Храм рождества христова в ярославле

Церковь Рождества Христова, Ярославль: адрес, описание, история и фото

Одна из самых красивых церквей города Ярославля – Рождества Христова. Она отличается уникальной архитектурой, нигде более не встречающейся в городе. Но архитектура – это не самое главное в истории создания этого храма. На первом месте – ее “годы жизни”.

Описание церкви Рождества Христова в Ярославле (второго среди старинных памятников прошлых веков) будет дано ниже.

Место для иконы

Этот уникальный храм известен с 1609 года. К сожалению, сведения о самой первой постройке не дошли до нашего времени. Мы знаем, что в этой церкви прятали чудотворную икону Казанской Божьей Матери. Тогда храм не был каменным, обычная деревянная церквушка.

Опасаясь за икону, ее тайно вынесли ночью из Рождественского женского монастыря, спрятав в месте, упоминаемом выше. Монастырь был сожжен и больше не восстанавливался, а история спасения чудотворной иконы дошла до ныне живущих в городе людей.

Особенности храма

С чего следует начать, говоря об особенностях церкви Рождества Христова (Ярославль)? В первую очередь, с материала, из которого она выстроена. Это камень. В те времена каменные церкви могли строить только люди царского сословия и приближенные к ним. Ибо цена такого строительства была очень высока.

Второй момент – это ее архитектура. Лаконичная и строгая, она переплетается с необычной планировкой помещения – асимметричной. В результате чего церковь имеет объемно – пространственное построение.

И, наконец, украшение храма. Оно особое, и речь пойдет о нем в отдельном абзаце.

С чего все начиналось

Если говорить о церкви Рождества Христова в Ярославле кратко, то строительство каменного варианта началось в 1636 году. Благочестивые купцы по фамилии Назарьевы – два брата Гурий и Акиндин решили построить каменную церковь по подобию первого в Ярославле каменного храма в честь Николы Надеина.

Началось возведение похожей церкви с четвериком на подклете, массивным, как и у выше указанной церкви. Пятиглавые купола, двухъярусная галерея. Церковь планировалось построить с двумя пределами, о чем свидетельствуют пять полукружий аспид на уровне второго яруса.

Судя по тому, что было несколько изменений в архитектуре церкви Рождества Христова (Ярославль), предполагалось строительство колокольни в северо – западном углу.

Продолжение

Краткая история церкви Рождества Христова в Ярославле такова: два брата-купца начали каменную постройку. По примеру церкви Николы Надеина, о чем говорилось выше. Но достроить не успели, отбыли в мир иной. И тогда строительство перешло в руки детям Гурия: Ивану, Андрею и Михаилу. Братья были купцами, как и отец, поэтому средства на строительство храма у них были.

В первую очередь, что сделали сыновья, это значительно расширили здание церкви. Был построен Казанский придел храма. Представлял собой квадратную четырехгранную башню со скатной крышей. На главке придела возвышался ажурный крест.

Внешний вид храма

Об истории церкви Рождества Христова в Ярославле мы поговорили выше. Теперь давайте рассмотрим, как выглядит храм.

Первым покрытием его было позакомарное. Это – отличительная черта зодчества тех времен. Со временем закомар утратил свое истинное назначение, превратившись в декоративный элемент.

Крыльцо храма большое и очень красивое, на ползучих арках, с двускатной крышей. Ранее его украшали аутентичные изразцы, но они не сохранились до наших дней.

Его декор

Для архитектурной школы Ярославля тех времен характерна сдержанность. О чем и свидетельствует декор церкви Рождества Христова в Ярославле. Окна в глубоких нишах обрамляют северный, западный и южный фасады. Закомары отделены широким карнизом.

Что касается барабанов глав. то по их верху проходит интересный карниз из “сухариков”. Равно как и закомарные арки украшены таким же карнизом. Говоря о главах барабанов, нельзя не отметить аркатурные пояса, которыми они украшены.

Галереи основного храма и Казанского придела декорированы горизонтальными рядами ширинок. Внутри каждой из них – квадрат с вогнутыми сторонами.

Изразцы

Интересна церковь Рождества Христова в Ярославле изразцами. Точнее тем, что является первым храмом в Ярославле, где используют украшение стен изразцами. Кроме этого, фасад храма был украшен изразцовой надписью, опоясывающей четверик. Это большая редкость для русского зодчества, а уж в создании текста – тем более.

Купцы Назарьевы – Гурьевы стали первыми заказчиками храма, которые вписали свои имена в строительство храма. В буквальном смысле слова.

Этот заказ стоил очень дорого. Необходимо было отдельное клише для каждого слога, надпись была длинной, и их требовалось довольно много. Изначально надпись была сделана с помощью бледно – зеленой поливы. Неровная и мало заметная на светлом фоне, она явно свидетельствовала о том, что у тех, кто ее делал, опыта было немного.

Колокольня

В колокольне церкви Рождества Христова (Ярославль) золотое сечение можно легко обнаружить. Это сейчас 38 – метровая постройка кажется простой колокольней. Изначально она представляла собой шатровую церковь над воротами ограды, которой ныне не существует. Аналогов этой колокольни в русской архитектуре нет.

Что она представляет собой? Прямоугольный четверик, поднимающийся ввысь над землей, как говорилось выше. Восьмерик с проемами для колоколов украшает четверик. А над восьмериком находится изящный шатер. Боковые стороны шатра украшены двумя небольшими башенками. Одна из них предназначалась когда-то для часового механизма. В другой “обитала” лестница в колокольню.

Обратите внимание

Шатер – самое яркое украшение сооружения. Он мог бы казаться массивным, если бы не оригинальный декор. Он сглаживает массивность шатра, придавая ему стройность. Благодаря декору кажется, что шатер устремлен ввысь.

Раньше колокольню венчали восемь колоколов. И самый большой из них весил около 100 пудов. Старинные, отлитые еще в первой половине семнадцатого века. Часть колоколов отлита в Голландии на заказ. Однако в 1929 году колокола были отправлены советской властью на переплавку, помешали “строительству нового, коммунистического общества”.

Приделы

В Ярославле, в церкви Рождества Христова пять приделов. Северный был освящен самым первым в честь святителя Николая. Он считается покровителем купцов и путешествующих. А в связи с тем, что династия купцов Назарьевых – Гурьевых в разъездах были постоянно, они особо нуждались в заступничестве Николая Чудотворца.

Этот придел был отапливаемым. В нем находилась большая печь, украшенная зелеными изразцами. Часть их и по сей день можно увидеть в Ярославском музее-заповеднике.

Второй придел, находящийся над приделом Николая Угодника, был освящен в честь Петра и Павла. Сначала он отапливался с помощью вертикального внутреннего канала. Горячий воздух из печи ниже поднимался по нему, и обогревал придел через печуру. Позже в этом приделе была установлена собственная печь.

В южной части был заложен и освящен придел в честь пяти мучеников: Акиндина, Афония, Анемподиста, Елпидифора и Пегасия.

Дьяконник “отдан” под придел в честь родителей Пресвятой Богородицы – Иоакима и Анны.

И наконец, Казанский придел, о котором мы уже говорили в этой статье. Он находится в юго-западном углу храма. Казанский придел является самым красивым, а его роспись посвящена событиям польско-литовской интервенции.

История 1861-1990 годов

На 1861 год Церковь Рождества Христова в Ярославле насчитывала почти 300 прихожан. В храме хранилась чтимая икона Рождества, к которой обращались за помощью будущие матери.

Со временем прежний облик храма был сильно изменен. Не стало четырех малых глав на основном объеме, аркаду, что вела к колокольне, предпочли ликвидировать, разобрав. Переделали позакомарное покрытие.

В 1920 году храм был отреставрирован. А спустя год его закрыли.

1929 год, как говорилось выше, вошел в историю храма тем, что его прекрасные колокола в количестве 8 штук были отправлены на переплавку. А в 1930 году Ярославль начали активно застраивать. Это привело к тому, что храм попросту закрыли все эти новые постройки, тем самым погубив всю его красоту и великолепие.

Важно

Несмотря на активную борьбу с православием в Советском Союзе, церковь Рождества Христова в Ярославле (на фото) была передана Ярославскому музею-заповеднику в качестве памятника архитектуры. С какой целью это делалось – не понятно. Наверное власть города рассчитывала на то, что достопримечательность постепенно разрушится, придет в негодность и о ней забудут.

Так бы оно и вышло, средств музея не хватало на реставрацию церкви. Она постепенно ветшала, а денег на ремонт власть выделять не спешила. И только в 1990 году, когда под угрозой обрушения оказалась колокольня, а стена ее уже начала рушиться, были найдены средства на реставрацию. Храм долгое время простоял закрытым, ожидая ремонта.

Интересный факт

Из храма были похищены уникальные старинные иконы. Они принадлежали первоначальному убранству церкви Рождества Христова в Ярославле. Иконы были вывезены за пределы государства и проданы за границей. Точнее, в Германии на аукционе за 200 тысяч долларов. Это был 1995 год.

Их приобрел русский коллекционер из Самары Владимир Рощин. Причем, как он сам утверждал, иконы были куплены не для коллекции, а для личного использования. Узнав их историю, мужчина счел нужным вернуть уникальные памятники иконной живописи на их Родину. Так иконы снова оказались на своем месте. Их отреставрировали и вернули в иконостас.

Где находится памятник культуры?

Адрес церкви Рождества Христова: Ярославль, ул. Кедрова, д. 1.

Этот уникальный памятник, дошедший до нас из XVII века, работает с 10:00 до 17:00, ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Богослужения

Проводятся ли богослужения в церкви Рождества Христова (Ярославль)? Лишь иногда. К сожалению, точного расписания служб в этом храме нет.

Отзывы паломников

Что говорят люди, которым посчастливилось оказаться здесь? Отзывы положительные и очень теплые. Мнения сходятся на многом. Отзывы представлены ниже.

  • Замечательное место. Здесь можно подумать о высоком.
  • Это просто чудо, которое невозможно описать словами. Его надо увидеть.
  • Очень красиво. Ухоженная местность, в храме чисто и уютно.
  • Удивительно, как церковь сохранилась. И что самое интересное, в 90-е годы средства на реставрацию нашлись.
  • Даже неверующие люди не могут остаться равнодушными к этому архитектурному памятнику. И, уходя, покупают что-то такое, что могло бы напомнить о визите сюда.
  • Многие в таком восторге, что обещают обязательно вернуться еще не раз.

Памятка паломнику

Адрес церкви Рождества Христова в Ярославле мы выяснили. Что нужно помнить тому, кто собрался ее посетить? Есть некоторые правила, которых необходимо придерживаться, собираясь в храм.

  • Женщины, входя в церковь, должны покрывать голову. Поэтому собираясь на экскурсию в храм, не забудьте захватить платок.
  • В идеале, представительницы прекрасного пола посещают храм в юбках.
  • Если женщину постигла такая неприятность, как критические дни, поездку придется отложить. Хотя бы на три дня. По прошествии этого срока в храм заходить можно. Но прикладываться к иконам, ставить свечи – запрещено. Лучше подождать неделю и поехать в церковь тогда, когда уже не будет запретов на определенные традиции.
  • Мужчины должны быть в брюках. Шорты не допускаются.
  • Перед тем, как войти внутрь помещения, мужчины снимают головные уборы (кепки, шляпы, шапки).
  • На территории храма нельзя громко разговаривать, переходить на крик, употреблять бранные слова.
  • Запрещено курить и распивать алкогольные напитки на территории церкви.
  • Если в храме идет богослужение, следует поставить мобильный телефон на режим “без звука”. Иначе может возникнуть случай, который очень хорошо описывается в православных пабликах одного известного сайта: “телефоны, которые издают звуки во время службы, изымаются и погружаются в святую воду”. Это шутка, конечно же. Просто не хорошо будет, если во время торжественных богослужебных песнопений начнет совсем не православно “петь” телефон.
  • Можно ли делать фото в церкви Рождества Христова в Ярославле? Этот вопрос нужно задать за свечным ящиком. Без разрешения – не желательно.

Заключение

Мы ознакомились со старинным памятником архитектуры, находящимся в городе Ярославле. Если появится возможность, обязательно посетите церковь Рождества Христова в Ярославле. Прикоснитесь к православной святыне.

Источник

Источник: https://religiya.temaretik.com/1433202568571128641/tserkov-rozhdestva-hristova-yaroslavl-adres-opisanie-istoriya-i-foto/

Церковь Рождества Христова в Ярославле

Рубрика: Ярославль

Храм Рождества Христова – воздвигнутый на волжском берегу памятник истории и архитектуры XVII в. – вторая из сохранившихся на Ярославском посаде построек религиозно-культового назначения.

Его строительство было долгим и продолжалось с 1635 по 1644 г. г. Ранее здесь размещалось целиком выполненное из дерева здание Христорожественской церкови, в которой с 1609 г.

хранилась икона Казанской Божией Матери – святыня, считающаяся чудотворной и особо почитаемая ярославцами.

Возведение новой церкви, которую решено было сделать полностью каменной, началось по инициативе и на личные средства участников ополчения Минина и Пожарского, местных именитых купцов братьев Назарьевых – Гурия и Анкидина, храбреца, прозванного в народе Дружиной.

За доблесть, проявленную в войне против польско-литовских захватчиков, царем Михаилом Романовым братья Назарьевы были удостоены почетного звания «Государевых людей» с вручением жалованной грамоты, дающей право на целый ряд привилегий.

Назарьевы являлись весьма состоятельными горожанами, но, все же, у них не хватило средств на воплощение масштабного архитектурного проекта храма. Завершить строительство удалось лишь в 1644 г., на совместные денежные вложения, повзрослевшим сыновьям Гурия Назарьева Андрею, Ивану и Михаилу.

Братья Гурьевы, которым сопутствовала удача в коммерческих начинаниях, приступили к делу с поистине купеческим размахом, существенно видоизменив изначальный замысел проекта и сделав его еще более впечатляющим.

Совет

Экстерьер храма получился действительно оригинальным. Образующий его ансамбль каменных построек вкупе с расположенными вдоль набережной другими храмовыми сооружениями способствовал приданию изысканных очертаний городской части берега.

Читайте также:  Икона святого александра свирского

В его состав включены как непосредственно здание церкви, так и отдельно расположенная прекрасная шатровая звонница, выполняющая также функцию Святых врат в ограде архитектурного комплекса.

Архитектурный комплекс имеет много общего с Николо-Надеинским храмом: та же пятикупольная конструкция с высоким подклетом, три стороны которого обнесены галереей в два яруса, а западный фасад украшен крыльцом с двухскатной крышей, ведущим во второй этаж галереи.

Однако колокольня храма рождества Христова не составляет единого целого с галереей, как в Николо-Надеинской церкви, а, в отличие от нее, расположен отдельно.

В храм ведет крытый арочный переход, пристроенный братьями Гурьевыми в 1644 г. Тем же годом датируется сооружение юго-западного Казанского придела, сделавшего галерею более широкой.

В XVIII столетии купол придела был увенчан новым крестом, сияющим щедрой позолотой.

Первоначально состоялось освящение придела с северной стороны, воздвигнутого в честь св. Николая Чудотворца, покровительствующего торговому и странствующему люду, к числу которого причисляли себя и постоянно разъезжающие по России братья Гурьевы.

В течение многих лет храм не подвергался росписи. Лишь в 1683 г. местные художники изукрасили внутренними фресками стены и своды центральной части здания. В исторических анналах имена мастеров не упоминаются, хотя, по мнению исследователей, роспись могла быть выполнена ярославскими живописцами Д. Семеновым и Ф. Игнатьевым.

Обратите внимание

Все прочие изображения созданы в гораздо более поздние годы и представляют собой образцы различных техник. В частности, многие интерьеры отделаны затейливыми узорами, выложенными из разноцветных глазурованных изразцов. Глазурованными черепичными плитками в желто-зеленой оттеночной гамме украшены также все пять куполов основного здания храма.

Внимание историков и посетителей традиционно привлекает храмозданная мозаичная надпись, извещающая всех и каждого о том, что основали храм купцы Анкидин и Гурий Назаровы, а завершили его сыновья Гурия Михаил, Алексей и Иван.

Надпись интересна тем, что дерзко нарушает сложившийся на то время порядок вещей: решиться запечатлеть в святом месте свои мирские имена могли позволить себе разве что родовитые бояре, но никак не купцы, официально причисляемые к сословию простолюдинов.

Великолепна колокольня храма, не имеющая аналогов в российской архитектуре и являющая собой не просто столп со звонничным ярусом и шатровидным куполом, а многофункциональное сооружение сложной геометрической конфигурации.

Постройка объединила в себе не только непосредственно колокольню, но также арочные Святые Врата с расположенной над ними прямоугольной в сечении небольшой компактной надвратной церковью «под колоколы», обнесенной открытой галереей.

Вихрь событий, пронесшихся над многострадальной Россией за предыдущее столетие, не пощадил храм, сильно исказив его первоначальный облик. Не сохранились четыре венчающих основное здание малые главы, исчезла ведущая к колокольне аркада…

В 20-х годах минувшего века храм подвергли частичной реставрации, но на протяжении всего советского периода истории России он был закрыт для посещения прихожанами и паломниками, являясь лишь одной из составляющих музея-заповедника в Ярославле.

Однако скудного бюджета музейного комплекса постоянно не хватало на то, чтобы содержать архитектурный комплекс храма в полном порядке. Средства на его генеральную реставрацию были выделены лишь в начале 2000-х, в связи с угрозой обрушения обветшавшей колокольни.

Важно

Сегодня храм обрел «вторую молодость»: он открыт для посещения туристов, а иногда здесь даже проводятся богослужения.

Адрес: г. Ярославль, ул. Кедрова, 1.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/yaroslavl/czerkov-rozhdestva-xristova

Церковь Рождества Христова – первый храм Ярославля с изразцовым декором

Церковь Рождества Христова мы целенаправленно искали, чтобы взглянуть на декор стен, при создании которого впервые в ярославском зодчестве использовались изразцовые вставки. Интересна она и тем, что это второй храм, после церкви Николы Надеина, выстроенный в Ярославле из камня.

Изразцами были украшены фасады крыльца и галерей, а также парапеты надвратной церкви, устроенной на втором ярусе колокольни.

Несмотря на свою древность и определенную обветшалость, цветные изразцы на белом фоне по-прежнему прекрасны.

Церковь начали возводить в 1636 году местные купцы братья Акиндин и Гурий Назарьевых. После их кончины дело продолжили сыновья последнего – Михаил, Андрей и Иван Гурьевы, внесшие в проект изменения в сторону его масштабности. Строительство завершилось в 1644 году.

Совет

Изначально за образец был взят величественный, возвышавшийся над всем ярославским посадом храм Николы Надеина, воздвигнутый в 1622 году. Сооружение в своей архитектуре повторило крупный четверик на подклете, опоясанный двухъярусной галереей. Его венчали пять глав, которые были покрыты глазурованной черепицей различных оттенков зеленого и желтого цветов.

Особым и редким для того времени украшением стала изразцовая надпись из поливных керамических плит, тянущаяся по четверику храма. Этот был очень дорогостоящий декор, так как создавался с помощью отдельного клише для каждого слога, а их потребовалось немало.

Затем изразцы покрывались масляными красками, чтобы обеспечить буквам большую читабельность. В тексте увековечены имена светских и духовных правителей, при которых строилась и освещалась церковь Рождества Христова.

Кроме этого, по повелению Гурьевых, в него вписали имена всех пяти членов семьи, имевших отношение к созданию архитектурного комплекса.

Надвратная шатровая колокольня с часозвонницей и храмом в честь священномучеников, покровителей семейного очага и защитников от семейных неурядиц Гурия, Самона и Авива была возведена в середине XVII столетия.

<\p>

Сооружение высотой 38,34 метров выстроили над воротами ограды, выходившими на одну из центральных улиц Ярославского посада. Прямоугольное в плане здание высится на крупном четверике, на котором стоит восьмерик с проемами для колоколов. Второй ярус занимает церковь, обрамленная открытой галереей.

Небольшой храм был построен в память о первом представителе семьи Гурьевых купце Гурии Назарьеве и не использовался для регулярных служб.

Колокольню украшает высокий шатер, по обеим сторонам от которого пристроены две маленькие башенки, ранее имевшие практическое значение.

В одной находился часовой механизм, в другой была устроена лестница, ведущая к восьми колоколам, крупнейший из которых весил около ста пудов. Некоторые из них были отлиты в Голландии в первой половине XVII столетия.

Обратите внимание

К сожалению, ни один из колоколов не сохранился. В советские времена все они были сняты и ушли на переплавку.

Слева на фото – нарядный западный фасад уникальной колокольни. Есть мнение, что некоторые декоративные элементы, были навеяны заказчикам Гурьевым их путешествиями в восточные страны. Конкретно речь идет об округлых резных завершениях, украшающих парные столбики, и по форме напоминающих минареты мечетей.

Восточный фасад был выполнен в менее пышных формах, поскольку во времена его оформления выходил к земляному валу, тянувшемуся вдоль набережной Волги, и, соответственно, был не на виду.

За свою долгую историю облик архитектурного ансамбля менялся. И, увы, не в лучшую сторону. Например, были снесены четыре малые главы на основном объеме храма. В советские времена церковь была закрыта и после реставрации передана Ярославскому музею-заповеднику. Говорят, в настоящее время здесь иногда проводятся службы.

Источник: http://www.za7verst.ru/blog/cerkov_rozhdestva_khristova_v_jaroslavle/2014-10-23-284

Церковь Рождества Христова

Мы подошли к этому замечательному памятнику – церкви Рождества Христова в Ярославле. Она тоже была построена на средства ярославских купцов.  Первыми ее заказчиками были Акиндин и Гурий Назарьевы. Начали строить храм Рождества Христова в 1636 году. За образец они взяли так всех восхищавшую церковь Николы Надеина.

Начинали строить четырехстолпный пятиглавый храм на подклете  с галереями с трех сторон и одним приделом. Но довести до конца это достаточно дорогостоящее строительство братья Назарьевы не успели. После их смерти строительство храма продолжили сыновья Гурия Назарьева — Михаил, Андрей и Иван Гурьевы, которые и закончили его в 1644 году.

Братья Гурьевы были богаты. Они успешно вели торговлю  по всему Русскому государству. Еще отец Гурьевых наладил промысел ценной рыбы в устье реки Яик (ныне Урал).

Для защиты этого прибыльного промысла Гурьевы построили каменную крепость. Вокруг крепости позднее вырос город, который до недавнего времени носил имя ярославских купцов – город Гурьев.

И только в 1992 году, уже в составе республики Казахстан, был переименован в Атерау.

У Гурьевых было достаточно средств для того, чтобы построить еще более богатый храм. Они внесли в первоначальный замысел существенные изменения. Размеры сооружения были значительно увеличены.

К юго-западному углу церкви был пристроен Казанский придел, из-за этого  западная галерея была удвоена.

Важно

 Придел завершается ажурным крестом, являющимся прекрасным образцом  искусства ярославских кузнецов и медников.

Казанский придел нисколько не испортил внешний облик всего храма. Квадратный в плане башнеобразный придел, покрытый четырехскатной кровлей, усложнил композицию храма. Он сделал церковный ансамбль более свободным и живописным.  Колокольня была отнесена в отдельное здание и соединена с западной галереей переходом.

На северо-западном углу храма опоры арочных пролетов подклета были тогда оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов.  А с юго-западной стороны появились миниатюрные столбики галереи Казанского придела.

Получилось асимметричное, очень выразительное и интересное сооружение. Первоначально возведенное  позакомарное покрытие еще более усиливало это впечатление.  Отличает храм Рождества Христова от всех остальных ярославских церквей храмозданная надпись из поливных изразцов в верхней части четверика.

Это был дерзкий поступок! На фасадах храма помимо обычных в таких случаях упоминаний имен светских и духовных правителей купцы Гурьевы запечатлели свои имена. И это купцы, которые в XVII веке считались все же простыми, незнатными людьми.

Обычно такой чести удостаивались только князья и бояре.

Надпись гласит: «Воздвигли сию церковь Анкидин а по прозванию Дружина да Гурий Назарьевы… а совершили церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван…»

Особенно интересна в этом ансамбле колокольня. Она стояла над воротами ограды, окружавшей раньше церковь Рождества Христова в Ярославле.

При этом колокольня устроена на четверике небольшой церкви Гурия, Самона и Авива, окруженном открытой галереей.

Совет

Далее возвышается восьмерик колокольни, прорезанный большими «звонами» – проемами для колоколов. А над всем этим возносится ажурный, устремленный ввысь шатер.

Получилась надвратная церковь-колокольня –  уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. Колокольня при этом очень красива.  Она вся как будто покрыта каменным кружевом. Особенно пышно оформлены “слухи” – проемы, сделанные в шатре для того, чтобы звон колоколов разносился как можно дальше.

Обратите внимание на башенки с низкими четырехгранными шатрами с восточной, алтарной стороны надвратной церкви. Они украшены наличниками, имитирующими “слухи”.

С западной стороны по углам расположены парные столбики с округлыми резными завершениями. Эти странные завершения напоминают минареты мечетей. Возможно, Гурьевы, не раз бывавшие на Востоке, видели там минареты и предложили зодчим использовать этот мотив. Во всяком случае, ни в одной другой церкви такого украшения не встречается.

Храм расписан в 1680-е гг. артелью мастеров, одним из руководителей которой  был, предположительно, – Дмитрий Семенов, участвовавший до этого в создании фресок церкви Ильи Пророка.

Облик церкви Рождества Христова в Ярославле сильно искажен временем. Были разобраны четыре малые главы на основном объеме, аркада, ведущая к колокольне и т.д.

Вот описание церкви, сделанное краеведом XIX века И. Барщевским:

Церковь во имя Рождества Христова

Год основания церкви неизвестен, но о ней упоминается в 1609 году при описании осады Ярославля поляками, когда икона Казанской Божией Матери находилась в Христорождественской церкви.

Существующий храм выстроен, как значится в его летописи, в 1644 году государевыми гостями Гурьевыми. Церковь ярославского типа, подобна Ильинской и Николо-Надеинской, пятиглавая на палатках, с папертями и приделами, но уже претерпевшая многие изменения: четыре главы ее сняты, с северной стороны сделана теплая церковь, с запада пристроен новый портал и так далее.

Внутренний ее вид гораздо более сохранился: стенопись, хотя и поновленная, не утратила своей характерности. Иконостас работы прошлого столетия. Много древних икон с узорными венцами и цатами работы ярославских мастеров.

Обратите внимание

По преданию, в церкви был сделан пол из яшмы, который по приказанию царя Алексея Михайловича был взят в московский Благовещенский собор, а здесь осталась только небольшая его часть, сохранившаяся и до сих пор между престолом и Царскими вратами.

Читайте также:  Александро-невский кафедральный собор в петрозаводске

Престолы в ней: главный — во имя Рождества Христова, придел в диаконнике — во имя Богоотец Иоакима и Анны, на паперти — во имя мучеников Акиндина, Пахомия, Афония, Ельпидифора и Анемпадиста.

В особо пристроенном к юго-западному углу паперти приделе — престол во имя Казанской Божией Матери. Здесь достоин внимания старинный иконостас XVII столетия, тябла его обложены свинцовым узором на разноцветной земле.

Основание иконостаса имеет также весьма интересный рисунок, заимствованный с восточных тканей. Резьба Царских врат XVII века, вызолочена на голубой земле.

С северной стороны — теплая церковь во имя святого Николая Чудотворца.

Отдельно стоящая колокольня вначале служила воротами, пролеты ее в настоящее время заделаны и превращены в палатки, на этих палатках стоит небольшая церковь, с трех сторон имевшая галерею, своды которой опирались на кубышкообразные столбы.

Теперь промежутки между ними забраны стенками, с окнами в них. У восточной стены с южной и северной стороны церкви примыкают башенки: в одной из них лестница на колокольню, в другой, видимо, были часы.

Над церковью стоит колокольня с высоким шатром со слухами.

По материалам сборника “Исторический очерк города Ярославля, составленный действительным членом Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевским”, изданного в Ростове в 1900 году.

В советское время храм был закрыт. Памятник принадлежит Ярославскому музею-заповеднику.  Вокруг церкви построены современные здания, она «потерялась»  в этом окружении, и уже не производит того впечатления.

Важно

А раньше храм Рождества Христова с оградой, с колокольней над воротами, выходившими на одну из центральных улиц посада, смотрелся очень величественно. Восточный фасад был решен скромнее, ведь он тогда был обращен к земляному валу, проходившему вдоль берега Волги.

Мы тоже сейчас пройдем вдоль его линии до того места, где вал делал поворот от Волги в сторону Которосли.

Источник: http://www.veter-stranstvii.ru/dost-jar/cerkov-rojdestvaxristova.html

Достопримечательность Церковь Рождества Христова в Ярославле

Адрес: город Ярославль, улица Кедрова, дом 1А

Район города: Ярославль, Кировский район

Церковь Рождества Христова — особенная достопримечательность Ярославля. Её уникальность состоит в необычной истории создания и оригинальных архитектурных решениях. Храм строился около десяти лет разными поколениями одной семьи.

В его оформлении впервые были применены ранее не использовавшиеся виды декора. А некоторые элементы архитектурного ансамбля и вовсе не имеют аналогов среди произведений русского церковного зодчества. Собор сохранился до наших дней в первозданном виде.

Поэтому сейчас каждый ценитель прекрасного может им полюбоваться.

Строительные работы начались в 1636 году на месте, где раньше располагался деревянный храм. Согласно летописным источникам, в нём ярославцы в начале XVII столетия прятали от литовских завоевателей икону Казанской Божьей матери.

Стены собора уберегли реликвию от интервентов. Потом здание обветшало, и местные купцы Назарьевы решили возвести на его месте дивный собор. По их замыслу храм должен был получиться не хуже, чем церковь Николы Надеина, отстроенная купцами Светешниковыми.

Назарьевы были очень богатыми и влиятельными людьми. За заслуги перед государством царь Михаил Романов даровал им «особую милость». Благодаря ей купцы стали называться «государевыми гостями».

Этот статус позволял Назарьевым заключать сделки с иностранцами, пользоваться торговыми льготами, бывать при царском дворе.

Но капиталов Гурия Назарьева хватило лишь на то, чтобы выстроить центральный храм. Он получился простым и одновременно нарядным. Каменный куб на подклете был увенчан пятью главами. В его основе лежал крестово-купольный план, традиционный для ярославских церквей XIII-XVII веков.

Однако создатели собора в эту простую композицию сумели привнести новое звучание. Стены церкви Рождества Христова были украшены каменным декором. По ним шли горизонтальные полосы ширинок с квадратным орнаментом. На апсидах была сделана изящная лепнина.

Окружность барабанов украшал аркатурно-колончатый пояс.

Совет

Но самым необычным декоративным элементом стали муравленые изразцы. Тогда ни один из ярославских соборов не мог похвастаться таким удивительным украшением. Современники говорили, что Гурий привёз изразцы с востока.

Их керамическую основу поливали специальным покрытием, отчего они становились блестящими и сияющими. К слову, заморская придумка очень понравилась ярославцам. С тех пор многие местные храмы украшались таким способом.

Продолжили дело отца его сыновья. У святыни появились приделы и новые галереи, а над центральными воротами комплекса отстроена шатровая колокольня. Она выдавалась не только своей высотой (38,34 м), но и уникальной архитектурой.

В её основе лежал массивный четверик, а выше располагались галереи и стройный шатёр с миниатюрной главкой. Во втором ярусе колокольни была устроена церковь Гурия, Самона и Авива. По красоте и изяществу этому архитектурному сооружению нет равных.

По заказу братьев Гурьевых ярославские мастера расписали интерьеры церкви.

Со временем храм Рождества Христова претерпел существенные изменения. Позакомарные покрытия в XVIII веке заменили на четырёхскатную крышу, а в XIX веке основной собор лишили четырёх глав, оставив лишь центральный купол. После установления советской власти уникальную церковь и вовсе закрыли.

В конце 1920-х годов её передали в ведение музея-заповедника. Научные сотрудники приложили немало сил, чтобы восстановить бесценный памятник церковного зодчества. Им даже удалось вернуть похищенные из храма иконы.

Один из российских коллекционеров выкупил их на европейском аукционе и возвратил собору.

На сегодняшний день церковь Рождества Христова находится в хорошем состоянии и готов принять всех желающих.

Источник: https://www.yarcom.ru/sights/yaroslavl/place/42

Церковь Рождества Христова. Достопримечательности — Путеводитель по Золотому кольцу России

Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 г. она существовала, т.к. в этой церкви ярославцы прятали икону Казанской Богоматери во время осады города польскими отрядами пана Лисовского.

История

Церковь Рождества Христова была построена в 1635-44 гг. на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых.

Имя Назарьевых было хорошо известно в Ярославле. Основателем богатства и финансовой мощи семьи был Гурий Назарьев.

Его брат, Дружина, в 1608 г., когда над городом нависла угроза разорения польскими отрядами, «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал и Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна отговаривал».

Обратите внимание

Тотчас по воцарении Михаила Романова Гурьевы получили жалованную грамоту «против гостей» и заняли видное положение среди русского купечества.

В пер. пол. ХVII в. гостей, этой высшей категории русского купечества, было в русском государстве немного — в разные годы от 15 до 35 чел.

Гости имели особые привилегии: право судиться у самого царя, право свободного выезда за границу для торговых дел, свободы от постоя и т. д.

Гости несли также государеву службу: ведали денежными сборами, руководили царской торговлей, устраивали государевы промысловые предприятия.

Богатство Гурьевых было создано, как и капитал других ярославских торговых людей, широкими торговыми операциями: они ездили и посылали своих агентов «в сибирские города и в Казань, и в Астрахань, и за море с своими товары».

Церковь Рождества Христова в Ярославле. Фото до 1917 г.

Рождественская церковь во многом строилась по образцу храма Николы Надеина, но заказчики были менее богаты, чем Светешников. Братьям Назарьевым не хватило средств для завершения постройки.

Строительство церкви остановилось на несколько десятилетий, и только купцы Гурьевы — сыновья младшего брата Гурия, в 1644 г. достроили храм. Купеческий род Гурьевых владел богатейшими рыбными ловлями на Каспии, поставляя в столицу и крупные города красную рыбу, зернистую и паюсную икру.

Вероятно, что именно с Востока, куда в коммерческих целях часто ездили Гурьевы, пришли в Ярославль изразцы. Храм Рождества Христова стал первой ярославской церковью, в оформлении которой применены «муравленные», т.е. с зелёной поливой изразцы.

Важно

Здесь они украшают крыльцо, центральный барабан и восточный фасад. Уникален изразцовый фриз, идущий по периметру храма: на нём помещена т.н. храмозданная запись, содержащая имена жертвователей, представителей двух поколений семьи Назарьевых-Гурьевых.

В состав ансамбля входит шатровая колокольня с надвратной церковью. Первоначально церковь-колокольня входила в ограду, окружавшую Рождественскую церковь, и к её западному фасаду подходила одна из центральных улиц посада.

Архитектура

По своей конструкции церковь Рождества Христова принадлежит к традиционному, пришедшему из Византии, соборному типу храма, который устойчиво держался в Ярославле на протяжения всего XVII столетия. Это кубический храм на подклете (подклет использовался для хранения товаров) с четырьмя внутренними столбами, увенчанный первоначально пятью световыми барабанами.

Соборный храм окружают с трех сторон галереи, которые завершаются на восточных окончаниях приделами, Казанский придел находится у юго-западного угла ансамбля, на западную галерею ведет большое домообразное крыльцо.

Первоначально задумана была церковь значительно проще ныне существующего памятника, и в начальный период строительства была очень близка к церкви Николы Надеина.

Переход заказа на строительство храма после смерти братьев Назарьевых в руки сыновей Гурия — Михаила, Андрея и Ивана, привел к существенному изменению памятника. Прежде всего, были значительно увеличены размеры сооружения. Западная галерея была удвоена, на юго-западном углу появился Казанский придел, колокольня отнесена в отдельное здание.

Христорождественская церковь не дошла до наших дней в своем первозданном облике. Так, на раннем этапе существования она имела позакомарное покрытие. Возможно, что образцом для такого решения были Спасо-Преображенский или Успенский соборы Ярославля, построенные в XVI в…

Там закомарные арки соответствовали расположению внутренних сводов. Но к ХVII в. закомары утрачивают конструктивное значение и превращаются в декоративный элемент.

Теперь закомарные полукружия поднимаются над сводами, оставляя чердачное пространство и поддерживая криволинейную кровлю, по форме повторяющую позакомарную.

Совет

Подобное покрытие послужило переходной формой к четырехскатной кровле с рядом закомар под нею и явилось одной из отличительных черт ярославского зодчества ХVII в. Этот переход был вызван стремлением к упрощению конструкции, желанием избежать распалубки, в которых зимой скапливался снег.

Церковь Рождества Христова входила в ансамбль храмов, ожерельем опоясывающих Ярославль по берегам рек Волги и Которосли. Церковь сложена из большемерного красного кирпича, в качестве связующего использован известковый раствор, при строительстве для декорировки как самого храма, так и колокольни использованы белый камень, изразцы, тесаный кирпич.

Роспись

Храм Рождества Христова был расписан в 1683-84 гг. по заказу Ивана Гурьева и его сыновей. Общая система росписи традиционна: в алтаре помещены сюжеты на литургические темы, в куполе — евангельские сюжеты, на столпах — фигуры святых, из которых нижние представляют небесных покровителей семьи Назарьевых-Гурьевых.

Южная и северная стены храма разбиты на шесть ярусов. Два верхних рассказывают о земной жизни Христа. В третьем ярусе расположены «Страсти Христовы», в пятом ярусе — Деяния апостолов. Стенописи церкви Рождества Христова стали первым живописным ансамблем, выполненным ярославскими мастерами без привлечения иногородних художников.

Пятиярусный резной иконостас — один из немногих полностью сохранившихся образцов пер. пол. XVIII в.

Приделы

В церкви Рождества Христова пять приделов. Первым, по преданию, был освящен северный придел, посвященный свт. Николаю Чудотворцу.

В покровительстве этого святого, считавшегося небесным патроном купцов, путешествующих, терпящих бедствие на воде, торговые люди Назарьевы особенно нуждались, так как они занимались всякими «большими отъезжими торги, и судовым большим промыслом». Этот придел, располагавшийся в подклете, — явление для Ярославля ХУII в.

довольно редкое, — был теплым, в нем стояла большая печь, облицованная зелеными «муравленными» изразцами (часть их сохранилась и находится в фондах Ярославского музея — заповедника).

Над Никольским приделом находится придел свв. апп. Петра и Павла. Сохранились фрагменты системы отопления: горячий воздух поднимался из печи подклета по вертикальному внутреннему каналу и обогревал верхний придел.

На южном окончании галереи был установлен придел в честь пяти персидских мучеников, среди которых есть покровитель одного из основателей церкви — Акиндина, Пегасия, Афония, Елпидифора, Анемподиста.

В дьяконнике церкви находится придел свв. прав. Иоакима и Анны. К юго-западному углу храма примыкает Казанский придел, который был устроен в память о событиях польско-литовской интервенции.

Обратите внимание

Церковь Рождества Христова связана с событиями в Ярославле в Смутное время, в 1609 г. ярославцы спасали здесь чудотворную икону Казанской Богоматери, которая позднее дала начало женскому Казанскому монастырю Ярославля.

В церкви хранилась местночтимая храмовая икона Рождества Христова, к которой обращались беременные женщины.

Полезная информация

Адрес: ул. Кедрова, 1А
Филиал музея-заповедника работает с 10.00 до 1700, пнд. — вых. день.

Церковь Рождества Христова на карте

Просмотреть Путеводитель по Золотому кольцу на карте большего размера

Источник: https://golden-ring.drugiegoroda.ru/attractions/595-cerkov-rozhdestva-xristova/

Ярославская область – Ярославский район – Ярославль. Церковь Рождества Христова

Построена в 1635-1644 годах.

Каменная Христорождественская церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов ХVII века, на месте деревянной. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала, т.к. в этой церкви ярославцы прятали икону Казанской Богоматери во время осады города польскими отрядами пана Лисовского.

Церковь Рождества Христова была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых.

Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия перковь и освещена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина».

Имя Назарьевых было хорошо известно в Ярославле. Основателем богатства и финансовой мощи семьи был Гурий Назарьев.

Его брат, Дружина, в 1608 году, когда над городом нависла угроза разорения польскими отрядами, «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал и Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна отговаривал».

Обратите внимание

Тотчас по воцарении Михаила Романова Гурьевы получили жалованную грамоту «против гостей» и заняли видное положение среди русского купечества.

Читайте также:  Великий понедельник страстной седмицы - 22 апреля 2019 года

В первой половине ХVII века гостей, этой высшей категории русского купечества, было в русском государстве немного – в разные годы от 15 до 35 человек.

Важно

Гости имели особые привилегии: право судиться у самого царя, право свободного выезда за границу для торговых дел, свободы от постоя и т. д.

Гости несли также государеву службу: ведали денежными сборами, руководили царской торговлей, устраивали государевы промысловые предприятия. Богатство Гурьевых было создано, как и капитал других ярославских торговых людей, широкими торговыми операциями: они ездили и посылали своих агентов «в сибирские города и в Казань, и в Астрахань, и за море с своими товары».

Постройка каменного городка обошлась Гурьевым в колоссальную сумму, причем строили они без чьей-либо «помочи, одною своею надсадною немочью». В 1667 году отряды Степана Разина захватили Яицкий городок. Строительство каменного городка, разорение крепости привели Гурьевых к полному финансовому краху. В 1670-х годах город со всем промыслом был взят в ведение приказа Большого дворца.

Церковь Рождества Христова, возведенная на волжском берегу, создавала, вместе с другими храмами, неповторимый зубчатый силуэт города со стороны Волги.

В церкви Рождества Христова пять приделов. Первым, по преданию, был освящен северный придел, посвященный Николаю Чудотворцу.

В покровительстве этого святого, считавшегося небесным патроном купцов, путешествующих, терпящих бедствие на воде, торговые люди Назарьевы особенно нуждались, так как они занимались всякими “большими отъезжими торги, и судовым большим промыслом”.

Этот придел, располагавшийся в подклете, – явление для Ярославля ХУII века довольно редкое, – был теплым, в нем стояла большая печь, облицованная зелеными “муравленными” изразцами (часть их сохранилась и находится в фондах Ярославского музея – заповедника).

Над Никольским приделом находится придел Петра и Павла. Сохранились фрагменты интересной системы отопления: горячий воздух поднимался из печи подклета по вертикальному внутреннему каналу и обогревал верхний придел.

Совет

На южном окончании галереи был установлен придел в честь пяти персидских мучеников, среди которых есть покровитель одного из основателей церкви – Акиндина, Пегасия, Афония, Елпидифора, Анемподиста.

В дъяконнике церкви находится придел Иоакима и Анны. К юго-западному углу храма примыкает Казанский придел, который был устроен в память о событиях польско-литовской интервенции.

Церковь Рождества Христова связана с событиями в Ярославле в Смутное время, в 1609 г. ярославцы спасали здесь чудотворную икону Казанской Богоматери, которая позднее дала начало женскому Казанскому монастырю в центральной части Ярославля.

На 1861г. в церкви Рождества Христова было 295 прихожан – 124 мужчины и 171 женщина. В церкви хранилась местночтимая храмовая икона «Рождество Христово», к которой обращались беременные женщины.

Церковь Рождества Христова входила в ансамбль храмов, ожерельем опоясывающих Ярославль по берегам рек Волги и Которосли. Церковь сложена из большемерного красного кирпича, в качестве связующего использован известковый раствор, при строительстве для декорировки как самого храма, так и колокольни использованы белый камень, изразцы, тесаный кирпич.

По своей конструкции церковь принадлежит к традиционному, пришедшему из Византии, соборному типу храма, который устойчиво держался в Ярославле на протяжения всего XVII столетия.

Это кубический храм на подклете (подклет использовался для хранения товаров) с четырьмя внутренними столбами, увенчанный первоначально пятью световыми барабанами.

Соборный храм окружают с трех сторон галереи, которые завершаются на восточных окончаниях приделами, Казанский придел находится у юго-западного угла ансамбля, на западную галерею ведет большое домообразное крыльцо.

Обратите внимание

Первоначально задумана была церковь значительно проще ныне существующего памятника, и в начальный период строительства была очень близка к церкви Николы Надеина. Э. Д. Добровольская, исследовавшая этот памятник в 1956 году, предполагает, что его начали строить с одним приделом.

На востоке от фундамента выведено только четыре полукружия апсид, а на уровне второго яруса они расчленяются на пять, т.е. с расчетом на два боковых придела. Кроме того, ряд неувязок и следов изменений в архитектуре церкви свидетельствуют о том, что в северо-западном углу галереи предполагалось построить колокольный объем, также знакомый нам по церкви Николы Надеина.

Переход заказа на строительство храма после смерти братьев Назарьевых в руки сыновей Гурия – Михаила, Андрея и Ивана, привел к существенному изменению памятника. Прежде всего, были значительно увеличены размеры сооружения. Западная галерея была удвоена, на юго-западном углу появился Казанский придел, колокольня отнесена в отдельное здание.

В ходе натурного обследования церкви, проводившегося в 1928 году реставратором И. А. Тихомировым, глубоко знавшим ярославскую архитектуру, было установлено, что Казанский придел был пристроен к церкви после того, как она была уже заложена и выстроен первый этаж. На это указывает то, что придел как бы вдвинут в пролеты галереи, в его подклете были обнаружены два столба галереи.

Апсида галереи опирается на столб. Маленькая двухъярусная галерейка была пристроена к западному фасаду Казанского придела позднее самого придела. Верхний ярус галереи поддерживается открытой аркадой на массивных четырехгранных столбах.

Этот придел, представляющий собой четырехгранную, квадратную в плане башню, покрытую четырехскатной кровлей, нисколько не испортил внешний облик всего храма. Наоборот, усложнив композицию церковного ансамбля, он сделал его более свободным, живописным. По всей видимости, первоначально Казанский придел был ниже, его надстройка придала приделу большую стройность.

Христорождественская церковь не дошла до наших дней в своем первозданном облике. Так, на раннем этапе существования она имела позакомарное покрытие. Возможно, что образцом для такого решения были Спасо-Преображенский или Успенский соборы Ярославля, построенные в XVI столетии. Там закомарные арки соответствовали расположению внутренних сводов.

Но к ХVII веку закомары утрачивают конструктивное значение и превращаются в декоративный элемент. Теперь закомарные полукружия поднимаются над сводами, оставляя чердачное пространство и поддерживая криволинейную кровлю, по форме повторяющую позакомарную.

Важно

Подобное покрытие послужило переходной формой к четырехскатной кровле с рядом закомар под нею и явилось одной из отличительных черт ярославского зодчества ХVII века. Этот переход был вызван стремлением к упрощению конструкции, желанием избежать распалубки, в которых зимой скапливался снег. О времени замены четырехскатной кровлей первоначального позакомарного покрытия сведений не удалось обнаружить.

В основе композиции церкви Рождества Христова лежит ассиметричная планировка. Церковное здание имеет сложный ансамблевый образ.

В этом храме строители впервые в Ярославле применили композиционный прием, так полюбившийся местным зодчим впоследствии: два симметрично расположенных придела на восточных концах галереи, окружающей церковь с трех сторон.

Подобную композицию имеют знаменитые прекрасные храмовые ансамбли построенных позднее церквей Ярославля – Ильи Пророка, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи.

Декор Рождественской церкви носит сдержанный характер, свойственный ярославской архитектурной школе на начальном этапе. Стены основного храма имеют традиционное трехчастное деление. На южном, западном, северном фасадах находятся узкие окна в глубоких нишах, по три с каждой стороны.

Широкий карниз отсекает закомары, барабаны сохранившихся глав обработаны аркатурными поясами, по верху барабанов глав идет карниз из сухариков, такой же карниз обрамляет пологие закомарные арки.

Мастера, строившие эту церковь, еще не пользовались лекалами, и закомарные арки, арки галерей выглядят нечеткими по рисунку. Строители церкви Рождества Христова ищут новые средства декорировки. Окна уже обрамлены наличниками, правда, очень скромными по рисунку.

Интересны наличники алтарных окон, расположенных на разной высоте. Они представляют собой рамку с фронтоном из полувалика, которая членится перехватами. Широко применяются в декоре церкви ширинки – весьма распространенный декоративный элемент в древнерусском строительстве.

Совет

Горизонтальные ряды ширинок украшают галереи основного храма и Казанского придела, внутри каждой ширинки вставлен квадратик с вогнутыми сторонами. Лопатки подклета южного фасада обработаны вертикальными ширинками с четырьмя вставками.

На северо-западном углу церкви опоры арочных проемов нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных, восьмигранных, богато профилированных столбов. На такие же столбы, только меньших размеров, опирались арки второго яруса галереи. Форма таких столбов пришла из русской деревянной архитектуры.

Арочки миниатюрной галереи Казанского придела, позднее заложенной, поставлены на столбики-кубышки, тоже восьмигранные по форме (они сохранились в убранстве внутренних сеней Казанского придела). Фасады Казанского придела завершены развитым, тонко-профилированным карнизом.

Изящно нарисованная главка придела на стройном барабане заканчивается ажурным “корсунским” крестом. Это крест с четырьмя равными концами, название пошло от города Корсуни (Херсонеса), откуда кресты такой формы впервые были вывезены в Киев князем Владимиром.

Этот крест на пышной прорезной короне выполнен с тонким художественным вкусом и почти ювелирной тщатель-ностью. Он является уникальным образцом высокого мастерства ярославских кузнецов и медников ХVIII века.

Крыльцо церкви – большое, домообразное, с двухскатной крышей, на ползучих арках, нарядно декорированное, типичное для начального периода ярославской архитектуры ХVII столетия.

В 40-70-е года XVII века во внешнем убранстве церквей получили широкое распространение зеленые “муравленные” изразцы, известные с псковских памятников ХV столетия. Храм Рождества интересен как первый храм в Ярославле, где в декор стен были введены изразцы. Узкие пояса зеленых изразцов шли по верху центрального барабана и под карнизами апсид.

Изразцовые вставки украшали фасады крыльца и галерей. Изразцы, небольшие по размерам (16х16 см), были двух видов: с изображением льва и семилепестковой розетки. Наиболее выразительны изразцы с изображением льва, они напоминают лучшие образцы древнерусской декоративной деревянной резьбы.

Обратите внимание

На крыльце Христорождественской церкви изразцы являются новоделами – их установили при реставрации 1959 года. Форма этих изразцов была определена Э. Д. Добровольской по хвостовым «рюмкам», оставшимся в кладке. Рисунок и цвет исследователь определила по двум изразцам, сохранившимся в ширинках западного фасада паперти. Рядом с одноцветной керамикой уже рождалась полихромная.

Главы храма были покрыты яркой глазурованной черепицей самых разнообразных оттенков зеленого и желтого цветов (образцы черепицы хранятся в музее-заповеднике Ярославля). Такое многоцветие было результатом неравных условий обжига в печи.

Красочность поливы черепицы, как и разнообразие ее размеров и профиля, точно рассчитанных на кривизну поверхности глав, не знают себе равных среди церковных памятников Ярославля. Но самым необычным являлось украшение фасадов здания изразцовой храмозданной надписью, широкой лентой опоясывающей четверик под основанием закомар. Надписи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве.

Так, в 1683 году храм Василия Блаженного был украшен изразцовой летописью. Выполнение такого заказа обошлось Гурьевым очень дорого. Каждый слог этой надписи требовал отдельного клише, их пришлось заказывать очень много, так как надпись была длинной. После употребления клише уже ни на что не годились, на повторение надписи нельзя бы-ло рассчитывать.

Неровная бледно-зеленая полива букв, мало выделяв-шаяся на белом фоне, свидетельствует об отсутствии у изготовителей соответствующего опыта (изразцы для лучшей видимости букв впоследствии прописывали масляными красками). Сам текст надписи является уникальным. Посадские люди Гурьевы «дерзнули» в нарушение традиций, кроме имен светских и духовных правителей, вписать и свои мирские имена.

Строительство церкви велось в период финансового могущества Гурьевых: они владели богатейшими в стране рыбными промыслами; построили яицкий город, который приобрел значение не только для охраны учугов, но и для морского судоходства, развития торговли со Средней Азией, для посольского приказа в Москве составляли карты своих путешествий к «индейским землям богатым», в Бухару и к «китайским городам». И вполне естественно желание этих, стоящих на одной из низших ступеней сословной лестницы русского об-щества того времени, людей хоть таким образом сравняться с высшей духовной и светской аристократией. Изразцовые вставки, пояса, надпись, разноцветная черепица, впервые примененные ярославскими зодчими в церкви Рождества, делали этот памятник весьма живописным и декоративно нарядным. Это убранство показало, какие большие декоративные возможности таит в себе изразечное искусство. Керамика, так удачно примененная в украшении стен храма Рождества Христова, была, скорее всего, неместного производства, так как не дошло сведений о наличии гончарных заводов в городе в первой половине XVII века. Известно, что производство изразцов в этот период было хорошо налажено не только в Москве, но и в других городах (Владимир, Псков).

Имена мастеров не сохранились, строила церковь, по мнению исследователей, ярославская артель каменщиков.

Престолы: Рождества Христова; Казанской Богоматери

Крестовокупольный четырехстолпный с пониженными подпружными арками, пятью световыми главами, тремя апсидами, на подклете.

Важно

Храм окружен галереями с севера и запада, приделы – у восточных прясел северного и южного фасадов, у юго-западного угла, крыльцо перед западным фасадом; отдельностоящая колокольня с приделом под ней – в северо-западной части ансамбля. Колокольня была соединена с церковью переходом.

Адрес: Ярославская область, Ярославский район, г. Ярославль, Малая Февральская улица (ул. Кедрова), 1.

Источник: http://sobory.narod.ru/yaroslavl/yarosl_city/00578_yarosl_rozhd_christ.htm

Ссылка на основную публикацию