снежком, а не с больной головой и тяжелым животом.  

Иерей Андрей Чиженко

Источник: https://pravlife.org/uk/node/4415

Почему христианам нельзя праздновать Новый год: правда это или миф

В канун новогодних праздников неизменно встаёт вопрос, а могут ли православные отмечать Новый год? Ведь это время Рождественского поста.

История вопроса

Чтобы понять, почему вообще возникает этот вопрос, необходимо обратиться к истории. 26 января 1918 года Россия перешла с юлианского календаря на григорианский, но Православная церковь осталась верна юлианскому календарю, вследствие чего и появились понятия «старый стиль» и «новый стиль».

По логике, Новый год наступает после Рождества, так и происходит, согласно григорианскому календарю в католических странах, и в России, согласно юлианскому, — тоже. Поэтому у нас есть Старый новый год, который следует за Рождеством, а его празднование приходится на Святки. Это время веселья и праздников, поэтому и вопрос, можно ли православным отмечать Старый Новый год, не стоит.

Не следует забывать и о периоде воинствующего атеизма, когда боролись с религией и религиозными праздниками во всех проявлениях, в том числе и с рождественской ёлкой. Совсем запретить ёлку вряд ли бы удалось, значимость и история этой традиции была в народе слишком велика, поэтому впоследствии её просто приурочили к другому празднику — Новому году.

После революции боролись не только с православными праздниками, но и их атрибутами

Обратите внимание

Мнение, что отмечать Новый год в ночь на 1 января по новому стилю нельзя, имеет как сторонников, так и противников. Среди аргументов против празднования не только факт длящегося в эти календарные дни поста. Часто отмечается неуёмность современного новогоднего веселья, вплоть до потери человеческого облика.

То есть исторически сложилось, что можно ли отмечать Новый год — это острый социальный вопрос, при решении которого важно понимать не только историю России, но и психологию людей. А также свою меру отвественности за принятое решение.

Как отмечать Новый год православным

Поскольку Новый год у нас всё-таки отмечается по григорианскому календарю (по новому стилю), у воцерквляющихся людей возникают сомнения по поводу уместности празднования этого праздника. Ведь это время поста, причем последние пять дней — строгого поста. Разве можно в это время веселиться?

Можно встретить разные мнения. Но всё же подавляющее большинство священников призывает относиться к празднованию Нового года терпимо.

У полностью воцерковленных семей всё просто — там готовятся к Рождеству. И именно оно является главным праздником со всеми атрибутами — наряженной ёлкой, подарками, праздничным столом и т. д.

Но часто в семьях кто-то является верующим, а кто-то нет, или семья только ступила на путь воцерковления, и могут возникнуть противоречия. В этом случае главное не то, что вы будете отмечать Новый год, а как.

  • Вы вполне можете нарядить ёлку, преподнести часть подарков детям (остальные оставьте на Рождество).
  • На стол приготовьте постные блюда, которые, кстати, могут быть очень вкусными и разнообразными.
  • Можете сделать смешанный стол, где будут присутствовать скоромные блюда для непостящихся членов семьи и гостей.
  • Выпить бокал шампанского или немного вина не запрещается, главное — не напиваться.
  • Продумайте программу праздника, чтобы всем было интересно, но чтобы веселье не превратилось во что-то непотребное.

Постные блюда тоже могут быть разнообразными и вкусными

Читайте также:  Могила матроны московской на даниловском кладбище

Во многих церквях в канун Нового года проходят богослужения, поэтому верующие могут побывать на службе и таким образом проводить старый год.

А первого января уже несколько лет проводится всероссийская акция «Муромская дорожка» в честь памяти русского святого Ильи Муромца. В программу обычно входят молебен, пробежка, спортивные мероприятия и чаепитие.

Первого января проводится всероссийская православная акция «Муромская дорожка»

Православным можно отмечать Новый год. Необходимо только соблюдать умеренность.

Источник: https://legkovmeste.ru/poleznye-sovety/pochemu-nelzya-prazdnovat-novyy-god-hristianam.html

Как православным встречать Новый Год?

Для людей делающих только первые шаги в Русской Православной Церкви возникает насущный вопрос – как встречать Новый год – самый […]

Для людей делающих только первые шаги в Русской Православной Церкви возникает насущный вопрос – как встречать Новый год – самый волшебный, пожалуй, и единственный по-настоящему сказочный праздник нашего атеистического детства?

Дело в том, что сие празднование приходится на Рождественский пост, который подразумевает исключение из рациона употребления мясной и молочной пищи. Однако, согласно нашей приходской традиции дозволяется вкушение рыбы (кроме среды и пятницы).

Важно

Такая умеренная православная аскеза, мягко говоря, идет вразрез с теми традициями встречи Нового года, которые приняты в светском мире.

Дело в том, что в нашем обществе победившего «культа потребления» Новый год становится главным символом этой сомнительной победы! Уставшие от работы и забот наши сограждане именно в эти дни имеют твердое намерение «оторваться по полной», «наесться до отвала из рога изобилия», «разрешить» торжество плоти! И как поступать православному человеку, который с одной стороны, желает твердо стоять на дисциплинарных предписаниях Матери-Церкви, но с другой – живет в окружении людей (в том числе и участников своей семьи), далеких от православных традиций?

Среди некоторых особо ревностных православных прихожан фигурирует крайне неодобрительное и презрительное отношение к Новому году – как к празднику «бесовскому» и «богомерзкому».

Причины такого отношения вполне понятны (выше об этом говорилось), однако, полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех тоже будет неправильно! Дело в том, что изначально Новолетие (церковнославянское название Нового года) – это во многом религиозный праздник! Во всех религиозных культурах мира во все времена пусть и в разных вариациях, но присутствовало празднование «смены эпох и времен» (так же, как праздники «первых плодов» и «осеннего урожая»)! Это отражает определенное интуитивное ощущение человеческой душой онтологического соотношения времени и вечности. Человеку необходимо структурировать время для целостного восприятия истории, необходимо чувствовать, видеть себя в этом пространстве. Человеческой культуре необходимо обозначать вехи, грани, находясь на которых человеку надлежит подумать о прошлом и будущем.

В Ветхозаветной церкви существовал Праздник труб (Лев. XXIII, 24 — 26; Числ. XXIX, 1 — 6), который совершался в первый день осеннего месяца тишри, седьмого в священном году евреев и первого в гражданском году. Он был праздником нового (гражданского) года, с которым совпадал еще праздник новомесячия, так как в первый день каждого месяца также было празднество у евреев (Числ.

XXVIII, 11 — 15). Эта традиция Новолетия была унаследована и Христианской Церковью. Вплоть до 1700 г. Новый год в нашей стране праздновался 1 сентября (14 сентября по новому стилю). Со времени государя императора Петра I Новый год стали праздновать 1 января (14 января по новому стилю).

Однако в дореволюционной России главным зимним праздником было, несомненно, Рождество Христово, а Новый год (приходившийся на время святок) был все-таки второстепенным праздником (как и ныне на постхристианском Западе).

Поскольку летоисчисление в Российской Империи (как и ныне в Российской Федерации) велось от Рождества Христова (а не Ленина или Вольтера), то согласно христианскому юлианскому календарю Новый год приходился на восьмой день после Рождества. И это было логично.

Совет

Однако, пришедшие к власти большевики-богоборцы, всеми силами стараясь уничтожить в народе христианскую веру, сместили акценты с Рождества на «советский» Новый год (который стал отмечаться по новому стилю), пытаясь создать некий светский аналог христианского праздника (точно так же, как Пасху пытались подменить Первомаем).

Более того, все символы, которые современные россияне воспринимают именно как «новогодние» символы, изначально – символы Рождества Христова: ель – символ жизни (как и зеленый цвет в христианской традиции), гирлянды и венчающая ель звезда – символ Вифлеемской звезды.

Изначально Новый Год, как и предшествующее ему Рождество Христово – добрый, семейный праздник, с праздничным столом.

На сегодняшний день Новый год для православных христиан – тоже добрый семейный праздник, однако с учетом того, что в наши дни он предшествует Рождеству и приходится (как мы уже говорили) на время Рождественского поста! Примечательно, что на 1 января (по новому стилю) выпадает память мученика Вонифатия, который согласно христианскому преданию ходатайствует перед Господом о вразумлении пьяниц и хулиганов.

Иногда даже от церковных людей мне приходится слышать сожаления, что, в отличие от многих Поместных православных церквей, Русская Православная Церковь так и не перешла на Григорианский календарь и в дни всеобщего гуляния и веселия верующие вынуждены выглядеть «белыми воронами».

Хочу сразу успокоить моих единоверцев – выглядеть белой вороной (пусть кому-то это покажется экстравагантным) лучше, чем быть пьяной свиньей! На мой взгляд, сохранение Рождественского поста в дни Новогодних праздников – есть предохранительный механизм для нас, православных христиан, от всего того «минометного» обстрела пошлости, похабщины, глупости и мерзости, которые выливаются на нас в эту ночь с экранов телевизора! К сожалению, многие из нас очень даже подвержены влиянию горящего экрана в «красном углу», который именно в эти дни начинает свое «особо увеселительное вещание». Но, мы, будучи понуждаемы воздерживаться от особых увеселений и беспечного времяпрепровождения требованиями церковной дисциплины, слава Богу, не попадем под этот «обстрел» в той мере, на которую он рассчитан – мы трезвимся, постимся, мы готовимся встречать Рождающегося Христа! Однако, если представить, что этого дисциплинарного заграждения не существует, у меня нет твердой уверенности в том, что православный мир сможет стойко и безукоризненно устоять перед атакой воинствующей пошлости. А ведь вполне светский афоризм гласит: «Как Новый год встретишь – так его и проведешь». Об этом тоже неплохо было бы вовремя вспоминать и уходить от советских привычек «праздновать». Ведь ежегодно в этот «большевистский праздник» только в Новосибирской области погибает порядка 100 человек.

Однако снова и снова повторю – православным нужно встречать Новый год, но делать это по-христиански. Во всех православных храмах в эти дни (31 декабря и 1 января) служится т. н.

Новогодний молебен («Молебное пение  на Новый год»), который в плане чиносовершения является «благодарственным молебном», но начинается литургическим возгласом священника «Благословенно Царство…» (в обычных молебнах – «Благословен Бог наш…») и заканчивается коленопреклоненной молитвой! В некоторых храмах существует традиция служения Божественной Литургии в полночь.

Обратите внимание

И православному человеку никакой светский мир не помешает придти на молебен или Божественную Литургию, начать новый временной отчет с молитвы ко Господу — «Как Новый год встретишь – так его и проведешь».

Смысл христианского празднования Новолетия – поблагодарить Бога за те благости, которые Он ниспослал нам в уходящем году, испросить у Господа разума для верного осмысления прошедшего лета своей жизни и испросить благословения на грядущий временной отрезок своего бытия.

Как в светском мире принято в конце года подводить некий итог того что сделано (писать пресловутые «отчеты» и т. д.

), подчеркивая успехи и осмысляя недоработки, одновременно создавая некоторые планы на год грядущий, так и верующий человек должен провести духовную «ревизию» прошедшего года! Только таковая оценка должна даваться не с точки зрения политической, экономической или социальной, а с точки зрения нашего спасения! Очень важно задать себе вопрос – что же случилось за прошедший год с нами и окружающими людьми; что качественно и по-сути мы можем и должны изменить в нашей жизни, чтобы стать ближе к Божественному свету разума («Возсия мирови Свет Разума»). Что должно исправить, признать ошибочным и греховным? Как переходя, пусть условную, но и очень важную черту, переосмыслить и переоценить свою жизнь?

Одновременно с анализом прошедшего временного отрезка имеется насущная потребность подумать о грядущем.

Будущее в большинстве случаев сокрыто от человека, кроме тех исключительных случаев, когда Господь по Своему Всеблагому Промыслу открывает праведникам это видение.

Однако, не зная будущего, мы имеем возможность обращаться к Господу с горячей молитвой о том, чтобы Он помог нам в Новом году духовно возрастать от силы к силе, меняться к лучшему, исполняя заповеди и преодолевать искушения и соблазны века сего.

Говоря о соблазнах и искушениях, необходимо ответить на вопрос – как поступать молодому человеку, ставшему православным христианином, в то время, когда старшие участники его семьи пусть и не по-свински но и совсем не по православному собираются встречать Новый Год (с знаменитым салатом-оливье и обилием мясной пищи)? Как вести себя молодой православной христианке, которая приглашена на вполне приличный, но все-таки светский корпоратив? Как не выглядеть белой вороной и тем самым не привести в смущение своих сослуживцев своим строгим, «постным» поведением?

Есть два варианта – можно полностью отказаться от празднования Нового года и с родственниками и с сослуживцами.

Важно

Но подобной «ревностью» мы можем обидеть своих ближних или привести таковых в крайнее недоумение… А на дворе пост и Новый год – семейный праздник – нужно сохранять мир и согласие! Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно ненавязчиво попросить маму приготовить постные блюда – рыбу.

Можно ночью и воздержаться от вкушения пищи. Православная девушка может помочь маме в приготовлении новогодних блюд и таким образом сделать два стола — постный и обычный, что и для парня, несомненно, будет «постным» поступком — смирения перед старшими и родными.

Участие в корпоративах тоже возможно без нарушения поста, т. к. в наш «век изобилия» новогодние столы иной раз ломятся от разнообразной снеди, включая рыбные и овощные блюда.

Православный человек вполне может поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями или своими сослуживицами, но знание меры и целомудренное поведение должно всегда являться объективной характеристикой православного человек. В конечно счете, никто вас не заставит сидеть за праздничным столом до пяти утра, можно уйти домой намного раньше или, если дома – в свою комнату.

В то же время надо помнить, что осуждение – главное нарушение любого поста, а потому православный человек, держащий пост в Новогоднюю ночь, должен с уважением относиться к тем, кто не постится – по здоровью ли, по каким-то другим причинам.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества.

Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех прекратить торжество.

Однако, бывают такие ситуации, когда, как кажется, невозможно отказаться от скоромного угощения – в кругу семьи или на работе, ибо своим отказом православный верующий может обидеть радушную родительницу или выпускницу кулинарного техникума.

Совет

И что же делать в этом случае? Конечно, ни один православный священнослужитель не скажет, что нужно нарушать пост! Каждый, кто попадает в такую ситуацию, должен поступать сообразно своей совести и разумению, при этом неся персональную ответственность за принятое им решение.

Мир и взаимопонимание – самые драгоценные реалии любой семьи или профессионального коллектива и христианская вера вовсе не настаивает на том, чтобы во имя исполнения некоторых дисциплинарных постановлений (как то: пост) нужно рисковать этим миром и взаимопониманием.

И здесь необходимо вспомнить евангельские слова – «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2: 27), т. е. — пост для человека, а не человек для поста.

Нужно особо подчеркнуть, что формальное нарушение поста в данном случае должно стать вынужденной мерой, а не потаканием своим «гастрономическим» страстям. Во имя сохранения мира и взаимопонимания человек вынужден в данном случае вкусить скоромную пищу (котлетку или салат-оливье), однако и здесь необходимо использовать чувство меры и ограничиться немногим.

Абсолютно недопустимо, чтобы вследствие такого вынужденного послабления человек совсем забыл про пост и предался объедению и пьянству.

Наоборот – до праздника Рождества остается почти неделя и есть возможность восполнить это вынужденное отступление путем усугубления личного поста с учетом того, что, согласно Уставу, со 2 по 6 января вкушение рыбы уже не благословляется.

Празднуя Новый год в светской среде, православный человек должен помнить замечательный принцип, указанный апостолом Павлом – «Не дать повод ищущим повода» (2 Кор. 11: 12).

С одной стороны не окунаться в светский мир повального объедения и пьянства, с другой стороны – не вести себя подобно фарисеям, слепо исполняя закон, забыв при этом цель и предназначение всех внешних аспектов нашей религиозной жизни! Главное встречать Новый год с молитвой, в кругу семьи, сохранять мир, допуская веселье, но при этом не терять чувство меры.

Обратите внимание

Как и в любые иные праздники, нужно помнить о тех, кого поздравить некому. Одинокий сосед или пожилая прихожанка вашего храма, многодетная семья, которой трудно выкроить средства на хороший подарок детям! Вокруг нас множество людей, которых некому поздравить с Новым годом и грядущим Рождеством. А в дни всеобщего праздника одиночество – острее, чем всегда.

И если в эти праздничные новогодние дни православные молодые люди найдут время на то, чтобы поздравить одинокого и больного человека – это будет правильно, это будет достойно, это будет по-православному. Аминь.

Источник: https://pravoslavie.fm/articles/kak-pravoslavnym-vstrechat-novyy-god/

Новый год по-православному

Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него!

Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать Новый год в Рождественский пост?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет».

Читайте также:  Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в москве

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд.

Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово

Говорить же сегодня о переносе даты начала Рождественского поста или Рождества, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством.

В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо.

Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:

«Новый Год – это пародия на Рождество Христово. Известно, что греческое слово “антихрист” означает не только “противо-Христос”, но и “прежде-Христа”.

Важно

Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является “антихристовым” в чистом виде»

Ни много ни мало – все те, для кого Новый год праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки.

Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням.

Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.

Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру – то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.

«Ты что, уже с утра празднуешь?» – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.

Совет

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен церковью в день древнего торжества Ивана Купалы.

Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось.

Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот – в памяти, что пред Богом ходим.

Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь  выше поста», – говорил святитель Тихон Задонский.

Не понимать этого – значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой.  Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Обратите внимание

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова.

Как?

Да очень просто.

Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве святитель Николай подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с Николая Чудотворца списан.

Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась.

Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать.

И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

Вместо же мирского тоста рекомендую вот эти слова митрополита Антония Сурожского прочесть:

«Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо.

Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Важно

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Вы прочитали статью Новый год по-православному

Источник: https://www.pravmir.ru/novyj-god-po-pravoslavnomu/

О праздновании христианами гражданского нового года

При­бли­зи­лось празд­но­ва­ние граж­дан­ско­го Но­во­го го­да, и в Церк­ви вновь ожи­ва­ют спо­ры: сто­ит ли от­ме­чать этот празд­ник и ес­ли от­ме­чать, то как это сле­ду­ет де­лать?

Ко­неч­но, пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну чуж­до пья­ное ве­се­лье под теле­ви­зи­он­ные за­вы­ва­ния и про­слав­ле­ния но­во­го «га­да»: мы­ши, кры­сы, сви­ньи и пр. скот­ских кра­сот буд­дист­ско­го ка­лен­да­ря.

С дру­гой сто­ро­ны в на­ших се­мьях мно­го нево­цер­ко­в­лен­ных да и про­сто неве­ру­ю­щих лю­дей. Для них всё это буй­ство – празд­ник. При­чем, по­жа­луй, един­ствен­ный дей­стви­тель­но об­ще­на­род­ный празд­ник, ко­гда все рос­си­яне чув­ству­ют еди­не­ние по ней­траль­но­му по­во­ду.

Для боль­шин­ства неве­ру­ю­щих рос­си­ян все ка­лен­дар­ные во­сточ­ные «га­ды» – лишь ми­лая эк­зо­ти­ка, а празд­ник – по­вод к ве­се­ло­му об­ще­нию.

При­чем да­ле­ко не все­гда ал­ко­голь­но­му: лю­ди вы­ез­жа­ют на при­ро­ду, устра­и­ва­ют экс­кур­сии, на­ве­ща­ют род­ствен­ни­ков и т. п.

Да­же сло­жи­лась тра­ди­ция, иду­щая еще от до­ре­во­лю­ци­он­но­го празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­сто­ва, от­ме­чать этот празд­ник в се­мей­ном кру­гу.

Пло­хо ли это? Нет. Греш­но ли нам так празд­но­вать Но­вый год: се­мей­ным за­сто­льем, лыж­ны­ми про­гул­ка­ми в зим­нем ле­су и пр.? Ду­маю, то­же нет.

Но ведь пост идёт?

Совет

Во-пер­вых, стро­гий пост, ис­клю­ча­ю­щий по мо­на­стыр­ско­му уста­ву ры­бу, елей и ви­но (от­ме­тим, что для ми­рян ду­хов­ни­ки все­гда де­ла­ли по­слаб­ле­ние пи­ще­вой стро­го­сти Уста­ва, на­пи­сан­но­го для па­ле­стин­ских ино­ков) на­чи­на­ет­ся со 2-го ян­ва­ря.

Во-вто­рых, здесь сра­зу на­до от­ме­тить, что для хри­сти­а­ни­на в дан­ном слу­чае важ­но да­же не то, что мы празд­ну­ем (по­вод ведь ней­траль­ный – ка­лен­дар­ное на­ча­ло го­да), а как мы это де­ла­ем. И не так важ­но, есть пост или нет.

Мож­но ведь и на Пас­ху на­пить­ся по «со­вер­шен­но цер­ков­но­му» по­во­ду, на «за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях» уни­что­жая ки­ло­грам­мы кол­ба­сы и са­ла­тов и всю неде­лю вме­сто ли­ко­ва­ния в хра­ме му­чить­ся от по­хме­лья и пе­ре­еда­ния.

Сле­до­ва­тель­но, празд­но­ва­ние пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на все­гда бу­дет со­про­вож­дать­ся неким воз­дер­жа­ни­ем, неза­ви­си­мо от ме­ню и ка­че­ства пи­щи.

По­это­му для хри­сти­а­ни­на не во­прос, что есть и пить в Но­вый Год. Мо­ре­про­дук­ты, фрук­ты и ово­щи най­ти не труд­но.

Да­же не про­бле­ма, смот­реть теле­ви­зор или нет – во мно­гих се­мьях смот­рят толь­ко об­ра­ще­ние Пре­зи­ден­та, и пер­вые несколь­ко ми­нут раз­вле­ка­тель­ных про­грамм.

За­тем про­дол­жа­ет­ся жи­вое об­ще­ние, а «ящик» лишь жуж­жит фо­ном для бе­се­ды или вы­клю­ча­ет­ся во­все.

Ины­ми сло­ва­ми – мож­но от­празд­но­вать вме­сте с нево­цер­ко­в­лен­ны­ми род­ствен­ни­ка­ми Но­вый Год и не на­ру­шить Уста­ва Церк­ви.

Обратите внимание

Толь­ко на­до до­ба­вить очень важ­ную часть празд­но­ва­ния – мо­лит­ву. Ведь для хри­сти­а­ни­на празд­ник это по­вод для су­гу­бой мо­лит­вы.

Освя­тить мо­лит­вой на­сту­па­ю­щий год, к ко­то­ро­му все мы, как граж­дане стра­ны, жи­ву­щей по но­во­му сти­лю, име­ем от­но­ше­ние, наш хри­сти­ан­ский долг и пе­ред со­бой, и пе­ред сво­и­ми неве­ру­ю­щи­ми со­оте­че­ствен­ни­ка­ми.

По­это­му есте­ствен­но сло­жи­лась тра­ди­ция со­вер­шать Но­во­год­ний мо­ле­бен ли­бо по­сле ве­чер­ней служ­бы 31 де­каб­ря, ли­бо по­сле ли­тур­гии 1 ян­ва­ря.

Есть да­же хра­мы, где за по­след­ние го­ды сло­жи­лась тра­ди­ция слу­жить ли­тур­гию пря­мо в ночь с 31 на 1-е ян­ва­ря, за ко­то­рой же­ла­ю­щие мо­гут на­чать Но­вый Год при­ча­ще­ни­ем Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин.

По мо­им на­блю­де­ни­ям, в эту ночь бы­ва­ет до 20 при­част­ни­ков.

Мно­гие при­хо­дят це­лы­ми се­мья­ми, с детьми раз­но­го воз­рас­та, а за­тем в тра­пез­ной хра­ма вку­ша­ют пост­ную тра­пе­зу с шам­пан­ским и доб­рой бе­се­дой на­чи­на­ют но­во­год­ние тор­же­ства, ко­то­рые по­том пе­ре­хо­дят из хра­ма в до­ма при­хо­жан.

Пре­об­ра­жа­ю­щая си­ла Церк­ви

Итак, для нас важ­но как мы встре­тим празд­ник: и пра­во­слав­ный, и 1-е ян­ва­ря, и дру­гие, сло­жив­ши­е­ся в нехри­сти­ан­ском об­ще­стве па­мят­ные да­ты. Не сто­ит бо­ять­ся де­лать их мис­си­о­нер­ским ору­жи­ем Хри­сто­вой Церк­ви, ина­че они ста­нут ору­ди­ем нехри­сти­ан­ских сил.

Вспом­ним, как Цер­ковь по­сте­пен­но вы­тес­ня­ла язы­че­ские обы­чаи и празд­но­ва­ния хри­сти­ан­ски­ми и так во­цер­ков­ля­ла нео­фи­тов, во мно­же­стве при­шед­ших по­сле Ми­лан­ско­го Эдик­та (IV в.).

Ведь и сам празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва за­ме­нил со­бой язы­че­ский день «непо­бе­ди­мо­го солн­ца», и мас­ле­ни­ца со свят­ка­ми, вой­дя в цер­ков­ный ка­лен­дарь, пе­ре­ста­ла быть про­слав­ле­ни­ем язы­че­ских бо­жеств.

Важно

Для Церк­ви каж­дый день – это пол­но­цен­ный празд­ник при­шед­ше­го в мир Хри­ста Спа­си­те­ля, по­это­му лю­бой день на­пол­ня­ет­ся при необ­хо­ди­мо­сти тем или иным мис­си­о­нер­ским со­дер­жа­ни­ем для удоб­ства обу­че­ния чле­нов Церк­ви ос­но­вам ве­ры и бла­го­че­стия.

По­это­му сто­ит не раз­ра­жать­ся гнев­ны­ми об­ли­че­ни­я­ми в адрес но­во­мод­ных празд­ни­ков, от­да­ля­ясь от на­ших со­оте­че­ствен­ни­ков и за­кры­вая от них бо­гат­ство и кра­со­ту Пра­во­сла­вия, а мо­лить­ся в эти дни, пом­ня, что мы са­ми неда­ле­ко от них ушли и в во­про­сах нрав­ствен­но­сти, и в люб­ви к Бо­гу.

На­ше сви­де­тель­ство о Пра­во­сла­вии долж­но вы­ра­жать­ся в стрем­ле­нии к осмыс­лен­ной мо­лит­ве в хра­ме, хо­ро­шем зна­ком­стве со свя­то­оте­че­ским на­сле­ди­ем, зна­нии цер­ков­ных ка­но­нов и уста­нов­ле­ний и при­ме­не­нии их в по­слу­ша­нии свя­щен­но­на­ча­лию.

По мо­е­му мне­нию, на­до Ев­ха­ри­сти­че­ски пре­об­ра­жать суть но­вых празд­ни­ков, ра­зум­но празд­нуя «Но­вые Го­да», «Вось­мые Мар­та» и «Дни Свя­то­го Ва­лен­ти­на». И то­гда да­же не при­дет­ся ис­кус­ствен­но пе­ре­но­сить суть этих празд­ни­ков (на­ча­ло го­да, ува­же­ние к жен­щи­нам, ра­дость влюб­лен­ных и пр.

) на дру­гие дни. Нуж­но дать воз­мож­ность ма­ло­во­цер­ко­в­лен­ным лю­дям прид­ти в эти дни в храм, услы­шать доб­ро­же­ла­тель­ную про­по­ведь, по­чув­ство­вать дух Люб­ви Хри­сто­вой и ра­до­сти.

И ес­ли лю­ди по­чув­ству­ют на­шу лю­бовь, про­ник­нут­ся до­ве­ри­ем к сво­им пас­ты­рям, то и празд­ни­ки бу­дут ими празд­но­вать­ся по-дру­го­му.

Язы­че­ская и нехри­сти­ан­ская ше­лу­ха с этих празд­ни­ков спа­дет, и мы бу­дет по­здрав­лять друг дру­га не с но­вым «га­дом», а все мы встре­тим но­вый граж­дан­ский год в еди­не­нии ве­ры и мо­лит­вы.

игу­мен Си­лу­ан (Ту­ма­нов)

Источник: https://azbyka.ru/days/p-o-prazdnovanii-hristianami-grazhdanskogo-novogo-goda

Новый год по-православному

Отметить Новый год по-православному можно!
Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать Новый год в Рождественский пост?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет».Возможно ли сочетание того и другого?Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:5-7).Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Читайте также:  Житие святого преподобного чудотворца александра свирского

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд.

Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово
Говорить же сегодня о переносе даты начала Рождественского поста или Рождества, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством.

В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо.

Совет

Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:«Новый Год – это пародия на Рождество Христово. Известно, что греческое слово “антихрист” означает не только “противо-Христос”, но и “прежде-Христа”.

Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является “антихристовым” в чистом виде»Ни много ни мало – все те, для кого Новый год праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру – то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.«Ты что, уже с утра празднуешь?» – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.се мы прекрасно знаем, что, например, праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен церковью в день древнего торжества Ивана Купалы. Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8).Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот – в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь выше поста», – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого – значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова.Как?Да очень просто.Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве святитель Николай подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с Николая Чудотворца списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.Вместо же мирского тоста рекомендую вот эти слова митрополита Антония Сурожского прочесть:«Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

протоиерей Александр Авдюгин

Новый год: отметить так, чтобы назавтра не мучила совесть

Преддверие Нового года приносит с собой множество вопросов и сложностей, в эти дни на наш сайт поступает много вопросов о том, как провести этот праздник. С одной стороны, все мы привыкли тепло и радостно отмечать Новый год с раннего детства.

Но ведь празднование нового года – это то время, когда еще вовсю идет Рождественский пост, когда уже наступают дни строгого поста перед главным праздником этого времени – Рождеством Христовым.

Новый год – это время веселья, однако именно в новогодню ночь больше, чем в любой другой праздник погибает людей: замерзают на улицах, попадают в аварии, погибают и у себя дома… Даже самое мирное семейное празднование, как правило, сопровождается включенным телевизором с полупристойными программами.

О том, как православному человеку встретить Новый год, не обидев домашних и не нагрешив, мы попросили рассказать протоиерея Александра Ильяшенко, председателя редакционного совета нашего сайта, отца 12 детей.– Новый год – это праздник гражданский, но в котором церковные люди могут принимать участие.

Традиция отмечания новолетия очень древняя, и она существовала еще до возникновения христианства. Дата празднования нового года несколько раз менялась. Нельзя сказать, что Церковь придает исключительно важное значение празднованию Нового года, нужно отдавать дань тому, что этот праздник празднуется исстари.

Дата Нового года – это время подведения итогов, возможность принести Богу благодарность за прошедший год, попросить Божией помощи на год наступающий – поэтому в Православной Церкви есть и молебен на начало Нового года, который 31 декабря служится во многих храмах.Новый год – это и праздник, когда люди собираются вместе.

Обратите внимание

В наше время, когда жизни людей так разобщены, это очень хорошая возможность и повод собраться вместе с близкими сердцу людьми.

– Отец Александр, а как отметить Новый год так, чтобы это отмечание не противоречило тому, что идет пост и начинается строгая неделя поста перед Рождеством Христовым?– Мой духовник на этот вопрос отвечает так: нужно отмечать так, чтобы на следующий день можно было причаститься.

Можно собраться, приготовить что-то вкусное, можно и выпить немного, посидеть в кругу семьи и отметить так, чтобы не мучила потом совесть. Для людей верующих, стремящихся жить полной церковной жизнью, естественно стремление связать каждое важное событие своей жизни с Божественной Литургией, церковной молитвой и участием в Таинствах Церкви.

Такая добрая и благочестивая традиция есть, но, она не является обязательной, и должна сообразоваться с возможностями человека.– А вы отмечаете Новый год?– Да, мы празднуем, но празднуем скромно. В семье моих родителей – семье нецерковной – это был любимый нами праздник, мы собирались очень тепло и уютно, всей семьей. И в нашей семье мы отмечаем, но скромно.

– Батюшка, на таких семейных встречах православный человек, как правило, оказывается в кругу своих неверующих родственников. И встает проблема скоромного стола и спиртных напитков…– Непостный стол – это, конечно, сложность. Если человек может принять участие в подготовке новогоднего стола, то пусть сам и приготовит несколько постных блюд.

Новогодний бокал поднять можно, может быть и не один, но тут нужно руководствоваться словами апостола Павла: «Все мне позволено, но не все полезно, все мне позволено, но ничто не должно обладать мною».

– А если кто-то из домашних настаивает на том, чтобы мы отведали его кулинарные находки, совсем не постные?…– В таком случае из двух зол надо выбирать меньшее: что для человека меньшее зло – Или ты обидишь ближних или нарушить пост, но тогда придется в этом покаяться.

– Обидеть ближнего, конечно, большее зло…– Думаю, что этот выбор каждый должен сделать сам, потому что зло большее – индивидуально в каждой ситуации. Хватит ли у нас юмора, любви к ближним, чтобы соблюсти пост так, чтобы родные не обиделись? Потому что можно отказаться от скоромных блюд с таким тактом и любовью, что домашние не обидятся.

И хватит ли у нас любви, чтобы отказаться так, чтобы не обидеть домашних? Или, может быть, человек так уже хочет отведать пирога наконец, что он говорит, что родные обидятся?– Современный новогодний стол нередко из теплой встречи родственников перерастает в полупристойные разговоры, шутки, бесконечный телевизор..– В таких случаях нужно стараться взять инициативу в свои руки. Если это семейное празднование, а не поход в компанию, о которой заранее известно, что празднование там будет малопристойным, то нужно подготовиться заранее. Найти хороший фильм, который всем будет интересно посмотреть, продумать возможные темы разговоров, найти, что самому рассказать интересное, подготовиться к празднику, чтобы было интересно всем и чтобы это было все благопристойно.– Батюшка, а если вся семья православная, муж и жена верующие, в семье подрастают дети. Супруги не против того, чтобы не отмечать Новый год вообще, но, может быть, все же стоит хоть немного отпраздновать, чтобы дети не чувствовали себя лишенными праздника?– В нашей семье елку наряжают все-таки перед Рождеством, не к Новому году. Все главное у нас в доме связано с Рождеством. И в детском сознании важно не размыть исключительность Рождества. До революции ситуация, конечно, была гармоничнее: Рождество праздновалось до Нового года. А после революции все те празднования, которые раньше были Рождественскими, перенесли на Новый год, чтобы все рождественские празднования вытеснить из сознания и уклада народа.

Так что думаю, что маленький подарочек подарить ребеночку можно, но главное празднование должно быть рождественским.

протоиерей Александр Ильяшенко

Источник: https://nevskysobor.ee/index.php/pravoslavnoe-verouchenie/velikij-post-2019/vtoraya-sedmitsa/17-verouchenie/182-novyj-god-po-pravoslavnomu

Ссылка на основную публикацию