Кто такие православные старцы?

Священник Валерий Духанин. Кто такие старцы / Православие.Ru

Старцы – это те, которые сами себя никогда не считали старцами… Потому что никогда не думали о себе и по-детски не видели в себе какого-то совершенства, но весь внутренний взор их, всё сердце устремлены к Богу.

    

Представить своим слабым рассудком всю глубину внутренней жизни старца невозможно. Потому что это совсем иная сфера, не понятная для ума плотского и эгоистичного, каковой обычно у всех нас. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 14 – 15).

Старцы – это те, рядом с которыми твой вопрос разрешается сам собой, потому что сам образ их, чистый от страстей лик, и благодать Христа, сияющая сквозь доброту глаз, разрешают все недоумения, всё расставляют внутри тебя по местам. И ты выходишь после общения со старцем внутренне обновленным.

Обратите внимание

Старчество измеряется не количеством прожитых лет, хотя зачастую Бог наделяет старцев весьма почтенным возрастом, – старчество измеряется мерой духовного возраста, зрелости, совершенства жизни во Христе.

Для меня отец Кирилл – живой образ преподобного Сергия Радонежского. Простая безыскусная жизнь, отсутствие малейших притязаний на что-либо, скромность во всем, непрестанная молитва и невыразимое словами смирение. Он не показывал никому своей духовной жизни, каких-то своих подвигов.

Описать его аскетическое делание невозможно. Но как свидетельствовал митрополит Архангельский Даниил (Доровских), который долгое время был в Лавре благочинным и жил через тонкую стенку рядом с кельей батюшки, отец Кирилл часто молился всю ночь.

После принятия многочисленных исповедей он становился на молитву в ночь.

Если бы любому из нас дать такую нагрузку, когда непрестанно идут вереницы людей с горем, бедой, унынием, выслушивать столько, сколько слышал батюшка на этих исповедях, то у нас просто надорвется нервная система.

И только чистая от всего сердца любовь, любовь во Христе не даст внутренне выгореть.

Владыка Даниил рассказывал, как однажды около полуночи, чтобы дать батюшке отдохнуть, вывел на улицу народ, сидевший в коридоре и дожидавшийся своей очереди к исповеди, а после этого отец Кирилл кротко сказал ему: «Они ушли, а у меня это всё на сердце, я спать не смогу».

Любовь, какую являл апостол Иоанн Богослов, она так явно чувствовалась в батюшке, что ты сам просто не мог уже оставаться прежним. Это и есть то главное, что отличало батюшку отца Кирилла – его какая-то удивительная способность вместить каждого в свое сердце. Рядом с ним ты просто погружался в атмосферу любви, любви неземной.

Когда ты попадал к нему, то он весь вниманием обращен был только к тебе. Любовь, доброта, смирение – вот что исходило от батюшки, то, что невозможно сыграть, сымитировать, и это либо есть в тебе, либо нет.

Важно

И ты каким-то внутренним чувством явно ощущал, что с батюшкой – Сам Господь, и пока ты сам с батюшкой, то и с тобой тоже рядом Господь.

Старец имеет обычные душевные чувства, свои огорчения и свои радости. Отец Кирилл огорчался, что многие люди идут к нему, заранее приняв решение, подходят к батюшке с одной единственной просьбой: «Благословите меня на это. Благословите».

Отец Кирилл кротко спрашивал: «Ну ты хоть расскажи про себя». Пришедший продолжал настойчиво требовать своего, батюшка смиренно благословлял, и посетитель радостно уходил, считая, что получил гарантию будущего счастья, вытребовав благословение и не спросив простого совета.

А отец Кирилл и в этом смирялся.

Благодатные дары старца проявляются тихо и скромно, не на показ. Рассказывал один лаврский монах, как увлекся он книгой оккультного содержания. Он полагал, что делает это с целью апологетики, чтобы знать, как опровергнуть ложное знание.

Ночью его постигло страхование – сквозь сон он услышал, как дверь кельи открылась, кто-то страшный вошел и приблизился к нему. Монах прочитал молитву, перекрестился – устрашающее видение исчезло. Вечером на Всенощной он рассказал на исповеди отцу Кириллу про видение.

Батюшка накрыл его голову епитрахилью, возложил руки, чтобы прочитать разрешительную молитву, но на минуту задержался, помолчал, а потом наклонился и ласково спросил: «А ты не читал книги оккультного содержания?» Монах признался, раскаялся, и после этого батюшка произнес разрешительную молитву. Подобных ночных страхований больше не повторялось.

Отец Кирилл никогда не искал сверхъестественных дарований. Целью всей его жизни было – жить со Христом. А будучи со Христом, он получал от Христа благодатные дарования, причем и сам не считал, что обладает этим, а только ради духовных нужд людей проявлялось это само собой, без вычурности, просто и безыскусно.

Люди идут к старцу, чтобы получить чудесное исцеление. Но смысл старчества не в том, чтобы снять с человека возложенный на него Богом крест, а чтобы вселить духовные силы к несению этого креста, помочь обрести радость и смысл там, где человек даже не мог помыслить.

Сколько людей переломало себе судьбу только лишь потому, что в критической ситуации приняло неправильное решение, обрушило ранее сделанное и ушло неизвестно куда.

Слово старца способно вовремя отрезвить, остановить, уберечь от неправильного решения.

Ведь самое главное – чтобы в решении не было влияния никакой страсти, чтобы решение исходило из спокойной и незамутненной души, и потому недостаточно нам опираться лишь на себя, важен опытный духовник, тот, кто сам не замутнен страстями.

Совет

В моей жизни был такой случай. Я поступал в Московскую духовную семинарию в августе 1993 года, конкурс составлял четыре человека на место, если не больше, и я был принят только кандидатом на место. Это означало, что учиться нельзя, но вроде как через год будет больше возможностей поступить (так нам, кандидатам, сказали).

Можно было остаться трудиться, чтобы жить уже при семинарии. Поначалу я уехал, однако дома ясно почувствовал, что моя душа уже в Лавре, дома себя не нахожу, и, хотя мне предлагали поступить куда-нибудь в светский ВУЗ, я поехал в Лавру, в семинарию.

Основное послушание дали на второй проходной, это хозяйственные ворота, через которые ездят машины на территорию академии.

Нам запрещалось пропускать через ворота кого-либо из студентов, но так как эти ворота значительно сокращали путь от учебного корпуса семинарии к столовой, то нас, дежурных, частенько просили через ворота пропустить.

Являя, как казалось, братскую любовь и понимание, я не уставал бегать с ключами от своей будки к воротам, пропуская довольных семинаристов. А потом меня вызвал проректор-архимандрит и твердым решительным голосом сказал: «У вас там на второй проходной постоянно ходит народ.

Это ворота хозяйственные, через них машины ездят, и ходить кому-либо там не положено. Сколько раз мы уже говорили, и всё как об стенку горох. Так что хотите уезжайте, хотите оставайтесь, только в семинарию Вас мы уже не возьмем». На тот момент это звучало как смертный приговор, как диагноз врача, который сказал о неизлечимой болезни со скорым летальным исходом. Я пришел в страшное смятение, поначалу даже думал готовиться к отъезду, но затем поспешил к батюшке отцу Кириллу.

В келье батюшки, как всегда, было ощущение чего-то неотмирного, неземного, ты словно окунался в изобилие благодати, соприкасался с Раем, и уходили все страсти, тревоги, переживания. Батюшка говорил мирно, спокойно, он очень просто сказал, что уезжать никуда не нужно, всё будет хорошо.

Не знаю, какие духовные законы включились, но после этого всё душевное смятение как рукой сняло. Всего несколько простых слов, но сказанные духовным человеком, и всё внутри поменялось. Я спокойно трудился дальше, твердо заявляя семинаристам, что не могу их пропускать. Молился и верил, что слово батюшки исполнится.

Обратите внимание

Через месяц, в ноябре, меня зачислили в семинарию, и это было просто какое-то чудо, которое определило весь мой дальнейший жизненный путь.

Был еще такой случай. Через год меня вызвали в местный военкомат, по пути я смог зайти к батюшке. Каждый день перед братским обедом в келье батюшки вычитывалось монашеское молитвенное правило, на которое могли приходить и учащиеся семинарии.

Мне удалось задать свой вопрос, и батюшка ласково и вместе решительно сказал, что ничего подписывать не надо и ни на что не соглашаться. Вот вышло так, что сам батюшка прошел Вторую мировую войну, имел ордена и медали, а мне не благословил идти в армию.

В сергиевопосадском военкомате, надо сказать, на меня оказали немалое психологическое давление, одна сотрудница кричала так, что можно было уши закрывать, грозились выслать из города в 24 часа и т.д., но поскольку я попал к ним прямо от батюшки, то внутри у меня было абсолютное спокойствие, чего я сам от себя никак не ожидал.

Я выполнил, как мне было сказано, ничего не подписал, у меня, правда, забрали приписное свидетельство, но последствий никаких не было. А через несколько месяцев началась война в Чечне.

Надо сказать, что батюшка не давал типовых благословений. Кому надо было идти в армию, того благословлял, кому не надо, тому давал другое благословение. Но тех, кто прошел через горячие точки, он всегда встречал с особой любовью.

Так, Николай Кравченко, офицер-снайпер, участвовавший как разведчик в штурме Грозного в Первую чеченскую войну, с благословения батюшки стал священником.

Отец Николай рассказывал о прозорливости батюшки, что часто сам старец тщательно прикрывал.

Важно

Смирение старца не поддается описанию. За всю мою жизнь мне не встретилось более смиренного человека, чем батюшка, отец Кирилл.

Помню, как одна знакомая делилась, что пришла к батюшке и спрашивала: «Как мне поступить вот в такой ситуации?» А батюшка, ласково глядя на нее, смиренно ответил: «Не знаю».

Она настаивала на своем: «Батюшка, как это так? Вы не можете не знать. Ну скажите, как мне поступить». А батюшка кротко улыбался и также смиренно отвечал: «Не знаю. Молись Богу».

Иногда Богу угодно, чтобы мы не знали быстрых и точных ответов, чтобы научились молиться, искать волю Божию, очищать себя и прислушиваться к голосу своей совести. Нам не всегда полезно быстро получать нужный ответ, потому что тогда разучимся и молиться.

Батюшка был невероятно смирен, но не считал себя смиренным, имел неизреченную любовь, но никогда не говорил об этом, а просто любил. Он просто жил смирением, кротостью, любовью, и потому к нему тянулись люди.

Лаврские монахи говорят, что те, кто жил в обители вместе с батюшкой отцом Кириллом и окормлялись у него, те получили огромный духовный опыт, потому что видели наглядный пример.

Те, кто пришли чуть позже, застали учеников старца, а самого батюшку в Переделкино и на одре болезни, они тоже получили многое, хотя и не в такой степени, а те, кто пришли после, уже не имели этого драгоценного опыта и не видели наглядно, кто же есть подлинный старец.

Старец не ранит своей прозорливостью приходящих людей, не повергнет их в прах и пепел своим «чудодействием». Старец не скажет молодоженам: «Тебе – в один монастырь, а тебе – в другой», – не даст непосильного благословения, не наступит на личную волю человека, он по примеру Самого Христа «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12: 20).

Когда мы говорим о старчестве и пытаемся это понять, то самое главное, наверное, заключается в том, что старец вмещает каждого пришедшего в свое сердце. И потому внутренне мертвые, угнетенные, задавленные люди выходили из кельи батюшки духовно воскресшими, напоенными неземной чистотой, свободой и радостью. Я видел это сам, да и со мной самим происходило это.

Один монах послан был на некоторое подворье, где жизнь с настоятелем складывалась крайне тяжело. Конфликты и общее нагнетание атмосферы измотало ему нервы, так что он готов был уже всё обрушить и просто уйти.

Когда нести искушение казалось уже невозможным, перед тем, как всё обрушить, он позвонил в Лавру, и его соединили по телефону с кельей батюшки. Отец Кирилл стал мирно задавать самые простые житейские вопросы: какая на подворье погода, как там в целом идут дела и т.д.

Совет

Но по мере самой простой и вроде бы бытовой беседы монах почувствовал, как в душе у него уходит накал страстей, отпадают переживания, и необдуманное решение рассеялось само собой. После беседы с батюшкой он вышел обновленным, и тут как раз навстречу ему шел настоятель.

Встретившись глазами с монахом, настоятель испытующе посмотрел, как бы спрашивая: ну что, всё обрушишь и уйдёшь? Но увидев его мирные глаза, очистившийся от эмоций лик, настоятель словно сам преобразился, молча отошёл, и с этого момента конфликт был исчерпан.

Старчество – это не многоученая проповедь, не высокомудрое наставление, не психотерапия и даже не урок по аскетике, а старчество – это многолетний опыт жизни во Христе. Это навык жизни по воле Божией, так что старец уже не может иначе, не может не любить, не сострадать, не молиться.

К нему тянутся так, как тянутся к свету солнца, потому что оно светит и согревает. То, что казалось скорбью или безвыходной ситуацией, перестает пугать и угнетать, потому что уходит отчаяние. Ты вдруг видишь, что случившиеся беды – это как некая временная пелена, туман, за которым есть продолжение жизни.

Всеми твоими скорбями в конечном итоге руководит Сам Господь, воспитывая тебя и пытаясь образовать из тебя христианина.

Господь не дал мне той внешней близости к батюшке отцу Кириллу, которой я очень желал. И до сих пор помню, как дверь монастырской проходной захлопнулась перед носом, поскольку я, еще совсем юный тогда студент семинарии, вовремя не успел проскочить за вереницей следовавших за отцом Кириллом после службы людей.

Монастырское руководство вынуждено было ограничивать бесконечный поток людей, так как физически всех принять было просто невозможно.

Но Господь дал мне за редкие минуты близости к батюшке почувствовать тишину и мир его души, безмолвие страстей, радость во Христе, благодать, святость и неземную любовь, которую он нес в себе.

Обратите внимание

Когда батюшка отошел ко Господу, то на прощание с ним я приехал всей своей многодетной семьей. Приехали мы ночью. Возле Лавры, как на Пасху, шли люди в храм. Успенский собор весь был заполнен.

Читайте также:  Сильная молитва святому николаю чудотворцу перед экзаменом и о помощи в учебе

Встретилось много близких священнослужителей и мирян, увидел тех, кого не видел уже лет двадцать, а может, и больше. Но самое главное, что чувствовалось в храме – внутренняя близость собравшихся и какое-то пасхальное чувство торжества Жизни над смертью.

Нас объединила батюшкина любовь, его искреннее благочестие и жертвенное предстояние пред Богом на протяжении многих лет дарованной ему Господом жизни.

Источник: https://pravoslavie.ru/102292.html

Кто такие православные старцы?

Православная церковь отличается от распространённых сегодня евангельских богатым наследием и преданиями. Особенные споры вызывают предания старцев, поскольку протестанты категорически отказываются признавать чей-либо человеческий авторитет, кроме апостолов. Однако для правильного формирования и существования Церкви наличие в ней мудрых и почтенных людей просто необходимо.

Значение и история термина

Среди православного народа часто можно услышать слова «Спросим у старца», «Посоветуемся с почтенным старцем», почему так говорят и что значит название «старец»? Это понятие можно встретить в Библии и церковных преданиях, но и сегодня оно встречается в современной православной литературе и разговорной речи верующих.

Обозначение «старец» указывает на особые способности служителя церкви

Очень часто при слове «старец» у людей возникает в голове картина седого высокого старика, который опирается на посох и обряжен в плащ или простой балахон. Они почему-то считают, что он должен переходить из города в город, просить милостыню и пророчествовать всем желающим. На самом деле все обстоит несколько иначе.

В православии распространено много видов подвижничества, среди них и отшельничество, и монашество, а также старчество.

Данное подвижничество означает духовное руководство человека, который прожил полную зрелую жизнь, над более молодыми верующими и монахами.

При этом старец необязательно должен быть преклонных лет, ведь мудрость не измеряется годами, поэтому может быть дарована Господом и совсем юному человеку.

Важно! Старец — это, прежде всего, мудрый и зрелый духовно человек, который может наставить прочих на пути, может дать верный совет в духовной жизни.

Впервые такое подвижничество, как старчество было зафиксировано на территории Греции примерно в 10 веке н.э. Тогда там было образовано некое сообщество монастырей, которое возглавлял пожилой человек.

Именно он принимал важные для общины решения, решал конфликты и трудные ситуации, а также представлял всю монашескую общину.

На Руси старчество было зарождено на территории Киево-Печерской лавры, где было сосредоточение монашеской жизни в ту пору. Там также наставник возглавлял общину монахов и был их представителем. Чаще всего он становился монахом еще в юности и к преклонным годам (может к 40-50 годам) своей жизнью завоевывал себе духовный авторитет.

В монастыре отец мог быть настоятелем, руководителем или просто почитаемым братом — все зависело от личных амбиций и стремлений человека.

Старцы в православии

Несмотря на то что данное понятие крайне распространено и часто встречается в православной литературе, в современной церкви оно официально не признано, т.е. человек не может быть назван старцем официально.

Церковное старчество в православии существовало с Х века

Чаще всего это народная молва называет мудрых служителей или монахов, таким образом и распространяет весть о нем среди людей. Только один раз в речи Святого Патриарха прозвучало выражение «святой старец» относительно именитого Иоанна Крестьянкина, что произошло уже после его смерти.

Внимание! Официального списка РПЦ, в котором указаны имена таких почтенных людей, просто не существует.

Такая неопределенность вызывает ряд определенных проблем, ведь без официального признания главой РПЦ кто угодно может назвать себя духовным наставником.

А поскольку они в народе обладают большим влиянием, то так очень просто распространять ереси и лживые богословские догматы.

Важно

Сегодня члены и руководители множества сект называют себя духовниками, чем вводят простых мирян в заблуждение и приносят им массу неприятностей, в первую очередь, омрачая их сердце и уводя в заблуждение дух.

Тем не менее ряд православных канонизированных святых при жизни как раз и были отцами-наставниками — людьми мудрыми и духовно зрелыми, к которым обращались за помощью и советом. Сергей Радонежский, Спиридон Тримифунтский, Александр Свирской — все они были при жизни почтенными Божьими людьми, а после стали частью сонма святых Православной Церкви.

Судьба таких людей резко отличается друг от друга, если Симеон Верхотурский жил в миру и являлся при этом тайным монахом, то Федор Томский путешествовал по миру и был известен как вечный странник без дома и приюта.

А вот Василий Блаженный притворялся душевнобольным (был юродивым) во имя Христа.

И в кровавом веке коммунизма были почтенные старцы, среди них можно выделить Луку Войно-Ясенецкого, который был врачом и монахом, а также отца Николая Гурьянова, который пережил революцию и две Отечественные войны. Объединяет их всех лишь Господень дар мудрости и знания.

Так что, несмотря на отсутствие современного определения и должности в РПЦ, отцы-наставники являются важной и неотъемлемой частью ее жизни и здравого функционирования. Именно они помогают молодежи правильно возрастать в лоне Церкви и становиться духовно зрелыми людьми.

На заметку! Наиболее подобный образ такого духовника представлен в знаменитом русском фильме «Остров», когда к простому монаху приезжают за советом и помощью все люди с близких городов и дальних стран.

Возможности старцев

Почему такие люди привлекают к себе паломников и ищущих спасения и совета? Чем особенным они выделяются среди прочих, что люди стремятся попасть к ним, побеседовать и получить благословение? Прежде всего, стоит сказать, что не каждый пожилой человек может называться таким почтенным словом. Некоторые пожилые ругаются и живут так, что им могут позавидовать самые распутные молодые люди. Мало ли каждый день на улицах встречается пожилых пьяниц и воров?

Важно! Наставников отличает богобоязненная жизнь и некая мудрость свыше, поскольку иногда они дают такие советы, которые не могут прийти в голову простому человеку.

Часто Господь наделяет таких христиан особыми дарами исцеления или пророчества, тогда они могут помочь нуждающимся не только словом, но и реальным делом — исцелить болящего, воскресить мертвого.

Чаще всего к талантам таких людей относится:

  • исцеляющая сила молитвы от болезней и недугов;
  • мудрость свыше, которая помогает наставить просящего на путь истинный;
  • решение проблем мирян;
  • помощь в разрешении конфликтов и тяжелых ситуаций среди духовенства;
  • ясновидение;
  • сила изгонять бесов.

Икона «Собор Оптинских старцев»

Люди ежедневно нуждаются в Господнем руководстве, не говоря уже про важные события в жизни. Вот и посещение духовника, а также беседа с ним зачастую помогает разобраться в трудной ситуации, принять важное решение, которое будет благословлено.

Послушники советуются с таким наставником по всем духовным вопросам и стремятся быть им как дети, чтобы духовник вел их по жизни и помогал.

При этом старцы не всегда отличаются добрым нравом, но как только ты выбрал его в наставники, менять уже нельзя.

Старцы отличаются особыми трепетными отношениями с Господом, и именно это привлекает людей к ним. Ведь чем ближе ты становишься ко Христу, тем яснее Он проявляется в тебе, а значит человек приобретает божественные черты.

Совет

Именно поэтому важно хотя бы раз в жизни пообщаться с таким человеком, испросить благословения и мудрости.

Но, безусловно, самостоятельно следует брать с них пример и посвящать свою жизнь Господу, поскольку без Него ничего хорошего в жизни не получиться достичь.

Старцы нашего времени

Как было сказано выше, официально РПЦ не наделяет званием старец, но народ самостоятельно распространяет вести про них по миру. Поскольку официально признанного списка таких отмеченных Богом людей нет, можно составить лишь примерный перечень. В него сегодня вносят:

  1. Схиархимандрита Власия Перегонцева — он проживает в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от города Калуги и принимает всех желающих на беседу. Он обладает даром исцеления, поэтому на прием к нему всегда большие очереди.
  2. Архимандрит Герман — он является настоятелем храма Петра и Павла и также принимает людей, которые приходят к нему за советом и помощью в решении духовных трудностей. Отец Герман также проводит обряды освобождения от бесов и благословляет супругов на рождение детей.
  3. Отец Адриан — он проживает в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре и освобождает людей от бесов.
  4. Отец Георгий (Савва) — является настоятелем им же созданного Свято-Духова монастыря в Тимашевске (Кубань). Он ввел в обители строгий Афонский устав, чем несколько отпугивает мирян (боятся радикализма), но при этом является крайне мудрым человеком и всегда помогает словом нуждающимся.

Кроме них, на территории Украины, России и Беларуси служат людям многие духовные наставники. Среди них архимандриты Дионисий и Амвросий, схиархимандриты Илий и Иоанн, отцы Иероним и Илларион, а также многие другие.

Как выбрать духовника

Посещать мудрого человека на постоянной основе крайне полезно для полноценной и правильной духовной жизни. Однако не всегда можно отличить старца от лжеца и «волка в овечьей шкуре». Как же понять, стоит ли посещать того или иного мудреца?

Старцы обладают по-своему уникальным даром, которым они делятся с людьми

  • Для начала следует понимать, что блаженный человек, который самостоятельно ведет здравую духовную жизнь, всегда выделяется. Его жизнь не расходиться со словами, он денно и нощно молиться, соблюдает все посты, отдает себя на служение Господу и людям.
  • При этом следует внимательно слушать, чему учит этот человек — можно ли найти подтверждение его словам в Библии, догматах Православной Церкви и преданиях или нет? Если человек обманывает и распространяет ересь, это всегда можно проверить и понять, что перед вами лжестарец. Известны случаи, когда такие волки в овечьей шкуре заставляли делать мирян бесполезные и вредные вещи, так один заставил беременную женщину поститься, чем довел почти до состояния выкидыша, а другой угрожал паре навсегда «запечатать» их на рождение ребенка из-за того, что те изъявили желание больше его не посещать. Таких отцов стоит избегать и по возможности сообщать о них духовенству РПЦ.
  • Кроме этого, можно прислушиваться к мнению священнослужителей. Хорошо перед поездкой к мудрецу обратиться к священнику поместного храма или тому, к кому есть доверие и поинтересоваться у него относительно того или иного проповедника.
  • Также можно пообщаться и с прочими мирянами и поинтересоваться у них, кого они посещали, и какое впечатление у них осталось.
  • Не стоит исключать и современные средства информации — всегда можно на форуме или сайтах ознакомиться с мнениями других.

Совет! Но прежде всего, надо молиться и просить милости у Господа, чтобы Он помог выбрать и направил к тому человеку, который может помочь.

Господь создал Церковь многофункциональной, один служитель в ней укрепляет другого словом и делом.

Именно поэтому так необходимо поддержка старцев, их молитвы и слова мирянам и монахам, а также духовенству. Патриарх Кирилл имеет наставника, который проживает в Оптиной пустыни и регулярно с ним советуется и исповедуется.

Духовник нужен каждому для подкрепления и наставления, поэтому не следует пренебрегать таким важным видом подвижничества и посетить такого человека для молитвы и беседы.

Документальный фильм о старцах в православии

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnye-startsy.html

Старцы в православии, кто они такие?

Старчество — вид подвижничества в православии. Это духовное руководство зрелого в жизни и практике старца другими монахами и людьми. Кто такие старцы в православии? Понятие старец не означает возраст, им может стать и молодой человек, но уже сильный в духовном отношении.

Возникновение старчества определено в 10 веке. В Греции было образовано сообщество монастырей во главе со старцем. На Руси эта роль отводилась Киево-Печерской лавре.

В русской церкви старец монастыря был одновременно и старцем для братии.

Старец становился духовным отцом, учителем, руководителем, люди почитали его еще при жизни В основном старцы становились монахами.<\p>

Старцы в православии,признает ли их сама церковь.

К сожалению, даже сегодня нет официального списка старцев. И даже самый именитый Иоанн Крестьянкин только один раз официально был назван старцем. И это было после его смерти, Святой патриарх упомянул его в своей речи как старца.

Эта нечеткость порождает много проблем для простых людей. На это звание, которое не защищено, постоянно покушаются различные самозванцы. В последние время это звание присваивают основатели различных сект.

Почему люди идут к старцам?

На самом деле любой священник может дать совет по вере, церковной практике, не обязательно идти к старцу. Старцы могут помочь вам определит духовный путь, помочь избавиться от страстей и пороков. А люди видят в них предсказателей, экстрасенсов, и идут с бытовыми вопросами: продать или не продавать дом, жениться или нет, лечь в больницу или не стоит.

Да, к старцам идут с бытовыми вопросами. И людей понять можно. Вокруг очень много лжи, несправедливости, а простому человеку необходимо кому-то довериться, получить ответы на наболевшие вопросы И что поделать, если такие вопросы: жениться или нет, для нас, простых людей является жизненно важным вопросом. А кому доверится? И только старцам люди доверяют безоговорочно.

Истинный старец никогда не станет показывать, что обладает прозрением, он будет скрывать свои возможности, будет боятся тщеславия. Старцы отличаются скромность, смирением. Он не станет изображать из себя пророка и чудотворца. Старцы могу творить чудеса, но не станут это показывать.

Кто такие старцы в православии? Важно, если старец смог человека обратить к духовной жизни, пробудить молчащую совесть.

Источник: https://miruspehinfo.ru/duxovnyj-rost/kto-takie-starcy-v-pravoslavii.html

Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев

Старцами в православии называют высокодуховных священнослужителей, которые наделены мудростью, и отмечены самим Богом. Раньше о старцах на Руси слагались легенды. Люди шли к ним за исцелением и советом. А есть ли старцы нашего времени, живущие сейчас?

Кого сегодня наделяют званием «старца»?

Сегодня старцами, как и прежде, являются почтенные монахи, ведущие праведный образ жизни. Среди современных старцев можно отметить следующих священнослужителей:

  • Отец Кирилл Павлов. Работает в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой лавре. Имеет репутацию уважаемого человека, как у высокопоставленных духовных лиц, так и у мирян. На сегодняшний день, посетителей и мирян почти не принимает;
  • Отец Наум. Живет и работает там же, где и отец Кирилл. В день может принять до 700 человек. Старается помочь каждому страждущему;
  • Отец Герман. Наделен даром прозорливости. Способен проводить изгнание бесов. Проживает в Троице-Сергиевой лавре;
  • Отец Власий. Исповедует и принимает людей. Живет в Пафнутьев-Боровском монастыре в городе Боровске. Обладает особенной прозорливостью;
  • Отец Петр. Духовник в Лукино. Наделен даром прозорливости;
  • Архиерей Алипий. Проживает в городе Красный Лиман на Украине. Ведет работу с людьми;
  • Отец Серафим. Работает в Святогорской лавре на Украине. Лечит людей молитвой и словом;
  • Архимандрит Дионисий. Принимает в храме Святого Николая недалеко от Москвы. Наделен даром пастырства. А также отличается редкой силой молитвы;
  • Схиархимандрит Илий. Монах в Оптиной Пустыне. Личный духовник патриарха Кирилла. Сейчас почти не ведет прием верующих;
  • Отец Иероним. Живет в Успенском монастыре в Чувашии. Исповедует, помогает советом в житейских вопросах;
  • Отец Илларион. Принимает людей на исповедь в Ключевской Пустыни в Мордовии;
  • Архимандрит Амвросий. Работает в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново. Имеет большой дар прозорливости;
  • Схиархимандрит Иоанн. Проводит очищение людей от бесов в Иоанновском мужском монастыре под Саранском;
  • Отец Николай. Ведет свою деятельность в Покрово-Эннатском монастыре в республике Башкирии;
  • Отец Адриан. На сегодняшний день, уже почти не принимает людей. Живет в Псково-Печерском монастыре;
  • Протоиерей Валериан Кречетов. Имеет отношение к «белому духовенству». Личный духовник множества священников Москвы.

Помимо перечисленных и признанных старцев, к большому сожалению духовенства, в христианстве развивается движение так называемых «младостарцев».

К ним относят молодых и не имеющих достаточного опыта священников, которые по недомыслию берут на себя роли настоящих русских старцев. Еще существуют лжестарцы, которые являются настоящими шарлатанами.

Создают собственные секты, разрушают психику последователей, лгут, развращают и манипулируют.

Истинные старцы нашего времени, живущие и сейчас, видят смысл своей жизни в приобщении к Господу и помощи людям. Они могут иметь разные характеры, но всегда нацелены на то, чтобы помочь человеку в его проблеме духовным советом. Такие старцы любят людей не зависимо от их нравственного положения или силы веры.

Самые известные старцы: феномен православного старчества

Старец – это не духовный чин, а уникальный вид святости церковного человека, которую тот получает через волю Господа.

Старец видит сквозь время, знает судьбы людей, способен узреть грядущее в глобальном масштабе. И все это священник или монах получает от Бога, а не благодаря собственному развитию.

Читайте также:  Мощи святой равноапостольной княгини ольги

Хотя старцами становятся те, кто своим упорством подняли себя на высокую ступень духовности.

Поэтому старчество вызывает так много споров и противоречий в церковных кругах. Ведь феномен православного старчества многих просто пугает.

А если человек боится, то старается сделать все, чтобы избавиться от своего страха. И тогда начинают отрицать силу старцев, утверждают, что подлинных святых на земле давно нет.

Но эту теорию можно опровергнуть, если рассмотреть жизнеописание нескольких современных старцев подробнее.

Отец Власий живет в монастыре под Боровском с 1979 года. Из этой обители он уезжал всего лишь раз в Афон, где получил исцеление от рака.

Обратите внимание

После своего возвращения старец начал вести прием верующих, помогая сделать им правильный выбор, разбирая семейные проблемы, и давая советы.

О чудесной силе старца Власия люди прознали очень быстро, поэтому сегодня попасть к нему крайне сложно. Иногда для получения аудиенции у старца приходится ждать несколько дней.

В Оптиной Пустыне живет известный старец Илий Ноздрин. Он является личным духовником действующего патриарха. Обладает даром особой прозорливости.

Много раз в прошлом совершал подвиги, относящиеся к подвижничеству. Поговорить с этим старцем желает большое количество верующих. Он работает не только с паствой и паломниками, но и с монахами.

Этот удивительный человек отличается большим смирением и человеколюбием.

К протоирею Валериану Кречетову за советом обращаются и верующие и духовные люди. Он знаменит своими проповедями, мудрыми изречениями и благочестивым образом жизни.

Помимо исполнения своих прямых церковных обязанностей, Валериан Кречетов ведет активную просветительскую работу. Имеет немало церковных наград. Он работает в Акулово. Там крестит, исповедует, причащает и совершает другие таинства для своей паствы.

Этого человека также считают современным русским старцем. Славится протоирей и силой своей молитвы.

Многие старцы нашего времени, живущие сейчас, говорят о том, что дар прозорливости им дан не для того чтобы избавлять верующих от собственного выбора, а для божественной «подсказки» человеку в сложной ситуации.

Важно

Старцы решают мирские проблемы, заглядывают в будущее, но советуют не думать о глобальных предсказаниях и конце света, а учиться жить праведно сегодня, максимально используя отпущенное время с пользой.

И тогда Страшный Суд Божий не будет представляться таким ужасным и грозным.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1221744602836634551/startsy-nashego-vremeni-zhivuschie-sejchas-fenomen-sovremennyh-startsev/

Кто такие старцы в православии?

К герою культового фильма «Остров» старцу Анатолию со всей страны приезжают страждующие за советами и исцелением.

  Этот образ – не фантазия кинематографистов, подобные подвижники были и есть в реальной жизни.

Кто же они такие столь авторитетные и столь любимые  народом старцы, память о которых передается из поколения в поколение? Как ими становятся и каким образом им удается достигать такого совершенства?

Духовные гении.

Вот одна история одного из старцев нашего времени. В детстве его звали Иваном. Воспитанный в религиозности, мальчик с детства мечтал стать монахом, но духовник благословил его создать семью.

После того как дети выросли и стали самостоятельными, Иван и его жена Клавдия приняли монашеский постриг.

В 1991 году отец Даниил поселился в московском Донском монастыре и стал архимандритом и главным духовником обители.

Прихожане как-то сразу полюбили отца Даниила и говорили о нем так: «От него, как от солнышка, светло, тепло, и радостно». За советами к батюшке приходили тысячи людей.

Совет

По его молитвам воцарялся мир в неблагополучных семьях, рождались дети у бездетных супругов и происходили чудеса исцеления даже от неизлечимых болезней. Ушедшего в вечность два года назад старца Даниила (Сарычева) почитают как святого.

Рано или поздно народное почитание наверняка подкрепится официальной канонизацией.

Старчество существует со времен раннего христианства. Старцами называли людей которые как будто видят человека насквозь, проникают к нему в душу. Подобных гениев рождаются единицы на миллионы. И чаше всего старцами становятся монахи. Ведь чтобы достичь подобного совершенства, нужен гигантский духовный труд. Монаху, свободного от мирской жизни легче приблизиться к этому идеалу.

Самые талантливые и несгибаемые монахи получают от Господа великий дар.

С точки зрения Церкви, старцы посланы нам для того, чтобы открывать волю Божию, назидать и утешать, помогать духовно и физически исцеляться.

Естественно, чаще всего к старцам обращаются именно с болезнями, поэтому здесь проще говорить о зримых результатах. И они поразительны! Молитва старца творит такие чудеса, о которых не слышала медицина.

По своей воле стать старцем невозможно. Духовная гениальность даруется Богом, и дар этот – очень тяжелая ноша. Старец не имеет права расслабиться и отдохнуть, его жизнь – непрерывная война со злом.

Кто-то подобно отцу Анатолию из «Острова», обретает дар благодаря невероятно сильному покаянию после совершенного тяжкого греха. Еще чаще старцами становятся люди изначально праведные. Причем «звоночек» может прозвенеть еще в раннем детстве.

Духовно одаренным детям не интересны игры и мирская суета, они много молятся и лучше всего чувствуют в храме, куда постоянно стремятся и тянут своих родителей.

Но на пути у старца есть очень серьезная опасность. Старец обречен пожизненно считать себя грешным и каяться даже за кажущиеся безобидными помыслы. Постоянно е покаяние и осознание себя ниже и хуже других – основной метод удержания души в рамках святости. Если старец хотя бы на миг подумает о себе, что он святой, – тяжкое падение ему гарантированно. К сожалению, такие случаи нередки.

Знаменитые святые.

Большинство старцев прошлого канонизированы в лике святых еще греческой православной церковью. Ими были преподобный Антоний Великий, святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифутский и многие другие.

Обратите внимание

А в нашей стране старчество расцвело после крещения Руси. Самые знаменитые старцы – преподобный Феодосий Печерский, Александр Свирский, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святители Алексий Московский, Тихон Задонский и Иосаф Белгородский, а также великие оптинские старцы.

Некоторые из них жили в обычном человеческом обществе, скрывая свои таланты. Например, казавшийся людям обычным, добрым, работящим чудаком святой Симеон Верхотурский был тайным монахом в миру. Федора Томского знали как бездомного странника. А Василий Блаженный и Ксения Петербуржская и вовсе притворялись душевнобольными неся тяжкий подвиг юродства во имя Христа.

В кровавом 20-м веке Россия держалась молитвами таких любимых народом святых, как Иоанн Кронштадский, Алексий Мечев, Серафим Вырицкий, Феодосий Кавказский.

Многие старцы прошли ужасы сталинских лагерей. Выжившие обрели еще большую духовную закалку. Таким был святитель Лука (Войно-Ясенецкий), сочетавший в себе таланты величайшего хирурга и духовника.

Он был лауреатом Сталинской премии по медицине, по его книги «Очерки гнойной хирургии» поныне учатся студенты-медики. При этом его труды посвященные покаянию и духовному совершенствованию, заняли место в списках святоотеческой литературы.

Всего лишь взглянув в глаза пациенту, старец Лука мог поставить точнейший диагноз. Однако исцелял он не только скальпелем, но и молитвой. Когда в 1996 году прикрытый темным полотнищем гроб с мощами канонизированного святителя переносили в храм, его сфотографировали.

К удивлению, на фотоснимке отобразился высветившийся на темном фоне лик святого в облачение епископа.

Недавно почившие старцы уже почитаются в народе как святые, хотя они еще не канонизированы. Например, переживший революцию, Гражданскую и Вторую мировую войны, коллективизацию и репрессии подвижник с острова Залит отец Николай Гурьянов.

Важно

К залитскому старцу приезжали не только со всей России, но и со всех концов земного шара. Побывавшие у него люди буквально начинали новую жизнь. На крыше дома батюшки всегда сидели нежно воркующие голуби. А на фотоснимках часто обнаруживались ангелы и светящиеся крестики.

24 августа 2002 года старей Николай завершил свою земную жизнь, но и сейчас помогает людям, молящим его о помощи.

Еще один знаменитый старец – духовник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря схиигумен Иероним (Вередянкин). От одного только общения с ним становилось светло на душе. Батюшка любил шутить и тем самым уже ободрял унывающих.

О нем говорили, что он искренне любил всех на свете, даже врагов. Знавшие его лично вспоминают, что порой он читал их потаенные мысли и отвечал на них.

В октябре 1997 года паломники и монахи видели в небе над монастырем загадочный огненный крест, который удалось сфотографировать.

После ухода отца Иеронима в Вечность в июне 2001 года у многих духовных детей старца замироточили его фотографии. Старец и сейчас является некоторым людям в видениях и во сне.

Кстати, батюшка пророчествовал и в масштабах всей страны.

Он видел трудности, с которыми столкнется Россия в начале 21-го века, однако предсказывал, что Отчизна выйдет из них с честью и станет, по его словам, «величайшей страной мира».

Недавно почил старец Иоанн (Крестьянкин), Великий молитвенник, автор замечательных книг по исповеди и духовному совершенствованию. Он тоже предсказывал России грядущее процветание и превращение ее в великую и богатую державу.

Почитаются в народе и женщины-старицы. Любой из нас слышал о святой матроне Московской, к мощам которой ежедневно приходят просить о помощи тысячи людей. Ее продолжательницей считается жившая в окрестностях Северной Столицы под Вырицей блаженная Любушка. К ней, как и к Матронушке ехали люди со всей страны.

Даже опытные духовники обращались за советом. Ей были подвластны неизлечимые болезни. Видевшие старицу навсегда запомнили ее лучащиеся любовью небесно-голубые глаза и то, что при общении с ней весь мир казался ярким и очень добрым.

Заранее предсказав свой уход в мир иной в сентябре 1997 года, она упокоилась с улыбкой на устах, и перед смертью лик ее сиял как солнце.

К кому обращаются сейчас.

Совет

Самый известный из ныне живущих российских старцев – архимандрит Кирилл (Павлов). Веру в Бога он обрел на войне. Участвуя в Сталинградской битве, на развалинах дома молодой боец нашел Евангелие. В 1946 году поступил в духовную семинарию, избрав путь монаха.

Многие годы жил в Троице-Сергиевой Лавре, был самым почитаемым наставником московских духовных школ. За советом к нему приходили тысячи православных. Его духовным сыном был Патриарх всея Руси Пимен, а сегодня отец Кирилл – духовник Святейшего Патриарха Алексия II и многих других архиереев РПЦ.

К сожалению, в последние годы 88-летний всероссийский батюшка никого не принимает по причине болезней и преклонных лет.

Одним из наиболее влиятельных духовников Церкви считается 81-летний архимандрит Наум (Байбородин).

Как и отец Кирилл, он был ветераном Великой Отечественной Войны и после пострижения в монашество поселился в Троице-Сергиевой Лавре. Он покровительствует художникам и иконописцам.

Благодаря отцу Науму Россия узнала нового старца – архимандрита Германа, на отчитку к которому отовсюду приезжают люди, одержимые нечистой силой.

Отец Герман  (Чесноков) в молодости служил в особом отделе погранвойск Среднеазиатского округа, ловил шпионов и диверсантов. Обретя веру, окончил семинарию и встал перед дилеммой: жениться и стать мирским священником или идти в монахи? За советом он обратился к старцу Науму, и тот благословил его самостоятельно решить свою судьбу в течение ближайшего получаса.

Запершись в келье, Александр молился и получил знак свыше. Отец Наум благословил его остаться в монастыре. Позже все узнали его как отца Германа, настоятеля храма Петра и Павла. Он проводит отчитки бесноватых, по его молитвам исцелились тысячи людей одержимых.

Обратите внимание

После отчитки были случаи исцеления от рака и других болезней, а многие бесплодные супруги смогли родить детей.

В Пафнутиево-Боровском монастыре под Калугой служит известный на всю страну схиархимандрит Власий (Перегонцев). Чтобы попасть к нему, люди сутками стоят в очереди. Батюшка видит подлинное состояние души каждого человека. По его молитвам исцелялись от смертельных болезней, начинали трезвую жизнь алкоголики и наркоманы.

Прихожанин нашего храма Сергей однажды навещал отца Власия, и тот его неожиданно благословил:

– Хватит тебе уже одному жить, благословляю венчаться!

– Так у меня же нет невесты! – оторопел Сергей.

– Уже есть, – строго сказал старец. – Хорошая девушка, она как раз приехала в наш монастырь…

Так Сергей познакомился и вскоре обвенчался на красавице Галине. Супруги живут счастливо.

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре служит старец Адриан (Кирсанов). Уже несколько десятилетий он отчитывает бесноватых. Были случаи, когда на его отчитках приходили в себя и становились нормальными людьми даже душевнобольные пациенты.

А на Кубани, в Тимашевске, служит старец Георгий (Савва). Ставший послушником монастыря еще в 12-летнем возрасте.

В тяжелые 90-е годы он сумел с нуля создать Свято-Духов монастырь, став его настоятелем и введя в нем суровый Афонский устав. Некоторых людей смущает его крайняя строгость и радикализм в воззрениях.

Тем не менее о его даре лекаря, травника и прозорливца ходят легенды по всей России.

Волки в старческих шкурах.

Важно

Увы, есть и такие «подвижники», общаться с которыми опасно для психического здоровья, а порой и для жизни. Прежде всего это возомнившие себя старцами ущербные священники, причем не только молодые, но и убеленные сединами.

Такие «младостарцы» создают вокруг себя группировки попечителей, слепо поклоняющихся непререкаемому авторитету.

Вспомним недавно историю с пензенскими затворниками, закопавшимися под землю, и убедимся, что «угроза жизни» вовсе не преувеличение.

Деятельность подобных «старцев». Естественно, замешена на гордыне. Однажды обнаружив в себе какой-нибудь скромный талант, например дар убеждения, они начинают считать себя необычайными людьми, вознесясь над прочей «серостью». Собирают сторонников и суют свой нос даже в их семейный бюджет и интимную жизнь.

Демонстрируют неадекватное поведение и отдают преступные приказы. Один из таких «младостарцев» отправил в монастырь молодую мать, которой пришлось для этого бросить мужа и новорожденную дочь. Другой заставил беременную женщину строго поститься, отчего она попала в больницу с угрозой выкидыша.

А когда та ушла к другому, нормальному духовнику, он прилюдно проклял ее за «отступничество».

Когда власть «младостарца» находится под угрозой, он способен перейти к угрозам, например: «Пойдете против меня – помните, что молитва у меня сильная! Хотите заболеть или потерять ребенка?..» Или: «Да я тебя так «запечатаю», что ты рожать вообще не будешь!».

«Младостарца» могут запретить в служении, но помогает это не всегда. «Подвижник» часто создает свою «истинную» церковь, являющуюся, по сути, тоталитарной сектой. Наглядный пример – бывший игумен Киприян (Евгений Ц.). За грубые нарушения пастырской деятельности и развращения прихожанок в 2003 году Киприян был запрещен в священнослужении и изгнан из обители.

В ответ он увлек за собой несколько десятков фанатиков, почитающих его как святого, и создал псевдоправославную секту. В 2004 году его отлучили от Церкви. Лжестарец сожительствует с юными почитательницами – под видом их «антибесовской закалки». Ц. манипулирует сознанием, применяет гипноз и техники подавления личности, выманивает деньги и квартиры.

Читайте также:  Как правильно православному верующему относится к животным

Некоторые его поклонники потеряли не только семьи, здоровье и честь, но и жизнь.

Косить под старцев побуждает и сегодняшняя мода на «духовных чудотворцев». Выступая от имени православной церкви, самозванцы в рясах принимают клиентов в домовых «храмах» и «обителях». Недавно я узнал об одном таком «старце» Василии.

Мой бывший приятель Рома боготворит этого своего «духовника».

При этом Рома считает себя православным, но почему-то не задумывается, а почему старец Василий дает столь странные благословения? Например, Роминой жене он разрешил танцевать стриптиз, а затем благословил самого Рому торговать пивом и табаком.

Клиентов у этого подмосковного «старца» хоть отбавляй – ежедневно к нему приезжают сотни страждующих, в очередь встают с ночи.

Совет

Каждый посетитель покупает дорогие свечи и вносит немалое «пожертвование» (чтобы никто не забыл дать деньги, на двери висит записка с напоминанием).

Василий «предсказывает судьбу» по фотографии, «снимает порчу» и «заряжает святую воду». В его устах молитвы чередуются с заговорами…

Я уточнил насчет этого «старца» у настоящих священников.

Оказалось, что еще несколько лет назад один протоиерей пытался прикрыть лавочку самозванца, но после угроз вроде «Батюшка, а у тебя сколько детей? Ты что, хочешь кого-то недосчитаться?» – эти попытки прекратил.

Так что лжестарец продолжает свою деятельность. И, по утверждению настоящих священников, «его в этом бизнесе явно поддерживает кто-то из влиятельных людей».

К сожалению, подобных волков в старческих шкурах – десятки! Они очень популярны у людей, ищущих мгновенного решения всех своих проблем.

При этом в России немало замечательных старцев и пастырей, узнать которых можно по излучаемой ими любви, умению великолепно исследовать, возвращать на путь истинный и божьему дару исцелять тела и души. А чтобы не попасться в сети лжестарца, стоит взять благословение у опытного духовника. И не забывать о том, что человеку не напрасно даны критический ум и духовная грамотность.

Источник: https://www.goldenmiddle.ru/articles/kto-takie-starcy-v-pravoslavii

Кто такие старцы в православии

Кто такие старцы в Православии?

Стáрчество — это один из видов подвижничества в Православии; обширное явление православной жизни, связанное с духовным управлением со стороны опытнейшего в аскетической практике старца новоначальным монахом и другими, наименее опытнейшеми в делах веры, а время от времени совсем не имеющими исходных познаний о ней людьми. Понятие «старец» в этом значении не связано с годами: бывает, что юный по возрасту, однако сильный в духовном отношении человек становится духовным управляющим многих монахов и мирян различного пола и возраста.

Степень контакта старца и руководимого им лица бывает различной.

Кто такие старцы в Православии?

При более полном выражении института старчества тот, кто вступает под управление избранного им старца, должен «полностью отречься от собственной воли, собственных разумений, собственных желаний», т.е.

«обязан полным, безоговорочным и совершенным послушанием» собственному духовному папе.

Проявлением этого отречения от своеволия является исповедование старцу каждого собственного шага, каждой греховной либо даже только вызывающей опасение в греховности мысли (откровение помыслов).

Основой этих отношений служит вера в особенный духовный нрав этого управления.

Может быть управление старца мирянином либо монахом, которое определяет только главные направления духовной жизни, однако оставляет значимый простор для выбора и не подразумевает ни бесспорного подчинения, ни обязательного открытия помыслов.

Обратите внимание

Степень обязательности выполнения указаний старца складывается при всем этом равномерно в процессе взаимодействия обеих сторон, изменяется зависимо от определенных событий и дает разнообразные варианты отношений старца с духовными чадами либо учениками.

В российском Православии всераспространено также однократное либо неоднократное, однако редчайшее, воззвание верующих людей к старцам по определенным поводам, связанным с духовными трудностями либо прозаическими неуввязками.

Разовое воззвание к старцу может повториться и вырасти потом в обретение в его лице духовного отца, т.е. неизменного наставника — однако может остаться единственной беседой, играющей, все же, значительную роль в жизни обратившегося человека.

Считается, что, обратившись к старцу, следует делать его указание, потому что он обладает даром прозорливости.

Предтечами старчества в христианстве в III-IV вв. н.э. был ииноки Антоний и Макарий Египетские.

Многие авторитетные раннехристианские создатели считали таковой род подчинения опытнейшему руководителю одним из самых надежных путей духовного совершенствования.

При всем этом они имели в виду не только лишь духовную силу и опытность старца, да и благоприятность подобного полного подчинения для преодоления своей гордыни и обретения смирения.

Появление старчества как особенного института относится к Х в., когда под воздействием исихазма (см.) на горе Афон (Греция) появилось объединение православных монастырей, ставших центром старческого водительства. На Руси схожую роль игрались Киево-Печерская лавра (преп. Антоний и Феодосий Печеерские, XI в.), Троице-Сергиева лавра (преп. Сергий Радонежский, XIV в.

), заволжские скиты и пустыни (преп. Нил Сорский, XV в.). На Руси старческое управление в монастырях было двойственного рода: либо настоятель ( игумен) был вместе с этим и старцем для братии, либо же на нем лежала только хозяйственная часть, а духовное окормление было предоставлено другому иноку.

Бывало и так, что настоятель был основным аввой (учителем), а другие старцы этого же монастыря — его ассистентами.

В более узеньком смысле термин «старчество» относится к практике духовного наставничества, культивировавшейся учениками и последователями преп.

Паисия Величковского (1722-1794), подвизавшегося в основном в Молдавии, однако через собственных учеников оказавшего огромное воздействие на развитие этого института в Рф XIX в.

Старчество в это время процветало в почти всех обителях: Киeвo-Печерской, Троице-Сергиевой и Псково-Печерской лаврах, Оптиной и Глинской пустынях, Саровском и Валаамском монастырях и др. К подобным известным старцам, как преп.

Важно

Серафим Саровский либо Амвросий Оптинский, приходило огромное количество богомольцев из всех губерний и сословий страны. Известны были также старцы из белого, т.е. приходского духовенства (посреди их — почитаемый праославными на рубеже XIX-XX вв. Иоанн Кронштадтский), также старцы и старицы из мирян, которые, как числилось, достигнули духовной высоты через подвижничество.

Российское старчество, стремясь к духовно-нравственному просвещению народа, само укреплялось за счет народного благочестия, подвижники которого часто сами становились старцами. Так, настоятель-старец Валаамского монастыря, управлявший им в направление 37лет, о. Дамаскин был крестьянином Старицкого уезда Тверской губ.

; старец Гефсиманского скита Варнава ( в миру Василий Ильич Меркулов) происходил из крепостных фермеров Тульской губернии; крестьянкой была игуменья-старица Крестовоздвиженского Белёвского монастыря монахиня Павлина, а игуменья-старица Евгения, основавшая Тихвинский монастырь в г. Бузулуке Оренбургской губернии, была дочерью тамбовского крестьянина. Сначала XX в.

центрами старчества оставались Оптина и Глинская пустыни, Саровский и Валаамский монастыри и другие обители.

В период СССР, в период гонений на религию и Церковь, российское старчество сохранялось в сокрытом либо полуоткрытом виде.

Воззвание к старцам за неизменным духовным управлением либо определенным советом стало отдельно актуальным для верующих в критериях закрытия церквей, ограниченного количества приходских священников и скованности их действий из-за запретов властей.

Слухи о прозорливости старцев, исцелении ими нездоровых, силе их молитв потаенно распространялись далековато за пределами районов их проживания и завлекали сокрытый приток паломников.

Из повсевременно руководимых ими чад создавались вокруг старцев неформальные общины, не порывавшие с законной Церковью, однако решавшие свои религиозные задачки и осуществлявшие потаенные духовные контакты. Такими были старцы Феодосий Северо-Кавказский (ск. 1948), Лаврентий Черниговский (ск. 1950), Серафим Вырицкий (ск. 1949), иеросхимонах Сампсон (ск. 1979), старец Димитрий (ск. 1996), старицы блаженная Матрона (ск. 1952), схимонахиня Макария (ск. 1993) и многие другие.

В текущее время в Российской Православной Церкви возрождаются традиции старчества в Валаамском, Псково-Печерском и неких других монастырях. Сложный опыт возрождения традиций старчества в Российской Православной церкви в к. ХХ — нач. ХХI в.

кроме добрых плодов привел к возникновению парадокса т.н.

«младостарчества» — грешного и осуждаемого явления в церковной жизни, когда некие священнослужители стремятся целиком подчинить для себя волю и сознание собственных духовных чад и злоупотребляют возможностями, возложенными на их по церковному уставу.

  • Старчество — статья в Википедии
  • Что такое старчество и что желает современный человек от старцев? — передача «Русский взгляд» (ТВЦ)
  • Снова о старчестве и младостарчестве — стенограмма передачи «Православная энциклопедия» (ТВЦ)
  • Старчество — статья М.М. Громыко в «Историческом словаре».
  • Дополнительно на New-Best.com о Библии и христианстве:

  • Что такое Библия?
  • Кто таковой Адам?
  • Кто такая Ева?
  • Кто таковой Моисей?
  • Что такое христианство?
  • Что такое православие?
  • Что такое исихазм?
  • Что такое авраамитические религии?
  • Какие есть сборники христианских ресурсов в интернете?
  • Какой официальный веб-сайт Российской Православной Церкви (РПЦ)?
  • Какова биография Патриарха Столичного Алексия II (Ридигера)?
  • Какова биография Патриарха Столичного Кирилла (Гундяева)?
  • Случаен ли порядок имен Вера, Надежда, Любовь?
  • Что такое София в философии и религии?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Значение и происхождение слова «Аминь»?
  • Источник материала Интернет-сайт www.genon.ru

    Уважаемые братия и сестры!

    Если Вы хотите задать вопрос, мы просим Вас учитывать следующее:

    1. Вопрос будет принят редакцией портала «Православие и современность» и передан для рассмотрения священнику Саратовской епархии или Митрополиту Саратовскому Лонгину.

    2. Основное служение священника происходит в храме. Для разрешения недоумений лучше всего прийти в храм и посоветоваться со священником лично. Следует также помнить, что на многие вопросы, касающиеся семейной жизни конкретного человека, может ответить только тот священник, который знает ситуацию в семье, у которого члены этой семьи исповедуются достаточно долгое время.

    3. Редакция не имеет возможности оперативно отвечать на каждое письмо. Если у Вас сложились обстоятельства, требующие срочного ответа, необходимо обращаться к священнику лично, в храме.

    Совет

    4. Большинство ответов предназначено для публикации на сайте с просветительской целью. На вопросы, поступившие на сайт «Православие и современность» с пометкой «прошу ответить лично, на мой адрес», мы будем отвечать в исключительных случаях.

    5.

    Очень много писем содержит вопросы обще-информационного характера (например: Кто такой архимандрит?) или вопросы, на которые наши авторы уже многократно отвечали на сайте (например: Как выбрать крестных, церковное имя? Как получить разрешение на второй брак?). Просим Вас прежде, чем задавать такие вопросы, воспользоваться системой поиска на нашем сайте или другими поисковыми системами. В архиве рубрики в настоящее время находится несколько тысяч вопросов и ответов.

    Еще раз напоминаем Вам, что возможность задать вопрос священнику в Интернет-пространстве не может заменить личного общения со священником, посещения храма.

    Здравствуйте! Батюшка, посоветуйте, пожалуйста, как быть. В моей семье и среди друзей почти нет верующих, я сама начала воцерковляться относительно недавно. Конечно, и родственники, и друзья мне очень дороги, и я желаю им спасения, молюсь за них, но только дома, т.к. большинство из них некрещеные.

    Кроме того, у меня есть две подруги, одна мусульманка, а другая принадлежит к Григорианской Церкви, и за обеих мне хочется молиться, я их люблю.

    Меня смущает то, что в итоге я поминаю в молитвах очень многих людей, хотя и о себе-то молиться толком не умею, угодно ли это Богу? И есть еще немного обратная ситуация: у моего мужа очень большая семья, и почти все крещеные, но воцерковленных людей тоже почти нет.

    С большинством родственников мужа я вижусь раз в год или даже реже, для меня они почти чужие люди, должна ли я и их поминать в молитвах (ведь все-таки они мои родственники)? Спаси Господи. Анастасия

    Прочитать полностью

    Батюшка, подскажите, пожалуйста, как относиться к одинаковым или симметричным числам? Существует ли этому какое-либо объяснение? Со мной это происходит так часто, что не обращать на это внимание довольно сложно. Подскажите, пожалуйста. Спаси Бог. Ксения

    Прочитать полностью

    Обратите внимание

    В настоящее время все большую популярность обретают занятия йогой. Как Церковь смотрит на это? Дозволительно ли православным христианам прибегать к подобной практике для поддержания физической формы? Елена

    Прочитать полностью

    Здравствуйте! Что следует делать православному христианину, если страсти настолько укоренились, что нет возможностей для покаяния и исправления? Георгий

    Прочитать полностью

    Здравствуйте, батюшка! Я начинаю не верить в Бога. Это выражается в том, что у меня за время накопилось много злобы к Нему. Злоба стала сейчас переходить в ненависть. Я закостенела, озлобилась. Стала ненавидеть людей больше обычного. Что-то можно сделать? Татьяна

    Прочитать полностью

    Добрый день. Прошу совета. При Крещении я нечаянно прошла под рукой священника, надевавшего крестик на другого человека. Жизнь моя изменилась кардинально, начались серьезные жизненные неприятности и трудности. Не смогла защитить себя, неоднократно защищая других. Повлиял ли мой проход под чужим крестом на мою жизнь? Или это просто совпадение?

    Прочитать полностью

    Помогите советом, пожалуйста! Крестили ребенка. В церковной лавке купили иконку с именем, а после Крещения уже дома увидели, что иконку перепутали при продаже и дали с другим именем. Волнуюсь из-за этого случая, как теперь быть? Спаси Господи!

    Прочитать полностью

    . Вся эта нечисть меня то пытается задушить, то угрожает во сне, то просто находится рядом. Я их во сне чувствую так, как вживую днем живого человека. Дома у меня постоянные неприятности, скандалы, чувствуется тяжесть. Я ночами боюсь засыпать. Я не знаю, что мне делать, они меня скоро сведут с ума. Если вы знаете что-нибудь, откликнитесь, пожалуйста, посоветуйте что-нибудь.

    Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев

    Заранее спасибо. Светлана

    Прочитать полностью

    Здравствуйте. Меня зовут Анна, мне 30 лет. На протяжении уже 15-20 лет я никак не могу сжиться со своим именем. Меня изнутри коробит, когда меня называют Анюта, Нюра и т.д.

    Я и раньше хотела поменять имя, но не хотела огорчать маму, так как была названа в честь покойной бабушки. В школе меня называли другим именем.

    Недавно мама сама мне сказала, что не стоило меня называть в честь бабушки и она не против, если я поменяю имя. Скажите, как это сделать по церковным правилам? Спасибо

    Прочитать полностью

    Важно

    Батюшка, у меня давно появилось желание посвятить себя служению Богу. И вот этим летом я хотела отправиться на несколько недель потрудиться в монастырь, но мои родители всячески против моей поездки и не понимают моего желания. Что Вы мне посоветуете? Спаси Господи. Екатерина

    Прочитать полностью

    Кого в православии называют старцами

    Источник: https://kanal21.ru/kto-takie-starcy-v-pravoslavii/

    Ссылка на основную публикацию