Кто такой пресвитер и что значит пресвитерианская церковь

Пресвитер – кто это такой в православной церкви и кому можно занимать сан

Каждый воцерковленный или интересующийся религией человек хоть раз, да слышал об этом, но мало кто способен объяснить, что такое сан пресвитера. А ведь за этим термином кроется богатая традиция священнического служения и история богословского развития в христианстве, с новозаветных времен. Разберемся в истории вопроса и узнаем, кого называют так сегодня.

Кто же это?

Слово происходит от греческого термина, обозначающего старейшину. В просторечии сегодня их зачастую называют просто священниками.

Это связано с тем, что в основных традиционных конфессиях термин “Пресвитер” обозначает вторую ступень священства.

Большинство клириков, с которыми сталкиваются прихожане как православной церкви, так и других исторических исповеданий, являются именно пресвитерами или же просто иереями.

Из них практически всегда назначают настоятелей приходов и соборов. Также они преподают большинство таинств, кроме рукоположения и (в католичестве) миропомазания, и совершают другие священнодействия.

В ранней церкви

Слово «пресвитер» можно встретить уже в Новом Завете. С ним особенно часто можно столкнуться в Деяниях Апостолов. Как говорит Википедия, в то время он не всегда был человеком, иерархически на следующей, после епископа, ступени священства.

В апостольские времена этим термином обозначали часто просто старейшего в христианской общине. Иногда так называли кого-то из апостолов.
Вместе с тем, уже в новозаветных текстах прослеживается разница между пресвитерством как почетным званием и служением. Еще явственнее она проступает в писаниях мужей апостольских и раннехристианских апологетов.

Из текстов следующего поколения мы можем составить представление о том, какими были обязанности раннехристианского иерея:

  • благословлять членов Церкви;
  • заменять епископа в качестве председателя собрания верующих;
  • обучать вере вместо епископа и по его благословению;
  • преподавать таинства, помимо самого священства, и совершение священнодействий;
  • принимать исповеди.

Епископ управлял вверенной ему епархией, советуясь с иереями, чья коллегия называлась «пресвитерием». Также их призывали на соборы, где они занимали места позади епископата.

Выдающаяся роль, которую играли священники в жизни церкви, оборачивалась для них часто тяжелой судьбой в периоды гонений. Среди них мы можем встретить немало мучеников, таких как Елима, пресвитер в Вавилоне, пострадавший при императоре Деции, ставших светочами христианской веры и после смерти. Мучеников из второго священнического чина называют священномучениками.

В православии

Кто такой сегодня пресвитер в православной церкви? Насколько его роль отличается от той, которую мы можем встретить в древности?

Окончательно православное священство оформилось к V–VI вв., когда четко были разделены роли между тремя санами – епископом (или архиереем), пресвитером (или иереем) и диаконом.

В последующее время основные изменения касались требований к образованию, моральному облику и возрасту кандидатов.

Обратите внимание

За иереем закреплена роль главного помощника и заместителя архиерея в священнодействии и обучении вере православных христиан. Поэтому так важно, чтобы он имел должный уровень образования.

В соответствии с каноническим правом Русской Церкви кандидат на рукоположение в России должен:

  • Окончить полный курс богословского образования в семинарии или духовной академии. Хотя в определенных случаях, правящий архиерей может разрешить стать священником диакону, который не окончил семинарию, или светскому лицу. Но они должны доказать свои знания и благонадежность.
  • Достигнуть определенного канонами возраста. Еще древними соборами он был определен как 30 лет. Как и в случае с образованием, дозволено отступление от этого правила, но лишь при наличии действительно серьезных оснований.
  • Быть или уже женатым на православной женщине или безбрачным, объявившим о своем желании остаться в этом состоянии навсегда. Разрешено рукополагаться и вдовцам.
  • Моральные качества кандидата должны быть безупречными.

Неженатые, принявшие монашество иереи могут стать епископами.

В других конфессиях

В католичестве, а также протестантских общинах, где сохранилось епископство, пресвитеры занимают то же место в иерархии, что и в православии. Их функции также очень схожи. Разница состоит лишь в том, что в католической церкви миропомазание преподает только епископ.

Многие протестантские деноминации не признают священство в качестве таинства, что налагает свой отпечаток на роль пресвитера, которая в первую очередь становится административной и учительской.

Кроме того, существуют пресвитерианские церкви, где нет епископов. В них все управление делами церкви находится в руках коллегии пресвитеров.

Как и в православии, в католической церкви и большинстве исторических протестантских деноминаций (лютеранство, кальвинизм, англиканство) к кандидатам на роль пресвитера предъявляют определенные требования по минимальному возрасту, образованию и образу жизни.

Католические латинские священники, например, обязаны хранить безбрачие. В то же время протестантских пасторов это не касается – более того, они зачастую могут жениться уже после того, как вступили в должность.

В последнее время многие протестантские деноминации открыли двери для пресвитеров-женщин, а некоторые пошли дальше, поставляя женщин и в епископы. Это относится и к лютеранам (Церковь Швеции), и англиканам (Церковь Англии, Епископальная церковь США).

Пресвитерианство

Среди множества направлений протестантизма есть одно, которое взяло свое название от сана пресвитеров – пресвитерианство.

Тот, кого интересует вопрос, что же такое пресвитерианская церковь, должен будет обратиться к учению французского богослова Жана Кальвина, которое легло в основу учения этой деноминации. Именно его переосмысление на почве Шотландии породило ее.

Основной особенностью пресвитерианства стало отсутствие епископата. Эта конфессия организована по конгрегационному принципу:

  • Приходы возглавляются пасторами и советом пресвитеров.
  • Несколько приходов составляют пресвитерии.
  • Генеральные синоды, являющиеся высшим органом управления, формируют представители пресвитериев.

Пресвитерами в этой деноминации называют не только возглавляющих общину пасторов, но и избираемых ею старейшин, заведующих финансовыми и административными вопросами.

Пресвитерам помогают диаконы. Таким образом, пресвитерианская церковь лишена столь строгого иерархического начала, типичного для православия, католицизма или лютеранства.

Хотя первые кальвинисты появились в Московском царстве еще в XVI в., но настоящее пресвитерианство в Российской империи появляется в середине XIX в. В 1860 г. миссионер из США Истон и проповедник-турок Кашамош организовали первые общины пресвитериан в Ереванской губернии, которые постепенно и разрослись по всей империи.

На сегодняшний день пресвитерианство представлено в большинстве регионов России, особенно сильно в Москве и Санкт-Петербурге. Общины северной столицы объединяет Совет пасторов пресвитерианских церквей Санкт-Петербурга, который является незарегистрированным координационным органом.

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/izuchaem-tserkovnye-terminy-presviter-kto-eto-takoj.html

Пресвитер кто это такой что такое пресвитерианство пресвитерианский сан википедия

Слово пресвитер (перевод с греческого слова πρεσβύτερος: «старший») в Новом Завете относится к лидеру в местных христианских общинах, причём пресвитер от греческого «пресвитериуса» означает старший.

Пресвитер понимается многими, как человек, исполняющий функции надзирателя, то есть епископа.

Важно

Но в современном католическом и православном значении пресвитер отличается от епископа и является синонимом священника.

В преобладающей массе протестантов этот термин не используется для обозначения члена отличительного священства, называемого священниками, но вместо этого используются такие термины, как министр, пастор и старший.

Пресвитер

Слово пресвитер этимологически происходит от греческого πρεσβύτερος — presbyteros (пресвитер википедия). Однако, в то время как английское слово «священник» является синонимом пресвитера, отличительное греческое слово «священник» никогда не используется для пресвитера.

Старейшины существовали ещё в первые дни истории Израиля. Князья из двенадцати племён, главы, первенцы и начальники отдельных израильских семей описываются как старейшины.

История

Сначала старейшины, отсюда и этот термин, были действительно пожилыми людьми, которые получали особое уважение от общества. В то же время старение рассматривалось как особое божественное благословение и вознаграждение за благочестие человека Это был корень авторитета старейшин.

В дополнение к этим старейшинам, которые создали старый патриархальный семейный порядок, в Библии также упоминается назначение старейшин. Первое библейское доказательство этого дано Моисей 2: 2, 18: 13.

По совету своего тестя Иофора, Моисей назначил «честных людей, которые боятся Бога», как старейших, сто пятьдесят и десять человек. Таким образом, руководство не зависело от патриархального порядка.

Возраст старейшин, предложенный народом, уже не был решающим критерием.

После этого старейшины становились муниципальными администраторами, судьями и кадастрами. Они встречались на общественных собраниях и переговорах в черте города.

После вавилонского изгнания старейшины вместе со священниками сформировали так называемый Высший совет (Ездра 10.8.4 ЕС). Этот совет обладал высшим авторитетом в вопросах религиозного и гражданского права. В то же время он должен был следить за сохранением учения.

В еврейской диаспоре тоже после вавилонского плена, было создано учреждение старейшин. Самые старые люди были лидерами общин еврейской диаспоры.

Самая ранняя организация Церкви в Иерусалиме, по мнению большинства учёных, была похожа на еврейскую синагогу, но у неё был совет или колледж посвящённых пресвитеров. В Деяниях 11:30 и Деяниях 15:22 мы видим коллегиальную систему правления в Иерусалиме, хотя и возглавляемую, по традиции, Иисусом, первым епископом города. В Деяниях 14:23 апостол Павел посвящает пресвитеров в церквях.

Совет

Термин пресвитер часто ещё чётко не отличался от термина «надзиратель» (ἐπίσκοποι episkopoi, позже исключительно используемый как епископ). В Деяниях 20:17, Титу 1: 5–7 и от Петра 5:1. Самые ранние сочинения апостольских отцов и Первое послания Климента, например, показывают, что церковь использовала два термина для местных церковных пресвитеров и дьяконов.

В Новом Завете можно увидеть более чётко определённый епископат. Нам говорят, что Павел оставил Тита на Крите для наблюдения за местной церковью. Павел приказывает ему назначать пресвитеров / епископов и осуществлять общий надзор.

Ранние источники неясны, но у различных групп христианских общин была группа руководителей или пресвитеров, действующих как руководители местных церквей.

Требования Нового Завета к пресвитерам были следующие:

  • моногамия;
  • упорядоченные семейные отношения;
  • эмоциональная компетентность;
  • гостеприимство;
  • пасторальная одарённость.

Со II века, были чётко обозначены саны епископа и пресвитера.

Епископ понимался как президент совета пресвитеров, и поэтому епископ отличался как в части, так и в прерогативе пресвитеров, которые рассматривались как получающие свои полномочия посредством делегации от епископа. Каждый епископский вид имел собственного епископа, и его присутствие было необходимо для освящения любого собрания церкви.

В конце концов, по мере того как христианский мир рос, отдельные общины больше не были непосредственно подчинены епископу. Епископ в большом городе назначал священника в качестве пастора для паствы в каждом собрании.

Католическое объяснение предполагает, что делегаты были епископами в истинном смысле этого слова, но они не имели фиксированных взглядов и не имели специального титула.

Наряду с этим, название «священник» было отнесено к пресвитерам/епископам. Католический писатель Грег Сьюз, объясняет, что «Священство, как мы это знаем в католической церкви, было неслыханным во время первого поколения христианства.

Потому что в то время священство все ещё ассоциировалось с жертвоприношениями животных как в еврейской, так и в языческой религии». К третьему столетию епископы считались священниками. Пресвитеры или старейшины иногда заменяли епископа.

В конце третьего века люди повсюду использовали титул «священник» для тех, кто председательствовал в Евхаристии.

Читайте также:  Православный обряд погребения

Современное использование слова

Сегодня в римско-католической церкви пресвитер — это латинское название церковного отделения. Со времён поздней античности пресвитеров церкви также называют священными, то есть священниками в культовом смысле. Вместе они образуют Пресвитериум, «Совет старейшин» или священство, епископство, под епископом, «Хоэнпристер».

В Восточно-Православной церкви в России и Византийской Православной Церкви те же самые священники также называются пресвитерами церковных глав, кроме того, это культовое обозначение священников с IV века.

В Евангелической Лютеранской, Реформатской и Единой церквях, а также в таких сектах, как адвентисты, баптисты, пятидесятники, пресвитер является избранным членом церковного сообщества.

Обратите внимание

Совокупность старейшин вместе с пастором формирует пресвитерию или круг старейшин и, таким образом, церковное общение.

Термин пресвитер для мирян в муниципалитете используется, например, в протестантской церкви Вестфалии и в евангельской церкви в Рейнской области.

В пресвитерианских церквях структуры одинаковы, но помимо пасторов обычно ставятся старейшины (и дьяконы). Поскольку оба отделения считаются продолжением новозаветного пресвитерианства, их часто называют старейшинами.

Ново апостольская церковь знает двух типов старейшин. В муниципалитетах работают большие общины.

Окружные клерки (районные советники) ведут район или служат для поддержки своего епископа или апостола.

Их задачи включают в себя решение проблем с отдельными членами сообщества, рабочие встречи со священническими чиновниками и всю ответственность за подрайон в пастырских и административных вопросах.

В случае Свидетелей Иеговы, кворум людей, занимающийся организационными функциями в конгрегации, обозначается как старейшие.

Что такое пресвитерианская церковь

Пресвитерианство является частью Реформатской традиции в протестантизме, которая возникла на Британских островах, особенно в Шотландии.

Пресвитерианские церкви получили своё название от формы церковного правления, под началом собраний старейшин. Пресвитерианское богословие обычно подчёркивает суверенитет Бога, авторитет Писания и необходимость благодати через веру.

Пресвитерианские деноминации в Шотландии придерживаются теологии Джона Кальвина и его непосредственных преемников, хотя в современном пресвитерианстве существует множество богословских взглядов.

Важно

Местные общины церквей, которые используют пресвитерианство, регулируются сессиями, состоящими из представителей конгрегации (старейшины) и соборный подход, находящийся на других уровнях принятия решений (пресвитерий, синод и общий сбор).

Корни пресвитерианства лежат в протестантской Реформации XVI века. Большинство Реформатских церквей, которые прослеживают свою историю в Шотландии, являются либо пресвитерианскими, либо конгрегационалистскими. В двадцатом веке некоторые пресвитерианские церкви вступили в союзы с другими церквями, такими как:

  • конгрегационалисты;
  • лютеране;
  • англиканцы;
  • методисты.

Пресвитерианские церкви существуют во многих странах в том числе России.

Мученик Пармениус: Пресвитер в Вавилоне

Святитель Пармениус был арестован во время правления римского императора Деция Траяна (249–251 гг.). Он отказался принести жертву идолам, когда ему было приказано сделать это императором, поэтому его бросили в тюрьму.

Когда его вторично допрашивали, святой Пармениус отказался говорить. В ярости Деций повелел вырезать язык святого Пармениуса.

Источник: https://pravoslavie.guru/svyashhenosluzhiteli/presviter-kto-eto-takoj-i-chto-takoe-presviterianstvo-v-tserkvi.html

Что такое Пресвитерианство? Пресвитерианство — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Пресвитерианство (от греческого пресвитерос — старейшина) — религиозное протестантское течение в христианстве, возникшее в 16-м веке как разновидность кальвинизма.

Как видно из названия, особую роль в пресвитерианстве играет организационная структура церкви, в основе которой лежит выборность руководства (пресвитеров).

История зарождения пресвитерианства тесно связана с Шотландской протестантской революцией, которая пришлась на 1559–1560 годы. Основателем данного религиозного течения можно считать Джона Нокса, являвшегося учеником Кальвина.

Закономерно, что после победы протестантов и организации ими собственной церкви, пресвитерианство позаимствовало многие черты кальвинизма.

Изначально пресвитерианство отрицало необходимость посредничества со стороны духовенства в отношениях человека и Бога, в противоположность католической церкви.

К 1567 году пресвитерианство со своим верховным органом — генеральной ассамблеей шотландского духовенства и мирян, и выборными органами управления на местах (конгрегации), — окончательно утвердилось как доминирующая религия в Шотландии.

Следующий этап развития пресвитерианства связан с деятельностью Эндрю Мелвилла (1545–1622).

В это время усиливается независимость церковных структур от государства при одновременном росте автономии отдельных приходов.

Заслугой Мервилла является возникновение специальных органов самоуправления — пресвитерий, в состав которые входили пасторы, богословы и пресвитеры.

Совет

И на сегодняшний день пресвитерианство удерживает религиозный приоритет в Шотландии, — действующая церковь Шотландии включает более одного миллиона верующих.

Закономерно, что в Англии пресвитерианство не могло занять ведущие позиции, как это случилось в Шотландии, так как здесь ей конкуренцию составляло англиканство, поддерживаемое на государственном уровне. Таким образом, проникновение пресвитерианства в Англию связано с так называемым “теневым путём“, в результате реализации которого оно постепенно совмещалось с господствующим англиканством.

Распространение пресвитерианства в Ирландии, связано с переселением туда многих шотландцев, в результате на сегодняшний день эта религия занимает по числу верующих второе место в Северной Ирландии.

Разумеется, колонизация Америки сопровождалось миграцией туда из Старого Света больших масс пресвитериан, которые основали там несколько церквей. В настоящее время в США и Канаде пресвитерианство является самой распространённой религией среди протестантских течений (например, в США проживают четыре миллиона пресвитериан).

Что касается особенностей пресвитерианского вероучения, то следует выделить следующие:

  • Догмат о божественном предопределении, т.е. изначально предопределено, будет человек спасён или нет — повлиять на это с помощью совершения добрых или злых поступков невозможно;
  • Единственный глава церкви — Христос;
  • Библия является высшим правилом, регламентирующим вопросы веры и жизни;
  • Повышенное внимание к обряду крещения;
  • Практика группового исполнения псалмов и общего причастия;
  • Отрицание посреднической роли церкви при общении с Богом;
  • Исключение догматов о канонизации святых;
  • Большое внимание проповедям, которые чащи читаются, чем произносятся;
  • Молитвы, произносимые во время службы, являются в основном импровизацией пастора.

Культ пресвитерианства, как и многих других протестантских течений, отличается простотой и минимализмом. В храмах отсутствуют иконы, изображения распятия, алтари, свечи, не звучит органная музыка.

Сегодня пресвитерианство получило наибольшее распространение в таких странах как США, Англия, Канада, а также некоторых бывших британских колониях. В мире насчитывается около 59-и миллионов пресвитериан.

Спасибо, за интерес к теме “что такое Пресвитерианство”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/presviterianstvo/

Что такое Пресвитер

Значение слова Пресвитер по Ефремовой:

Пресвитер — 1. Священник православной и католической церкви.
2. Выборный руководитель пресвитерианской церкви.

Значение слова Пресвитер по Ожегову:

Пресвитер — Священник, иерей

Пресвитер в Энциклопедическом словаре:

Пресвитер — (греч. presbyteros — букв. — старейшина), в раннехристианскойобщине лицо, управлявшее ее делами. с образованием христианской церкви -священнослужитель. В протестантизме — избираемый из мирян руководительобщины, правящий ею совместно с пастором.

Значение слова Пресвитер по Религиозному словарю:

Пресвитер — В раннем христианстве (I век н.э.) пресвитерами называли старейшин, которых выбирали из рядовых верующих. Пресвитеры руководили повседневной жизнью христианской общины: собирали взносы, заведовали общей кассой, распределяли имущество, заботились о больных и попавших в тюрьму единоверцах.

Пресвитеры возводились в должность через обряд рукоположения (хиротонии). начиная с середины II века авторитет пресвитеров растет, и они становятся авторитетами не только в административно-хозяйственных делах, но и в вопросах вероучения.

из среду пресвитеров выделяются старшие пресвитеры, которые именуются епископами.

Значение слова Пресвитер по словарю Ушакова:

ПРЕСВИТЕР, пресвитера, м. (греч. presbyteros) (церк.). 1. Священник (устар.). католиков и у православных). 2. Пастор пресвитерианской церкви.

Значение слова Пресвитер по словарю Даля:

Пресвитер
греч. священник, иерей, поп: -ров, ему принадлежащий. -ский, к ним относящ. Пресвитерство, иерейство, священство, сан и звание его.

Значение слова Пресвитер по словарю Брокгауза и Ефрона:

Пресвитер (πρεσβύτερος, presbyter) — древнейшее каноническое (т. е. усвоенное древним церковным законодательством — правилами апостолов, вселенских и поместных соборов,) название второй степени христианского таинства священства (у нас в России ныне в церковных документах, в актах государственных и церковно-юридических, а также в общежитии — “священник”).

Во времена апостолов пресвитерами часто назывались епископы и, наоборот, епископами — пресвитеры (см. Деян., ХХ, 17—18, 28. 1 Петр., V, 2. Тит., I, 5, 7. 1 Тим., III, 1, 2, 7. V, 17 и др.

) не в смысле обозначения иерархической степени тех и других, а лишь в древнем общенарицательном смысле слов “епископ” и “пресвитер” для указания на личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле. Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина).

Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами и находились под их непосредственным руководством, хотя и без права посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами (надзирателями, управителями). В смысле возраста, пресвитерами называли себя даже апостолы Петр (1 Петр., V, 1) и Иоанн (2 Иоан., I, 1. 3 Иоан., I, 1).

Вероятно, к епископам и пресвитерам относились одинаково и другие нарицательные названия, присваиваемые в книге Деяний и в Посланиях апостольских лицам, стоявшим во главе той или другой церковной общины: пастыри (ποιμένες — Ефес., IV, 11), вожди (ήγούμενο&#953. — Евр., XIII, 7, 17, 24), предстоятели (προεστόμενο&#953., praepositi, antistites — 1 Сол., V, 12. Римл.

, XII, 8), председатели (προέδρο&#953., praesidentes), иереи (ιερεύς). Обязанности пресвитеров, как видно из Деяний и Посланий апостольских и творений св. отцов II и III вв., были следующие: 1) преподание благословения верным. 2) председательствование в собраниях верных в отсутствие епископа. в его присутствии пресвитер занимал второе место.

3) оказывание поучений с благословения епископа, которому это право принадлежало главным образом. 4) совершение таинств и священнодействий. В храме епископ восседал на седалище возвышенном (tronus celsus), пресвитеры — на седалищах, стоявших ниже (tronus secundus).

Если при епископе служили несколько пресвитеров, то они образовывали около него полукруг (corona ecclesiae, spiritualis corona, circuli presbyterii). В римских катакомбах найдены фресковые изображения таких coronae ecclesiae, относящиеся к древнейшему времени. При посвящении нового пресвитера пресвитеры во время руковозложения епископского имели право возлагать на него свои руки (соб. карф. IV).

Корпорация пресвитеров при епископе называлась пресвитерия (πρεςβυτέριον, presbyterium, πρεςβύτειον, συνεδρον το&#965. πρεςβυτερίον, senatus ecclesiae, senatus Christi, consiliarii episcopi, consilium ecclesiae). На соборах П. занимали места во втором ряду, позади епископов (подписи их имеются на многих соборных актах).

На Западе без собора пресвитеров епископ не постановлял ничего, относящегося к церковной дисциплине (Карфаг. соб., IV, 22, 23. соб. Толедский, VI). В отсутствие епископа, а также по его смерти или по удалении его с кафедры до назначения ему преемника пресвитерий исправлял его обязанности (кроме посвящений — см. посл. Киприана, V, Х и XXI, послание Игнатия к антиохийцам).

Обратите внимание

В средние века на Западе пресвитерий заменен капитулом (см.). Терминологически, в смысле обозначения именно второй степени священства с ее специальными обязанностями, название πρεςβύτερος в первый раз встречается в Деяниях апостолов, XIV, 23, при рассказе о поставлении апостолом Павлом через рукоположение пресвитеров во все церкви Дервии. Листры, Иконии и Антиохии.

Читайте также:  Житие святого равноапостольного космы этолийского

Затем в посланиях к Тимофею и Титу говорится о рукоположении пресвитеров епископами, каждым в своей епархии (1 Тим., V, 17, 19, 22. IV, 14. 2 Тим., 1, 6). В избрании пресвитеров принимала участие и паства, т. е. миряне. Климент Римский и Игнатий замечают, что поставление П. “совершалось с согласия всей церкви” (т. е. прихода, для которого они избирались).

Климент Александрийский упоминает об избирательном списке кандидатов на пресвитерство (έκλογ&#942.), составлявшемся паствой. Участие ее в выборе П. совершалось столь чинно, что император Александр Север (III в.) ставил выборы кандидатов на пресвитерство в христианских общинах в пример для выбора гражданских чиновников. Лаодикийский собор (IV в.) отменил участие паствы в выборе П. (см.

Павлов, “Об участии паствы в делах церкви”, Казань, 1866). Участие мирян в избрании кандидатов на пресвитерство не означало участия их в посвящении их. оно было только свидетельством о их достоинствах и качествах. благодать, характеризующую пресвитерство, преподавало лишь руковозложение епископа. По мнению протестантских ученых, П.

и епископ имели сначала одну и ту же степень и достоинство. различие между ними появилось лишь в III в.. название “П.” указывает на достоинство, а “епископ” — на должность, совмещенные в одном лице. Это мнение имело свои зачатки еще в IV в., но тогда же было отвергнуто церковью. Чем дальше, тем подробнее выясняется в учении церкви и в творениях св.

отцов значение пресвитерства как второй степени священства. Отцы церкви IV-го и последующих веков (Григорий Богослов, Златоуст, Амвросий, Иероним, Григорий Двоеслов и др.) в своих творениях подробно разработали богословское учение о священстве. В умственном отношении избираемый в П.

должен быть достаточно образован в богословии, знать хорошо церковные правила (поэтому к пресвитерству не допускались новообращенные ко Христу). В неблагоприятные для образования периоды уровень требований от П. несколько понижался (например в IX и след. веках на Западе).

в России на соборах Владимирском (1 274), Стоглавом (1551) и Большом московском (1667) определено довольствоваться тем, чтобы кандидат на пресвитерство “хорошо знал грамоту”. По ныне действующему у нас церковному праву требуется, чтобы П. окончил курс богословского образования в духовной академии или семинарии. лишь в виде исключения позволяется допускать в П.

Важно

и не окончивших курса благонадежных диаконов, а также лиц светских, на экзамене у архиерея доказавших достаточность своих познаний в богословии. В нравственном отношении от кандидата в П. требуется безупречное поведение. Возраст для вступления в пресвитерство определен еще в IV в. — 30-летний. Это правило, от которого часто отступали, подтверждено Св. Синодом в 1869 г.

В физическом отношении не считаются препятствием к священству телесные недостатки, за исключением таких, которые служат препятствием для надлежащего исполнения священнических обязанностей (глухота, слепота и т. д.). В 1885 г. в П. позволено посвящать и без предварительного прохождения низших должностей в клире. Женой П. может быть только православная. В древности брак для П. не был обязателен, но не было и принуждения к безбрачию. Со времени появления ересей стригольников и жидовствующих неженатых не посвящали в П. Действующие ныне правила (с 1869 г.) дозволяют возводить в П. как вдовых после первого брака, так и неженатых, заявивших желание навсегда остаться безбрачными. Ср. Духовенство и Клир. См. “О происхождении новозаветной иерархии” (“Правосл. собеседник”, 1868). “Догматич. богословие” преосв. Макария и Сильвестра (в главе “О священстве”). П. И. Нечаев, “Практич. руководство для священнослужителей” (СПб., 1893). Schaff, “Geschichte d. apostolischen Kirche” (Лейпциг, 1854). Lechler, “Das apostolische und das nachapostolische Zeitalter” (Штуттгарт, 1857). Н. Б—в.

Расскажите вашим друзьям что такое – Пресвитер. Поделитесь этим на своей странице.

Источник: http://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/presviter.html

Пресвитер

Пресви́тер или священник (греч. πρεσβύτερος – старец, старейшина) – 1) степень священства, превышающая диаконскую и уступающая епископской; 2) лицо, обладающее этой степенью.

Пресвитер есть вторая ступень в священной иерархии (священноначалии).

Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и освящения мира.

Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан.

Для посвящения в пресвитеры требуется таинство хиротонии. Каноны определяли возраст для пресвитерской степени не меньший 30-тилетнего, поскольку Сам Иисус Христос начал учить в 30 лет. Пресвитеру, как и всем священнослужителям, запрещают вступать в брак после возведения в священнослужительскую степень.

Пресвитер также именуется иереем или священником. Правительственные степени пресвитера – протоиерей и протопресвитер.

«1. История установления чина
В буквальном переводе слово «пресвитер» (πρεσβυτηροζ) означает «старец». Это наименование второй степени священства апостолы заимствовали из Ветхозаветной Церкви, называя так самих себя и рукополагаемых ими христианских пастырей (1Петр. 5, 1; 2Ин. 1).

Само название говорит о том, что на иерейскую степень избирались наиболее мудрые и опытные люди. Но чаще пресвитер называется в Писании «священником» или «иереем» (ιερευζ), как именует Писание Самого Господа (Евр. 5, 6; 10, 21), так и всех верующих, освященных во Иисусе Христе (Ап. 1, 6).

Пресвитер имеет еще название «отец», потому что он Таинствами и учением духовно возрождает верующих и дает им православное воспитание.
Чин посвящения во пресвитера сохраняется в Православной Церкви с апостольских времен. Во 2-м правиле святых апостолов постановлено, что рукополагать во пресвитера должен один епископ.

В Постановлениях Апостольских чин пресвитерского посвящения предписывается совершать возложением рук святителя на главу посвящаемого с молитвою (Кн. 8, гл. 14).

Совет

У Дионисия Ареопагита о посвящении пресвитера говорится следующее: «Посвящаемый, преклонив оба колена пред алтарем, имеет на главе своей десницу епископа и таким образом освящается святыми призываниями, запечатлевается крестным знамением и приветствием священнослужащих».

2.

Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера Полагание воздуха на главу посвящаемого на Херувимской песни Передача воздуха диакону Возглашение: «Повели…, повелите…, повели, преосвященнейший Владыко» Троекратное хождение ставленника вокруг престола при пении тропарей Преклонение колен пред святым престолом Возложение края омофора на главу хиротонисуемого Архиерейское благословение Возложение руки архиерея на главу посвящаемого Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать…» «Кирие, элеисон» Две молитвы Мирная ектения Облачение в епитрахиль, пояс, фелонь, вручение креста и служебника с возгласом: «Аксиос» Приветствие сослужителей целованием Преподание новопоставленному иерею части Святого Агнца после пресуществления Святых Даров Чтение 50 псалма Возвращение части святого Агнца архиерею Причащение Святых Таин

Чтение заамвонной молитвы

3.

Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитера
Святой Симеон Солунский называет пресвитерский чин «совершительным», потому что иерей, совершая Таинства, не может преподать благодать Священства другим: он «крещает и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину» (Новая скрижаль. СПб., 1899, с. 262). Пресвитеру подчинены диакон и церковнослужители, которые выполняют свои обязанности в храме только по его благословению.
Хиротонисуемый во пресвитера избирается из диаконского чина. Поддерживаемый диаконами, то есть тем чином, к которому сам принадлежал, – по толкованию святого Симеона Солунского, – он доводится ими до священных врат алтаря и таким образом показывает, что он еще диакон, поддерживаемый равночинными ему. Когда же достигнут врат, то он оставляется диаконами, потому что становится выше чина их, и принимают его двое высшие из пресвитеров, потому что он вступает в их чин». В тайносовершительной молитве архиерей объявляет всенародно имя хиротонисуемого и степень, на которую он возводится, и приглашает всех верующих к сугубой молитве о рукополагаемом. В первой молитве о рукополагаемом архиерей молит безначального и бесконечного Бога, удостоившего принявшего звание пресвитера, «священнодействовать слово Его истины», благоволить проручествуемому от него «подъяти великую сию благодать Святаго Духа» для непорочного жительства и неуклонной веры и показать его совершенным, благоугождающим и достойно жительствующим, сознавая дарованную ему великую честь священства.

Вторая молитва представляет собой как бы завершение и окончание совершительной молитвы. В ней изображается образ пастырского деяния: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого Домостроительства («икономства») спасения людей в Церкви, совершаемого благодатию Христовой через пастыря, и указывается пять благодатных сил, пять действований в Священстве:

1) предстоять Жертвеннику Искупления, отдавая свою собственную жизнь как жертву;

2) проповедовать Евангелие Царства Божия, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя мира;

3) благовествовать Божественную истину и правду Христову, собственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни;

4) приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию – бескровную жертву славословия и благодарения Господа;

5) являть миру Божие отцовство (в ознаменование этого священник получает именование «духовный отец»), крестить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту. После прочтения молитв архиерей подает рукоположенному священническую одежду – епитрахиль, пояс и фелонь – и вручает ему Служебник – книгу, являющуюся руководством для совершения священнодействий.

Епитрахиль, по выражению Иоанна Златоуста, знаменует духовное помазание. Пояс, который стягивает подризник (в звании диакона называемый «стихарь»), означает духовную готовность и способность к богослужению.

Обратите внимание

Фелонь, обычно называемая «ризою», есть одежда правды и радости, согласно изречению, которое произносит священник, облачаясь в ризу (Пс. 131:9,16).

Целование архимандритов и всех сослужителей «в рамена» выражает приветствие новопоставленного при вступлении в чин иерейский и союз апостольской любви».
протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви.

См. ПРОТОИЕРЕЙ, ПРОТОПРЕСВИТЕР

Источник: https://azbyka.ru/presviter

Секта “Христианская Пресвитерианская Церковь “Преображение” – Сектаинфо

Секта «Христианская Пресвитерианская Церковь «Преображение» (синяковцы)

Характеристика: Неопресвитерианская секта с чертами неохаризматического культа. Секта входит в сектантское объединение «Союз Христианских Пресвитерианских Церквей».

История возникновения секты: В 1995 году из Воркуты в г.Новомосковск Тульской области переехал  горнорабочий Сергей Сергеевич Синяков с семьей. Синяков С.С. родом из Узловского района Тульской области. Родился он в 1965 году в п.Дубовка. Работал горнорабочим в г.Воркута. Сектантством он увлекся в 1993 году.

Сразу же по приезду в Новомосковск Синяковы стали посещать местную неохаризматическую секту  «Евангельская церковь «Источник силы». Поскольку Синяков и его супруга уже имели некоторый опыт пребывания в сектантских сообществах по месту предыдущего жительства, то, конечно же, сразу влились в активную жизнь указанной секты.

Синяков очень скоро стал помощником пастора, и так же коммерческим директором некой «христианской фирмы» – «Фавор Айс Крим».

Синяков С.С.

Читайте также:  Молитва божией матери пред иконой ее владимирской

В 1999 году Синяков решил основать собственную секту в г.Узловая.

По началу Синякову помогали несколько человек из Узловой, состоявшие в секте «Источник силы» г.Новомосковск. Он в их домах начал проводить сектантские собрания. Первая ячейка секты Синякова появилась в поселке Пятилетка под Узловой.

Синяков активно в то время привлекал людей организуя показы художественного фильма «Иисус» в узловском ДК Машиностроителей. Со временем в этом же ДК Синяков стал  арендовать помещение для собраний своей секты.

В 2000 году Синяков купил в центре Узловой здание бывшего Дома пионеров. По некоторым данным, это здание кроме Синякова хотели купить местные предприниматели и предлагали даже большую сумму, но здание в итоге было продано сектантам за меньшую сумму. Как говорят местные жители, Синяков заплатил «нужным» людям и все решилось в его пользу.

Будущий лидер узловской секты «Преображение» Синяков С.С. обучался в двух среднеспециальных учебных заведениях: техническое училище №1 г.Новомосковск (специальность машинист холодильных установок) и техническое училище г. Воркута (специальность машинист горно-выемочных машин).

Себя же он теперь именует, ни больше ни меньше, «магистром богословия». Степень «бакалавра богословия» он получил в результате двухгодичного обучения в сектантском частном крайне сомнительном учебном заведении с громким названием «Московская пресвитерианская духовная академия». Затем он стал там же «магистром».

Важно

Данная «академия», предположительно, была организована в Москве сектантами из Южной Кореи. С 2001 года Синяков является членом «Правления» сектантского объединения «Союз Христианских Пресвитерианских Церквей». В 2007 году его избирают «президентом» «Союза Пресвитерианских Церквей».

Спустя некоторое время на его место ставят другого человека.

 Первые последователи Синякова

Несколько лет назад Синяков С.С. с последователями принимал активное участие в организованной рядом тульских сект клеветнической кампании против Тульской епархии Русской Православной Церкви подробнее>>>

Секта Синякова именуемая «Церковь «Преображение» в настоящее время развила довольно бурную деятельность в Узловой.

Синяков с активными членами своей секты делает все необходимое для поддержания постоянных контактов с местной администрацией и участия в различных общегородских мероприятиях.

Организует различные объединения (например «Ассоциация многодетных семей»). Это делается Синяковым в том числе и в целях самопиара, а так же привлечения в секту как можно большего числа людей.

Некоторые публичные акции сектантов вызывают чувство негодования и возмущения у жителей Узловой. Например, как-то на День Победы сектантская молодежь устроила брейк-пляски возле Вечного огня.

Синяковцы сотрудничают с психоневрологическим детским санаторием «Березка», расположенным в поселке Дубовка. Активисты секты принимают участие в работе городских женских клубов. Сектанты влились в молодежный совет Узловского района.

Сектанты регулярно поздравляют администрацию города, руководителей организаций с праздниками и приглашают их посетить «богослужения» секты.

Пляски молодых сектантов на сцене Молельного дома секты

Совет

Синяковская секта распространяет сектантскую газету «Колокол». Сектанты раздают выпуски этой  газеты на улице и др. общественных местах. Сами же они издают газету «Время Верить».

В секте имеется команда брейк-данса «Альянс», которую Синяковы стараются вставить во всевозможные городские праздники.

Синяковцы предпринимали попытки организовать самопиар в местной узловской газете «Знамя», но регулярно получали там отказ. В результате сектанты затаили обиду на редакцию газеты. А некоторые из синяковцев периодически публикуют на своих страницах в соцсетях гневные выпады в адрес газеты.

Молельный дом секты

В секте «Преображение» в настоящее время существуют следующие «служения» (кружки  по интересам):

– Брейк данс и хип-хоп

– Детское служение

– Женское служение

– Молодежное “PRO-SVET”

– Служение 12 шагов

– Служение душепопечительства

и др.

Молодежным «кружком» руководит сын лидера секты Синяков Евгений, лидером «служения христианского консультирования и душепопечительства «Преображенная душа» является Синякова Станислава (жена Евгения Синякова), жена же лидера секты – Синякова Марина, руководит  «женским служением». Такой вот некий семейный «бизнес».

Синяков Евгений

Секту периодически посещают сектанты из Южной Кореи.

Какую же опасность, кроме духовной, может представлять секта Синякова С.С.?

Дело в том, что в данной секте практикуется глоссолалия (моления на «иных языках»). «Молитва на иных языках» порой имеет вид неконтролируемой истерии.

Данный вид «молитвы» может быть не безопасным для психики человека. Сектанты верят что «иные языки» они получают от Бога как некие «дары».

Вот как описывает «дары» «иных языков» на собраниях сектантов известный исследователь современного сектантства свящ. Игорь Ефимов:

«Дар языков проявляется порой в самых неожиданных формах. На одном из собраний сектантов мне приходилось слышать, как молодой человек, лет двадцати пяти, громко и протяжно кричал: «Аллилуйя». Начинал он не громко, но по мере повторения все более повышал тон, так что в конце концов переходил на крик.

Обратите внимание

А-а-а-а-ли-ли-луйа, а-а-а-а-л-ли-луй-я, кажется забывшись, кричал он, закрыв глаза и резко потрясая в такт поднятыми руками. После нескольких произнесенных подряд слов «аллилуйя» он переходил на бормотание бессмысленных звукосочетаний: «амина, супитер, амана…» — а затем опять громко кричал «аллилуйя».

«Ангельский дар» может, оказывается, изливаться исключительно в виде единственной гласной алфавита. «И-и-и и-и-и», — громко распевала одна из пятидесятниц. Начинала она с нижних негромких тонов и постепенно поднимала тон на октаву, не произнося более ни единого иного звука. И так повторялось снова и снова в течение пятнадцати минут.

Другой единоверец выговаривал словно заученную скороговорку: «Регедигида, треги, регедигида, регедигида». Иногда это речение он разнообразил, произнося: «Супитер, супитер, арамо».

У большинства молящихся «дар» заключается в бормотании звуковой бессмыслицы наподобие: «сопо, ропота, карифа…»

Добавьте сюда весь выплеск многообразия темпераментов членов собрания — и вы станете свидетелем действия, бесконечно далекого от традиционных представлений, данных православным в Писании и Предании.

Могли бы апостолы Петр и Павел благословить подобные радения? Православное понимание святости и духовности не позволяет даже допустить этого».

Сектанты-синяковцы предпринимают массу усилий по привлечению в свои ряды молодежи. Активно действуют в социальных Интернет-сетях.

В настоящее время в секте состоит 150-200 чел.

Сектаинфо, 2013 год.

ссылки по теме:

Сектанты собрались поесть и поплясать

Молодежная сектантская группа «По сути» в Туле

В Северо-Задонске Тульской области объявились «новые» сектанты

Источник: http://www.sektainfo.ru/sekty-v-tule-i-oblasti/novaya-stranica-3/sekta-hristianskaya-presviterianskaya-cerkov-preobrazhenie/

Пресвитериане – 10 интересных фактов из жизни современных протестантов

Пресвитериане – одна из самых своеобразных протестантских церквей. Абсолютный минимализм в приходской жизни, равенство прихожан с пасторами, отказ от большинства церковных ритуалов здесь сочетается с богобоязненностью и … лояльным отношением к однополым бракам. Какие еще интересные факты из жизни пресвитериан известны науке?

Факт 1. Пресвитерианство популярно не только в Европе и Америке, но и в Азии и Африке

Благодаря мессианской деятельности, пресвитериане в свое время распространились по всему миру. Общая численность их церкви – около 60 миллионов человек. Больше всего последователей – в Соединенных штатах (более 5 миллионов) и Южной Корее (около 5 миллионов).

Интересно, что в одной африканской Гане пресвитериан больше, чем во всей остальной Великобритании (около 500 тысяч, не считая Шотландии) и Канаде (около 220 тысяч) вместе взятых. А в небольшом Шотландском королевстве, где пресвитериан 1 миллион, церковь имеет государственный статус.

Важно

Миллионы пресвитериан проживают в ЮАР и Кении, сотни тысяч – в Камеруне, Руанде, Египте, Индии, Пакистане, Тайване. По некоторым данным, крупные общины пресвитериан (более 100 тысяч человек) есть в Северной Корее.

Факт 2. Пресвитериане следуют доктрине предопределения

Пресвитериане в отличие от остальных кальвинистов не так сильно акцентируют внимание на учении о предопределении. Однако, оно остается для них одним из базовых догматов.

Согласно доктрине, спасение от погибели и вечная жизнь после смерти или муки ада предопределены человеку до рождения. Верующий никак не может повлиять на предназначенную судьбу: добрые и злые деяния изначально задуманы всевышним как часть божественного замысла.

Поэтому пресвитерианин не может ничего изменить, но может «подтвердить» своими благими поступками полученное спасение.

Факт 3. Пресвитериане признают только авторитет Библии

По мнению пресвитериан, Священное Писание – единственное авторитетное руководство к вере. В идеале христианин должен сам оценивать свои мысли в поисках в Библии ответов на волнующие его вопросы.

Для этого в пресвитерианской церкви существует практика чтения священного писания и воскресные школы.

Молодежь с детства приучают на глубоком уровне знать книги пророков и другие тексты Нового и Ветхого завета.

Факт 4. Главой церкви пресвитериане считают Иисуса, поэтому у них нет епископа

Согласно учению пресвитериан, единственным авторитетным главой церкви можно признавать лишь Христа. Поэтому в их организации все верующие равны, а духовные старейшины общин – первые среди равных. Они даже проповедь ведут не от своего лица, а просто зачитывают для прихожан главы из Библии.

Совет

Выбирают пресвитера, как и других лидеров прихода, обычно сами члены общины из своего числа. Проповедник может обладать статусом только административного «управленца». Тогда за духовные вопросы ответственность будет нести пастор, а помогать – диакон.

Зачастую у пресвитерианских священников нет знаков отличия, и они не носят специальной рясы.

Факт 5. Стать пресвитером может женщина

Пресвитериане не ограничивают членов своих общин в вопросах выбора пресвитера или пастора. Стать проповедником может и женщина. Более того – сегодня это не редкость.

В пресвитерианской церкви США с 70-х годов появилось более 2400 проповедниц. В конвенции, разрешающей этот порядок, Генеральная ассамблея позаботилась и о предотвращении возможных конфликтов.

Общинников обязали на 10 лет лишать права лидерства в собрании мужчин-противников женского духовенства.

Факт 6. У пресвитериан нет «церкви» в классическом понимании этого слова

На самом деле место отправления обрядов и собрания членов общины у последователей этой религии есть. Но вплоть до конца 19 века пресвитериане называли свои храмы не церквями, а молитвенными домами или конференц-залами. Сегодня во многих странах центры общинной жизни зовут церковью.

Но привычных католикам и православным икон, фресок, статуй святых, витражей, инкрустаций куполов и других элементов «декора» здесь не найти. В пресвитерианской церкви отсутствуют и характерные для протестантов органы, а также лишняя мебель.

Главным атрибутом интерьера считается кафедра, с которой пастор читает проповедь, столы и стулья для воскресной школы, место собраний.

Факт 8. Пресвитериане женятся дома

Обратите внимание

Минимализм пресвитерианской церкви касается и обрядово-ритуальной стороны жизни общинников. Из таинств остается крещение и причащение. При причастии пресвитериане не преклоняют колени.

Литургия в процессе богослужения отсутствует. Важные события благословляются на дому. В частности, дома у пресвитериан происходит центральная часть брачного обряда.

Пастор приходит в назначенный день на место торжества и в кругу близких людей благословляет пару.

Факт 9. Пресвитериане США признали однополые браки

Источник: http://www.chuchotezvous.ru/civilizations/1363.html

Ссылка на основную публикацию