Храм троицы в никитниках, москва

Церковь Троицы в Никитниках — памятные места москвы | Узнай Москву

Никитников переулок – один из самых коротких в Москве, здесь почти нет зданий – это фактически проулок между несколькими крупными постройками. Известность ему придает церковь Троицы Живоначальной, что в Никитниках.

Ее изображения можно встретить во всех учебниках архитектуры, а над фасадами и интерьерами потрудились лучшие мастера своей эпохи.

Лишь местоположение у нее не очень «выигрышное»: здания ХХ века загородили ее почти со всех сторон, уничтожив прекрасный старомосковский пейзаж, а сама церковь едва не была утрачена из-за строительного бума.

Обратите внимание

Название переулка и церкви появилось благодаря стараниям купца Григория Леонтьевича Никитникова, перебравшегося в Москву из Ярославля. Именно он вместо сгоревшего в 1626 году деревянного храма святого великомученика Никиты начал строить в 1628 году каменную церковь святой Троицы.

Возведение ее несколько раз останавливалось и затем возобновлялось, декоративные элементы оттачивались и добавлялись – в результате существующий облик церковь приобрела в 1651 году, а внутренняя отделка продолжалась и позднее.

При этом Никитников создал не только приходской храм, но и собственную домовую церковь с семейной усыпальницей в южном приделе святого Никиты – после смерти он, как храмоздатель, будет здесь похоронен. Изначально здание церкви соединялось специальным переходом с домом Никитникова, стоявшим рядом.

Кроме того, купец использовал обширный церковный подклет (нижний этаж) в качестве хранилища своих товаров.

Московское церковное зодчество второй половины XVII века во многом происходит от церкви Троицы в Никитниках: заложенные в ней принципы узорочья будут использоваться практически до времен Петра I.

Декоративное пятиглавие с пирамидой кокошников, поставленных в несколько рядов и украшенных зелеными изразцами, широкие шатровые крыльца (из двух, существовавших у Троицкой церкви, сохранилось одно), шатровая колокольня, богато декорированные наличники окон – все это станет образцом для новых московских церквей.

Особое внимание привлекает окно на южном фасаде, выходящем в переулок: в боковых частях его наличника видна тонкая резьба с изображением попугаев. Не менее замысловато украшен и соседний портал: есть версия, что белокаменная резьба ранее была еще и покрашена в разные цвета.

Но самое главное, что у этого декора есть немало общего с убранством окон Теремного дворца 1636 года в Кремле, что позволяет увидеть в них общее авторство. Не исключено, что Никитников нанял царских мастеров для постройки и отделки своей церкви.

Важно

Тем более что для ее иконостаса образа выполнялись в Оружейной палате Кремля, над некоторыми из них трудился лучший мастер своего времени – Симон Ушаков. В то же время есть и деталь из ярославских храмов: в частности, колокольня поставлена над северо-западным углом церковной галереи. Росписи же, созданные русскими мастерами, в качестве прообраза имеют голландские гравюры середины XVII века на библейские сюжеты.

Кроме главного Троицкого престола и придела святого Никиты в церкви также существовал придел святого Николая Чудотворца, созданный потомками Григория Никитникова, а в пространстве под колокольней был устроен придел святого Иоанна Богослова.

Известно и другое народное название Троицкой церкви – во имя Грузинской иконы Божьей Матери.

Этот образ 1654 года, хранившийся в храме, стал широко известен среди москвичей как чудотворный, и церковь начали называть по нему. Но лишь в 1904 году на средства церковного старосты А.В.

Александрова, в память о посещении храма императором Николаем II, в подклете церкви был создан одноименный придел.

В 1871 году Московскому археологическому обществу пришлось приложить немало усилий, чтобы не допустить сноса Троицкой церкви ради возведения комплекса деловых зданий. Он все же появился по соседству в 1901 году под названием «Боярский двор», закрыв вид на церковь со Старой площади, но, тем не менее, храм не был затронут.

После революции церковь Троицы в Никитниках, отнесенная к памятникам I категории, была отреставрирована и передана Историческому музею в качестве филиала.

Окружающая застройка, включая одноярусный дом причта, снесена в 1960-х годах, а на ее месте возникли многоэтажные корпуса ЦК КПСС, окончательно перегородившие вид на храм практически со всех сторон. Из господствующей над окружением, церковь Троицы в Никитниках стала зажатой между громоздкими зданиями.

Совет

Но, тем не менее, она сохранила не только внешний облик, но интерьеры: росписи, иконостасы, решетки. В 1990-х годах церковь в качестве музея была закрыта, принято решение о передаче здания православной общине. Однако лишь в 2000-х годах богослужения возобновились в подклете, в приделе Грузинской иконы Божией Матери.

С 2010 года, после долгой и кропотливой реставрации, во время которой пришлось спасать пошатнувшееся крыльцо храма, возобновились богослужения в главном храме. Однако реставрационные работы еще не полностью завершены.

Источник: https://um.mos.ru/houses/4948/

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Московские храмы

В самом центре Москвы, в двух шагах от Красной площади, почти напротив храма Георгия Победоносца на Варварке, стоит храм Живоначальной Троицы в Никитниках.

Немного у нас осталось таких удивительных церквей, шедевров дивного русского узорочья.

До недавнего времени пройти к нему было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварка и, не доходя до площади Варварских ворот, свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно и от метро “Китай-город” дойти.

Теперь Ипатьевский перегородили воротами, поставили шлагбаумы. Слава Богу, хоть в будний день с 9 до 18 есть щель для пешеходов. В выходные и праздники ворота закрыты на мудрёный электронный засов. И Старую площадь теперь забором перегородили. Благо, что пешеходов ещё пускают на Ильинку и к храму можно пройти по Никитниковскому переулку.

Об этой необыкновенной красоты церкви  очень подробно рассказано на сайте храма. http://www.nikitniki.ru/istoriya.  Это большая подробная статья научного характера. Наш рассказ  предназначен не специалисту, а любопытствующему; мы остановимся лишь на самых ярких моментах истории и архитектуры храма.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. История

Деревянный храм на этом месте стоял, вероятно, ещё в XVI веке. Называлась церковь «святого мученика Никиты на Глинищах». Скорее всего, она сгорела в пожаре 1626 года. Пожары в ту пору были обычным делом на Москве. Из охваченной пламенем церкви вынесли древнюю храмовую икону великомученика Никиты.

Несколько лет спустя, в 1631-1634 годах, богатый и благочестивый прихожанин, Григорий (Георгий) Леонтьевич Никитников построил нынешний храм во имя Живоначальной Троицы. В храме устроили придел во имя святого великомученика Никиты. То ли по этому приделу, то ли по имени домовладельцев Никитниковых, это место стало называться Никитниками, а храм – Живоначальной Троицы в Никитниках.

Возвели храм близ большого купеческого двора ярославского гостя Никитникова. Разбогатели Никитниковы на рыбном и соляном промысле.

Обратите внимание

В то время по величине двора мерили богатство и состоятельные жители старались расширить свои земельные владения. Никтитниковы в этом преуспели – их двор распространялся на 37 саженей в длину и 31 сажень в ширину.

Для сравнения скажем, что соседний церковный двор занимал площадь 11 х 19 саженей.

Богат был двор Никитниковых. Павел Алеппский писал, что дом купца по красоте и обширности не уступал роскошным каменным палатам царских дьяков. Кроме каменных палат на их усадьбе стояли многочисленные деревянные хоромы – колодец, баня, конюшня, сараи, амбары, скотный двор. Но из всех построек сохранился лишь храм Живоначальной Троицы.

В память о сгоревшей деревянной церкви, один из пределов нынешнего храма освятили в честь святого великомученика Никиты. Да ещё и имя святого было созвучно фамилии купца. Именно этот придел стал родовой усыпальницей заказчиков храма. Но возможно, что совсем не созвучие имён побудило Никитникова устроить предел во имя этого святого. Ведь именно Никите молятся о богатстве и благополучии.

Святой Великомученик Никита Воин. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках

По преданию святой Никита Готский жил на берегах Дуная в IV веке. Он всей душой проповедовал христианство и воевал с язычниками. Но после того, как к власти пришёл предводитель язычников Атанарих, Никиту схватили, мучили и сожгли в 372 году.

Но по легенде, тело святого огонь не опалил, а Атанарих запретил предавать его тело земле. Но благочестивый христианин, друг святого, Мариан, спрятал и похоронил тело святого Никиты в своём доме. И стал дом Мариана богатым и благополучным.

И те дома, где хранят икону великомученика Никиты, почитают и молятся святому, умножаются изобилием и богатством. Никитниковы стремились к благополучию и, вероятно, поэтому, устроили придел святого в храме Живоначальной Троицы.

Так и вышло, хоть храм и считался приходским, но, в первую очередь прославлял и увековечивал семью заказчика.

Святыни храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Икона Грузинской Божией Матери

Первоначально образ Грузинской Божией матери находился в Грузии. В 1622 году во время одного из набегов шаха Аббаса на Грузию персы захватили множество православных святынь в надежде продать их русским купцам. Их чаяния оправдались.

В 1629 году приказчику ярославского гостя Егора (Георгия) Лыткина Стефану Лазареву предложили образ Богородицы, усыпанный жемчугами, унизанный драгоценными камнями. Примерно в то же время Егор Лыткин во сне получил извещение о том, что для него куплен драгоценный бисер и повеление отправить его в дар в Чёрную Гору.

Когда Лазарев привёз хозяину образ Богородицы, купец понял, о каком бисере шла речь в его ночном видении. По совету и благословению патриарха Филарета в 1629 году бесценный образ Богородицы отправили в монастырь на Чёрной Горе на Пинеге Архангельской области.

Важно

В том же году монастырь стал называться не Черногорским, а Красногорским, а икона Богоматери – Грузинской, по месту её первоначального нахождения.

В 1654 году, когда в Москве свирепствовала чума, из Черногорской обители в Троицкую церковь привезли чудотворную икону Грузинской Божьей Матери и многие, молившиеся перед этим образом, исцелились.

Перед тем, как вернуть икону в монастырь с неё сделали список и оставили в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках. С тех пор многие москвичи называли храм в Никитниках церковью Грузинской Божией Матери.

А в 1904 году в подклете церкви освятили придел в честь этого образа.

Икона не только прославилась многочисленными чудесами исцеления, но в советское время спасла храм от разрушения. Говорят, что когда «вождь народов» узнал, что храм освящён в честь Грузинской иконы Божией матери, он произнёс: «Очень правильное название». И храм не разрушили.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа государства Российского”

Любопытно, что попытка снести храм предпринималась в ….1871 году. Для расширения строительства деловых зданий необходимо было место, занятое храмом.

Тогда за церковь вступилось московское императорское археологическое общество и не допустило сноса.
Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа Государства Российского” – ещё одна особо почитаемая икона храма.

В храме находится список с образа, написанного Симоном Ушаковым. Подлинник хранится в коллекции ГТГ.

Иконография образа призвана прославлять Великую Заступницу и Покровительницу земли русской. Древо Государство Московского Божием промыслом насадил собиратель русских земель Иван Данилович Калита, а взрастил и поливал виноградную лозу Московский Митрополит Пётр.

Благодатной почвой стал Успенский собор Московского Кремля.

На кремлёвской стене стоят: слева царь Алексей Михайлович, справа царица Мария Ильинична с царевичами – старшим Алексеем Алексеевичем (умер в 16 лет) и младшим Фёдором Алексеевичем, будущим третьим государем династии Романовых.

Читайте также:  Икона святой княгини ольги

В медальонах на ветвях древа изображены святые, благоверные князья, блаженные и преподобные Древней Руси.

Хранится в церкви и другой особо почитаемый образ  Казанской (Тобольской) Божией Матери.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках и Симон Ушаков

В 1923 году в храме открыли музей живописца Симона Ушакова. Прославленный изограф в 1657-58 годах написал несколько икон для храма. Рядом с храмом, напротив церкви в Ипатьевском переулке находятся палаты XVII века, их принято называть палатами Симона Ушакова.

Знаменитый московский краевед Сергей Романюк считает иначе. “Однако же они ему не принадлежали: когда надо было спасать редчайшее здание палат от вандалов, то ревнители нашей истории прибегли ко лжи во спасение. Назвали эти палаты именем знаменитого художника, чтобы придать дополнительный вес своим аргументам и таким образом спасти их”, – пишет Романюк в книге “Китай-город”.

На сайте храма сообщается, что имя Симона Ушакова и его родных записано в синодик церкви, что даёт основание думать, что знаменитый царский изограф жил в приходе Никитниковской церкви.

Совет

Есть сведения, что  Симон Ушаков был домовладельцем до 1668 года. Сохранилась челобитная иконописца, в которой он сообщает:  «А дворишко у меня малое и в грязи в Китай-городе и хоромишек построить для иконного письма и для учеников негде».

 Просьбу его уважили и С.Ушаков переехал на Посольскую улицу.

Архитектура храма Живоначальной Троицы в Никитниках

“Московско-русский» стиль”- так специалисты определяют архитектурный характер церкви.
Историк архитектуры, Н. В. Султанов так определяет черты этого стиля:

Самыми яркими примерами московско-русского стиля профессор Султанов называет Покровский собор (храм Василия Блаженого), Дьяковскую церковь, храм Грузинской Божией Матери и Троицкую церковь в селе Останкино.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках очень похож на деревянную теремную постройку. Фасад у неё совсем не правильный, а состоит из отдельных частей.

Четверик храма со всех сторон окружают разные постройки – с востока – алтарь, с запада – колокольня и паперть, с севера – трапезная с приделом святого Николая Чудотворца, а с юго-востока примыкает отдельный придел святого Никиты мученика.

Вся церковь стоит на высоком подклете и это ещё больше делает его похожим на деревянную хоромину.

План церкви Живоначальной Троицы в Никитниках

Храм асимметричен и с разных точек зрения воспринимается по-разному. Если подойти к нему с запада, из Ипатьевского переулка, то перед нами разворачиваются все его части – и высокий четверик и растянутая трапезная, и колокольня и удивительно лёгкий шатёр крыльца.

А с Никитского переулка храм выглядит как стройный сказочный теремок, устремлённый ввысь пятиглавием на высоких барабанах. Световой барабан только один, центральный.

Тот, кому знакомы каменные храмы Ярославля, непременно увидит некоторое сходство в деталях убранства ярославских церквей и храма в Никитниках. В Ярославле в Николо-Надеинском храме колокольня также стоит над северо-западным углом галереи.

А резной орнамент на западном портале очень похож на резьбу деревянных сеней ярославской церкви Ильи Пророка. Наверное, в строительстве церкви принимали участие ярославские каменных дел мастера.

Обратите внимание

Сам Григорий Никитников был ярославским гостем и вполне мог пригласить своих земляков.

Белокаменный узор храма уравновешен и совсем не перегружен, он оставляет ощущение целостности. А вот характер белокаменных деталей поражает разнообразием. Наличники с валиками, ширинки с цветными изразцами и кокошники поражают разнообразием форм и почти не повторяются.

Такое пышное убранство храма делает его похожим скорее на гражданское здание. Ещё одна «светская» черта в архитектуре храма – его окна.

Они различаются по размеру и расположены неравномерно. Объясняется это разным назначением внутренних помещений.

Убранство порталов и окон южного фасада очень напоминает декор Теремного дворца Кремля. Скорее всего, наряду с ярославскими зодчими в строительстве Никитниковской церкви участвовали и царские мастера. Архитектор Л.В.

Даль и вовсе предполагал, что такой замысловатый вид храму придал не строитель, а иконописец, сам Симон Ушаков. Белокаменное кружево верхних ярусов дополнено цветными изразцами, вероятно, работы белорусских мастеров.

Хочется обратить особое внимание на главный вход, увенчанный шатровым крыльцом. Его украшают двойные арочки с резными гирьками из белого камня.

Источник: https://kraeved1147.ru/trinity-nikitniki/

Творческий сайт Григория Одинцова – Церковь Троицы в Никитниках

Древнерусская живопись церкви Троицы в Никитниках

Фресковые росписи стен

Это место находится в самом центре Москвы. Но хорошо спрятано от любопытных взглядов. Найти Никитников переулок практически невозможно. В наши дни и все подходы огорожены. Небольшая площадь с церковью уже к концу XIX века была обстроена высокими домами. В ХХ веке окружающая застройка еще более уплотнилась.

Начало Никитникова переулка

Начало Никитникова переулка зажато с двух сторон огромными зданиями начала ХХ века, построенными в стиле модерн. Особенно давит справа чудовищное по своим пропорциям здание под названием «Боярский двор», построенное по проекту Ф.

Шехтеля, которое окружило церковь в Никитниках и закрыло её от площади. Одна только двухсветная арка хозяйственного въезда во двор этого «Двора»  выше здания церкви и подавляет замечательный памятник архитектуры XVII века.

Важно

Этот далеко не единственный пример варварского отношения к отечественной истории со стороны  финансовых воротил дореволюционной России. 

 А здесь церковь смотрится на фоне советской архитектуры 1970-х гг. 

Но и пробравшись вдоль бесконечной вереницы машин,  попадаешь на небольшую площадь, где церковь стоит несколько посвободнее, но зато появляется фоновая застройка зданиями ЦК КПСС, построенными здесь в 1970-е годы. Поистине – храм зажат со всех сторон постройками всех веков.

 

Архитектура церкви хорошо изучена. Церковь Троицы в Никитниках  построена в середине XVII века. Это замечательное по красоте архитектурное сооружение строилось в течение 1635—1653 годов на средства купца Г.Никитникова, выходца из Ярославля.

Он был так богат, что даже московские цари обращались к нему за помощью…..

Главное достоинство церкви в Никитниках в том, что здесь мы встречаем Синтез Искусств.

Она принадлежит к очень немногим хорошо сохранившимся памятникам русской истории, где объединены в единый синтез искусств и архитектура, и живопись, и резьба по дереву и камню.

Памятник архитектуры с его великолепной белокаменной резьбой наличников и порталов, первоклассными иконами и росписями стен предстал после реставрации в своем подлинном виде. Открыта уникальная стенная роспись 1652 – 1653 гг.

И моя статья посвящена в основном некоторым вопросам древнерусской живописи. Фресковые росписи в этом сооружении покрывают все стены, их настолько много, что они представляют собой бесконечную картину переплетающихся сюжетов.

Двухсветное пространство основного главного четверика сплошь покрыто живописным ковром. Стены, сомкнутый свод и даже оконные откосы, как огромная иллюстрированная книга, рядами в строгой последовательности представляют Библейские и Евангельские сюжеты и притчи.

Но фрески на религиозные темы написаны как жизнерадостные и красочные картины, перенесенные в обстановку русского быта XVII века.

Общий вид северной стены

Левая часть северной стены Правая часть северной стены

Иконостас

Фрески поднимаются до верха стен и переходят на своды

Нужно быть великим знатоком Древнерусской живописи, что бы разобраться во всех этих сюжетах и тем более их понять. Оставляю этот вопрос для специалистов, а покажу я детально только два фрагмент, в которых постарался разобраться.

 

Поднимаюсь по входной лестнице, как и положено – весьма крутой, и вхожу в небольшой вытянутый в длину объем западной галереи. С галереи несколько входов в отдельные помещения храма. Войдя в любое помещение, и переходя в следующее, ты вскоре теряешь ориентацию в пространстве.

Ты попадаешь в лабиринт, в котором одно пространство переходит в следующее и так до бесконечности. Так было многие годы, пока церковь была музеем.

 
План церкви Троицы в Никитниках

Надо сказать, что многие десятилетия здание церкви Троицы в Никитниках было филиалом Исторического музея. С1963 года – музей древнерусской живописи. И это был один из самых камерных московских музеев, куда приходили только знатоки и любители русской архитектуры. Ведь в этих стенах музеем было само здание, никаких других «экспонатов» не было.

Совет

В музее так же устраивали концерты ранней музыки, и русской и европейской. В зале ставили деревянные скамьи, простые и тяжелые, как в древнерусских палатах. И приходило много людей.

Мы с супругой тоже были там на концерте. Маленьком камерном концерте, где звучала старинная скрипка и виолончель. А на старинном клавесине играл Иван Монигетти (такое необычное имя запомнилось!). Вот только когда, в каком году это могло быть? Наверное – в семидесятых.

Это были запоминающиеся концерты, ведь музыка звучала в великолепном по акустике зале. И вся обстановка, специфическое звучание старинных инструментов и как бы оживающие фрески на стенах. И интерьер древнерусского зала, который помнит века. 

Повторяю, что фресковая живопись покрывает ковром все стены

Я выбрал для себя два фрагмента, что бы показать их крупным планом и с необходимыми пояснениями.

1 – Так, в центре западной стены, над аркой входа в основной четверик церкви, располагается сюжет на тему притчи «О разумных и неразумных девах».

Справа и слева по дуге арки расположены ступени лестницы, по которым поднимаются к дверям рая девы, по пять штук с каждой стороны. А наверху их встречает сам Христос с ангелами. Во первых все девы одеты в русские костюмы XVII века. Слева разумные девы в простых одеждах, и с высоко засученными рукавами, сразу после работы.

А вот справа совсем другие девушки – из богатого купечества, очевидно. Они разодеты в яркие сарафаны и оживленно жестикулируют, продолжая веселую беседу. Но – двери рая перед ними оказались закрытыми!  Стучи – не стучи, дверь закрыта. Так простой художник из народа передал свое отношение к трудовому народу и к богатым.

Древняя притча на картине древнерусского художника приобрела яркое и явно мирское звучание.

 

Такая яркая картина открывается на западной стене церкви Троицы в Никитниках. Требуемого по канонам «Страшного суда» здесь нет.

Обратите внимание

Вместо этого русского человека приветствует притча о разумных и неразумных девушках. Слева, труженицы, в простых одеждах и с засученными рукавами – они в рай попадут.

Справа бездельницы, хохотушки и говорушки – для них рай закрыт. Вот такие дела, проверить сложно….

2 – И среди всего этого колоссального объема художественной информации я покажу еще один фрагмент. Этот сюжет обычно в научно-исследовательской литературе называется – «Притча о сучке и бревне». Или притча о богаче и бедняке – сюжет, древний, как сам мир.  Расположена фреска на северной стены основного четверика церкви, в правой части.

 

Вот эта фреска, почти в центре кадра

На фреске изображен справа богатый купец в узорчатом кафтане и даже с меховым воротником.Он обращается с наставлением к сидящему слева бедняку с покорно скрещенными руками, указывая ему на «сучек в его глазу».

Далее на фрагменте все видно более четко:

На фреске изображен справа богатый купец в узорчатом кафтане
Он указывает сидящему слева бедняку на «сучек в его глазу».

И, разумеется – в упор не замечает

«бревна в своем глазу».

Мораль сей притчи всем известна – не осуждай ближнего! Текст над головами героев сюжета гласит:

«Не судите да не судими будете что же видинии сучец иже во очце брата твоего, бревно же еже есть во оце твоем не чуеши».

Читайте также:  Как правильно благодарить бога?

Источник: http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/cerkov_troicy_v_nikitnikakh/0-278

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. Религия — Путеводитель по Москве

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) — эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе (в той его части, которая в советское время была застроена административными зданиями а ныне огорожена забором). Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

Holy Trinity Church in Nikitniki Lodo27, GNU 1.2

История

Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты.

В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628—1651 годы был сооружён новый каменный храм во имя святой Троицы.

Источники упоминают о строительных работах в 1631-34 и 1653 годах. По поводу того, к какой из этих дат следует приурочить возведение сохранившейся церкви, среди учёных идёт жаркая дискуссия.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках Unknown, CC BY-SA 3.0

Южный придел храма был посвящён Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В начале XX века северный фасад, где имелось симметричное южному крыльцо, был искажён пристройками.

Главной святыней храма с 1654 года служит список Грузинской иконы Божией Матери, выполненный в связи с избавлением столицы от морового поветрия. По этой причине храм в обиходе именовался церковью Грузинской Богоматери.

К 250-летию этого события в подклете Грузинской Богоматери был посвящён особый придел (1903, архитектор В. И. Веригин). Отсюда пошло старое наименование Никитникова переулка — «Грузинский», которое было изменено на текущее в 1926 году.

Не обходили церковь своим вниманием и российские правители. Алексей Михайлович преподнес в дар два медных паникадила с двуглавыми орлами. Одно из них висит под главным сводом, другое, поменьше, в Никитском приделе. А в апреле 1900-го храм посетил Николай II с супругой, при этом император лично распорядился, какие обновления в нем надо произвести.

В 1920 храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года — музей древнерусской живописи.

В послевоенное время тесно обстроен современными офисными зданиями, не имеющими ничего общего с историческим контекстом. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма.

Музей закрыт.

Архитектура и убранство

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы.

На высоком подклете, где купцы хранили свой товар, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках yeowatzup, CC BY 2.0

Важно

С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой.

В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной — демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках Lodo27, GNU 1.2

Стены храма богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Активно применяются изразцы. Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках Lodo27, GNU 1.2

Интерьер

В церкви сохранилась многофигурная, динамичная роспись, созданная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта.

Выполнена в 1652—53 году, вероятно, лучшими мастерами Оружейной палаты — Иосифом Владимировым (икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» является одной из немногих точно атрибутированных ему икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела.

Иосиф Владимиров. Сошествие Св. Духа на Апостолов. 1666. Москва, церковь Троицы в Никитниках, местный ряд иконостаса. Joseph Vladimirov / Иосиф Владимиров, CC BY-SA 3.0

Для этой церкви Ушаковым была написана икона «Древо государей Российских» (ныне в ГТГ).

Значение

Храм в Никитниках изобилует декоративными деталями, из которых составится архитектурный словарь узорочья и псевдорусского стиля XIX—XX веков. Для позднемосковского зодчества будут характерны сложно декорированные наличники, арки с висячими гирьками, широкое использование поливных изразцов.

По заключению П. А. Раппопорта, «живописная асимметричная композиция церкви в сочетании с чрезвычайной насыщенностью её декоративными элементами сделали памятник как бы образцом для московских храмов последующего периода».

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/62392-cerkov-svyatoj-zhivonachalnoj-troicy-v-nikitnikax/

Церковь Троицы в Никитниках

В 1622 году из Ярославля в Москву перебрался богатый купец Григорий Никитников и поселился в Китай-городе около деревянной церкви Никиты-мученика. На Красной площади у Никитникова было четыре лавки. В 1626 году деревянная церковь сгорела и на ее месте Григорий Никитников выстроил большую церковь Живоначальной Троицы, замечательную по своей архитектуре.

Церковь Троицы в Никитниках расположена на высоком холме, и в 17 веке господствовала над всей окрестностью. Храм поставлен на высокий подклет и увенчан пятью главами. В основе плана и композиции лежит четверик, к которому примыкают с двух сторон приделы, алтарь, трапезная, колокольня, галерея и крыльцо.

Основными архитектурными чертами церкви Троицы являются – кубический объем, увенчанный тремя рядами кокошников “вперебежку” и пятью главами, из которых только центральная со световым барабаном. По сторонам четверика – два придела, расположенные асимметрично. Белокаменные вместительные подвалы под церковью служили надежными складами для товаров.

Важно

Церковь имеет нарядное декоративное убранство. Южный фасад расчленен на три равные части приставными парными колонками, имеет карниз, на котором непрерывно сменяются выступы и впадины, ярусы кокошников и белокаменную резьбу. Особенной нарядностью отличаются на южной стене два белокаменных больших резных наличника окон. Одно окно имеет полуциркульный, другое – пятилопастный проем.

Орнаментальный мотив в резьбе – стебли растений с цветами и бутонами граната, с причудливо вписанными в них птицами. Форма остальных оконных наличников выполнена в виде валиков с килевидным завершением.

Вход во внутреннее помещение церкви – с западной галереи, через портал с железными решетками и дверями, украшенными орнаментом с изображениями сказочной птицы Сирин, русалок, львов, единорогов и птиц работы московских кузнецов. Внутри церкви стены, своды и откосы стен украшены росписью, причем в центральном помещении окна расположены четырьмя горизонтальными ярусами.

В основе росписи храма – евангельские сюжеты. Рассказ начинается с композиции “Тайная вечеря” и постепенно переходит с сюжета на сюжет. Наибольшей красоты достигают иконы в золоченом иконостасе работы лучших живописцев 17 века. Иконы нижего ряда иконостаса выполнены известными царскими иконописцами: Симоном Ушаковым, Яковом Казанцем, Иосифом Владимировым, Гавриилом Кондратьевым.

Южный придел стал усыпальницей семьи Никитниковых.

Литература

http://moskvoved.narod.ru/

скачать за 50 руб

после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.

Источник: http://MirZnanii.com/a/171184/tserkov-troitsy-v-nikitnikakh

Храм Святой Троицы в Никитниках

 Некоторые из старинных построек Москвы получались настолько удачными и впечатляющими, что в последствии становились неким эталоном, примером и образцом для постройки других подобных сооружений.

Все это в должной мере можно отнести к храму Троицы в Никитниках, что около современной Старой площади, на Никитниковом переулке. Эта территория принадлежала когда-то знаменитому Китай-городу, о котором теперь свидетельствует одноименная станция метро.

Этот уникальный по своей архитектуре храм был построен стараниями богатых купцов из Ярославля, которые в то время проживали в том районе Москвы. Нужно сказать, что Китай-город изначально был задуман как “элитный”, для государевых людей и для тех, кто добился в жизни определенного социального уровня.

Совет

С какого-то момента к этой категории стали относить и торгово-купеческий люд. Естественно, что для удовлетворения своих духовных потребностей они нуждались в церквях.

Точной даты образования Троицкого храма в Никитниках не обнаружено. Предполагают, что деревянная церковь в этом месте была построена намного раньше, возможно еще в начале 16 столетия. В 1579 году она уже существовала, что подтверждается пометкой на иконе священномученика Никиты, и его жизнеописанием. Уже тогда существовал Никитский придел.

Перестройка многих сооружений из деревянных на каменные была обычной для средневековой Москвы. И чаще всего выбиралось не новое место, а использовалось уже имеющееся, если почвы позволяли строить более громоздкие и тяжелые сооружения. Кстати, у Китай-города было в народе еще два названия – Торговище и Пожар.

Первое появилось из-за средоточия здесь мест торговли, а второе по причине часто возникавших здесь пожаров. Поэтому в начале 17 столетия, точнее в 1626 году, существовавшая здесь деревянная Троицкая церковь сгорела.

Ярославский купец Григорий Никитников, являвшийся ее благочестивым прихожанином, через два года пожертвовал крупную сумму денег для обустройства на старом месте каменного храма.

Главный престол был освящен в честь Живоначальной Троицы, а придел – в честь того же священномученика Никиты. Именно это, видимо, и дало дальнейшее название всему урочищу – Никитники. Известно, что в 1629 году храму оказал ощутимую помощь еще один прихожанин – дьяк Иван Богданов-Щепоткин.

До сих пор в среде исследователей и историков идут дебаты о возможных этапах строительства этого красочного храма. Все дело в том, что внутренний интерьер и внешнее оформление здания было совсем не характерным для ярославской архитектурной школы, а ведь заказчиками строительства были как раз купцы этого города.

Есть предположения, что храм не сразу стал таким шедевром храмового зодчества, изначально являясь традиционным для своего времени.

Обратите внимание

И только около 1653 года, иждивением той же семьи Никитниковых, церковь была расширена пристройками, декорирована кокошниками, резьбой по белому камню, украшена изразцами и красочно расписана одними из лучших царских изографов. В их числе называют мастеров Оружейной палаты Иосифа Владимирова и Симона Ушакова.

Однако, опять таки, среди историков нет единого мнения о датах проведения этих работ. Кто-то считает, что росписи были выполнены до 1654 года, другие придерживаются 1657-58 годов. А 1654 год печально известен тем, что в Москве разразилась эпидемия “морового поветрия”, как раньше называли чуму.

И избавление столицы от этой беды в летописях приписывают влиянию чудотворной иконы Грузинской Божьей Матери, список с которой и стал главной святыней данного храма. Икона эта, по имеющимся сведениям, была написана грузинскими иконописцами и затем вывезена в Персию во время завоевания Грузии.

Затем приказчик одного из ярославских купцов, Стефан Лазарев, будучи в 1625 году по делам в Персии, приобрел эту икону и привез в 1629 году в Ярославль.

Купец Григорий Лыткин отправил икону под Архангельск, в Красногорский монастырь, где на его же средства специально была построена церковь со всей необходимой утварью.

Видимо, икона была уже довольно старинная, потому что в 1654 году она была специально привезена в Москву для изготовления нового красочного оклада и небольшой реставрации. В то время, как уже было сказано, в столице свирепствовала чума, унося много жизней.

И вот люди, узнав о появлении в городе такой иконы, стали обращаться к ней за помощью, и некоторые были чудесным образом исцелены от смертельной болезни. Да и сама эпидемия пошла на убыль.

Читайте также:  Можно ли опоздать на службу в церкви?

В этом усмотрели знамение Божье, а некий Гавриил Евдокимов, серебряных дел мастер, сделал заказ на изготовление списка (точной копии) с чудотворного образа. Ооздание копии тоже приписывается Симону Ушакову.

Важно

И список этот был установлен в Троицкой церкви, которую после этого часто называли “церковью Грузинской Богоматери”. А переулок, на которой располагался храм, тоже окрестили “Грузинским”. Современное название было дано переулку только в 1926 году.

В отличие от других храмов, сильно порушенных в советский период, Троицкий храм был передан в ведение Исторического музея, поэтому хорошо сохранился до наших дней. Там работали экспозиция работ Симона Ушакова, а затем выставка древнерусской живописи.

Сейчас в нижнем ярусе храма возобновлены богослужения, а само здание является настоящим украшением этого урбанизированного района.

Источник: http://moscow.nrt.su/sightseen/temples/Hram-Svyatoy-Troitsyi-v-Nikitnikah.html

Церковь Святой Троицы в Никитниках

Иногда, очень редко, нам с мужем удается прогуляться вдвоем (т.е. без наших милых детушек). И в такие прогулки моя наблюдательность за окружающим миров, ясное дело, возрастает.

И вот совсем наш выбор пал на  Церковь Святой Троицы в Никитниках  (Никитников пер., д. 3).

Иногда, очень редко, нам с мужем удается прогуляться вдвоем (т.е. без наших милых детушек). И в такие прогулки моя наблюдательность за окружающим миров, ясное дело, возрастает.

И вот совсем наш выбор пал на  Церковь Святой Троицы в Никитниках  (Никитников пер., д. 3). Ну и пока мы туда шли, каким то чудом, нас занесло на ул. Варварку.

Жаль что время было позднее и внутрь всех церквей попасть не удалось. Кроме, одной…

Как только мы вышли из метро Китай- Город начался сильный ливень и мы поспешили укрыться в  Церкови Всех Святых на Кулишках. Какое же это чудо: на улице дождь стеной, а ты на крыльце церкви (это само по себе символично).

И ты смотришь и понимаешь, что на распутье: направо теплый свет от свечей, мерцающий, дрожащий полумрак и с иконостаса на тебя выступают милостивые лики, запах воска и ладана и как контраст, ты смотришь налево: стена холодного, свежего дождя, барабанная его дробь по металлической крыше (как будто специально, для усиления ощущений).

Совет

Мы вошли в глубину церкви. Там шло таинство исповеди и напоказ были выставлены мощи Николая Чудотворца. Помню свое сильное смущение и робость.. ведь шла я не молиться сюда, а смотреть и воспринимать. И так мне стало неловко… Я купила свечи и зажгла их, прочитала молитву.

Стало легче… Потом я села на скамейку, напротив иконостаса и стала смотреть… Муж сказал: “Пока не воспримешь дождь не кончиться…” , а я подумала: “Это небо плачет…” (не знаю почему…). О Церкови Всех Святых на Кулишках напишу в следующем посте.

А сейчас речь пойдет о другом храме. 

Церковь Святой Троицы в Никитниках  

(Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке). (Никитников пер., д. 3).

Главной святыней храма с 1654 года служит список (копия) Грузинской иконы Богоматери, выполненный в честь избавления столицы от морового поветрия (эпидемии чумы). По этой причине храм в обиходе именовался церковью Грузинской Богоматери. К 250-летию этого события в подклете Грузинской Богоматери был посвящён особый придел.

Отсюда пошло старое наименование Никитникова переулка – “Грузинский”, которое было изменено на текущее в 1926 году. О иконе Согласно преданию икона имеет грузинское происхождение и при завоевании страны шахом Аббасом в 1622 году была вывезена в Персию.

Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл.

Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование.

Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование “Красногорский монастырь” обитель эта получила только впоследствии. После появления иконы в Красногорском монастыре ей стали приписывать многочисленные чудотворения.

Обратите внимание

В 1654 году Грузинскую икону привезли в Москву для поновления и изготовления нового оклада. В этот год в городе была эпидемиячумы и с привезённым образом связывают ряд исцелений. Так в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал список с Грузинской иконы для церкви Святой Троицы в Никитниках, который приписывают кисти Симона Ушакова.

Из-за сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона иконе было установлено празднование 22 августа в день её появления в монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости».

Кроме Архангельска образ носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь. В 1707 году изографом Оружейной палаты Кириллом Улановым был сделан точный мерный список Грузинской иконы (цветное фото). На его нижнем поле помещена надпись: написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския».

В иконе находятся 4 мощевика. С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными. В 1920—1922 годы после закрытия Красногорского монастыря икона исчезает, а затем в 1946 году после открытия монастыря вновь появляется в нём.

Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. После этого судьба иконы остается неизвестной. Икона относится к типу Одигитрия и близка к изводу Перивлепты.  Иконография Грузинской иконы имеет аналоги среди других Грузинских иконописных памятников X—XVI веков и особо была распространена в Кахети. Дева Мария изображена со слегка повёрнутой и наклонённой к сидящему на её левой руке Богомладенцу Христу. Голова Иисуса немного откинута, в левой руке находится свиток, а правая сложена в благословляющем жесте. Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повёрнутая обнажённой подошвой наружу.Грузинская икона Божией Матери

.

Точный мерный список иконы, 1707 год, Уланов

История церкви

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках – нарядный образец московского узорочья (архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта) середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Архитектура храма является значимой вехой в истории русского зодчества, храм послужил эталоном для множества московских церквей второй половины XVII века. 

Ещё в XVI веке на этом месте стояла деревянная церковь во имя святого мученика Никиты.

В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1631 -1653 годы был сооружён новый каменный храм во имя Святой Троицы.

Источники упоминают о строительных работах в 1631-34 и 1653 годах. По поводу того, к какой из этих дат следует приурочить возведение церкви у историков нет общего мнения. 

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников.

Важно

С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой.

В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной – вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром.
Крыльцо, 20011 г. фото  Чеботарь А. М.
Свод крыльца, фото  2011 г., Чеботарь А. М.

Восточная гирька крыльца, 2011г, фото  Чеботарь А. М.
Западна галлерея ,2011г,  фото  Чеботарь А. М.

Южный придел храма был посвящён Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей инициатора строительства и членов его семьи.

В начале XX века северный фасад, где имелось симметричное южному крыльцо, был искажён пристройками.

Южный придел Никиты Мученика 2008 г фото Чеботарь А. М.

Каждый из фасадов этого нарядного московского храма отличается от другого обликом и деталями убранства, что придает ему гармоническое разнообразие, столь ценимое в искусстве русского зодчества XVII в.

На красном фоне стен яркой белизной выделяются резные наличники асимметричных окон, многочисленные пилястры, колонки, резные пояски и медальоны, полотенца, киотцы, вкрапления из зеленых изразцов.

А первоначально резьба храма (в частности, наличники) была сплошь покрыта росписью красной краской и золотом по голубому фону.

Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели. 

По заключению П. А. Раппопорта, “живописная асимметричная композиция церкви в сочетании с чрезвычайной насыщенностью её декоративными элементами сделали памятник как бы образцом для московских храмов последующего периода”. Для позднемосковского зодчества будут характерны сложно декорированные наличники, арки с висячими гирьками, широкое использование поливных изразцов.

Совет

Храм почти полностью сохранил первоначальный интерьер с росписями, воспроизводящими голландские гравюры Библии П. Борхта 1643 г. 

Многофигурная, динамичная роспись выполнена в 1652-53 годах лучшими мастерами Оружейной палаты – Иосифом Владимировым (икона “Сошествие Святого Духа на Апостолов” является одной из немногих точно связанных с его именем икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела. 

В 1920 храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1923-41 гг. здесь действовал Музей Симона Ушакова, с 1963 года – Музей древнерусской живописи. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма.

Мои ошущения.

Внутрь попасть не удалось, но обойти вокруг получилось. И первое, что бросаетья в глаза – это то, что “бедняга зажата” со всех сторон и “взята в плен советскими монстрами”.

Если же абстрагироваться от окружения, то возникает чувство радостного, веселого, хаотичного (не упорядоченного) взлета вверх к небу.

Это как полет стрижа или ластоочки перед дождем (птица летит “рвано”, догоняя насекомых). Взгляд от максимально устойчивого нижнего яруса, с его ритмом прямоугольников и квадратов (хотя есть и ритм треугольков над окнами, намекающих нам на подъем вверх), скользит выше, а далее все легче и легче, игривей и затейливей.

Тебя заманивают разные узоры, говоря: “Загляни сюда и сюда…

Источник: https://popova-artclass.livejournal.com/130001.html

Ссылка на основную публикацию