Можно или нет есть православным конину

Почему русские не едят конину?

Мы привыкли есть говядину, свинину, баранину, курятину. А вот конину или колбасу из нее редко встретишь даже просто в продаже. Почему? Разве это не такое же мясо, как всякое другое? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется…

Панацея для кочевников

В Средней Азии, например, конину ели с глубокой древности. Обычай этот ввели кочевые племена. Во-первых, лошади всегда были под рукой, во-вторых, их мясо быстро усваивается и обладает согревающим эффектом.

Медики утверждают, что конина самое экологически чистое мясо, в нем самое высокое содержание белка при идеальном балансе аминокислот. Оно снижает количество холестерина в крови, регулирует обмен веществ в организме и даже нейтрализует последствия радиации. Кроме того, оно содержит массу полезных витаминов и микроэлементов.

Словом, конина вполне способна заменить полноценный пищевой рацион. И еще – она является гипоаллергенной и ее вполне можно давать детям.

Кто ест конину, а кто – нет?

Обратите внимание

Но, кроме азиатов, далеко не все народы готовы употреблять конину в пищу. В некоторых странах Западной Европы мясо лошадей считают отвратительным на вкус. По мнению историков, этот миф связан с нашествием Наполеона на Россию. Во время отступления французских войск голодающие солдаты были вынуждены есть лошадиную падаль, используя порох вместо специй.

Многие из них отравились… Хотя в наши дни во Франции и Германии конское мясо добавляют в колбасу. В Испании его можно встретить в продаже во всех крупных супермаркетах. Отдельные блюда из конины готовят в Бельгии, Италии, Сербии, Словении, Японии. В Венгрии же специально разводят лошадей на мясо.

В некоторых католических странах еще со Средних веков существует запрет на употребление конины, введенный германским архиепископом Бонифацием и Папой Римским Григорием III для миссионеров. Дело в том, что в Древней Скандинавии употребление конины было частью языческого культа бога Одина.

В 1000 году отцам церкви удалось «заманить» Исландию в лоно христианства только пообещав не вводить запрет на поедание конины – уж очень исландцы ее любили! Собственно, она была основой их питания. Правда, впоследствии запрет все равно был введен. Однако до наших дней он так и не дожил, и сейчас конское мясо очень популярно в Исландии.

Иудеи также не едят конину по религиозным соображениям: им можно употреблять лишь мясо жвачных и парнокопытных животных, например, коз, коров и овец. В Англии и США запрещено есть мясо «спортивных» животных. Кроме того, многие европейцы опасаются есть конину, так как полагают, что там содержатся вредные вещества – препараты, которые вводят лошадям.

В Австралии и Новой Зеландии конина не входит в кодекс пищевых стандартов, определяющих понятие «мясо». Цыгане, а также жители Индии и Бразилии отказываются есть лошадей, так как считают их своими «братьями меньшими».

Конина – это не по-русски?

Что же мешает наслаждаться кониной нам, русским? Прежде всего, те же религиозные традиции. Православный канон прямо утверждает, что «все нечистое разрешается есть во время голода (нужды). А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов.» Но дело не только в христианских запретах.

Испокон веков лошади использовались русскими в качестве помощников – тяглового и ездового средства. Ведь корову или свинью не запряжешь в телегу или сани! Поэтому относились к лошадям, как к собакам и кошкам: первые сторожат дом, вторые ловят мышей… Есть их было просто не принято.

Важно

Но все же в голодные времена, например, в Гражданскую войну, во время голода 30-х годов в Поволжье или во время Великой Отечественной, мясо лошадей употребляли в пищу – а куда деваться! Но в обычное время этого старались не делать. Существует и еще одна объективная причина, мешающая нам иметь конину на своем столе: для массового разведения лошадей требуются очень большие пастбища.

Их нельзя держать в стойлах дольше 15-20 дней (период откорма), иначе ухудшатся вкусовые качества мяса. Сегодня основными поставщиками конского мяса являются Монголия, Казахстан и Киргизия. Казахская конина считается самой вкусной. Разводят «мясных» лошадей и в России, например, в Башкирии, на Алтае, в Якутии.

В принципе, никто не осудит вас, если вы захотите полакомиться относительно редким и дефицитным конским мясом в качестве деликатеса. Но вряд ли большинство россиян готовы есть его регулярно, разве что найдутся любители…

Источник:  russian7.ru

Источник: http://russiantourism.ru/secrets/secrets_21054.html

Можно или нет есть православным конину – Молитвы

Мясо лошадей с незапамятных времен употребляется в пищу. Больше всего для этих целей подходят подросшие жеребята и молодые лошади в возрасте до 3 лет. Самой ценной кониной считается мясо жеребнка в возрасте от 9 месяцев до года. Конина — довольно жесткое мясо, поэтому ее варят около 2 часов.

Вкус конины специфический. Отношение к употреблению мяса лошадей у различных народов неоднозначно. Она является традиционным продуктом питания у некоторых кочевых народов. У тюркских и монгольских народов она была и остается важной частью рациона. В особом почете конская колбаса (казы-карта, а также чучук) и кисломолочный напиток из лошадиного молока — кумыс.

В Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) из этого мяса готовят национальные блюда, которые считаются деликатесом. Кстати, даже там бульон после варки конины в пищу не употребляют, так как считается, что это может привести к расстройству пищеварения. А вот в Туркмении конину есть запрещено.

Во многих англоязычных странах есть конину не принято. Исключение составляет разве что Канада. Табу на употребление мяса лошадей содержится у цыган, индусов, бразильцев. Испанцы хотя сами и не едят конину, являются крупным поставщиком как самих животных, так и мяса из них.

Среди многих европейцев существует убеждение, что конина омерзительна на вкус. Вполне вероятно, что такое убеждение было распространено солдатами армии Наполеона Бонапарта, которые во время отступления в 1812 году ели мясо павших лошадей, да еще использовали вместо соли порох, что приводило к довольно серьезным отравлениям.

У арабов употреблять в пищу конину не приветствуется, хотя жесткого запрета не существует. В этом отношении она относится к так называемому «макруху».

Только у евреев существует жесткое табу на употребление конины.

Несмотря на распространенность лошадей, конина в производстве не так дешева, как может показаться. Для получения конины осуществляют пастбищное разведение, а это требует больших площадей. Стойловое содержание не может продолжаться более 15-20 дней в году, так как более длительное содержание очень сильно ухудшает вкусовые качества мяса и его консистенцию.

Именно по этой причине конина не получила распространения в оседлых земледельческих культурах. Причем существует даже закономерность, согласно которой ценность мяса лошадей зависит от местных природно-географических условий, а точнее, от наличия площадей под пастбища.

Совет

Так, у японцев в Средние века стоимость блюда из конины была баснословной и позволить его себе могли только даймё — самые богатые жители этой страны.

В России производство конины развито слабо, и употребляют ее преимущественно в регионах, где у населения существуют соответствующие традиции. Иногда ее добавляют при изготовлении некоторых сортов колбас, чтобы придать пикантный вкус, вязкость и упругость. Во Франции и в Германии конину добавляют в некоторые сорта копченых колбас.

Пищевая ценность конины (на 100 г)

  Калорийность, ккал   167  
  Белки, г 19,5
  Жиры, г 9,9
  Вода, г 69,6
  Зола, г 1,0
  Калий, мг 370
  Кальций, мг   13
  Магний, мг 23
  Натрий, мг 50
  Фосфор, мг 185
  Сера, мг  195 
  Железо, мг 3,1
  Медь, мкг  206 
  Марганец, мкг   30
  Кобальт, мкг 3
  Витамин В1 (тиамин), мкг 70
  Витамин В2 (рибофлавин), мкг 100
  Витамин Е (токоферол), мг 0,8
  Витамин РР (никотиновая кислота), мг 3,0
  Витамин РР (ниациновый эквивалент), мг   6,2

Конина в кулинарии

Из конины можно приготовить не меньше блюд, чем из говядины или баранины.

У тюркских народов имеется множество рецептов приготовления конины, во многие из которых входит еще кумыс.

Татары предпочитают готовить это мясо с луком и зеленью. В Японии, Бельгии и Франции его замораживают, нарезают тонкими ломтиками и подают сырой. Право, нарезанная таким образом конина с острым соусом и зеленью сведет с ума даже гурмана.

Чтобы сделать мясо менее жестким, его маринуют в уксусе с чесноком и черным перцем. Приготовленную (вареную, тушеную, жареную) конину подают с овощами (картофелем, капустой и т.д.), вареными крупами и салатами из свежих овощей.

Конина — полезное мясо. белка в ней доходит до 25%, поэтому она показана при дефиците белка в рационе, мышечной дистрофии, как компонент восстановительного (после перенесенной болезни или операции) питания.

Жира и холестерина в ней очень немного, так что она не имеет противопоказаний при ожирении и заболеваниях сердечно-сосудистой системы, более того, она оказывает антисклеротическое действие. Однако при этом следует иметь в виду, что жир у лошадей откладывается преимущественно на ребрах и в брюшной части, поэтому мясо оттуда имеет наибольшую калорийность (до 500 ккал/100 г).

Чем старше лошадь, тем выше содержание жира в ее мясе.

Конина богата витаминами, аминокислотами и минеральными элементами. По содержанию молибдена и кальция она на первом месте среди других видов мяса. Издревле известны «согревающие» свойства конины.

К слову сказать, полезна не только конина, но и кумыс, и другие продукты из лошадиного молока. Помимо витаминов и минеральных элементов в молоке лошадей содержатся антибиотики и другие вещества, которые благоприятно сказываются на пищеварении и препятствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта. В кумысе очень много витамина С.

Несмотря на всю пользу, злоупотреблять кониной не следует. Чрезмерное употребление этого вида мяса может привести к развитию заболеваний костей, а также сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Мясо и мясные продукты

Зайчатина Козье мясо Конина
Крольчатина Оленина Печень

Источник: https://zdips.ru/pitanie/myaso/1803-konina-polza-i-vred.html

Скверноядение: какую пищу нельзя есть православным ни при каких условиях

Пищевые запреты издревле существовали у многих народов, даже у языческих, но больше всего их было у древних иудеев. О них написано в Ветхом Завете, где Бог даёт Моисею и Аарону повеление никогда не вкушать «скверную» пищу, и приводит целый список животных, которых нельзя есть.

Можно употреблять в пищу только животных, которые «жуют жвачку». Животные также должны иметь раздвоенное копыто. Морская и речная рыба – должна была быть покрыта чешуей, а птица – перьями. Творец запретил евреям даже прикасаться к «нечистым» животным: «и к трупам их не прикасайтесь».

Особо подчеркивается, что нельзя употреблять в пищу мясо тушканчиков и зайчатину.

Книга Левит содержит запреты на употребление в пищу падальщиков и хищников, в том числе ворон, сов, филинов, чаек. Нельзя была есть мясо вполне обычных птиц вроде удодов, страусов, цапель, лебедей.

Обратите внимание

К нечистым животным относились также всех хищники, животные, у которых отсутствуют копыта, лягушки и ящерицы, змеи, летучие мыши, грызуны и насекомые.

Объяснить этот запрет ясно и точно до сих пор никто не может, а раввины сходятся на том, что запретная пища «оскверняет кровь и замутняет рассудок».

В православии запреты минимизированы

Христианство практически полностью отказалось от пищевых запретов. Основополагающими в этом стали слова Христа: «…не входящее во устa сквeрнитъ человѣ́кa: но исхoдящее изо устъ, тo сквернитъ челoовѣ́кa» (Мтф.15:11). Но кое-какие запреты все же сохранились.

До сих пор православным запрещено есть: – идоложертвенное, то есть то, что язычники подносят в жертву своим идолам, невзирая на то, что именно они преподносят: печенье, хлеб конину или тушу быка; – кровь как субстанцию, в которой содержится душа животного; запрет этот тоже явно призван внушить отвращение к языческим обрядам и обычаям; – мертвечину, то есть животных, которые умерли своей смертью, пали от болезни или были убиты бескровным путем. Некоторые сюда же относят зверохищное – животных, убитых хищниками. – удавленину – как частный вариант бескровной жертвы и как подтверждение запрета на употребление крови, которая при таком способе убийства животного остается внутри. Под этот запрет попадают и животные, попавшие в силки.

Нарушение этих запретов стало называться «скверноядением», а люди, которые нарушали запрет, подвергались строгому наказанию.

Иудейские запреты – христианам не важны?

Впервые в христианской литературе термин «скверноядение» появляется в Четвертой книге Маккавеевской, которая была написана предположительно в I веке нашей эры, то есть возможно, почти сразу после Евангельских событий.

Но возникновение самого понятия связывают с сотником Корнилием, который был обращен в христианство самим апостолом Петром.

Корнилий был римлянином, а не иудеем, и после его крещения возник ряд вопросов: следует ли христианам – выходцам из других народов обрезаться, как это принято у иудеев? Следует ли им соблюдать всей иудейские обычаи, в том числе – пищевые запреты? Для решения такого важного вопроса в столице Иудеи был собран собор, на который пришли апостолы, и было решено, что христианам-неевреям нужно придерживаться простых правил: «воздерживаться от идoлoжертвеннoгo и крoви, и удaвленины, и блудa, и не делать другим того, чего себе не хотите. Сoблюдaя сиe, хoрoшo сделаете. Будьте здрaвы» (Деян. 15:29).

Те христиане, кто преступал это правило добровольно – извергались из церкви Христовой, а те, кто поступал так в силу внешних обстоятельств: были в плену, в рабстве, либо нарушали запрет во время голода – подлежали отлучению от Евхаристии на несколько лет и допускались к ней лишь по прочтению над ними специальной очищающей молитвы.

Из крайности в крайность

Но поскольку часть ранних христиан была евреями, вместе с ними в христианство пришли и ветхозаветные запреты, которые то и дело распространялись среди верующих. Уже в Византии появились неканонические запреты на мясо кукушки, ворон, галок, орлов, волков, белок, собак, кошек и куниц.

Протоиерей Георгий Крылов в книге «Понятие «скверна» в Средневековой Руси» указывает, что в Средние века на Руси был распространен запрет на приготовление блюд из осетров, сомов, угрей, морепродуктов, кальмаров и раков.

Нельзя было есть собачатину, конину, ослятину, зайчатину, мясо бобра и белки, а свинину ели, только если она «очищалась огнем» – была приготовлена на вертеле. Русский писатель Николай Семенович Лесков дополнял этот список миногами и налимом, телятиной, черепахой, голубями, медвежатиной, лисятиной и соболятиной.

Кроме этого, старообрядцы всегда старались готовить пищу сами, и не покупать «на торжище», чтобы знать кем и из чего она приготовлена.

Важно

Таким образом, для современного православного человека наиболее актуальными остаются запреты на употребление в пищу продуктов из крови, павшей скотины, идоложертвенного и дичи, пойманной силками.

Читайте также:  Молитва феодоровской иконы божьей матери

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/78383-skvernoyadenie-kakuyu-pishhu-nelzya-est.html

Мы привыкли есть говядину, свинину, баранину, курятину. А вот конину или колбасу из нее редко встретишь даже просто в продаже. Почему? Разве это не такое же мясо, как всякое другое? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется… 

Панацея для кочевников 

В Средней Азии, например, конину ели с глубокой древности. Обычай этот ввели кочевые племена. Во-первых, лошади всегда были под рукой, во-вторых, их мясо быстро усваивается и обладает согревающим эффектом.

Медики утверждают, что конина самое экологически чистое мясо, в нем самое высокое содержание белка при идеальном балансе аминокислот. Оно снижает количество холестерина в крови, регулирует обмен веществ в организме и даже нейтрализует последствия радиации. Кроме того, оно содержит массу полезных витаминов и микроэлементов.

Словом, конина вполне способна заменить полноценный пищевой рацион. И еще – она является гипоаллергенной и ее вполне можно давать детям.

Кто ест конину, а кто — нет? 

Обратите внимание

Но, кроме азиатов, далеко не все народы готовы употреблять конину в пищу. В некоторых странах Западной Европы мясо лошадей считают отвратительным на вкус. По мнению историков, этот миф связан с нашествием Наполеона на Россию. Во время отступления французских войск голодающие солдаты были вынуждены есть лошадиную падаль, используя порох вместо специй.

Многие из них отравились… Хотя в наши дни во Франции и Германии конское мясо добавляют в колбасу. В Испании его можно встретить в продаже во всех крупных супермаркетах. Отдельные блюда из конины готовят в Бельгии, Италии, Сербии, Словении, Японии. В Венгрии же специально разводят лошадей на мясо.

В некоторых католических странах еще со Средних веков существует запрет на употребление конины, введенный германским архиепископом Бонифацием и Папой Римским Григорием III для миссионеров. Дело в том, что в Древней Скандинавии употребление конины было частью языческого культа бога Одина.

В 1000 году отцам церкви удалось «заманить» Исландию в лоно христианства только пообещав не вводить запрет на поедание конины – уж очень исландцы ее любили! Собственно, она была основой их питания. Правда, впоследствии запрет все равно был введен. Однако до наших дней он так и не дожил, и сейчас конское мясо очень популярно в Исландии.

Иудеи также не едят конину по религиозным соображениям: им можно употреблять лишь мясо жвачных и парнокопытных животных, например, коз, коров и овец. В Англии и США запрещено есть мясо «спортивных» животных. Кроме того, многие европейцы опасаются есть конину, так как полагают, что там содержатся вредные вещества – препараты, которые вводят лошадям.

В Австралии и Новой Зеландии конина не входит в кодекс пищевых стандартов, определяющих понятие «мясо». Цыгане, а также жители Индии и Бразилии отказываются есть лошадей, так как считают их своими «братьями меньшими».

Конина – это не по-русски? 

Что же мешает наслаждаться кониной нам, русским? Прежде всего, те же религиозные традиции. Православный канон прямо утверждает, что «все нечистое разрешается есть во время голода (нужды).

А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов.» Но дело не только в христианских запретах. Испокон веков лошади использовались русскими в качестве помощников – тяглового и ездового средства.

Ведь корову или свинью не запряжешь в телегу или сани! Поэтому относились к лошадям, как к собакам и кошкам: первые сторожат дом, вторые ловят мышей… Есть их было просто не принято.

Совет

Существует и еще одна объективная причина, мешающая нам иметь конину на своем столе: для массового разведения лошадей требуются очень большие пастбища. Их нельзя держать в стойлах дольше 15-20 дней (период откорма), иначе ухудшатся вкусовые качества мяса.

Сегодня основными поставщиками конского мяса являются Монголия, Казахстан и Киргизия. Казахская конина считается самой вкусной. Разводят «мясных» лошадей и в России, например, в Башкирии, на Алтае, в Якутии.

В принципе, никто не осудит вас, если вы захотите полакомиться относительно редким и дефицитным конским мясом в качестве деликатеса.

Но вряд ли большинство россиян готовы есть его регулярно, разве что найдутся любители…

Пробовали ли Вы конское мясо?

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://hystory.mediasole.ru/pochemu_russkie_ne_edyat_koninu

Источник: http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/mozhno-ili-net-est-pravoslavnym-koninu.html

Какое мясо нельзя есть православным даже не в пост

Многие из нас думают, что только в пост нельзя есть мясо и другие скоромные продукты. Оказывается все намного сложнее: в Ветхом завете можно найти целый перечень продуктов, которые нельзя есть даже не во время поста.

В Ветхом завете сказано, что употреблять в пищу мясо удушенных животных, а также животных, которые умерли своей смертью (им не спустили кровь). Также запрещено есть кровяную колбасу и другие продукты, которые делаются с использованием крови.

Такой запрет связан с тем, что в Святом писании говориться – в крови животных находится душа. Ни в коем случае нельзя есть плоть животного вместе с его душой.

Если же человек будет употреблять в пищу кровь животного, он приобретет лик того животного, чью кровь съел.

К нечистому мясу относят: дохлых животных (без выпущенной крови), раков, конину, крабов, рыбу без чешуи, кроликов, зайцев, жареную кровь зверей и птиц. Но вместе с тем, нечистое мясо не запрещено есть во время нужды или голода.

Этот запрет связан с тем, что в пищу допустимо применять только пищу тех животных, которые имеют раздвоенное копыто, или жуют жвачку. К этим животным относят: коз, коров, овец, и тех, что по современным меркам классифицируются как парнокопытные. Зайцев есть также нельзя, потому что это животное хоть и жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт.

Запрет на употребление крольчатины и зайчатины связан еще и с тем, что убивают этих животных ударом по затылку, а значит, кровь остается в животном, а православным есть мясо с кровью нельзя.

Запрет на употребление крабов, раков, рыбы без чешуи

Что касается крабов, раков, а также рыбы без чешуи, запрет на их употребление связан с тем, что эти существа в основном питаются падалью со дна (рак и краб ест останки животных, а такие рыбы без чешуи, как угорь, сом, также не брезгуют падалью), а значит, являются нечистыми.

Обратите внимание

Кроме того, такой запрет связан с тем, что в рыбу без чешуи гораздо проще забраться различным паразитам, а значит, человек съев такую рыбу, может заразиться опасным заболеванием или глистами.

Считается также, что в рыбе без чешуи есть определенное количество крови, которую выпустить нельзя.

Относительно свинины, здесь также не все так просто. В Библии на этот счет есть следующие слова
Такое же предписание имеется и в Библии: «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь». (Библия. Второзаконие 14:8). 

Надо сказать, что все запреты в еде указаны в Ветхом Завете. В Новом же завете в послании Коринфянам апостола Павла есть такие  «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести».

Источник: https://russian7.ru/post/kakoe-myaso-nelzya-est-pravoslavnym-d/

Почему христианам вначале было запрещено есть свинину, а потом в Новом Завете разрешено?

Леонид

Отвечает иерей Григорий Барашко

Давайте сразу вспомним, что запрет употреблять в пищу нечистых животных (в том числе и свиное мясо) был дан Богом Израильскому народу в Ветхом Завете через пророка Моисея. Но, что было до этого?

До грехопадения Адама и Евы мясной пищи, конечно же, не было вообще.

После грехопадения, хотя конкретно об этом ничего не говорится, по-видимому, мясо можно было уже вкушать, что видно из того, что сын Адама и Евы Авель был пастырь овец.

Но только лишь после потопа Господь указал Ною прямо: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Бытие 9, 3). Здесь важно заметить, что в пищу пока еще можно было вкушать все, т. е. всех животных.

Далее по хронологии Вы помните, что от Ноя род человеческий стал распространять по лицу земли и вскоре многие его потомки (главным образом, от сыновей Хама и Иафета) стали забывать Истинного Бога, стали язычниками. Забыв Бога, эти народы вели греховный образ жизни и все дела их, на всякое время, были зло.

Вот тогда-то Господь и захотел отделить Свой избранный народ (тот, который сохранял истинную веру) от язычников тем, что повелел им через Моисея неукоснительно соблюдать некоторые законы (один из которых и запрещал евреям вкушать в пищу нечистых животных).

Посмотрим с Вами на текст Священного Писания: «ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не ешь никакой мерзости.

Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы… » (Втор. 14, 2-4), далее перечисляются и животные которых есть нельзя.

Важно

Здесь хорошо видна эта взаимосвязь — избранничество от прочих народов и избирательных подход к пище.

Этот закон, как и многие другие, должен был оградить евреев от тесного общения с язычниками, которое всегда приводило к развращению нравов и, как следствие, искажению веры.

Необходимо указать, что огромное значение имеет и символическая сторона вопроса. Ветхий Завет полон символов: Неопалимая купина прообразовала Божию Матерь, сын Авраама Исаак — Самого Христа, прохождение евреев через чермное море — таинство крещения и т. д., и т. д.

Нечистые животные были прообразами языческих народов.

Вспомним о видении ап. Петра, который видел «отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян. 10, 11-16). Данное видение показывало ап.

Петру, что вера Христова должна отныне распространиться и среди прочих языческих народов. Что, впоследствии, и произошло.

Нечистые народы, через принятие истинной веры, очистились, а запрет на вкушение «нечистых» животных был упразднен, как многие другие законы и обряды еврейского народа.

На Апостольском соборе (см. Деян. гл. 15) было конкретно определено, что бы новообращенные христиане, из уверовавших язычников, никаких обрядов и законов иудейских не соблюдали, но только, «чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».

Так же интересным может показаться и следующее место Писания:

Теперь, согласно Вашему вопросу, можно сделать вывод: запрет на вкушение свинины был отменен Самим Богом через св. апостолов, отменен потому, что он потерял свое значение и актуальность.

Источник: http://www.blagobor.by/vopros/20-04-14

Разрешено ли употреблять в пищу конину?

Вопрос: «Можно ли употреблять в еду конину?».

Ответ: «В этом вопросе между учёными имеются разногласия. Некоторые учёные утверждают, что употребление конины (мясо лошади) в еду нежелательно.

Такого мнения придерживались Имам Малик и учёные маликитского мазхаба: Абу Ханифа, Аль-Аузаи и Абу Убайда. В качестве довода они приводят то, что Аллах в Коране упомянул лошадь только в качестве животного для верховой езды.

Абу Ханифа ещё добавил к этому, что лошадь подобна ишаку по форме копыт, то есть она – однокопытное животное.

А некоторые учёные, такие как Лайс ибн Саад, Аш-Шафии, Абу Саур и другие, придерживаются мнения, что нет нежелательности в употреблении конины. В качестве довода они приводят хадис, который передается от Джафара ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах):

«После битвы при Хайбаре Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам употреблять мясо ишака и заколол для нас лошадь».

Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллаха) пишет об этом следующее:

Совет

قَدْ ذَكَرْنَا أَنَّ مَذْهَبَنَا أَنَّهُ حَلَالٌ لَا كَرَاهَةَ فِيهِ وَبِهِ قَالَ أَكْثَرُ الْعُلَمَاءِ، مِمَّنْ قَالَ بِهِ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الزُّبَيْرِ وَفَضَالَةُ بْنُ عُبَيْدٍ وَأَنَسُ بْنُ مَالِكٍ وَأَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ وَسُوَيْدُ بْنُ غَفَلَةَ وَعَلْقَمَةُ وَالْأَسْوَدُ وَعَطَاءٌ وَشُرَيْحٌ وَسَعِيدُ بْنُ جُبَيْرٍ وَالْحَسَنُ الْبَصْرِيُّ وَإِبْرَاهِيمُ النَّخَعِيُّ وَحَمَّادُ بْنُ أَبِي سُلَيْمَانَ وَأَحْمَدُ وَإِسْحَاقُ وَأَبُو يُوسُفَ وَمُحَمَّدٌ وَدَاوُد وَغَيْرُهُمْ، وَكَرِهَهَا طَائِفَةٌ، مِنْهُمْ ابْنُ عَبَّاسٍ وَالْحَكَمُ وَمَالِكٌ وَأَبُو حَنِيفَةَ، قَالَ أَبُو حَنِيفَةَ: يَأْثَمُ بِأَكْلِهِ وَلَا يُسَمَّى حَرَامًا، وَاحْتَجَّ لَهُمْ بِقَوْلِهِ تَعَالَى: {وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً} النحل يَذْكُرْ الْأَكْلَ مِنْهَا، وَذَكَرَ الْأَكْلَ مِنْ الْأَنْعَامِ فِي الْآيَةِ الَّتِي قَبْلَهَا، وَبِحَدِيثِ صَالِحِ بْنِ يَحْيَى بْنِ الْمِقْدَامِ عَنْ أَبِيهِ عَنْ جَدِّهِ عَنْ خَالِدِ بْنِ الْوَلِيدِ قَالَ: “نَهَى رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ لُحُومِ الْخَيْلِ وَالْبِغَالِ وَالْحَمِيرِ وَكُلِّ ذِي نَابٍ مِنْ السِّبَاعِ” رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَالنَّسَائِيِّ وَابْنُ مَاجَهْ مِنْ رِوَايَةِ بَقِيَّةِ بْنِ الْوَلِيدِ عَنْ صَالِحٍ عَنْ يَحْيَى بْنِ الْمِقْدَامِ بْنِ مَعْدِي كَرِبَ عَنْ أَبِيهِ عَنْ جَدِّهِ عَنْ خَالِدٍ وَاتَّفَقَ الْعُلَمَاءُ مِنْ أَئِمَّةِ الْحَدِيثِ وَغَيْرِهِمْ عَلَى أَنَّهُ حَدِيثٌ ضَعِيفٌ، وَقَالَ بَعْضُهُمْ: هُوَ مَنْسُوخٌ

«Как мы выше упомянули, согласно мнению нашего мазхаба, дозволяется употребление конины, и нет в этом нежелательности, и этого мнения придерживается большая часть учёных, в том числе: АбдуЛлах ибн Аз-Зубайр, Фузаля ибн Убайд, Анас ибн Малик, Асма бинт Абу Бакр, Сувайд ибн Акля, Алькама, Аль-Асвад, Атаъ, Шурайх, Саид ибн Джубайр, Хасан Аль-Басрий, Ибрахим Ан-Нахаий, Хаммад ибн Абу Сулайман, Ахмад, Исхакъ, АбуЮсуф, Мухаммад, Давуд и другие.

Небольшая группа учёных посчитала употребление конины нежелательным. Этого мнения придерживались Ибн Аббас, Малик и Абу Ханифа (да будет доволен ими Аллах). Более того, Имам Абу Ханифа сказал: «Впадает в грех тот, кто поел его (мясо лошади)», но он не называл это харамом (запретным). Эта группа учёных приводит в качестве довода аят:

﴿وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً وَيَخْلُقُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ ﴾

«И коней, и мулов, и ослов (создали), чтобы вы на них ездили, и для украшения». (Сура Ан-Нахль, 8)

В этом аяте не упоминается об употреблении их мяса в еду, а в предыдущем аяте про скот упоминается об употреблении мяса скотины в еду.

Также эти учёные приводят хадис от Халида ибн Валида (да будет доволен им Аллах):

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу мясо лошадей, мулов, ослов и хищников, у которых имеются клыки». (АбуДавуд, Ан-Насаи, Ибн Маджа)

Читайте также:  Спасо-бородинский женский монастырь

Однако учёные хадиса единодушны в том, что этот хадис является слабым, а некоторые учёные сказали, что этот хадис отменён (мансух, то есть на основании данного хадиса решение не выносится)» («Аль-Маджмуъ»).

Из вышеприведённого становится ясно, что употребление конины в пищу, по мнению большинства учёных, дозволено, и в этом нет нежелательности.

Шамиль Мусаев

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/42138

Щи да каша — пища наша? Или о пищевых запретах староверов

Ты один, Владыка, знаешь, сколько мук я перенес:Хлеб не сладок был от горя, и вода — горька от слез.На Шаманских водопадах, на Тунгуске я тонул,Замерзал в сугробах, лямку с бурлаками я тянул.Без приюта, без одежды насыщался я порой

То поганою кониной, то сосновою корой…

Д.С. Мережковский. «Протопоп Аввакум»

Разделение пищи на чистую и нечистую, позволительную и непозволительную ведет свое начало с первых дней истории человечества. В определениях ветхозаветной Церкви, как известно, это разграничение было обозначено весьма точными правилами.

В христианской Церкви такие правила также остались, хотя и не во всей их строгости. Деление пищи на чистую и нечистую было проведено еще в апостольских Правилах.

Однако позже, по мере проникновения христианства в повседневную жизнь верующих, совершенно закономерно разграничение пищи, которое вначале было не строго определено, позже выразилось в подробных правилах.

Эти правила, за исключением отношения к идоложертвенной пище, хотя и не имеют строго-канонической силы, тем не менее всегда поддерживались Церковью и были направлены к запрещению пищи, употребление которой или наносит вред здоровью, или инстинктивно порождает отвращение.

Если существуют правила, то подразумевается, что могут быть и их нарушения. Поэтому Церковью с ранних веков христианства были составлены исповедальные и покаянные молитвы в грехе «скверноядения», на случай вкушения христианином запрещенной к употреблению пищи.

Так, например, в Большом Потребнике приведено две молитвы: «Молитва, о еже в брашнех соблазнившихся» и «Молитва, о еже скверно ядших».

Молитва, о еже в брашнех соблазнившихся:

Обратите внимание

Господи Боже наш, иже верховному апостолу Твоему Петру, видением и гласом законоположив, ни едино скверно или нечисто вменити, еже Тобою содеянных в препитание человеком. И сосудом твоим избранным апостолом Павлом, вся чиста чистым проповедав.

Сам и ныне Владыко, раба Своего, (имя рек), поганским нуждам впадша, и по предложению нечистых не вменивша, и не по воле вкушша, или соблазнившася. Скверну совести его очисти, и твоя повеления укрепи в нем, и храм того несквернен святаго Ти духа соделай, в восприятие пречистых и безсмертных Твоих Таинств.

Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Молитва, о еже скверно ядших:

Владыко Господи Боже, иже в вышних живыи, и на смиренныя призирая, иже во святых почиваяи, хвала Израилева. Приклони ухо Твое, и услыши ны молящихтися. Подаждь милость Твоему рабу, (имя рек), скверно ядшему и вкушшему мяс нечистых, ихже вкуса отрекл еси в законе святем ти.

И сие ведением или неведением соделавша, прости его Господи.

И сподоби того неосужденно в чистоте душевней и телесней, причаститися страшных и безсмертных Таинств, пречистаго тела и честныя крове Христа Твоего, яко да избавится прочее, всякаго нечистаго восприятия и вкуса, и деяния.

И напитаваяся Божественных ти Таинств, и восприем святыя и тайныя ти трапезы, и соблюдаемь с нами во святей ти Церкви, хвалит и славит имя Твое вышнее во вся дни живота своего. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Эти молитвы часто предшествовали Таинству Причащения. Необходимо отметить, что была существенная разница в читаемых молитвах: содержание одной молитвы — о вкушении пищи, которая признавалась вообще нечистой; другой — осквернение пищей, чистой самой по себе, но языческого приготовления.

Таким образом, по смыслу и содержанию одна молитва от скверноядения была «обычной», в случае нарушения правил в обыденной жизни; другая — «исключительной», вследствие осквернения при определенных условиях, например, после вкушения пленными христианами пищи, приготовленной язычниками.

Важно

Во время гонений язычниками христиан некоторые из них вынуждены были употреблять в пищу идоложертвенное мясо. В случае невольного употребления христианами идоложертвеннаго мяса и искреннего раскаяния в этом им читалась очистительная молитва. После вкушения нечистой пищи, кроме очистительной молитвы, полагалась епитимия.

Святитель Григорий Чудотворец, первый епископ Неокесарийский (213 —ок. 270—275), в 1-м правиле говорит:

Святитель Василий Великий в 81-м правиле пишет:

Нарушение постного устава во все христианские Посты также воспринималось как осквернение. Такому христианину запрещался доступ к святыне, так как скоромная пища становилась на период поста скверной.

Было принято воздерживаться и от вкушения плодов нового урожая до его освящения. В старопечатных богослужебных книгах содержится прямой запрет на вкушение винограда до праздника Преображения Господня.. Тем, кто нарушал запрет, предписывалось в наказание не есть виноград до конца августа. Поскольку на Руси винограда не было, вместо него на Преображение освящали яблоки.

По церковным Правилам христианам запрещается есть рыбу без чешуи (сома, осетра, угря), раков и иные морепродукты (креветок, кальмары), нельзя есть мясо зайцев, бобров, белок, конину, ослину, собачатину, мясо некоторых птиц.

Употребление свинины допустимо, однако мясо, как и любое другое разрешенное, должно быть приготовлено так, чтобы в готовом блюде не осталось крови; поэтому, например, «бифштекс с кровью» — непозволительная для христиан пища.

В Ветхом Завете есть подробное описание, какую пищу можно употреблять:

Подробный перечень чистых и нечистых животных приведен также во Второзаконии.

У староверов-безпоповцев нежелательно также употребление пищи, купленной на торжище, а если без этого не обойтись, нужно отмаливать «торжищно брашно».

Тридцатая Глава Красного устава в части «О скверноядцах», кроме кровоядения и ядения «поганого», перечисляет другие виды пищевой нечистоты: пиянство (водка — ч. 2, л. 185), чайная и сахарная сладострастная чума (т.е.

чай и сахар причислялись к нечистой пище), колбаса (из-за содержащейся в ней крови — ч. 2, л. 183), кофе и шоколад (ч. 2, л. 184), также запрещено мясо ягненка и лебедя.

Арсений Суханов в книге «О чинех греческих вкратце» (по изданию С. А. Белокурова, М. 1891 г.) удивлялся:

63 апостольское правило гласит:

Это правило объясняют толкователи канонического права. Зонара:

Аристен:

Вальсамон:

Славянская кормчая:

Шестой Вселенский Собор в 67 Правиле постановил:

Слово о вере христианской и латынской Феодосия Печерского:

Священномученик Аввакум пишет в послании к отцу Ионе:

Возникшие пищевые традиции и устные предания, не обязательно даже основанные на Библии или иных источниках, в современном старообрядчестве разнятся в зависимости от особенностей народа, места и времени проживания. Например, среди отдельных групп старообрядцев в Коми существовал запрет на употребление сахара. На Средней Печоре до середины XX в. считалось, что при производстве сахара используются человеческие кости.

В рукописных сборниках XVII-XIX вв. широко было распространено сочинение «Сказание от книги, глаголемыя Пандок…», в котором происхождение табака и картофеля связывается с растениями, выросшими на месте могилы блудницы.

Совет

Так, в 1844 г. в Канцелярию обер-прокурора Синода поступило письмо от губернатора Западной Сибири, в котором сообщалось, что старообрядцы, проживающие на территории губернии, выступают против посева картофеля:

«(Л. 1) О распространении раскольниками «ложных мыслей» относительно посадки картофеля.

Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода Отделение 11 стол 11 № 28

По отношению Министра государственных имуществ

О распространении раскольниками ложных мыслей относительно посева картофеля

Началось 1844 года июля 23

Закончено 1847 года мая 20

На 10 листах

МГИ 3 департамент 7415/1066

20 июля

Генерал Губернатор Западной Сибири довел до сведения Министерства, что введение посева картофеля в вверенном ему крае наиболее встречает сопротивление между раскольниками, кои по заблуждению считают его грешным плодом, основываясь на разных ложных свидетельствах, изложенной в особой записке, отобранном в Ижимском округе, между другими бумагами и книгами московского однодворца Николаева, преданного за распространение раскола осуждению по закону.

Министр Государственных имуществ, свидетельствуя Его превосходительству А.Н. Карасельскому / (Л. 1 об.) свое почтение Его превосходительству Александру Ивановичу, долгом считает препроводить при сем на его усмотрение копию с изъясненной записки.

№ 10. 192.

20 июля 1844 года

(Л. 2) Книга Борония. Глава 260

Рече Господь во Евангелии, аз приидохъ от имени отца моего не прясти мене, аще инъ приидет во свое имя, того приемлите, глаголет бо о немъ святый Симеон Новый Богослов, яко онъ приидет антихристъ, противникъ Христу, приемлетъ сласти похотныя коихъ поймать того миръ, первое, со вослюбятъ и вельми полсушаютъ, въ то время будет трава есть от него зовомая картофъ антихристова похоть, нарицаютъ ю овощемъ, и распространится по лицу всея землю, и всяк возрастъ возлюбить сласть великую, и помрачены человецы умомъ яко пьяны: глаголет бо о ней святый Симеон Новый Богослов, яко скверно отъ Рима начало имать, и распространится повсюду, и в том брашне осквернятся человецы якоже древний Израиль.

Книга Пандок. Глава 28<\p>

Царь именем Мамеръ имея дщерь едину / (Л. 2 об.) и держалъ ю въ особой палате, и при нея водилась девица служанка, и усмотрела что она по диаволскому действию совокупилась со псомъ, и та служанка доказала царю о том беззаконии, то сам усмотрелъ, и велелъ ю во врещи въ ровъ глубокъ съ нею и пса наверхъ ея, и завалить землею, в древние годы было.

А въ последняя время, в пришествии сопротивника закона, по седми тысящи прихода его, открылось всем на пагубу.

В Персию человекъ посланъ былъ собирать цветы для исцеления врачемъ, и обрете траву, что никогда таковой травы в том месте не бывало, принес своему врачу и дивился врачъ, приказалъ показать то место и раскопать, то нашли бычие жилы и по жиламъ круглыя лицы и докопались до костей, и вышло изъ тайныхъ удъ костей и они сплетены лица, и стали лечить человека очень раслаблена, и тот человекъ скорое здоровье получилъ, и начали по дворамъ садить, и повсюду росплодилось / (Л. 3) поганое картофъ, и в Росию вошла, едва едва которые спаслися малая часть человекъ, Божиимъ поможениемъ не токмо въ мире но въ монастырях святыхъ осквернено, и множество.

РГИА, ф. 797, оп. 14, д. 33811 (1844-1847 гг.). Л. 1-3.

В 1909 г вопрос об употреблении чая, кофе и картофеля вызвал острую полемику на Первом старообрядческом съезде старообрядцев-безпоповцев (приемлющих брак):

«Можно ли называть употребление чая и водки ересью и отлучать за это? Можно ли считать чай, сахар, картофель и колбасу погаными и нечистыми?

Обратите внимание

Еретиками считать нельзя. Наказующим следует внушить, что нигде употребление чая и вина не называется ересью. Чрезмерное употребление всего есть грех. Относится к разряду излишеств. Умеренно употребляющих водку и чай не обязывать эпитимиями.

С. 53. Соловьев Е.И. Чай и водка у нас вошли в употребление только в 17 веке. Пьянство и питие вина запрещено самим Христом (Луки, зач. 2).

Так видим, что питие вина запрещено. Что касается чая, то его без сахару не употребляют, а сахар приготовляется с бычачьей кровью (67 пр. 6 Всел. Собора говорит).

Считаю употребление чая, сахара и водки случайное грехом, а постоянное — ересью.

Антонов Ст. Ив. (Новгород). Это совсем лишняя, ненужная трапеза ада, здесь нет ни хлеба насущного, ни чаши, утоляющей жажду. Три смертных греха здесь: от водки — чревобесие, от сахару — гортанобесие, от чая — тщеславие.

Самарин В.М. Нельзя считать употребление чая ересью, но только грехом. Св. И. Златоуст говорит: Не приемлите поганых стран обычаи. А чаепитие есть обычай китайский, языческий.

С. 54. Егоров В.И. (Сибирь). Наши предки не были согласны чаепитием. В книге Кирилловой в гл.

30 говорится по поводу чая: «Аще будет на пути арменин и христианин вместе, а чаша будет едина, и аще испиет армянин прежде воды из нея, то христианину из нея не пити, а сосуду молитву не дати, разбита».

Чай приготовляют идолопоклонники — китайцы, как и водку часто жиды, татары и прочие неверные. Считаю чай и водку скверными, поэтому и употребление их великим грехом.

Цепилов И.Ф. Есть ли чаепитие ересь или грех, этого в Писании не видно, потому что ранее и чаю не было. Ввиду соблазна, так как чай пьют в трактирах с иноверцами, мирщатся, следует чаепитие запретить построже.

Терентьев Г.С. (Псков). Мое мнение. Если табакокурение признаем за грех, и чай нужно признать грехом.

Важно

Мякинин И.Н. От Святого Писания доказать трудно о чае или водке, потому что их в древнее время не было. Нельзя доказать, что это грех или ересь, и нельзя доказать, что не грех и не ересь. Закона нет, тогда обратимся к обычаю, ибо долговременный обычай переходит в закон. У нас в Сибири отцы духовные считают чаепитие издавна противным совести, поэтому мы считаем чаепитие грехом.

Кутиков П.С. Нужда христианская заставляет говорить против этого соблазна. Соблазн сам по себе дело не великое, но видим мы чрез него падение наших православных христиан.

В нашей стране употреблять табак, чай и водку запрещается. Всякое падение начинается грехом, а кончается ересью.

Табак, чай, водка составляют из молодых людей компании, ходят вместе по трактирам, общаются с еретиками и в конце впадают совсем в ересь.

Наши священные предки, поморские отцы и все православное христианство держало обычай в этом один. Вот их завещание: «самоваров в доме не держать, яко щипящую и дымящую змею». Все начинается грехом, а кончается ересью.

С. 55.Черников М. Чаепитие есть пристрастие, а всякое пристрастие есть грех.

Манушин М.П. Все сознают, что чаепитие и винопитие есть грех, а И. Богослов говорит: грех от дьявола (Пролог 21 августа).

По одному учению этот грех есть грех сластолюбия, а по другому — гортанобесия. В Прологе 5 августа грех сластолюбия относится к грехам блудным. 6 Вселенский Собор разрешает пить в умеренном количестве медовые квасы и виноградное вино, а не водку.

Серебренников Мина. Грех не ересь. Запрещено не питие вина, а пьянство.

Председатель (С. 55-56). Позвольте сделать заключение. Вся братия высказалась за то, что чаепитие и винопитие есть грех. Но грехов различных много. Есть 7 великих смертных грехов, а остальные меньших степеней. Сластолюбие и чаепитие — это самый распространенный грех.

Совет

Человеку по природе необходимы только хлеб и вода, но если у крестьянина в доме вместо ржаного имеется пшеничный хлеб, это есть сластолюбие. Есть надо умеренно, иначе будет чревобесие, есть надо только во свое время, иначе впадешь в грех гортанобесия. Так и чаепитие есть грех, но грех небольшой.

Читайте также:  Православие и феминизм

Теперь ставлю вопрос: следует ли отлучать христиан за чаепитие и винопитие?

Председатель. Не следует отлучать, ибо это не такой грех, за который отлучают от церкви Так и постановим, что чаепитие есть грех сластолюбия. За умеренное употребление чая и водки от церкви отлучать не следует. Не гнушающихся чая и вина, но воздерживающихся Собор похваляет».

Первый Всероссийский Собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М., 1909.

Часть предписаний в современном старообрядчестве, особенно среди молодежи, не соблюдается, в частности, воспрещение употреблять картофель, чай, некоторые виды рыб и морепродуктов. Старики объясняют это ослаблением религиозной строгости: «Раньше люди крепче веровали».

Божиим повелением на Земле существует более чем 300 тысяч видов растений, 30 тысяч видов рыб, 9 тысяч птиц, 150 тысяч видов моллюсков, 5 тысяч видов млекопитающих, 9 тысяч пресмыкающихся, 5 тысяч видов земноводных, 1,5 миллиона разных насекомых, и над всеми ними поставлен властвовать человек. Безусловно, нарушение пищевых запретов в нынешнее время кажется не столь значимым, а соблюдение этих Правил не столь необходимым, ведь по сравнению с другими «тяжкими» грехами грех «скверноядения» многим кажется просто смешным. Наверное, именно поэтому за сотни лет до нас святые апостолы, а позже святые Отцы, предвидя Соборным Разумом такое падение нравов и крепости веры в христианском мире, и ограничивали людей. Как известно, заповеди начинают преступать с малого, не видя в этом «ничего такого». Господь же говорит нам:

Источник: http://ruvera.ru/articles/o_pishevyh_zapretah

Все ли можно есть христианину? Часть 2

Библейское учение о пищевых ограничениях.

Продолжаем наш разговор о библейских пищевых повелениях и запретах. Переходя к новозаветным страницам, необходимо сразу задать важный вопрос: соблюдали ли первые христиане закон Моисея и все связанные с ним предписания о пище? Отвечаем: соблюдали. Процесс выхода христианства из среды иудейской обрядовости был довольно долгим.

Вначале Церкви нужно было осмыслить хотя бы то, что христианам, пришедшим из язычества, ветхозаветный закон не нужен. Это отражено в решениях Апостольского Иерусалимского собора. Крестившимся язычникам было предписано лишь «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:29).

Как видим, идоложертвенное, кровь, удавленина все же остаются под запретом. Ниже мы еще вернемся к этому вопросу.

Итак, уже в первые десятилетия своей жизни Церковь свидетельствует о ненужности для христианина из язычников Моисеева закона (за исключением означенных выше пунктов). Хотя иерусалимская еврейская община закон все еще соблюдала, совмещая его с верой во Христа, и так было вплоть до разрушения Иерусалима в 70 году. Вскоре после этой трагедии иудеохристианство уходит из Церкви навсегда.

Но нас сейчас интересует не это. Несомненно, самым ярким проповедником необязательности и даже опасности закона для язычников был апостол Павел. Как первопроходец в этой области, он понес много скорбей за свои взгляды. Для дальнейшего понимания церковного отношения к различению пищи нам необходимо углубиться в учение апостола по этому вопросу.

Если двигаться по Новому Завету согласно церковной последовательности апостольских посланий, впервые темы ядения или неядения по религиозным мотивам встречаются в Послании к римлянам, в 14-й главе. К этому материалу мы и обратимся. Контекст поднятой темы был следующий.

Дело в том, что среди римских христиан существовали различные взгляды по поводу того, можно ли христианину есть мясо и пить вино. Некоторые считали нужным воздерживаться от того и другого, освящая некоторые дни постом. Иные признавали бесполезными подобные ограничения христианской свободы.

Обратите внимание

Ко всему прочему добавлялось и то, что на рынке преимущественно продавали идоложертвенные продукты (посвященные тем или иным языческим богам), и перед христианами неминуемо вставал вопрос, как к ним относиться. Смело есть, не задумываясь ни о чем? Так многие и делали. Не вкушать и гнушаться как чем-то нечистым? Некоторые именно так и поступали.

Данная ситуация породила множество споров и недоумений, на которые и пытается ответить апостол Павел.

Прежде всего он выясняет, что «нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14).

Мысль Павла вполне созвучна словам Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11).

Христианское понимание осквернения касается духовной жизни человека; в первую очередь тайных мыслей и желаний, а затем уже слов и поступков. Они оскверняют человека, а не пища и питие.

Как хорошо бы помнить это нам, впадающим иногда в ревность не по разуму! Как часто мы проявляем чудеса сообразительности: только бы не съесть чего-то «неуставного», но при этом спокойно можем носить в себе злобу и недоброжелательность, вовсе не чувствуя никакого осквернения – а ведь именно в таком состоянии наша душа глубоко осквернена! Насколько нам легче заниматься формой, а не содержанием, и как часто происходят наши невидимые падения именно из-за болезненной привязанности ко всему внешнему! Внешнее тоже необходимо, но как трудно порой преодолеть соблазн сделать внешность целью духовной жизни…

Итак, Павел, выяснив, что «нет ничего в себе самом нечистого», отмечает важную вещь: перебирающих пищей он называет «немощными», но просит не мешать им, ибо они решились не есть те или иные продукты по своему внутреннему убеждению и действуют ради Господа.

Решение принято «по вере», и это для апостола важно: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога… Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.

Важно

А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (Рим.14:6; 22–23).

Павел вообще не считает вопрос пищи очень-то важным в христианстве, «ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Следовательно, по причине поста или вкушения ни в коем случае нельзя ссориться.

«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3), – увещевает апостол. И, конечно же, не стоит соблазнять брата принципиальным вкушением или невкушением: «Ради пищи не разрушай дела Божия.

Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Рим. 14:20).

Таковы главные тезисы учения Павла о религиозном значении еды в Послании к римлянам. Гораздо более широкие рассуждения на интересующую нас тему мы находим в Первом Послании к коринфянам.

Здесь Павел уже больше локализирует свое внимание именно на идоложертвенной пище. Поначалу звучат уже знакомые нам мысли о второстепенном значении пищи в христианской жизни, а также о том, что едой не должно никого соблазнять и огорчать: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:8–9).

Говоря же об идоложертвенном, Павел вообще отрицает какое-либо воздействие на христианина идоложертвенной пищи, так как сам идол есть попросту ложный символ несуществующей реальности: «Об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4).

Казалось бы, все ясно. Есть Единый Бог, которому покланяются христиане, а все остальное – иллюзия и обман. И вдруг среди привычных нам тезисов появляется другая, совершенно новая мысль.

Апостол признает, что хоть «идол в мире ничто», но за несуществующей реальностью языческих богов скрываются бесы, и вкушение идоложертвенного означает общение с бесами.

Прочитаем цитату из 10-й главы Послания:

«Возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

Совет

Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:14–21).

Вот какой неожиданный поворот! Таков Павел – он всегда непредсказуем. Его мысль течет, как полноводная река, и часто готовит нам или бурные водопады, или прозрачную отмель, или вдруг необычайную глубину, или извилистые повороты. Ситуация с идоложертвенным усложняется.

Да, изображаемая идолом реальность не существует, но за идолом скрывается падший ангел, который все же присутствует. «Яко вси бози язык бесове» (Пс. 95:5). И вкушать идоложертвенное осознанно – значит вступать во взаимодействие со злым духом.

Итак, есть ли опасность осквернения? Ответ неминуемо получается двойственный.

Вкушение идоложертвенного без веры в языческого бога, но при наличии твердой веры во Христа никакого осквернения не произведет, ведь осквернение в христианстве – понятие внутреннего характера; но при этом будет наблюдаться косвенное участие в языческом богослужении, а это нежелательно.

Апостол еще кое-что уточняет: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести.

Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю [пищу], то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 25–31).

Обратите внимание

Как мы видим, Павел, самый великий миссионер в истории христианства, облекает тему вкушения идоложертвенного в миссионерские одежды. Забавно поясняет данную ситуацию о. Андрей Кураев. Допустим, мы пришли в гости – рассуждает о. Андрей.

Хозяйка угощает, стол прекрасно накрыт. И вдруг хозяйка говорит: «А вот попробуйте вкуснейшие кришнаитские пирожки, мне сегодня дали на улице. Такие хорошие ребята эти кришнаиты…» Что делать? Ведь кришнаитский прасад – это и есть идоложертвенная еда.

В таком случае, считает Кураев, мы должны ради этой женщины отказать. Нельзя, чтоб она думала, что вкушать идоложертвенное – это хорошо. Однако ночью (допустим, мы остались ночевать) мы можем прокрасться на кухню и со спокойной совестью съесть все пирожки.

И даже, может быть, не перекрестившись – ибо «идол в мире ничто».

Вывод: я не боюсь осквернения от пищи, так как Христос сильнее бесов, но если мой ближний не имеет такого знания, которое есть у меня, я не имею права искушать его своей смелостью. Вдумаемся. Снова повторим. Идол есть ничто, и его нельзя бояться.

Вся пища создана Богом для человека, поэтому кушать можно все, продаваемое на рынке, не сомневаясь. Однако мы можем рассуждать относительно вкушения или невкушения в зависимости от воздействия наших поступков на других людей (миссионерский фактор). Сами же должны иметь крепкую веру и ничего не бояться.

Но опять же оговорка: за идолом может скрываться бес, поэтому все же лучше не иметь дело с пищей, принесенной идолу.

Парадоксально? Да. Однако здравая мысль тут есть, и ее можно понять. «Всякое богослужение соединяет человека с тем существом, которому оно посвящено.

Так Евхаристия ставит христиан в общение со Христом, иудейская жертва приводила евреев в соприкосновение с алтарем Иеговы, а языческая – ставит человека под влияние демонов, – от которых произошло и самое идолослужение, – а этого и не хочет допустить апостол Павел» (1).

Важно

Потому и на Апостольском соборе был принят запрет на идоложертвенное, и впоследствии Церковь подтвердила это в правилах Вселенских Соборов. Также надо понимать, что есть момент дисциплины. В некоторых вопросах должна быть одна дисциплина для всех – и для сильных, и для слабых. Объяснять каждому в отдельности тонкости учения Павла было бы трудно.

Необходимо учитывать сложность отношений в первой Церкви иудео-христиан и языко-христиан. Языко-христианин, узнав, что идол ничто, мог спокойно есть идоложертвенное, как он это и всегда делал, только уже зная, что это приношение ложным богам и никак ему не навредит.

Для иудео-христианина, воспитанного в рамках пищевых запретов закона, эта картина выглядела бы ужасной до обморока. То же касается и вкушения крови. Поэтому последовал жесткий запрет, одинаковый для всех, во избежание всяких соблазнов и неясностей. Хотя мы увидели, что учение Павла о идоложертвенном совсем не однозначно.

В принципе,  христианин свободен в выборе пищи, но при этом есть общая церковная дисциплина, а также фактор ближнего.

Итак, прямо запрещены в пищу для христианина лишь три вида пищи: идоложертвенное (принесенное в жертву языческому богу), кровь в любом виде и удавленина (опять же по причине крови). Что касается идоложертвенного, то мы не должны специально узнавать, не является ли таковой наша пища, но раз уж осведомлены, тогда лучше не есть.

Она не осквернит нас, если мы имеем веру, ибо осквернение в христианстве есть дело внутреннего произволения. Подтвердим эту мысль несколькими святоотеческими цитатами.«Апостол не дозволяет им даже сомневаться, то есть исследовать и разведывать, идоложертвенное это или нет, а заповедывает просто есть все находящееся на торжище, не расспрашивая, что такое предлагаемое.

Идоложертвенное дурно не по природе своей, но производит осквернение по произволению вкушающего» (свт. Иоанн Златоуст) (2).«Избегайте, говорит, идоложертвенного не потому, чтобы оно могло причинить вред; оно не имеет никакой силы; но потому, что оно презренно» (свт. Иоанн Златоуст) (3).

«Идол – ничтоже есть и не может иметь никакого влияния на свойство пищи, не делает нечестивым ядущего, ибо нечестие в признании идола чем либо» (свт. Феофан Затворник) (4).

Запомним еще, что ветхозаветные пищевые запреты (как и прочие законные обрядовые установления) для нас неактуальны. Церковь перестала соблюдать их уже в I веке. Нам может быть интересно лишь прообразовательное значение этих запретов, о чем нужно говорить отдельно. И, конечно же, непреходящее значение имеют нравственные установления закона, углубленные и одухотворенные Христом (см. Мф. 5).

Источник: https://pravlife.org/ru/content/vse-li-mozhno-est-hristianinu-chast-2

Ссылка на основную публикацию