Житие святой преподобной елены дивеевской (мантуровой)

Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова)

Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская, в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Ман­ту­ро­ва, про­ис­хо­ди­ла из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да и жи­ла со сво­им бра­том Ми­ха­и­лом Ва­си­лье­ви­чем в ро­до­вом се­ле Ну­ча Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.В 17 лет де­вуш­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни.

Ей при­ви­дел­ся страш­ный змей, со­би­рав­ший­ся по­гло­тить ее. Де­вуш­ка взмо­ли­лась: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змей тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла вы­пол­нить своё обе­ща­ние.

Вско­ре Еле­на Ва­си­льев­на по­еха­ла в Са­ров к от­цу Се­ра­фи­му про­сить его бла­го­сло­ве­ния на по­ступ­ле­ние в мо­на­стырь. Но толь­ко через три го­да пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский бла­го­сло­вил Еле­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щи­ну.

Обратите внимание
Совет

Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, пре­по­доб­ная Еле­на мно­го по­мо­га­ла сест­рам. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ду­хов­ным от­цом, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась.Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей.

[/su_box]

Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.Так про­жи­ла она в оби­те­ли до 27 лет. Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Через несколь­ко дней бо­лез­ни 28 мая 1832 го­да на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы она ти­хо скон­ча­лась.

Про­ви­дя это ду­хом, свя­той ста­рец по­сы­лал всех в Ди­ве­е­во: «Ско­рее, ско­рее гря­ди­те в оби­тель, там ве­ли­кая гос­по­жа на­ша ото­шла ко Гос­по­ду!» В со­ро­ко­вой день по её кон­чине отец Се­ра­фим пред­ска­зал, что «со вре­ме­нем её мо­щи бу­дут по­чи­вать от­кры­то в оби­те­ли».На мо­ги­ле Еле­ны Ва­си­льев­ны не раз тво­ри­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния.

В оби­те­ли до ее за­кры­тия в 1927 го­ду хра­ни­лись цер­ков­ные кни­ги, где эти слу­чаи бы­ли по­дроб­но опи­са­ны, но до нас они не до­шли.

26 сен­тяб­ря 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской, ко­то­рые вме­сте с мо­ща­ми схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры (Мель­гу­но­вой) и схи­мо­на­хи­ни Мар­фы (Ме­лю­ко­вой), со­глас­но про­ро­че­ству от­ца Се­ра­фи­ма, бы­ли тор­же­ствен­но по­ме­ще­ны в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы.

22 де­каб­ря 2000 го­да со­сто­я­лось её про­слав­ле­ние как мест­но­чти­мой свя­той Ни­же­го­род­ской епар­хии.Пра­во­слав­ные ве­ру­ю­щие вспо­ми­на­ют но­во­яв­лен­ную свя­тую Зем­ли Рус­ской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых жён Ди­ве­ев­ских.

По мо­лит­вам пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской со­вер­ша­ют­ся чу­де­са ис­це­ле­ния от бо­лез­ней ног, су­ста­вов, зуб­ной и го­лов­ной бо­ли, ду­шев­ных рас­стройств и дру­гих за­боле­ва­ний.

Полное житие преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)

Ба­тюш­ка Се­ра­фим при­ка­зал сест­рам Мель­нич­ной оби­те­ли бла­го­слов­лять­ся и от­но­сить­ся, как к на­чаль­ни­це, к Елене Ва­си­льевне Ман­ту­ро­вой. В 17 лет дво­рян­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни через ви­де­ние страш­но­го змия, со­би­рав­ше­го­ся по­гло­тить ее.

Она за­кри­ча­ла: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змий тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла ско­рее уй­ти в мо­на­стырь, стра­шась гне­ва Ца­ри­цы Небес­ной за неис­пол­не­ние дан­но­го ею обе­та.

Но толь­ко через три го­да преп. Се­ра­фим бла­го­сло­вил Еле­ну Ва­си­льев­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щин­ку, все это вре­мя ис­пы­ты­вая ее. «Не мо­на­стырь путь твой, – го­во­рил ба­тюш­ка, – ты за­муж вый­дешь, и же­них у те­бя бу­дет пре­бла­го­че­сти­вей­ший…

» Толь­ко по­том Еле­на Ва­си­льев­на по­ня­ла, о ка­ком же­ни­хе го­во­рил ба­тюш­ка Се­ра­фим: он имел в ви­ду Небес­но­го Же­ни­ха – Са­мо­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста.

Важно

Хо­тя Еле­на Ва­си­льев­на до кон­ца сво­их дней жи­ла в Ка­зан­ской об­щине, мель­нич­ным сест­рам ба­тюш­ка го­во­рил о ней: «Гос­по­жа ва­ша! На­чаль­ни­ца!» Но это так сму­ща­ло юную по­движ­ни­цу, что она по­вто­ря­ла: «Все­гда и во всем слу­ша­лась я вас, но в этом не мо­гу! Луч­ше при­ка­жи­те мне уме­реть у ног ва­ших…»

Еле­на Ва­си­льев­на на­равне с дру­ги­ми сест­ра­ми тру­ди­лась на по­слу­ша­ни­ях и, кро­ме то­го, как «сло­вес­ная», по вы­ра­же­нию ба­тюш­ки, ис­пол­ня­ла мно­гие труд­ные по­ру­че­ния. Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, она мно­го по­мо­га­ла сест­рам втайне.

По за­по­ве­ди, дан­ной ей ба­тюш­кой, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась. Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.

Од­на­жды ее брат Ми­ха­ил, так­же вер­ный уче­ник пре­по­доб­но­го, тя­же­ло за­бо­лел, и ста­рец ска­зал мо­на­хине Елене: «Уме­реть на­до ему, ма­туш­ка, а он мне еще ну­жен для оби­те­ли-то на­шей. Так вот и по­слу­ша­ние те­бе: умри ты за Ми­ха­и­ла-то Ва­си­лье­ви­ча!» – «Бла­го­сло­ви­те, ба­тюш­ка», – сми­рен­но от­ве­ти­ла она.

По­сле это­го ба­тюш­ка Се­ра­фим дол­го бе­се­до­вал с ней. «Ба­тюш­ка, я бо­юсь смер­ти», – при­зна­лась Еле­на Ва­си­льев­на. «Что нам с то­бой бо­ять­ся смер­ти, ра­дость моя! Для нас с то­бой бу­дет лишь веч­ная ра­дость». Как толь­ко она шаг­ну­ла за по­рог ба­тюш­ки­ной ке­ллии, тут же и упа­ла…

Ба­тюш­ка при­вел ее в чув­ство, но, вер­нув­шись до­мой, она слег­ла в по­стель со сло­ва­ми: «Те­перь я уже бо­лее не вста­ну!»

Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Ца­ри­ца Небес­ная по­ка­за­ла ей оби­те­ли Небес­но­го Ди­ве­е­ва. Через несколь­ко дней бо­лез­ни она мир­но скон­ча­лась на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы.

Еле­на Ва­си­льев­на бы­ла по­хо­ро­не­на ря­дом с пер­во­на­чаль­ни­цей ма­туш­кой Алек­сан­дрой. Не раз на этом ме­сте хо­те­ли хо­ро­нить мир­ских лю­дей, но мо­ги­ла все­гда за­ли­ва­лась во­дой.

Ко­гда же хо­ро­ни­ли мо­на­хи­ню Еле­ну, это ме­сто оста­ва­лось су­хим.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-elena-diveevskaja-manturova

Житие святой преподобной елены дивеевской (мантуровой) – православные молитвы

Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская, в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Ман­ту­ро­ва, про­ис­хо­ди­ла из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да и жи­ла со сво­им бра­том Ми­ха­и­лом Ва­си­лье­ви­чем в ро­до­вом се­ле Ну­ча Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.В 17 лет де­вуш­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни.

Ей при­ви­дел­ся страш­ный змей, со­би­рав­ший­ся по­гло­тить ее. Де­вуш­ка взмо­ли­лась: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змей тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла вы­пол­нить своё обе­ща­ние.

Вско­ре Еле­на Ва­си­льев­на по­еха­ла в Са­ров к от­цу Се­ра­фи­му про­сить его бла­го­сло­ве­ния на по­ступ­ле­ние в мо­на­стырь. Но толь­ко через три го­да пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский бла­го­сло­вил Еле­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щи­ну.

Обратите внимание
Совет

Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, пре­по­доб­ная Еле­на мно­го по­мо­га­ла сест­рам. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ду­хов­ным от­цом, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась.Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей.

[/su_box]

Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.Так про­жи­ла она в оби­те­ли до 27 лет. Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Через несколь­ко дней бо­лез­ни 28 мая 1832 го­да на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы она ти­хо скон­ча­лась.

Про­ви­дя это ду­хом, свя­той ста­рец по­сы­лал всех в Ди­ве­е­во: «Ско­рее, ско­рее гря­ди­те в оби­тель, там ве­ли­кая гос­по­жа на­ша ото­шла ко Гос­по­ду!» В со­ро­ко­вой день по её кон­чине отец Се­ра­фим пред­ска­зал, что «со вре­ме­нем её мо­щи бу­дут по­чи­вать от­кры­то в оби­те­ли».На мо­ги­ле Еле­ны Ва­си­льев­ны не раз тво­ри­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния.

26 сен­тяб­ря 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской, ко­то­рые вме­сте с мо­ща­ми схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры (Мель­гу­но­вой) и схи­мо­на­хи­ни Мар­фы (Ме­лю­ко­вой), со­глас­но про­ро­че­ству от­ца Се­ра­фи­ма, бы­ли тор­же­ствен­но по­ме­ще­ны в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы.

22 де­каб­ря 2000 го­да со­сто­я­лось её про­слав­ле­ние как мест­но­чти­мой свя­той Ни­же­го­род­ской епар­хии.Пра­во­слав­ные ве­ру­ю­щие вспо­ми­на­ют но­во­яв­лен­ную свя­тую Зем­ли Рус­ской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых жён Ди­ве­ев­ских.

По мо­лит­вам пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской со­вер­ша­ют­ся чу­де­са ис­це­ле­ния от бо­лез­ней ног, су­ста­вов, зуб­ной и го­лов­ной бо­ли, ду­шев­ных рас­стройств и дру­гих за­боле­ва­ний.

Полное житие преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)

Ба­тюш­ка Се­ра­фим при­ка­зал сест­рам Мель­нич­ной оби­те­ли бла­го­слов­лять­ся и от­но­сить­ся, как к на­чаль­ни­це, к Елене Ва­си­льевне Ман­ту­ро­вой. В 17 лет дво­рян­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни через ви­де­ние страш­но­го змия, со­би­рав­ше­го­ся по­гло­тить ее.

Она за­кри­ча­ла: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змий тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла ско­рее уй­ти в мо­на­стырь, стра­шась гне­ва Ца­ри­цы Небес­ной за неис­пол­не­ние дан­но­го ею обе­та.

Но толь­ко через три го­да преп. Се­ра­фим бла­го­сло­вил Еле­ну Ва­си­льев­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щин­ку, все это вре­мя ис­пы­ты­вая ее. «Не мо­на­стырь путь твой, – го­во­рил ба­тюш­ка, – ты за­муж вый­дешь, и же­них у те­бя бу­дет пре­бла­го­че­сти­вей­ший…

» Толь­ко по­том Еле­на Ва­си­льев­на по­ня­ла, о ка­ком же­ни­хе го­во­рил ба­тюш­ка Се­ра­фим: он имел в ви­ду Небес­но­го Же­ни­ха – Са­мо­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста.

Еле­на Ва­си­льев­на на­равне с дру­ги­ми сест­ра­ми тру­ди­лась на по­слу­ша­ни­ях и, кро­ме то­го, как «сло­вес­ная», по вы­ра­же­нию ба­тюш­ки, ис­пол­ня­ла мно­гие труд­ные по­ру­че­ния. Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, она мно­го по­мо­га­ла сест­рам втайне.

Обратите внимание

По за­по­ве­ди, дан­ной ей ба­тюш­кой, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась. Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.

Од­на­жды ее брат Ми­ха­ил, так­же вер­ный уче­ник пре­по­доб­но­го, тя­же­ло за­бо­лел, и ста­рец ска­зал мо­на­хине Елене: «Уме­реть на­до ему, ма­туш­ка, а он мне еще ну­жен для оби­те­ли-то на­шей. Так вот и по­слу­ша­ние те­бе: умри ты за Ми­ха­и­ла-то Ва­си­лье­ви­ча!» – «Бла­го­сло­ви­те, ба­тюш­ка», – сми­рен­но от­ве­ти­ла она.

Ба­тюш­ка при­вел ее в чув­ство, но, вер­нув­шись до­мой, она слег­ла в по­стель со сло­ва­ми: «Те­перь я уже бо­лее не вста­ну!»

Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Ца­ри­ца Небес­ная по­ка­за­ла ей оби­те­ли Небес­но­го Ди­ве­е­ва. Через несколь­ко дней бо­лез­ни она мир­но скон­ча­лась на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы.

Еле­на Ва­си­льев­на бы­ла по­хо­ро­не­на ря­дом с пер­во­на­чаль­ни­цей ма­туш­кой Алек­сан­дрой. Не раз на этом ме­сте хо­те­ли хо­ро­нить мир­ских лю­дей, но мо­ги­ла все­гда за­ли­ва­лась во­дой.

Ко­гда же хо­ро­ни­ли мо­на­хи­ню Еле­ну, это ме­сто оста­ва­лось су­хим.

Источник:

Житие святой преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)

Святая Елена Дивеевская прожила недолгую, но глубоко праведную жизнь. Сегодня к её мощам приходят за помощью и исцелением. А ведь когда-то юная девушка вовсе не собиралась принимать постриг, а тянулась к светской жизни и мечтала о замужестве.

Житие святой

Елена Васильевна Мантурова — уроженка села Нуча, находившегося в Нижегородской губернии. Воспитанием рано осиротевшей девочки занимался её старший брат, Михаил Васильевич Мантуров. Они были потомками старинного дворянского рода. Брат Елены Васильевны был намного старше неё и нёс военную службу в Лифляндской губернии.

Молодая Елена, которой на 1821 год должно было исполниться 17 лет, была весела, любила светские мероприятия и готовилась выйти замуж. Но однажды в её жизни произошёл случай, который в корне изменил судьбу девушки раз и навсегда.

Преподобная Елена Дивеевская

Уход в монастырь

Единственным живым кровным родственником Елены и Михаила был их дедушка по матери. Перед смертью он попросил своих внуков приехать к нему, чтобы получить в наследство всё его имущество. Так сложилось, что Михаил Васильевич на тот момент дома отсутствовал, и его сестра отправилась к деду одна.

Застать в живых родственника ей не удалось, Елена Васильевна попала уже на похороны. Закончив все дела, она отправилась обратно. На почтовой станции экипаж княжны остановился, и, пока прислуга ушла готовить хозяйке чай, Елена осталась в карете одна.

К слову, девушка тогда приболела и чувствовала себя неважно.

В отсутствие свиты, она увидела страшное видение — огромный чёрный змей, спускался с небес прямо на неё. В испуге Елена Васильевна взмолилась о помощи Царице Небесной и дала обет, что не выйдет замуж и уйдёт в монастырь. Видение тут же рассеялось.

Важно

Именно после этого Елена Мантурова очень переменилась, стала серьёзной, углубилась в чтение духовной литературы и молитву. Свадьба с женихом расстроилась.

Михаил Васильевич Мантуров в то время был уже знаком с преподобным старцем Серафимом из Сарова, который наставлял его на верный путь ради спасения души. Елена решила ехать к отцу Серафиму за благословением для ухода в монастырь.

Вскоре она прибыла к Серафиму Саровскому, но мудрый старец не дал ей того, чего она просила. Молодая темпераментная княжна не была готова к жизни в обители, но не понимала этого. Серафим это знал и три года, незаметно для самой Елены, готовил её к подвижничеству.

Спустя это время Елена Васильевна была принята в Дивеевскую Казанскую общину. Преподобный отец дал ей наставления, согласно которым нужно было больше молиться и меньше вступать в разговоры.

Михаил Васильевич, в свою очередь, принимал активное участие в построении церквей и храмов при монастыре. Всё своё имущество он пожертвовал в пользу нуждающихся и переселился с семьёй в скромное жильё, терпя нужду.

Когда пристроенные храмы были освящены, батюшка Серафим избрал Елену Васильевну на место церковницы и ризничей. Её постригли в рясофор. Все 8 лет, что жила матушка Елена в Дивеевской обители, она точно исполняла все распоряжения отца Серафима.

Интересно! Когда Елена оставалась одна, ей часто являлся в разных обликах хозяин мира злых духов, отчего она не раз лишалась чувств и была очень напугана. Батюшка Серафим, узнав об этом, успокоил её, но сказал не оставаться никогда одной в церкви. С тех пор матушка была всегда в сопровождении кого-то из сестёр, а видения не повторялись.

Окончание земной жизни

Кончина преподобной Елены Дивеевской вызывает удивление до сих пор.

Известно, что её брат Михаил Васильевич тяжело заболел. Отец Серафим как-то вызвал к себе свою духовную дочь и дал ей послушание — умереть за своего брата. По словам батюшки, Мантуров ему был ещё нужен для обустройства обители.

Серафим Саровский благословляет Елену умереть за своего брата

Называя её «Радость моя», старец долго беседовал с Еленой об уготованных в Царствии Небесном благах для всех праведников, после чего она со спокойствием и смирением ушла к себе в келью, где в скором времени слегла в постель. Рядом с ней до последней минуты находилась её послушница, Ксения Васильевна.

Матушка выполнила послушание и приняла смерть вместо своего брата на 27 году жизни. Серафим Саровский предсказал, что мощи матушки скоро будут перенесены для почивания в обитель.

Совет

Пророчество Серафима Саровского сбылось и в 2000 году состоялось обретение мощей Елены Дивеевской. Их перенесли в храм Рождества Богородицы.

Читайте также:  Православные молитвы святому равноапостольному князю владимиру, крестителю руси

Важно! В наши дни к святой обращаются с молитвами об исцелении болезней ног, костей, об избавлении от головных болей. Она помогает душевнобольным.

Память святой в Русской православной церкви почитается 28 мая и 8 июля.

Елена Васильевна Мантурова стала ярким образцом подвижнической жизни в русской православной истории XIX века. Она пользовалась большим уважением монахинь, но была всегда кротка и молчалива. Трудилась на благо монастыря наравне со всеми и тайно помогала нуждающимся, чем могла.

Проявляя высшую степень смирения перед Богом и Царицей Небесной, преподобная Елена удостоилась чудесных видений перед своим отходом в мир иной. Во время отпевания на лице святой три раза появлялась улыбка.

Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова)

Источник:

Святая Елена Дивеевская

Преподобная Елена Дивеевская

Преподобная Елена Дивеевская, в миру – Елена Васильевна Мантурова.

Происходила из старинного дворянского рода и жила со своим братом (Михаилом Васильевичем) в родовом селе Нуча Нижегородской губернии.

В 17 лет девушка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее.

Девушка взмолилась: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву – никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змей тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала выполнить своё обещание.

Необыкновенно добрая от природы, преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди, данной ей духовным отцом, она больше молчала и постоянно молилась.

Со времени освещения храмов пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор.

Так прожила она в обители до 27 лет. Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Через несколько дней болезни 28 мая 1832 года накануне дня Святой Троицы она тихо скончалась.

На могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. В обители до ее закрытия в 1927 году хранились церковные книги, где эти случаи были подробно описаны, но до нас они не дошли.

Источник: http://molitvennikk.ru/vechernie-molitvy/zhitie-svyatoj-prepodobnoj-eleny-diveevskoj-manturovoj-pravoslavnye-molitvy.html

Елена Дивеевская (Мантурова) и смерть за брата

Ещё из религиозных биографий здесь, здесь и здесь, а также Основатели учений в реальностиПреподобная Елена Дивеевская
Как одна девушка к святому Серафиму пришла, и что из этого вышло / День памяти преподобной Елены Дивеевской / «Наша вера»

10 июня Православная церковь чтит память преподобной Елены Дивеевской. ©

Ещё в «Нашей вере» и ещё о Дивееве

Прп. Серафим благословляет прп. Елену на смерть за брата, икона

Праведница и духовная дочь святого Серафима Саровского, она стала одной из главных подвижниц основанной им обители.
ЗмейЖитие преподобной гласит: была Елена из дворянского рода Мантуровых, известных в Нижегородчине, и проживала недалеко от Саровской пустыни, в родительском имении в селе Нуча. Она мало интересовалась духовным, была весела нравом и проводила время в забавах до тех пор, пока не случилось в ее жизни происшествие.В один из дней было Елене видение: большой черный змей спускался к ней с неба, грозя проглотить. Девушка испугалась и начала молиться, и в мольбах дала клятву: «Царица Небесная! Если убережешь, уйду служить Тебе и Твоему Сыну в монастырь!» И тотчас змей исчез.После этого Елена изменилась, сообщает житие. Она стала читать духовные книги, сторонилась мирских забав, а когда выдался случай, поехала в Саров, к преподобному Серафиму просить его благословения на монашеский постриг.

Старец

Саровский старец встретил девушку неожиданными словами. «Что это ты задумала, матушка? — спросил он. — В монастырь тебе нельзя, а надо тебе замуж!» «Замуж ни за что не пойду, — отвечала Елена. — Я клятву дала!» «Жених у тебя будет хороший, — продолжал убеждать преподобный.

— Такой жених, что все завидовать будут!» И после этих слов Серафим отправил девушку домой.Елена еще много раз ездила в Саровскую пустынь, но лишь на третий год старец разрешил ей идти послушницей в Дивеевскую общину — «погостить, да испытать себя».

И только после того, как она прошла через тяготы послушания, живя бок о бок с монахинями, вновь призвал ее к себе: «Пора тебе, радость моя, уже и с женихом обручиться!» Испуганная девушка воскликнула: «Но я не хочу замуж, батюшка!» На что Серафим ответил: «Ты все еще не понимаешь меня, матушка! Иди и скажи начальнице общины, что я приказал с Женихом тебе обручиться, в черненькую одежку одеться… Ведь вот какой Жених будет у тебя, радость моя! Сам Христос!»

Наставница

После пострига Серафим хотел видеть Елену наставницей Мельничной общины, одной из двух женских монашеских общин, созданных в Дивеево по его благословению. Монахиня смутилась, но старец повелел насельницам общины относиться к молодой монахине, как к главной. Очень долго она смущалась этим.

Житие говорит: несмотря на то, что Елена считалась начальницей общины, послушания она несла наравне со всеми. И, кроме того, ежедневно исполняла правила, данные ей преподобным старцем: «Не будь в праздности, оберегай себя от лишних мыслей. Пищи употребляй мало.

И во все время, свободное от служб, твори про себя Иисусову молитву».Она проводила в храме много часов, а иногда и ночевать оставалась там же — в углу на полу. Среди послушниц и монахинь было много неграмотных, и Елена, выросшая в дворянском доме и получившая образование, читала им Писание.

Она и в остальной нужде старалась помогать сестрам: отдавала им свою еду, одежду и беспрестанно молилась о них.

Послушание

Обратите внимание

Брат Елены Михаил Васильевич Мантуров всецело помогал в устройстве дивеевских общин. В прошлом преподобный Серафим излечил его от тяжелой болезни, и тогда он продал свое имение, отпустил на свободу крепостных, а вырученные деньги стал тратить на поддержку монахов в Сарове и Дивеево.

По весне 1832 года Михаил тяжко заболел, был при смерти. В это же время Серафим призвал к себе монахиню Елену, чтобы дать ей последнее и самое главное послушание. Житие святой так передает ее разговор со старцем: «Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу попросить тебя еще об одном.

Брат твой Михаил Васильевич сильно болен, и пришло время ему умирать. Но он мне еще очень нужен — для обители нашей и для сирот. Такое мое послушание тебе: умри ты за Михаила, матушка!» «Благословите!» — сказала Елена, и, когда старец благословил ее, то долго они еще беседовали о вечной жизни и радости в ней.

По возвращении домой Елена слегла, твердо зная, что больше не встанет. В эти последние дни было ей видение: сама Богородица спустилась к ней и позвала за собой в чудесный дворец: в каждой из комнат дворца с сияющими венцами на головах ее встречали сестры, жившие в прежние годы в обители.

Одной из этих сестер вскоре предстояло стать и Елене.

Прославление

Она закончила земную жизнь 28 мая 1832 года. Праведницу похоронили у церкви, выстроенной в Дивеево ее братом.

Спустя десять лет две общины, созданные преподобным Серафимом, объединились в единый Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, и в таком статусе они пребывают и ныне.

Обитель эту считают четвертым уделом Пресвятой Богородицы на земле — местом, находящимся под Ее особым покровительством (к остальным уделам относят также территорию Иверии (сейчас Грузия), Святую гору Афон и Киево-Печерскую лавру).

В 2000 году в результате раскопок были обретены мощи подвижницы. В том же году она была прославлена как местночтимая святая Нижегородской епархии, а в 2004-м состоялось ее общецерковное прославление.

При подготовке статьи были использованы материалы Серафимо-Дивеевского монастыря.

Михаил Боков
«Русская планета», 10 июня 2016

Источник: https://mamlas.livejournal.com/5153859.html

Елена (Мантурова) Дивеевская, преподобная | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

Елена Васильевна Мантурова была дворянского рода и проживала недалеко от Саровской пустыни в родительском имении в селе Нуча. Она была веселого нрава и о духовном не имела никакого понятия. Но неожиданное происшествие полностью переменило ее жизнь. В уездном городе Княгинине Нижегородской губернии ей явился огромный страшный змий.

Он был черен и страшно безобразен, из его пасти выходило пламя, и пасть казалась такой большой, что ей показалось, будто змий поглотит ее.

Змий спускался ниже и ниже, Елена Васильевна уже ощущала его дыхание, и тогда она закричала: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву, никогда не выходить замуж и пойти в монастырь!» Страшный змей тотчас взвился вверх и исчез.

Важно

После этого Елена Васильевна совершенно изменилась, она стала серьезная, духовно настроенная и стала читать священные книги. Мирская жизнь была ей невыносима, и она жаждала поскорее уйти в монастырь и совсем затвориться в нем.

Она поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Батюшка же сказал: «Нет, матушка, что ты это задумала! В монастырь — нет, радость моя, ты выйдешь замуж!» — «Что это вы, батюшка! — испуганно сказала Елена Васильевна.

— Ни за что не пойду замуж, я не могу, дала обещание Царице Небесной идти в монастырь, и Она накажет меня!» — «Нет, радость моя, — продолжал старец, — отчего же тебе не выйти замуж! Жених у тебя будет хороший, благочестивый, матушка, и все тебе завидовать будут! Нет, ты и не думай, матушка, ты непременно выйдешь замуж, радость моя!»

Елена Васильевна уехала огорченная и, вернувшись домой, много молилась, плакала, просила у Царицы Небесной помощи и вразумления. Чем больше она плакала и молилась, тем сильнее разгоралось в ней желание посвятить себя Богу.

Много раз проверяла она себя и все более и более убеждалась, что все светское, мирское ей не по духу, и она совершенно изменилась. Несколько раз Елена Васильевна ездила к отцу Серафиму, но он твердил, что она должна выйти замуж, а не идти в монастырь.

Так целых три года готовил ее батюшка Серафим к предстоящей перемене в ее жизни и к поступлению в Дивеевскую общину.

И наконец он сказал ей: «Ну, что ж, если уж тебе так хочется, то пойди, вот за двенадцать верст отсюда есть маленькая общинка матушки Агафьи Семеновны, полковницы Meльгуновой, погости там, радость моя, и испытай себя!» Елена Васильевна в радости поехала из Сарова прямо в Дивеево. В ту пору ей было двадцать лет.

Через месяц после приезда Елены Васильевны в Дивеево ее потребовал к себе батюшка Серафим и сказал: «Теперь, радость моя, пора уже тебе и с женихом обручиться!» Елена Васильевна, испуганная, зарыдала и воскликнула: «Не хочу я замуж, батюшка!» Но отец Серафим успокоил ее, говоря: «Ты все еще не понимаешь меня, матушка! Ты только скажи начальнице-то Ксении Михайловне, что я приказал с Женихом тебе обручиться, в черненькую одежку одеться… Ведь вот как замуж-то выйти, матушка! Ведь вот какой Жених-то, радость моя!» И добавил: «Виден мне весь путь твой боголюбивый! Тут тебе и назначено жить, лучше этого места нигде нет для спасения; тут матушка Агафья Семеновна в мощах почивает; ты ходи к ней каждый вечер, она тут каждый день ходила и ты подражай ей так же, потому что тебе этим же путем надо идти, а если не будешь идти им, то и не можешь спастись. Ежели быть львом, радость моя, то трудно и мудрено, я на себя возьму; но будь голубем и все между собою будьте как голубки. Вот и поживи-ка ты тут три-то года голубем; я тебе помогу, вот тебе на то и мое наставление: за послушание читай всегда акафист, Псалтирь, псалмы и правила с утреней отправляй. Сиди да пряди, а пусть другая сестра тебе все приготовляет, треплет лен, мыкает мочки, а ты только пряди и будешь учиться ткать, пусть сестра сидит возле тебя да указывает. Всегда будь в молчании, ни с кем не говори, отвечая только на самые наинужнейшие вопросы и то «аки с трудом», а станут много спрашивать, отвечай: «Я не знаю!» Если случайно услышишь, что кто не полезное между собой говорит, скорее уходи, «дабы не внити во искушение». Никогда не будь в праздности, оберегай себя, чтобы не пришла какая мысль, всегда будь в занятии. Чтобы не впадать в сон, употребляй мало пищи. В среду и пяток вкушай только раз. От пробуждения до обеда читай: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешную!», а от обеда до сна: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Вечером выйди на двор и молись 100 раз Иисусу, 100 раз Владычице и никому не сказывай, а так молись, чтобы никто того не видал, даже бы и не подумал, и будешь ты аки Ангел! И пока Жених твой в отсутствии, ты не унывай, а крепись лишь и больше мужайся; так молитвой, вечно-неразлучной молитвой и приготовляй все. Он и придет ночью тихонько и принесет тебе кольцо, перстенек, как Екатерине-то великомученице матушке. Так вот три года и приготовляйся, радость моя, чтобы в три года все у тебя готово бы было. О, какая неизреченная радость-то тогда будет, матушка! Это я о пострижении тебе говорю, матушка; чрез три года постригайся, приуготовив себя, ранее не нужно, а как пострижешься-то, то будет у тебя в груди благодать воздыматься все более и более, а каково будет тогда! Когда Архангел Гавриил, представ пред Божией Матерью, благовестил ей, то Она немного смутилась и тут же сказала: «Се раба Господня! Буди мне по глаголу твоему!» Тогда вот и ты скажи также: «Буди мне по глаголу твоему!» Вот о каком браке и Женихе я тебе толкую, матушка; ты слушай меня и никому до времени того не говори, но верь, что все мною реченное тебе сбудется, радость моя!«

Читайте также:  Икона преподобному амвросию оптинскому

Не помня себя от радости, Елена Васильевна возвратилась домой, в Дивеево, и, надев все монашеское, простое, начала с любовью нести прежние свои подвиги, пребывая в непрестанной молитве, в постоянном созерцании и совершенном молчании.

Преподобный Серафим желал назначить Елену Васильевну начальницей своей Мельничной обители. Когда батюшка в восторге объявил ей об этом, Елена Васильевна страшно смутилась. «Нет, не могу, не могу я этого, батюшка! — ответила она прямо.

— Всегда и во всем слушалась я вас, но в этом не могу! Лучше прикажите мне умереть, вот здесь, сейчас, у ног ваших, но начальницей — не желаю и не могу я быть, батюшка!» Несмотря на это, отец Серафим впоследствии, когда устроилась мельница и он перевел в нее семь первых девушек, приказал во всем им благословляться и относиться к Елене Васильевне, хотя она так и осталась до самой смерти своей жить в Казанско-церковной общинке. Это до такой степени смущало юную подвижницу, что даже и перед смертью своей она твердила, как бы в испуге: «Нет, нет, как угодно батюшке, а в этом не могу я его слушаться; что я за начальница! Не знаю, как буду отвечать за свою душу, а тут еще отвечать за другие! Нет, нет, да простит мне батюшка, и послушать его в этом никак не могу!» Однако отец Серафим все время поручал ей всех присылаемых им сестер и, говоря о ней, называл всегда «Госпожа ваша! Начальница!»

Совет

Елена Васильевна, несмотря на то, что считалась начальницей Мельничной обители, всегда трудилась и несла послушания наравне с прочими сестрами.

Когда батюшка Серафим благословил сестер копать Канавку по указанию Царицы Небесной, он говорил приходящим к нему сестрам, указывая на ее старание и труды: «Начальница-то, госпожа-то ваша, как трудится, а вы, радости мои, поставьте ей шалашик, палатку из холста, чтоб отдохнула в ней госпожа-то ваша от трудов!»

Необыкновенно добрая от природы, она творила добро тайно. Зная нужду многих бедных сестер, а также нищих, она раздавала им все, что имела и что получала от других, но незаметным образом.

Бывало, идет мимо, или в церкви, и даст кому-нибудь, говоря: «Вот, матушка, такая-то просила меня передать тебе!» Вся пища ее заключалась обыкновенно в печеном картофеле да лепешках, которые висели у нее на крылечке в мешочке. Сколько их ни пекли, всегда не хватало.

«Что за диво! — говорила, бывало, ей сестра-стряпуха.

— Сколько лепешек тебе наложила, куда же девались они?» — «Ах, родная, — кротко ответит ей Елена Васильевна, — ты уж прости меня Христа ради, матушка, да не скорби на меня; что же делать, слабость моя, уж очень я люблю их, вот все и поела!» Спала она на камне, прикрытом лишь плохим ковриком.

Со времени освящения Рождественских храмов батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей, для этого он попросил Саровского иеромонаха отца Илариона постричь ее в рясофор, что и было исполнено.

Она безвыходно пребывала в церкви, читала по шести часов кряду Псалтирь, так как мало было грамотных сестер, и ночевала поэтому в церкви, немного отдыхая на камне где-нибудь в сторонке на кирпичном полу.

Непостижима ее смерть.

По благословению батюшки Серафима вылеченный им от тяжелой болезни брат Елены Васильевны Михаил Васильевич Мантуров продал свое имение, отпустил на свободу крепостных людей и, сохранив до времени деньги, поселился на купленной Еленой Васильевной земле со строжайшей заповедью: хранить ее и завещать после смерти Серафимовой обители (впоследствии на этой земле в 1848 году был заложен, а к 1875 году построен и освящен в честь Святой Троицы главный собор Дивеевской обители). Всю жизнь Михаил Васильевич Мантуровь терпел унижения за свой евангельский поступок. Но он переносил все безропотно, молча, терпеливо, смиренно, кротко, с благодушием по любви и необычайной вере своей к святому старцу, во всем беспрекословно его слушаясь, не делая шага без его благословения, всего себя и всю свою жизнь предав в руки преподобного Серафима. А батюшка все, касающееся устройства Дивеева, поручал только ему одному; все это знали и свято чтили Мантурова, повинуясь ему во всем беспрекословно, как распорядителю самого батюшки.

Когда Михаил Васильевич Мантуров заболел злокачественной лихорадкой, и эта болезнь была к смерти, отец Серафим призвал к себе Елену Васильевну и сказал ей: «Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу я тебе дать одно послушание…

Исполнишь ли его, матушка?» — «Я всегда вас слушала, — ответила она, — и всегда готова вас слушать!» — «Вот, видишь ли, матушка, — продолжал старец, — Михаил Васильевич, братец-то твой, болен у нас и пришло время ему умирать и умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то…

Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!» — «Благословите, батюшка!» — ответила Елена Васильевна смиренно и как будто спокойно. Отец Серафим после этого долго-долго беседовал с ней, услаждая ее сердце и касаясь вопроса смерти и будущей вечной жизни.

Елена Васильевна молча все слушала, но вдруг смутилась и произнесла: «Батюшка! Я боюсь смерти!» — «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! — ответил о. Серафим. — Для нас с тобою будет лишь вечная радость!»

Обратите внимание

Вернувшись домой, она заболела, слегла в постель и сказала: «Теперь уже я более не встану!» Однажды вся изменившись в лице, она радостно воскликнула: «Святая Игумения! Матушка, обитель-то нашу не оставь!..» Во время своей последней исповеди умирающая поведала, какого видения и откровений она была раз удостоена.

«Я не должна была ранее рассказывать это, — объяснила Елена Васильевна, — а теперь уже могу! В храме я увидела в раскрытых Царских дверях величественную Царицу неизреченной красоты, которая, призывая меня ручкой, сказала: „Следуй за Мной и смотри, что покажу тебе!“ Мы вошли во дворец; описать красоту его при полном желании не могу вам, батюшка! Весь он был из прозрачного хрусталя и двери, замки, ручки и отделка — из чистейшего золота. От сияния и блеска трудно было смотреть на него, он весь как бы горел. Только подошли мы к дверям, они сами собой отворились и мы вошли как бы в бесконечный коридор, по обеим сторонам которого были все запертые двери. Приблизясь к первым дверям, которые тоже при этом сами собой раскрылись, я увидела огромный зал; в нем были столы, кресла и все это горело от неизъяснимых украшений. Он наполнялся сановниками и необыкновенной красоты юношами, которые сидели. Когда мы вошли, все молча встали и поклонились в пояс Царице. „Вот, смотри, — сказала Она, указывая на всех рукой, — это Мои благочестивые купцы…“ Следующий зал был еще большей красоты, весь он казался залитым светом! Он был наполнен одними молодыми девушками, одна другой лучше, одетыми в платья необычайной светлости и с блестящими венцами на головах. Венцы эти различались видом, и на некоторых было надето по два и по три. Девушки сидели, но при нашем появлении все встали молча, поклонились Царице в пояс. „Осмотри их хорошенько, хороши ли они и нравятся ли тебе“, — сказала Она мне милостиво. Я стала рассматривать указанную мне одну сторону зала, и что же, вдруг вижу, что одна из девиц, батюшка, ужасно похожа на меня!» Говоря это, Елена Васильевна смутилась, остановилась, но потом продолжала: «Эта девица, улыбнувшись, погрозилась на меня! Потом, по указанию Царицы, я начала рассматривать другую сторону зала и увидела на одной из девушек такой красоты венец, такой красоты, что я даже позавидовала! — проговорила Елена Васильевна вздохнув. — И все это, батюшка, были наши сестры, прежде меня бывшие в обители, и теперь еще живые, и будущие! Но называть их не могу, ибо не велено мне говорить. Выйдя из этого зала, двери которого за нами сами же затворились, подошли мы к третьему входу и очутились снова в зале несравненно менее светлом, в котором также были все наши же сестры, как и во втором, бывшие, настоящие и будущие; тоже в венцах, но не столь блестящих и называть их мне не приказано. Затем мы перешли в четвертый зал, почти полумрачный, наполненный все также сестрами, настоящими и будущими, которые или сидели, или лежали; иные были скорчены болезнью и без всяких венцов со страшно унылыми лицами, и на всем и на всех лежала как бы печать болезни и невыразимой скорби. „А это нерадивые! — сказала мне Царица, указывая на них. — Вот они и девицы, а от своего нерадения никогда не могут уже радоваться!“»

Она скончалась накануне праздника Пятидесятницы, 28 мая 1832 года, двадцати семи лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет.

На другой день, в саму Троицу, во время заупокойной литургии и пения Херувимской песни, воочию всех предстоящих в храме покойная Елена Васильевна, как живая, три раза радостно улыбнулась в гробу.

Батюшка говорил: «Душа-то ее как птица вспорхнула! Херувимы и Серафимы расступились! Она удостоилась сидеть недалеко от Святыя Троицы аки дева!»

Елену Васильевну похоронили рядом с могилой первоначальницы матушки Александры, с правой стороны Казанской церкви.

В эту могилу не раз собирались похоронить многих мирских, но матушка Александра, как бы не желая этого, совершала каждый раз чудо: могила заливалась водой и хоронить делалось невозможным Теперь же та могила осталась сухой, и в нее опустили гроб праведницы и молитвенницы Серафимовой обители.

Елена Васильевна была чрезвычайно красивой и привлекательной наружности, круглолицая, с быстрыми черными глазами и черными же волосами, высокого роста.

Источники:
http://www.4udel.nne.ru/index.php?id=61
http://www.diveevo.nne.ru/index.php?id=63

Источник: https://stjohndc.org/ru/list-of-relics/elena-manturova-diveevskaya-prepodobnaya

прп. Елена Дивеевская (Мантурова)

    Преподобная Елена Дивеевская, в миру – Елена Васильевна Мантурова. Происходила из старинного дворянского рода и жила со своим братом (Михаилом Васильевичем) в родовом селе Нуча Нижегородской губернии.

    В 17 лет девушка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее.

Девушка взмолилась : ” Царица Небесная, спаси!” Даю Тебе клятву – никогда не выходить замуж и уйти в монастырь! ” Змей тут же исчез.

Важно

После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала выполнить свое обещание. 

    Вскоре Елена Васильевна поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Целых три года готовил ее батюшка Серафим к предстоящей перемене в жизни и к поступлению в Дивеевскую общину. В 20 лет она приехала в Дивеево. 

    Через месяц после переезда ее потребовал к себе батюшка Серафим и сказал : ” Теперь, радость моя, пора уже тебе и с женихом обручиться! ” И когда Елена Васильевна, испуганная, зарыдала, воскликнув : ” Не хочу я замуж, батюшка! “, – отец Серафим успокоил ее, говоря, что жених ее – Жених Небесный.

” Ведь вот какой Жених-то, радость моя !”, – и добавил : “Виден мне весь путь твой боголюбивый! Тут тебе и назначено жить, лучше этого места нигде нет для спасения;  тут матушка Агафья Семеновна в мощах почивает; ты ходи к ней каждый каждый вечер, она тут каждый день ходила и ты подражай ей, так же, потому что тебе этим же путем надо идти, а если не будешь идти им, то и не можешь спастись. Все между собою будьте как голубки. Вот и поживи-ка ты тут три-то года голубем; я тебе помогу, вот тебе на то мое наставление: за послушание читай всегда акафист, Псалтирь, псалмы и правила с утреней всегда отправляй. Всегда будь в молчании, ни с кем ни говори, отвечая на самые наинужнейшие вопросы и то “аки с трудом”, а станут много спрашивать, отвечай :”Я не знаю!” Если случайно услышишь, что кто не полезное между собой говорит, скорее уходи, “дабы не внити во искушении”. Никогда не будь в праздности, оберегай себя, чтобы не пришла какая мысль, всегда будь в занятии, сиди да пряди. В среду и пяток вкушай только раз. Чтобы не впадать в сон, употребляй мало пищи. От пробуждения до обеда читай: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешную!”, а от обеда до сна: “Пресвятая Богородица,  спаси нас!” Вечером выйди во двор и молись 100 раз Иисусу, 100 раз Владычице и никому не сказывай, а так молись, чтобы никто того не видал, даже бы и не подумал, и будешь ты аки Ангел! И пока Жених твой в отсутствии, ты не унывай, а крепись лишь и больше мужайся. Так вот три года и приготовляйся, радость моя, чтобы в три года все у тебя готово бы было. О, какая неизреченная радость-то тогда будет, матушка! Это я о пострижении тебе говорю, матушка; через три года постригайся, приуготовив себя, ранее не нужно, а как пострижешься-то, то будет у тебя в груди благодать воздыматься все более и более. Не помня себя от радости, Елена Васильевна возвратилась домой, в Дивеево, и, надев монашеское, простое, начала с любовью нести прежние свои подвиги, пребывая в непрестанной молитве, в постоянном созерцании и совершенном молчании.

Читайте также:  Молитва перед вкушением просфоры и святой воды

    Преподобный Серафим желал назначить Елену Васильевну начальницей своей Мельничной обители.

Но это до такой степени смутило юную подвижницу, что даже и перед смертью своей она твердила, как бы в испуге: “Нет, нет, как угодно батюшке, а в этом не могу я его слушаться; что я за начальница! Не знаю, как буду отвечать за свою душу, а тут еще отвечать за другие! Нет, нет, да простит мне батюшка, и послушать его в этом никак не могу!” Однако отец Серафим все время поручал ей всех присылаемых им сестер и, говоря о ней, называл всегда “Госпожа ваша! Начальница!”

    Необыкновенно добрая от природы, преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди, данной ей духовным отцом, она больше молчала и постоянно молилась. Со времени освещения храмов  пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор.

   Непостижима ее смерть.

Когда Михаил Васильевич Мантуров, брат Елены Васильевны, заболел злокачественной лихорадкой, и эта болезнь была к смерти, отец Серафим призвал к себе Елену Васильевну и сказал ей: “Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу я тебе дать одно послушание..

Исполнишь ли его, матушка? Михаил Васильевич, братец-то твой, болен у нас, и пришло время ему умирать и умереть надо ему, матушка, а он мне ещё нужен для обители-то нашей, для строт-то…

Совет

Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!” – “Благословите, батюшка!” – ответила Елена Васильевна смиренно и как будто спокойно. Но вдруг смутилась и произнесла: “Батюшка! Я боюсь смерти!” – “Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! – ответил о. Серафим. – Для нас с тобою будет лишь вечная радость!”

    Вернувшись домой, она заболела и слегла в постель.

Однажды вся изменившись в лице, она радостно воскликнула: “Святая Игумения! Матушка, обитель-то нашу не оставь!” На исповеди умирающая поведала что увидела в раскрытых Царских дверях величественную Царицу неизреченной красоты, которая показала ей Небесную Дивеевскую обитель, где она увидела сестер, прежде ее бывших в обители, и теперь еще живых и будущих! “Я не должна была ранее рассказывать это, – обьяснила Елена Васильевна.

    Прожив в Дивеевской обители всего семь лет, она скончалась в 27 лет накануне праздника Пятидесятницы 28 мая 1832 года. В эти дни святой Старец посылал всех в Дивеево: “Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу! Душа-то ее как птица вспорхнула! Херувимы и Серафимы расступились! Она удостоилась сидеть недалеко от Святыя Троицы аки дева!”

    В сороковой день по ее кончине отец Серафим предсказал, что “со временем ее мощи будут почивать открыто в обители”. На могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. В обители до ее закрытия в 1927 году хранились церковные книги, где эти случаи были подробно описаны, но до нас они не дошли. 

    26 сентября 2000 года были обретены нетленные мощи преподобной Елены Дивеевской, согласно пророчеству отца Серафима, были торжественно помещены в храм Рождества Богородицы. 22 декабря 2000 года состоялось ее прославление как местночтимой святой Нижегородской епархии.

Источник: http://palomnikpoezdki.ru/molitvy_v_razlichnyh_skorbyah_i_nuzhdah/10/

Святые Елены

levillaПреподобная Елена Сербская, королева – моя небесная покровительница. День памяти 12 ноября.

Православная энциклопедия утверждает, что она была католичкой. На всех остальных сайтах более логичное повествование: перед замужеством с сербским королем Стефаном Уроша I Неманичем, прп.Елена приняла православие.

Преподобная Елена происходила из французского королевского рода. Приняв Православие, она вышла замуж за короля Сербии Стефана Уроша I Неманича, родила и воспитала святых благоверных Милутина и Драгутина.

Будучи королевой, Елена прославилась своими добрыми делами: примирением междоусобных распрей, призрением сирот, богатыми вкладами в монастыри Святой Земли, Святой Горы, Синая и Сербии.

После смерти своего супруга, Елена всю себя посвятила подвигам благочестия: благотворила сиротам, жертвовала на монастыри и строила новые церкви, заботилась о любви и согласии своих сыновей, заботилась о защите и просвещении своего народа.

Обратите внимание

Перед смертью королева Елена в церкви Святителя Николая в Скадре приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Скончалась она 8 февраля 1314 года в своем царском дворе в Брняцах.

Житие святой Елены.

Равноапостольная Ольга (в крещении Елена), великая княгиня Российская. День памяти 24 июля.

Праматерью русских святых, которых более 50, называют великую княгиню Ольгу, равноапостольную. Именно она первая на Руси приняла христианство по греческому обряду и способствовала распространению христианской религии на Земле Русской.

Древние предания называют Ольгу хитрой, история — мудрой, а Церковь — святой. Удивительна судьба этой поистине великой женщины — любящей жены, мудрой княгини и первой русской христианки.

Преподобный Нестор Летописец так именует ее в «Повести временных лет»: «Предтекучая христианской земли, аки денница пред солнцем и аки заря пред светом».

Житие благоверной княгини Ольги в Четьи Минеи.

Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова). День памяти 10 июня.

В миру – Елена Васильевна Мантурова, сестра Михаила Васильевича Мантурова, ближайшего друга и ученика преп. Серафима Саровского. Прп. Елена по обету, данному Пресвятой Богородицы ушла в монастырь, где находилась в послушании у прп. Серафима Саровского. По его благословению она стала начальницей Мельничной обители и про его же благословению умерла за своего брата.

Прожила она в обители до 27 лет. Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений.

Провидя момент кончины преподобной духом, батюшка Серафим посылал всех в Дивеево: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу!» В сороковой день по её кончине отец Серафим предсказал, что «со временем её мощи будут почивать открыто в обители».

Житие преподобной жены Дивеевской Елены.

Святая мученица Елена (Чернова). День памяти 17 сентября.

Родилась в 1874 году. О жизни ее мы знаем совсем мало. Известно, что 17 сентября 1943 года она приняла мученическую кончину, пострадав за Христа от рук богоборческой власти. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года мученица Елена была причислена к лику святых. Ее память так же празднуется 8 февраля в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

Преподобномученница Елена (Асташикина). День памяти 10 августа.

Важно

в миру Елена Васильевна Асташкина – родилась в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии в 1878 (по некоторым данным 1882) году в крестьянской семье. Семья жила в достатке, но излишеств не знали.

С молодых лет Елена искала иноческого подвига и в 1895 году, с благословения родителей, она ушла в монастырь и стала послушницей Покровского Шиханского монастыря в Городищенском уезде Пензенской губернии. Долгое время она жила при монастыре на испытании, проходя разные послушания, и лишь в 1913 году указом Духовной Консистории была определена в число сестер монастыря.

Через некоторое время матушка Елена была переведена в Казанский Мокшанский монастырь. После разгона этой обители в 1917 году она вернулась в село, в котором родилась. У нее появился свой дом, и она самостоятельно вела хозяйство, но продолжала иноческое житие и жила в девичестве.В 1932 году матушка Елена перебралась в село Шадым Ковлкинского района Мордовской АССР.

Заветной ее мечтой было, чтобы в храмах возобновилась служба, чтобы в них звучало церковное пение. Она поддерживала дружеские отношения с бывшими насельницами закрытых монастырей, знала многих священников.

В 1937 году монахиню Елену (Асташкину) арестовали и обвинили в том, что она «активная участница контрреволюционной церковно-монархической организации» и в том, что она «проводила пораженческую и антиколхозную агитацию». Виновной себя она не признала, на допросах говорила только о том, что она православная христианка и стремится жить согласно иноческим обетам.

5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила монахиню Елену к высшей мере наказания. 10 августа приговор был приведен в исполнение через расстрел. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году монахиня Елена (Асташкина) была причислена к лику святых. Память так же 8 февраля в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

Святая мученица Елена, дочь святого апостола из 70-и Алфея. День памяти 8 июня.

За смелое исповедание веры Христовой она была до смерти побита камнями. На иконе собор Святых Елен изображена второй слева.

Преподобная Елена Московская (Девочкина). День памяти в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых.

(Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина; † 18 ноября 1547) — первая игуменья московского Новодевичьего монастыря, схимница. На иконе собор Святых Елен изображена крайней справа.

О святой сохранилось мало информации.

Равноапостольная Елена царица Константинопольская. День памяти 3 июня, 19 марта.

Святая равноапостольная царица Елена (Флавия Юлия Елена Августа) родилась около 250 года в маленьком посёлке Дрепана в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии).

Совет

В начале 270-х годов она стала женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей Констанция Хлора, ставшего впоследствии правителем (цезарем) Запада.

27 февраля 272 года в городе Наисс Елена родила сына – Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. Прославилась она своей деятельностью по распространению христианства. В 326 г.

, уже будучи преклонных лет, она отправилась путешествовать по Святой Земле. Там разрушила она идольские капища, построенные на освященных Христом местах, построив вместо них христианские храмы, открыла много мощей разных святых, и в ходе проведёнными ею раскопками в Иерусалиме были обретены Гроб Господень, Святой Животворящий Крест Христов и другие реликвии Страстей.

Житие равноапостольной царицы Елены.

Преподобомученица Елена (Коробкова). День памяти 25 мая (7 июня) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Преподобномученица Елена родилась в 1879 года в деревне Малеево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Петра Коробкова, впоследствии служившего приказчиком в английском магазине в Санкт-Петербурге, и в крещении была наречена Елизаветой.

Отец умер, когда Елизавете было четырнадцать лет, и она жила в деревне с матерью.

К этому времени Елизавета окончила сельскую школу и, когда ей исполнилось двадцать четыре года, поступила в один из монастырей Московской губернии, где находилась до его закрытия во время наступивших при советской власти гонений на Русскую Православную Церковь; здесь она приняла монашеский постриг с именем Елена. После закрытия монастыря она поселилась при Троицкой церкви в городе Сходня Солнечногорского района Московской области, где пела на клиросе и занималась рукоделием, зарабатывая на жизнь шитьем одеял.

В 1937 году стали арестовываться не только священнослужители, но и активные прихожане. Вместе с такой группой прихожан была арестована и монахиня Елена.

В справке на арест ей ставилось в вину, что она «распространяет среди верующих церковную литературу, так называемые духовные Троицкие листки… церковно контрреволюционно настроена и до сих пор своей контрреволюционной церковной деятельности не бросает».

Монахиня Елена была арестована 29 октября 1937 года и заключена в камеру при районном отделении НКВД в Солнечногорске.

На допросе следователь спросил ее:– Вы, будучи знакомы с церковниками… и монахинями, друг у друга собирались, обсуждали против советской власти вопросы, вели контрреволюционную деятельность?– Бывать я бывала у верующих и церковников, – ответила монахиня, – но вопросов против советской власти мы не обсуждали, и контрреволюционной деятельности я не вела.На этом допросы были закончены, и монахиня Елена была переведена в Таганскую тюрьму в Москве; 15 ноября 1937 году тройка при УНКВД по Московской области приговорила ее к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Монахиня Елена (Коробкова) скончалась в заключении 7 июня 1938 года и была погребена в безвестной могиле.

Святая Ипомони, в миру Елена Драгаш. Дни памяти 13/26 марта и 29 мая/11 июня.

(“Ипомони” – (греч. Υπομονή) – “терпение”)

Обратите внимание

Святая Ипомони, в миру Елена Драгаш, супруга Мануила II Палеолога, “Елена Палеолог во Христе Боге августа и императрица Ромейская”, была дочерью Константина Драгаша, одного из многочисленных наследников великого сербского короля Стефана Душана. Таким образом, она происходила из благословенного царского рода.

Среди ее предков есть и святые: Стефан Немания, сербский король и ктитор святого монастыря Хиландариу Горы Афон (преподобного Симеона Мироточивого). Константин Драгаш стал правителем современной болгарской части северо-восточной Македонии, области, располагающейся между реками Аксиос и Стримон. Рождение Елены (1450г) датируется годами незадолго после смерти Душана.

Ее воспитание, образование и обучение были проникнуты всем тем, что предписывали высокие византийские идеалы, поскольку сербы испытали сильное влияние византийской культуры. Елена в большей степени отождествляла себя именно с византийским национальным самосознанием и культурой.

Всеми своими чувствами и существом она тянулась к Византии, августой и императрицей которой ей предстояло стать, несмотря на свое сербское происхождение.

Более того, с молоком матери она впитала традиционную в ее семье твердую православную веру. И эта вера будет направлять, просвещать и вдохновлять святую в ее непростой жизни, полной скорбей и испытаний.

Житие св.Ипомони

Источник: https://levilla.livejournal.com/230955.html

Ссылка на основную публикацию