Есть ли душа у животных?

Православие — есть ли душа у животных

Многих верующих людей интересует вопрос есть ли душа у животных. Ведь наверняка каждый, кто держал в своем доме любимца знает, как тяжело его терять.

И каждом бы хотелось, попав в рай встретить там своего любимца. Нужно сказать, что мнение на этот счет не однозначное. Одни священники утверждают, что она есть у животных, а другие говорят, что нет.

Что об этом говорить нам Библия попробуем разобраться ниже.

Есть ли душа у животных по Библии

Понятие душа каждый трактует по-своему. Те, кто верит в Бога понимают это слово как сознание, эмоции, характер. Для многих верующих люде душа означает еще и связь между жизнью и ожидаемой вечностью. Но эти понятия больше касаются человеческого существования.

Те, кто хоть раз держал животное на руках тоже скажет, что ему свойственные такие же эмоции как и человеку. Но это не совсем так. Да, животные также понимают и имеют свои эмоции, имеют индивидуальный характер.  Конечно, у них есть наличие души, но согласно Библии, она по отличию от человеческой является разрушимой. То есть, после того как животное умирает — его душа умирает вместе с телом.

Уже на первых страницах Библии говорится о творении мира. Впервые понятие души встречается тогда, когда рассказывается о творении рыб и птиц. После чего идет повествование о том, что земля производит души животных. Потому на вопрос «Есть ли душа у животных?» православие дает утвердительный ответ, да она есть, но вот что происходит с душей после смерти, Библия однозначного ответа не дает.

Куда девается душа животного после гибели

Как уже упоминалось выше, куда попадают души животных после смерти православие не дает однозначного ответа. Но несмотря на это, все же некоторые священнослужители высказывают свое мнение на этот счет. Например:

  • священник Василий Великий упоминал в своих летописях о том, что душа бессловесных является единой, поэтому после не смотря на то, если при жизни каждый является индивидуальностью после смерти души животных восходят к единой общей живой душе;
  • святитель Филарет Московский, чья молитва оберег на каждый день известна каждому христианину, объясняет такое явление тем, что человек совокупляет в себе жизнь растений и животных. Он просто не может без них существовать, поэтому отечественные святые писания очень часто называют человека таким понятием как «человек малого мира». Согласно трактовки Филарета душа животного не просто растворяется в небытие, а переходит в новую, человеческую жизнь.

Мнение церкви

Как известно, в православной религии существует традиция, согласно которой после того как умирает человек, принято делать поминки по усопшему на 9 и 40-й день. Делается это для того, чтобы молитвами заступится за усопшего перед Богом. Но когда умирает кошка, собака или любое другое животное такой традиции нет.

Исходя из этого можно сказать, что православная церковь не совсем принимает мнение о том, что душа животного все же существует. Но среди православных верян существует мнение, что душа умершего животного поселяется в доме, где он жил при жизни. В таких случаях они могут мучать своего хозяина различными неприятностями под видом духов умерших.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/pravoslavie-est-li-dusha-u-zhivotnyx/

Есть ли душа у животных по Библии

Люди, у которых есть домашние животные, неоднократно сталкивались с тем, что их питомцы, будь то кошки или собаки, в силу определенных ситуаций тоже способны выражать свои чувства. А раз есть чувства, то и на вопрос есть ли у животных душа можно ответить положительно?

Да, многие сейчас скажут, что это инстинкт.  Придя домой, вы, возможно, застаете, голодного питомца. И он радостно побежит за пакетами с едой на кухню вовсе не потому, что рад видеть хозяина, а от предчувствия лакомства. А как же быть с их слезами? Давайте разбираться.

Что говорит Библия

В православном мире считается, что душа у животных конечно есть. Ведь, если начать читать Библию, а именно книгу Бытия, то практически в самом ее начале идет повествование о сотворении мира. Первыми появились рыбы и птицы. А затем земля произвела души животных.

Но душа животного отличается от души человека. Человеческая душа вечна. Он получил ее от Бога. А душа животного находится у него в крови, и поэтому живет и умирает, то есть разрушается вместе с ним.

Христиане поминают усопшего на 9-й и 40-й день смерти. Это делается для того, чтобы попросить у Бога лучшей вечной жизни для умершего. Для животных таких ритуалов нет. Это еще раз говорит о том, что православная церковь отвергает вечную жизнь души животных.

Есть люди, которые оберегают и заботятся о братьях наших меньших. Порой они признаются, что любят своих питомцев даже больше, чем людей. Церковь считает это грехом, так как человек изначально по Библии наделен любовью с лихвой. И эта любовь должна быть всецело направлена на его семью и окружение.

Но в условиях современного мира человек с активной жизненной позицией стал реже обзаводиться семьей. Порой самым близким другом является домашний питомец, который ждет его дома и любит. У одного это кошка, а у другого собака. Поскольку век домашних животных очень короток, многих интересует вопрос, куда деваются их души после смерти.

Хочется отметить тот факт, что кошек с испокон веков в христианстве считают «чистыми» животными. Им позволено находится в доме хозяина, спокойно разгуливать по церкви и даже спать у алтаря. В противовес этому, собаки должны только сторожить дом. Но такое разграничение Библией не подтверждается. Так уж повелось.

Куда попадают кошки после смерти?

Современная наука всячески опровергает существование иного мира. Но в таком случае давайте вернемся к истории Древней Греции. Именно оттуда происходит слово «душа», а точнее ее перевод. На греческом языке оно гласит «психи». Соответственно психика – это душа. И как объяснить тогда сегодняшнюю новомодную профессию зоопсихолога?

В свое время даже Эйнштейн сказал, что чем больше он познает мир, тем больше начинает верить в Бога. И с ним соглашаются многие именитые в науке люди, считая, что душа любого живого существа является некой аурой, энергетикой, обладающей определенной электромагнитной силой.

Поэтому, можно полагать, что душа, в том числе и кошек, воссоединяется с электрическим полем нашей планеты или даже Вселенной. И еще, как быть с тем фактом, что зачастую на иконах святых можно увидеть животных?

Что касается того, куда уходит душа собаки после смерти, опять однозначного ответа нет. Существует старая притча о собаке и его хозяине.

Обратите внимание

После смерти хозяина собака истосковавшись по нему, умерла от горя. И оба они встретились на небесах у ворот Рая. Но над воротами висела табличка, говорящая о том, что с собаками туда входить нельзя. Хозяин, погладив собаку, пошел с ней дальше и увидел другие ворота. Рядом сидел старец. Он распахнул перед верными друзьями ворота и сказал: — «Добро пожаловать в Рай, а то был Ад».

Так же существует мнение, что если при жизни собака общалась с человеком и жила рядом с ним, она из-за общения с бессмертной душой человека, тоже приобщилась к вечности. И возможно, в другом мире они обязательно встретятся.

То есть, собака, изначально появившаяся на свет с душой (разрушаемой), которая находится у нее в крови, в следствие общения с человеком обогатит свою душу. Таким образом, получится  «общая душа», которая соединится с душой человека. Но в случае, если собака жила без хозяина, была бродячей и бездомной, то ее душа присоединится к «общей собачьей душе».

А приходилось ли вам когда-нибудь слышать про ангелов-животных? Существует поверье, что животные, которых вы любили, которые были с вами длительное время, становятся ангелами и оберегают вас.

Собаки и кошки после своей физической смерти настолько связаны с вами невидимым поводком любви, что просто не могут покинуть вас.

Люди способные заглянуть «за черту» утверждают, что с легкостью могут сказать какой домашний питомец был у сидящего перед ним человека. Поскольку их дух присутствует рядом с хозяином. И многие, в самом деле, признаются, что чувствовали присутствие своего давно умершего кота или собаки.

Очень жаль, что животные живут очень мало. Но, несмотря на это, они оставляют в наших сердцах глубокий след и приятные воспоминания о них греют нам душу.

Источник: https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/est-li-dusha-u-zhivotnyh.html

Научный подход: есть ли у животных душа?

Есть ли у них душа и куда они попадают после смерти? Что говорит об этом Библия и святые отцы? Кто из животных равен человеку? И почему нужно любить «братьев наших меньших»? Разбираемся вместе с диаконом Ильей Кокиным в его новой книге «Страх возводит стены, любовь строит мосты».

По мысли святого Максима Исповедника, человек должен был превратить весь мир в один большой райский сад. Вот еще одно важное противопоставление — человек и мир природы. 

Кто мы друг другу? Стоит ли человек особняком по отношению к другим обитателям земли, или между нами и животными гораздо больше общего, чем мы привыкли думать? Вы спросите, как это связано с темой любви? Все просто: если животные, растения и все прочее на земле — это лишь вещи, умеющие ходить, мурлыкать, распускаться красивыми цветами, но все же вещи, то тогда их не нужно любить, ими можно пользоваться. 

Важно

В таком случае мы не «твари дрожащие, мы право имеем». Но если у всего этого есть душа и чувства, тогда окружающий мир достоин нашей любви.

Конечно, поначалу люди не считали себя какими-то особенными, наоборот, человек ощущал свою глубокую родственную связь с окружающим миром, отдельные животные и растения почитались как тотемические предки человека. Более того, на раннем этапе истории наблюдается религиозное поклонение животным, их буквально нечеловеческой силе.

Но вот наступает так называемое «осевое время» (VIII–II вв. до Р. Х.), на земле нарождается философия. Физическая сила, в которой человек явно уступает многим животным, перестает почитаться, в цене резко поднимается разум.

Все, что ассоциируется с животным миром, начинает восприниматься как нечто грубое и низменное.

Потом еще проходят века, и среди ученых все больше становится тех, кто верит, что человек не какое-то «особое творение Божие», а всего лишь потомок обезьян.

Впрочем, любая гипотеза должна подкрепляться экспериментально. И вот в начале ХХ века возникла идея научить обезьян человеческой речи. С точки зрения эволюционистов, затея вполне разумная — немного подтянуть предпоследнюю ступень эволюции к последней.

Однако эти попытки потерпели неудачу, речевой аппарат обезьян оказался не приспособленным к членораздельной речи. Но ученые не сдавались, и в 60-е американским антропологам Аллену и Беатрис Гарднер пришла в голову потрясающая мысль — научить обезьян языку жестов (в дальнейшем подобные эксперименты проходили в разных странах мира).

И вот здесь ученых ждал настоящий успех — обезьяны осваивали человеческую речь

Первой такой обезьяной стала шимпанзе Уошо, за свою жизнь она усвоила около 350 слов, а с таким словарным запасом вполне уже можно общаться, что, собственно, и наблюдалось. В тех случаях, когда в эксперименте участвовала группа обезьян, ученые с удивлением наблюдали, что они общаются между собой на языке жестов и сами обучают этому языку своих детей.


Шимпанзе Уошо и Беатрис Гарднер

Но и это еще не все. Некоторые обезьяны показывали результаты, которых ученые от них никак не ожидали, — они придумывали новые слова, то есть обнаружили способность к творчеству.

Совет

Например, та же Уошо сама придумала жест, обозначающий слово «прятать», а шимпанзе Люси придумала несколько слов, комбинируя уже известные ей слова.

Так, для обозначения арбуза она соединила вместе два слова: «пить» и «фрукт» (получилось «пить-фрукт»), а цитрусовые она стала называть «запах-фрукт».

Все та же Уошо однажды обиделась на смотрителя, она просила у него воды, но смотритель не стал исполнять просьбу обезьяны (ох уж этот человеческий снобизм!). Тогда Уошо назвала его «Грязный Джек».

Что тут удивительного? А то, что прежде обезьяна знала лишь буквальное значение этого слова — «испачканный», но она каким-то образом поняла (?!), что этим словом можно обидеть человека.

Что она и сделала.

Еще более впечатляющих результатов достигла американская горилла по кличке Коко. Ученые утверждают, что она знала более 1000 слов и понимает около 2000. Эта обезьяна удивила ученых своим чувством юмора.

Однажды Коко заявила, что она «хорошая птичка» и умеет летать, а потом призналась, что это была шутка. Горилла оказалась более изобретательной и в обзывательствах.

Когда горилла Майкл оторвал ногу у ее тряпичной куклы, он тут же узнал о себе от Коко, что он «грязный плохой туалет».


Горилла Коко и ее котенок

Конечно же, все эти примеры не лишают человека звания «Самого умного», ведь обезьяны никогда не напишут стихов и не изобретут новый вид транспорта. Да, мы по-прежнему самые умные, но все-таки не единственные разумные существа на земле. Граница между нами и животными оказалась намного тоньше, чем мы думали.

Обратите внимание

А что обо всем этом говорит Библия? Справедливости ради скажем, что человек в Библии превознесен над прочими созданиями. Единственный, о ком Писание говорит как об образе Божием, — это человек.

Читайте также:  Спасо-преображенский собор в чернигове

Да, Адам не нашел среди животных никого равного себе, хотя бы просто кого-нибудь, с кем можно было бы поговорить (Адам не догадался поговорить с обезьянами на языке жестов).

Нередко христианские авторы, вслед за античными философами, отказывали животным не только в разуме, но и вообще в наличии души. Отсюда установка подавлять и даже «умерщвлять» в себе все животное, неразумное.


Фреска: Адам дает имена животным

Наша цель не убить в себе животное, а приручить его, раскрыть его потенциал. Если покопаться в христианской литературе, можно найти одно стройное объяснение природы наших взаимоотношений с окружающим миром. Честно говоря, святых не очень интересовал этот вопрос.

Они много рассуждали о Боге, еще больше — о человеке, но не так уж много о мире, который сотворил Бог и в котором обитает человек.

Так вот одним из таких немногих исключений является рассуждение святого Феофана Затворника — примечательно, что пишет он об этом не в одной из своих книг, а в частном письме.

Святитель предлагает своему собеседнику учение о мировой душе. Весь мир одушевлен, утверждает святой.

Душа есть у человека и у животных (животная душа), душа есть у растений (растительная душа), даже у камней есть душа (химическая душа).

Важно

Ведь кажется, что камень — это кусок мертвой материи, но это вовсе не так, если проникнуть в его природу, выяснится, что в нем осуществляются миллионы, миллиарды атомных взаимодействий — там жизни больше, чем в метро в час пик!

Так вот, возьмем, к примеру, какую-нибудь гориллу.

По рассуждению святителя Феофана, души всех горилл восходят к общей душе (и после смерти возвращаются туда), а родовые души горилл, макак, шимпанзе и прочих восходят к общей обезьяньей душе и так все выше и выше, а венец всей этой конструкции, собственно, мировая душа. Это значит, что нас соединяют с окружающим миром миллионы невидимых нитей, мы не можем противопоставлять себя миру животных, растений и даже камней, потому что мы — одно целое.

Человек должен относиться к миру не как к чему-то внешнему, чужеродному, а как рыба относится к воде или водорослям в своем аквариуме — это среда нашего обитания, она неотрывна от нас, она пронизывает нас насквозь, входит в нашу кровь и плоть, она — наше продолжение, а мы — ее продолжение.

Мир живой, он одушевлен, но мы относимся к миру утилитарно, как к бездушной вещи, от которой нужно взять по максимуму, а если мир чего-то не желает отдать по-хорошему, можно взять и по-плохому. Как говорил Иван Мичурин, «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».

Однажды мой сын серьезно поссорился с матерью. Я попытался их помирить и в какой-то момент сказал ему вот что: пойми, ты состоишь из двух половинок, в тебе одна половинка от меня, а другая половинка от мамы. Если ты злишься и рвешь отношения с одним из нас, ты отрицаешь, перестаешь понимать одну из половин собственной души, ты как бы обесточиваешь эту часть, лишаешь ее внутренней силы.

Из книги диакона Ильи Кокина «Страх возводит стены, любовь строит мосты».

Источник: https://nikeabooks.ru/blog/nauchnyy-podkhod-est-li-u-zhivotnykh-dusha/

священник Афанасий Гумеров. Наследует ли животный мир жизнь вечную? / Православие.Ru

Наследует ли животный мир жизнь вечную? Или же каждое животное навсегда уничтожается земной смертью?

В толковании на первую главу книги Бытия святитель Василий Великий ясно говорит о том, что душа животных, в отличие от человеческой, разрушима. «Да изведет земля душу живу. Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека.

Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное.

Итак да изведет земля душу живу. Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела.

Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами.

А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали cиe, были бессмысленнее рыб» (Беседы на шестоднев. Беседа 8-я). Из земных созданий только человек сотворен по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души.

Будут ли животные в будущей жизни, когда произойдет преображение природы? Мнения экзегетов принципиально расходятся: одни признают такую возможность, а другие нет. Сторонники первого мнения могут найти некоторую опору в Священном Писании. Земной рай, в котором нашлось место и бессловесной твари, был предъизображением небесного рая.

Совет

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что Бог «все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а рай насадил после тех семи дней, да будет в образ будущего века» (Слово сорок пятое). Св.

Исаия, изображая будущее Царство Мессии, пророчествует: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:1-9). И у св.

апостола Павла имеется пророчество о будущем состоянии мира: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-23). Это место у святых отцов изъясняется не однозначно. Блаж. Августин понимает под тварью только человеческий род. Однако св.

Симеон Новый Богослов видит в словах апостола указание на будущее обновление, которое совершится над всем тварным миром: «Но посмотрим, как тварь имеет возобновиться, и придти опять в состояние первоначальной красоты? Полагаю, что ни один христианин не подумает не поверить словам Господа, давшего обетование сделать небо новым и землю новою, т.-е.

Обратите внимание

, что как собственные наши тела, разрушающиеся теперь на стихии и однакож в ничто необращающиеся, опять возобновлены будут через воскресение, – так и небо и земля со всем что на ней, т.-е. вся тварь имеет возобновлена быть и освобождена от работы тлению, и эти стихии вместе с нами сделаются причастными светлости, происходящей от Божественного огня Таким же образом и тварь, обветшавшая и ставшая непотребною по грехам нашим, будет Богом Творцом как бы растоплена в огне и перелита, и явится новою, несравненно светлейшую, нежели как она теперь есть. Видишь, как все твари имеют обновиться огнем» (Слово сорок пятое).

При всей ясности пророчеств о будущем обновлении тварного мира, мы стоим перед тайной. Какие именно бессловесные твари будут с человеком в будущей жизни? Вряд ли все несчетное множество всех животных, живших прежде, будут обитателями новой земли. Возможно, те из них, которые будут жить в последние мгновения падшего мира.

Человек духовно здоровый не может не любить те создания, которые сотворил Бог. Поэтому смерть наших домашних животных вызывает печаль. Однако она бывает нередко чрезмерной. В таких случаях мы имеем повод задуматься о правильности нашего духовного устроения.

Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39).

Если мы научимся это соблюдать, то любовь к животным в нашей душе займет свое устойчивое, но скромное место.

31 декабря 2004 г.

Источник: https://pravoslavie.ru/6508.html

Есть ли у животных душа

Все знают, что, согласно христианскому учению, после смерти грешники попадут в ад, а праведники — в рай. Но это касается только человеческих душ. А что же ждет на том свете кошек, собак и других животных? И вообще окажутся ли они на небесах?

Отношение к животным

Христианское учение призывает всех верующих относиться милосердно к братьям нашим меньшим. Ведь звери, как и человек, созданы Богом: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных…» (Быт. 2, 19).

Однако, если заглянуть в Писание, то можно заметить, что животные на его страницах всегда находились в подчинении у людей. Например, именно человек, согласно текстам, дал им имена.

Для этого Бог сам привел к человеку всех зверей и птиц: «… чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2, 19).

Поэтому священники утверждают, что не стоит ставить зверей в один ряд с самими собой. Схиархимандрит Серафим (Романцов) говорил: «Блажен, кто скоты милует, но скажен, кто скоты любит и этим сравнял их с человеком».

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин на портале «Православие и современность» посоветовал прихожанке, задавшей вопрос о загробной жизни животных, не идеализировать их.

«Обретение полноты любви к Богу и людям ― вот к чему нам следует стремиться, чему следует посвятить все силы души», — сказал епископ.

Наличие у животных души

Тем не менее, люди не перестают интересоваться загробной жизнью своих любимцев. Поэтому время от времени священники вынуждены удовлетворять любопытство прихожан и отвечать на их вопросы.

Важно

Однако, всем известно, что для того, чтобы оказаться на том свете, необходимо наличие в теле души.

Есть ли она у животных? Нередко, рассуждая об этом, многие приводят такую цитату: «Всем зверям земным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу» (Быт, 1:30). Это речь самого Господа. Получается, что душа у зверей все-таки имеется.

На сайте газеты «Суббота» наместник Свято-Георгиевского мужского монастыря игумен Даниил (Ирбитс), пожалуй, как нельзя лучше выразил мнение большинства священников, сказав, что у животных действительно есть душа, но «только её природа отличается от природы души человеческой». Именно этой, отличной от людской, природой и обусловливается дальнейшая судьба животной души.

После смерти

Точного описания того, что происходит с душами наших питомцев после смерти, ни в одном из религиозных источников нет. Однако в достатке имеются размышления священников на данную тему.

Так, Феофан Затворник считал, что существует некая «мировая душа», к которой и присоединяются души умерших зверей: «Души, низшие духа и человека, погружаются в душу мира». Некоторые религиозные деятели предполагали, что душа братьев наших меньших просто погибает после их кончины.

Например, святитель Григорий Двоеслов писал: «… образу великого Бога (то есть человеческой душе) неприлично разрушиться бесславно, как разрушаются пресмыкающиеся и неразумные животные».

Таким образом, получается, что в обеих версиях душа животных просто перестает существовать после смерти, по крайней мере, как отдельная субстанция.

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/41889962-est-li-u-zhivotnyh-dusha/

Попадут ли животные в вечность?

священник Константин Пархоменко

…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире».

Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?..

В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

Читайте также:  Мужской монастырь николо-берлюковская пустынь в поселке авдотьино, ногинский район

Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей.

Совет

Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением.

Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы.

И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение.

Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи.

Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении.

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.

Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» (Ис. 11 гл.).

И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом.

И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы.

Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

Обратите внимание

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21).

Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп.

Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя».

Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения.

В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем.

Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена.

Важно

Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека».

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться.

В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Очевидно, – животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..

Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 19-23).

Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла? Едва ли.

То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла – сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах.

Освобождена будет, – говорит апостол, – от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела.

Совет

Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику.

Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп.

Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем — животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате.

“А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, — это по смерти”» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой “мировой собаки”».

Обратите внимание

Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, – Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.

Источник: https://azbyka.ru/parkhomenko/popadut-li-zhivotnye-v-vechnost.html

Есть ли у животных бессмертная душа?

?Поздняков Василий, психолог, Москва (psyteaman) wrote,
2018-01-26 11:29:00Поздняков Василий, психолог, Москва
psyteaman
2018-01-26 11:29:00Categories:Чем душа животного отличается от души человека?Религиозных людей в мире подавляющее большинство.

Атеисты составляют небольшой процент населения планеты (и многие из них почему-то сосредоточены в русскоязычном ЖЖ).Для большинства людей будет интересным вопрос о том, есть ли у животных бессмертная душа.

Будет ли продолжение жизни после физической смерти у их любимых питомцев?

Ответ: Нет.

изображение wallpaperscraft.ru

Во вступлении сразу отмечу, что теория эволюции Дарвина не противоречит христианству. Верующие люди вполне могут придерживаться теории Дарвина. Впрочем, окончательных ответов на многие вопросы у науки нет до сих пор. Одним из интересных вопросов является такой: Как произошел переход от животного к человеку? Каким образом и с помощью каких механизмов в обезьяну вдохнули бессмертную душу?

При этом очевидно, что в древнем мире остались обычные обезьяны, которые в таком примерно виде и живут до сих пор. И появились нетипичные обезьяны, которые стали первыми людьми. Как это происходило? Точных ответов нет, есть только образы. Происходило это примерно так же, как в Сказке об Уроде.

В данном посте не сможем сделать обзор всех существующих религий, поэтому давайте рассмотрим, что говорит христианство по поводу бессмертия души животного. Ислам и иудаизм имеют общие корни с христианством в данном вопросе.”Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

” (Быт 2:7)Душа животных получила свое начало не от Божия дуновения, а от неразумной природы. Так и говорится в св. Писании: “И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую…

да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов и зверей земных” (Быт 1: 20,24)”И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями,) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле” (Быт.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу на удачу и везение

1:26)Из земных созданий только человек сотворен по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. При этом души животных не обладают существенными свойствами человеческой души, такими, как независимость от тела или самостоятельность, разумность, свобода и бессмертие.

Поэтому нужно строго отличать душу человеческую от души животного. Животных спокойно употребляют в пищу и приносят в жертву во время религиозных обрядов. С человеком такого не происходит.О смерти человека говорится так: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.

(Еккл 12:7)Понятие духа человека и его отличие от души человека и животных трудно поддается для определения, но с формальной стороны можно относить к духовной стороне все, что обращено к вечности, к бесконечности.

Важно

“В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества” (св.

Феофан Затворник)Неоднократно в Библии встречаются упоминания о том, что душа покидает тело и человек умирает. Саму душу невозможно уничтожить ничем, даже если очень захотеть. В Новом Завете неоднократно говорится о телесной смерти как о переходе человека из одной формы бытия в другую.

На том, что происходит с душой после смерти мы не будем останавливаться. Для интересующихся есть вот тут. Вообще, психологическая проработка темы смерти очень полезна для увеличения своей полноты жизни.

Вернемся к животным. Будут ли животные в будущей жизни, когда произойдет преображение природы? Мнения экзегетов (“пониматели” Священного Писания) принципиально расходятся: одни признают такую возможность, а другие нет.

Любить животных – это естественно для всякого нормального человека. Но в данном случае, как и в любой нашей “любви”, мы наделяем любимое существо не свойственными ему качествами. Впадаем в иллюзию.

На то и дано нам время земной жизни, чтобы ошибаться и учиться настоящей Любви.

Источник: https://psyteaman.livejournal.com/905692.html

Есть ли душа у животных согласно Библии?

Библия говорит, что люди были созданы по образу и подобию Бога, животные нет. Люди имеют душу и дух, но есть ли у животных душа? Я никогда не слышал хорошего объяснения этого вопроса. Мне кажется, что более развитые животные могут иметь душу, но не дух. Что вы думаете по этому поводу?

Ответ:

Библия последовательно описывает людей, сильно отличающихся от животных. Мы образ и подобие Бога. Это не значит, что у Бога есть нос и десять пальцев. Мы, подобно Богу, духовные существа. Животные не имеют духа или души.

Восточные религии расходятся в этом вопросе с Христианством. Индуизм и Буддизм говорят, что душа есть во всех существах, это пантеистические религии. Я не могу показать вам конкретного отрывка, где говорится, что у животных нет души.

Что я могу сказать, так это то, что животные – временные. Когда они умирают, они умирают полностью.

Есть мировоззрение, которое подразумевает, что всё во Вселенной имеет «душу». «Пантеизм», мировоззрение индусов и буддистов, включает в себя веру в то, что все творения имеют своего рода универсальную или вселенскую «душу».

Они верят, что даже такие животные, как собаки, мыши и рыбы имеют душу. Может даже лучше сказать, что они все имеют душу, а не у них есть душа.

Важность, смысл отдельных творений снижается в индуизме, так как всё поглощено вселенской душой, известной как «Атман».

Совет

Другое мировоззрение, которое подразумевает наличие «души» у растений, называется «анимизм». Многие примитивные религии считали, что у растений, таких, как ручьи, деревья есть «душа». К ним относятся и растения. Они часто делали подношения, прежде, чем употреблять в пищу животных или растения, чтобы успокоить или почтить дух, который они хотели употребить в пищу.

Любой, кто говорит, что у животных есть дух или душа, не найдет этому никакого доказательства в Библии.

Возможно (но сомнительно), только Екклесиаст 3:21, где Соломон задает риторический вопрос: «Кто знает, что случается с человеческим духом, кто знает, идёт ли он вверх к Богу, в то время как дух животного сходит вниз, в землю?» Здесь Соломон не делает доктринального заявления о том, что у животных есть душа, но говорит о бесполезности жизни без Бога.

Душу человека Библия описывает очень обширно. Ибо что может отдать человек, чтобы выкупить свою душу (Евангелие от Марка 8:36-37)? Нет никаких доказательств того, что у животных есть душа, которая нуждается в спасении.

Иметь душу и иметь интеллект – совершенно разные вещи, это касается всех животных, как собак, так кошек и дельфинов.

Интеллект – есть результат функционирования нашего мозга, что в большей степени определяется генетикой, и не имеет ничего общего с душой или духом.

Источник: https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/voprosy-i-otvety/est-li-u-zhivotnyh-dusha.html

Есть ли у животных душа?

На самых первых страницах Библии повествуется о творении мира и человека.

Впервые понятие «душа» встречается, когда заходит речь о творении пресмыкающихся, рыб и птиц: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт.1,20-21).

Далее говорится о том, как земля производит души животных: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1,24). Так что вопрос об одушевленности животных в Библии решается однозначно – у животных есть душа.

Обратите внимание

Другой вопрос, что случается с душой животного после его смерти? В Библии на этот счет не говорится ничего определенного, однако об этом вскользь говорят некоторые из святых отцов.

Так святитель Василий Великий однажды упоминает о единстве душ всех животных: «Душа бессловесных одна».

Эти слова можно истолковать следующим образом: хотя каждое животное имеет свою индивидуальную душу, все животные души восходят к единой общей животной душе.

Данную мысль развивает святитель Феофан Затворник: «Души, низшие духа и человека, погружаются в душу мира – это по смерти». Из этих слов святителя также видно, что душа животного отличается от человеческой души.

Преподобный Иоанн Дамаскин идет еще дальше, он говорит и об одушевленности растений: «Сказал Бог: Да произрастит земля зелень травы (Быт. 1, 11), и повелением Его произросло всякое древо, и всякий род травы и растений, имея в виду семенную силу. Семя же всякого растения и травы одушевлено».

Когда же бытописатель говорит о творении человека, то он употребляет примечательное выражение: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2,7).

Примечательность этих слов заключается в том, что при их буквальном переводе здесь следовало бы употребить множественное число – «дыхание жизней» («нишмат хаим»).

Святитель Филарет Московский поясняет это следующим образом: «Человек действительно совокупляет в себе жизнь растений, животных и ангелов, жизнь временную и вечную, жизнь по образу мира и по образу Божию». Вот почему в святоотеческих писаниях часто используется определение человека как «малого мира», «микрокосма».

Важно

Человек не просто живет среди животных и растений, он связан с ними теснейшим образом – он, будучи высший творением, главой тварного мира, все же является его частью, так же, как и голова в человеческом организме не существует (и не может существовать) отдельно от туловища.

Именно поэтому падение человека приводит к проклятию всей земли (Быт.3,17-19).

Но в то же самое время через человека возможно и духовное преображение всего мира: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8,19-21).

paskha.ru

Источник: http://sotok.net/zhivnost/5911-est-li-u-zhivotnyx-dusha-.html

А у животных есть душа

Главная / Узнавайка рууу / Разное / А у животных есть душа

Есть ли у животных душа.

Поступки человека зависят от его души, если она добрая, то и поступки хорошие. А что же с животными? Есть ли у них душа? 

Конечно же, все животные имеют свою душу. Просто мы многого о них не знаем. С домашними немного попроще, мы живем с ними бок о бок, общаемся. А вот диких зверей, мы видим в основном только по телевизору, да и то глазами тех людей, которые их снимают и наблюдают за ними – ученых телевизионщиков. Но и у них наверняка есть душа, просто она особенная.

Человеческая душа проявляется делами, хорошими или плохими. А в чем проявляется душа животных? Как можно понять естьона или нет?

Всем давно известно, что нет более привязанного и верного друга среди животных по отношению к человеку, чем собака.

Она никогда не предаст, всегда придет на помощь, обогреет в холод и поможет в экстремальных условиях, преданней друга трудно найти.

 Есть много примеров, когда собака, потеряв хозяина, ждала его несмотря на голод, холод.Этот поступок лучше всего говорит о том, есть ли у животных душа. 

Если же говорить о кошках, то можно сказать, что более независимое животное трудно найти. “Своенравная, капризная, независимая и наглая до предела” – вот характеристика большинства кошек. Поэтому принято считать, что и душа у них такая же – вредная. Хотя среди кошек все же много ласковых, любящих и нежных.

Вообще, душа понятие разностороннее и каждый человек  понимает это слово по своему. О душе говорят такие качества, как верность и сочувствие, забота, преданность и еще множество разных определений.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что душа – это сочетание чувств, которые присущи живому организму. А значит у животных она конечно же есть. 

Душа , Животные

Узнавайка рууу / Разное Galadrielj

«Поступки человека зависят от его души, если она добрая, то и поступки хорошие. А что же с животными? Есть ли у них душа?»

Как появились названия животных   Как появились названия животных.   На нашей планете, кроме нас людей, живет еще множество животных.У каждого из них есть свои названия. Как и имена людей и названия многих окружающих нас предметов, на…Почему хищных животных так называют   Почему хищных животных так называют.

Как вы возможно уже знаете, все животные существующие в природе делятся на несколько групп по определенным признакам. Сегодня мы расскажем об одной такой группе -х…Кто из животных может видеть… ушами   Кто из животных может видеть… ушами. В природе живых существ все четко распределено – слышат они ушами, видят глазами, а за обоняние отвечает нос.

Однако есть и исключения.  Так например, летучие …Болит ли голова после боёв у рогатых животных   Болит ли у рогатых животных голова после боёв. Глядя как по телевизору в программе о животных на экране показывают схватку двух представителей рогатых, ну например оленей, дети иногда спрашивают взрос…Есть ли у рыб шея   Есть ли у рыб шея.

  Наверняка кто-то считает, что если есть голова, то и шея непременно должна быть. С этим не поспоришь. Но только не вслучае с рыбами. О ней как-то была сказана такая фраза – «Рыба …Есть ли у птиц уши   Есть ли у птиц уши.   “Есть ли у птиц уши?” – спрашивают многие дети. Птицы – это тоже животные, только летаюшие, имеющие крылья.

Совет

А значит у них есть все то, что есть у остальных животных (кошек, соба…Почему нельзя есть мел   Почему нельзя есть мел.   Иногда, когда ты пишешь мелом на доске, или рисуешь на асфальте, тебе хочется его съесть? Взрослые говорят, что это вредно и так делать нельзя. Но почему? Для начала выясним,…Есть ли у комаров зубы   Есть ли у комаров зубы.

  Некоторые дети задают взрослым такой вопрос: есть ли зубы у комара? Они вероятно думают, что поскольку комар кусается, то и зубы у него обязательно должны быть. Но откроем ва…Есть ли конец у космоса   Есть ли конец у космоса.

С давних времен люди (не только ученые, но и обычные, как мы с вами), были озадачены вопросом где заканчивается космос, или же он вовсе не имеет границ и является бесконечным….Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

0 пользователей, 11 гостей

Источник: https://yznavaika.ru/raznoe/est-li-u-zhivotnyx-dusha

Ссылка на основную публикацию