Мощи святого равноапостольного князя владимира

Все церковные праздники сегодня, 18 марта, чтят православные христиане

В понедельник, 18 марта, отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 18 марта

Великий пост

8-й день

Главный многодневный пост. Установлен в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Длительность Великого поста – 48 дней.

Великий пост — самый строгий! В 2019 году он начинается в понедельник, 11 марта, и заканчивается в субботу, 27 апреля. Семь недель, до самой Пасхи, верующим рекомендовано воздерживаться от пищи, содержащей мясо, рыбу, молоко и яйца. Исключение составляют маленькие дети, беременные женщины, странствующие путники и больные.

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Состоит из Четыредесятницы — 40 дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в память последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.

Церковный устав предписывает следующие правила:

Обратите внимание

в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост; полностью запрещается скоромное — продукты животного происхождения;

в будние дни едят один раз в день, вечером; по субботам и воскресеньям два раза — в обед и вечером;

в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла;

во вторники и четверги — горячая пища без масла;

по субботам и воскресеньям можно употреблять растительное масло и по желанию немного виноградного вина (кроме субботы Страстной седмицы);

в Великую субботу многие верующие также не едят до наступления Пасхи.

Обращаем ваше внимание, что строго следовать церковному уставу обязаны лишь священнослужители, монахи и послушники.

Если вы обычный человек, который пять дней в неделю ходит на работу, стоит у станка, работает учителем и прочее, то вам не обязательно в особо строгие дни сидеть на хлебе и воде.

Ведь главное в Великий пост — не столько облегчить рацион питания и тело, сколько освободить от тягости душу и мысли. А в этом преимущественное место отводится молитве, а не еде. Необходимо помнить, что пост — не диета.

Обретение мощей благоверного князя Феодора Ростиславича Черного, Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев

Посвящен обретению святых останков благоверного князя Феодора, Смоленского и Ярославского и его двух сыновей в Ярославле в 1463 году.

Как много раньше среди людей знатного происхождения в итоге оказывалось святых! Это и неудивительно, ведь практически все князья на Руси вели добродетельный, благочестивый образ жизни. А данную привычку они впитали с молоком матери, поскольку воспитывались, как правило, в христианских, очень набожных семьях.

18 марта каждого года в православном календаре значится как праздник, когда вспоминают значительное событие: обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Окунемся в историю и узнаем подробнее об этих выдающихся избранниках Божьих.

Детство и юность князя Феодора.

Важно

Первый из указанных святых родился в XIII столетии, в промежутке между 1240 и 1245 годами. Точная дата появления на свет князя, увы, историкам неизвестна.

Он был сыном смоленского князя Ростислава Мстиславовича из рода равноапостольного Владимира. Кроме Феодора в семье росли еще дети: два брата — Михаил и Глеб.

В дальнейшем между ними и будущим святым происходили распри, но об этом чуть позже.

Феодор рос воспитанным и добрым мальчиком. Родители с младых лет учили его любить Господа всем сердцем и придерживаться в жизни христианских догматов, что маленький князь и делал с большим удовольствием.

Детство и отрочество Феодор провел не в забавных играх, как все обычные дети, а в чтении Священного Писания и другой божественной литературы.

Кроме того, он стремился к сохранению чистоты — и физической, и душевной.

Наступил печальный день в жизни Феодора: скончался отец избранника Божьего. Как только сие произошло, братья князя принялись за дележку владений покойного Ростислава Мстиславовича. Феодору в ходе данной процедуры достался лишь один-единственный город в удел — Можайск. Тогда это был малонаселенный, бедный, совсем молодой еще городок с несколькими прилежащими селами.

Однако вопреки здравому смыслу Феодор не рассердился на братьев, а смирился со своей участью и стал прилежно владеть выделенным ему местечком.

Совет

Объяснялось такое поведение князя тем, что был он незлобливым, терпеливым, кротким и более всего тяготел к вечному, нетленному.

Тем не менее несмотря на столь возвышенные взгляды, новый правитель Можайска делал все возможное, чтобы укрепить его и превратить в многолюдный город. И это князю удалось, правда, не сразу.

Обретение мощей Ярославских чудотворцев.

5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина.

Миновало сто лет. Тела благочестивого Феодора и его сыновей так и лежали, не преданные земле по христианскому обычаю. И Христофору — игумену, а также священникам соборным пришла в голову мысль, что пора бы положить этому конец.

Шла вторая седмица Великого поста, суббота. В храме собралось множество народу. Присутствовали и действующий князь с боярами. Чудеса начались с момента открытия мощей.

Первыми исцеление получили соборный священник и его сын, страдавшие мучительным недугом. Когда тела Феодора, Давида и Константина омыли, от воды этой прозрели две абсолютно слепые женщины.

Князь и все присутствовавшие поняли, что перед ними святые мощи Божьих угодников. Останки подвижников благочестия были перенесены в верхний храм.

Летописец, очевидец события, записал под этим годом:

Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в Проложные жития князя Феодора и в Иконописные подлинники.

Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I.

Обратите внимание

Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в «Книгу степенную царского родословия», составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали «калики перехожие».

В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный.

— «Богословские труды», сб. XI, М., 1973„ с. 55 — 77).

Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов — не личных, но врагов России и Церкви, — только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.

Сегодня понять, как выглядели избранники Божьи Феодор, Давид и Константин, можно, посетив Ярославский историко-архитектурный музей.

Там хранится древняя икона, датированная XVI веком и называемая следующим образом: «Ярославские князья Федор, Давид и Константин с житием в 36 клеймах». Это самый старинный источник информации, касающийся упомянутых угодников Божиих.

Но не единственный: изображения князей имеются в разных городах России на стенах соборов и церквей: Рыбинске, Суздале, Ярославле, Тутаеве, Калининграде.

Преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского, игумена

Память игумена Адриана Пошехонского родом из Ростова. Годы жизни: нач. XVI века-1550. Обладал даром чудотворения. Основал Адрианов Пошехонский монастырь.

Преподобный Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в начале XVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеское пострижение преподобный Адриан принял в обители святого Корнилия Комельского (память 19 мая).

Среди собранной преподобным Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан и своим дарованием также содействовал украшению монастыря.

Важно

В последние годы жизни преподобного Корнилия на ту местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег казанские татары. Святой наставник увел всю братию па реку Ухтому.

Однако татары не тронули монастырь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодской области.

Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь и в нем преставился 19 мая 1537 года. Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение.

В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил.

Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю – игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие.

Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника – старца Леонида.

Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем. Преподобный Адриан нес с собой написанную им икону Успения Божией Матери.

13 сентября 1540 года, под праздник Воздвижения Креста Господня, преподобный Адриан и старец Леонид прибыли в дикий Пошехонский лес, находившийся между селениями Белти, Патрабольшим, Шельшедольским и Ухорским, и остановились на берегу реки Вотхи.

И там ведший их старец вдруг стал невидимым.

Изумленные путники начали воспевать канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога.

И как предвестие будущей славной обители – места прославления Бога – по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон.

Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения от диавола и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения.

Совет

Выбрав удобное время, подвижники отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословение на основание в Пошехонской стороне, на реке Вотхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери.

Святитель Макарий благословил подвижников устроить монастырь, вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвел в сан игумена.

В ставленной грамоте, выданной преподобному Адриану, святитель повелел «священноинокам, диаконам, инокам и простым людем слушати его и во всем повиноваться, яко пастырю и учителю».

В Москве пошехонские пустынники нашли и щедрых благотворителей, которые, видя дерзновение старцев, подали обильные пожертвования на воздвижение храма. Вернувшись в свою пустыню 31 мая 1543 года, святой игумен Адриан заложил церковь с трапезою в честь Успения Пресвятой Богородицы. Украсив и освятив новую церковь, преподобный Адриан приступил к устройству обители.

В монастыре был введен строгий устав преподобного Корнилия. Не имея ничего своего, довольствуясь во всем малым, большую часть времени иноки посвящали молитве, церковной и келейной, немало времени уделялось и на чтение Священного Писания.

Причем чтение это совершалось «не велегласно, ни красно, но смиренным гласом и кротким; один читает, а второй рассуждает о прочтенном», читали также и наедине.

Читайте также:  Сильная молитва святому николаю чудотворцу перед экзаменом и о помощи в учебе

Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, занимался и писанием икон, а когда святая душа его желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келлию с часовней, в версте от обители.

Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид, и преподобный Адриан с братией честно погребли его. Братия к тому времени умножилась. Иноки построили три келлии для жительства и четвертую для приготовления пищи и печения хлеба.

Обратите внимание

Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег.

Но через год по преставлении старца Леонида, в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана.

Святые мощи преподобномученика были открыты 17 декабря 1626 года, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений.

Конон Огородник

Мученика Конона Исаврийского

День чествования святого Конона родом из селения Вифании возле г. Исаврии. Перенес жестокие пытки во время гонений на христиан в Исаврии. Спустя 2 года после истязаний умер.

Святой мученик Конон Исаврийский родился в Вифании, селении, расположенном рядом с малоазийским городом Исаврией, жители которого приняли христианскую веру от апостола Павла. Святой Конон с юности сподобился особого покровительства Архистратига Михаила, который являлся ему и помогал во многих трудных обстоятельствах его жизни.

По настоянию родителей Конон был обручен с девушкой по имени Анна, которую после свадьбы он убедил остаться девственницей. Молодые супруги жили как брат с сестрой, посвятив себя всецело Богу. Святой Конон привел к христианской вере и своих родителей. Его отец, святой Нестор, за обличение идолопоклонников принял мученическую кончину.

Рано похоронив мать и жену, святой Конон продолжал служение Богу, целиком посвятив себя монашеским трудам, посту и молитве. В преклонном возрасте святой подвижник был прославлен даром чудотворения. Благодаря его проповеди и чудесам многие язычники обратились ко Христу.

Когда в Исаврии начались гонения на христиан, одним из первых пострадал святой Конон. Его подвергли жестоким пыткам за отказ принести жертву идолам.

Однако жители Исаврии, узнав об истязаниях, которым подвергся святой, отправились с оружием в руках на защиту мученика. Испугавшись народного гнева, мучители бежали, а исавряне нашли мученика израненного и окровавленного на месте пыток.

Святой Конон жалел о том, что не удостоился принять мученическую кончину за Господа.

Важно

Спустя два года святой Конон мирно скончался и был погребен рядом со своими родителями и женой.

Источник: https://www.mixdengi.com/vse-tserkovnye-prazdniki-segodnya-18-marta-chtyat-pravoslavnye-hristiane.html

Святые мощи равноапостольного князя владимира

Главная » Статьи » Православные святыни и святые

Святые мощи равноапостольного князя владимира

Князь Владимир I Святославич (ок. 960 – 15 июля 1015) – киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры, и это событие определило весь ход нашей дальнейшей истории.Владимир был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ее в отдаленное селение с названием Будутина весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу – Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» – насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.Весной 972 года Святослав погиб, и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой погиб Олег. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», как полагают, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Некоторое время спустя он вновь появился в Новгороде (уже захваченном наместниками Ярополка) во главе наемного варяжского войска. Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Киевское княжение Владимира продолжалось тридцать семь лет.Поначалу Владимир был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон – поставил изваяния языческих богов: Перуна, Велеса, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», – рассказывает летопись. Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Они наделяют его самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, непомерное сластолюбие. Известно, что у Владимира той поры было пять жен. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц.   

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток, подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен, присоединяет к Руси так называемые Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

Языческая реформа Владимира (установление языческого пантеона и введение единого для всей страны государственного культа Перуна) свидетельствует о стремлении князя к объединению Древнерусского государства вокруг Киева. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике.

Все это требовало изменений и в сфере идеологии.

Летописи и Жития святого Владимира содержат подробный рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сначала князь принял послов от волжских булгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон.

Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. И тогда Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали, на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».

Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир согласился с тем, что византийская вера лучше всех остальных.  

Долгое время рассказ об «испытании вер» Владимиром считали вымыслом, красивой легендой. Однако это не так.

Летописное предание подтверждается свидетельствами иностранных источников, повествующих о подобных посольствах князя Владимира.

Киевский князь и в самом деле всерьез размышлял о преимуществах различных вер. Но то, что в конечном итоге он выбрал христианское вероучение, конечно же, не случайно.

К сожалению, о самом крещении князя Владимира, несомненно, главном событии его жизни, мы знаем явно недостаточно, т. к. сведения, содержащиеся в разных источниках, довольно противоречивы. Летописи рассказывают о крещении Владимира под 988 годом и связывают его с взятием русскими войсками Корсуни (Херсонеса), византийского города в Крыму.

Владимир осаждал город в течение долгого времени, но никак не мог взять его, пока один из защитников города, некий Анастас – впоследствии сподвижник князя Владимира и настоятель Киевской Десятинной церкви – не пришел ему на помощь и не посоветовал перекопать трубы, по которым в осажденный город поступала вода.

Совет

Тогда князь дал обет: креститься в том случае, если город будет взят. Херсонес, действительно, пал, но Владимир с крещением не спешил. Он отправил послов в Константинополь, к византийским императорам Василию и Константину, с требованием выдать за него замуж их сестру, порфирородную царевну Анну.

Императоры дали согласие, но с непременным условием, чтобы князь предварительно крестился в христианскую веру. «Скажите царям так, – обратился Владимир к посланникам императоров. – Я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение, о котором поведали мне посланные нами мужи».

И тогда царевна Анна в сопровождении своих приближенных и священников прибыла в Корсунь, но Владимира внезапно поразил тяжелый недуг: «По Божественному промыслу в то время разболелся Владимир очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать».

Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее, иначе не выздоровеешь». Тогда князь повелел корсунскому епископу и священникам, прибывшим вместе с царевной, крестить себя. «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир», – рассказывает летопись.

Таким образом, в 987 или в самом начале 988 года, предположительно, в Киеве Владимир принял крещение. Он получил и новое имя – Василий, данное ему, вероятно, в честь византийского императора Василия II.

Бракосочетание Владимира с византийской царевной Анной произошло в Корсуни. Здесь же, вероятно, приняли крещение многие бояре и дружинники киевского князя.

Женившись на Анне и вернув Корсунь Византии, Владимир вместе с женой отправился в Киев, где приступил к крещению народа.

Покидая город, он вывез из него многие святыни – церковные сосуды, иконы, мощи святого Климента Римского и его ученика Фива.

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении.

Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого: «Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать.

Обратите внимание

Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения».

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "черниговская-гефсиманская"

Князь повелел сбросить идола в Днепр и проследить, чтобы он не приставал к берегу, пока не пройдет днепровских порогов. Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом Перуном. После этого последовало крещение народа…

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро крещения киевлян. Оно происходило, по версии Жития князя Владимира, в водах реки Почайны, притока Днепра (по летописной версии – в Днепре). Совершали таинство священники «царицыны» (приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (привезенные князем из Корсуни).

Накануне Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Священное желание князя было исполнено беспрекословно: «В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».

На месте прежнего языческого святилища была поставлена церковь святого Василия – небесного покровителя князя. Позднее греческие мастера построили в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, получившую название Десятинной, – главный храм Киевской Руси Владимировой поры. Он был освящен 12 мая 996 года.

С этой церковью связана важнейшая церковно-административная реформа князя Владимира – установление церковной десятины.  

Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф.

5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, в чем он нуждается, – еду, питье или деньги. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание.

«И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий ходить?” И тем раздавать все, что им нужно», – рассказывает летописец.

«И не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое; нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных – всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя.

И так пребывал князь Владимир в добрых делах…», – повествует монах Киево-Печерского монастыря Иаков (Мних), автор «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру».

СУДЬБА МОЩЕЙ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Известно, что мраморный саркофаг с останками князя Владимира и его жены, византийской принцессы Анны, нашел в Киеве на руинах древней Десятинной церкви митрополит Петр Могила, который возглавлял Киевскую кафедру в 1632–1647 годах. Находка была сделана случайно. До нас дошли две версии того, как это произошло.

Важно

Одна из них была опубликована в «Кратком описании» Киево-Печерской лавры Самуила Миславского. Согласно этой версии, нахождение мощей датировано 1636 годом. По субботам митрополит Петр Могила правил службу поочередно в разных киевских храмах.

Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая деревянная церковь святителя Николая. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной и увидел углубление в земле.

Владыка приказал его раскопать, и тогда обнаружили два мраморных саркофага – князя Владимира и его супруги.  

Более распространенной является другая версия, изложенная в лаврской рукописи XVIII века: гроб был один, и в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна.

Монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры, указавший на то, что саркофаг был один, лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти.

Он написал, что это произошло в 1632 году (в более позднем источнике указывается другая дата – 1636-й). Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя – князь Ярослав Мудрый – тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.

Петр Могила «в воспоминание будущим родам» извлек из гроба главу и кисть правой руки Владимира.

Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп) князя, но, в конце концов, эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви – Успенском соборе, а кисть – в Киевском Софийском соборе. Нижнюю челюсть Владимира Петр Могила отправил в Москву, русскому царю Михаилу Федоровичу.

Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам.

Упоминает он и о главе святого равноапостольного князя Владимира, которая «находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св.

Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».

Совет

В годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград, в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова, который создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам – князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя Тамерлана и др. Предполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война, и Герасимова эвакуировали в Узбекистан, в город Самарканд. А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена.

Сохранилась нижняя челюсть Владимира, отправленная Петром Могилой в Москву. Часть честных мощей Владимира Святого, переданная в дар русскому царю Михаилу Феоровичу, упоминается в описях Образной палаты Московского кремля 1669 г. и кремлевского Успенского собора 1701 г., где она и почиталась вплоть до 1918 г.

Весь советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 г. мощи в оригинальном ковчежце были торжественно переданы в Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.

Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».

Накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, 26 мая 1988 года, в Оружейной палате московского Кремля состоялась торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий, среди которых было нескольких мощевиков, в том числе и с частицей честных мощей святого равноапостольного князя Владимира. По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону. Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.  

Материал подготовлен информационным отделом Свято-Покровского храма (ст. Основа).

http://pravlife.org

http://litopys.org.ua

http://www.pravmir.ru

http://nskmi.ru

https://days.pravoslavie.ru

http://rublev.com

Категория: Православные святыни и святые | Добавил: Andrey_Pluokhov (20.10.2017)

Источник: http://osnovahram.at.ua/publ/pravoslavnye_svjatye/svjatye_moshhi_ravnoapostolnogo_knjazja_vladimira/5-1-0-58

15-18 НОЯБРЯ. ПРИНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

В рамках всероссийского празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси — князя Владимира и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ковчег с мощами Равноапостольного князя Владимира в период с 15 по 18 ноября 2015 года будет принесен в города Новгородской епархии: Валдай, Крестцы, Великий Новгород, Шимск и Сольцы. Принесение организовано по инициативе Русской Православной Церкви и при поддержке Фонда святителя Василия Великого.

Князь Владимир — один из самых почитаемых в православии Святых. Его личность имеет для современной России судьбоносное значение. Он не только стоял у истоков христианства на Руси, но и воплотил те черты идеального и мудрого правителя, которые прошли сквозь всю отечественную историю.

Принесение мощей великого князя будет приурочено к тысячелетию его преставления, широко отмечаемому в этом году. Это первое масштабное Принесение мощей великого князя с момента их обретения в XVII веке.

Обратите внимание

Напомним, князь Владимир был погребен 15 июля 1015 года в мраморном саркофаге под сводами Десятинной церкви в Киеве. В последствии Десятинная церковь была разрушена, а саркофаг с останками князя долгое время пребывал под руинами до тех пор, пока в 1635 году по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могила) руины не были разобраны и погребение не было обнаружено.

Тогда часть мощей великого князя была передана в Москву царю Михаилу Федоровичу, где они находились в Успенском соборе Московского Кремля. В советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля.

В 2010 году мощи в оригинальном ковчеге были торжественно переданы Русской Православной Церкви Президентом России и размещены в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве.

С тех пор мощи были доступны для поклонения, но только для москвичей и гостей города. Предстоящее Принесение позволит увидеть великую святыню жителям Великого Новгорода и Новгородской области, а именно:

Валдайский Иверский монастырь:

15 ноября:

14:00 Встреча мощей в Иверском монастыре. Молебен с акафистом.

16:45 Отбытие мощей в Троицкий собор, г. Валдай.

Троицкий собор, г. Валдай:

15 ноября:

17:00 Встреча мощей в Троицком соборе, г. Валдай. Всенощное бдение.

Мощи будут доступны для поклонения верующих до 24:00, а также с 06:00 до 07:00.

16 ноября:

07:00 Отбытие мощей в Троицкий собор, п. Крестцы

Троицкий собор, п. Крестцы

16 ноября

08:00 Встреча мощей в Троицком соборе п. Крестцы. Молебен.

09:00 Отбытие мощей в Великий Новгород.

Покровский собор, Великий Новгород

16 ноября

10:00 Встреча мощей в Покровском соборе Великого Новгорода. Божественная Литургия. Молебен.

В течении всего времени пребывания мощей в Покровском соборе (до 18 ноября) перед святыней будут совершаться молебны. Храм будет открыт с 7:00 до 24:00.

18 ноября

08:00 Отбытие мощей в п. Шимск.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, п. Шимск

18 ноября

09:00 Встреча мощей в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, п. Шимск, Божественная Литургия. Молебен.

11:00 Отбытие мощей в г. Сольцы

Ильинский собор, г. Сольцы

18 ноября

12:00 Встреча мощей в Ильинском соборе, г. Сольцы. Молебен.

14:30 Отбытие мощей в г. Псков

11 ноября в 11:00 по адресу г. Великий Новгород, ул. Никольская д. 32 состоится пресс-конференция, посвященная предстоящему пребыванию мощей святого равноапостольного князя Владимира в Новгородской епархии.

Материал взят с сайта новгородской епархии vn-eparhia.ru

Источник: http://anhram.ru/15-18-noyabrya-prinesenie-moshchej-svyatogo-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira

29 сентября. Встреча Святыни. Мощи святого равноапостольного князя Владимира, чудотворная икона святителя Луки Крымского

29 сентября милостью Божией в город Красный Луч прибыли святые мощи равноапостольного князя Владимира и чудотворная икона святителя Луки. Что такое «мощи»? Это слово происходит от слова «мощь», «сила».

Заимствовано из старо – славянского языка. Форма множественного числа  от существительного  мощь «сила».  Мощи буквально — «силы, способные совершить чудеса».

Читайте также:  Смольный воскресения христова собор в санкт-петербурге

Этот корень есть во всех индоевропейских языках: немецкое «Маcht» – «сила, власть», греческое «МAYOС» – «маг, волхв», дословно «могущественный» Мы поклоняемся святым мощам, прикладываемся к ним, целуем их и получаем благодать Божию через целование святых мощей угодника Божьего, носителем благодати который является.

Так же мы почитаем иконы, обращаясь к изображенному святому, который молится о нас у престола Божьего и доносит наше целование и молитву. Святых угодников Господь еще при жизни наделяет даром врачевания,  исцеления больных, за их благочестивую жизнь. После смерти в их святых останках действие благодати Божией сохраняется.

Хочется еще сказать о разделении мощей, не теряет ли силу частица мощей в сравнении с самим телом? конечно нет, потому что не само тело является носителем благодати, а живущая в них (мощах) сила Божия. А эта сила является неделимой и, соответственно, одинаково присутствует во всех частях, поэтому частица святого не менее свята, чем его глава или рука.

Вспомним слова апостола Павла: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны… Посему… славится ли один член, с ним радуются все члены» 1Кор.12:21,26.

Потребность в разделении мощей – это еще и литургическая потребность Церкви. В каждом храме есть антиминс – плат, на котором совершается литургия.

Важно

И в каждый антиминс обязательно вшивается частица мощей. Дело в том, что для первоначальных литургий престолом служили могильные камни на мощах мучеников.

А впоследствии стали употребляться «анти-минсы», то есть «вместо-престолия» с частицами мощей.

История святых останков равноапостольного князя Владимира

Князь Владимир был похоронен в Десятинной церкви. «И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем великим», — сообщает «Повесть временных лет».

По свидетельству Титмара Мерзебургского (хронист конца X – начала XI вв.

), князь был похоронен в «церкви (возможно, в приделе) мученика Христова Папы Климента рядом со своей супругой; саркофаги их стоят на виду посреди храма».

Мощи князя Владимира были обретены в 1635 г.

митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси, экзархом Константинопольского трона Петром (Могилой), возложены в церкви Спаса-на-Берестове, а через год торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Там они находились в серебряном ковчеге в нише справа от иконостаса. Часть мощей святитель Петр (Могила) передал в Свято-Успенский собор Московского кремля.

«Украинская» часть мощей после революции хранилась в киевском Музее культов и быта, но перед войной известный скульптор-антрополог Михаил Герасимов, восстанавливающий облик исторических личностей по их останкам, увез мощи в Ленинград. В блокадные годы они бесследно пропали.

«Московские» мощи хранились в кремлевских музеях, а в 1989 г. были переданы митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому (будущему митрополиту Киевскому) Владимиру (Сабодану), который поместил их в Ростовском кафедральном соборе. В 2005 г.

эта частица мощей была возвращена в Киев, где и хранится до сих пор в Киево-Печерской лавре.

Святитель Лука Крымский

Святитель Лука Крымский является исповедником православной веры, который исцелял душевные и телесные недуги. Святитель показал пример  сочетания служения архипастыря и врача.

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», выбрал медицину.

Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты святителем как Божий призыв.

С 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архииереем Крымской епархии. Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 г., в День Всех святых, в земле Российской просиявших.  Его молитвами совершались многочисленные чудесные исцеления. В 1996 г.

состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.

Бог молитвами святителя Луки да даст и нам крепости в несении своего креста и добром исповедании Святой Православной Веры.

Источник: http://redluchbl.ru/29-sentyabrya-vstrecha-svyatyni-moshhi-svyatogo-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira-chudotvornaya-ikona-svyatitelya-luki-krymskogo.html

Мощи святого равноапостольного князя Владимира принесены в Санкт-Петербург

21 ноября 2015 года ковчег с частицей мощей святого равноапостольного великого князя Владимира был принесен в Санкт-Петербург. Первым храмом северной столицы, принявшем святыню, стал Князь-Владимирский собор. 

Святыню встречали епископ Кронштадтский Назарий, настоятель собора протоиерей Владимир Сорокин с клиром, настоятели санкт-петербургских храмов. Владыка Назарий возглавил молебен святому князю Владимиру, по окончании которого обратился к молящимся с проповедью, посвященной жизненному подвигу Крестителя Руси и судьбе его мощей.

Епископ Назарий также напомнил, что возможность поклониться мощам князя Владимира во многих городах России появилась в связи с торжествами по случаю 1000-летия его преставления. 

«Князь Владимир приложил огромные усилия, чтобы не только самому просветиться светом Христовой истины, но и просветить всю землю, которая была под его княжеской рукой», —  отметил иерарх.

«В то время, как мы знаем, столицей Руси был Киев, а наш град очень молодой, ему всего 310 лет с небольшим, — продолжил епископ Назарий. — Сегодня мы показываем князю Владимиру, что это тоже его удел, хотя северная столица возникла через 700 лет после его преставления.

Совет

Недаром святые мощи, прибыв в Санкт-Петербург, первым делом оказались в этом соборе. Те, кто его задумывал, имели в виду то же самое — что столица, которая только недавно возникла, принадлежит той же самой православной цивилизации.

Мы должны ликовать и чувствовать себя сопричастными тому великому делу, которое предпринял князь Владимир».

«Я вижу еще один плюс в том, что мощи прибыли в Санкт-Петербург, объехав перед этим многие города нашей страны, — сказал владыка. —  Представьте, сколько людей молились перед ними! Санкт-Петербург и его жители будут это осознавать. Господь услышит наши молитвы. Подходя к мощам, не надо думать о чем-то повседневном.

Надо молится святому князю Владимиру, чтобы Господь по его молитвам простил нас, сохранил нас в единомыслии. Сколько было падений и всяческих поруганий Церкви! Но то, что мы сегодня стоим перед мощами, — доказательство верности того выбора, который сделал когда-то великий князь Владимир. И он сегодня ждет от нас верности.

Он теперь предстоит перед престолом Божиим».

Епископ Назарий призвал петербуржцев сообщать всем родным, друзьям и знакомым о пребывании святыни в городе.

В завершение иерарх вознес молитву Крестителю Руси: «Святой равноапостольный великий княже Владимире, моли Бога о всех, кто прибегает к твоим святым и цельбоносным мощам!». Парфюм, будь то духи или туалетная вода, — это величайшее изобретение человечества.

Окунитесь в волшебный мир ароматов вместе с интернет-магазином парфюмерии Юнифайв.ру – у нас вы сможете купить элитные духи самых известных брендов со 100% гарантией оригинальности.

Порадуйте себя и своих близких лучшими парфюмерными новинками последних коллекций с бесплатной доставкой по Москве, СПБ и в любой город России (более 10 видов доставки и самовывоза).

Святой равноапостольный князь Владимир был погребен в мраморном саркофаге под сводами Десятинной церкви Киева. После ее разрушения саркофаг с останками князя пребывал под руинами.

Обратите внимание

В 1635 году по инициативе митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы) погребение было обнаружено под руинами. Частица мощей была передана в Москву царю Михаилу Федоровичу и помещена в Успенский собор Кремля.

В советский период и до недавнего времени она хранилась в фондах музеев Московского Кремля. В 2010 году ковчег был передан президентом России для хранения в Храм Христа Спасителя г. Москвы.

Принесение святыни в города России и Белоруссии проходит с 27 мая по 1 декабря по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при поддержке Фонда святителя Василия Великого в рамках празднования 1000-летия преставления крестителя Руси. Святыне уже поклонились жители более 60 городов России и Белоруссии.

Ковчег с частицей мощей равноапостольного великого князя Владимира будет находиться в храмах Санкт-Петербурга до 25 ноября.

Санкт-Петербургская митрополия

Источник: http://orthodoxy.ru/node/823

Мощи святого равноапостольного князя Владимира

 В Запорожскую епархию прибывают мощи святого равноапостольного князя Владимира  

По благословению Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины, в рамках епархиального Крестного хода в честь празднования юбилея 1025-летия Крещения Руси в Запорожскую епархию прибывают икона и частица мощей святого равноапостольного князя Владимира. 24 марта в 12.30 в Покровском архиерейском соборе г.Запорожья состоится встреча мощей.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути “из варяг в греки” – словно путеводные знаки, светочи народной святости.

С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников.

Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля).

Великолепный храм, призванный стать местом служения митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет, был богато украшен настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуня.

День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях – 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Событие было соотнесено с существовавшим уже праздником 11 мая, связывавшим новый храм двойной преемственностью.

Важно

Под этим числом отмечается в святцах церковное “обновление Царьграда” – посвящение святым императором Константином новой столицы Римской империи, Константинополя, Пресвятой Богородице (в 330 году). В тот же день при святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии – Премудрости Божией (в 960 году). Святой равноапостольный Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, посвящал тем самым, вслед за равноапостольным Константином, стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной.

Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. 

Уважаемые энергодарцы! Икону и ковчег с мощами святого равноапостольпого князя Владимира будем встречать в нашем городе 4 апреля2013 г. в 10.00 возле строящегося Свято–Богоявленского храма по ул.Курчатова (район автовокзала). Приглашаем городские власти, директоров предприятий и учреждений, а также жителей нашего города и всех желающих на встречу Святыни.

Крестный Ход пройдет по улице Комсомольской в храм «Призри на Смирение», где будет служиться Молебен с Акафистом о здравии и благополучии города и горожан. Святыни будут находится в Храме до  5 апреля2013 г. 8.00. Храм будет открыт до 24.00. Каждые три часа будет совершатся Молебен с Акафистом, духовенством города.

Желающие и молящиеся имеют  возможность прикоснутся к древней исторической ценности и святыни.

    С уважением, благочинный протоиерей Владимир Иваненко.

    Подготовил иерей Василий Брода.

Источник: http://envim.info/sveg/1825-moschi-svyatogo-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira.html

Ссылка на основную публикацию