Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в москве

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

При первом игумене Заиконоспасской обители Макарии (1630-е годы) здесь была открыта Общенародная школа. В ней под руководством Арсения Грека впервые в России стали изучать латинский и греческие языки.

К середине XVII столетия в обители строится особое здание «школы для грамматического учения», к названию же монастыря добавляется эпитет «учительный».

Из московского Андреевского монастыря сюда переходят специально приглашенные образованные киевские монахи, составлявшие ученое братство.

Обратите внимание

С 1665 года в Заиконоспасском монастыре действовала школа (возглавляемая Симеоном Полоцким), которая готовила чиновников для правительственных учреждений.

Наконец, в 1687 году в обитель вселилось первое российское всесословное высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, во главе которой стояли греческие ученые-монахи, братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия просуществовала в стенах монастыря до 1814 года.

Среди ее выпускников много выдающихся деятелей Церкви, ученые и литераторы. Готовила академия и образованных священников.

В 1701 году в обители был выстроен новый двухпрестольный собор, ставший одним из лучших памятников петровского барокко.

Возводил его талантливый архитектор Иван Зарудный, строивший в Москве Меншикову башню и храм Иоанна Воина на Большой Якиманке.

Тогда Спасский собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, строгие ордерные элементы декора.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался вплоть до начала ХХ века. Спасский собор сильно пострадал во время пожара 1737 года и был, по личному повелению императрицы Елизаветы Петровны, восстановлен И.Ф. Мичуриным.

Верхний храм освятили в 1742 году в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». На следующий год над Святыми вратами появилась колокольня.

Важно

Спустя столетие, в 1851 году, купол собора увенчала изящная луковичная главка-ротонда.

В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым. В праздник Владимирской иконы 21 мая/3 июня сюда совершался крестный ход из Успенского собора Крем-ля в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Из стен Заиконоспасской обители вышли выдающиеся церковные деятели. Один из них – Августин (Виноградский), архиепископ Московский и Коломенский – ректор академии и настоятель обители в 1801–1804 годах.

Его звали «Златоустом двенадцатого года» за патриотические проповеди во время нашествия Наполеона.

Он также составил особую молитву «в нашествии супостат», которая звучала в храмах на Литургии и на молебне на Бородинском поле перед битвой; владыка руководил вывозом московских святынь в Вологду, в час Бородинской битвы с чудотворными иконами обошел крестным ходом вокруг стен Москвы.

В войну 1812 года обитель оказалась сильно разрушена. Вскоре было принято решение преобразовать первый русский вуз в Московскую духовную академию и перевести ее в Троице-Сергиеву Лавру.

В Заиконоспасском монастыре некоторое время находилась Московская духовная семинария, а с 1834 года – Московское духовное Заиконоспасское училище, в котором обучался святой праведный Алексий Московский (протоиерей Алексий Мечёв). Немалое число выпускников училища ныне причислено к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

С приходом советской власти монастырский собор на несколько лет захватили обновленцы. В 1929 году обитель была закрыта, в ней размещались различные государственные учреждения. В 1960-х годах здание собора было отреставрировано.

Совет

Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, но из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений он был перемещен в Высоко-Петровский монастырь.

5 марта 2010 года на заседании Священного Синода было принято решение: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе».

Наместником обители был назначен игумен Петр (Афанасьев).

Талантливый музыкант, регент, основатель мужского камерного хора «Благозвонница», игумен Петр, приняв монашеский постриг, окормлял, помимо своего монастыря, две сестринские общины, из которых впоследствии выросли ставропигиальные женские монастыри в Акатове и Шостье.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/zaikonospasskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Заиконоспасский монастырь – от школы подьячих до академии

Адрес: Россия, Москва, ул. Никольская
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: Спасский собор, колокольня
Координаты: 55°45'23.4″N 37°37'14.9″E

Расположенная в Китай-городе Заиконоспасская мужская обитель ведет свою летопись с начала XVII века. Она вошла в историю как «учительский» монастырь, ведь именно здесь была создана просветительская школа, которую возглавил духовный писатель, переводчик и богослов Симеон Полоцкий. На территории монастыря сохранилось много старинных построек, и сегодня они имеют статус памятников архитектуры.

Вид Заиконоспасского монастыря с площади Революции

История монастыря

Обитель была основана в 1600 году по воле царя Бориса Годунова. Об этом свидетельствует подробная карта древней Москвы, названная Сигизмундовым планом. Некоторые исследователи считают, что монастырь построили на месте древней обители Николы Старого, который вел свою историю с XIV века.

Документальные свидетельства о монастырских храмах и укладе Заиконоспасской обители появились позднее. Первые записи встречаются в документах, составленных Патриаршим приказом в 1635 году.

Название монастыря возникло потому, что на соседней улице в старину располагался иконный ряд.

Это были лавки, где москвичи могли купить иконы, киоты, ладан и масло для лампад, и о новом монастыре говорили по месту расположения – «Спасов за иконным рядом».

Поначалу мужская обитель была деревянной и выглядела весьма скромно. Во время царствования Алексея Михайловича на деньги известного воеводы и дипломата Федора Федоровича Волконского в монастыре возвели большой каменный Спасский собор. Престол его нижнего этажа посвятили почитаемой иконе Спаса Нерукотворного, а верхнюю часть храма – иконе Богородицы.

В 1764 году, во время церковной реформы, которую провела российская императрица Екатерина II, многие монастыри Москвы лишились части своих владений. После секуляризации Заиконоспасский получил статус второклассного монастыря.

Война с французами не пощадила монастырские постройки. В 1812 году в монастырском храме были устроены конюшни, а кельи заняли французские портные, которые ремонтировали мундиры для офицеров Наполеона.

Из-за сильных пожаров и разрушений обитель несколько раз перестраивали. Неоценимый вклад в обновление архитектурного ансамбля монастыря внесли известные зодчие Иван Петрович Запрудный, Иван Федорович Мичурин, Михаил Тимофеевич Преображенский и Зиновий Иванович Иванов.

С приходом новой власти по всей стране начались гонения на церковь, и монастырский собор закрыли. В 1922 году обитель стала одним из центров обновленческого движения в православии.

Обратите внимание

Однако, антирелигиозная кампания набирала обороты. В 1929 году старинный монастырь был окончательно ликвидирован, а надвратную колокольню разобрали.

Добротные постройки не пустовали – несколько десятилетий внутри монастырских зданий размещались различные учреждения.

Вид Заиконоспасского монастыря с Никольской улицы

Первые церковные службы в старинном соборном храме возобновили в начале 1990-х годов.

В здании открыли православный университет, но оно было аварийным, поэтому вскоре студенты вынуждены были перебраться в Высоко-Петровскую обитель.

Долгое время возрождающийся монастырь считался патриаршим подворьем, но в 2010 году было принято решение об образовании здесь самостоятельной монашеской общины.

Колыбель отечественного просвещения

В 1665 году скончался игумен монастыря архимандрит Дионисий, и его сменил приехавший в Москву выпускник Киевско-Могилянской академии и образованный богослов Симеон Полоцкой. Под его руководством в монастыре организовали школу для мелких чиновников – молодых подьячих, которым предстояло служить в российском Приказе тайных дел.

Через 15 лет вместо Полоцкого настоятелем монастыря стал его ученик – поэт и философ Сильвестр Медведев. Он подготовил и передал российскому царю Федору Алексеевичу проект нового для страны учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии. Однако, из-за кончины государя этот проект удалось воплотить не сразу.

Первое в России высшее учебное заведение было основано в 1687 году, когда в Москву переехали известные греческие богословы – братья Лихуды. Поначалу его называли греческими или Спасскими школами, а позже – Славяно-греко-латинской академией. Здесь преподавали риторику, пиитику, грамматику, логику, физику, латинский и греческий языки. Обучение было рассчитано на 12 лет.

В стенах монастыря училось много видных церковных деятелей, отечественных литераторов и ученых.

Достаточно сказать, что знаменитую академию закончили Михаил Васильевич Ломоносов, географ и исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников, архитектор Василий Иванович Баженов, основатель русского профессионального театра Федор Григорьевич Волков и поэт Василий Кириллович Тредиаковский.

Примечательно, что настоятели Заиконоспасского монастыря выполняли обязанности ректора учебного заведения, а монастырские храмы использовались академией. Они служили домовой церковью для студентов и были местом, где будущие подьячие тренировались в богословской риторике.

Монастырь занимал особое место в образовании России, и его роль снизилась только после создания Московского университета. В начале XIX века академия переехала в Троице-Сергиевскую лавру, а на прежнем месте продолжило работу духовное училище. Постепенно учебный процесс в обители изменили, и студенты стали получать только богословское образование.

Соборы монастыря

Архитектурные памятники

От старинного ансамбля монастыря до наших сохранились собор, доходный дом с колокольней и торговые ряды. Кроме того, на территории обители можно увидеть братский корпус и здание, в котором раньше располагалось духовное училище.

Соборный храм стоит посреди монастырского двора и является главным украшением обители. Живописная барочная церковь несколько раз перестраивалась, сохранив до наших дней части старого собора 1661 года. Свой современный вид она приобрела в 20-е годы XVIII века.

Собор представляет ярусный четырехстолпный храм – восьмерик на четверике, который венчает вытянутый восьмерик с аккуратной декоративной главкой. Здание окружено двухэтажными кельями. Над входом в церковь можно увидеть отливающий золотом мозаичный образ Спасителя, а внутри – красивые росписи и богато украшенные иконы.

Важно

Напротив ворот возвышается братский или учительский корпус. Двухэтажное кирпичное здание было построено в 1686 году, а спустя 200 лет архитектор Владимир Дмитриевич Шер возвел над ним еще один этаж и оформил фасады. Рядом стоит двухэтажный корпус, построенный в 20-е годы XVIII века.

Здание духовного училища еще моложе – оно появилось в монастыре в 1822 году. На кирпичной постройке закреплена мемориальная доска, посвященная одному их выдающихся учеников академии – М. В. Ломоносову, которому довелось осваивать здесь азы различных наук.

Монастырь сегодня

В наши дни Заиконоспасская обитель является действующим мужским монастырем. Она не единовластно владеет территорией, а делит ее с другими арендаторами. В бывшим монастырским зданиях находятся почтамт, ресторан, историко-архивный институт и другие организации. Последняя реставрация здесь проводилась в 2010-2014 годах под руководством архитектора Надежды Ивановны Даниленко.

Церковные службы в монастыре проходят ежедневно в 7.30 и 17.00. При обители открыта воскресная школа, богословские курсы и молодежный центр. Здесь также работает Славяно-корейский центр, который объединяет корейцев России и стран СНГ, и создан мужской хор.

Собор Спаса Нерукотворного Образа

Желающие могут поучаствовать в образовательных экскурсиях по монастырю и его окрестностям. Во время них туристов знакомят историей обители и академии, показывают места археологических раскопок и достопримечательности Китай-города и Белого Города. Участники экскурсий поднимаются на монастырскую колокольню и осматривают с него прилегающие кварталы старой Москвы.

Как добраться

Территория монастыря находится на Никольской улице, 7-9, всего в 300 м от стен Московского Кремля. До обители легко дойти пешком от станций метро «Театральная» или «Площадь Революции».

Монастыри Москвы

Рейтинг достопримечательности

Заиконоспасский монастырь на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/955-zaikonospasskij-monastyr

Заиконоспасский мужской ставропигиальный монастырь, г. Москва

Мало кто знает, но много лет назад, Никольская улица называлась «Спасом на Священной улице». Дело в том, что по дороге можно было встретить большое количество различных монастырей, храмов и часовней, которые простирались вперемешку с торговыми точками.

Читайте также:  Как воспитать и привить ребенку любовь к религии и богу

Сама улица получила своё название от расположения на её территории древнейшей святыни – Никольского монастыря. Он был основан в середине XIV века, и за время своего существования стал другим домом Спасской святыни. Именно там, сначала, проходили всевозможные судебные заседания и спорные случаи в жизни христиан.

Они проходили в жестокой манере, с помощью дубинок – кто будет сильнее, тот и прав. Но, спустя несколько лет, настоятель Заиконоспасского монастыря запретил зверские суды, и в 1556 году отменил их. Есть еще одна версия, согласно которой Никольский монастырь был основан Борисом Годуновым в начале 1600 года.

Интересно, что люди называли его Заиконоспасским по той причине, что рядом находилось несколько иконных лавок с продаваемыми образами и прочей атрибутикой.

Середина XVI столетия запомнилась тем, что Иван Грозный передал святыню во владение афонских монахов. Немного позже он издал царский указ, согласно которому даровал святыню навечно.

Это было сделано в знак искренней благодарности за хорошо сохранившийся список образа Пресвятой Богородицы «Иверский». В то время, в Спасе было два храма – один был сооружен из дерева, а второй из камня. Освятили две церкви в конце ноября, в 1661 году.

Через двадцать лет после освящения, власти решили запретить торговлю иконами в ряду. Инициатором нововведения стал царь Федор Алексеевич, который в 1681 году начал борьбу с людьми, работающими во благо церкви.

Совет

Но, увидев непринятие указа местными жителями, торговля всё же была возобновлена, что привлекало большое количество верующих людей в стены Никольского монастыря.

Спустя несколько столетий святыня пошла в упадок, так как в советское время люди яростно боролись с религией и религиозными сооружениями. Например, летом 1929 года власти закрыли доступ к святыне, где воспитывалось огромное количество будущих настоятелей храмов, игуменов, священников и так далее.

Были разбиты окна и вынесены все достопримечательности. В 1992 году собор всё-таки вернули Православной Церкви, где, через год, был открыт Православный университет.

На сегодняшний день, на территории Заиконоспасского монастыря есть Историко-архивный институт, а также несколько храмов, где проводятся богослужения и православные торжества.

Главной Святыней Монастыря является икона Божией Матери “Тихвинская”. В монастыре также находится чтимая икона Св. Николая Чудотворца, икона Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”, икона Божией Матери “Нечаянная Радость”, икона Божией Матери “Смоленская” и другие.

Неусыпаемая псалтирь фактически читается в Свято-Троицком Александро-Невском женском монастыре, с. Акатово, Клинский район, Москвской оболасти или в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре, с. Шостье, Рязанская область.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/monastyri/896-zaikonospasskij-muzhskoj-stavropigialnyj-monastyr

Заиконоспасский монастырь

0 4429

Фото заиконоспасского монастыря

Заиконоспасский московский мужской монастырь является сегодня не просто действующим, ему дарован статус Патриаршего подворья. Расположен он в Китай-городе на улице Никольской и насчитывает уже более четырех веков. Почти все монастырские постройки, существовавшие к началу прошлого века, были сохранены и сегодня признаны памятниками истории и архитектуры.

Колыбель русского образования

Основал обитель, именовавшуюся поначалу как монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском Крестце за Иконным рядом, сам царь Борис Годунов.

И хотя впервые об обители в документах упоминается только в 1635 году, датой ее основания считается 1600 год.

А пресловутое уточнение о расположении обители за рядами, в коих торговали складнями да иконами, послужило трансформации наименования церковного учреждения в Заиконоспасский монастырь.

Обратите внимание

Поначалу авторитет и положение вновь созданной обители были очень скромными, но со временем Заиконоспасский монастырь стал центром и колыбелью русского просвящения.

В середине 60-х годов XVII столетия Симеоном Полоцким была учреждена в монастыре школа подьячих Приказа Тайных дел, а уже в 1687 году здесь обосновалась славяно-греко-латинская академия.

Именно она считается первым высшим учебным заведением Великороссии. Выпускниками академии стали великий российский ученый М.Ломоносов, исследователь Камчатки С. Крашенинников, зодчий В.Баженов, поэт В.

Тредиаковский, основатель русского театра Ф.Волков.

С открытием Московского университета Академия преобразовалась исключительно в богословское учебное заведение, готовившее лиц духовного звания. В начале XIX века она была переименована, стала называться Московской духовной Академией и перебазировалась в стены Троице-Сергиевой лавры, а в Заиконоспасском монастыре открылось духовное училище.

Архитектурные шедевры монастыря

Архитектурный ансамбль Заиконоспасской обители складывается из нескольких замечательных памятников: Спасского собора, Братского или Учительского корпуса, здания Духовного училища.

Еще в царствование Алексея Тишайшего в 1660 году в монастыре был заложен каменный храм. Он строился на средства, пожертвованные воеводой – князем Ф.Волконским.

Строение было двухпрестольным: первый главный престол освятили во имя иконы Спаса Нерукотворного, второй – во имя иконы Богородицы.

В первой половине XVIII века монастырь и собор дважды подвергались разрушительному огню вспыхивавших пожаров, после чего перестраивались.

Особенно пострадал храм в огне бушевавшего пожара 1737 года. Государыня Елизавета Петровна, прибыв в первопрестольную на коронацию, самолично распорядилась о восстановлении храма.

Эта работа была превосходно выполнена зодчим И.Мичуриным, которому удалось возродить храм без существенных изменений в его архитектурном облике.

Сильное разорение монастырю нанесло также нашествие Наполеоновских войск.

В храме были устроены конюшни, в кельях расположились портные, чинившие офицерские мундиры.

Важно

В 1851 году в ходе очередных обновлений купол собора украсила изысканная ротонда с главой-луковкой. В середине прошлого века была проведена реставрация фасадов собора.

Прямо напротив ворот находится старый братский корпус. Это двухэтажное здание было построено в 1686 году. Практически через 200 лет под руководством архитектора В. Шера над ним был надстроен третий этаж и выполнено общее оформление фасада. Несколько левее от него отстоит двухэтажный корпус, который строился в 1720 году зодчим Зарудным.

Здание духовного училища возводилось по проекту архитектора Бове в 1822 году.

На нем установлена мемориальная доска, где выгравировано имя М. Ломоносова, осваивавшего в Академии различные науки.

В 1929 году монастырь был закрыт, еще раньше разобрали надвратную колокольню. На территории обители на протяжении десятков лет располагались разнообразные организации и учреждения. Несмотря на то, что в 2010 году было принято решение вновь открыть монастырь, многие помещения по-прежнему занимают далеко не церковные организации.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/zaikonospasskij-monastyr/

Заиконоспасский монастырь. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

До Октябрьской революции был второклассным ставропигиальным необщежительным мужским монастырём. Именовался Спасским «за иконными рядами».

Был известен как «учительский» вследствие создания в его стенах просветительской школы, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию, ставшую основой Московской духовной академии.

История

На месте нынешнего монастыря с XIV века известен «Спасский монастырь на Никольском Крестце, на Песках, на Старом месте» — т. н. монастырь Николы Старого.

Считается, что Заиконоспасский монастырь, Спасский за иконным рядом, был основан Борисом Годуновым в 1600 году, хотя первое упоминание его в исторических документах, в книгах Патриаршего приказа, относится к 1635 году. Существование его до 1610 года подтверждает изображение на «Сигизмундовом плане Москвы».

Своё название получил от расположения — за лавками, где торговали иконами: И. Е.

Забелин указывал на документ, согласно которому 12 марта 1678 года «патриарх был в Спасове монастыре, что за иконным рядом»; в грамоте 1706 года указывалось, что в 1661 году «июня в 14 день Спасского монастыря, что за иконным рядом святогорец архимандрит Дионисий с братиею били челом великому государю…».

При царе Алексее Михайловиче, в 1660 году, заложен двухэтажный каменный собор: в нижнем этаже — во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, в верхнем — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Средства на строительство Спасского собора дал воевода князь Ф. Ф. Волконский. 20 ноября 1661 года строительство было завершено.

В 1665 году, вместо умершего архимандрита Дионисия, монастырём стал управлять Симеон Полоцкий, при котором была учреждена школа для подготовки подьячих Приказа тайных дел. Со времени учреждения школы к названию монастыря стали добавлять определение — «учительский».

В числе учеников школы был Сильвестр Медведев, который сменив Симеона Полоцкого в управлении монастырём в 1680 году, представил на утверждение царя Фёдора Алексеевича проект Устава Славяно-греко-латинской академии. Из-за смерти царя проект не был приведён в исполнение.

В 1687 году из Богоявленского монастыря сюда переехала основанная в 1685 году братьями Иоанникием и Софронием Лихудами школа, именовавшаяся греческими («Еллино-Греческая») или Спасскими школами — первое высшее учебное заведение в Московии, устроенное по образцу Киево-Могилянской академии. Объединённая с типографской школой она позже стала называться Славяно-греко-латинской Академией.

Совет

Игумены монастыря, начиная с Палладия Роговского, и архимандриты состояли ректорами Академии, а храмы монастыря служили для её нужд — они были и домовой церковью, и кафедрой, на которой ученики практиковались в церковном красноречии.

Монастырь и собор перестраивались из-за пожаров в 1701 и 1737 годах. Перестройки монастырских храмов и зданий проводились по проектам архитекторов И. П. Зарудного, работавшего в стиле барокко, И. Ф. Мичурина, М. Т. Преображенского, З. И. Иванова.

В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, получив наименование Московской духовной академии, а в корпусах Славяно-Греко-Латинской Академии разместилось Заиконоспасское духовное училище.

В 1825 году архитектор С. П. Обитаев спроектировал для монастыря Успенский собор.

В 1922 году собор монастыря (к тому времени закрытого) стал центром обновленческого Союза церковного возрождения во главе с одним из наиболее колоритных лидеров — «митрополитом» Антонином Грановским; в 1929 закрыт.

В настоящее время

Богослужения в соборном храме Спаса Нерукотворного возобновились в 1992 году. Он получил статус Патриаршего подворья.

На заседании Священного синода 5 марта 2010 года было принято решение: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г.

Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе г. Москвы». Наместником монастыря был назначен игумен Пётр (Афанасьев).

Многие монастырские помещения заняты нецерковными организациями: помещения общей площадью 4,4 тыс. кв. метров занимают Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), ресторан Годунов, почтамт и ряд других арендаторов.

Монастырь находится в конфликтных отношениях с администрацией РГГУ в связи с процессом передачи имущества.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/6887-zaikonospasskij-monastyr/

Заиконоспасский монастырь — здание в стиле барокко | Узнай Москву

Это место очень много значит для становления высшего образования в России. Его всегда называли колыбелью учености. Монастырь Спаса Нерукотворного основан в 1600 году Борисом Годуновым.  Первое его упоминание в исторических документах относится к 1635 году.

Название «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольской улицы, где иконы по благочестивому обычаю «выменивали», не торгуясь и назначая за них твердую «божескую» цену, которая нередко была слишком высокая.

Есть предположения, что до этого Заиконоспасский был частью соседнего Никольского монастыря. Главный собор монастыря во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа заложен при царе Алексее Михайловиче в 1660 году на деньги воеводы князя Федора Федоровича Волконского. В 1701 году старый собор заменили новым.

Обратите внимание

Талантливый архитектор Иван Зарудный выстроил двухпрестольный собор, ставший одним из лучших и редчайшим памятником петровского барокко. Тогда собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, гребни и раковины нарышкинского барокко сменили строгие ордерные элементы.

Стены храма были расписаны на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. При архимандрите Порфирии между 1842‑1848 годами была выстроена и колокольня над святыми воротами.

С середины XVII века в названии монастыря появляется слово «учительный». Во время царя Алексея Михайловича в 1665 году стараниями Симеона Полоцкого была открыта первая Спасская школа. Именно он и его ученик Сильвестр Медведев написали проект создания академии – первого высшего всесословного учебного заведения.

Читайте также:  Как православные приветствуют друг друга?

Официальным годом открытия Славяно-Греко-Латинской академии считается 1687 год, когда сюда из Богоявленского монастыря перевели школу братьев Лихудов. Преподавали здесь монахи Заиконоспасского монастыря, а настоятель его был одновременно и ректором академии.

В двухэтажном Братском (Учительском) корпусе монахи-учителя жили вместе с воспитанниками. В академии преподавали не только богословские, но и свободные науки – западные языки, медицину, физику. В XVIII веке в академии было 9 классов. Читать и писать учились на богослужебных книгах.

В нижних классах переход совершался без экзаменов. В высших – по результатам публичных диспутов. Ученики были разных сословий – вместе с князьями Одоевскими и Голицыными учились дети конюха, лакеи и монахи. Из стен академии вышли А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, Д.Н. Бантыш-Каменский, М.В.

 Ломоносов, Д.И. Виноградов (изобретатель фарфора), митрополит Московский Филарет и многие другие.

После открытия Московского Университета в 1755 году Академия стала высшей богословской школой и готовила только лиц духовного звания. В 1839 году Московскую Духовную семинарию перевели в новое купленное для нее здание усадьбы Остерманов-Толстых на Божедомке (теперь Делегатской улице), а оттуда в 1918 году в Сергиев Посад.

Важно

Прямо напротив ворот расположен самый старый братский (учительский) корпус. Два нижних этажа построены в 1686 году, третий этаж и общее оформление фасада сделал архитектор В.Д. Шер в 1886 году.

Левее – двухэтажный корпус, построенный в 1720 году архитектором Зарудным. Слева высокое трехэтажное здание, построенное в начале XVIII века (учебный корпус). Здесь на втором этаже проходили публичные диспуты.

Здание пострадало от пожара 1812 года, в 1821 году было разобрано и вновь построено.

Там, где теперь закрытый переход от Никольской улицы к метро, располагался монастырский сад. Здесь был монастырский театр, где силами студентов академии разыгрывались пьесы. От улицы монастырь был отгорожен двумя корпусами с лавками. В конце XIX века их сломали и на их месте построили другие в «русском стиле».

Левый дом – номер 7 – 1895‑1897 годов построен по проекту архитектора М. Преображенского, а общеее руководство строительством осуществлял архитектор С.У. Соловьев. Правый с колокольней и воротами построен в 1899‑1900 годах архитектором З.И. Ивановым. Колокольня 1900 года повторяла колокольню церкви Успения на Покровке.

В этом корпусе до 1917 года находился большой книжный магазин И.Д. Сытина.

В июле 1929 года монастырь был закрыт, крест снят, в каменном киоте вместо иконы Спаса Нерукотворного пробито окно, еще раньше разобрана надвратная колокольня. В доме №7 разместилась первая советская телестудия «Радиопередача», откуда транслировались первые экспериментальные телепрограммы. Здесь же была и первая телевизионная студия. В 1991 году тут открылась радиостанция Эхо Москвы.

Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В 2011 году восстановлена колокольня.

Источник: https://um.mos.ru/houses/6252/

Москва. Заиконоспасский монастырь

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  28 ноября 2013

Монастырь основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г.

Наименование “Заиконоспасский” объясняется его расположением за иконным рядом, находившися вдоль Никольский улицы. С 1665 г. в монастыре была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий. Школа готовила чиновников для правительственных учреждений. В 1685 г.

в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали известные в русской истории братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Из академии вышли многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 г.

Совет

академия была преобразована в Духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру, а в монастыре осталось Духовное училище.

Главный храм монастыря – Спасский собор – построен в 1660 г. по повелению государя Алексея Михайловича кн. Ф.Ф. Волконским. Освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на базе этого здания. Точная дата его постройки неизвестна (предположительно датируется 1711-1720 гг.; обходная галерея на колоннах – второй четвертью XVIII века). Принадлежит к памятникам круга И.

П. Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Это ярусный, крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера. В 1737 г. храм был сильно поврежден пожаром, но восстановлен при Елизавете Петровне и освящен в 1742 г.

В 1812 г. весь комплекс монастыря сильно пострадал во время нашествия и бесчинств французской армии. Храм обновлялся в 1851 году. Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость. Эта церковь одновременна главной.

Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде “столпа”, иконы богато украшены. Вход в нижний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса идет со стороны монастырского двора.

Первое впечатление при входе в храм – его необыкновенная мрачность, почти полное отсутствие дневного света из-за того, что этот низкий храм с трех сторон окружен высокими двухэтажными и трехэтажными монастырскими строениями. Храм поддерживается четырьмя каменными столпами.

В 1920 гг. храм стал центром обновленческого “Союза церковного возрождения”, а в 1929 г. был закрыт. В здании храма размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен – в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь.

Храм возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. Храм имеет статус патриаршего подворья. К храму приписаны колокольни б. Заиконоспасского и б. Никольско-Греческого монастырей (1902 г., арх. Г.А. Кайзер).

Обратите внимание

5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы.

http://drevo-info.ru/articles/515.html

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина,  10 октября 2017

Заиконоспасский монастырь основан в 1600 г. при царе Борисе Годунове. Обыкновенно назывался «Спас на старом месте», «Старый Спас на Песках» или « Спасский монастырь, что за иконным рядом».

По сведениям от 1610, 1626 и 1629 гг., в монастыре было две церкви, каменная и деревянная. Около 1660 г. монастырь пострадал от пожара, и по обещанию князя Ф.Ф. Волконского был выстроен двухэтажный храм, освященный 20 ноября 1661 г.

Около 1701 г. игумен Палладий (Роговский) устроил при втором этаже крытую галерею. При пожаре 1737 г. очень пострадала верхняя церковь. Возобновление сопровождалось некоторою переделкой, вследствие которой вид церкви потерял характер XVII ст.

Освящение было 15 июля 1742 г., причем, по желанию императрицы Елизаветы Петровны верхний престол был переименован в честь Всех скорбящих Радости. Нижний храм называется Спаса Нерукотворенного Образа.

Последнее значительное обновление, главным образом внутри, относится к 1851 г.

Нынешняя колокольня на месте прежней постройки 1743 г. выстроена в ХХ ст. по проекту архитектора З.И. Иванова; она представляет собою некоторое подражание колокольне Успенской церкви 1696 г. на Покровке. Монастырь называется ставропигиальным, что означает непосредственную зависимость от Св. Синода, такую же как и монастыри Симонов, Новоспасский и Донской.

В историческом отношении Заиконоспасский монастырь важен тем, что в нем с 1686 г. помещалась Академия, в которой слились все прежде бывшие высшие училища: Чудовское, Андреевское, Богоявленское и Типографское. Академия эта до 1700 г. была эллино-славянская, до 1775 г.

славяно-латинская, до 1814 г. славяно-греко-латинская. С 1814 г. в Москве нет высшего богословского учебного заведения.

Важно

Память о проповедях, которые произносили наставники и учащиеся Академии сохранилась в Скорбященской церкви в виде особой кафедры у левого клироса, имеющей вид позолоченного столпа.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=19935

Заиконоспасский монастырь в городе Москва

Заиконоспа́сский монасты́рь — бывший 2-го класса ставропигиальный необщежительный мужской монастырь в Москве, на Никольской, в Китай-городе. Именовался Спасским «за иконными рядами». Был известен как «учительский» вследствие создания в его стенах просветительской школы, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию, ставшую основой Московской духовной академии.

На месте нынешнего монастыря существовал монастырь Николы Старого, известный с XIV.

Заиконоспасский монастырь, Спасский за иконным рядом, основан Борисом Годуновым в 1600 году. Своё название получил от расположения — за лавками, где торговали иконами.

Moscou, Place de la Révolution. — henrye72 @ Flickr

При царе Алексее Михайловиче, в 1660 году, заложен каменный собор во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа. Средства на строительство Спасского собора дал воевода князь Ф. Ф. Волконский.

Монастырь и собор перестраивались из-за пожаров в 1701 и 1737 годах. Перестройки монастырских храмов и зданий проводились по проектам архитекторов И. П. Зарудного, работавшего в стиле барокко, И. Ф. Мичурина, М. Т. Преображенского, З. И. Иванова.

Moscow Red Square in late evening — l.cutolo @ Flickr

При первом игумене Макарии (1630-е годы) при монастыре было образовано учебное заведение — Общенародная школа. Адам Олеарий, посетивший Москву в 1633—1635 годах, отмечал, что в ней впервые в России изучали латинский и греческие языки под руководством Арсения Грека.

В 1667 году Симеоном Полоцким при монастыре учреждена школа, преобразованная позднее в училище, для подготовки подьячих Приказа тайных дел.

В 1687 году из Богоявленского монастыря сюда переехала основанная в 1685 году Славяно-греко-латинская академия, первначально именовашаяся греческими или Спасскими школами — первое высшее учебное заведение в Московии, устроенное по образцу Киево-Могилянской Академии. Её возглавили два крупных греческих богослова: братья иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды, которые здесь и скончались и были погребены. Среди воспитанников Академии были Антиох Кантемир и М. Ломоносов.

Совет

В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, получив наименование Московской Духовной Академии.

Moscou, Place de la Révolution. — henrye72 @ Flickr

В 1922 году собор монастыря (к тому времни закрытого) стал центром обновленческого Союза церковного возрождения во главе с одним из наиболее колоритных лидеров — «митрополитом» Антонином Грановским; в 1929 закрыт.

В настоящее время

Богослужения в соборном храме возобновились в 1992 году.

Moscou, vue sur les remparts du vieux Moscou. — henrye72 @ Flickr

Собор Спаса Нерукотворного имеет ныне статус Патриаршего подворья, фактически приходского храма; при соборе действует воскресная школа.

Многие монастырские помещения заняты нецерковными организациями: помещения общей площадью 4,4 тыс. кв. метров занимают Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), ресторан Годунов, почтамт и ряд других арендаторов.

Планируется восстановление монашеской обители.

Находится в конфликтных отношениях с администрацией РГГУ в связи с процессом передачи имущества.

Moszkva_2011majus_3127 — emzepe @ Flickr

Реквизиты

Адрес: улица Никольская, 7-9.

Телефон: (495) 921-03-78

Moszkva_2011majus_3131 — emzepe @ Flickr

Примечания

Ссылки

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Zaikonospasskiy-monastyr-2289

Заиконоспасский монастырь.Москва

Заиконоспасский мужской монастырь 

Россия, город Москва, улица Никольская, дом 7, корпус 9, вход в арку.

Метро “Площадь Революции

Год основания: Между 1660 и 1661.

вход в арку

Храмы монастыря: 1. Собор Спаса Нерукотворного Образа 2. Колокольня (ок. 1900 г.) Другие постройки монастыря: 3. Учительский (Братский) корпус (кон. XVII в.; надстроен в 1886 г.)4. Корпус духовного училища (1822 г.) 5. Вход в монастырь 6. Застройка советского периодаПлан составлен В.Д.КурковымСпасский собор Построен в 1660 г. по повелению государя Алексея Михайловича кн. Ф.Ф. Волконским.

Освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на базе этого здания. Точная дата его постройки неизвестна (предположительно датируется 1711-1720 гг.; обходная галерея на колоннах – второй четвертью XVIII века). Принадлежит к памятникам круга И.П. Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке).

Читайте также:  Православный праздник вход господень в иерусалим (вербное воскресение) - 21 апреля 2019 года

Это ярусный, крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера.В 1737 г. храм был сильно поврежден пожаром, но восстановлен при Елизавете Петровне и освящен в 1742 г.В 1812 г. весь комплекс монастыря сильно пострадал во время нашествия и бесчинств французской армии. Храм обновлялся в 1851 году.

Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость. Эта церковь одновременна главной. Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде “столпа”, иконы богато украшены. Вход в нижний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса идет со стороны монастырского двора.

Первое впечатление при входе в храм – его необыкновенная мрачность, почти полное отсутствие дневного света из-за того, что этот низкий храм с трех сторон окружен высокими двухэтажными и трехэтажными монастырскими строениями. Храм поддерживается четырьмя каменными столпами.В 1920 гг. храм стал центром обновленческого “Союза церковного возрождения”, а в 1929 г. был закрыт.

В здании храма размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен – в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь.Храм возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. Храм имеет статус патриаршего подворья.

К храму приписаны колокольни б. Заиконоспасского и б. Никольско-Греческого монастырей (1902 г., арх. Г.А. Кайзер).5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы.

Обратите внимание

Мозаичная иконана входом в Спасский соборУчительский (Братский) корпус (кон. XVII в.; надстроен в 1886 г.

Монастырское 2-х этажное строениеЗдание Никольского греческого монастыря с часовнейНа Никольском крестце часовня святителя Николая ЧудотворцаВ ней приводили к присяге участников судебного разбирательства в спорных случаях: во свидетельство правоты тяжущиеся целовали крест и образ святителя Николая.

сохранившаяся часовня приписана к Заиконоспасскому монастырюМосква, улица Никольская, 11-13Впервые упоминается в 1390 г. С 1669 г. принадлежал Афонскому Иверскому монастырю. Закрыт в нач. 1920-х, собор уничтожен.Часовня Николая Чудотворца в Николаевском греческом монастыреАрхитектор 1902:Буссе К. ФМосква, ул.

Никольская, 11Нынешнее здание, включающее келии, часовню и колокольню, выстроено в 1902 г. В настоящее время часовня не действует, приписана к храму бывш. Заиконоспасского монастыря.КолокольняНиколо-Греческий монастырь.Никольская улица, 7.Никольский греческий мужской монастырь был основан в XIV в., а в документах впервые упомянут в 1390 г.

как монастырь “Никола Старый”, “Никола большая глава, что у крестного целованья”. Первоначально он располагался на месте совеменного дома 11 в Ветошном пер. В его соборе приводили к присяге подсудимых в сомнительных случаях, потому у него было название “что у крестного целовань”…..В 1918 г. монастырь был закрыт.

В настоящее время колокольня бывшего греческого Никольского монастыря приписана к главному собору бывшего Заиконоспасского монастыря.снимок сделан между 1902−1905 годами Заиконоспасский мужской монастырь, Московская еп., ставропигиальный, в Москве, на Никольской ул., за бывшим иконным рядом, от чего и получил название. Время основания его неизвестно.

При царе Михаиле Феодоровиче он известен был под названием Старый Спас на Песках. С 1686 по 1814 в нем находилась Славяно-греко-латинская академия; в 1814 здесь открыта Московская семинария; с 1844 на ее месте открыто духовное училище. Соборный храм Всех Скорбящих Радость построен в 1661 царем Алексеем Михайловичем; возобновлен в 1742.

Монастырю принадлежала часовня и церковь Владимирской иконы Божией Матери у Владимирских ворот на Никольской ул.; здесь находились иконы: список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, дар гр. Н.П. Шереметева, и образ Спаса Нерукотворного, письма XVIII в.

; сюда совершался крестный ход из Успенского собора 21 мая в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея.Так называли Никольскую улицу в старину. Еще до монгольского ига она лежала на пути из Москвы во Владимир, Ростов и Суздаль, а потом стала частью святой дороги в Троицкую обитель.

Важно

После того как в 1395 году была встречена Владимирская икона и появился Сретенский монастырь, весь участок дороги от Кремля до границы Земляного вала стал называться Сретенской улицей. Когда же в 1534 году была построена стена Китай-города, отрезок улицы внутри стены стал именоваться Никольской: в летописи это имя впервые упоминается в 1547 году, когда венчался на царство Иван Грозный.

По одной версии, имя ей оставили Никольские ворота Кремля, которые осенял образ святителя Николая Чудотворца, по другой – древний Никольский монастырь, основанный в XIV веке и ставший родиной Спасской обители, которая в старину именовалась «что на Никольском крестце».

Такие крестцы существовали на всех трех посадских улицах Китай-города; это места, где стояли часовни, где приводили народ к древней присяге – целованию креста. На Никольском крестце была часовня святителя Николая Чудотворца, в ней приводили к присяге участников судебного разбирательства в спорных случаях: во свидетельство правоты тяжущиеся целовали крест и образ святителя Николая.

Раньше такие вопросы решались на судебных поединках с помощью дубин: кто одолеет, тот и прав, но этот обычай по настоянию Церкви был запрещен в 1556 году. Никольскую называли «Священной улицей» еще и из-за обилия церквей, монастырей и часовен на ней, хотя она и располагалась в очаге городской торговли.

Торговые ряды занимали большую часть Китай-города, а в районе Никольской существовал особый Иконный ряд, где иконы, по благочестивому обычаю, «выменивали», не торгуясь и назначая за них твердую «божескую цену», пусть и нередко слишком высокую. Иван Грозный отдал Никольский монастырь афонским монахам.

Есть мнение, что на его территории стояла Спасская церковь, которая в 1600 году обособилась вместе с участком монастырской земли в самостоятельную обитель: основателем Спасской обители считается Борис Годунов. Поскольку часть территории монастыря оказалась за Иконным рядом, отсюда явилось известное название – Заиконоспасский.

Еще он назывался «Спас на Старом» или «Спас Старый», что привело к версии об образовании Спасского монастыря от Никольского, но сведений о раннем этапе его истории не осталось практически никаких. Известно лишь, что в нем находились две церкви: каменная соборная и деревянная.

На первых порах положение молодого монастыря было более чем скромное, к тому же в 1626 году деревянную Никольскую улицу разорил пожар, не миновавший и обитель, а после него честь территории отписали Земскому приказу. Насельники явно страдали от нехватки самого необходимого.

Совет

Летом 1661 года, когда, по всей видимости, случился второй пожар, архимандрит Дионисий с братией били челом царю Алексею Михайловичу, чтобы им взамен отнятой земли «отдали на пропитание» убогий дом, что находился за Сретенскими воротами (вероятно, на Божедомке). Просьба была исполнена, и в те же годы монахам последовал поистине царский подарок.

В 1660 году по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор – для благолепия и во избежание риска нового пожара. Средства же на собор по обету дал один из местных жителей, боярин Федор Волконский, чей дом стоял напротив монастыря.

Далекий потомок святого князя Михаила Черниговского, пострадавшего за христианскую веру в ставке Батыя в 1246 году, он участвовал в обороне Москвы от войск польского королевича Владислава в Смутное время, помогал князю Пожарскому, собирал материалы для Соборного уложения.

Вероятно, обет мог быть дан еще в 1650 году, когда Волконский был послан в Псков усмирять хлебный бунт с приказом казнить виновных, а бунтовавшие едва не казнили его самого. Чудом уцелев, он вернулся в Москву и был пожалован в бояре. Новый собор был двухпрестольным: главный престол – во имя Спаса Нерукотворного, а придельный, возможно, сохранил посвящение старой деревянной церкви. Историк А.Ф.

Малиновский утверждал, что до 1742 года посвящение второго престола неизвестно. Собор был освящен в ноябре 1661 года, а спустя 20 лет, когда уже началась «учительная» история монастыря, власти запретили «рядскую» торговлю иконами: в 1681 году царь Федор Алексеевич издал указ, дабы «торговым людям святых икон на промене не держать».

Иконный ряд ликвидировали, а для «промену» икон были построены деревянные лавки на Печатном дворе. Через несколько лет в Заиконоспасском монастыре открылась первая высшая школа России – Славяно-греко-латинская академия. «Московские новосияющие Афины» Превращение Заиконоспасского монастыря в учительный началось еще до строительства нового собора.

В первой половине XVII века остро ощущалась потребность в грамотных специалистах для нужд Печатного двора, исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников Посольского и других государственных приказов. Кроме того, стала ясна задача повышения образовательного уровня русского духовенства, в том числе и для защиты Православия от иноземного влияния.

Опыт приглашения ученых греков и киевских монахов (училище Ртищева, Чудовская школа) был успешен, но показал необходимость создания собственной школы. В 1634 году в Москве была устроена Греко-латинская школа под руководством грека Арсения, где впервые стали обучать древним языкам: латинскому и греческому. Так свидетельствовал Адам Олеарий, но по другим данным, эта школа была основана в 1653 году при патриархе Никоне в Чудовом монастыре, а в 1655 году Арсений вместе со школой переехал в Заиконоспасский, и монастырь стали называть «учительным». С этого началось его постепенное превращение в центр русского просвещения. Новая страница в истории монастыря началась уже в 1664 году – с приездом в Москву знаменитого Симеона Полоцкого, выпускника Киево-Могилянской коллегии и учителя школы в Полоцке, отчего и пошло его прозвище. В Полоцке он познакомился с царем Алексеем Михайловичем, когда тот посетил город. Он поднес государю приветственные стихи и настолько очаровал его, что получил приглашение в Москву, где стал воспитателем царских детей, первым в России придворным поэтом, создателем первой русской частной школы при храме Иоанна Богослова в Бронной слободе и настоятелем Заиконоспасского монастыря, в котором остановился по прибытии. С его приездом в русском обществе началась затяжная, опасная борьба между полярными течениями грекофилов и латинствующих. И победа греческого лагеря стала, без преувеличения, победой России, отстоявшей свою веру, национальную самобытность и православное просвещение. Симеон Полоцкий был энциклопедически образован, по меркам своего времени, обладал красноречием и острым пером, способным писать и ученые трактаты, и стихи, и театральные комедии. Он обращался к царю с молением «изыскать премудрость», то есть завести школы и училища, но, будучи главой «латинского» лагеря, убеждал в необходимости создавать училища по западным образцам, с преподаванием на латыни, с упором на рациональное знание, на светское просвещение, на подготовку европейски образованных специалистов. Этому течению противостоял лагерь грекофилов во главе с монахом Епифанием Славинецким, членом Ртищевской, а потом Чудовской школы.

Фото в большом размере http://fotki.yandex.ru/users/alek-ka4alin2012/album/333535/?p=0

По материалам сайтов

http://sobory.ru/article/?object=19935

https://pastvu.com/#p/98609

Источник: https://alekka4alin2012.livejournal.com/4914.html

Ссылка на основную публикацию