Преподобный Алекса́ндр Ошевенский, игумен
Преподобный Александр Ошевенский родился 17 марта 1427 года в 80 верстах от Белозерска в Вышеозерской волости, за несколько месяцев до кончины преподобного Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 г.), с которым был связан в последующем духовными узами всю жизнь.
Алексей (мирское имя преподобного Александра Ошевенского), пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена и супруги его Фотинии, был долгожданным ребенком и родился по усердным молитвам Фотинии.
Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына по ходатайству преподобного Кирилла. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника и их питателя в старости. В детстве мальчика обучили грамоте и готовили из него предприимчивого хозяина.
В 18 лет юношу пытались женить. С дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там.
Игумен полюбил юношу за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя. Изучая Священное Писание, он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь тогда принял иноческий постриг.
К тому времени родители его переселились в село Волосово, в 30 верстах от Каргополя вниз по реке Онеге. Вскоре Никифор испросил у новгородского боярина Иоанна место для поселения у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы.
Преподобный Александр просил у игумена разрешения принять от родителей последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Не сразу благословил игумен молодого инока.
Он предупреждал его об опасности пустынножительства. Но преподобный Александр боялся подвижнической славы, которую он имел среди братии, и вторично просил отпустить его из монастыря.
Наконец, настоятель благословил его.
Обрадованный встречей отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место.
Он водрузил крест в основание будущей обители и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того преподобный Александр вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и некоторое время нес послушание на клиросе, в поварне и на хлебне.
Его посвятили в сан диакона.
Наконец, когда преподобный Александр пришел к игумену в третий раз и рассказал ему, как звал его на устроение обители чудный голос, как обещался он пребывать на том месте, настоятель отпустил его, благословив иконами Божией Матери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца.
Преподобный Александр освятил избранное место иконами, поручил отцу наблюдать за строительством церкви, а сам отправился к архиепископу Новгородскому Ионе (1459–1470). Архиепископ Иона посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом обители.
Боярыня Анастасия и ее сын Юрий готовы были отдать монастырю всю волость, но преподобный Александр принял грамоты лишь на необходимые земли. Построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители.
Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия.
Преподобный ввел строгий общежительный устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келлии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы.
“Братия, – говорил преподобный игумен, – пусть не страшат нас труды и скорби пустыни. Вы знаете, что путем скорбей входят в Царствие Небесное. Пусть живет в вас взаимная любовь и смирение. Бог есть любовь, и Он любит смиренных”.
Многие даже из мирян приходили к преподобному и пользовались его наставлениями. Два племянника святого приняли постриг в его монастыре, чем разгневали одного из братьев преподобного, Амвросия. Преподобный Александр кротостью смягчил брата, но племянники охладели в ревности к подвигам и оставили обитель.
Скорби за спасение духовных чад расстроили здоровье преподобного. Он лежал и не мог не только приподнять руку или голову, но даже выговорить слово. В таком изнеможении святой Александр молился преподобному Кириллу, своему покровителю.
Преподобный Кирилл явился в белых ризах и, осенив больного крестом, сказал: “Не скорби, брат! Я помолюсь, и будешь здоров. Только не забывай обета, не оставляй этого места. Я буду помогать тебе”. Проснувшись, преподобный почувствовал себя здоровым и наутро пошел в церковь.
В подкрепление братии он рассказал о посещении преподобного Кирилла. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года.
После кончины игумена обитель начала быстро приходить в упадок. Но преподобный не оставил попечения о ней. Однажды монастырскому служителю Марку было видение во сне: обитель полна народу; седой старец в святительской одежде крестом осеняет работающих на постройке.
Другой старец, с длинной бородой, окропляет святой водой, а третий, среднего роста, с русыми волосами, кадит. Четвертый, молодой, следит за ними издали.
Третий старец, а это был преподобный Александр Ошевенский, объяснил, что ему помогают святитель Николай Чудотворец и преподобный Кирилл Белозерский, а юноша, стоявший поодаль, был дьяком Матфеем, которого вскоре постригли с именем Максим и избрали в игумена обители, как и предрек в видении преподобный Александр. Инок Максим был поставлен во игумена архиепископом Новгородским Сергием (1483–1485) и восстановил обитель. Он настоятельствовал до 1525 года.
При построении нового храма во имя святителя Николая по указанию явившегося преподобного Александра были обретены его нетленные мощи.
Тогда же был написан его образ согласно с тем, каким он являлся инокам, и по рассказу знавшего его старца.
Преподобный Александр Ошевенский был среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и негустой бородой, с проседью в русых волосах. В таком виде он и изображается на иконах.
Источник: https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-oshevenskij
Житие святого преподобного Александра Ошевенского, игумена
В Архангельской области, Каргапольском районе располагается мужской Александро-Ошевенский монастырь. В настоящее время ведутся в нем восстановительные работы, а некогда монастырские угодья были известны по всей России. Основателем монастыря является Александр Ошевенский — человек, с юных лет познавший свое призвание и посвятивший себя Богу.
Роль святого в христианстве
Следует сказать, что житие святого Александра Ошевенского до сих пор не издано, и адаптировано на современный русский язык с церковно-славянского лишь частично. Те моменты, что освещены во множестве статьей рассказывают нам историю прихода Александра Ошевенского к Богу, создание им обители и кончины преподобного Александра.
Преподобный Александр ОшевенскийИнтересно! В народе святой Александр именуется также Чудотворным, что, скорее всего, связано с чудесами, производимыми им при жизни.
Вероятно, данный эпитет также прикрепился к имени потому, что одна из икон, первоначально привезенная в Александро-Ошевенскую обитель была иконой Николая Чудотворца.
Житие преподобного
В Вышеозерской области, неподалеку от города Белозерска 17 марта 1427 года в семье крупного землевладельца Никифора Ошевена родился мальчик, которому было дано имя Алексей. И хотя у Фотинии и Никифора на момент рождения Алеши было уже 4 сына, ребенок был желанным и намоленным.
С детских лет Алексея обучали грамоте и необходимым для ведения хозяйства наукам, возлагая на него надежды как на наследника богатого хозяйства. Как было принято в те времена, по достижении 18-летнего возраста, Алексея решили женить. Он же, с позволения родителей, решил помолиться в Кирилло-Белозерском монастыре, да там и остался.
Спустя некоторое время, проявив усердие в труде и необходимое для монашеской жизни смирение, Алексей принял постриг и иноческое имя — Александр.
Однажды Александру захотелось побывать у родных, которые к тому времени перебрались в местечко у реки Чурьюге, именуемое впоследствии Ошевенской слободой.
По приезду, отец, простив Александру его добровольный уход от мира, предложил поселиться в этих местах и обещал помочь основать здесь монастырь.
Александр же, вдохновленный уединенной красотой этих мест, вскоре поставил крест у основания будущего монастыря и дал обет — не покидать это место до конца своих дней.
После посвящения в диаконы, преподобный Александр просил игумена благословить его на создание обители, ибо сам Александр слышал голос, завещающий ему быть в том месте.
Игумен отпустил преподобного Александра Ошевенского, благословляя его иконами Богоматери и Николая Чудотворца.
Спустя некоторое время, возведенный храм обители был освящен в честь Николая Чудотворца, и мало-помалу стали приезжать сюда иноки.
Александро-Ошевенский монастырь в Архангельской области
Всего же на устроении Ошевенского мужского монастыря трудился святой Александр около 30 лет и, давши когда-то обет никогда не покидать эти места, сдержал слово.
Преподобный Александр Ошевенский умер, достигнув возраста 52 года, 20 апреля 1479 года.
На заметку! После смерти Преподобного монастырь постепенно начал пустеть. Однако и на небесах, святой Александр не перестал радеть за свои места, поэтому Александро-Ошевенский монастырь жив и поныне.
Чудеса и помощь
О чудесах, происходящих и при жизни преподобного Александра Ошевенского и после его кончины, в Архангельской области знают многие. Об одном из таких чудес сохранилась даже запись в статье А.Н. Старицына «Каргопольские чудеса и повседневность VII века».
Речь в ней идет о священнике каргапольского храма отце Герасиме, которому осенью 1632 года явился во сне святой Александр с настоятельной просьбой распорядиться, чтобы иконописцы написали для церкви икону святого Макария Унженского.
Отец Герасим, как только икона была написана, понес ее в Ошевенскую обитель, и там, во время молебна случилось чудо — слепая девушка вдруг стала зрячей.
Икона эта в тот же час стала считаться чудотворной, а отец Герасим так проникся жизнью святого Макария, что составил о его лике сказание.
Существуют также легенды о чудесных исцелениях святыми мощами Александра Ошевенского, рассказывают, будто однажды исцелился даже немой человек, которому разбойники вырвали язык.
Икона святого Александра Ошевенского
Достаточно чудес связано со святынями, находящимися на территории Александро-Ошевенского монастыря. Так, упоминается об исцеляющих камнях, имеющих отпечаток стопы святого Александра, а также о Святом источнике и реке Халуй, которые славятся лечебной водой.
Внимание! За помощью в молитвах к святому Александру Ошевенскому обращаются, отправляясь в дальние поездки, а также просят этого святого об исцелении заболеваний, связанных с кровью. С давних времен и по сей день молятся преподобному Александру о мире, особенно сильна эта молитва была в военное время.
Дни памяти
День памяти святого Александра Ошевенского — 20 апреля, он совпадает с его кончиной и одновременно его рождением в вечность, когда он предстал перед Богом.
История обители
История святого Александра Ошевенского, к большому сожалению, повествует не только о радостных моментах, были в ней и трудные, тяжелые годы.
Так, спустя много лет после смерти преподобного Александра, в 30-х годах XX века, когда Ошевенская обитель была в страшном упадке, были украдены святые мощи Александра Ошевенского.
Сама же обитель практически до настоящего времени не использовалась по назначению, и была превращена в развалины.
И лишь в марте 2001 года епископ Тихон дал свое благословение на возобновление общины и восстановительные работы на территории монастыря.
Сегодня в монастыре уже имеется свое хозяйство — монахи, проживающие в обители, выращивают куриц и корову с телятами. Имеется также довольно большое поле под посевы, мастерская для тех, кто желает научиться столярному делу.
И хотя, настоятели монастыря сменяли друг друга один за другим то по причине болезни, то по другим причинам, на сегодняшний день в обители проживает 7 человек: игумен, иеромонах, монах, послушник и 3 помощника по хозяйству. А значит дело, начатое Александром Ошевенским, живет и сейчас.
Преподобный Александр Ошевенский, игумен
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-aleksandra-oshevenskogo.html
Преподобный Александр Ошевенский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
Май 2nd 2014 –
Память 20 апреля/ 2 мая
В 60 верстах от Белозерска в селе Вещеозерске (на берегу Вещозера) жил богатый благочестивый крестьянин Никифор Ошевень с женой своей Фотинией. Они славились и высокой христианской жизнью, и особенно милосердием к бедным.
Было у них три сына и дочери. Однажды Фотинии во время молитв в храме явилась Пресвятая Богородица с прп. Кириллом Белозерским (который был тогда еще жив) и сказала ей, что у нее родится еще сын, через которого прославится имя Господне и многие получат спасение.
Когда младенец этот родился (1427), его назвали Алексием. Рос он быстро. Был он всегда весел, ко всем приветлив и по примеру родителей любил помогать бедным, но был не по летам сдержан.
Он так любил учиться, что готов был не отрываться от книг ни днем ни ночью, и учитель, удивляясь его успехам, говорил: «От Бога далось ему понимание грамоты, а не от моего преподавания!»
Раз он молился в храме, говоря: «Господи Иисусе Христе! Не скрой от меня заповедей Твоих, но подай разум мне, ищущему Тебя во всем!» И было ему некое Божественное видение, и он услышал глас: «Встань без боязни! Получишь то, о чем просишь!» Когда Алексий пришел домой, лицо его светилось радостью, и родители поняли, что с ним случилось что-то особенное. После этого он начал поститься, а мать его, помня бывшее ей видение, не смела ему мешать. Ежедневно, во всякую погоду, посещал он церковь, находившуюся довольно далеко, пел и читал на клиросе. Желание посвятить себя Богу разгоралось в нем все сильнее.
Когда ему было 18 лет, собрался он с другими односельчанами на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь на престольный праздник. Родители отпустили его с грустью: они чувствовали, что он идет туда неспроста.
Отойдя от родительского дома, он отстал от своих спутников и долго смотрел на него со слезами. «Боже! — молился он. — Научи меня страху Твоему! Вот я оставил дом свой имени ради Твоего.
Не затвори же от меня дверей Царствия Твоего!» Потом он догнал своих спутников и весело пошел с ними, не выдавая себя. В обители богомольцев прежде всего принял игумен. Сам не зная почему, он сразу же обратил особенное внимание на Алексия. Праздник прошел радостно и торжественно.
Когда все стали собираться домой, Алексий попросил одного односельчанина передать родителям письмо, в котором писал, что по примеру многих бояр и простых людей он хочет поступить в обитель ради Бога.
Письмо это так опечалило его родителей, что с трудом их дети успокоили их, говоря, что Алексий не задумал ничего дурного, а только не хочет зарывать в землю дарованный ему талант.
Алексий же, оставшись в обители, умолил игумена разрешить ему служить братии, а игумен, видя, что он хорошо знает Священное Писание и святоотеческие книги, поручил его дальнейшее образование одному ученому дьяку. Учитель полюбил его как родного брата, а Алексий старался исполнять все то, что он узнавал из духовных книг.
На следующий год пришел в монастырь на престольный праздник отец Алексия — Никифор Ошевень. Сын на коленях, со слезами просил его простить за то, что он так огорчил его. Но Никифору так понравилось все в монастыре, что он сам предложил ему оставаться здесь еще. На праздник собралось множество народа, прошел он, как и всегда, с великой славой.
Было множество исцелений, и все вернулись домой с духовной радостью. Алексий проводил отца за 5 верст от монастыря, и они простились с любовью. В душе Никифора была такая радость, точно он получил какое-то счастье от Бога, и он шел домой так весело, точно забыл свою старость.
Когда он пришел домой, то, слушая его рассказы про монастырь и про Алексия, Фотиния и вся семья возблагодарили Бога и весьма утешились и повеселели.
Через 6 лет после этого Никифор переселился с семьей ближе к городу Каргополю, во владения боярина Иоанна Григорьевича, собрал людей и основал там Ошевневу слободу.
Узнав об отъезде родителей, Алексий принял постриг с наречением ему имени Александр и усилил свои подвиги, но особенно велики были его терпение, кротость и послушание. Все его любили.
Но однажды, услышав случайно среди братии похвалы себе, он так огорчился, что стал думать о том, чтобы оставить монастырь, и стал просить игумена отпустить его посетить родных. Игумен не сразу согласился, потому что Александр был еще очень молод — ему было только 25 лет, — но потом отпустил его.
Александр прогостил у родителей неделю. Когда же он стал собираться обратно в монастырь, отец стал просить его не покидать их, а поселиться в лесу на другом берегу реки, где есть удобное для обители место, и если Богу будет угодно, то устроить там монастырь. На другой же день Александр со старшим братом пошел посмотреть это место.
Брат отошел в сторону рубить дрова, а Александр поставил крест, стал молиться и сам не заметил, как задремал. И во сне услышал он голос: «Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришел сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою.
И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся»
Александр очнулся, около него никого не было. Душа его была наполнена великой радостью. И он дал обет, если игумен благословит, остаться до смерти на этом месте. Тут подошел брат, и они вернулись домой. Дома отец рассказал ему, что это место не простое: там видели таинственный свет, слышали пение незримого хора и звон колоколов…
По возвращении в обитель Александр был рукоположен в сан иеродиакона и продолжал, в священном сане, свое смиренное служение на хлебне и поварне.
Когда же игумен услышал от него бывших ему знамениях и о данном им обете, то не стал удерживать его, только послал с ним в помощь ему опытного старца. С собой прп. Александр взял иконы Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая.
Отец его взял на себя постройку нового монастыря; сам же преподобный отправился в Новгород, где св. архиепископ Иона (память его 5 нояб.) рукоположил его в сан иеромонаха и назначил настоятелем новой обители.
Владельцы же места сего обрадовались, что в их поместье будет монастырь, и дали ему землю и лес.
Церковь была сооружена во имя святителя Николая, и преподобный стал расчищать место для полей от леса. Жизнь его была так сурова, что старец, пришедший с ним, не выдержал ее и вернулся в свой монастырь, и зиму преподобный провел один. Потом стала собираться к нему братия.
Преподобный ввел строгий общежительный устав и часто поучал их покаянию и памяти смертной. «Вот средство к спасению, — говорил он, — прощение, молитва от чистого сердца, смирение ко всем, любовь к Богу нелицемерная, милостыня нищим, посещение странных и заключенных в темнице».
Приходили к нему миряне, прося его молитв и советов. Родственники приносили ему все необходимое для жизни. А раз в год на обительский праздник, когда в обители бывал крестный ход, приходила и его мать, и преподобный выходил к ней за святые врата, чтобы обнять ее.
Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnyj-aleksandr-oshevenskij.html
прп. Александр Ошевенский
Александр Ошевенский (1427 – 1479), игумен, преподобный.
Память 20 апреля, в Соборе Карельских святых
Родился 17 марта 1427 года в 80 верстах от Белозерска в Вышеозерской волости.
В миру Алексей, пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена и супруги его Фотинии, был долгожданным ребенком и родился по усердным молитвам Фотинии. Сама Богородица вместе с преподобным Кириллом Белозерским [1] явилась ей и обещала рождение сына по ходатайству преподобного Кирилла.
Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника и их питателя в старости. В детстве мальчика обучили грамоте и готовили из него предприимчивого хозяина. В 18 лет юношу пытались женить.
С дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там.
Игумен полюбил юношу за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя. Изучая Священное Писание, он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь тогда принял иноческий постриг.
К тому времени родители его переселились в село Волосово, в 30 верстах от Каргополя вниз по реке Онеге. Вскоре Никифор испросил у новгородского боярина Иоанна место для поселения у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы.
Преподобный Александр просил у игумена разрешения принять от родителей последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Не сразу благословил игумен молодого инока.
Он предупреждал его об опасности пустынножительства. Но преподобный Александр боялся подвижнической славы, которую он имел среди братии, и вторично просил отпустить его из монастыря.
Наконец, настоятель благословил его.
Обрадованный встречей отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил крест в основание будущей обители и дал обет пребывать здесь до конца жизни.
После того преподобный Александр вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и некоторое время нес послушание на клиросе, в поварне и на хлебне. Его посвятили в сан диакона.
Наконец, когда преподобный Александр пришел к игумену в третий раз и рассказал ему, как звал его на устроение обители чудный голос, как обещался он пребывать на том месте, настоятель отпустил его, благословив иконами Божией Матери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца.
Преподобный Александр осветил избранное место иконами, поручил отцу наблюдать за строительством церкви, а сам отправился к архиепископу Новгородскому Ионе (1459-1470). Архиепископ Иона посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом обители.
Боярыня Анастасия и ее сын Юрий готовы были отдать монастырю всю волость, но преподобный Александр принял грамоты лишь на необходимые земли. Построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители.
Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия.
Преподобный ввел строгий общежительный устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келлии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы.
“Братия, – говорил преподобный игумен, – пусть не страшат нас труды и скорби пустыни. Вы знаете, что путем скорбей входят в Царствие Небесное. Пусть живет в вас взаимная любовь и смирение. Бог есть любовь, и Он любит смиренных”.
Многие даже из мирян приходили к преподобному и пользовались его наставлениями. Два племянника святого приняли постриг в его монастыре, чем разгневали одного из братьев преподобного, Амвросия. Преподобный Александр кротостью смягчил брата, но племянники охладели в ревности к подвигам и оставили обитель.
Скорби за спасение духовных чад расстроили здоровье преподобного. Он лежал и не мог не только приподнять руку или голову, но даже выговорить слово. В таком изнеможении святой Александр молился преподобному Кириллу, своему покровителю.
Преподобный Кирилл явился в белых ризах и, осенив больного крестом, сказал: “Не скорби, брат! Я помолюсь и будешь здоров. Только не забывай обета, не оставляй этого места. Я буду помогать тебе”. Проснувшись, преподобный почувствовал себя здоровым и наутро пошел в церковь.
В подкрепление братии он рассказал о посещении преподобного Кирилла. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года.
После кончины игумена обитель начала быстро приходить в упадок. Но преподобный не оставил попечения о ней. Однажды монастырскому служителю Марку было видение во сне: обитель полна народу; седой старец в святительской одежде крестом осеняет работающих на постройке.
Другой старец, с длинной бородой, окропляет святой водой, а третий, среднего роста, с русыми волосами, кадит. Четвертый, молодой, следит за ними издали.
Третий старец, а это был преподобный Александр Ошевенский, объяснил, что ему помогают святитель Николай Чудотворец и преподобный Кирилл Белозерский, а юноша, стоявший поодаль, был дьяком Матфеем, которого вскоре постригли с именем Максим и избрали в игумена обители, как и предрек в видении преподобный Александр. Инок Максим был поставлен во игумена архиепископом Новгородским Сергием (1483-1485) и восстановил обитель. Он настоятельствовал до 1525 года.
При построении нового храма во имя святителя Николая по указанию явившегося преподобного Александра были обретены его нетленные мощи.
Тогда же был написан его образ согласно с тем, каким он являлся инокам, и по рассказу знавшего его старца.
Преподобный Александр Ошевенский был среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и не густой бородой, с проседью в русых волосах. В таком виде он и изображается на иконах.
Источник: https://elitsy.ru/info/saint/137/
Group
Богослужение в Неделю Торжества Православия в Александро-Ошевенском монастыре.
17 марта, в Неделю 1-ю Великого Поста, в обители преподобного Александра Ошевенского была отслужена Божественна литургия и молебен Торжества Православия.
Expand text…Богослужение совершил наместник монастыря игумен Феодосий (Курицын) в сослужении иеромонаха Вениамина. Большинство братии и прихожан монастыря в этот день причастились Святых Христовых Таин. Празднование Торжества Православия было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. ересь полностью была искоренена. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Оно прошло в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв.
эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.
В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.
Епископ Александр отслужил первую в Великом посту Литургию Преждеосвященных Даров.
13 марта в Александро-Ошевенской обители правящий архиерей Плесецкой и Каргопольской епархии совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров.
Expand text…Сослужили владыке наместник монастыря игумен Феодосий (Курицын), ключарь архиерейского подворья храма Иверской иконы Божией Матери поселка Самодед иеромонах Мина (Береза), насельник монастыря иеромонах Вениамин (Юдин) и иеродиакон Лонгин (Ступников). В свой проповеди владыка поздравил братию и прихожан с преполовением первой седмицы Великого Поста, пожелал не ослабевать в молитвенном подвиге. Напомним, Литургия Преждеосвященных Даров — это Литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные на предшествовавшей полной Литургии и сохранявшиеся на Престоле в дарохранительнице. С древних времен православные христиане, с особым благоговением почитая Святую Четыредесятницу как время поста и покаяния, не совершали священнодействия полной Литургии во все дни Великого поста, кроме субботы и воскресенья, а совершали Литургию Преждеосвященных Даров. Причиною первоначального установления совершать Литургию Преждеосвященных Даров во дни Святой Четыредесятницы было то, что эти дни назначены для сетования, воздержания и покаяния, а потому совершение в это время полной Литургии — торжественнейшего и радостнейшего богослужения — несовместимо со строгостью поста. Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, Церковь, являя милосердие немощной природе человека, нуждающейся в благодатном укреплении во всякое время, разрешает причащение в дни Святой Четыредесятницы, чтобы долговременным лишением причащения Тела и Крови Господа не лишить нас благодати Христовых таинств.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, сообразно со священными воспоминаниями в эти дни, которые специально назначены Церковью для поста и молитвы, а также в четверг пятой седмицы Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.
Прощенное воскресение в обители преподобного Александра.
В неделю воспоминания Адамова изгнания в обители была отслужена Божественная литургия. Богослужение совершил наместник монастыря игумен Феодосий (Курицын)
Expand text… в сослужении иеромонаха Вениамина (Юдина). Также в этот день была отслужена вечерня с чином прощения. Отец наместник испросил прощения у братии и прихожан монастыря, преподал всем благословение на предстоящее поприще Великого поста и призвал верующих духовно потрудиться над своей душой. В заключительной проповеди батюшка напомнил верующим об истинной цели поста: “Цель поста – научиться любить. И это для нас принципиально важный ориентир и критерий истинности аскетических усилий: если моя подвижническая жизнь не помогает мне любить, а наоборот, озлобляет меня, делает раздражительным, понуждает “кушать людей” — подвиг потерял свой смысл и стал даже вредным для души, не говоря уже и про тело”.Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр (Зайцев) и начальник космодрома Плесецк посетили Александро-Ошевенский монастырь.
9 марта правящий архиерей Плесецкой и Каргопольской епархии епископ Александр (Зайцев)
Expand text… и начальник космодрома Плесецк генерал-майор Николай Нестечук в сопровождении офицеров космодрома совершили ознакомительную поездку в Александро-Ошевенский монастырь. Экскурсию для высоких гостей провел наместник монастыря игумен Феодосий (Курицын). Сразу по прибытии все поднялись в надвратный Никольский храм, где поставили свечи и помолились основателю обители преподобному Александру Ошевенскому. Владыка рассказал присутствующим об истории монастыря, планах возрождения древней северной святыни. Офицеры живо интересовались современной жизнью монастыря, задавали вопросы, с удовлетворением отметили, что монашеская и армейская жизнь имеют много общего. Гости посетили также древнюю Богоявленскую церковь поселка Ошевенский. После экскурсии защитникам отечества была предложена скромная братская трапеза.
Источник: https://vk.com/club71373634