Чем отличаются староверы и старообрядцы от православных?

Самое яркое явление нравственности. Краеведческие заметки о староверах

«Уважаемая редакция газеты «Мои года»! В конце февраля этого года вы напечатали очень интересную и познавательную статью о старообрядцах их села Хор-Тагна Заларинского района.

Я давно интересуюсь представителями этой веры – людьми стоическими, которые, может быть, единственные из нашего народа так хорошо сохранили в себе и корни истинной веры, и нашу древнюю культуру, и нравственность, и чистоту.

Можно ли поподробнее узнать об их возникновении, подвижничестве и жизни в других районах нашей области?» С уважением, Вера Харитоновна Горенская, педагог с 55-летним стажем, читатель и почитатель вашей газеты.

В средствах массовой информации часто появляется информация о неких отшельниках, добровольно удалившихся от цивилизованного мира.

Обратите внимание

Наиболее колоритными персонажами в этих материалах нередко представлены старообрядцы, живущие в отдалённых сибирских селениях.

Особенно образно это подаётся в современных «исторических» фильмах с элементами боевика. Но насколько правдивы и точны все эти «старообрядческие истории»?

История появления старообрядцев в Сибири начинается с середины XVII века. Большой Московский собор 1666–1667 годов привёл к окончательному расколу Русской церкви и, по сути, благословил уничтожение части российского населения, несогласного с изменениями в Церковном Уставе.

Российский публицист – этнограф Александр Степанович Пругавин, исследовавший раскол русской церкви, в журнале «Русская мысль» № 1 за 1881 год, писал о начале гонений на староверов следующее: «При самомъ появленіи раскола власть захотѣла покончить съ нимъ крутыми, суровыми мѣрами. И вотъ кровь полилась рѣкой.

Всѣ первые вожаки и предводители раскола умерли на плахѣ, сгорѣли въ срубахъ, исчахли въ заточеніяхъ.

…Населеніе, исповѣдывавшее «старую правую» вѣру, пришло въ ужасъ. Въ отчаяніи, оно объявило власть антихристіанскою, антихристовою».

Часть старообрядцев, именуемая впоследствии беспоповцами, после собора 1667 года пришла к мысли о том, что благодать церкви иссякла, таинства и посвящения священников стали невозможны и поэтому надо искать пути спасения без священников и таинств.

На начальном этапе жёсткого преследования, особенно во время царствования царицы Софьи, загнанные правительственными карательными экспедициями, наиболее радикальные хранители старой веры, считая, что в перспективе настоящая христианская жизнь будет невозможна, подвергали себя массовому самосожжению. Последняя крупная вспышка сибирских самосожжений приходится на 1750–1756 годы и связана, прежде всего, с энергичной попыткой Тобольского митрополита Сильвестра немедленно покончить в его епархии с нарушениями сурового антираскольнического законодательства.

(слева направо) Буквица в старообрядческой певческой рукописи; Старообрядческое распятие. Часовенное согласие. Начало XXI в.; Лествица (старообрядческие символические четки) и подрушник (коврик для земных поклонов. Фото А.В. Кострова

Значительная часть старообрядцев, не дожидаясь грозящих им расправ, устремились в непроходимые леса, на окраины государства и за его рубежи, где основывали полумонашеские поселения и скиты. И всё же, несмотря на гонения, которым подверглись старообрядцы, определённая их часть осталась в центральной России.

В своём отчёте «О современном состоянии раскола в Нижегородской губернии», составленном в 1855 году, П. И. Мельников указал на противоречивую ситуацию, создающую благоприятную почву для лихоимства и своекорыстия властей. Причиной тому было полулегальное положение старообрядцев, лишённых многих гражданских прав.

Важно

Ссылаясь на то, что верования старообрядцев объявлены вне закона, их шантажировали и грабили чиновники, помещики, а также попы официальной церкви.

В ходе работы над отчётом Мельников пришёл к пониманию того, что в сложившейся ситуации заинтересованы власть имущие, которым выгодно полулегальное существование раскола.

Поместный Собор Русской православной церкви, созванный в 1971 году, признал старые обряды «спасительными, как и новые обряды и равноценные им», легализовав этим решением раскол.

Как бы ни были гонимы староверы, власти, на протяжении нескольких столетий, при помощи административного ресурса и военных команд, не смогли ликвидировать их полностью. Важнейшим условием, способствующим восстановлению разорённых поселений, была непоколебимость в вере, поддержка внутри конфессии и прививаемое с раннего детства уважительное отношение к труду.

Живя небольшими общинами в отдалённых селениях, староверы, будучи разбросанными по всей планете, вопреки сложившемуся мнению обывателя, не чувствуют себя отшельниками. Между всеми, даже самыми малыми группами, существует прочное информационное пространство, помогающее им сохранять культурное и духовное наследие на протяжении веков.

За долгие годы преследований у староверов выработалось чувство братства и взаимопомощи. В разговорах с местными староверами поражает то, что они не отделяют себя от так называемой общины. Выражения МЫ, НАШИ, НАШЕЙ ВЕРЫ применяются на протяжении всей беседы. Практически не звучит «Я». В одной из бесед старовер, работающий девятый год главой сельской администрации, сказал: «Мы друг за друга.

Мы все вместе. Поодиночке нас никогда нет. Куда бы ни уезжали, всегда тянет к своим. Вместе сено косим, вместе дома ремонтируем. В повседневной жизни придерживаемся следующих правил: живи честно, помогай друг другу, не лги и не воруй и помни завет Иоанна Златоуста – не суди и не судим будешь. Эти понятия объединяют всех староверов в одну семью, общину, в которой люди живут, помогая друг другу».

Семья собеседника переехала из Горной Шории в посёлок лесозаготовителей Бухтуриху Тайшетского района в 1964 году. На момент их приезда, там уже жили и работали несколько семей староверов. В 1974 году, перед закрытием лесопункта, в Бухтурихе проживало около 20 семей их единоверцев.

Совет

Кроме того, на тот момент староверы жили и работали в соседнем посёлке – Первый Саранчет и в деревне Георгиевка. Ко всем перечисленным населённым пунктам практически не было полноценных дорог, связывающих посёлки с районным центром. В настоящее время в посёлках Венгерка и Саранчет живёт восемь семей староверов.

В середине 70-х годов XX века, после закрытия лесопунктов, большая часть староверов уехала из Бухтурихи, Георгиевки и Саранчета. В этот период наблюдалось их массовое переселение из Тайшетского района на север Красноярского края, в низовья Енисея.

Со слов рассказчика, такая миграция не была связана с какими-либо притеснениями со стороны официальной власти или местного населения.

Одной из причин миграции староверов из деревни Георгиевка стало то, что бывший настоятель, Вавил Лазаревич Пономарёв, стал по старости немощным и не мог вести службы и совершать необходимые обряды. У христиан-староверов не положено жить без настоятеля, и поэтому община приняла решение переехать в населённые пункты, где таковые были.

В настоящее время в административных границах Тайшетского района имеются четыре населённых пункта: Венгерка, Кадарея, Кондратьево и Саранчет, в которых живут семьи староверов, переселившиеся на эту территорию во второй половине ХХ века, в период активного развития лесной и деревообрабатывающей промышленности.

По внешним признакам староверы отличаются от других жителей района только тем, что все мужчины имеют окладистые бороды, а замужние женщины заплетают волосы в две косы и определённым образом укладывают их на голове.

Поверх заплетённых волос обязательно надевается головной убор – шешмура и повязывается платок или косынка. Пожилые мужчины носят рубахи на выпуск, подпоясанные цветными поясами. Пояса могут быть сотканы на специальных станках либо сплетённые вручную.

И те и другие делаются женщинами-староверами. В процессе изготовления поясов читается молитва Богородице.

Обратите внимание

Старообрядцы не используют в разговоре ненормативную лексику. Пьянство в их среде считается одним из больших грехов и заслуживает презрения, хотя в уставе прописаны дни, когда староверам разрешено пить немного вина.

С давних пор мужчины-староверы занимаются рыбалкой и охотничьим промыслом. Существует строгий регламент применения в пищу мяса добытых животных и птицы. Разрешено применять в пищу только мясо парнокопытных животных.

Мясо лошади или представителей дикой фауны, у которых имеются лапы с пальцами, для приготовления пищи непригодно.

У староверов считается съедобным мясо той птицы, у которой птенцы появляются на свет в пуху (не голые) и с первого дня могут самостоятельно питаться.

В домашних молельнях староверы, живущие на территории Тайшетского района, применяют как старинные иконы, так и выполненные современными мастерами. Также и среди книг имеются современные перепечатки и старинные издания, доставшиеся по наследству.

Во время утренней и вечерней молитвы женщины надевают сарафан, а мужчины – рубаху навыпуск, опоясанную самотканым поясом, каждый молящийся имеет при себе лестовицу, старообрядческие чётки, с помощью которых ведётся счёт прочитанных молитв «Богородице» и «Отче наш» и совершённых поклонов. Лестовицы могут быть 50-типоклонные, 100- и максимально 150-типоклонные. Во время поклонов молящиеся староверы не касаются руками пола, а опираются на лежащий под руками квадратный коврик, сшитый в домашних условиях («подрушник»). Сторона квадрата равна размеру стопы человека, применяющего данный коврик – подручник.

Молодые люди, решившие создать семью, получают благословение родителей и венчаются, образуя полноценную семью. Нередки случаи, когда один из молодых не является старовером. Тогда, с его согласия, он проходит обряд крещения, и молодой человек или девушка, принявший веру возлюбленного, венчается по существующим у староверов обычаям.

Если человек не принимает крещение, брак может состояться, но без благословения родителей и, естественно, без венчания. Такие «гражданские» браки в староверческой среде считаются незаконными. В понимании староверов, эти люди живут не в браке.

Важно

Родившиеся в такой семье дети, по согласию неверующего родителя, могут быть крещёнными как староверы.

После рождения ребёнка, на восьмой день от роду, он должен пройти обряд крещения. Крестить может настоятель либо человек, получивший благословение на крещение. В определённых случаях, при отсутствии того и другого, крестить ребёнка, получив благословение, могут и родители.

Обряд крещения происходит в родительском доме. Купель (купалу) приносит человек, который крестит ребёнка. В воде, налитой в купель, можно крестить только одного ребёнка. После крещения вода из купели обязательно выливается в реку.

В летнее время, если позволяют погодные условия, крещение как детей, так и взрослых может проходить непосредственно в реке с троекратным погружением в воду.

В момент, когда на крещёного младенца надевается нательный крестик, ему повязывается и нательный пояс, который впоследствии никогда не снимается, а лишь меняется в соответствии с увеличением талии.

Браки без благословения родителей среди староверов не являются признаком современного послабления в вере. Известно, что девушки из семей староверов выходили замуж «уходом» и в начале XIX века, не теряя в дальнейшем отношений с родительской семьей. Однако староверы и сегодня всячески поддерживают и считают единственно верным создание семьи с родительского благословения.

Семьи староверов, как правило, многодетные. Воспитание детей дошкольного возраста происходит в семье. Со временем в родительском доме остаётся только младший сын.

Сёстры, достигнувшие совершеннолетия, выходят замуж и живут с мужем, а старшие братья, создав семью, отделяются и живут самостоятельно. На младшем сыне лежит ответственность за родителей.

Совет

До настоящего времени в семьях староверов родители доживают свой век с семьей младшего сына.

Староверы, находясь в современном обществе, повсеместно стараются сохранить язык и русскую самобытность, при этом никому не навязывая свой образ жизни.

Русский религиозный философ, литературный критик и публицист Василий Васильевич Розанов говорил о старообрядцах следующее: «Старообрядчество – это самое яркое явление умственной, нравственной и интеллектуальной жизни нашего народа».

Агрегатор новостей 24СМИ

Загрузка…

  • Расскажите об этом своим друзьям!

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ: НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО! • Последние новости • Наша история • Судьбы людские • Наша почта, наши споры • ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙNext PrevО нём знали только Сталин и Берия

По телефону он деликатно отнекивался, ссылаясь на занятость. На столе лежала рукопись очередной книги. Ждали дела в редколлегиях нескольких журналов. Аспиранты и студенты выстроились в очередь за консультация…

Оксана

История великой гимнастки глазами ее тренера

Кончина атамана Кочкина

Нет обиднее и страшнее гражданской войны, на которой брат убивает брата, а люди делятся на красных и белых. После зарастают травой хлебородные пашни, политые кровью «своих» и «чужих». Разберись, кто прав, кто…

Старый Иркутск

  Иркутск довольно быстро становится крупным военно-торговым центром Восточной Сибири, оттесняя на второй план остроги, возникшие раньше (Братский, Верхоленский, Илимский и другие). Причина этому – удобное р…

Составьте свою родословную

В последние годы в нашей стране многократно вырос интерес к полузабытой науке генеалогии и к составлению родословных. На каждое заседание существующего в Иркутске общества «Родословие» приходят люди, желающие…

История Сибири: Последний белый город

«Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды». Цицерон ПРОЛОГ Так получается, что история нашей Родины зачастую представляет собой откровенную ложь…

История Иркутска: Город и его музей

Одна из стен медленно поплыла вверх, потом появилась стеклянная стена, за которой обнаружились люди. Она приоткрылась, и я, наконец, поняла, что это лифт. Пожилой мужчина с букетом цветов вышел из лифта и нап…

Отступления и победы лейтенанта Яныкина

Яныкин Константин Васильевич – кадровый офицер. После успешного окончания средней школы в 1936 году в курортном городе Минеральные Воды он решил стать военным – окончить в чеченском городе Грозном пулемётно-м…

История Сибири: Самоцветы Смоленщины

В целях усиления поисковых работ на поделочные и полудрагоценные камни Министерством геологии СССР в 1966 году была создана геологоразведочная партия. Спрос на изделия из камнесамоцветного (нефрит, жадеит, ла…

Время выбрало нас…

  Так уж сложились жизненные обстоятельства, что в середине 90-х годов нашей семье, как и многим другим, пришлось поменять место жительства. Мы переехали в село Хомутово, что в Иркутском районе, оставив край…

Читайте также:  Спасо-бородинский женский монастырь

История Сибири: Кругоморская дорога у Байкала

Освоение Сибири происходило поэтапно. Вначале по судоходным рекам была освоена Западная Сибирь. Затем русские землепроходцы от Урала к Тихому океану продвигались на восток северным путём по рекам Енисей, Лена…

Война и мир Дмитрия Лебедева

24 октября этого года исполнится 92 года фронтовику, почётному железнодорожнику Дмитрию Дмитриевичу Лебедеву. А 24 апреля этого года  ему за активную работу в ветеранском движении, воспитание молодёжи в духе …

Город моей юности

  Впервые я познакомился с Иркутском в 1953 году, точнее говоря, даже не с самим городом, а его представителями в лице актёров Иркутского театра музыкальной комедии.

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ • Все новости про пенсии и деньги • Пенсионные новости • Военным пенсионерам • Работающим пенсионерам •Next PrevЕсли не хватает стажа для пенсии: что делать?

Учитывая, что Россия находится в процессе реформирования пенсионной системы, многим гражданам банально не хватает нескольких пенсионных баллов или лет стажа. И это не говоря уже о младшем поколении, работающе…

Переходный период

С 1 января 2019 года в России начался переходный период, устанавливающий новые параметры пенсионного возраста. Мягкую адаптацию к ним помогут обеспечить небольшой шаг повышения, который в первые несколько лет…

Пенсионное страхование. А с чем “его едят”?

Каждый человек хочет прожить достойную старость. И в этом ему помогает пенсионное страхование, которое уже давно не является незнакомым и странным термином. Жизнь диктует, что об этом нужно хоть немножечко зн…

Селянам увеличат выплаты

  С 1 января 2019 года на 25% будет увеличена фиксированная выплата к пенсии неработающих пенсионеров, имеющих 30 и более лет сельского стажа, которые продолжают проживать в сельской местности.

Будьте осторожны!

Пенсионный фонд России напоминает пользователям о необходимости защиты не только своих электронных устройств и всей хранимой в них информации, но и своих персональных данных в целом, так как доступ к ним трет…

Источник: http://xn—-8sbierxod.xn--p1ai/nasha-istoriya/samoe-yarkoe-yavlenie-nravstvennosti-kraevedcheskie-zametki-o-staroverach

Чем на самом деле староверы отличаются от православных?

luanda_ru
После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения.

Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус».

Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках.

Обратите внимание

Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений.

Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» — поклон до персей или до пупа; «средний» — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч.

«метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки

Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Крещение полным погружением

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами»; или «крюками». ИсточникP.S. Автор смешал в одну кучу сало, мёд, г…вно и пчёлы, но такова и официальная точка зрения, что староверы- это старообрядцы, что конечно же, является ложью. Я присоединяюсь к мнению комментирующих:   Из комменатриев:- Староверы и старообрядцы это совершенно разные понятия. И между ними нет и не может быть ничего общего. Старая РОДовая Вера и старый обряд поклонения еврейскому “богу”. Ощутите разницу и будьте здравы.- Православные -это те, кто Правь славят. А разве христиане Правь славят?, да они и не знают что это такое.- Староверы – вообще не христиане, это люди ведического, дохристианского мировоззрения, а старообрядцы – это дореформенные христиане.- Есть старообрядцы- христиане и есть православные староверы (называемые сегодня язычниками по незнанию самого смысла и первоисточника данного слова в славяно-арийском понимании).

Что касается старообрядчества, то уже имеются доказательства их обьединения с православными староверами во времена их физического уничтожения при П

етре и его отце Алексее (уничтожено мечом и огнём порядка 9 млн. человек).

Так что- старообрядцы, практически единственные, кто еще сохранил обычаи наших предков (одежда, пение, бороды-символ связи с предками, длинные волосы на голове-символ связи с космосом, самостоятельность в мышлении и многое еще).

Важно

И еще, христианская церковь раннее называлась правоверной, и только в 20 веке решила присвоить себе старинное название веры русичей – правоСЛАВИЕ.

— И, про крестик: продолжая носить на шее распятого Христа, вы как СОУЧАСТНИКИ казни его!!! Что, не знали, или вам говорили иное? Знайте: вы, добровольно взвалив на себя вину убийц Иисуса, лишь освободили тех от ответственности и позволили дальше безнаказанно твАрить свои бесчинства. И помните, вешая на грудь младенцу распятие, вы соприкасаетесь с энергией…с негативной информацией.

Источник: https://luanda-ru.livejournal.com/430673.html

Старообрядцы – отличие от православных зристиан

Кто такие староверы, и во что они верят? Иногда можно услышать это слово в разговорах и прочитать в литературных источниках. Оказывается, это тоже православные, только верят они в бога по старому образцу. В этой статье мы рассмотрим отличия старообрядцев от обычных христиан. Что произошло в XVII веке нашей эры, и почему православная церковь раскололась?

Краткая история

Итак, в XVII веке патриарх Никон принял решение ввести единый образец богослужебной практики по всей России. Однако благие намерения не всеми были восприняты единодушно, часть населения вместе со священнослужителями расценили эти меры как порчу верования. Они посчитали, что отступать от древних обычаев смерти подобно, поэтому решили сохранить обрядовость без изменений.

Каким был новый образец богослужений? Патриарх Никон настоял на византийском стиле отправления служб, чтобы не было противоречий между греческой и русской православной церковью. Именно из-за этого и произошел раскол в русской православной общине.

Против патриарха Никона выступил протопоп Аввакум, за что был осужден на выселение. Он 15 лет провел в земляной тюрьме, так и не поколебавшись в своем твердом решении сохранить старую обрядовость. В 1681 г.

протопоп Аввакум был сожжен по распоряжению царя Федора Алексеевича.

Однако и у патриарха Никона судьба сложилась тоже не благополучно. Он был отстранен от патриаршества в 1667 году за попытку поставить власть патриарха выше царской. Умер Никон тоже в 1681 году.

Раскол в православной церкви многие верующие пережили как личную трагедию, потому что реформа круто меняла весь жизненный уклад и подрывала основу веры.

Недовольные реформой образовали движение староверов, скрывшись ото всех в глубоких лесах и недоступных местах. Трагедия выражалась в том, что староверы шли на самосожжение, лишь бы ничего не менять в своем укладе жизни.

Иногда сгорали целые поселки, если царские власти проявляли попытку внедрить реформы в действие.

Совет

Десятки людей добровольно сгорали в огне, распевая во весь голос псалмы. Это было жуткое зрелище, непонятное разуму.

Этот вопрос глубоко изучали историки бывшего СССР, пытаясь найти разумное объяснение случившемуся. Борис Ситников в 80-е годы специально посетил отдаленные поселки Сибири, где проживали потомки староверов.

Профессор вместе со студентами собрали много уникального и интересного материала из первых уст.

Основные различия

Чем же старообрядческая церковь отличается от православной? Оказывается, этих отличий довольно много. Они касаются:

  • толкований святых текстов;
  • формы проведения церковной службы;
  • поведения в быту;
  • особенности внешнего вида.

Историки насчитали десятки отличий, которые были довольно существенными. Разрозненность староверов и отсутствие коммуникаций привела к дополнительным отличиям между ними.

Церковные отличия следующие:

  • крестное знамение тремя перстами вместо двух;
  • троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного;
  • крестный ход проводить против хода солнца;
  • поясные поклоны вместо земных;
  • писать и говорить Иисус Христос вместо Исуса Христа;
  • вместо девица говорить — дева.

Самое страшное для староверов было уничтожение святых книг, написанных не по греческому образцу. Это была великая трагедия некогда единого русского народа.

Почему старообрядцы не приняли троеперстное крестное знамение? Они узрели в нем «кукиш» и отнесли к проделкам сатаны. Люди на полном серьезе отдавали свои жизни, лишь бы не креститься кукишем.

Внешние отличия староверов:

  • Нательный крестик староверов тоже отличается от православного — на нем не изображен распятый Спасителя.
  • Во время службы староверы перекрещивают руки, тогда как православные держат их вдоль тела.
  • Староверы не курят сигареты и категорически отказываются от спиртного.

Одежда староверов тоже отличается от православных. Платки на головах у женщин заколоты под подбородком. Мужчины надевают косоворотки навыпуск, подпоясанные ремнем. Также мужчины не бреют бороду и не носят галстук.

Читайте также:  Мощи святой блаженной ксении петербургской

В хозяйстве староверов всегда было два столовых комплекта — для своих и для гостей. Гостями назывались люди иной веры, в том числе, и православные христиане нового образца веры.

Отличия в храмовой архитектуре

Как отличить новообрядческий храм от церкви старого образца? Внешне храмы различить невозможно, так как все они строятся по единому образцу. Отличия могут быть внутри у безпоповских храмов — там нет алтаря. Подобные церкви можно встретить в Украине, Белоруси и Литве. Российские беспоповцы строят церкви с алтарями, придерживаясь старинной традиции.

Кресты на куполах старообрядческих церквей выполнены безо всяких украшений. Это просто перекладины. Там не будет полумесяца и ажурных рисунков, как на новообрядческих церквях.

Во время службы в старообрядческих храмах не включают электрическое освещение, за исключением клироса. Паникадило в церквях старого образца предназначено только для восковых свечей, тогда как паникадило церквей нового образца делают со светильниками в форме свечей. Также вы никогда не увидите окрашенные свечи — только натуральные восковые.

Особое значение имеют иконы. Если в современных церквях можно встретить иконы в стиле эпохи ренессанса или итальянском стиле, то в храмах старого образца — только рукописные либо меднолитые. В старообрядческих церквях вы никогда не увидите иконы Серафима Саровского и Матронушки.

Подручники — еще одно отличие старообрядческих церквей. Это коврики для земных поклонов, которые лежат стопочкой на лавках.

В безпоповских церквях старообрядцев Литвы можно увидеть даже лавочки, на которых сидят верующие во время службы.

И последний момент — пение. В старообрядческих храмах строго одноголосное пение, так как любая многоголосица и сопровождение аккордами запрещены.

Современные дни

Сегодня староверы не гонимы, как в прежние времена, и могут спокойно жить среди людей. Православная церковь не придает особого значения, как человек кладет крестное знамение — двумя или тремя перстами. Оба варианта признаны равночестными.

Сегодня даже можно выбрать крестного родителя из староверов, но только одного. Второй крестный родитель обязательно должен быть православным. Также с крестного-старовера берется обет, что он не будет склонять крестника к старообрядству.

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/staroobryadtsyi-i-pravoslavnyie.html

Разница между староверами и православными христианами

В ХVII веке Патриарх Никон провел реформы, которые были вызваны необходимостью привести богослужебную практику Русской Церкви к единому образцу. Часть духовенства вместе с мирянами отвергли эти изменения, заявив, что не отступят от старых обрядов.

Они назвали Никоновскую реформу «порчей веры» и заявили, что сохранят в богослужении прежние уставы и традиции. Человеку непосвященному трудно отличить православного от старовера, поскольку не так велика разница между представителями «старой» и «новой» веры.

Содержание статьи

Староверыхристиане,отошедшие от православной церкви вследствие своего несогласия с реформами, проводимыми Патриархом Никоном.

Православные христианеверующие люди,признающие догматы Православной Церкви.

к содержанию ↑

Сравнение

Староверы более отрешены от мира, нежели православные христиане. В быту у них сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Быт православных христиан лишен многих утяжелющих его религиозных обрядов. Главное, о чем никогда не следует забывать, – это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей.

В православной церкви принято троеперстное крестное знамение. Оно означает единство Пресвятой Троицы.

При этом мизинец и безымянный палец прижимаются вместе к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа.

Старообрядцы средний и указательный палец складывают вместе, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный палец и мизинец прижимают к ладони, как символ Пресвятой Троицы.

Крестное знамение православных христиан

У старообрядцев принято двукратно возглашать «Аллилуия» и добавлять «Слава Тебе, Боже». Так, утверждают они, возглашала древняя церковь. Православные «Аллилуия» возглашают трижды. Само это слово в переводе означает «хвалите Бога». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу.

Обратите внимание

Во многих староверских течениях принято для участия в богослужении надевать одежду в древнерусском стиле. Это рубаха или косоворотка для мужчин, сарафан и большой платок для женщин. Мужчины, как правило, отращивают бороду.

У православных христиан особый стиль одежды полагается только священству. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, но обычной светской одежде, женщины – с покрытой головой.

К слову сказать, в современных староверских приходах нет строгих требований к одежде молящихся.

Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди. И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно кланяться, то это одновременно делают все присутствующие в храме.

Староверы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают совершенной. Православные, кроме этого, еще и четырехконечный, и шестиконечный.

Восьмиконечный крест

При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны. У православных во время службы приняты поясные. Земные же совершаются только в особых случаях. Причем, в воскресенье и праздники, а также а святую Пятидесятницу, земные поклоны строго запрещены.

Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Иисус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский) и IИС ХС (Иисус Христос). На нательном восьмиконечном кресте староверов нет изображения распятия.

Как правило, на могилах староверов ставятся восьмиконечные кресты с двухскатной крышей, так называемые голубцы, – символ русской старины. У православных не приняты кресты, накрытые сверху крышей.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Приверженцы старой веры в быту более отрешены от мира, нежели православные христиане.
  2. Староверы совершают двоеперстное крестное знамение, православные – троеперстное.
  3. Во время молитвы у староверов принято двукратное возглашение «Аллилуйя», у православных – трехкратное.
  4. При богослужении староверы держат руки скрещенными на груди, православные – опущенными по швам.
  5. Все действия во время службы староверы совершают синхронно.
  6. Как правило, для участия в богослужении староверы надевают одежду в старорусском стиле. У православных только для священства существует особый тип одежды.
  7. При богослужении староверы совершают земные поклоны, православные – поясные.
  8. Староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми-, шести- и четырехконечный.
  9. Различно у православных и староверов написание имени Христа, а также начертание букв над восьмиконечным крестом.
  10. На нательных крестах староверов (восьмиконечные внутри четырехконечного) нет изображения распятия.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-starovery-ot-pravoslavnyx-xristian/

Староверы и старообрядцы: кто это и в чем разница

Старообрядцы и староверы — как часто эти понятия путают. Их путали раньше во время бесед, путают и сегодня, даже в средствах массовой информации. Каждый образованный, и уважающий культуру своего народа человек просто обязан понимать, в чем отличие двух эти разных категорий людей.

Старообрядцы

К старообрядцам относятся люди, придерживающиеся старых христианских обрядов. Во времена правления А.М. Романова под руководством патриарха Никона была проведена религиозная реформа.

Те кто отказался подчиняться новым правилам объединялись и их сразу же стали называть раскольниками, так как они как бы раскололи христианскую веру на старую и новую.  В 1905 году их стали называть старообрядцами.

Широкое распространение старообрядчество получило в Сибири.

К основным отличиям новых и старых обрядов относятся:

  • Имя Иисуса старообрядцы пишут, как и прежде с маленькой буквой и одной «и» (исус).
  • Введенное Никоном троеперстное знамение не признается ими и потому они по-прежнему крестятся двуперстно.
  • Крещение происходит по традиции старой Церкви – погружательно, ведь именно так и крестили на Руси.
  • Во время прочтения молитвы по старым обрядам используется специально предназначенная для этого одежда.

Староверы

Староверы люди не христианской веры, они те, кто придерживаются той, что была на Руси до нее. Они являются настоящими хранителями веры предков.

Их мировоззрение это Родноверие.

Славянская  Родная Вера существует с тех самых пор, когда начали появляться первые племена славян. Именно ее и хранят старообрядцы. Староверы считают, что никто не обладает монополией на истину, а именно на нее претендуют все религии.

У каждого народа своя вера и каждый волен общаться с богом, так как считает нужным и на том языке, который посчитает правильным.

Важно

По Родной Вере человек через свое мироощущение сам создает свое собственное понимание мира. Человек не обязан принимать как веру чье-то представление о мире. К примеру, скажи кто: все мы грешны, имя бога именно такое и обращаться к нему нужно вот так вот.

Староверам и старообрядцам действительно часто пытаются приписать одно мировоззрение, при том, что между ними есть огромные отличия. Путаницы эти создают люди, не владеющие русской терминологией и трактующие определения на свой лад.

Староверы исконно верят в свой собственный Род, и при этом не относятся ни к какой религии. Старообрядцы же придерживаются христианской религии, но той что была до реформы. С какой-то стороны их даже можно назвать разновидностью христиан.

Отличить их друг от друга просто:

  1. У староверов нет молитв. Они считают что молитва унижает и того к кому она обращена и того кто ее совершает. Существуют свои собственные обряды среди рода, но они известно только конкретному роду. Старообрядцы молятся, молитвы их похожи на те, что можно услышать в православных церквях, но совершаются они в специальном одеянии и завершаются тем, что они крестятся по старым обрядам двумя пальцами.
  2. Обряды староверов и их представления о добре, зле, укладе жизни нигде не писаны. Они передаются по наследству из уст в уста. Могут быть записаны, но записи эти каждый род держит в тайне. Старообрядческие религиозные писания составляют первые христианские книги. 10 заповедей, библия, старый завет. Они находятся в общем доступе и знания передаются свободно, не основываясь на родовых связях.
  3. У староверов нет икон. Вместо них дом их полон фотографий предков, писем их, наград. Они почитают свой род, помнят его и гордятся им. У старообрядцев тоже нет икон. Хотя они придерживаются христианской веры, церкви их не заполнены внушительными иконостасами, икон нет даже в традиционном «красном углу». Вместо этого в церквях они делают отверстия в виде дырок, так как считают что бог не в иконах, а на небе.
  4. У староверов нет идолопоклонничества. Традиционно в религии есть главный живой элемент, которому покланяются и которого называют Богом, сыном его или пророком. К примеру, Иисус Христос, пророк Мухаммед. Родноверие восхваляет только окружающую природу, но не считая ее божеством, а считая себя ее частью. Старообрядцы возносят исуса, библейского героя.
  5. В Родной Вере староверов нет определенных правил, которым нужно придерживаться. Каждый человек волен сам жить в ладу со своей совестью. Не обязательно участвовать в каких-то обрядах, носить одеяния и следовать одному единому мнению. Иначе дела обстоят у старообрядцев, ведь у них есть четко определенная иерархия, свод правил и одежда.

А есть ли общее?

Старообрядцы и староверы, несмотря на различную Веру свою имеют и кое-что общее. Во-первых, их соединила сама история.

Когда на старообрядцев, или как тогда говорили раскольников русской православной церкви, начались гонения, а было это как раз во времена Никона, те направились на Сибирское Беловодье и Поморье. Там жили староверы, давшие им приют.

Безусловно, вер у них была разная, но тем не менее, по крови все они были русичи и старались не дать отнять у них это.

Во-вторых, объединяет их общая народность, национальные корни. Вмести, они верят в высокие идеалы жизни человеческой.

Они не боялись гнева государственных деятелей, духовных лидеров и просто мнения толпы, они хранили то во что верили, не отрекаясь от этого даже под страхом смерти.

Некогда принявшие разные веры они, тем не менее, сумели сохранить них, и потому им есть за что друг друга уважать.

Источник: https://vchemraznica.ru/starovery-i-staroobryadcy-kto-eto-i-v-chem-raznica/

Староверы и старообрядцы – в чем разница

Различия в вере Старообрядцев и Староверов

Очень часто старообрядцев путают со староверами, пририсывая им одинаковое мировозрение. Однако существуют большое количество отличий старообрядцев от староверов. Путаницу в в этих понятиях создают средства массовой информации, которые не зная русской терминологии трактают определения неверными понятиями.

Староверы являются хранителями старой веры предков – дохристианской веры, веры в Православные Веды. Старообрядцы же являются представителями старого христианского обряда и отказываются принимать нововведения Христианской церкви.

Также существует и вторая причина, по которой сейчас происходит путаница в понятии староверов и старообрядцев. В 1653 под руководстком царя Алексея Романова были начаты церковные реформы, которые встретили сильное сопротивление сторонников старых обрядов. Все старообрядцы были объявлены вероотступниками и отлучены от церкви.

Совет

Под страхом физической расправы (в это время происходило массовое уничтожение старообрядцев), старообрядцам пришлось покинуть государство.Также Алексем Романовым был принят указ, согласно которому те семьи, которые дадут прияют старообрядцам – будут немедленно казнены. Старообрядцы бежали за пределы государства, в земли где жили Староверы.

Староверы приняли старообрядцев к себе и дали им приют, воспринимая приезд к ним Старообрядцев как волю Бога.

Старообрядцы ( их ещё называют раскольниками) образовались во время церковных реформа патриарха Никона. Отличия староверов от сегодняшних  православных христиан состоит в ряде моментов служения и в написании некторых частей Библии.

Читайте также:  Неделя о мытаре и фарисее - 17-23 февраля 2019 года

Староверы считают, что нововведения православной церкви глубоко затрагивают внутреннюю духовную основу Христианства. Широко распространено старообрядчество в Сибири.

Ярким примером стааобрядцев является семья Лыковых, которая в Советское время бежала в леса Сибири от преследований Советской власти.

Вера староверов разительно отличается от веры Старообрядцев. Староверы свято верят в Славянские Веды, в древнюю славянскую веру .

По летоисчеслению староверов сейчас идет Ночь Сварого – тяжелейшее время согласно ведическому знанию, так называемая Кали Юга согласно индийским Ведам.

Староверы, в отличие от Старообрядцев, имели более масшабное системное мировозрение, охватывающее различные сферы жизни человека, ведь Веды – это не религия, а самое мудрое древнее знание обо всех сферах человеческой жизни.

Обратите внимание

Согласно этой статье: “Староверы и Старообрядцы – в чем разница”, существует большое количество отличий в вере Старообрядцев и Староверов. Но главное, что объединяет Староверов и Старообрядцев – общие национальные корни и вера в высокие идеалы человеческой жизни.

Источник: http://ezoterika1.ru/content/starovery-i-staroobryadcy-v-chem-raznica

Кто такие староверы?

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

Староверы в наши дни

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски.

Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи.

Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы —это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства.

Другие думают, что староверы —это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим.

Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.
 

Содержание

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу.

Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава.

Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции.

Важно

Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения.

Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую  сотни лет.

В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру.

О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Совет

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы».

Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры.

Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны.

Обратите внимание

В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам.

Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной.

Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви.

Постановление Иргизского собора гласило:

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII — первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы».

Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П.

Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство. 

Важно

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда.

Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе.

Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.
 

Староверыпоповцы

Староверыпоповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.
 

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла.

А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние).

Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней.

Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.
 

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах.

И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

 

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям.

Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси.

Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

Христиане и язычники

Совет

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные.

Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников.

На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников.

Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад.

 В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Г. С. Чистяков
 

Материалы по теме:

— храмы староверов на карте;
— фото староверов;
— выдающиеся личности староверов.

Источник: http://ruvera.ru/starovery

Ссылка на основную публикацию