Что такое ересь и что она значит в православии

Словарик важных понятий

Истинно-Православной Церкви

Что такое ересь, раскол, догматы, единство Церкви, экуменизм и анафема

По пунктам

  • ЕРЕСЬ
  • Догматы и каноны
  • Единство церкви
  • ЭКУМЕНИЗМ
  • РАСКОЛ
  • АНАФЕМА

ЕРЕСЬ

Отклонение в вере от учения Церкви. Это отклонение так или иначе влияет на понимание спасения человека в Церкви, так как касается вопроса либо о том, Кто спасает (догматы о Боге, Троице, Христе), либо кого спасает (догматы о Церкви, антропология) и как спасает (догматы о Христе, антропология).

Понятие ереси основано на представлении, что вера (конкретного человека или церковного сообщества) в те или иные догматы христианства является существенной для его спасения.

Неверное расположение ума о том, что относится к Богу и спасению, не является каким-то малозначащим фактом. Также, поскольку Церковь — святая, она несовместима с ересью.

Еретики автоматически отторгают себя от святости Церкви и оказываются вне ее.

Обратите внимание

Простое непонимание догматики не есть ересь. Но оно становится ересью, если на неправильном понимании настаивают и/или его проповедуют публично как истинное понимание.

Ересь может принимать незаметные на первый взгляд формы. Например, частным, но очень распространенным в настоящее время случаем ереси является богословский агностицизм — то есть уверенность, будто и никто вообще не может знать о Боге или содержании того или иного догмата ничего достоверного.

Подробнее о ереси и еретиках

Догматы и каноны

Догматы можно понимать в нескольких значениях. Чаще всего говорят о догматах как богословских формулировках основных положений христианской веры. Например, Символ Веры полностью состоит из таких догматов.

Эти догматы-определения обсуждались и утверждались на соборах. Кроме тех, которые вошли в Символ Веры, есть и другие, например, об иконопочитании и о божественных энергиях (о благодати).

В таком смысле догмат это определение (по-гречески орос).

Эти догматы-определения не существуют отдельно от всей полноты учения Церкви. Поэтому в первом и главном значении догматы это православная вера, выраженная в словесных формулировках человеческого языка.

Кроме того догматы это также реальность, на которую эти формулировки – символы веры – указывают. Словесные определения соответствуют Божественной реальности и причастны ей так же, как иконы, то есть реально.

Чтобы понять догмат и получить от него пользу, нужно быть самому хоть сколько-то причастным этой реальности. Другими словами, смысл догматов раскрывается только через нашу веру.

Поскольку материалом догматов является человеческий язык, то, как и в случае с иконами, они появлялись (формулировались) в определенный исторический момент. Потребность выразить православное учение в точных формулировках возникало всегда с конкретной целью — оградить верных Церкви от возникшей ереси.

Святые отцы обсуждали эти формулировки и принимали их как точное исповедание веры, чтобы определить границы, выходя за которые, попадешь в ересь (то есть начнешь мыслить о Боге и спасении неправославно).

Важно

В этом смысле и ересь (как отступление от чистоты веры) и истинное учение могут существовать и существуют до всяких догматов, а догматы-определения только называют их своими именами: здесь ересь, а здесь православная вера.

Каноны — это церковное право, правила, по которым живет Церковь. Каноны можно назвать описанием анатомии и физиологии церковного организма. Это описание в разной степени учитывает внешние условия, в которых находится Церковь в конкретный исторический период.

Каноны следуют из свойств, учения и предания Церкви и, следовательно, из той Божественной реальности, которую Церковь воплощает.

Поэтому хотя каноны могут устаревать в историческом развитии и заменяться новыми, это не означает, что в них можно не разбираться или не соблюдать в церковной жизни.

Подробнее о догматах

Единство церкви

Одно из свойств Церкви. Единство означает единство учеников Христовых в вере и дано в приобщении Телу и Крови Христовым. Прежде всего единство Церкви — внутреннее, оно мистично и литургично.

Только на основе такого единства возможно единство внешнее — административное и организационное. Единство Церкви, таким образом, не является вопросом подчинения высшему авторитету или послушания низших высшим.

Оно осуществляется не внешними отношениями, даже не соборными решениями, пусть даже вселенскими, а духовно обнаруживается, прежде всего, в исповедании веры.

Единство связано с другим свойством Церкви — соборностью (или кафоличностью). Соборность означает, что полнота и единство Церкви как Тела Христова принадлежит всем православно верующим как единому народу Божию, где бы и когда бы они ни жили.

Единство предполагает возможность церковного общения между двумя или несколькими церковными группами, которые являются частями истинной Церкви Христовой. При церковном общении епископы, священники и миряне участвуют в общих таинствах, в совместной молитве, могут поминать имена друг друга за богослужением, могут подавать благословение.

В православном учении церковное общение возможно только при единстве в вере. Еретики полностью отлучены от Церкви и, следовательно, участие в таинствах с ними (согласно канонам) невозможно, пока они не вернутся в Церковь через покаяние.

Подробнее о Церкви и кафоличности

ЭКУМЕНИЗМ

Экуменизм в положительном смысле — церковное движение, направленное на обращение еретичествующих церковных организаций в православную веру и, как следствие, достижение с ними церковного единства, либо направленное на уврачевание расколов.

Экуменизм в отрицательном смысле (экуменизм как ересь) это воспринятие псевдоцерковной организации в качестве части Церкви (Тела Христова) и признание в такой организации наличия благодати, то есть обоживающих действий Бога в пребывающих в ней верующих.

В том числе, это признание действительности совершения таинств, в особенности Евхаристии, в других конфессиях.

Совет

Такое признание может выражаться как в вероучительных заявлениях, так и в практическом поведении по отношению к клирикам и верующим этой организации (участие в их богослужениях, совместные молитвы, получение благословений от клириков, иное поведение, демонстрирующее, что данная организация воспринимается как Церковь).

Ересь экуменизма основана на неправославном представлении о Церкви, при котором границы Церкви не зависят от исповедуемых в ней догматов и соблюдения церковных канонов.

К экуменизму в этом смысле не относится другое повседневное поведение и общение с инославными, не касающееся церковных действий.

Подробнее о ереси экуменизма

РАСКОЛ

Сообщество, отделившееся от Церкви (не подчиняющееся церковным властям; часто установившее собственную церковную иерархию) вследствие несогласия по церковно-практическим вопросам, не касающимся самой веры или касающимся веры лишь во вторую очередь, например, формальным элементам богослужения, церковной дисциплины или иным практическим вопросам, не имеющим вероучительного значения. В случае, если причина отделения обоснована, наряду с практическими вопросами, также вероучительно, то имеет место ересь, а не раскол.

Если причина разделения только дисциплинарная и не касается ни вероучения, ни обрядов, ни каких бы то ни было принципов церковного устроения, то такого рода расколы в церковном праве часто имеют особое именование «самочинного сборища» (греч. «парасинагога»).

АНАФЕМА

Публично объявленное отлучение человека от церковного общения.

Применяется к конкретным людям в качестве высшей дисциплинарной меры церковного наказания за тяжелые публичные прегрешения, направленные против Церкви, как правило, за еретическое или раскольническое движение.

Анафематствованию подвергаются также те или иные богословские утверждения. Это означает, что такие утверждения не просто ложные, но вообще несовместимы с православной верой и поэтому ведут к отпадению от нее (в ересь).

В церковном смысле слова анафема не проклинает человека (например, еретика), желая ему зла, а констатирует его фактическое нахождение вне Церкви. Если он жив, то он имеет шанс покаяться и вернуться в Церковь.

В Синодике с анафемами самым известным еретикам (который должен читаться в церкви на праздник Торжества Православия в первую неделю Великого поста) уточняется, что они сами уже возложили на себя анафему.

Таким образом публичное анафематствование только доводит до всеобщего сведения уже свершившийся факт их отпадения (по факту ереси) от Церкви.

Хотя еретики, подвергшиеся анафеме, отпали от Церкви — Тела Христова, вопрос об их посмертной участи остается открытым, так как судит их Бог.

Заповедь прекращать церковное общение с еретиками есть уже в послании апостола Павла: еретика человека … отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3, 10–11).

Обратите внимание

Акт публичного анафематствования не просто служит предостережением против отпадения в ересь и призывом к покаянию для тех, кто уже отпал, но становится и, своего рода, церковным законом (каноном), знание которого обязательно для епископов, священников и вообще всех тех, кто обучает народ православной вере. Если отсутствие предупреждающего сигнала «анафема» могло служить смягчающим обстоятельством для отпавших, то наличие анафемы служит отягчающим обстоятельством для тех, кто, зная о ней, решился ей пренебречь, а также для тех, кто не потрудился о ней узнать.

Читайте также:  Икона святой великомученицы татьяны

Подробнее об анафемах в Синодике

Источник: http://www.ostrova.org/theoria/slovarik/

Секты и ереси в раннем христианстве

Укрепление христианских общин достигалось ценой очень жестокой внутренней борьбы, которая принимала по большей части форму споров за догматы. Но за этими догматами стояли разные идейные течения, принадлежавшие разным национальным и классовым группам и отражавшие их интересы.

Уже в I в. внутри христианских общин существовали течения, которые боролись между собой. В Откровении Иоанна упоминаются еретики николаиты, о которых, правда, ничего определенного не известно. Во II в. в христианстве происходила ожесточенная борьба между отдельными сектами и течениями. Наиболее интересно движение гностиков, в том числе маркионитов, и движение монтанистов.

Вопрос о роли гностицизма в раннем христианстве довольно сложен. Слово «гносис» по-гречески значит знание, познание, которое сводилось у гностиков к мистическому познанию бога. Гностики — это философы-мистики, утверждавшие, что человек может познать разумом тайну божества и суть мира.

Историки христианства обычно рассматривают гностицизм как боковое ответвление этой религии, как ересь, сектантское вероучение, вскоре подавленное правоверными христианскими богословами. Напротив, другие ученые, прежде всего А.

Древе, считают, что не гностицизм вырос на почве христианства, а, напротив, христианство на почве гностицизма, то есть гностицизм древнее христианства. Доля истины есть, видимо, в той и другой точке зрения: ранние гностические учения (I—II вв.) действительно повлияли на становление христианской идеологии.

К примеру, философия гностика Филона Александрийского, которого некоторые считают «отцом христианства». Более поздние гностические учения, начиная с середины II в. стали рассматриваться позднее как отклонения от «истинного» христианства.

Суть учения гностиков, выросшего на основе поздне-эллинистической идеалистической философии, состояла в дуалистическом противопоставлении светлого, доброго духа и темной, полной страданий материи.

Добрый великий бог, дух плерома (το πλήρωμα — буквально «полнота»), не мог быть создателем такого дурного мира. Мир создан каким-то подчиненным, злым и ограниченным богом. Некоторые гностики отождествляли его с еврейским Яхве.

Между недоступным благим богом и низменным материальным миром нет никакого прямого соприкосновения. Но между ними есть посредник, божественный логос (слово, смысл, разум), который и может спасти страдающее человечество и ввести его в царство светлого духа-бога.

Важно

Правда, это доступно не всем людям, а только избранным, людям духа, «пневматикам» (от греческого πνεύμα — дух, дыхание).

Гностическое учение о логосе перешло в христианство, влившись в образ Христа-спасителя. Особенно это видно в четвертом евангелии («от Иоанна»), пронизанном гностическим духом («В начале было слово, и слово было у бога, и слово было бог…»; гл. 1, ст. 1).

Но в отличие от христиан (иудео-христиан) большинство гностиков решительно отклонило всю еврейскую религию, считая еврейского бога Яхве злым существом, противопоставляя ему своего светлого великого бога и спасителя-логоса.

Это неприятие иудаизма особенно резко выражено было в проповеди Маркиона (середина II в.), который начисто отвергал весь Ветхий завет. В учении Маркиона и других гностиков достигли высшей точки антиеврейские настроения.

Христианство, однако, не пошло по этому пути, а, напротив, постаралось примирить еврейскую религию с культом спасителя.

Впрочем, гностицизм и не мог сделаться господствующим течением в христианстве уже по одному тому, что это было мировоззрение философски образованных, утонченных интеллигентов, богатых людей, учение, недоступное широким массам. Простому народу нужен был живой образ спасителя, а не отвлеченно философский логос и тому подобные умозрительные умствования. Но все же кое-что из гностической философии вошло в христианское вероучение.

Другое еретическое течение, возникшее тоже во II в., представляло собой попытку возродить боевой дух иудео-христианства I в. Основатель секты Монтан, бывший жрец Кибелы во Фригии, — о нем, впрочем, очень мало известно — решительно выступал против всякой регламентации церковной жизни, против растущей власти епископов.

Он был харизматиком и проповедовал от имени самого бога («Я — господь бог вседержитель, пребывающий в человеке», — говорил он), придерживался и требовал крайнего аскетизма и безбрачия (хотя его последователи и не соблюдали этого требования), провозглашал скорое второе пришествие Иисуса Христа и конец света.

Совет

Это была безнадежная попытка вернуть христианство на первоначальный революционно-демократический путь и остановить неотвратимый процесс превращения христианства в мирную религию, выгодную держащим власть. Монтанизм был распространен главным образом во Фригии.

К нему примыкал и видный христианский апологет Тертуллиан, хотя революционную сторону этого учения он затушевывал.

К середине II в. в христианских общинах уже прочно захватили власть зажиточные рабовладельцы и торговцы. Им удалось подавить всякие демократические настроения.

В борьбе против монтанизма, за укрепление епископальной организации церкви и было создано учение об апостольской преемственности епископской власти, о том, что сам Христос через апостолов передал епископам власть и уполномочил их руководить церковью в делах веры.

После преодоления мистических и эсхатологических течений II в. в III в. появляются новые секты. Из них особенно характерна секта манихеев, распространившаяся на Востоке, в Иране и соседних странах. Это было своеобразное соединение христианства с зороастризмом – резко дуалистическое вероучение.

Названо по имени полулегендарного Мани (Манеса, Манихея), казненного в 276 г. Главное в учении манихеев — это идея полярной противоположности света и тьмы, добра и зла. Видимый нами мир, в том числе и люди, порожден смешением частиц света с частицами тьмы. Иисус, воплотившийся в призрачном теле, учил людей разделять свет от тьмы, добро от зла.

Тому же учил Мани. Весь Ветхий завет и большую часть Нового завета манихеи отвергали. Общины их были разделены на классы: высший класс — «избранных», «чистейших» — участвовал во всех религиозных обрядах, другие только в некоторых.

После превращения христианства в государственную религию манихейская секта была подавлена, но идеи ее позже возродились в средневековых сектах павликиан, богомилов и др.

Наиболее воинственной оказалась ересь донатистов (по имени епископа Доната), распространившаяся преимущественно в Северной Африке в IV в.

Донатисты восставали против всяких компромиссов с государственной властью, не признавали епископов и священников, чем-либо запятнавших себя, хотя бы и в личной жизни. По мере обострения кризиса рабовладельческой Римской империи движение донатистов к концу IV в.

(когда уже христианская церковь стала господствующей в империи) приняло форму открытого восстания бедноты против богатых: это известное движение агонистиков (Христовых воинов), или циркумцеллионов, которые с оружием в руках громили имения богачей.

Правительству с трудом удалось подавить движение, однако донатистские общины в некоторых районах Северной Африки сохранялись до самого мусульманского завоевания (VII в.).

Обратите внимание

Но если донатисты-агонистики по догматическим вопросам почти не расходились с господствующим вероучением и глубокого раскола в церкви их движение не породило, то иначе получилось с ересью Ария, самым крупным оппозиционным движением в церкви IV в., уже после превращения ее в господствующую.

Главным очагом арианства был Египет, особенно Александрия, где очень крепки были эллинистические традиции. Арий был священником в Александрии. Он не принимал основной догмат официальной христианской церкви о богочеловеке, согласно которому бог-сын единосущен богу-отцу.

По утверждению Ария, Иисус Христос не был рожден богом, а создан им, следовательно, он не «единосущен» богу-отцу, а «подобносущен» ему. Разница между этими двумя словами по-гречески выражалась в одной букве «ι»: «ὁμοιούσιος» и «ὁμοούσιος,», но эта разница казалась тогда чрезвычайно важной.

Ведь речь шла о природе Иисуса Христа — спасителя, а это была основа основ христианского вероучения. Вокруг проповеди Ария загорелись жаркие споры. Ария поддерживали широкие большая часть населения Египта, особенно Александрии, и дело доходило до уличных схваток.

За этим, конечно, крылись политические мотивы: нежелание жителей Египта терпеть централизаторскую политику империи. Но как раз для императора всего важнее было тогда сохранить единство государства. Император Константин, хотя он сам и не был еще тогда христианином, принял энергичные меры для преодоления раскола.

Он созвал по этому поводу вселенский собор духовенства (1-й вселенский собор 325 г. в г. Никее). Ересь Ария была осуждена, и сам Арий с того времени считается в ортодоксальной церкви самым ужасным еретиком и грешником. Однако арианство еще долго существовало.

Оно распространилось и за пределами империи, его приняли готы, вандалы, лангобарды, позже, правда, перешедшие в католичество.

Арианство было разгромлено, но вскоре появилось близкое к нему учение Нестория (епископа Константинопольского). Несторий учил, что Иисус Христос был человеком, который лишь внешним образом соединился со вторым лицом троицы — богом-сыном, и что поэтому деву Марию следует называть не богородицей, а человекородицей или христородицей.

Важно

Ересь Нестория обсуждалась на 3-м Эфесском вселенском соборе (431 г.). Несторианство было осуждено. Однако оно имело очень сильное влияние на Востоке, где издавна господствовали дуалистические религии.

Читайте также:  Мощи святого пантелеймона целителя

На Востоке оно как самостоятельная религия удержалось на продолжительное время, оно играло крупную роль в средневековой Центральной Азии и сохраняется доныне у отдельных мелких народностей (айсоры, марониты в Ливане, «сирийские христиане» в Южной Индии).

В борьбе с арианством и несторианством в IV—V вв. появилось противоположное течение по тому же вопросу о природе Иисуса Христа.

Представители этого направления учили, что Иисус Христос не был в сущности человеком, что в нем божеская природа настолько подавила человеческую, что Иисус Христос был в самом полном смысле богом. В нем было не две, а одна природа — божеская.

Это учение об «одной природе» Иисуса Христа дало начало монофизитской (от греческого (μόνος — один, φύσις — природа) секте, основанной епископом Евтихием. Она получила широкое влияние в Восточно-Римской империи в V в. Несмотря на осуждение ее 4-м вселенским Халкедонским собором (451 г.

), она укрепилась в целом ряде стран. В этом проявилась борьба этих стран за церковную и политическую независимость от Византии. Армянская церковь, а также копты и абиссинцы доныне придерживаются монофизитства.

Источник: https://www.kultoboz.ru/sekty-i-eresi-v-rannem-hristianstve

Ересь – это что такое? Определение, значение слова

Когда мы слышим слово «ересь», то у многих сразу всплывают в воображении изображения средневековых пыточных камер и костров инквизиции.

Был период в церковной истории, который, несомненно, включал в себя эти вещи.

Даже не являясь знатоком истории или религиозным ученым, мы можем знать, что ересь – это плохая вещь, но детали и подробности этого понятия являются все еще довольно туманными.

Вразрез с официальным положением церкви

Основное определение ереси в том, что данный термин означает приверженность религиозному мнению, противоречащему церковной догме. Ересь – это несогласие или отклонение от доминирующей теории, мнения или практики.

В этом определении следует выделить два ключевых элемента: доминирующее положение и противоположное положение.

Что касается религии, то любая вера или практика, которая идет вразрез с официальным положением церкви, считается еретической.

Ересь существовала в каждом историческом периоде, но в XII веке католическая церковь предприняла беспрецедентные действия против нее.

По мере усиления власти католической церкви в Европе неудобные голоса других христианских групп становились все более неприятными. Папа Александр III (1162-1163) поощрял осведомителей, поэтому церковь могла обнаружить так называемые доказательства ереси.

В 1184 году Папа Люциус III издал указ о том, что осужденный еретик должен быть передан светским властям для осуществления наказания.

Совет

В течение следующих нескольких десятилетий церковь увеличивала тяжесть наказания за ересь, это в конечном счете сделало ее крупным преступлением при папе Григории IX.

Именно в тот период доминиканцы стали основными агентами инквизиции, специальный суд давал полномочия судить о намерениях, а также о действиях верующих.

Когда в деревне подозревали ересь, инквизитора отправляли проповедовать с призывом, чтобы жители деревни выступили с сообщениями о ереси.

Всеобщая инквизиция

Это была «всеобщая инквизиция», которая включала период благодати для всех, кто признался.

За этим последовала «специальная инквизиция», которая могла бы включать в себя принуждение, ложные свидетельства и пытки для получения «признания».

Тем, кого идентифицировали как еретиков, приказывали совершать епитимью, которая могла состоять из обязательного посещения церкви, паломничества в святыню, утрату имущества или лишение свободы.

Еретики, которые отказались покаяться, были приговорены к смертной казни. Средневековую ересь преследовала инквизиция, которая продолжалась в большинстве районов Европы до XV века.

Любая группа или физическое лицо, которое отличается от другой группы, может быть технически названо еретическим. Христиане называются еретиками евреями.

Примечательно, что «еретики» Средневековья были виновны только в том, что они не соглашались с Католической Церковью, а не потому, что они придерживались небиблейских доктрин.

Что о ереси говорит Библия?

Испанская инквизиция уничтожила более 14000 человек, многие из них просто обладали Библией. Что же написано о ереси в этой книге? В Библии говорится: «Будут лжеучители среди вас, которые тайно приносят разрушительные ереси, даже отрицая Учителя, навлекая на себя быстрое уничтожение».

Из этого стиха мы видим, что ересь – это все, что отрицает учение Иисуса. “Павел берет на себя церковь за то, что у них есть ереси – ереси, которые привели к расколу в теле”.

Эти стихи затрагивают оба аспекта того, что составляет ересь в церкви: отрицание доктрин, которые Бог дал, и разделение тела, которое Он создал.

Обратите внимание

Оба эти явления считаются опасными, деструктивными действиями, которые строго осуждаются Писанием. Как Библия относится к ереси? «Человек является еретиком после отклонения первого и второго увещевания».

Из этих слов видно, что, когда человек в церкви отходит от библейского учения, то, во-первых, нужно попытаться исправить его, но если он откажется слушать после двух предупреждений, больше не иметь с ним ничего общего.

Истина Христа объединит верующих, но ересь по самой своей природе не может мирно сосуществовать с истиной. Конечно, не каждое несогласие в церкви – это ересь.

Иметь другое мнение не так плохо, но когда мнение разделено или поддерживается вопреки ясному библейскому учению, оно становится еретическим. Апостолы сами порой не соглашались, и однажды Петру пришлось упрекнуть их за это.

Хвалите Господа, через отношение смирения и покорности Богу истины.

Когда верующие подчиняются авторитету Божьего Слова и относятся друг к другу с любовью и уважением, разделение и ересь в православной церкви будут уменьшаться.

Христос говорил: «Завершите мою радость, будучи одним и тем же разумом, обладая такой же любовью, находясь в полном согласии и разумом.

Ничего не делайте от эгоистических амбиций или тщеславия, но в смирении считайте других более значительными, чем вы сами».

Ересь: происхождение слова

Данный термин в переводе с греческого первоначально означал «акт выбора» и со временем стал включать более широкие идеи, такие как «выбор» или «школа мысли, направление, учение».

Таким образом, значение слова «ересь» не обязательно отрицательное.

Только во втором веке христиане начали использовать этот термин в более уничижительном смысле, чтобы ссылаться на «школу мысли», которую по какой-то причине нужно было отклонить.

Что же может квалифицироваться как ересь? Что отличает ересь от чего-то, что является просто неправильным или сомнительным? Что отличает ересь от «ортодоксии»? Кто определяет, где есть ересь, а где нет? Это очень сложные спорные вопросы. Неудивительно, что люди предлагают на них различные ответы.

Общие подходы к пониманию

Что означает слово «ересь»? Многие по-разному понимают данный термин. Вот какое значение приписывают разные люди данному слову:

  1. Ересь – чушь, слово или просто позиция «проигравшего» в дебатах.
  2. Это процесс исключения, используемый для установления личности какой-то группы.
  3. Это то, что развращает сущность христианства.
  4. Ересь отвергает церковную власть.

Что же такое ересь?

Если ересь включает в себя полномочия идентифицировать что-то как «вне пределов», то это обязательно включает в себя как понятие власти, так и понятие исключения.

Здесь не имеется в виду сила физически принуждать кого-то верить в то, что он считает правильным, хотя власть часто использовалась таким образом в истории ереси. Речь идет о том, что любое авторитетное заявление о том, что что-то квалифицируется как еретическое, по своей сути является проявлением власти.

И когда эта сила начинает действовать, она обязательно идентифицирует некоторую группу как «другую», которая лежит за пределами ортодоксальности.

Важно

Что значит слово «ересь»? Суть понятия в том, что это что-то, что подрывает саму суть христианства. Она приходит изнутри. Верующие ошибаются, когда представляют под ересью тех, кто (или что) нападает на христианство извне. Вместо этого следует понимать, что ересь всегда является чем-то, что возникает изнутри церкви, то есть в самих верующих.

Как правильно найти определение слова «ересь»? Если образ жизни определенной группы противоречит сущности христианства, стоит ли называть его ересью, даже если эта группа придерживается внешней веры? Также известно, что ересь – это то, что подрывает Евангелие. Однако это тоже спорный и глубокий вопрос, так как необходимо вначале изучить, что такое Евангелие, а уже потом разбираться в том, что его разрушает.

Важные религиозные учения

Ересь – этот термин обычно используется для обозначения нарушений важных религиозных учений, но также он применяется для взглядов, категорически противоположных общепринятым идеям.

Он используется, в частности, в отношении христианства, иудаизма и ислама. В некоторых христианских, исламских и еврейских культурах люди, которые придерживаются идей, считающихся еретическими, до сих пор подвергаются разным видам наказания.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "андрониковская"

Например, их могут отлучить от церкви, а в некоторых народах даже лишить жизни.

Происхождение слова «ересь» – греческое. Изначально оно означало «выбор» или «выбранная вещь», затем – «партию или школу по выбору человека». Слово «ересь» обычно используется в христианском, еврейском или исламском контексте.

В зависимости от религиозного течения данный термин может подразумевать разные значения.

В любом случае основатель или лидер еретического движения называется ересиархом, а люди, которые поддерживают ересь или совершают ересь, известны как еретики.

Корень ереси

Парадокс возникает в том случае, когда встречаются две истины, противоречащие одна одной.

Во многих учениях есть такие противоречия: в математике, физике, биологии и химии, поэтому неудивительным является тот факт, что подобное есть и в богословии.

Парадокс не состоит в том, что обе доктрины не являются истинными, а в том, что мы просто не можем понять и принять тайну. И вот здесь и прячется корень ереси, тут она и рождается.

Эпоха массовых преследований прошла

Казни еретиков под знаменем христианства подошли к концу в 1826 году с последней казнью «еретика» Каэтано Риполя испанской инквизицией. В наши дни все реже встречаются официальные обвинения в ереси в христианских церквях, что, несомненно, не может не радовать своей гуманностью.

Вопросы в протестантских церквях включали современную библейскую критику и природу Бога. В католической церкви конгрегация доктрины веры критикует Писания за «двусмысленности и ошибки», не используя истинное значение слова «ересь». Возможно, из-за многих современных негативных ассоциаций, связанных с термином «ересь», данное слово используется реже сегодня.

Нерелигиозное использование

Термин «ересь» используется не только в отношении религии, но и в контексте политической теории. В подобных случаях это слово не обязательно имеет религиозный смысл. Иногда оно даже используется в тех областях, где приветствуются инновации и идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии с любой практикой и сферой знаний. Ученый и автор Исаак Азимов считал ересь абстракцией.

Он разделил научных еретиков на эндокритиков (изнутри научного сообщества) и экзохэктиков (извне). Азимов пришел к выводу, что научная ортодоксия хорошо защищается от эндокритики (путем контроля над научным образованием, грантами и публикацией в качестве примеров), но почти бессильна против экзогеритики. Он доказал на примерах, что ересь неоднократно становилась ортодоксией.

Идеологическая дыра

Иммануил Великовский – пример научного экзокритика. Он не обладал соответствующими научными полномочиями и не публиковался в научных журналах. Хотя детали его работы находятся в научной «дурной» славе, его концепция катастрофических изменений («экстинкция и прерывистое равновесие») получила признание в последние десятилетия.

Термин «ересь» также используется как идеологическая дыра для современных писателей, потому что по определению ересь зависит от контрастов с установленной ортодоксией. Многие знаменитые авторы в свое время выступали против общепринятых взглядов и устоев, тем самым навлекая на себя клеймо еретиков.

Однако вернемся к христианскому значению интересующего нас термина. В какой момент вера настолько несовершенна, что она больше не является христианской, и откуда берутся подобные противоречивые убеждения?

Как защитить себя от веры в ересь?

Скорее всего, ответы на приведенные выше вопросы будет найти сложно. Каждый искренне верующий должен поразмышлять над своими убеждениями. Христианство – это множество потоков большой реки, поэтому все христиане связаны друг с другом одним и тем же источником.

Верующие могут расходиться во мнениях относительно крещения, церковного управления, даров Святого Духа и конца времен, и все же их будет объединять одно – евангелие Иисуса Христа, которое дает реальную надежду на спасение от наших грехов и попадание в грядущее Царство.

Источник: https://www.nastroy.net/post/eres—eto-chto-takoe-opredelenie-znachenie-slova

Ересь

ересь, ересь это
Е́ресь (др.-греч. αἵρεσις — «выбор, направление, школа, учение, секта») — сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.

Следует иметь в виду, что в библейских текстах на греческом языке термин αἵρεσις используется в ином значении, как, например, в Первом послании к Коринфянам апостола Павла: δεῖ γὰρ καὶ αἱρέσεις ἐν ὑμῖν εἶναι, ἵνα οἱ δόκιμοι φανεροὶ γένωνται ἐν ὑμῖν.

В русском синодальном переводе в данном месте слово переведено как «разномыслие»: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19).

Однако, в книге Деяний в тексте « πρωτοστάτην τε τῆς τῶν Ναζωραίων αἱρέσεως» слово переведено как «ересь»: « и представителем Назорейской ереси» (Деян. 24:5).

В Римско-католической церкви борьбу с ересью осуществляла инквизиция.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Бытовое понятие термина
  • 3 Другие определения
  • 4 Производные понятия
  • 5 Ересь в христианстве
    • 5.1 Гностические ереси
    • 5.2 Тринитарные ереси
    • 5.

      3 Экклесиологические ереси

    • 5.4 Христологические ереси
    • 5.5 Прочие ереси
    • 5.6 Ереси в русском православии
  • 6 Ереси в исламе
  • 7 См.

    также

  • 8 Примечания
  • 9 Литература

Этимология

В греческом языке термин первоначально использовался в значении «выбор, направление, течение». В иудео-эллинистической культуре, на фоне которой зародилось и развивалось христианство, этим термином обозначали «философские или религиозные школы».

К примеру, так называли иудейские религиозно-политические партии — фарисеев и саддукеев (см. Деян. 5:17; 15:5; 26:5). Соответственно, это понятие изначально носило описательный, вполне нейтральный характер.

Именно в этом смысле иудеи называли первых христиан «назорейской ересью» (Деян. 24:5).

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин. 14:6), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет.

Совет

 2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал. 5:20).

Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

Бытовое понятие термина

В разговорной речи «ересью» иногда называется любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным.

Другие определения

С точки зрения теологии, ересь — это «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению»

В разговорном русском языке слово «ересь» также имеет значение «чепуха», «бессмыслица» — например, в выражении «нести ересь» (то есть, говорить чепуху).

В Викисловаре есть статья «ересь»

Производные понятия

  • Ересиа́рх (греч. αἱρεσιάρχης) — глава еретической религиозной общины, движения.
  • Ерети́к (греч. αἱρετικός) — приверженец еретической идеологии, член еретической общины.

Ересь в христианстве

С точки зрения ортодоксального христианства, следующие учения традиционно рассматриваются как еретические:

Гностические ереси

  • Авелиты
  • Акефалы
  • Альбигойцы
  • Апеллеяне
  • Богомилы
  • Борбориты
  • Докетизм
  • Каиниты
  • Катары
  • Лукианисты
  • Манихеи
  • Маркиониты
  • Николаиты
  • Офиты
  • Павликиане
  • Сифиане (сифиты)
  • Татиане

Тринитарные ереси

  • Савеллианство
  • Арианство
  • Аномейство
  • Македонианство (пневматомахи, духоборчество)
  • Тритеизм
  • Даминианство

Экклесиологические ереси

  • Монтанизм
  • Арнольдисты
  • Архонтики
  • Афингане
  • Борбориты
  • Донатисты
  • Филетизм

Христологические ереси

  • Аполлинарианство
  • Несторианство
  • Евтихианство (Монофизитство)
  • Монофелитство

Прочие ереси

  • Пелагианство
  • Флагеллантство
  • Исохристы

Ереси в русском православии

В истории Русской православной церкви следующие религиозные движения рассматривались как еретические:

  • Стригольники в XIV веке;
  • Ересь жидовствующих в XV веке;
  • Толстовство на рубеже XIX – XX веков.

Ереси в исламе

В исламе любая религиозная ересь («бида») строго осуждается. При этом ересью считается любое нововведение в религии. К сторонникам ереси применяются термины «мубтади» (еретик), «зиндик» (еретик), а также нередко «кафир» (неверный) или «мунафик» (тайный неверный).

Традиционно еретиками называли друг друга сунниты, ибадиты, шииты, а также шииты разных направлений.

Но в настоящее время в связи с членством в Организации исламского сотрудничества, где представлены государства с доминированием каждого из всех трёх течений правительства мусульманских государств обычно признают все три течения мусульманскими, хотя часто и не одинаково истинными.

В то же время вслед за салафитами экстремистские суннитские организации считают шиитов и суфистов как минимум еретиками; аналогичные организации есть и у шиитов.

Ахмадия считается еретическим учением в Пакистане, но допустимым мусульманским (наряду с суннизмом и рядом направлений шиизма) в Иране, где официальная конфессия ислама — шииты-двунадесятники. Некоторые новые религии, выросшие из ислама (например, салафиты, сикхи, бахаи и Нация ислама), первоначально считались еретическими. В настоящее время чаще всего еретическими называют следующие исламские течения:

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Ересь

  • Инквизиция
  • Инакомыслие
  • Кафир (= Гяур)

Примечания

  1. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого
  2. BDAG: A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. By Walter Bauer. 3d ed. (2000), edited and revised by Frederick William Danker
  3. В «Библии короля Якова» (KJV Ac.5:17) фарисеи и саддукеи названы сектами
  4. Теологический энциклопедический словарь. Ред. Уолтер Элвелл. М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2003. С. 440.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-56654.html

Ссылка на основную публикацию