Икона воздвижение креста господня

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

1:502 1:507

27 сентября праздник – Воздвижение Креста Господня. Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

1:866

Как пишет Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

1:1106

Обратите внимание

И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

1:1383
Важно

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

1:17951:42:510 2:515

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

2:6113:1117 3:1122

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

3:1356

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

3:1914

Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжестввенным, чем в обычные дни попразднства.

3:363 3:3684:872 4:877

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

4:988

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

4:1252 4:1257

История праздника Воздвижения Креста Господня

4:13555:18595:4

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

5:287

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

5:635

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя.

Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу.

Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

5:1758 5:46:508 6:513

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

6:1056

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

6:1402

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

6:15896:47:510 7:515

Важно

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

7:832

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

7:1419 7:1424

Богослужение Воздвижения Креста Господня

7:1513

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

7:364

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

7:755

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

7:948

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

7:1555

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

7:193 7:1988:704

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

8:836

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

8:1246 8:1251

Молитва вторая

8:1285

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

8:4219 8:4

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма.

В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне.

Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

8:866 8:871

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

9:1619

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.

9:181 9:186

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.

9:809

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни — особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

9:1341 9:134610:1850

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

10:213

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

10:358 10:363

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

10:523

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

10:1145 10:1150

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

10:183310:4

Совет

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

10:171 10:176

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

10:545 10:550

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие.

Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело.

К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

10:1290 10:129511:1799

Воздвиженка — улица в Москве

Воздвиженка — улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII — начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка — часть торговой дороги в Смоленск. В XV — первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» — предместье).

11:618

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы.

В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновска армия.

Обратите внимание

В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

11:1346

В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 — в улицу Калинина. В 1963—90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

11:166511:412:508

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.

12:991

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.

12:163812:413:508

Народные традиции праздника Крестовоздвижения

На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.

13:820

В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

13:1153

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!».

«Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».

День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».

Праздник Воздвижения именовали также «капустницами».

«Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.

Читайте также:  Покровский кафедральный собор в воронеже

13:319813:214:506 14:511

Поговорки о Крестовоздвижении

Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день.  На Воздвиженье последние птицы отправляются на зимовку.

Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!

14:1029

На Вздвиженье первая барыня – капуста! На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.

Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!

14:1364

Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!
На Воздвиженье – осень к зиме быстрее движется.

14:1618

Приметы же, которые тоже связывают с этим праздником, как и любые другие суеверия, не имеют никакого отношения к церковному вероучению и Церковью осуждаются.

14:290 14:29515:799 15:802

Источник: https://jenskiymir.com/prazdniki/cerkovnye-prazdniki/3174-27-sentyabrya-vozdvizhenie-kresta-gospodnya.html

Воздвижение 2018: дата, история и традиции великого праздника

Какого числа церковный праздник Воздвижение в 2018 году? Воздвижение является одним из великих церковных событий. Чтобы беды и неудачи обошли вас стороной, соблюдайте традиции и приметы праздника.

Ежегодно 27 сентября православная церковь вспоминает событие, произошедшее много лет назад в Иерусалиме, — чудесное обретение Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Воздвижение креста господня 2018 — что за праздник

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как пишет Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

Обратите внимание

И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Важно

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение — Господский праздник.

Традиции Крестовоздвижения

Как и у любого другого церковного праздника, главная традиция на Воздвижение — это посещение храмов и церквей, прослушивание божественных литургий. Во многих городах проходит крестный ход. В этот день молились за исцеление близких, за богатый урожай в следующем году, просили об избавлении от грехов.

Крест является особой православной реликвией, символизирующей страдания. Поэтому в этот день следует соблюдать строгий пост. Раньше считали, что того, кто пренебрегает этой традицией, Бог наказывает семью грехами, а с того, кто не вкусил скоромной пищи, семь грехов снимает.

Запрещалось в этот праздник подавать на стол любые мясные блюда. Считалось, что человек, попробовавший мясо убитого животного в этот день, убивает все произнесенные им молитвы.

Согласно народным традициям, 27 сентября было запрещено ходить в лес. Считалось, что в этот день по лесу гуляет Леший и пересчитывает всех лесных обитателей, а если ему на пути попадется человек, то обратной дороги из леса путник не найдет.

Крест символизирует божественную защиту. В древности тот, кто хотел защитить свой дом и своих близких, 27 сентября рисовал крест на дверях своего жилища. Эта традиция существует и в наше время.

Для крестьян этот день считался окончательным завершением бабьего лета и наступлением осени. Уже к этому моменту все дела, касающиеся сельского хозяйства, должны быть завершены.

Народные приметы в праздник Воздвижения Креста Господня

27 сентября издавна принято соблюдать строгий пост: запрещено употреблять в пищу мясные и молочные продукты, а также яйца и сладкое. В народе считалось, что человек, соблюдающий пост в этот день, освобождается от грехов и родовых проклятий.

Змея в доме — быть беде: по примете считается, что именно на Крестовоздвижение змеи расползаются по норам и впадают в зимнюю спячку. Заползшая в дом змея, кроме очевидной опасности, считается знаком скорой и тяжелой болезни кого-то из живущих в этом доме.

В лес пойдешь — навек пропадешь: согласно народной примете, если пойти в лес в день Крестовоздвижения, то назад вернуться не получится. Запрет на посещение леса по преданию наложил Царь лесов — Леший. В этот день он с утра и до ночи пересчитывает животных, находящихся в его лесу, и пришедший на такое собрание человек навсегда заблудится в лесу, чтобы никому не смог рассказать об этом.

Совет

На Крестовоздвижение запрещено начинать любое дело: считается, что удача не сопутствует любым начинаниям в этот день. Лучше завершить все текущие дела, но не браться за новое: успеха не будет.

Крест на купол — нечисть из деревни: так считали люди в прошлом, и оказались правы: крест, как и молитвы святым, помогает от нечистой силы. В этот день принято очищать дома и квартиры от негативной энергии.

Кошка в доме — 7 лет счастья: по примете, если 27 сентября взять в дом бездомную кошку и оставить у себя, то она принесет 7 лет счастья и благополучия.

Птица на окне — привет от умерших родственников: принято считать, что в этот день души умерших людей могут свободно летать в мире живых, превратившись в птиц, и наблюдать за своими живыми родственниками и любимыми.

Найти в этот день крест — к большой беде: Воздвижение Креста Господня предполагает поднятие креста. Упавший крест — символ упадка, беды и горя. Поднять крест в этот день — взять несчастья на себя.

Приметы погоды на Воздвижение:

  • Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому.
  • Журавли летят высоко, не торопясь, курлыкают — к теплой осени.
  • Если в этот день северный ветер, то лето будет теплое.
  • Западный ветер дует несколько дней подряд — к плохой погоде.
  • Красноватый круг около луны на восходе, скоро пропадающий, — к ясной и сухой погоде.

Молитвы на Крестовоздвижение

27 сентября считается сильным днем для молитв о неверующих родных, а также об изменении судьбы и укреплении семейной жизни.

Хорошей помощью в достижении нужного состояния будет лампадка или обычная свеча. Необходимо сосредоточиться на необходимой молитве, прочувствовать ее слова и понимать смысл слов, которые вы будете произносить.

Молитва о семейном счастье и детях

«Отец Небесный, вечный Пастырь и Заступник! Как крепка небесная твердь, как преданны Тебе и Твоему свету сонмы Ангелов и Архангелов, так пусть и малая церковь, наша семья будет крепка до смерти и после нее, так пусть и муж мой будет предан мне, а я ему послушна. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

Эту молитву лучше произносить женщинам, поскольку они лучше чувствуют сердцем, если искренне любят свою семью и хотят сохранить ее.

Молитва об изменении судьбы

Бывает, что несчастья и беды настолько заполонили жизнь, что она становится не мила. Мнение экстрасенсов и практиков на этот счет однозначно: неожиданно сыпятся мелкие и крупные беды и несчастья — надо искать порчу или сглаз.

Но помимо ритуалов и заговоров изменить судьбу в лучшую сторону и избавиться от злого колдовства поможет сильная православная молитва.

«Ангел-Хранитель, рядом пребывающий, всю жизнь меня сопровождающий! Возьми меня, неразумную/неразумного за руку, наставь на дорогу верную, укрой крылами от всякого зла, приведи меня к счастью и свету Божьему! Аминь.»

В чем помогает икона «воздвижение креста господня»?

Как выглядит икона «Воздвижение Креста Господня»? В центре композиции находится Крест, который стоит на ступенчатом возвышении и его поддерживают несколько священнослужителей.

Вокруг помоста находятся верующие, которые радуются возвращению святыни. На заднем плане изображен храм.

На разных изображениях некоторые из указанных деталей могут отсутствовать, но только Крест остается неизменным.

Этот образ обладает огромной силой, поэтому он творит чудеса. Молиться перед иконой необходимо женщинам, которые страдают от бесплодия, а также людям с серьезными заболеваниями. Помогает икона верующим обрести покой и душевное равновесие, в период смятения и сомнений.

Есть специальная молитва «Воздвижение Креста Господня»:
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Источник: https://vkusnorecepti.ru/vozdvizhenie-2018-data-istoriya-i-traditsii-velikogo-prazdnika/

Икона Воздвижения Креста Господня

История праздника

Событие, воспоминаемое в день праздника Воздвижения Креста Господня, произошло много позже описанных в Евангелии священных деяний и связано с теми промыслительными действиями, которые Господь благословил осуществить ради нашего спасения.

Причиной установления праздника явилось обретение царицей Еленой того самого Креста, на котором был распят Христос. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян.

Обретение его случилось в царствование императора Константина Великого в 326 году. По сообщениям церковных историков IV-V вв. (Геласия Кесарийского, Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др.

), мать Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Господа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для императора знаком победы над противником[1].

Обратите внимание

Крест был найден царицей Еленой и иерусалимскиим патриархом Макарием в результате раскопок близ пещеры Гроба Господня на месте языческого храма Венеры. Место, по преданию, было указано престарелым евреем из иерусалимских иудеев по имени Иуда[2].

В земле были обнаружены три креста, рядом с которыми лежала дощечка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Из трех орудий казни Крест Христов был определен тогда, когда от соприкосновения с ним воскрес умерший, которого в это время проносили по улице для погребения.

Получив указание Божие на истинный Крест Господень, царица Елена, патриарх и все духовенство стали поклоняться ему и лобызать его. Чтобы дать возможность многочисленному народу увидеть Крест, патриарх Макарий, став на возвышенное место, несколько раз поднимал его, откуда и произошло название праздника как Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Впоследствии св. царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, в числе которых были храмы, воздвигнутые в Вифлееме (на месте Рождества Христова), на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, и в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими крестными страданиями.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Древа Креста Господня и гвозди, которыми был прибит Спаситель.

Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен уже после смерти равноапостольной Елены 13 сентября 335 года.

На следующий день, 14 сентября (27 сентября н.ст.), было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В день Воздвижения вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, – его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В VII веке персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и в числе многих святынь увез и Животворящий Крест.

Лишь при императоре Ираклии, победившем с Божией помощью Хозроя в 629 г., христианам была возвращена их великая святыня.

Важно

При встрече возвращенного из Персии Креста, как и некогда при событии его обретения, предстоятель, давая возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, несколько раз воздвигал для поклонения Животворящее Древо.

Установление праздника

В начале своего установления праздник Крестовоздвижения был непосредственно связан с праздниками в честь освящения базилики Мартириума и ротонды Воскресения, основанным на месте Распятия и погребения Господа, по отношению к которым он имел первоначально второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., первое общецерковное празднование Воздвижения было совершено 17 сент. 334 г. в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.

В конце IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников наряду с Пасхой и Богоявлением.

По свидетельству паломницы Эгерии этого времени Обновление праздновалось в продолжение восьми дней. Каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как и на Богоявление и Пасху.

Таким образом, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий основное торжество в честь Обновления иерусалимского храма Воскресения. К концу VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться. Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником по отношению к Обновлению, которое сделалось предпраздничным ему днем.

Особенностью богослужения Воздвижения Честнаго Креста является вынос Креста на утрени после Великого славословия.

Священник кладет Крест на аналое на середине храма, а затем совершается троекратное поклонение Кресту с пением тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Совет

Это песнопение поется также и на Литургии вместо обычного Трисвятого. Крест находится на середине храма до отдания праздника, чтобы все желающие могли в любое время приложиться к нему.

В честь Распятого Спасителя праздник Воздвижения соединен со строгим постом. Эта особенность получила свое начало от императора Ираклия, который, возвратив из Персии Святой Крест, нес его в храм в простой одежде и с необувенными ногами и заповедал потому проводить этот праздник в посте.

Священные песнопения Воздвижению были составлены святыми отцами V-VIII вв. – Андреем Критским (часть стихир на литии), Феофаном Исповедником, императором Львом Мудрым и др. Канон Воздвижению написан прп. Косьмой, епископом Маюмским.

Духовный смысл праздника

«Крест – хранитель Вселенной», «Крест – красота Церкви», «Крест Ангелов слава и демонов язва» – в таких дивных словах Святая Церковь прославляет Честной Крест в торжественный день праздника его Всемирного Воздвижения.

Авторы песнопений, посвященных этому событию, не много останавливаются на самом факте обретения Креста, а более обращают свой мысленный взор на Пасху – крестные страдания, смерть и тридневное воскресение Спасителя. Не случайно некоторые тексты очень напоминают песнопения служб Великого Пятка.

Святой Крест, благоговейно чествуемый Церковью, является указанием для личной жизни каждого из нас. Он напоминает христианину об обязанности самоотвержения по евангельскому слову: «если кто хочет идти по Мне, да отвергнется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Лк. 9, 23; Мк. 8, 34).

Праздник Воздвижения имеет и прямое отношение ко второму пришествию Господню, так как, по слову Спасителя, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф.24, 30). Этот эсхатологический аспект праздника призывает нас к ответственности, к глубоким, покаянным размышлениям.

Иконография

Зрелый вариант иконографии Воздвижения Креста Господня, характерный и для современных православных икон, получил развитие на русских образах XV-XVI вв. Он представляет собой многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы.

Обратите внимание

На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и пришедшие поклониться святому Древу. Справа под киворием, как правило, пишутся фигуры царя Константина и царицы Елены.

Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту.

Самые ранние варианты данного извода представлены на одной из «таблеток» (иконы-святцы), происходящей из ризницы новгородского Софийского собора (кон. XV в., НГОМЗ), а также на ряде других икон: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие.

Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., ГТГ), «Воздвижение» 2-й пол. XVI в. (ГТГ), трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI в., ГИМ) и др.

Описанному иконографическому варианту Воздвижения Креста Господня предшествовали парные изображения святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках или стоящих по сторонам Креста, известные с X в. (росписи церквей в Каппадокии, X в., стенопись кафоликона греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.

, известная фреска Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, XI в, и др.). Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII-XIV вв. На иконе 1613 г. из монастыря Бистрица в Румынии царь и царица представлены по сторонам от Патриарха, молитвенно воздев руки. В XVII в.

такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в русском искусстве.

Изображения события обретения Креста императрицей Еленой известны в византийском искусстве с IX в. (миниатюра из «Слов Григория Назианзина»).

На раннем этапе формирования иконографии в основу композиции Воздвижения легла не историческая сцена с Патриархом Макарием, а изображение чина воздвижения Креста в соборе Св. Софии в Константинополе.

Самым ранним примером является миниатюра из Минология Василия II, где представлен епископ на ступенчатом амвоне перед алтарем, держащий в вытянутых руках Крест.

Важно

С незначительными отличиями в деталях эта сцена повторяется в миниатюрах из синаксарей (Синаксарь Захарии Валашкертского, первая четверть XI в.), лекционариев и псалтирей (Лондонская (Феодоровская) Псалтирь, 1066 г., Балтиморская псалтирь, XIV в., Киевская псалтирь, 1397 г.), а также на иконах (икона из монастыря св. вмц. Екатерины на Синае).

В Евангелии с синаксарем XI в. представлены две сцены – «Поклонение Кресту» и «Воздвижение Креста». На первой слева изображены клирики, покланяющиеся Кресту, лежащему на престоле, справа представлен епископ с нимбом, держащий кадило и Евангелие, за ним – три епископа без нимбов. На амвоне изображен епископ с Крестом и три клирика, все в повороте вправо.

В Псалтирях сцена Воздвижения обычно иллюстрирует псалом 98. Лицом, воздвизающим Крест, является здесь святитель Иоанн Златоуст. Возможно, это связано как с тем, что на 14 сентября приходится память этого святителя, так и с тем, что он является одним из основоположников константинопольской богослужебной традиции.

Изображения императора Константина в сцене Крестовоздвижения появляются только в палеологовскую эпоху. В настенном минологии сербской ц. Успения Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320 г.) в композиции Воздвижения справа от амвона представлен император с Крестом на длинном древке. В верхней части фрески расположены поясные изображения святителя Иоанна Златоуста и неизвестного св. папы.

В росписи церкви греческого монастыря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы (Кипр), 1494 г., представлен целый иконографический цикл, посвященный явлению Креста императору Константину и истории обретения Креста императрицей Еленой.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом на сопротивныя даруя // и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, // непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем Крест Твой Святый, / имже нас спасл еси // от работы вражия.

Молитвы

Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраздняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

[1] Накануне решительной битвы с римским правителем Максенцием, император Константин и все его войско увидели на небе святой Крест с надписью «Сим победиши».

В этот же день во сне Константин увидел Христа, повелевшего ему сделать на знаменах своих войск кресты и предрекшего, что он победит противника. Константин исполнил повеление Божие и, одержав победу, велел поставить в Риме на городской площади статую с крестом в руке.

С воцарением Константина преследования христиан прекратились, а сам император крестился незадолго до своей смерти, считая себя недостойным принять раньше это таинство.

[2] О человеке, который помог обрести Крест, в предании сообщается, что он впоследствии принял христианство с именем Кириак, стал иерусалимским епископом и принял мученическую кончину во времена Юлиана Отступника.

Источник: https://portal-slovo.ru/art/43980.php

Икона Воздвижение Креста Господня: фото, значение, молитва, в чем помогает?

Великим праздником из числа двенадцати наиболее важных в годовом цикле Православной церкви является Воздвижение Креста Господня. В эту дату христиане вспоминают историческое событие IV века, называемое обретением Креста, на котором завершилось земное поприще Спасителя. Обретение было поистине чудесным, ведь со времени Распятия минуло почти триста лет.

Икона Воздвижение Креста Господня помогает во многих людских бедах, поэтому очень почитаема среди христиан.

Император Константин, впечатленный явлением Святого Креста и как бы его благословением, возжелал возвести на земле Палестины, в местах, освященных присутствием и пастырским служением Спасителя, храмы, а также отыскать орудие казни Иисуса Христа. В 326 году с этой почетной целью на Святую землю отправилась мать императора, благочестивая царица Елена.

Поиски долго не приводили к успеху: после Воскресения Сына Божия Крест исчез, скорее всего он был зарыт врагами Христа в землю в неизвестном месте, дабы избежать поклонения ему со стороны исповедников Христовой веры и даже уничтожить воспоминания о Нем.

Совет

Царице Елене кто-то подсказал, что место захоронения Креста будто бы известно одному дряхлому еврею, носившему имя Иуда, который в результате долгих расспросов и бесконечных уговоров в конце концов согласился показать это место. Оно оказалось недалеко от Голгофы.

Святое Древо было сброшено в глубокую пещеру и засыпано мусором, хламом, землей, а наверху язычники воздвигли свое капище – с храмом, посвященным Венере, и статуей Юпитера. Здесь происходили языческие ритуалы, совершались жертвоприношения.

По приказанию царицы святилище язычников было разрушено, и в пещере в ходе раскопок обнаружили три одинаковых креста, а также табличку, лежащую отдельно, на которой сохранилась подлинная надпись: «Иисус Назарянин. Царь Иудейский». Но какой же из найденных крестов – Святой?

И царица Елена, и Макарий, тогдашний патриарх Иерусалимский, были убеждены, что Бог поможет решить им эту нелегкую проблему. Так оно и случилось. Патриарх предложил поочередно подносить орудия казни к тяжелобольной женщине. Первые два креста не произвели никакого действия, а когда был поднесен третий, женщина смогла самостоятельно встать – недуг покинул ее.

Второе чудо произошло тогда же: по дороге несли хоронить умершего – и от возложения на него третьего креста произошло воскрешение. Тогда все убедились, что именно это Крест Спасителя, посредством которого Тот явил чудеса и силу животворения.

Слух о чудесной находке мигом распространился по всему Иерусалиму, и к Кресту потекли толпы желающих поклониться и приложиться к нему. Однако народу было так много, что сделать это не было никакой возможности. Тогда присутствующие стали просить патриарха хотя бы показать найденную святыню.

Епископ Макарий, поднявшись на возвышение, трижды поднял над собой – воздвиг – Крест Господень, чтобы каждый желающий мог без труда увидеть его. А праздник, учрежденный в честь этого исключительного события, так и стал именоваться – Воздвижение Креста Господня.

Царица Елена, выполнив свою священную миссию, привезла в Константинополь часть Святого Креста, а также гвозди, которыми Сын Божий был прибит к нему.

Император Константин распорядился возвести на знаменательном месте Распятия Иисуса, последующего Его Воскресения и обретения Святого Креста величественный храм, под сводами которого уместились как Голгофа, так и Гроб Господень.

Царицу Елену за служение во славу Христа стали называть равноапостольной – равной апостолам. Так же позднее стал нарекаться и император Константин.

Царица ушла из жизни в 327 году, несколько лет не дожив до окончания строительства храма, который был освящен в 335-м, 13 сентября (26-го по н. ст.), а день следующий – 14 (27-е) – стал днем установления празднования в честь обретения Честнаго Древа и явления его народу путем воздвижения.

Обратите внимание

В этот же день церковь вспоминает еще один связанный с Крестом факт. В VII в. Иерусалим был завоеван и разграблен персами. В числе похищенного был и Животворящий Крест. Лишь через 14 лет христиане смогли вернуть плененную святыню на историческое место.

При встрече ее наблюдалась та же картина, что и при обретении: множество народу стеклось на торжество, чтобы поклониться Кресту, и точно так же верховный иерарх неоднократно воздвигал его, дабы всем удалось увидеть.

В день Крестовоздвижения христиане не только поклоняются Кресту, на котором Агнец Божий перенес страдания и муки ради их спасения, не только связывают его с великим историческим событием. Каждый из верующих понимает, что обретенный Крест – это символ победы добра над злом, уничтожение греха, источник безграничной любви.

Читайте также:  Как и когда рассказать и объяснить детям о боге в православии

Воздвигнутый Крест – это как светильник для всей планеты, рассеявший на ней тьму невежества. Христиане с момента крещения носят на себе нательные крестики именно как знаки Христовой победы, защищающие от злых сил. Каждое благое дело начинается с молитвы и крестного знамения. Им же благословляют священники прихожан, матери – детей. Молитвой ко Кресту завершается каждый прожитый день.

Существует и еще одно глубокое значение праздника – оно говорит о времени второго пришествия Спасителя, когда перед грядущим Страшным судом будет новое явление Креста Господня – новое его Воздвижение. Поэтому существование этого праздника настраивает людей на серьезные самоанализ и размышления о духовном, повышенную ответственность за свои поступки.

Во время праздничного богослужения священник торжественно выносит Крест в центр храма и, осенив им все стороны света, возлагает на аналой.

После этого совершается чин поклонения святыне: все присутствующие трижды кладут перед ним земной поклон под пение праздничного тропаря: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Крест остается на аналое в течение недели, чтобы у каждого была возможность поклониться и приложиться к нему в любой день.

Праздничный день отмечен строгим постом: не дозволено есть мясные, молочные, рыбные продукты, блюда из яиц. Допустима пища с использованием растительного масла – подсолнечного или оливкового.

Это тоже древняя традиция. По преданию, император Ираклий, когда Крест был возвращен из персидского плена, нес его к храму одетым отнюдь не в царские одежды и босиком.

В воспоминание этого им заповедано знаменовать праздник постом.

Сюжет иконы с одноименным празднику названием в его нынешней графике установился в иконописи России в XV–XVI столетиях. Он же и самый распространенный.

Вся представленная на полотне сцена – многолюдная композиция, за фигурами которой виден храм с одним куполом. Центром композиции является патриарх, стоящий на амвоне, подняв над собой Крест, украшенный растительными ветками. Предстоятеля с обеих сторон поддерживают дьяконы.

Передний план заполнен изображениями святых, певцов, тех, кто пришел преклониться перед чудесной находкой. В сени символического алтаря, справа, обычно написаны фигуры святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

Существуют варианты с изображением чудес, происшедших при идентификации крестов.

Более ранние иконографические варианты представляют изображения свв. Константина и Елены или держащими в руках Крест, или стоящими по обе его стороны.

И хотя во всем христианском мире иконы «Воздвижение» различаются по композиционному строению и по сюжету, для верующих их значение и смысл неизменны. Крест нередко называют Животворящим Древом, и вот его обретению – радостному событию христианской истории – икона и посвящена. А сам Крест воспринимается не орудием казни и страданий, а символом искупления.

Икона, посвященная Воздвижению, помещена в очень многих церквях и монастырях, ее имя также носят и сами сакральные здания. В частности, в нашей стране ее можно увидеть в одноименных храмах:

Важно

Перед образом «Воздвижение» произносят одну из наиболее сильных молитв – для защиты от всяческих бед, напастей, опасностей и болезней.

Икона обладает чудодейственными свойствами. Есть множество примеров исцелений после обращения к ней с молитвой. От хворей исцеляются и тяжелобольные, потерявшие надежду на исцеление. Святой Крест несет свою животворную силу даже на изображении. Так, к иконе принято обращаться в следующих ситуациях:

  • женщинам, желающим иметь ребенка, страдающим бесплодием
  • имеющим заболевания костей и суставов
  • с просьбой избавиться от хронических мигреней
  • вылечить зубную боль
  • об избавлении от хронических и неизлечимых болезней

Были случаи исцеления даже людей не церковных и не особо верящих в чудотворную силу икон. В порыве отчаяния и безысходности они искренне обращались к святому образу и получали исцеление.

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Рекомендуем посмотреть видео — «Какая история у иконы Воздвижение Креста Господня?»:

Источник: http://tbf.su/magiya-i-gadaniya/ikona-vozdvizhenie-kresta-gospodnya-foto-znachenie-molitva-v-chem-pomogaet

Объяснение основных типов икон. Воздвижение Креста Господня

Помимо Страстной Пятницы (см. икону Распятия), тема Креста в течение литургического года постоянно вращается в недельном цикле богослужений, а именно в среду и пятницу.

Кроме того, православный Восток посвящает Кресту Господню три особых празднования: он почитается (προσκύνησις) в третье воскресенье Великого поста, в день Происхождения (πρόοδος) честных Древ Животворящего Креста Господня (1 августа) и на Воздвижение (ύψωσις) Креста, празднуемое как на Востоке, так и на Западе 14 сентября.

Воздвижение Креста Господня. Невьянская икона. 1830-1840 гг.

Праздник Воздвижения имеет палестинское происхождение. Храмовый праздник освящения (τά εγκαίνια), установленный в память воздвигнутой Константином в Иерусалиме базилики Воскресения, очень скоро слился с воспоминанием обретения истинного Креста Христова. В своем описании торжеств при освящении этой базилики в 335 г.

Евсевий ничего не говорит об обретении Креста. Однако уже в 347 г. свт. Кирилл Иерусалимский пишет: «Вся вселенная имеет уже части Древа Крестного»[1]. Таким образом, Крест был найден, очевидно, вскоре после освящения базилики, ок. 340 г. Едесская легенда приписывала обретение Креста Протонике, жене императорского наместника Клавдия при Тиверии.

Однако к концу IV в. общепринятым становится более правдоподобное повествование об обретении Креста Еленой, матерью Константина. Так, свт. Иоанн Златоуст в 395 г. говорит о трех крестах, найденных императрицей Еленой под Голгофским холмом: тот, на котором был распят Господь, был опознан, поскольку находился посередине и на нем была надпись[2].

В начале V в. другие авторы[3] упоминают о чудесах, благодаря которым подлинный Крест Господень был опознан св. Еленой и свт. Макарием, епископом Иерусалимским. Около 400 г. Этерия в описании своего путешествия в Иерусалим говорит, что праздник освящения совершался с особой торжественностью, «потому что в этот день был найден Крест Господень»[4].

Праздник Креста вскоре совершенно затмил праздник освящения храма. В VI в. Александр Монах говорит о ежегодно совершаемом 14 сентября торжестве освящения и воздвижения Честного Креста – ΰψωσις τοΰ τιμίου σταυροΰ [5]. Менологий императора Василия (рукопись конца Х в.) сообщает, что в день после освящения храма в 335 г.

Совет

народ был впервые допущен к лицезрению святого Древа: стоя на возвышении, епископ, при всенародном восклицании «Господи помилуй» воздвигал Крест. Это картина торжества (ΰψωσις), каким оно, по-видимому, было в Иерусалиме со времени обретения Креста. А 14 сентября 614 г. торжество это впервые было совершено в Константинополе[6].

Отвоеванный у персов императором Ираклием III, Крест с великими почестями был встречен в столице империи в 628 г. Туда же он был окончательно перенесен в 633 г. Патриарх Сергий с крестным ходом нес его из Влахернской церкви в Святую Софию, где совершилось с большим торжеством его воздвижение[7].

Из Константинополя праздник Воздвижения Креста Господня распространился на другие центры христианского мира (οικουμένη). В Риме он стал отмечаться при папе Сергии (687–701).

 
Воздвижение Креста. Икона Л. А. Успенского. Париж 1948. Церковь Св. Троицы, Ванв

Праздник Воздвижения есть возвеличение Креста Господня всем миром, признающим, что буее Божие премудрее человек есть, и немощное Божие крепчае человек есть (1 Кор. 1:25).

Видя Крест, воздвигаемый руками архиерейскими, Церковь прославляет оружие Христово, «имже разрушися клятва, и процвете нетление, и земнии обожихомся, и диавол всеконечно низвержеся» (Вечерня, стихира на стиховне 3-я, глас 5-й).

Вместе с делом спасения Церковь празднует также «непобедимую победу» (Вечерня, стихира на стиховне 1-я, глас 5-й) Креста над всеми враждебными христианству силами мира сего. Для христиан нет другой победы, кроме победы Крестом Господним, единственной верной опорой в мировой истории, «вселенныя утверждение» (Утреня, стихира глас 6-й).

Империя, считающая себя христианской, должна поэтому склониться перед Крестом: именно Крест даровал победу Константину (см.: Вечерня, стихиры 2-го и 4-го гл.), им же «языцы варварстии» побеждаются и скипетры христианских царей утверждаются (Утреня, стихира 3-я на хвалитех, глас 8-й).

Присутствие этих «константиновских» элементов придает празднику некоторую политическую окраску: православный народ и его василевс, вождь христианского государства, побеждают врагов непобедимой силой Креста (см.: Кондак, глас 4-й).

Обратите внимание

Но помимо этих второстепенных, обычных для Византии аспектов, «всемирное (παγκόσμιος) Воздвижение» Честного и Животворящего Креста имеет аспект непреходящий и существенный: освящение всего космоса божественной силой, явленной Крестом. Если Христос – новый Адам, то Крест Его – новое древо жизни, возвращающее падшему миру райское нетление. Воздвигаемый над землей, Крест охватывает своими концами все небо, прогоняет демонов и изливает благодать четырем концам вселенной (см.: Утреня, стихира 1-я, глас 8-й; канон, глас 6-й).

Воздвижение Креста. Рисунок Л.А. Успенского

В иконографии иногда встречается изображение Воздвижения Креста вместе с его обретением. Тогда в верхней части иконы изображен епископ, воздвигающий крест, а в нижней – св. Елена перед пещерой у подножия Голгофы с тремя крестами, только что открытыми. Но обычно сюжет ограничивается собственно Воздвижением. Самая простая композиция изображает епископа (свт.

Макария Иерусалимского), стоящего на амвоне и поддерживающего руками большой крест. Это подлинный Крест Господень, который он показывает народу. По сторонам его поддерживают иподиаконы. Обычно тут же свв. Константин и Елена.

Иногда император и его мать помещены справа от епископа, слева же изображено какое-либо чудо (исцеление больного или воскрешение мертвого), происшедшее силой крестной.

Архитектура фона должна передавать базилику Воскресения, воздвигнутую Константином: здесь – сохраненный в иконографии отзвук древнего праздника «посвящения».

Покров Богородицы. Новгород. Конец XVI в. Палаццо Лиони Монтанари. Виченца (Италия)

Источник: Смысл икон / В.Н. Лосский, Л.А. Успенский ; пер. с фр. В. А. Рещиковой, Л. А. Успенской. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: Эксмо, 2014.

Примечания:

[1] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные, IV, 10 // PG 33, col. 469а (ср.: То же. СПб., 1822. С. 47,-Ред.)

[2] См.: Иоанн Златоуст, свт. На Евангелие от Иоанна. Беседа 85-я, 1 // PG 59, col. 461 (рус. пер.: Творения. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. С. 574-Ред.).

[3] См.: Руфин Аквилейский. Церковная история, I, 8 // PL 21, col. 476с-478а; Павлин Ноланский. Письмо 31, 5 // PL 61, col. 328b-329b.

[4] Путешествие Этерии, 48-49 // SC 21. Paris, 1948. Р. 262-266.

[5] См .-.Александр Монах. Об обретении Креста Господня // PG 87-Ш, col. 4072а.

[6] См.: Пасхальная хроника // PG 92, col. 988ab.

[7] См.: Никифор Константинопольский, сет. История в сокращении // PG 100, col. 913а.

27 Сентября 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/obyasnenie-osnovnykh-tipov-ikon-vozdvizhenie-kresta-gospodnya

Ссылка на основную публикацию