Грех чревоугодия и борьба с ним

Причины греха чревоугодия или “Как победить обжорство”?

ПодробностиЗдоровье21.01.2018 12:00В русском языке мало слов, описывающих этот порок, и главным из них является обжорство – то есть «неумеренность и жадность в еде». Ранее в ходу было еще одно слово – чревоугодие, однако оно явно устарело, и применяется все реже, тем более, что обозначает абсолютно то же явление.

Суть его состоит в том, что человек ест гораздо больше, чем ему требуется для поддержания жизнедеятельности, причем слабо контролирует этот процесс на сознательном уровне или же получает от него такое удовольствие, что даже не хочет себя контролировать, а просто ест и ест, пока еда влезает в желудок.

 По данным статистики, жертвами этого греха стали более 4 миллионов американцев, которые едят гораздо больше нормы и обладают повышенным весом. Сколько обжор у нас в стране – дело темное, так как никто их серьезно не считал, но обилие клиник, которые занимаются снижением веса, показывает, что проблема тоже стоит остро, хоть и не так  сильно, как в Америке.

  Как-то я оказался в огромном аквапарке у Ниагарского водопада, и был шокирован огромным количеством толстяков. Уж не знаю, какой национальности они были (там были и канадцы, и американцы, и мексиканцы и афроамериканцы), но вес многих отдыхающих был явно выше центнера.

  Родственник, с которым я проводил время в аквапарке, сказал, что повышенный вес чаще всего свидетельствует о низком уровне доходов, так как бедные слои населения вынуждены покупать себе дешевую и калорийную еду, и только состоятельные люди могут позволить себе  покупать салаты и регулярно посещать  фитнес-клубы, и таким образом, контролировать свой вес в пределах разщумного.

Обратите внимание

Трудно точно определить уровень смертности, вызванной чревоугодием, так как чрезмерное потребление пищи стимулирует развитие различных заболеваний пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной и опорно-двигательной системы, однако, многие исследователи показали убедительную связь между  избыточным питанием и сокращением продолжительностью жизни людей.

Физиологическая основа обжорства – чувство голода, которое возникает при нехватке питательных веществ в крови. Когда в крови становится мало глюкозы, специальные чувствительные датчики возбуждают «центр голода», расположенный в гипоталамусе, который в свою очередь, посылает сигналы в кору мозга, включая программу по добыванию пищи.

Эта реакция закреплена на генетическом уровне, так как наши предки периодически голодали, и им нужно было наедаться впрок, чтобы не умереть. Однако для этого древнему человеку приходилось изрядно побегать по полям и лесам, чтобы добыть себе пищу, в то время как нашему современнику достаточно открыть дверцу холодильника или заглянуть в ближайшую закусочную.

В первобытные времена голод был нужен, так как не только сообщал человеку, что его «топливный бак» пуст, но и стимулировал нашего предка к двигательной активности. «Больше побегал – больше поймал», – таков был девиз эволюции, замененный в наше время на другой – «Плотней поужинал – дольше поспал».

В результате современный человек получает энергию, почти не расходуя калорий на ее добывание, а в итоге, набирает вес и получает дурную привычку к избыточному питанию. Получается, что поглощение пищи при голоде необходимо для выживания, в то же время переедание – серьезная болезнь, который укорачивает жизнь и ухудшает ее качество.

Кто же поможет нам отличить первое от второго? Врачи? Диетологи? Гомеопаты? Ответ будет простым и обескураживающим:Сколько бензина нужно автомобилю для преодоления 100 км дороги?  На данный вопрос любой водитель уточнит: «О каком автомобиле идет речь?». Малолитражке «Матису» хватит 4 литров, а КАМАЗу не хватит и 15.

И потом, по какой дороге они будут ехать, и с какой скоростью? По асфальтовому шоссе или по ухабам проселочной дороги? Точно так же и разным людям требуется разное количество пищи – в зависимости от их массы, обмена веществ, темперамента и роду деятельности.

Например, человек с повышенной функцией щитовидной железы может съедать в два раза больше пищи, чем человек с гипофункцией, а вес набирать не будет. Поэтому подсказать правильный ответ может только сам организм, если его внимательно слушать и распознавать его знаки.  Психологических причин обжорства может быть очень много.

Перечислим хотя бы часть из них:

  1. Оно может являться реакцией на стресс, скуку, плохое настроение, меланхолию, тревожность – и что-то еще. В этом случае человек как бы «заедает» не решаемые проблемы, компенсируя плохое настроение положительными эмоциями от принятия пищи. Еда становится навязчивой привычкой, то, что психиатры называют компульсивным поведением.

  2. Обжорство может являться реакцией на длительное воздержание от пищи в связи с соблюдением диеты или добровольного отказа от пищи по религиозным или косметическим причинам.

    Например, наши предки широко отмечали Масленицу, предаваясь самому настоящему обжорству, поглощая в огромных количествах блины с всевозможными начинками, после начинался Великий пост и они голодали, а на Пасху снова наедались вволю.

  3. Избыточное питание может быть вызвано примером родителей, стиль жизни которых копируется детьми с самого раннего возраста.

     Привычный стиль питания в семье определяет, какую пищу и в каком количестве будут употреблять люди, ставшие взрослыми. Как говорит известный эксперт в области снижения веса Михаил Гаврилов «самое неприятное в этой ситуации – дети, которые обычно копируют поведение своих родителей, не слова или лозунги, а именно поведение».

 
Чем плохо следовать греху обжорства Христианская религия отрицательно относится к обжорству, и это негативное отношение к людям, злоупотребляющим пищей, можно обнаружить в Библии. Мудрейший Соломон говорил: Еще более отрицательно относились к обжорству апостолы, которые призывали своих последователей ограничить прием пищи и больше предаваться постам и молитвам.

Об этом писал Лука: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Евангелие от Луки 21:34). Негативные последствия чревоугодия для здоровья, психики и социальной жизни затрагивают не только верующих, но и атеистов. Само по себе переедание, если оно не мешает человеку, не опасно.

Однако люди с этим расстройством обычно переживают из-за своих перееданий, их  мучает постоянное чувство стыда и вины, и на этой почве они подвержены риску депрессии из-за заниженной самооценки. Они чаще, чем другие, подвергаются стрессам, у них часто возникают трудности со сном, а некоторые из «обжор» имеют склонность к суицидальным мыслям. Такие люди часто чувствуют себя плохо, и из-за этого они теряют или отказываются от работы, учебы, активной социальной позиции Чувство вины у людей, уступивших своему желанию наесться до отвала, обычно сопровождаются клятвами никогда не делать этого снова. Но потом наступает очередной праздник, День рождения, или человек проходит мимо соблазнительной витрины мясной лавки или кондитерского магазина, все начинается сначала, потеря контроля над стремлением съесть побольше, а затем чувство вины и новые клятвы.

Такие повторяющиеся циклы обжорства и самобичевания могут нарушить самоуважение из-за отсутствия «силы воли», но дело вовсе не в силе воли, а в комплексном характере психологических, эмоциональных и физиологических потребностей, толкаемых человека к обжорству. Избавиться от этой навязчивой привычки можно, только поняв ее психологические корни и перестроив свои поведенческие привычки.

 

Как другие люди эксплуатируют ваш грех

Важно

Существует целая индустрия бизнеса, эксплуатирующая грех обжорства. В первую очередь, это система фаст-фуда (быстрого питания), которая работает под лозунгом «Быстро. Дешево. Калорийно».

Жареная в растительном масле картошка, котлета с булочкой + большой стакан колы – все это – классический пример «неправильной пищи», которая, тем не менее, пользуется спросом у населения, так как позволяет быстро пополнить энергетические запасы организма в условиях спешки большого города.

К сожалению, негативные последствия подобного питания не видны сразу, и поэтому не пугают человека, и он обычно не связывает избыточный вес, больную печень, плохую кожу или запоры со своим пристрастием к гамбургерам и картошкой фри.

Второй бизнес, эксплуатирующий этот грех – современные супермаркеты, куда категорически не рекомендуется ходить на голодный желудок. Если человек пренебрегает этой рекомендацией, то при виде разнообразной пищи в красивых упаковках начинает интенсивно перекладывать ее в свою корзинку, и в результате покупает гораздо больше продуктов, чем ему необходимо. А дома все это приходится есть, не пропадать же добру!

Третий бизнес – рестораны. Люди чаще заходят туда не для того, чтобы наесться досыта, а по другим причинам: на деловой обед, романтическое свидание, торжество и т.д.

И здесь задача персонала разжечь аппетит клиента так, чтобы он заказал побольше блюд.

В ход идет красивая сервировка, красивые названия блюд, изысканные деликатесы, приправы и специи, ласкающие и возбуждающие обоняние, обходительность метрдотеля и официантов.

Стратегия борьбы и общий психологический настрой

В настоящее время существует несколько видов психотерапии компульсивного переедания: когнитивно-поведенческая терапия, межличностная психотерапия, телесно-ориентированная терапия, групповая психотерапия (группы поддержки) и т.д. Некоторым людям приходится использовать медикаментозное лечение, например, антидепрессанты или ряд препаратов, снижающих эмоциональные вспышки. Иногда, люди с расстройствами питания, страдающие ожирением, прибегают к хирургическому вмешательству для того, чтобы хирургически удалить лишний жир (липосакции). Безусловно, таким образом, они уменьшают вес тела, но это не решает их внутренних проблем, из-за чего их избыточный вес через некоторое время вновь возвращается. Важно знать, что «лечение» греха обжорства нужно начинать не с принудительного уменьшения пищевого рациона, а с психологического настроя, иначе борьба с этим пороком будет сущим мучением и приведет к разрастанию внутреннего конфликта. Если вы заметили, что начали набирать вес, причем эта тенденция отмечается в течение нескольких недель, первым делом нужно выработать правильную стратегию и тактику борьбы с вредной привычкой. Прежде всего, нужно понять, что с вами происходит. Почему вы стали есть больше или двигаться меньше? Может быть, это сигналы вашего подсознания, что «не все прекрасно в датском королевстве», и вы таким образом «заедаете» свои межличностные или деловые проблемы, которые не можете решить или обесценить? Часто бывает так, что как только человек решает свои проблемы, вес тут же приходит в норму. Однако, к сожалению, бывает и иначе – если стресс был слишком продолжительным, человек настолько привыкает к своему повышенному аппетиту и лишнему весу, что даже после решения свои проблем продолжает питаться по старом, то есть употребляет больше пищи, чем ему необходимо для поддержания энергетического баланса. Поэтому обучение способности преодолевать стрессы часто помогает уничтожить «корень зла», а нахождение в жизни иных радостей, кроме обильного питания, позволяет человеку получать положительные эмоции другими способами (спорт, секс, общение, хобби). Например, Аллен Карр предлагает свой способ победить обжорство – путь наслаждения здоровым образом жизни. Он предлагал не думать о том, как тяжело переносить воздержание от пищи, а сосредоточиться на том, как замечательно быть стройным, здоровым и активным. Придумав этот способ похудения, Карр так характеризовал его: «Это не диета. Цель «простого способа» – не заставить вас терять вес, а помочь вам наслаждаться жизнью!». А вот какие  советы дает обжорам  доктор Алексей Гаврилов – автор своей методики снижения лишнего веса, проверенной на практике в течении последних двадцати лет:

  • Разделять понятия голод и аппетит, так как к избыточному весу приводит именно повышенный аппетит.
  • Распознавать и адекватно реализовывать отрицательные эмоции, которые человек ранее пытался компенсировать избыточным питанием.
  • Найти новые способы получения удовольствия, помимо вкусной еды.
  • Научиться больше любить и уважать себя.
  • Четко осознать, ради чего будет худеть человек, и что он получит, когда избавится от лишних килограммов.
  • Сформировать полезную привычку следить за своим весом и контролировать количество потребляемой пищи.

Желаю вам  есть все, что вы хотите, но в меру. Главное – не отказывайте себе в качестве пищи, ограничивая только ее количество. Диета как ограничение – глупость (если нет специфической болезни). Есть можно все, только маленькими кусочками, смакуя вкус пищи. И найдите еще дюжину новых способов получать удовольствие от жизни, помимо еды. Например, если мне  предложить выбор: хороший шашлык или часовую прогулку на роликах по парку (не говоря уже о виндсерфинге), то я выберу  последний вариант. И не потому, что боюсь потолстеть, а потому что  быстрая езда доставляет мне больше удовольствия, чем шашлык. 
  Исцеление голоданием
Ментальная детоксикацияПодробности

Источник: https://www.aum.news/zdorove/4443-prichiny-greha-chrevougodiya-ili-kak-pobedit-obzhorstvo

Монашество / Монастырский вестник

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Начальные дни Великого поста в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре ознаменованы важным событием: иноческим постригом.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Архимандрит Георгий (Шестун)

Свято-Успенский Вышенский монастырь

Патриарх Кирилл

Проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастырях (2017–2018). – М.: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви; Данилов мужской монастырь. 2018. – 160 с.: ил.

ISBN 9785891016811 © Синодальный отдел по монастырям и монашеству, составление, 2018

© Религиозная организация «Данилов ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», оформление, верстка, 2018

Варвара Каширина

16 октября 2017

Валаамский старец схимонах Агапий

Татьяна Петрова

Совет

Последнего перед закрытием настоятеля московского Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) (1876–1937) обычно в исторической литературе называют ученым монахом, строгим аскетом, столпом Православия времен гонений ХХ века. И он действительно был таким.

Особенно строгим и недоступным предстает владыка в воспоминаниях многих студентов и преподавателей в период его ректорства в Московской духовной академии. И учащиеся, и даже профессора трепетали перед отцом Ректором и даже часто недолюбливали его, считали отсталым во взглядах, жестким и высокомерным.

На самом деле это было связано больше с тем, что в тот период даже духовные школы были сильно подвержены духу революционного брожения, а владыка Феодор не пытался заигрывать с охваченной идеями «свободы» и «прогресса» «передовой» молодежью и их старшими наставниками, а будучи искренним монархистом, консерватором и традиционалистом, ярым противником насильственного изменения строя и таким же ярым приверженцем истинного святоотеческого Православия, он все свои силы отдавал на борьбу с этим разлагающим тлетворным якобы свободомыслием, а на самом деле – духом хульным и лукавым.

Протоиерей Андрей Новиков

Варвара Каширина

26 февраля 2019

На днях в пресс-центре МИА «Россия сегодня» в рамках проекта «Религия и мировоззрение» прошла мультимедийная пресс-конференция, посвященная 110-летию основания Марфо-Мариинской обители милосердия.

В ней приняли участие: викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, директор Фонда Андрея Первозванного Владимир Бушуев, настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), главный врач Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» Ксения Коваленок, директор развивающего центра для детей с ДЦП «Елизаветинский сад» Татьяна Мышатина, руководитель Группы работы с просителями в Марфо-Мариинской обители Виктория Стронина.

Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь

24 марта 2017

Троице-Одигитриевский женский монастырь Зосимова пустынь

Монахиня Макария (Огудина)

В старом Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре издательского послушания не было. Была литография, в которой более 80 сестер на больших по размеру и тяжелых по весу камнях иголками накалывали изображения – в основном иконы батюшки Серафима и Божией Матери «Умиление».

Каждый камень подготавливали в течение года, затем печатали на печатных машинах и сушили картины. В 1903 году монастырскую литографию посетила Царская чета. Большое впечатление на Высоких гостей произвела скоропечатная машина.

Царица Александра Федоровна тогда сказала: «Вам еще много понадобится!», очевидно имея в виду технические средства. Действительно, понадобилось многое, только уже в конце XX – начале XXI века. В возрожденном монастыре приобрели ризограф и с него начали типографскую деятельность.

Обратите внимание

Позже игумения Сергия (Конкова) твердо переименовала это послушание из типографского в издательское. Об основных направлениях монастырского издательства нам рассказала монахиня Макария (Огудина).

Игумения Феоксения, настоятельница монастыря Иконы Богородицы «Живоносный Источник» (Хрисопиги, о. Крит)

Элладская Православная Церковь

Вниманию читателей предлагается перевод положения «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях» Элладской Православной Церкви. Публикация осуществлена в рамках дискуссии «Положения о монастырях и монашестве» Межсоборного присутствия РПЦ МП

Каноник

Оптина пустынь

Каноник

Каноник

Каноник

Источник: http://monasterium.ru/monashestvo/2013-06-03-11-13-55/621-borba-s-chrevougodiem/

О вреде чревоугодия и борьбе со страстью

Притча о богаче и Лазаре. Икона
Фото сайта alchevskpravoslavniy.ru

Протоиерей Олег Безруких. Беседа 2. Откуда в человеке появляются греховные страсти? Зачем нужна вкусная пища? В чем суть греха чревоугодия? Вред чревоугодия. Чревоугодник грешит перед Богом. Чревоугодник наносит вред окружающим. Чревоугодник вредит самому себе. Внешние признаки чревоугодия. Средства борьбы с чревоугодием. Потребности и желания.

Откуда в человеке появляются греховные страсти?

Одни полагают, что мы такими созданы. Конечно, объедение, похотливость, жажда похвал, раздражительность, леность не одобряются в обществе, но вместе с тем снисходительно оцениваются как естественные слабости, свойственные человеческой природе. Другие объясняют причину абсурдных поступков влиянием нечистой силы.

Третьи уверены, что зарождению греховных страстей способствуют дурные обычаи, получившие распространение в обществе. Став привычными, они как заразные болезни передаются от одного к другому.

Оказавшись, например, в коллективе, где нецензурные слова и злобная брань приняты за норму, человек незаметно для себя и сам становится злоречивым.

Во всех трех суждениях есть своя правда. Опыт христианских подвижников свидетельствует, что каждый человек находится под воздействием трех источников искушений – мира, плоти и диавола.

Неслучайно угодники Божии начинали путь переустройства внутренней жизни с противодействия им: удалялись от мирских соблазнов, искушения плоти преодолевали строгим воздержанием, против диавольских наваждений вооружались постом и молитвой.

Но все же ключ к пониманию причин правильного или греховного поведения таится не в искушениях, исходящих из вне, а самоопределении человека – будет ли он потворствовать греховной страсти, или противостоять ей.

Библия возвещает нам, что в мире, созданном Богом, «все хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Даже диавол первоначально был светлым ангелом, пока самопроизвольно себя не исказил.

Вот и греховные страсти, при всей своей отвратительности, большей частью представляют собой испорченные человеком добрые свойства, дарованные ему изначально Самим Богом.

Наглядным примером тому является греховная страсть чревоугодия.

Зачем нужна вкусная пища

Бог Творец наделил человека потребностью питаться, чтобы тот в пище получал необходимую энергию для своего телесного роста, мог жить, трудиться.

Сам процесс поедания пищи и последующего переваривания имеет малопривлекательный вид, отнимает достаточно много времени, и чтобы побудить человека не отказываться от еды, Творец соединил с приемом пищи приятные вкусовые ощущения и чувство насыщения.

В чем суть греха чревоугодия

Грех начинается тогда, когда человек по сластолюбию злоупотребляет потребностью питаться и ест не для подкрепления своих жизненных сил и здоровья, а исключительно ради получения приятных вкусовых ощущений и удовольствия своего чрева. Происходит коварная подмена, меняются местами цели и средства. Вкус из средства побуждения к приему пищи становится самоцелью, а пища превращается в средство доставления приятных ощущений.

Различают три вида чревоугодия:

1) чревобесие – страсть к обжорству (прием пищи прежде времени, торопливость и неумеренность в приеме пищи);

2) гортанобесие – страсть к лакомству, гурманство;

3) пьянство.

Вред чревоугодия

Чревоугодник грешит перед Богом

Любители многоедения не мыслят жизни без возможности поглощать множество обильной и вкусной пищи. Она для них – все. Поэтому они готовы угождать чреву больше, нежели Богу.

О чревоугодниках апостол Павел метко сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3, 19). Чрево диктует им правила поведения, оскверняя чистоту души.

                                                                                                                                                          

Чревоугодник наносит вред окружающим

Ссоры из-за еды возникают уже в детском возрасте. Дети капризничают, отнимают друг у друга сладости, едят в тайне от всех, не желая ни с кем делиться. С годами это приобретает все более уродливые и опасные формы.

Сытый чревоугодник равнодушен и ленив, голодный – не остановится ни перед чем ради насыщения. В погоне за вкусовыми наслаждениями чревоугодие готово подвергнуть свою жертву немыслимым страданиям.

Важно

Например, ради острых ощущений гурмана некоторые деликатесы китайской или корейской кухни повар готовит из еще живого животного.

В поисках любых способов умножения пищи, генетиками производятся эксперименты по искусственному воздействию на наследственные механизмы растительной и животной природы, нарушающие замысел Божий о творении. И уже сейчас врачи бьют тревогу о губительном воздействии на организм геномодифицированных продуктов.

Чревоугодник вредит самому себе

Объедением человек расстраивает свое собственное здоровье, ибо «от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли», – говорит премудрый Сирах (Сир. 37, 32). Во времена Калигулы и Нерона римские патриции на многочасовых пиршествах обязаны были доказывать свое превосходство над плебсом способностью поглощать огромное количество пищи.

Наевшись «до отвала», они время от времени выходили из пиршественного зала, искусственно вызывали у себя рвоту и изрыгали всё съеденное наружу, потом возвращались к застолью и набивали желудок новой едой.  Так повторялось десятки раз.

На императорских празднествах нужно было перепробовать все блюда, не пропуская ни одного, пусть даже организм от такого извращения приходит в полное расстройство.  

Чревоугодник, требуя себе много дорогой, всякий раз новой и необычной пищи, истощает средства к жизни, растрачивает свое имущество, расстраивает всё внешнее благосостояние, доводит себя до нищеты (Притч. 21, 17).

Ни в чем не отказывая своему чреву и становясь все более тучным, он подавляет свою душевную деятельность, притупляет разум, огрубляет сердце, истребляет стыд и всякое высокое чувство, делает сердце холодным и нечувствительным к добру, дух свой порабощает плоти, опускается ниже скотского состояния, выглядит смешным в глазах других людей.

Связанные с чревоугодием грубые чувственные увеселения, непристойные песни, зрелища, пляски, шутки, смех, разжигают похоть и увлекают человека в грех сладострастия.

Внешние признаки чревоугодия

Грех проникает в нашу жизнь постепенно, чтобы не вызвать с нашей стороны решительного и своевременного отпора.

Чревоугодие, предлагая душе сделать то одно, то другое маленькое послабление для плоти, незаметно шаг за шагом захватывает господствующее положение в душе.

Если мы не хотим допустить тиранического господства плоти над духом, то по некоторым внешним признакам можем заметить начинающееся зарождение этой греховной страсти.

– Желание постоянно что-то есть.- Ночные пиршества в одиночестве (тайноедение).- Склонность к уменьшению физических нагрузок, сокращение пешей ходьбы, уклонение от выполнения домашних дел.- Увеличение веса более чем на 5% в течение месяца.- Одышка при подъеме на 4-й этаж в среднем темпе.- Частые периоды плохого настроения.

– Чувство бессилия от невозможности победить начавшееся ожирение.

Средства борьбы с чревоугодием

К сожалению, сегодня многие, даже поняв всю пагубность греха чревоугодия, пытаются бороться лишь с внешними его следствиями – потерей хорошей физической формы. Их внимание остается устремленным к телу, а не к очищению сердца от страсти, которая продолжает там гнездиться, препятствуя жизни души.

Для того, чтобы властвовать над чревом, а не быть его слугой важно:

1. Прибегать к помощи Божией в молитвах, Таинствах Исповеди и Причащения.

2. Понимать маловажность, кратковременность и ничтожность удовольствий от объедения.

3. Помнить о худых последствиях этого порока, как в земной жизни, так и в будущей.

Совет

4. Осознать необходимость и пользу воздержания, пережить опыт радостного господства духа над плотью, соблюдая посты Православной Церкви.

5. Приучить себя к умеренному употреблению самой простой пищи и к отказу от дорогой, лакомой еды; избегать пиршеств и любых поводов к невоздержности.

Потребности и желания

Необходимо различать потребности человека и его желания. Потребностей у нас не так уж много. Главные телесные потребности – дыхание, питание, утоление жажды. Желаний же человеческих невозможно сосчитать.

В чем тут дело? Дело в том, что каждое желание – это один из способов удовлетворения потребности. Потребность одна, а способов ее удовлетворения может быть сколько угодно. Когда, например, у грудного младенца возникает потребность в пище, мать кормит его своим молоком.

Ребенок подрос, мать начинает прикармливать его соком, кашей.

С годами в нашем житейском опыте накапливается очень много способов удовлетворения потребности в пище и питье.

И когда появляется чувство голода, тысячи желаний разрывают нас на части: хочется супа, борща, ухи, пельменей, котлет, колбасы, шашлыка, жареной рыбы, жареной картошки, картофельного пюре, каши гречневой, перловой, манной, гороховой, молока, компота, кофе, чаю, морса, просто воды и т.д.

и т.д.  И бывает очень трудно сделать между ними правильный выбор – съесть ту пищу и в таком количестве, чтобы утолить голод без вреда для здоровья и чрезмерного пресыщения.

Православные подвижники с помощью поста сводили к разумному минимуму количество своих желаний.

Многие из них обходились простым хлебом и водой, свидетельствуя, что для поддержания телесной жизни требуется совсем немногое.

Обратите внимание

Впрочем, преподобный Иоанн Лествичник рекомендовал не отказываться от некоторого разнообразия в пищи, но употреблять ее умеренно. Этим советом богомудрого старца мы и завершим нашу беседу.  

Протоиерей Олег Безруких, кандидат богословия,
преподаватель отделения теологии ЛГПУ

Источник: http://mitropolia-lip.ru/journal/stati/o-vrede-chrevougodiya-i-borbe-so-strastyu

Как избавиться от чревоугодия

Первым звеном греховной цепи является чревоугодие. Многим оно кажется лишь слабостью, не внушающей большого опасения, да и что последствия данного греха, словно струпья от проказы, проявляются вовсе не сразу, а по прошествии нескольких лет.

Нужно помнить, что, после Адама совершившего грех, нарушилась гармония души с телом у человека. Ведь тело является лишь инструментом души, а еще органической частью человеческой личности. И оно превратилось в субстрат для страстей с похотью. Тело должно быть рабом духа.

Но, ни в коем случае тело не должно повелевать человеком, его душой. В идеале должен быть балансе между духом, душой и телом.

Чревоугодие

Что такое человеческое тело

Тело можно назвать злым другом и добрым врагом. Без тела не сформируется личность человека. Без тела дух с душой не смогут проявить себя во внешний мир посредством слов и деяний. Лукавая плоть готова в любой момент предать душу Дьаволу, чтобы получить низменные наслаждения. Это, словно Иуда за три десятка сребреников на смерть продал своего Учителя.

Тело является очень коварным спутником души на сложном пути ее к царству небесному. оно то покорно следует за духом, то наоборот, старается увлечь его на широкую и выложенную камнем дорогу, что ведет к вечной смерти. Как вариант, можно даже сравнить душу и тело с неким всадником на диком коне.

И едва всадник чуть ослабит удила, как конь помчится туда, куда глядят его глаза, в результате чего оба свалятся в ближайшую яму. 

Человеческое тело!!!Важно!!!

Чревоугодие по своей сути является победой тела над духом. Это своеобразное широкое поле, где буйствуют разные страсти. Можно говорить о нем, как о первой ступени отвесной и скользкой лестницы, которая ведет прямиком в преисподнюю.

Чревоугодие – это грех

Чем плохо чревоугодие

Чрево, едва оно отяжелеет от пищи, начинает погружать ум в некую мрачную пучину дремоты, делая его ленивым и даже тупым. Чревоугодник теряет возможность глубоко и точно мыслить или рассуждать о чем-то духовном.

Его чрево, словно огромная свинцовая гиря, начинает тянуть оземленную душу прямо вниз. В особенности остро ощущается таким человеком его немощь во время молитвы. Ум никак не может вникнуть в святые слова, словно тупой нож не режет хлеб.

В таком смысле чревоугодие можно считать постоянным предательством своей молитвы. 

Чем плохо чревоугодие!!!Важно!!!

Следует также отметить, что чревоугодие, как и любой грех, омрачает интеллектуальные и даже творческие силы того, кто ему предается. Практически никто из выдающихся людей, будь они поэтами и художниками, не отличался в свое время чревоугодием, даже не имел тела, которое бы напоминало пивную бочку.

Обжорство

Решение похудеть

Нередко бывает и так, что чревоугодник, который уже сильно устал от груза своего собственного тела, которое его доводит до одышки и до изнеможения, решает худеть. Его изнуряет необходимость постоянного преодоления преграды в виде размера собственного живота, например, когда нужно нагнуться и поднять с пола вещь или даже банально завязать себе шнурки на туфлях.

Тогда логично, что он решает объявить войну и победить беса чревоугодия путем уничтожения, как врага, собственного жира. Такой человек будет выписывать диеты из модных журналов, и даже объявляет всем своим друзьям и близким, что вскоре его фигура заметно уменьшится в объемах.

Но, такой чревоугодник, едва садится на диету, оказывается, как бы в роли гладиатора, который безоружным вступил в схватку с огромным, диким зверем. Сначала, первые минуты он сопротивляется, но потом падает, в клочья растерзанный когтями или клыками страшного хищника.

Поначалу чревоугодник будет придерживаться строгой диеты и смотреть на окружающих почти что победоносно, но потом желание поглощать пищу возьмет свое и он будет, как и раньше, усердствовать в еде. 

Решение похудеть

Есть ли определенные виды этого греха или его направления?

В чревоугодии условно можно различить два пристрастия: чревобесие и гортанобесие.

Чревобесие

Чревобесие по своей сути является ненасытным желанием пищи, своего рода агрессией тела, направленной против души.

То есть, постоянное домогательство со стороны чрева, которое то и дело требует от человека постоянного употребления пищи. Такое можно сравнить с безумием чрева, которое поглощает любую пищу без разбора.

Желудок у такого человека будет подобен мешку, в который скупой хозяин пихает без разбора все вещи, после чего едва может волочить за собой ненужный груз.

Чревобесие

Гортанобесие

Гортанобесие является постоянным желанием лакомой или изысканной пищи, то есть, это сладострастие гортани.

Проще говоря, человек должен кушать, чтобы иметь возможность жить, но, этот человек живет для того, чтобы есть.

Он заблаговременно составляет свое меню, уделяя яствам слишком много внимания и тщательно их выбирая. Он на лакомства тратит почти все деньги, словно игрок проигрывает в азарте свое состояние.

Гортанобесие

Тайноядение

Есть и другие типы чревоугодия, как, например, тайноядение – это стремление скрывать свой порок. Раноядение заключается в том, что человек, только проснувшись, тут же принимается за пищу, еще до того, как начнет испытывать чувство голода.

Порочно и поспешное ядение, при котором человек старается очень быстро наполнить желудок и глотает пищу, даже не разжевывая ее, как индюк. Греховным считается несоблюдение постов, а еще употребление по своей похоти гортани разных вредных продуктов.

Древние аскеты вообще считали грехом чревоугодия даже чрезмерное выпивание воды.

Тайноядение

Как же избавить себя от чревоугодия?

Святые отцы рекомендуют сначала ограничиться употреблении пряной или раздражающей аппетит еды. Затем сделать себе ограничение в сладкой и услаждающей гортань еде. Потом можно уже отказываться от жирной и утучняющей тело. Кушать надо неспешно, так будет скорее появляться ощущение насыщения.

Рекомендации Святых отцовСовет

Вставать после трапезы надо в состоянии, когда первый голод уже утолен, но человек все еще ощущает жажду пищи. Раньше даже был обычай молча трапезничать. Любые посторонние разговоры будут отвлекать внимание, а человек, который увлекся беседой, скорее всего, машинально скушает все, что есть на столе. Хорошо бы также во время еды про себя читать молитву.

Главное не переедатьВывод:

Можно говорить о том, что грех чревоугодия является постепенным поеданием тела души, а результатом этого является то, что в человеке постепенно меркнет небесное и духовное начало, а он превращается в слепую плоть. Чтобы избавиться от чревоугодия, необходимо отказаться от пряной и раздражающей аппетит пищи, ограничить употребление сладкого. И запомните одно правило – вставать из-за стола нужно с легким чувством голода, тогда чревоугодие не страшно.

О чревоугодии

Источник: http://www.xn--80abere2d2dza.xn--p1ai/kak-izbavitsya-ot-chrevougodiya

Как в религии предлагают побороть в себе грех чревоугодия?

Хороший грех) Но пользы душе он на деле конечно не приносит.Как и остальные грехи.То наслаждение которое мы получаем от грехов, носит ложный характер.

И так, грех чревоугодия.

Грех этот, является одним из 7 грехов смертных

Вот они.Эти грехи

7 смертных грехов

Побеждаются эти грехи, добродетелями.На каждый грех, есть своя добродетель.Способ борьбы, с грехом сим.

О грехах и добродетелях, читаем тут

Добродетель которой можно победить грех чревоугодия (обжорства) есть терпение.Воздержание.

Как победить грех чревоугодия?

(Советы священника)

С выпивкой и курением(а уж тем более наркотиками) уже сложнее.Потому что ясное дело, что это все на много хуже.И это все свидетельствует о значительно более серьезном влиянии тьмы.А значит и глубине самого греха.

(Тут уже не лишним будет и в монастырь уйти, на годик другой)Бороться тут надо опять-таки воздержанием.То есть да, именно заставлять себя не пить и не курить.Особенно это касается религиозных постов.На них, воздержание должно быть на много строже.

В особенности это касается Великого поста в православии и особо, страстной седмицы.Той недели, что последняя перед Пасхой.

Так же молится нужно.От искушений и злых сил.Как почувствовали желание согрешить, сразу к иконам и молится.И просить Бога, что бы помог побороть тягу греховную.И молимся.Хоть целый день.Пока не полегчает.А полегчать должно.Если молится искренни и от сердца.Так же не забывать посещать храм и обязательно исповедоваться.

Это надо вообще делать как можно чаще, что бы грехи не копились.Если их скопится много,Высшие силы (в том числе и ваш ангел-хранитель) могут отвернутся от вас.И еще хуже, Высшие силы могут прогневаться и наказать за вашу греховность.Каждый грех замечается с выше и наказывается.

Поэтому конечно всегда стоит хорошо подумать, прежде чем согрешить

Осознание греха, помогает в борьбе с ним.

Но важно не только осознать свою греховность, но и ощутить искреннее раскаяние в ней.Любой грех, снимается борьбой с ним и искренним покаянием.Раскается надо как следует и любой ценой, избегать в последствии этого греха.Как-бы не было бы это нудно и тяжело.Что бы грех простился, его обязательно надо исповедовать.

Важно

У любого греха, есть еще и психологические причины.Например обильной едой, алкоголем и курением, люди могут избавляться от стресса.То есть причиной этого греха, может быть банальный стресс.

Стресс, усталость, недовольство собой, жизнью и обстоятельствами.Стоит подумать над тем, что именно вызывает желание все это делать.Необходимо проанализировать как следует свою жизнь и внутренние состояние.

И подумать над тем, что стоит сделать что бы изменить то, что беспокоит и не нравится.

Что может помочь здесь

  • Осознание греха
  • Искренне раскаяние в нем
  • Исповедь и причастие
  • Воздержание, терпение, сила воли и самоконтроль
  • Молитвы и регулярное посещение храма
  • Поиск какой-либо альтернативы тому с чем хотим бороться
  • Возможно временное отшельничество или уход в монастырь

(Но на это силу духа иметь надо соответствующую и осознанность)

Желанием, усилием воли и постоянной работой над собой, можно победить любую зависимость.В том числе и греховную.Хотя без искренней веры, это может быть очень сложно

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1866364-kak-v-religii-predlagajut-poborot-v-sebe-greh-chrevougodija.html

Как избавиться от чревоугодия молитва

Детальное описание из нескольких источников: «как избавиться от чревоугодия молитва» – в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Содержание

  • 1 Молитвы о чревоугоднике и при чревоугодии
  • 2 Форум Крестильное.ру
  • 3 Православные иконы и молитвы
  • 4 Грех чревоугодия: молитва, как избавиться
  • 5 Православные молитвы от чревоугодия
  • 6 Народный целитель Виктория
  • 7 Молитвы которые совершаются перед и после вкушения пищи.
  • 8 Молитвы перед вкушением пищи:
  • 9 О страсти чревоугодия
  • 10 Оптинские старцы писали о страстях чревоугодия, винопития, и курения, давали советы о борьбе с этими страстями.
  • 11 О чревоугодии.
  • 12 Иногда стариц Амросий говаривал кратко, но метко:
  • 13 Народный духовный целитель ВИКТОРИЯ.
  • 14 Добро пожаловать на мой сайт. celitel.kiev.ua
  • 15 Моя методика – искренняя молитва к Богу, Пресвятой Богородице, и ко всем святым, за тех, кто обращается ко мне за помощью. Не ворожу не гадаю
  • 16 Принимаю лично, и дистанционно, желающим с других городов
  • 17 Телефоны в Украине.
  • 18 +38(067)-715-91-12
  • 19 E – mail/ почта : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Тайная молитва для неумеренных в питании

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове.

Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая.

Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси.

Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие.

Совет

Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих.

Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Форум Крестильное.ру

Объявление

Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /home/users/b/bochvar/domains/krestilnoe.ru/forum/userstats_track.php on line 332

  • Форум
  • »  Общие вопросы о православной вере
  • »  Как победить чревоугодие

#1 2013-08-08 18:41:01

Как победить чревоугодие

Решил поднять эту тему на форуме не случайно. Если честно, никогда не думал, что эта страсть так сильно меня скрутит и я уже просто не знаю, что делать.

Я и каюсь, и прошу молюсь об избавлении от чревоугодия, но все никак. Стыдно признать, но просто не хватает воли что ли. Вот решил прибегнуть к всенародному “бичеванию”, может это поможет. Или ваши советы.

Может, кто-то сталкивался с такой же проблемой. Буду рад вашим советам!

#2 2013-08-09 11:16:06

Re: Как победить чревоугодие

Михаил, добрый день. Вы молодец, что подняли такую важную тему, что осознаете, что поглащены этой страстью. А это уже немало. Я пре

длагаю, сначала более глубже вникнуть в само определение этого греха. Что мы называем чревоугодием. У многих святых есть суждения по этому поводу, но мне очень понравилось высказывание архимандрита Рафаила (Карелина), он не святой , но очень мудрый священник, вот, что он пишет:

“В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. …

Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды.

#3 2013-08-09 11:25:01

Re: Как победить чревоугодие

Архим. Рафаил (Карелин):

“Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов.

Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве.

Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях.

Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Обратите внимание

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения.

Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе.

Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву”.

#4 2013-08-11 20:54:05

Re: Как победить чревоугодие

Михаил, можно читать вот эту Тайную молитву:

Тайная молитва для неумеренных в питании

(читается устно после молитвы на принятие пищи)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

#5 2013-08-18 14:01:38

Re: Как победить чревоугодие

Михаил, мне кажется, что пост , как раз очень хорошее время для борьбы с этих грехом. Да, иногда так бывает, что рот просто не закрывается. Ешь все и без разбора. Кстати, можно еще сходить к доктору, вдруг у вас что-то с желудком или поджелудочной, тогда бывает так, что постоянно кушать хочется. Или просто нервное расстройство так проявляется

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Грех чревоугодия: молитва, как избавиться

Источник: https://xn—-ctbkalephobdgkd1al8m8c.xn--p1ai/kak-izbavitsya-ot-chrevougodiya-molitva/

Чревоугодие: бешенство, рождающее другие страсти – Православный журнал “Фома”

Когда говорят, что во многом сам уклад современной жизни, современного потребительского общества противоречит важным христианским установкам, то в подтверждение этой радикальной казалось бы мысли достаточно привести окружающее нас кулинарное изобилие.

Я имею в виду множество продуктовых магазинов и супермаркетов, которые на каждом шагу попадаются в современном мегаполисе, изобилие кулинарных изданий и шоу по телевидению. Кулинарные журналы и шоу учат вкусно готовить что-нибудь эдакое, а магазины стараются предложить максимальное изобилие еды.

Маркетологи напряженно думают над тем, как заставить нас покупать все новые выбрасываемые на рынок продукты, и происходит все более возрастающий круговорот денег и товаров в обществе. И, казалось бы, все довольны.

Но правильно ли это – с христианской точки зрения?

Наверняка многим мои слова покажутся каким-то малопонятным ворчанием на пустом месте, своего рода брюзжанием смутного сознания.

Действительно, что же плохого в том, чтобы вкусно поесть? Однако одно дело отметить какое-нибудь радостное событие в жизни праздничным застольем, а другое дело – когда без вкусной еды ты уже не можешь жить ни дня. Это уже настоящая зависимость, и на языке христианской аскетики она называется страстью чревоугодия.

Материал по теме

Пост как «день сурка»

«Если бы кто-нибудь послушал разговор этой компании, то решил бы, что очутился среди кулинаров высшей поварской школы или на курсах продавцов гастрономических магазинов»

Удивительно и поучительно то, что отцы Церкви именно чревоугодие считали той начальной страстью, не поборов которую вообще бессмысленно бороться и с другими страстями.

Вот что по этому поводу говорил, например, Иоанн Кассиан Римлянин:

«Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, когда она загорится, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия. Чистота внутреннего человека распознается по совершенству сей добродетели.

Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить в борьбе с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшими в легкой схватке.

Итак, первою нам надо попрать похоть чревоугодия. Таким образом, подавление плотских вожделений оказывается неким солиднейшим основанием всех браней. Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается».

(Иоанн Кассиан Римлянин. «Обозрение духовной брани»)

Таким образом, в христианской аскетике среди восьми главнейших страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость) именно победа над чревоугодием считается тем начальным этапом, без которого вообще бессмысленно говорить о какой-либо дальнейшей борьбе со страстями. Пусть страсть к еде и более слабое вожделение по сравнению с гневом или тем более гордостью. Но как можно надеяться на победу над более сильным соперником, если не можешь одолеть даже слабейшего? Ведь «кто не законно сражается, тот не венчается».

С другой стороны, тут, конечно, масса нюансов. Как говорит тот же Кассиан Римлянин, тут не может быть поставлено одинаковое для всех правило. «Не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одной силой души, но должна соизмеряться и силой тела». Поэтому «мера воздержания должна быть определена судом совести каждого».

Святые отцы были на самом деле очень проницательные психологи, они хорошо разбирались в самых тонких движениях души. Любопытна их классификация видов чревоугодия, которое они подразделяли на три основные разновидности. Во-первых, это неспособность придерживаться определенного режима приема пищи и прием еды раньше определенного срока.

Во-вторых, это чрезмерное насыщение и переполнение живота, прием пищи в количествах, превышающих то, которого требует нормальное самочувствие. И, в третьих, это страсть к изысканным и приятным яствам, к чрезмерному разнообразию и изысканности еды.

Важно

Поэтому вступивший в борьбу с чревоугодием должен, «во-первых, ожидать уставного времени разрешения на пищу; потом, не поблажать пресыщению; в-третьих, довольствоваться простой какой-нибудь и дешевой пищей».

Кроме того, святые отцы считали, что чревоугодие в каком-то смысле порождает все остальные страсти. То есть, пресыщение чрева порождает блудные мысли, а блуд занятие в общем-то затратное, и в душе зарождается сребролюбие. А когда блуд и деньги не приносят истинного счастья, в душе начинают бушевать печаль и гнев.

Интересно, что древнегреческое слово «чревоугодие» – γαστρομαργία – по-русски дословно означает жадность, похоть, ярость или даже бешенство живота, чрева.

То есть, получается, что в каком-то смысле чревоугодие – это бешенство живота, которое рождает другие страсти.

И укротить его – и значит положить самый первый, начальный кирпич в дело собственного спасения.

На заставке фрагмент фото flickr.com/icedsoul

Источник: https://foma.ru/chrevougodie-beshenstvo-rozhdayushhee-drugie-strasti.html

Ссылка на основную публикацию