Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?

Что такое фарисейство, откуда пришел этот термин и его значение в современном мире

Фарисейство – это свойство и вследствие этого поведение личности, при котором наблюдается двойной стандарт в моральной оценке окружающей действительности и поступков других людей.

Буква закона или догмы морали ставятся выше их социальной и человеческой ценности. Ханжество и лицемерие – вот что такое фарисейство в современном понимании.

Но слово это изначально имело другое значение и появилось на рубеже новой эры.

Термин «фарисейство» возник в Древней Иудее около 2 вв. до н.э. и означал секту истовых праведников, которые отличались крайним религиозным фанатизмом, дотошностью в исполнении предписаний Торы. Последователи этого течения откололись от основного религиозного течения иудаизма, а термин «фарисей» буквально означал «отделившийся».

Обратите внимание

Эта секта или даже религиозная каста была достаточно влиятельной в период своего расцвета. Фарисеи трактовали по-своему Тору и, по сведениям философа и историка Иосифа Флавия, отказались присягать Ироду. Флавий также сравнивал их с греческим течением стоиков.

Но, если в начале своего существования это течение пропагандировало неукоснительное соблюдение всех требований иудейской религии для спасения своего народа, то впоследствии оно выродилось, оставив лишь фанатизм и казуистику.

Это произошло ко времени появления Иисуса Христа.

Фарисеи – группа, которая упорствовала в своей праведности и соблюдении религиозных норм. Другими словами, фарисеи использовали праведность как основу и оправдание снобизму, проявлявшемуся в их деятельности.

Иисус Христос и фарисеи

В Евангелии часто упоминаются споры фарисеев и Иисуса Христа. В них Иисус обличал в проповедовании несоблюдаемых ими же самими законов и догм. Среди известных слов Христа своим ученикам следующие: «Берегитесь закваски фарисейской, что есть лицемерие».

Одним из случаев, описываемых в Евангелии, стал известный инцидент с блудницей.

Группа фарисеев, поймав блудную женщину с поличным, привели ее к Иисусу, проповедавшему на площади перед народом. Они требовали поступить с ней по закону Моисея, то есть забить камнями. Фарисеи хотели посмотреть, что сделает Учитель в такой ситуации.

Иисус не мог позволить совершить это с грешницей, так как следовало поступать согласно его словам «Возлюби ближнего, как самого себя». Но, с другой стороны, она была виновна и оправдать ее, – значит, попрать религиозные законы. Иисус, наклонившись, к земле, что-то долго писал пальцем, и фарисеи вновь повторили свой вопрос.

Тогда Иисус сказал фразу, ставшую впоследствии широко известной: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». И снова наклонился к земле, продолжая что-то писать. Когда он поднялся, никого не было вокруг, лишь блудница осталась на месте.

Не нашлось желающих назвать себя безгрешными, все предпочли тихо покинуть площадь.

Среди других конфликтов с фарисеями, описанных в Евангелиях, следующие:

  • Фарисеи возмущались тем, что Иисус не соблюдал субботу;
  • они негодовали из-за совместных трапез сына Божьего и грешников; спрашивали Иисуса, почему его ученики нарушают завет старцев и едят хлеб немытыми руками;
  • обвиняли Иисуса, то он исцеляет силой бесовского князя;
  • требовали от Иисуса знамения.

С другой стороны, Иисус призывал своих учеников и последователей слушать фарисеев и книжников, как тех, кто знает букву Закона Моисея, ее проводников, но не учителей.

Таким образом, согласно евангелию, Иисус часто изобличает фарисеев в демонстративности их благочестия, и это привело к тому, что понятие «фарисейство» в современной жизни и христианстве, соответствует лицемерию.

Современный нарицательный смысл понятия «фарисейство»

Слово «фарисейство» давно из названия религиозного течения превратилось в нарицательное, довольно негативно окрашенное понятие.

Как уже отмечалось выше, это одно из отрицательных свойств личности, моральный фанатизм ради самой морали, сопровождающийся двуличием в поступках и ханжеством.

Важно

Чистые высоконравственные помыслы, исходящие от сердца, не столь важны, как внешняя видимость соблюдения морали и ритуалов.

В обществе, не имеющем никакого отношения к религии, например, социалистическом, фарисейство – это:

  • карьеризм,
  • безнравственность,
  • приспособленчество под маской нравственной чистоты.

Моральные принципы выдаются за прописные истины и являются средством внешнего надзора, обретают официальный и бюрократический характер.

Фарисеи в современном христианстве

В настоящее время фарисейство проявляется и в христианских общностях, это нередко можно наблюдать. Человек приходит в Церковь, с надеждой обратиться к Богу, но встречает массу препон.

Находятся те, кто с удовольствием укажет, как нужно одеваться, приходя в храм, как бить поклоны, как стоять, куда смотреть. Возможно, это не является проявлением фарисейства, как лицемерия, но как слепого фанатичного следования ритуалам, – да.

И эти навязанные правила могут надолго отбить желание у человека искать путь к Богу.

По словам философа Олега Торсунова, в христианстве фарисейство проявляется и в сухой формальной молитве, но по всем правилам. Это искусственное, театральное поклонение осуждается в духовных традициях. Искренняя молитва – это отдавание, жертва, взамен которой приходит благодать. Так происходит процесс развития личности в духовном плане.

Фарисей совершает молитву формально, но при этом они высокомерно полагает, что делают все как нужно, а остальные, не такие высокоморальные люди – грешники, оттеняющие его праведность.

Подводя итог, можно сказать, что когда-то фарисейство было течением иудаизма, но изменив свой первоначальный смысл, это слово стало означать негативное свойство личности. Фарисеем называют того, кто через призму двойной морали, ханжества и лицемерия смотрит на мир и поступки других людей.

Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/fariseystvo-istoricheskoe-i-sovremennoe-znachenie-termina.html

Фарисеи кто

Христос, придя на Землю, показал неприглядность и мерзость множества человеческих грехов и пороков. Но пожалуй, наибольшего количества обличений от Господа получили фарисеи. В каждом из Евангелий можно увидеть строки о том, как неугодны Богу были эти люди. Так что такое фарисейство и почему оно так осуждаемо Христом?

Кто такие фарисеи

Фарисеями назвались сторонники значительного и влиятельного иудейского течения, которые целью человеческой жизни считали четкое и детальное исполнение закона, прописанного в Торе. В повседневной жизни это выливалось в мелочное, внешнее и формальное исполнение заповедей. Фарисеи буквально наизусть знали и скрупулезно по пунктам выполняли даже самые мелкие предписания Торы.

Такая зацикленность исключительно на форме привела к практически полной потере внутреннего смысла. Закон воспринимался как четкое руководство к практическому действию, при этом совершенно не учитывались духовные аспекты вероучения.

Особо чтимой у фарисеев была суббота. В этот день не делались абсолютно никакие дела, поэтому даже Христос, исцеливший больного, попал под осуждение за нарушение субботы. Получается, что даже делание добрых дел порицалось под благовидным предлогом соблюдения заповеди о почитании субботы.

Внешне эти люди часто выглядели неопрятно, неухоженно и даже неряшливо. Такое нарочитое пренебрежение элементарными правилами ухода за собой как бы подчеркивало полное отречение от мира, от всего тленного, незначимого.

Обманчивая внешность часто приводила к тому, что их считали истинными праведниками, достигшими святости. Их значимость в иудейском обществе была велика, а мнение весомым. Так почему же их так сильно обличает Христос?

Притча о мытаре и фарисее

Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Кратко ее суть в следующем: в одном из иудейских храмов молились два человека.

Один из них был мытарем — сборщиком местных налогов. Таких людей в обществе часто не любили, поскольку налоги были огромными, и мытари зачастую отбирали в уплату чуть ли не все пропитание семьи.

Поэтому мытари имели славу людей бессердечных, злых и немилостивых.

Другим молящимся был праведный, соблюдающий все предписания фарисей. Его молитва была преисполнена чувства собственного достоинства — он благодарил Бога за то, какой он хороший.

Заметив мытаря, он стал благодарить и за то, что он «не таков, как тот мытарь».

Совет

Иудей ставил себя и свои заслуги выше всех остальных людей и считал себя великим праведником, поскольку он соблюдал посты, отдавал десятину в храм, чтил субботу и выполнял множество других предписаний Торы.

Молитва мытаря же носила совершенно иной характер. Он, напротив, не смел поднять глаз своих, стоял с повинной головой. Просил он у Господ одного — милости. Понимая всю сущность своего падения, осознавая свою глубочайшую греховность, этот мытарь просил Бога быть милостивым к нему. На большее он не смел и надеяться.

И вот Святое Евангелие повествует нам об исходе этих двух молитв. Фарисей, окончив положенное правило, вышел из храма довольный собой, с чувством собственной праведности.

Что такое фарисейство

Он был абсолютно уверен, что сделал все хорошо и правильно, и что его молитва обязательно будет услышана Богом. И несмотря на это он вышел осужденным.

Мытарь же, который даже не надеялся на прощение от Господа, а только лишь молил о помиловании, вышел со слезами на глазах и с чувством осознания своей полнейшей ничтожности. И при этом Евангелие нам говорит, что этот мытарь вышел из храма оправданный.

Чем же так угодил Господу мытарь и чем так разгневал фарисей? Основной грех последнего в том, что он дает себя право судить. Он судит несчастного мытаря, сразу делая вывод о нем, как о человеке павшем.

Он судит и себя, но себе приписывает личину праведности. Однако фарисею никто не давал права суда — это удел одного лишь Бога. Одному Господу известно, кто из нас поистине праведен, а кто грешен.

Следующая погрешность фарисея — свое самодовольство. Мы знаем и из Евангелия, и из творений любых святых отцов, что матерью всех добродетелей является смирение.

Смиренный человек не упивается собственной хорошестью, но видит в себе множество недостатков, с которыми старается бороться.

Человек же, который считает, что поборол в себе страсти и достиг состояния праведности находится в глубокой духовной прелести. Именно таков и был фарисей из притчи.

Мытарь же, напротив, считал себя ниже и хуже любых других людей. Он возненавидел себя за те грехи, которые совершил в жизни и искренне в них покаялся. Его чувство было настолько острым, что он стоял в храме опущенной головой и только лишь повторял — Боже, милостив буди мне, грешному.

Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе. Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так — если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет.

Это означает, что по мере духовного возрастания перед человеком открываются все новые и новые духовные горизонты, пределов у которых нет, поскольку Господь — бесконечен. Исполнив одно правило, искоренив один грех, истинно верующий человек найдет в себе еще десяток. Как жив Бог, так жив и подвижен Его Закон. И невозможно Господа поместить в формальные рамки и правила.

Фарисеи в современном мире

Сейчас слово «фарисей» уже совсем не означает причастность к какому-либо иудейскому течению. Так называют людей, которые внешне пытаются выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Это лицемеры, люди, которые постоянно носят маски. К сожалению, очень много таких и в православной среде.

Христианство — это религия постоянной и кропотливой работы над собой, над очищением собственной души. Это сложный и тернистый путь, и не каждый может его пройти. Очень часто человек не хочет реально трудиться над собой, но при этом очень стремится, чтобы окружающие считали его праведником, ставили в пример, почитали.

Такое горделивое стремление показать себя лучше других и есть фарисейством. Совершенно не обязательно сегодня исповедовать иудаизм, чтобы быть фарисеем.

Можно считать себя очень православным, ходить каждое воскресенье в храм, соблюдать посты и раздавать милостыню.

Обратите внимание

Но если при этом в сердце будет зреть злоба на людей, виденье чужих грехов на фоне собственной праведности — это и есть самое настоящее фарисейство.

Администратор

Фарисе́и (Перушим, Прушим, англ.Pharisees, ивр.פְּרוּשִׁים) — еврейская религиозная секта в Иудейском царстве.

Общие сведения

Название является производным от корня ‏פרש‎‏‎‎, означающего «отделяться» и «обособляться».

Иосиф Флавий рассказывал о фарисеях как об одной из трёх, наряду с саддукеями и ессеями, еврейских сект или «философских школ», проводя при этом аналогию между фарисеями и стоиками; в своём изложении Иосиф Флавий уделяет первостепенное внимание теологическим разногласиям между этими тремя «школами».

Кроме того, Иосиф утверждает, что фарисеи и две другие вышеупомянутые секты сложились в правление Ионатана Хасмонея, но столь ранняя датировка представляется сомнительной; сам историк пишет об участии этих сект в политической и общественной жизни начиная лишь с эпохи правления Гиркана I.

В то же время, современные историки склонны рассматривать фарисеев как идейных наследников более раннего движения хасидеев, упоминаемых в Маккавейских книгах. Иосиф говорит о симпатиях народа к фарисеям.

Законоучители Талмуда в основном описывают галахические дискуссии фарисеев.

Отношение Нового Завета к фарисеям противоречиво: Иисус Христос обвиняет фарисеев в лицемерии и тщеславии, но его критика направлена не против учения фарисеев, а против их поступков, не соответствующих проповедуемому ими учению.

Значение слова фарисейство: что это такое

Текст Нового Завета свидетельствует о связи раннего христианства с учением фарисеев, особенно с тем из них, которые признавали примат этических норм в религии. Подобно фарисеям, Иисус Христос утверждал веру в воскресение из мёртвых. В Новом Завете вместе с критикой фарисеев содержатся и положительные высказывания о некоторых из них. Апостол Павел называл себя фарисеем, сыном фарисея.

Фарисеям противостояли саддукеи, причём предметом спора в основном был Устный Закон. Иосиф писал, что «Фарисеи обнародовали несколько халахот, основанных на неписаной традиции, и потому секта саддукеев отвергла эти халахот, поскольку они полагали, что следует считать законом лишь то, что написано в Торе».

Но из дискуссий законоучителей Талмуда видно, что саддукеи не отрицали необходимости интерпретировать законы Торы, но настаивали, чтобы эти толкования были записаны. Фарисеи же выступали против, говоря, что «халахот не записывают в книгу», и поэтому объявили праздничной датой день упразднения саддукейской «Книги наказаний».

Важно

По доктрине фарисеев, Тора, согласно Библии данная Богом Моисею, включала и Письменный и Устный Закон: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополненные и разъясненные пророками и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения.

Поэтому, законы Торы необходимо понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых, согласно мнению фарисеев, Всевышний наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы.

В отличие от саддукеев, полностью отрицавших предопределение и веривших, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, и ессеев, веривших в абсолютное Божественное предопределение, фарисеи полагали, что все предначертано Всевышним, но добродетель и порок — во власти человека.

Всевышний любит свои создания, требует исполнять данный ему закон и вложил в человека два разных импульса — благой и дурной — и, заповедовав ему творить добро, дал Тору как руководство в жизни. «Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему.

Если же он творит зло, они предоставляют ему идти своим путем».

Фарисеи, в отличие от саддукеев, верили в бессмертие души, посмертное воздаяние и в воскресение из мёртвых перед наступлением царства Божия. Они считали, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы.

Выступали против смертной казни.

Еретическое учение фарисеев является основой Галахи и современного иудаизма.

Источники

  1. ↑КЕЭ, том 8, кол. 1326–1329
  2. ↑Матф., 23:4–7, 14, 25–29
  3. ↑Матф., 23:3
  4. ↑Лука, 13:31
  5. ↑Деян., 5:34–40
  6. ↑Деян, 23:6
  7. ↑Шаб., 10а

Фарисеи значит «отделившиеся»

Фарисеи — политическая партия в древней Иудее. Образовалась примерно во втором веке до нашей эры.

Фарисеи настаивали на том, что обществом должны руководить религиозные законы, причем не только писанные, зафиксированные в библии, но и обычаи и установления, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме. Однако они допускали и корректировку законодательства, данного богом, с учетом реалий современности.

Фарисеи были уверены в том, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, и хотя все предначертано Богом, однако добродетель и порок — во власти человека, ибо «и предначертание помогает ему во всяком деле».

Википедия указывает: «Признавая неизменяемость Божественного закона, фарисеи считали, что закон существует для того, чтобы его добросовестно исполняли, однако, основная цель законодательства — служить благу людей. Лозунгом фарисеев было: «закон для народа, а не народ для закона»

.
Так же фарисеи были уверенны в воздаянии богом человеку по делам его.

Фарисейство: значение и определение этого слова

Душа человека не умирает вместе с телом, и хорошие люди получают блаженство в высших мирах, а плохие мучаются за грехи. Естественно, не все фарисеи ревностно и, главное, искренне следовали постулатам своего учения. Были среди них и приспособленцы, использующие веру в корыстных целях.

Фарисеи в христианской традиции

В Евангелие от Матфея говорится, что Иисус обвинял фарисеев в лицемерии и тщеславии (Матф. 23:4–7, 14, 25–29).

И, хотя его критика была направлена не против учения фарисеев, а против их поступков, не соответствующих проповедуемому ими учению (Матф.

23:3), в христианском мире понятия «Фарисей, фарисейский, фарисейство» приобрели негативный оттенок, означающий лицемерие, буквоедство, ханжество, мелочность, святошество, преобладание формы над чувством.

«Остров фарисеев»

Роман Дж. Голсуорси

Это роман английского писателя начала ХХ века Джона Голсуорси, в котором автор как раз и обличает неискренность, лицемерие, двуличие современного ему английского общества. «Остров фарисеев» — первая книга Голсуорси, изданная им под своим именем. Создавал он её с 1901 по 1904 годы.

Полностью переписывал трижды, а в 1908 году — в четвертый раз, хотя литературоведы считают, что это уже было лишне. Напечатать роман тоже удалось не сразу. Издатели не отрицали его художественных достоинств, но опасались прогореть.

Впервые книга сочинение увидело свет 28 января 1904 года тиражом совсем маленьким — 1500 экземпляров.

Источник: https://kanal21.ru/farisei-kto/

Кто такие фарисеи

Во II веке до новой эры в Иудее возникло и развивалось на протяжении нескольких столетий общественное и религиозное течение, представителей которого называли фарисеями.

Их характерной чертой было буквальное следование правилам поведения, показное благочестие и ярко выраженный фанатизм. Часто фарисеями именовали приверженцев одного из философских направлений, распространившихся среди евреев на рубеже двух эпох.

Учение фарисеев легло в основу нынешнего ортодоксального иудаизма.

Известны три основных древнееврейских секты. Первую из них составляли саддукеи. К этому кругу принадлежали члены денежной и родовой аристократии.

Саддукеи настаивали на строгом исполнении божественных установлений, не признавая дополнений, которые нередко привносили в религию верующие.

Секта ессеев отличалась тем, что ее представители, считая закон неизменяемым, предпочитали жить в уединении, для чего уходили в отдаленные деревни и пустыни. Там они с особой щепетильностью соблюдали данные Моисеем законы.

Фарисеи образовали третье религиозное ответвление. В этой секте можно было встретить тех, кто вышел из народных масс и сумел подняться в обществе за счет собственных способностей. Движение фарисеев развивалось и крепло в непримиримой борьбе с саддукеями, которые стремились взять под свой контроль храмовые ритуалы.

В своей деятельности фарисеи стремились избавить общество от монополии саддукеев на религиозную власть. Они ввели в практику отправление религиозных ритуалов не в храмах, а в домах.

В политических вопросах фарисеи стояли на стороне обездоленного народа и выступали против посягательств на свободы со стороны господствующих классов.

Совет

Именно поэтому простой народ проникся доверием к фарисеям и часто без критики следовал их учению.

Фарисеи признавали, что установления бога неизменны. Они считали, что законы действуют для того, чтобы их добросовестно и в точности исполняли.

Однако главную цель законодательства и религиозных положений фарисеи видели в служении народному благу. Лозунг фарисеев гласил: закон для людей, а не люди для закона.

Интересно, что Иисус Христос, критикуя фарисеев, обличал не столько само это течение, сколько его отдельных лицемерных лидеров.

Особое значение фарисеи придавали духовному сплочению людей вокруг религии. Для этого они всячески стремились привести религиозные установления в соответствие с условиями жизни евреев.

При этом фарисеи отталкивались от истин, данных в Священном Писании. Одно из характерных требований этого течения – отмена смертной казни.

Фарисеи считали, что жизнь любого человека, каким бы он ни был закоренелым преступником, должна быть предоставлена божественной воле.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-839400-kto-takie-farisei

Фарисейство: значение слова из википедии

Фарисейство – слово, которое нередко употребляется в отношении людей, обладающих не лучшими качествами характера – лицемерных и притворяющихся. Давайте подробно поговорим о значении слова фарисейство и его происхождении, узнаем синонимы к слову.

Значение по Википедии

Значение слова «фарисейство» сама Википедия не содержит, но зато в интернет-энциклопедии присутствует подробная статья о фарисействе, как о религиозном течении.

Толкование значения слова «фарисейство» можно обнаружить в Викисловаре и там определение слову дается следующее: фарисейство – это строгое, но показное, на публику выполнение каких-либо обязанностей, правил, предписаний морали или религии. Поэтому самое простое значение слову фарисейство – это лицемерие.

Но как слово, изначально обозначающее религиозное течение приобрело такой негативный смысл? Разобраться в этом вопросе поможет экскурс в историю происхождения слова.

Происхождение слова

Что значит фарисейство – знают многие, но не все знают, откуда и как появилось это слово. Родина слова – Древняя Иудея, именно на территории этого государства во втором веке до нашей эры возникла секта фарисеев. Фарисеи были не согласны с некоторыми ключевыми положениями иудаизма и основали свои собственные школы.

Поначалу слово «фарисей» имело исключительно оскорбительное значение, так приверженцы традиций пренебрежительно называли людей, проповедующих новое течение, однако спустя некоторое время фарисеям все же удалось завоевать уважение не только у народа, но и у видных религиозных деятелей. И слово фарисей стали произносить уже без уничижительного оттенка. Фарисеи проповедовали идею о том, что духовное спасение человека возможно исключительно при почитании заветов и традиций, строгом соблюдении всех религиозных обрядов и передаче знаний о вере и Боге устным законом.

Ко времени рождения Христа течение фарисеев превратилось в могущественную секту, однако при этом его последователи давно отступили от собственных заветов и исполняли их больше для публики, нежели по собственному желанию.

Обратите внимание

Христос обличал фарисеев в лицемерии и говорил им о том, что они учат людей тому, о чем сами забыли и не желают исполнять своих же заветов.

Эти беседы Христа с фарисеями и дали слову «фарисейство» его современные значения: лицемерие, ханжество, показушность.

Основные синонимы

Теперь, когда вы знаете, какое определение имеет слово фарисейство, можно узнать, какие синонимы есть у этого слова. Основные синонимы к слову фарисейство: ханжество, лицемерие, показушность, двоедушие, двойственность, неискренность, двуличие, лживость.

Источник: http://otzivak.ru/interesnoe/farisejstvo/

Фарисейство

Вы фарисеи и лицемеры! Вы, как Исав, готовы за горшок

чечевицы продать все так называемые основы ваши!

Салтыков. Благонамеренные речи. Переписка.

…Как он страдал душою,

Когда, уча любви враждующих людей,

Он слышал, как кричал, ломаясь пред толпою,

С ним рядом о любви — корыстный фарисей?..

Надсон. Памяти Ф.М. Достоевского (1881 г.).

       Фарисейство как качество личности – склонность  ставить букву закона выше собственного духа,  проявлять одновременно лицемерие с ханжеством,  продажность с двойной моралью.

      Один брат в разговоре постоянно говорил о том, что он три раза в неделю постился. Другой брат не выдержал и спросил с любопытством: — А почему именно три? На что тот ответил: — Чтобы превзойти праведность книжников и фарисеев, те постились два раза в неделю…

     Иисус учил тому, что каждый человек достоин ува­жения. Даже если кто-нибудь согрешил, он не перестает после этого быть человеком.

    Однажды утром, когда Иисус читал людям пропове­ди, книжники и фарисеи привели к нему женщину, взя­тую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди площади, сказали ему: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбоде­янии. А Моисей в своем законе заповедал нам забрасы­вать таких камнями. Что ты скажешь?» Иисус попал в трудное положение.

Оправдать жен­щину — значит нарушить религиозные законы, дать по­вод обвинить себя в богохульстве. Отдать женщину на расправу — значит нарушить собственные слова «Возлюби ближнего, как самого себя». Иисус, наклонившись низко, писал что-то пальцем на земле, не обращая ни на кого внимания.

Когда книжники повторили свой вопрос, Иисус встал и сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». И опять, наклонившись низко, стал что-то писать на земле. Среди книжников и фарисеев наступило смятение. Никто из них не рискнул назвать себя безгрешным. Каж­дый постарался незаметно покинуть место суда. Вскоре Иисус остался с блудницей в полном одиночестве.

Иисус встал и, не видя никого, кроме женщины, ска­зал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осу­дил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И я не осуждаю тебя. Иди».

      Фарисейство  многие века поражает честных людей своей лицемерно-ханжеской моралью, шокирует своей мелочностью, формализмом, продажностью и начетничеством.

Важно

Фарисей всегда чисто внешне, показушно и формально исполняет определённые нравственные правила.

Даже нарочитая демонстративность набожности, нравственности и моральности  идёт не от чистого сердца, а только потому, что они получили официальную санкцию или закрепились в традиции.

     Фарисейство – есть формализм в морали, изрядно приперченный лицемерием и ханжеством. В Библии сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь». В словаре по этике И.

Кона читаем: «Фарисейством принято называть попытки отдельных лиц представить мораль как набор прописных истин, придать ей бюрократический характер официальной установки, стремление подменить личные убеждения внешним надзором, а также исполнение нравственных требований не из личных убеждений, а для показа, скрывая под маской нравственности карьеризм, приспособленчество и безнравственность в личной жизни».

      Фарисейство – ревностное служение букве закона, уничтожающее собственный дух этого закона. Философ А.К. Драгилёв: «Глава государства говорит, нельзя проезжать на красный свет, и если вы не нарушаете этого закона, то вы по сути, подчиняетесь главе государства, в нашем случае, совести.

Но есть такие случаи, когда нужно нарушить красный свет, если ты за рулем скорой помощи, у тебя пациент умирает, ты обязан нарушить красный свет. Если включены проблесковые маячки.

Ну, да, или например, у тебя не включены, но у тебя человек умирает на заднем сиденье, а у тебя их нет, ты едешь на частной машине. Или ты увидел преступление, ты должен нарушить и догнать преступника. Вот я о том и говорю, что писание и случаи не причиняй зла, боль другим, они единогласны, в основном.

Соблюдая этот закон, мы подчиняемся воле Бога, другими словами воле совести. Но иногда требуется пойти против закона, который он и дал. А если мы в эти моменты, когда нужно нарушить закон Божий,  продолжаем соблюдать формально этот закон, соблюдать букву этого закона, то это называется фарисейство.

Для нас буква важнее, чем дух. Это и есть суть фарисейства. Как бы там не было, я должен поступать вот так, как написано, а не по духу».

      Формально-лицемерным служением фарисейство вместе с водой выплёскивает ребёнка. Для фарисея буква закона – главное, а собственный дух – второстепенное. Добавьте к этому лицемерие и ханжество – вот вам и психологический портрет фарисея.

Совет

      Фарисейство – это всегда ловкое увиливание, чтобы не попасть под раздачу, не стать крайним. Оно всегда театрально и искусственно. Философ Олег Торсунов в контексте этой мысли утверждает: «Есть разница: бывает, человек как пономарь читает молитву, а бывает, он ее с чувством читает.

Чтение с чувством молитвы означает, что человек читает ее отдавая, потому что иногда человек очень сухо молится. Это называется искусственное поклонение, искусственное служение, и это искусственное осуждается во всех традициях духовных.

Например, в христианстве это осуждается как фарисейство, то есть человек делает что-то искусственно, не от души. Отдавание, или жертва – это основа развития любой личности, потому что всегда, когда мы жертвуем, жертва возвращается, приходит назад, и происходит обмен.

И естественно, что мы жертвуем свою искренность, а получаем взамен нетленное счастье высшее, что гораздо имеет более высокую природу, чем просто наша искренность».

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/farisejstvo/

Кто такие фарисеи и мытари?

ЕССЕИ , САДДУКЕИ И ФАРИСЕИ
Саддукеи и фарисеи, вместе с ессеями составляли три религиозных иудейских направления, которые считались сектами отколовшимися от ортодоксальных иудеев. Отколовшиеся иудейские сектанты делились на три группы от эпохи Маккавеев до разрушения Иерусалима ; расходились в способах применения Моисеева закона к жизни.

Ессеи – в отличие от Саддукеев и фарисеев были иудейские сектанты чисто духовного направления, которые не вмешивались в политические и государственные дела и не участвовали в общественной жизни.

Ессеи, как секта чисто религиозная и всегда державшаяся вдали от всяких политических треволнений, в значительной части своей примкнули к учению Христа и образовали первые еврейско-христианские общины в Иудее

Саддукеи— священнические, богатые аристократические роды, происходившие от первосвященника Садока, претендовали на исключительное право руководить народом, строго придерживались буквы закона, не допуская ни малейшего послабления в нем, отвергали народные обычаи и постановления позднейших законоучителей; отрицали бессмертие души, воскресение мертвых и существование ангелов и духов, признавали абсолютную свободу воли.

Фарисеи — вожаки народных масс, стремились к ограждению от всего чужого, не еврейского, требовали строгого исполнения всеми закона, но последний они истолковывали своеобразным способом.

Помощью искусственных приемов и разных фикций фарисеи стремились примирить постановление закона с новыми требованиями в началами этики, вырабатывая при этом систему благочестия, нормирующую все проявления жизни. Фарисеи были против применения смертной казни, верили в бессмертие души и воскресение мертвых.

Были случаи перехода фарисеев в христианство, некоторые из которых в последствии стали христианскими святыми

Обратите внимание

Само слово “фарисей” означает – “отлучённые”. Следует понимать, что фарисее сами себя отлучали от значительной части иудейского общества считая себя особыми избранными для Бога евреями.Фарисеи учили , что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но в этом участвует также предопределение судьбы .

В этом отношении они занимали середину между ессеями, которые все приписывали предопределению, и саддукеями, которые признавали абсолютную свободу воли и утверждали, что судьба человека находится всецело в его собственных руках.

Может быть, именно потому Фарисеи в качестве судей были в отличие от саддукеев «вообще весьма снисходительными при назначении наказаний .

Фарисеи верят в бессмертие души; за гробом людей ожидает суд и награда за добродетель или возмездие за преступность при жизни; грешники подвергаются вечному заточению, а добродетельные имеют возможность вновь воскреснуть.Фарисеи ведут строгую жизнь и отказываются от всяких удовольствий. Они следуют лишь тому, что разум признает за благо.

Они почитают старших и не позволяют себе противоречить их постановлениям. Они пользуются таким влиянием на народ, что все богослужебные обязанности совершаются по их начертаниям.В вопросах внутренней политики они всегда стояли на стороне народа, против посягательств господствующего класса; поэтому народ доверял им и следовал во всем их учению.

Лозунгом Фарисеев было: «закон для народа, а не народ для закона».Достойно, однако, внимания, что суровые порицания Христа были чаще направлены против Фарисеев, чем против саддукеев: богатые и надменные саддукеи были так далеки от царства Божия, что напрасно было их призывать к нему, а вот фарисеи были для Господа небезнадёжны.

В особенности порицал Христос Фарисеев.-лицемеров, которые, впрочем, обличаются и в Талмуде самими Фарисе. Сами фарисеи были ненавистниками лицемерия и учили своим учением, что лицемерить непозволительно. Таким образом, отождествлять фарисеизм с систематическим лицемерием — исторически неверно.

Впоследствии фарисеизм принял форму талмудического еврейства, саддукеизм отразился в караимстве.

Мытарь (Лк 18:10) — сборщик Римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко Иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях.Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням.Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия.Мытари обыкновенно имели людей для взыскания податей силой. Отсюда понятна ненависть народа к Мытарям. Ввиду того что Мытари обычно притесняли народ, они в древней литературе называются грешниками .Мытари считаются опороченными в гражданском отношении и не допускаются в свидетели.Пребывание Мытаря в доме без свидетелей делает все, находящееся в доме, ритуально нечистым, т. к. Мытарь мог к чему-либо прикоснуться.С особенной ненавистью стали относиться к Мытарям во время римских гонений; на них смотрели как на представителей врагов народа, они вербовались обыкновенно из подонков общества.У Евреев понятия — грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется начальником мытарей.

Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей. Иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что «Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними» (Лк 7:34).

  • Лев отличается от других видов кошки: отсутствием во взрослом состоянии пятен и полос, гривой из длинных волос, одевающей голову, шею и…
  • ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВНА РОМАНОВА (16 марта 1801 года День смерти) Дочь императора Павла Первого, внучка Екатерины Второй, сестра…
  • В этот день принято испрашивать прощение… ПРИНЯТО… Да, вот так принято и мы почему-то все и всё делаем так как принято кем-то и когда-то…

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/401855.html

Кто такие фарисеи?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

 Фарисеи (по одно из этимологий: евр. перушим – отделившиеся) были представителями самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудеи. О них впервые говорит евангелист Матфей (3:7-9).

Отсутствие упоминаний их в Ветхом Завете дает основание предполагать, что эта секта зародилась значительно позже заключения канона священных ветхозаветных книг (сер. 5 в. до Р.Х.).

Убедительно предположение некоторых исследователей, рассматривающих фарисейскую секту как ответ на эллинизм – тенденцию к культурно-историческому синтезу среди народов Средиземноморья. Явление это было последствием успешных походов Александра Македонского (356 – 323 до Р.Х.).

Важно

Эллинистическое влияние на израильское общество, по-видимому, вызвало к жизни эту партию ревностных защитников отечественных традиций. Иосиф Флавий впервые говорит о фарисеях как одной из трех сект (наряду с саддукеями и ессеями) в 13-й книге Иудейских древностей (13.5:9), рассказывая о деятельности одного из Маккавеев – первосвященнике Ионафане (сер. 2 в. до Р.Х.).

 Фарисеи, в отличие от саддукеев, признавали будущее воскресение, существование ангелов и духов. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона. Представители этого течения боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Все это привлекало к ним людей.

 Но чем дальше время удаляло их от боготкровенного источника веры, тем сильнее проявлялось в их учении и действиях человеческое начало. Нарастали формализм и обрядовость.

Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедаю» (Вт. 4:2).

Вопреки этому они ввели 613 новых установлений: 248 повелений (по количеству костей в человеческом теле) и 365 запрещений (по числу дней в году). Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф.

15:3); «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8). Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49).

Хотя в Израильском обществе во время Спасителя было много грешников, но ни о ком Господь не говорит так обличительно, как о фарисеях. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагонах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк. 11:42-44). Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим людям выше обряда: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

 Гордость и мнение о своей праведности вели фарисеев к духовной слепоте и делали их неспособными со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя.

Совет

Чудеса Господа, учение Его, поражавшее народ нравственной высотой, кротость – все вызывало у представителей этой секты ярость.

В этом была главная причина, почему они не увидели в Иисусе Христе обетованного через пророков Мессию и добились вместе с саддукеями Его распятия.

 Лучшие представители фарисеев, имевшие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами: апостол Павел, праведные Никодим, Гамалиил и другие.

 Господь наш Иисус Христос предостерегал Своих учеников от закваски фарисейской (Мф.16:11). Фарисейство как духовное состояние представляет опасность для всякого верующего. Оно начинается тогда, когда человек, совершая молитву формально, устами, а не сердцем, по привычке, считает, что он угождает Богу.

«У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни – война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия» (Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с.15). Духовная гордыня, уверенность в своей праведности, показное благочестие и лицемерие – все это фарисейство. Святая Церковь в борьбе с опасностью впасть в это состояние предлагает пример кающегося мытаря. С его смиренной молитвы начинается наше ежедневное утреннее правило: «Боже, милостив буди мне грешному».

http://www.pravoslavie.ru/answers/6558.htm

Источник: https://pravoslavnoe-hristianstvo.mirtesen.ru/blog/43211073915

Ссылка на основную публикацию