Храм ильи пророка в ярославле

Церковь Ильи Пророка Ярославль

  • История возведения
  • Архитектура
  • Внутреннее убранство

Церковь Ильи Пророка в Ярославле представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, который в свою очередь является настоящим украшением русского зодчества. Это уникальное место обожают посещать туристы и поломники.

Церковь Пророка Ильи в Ярославле самобытное историческое здание со своей уникальной историей. Храм был создан еще в далеком семнадцатом веке. Его стены украшены лучшими работами мастеров Ярославской школы живописи.

Сама церковь располагается в центре Ярославля, на большой и шумной Ильинской площади.  Ее видно даже издалека, настолько она величественна и красива. Жители города по праву считают ее одним из главных исторических памятников Ярославля.

Хотя сам Ярославль весьма богат на памятники истории и архитектуры.

История создания храма

Церковь Пророка Ильи по легенде была самой первой церковью в городе Ярославль. Есть даже интересное литературное произведение тех лет под названием «Сказание о построении града Ярославского», в котором довольно подробно ведется летопись того временного периода.  Вообще семнадцатый век был богат на разнообразные исторические события.

Вспомнить хотя бы период правления Иоанна Грозного с его системой опричнины и начало Смутного времени. Тогда намечался и существенный церковный раскол.  Церковь Ильи Пророка была создана на месте двух деревянных старинных храмов, возведенных по приказу князя Ярослава Мудрого в честь его легендарной победе над медведем.

К слову сказать, благодаря этой победе и оказался медведь на гербе Ярославля.

Строительство церкви было начато в 1647 году на месте церкви Покрова Богоматери и церкви Ильи Пророка. Здание постепенно возводилось на денежные средства купцов Скрипиных, которые в то время считались одними из самых богатых и влиятельных купцов на Руси.

Обратите внимание

Строительство велось относительно недолго благодаря посильной помощи купцов Скрипкиных и по завершению строительного процесса братья Скрипины были одарены частицой ризы Иисуса Христа, которую им вручил патриарх Иосиф в честь этого знаменательного события. Церковь Ильи Пророка перенесла даже и серьезный пожар в далеком 1658 году.

Она обгорела снаружи, но не пострадала при этом внутри. Особенную роль играет роспись стен церкви, выполненная в лучших традициях ярославской школы иконописи. Роспись осуществляли известные на то время художники из Костромы Сила Савин и Гурий Никитин. Работали художники со своими мастерами и подмастерьями.

Пятнадцать человек расписывали стены церкви Ильи Пророка чуть более трех месяцев. И то что вышло из под пера великих мастеров по-настоящему поражало воображение простого обывателя.

Архитектура церкви

Отдельно стоит сказать и об архитектурных особенностях этого замечательного здания. В семнадцатом веке фасады церквей были скуповатые, гладкие и белые. Но художники из Костромы расписали фасады яркими цветами и образами святых.

К сожалению, сейчас эта уникальная роспись утрачена. Реставраторам удалось лишь сохранить старинную побелку самого здания.

Но внешне церковь практически не изменилась, даже издалека можно заметить сверкающую и переливающуюся зеленую черепицу на главах храма.

Примерно в 1778 году Ярославль получил регулярный план застройки города. Церковь Пророка Ильи стала одним из центров радиально-кольцевой планировки Ярославля. Вокруг церкви расположилась Ильинская площадь, которая сейчас называется привычно Советской.

А вот рядом с церковью Ильи Пророка имеются еще и административные здания города Ярославля. Ограда вокруг храма была создана в 1896 году. Многие жители и туристы отмечают, что она отлично гармонирует с остальным церковным ансамблем. Ограда была спроектирована по наброску академика Павлинова.

Еще до революции церковь ремонтировалась на денежные средства И.А. Вахрамеева, который в то время являлся главой города Ярославля. Несмотря на революционные волнения и приход советской власти церковь Ильи Пророка выстояла.

В 1920 году она была передана Ярославскому музею-заповеднику, и именно благодаря этому ее удалось фактически чудом уберечь от сноса. Позднее в здании проводились разнообразные реставрационные работы.

Внутреннее убранство церкви Пророка Ильи в Ярославле

Церковь Ильи Пророка является многообъемным храмом, стоящим прямо  на четырех столпах. Есть шатровая колокольня и шатровые приделы, соединенные галереей. Особенно радует роспись на стенах здания, она содержит в себе много бытовых сцен, каждая деталь прорисована с особым умением и любовью.

На росписные стены храма можно любоваться буквально бесконечно. В храме есть уникальный резной и позолоченный иконостас. На нем расположены древнейшие произведения иконописи. Если обратить свой взор на фронтон западного крыльца храма, то можно увидеть замечательную композицию «Распятие».

Эта композиция тщательно обновлялась при каждой реставрации храма.

Церковь Ильи Пророка стоит на подклете. Зеленые главы храма увенчаны золотыми крестами, которые видно даже издалека.  Нельзя не сказать  и о главном кресте храма, который был выкован из высококачественного железа.

Это изделие является выдающимся произведением ковалей города Ярославля.

Важно

Работа настолько уникальная, шедевральная, что не верится тому, что в начале семнадцатого века возможным было применение подобных технологий художественной ковки.

 Вся церковь состоит из приделов и галерей. Искусствоведы отмечают, что особой самобытностью и красотой отличается галерея, которая соединяет колокольню прямиком до придела Положения риз. Большая светлая колокольня покрыта прочной черепицей, созданной по старинным эскизам русских мастеров.

Посещение церкви Ильи Пророка входит в обязательную программу тура по Золотому Кольцу России, ведь это еще и исторический памятник России, настоящее наследие семнадцатого века. Храм является одной из визитных карточек Ярославля, и сложно представить этот великий русский город без церкви Ильи Пророка.

В церкви проходят службы, этот храм действующий на сегодняшний момент.

Адрес: Советская площадь 7

Источник: http://yaroslavl-tur.ru/sobory-i-tserkvi/49-tserkov-ili-proroka-yaroslavl

Церковь Ильи-Пророка (Ярославль)

Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи, составу икон принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям XVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников Ярославля.

Внешний вид церкви Ильи-Пророка.

Изначально церковь Ильи Пророка (1647-1650) была построена на территории усадьбы храмоздателей – богатых купцов (гостей) Скрипининых. Центром архитектурного ансамбля одной из центральных площадей города она стала только в 18 веке.

Церковь Ильи Пророка в общей панораме города.

Источник: http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=68997

Первоначально церковь Ильи Пророка осталась небеленой, с красными стенами, швы между кирпичами были чуть притушены тонким слоем красной охры.

Декоративные элементы всех частей храма – кокошники барабанов, ширинки, наличники окон были окрашены темперными красками охристого, зеленого и синего цветов.

Вокруг церкви Ильи Пророка была построена ими каменная ограда, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников, «все это составляло вид монастыря».

Художественные работы в церкви Ильи Пророка велись на протяжении второй половины XVII – начала XVIII вв. В конце XVII века были сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко.

Иконостас церкви Ильи-Пророка.

В 1697 году были выполнены росписи теплого Покровского придела артелью местных мастеров.

Росписи теплого придела.

Совет

В начале XVIII столетия украшены стенным письмом галерея и приделы – Ризоположенский и Гурия, Самона и Авива.

Галерея храма.

Вход в основной храм из галереи

Архитектурный облик церкви Ильи Пророка сохранился без больших изменений. Первые перестройки коснулись завершения центрального храма. Церковь Ильи Пророка, подобно другим ранним ярославским храмам, имела позакомарное покрытие, оно было декоративным, а не конструктивным.

В конце XVII – первой половине XVIII вв. эту форму заменили четырехскатной тесовой кровлей.

Цетральная глава была покрыта по каркасу белым железом, а боковые и главы придельных храмов и колокольни – зеленой поливной черепицей, в 1857 году все главы четверика перекрыты железом и окрашены в зеленый цвет.

На фото под крышей видны полукруглые закомары – архитектурные элементы, повторяющие форму сводов.

Небольшие перестройки коснулись северного придела Гурия, Самона и Авива: в XIX столетии заменены кокошники на четырехскатную кровлю.

Северный придел храма

Источник: http://sobory.ru/photo/?photo=43222

Более значительные переделки были проведены в южном Покровском приделе: в 1807 году растесаны и увеличены по высоте окна, крыша перекрыта железом, при этом ее форма изенена на более крутую, разобраны две кирпичные стенки с фронтонами и кирпичная глава.

Южный (Покровский) придел

Источник: http://sobory.ru/photo/?photo=33069

Интерьер Ильинского храма тоже сохранился практически без изменений.

Интерьер Ильинского Храма

Подновления живописи происходили преимущественно в теплом Покровском приделе.

Интерьер Покровского придела.

Система отопления там неоднократно менялась, нарушался температурно-влажностный режим, что приводило к разрушению живописи.

В 1830 году свод и стены предела были прописаны темперными красками, а декоративный пояс – масляными. Первоначальная штукатурка с живописью в местах отставания от кирпичной кладки была сбита и заменена новой.

Обратите внимание

На протяжении XIX столетия несколько раз покровские росписи подвергались тем или иным подновлениям.

На фото хорошо виден декоративный пояс (внизу).

Церковь Ильи Пророка к концу XIX века находилась в запущенном состоянии. В начале ХХ столетия в ней были проведены большие реставрационные и ремонтные работы. В ходе реставрации деревянные рамы в окнах заменили железными,

Окна церкви Ильи-Пророка.

деревянную площадку у входа в церковь заменили мраморной,

Крыльцо церкви.

наружные деревянные двери заменили железными решетчатыми со вставными стеклами.

Двери церкви.

Все полы (и деревянные, и чугунный в летней церкви) были заменены полами из огнеупорного кирпича.

На фото видны кирпичные полы.

Одно из главных сокровищ храма Ильи-Пророка – так называемые моленные места. Это своеобразные соединения надпрестольной сени и трона. Они были выполнены ярославскими резчиками для церкви Николы Мокрого в 1650-х годах, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Молельные места.

В Ильинский храм они были перенесены в 1938 году к открытию антирелигиозного музея. Непосредственным образцом для создания моленных мест послужило царское место Ивана Грозного 1551 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Реконструкция царского места Ивана Грозного в Историческом Музее.

Источник: http://leromas.my1.ru/photo/168-0-5361-3

Места состоят из двух частей — квадратного в плане, огороженного с двух сторон невысокими резными стенками помоста, и шатрового завершения на четырех столбиках.

Молельное место

Архитектурная форма шатров как бы растворяется в безмерном разнообразии кокошников, башенок и херувимов.

Шатер молельного места.

Источник: https://alienordis.livejournal.com/12242.html

Церковь Илии Пророка в Ярославле

Церковь Илии Пророка уникальнейший и очень старый православный храм Ярославля.

Согласно «Сказанию о построении града Ярославля», самую первую в городе церковь во имя Илии Пророка заложил Ярослав Мудрый. Легендарный поединок князя с медведицей — покровительницей живших на этих землях племен — произошел как раз в Ильин день. Одолев зверя:

Средства на строительство храма Илии Пророка выделили состоятельные купцы — братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Имея достаточно денег, они решили возвести церковь, что называется, «для себя», на своем собственном подворье.

Строительство началось в 1647 году, а закончилось через три года, о чем гласит надпись справа от входа в храм:

Ильинская церковь Ярославля получилась величественной и нарядной. Мы привыкли видеть ее белоснежной, но изначально ее не белили — она оставалось красной, расписанной яркими «травами», ее кокошники и наличники покрасили синей, охристой и зеленой красками, а купола покрыли зеленой черепицей.

Храм Илии Пророка стал центром радиально-кольцевой планировки Ярославля по генеральному плану 1778 года. Тогда же, в XVIII веке, купола церкви перекрыли ставшими к тому времени «фирменными» ярославскими чешуйками. Несколько раз на протяжении следующего столетия росписи внутри церкви поновляли, но, тем не менее, храм постепенно ветшал, и к концу XIX века встал вопрос о его реставрации

Великолепная Ильинская церковь пришла в упадок из-за малочисленности прихода: к началу двадцатого столетия он насчитывал всего 16 дворов. А все завещанные братьями Скрипиными на содержание Ильинского храма торговые места к тому времени давно отошли к городу.

Первая научная реставрация храма

Летом 1894 года Вахромеев обратился к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоанафану (Рудневу) с просьбой разрешить проведение ремонтных работ в храме Илии Пророка, план одобрили все инстанции, включая императора и Святейший Синод, и Иван Александрович принялся за дело. Все работы исполнены весьма добротно с полным сохранением древнего рисунка. На все работы употреблено до 40 тысяч рублей, многое со времен того грандиозного ремонта сохранилось в храме до наших дней!

Читайте также:  Как правильно молиться и читать молитву православным?

Антирелигиозный музей в церкви Илии Пророка в Ярослвле

После революции храм Илии Пророка передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1922 году церковь поставили на учет в губернском Историческом музее, присвоив ей высшую категорию ценности, и открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. Церковь стала частью отдела древнерусского искусства. Это спасло храм от уничтожения, а ведь снести его порывались.

Не прошло и десяти лет, как храму нашли очень странное, на первый взгляд, применение. Союз воинствующих безбожников, активно действовавший в СССР в довоенные годы, решил использовать помещение церкви Илии Пророка под.

.. антирелигиозный музей. На поверку же это оказалось не такой уж плохой идеей, ибо во вновь организованный музей стали свозить предметы церковного обихода из других храмов, в нем собрали большую коллекцию колоколов.

В храме Илии Пророка установили уникальный экспонат — маятник Фуко. Увидев это приспособление в Исаакиевском соборе, директор Ярославского антирелигиозного музея захотел повторить этот опыт в Ярославле.

Храм Илии Пророка после войны

В послевоенные годы церковь Илии Пророка использовалась для хранения фондов Ярославского краеведческого музея. Когда в 1955 году власти задумали открыть храм для посетителей, оказалось, что уникальные иконы и фрески находятся в плачевном состоянии: везде грязь, плесень и паутина.

В храме Илии Пророка пришлось промывать стены, укреплять красочные слои… То же самое сделали в приделах и в галерее, восстановили черепицу на кровле, заново позолотили кресты и отремонтировали решетку вокруг храма. После этого церковь стала самостоятельным музейным объектом.

Источник: https://posmotrim.by/article/cerkov-ilii-proroka-v-yaroslavle.html

Церковь Ильи Пророка

Адрес: Советская площадь, 7.
Телефон: (4852) 32-92-40.
Время работы: с 10:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00, выходной – среда.
Как добраться: от площади Ярославль-Главный до Красной площади, маршрутка №99.

Храмы и церкви – неизменные спутники древних городов.

В те времена для людей дорога к сакральным сооружениям была самой важной – в них совершались различные таинства и обряды, освящаемые духом нравственной чистоты.

Древний Ярославль по их количеству и красоте не уступает многим европейским городам, церковь же Ильи Пророка красотой своей архитектуры может поспорить с самыми знаменитыми храмовыми памятниками Запада.

История создания церкви Ильи Пророка

Красивейшая церковь считается самым первым православным объектом Ярославля, как гласит древнее сказание, заложена она ещё Ярославом Мудрым в честь дня Святого Ильи – 2 августа, когда якобы великий князь сумел победить в поединке медведя – животное, изображение которого присутствует на гербе города.

Конечно, за много веков сооружение претерпело много изменений, собственно, от первоначального варианта здания давно ничего нет. В том виде, какой её видят все сейчас, она была заложена в 1647 году и строилась целых три года по инициативе и за счет богатых ярославских купцов – братьев Скрипиных.

В день открытия нового здания храма братья получили в дар от патриарха частицу ризы Христа, в честь чего был пристроен придел, получивший название Ризоположенский.

Важно

История церкви интересна и тем, что она выстояла во время пожара в городе в 1658 году: внутри неё всё сохранилось – современники сочли этот факт проявлением Божьей помощи, а сам храм Ильи после этого стал самым популярным у прихожан в Ярославле.

Сейчас горожане и приезжие охотно посещают красивое белоснежное здание с пятью куполами ярко-зеленого цвета, с ажурной колокольней и тремя приделами – оно расположено в центре города, за кованой оградой, выполненной по проекту академика Павлинова. Этот величайший памятник русского храмового зодчества неоднократно бережно реставрировался – как внутри, так и снаружи – опытными талантливыми художниками-реставраторами.

Внутренний интерьер церкви

Стены центрального зала, поражающие красотой и величием росписи, разделены на шесть ярусов. Все ярусы, кроме самого нижнего – орнаментального, покрыты тематическими фресками с библейскими сюжетами.

Они выполнены великолепными мастерами-художниками из Костромы в 1680 году и являются подлинными шедеврами настенной церковной живописи.

Второй ярус посвящен житию святого Елисея – ученика Ильи Пророка, фрески изображают сцены мирного труда самаритян на жатве, чудесного воскрешения пророком Елисеем мертвого ребенка, родившегося на хлебном поле и сразу умершего.

Росписи 3-го яруса рассказывают о жизни самого Святого: исцеление больных, помощь бедным, общение пророка Ильи с простыми смертными и учениками. Фрески 4-го яруса изображают сцены из жизни святых Апостолов, творящих добрые дела. 5-й и 6-й ярусы расписаны евангельскими сюжетами, причем в их изображении художники старались внести элементы мирской жизни – в виде различных бытовых деталей.

Иконостасы Ильинского храма

Самым роскошным и величественным является Центральный иконостас, состоящий из шести ярусов и выполненный в стиле пышного барокко: горизонтальные и вертикальные ряды между сотней икон украшены рельефной витиеватой позолоченной резьбой в виде виноградной лозы. Коллекция икон, созданных разными мастерами за многие годы, выполнена в одном стилистическом ключе: в светлых – как бы льющих свет – тонах, с тщательно выписанными и строго пропорциональными фигурами персонажей.

Иконостас придела Варлаама

Он отличается скромной простотой, лишенной пышности и вычурности, но покоряющей взор своими иконами, написанными в духе Строгановской живописи: “Благовещенье”, “Благоразумный разбойник”, изображения четырёх евангелистов – являются истинными произведениями иконописного искусства.

Покровский иконостас

Покровский иконостас трехъярусный, украшенный барельефной резьбой с золоченым покрытием, где иконы расположены на фоне, раскрашенном яркими сочными тонами. Верхние ярусы изображают сюжеты двунадесятых праздников, придающих общему виду необыкновенную жизнерадостность.

Всего же в храме пять иконостасов – каждый из них являет собой чудное зрелище, от которого трудно отвести взгляд, впрочем, как и от всего объекта православного зодчества, именуемого Церковью Ильи Пророка.

Это сакральное сооружение – один из прекрасных памятников христианской веры, бережно сохраняемый потомками!

Источник: http://lions-guides.ru/yaroslavl-region/interesting-places-of-yaroslavl/church-of-elija

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Це́рковь Ильи́ Проро́ка — храм в центре Ярославля на Советской площади, выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.

История

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны.

К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено.

В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала.

Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных — вдове Вонифатия, Иулите Макаровне.

Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Совет

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

  • Церковь Ильи Пророка на памятной монете

Современное состояние

Церковь Ильи Пророка — четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен.

Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь.

На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века.

Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А.

 Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Источник: https://tropki.ru/rossiya/yaroslavskaya-oblast/yaroslavl/cerkov-ili-proroka

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

еще фотографии →

Церковь Ильи Пророка – это выдающийся памятник архитектуры и истории, который можно смело отнести к наиболее выразительным и совершенным ансамблям XVII столетия.

Храм является одной из главных достопримечательностей Ярославля, а уникальность его состоит в том, что он сохранился до нашего времени практически без изменений.

По своей величине он уступает только Успенскому собору в Ярославле и церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. 

Обратите внимание

Гуляя по центру Ярославлю, Вы, конечно, еще издалека увидите это белокаменное строение, расположенное на просторной площади города – Советской, где сходится сразу несколько улиц.

Внешнее и внутреннее убранство храма вызывает восхищение.

Только самые талантливые мастера – зодчие и художники, кузнецы и резчики по дереву, плиточники и рабочие по серебрению, могли создать эту настоящую сокровищницу древнерусского искусства.

Режим работы Церкви Ильи Пророка в 2019 г

  • В летний период (с мая по сентябрь) ежедневно с 8:30 до 19:30
  • В зимний период (с октября по апрель) закрыта

Из истории

Когда-то на месте этой нарядной церкви стояли два деревянных храма – летний – в честь Ильи Пророка и теплый зимний – во имя Пресвятой Богородицы. Всего за три года с 1747 по 1750 год на месте старых построек ярославские мастера создали великолепный архитектурный ансамбль. На белокаменной плите справа от входа в храм Вы увидите надпись об этом историческом событии. 

Читайте также:  Ново-тихвинский женский монастырь в екатеринбурге

Работы по созданию храма выполнялись на средства братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных, богатых ярославских купцов.

Церковь находилась на их подворье и прекрасно вписывалась в единый архитектурный ансамбль. В конце XVIII века Ярославль, как и многие российские города, был перестроен по регулярному плану.

Церковь Ильи Пророка оказалась в центре площади, названной Ильинской, позже переименованной в Советскую.

После смерти братьев Скрипиных (Вонифатия в 1660 и Иоанникия в 1661 годах) храм почти не обновлялся и через два столетия сильно обветшал. Только благодаря помощи предпринимателя Ивана Махромеева, в начале XX века были выполнены уникальные работы по реставрации здания и церковь Ильи Пророка удалось сохранить.

В советское время строение использовалась как склад, был период, когда храм хотели снести. В 50-х годах началось его восстановление и в 1969 году обновленный храм был освящен. Сейчас он совместно используется православной церковью и музеем. В дни праздников здесь проходят службы, а в теплое время года храм работает как музей.

Церковь Ильи Пророка – описание

Церковь Ильи Пророка – пятиглавый храм, его барабаны украшены кокошниками и аркатурой (аркатура – это ряд декоративных ложных арок). Для придания выразительности на фасадах храма выполнены квадратные углубления – ширинки, в которых помещены изразцы и белокаменные вставки.

Росписи внутри храма отличаются яркостью красок, они созданы костромскими художниками. Особой ценностью является резной иконостас. Многие иконы храма написаны одним из лучших придворных иконописцев Федором Зубовым. В храме находились иконы, украшенные жемчугом и драгоценными камнями.

Всего в церкви Ильи Пророка пять приделов, главный из которых – в честь Ильи Пророка, а самый большой – Покровский, это боковой придел. Также имеется придел во имя Варлаама Хутынского и придел, посвященный святым исповедникам Гурию, Самону и Авиве, выполнявший роль домовой церкви купцов Скрипиных.

Ризоположеский придел

Пятый Ризоположенский придел церкви Ильи Пророка необычен – он выглядит особо торжественно благодаря своей пирамидальной форме. Эта часть храма была возведена позже основного здания и была предназначена для хранения святыни – частицы Ризы Господней. Святая реликвия была подарена церкви патриархом всея Руси Иосифом в честь окончания ее строительства.

Ярославль был основан в XI веке в Ильин день – 2 августа. С тех пор история города и храма, носящего имя этого Святого, тесно связаны друг с другом. Поэтому неудивительно, что церковь Ильи Пророка является символом города на Волге, входящего в Золотое кольцо России.

Церковь Ильи Пророка зимой

Церковь Ильи Пророка в дождь

Церковь Ильи Пророка ночью

Церковь Ильи Пророка ночью

Советская (Ильинская) площадь

Источник: https://TripGuide.ru/page_21050.htm

Церковь Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка в Ярославле была заложена в 1647 году, освящена в 16 июня 1650 года. Она выстроена неизвестным зодчим на средства богатых ярославских купцов Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.

Скрипины принадлежали к верхушке русского торгового мира. Иоанникий Скрипин входил в группу самой привилегированной части русского купечества – был государевым гостем.

Братья Скрипины занимались торговлей мехами, церковной утварью и драгоценными камнями, были поставщиками товаров для царского и патриаршего двора.

Они были лично знакомы с царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми и пользовались их расположением.

Важно

Имея огромный доход от своих торговых операций, Скрипины могли позволить себе возвести посреди своей усадьбы вот такой великолепный храм.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле – четырехстолпный, пятиглавый храм на подклете, с трех сторон окруженный двухъярусной  галереей.  Храм имеет три придела. К юго-восточному углу храма примыкает теплый Покровский придел. В этом приделе Покрова Богоматери проходили службы зимой.

У северо-восточного угла расположен придел покровителей семейного очага Гурия, Самона и Авива. Это была домовая церковь купцов Скрипиных. В подклете придела находится усыпальница рода Скрипиных. Он имеет редкое для Ярославля и очень живописное завершение в виде многоярусных кокошников.

Самый красивый придел – Ризположенский. Он был построен позже других.

  В честь завершения строительства храма и в знак особого благорасположения Патриарх Московский и Всея Руси Иосиф   с разрешения царя Алексея Михайловича поднес братьям Скрипиным уникальную святыню – частицу ризы Господней.

Для хранения этой редкой культовой реликвии и был построен шатровый Ризположенский придел. Все архитектурные детали придела призваны подчеркнуть его легкость и устремленность ввысь. Обратите внимание на пирамидальное расположение окон четверика.

Группы из трех пирамидально расположенных кокошников смягчают переход к четверику. А выше два ряда кокошников оформляют мягкий переход к шатру. Шатер глухой, монотонность больших гладких плоскостей его граней смягчают горизонтальные выступы-перехваты на его ребрах.

К северо-западному углу храма примыкает шатровая колокольня.  Строгий и  глухой восьмерик нижней части колокольни служит основанием для ажурной легкой аркады и шатра, прорезанного слухами, обрамленными нарядными наличниками.

На галереи ведут два нарядных, домообразных крыльца. Перед нами западное крыльцо – центральный вход. Похожее крыльцо находится с севера.

Совет

Как вы видите, получилась асимметричная постройка. Каждый фасад храма абсолютно непохож на другой. Но при этом, с какой бы точки вы ни посмотрели, все объемы строго уравновешены. Своими разнообразными формами церковь немножечко напоминает живописные хоромы  XVII века.

Заказчиками церкви были купцы – люди, близкие к народной среде, и, поэтому, в оформлении фасадов первоначально открытых галерей и крылец проявилось стремление к узорочью и красочности.

Зодчие обильно украсили фасады сложно профилированными квадратными кессонами-ширинками, бусинами и белокаменными резными вставками, на которых искусно вырезан  двуглавый  орел, цветок “розан”, крылатый грифон и т.д.

Храм Ильи Пророка в Ярославле был расписан артелью из 15 костромских и ярославских художников.  Возглавляли ее знаменитые изографы костромичи Гурий Никитин и Сила Савин.

Ильинские росписи представляют собой одно из высших достижений русского искусства. Стенописи центрального храма хорошо сохранились, так как были выполнены на высоком по качеству уровне.

Храм Ильи Пророка в Ярославле ценен еще тем, что он почти полностью сохранил свой первоначальный облик. Практически без изменений сохранился и интерьер Ильинского храма, поновления живописи происходили преимущественно в теплом Покровском приделе.

В 1920 г. церковь Ильи Пророка в Ярославле была закрыта. В послевоенные годы храм отреставрировали, он был открыт для посетителей как музейный объект. В 1989 г. главный престол церкви был вновь освящен, и с этого времени в летний сезон в храме Ильи Пророка в Ярославле проводятся церковные службы по большим христианским праздникам.

В XVII веке вместе с хоромами Скрипиных, торговыми лавками, домами духовенства, древней оградой с башнями церковь представляла единый ансамбль. По плану реконструкции  города 1778 года, она стала центром вновь созданной площади. От площади лучами расходятся улицы, и церковь  Ильи Пророка замкнула перспективу каждой из них. Она стала главным архитектурным сооружением центра Ярославля.

Интересно описание церкви, сделанное человеком, жившем в XIX веке.

Церковь святого Ильи Пророка

На месте, где стоит эта церковь, ранее были две деревянные: теплая во имя Покрова Божией Матери и холодная во имя Ильи Пророка. Когда были основаны эти церкви — неизвестно, но об Ильинской упоминается в повести о чуде от иконы Спаса в 1612 году.

Нынешняя большая каменная церковь на палатках, как свидетельствует церковная летопись и вставленная в стену запись, вырезанная на камне, «начата созидатися в 9 день мая 1647 года, а окончена и освящена 17 июня 1650 года; освящение совершено митрополитом ростовским Варлаамом»; церковь выстроена на средства новгородских выходцев, купцов гостиной сотни Вонифатия и Иоанникия Скрипиных, род которых теперь уже угас.

Храм этот достоин полного внимания художника-археолога и принадлежит к типу ярославских церквей. Четвероугольный в плане, он имеет с северной и западной стороны широкие паперти, с южной — теплую церковь, с восточной — высокие алтарные апсиды.

Обратите внимание

В настоящее время церковь покрыта четырехскатною крышею, но весьма вероятно, что раньше покрытие было другое и, быть может, закомарное, то есть по полукружиям.

На церкви пять больших луковичных глав, еще в конце прошлого столетия (1781) главы церкви были крыты черепицею и, конечно, имели другой профиль.

Окна церкви имеют вставки из цветных стекол, подобные же вставки, вероятно, были сделаны и самими Скрипиными, так как цветное стекло явилось у нас еще в XVII веке и было в моде; Скрипины, столь богато украсившие храм, могли украсить его и модными стеклами, быть может, стоявшими рядом со слюдою.

К южному концу западной паперти пристроена четвероугольная башня, крытая большим красивым восьмигранным шатром с двумя рядами кокошников у основания. Северная паперть оканчивается приделом с высокою крышею и одною главою.

На паперть ведут два крытых крыльца, в их дверях висят красивые гирьки, а стены украшены тягами и квадратиками с розетками из белого камня с высеченными на них птицами, животными и звериными головками.

К северо-западному углу пристроена красивая восьмигранная колокольня с большим шатром со слухами.

Внутри церковь, паперть и придел сплошь покрыты стенописью, весьма интересною по своей сложности, трактовке сюжетов, потому что она сохранилась почти без исправлений.

Профессор Н. Покровский об этой стенописи говорит, что роспись Ильинской церкви отличается сложностью и разнообразием сюжетов, покрывающих как бы колоссальною узорчатою пеленою все внутренние поверхности храма, «мертвые массы оживлены и языком наглядных образцов вещают о домостроительстве человеческого спасения».

Важно

Настенная запись, также вырезанная на камне, свидетельствует, что церковь зачата стенным писанием 17 июня 1680-го и кончена 8 сентября 1б81-го года, и здесь же перечислены имена пятнадцати изографов, трудившихся при расписании храма. Из этих так быстро работавших художников два были костромичи, остальные ярославцы.

Некоторые из них ранее бывали вызываемы царскими указами в Москву для работ в соборах Успенском, Архангельском, Теремной церкви, в церкви села Коломенского и других13.

В среднем куполе изображено «Отечество», в боковых — Иисус Христос, Эммануил, Богоматерь и Иоанн Креститель; на сводах — двунадесятые праздники, на стенах — изображения из Ветхого Завета, в особенности из истории Пророка Ильи и Елисея.

Прекрасный резной пятиярусный иконостас более позднего времени, вероятно, начала XVIII столетия; каков был первый иконостас, сказать трудно, в церкви есть остатки тябл иконостаса с изображениями трав и цветов по серебряной земле, и очень может быть, что это и есть остатки от первого иконостаса. Клиросная ограда также заслуживает внимания, на ней выполнены насыпью рисунки со старинных восточных материй, аксамита, с подражанием в окраске этим тканям.

Главный престол в храме — во имя святого Илии Пророка. Над этим престолом на железных связях висит прекрасная сень, общий характер рисунка и ее формы суть русские, в деталях же в русский рисунок введены элементы как восточные, так и западные.

Орнамент резьбы состоит из ветвей, цветов и птиц: попугаев, двуглавых орлов, птицы-бабы и неясыти14. Резьба эта покрыта золотом и местами серебром на мардане прямо по дереву и потому не скрывает техники резьбы, как при современном золочении по левкасу.

Там, где резьба не представляет сквозного прореза, ажурной резьбы, она имеет землю (фон), окрашенную простыми клеевыми красками синего, красного и других цветов.

В четверо- угольном основании своем она имеет более трех аршин в стороне и в вышину от подвеса выкружки до креста около 10 аршин, резная надпись на основании сени свидетельствует, что сень эта сделана в 7165 году (1657) при царе Алексее Михайловиче, патриархе Никоне и митрополите Ростовском и Ярославском Ионе.

Совет

С южной стороны алтаря в диаконнике находится придел (во имя Варлаама Хутынского), в котором есть Царские врата XVII века с прекрасно исполненными на них русскими узорами. Интересны также в этой церкви бляха дверей и замок.

Читайте также:  Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?

В этом же храме заслуживает внимания вся стенопись.

Также ценны иконостасные иконы и несколько небольших икон, находящихся в разных местах церкви, которые были заказаны Скрипиными нескольким иконописцам, имена которых находятся в Описи Скрипиных, где перечислены иконы и их украшения.

Направо из этого храма дверь ведет в теплую церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она, по-видимому, пристроена позже, и в ней, кроме некоторых икон, нет ничего интересного.

Выйдя из храма в западную паперть, мы проходим ею в придел Положения Ризы Господней.

Придел этот, надо полагать, построен несколько позже самой церкви, то есть после того, как Патриархом Московским Иосифом с дозволения царя Алексея Михайловича прислана в дар этой церкви частица Ризы Господней, и до сих пор хранящаяся в ней, в серебряном ковчеге, сделанном в 1712 году, заключающем в себе другой маленький ковчежец, о котором в церковной описи 1743 года говорится, что ковчежец этот с частью Ризы Господней находится при образе во имя Ее, и что икона эта стоит по правую сторону Царских врат. Так как в приделе этом хранилась столь драгоценная святыня, то окна его имели особенно прочные затворы в виде внутренних задвигающихся в стену железных ставен. Стены придела расписаны сюжетами, относящимися к истории Ризы Господней и Нерукотворенного Образа, а в своде — Святая Троица и евангельские события. Существующий иконостас — в стиле времен императрицы Елизаветы Петровны, то есть довольно безвкусный, но за ним уцелели остатки древнего иконостаса с сохранившимися красивыми и характерными расписными узорами на тяблах и на подыконных углах. Клирос также имеет роспись на своих стенках, самого примитивного письма.

Северная паперть также оканчивается приделом во имя святых Гурия, Самона и Авива, в настоящее время обращенным в ризницу.

Здесь находятся интересные Царские врата, вероятно, принадлежавшие одной из деревянных церквей, стоявших на месте нынешней каменной.

Резные врата эти имеют в рисунке своем много восточного и, несомненно, принадлежат работе XVI столетия. Земля (фон) их золоченой резьбы была окрашена красною и зеленою красками.

Обратите внимание

В ризнице этого придела хранятся превосходные облачения, утварь и другие предметы XVII века.

Стены паперти покрыты живописью, изображающею сюжеты из Священного Писания, Апокалипсиса и сочинений святых отцев.

Так, на стенах и сводах западного входа — изображения из Апокалипсиса, в западной и северной паперти — сцены из Ветхого и Нового Завета, Апокалипсиса, книги «Великое зерцало», «Песни Песней» и другие.

Иконографические композиции «Песни Песней», по словам профессора Покровского, заимствованы из Библии Пискатора. На своде северного входа изображено родословное древо русских государей от Владимира Святого до Алексея Михайловича и его детей Иоанна и Петра.

Внизу под северным приделом покоятся и сами храмосоздатели Скрипины под могильными плитами из белого камня с высеченными на них надписями вязью. Усыпальница эта обращена в часовню.

Церковь окружает красивая железная решетка, поставленная на средства потомственного почетного гражданина И. А. Вахромеева, исполненная по рисунку академика архитектуры А. А. Никифорова в мастерской «П.Тепен и сын».

По материалам сборника “Исторический очерк города Ярославля, составленный действительным членом Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевским”, изданного в Ростове в 1900 году.

Источник: http://www.veter-stranstvii.ru/dost-jar/cerkov-ijii-proroka.html

Церковь Ильи пророка в Ярославле

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города Ярославля, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена в 1647-1650 гг. на средства богатейших ярославских купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.

Братья Иоанникий Иванович и Вонифатий Иванович Скрипины — богатые именитые ярославские купцы. Скрипины были выходцами из Новгорода, переселившимися в Ярославль после захвата города Иваном Грозным. В Ярославле XVII века для предприимчивых купцов были все возможности для успешной торговли.

Скрипины торговали жемчугом, мехами, церковной утварью. Они являлись поставщиками товаров для царского и патриаршего двора. Свои товары продавали не только в Москве, но смогли наладить торговлю и с Западной Европой. Скрипины были крупнейшими скупщиками сибирской пушнины, получая от ее продажи огромные прибыли.

Несметные богатства Скрипиных вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха.

Семья Скрипиных была очень религиозна. Об этом свидетельствует сам факт строительства храма. Также известно, что брат их был иноком, а сестра схимонахиней.
На своей усадьбе Скрипины строят великолепную церковь Ильи Пророка, которая стала жемчужиной ярославской архитектуры. К завершению строительства Скрипины получили в дар от патриарха Иосифа и царя Алексея часть Ризы Господней. В честь получения святыни они пристроили отдельную церковь – придел Ризоположения.
Род Скрипиных рано угас. Нет никаких упоминаний о наследниках богатейших ярославских купцов. Из детей Скрипиных известна только рано умершая дочь Вонифатия. Нет их детей и в фамильном склепе под северным приделом храма.

На месте, где стоит храм Ильи Пророка в Ярославле, ранее стояли две деревянные церкви — холодная во имя Пророка Ильи и теплая Покрова Богоматери.

Важно

Когда были основаны эти церкви — неизвестно, но об Ильинской церкви упоминается в повести о чуде от иконы Спаса в 1612 году.

В повести говорится, что когда несли святую икону, напротив церкви пророка Ильи некий слепой прозрел «обеими очами яко никогда же сея болезни имев».

Нынешняя большая каменная церковь Ильи Пророка, как свидетельствует церковная летопись и вставленная в стену запись, сделанная славянской вязью на белокаменной плите справа от входа в храм « начата созидатися « в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святешем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».

Первоначально церковь Ильи Пророка стояла на территории усадьбы Скрипиных и вместе с ее постройками составляла единый ансамбль. По плану реконструкции Ярославля 1778 года Ильинская церковь оказалась в центре административной площади, и, замыкая перспективу нескольких улиц, стала одним из главных архитектурных сооружений города.

Эта церковь не только одна из самых красивых, но и третья по величине среди церквей Ярославля: больше нее только Успенский собор и храм Иоанна Предтечи в Толчкове. В настоящее время храм Ильи Пророка в Ярославле является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников.

Скрипины не пожалели средств на украшение церкви. Были приобретены и заказаны прекрасные иконы, сюда же братья передали и свои иконы. Все они небольшого размера, любовно собирались Скрипиными для домашней молельни. Иконы Ильинской церкви были богато украшены жемчугом и драгоценными камнями.

Не менее роскошными были и золотая и серебряная церковная утварь, златотканые облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Для освещения центрального храма служило большое медное паникадило весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый.

На колокольне поставлены были 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни. Вокруг церкви Ильи Пророка Скрипины построили каменную ограду, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников. 

Совет

Для содержания храма Скрипины «дали по душах своих и по душах родителей своих в вечный поминок в Ярославле пол семь лавок да 13 палат больших». Братья умерли, не оставив после себя наследников – Иоанникий в 1660 году, Вонифатий – в 1661. В подклете придела Гурия, Самона и Авив, в родовой усыпальнице, и были похоронены люди, подарившие Ярославлю такую жемчужину — церковь Ильи Пророка.

Завещанные Скрипиными на содержание церкви торговые места и земли в XVIII веке отошли к городу, таким образом, из-за бедности и малочисленности прихода церковь Ильи Пророка в Ярославле долгое время вообще не ремонтировалась и не поновлялась. На протяжении XIX столетия несколько раз (в 1839, 1843, 1846, 1853, 1871 годах) росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным поновлениям, в целом, не значительным. К концу XIX века церковь обветшала очень сильно.

Вот как описывает ее вид священник Николай Николаевич Пятницкий : «Храм производит грустное впечатление своим обветшанием, голуби, во всякое время года покрывавшие кровли храма, вившие бесчисленное множество гнезд на сводах и окнах и врывавшиеся в самый храм, грозили сделаться полными его обладателями».

Эта яркая достопримечательность Ярославля могла бы не сохраниться, если бы не действия ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева

И.А.Вахромеев родился в купеческой семье. Получил в наследство от отца торговое предприятие «Торговый дом хлебных товаров И. А. Вахрамеева с сыновьями». С избранием в 1881 году гласным губернского собрания, начал свою общественную деятельность. В период с 1889 — по 1908 гг. являлся последовательно основателем, казначеем и председателем Ярославской губернской ученой архивной комиссии ЯГУАК). Спонсировал издание ею научных трудов. Занимался коллекционированием и археографией; имел нумизматическую коллекцию. Неоднократно вносил средства на реставрацию архитектурных памятников.

Иван Александрович считал, что «в ряду всех прочих церквей Ярославля Ильинская несомненно принадлежит к числу самых замечательных», и этот храм стал памятником знаний, высокого художественного вкуса и особой любви Ивана Александровича.

После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В этом же году проводилось изъятие церковных ценностей.

До начала 1930-х годов церковь Ильи Пророка в Ярославле была открыта для посетителей. Затем она стала использоваться, в основном, как складское помещение.

В 1920—1930-е годы в городе необычайно активизировалась деятельность Союза воинствующих безбожников, и наиболее активные его члены начали кампанию за снос церкви Ильи Пророка.

Собрав несколько тысяч подписей, организация воинствующих безбожников обратилась в городскую администрацию с требованием убрать с центральной площади советского областного центра неподходящий храм. На его месте планировали поставить памятник борцам революции.

Однако сносу храма активно воспротивились сотрудники сектора архитектуры Главнауки П. Д. Барановский и Н. Н. Померанцев, и сотрудники ярославского музея ( в особенности исполняющий в то время обязанности директора музея Н. В. Кузнецов). Благодаря их усилиям, храм был спасен.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века.

Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А.

Егорова.

Обратите внимание

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Принадлежит Кирилло-Афанасиевскому мужскому монастырю г. Ярославля.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/324605.html

Ссылка на основную публикацию