Житие святого пророка исайи

Пророк Исаия

День памяти: 9 мая

Исаия пророк

Святой пророк Исаия жил за 700 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода. Отец Исаии, Амос, воспитал сына в страхе Божием и в законе Господнем. Достигнув зрелого возраста, пророк Исаия вступил в брак с благочестивой девицей-пророчицей (Ис. 8,3) и имел сына Иасува (Ис. 8, 18).

К пророческому служению святой Исаия был призван Богом в царство Озии, царя Иудейского, и пророчествовал около 60 лет при царях Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии. Начало его служения было ознаменовано следующим видением: он видел Господа Бога, сидящего в величественном небесном храме на высоком престоле. Его окружали шестокрылые Серафимы.

Двумя крылами они закрывали лица свои, двумя – прикрывали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля Славы Его!” Столпы храма небесного потрясались от их восклицаний, и в храме разносилось курение фимиама.

Обратите внимание

Пророк в ужасе воскликнул: “О, окаянный я человек, я сподобился видеть Господа Саваофа, имея нечистые уста и живя посреди нечистых людей!” Тогда послан был к нему один из Серафимов, имевший в руке раскаленный уголь, который он взял клещами от алтаря Господня.

Он прикоснулся к устам пророка Исаии и сказал: “Вот, я прикоснулся к твоим устам и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит”. После этого услышал Исаия голос Господа, обращенный к нему: “Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас?” Исаия отвечал: “Вот я, пошли меня, Господи, я пойду”.

И послал его Господь к иудеям убеждать их обратиться от путей нечестия и идолопоклонства и принести покаяние. Тем, которые покаются и обратятся к Истинному Богу, Господь обещал милость и прощение, а упорным предназначены кары и казни Божий. Тогда Исаия спросил Господа, долго ли продолжится отступление иудейского народа от Бога.

Господь отвечал: “До тех пор, пока не запустеют города, не будет людей в домах и эта земля не сделается пустыней. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут новые побеги, так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя”.

Исаия оставил после себя книгу пророчеств, в которых он обличает иудеев за их неверность Богу отцов, предсказывает плен иудеев и возвращение их из плена царем Киром, опустошение и восстановление Иерусалима и храма. Вместе с тем он предсказывает историческую судьбу и других соседних иудеям народов.

Но, что всего важнее для нас, пророк Исаия с особенной ясностью и подробностью пророчествует о пришествии Мессии – Христа Спасителя. Пророк именует Мессию Богом и Человеком, Учителем всех народов, Основателем Царства мира и любви.

Пророк предсказывает рождение Мессии от Девы, с особенной ясностью описывает страдания Мессии за грехи мира, предвидит Его Воскресение и распространение Церкви Его по вселенной. По ясности предсказаний о Христе Спасителе пророк Исаия заслужил наименование ветхозаветного евангелиста. Ему принадлежат слова: “Сей грехи наши носит и о нас болезнует…

Он был уязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились…” (гл. 53, 4, 5. См. кн. Пророка Исаии, гл- 7, 14, гл. II, 1, гл. 9, 6, гл. 53, 4, гл. 60, 13 и др.).

Святой пророк Исаия имел также и дар чудотворения.

Так, когда во время осады Иерусалима врагами осажденные изнемогали от жажды, он своей молитвой извел из-под горы Сион источник воды, который был назван Силоам, т. е. “посланный от Бога”.

На этот источник впоследствии Спаситель послал умыться слепорожденного, которому Он возвратил зрение. По молитве пророка Исаии Господь продлил царю Езекии жизнь на 15 лет.

Пророк Исаия скончался мученической смертью. По приказанию иудейского царя Манассии он был перепилен деревянной пилой. Пророк погребен был недалеко от Силоамского источника.

Важно

Впоследствии мощи святого пророка Исаии были перенесены царем Феодосием Младшим в Константинополь и положены в храме святого Лаврентия во Влахернах.

В настоящее время часть главы святого пророка Исаии хранится на Афоне в Хилендарском монастыре.

О времени и событиях, происходивших при жизни пророка Исаии, говорится в 4-ой книге Царств (гл. 16, 17, 19, 20, 23 и др.), а также во 2-ой книге Паралипоменон (гл. 26 – 32).

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1021.htm

Житие святого пророка Исаии

Страница 1 из 6

9 мая по с.с.

Время пророческого служения святого Исаии1 было тяжелым временем в жизни народа еврейского: во дни этого великого пророка царство израильское окончило свое существование, а иудейское доживало последние годы пред Вавилонским пленением.

Эта печальная участь – подчинение “избранного народа” под тяжелую руку языческих царей была ему наказанием от Господа за то, что он вышел из послушания Богу, все более и более погрязая в беззаконии и идолопоклонстве.

Особенно было велико отступление от завета Божия в царстве израильском, которое за это и постигло ускоренное наказание, “в царстве же иудейском по временам просвечивала надежда на лучшее будущее”, и если не совсем погас огонь святой ревности по Боге в Иудее и Господь еще медлил с исправляющим ее наказанием, то этим Иудейское царство обязано главным образом пророческой деятельности святого Исаии.

Святой пророк Исаия, происходивший из колена Вениаминова, родился около 760 г. до Р. Х.; он был сын Амоса, о котором в книгах священного Писания ничего не сообщается и которого иудейское предание отождествляет с Амосом, братом царя Амасии. Местом постоянного жительства святого Исаии был Иерусалим – столица Иудейского царства.

На годы сознательного детства и отрочества пророка падает славное правление мудрого и доброго царя Озии; это царствование без сомнения имело благотворное религиозное и политическое влияние на душу будущего пророка.

Ничего собственно неизвестно о днях ранней юности святого Исаии, но явление ему славы Господней и избрание его Господом на великое служение дают непререкаемое свидетельство о благочестии пророка и в это время жизни; о том же говорят и его пророческие речи, из которых видно прекрасное знание им священных книг своего народа; очевидно, с ранних лет святой Исаия поучался в законе Божием. Как человек благочестивый, он взял и жену себе богобоязненную, от которой имел двух сыновей; о жене его известно, что она тоже была пророчицей (Ис.7:3; 8:3,18).

На пророческое служение святой Исаия был призван в год смерти царя Озии (в 737 г.) особым видением. Однажды он присутствовал в храме за Богослужением; пред глазами его находились двор священников и святилище.

Взирая молитвенно к святилищу, святой Исаия вдруг увидел, что храм стал раздвигаться; пред его духовными очами открывается внутренность святилища, затем исчезает завеса, скрывавшая таинственное святое святых, где изумленному и потрясенному пророку является торжественное видение Владыки неба и земли, “сидящего на престоле высоком и превознесенном”, – стоящем как бы между небом и землею; края царственных риз Божиих наполняли храм. Вокруг Господа “стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Вся земля полна славы Его!” От громогласного славословия серафимов “поколебались верхи врат и храм наполнился курениями”. Святой Исаия пришел в ужас и испуганно воскликнул:

– Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами2, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа3.

Тогда к смятенному пророку прилетел один из серафимов, державший в руке горящий уголь, взятый клещами с жертвенника, т.е., как объясняет святой Василий Великий, – с “небесного алтаря”. Он коснулся уст пророка со словами:

– Вот, это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен.

Тотчас же за этим пророк услышал таинственный глас Иеговы, вопрошающий:

– Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?4

Исполненный священной уверенности, святой Исаия выступил с выражением желания принять на себя ответственную и тяжелую обязанность быть проповедником воли Божией для “жестоковыйного” еврейского народа:

– Вот я, пошли меня, – сказал он.

Совет
Важно

Господь не отверг предложения святого Исаии и изъявил Свое согласие в таких словах:

[/su_box]

– Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их.

Исаия спросил Господа: долго ли народ будет пребывать в таком нравственном огрубении, и получил от Него в ответ страшное откровение о грядущих бедствиях, имеющих поразить Израиля:

– Доколе не опустеют города и останутся без жителей и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет (Ис.6:1-11)

Видение окончилось, и на святом Исаии почил Дух Божий, открывавший перед ним таинственное и отдаленное будущее как настоящее и укреплявший его в трудной борьбе с нравственными нестроениями среди родного народа.

Любящее народ сердце пророка не знало его политического разделения, и послушный воле Божией он не ограничивал своего пророческого служения пределами одного царства.

Впрочем, когда святой Исаия выступил с пророческою проповедью, дни царства Израильского были уже сочтены, и пророку уже ничего не оставалось более как предсказать великое “горе”, уже нависшее над Самариею, столицею Северного царства:

– Горе (Самарии), венку гордости пьяных ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином. Вот крепкий и сильный у Господа…. с силою повергает его на землю.

Ногами попирается венок гордости пьяных ефремлян. И с увядшим цветком красивого убранства его….

делается тоже, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает ее (Ис.28:1-4).

Это печальное пророчество вскоре исполнилось. В 722 г. Самария была взята Саргоном, царем ассирийским, и царство Израильское навсегда окончило свое существование5. Так израильтяне, оставившие “все заповеди Господа Бога” были отвергнуты Им от лица Своего. “Не осталось никого, кроме одного колена Иудина” (4Цар.17:16-18).

Источник: http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/maj/413-9-maya/3365-zhitie-svyatogo-proroka-isaii.html

Книга Жития Святых — месяц май. Содержание – Житие святого пророка Исаии

Честное преставление сего святого апостола и евангелиста, — наперсника, девственника и возлюбленного ученика Христова Иоанна Богослова празднуется в двадцать шестой день сентября месяца; под этим числом и помещено его житие. В нынешний же день совершается воспоминание его честного праха, цельбоносно исходившего от гроба его.

Когда святой Иоанн Богослов дожил до столетнего возраста, много потрудившись во благовестим Христовом, то вместе с семью учениками своими вышел из города Ефеса [1] и приказал им ископать ему крестообразную могилу, в которой он и приготовился умереть, легши в нее, еще будучи живым (как повествуется об этом в житии его). Христиане, жившие в городе Ефесе, после смерти апостола, раскопали могилу его, однако не нашли тела апостола; оплакав его честную кончину, они возвратились в город и потом часто приходили на могилу апостола и возносили там усердные молитвы к Богу, призывая себе на помощь и ходатайство пред Богом святого Иоанна Богослова, При этом каждый год в этот день и месяц от гроба апостола исходил как бы некий тонкий прах, творивший исцеления [2]. Верующие собирали этот прах и врачевали им различные недуги и болезни. Поэтому и вошло в обычай среди верующих в этот день, так же как и в сентябре месяце, восхвалять и ублажать песнопениями сего великого угодника Божия, возлюбленного Богом более всех прочих святых угодников [3]. По молитвам его да дарует и нам Господь исцеление в недугах наших душевных и телесных и да сподобимся и мы быть угодными и возлюбленными Христу Богу нашему.

Время пророческого служения святого Исаии было тяжелым временем в жизни народа еврейского: во дни этого великого пророка царство израильское окончило свое существование, а иудейское доживало последние годы пред Вавилонским пленением.

Обратите внимание

Эта печальная участь — подчинение «избранного народа» под тяжелую руку языческих царей была ему наказанием от Господа за то, что он вышел из послушания Богу, все более и более погрязая в беззаконии и идолопоклонстве.

Особенно было велико отступление от завета Божия в царстве израильском, которое за это и постигло ускоренное наказание, «в царстве же иудейском по временам просвечивала надежда на лучшее будущее», и если не совсем погас огонь святой ревности по Боге в Иудее и Господь еще медлил с исправляющим ее наказанием, то этим Иудейское царство обязано главным образом пророческой деятельности святого Исаии.

Читайте также:  Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в москве

Святой пророк Исаия, происходивший из колена Вениаминова, родился около 760 г. до Р. Х.; он был сын Амоса, о котором в книгах священного Писания ничего не сообщается и которого иудейское предание отождествляет с Амосом, братом царя Амасии. Местом постоянного жительства святого Исаии был Иерусалим — столица Иудейского царства.

На годы сознательного детства и отрочества пророка падает славное правление мудрого и доброго царя Озии; это царствование без сомнения имело благотворное религиозное и политическое влияние на душу будущего пророка.

Ничего собственно неизвестно о днях ранней юности святого Исаии, но явление ему славы Господней и избрание его Господом на великое служение дают непререкаемое свидетельство о благочестии пророка и в это время жизни; о том же говорят и его пророческие речи, из которых видно прекрасное знание им священных книг своего народа; очевидно, с ранних лет святой Исаия поучался в законе Божием. Как человек благочестивый, он взял и жену себе богобоязненную, от которой имел двух сыновей; о жене его известно, что она тоже была пророчицей (Ис.7:3; 8:3,18).

На пророческое служение святой Исаия был призван в год смерти царя Озии (в 737 г.) особым видением. Однажды он присутствовал в храме за Богослужением; пред глазами его находились двор священников и святилище.

Взирая молитвенно к святилищу, святой Исаия вдруг увидел, что храм стал раздвигаться; пред его духовными очами открывается внутренность святилища, затем исчезает завеса, скрывавшая таинственное святое святых, где изумленному и потрясенному пророку является торжественное видение Владыки неба и земли, «сидящего на престоле высоком и превознесенном», — стоящем как бы между небом и землею; края царственных риз Божиих наполняли храм. Вокруг Господа стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Вся земля полна славы Его!» [1] От громогласного славословия серафимов «поколебались верхи врат и храм наполнился курениями». Святой Исаия пришел в ужас и испуганно воскликнул:

— Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами [2], и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа [3].

Тогда к смятенному пророку прилетел один из серафимов, державший в руке горящий уголь, взятый клещами с жертвенника, т. е., как объясняет святой Василий Великий, — с «небесного алтаря». Он коснулся уст пророка со словами:

— Вот, это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен.

Тотчас же за этим пророк услышал таинственный глас Иеговы, вопрошающий:

— Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? [4]

Исполненный священной уверенности, святой Исаия выступил с выражением желания принять на себя ответственную и тяжелую обязанность быть проповедником воли Божией для «жестоковыйного» еврейского народа:

— Вот я, пошли меня, — сказал он.

Совет
Важно

Господь не отверг предложения святого Исаии и изъявил Свое согласие в таких словах:

[/su_box]

— Пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их.

Исаия спросил Господа: долго ли народ будет пребывать в таком нравственном огрубении, и получил от Него в ответ страшное откровение о грядущих бедствиях, имеющих поразить Израиля:

— Доколе не опустеют города и останутся без жителей и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет (Ис.6:1–11).

Видение окончилось, и на святом Исаии почил Дух Божий, открывавший перед ним таинственное и отдаленное будущее как настоящее и укреплявший его в трудной борьбе с нравственными настроениями среди родного народа.

Любящее народ сердце пророка не знало его политического разделения, и послушный воле Божией он не ограничивал своего пророческого служения пределами одного царства.

Впрочем, когда святой Исаия выступил с пророческою проповедью, дни царства Израильского были уже сочтены, и пророку уже ничего не оставалось более как предсказать великое «горе», уже нависшее над Самариею, столицею Северного царства:

— Горе (Самарии), венку гордости пьяных ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином. Вот крепкий и сильный у Господа… с силою повергает его на землю.

Ногами попирается венок гордости пьяных ефремлян.

И с увядшим цветком красивого убранства его… делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает ее (Ис.28:1–4).

Это печальное пророчество вскоре исполнилось. В 722 г. Самария была взята Саргоном, царем ассирийским, и царство Израильское навсегда окончило свое существование [5]. Так израильтяне, оставившие «все заповеди Господа Бога» были отвергнуты Им от лица Своего. «Не осталось никого, кроме одного колена Иудина» (4 Цар.17:16–18).

60

Источник: https://www.booklot.org/genre/religiya-i-duhovnost/religiya/book/jitiya-svyatyih-mesyats-may/content/2689493-jitie-svyatogo-proroka-isaii/

Святой пророк Исаия – житие

В книге пророка Исайи написано: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

И сказал я: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа».

Совет

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня».

И Господь послал пророка Исайю проповедовать волю Божию еврейскому народу. И он, пренебрегая всеми опасностями, стал ревностно призывать людей к покаянию и указывал им путь к спасению Иудейского царства. Кроме того, Исайя собрал вокруг себя множество учеников, которые, будучи просвещены своим учителем, в свою очередь сами выступали просветителями народа.

Великий пророк Божий Исайя много пророчествовал о Господе нашем Иисусе Христе.

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас».

И много других великих пророчеств находится в книге пророка Исайи.

«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его».

Источник: http://budi-zdrav.ru/2012/05/22/svyatoy-prorok-isaiya-zhitie/

О житии пророка исайи

Имя Исайя в переводе с еврейского языка означает «спасение Яхве». Иисус, сын Сирахов, в своем восхвалении «мужей славных» приносит такую хвалу пророку Исайи (Сирах. 48:25 – 26).Пророк Исайя был сын Амосов.

Блаженный Августин («О граде Божьем», книга XVIII, глава 27)[1] и Климент Александрийский («Строматы», книга 1)[2] полагали, что отцом Исаии был пророк Амос из числа двенадцати.

Но как происхождение пророка Амоса, так и изображение его имени в подлинном тексте не позволяют считать его отцом Исаии: «Но это не тот Амос, который в числе 12 меньших пророков, ибо и произношение их имен не одинаково (в еврейском чтении их) и означаемое ими не одно и то же.

Надлежит заметить, что из пророков одни указывают своих отцов, а другие нет. Может быть, умолчали о своих отцах пророки, происходившие от родителей незнатных» (Святитель Василий Великий).[3]

Исайя выделяется среди первого поколения пророков-писателей. Исайя принадлежал к аристократической семье, близкой ко двору. Он родился около 765 года в Иерусалиме и провел в этом городе всю жизнь.

Юношей он слышит на паперти Иерусалимского храма пламенные проповеди Амоса, исполненные мужества блестящие боговдохновенные образцы ораторского искусства. Он покорен лирической силой его речи, изысканностью канвы его мысли и мелодикой легко складывающихся в его устах в прихотливый узор слов.

Исайя воспримет многое от Амоса: он возьмет от него непримиримость, прибавит к ней неуловимую хрупкость Осии и придаст своему стилю небывалую утонченность.[4] Господь призвал его на служение еще в молодые годы; время, когда Ассирийская империя стала расширять свои границы на запад, угрожая Израилю, о чем Исайя возвестил как о Божьем предупреждении.

Обратите внимание

Самое раннее событие в его жизни – призыв к пророчеству – описано в 6-й главе книги Исайи. Оно произошло приблизительно в 740 году. Видение, сделавшее его пророком (в Иерусалимском Храме), описывается в повествовании от первого лица. Согласно этому описанию, Исайя видел Бога и от встречи с ним преисполнился божественной славой и святостью.

Он стал мучительно осознавать, что Богу нужен посланник к народу Израиля, и хотя считая себя недостойным такой чести, предложил себя для службы Богу: «Вот я, пошли меня», и был послан возгласить Божественное слово. Это было нелегко; он должен был осудить собственный народ и наблюдать за тем, как рушится страна.

Исайя понимал, что неся слово Божье людям, встретит на своем пути недоверие, и что он должен быть крепок духом для того, чтобы противостоять такому отношению. Божье видение стало внезапным, твердым и неизменным на протяжении всей жизни решением.[5]

«Исайя представляет собой тип пламенного религиозного гения и вместе с тем трезвого, реалистического политического деятеля, который своим словом, своим влиянием имел решающее значение в судьбе Иудеи» (протоиерей о. Сергий Булгаков). Южное царство в ту эпоху было меньше и слабее, чем Ефремово.

Оно стояло перед выбором: либо смириться с неизбежным господством великой державы Ассирии, либо вступить в союз против нее. Коалиция возглавлялась царями Сирии и Ефрема. Молодой царь иерусалимский Ахаз избрал поначалу разумный путь и пытался остаться в стороне от военно-политических заговоров.

Но главы коалиции решили покарать его за принятую позицию нейтралитета, их войска двинулись на Иерусалим (4 Цар. 16; 2 Пар. 28). В это время пророк Исайя впервые выступил перед царем и обещал ему знамение от Бога. Ахаз должен полагаться не на силу оружия, а на помощь Божию. Господь дарует спасение верным.

Однако Ахаз проявил малодушие и сделал роковой шаг: призвал на помощь ассирийцев. Тиглатпаласар III использовал этот предлог и вторгся в Сирию. Он разгромил войска сирийцев и занял Галилею. В результате и сама Иудея попала в полную зависимость от Ассирии.

Из политических соображений Ахаз стал вводить языческие обычаи и приносить жертвы богам.[6]

В эти годы основной темой проповеди Исайи является неверность народа и его вождей Богу. Еще до войны с ефремо-сирийской коалицией он говорил о грядущей катастрофе, которая постигнет страну в случае измены Богу. Свои пророчества он записывал и свитки отдавал на хранение ученикам. Последователи появились у Исайи рано. Именно они сберегли для будущего писания учителя.

Важно

В 722 году после долгой осады пала Самария. Согласно переписи Ахава, в Самарии, не считая иноплеменников, было 7 тысяч жителей. А через полтораста лет, в 720 году, Саргон Ассирийский (если верть его надписи) депортировал из Самарии 27290 человек. Впрочем, не ясно, относится ли эта цифра к пленным жителям одной Самарии или всей ее округи.

[7] Но известно одно, конец Северному, Израильскому, царство как независимому государству пришел довольно быстро. Южное царство просуществовало заметно дольше Северного. Оно тоже не избегло ассирийских вторжений 732, 720 и 701 годов, но вторжения эти были для него не столь фатальными, как для Израиля.

Государство сохранило независимость, и VII век явился для него временем относительной стабильности и активного строительства. Но начало самостоятельного существования царства было отнюдь не спокойным: за вторжением фараона 22-й династии Шешонка I, разграбившего Иерусалим и прорвавшегося далеко на север, последовали фактически постоянное противоборство с Израилем и цепь местных войн.

[8] Итак, единственный очаг богооткровенной веры была теперь маленькая Иудея. Пророк Исайя возлагал надежду на тот «святой Остаток», который обратится и спасется в День Господень. Тогда же, в конце правления Ахаза, он произнес свое второе мессианское пророчество (9:2 – 7) о рождении Младенца из рода Давидова. В 715 году на престол вступил сын Ахаза Езекия.

Благочестивый царь приблизил к себе Исайю и часто пользовался его советами. Пророк вдохновил его на реформу культа, которая очистила храмовое богослужение от пережитков язычества (4 Цар. 18:1 – 8).[9]

После смерти ассирийского царя Саргона (705 год) подчиненные ему цари стали вновь готовиться к войне против империи. В этом был заинтересован и Египет, вторая великая держава, соперник Ассирии. Езекия, невзирая на протесты пророка Исайи, включился в эту опасную игру.

При его дворе приобрел большое влияние князь Шевна, который толкал царя на войну, уверяя его, что объединенная коалиция с помощью Египта одолеет Ассирию, тем более что против нее начал военные действия царь Вавилона Мардук-аплуиддин.

В конце концов, Езекия согласился возглавить борьбу, собрав под свои знамена царства и княжества Сирии-Палестины. Тем временем новый царь Ассирии Синахериб готовился к ответному удару. Он осуществил карательную экспедицию в Вавилон и двинулся на запад. В 701 году он оккупировал Иудею и осадил Иерусалим.

4 книга Царств повествует об этом походе кратко (18:13 – 16). Дальнейшее же повествование (18:17 – 19:37) относится ко второму походу Синаххериба на Иерусалим (около 688 года). Езекия откупился огромной контрибуцией. Часть его территории была отнята. Страна погрузилась в траур. Пр.

Исайя воспользовался этим моментом, чтобы призвать народ к покаянию. К этому периоду относятся его главные обличительные речи (глава 1-я). По молитве пророка царь был исцелен от смертельной болезни. Теперь он во всем повиновался своему наставнику.[10]

Совет

Через десять лет Синаххериб решил окончательно искоренить очаги возможных восстаний. Он вторгся в Вавилон (689 год), и ассирийские солдаты до основания разрушили древнюю столицу Востока. Затем настал час Иудеи. Заняв Лахиш, Синахериб выслал оттуда войска осадить Иерусалим (Ис. 36:2 – 37:37). На сей раз Езекия в глазах пророка Исайи был невиновен.

Пророк послал к царю учеников ободрить его: враг не вступит в святой город. Напрасно военачальник ассирийцев «рабшак» вел переговоры о сдаче, напрасно похвалялся Синаххериб, что сразил всех богов и сразит Ягве, Езекия держался с мужеством отчаяния. Фараон попытался было помочь Иерусалиму, но его армия потерпела поражение. Оставалось только уповать на Бога.

Предсказание пророка исполнилось. Ассирийцы внезапно сняли осаду и покинули Иудею. В Ис. 37:36 мы читаем: «И вышел Ангел Господень, и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвы».

Иосиф Флавий указывает, что в лагере ассирийцев вспыхнула «смертоносная язва», а греческий историк Геродот (II, 141) полагает, что на войско Синаххериба напало полчище мышей (символ чумы). К этому последнему периоду служения пророка Исайи относится его третье мессианское пророчество об «Отрасли от корня Иесеева» (11:1 – 10). Точная дата смерти пророка неизвестна.

Согласно позднейшим легендам, он пережил царя Езекию и умер мучеником в дни Манассии, гонителя пророков. Память пр. Исайи празднуется Церковью 9 мая.[11]

Легенда о мученической кончине пророка Исайи была известна уже христианским писателям первых веков (Иустин Мученик, Тертуллиан, Ориген, Епифаний, блаженный Иероним).[12] Текст апокрифа был впервые опубликован в Оксфорде Лоренсом (1819) на эфиопском языке. Сохранились также греческий и латинский переводы.

По мнению большинства библеистов, апокриф возник в иудейской среде I – II века по Р.Х. и впоследствии подвергся христианской обработке. Исторической ценности он не имеет, но дает представление о легендах, которые складывались в древности вокруг личности великого пророка.

В апокрифе рассказывается, как в дни Манассии царские слуги схватили Исайю и пытали его, заставляя отречься от произнесенных им пророчеств. Поскольку Исайя остался тверд, его предали пыткам и распилили надвое деревянной пилой.

Обратите внимание

Умирая в муках, пророк «не кричал и не плакал, – читаем мы в апокрифе, – ибо уста его говорили с Духом Святым».[13]

[1] См.: Блаженный Августин Иппонийский. О Граде Божием. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

[2] См.: Климент Александрийский. Строматы. / Отцы и учители Церкви 3 века. Антология. Сост. иером. Илариона (Алфеева). Том 1-й. – М., 1996.

[3] Цит. по: Олесницкий А. А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 1894, 11+224 с. / Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. – 1 электрон, диск(CD-ROM). С. 91.

[4] Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии / А. Шураки; пер. А. Е. Винник. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2004. С. 202 – 203.

[5] Всемирная энциклопедия: Мифология / Гл. ред. М. В. Адамчик; науч. ред. В. В. Адамчик. – Минск: Современный литератор, 2004. С. 363.

[6] См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II. / А. Мень. – М.

, 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

[7] Мерперт Н. Я Очерки археологии библейских стран. / Н. Я. Мерперт. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2000. С. 285.

[8] Мерперт Н. Я Очерки археологии библейских стран. / Н. Я. Мерперт. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2000. С. 290.

[9] См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II. / А. Мень. – М.

, 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

[10] См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II. / А. Мень. – М.

, 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

[11] См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II. / А. Мень. – М.

, 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

[12] Олесницкий А. А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 1894, 11+224 с. / Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. – 1 электрон, диск(CD-ROM). С. 92.

[13] Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II. / А. Мень. – М., 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства.; Мень А. Библиологический словарь. Т. I. / А. Мень. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 79.

Источник: http://acathist.ru/bogoslovie/bibleistika/item/o-zhitii-proroka-isaji

Пророк Исайя – житие, чудеса и предсказания

В разных мировых религиях встречаются люди, которые предсказывали события будущего. Дар им был открыт Господом для того, чтобы те применяли его во благо человечества. Одним из самых известных является пророк Исайя, который написал книгу со своими пророчествами.

Кто такой пророк Исайя?

Один из самых великих библейских пророков, который предсказывал на древнееврейском языке – Исаия. Он известен в большей степени своими пророчествами, касающимися Мессии. Почитают его в иудаизме, исламе и христианстве.

Выясняя, кто такой Исайя, важно отметить тот факт, то он входит в число четырех великих ветхозаветных пророков. Церковь почитает пророка 22 мая.

Известно много чудес, когда пророк Исайя своими молитвами помог исцелиться многим людям и даже царю.

Когда жил пророк Исайя?

Святые отцы, описывая прорицателя, использовали разные эпитеты, такие как великий, чудный, мудрейший и даже божественный. Ветхозаветный пророк Исайя проживал в Израиле в VIII веке до Рождества Христова.

Согласно существующей информации родился он в 780 году и входил в род царей Иудейских. Благодаря своей семье он имел возможность получить образование и на протяжении всей своей жизни влиять на дела государства.

Святой пророк Исайя в 20 лет получил свои пророческие способности по благодати Господней.

Житие пророка Исайи

Начал прорицатель свое служение, после того, как он увидел Бога, сидящего в величественном храме на престоле. Вокруг него находились Серафимы, у которых было по шесть крыльев. Один из них спустился к Исайю и принес с собой раскаленный уголь, взятый от алтаря Господа. Он коснулся им губ пророка и сказал, что тот будет рассказывать о силе Всевышнего и учить людей вести праведную жизнь.

Жизнь пророка Исайи изменилась, когда царем стал Езекия, поскольку он был ему близким другом и советником. Он создал пророческую школу, которая служила духовно-нравственному просвещению народа.

Исайя не один раз доказывал на деле силу своей молитвы. Известен пророк сотворенными чудесами (он спас царя от смертельной болезни), которые заставляли людей уверовать в Господа.

Мучения он потерпел, когда сменился правитель.

Легенду о мученической смерти известного прорицателя описали христианские писатели первых веков. Какой-либо ценности для истории она не имеет, но при этом она дает шанс лучше понять такую личность, как Исайя.

В акафисте описано, как в дни Манассии слуги царя схватили его и заставляли отречься от сделанных предсказаний. Смерть пророка Исайи наступила из-за того, что тот не отказался от своих слов и тогда его подвергли пыткам и распилили надвое пилой из дерева.

При этом он не кричал, а разговаривал со Святым духом.

Молитва пророка Исайи

Прорицатель является неким посыльным между верующими людьми и Богом. Считается, что к нему можно обращаться с разными просьбами, главное, чтобы они имели благие намерения.

Библейский пророк Исайя поможет наладить личную жизнь, избавиться от финансовых проблем и исцелиться от разных заболеваний. Главное, чтобы желание было искренним и шло от чистого сердца.

Для начала необходимо прочитать молитву, а потом произнести свое прошение.

Пророк Исайя – пророчества

После себя прорицатель оставил книгу, где он обличает иудеев за их неверность Богу, предсказывает скитания иудеев и восстановление Иерусалима, а еще пророчит судьбу других народов. В этом произведении можно найти факты многих событий. Священнослужители уверяют, что толкования Исайя при правильном и осознанном прочтении помогают понять смысл жизни и разные важные понятия.

Книга пророка считается одним из самых известных и значимых шедевров христианства. Она включает определенные речи святого, которые систематизированы. Ее считают главной ценностью людей, которые стремятся к духовному совершенству.

Самые главные пророчества сделал пророк Исайя о Мессии. Он предсказал пришествие Христа, причем все было описано в мельчайших подробностях. Предвещал прорицатель рождение Иисуса и его страдания за грехи человечества.

Делал он и другие пророчества, вот некоторые из них:

  1. Описал видение Нового Иерусалима, который символизирует Царство Божие.
  2. Осуждал иудеев за беззаконие и предсказывал, что часть из них будет отвержена Господом и вместо них придут уверовавшие языческие народы Египта и Ассирии.
  3. Говорил пророк Исайя о Сирии, и он предсказывал, что там начнется третья мировая война. Писал он о том, что от Дамаска останутся только развалины.

Источник: https://womanadvice.ru/prorok-isayya-zhitie-chudesa-i-predskazaniya

Жизнь пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.) – Лампада

Память пророка Исаии 9 / 22 мая

Древние священные историки оставили мало сведений о личной, не общественной, жизни пророка Исаии. Из книги самого пророка известно, что он был сын Амóца. Личность его отца, Амоца, остается вполне неизвестной. Апокрифическое сочинение «Восхождение Исаии» отождествляло отца Исаии с еврейским пророком Амосом.

Того же мнения придерживался Климент Александрийский. Но учители церкви, знакомые с еврейским текстом Библии, отвергали это мнение. Талмудисты присваивали Амоцу и Исаие царское происхождение и первого считали братом царя Амасии.

Родство Исаии с царским домом, по мнению некоторых ученых (не вполне справедливому), объясняется близость пророка к царям Ахазу и Езекии.

Важно

Большинство современных богословов, в связи отсутствием точных исторических сведений, воздерживаются от определения личности Амоца.

Как неизвестно звание отца пророка Исаии, также остается неизвестной жизнь пророка до призвания его на пророческое служение. О ней не сохранилось иудейских преданий.

На основании «медицинских познаний Исаии» многие богословы полагают, что пророк получил воспитание в пророческой школе, где, будто, преподавалась медицина. История не подтверждает ни обучения Исаии в пророческой школе, ни тем более медицинского характера преподавания в пророческих школах.

Неизвестным остается даже общее количество лет жизни пророка до его призвания. Исторически известно только, что пророк Исаия был призван Господом к своему великому служению в год смерти иудейского царя Озии, который, по общему мнению, выпадает на 758 год до н.э.

Пророческое служение Исаии, по свидетельству его книги, было современно правлению иудейских царей: Озии, Иоафаму, Ахазу и Езекии (приблизительно с 758 по 698 гг до н.э.).

За время общественного служения Исаии также мало сохранилось сведений о его частной личной жизни. Несомненно, он вел семейную жизнь: имел жену и детей (Ис 7:3; 8:3) и жил в Иерусалиме Подобно другим пророкам, Исаия имел у себя учеников.

Вокруг него собиралась, вероятно, пророческая школа (8:16; 50:4). Живя вне царского дворца. Исаия был близко знаком с жизнью двора. Он составил жизнеописание царей Озии и Езекии и вел летопись иудейских и израильских царей. Он часто приходил к Ахазу и Езекии и, может быть, был воспитателем последнего.

Во всяком случае, он был постоянным советником царя Езекии.

Благодаря своему постоянному участию в общественной и даже придворной жизни, Исаия должен был носить обыкновенную мирскую одежду. Исключения делались только по божественному повелению. Вот только какие сведения о домашней жизни пророка Исаии можно приобрести из библейских книг.

В этом недостатке сведений виден взгляд библейских историков на значение домашней жизни для служения Исаии. Священные историки и сам пророк Исаия думали, что его великое служение нисколько не зависело от его частной жизни. Сам Исаия смотрел на домашнюю жизнь, как на пособие к общественному служению: «Вот я и дети, которых дал мне Господь.

Мы знаки и знамения Израилю». Каково же было общественное служение Исаии?

Рафаэль Санти. Пророк Исаия

Содержание пророческих речей, сохранившихся в книге пророка Исаии, заставляет думать, что свое общественное пророческое служение Исаия начал вскоре после своего призвания к этому служению.

По крайней мере, если не при Озии, то при Иоафаме произнесены Исаией обличительные речи, находящиеся в 2-3 главах его книги. Но кроме этих речей, не осталось положительных сведений о деятельности пророка Исаии при Иоафаме.

Пророк Исаия подробнее описывает свою деятельность во время правления Ахаза.

Совет

Во время Сирийско-израильского нашествия, в первый год правления Ахаза (739 год до н. э.), пророк Исаия получил от Господа повеление идти со своим сыном на дорогу «к полю Белильщика — там, где начинается водоток Верхнего пруда», возле Иерусалима, и подкрепить малодушного царя.

Пророк Исаия предсказал здесь Ахазу, что Сирийско-израильское нашествие не опасно для Иудеи и царского дома. Пророк сравнивал Сирийское и Израильское царства с обуглившимися безвредными головнями. Ахаза и царский дома Давидов Исаия утешал пророчеством об Эммануиле.

Но в тоже время Исаия угрожал Ахазу и Иудеям их тогдашними союзниками — Ассирийцами. В уверение царя и народа в исполнении пророчества, Исаия дал символические имена своим детям. Одного сына он назвал «Магéр-Шалáл-Хаш-Баз», предсказывая грозное ассирийское нашествие.

Другого сына назвал «Шеáр-Яшýв» предсказывая спасение малого остатка иудейского народа и обращение его к Богу.

Знайте же, народы, и трепещите,
внемлите, дальние страны!
Готовьтесь к бою, трепещите,
готовьтесь к бою, трепещите!
Совещайтесь, но рухнут замыслы ваши,
сговаривайтесь — ничего не выйдет,
ибо с нами Бог!

Вам скажут: «Обратитесь за советом к духам, к умершим, — к тем, кто шепчет и бормочет. Ведь всякий народ вопрошает своих богов — ради живых просит у мертвых наставления и свидетельства». Вам непременно так скажут. Но в таких словах нет силы.

При преемнике Ахаза, Езекии, пророк Исаия также принимал важное участие в общественной жизни иудейского народа. В начале правления Езекии пророк Исаия открыто восставал против задуманного им союза с Египтом. По мнению пророка, Египет мог принести Иудеям не пользу и помощь, но стыд и бесчестие — он должен навлечь гнев Ассирии на Иудею.

— Горе сынам непокорным!
— говорит ГОСПОДЬ. —
Они исполняют замыслы, которые — не от Меня,
заключают союзы, не внушенные духом Моим.

Так они прибавляют грех ко греху!
Идут они в Египет,
не спросив у Меня совета:
под защитой фараона хотят укрыться,
убежище найти под сенью Египта.

От такой защиты им будет лишь позор,
от такого убежища — только срам!
Вельможи уже прибыли в Тáнис,
посланцы уже в Ханéсе.
Но все они посрамлены будут,
ибо этот народ не сможет помочь им,
ни помочь, ни поддержать не сможет;
их ждет лишь позор и бесчестье!

Вместо подобных союзов, пророк советовал иудеям подкрепить себя верой и надеждой на ЯХВЕ — творца Израиля.

Обратите внимание

Но вы не обратили взор свой к Тому, кто предрешил все это, не устремили взгляд к Тому, кто задумал это еще в давние времена!

Когда ассирийские войска подступили к Азоту, Исаия получил от Господа повеление ходить нагим и босым три года, в ознаменование того, что египтяне и эфиопляне будет уведены нагими и босыми в ассирийский плен и посрамят иудеев, надеявшихся на союз с ними.

В год, когда военачальник, посланный Саргóном, царем ассирийским, подступил к Ашдóду, осадил город и взял его, — в тот год ГОСПОДЬ сказал Исаие, сыну Амоца: «Сними дерюгу, что на бедрах у тебя, и обувь с ног сними». Исаия так и сделал — стал ходить голым и босым.

И сказал ГОСПОДЬ:

— То, что раб Мой Исаия три года ходит голым и босым, — это знак и знамение о Египте и Куше. Так царь ассирийский погонит плененных в Египте и захваченных в Куше, юношей и стариков, — голыми и босыми, с обнаженными чреслами, на позор Египту! Ужаснутся, опозорены будут те, кто с надеждой взирал на Куш и восхищался Египтом.

Предсказание пророка об ассирийском нашествии исполнилось. В 14 год царствования Езекии, Синнахериб, ассирийский царь, осадил Иерусалим. Благочестивый Езекия послал спросить Исаию об исходе осады, а сам пал в молитве перед Богом.

Исаия утешил Езекию предсказанием об отступлении ассирийских войск и их чудесном поражении. Пророчество Исаии исполнилось: 185 000 человек из ассирийского войска пали от руки Ангела.

Вскоре после спасения Иерусалима от ассирийцев заболел сам Езекия.

Пророк Исаия получил от Господа повеление сказать Езекии, что его смерть неизбежна и что он должен распорядиться о своем наследстве.

Но смирением и слезной молитвой Езекия смягчил гнев Божий, и через пророка же Исаию получил откровение, что болезнь его благополучно минует и он еще будет царствовать 15 лет.

За исполнение пророчества Исаии ручалось чудо с солнцем: согласно его предсказанию, солнечная тень возвратились на 10 ступеней по ступеням, вероятно, солнечных часов Ахаза. Исаия приложил пласт из смокв к больному месту, и царь, выздоровел.

Важно

Чудесный возврат солнечной тени был замечен вне Палестины. Вавилонский царь, Меродах-Баладан, узнав о причине этого чудесного события, прислал своих послов поздравить Езекию с благополучным выздоровлением. В радости от выздоровления и чести, Езекия показал посольству богатства своей царской сокровищницы.

После того, как посольство ушло, Исаия, в своей пророческой речи, раскрыл перед Езекией будущее политическое отношение Иудеи и Вавилона.

Он предсказал, что показанные Езекией сокровища будут унесены в Вавилон, будущие сыновья и внуки царя будут служить при вавилонском дворе, хотя сам Езекия не доживет до этого печального времени.

И тогда Исаия сказал Езекии:

— Слушай слово ГОСПОДА Воинств: Наступят дни, когда все, что есть в твоем дворце, все, что собрали доныне твои предки, будет увезено в Вавилон, и не останется здесь ничего, — говорит ГОСПОДЬ. — И некоторые из твоих родных сыновей, что родятся у тебя, будут захвачены и станут евнухами при дворе царя вавилонского.

А Езекия сказал Исаие:

— Слово ГОСПОДА, которое ты мне передал, — это хорошая весть. Он подумал: «Значит, при моей жизни продлятся мир и безопасность».

Упоминанием об это событии заканчивают ветхозаветные канонические и неканонические книги описание жизни пророка Исаии. Они умалчивают о событиях в его последующем служении при Езекии; они также умалчивают о смерти пророка.

В позднейших иудейских произведениях встречается подробное описание смерти пророка Исаии. В Мишне было кратно упомянуто, что раввин Симеон бен Азаи нашел свиток, в котором разрешается спорный между иудеями вопрос о браке.

Это известие в гемаре пополнено замечанием, что в том же свитке заключались и сведения о смерти пророка Исаии.

По сказанию этого таинственного свитка (экземпляр, которого, конечно, не найден), Манассия велел умертвить Исаию за следующие богохульства: в законе сказано, что никто не может видеть Господа и оставаться живым, а Исаия говорит, что он видел Господа Саваофа; в законе сказано, что никто не может приближаться к Богу, чтобы призывать Его, а Исаия велел искать и призывать Бога, потому что Он недалеко, и т. п. Когда явились посланные от царя, чтобы схватить Исаию, он призвал имя Божье, и чудесным образом был поглощен кедровым деревом. Царские слуги распилили дерево, и когда дошли до его корня, то удалился дух Исаии (из тела).

То же предание, с вариацией, сообщает таргум, изданный Ассемани. Когда Исаия убегал от слуг Манассии, преследовавших его за обличительные речи, сухое дерево расщепилось и приняло пророка в свое дупло. Царские слуги разрубили дерево, и нашли на нем следы крови пророка.

Совет

В апокрифическом сочинении «Восхождение Исаии» смерть пророка освобождена от легендарной, чудесной обстановки. Здесь рассказывается, что Исаия, по повелению Манассии, был перепилен деревянной пилой. Указание на мученическую смерть Исаии богословы видели в послании к Евреям в словах: «перепилены были».

Так понимают эти слова Иустин философ, Иероним, Амвросий. Поэтому католическая церковь празднует 6-го июля день мученической кончины Исаии. Гезениус заподозрил достоверность сказания о мученической смерти Исаии при Манассии на том основании, что Иосиф Флавий, в рассказе о мучениках, пострадавших при Манассии, не упоминает об Исаии.

Православная церковь не чествует мученичества Исаии, а потому для нас не обязательно следовать древнему сказанию.

На основании свидетельства Исаии о смерти Синнахериба, случившемся, по общему мнению, во время правления Манассии, можно думать, что пророк Исаия умер при Манассии (ок. 696 года до н. э.). Может быть, Исаия скончался мирно, не мучеником, и потому не был упомянут Флавием.

Тропарь пророка Исаии, глас 2:

Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ спаси души наша.

Кондак пророка Исаии, глас 2:

Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче,/ всем изъяснил еси вочеловечение Господне,/ возгласив велегласно концем:/ се Дева во чреве приимет.

Источник: http://lampada.in.ua/2018/05/zhizn-proroka-isayi-viii-v-do-r-h/

Ссылка на основную публикацию