Высоко-петровский мужской монастырь в москве

Высоко-Петровский монастырь

0 10613

Не большим преувеличением будет сказать, что Высоко-Петровский монастырь – это место, в котором «зарыт» секрет того, как Москва из небольшого города, в котором совсем не было каменных храмов, превратилась в великую столицу России.

История монастыря

Началось все примерно 700 лет назад, когда князь Юрий Данилович, борясь за Великое княжение, отбыл на два года по делам государственным, оставив править городом своего брата Иоанна.

Молодой князь Иоанн, сын Даниилы Московского и внук Александра Невского, был богобоязненным человеком и хотел всегда иметь возможность обращаться за духовным советом к мудрому святителю.

Поэтому он пригласил из Владимира в Москву погостить Русского Митрополита Петра.

Знакомство молодого князя и святого старца стало судьбоносным для русской земли. Они подружились, и святитель решил остаться в малолюдной Москве.

Обратите внимание

Он был склонен к уединению и попросил разрешение выстроить монастырь на высоком берегу речки Неглинной, возле селения Высокое.

Летописи не сохранили точной даты, но у историков есть веские основания предполагать, что это произошло в 1315-1317 годах. Обитель была названа в честь его небесного покровителя.

Митрополит завещал похоронить себя в Кремле, в Успенском соборе. Постепенно все больше нитей церковной, духовной, а за ними и государственной жизни тянулось к этим святым мощам, к Москве.

Вся православная Русь обращала лицо свое и помыслы к благодати Божией, царящей в храме на месте погребения святого.

Постепенно маленькая Москва стала огромным городом-объединителем раздробленных Русских земель.

Все героические и трагические события, проходившие в первопрестольном граде, оказались неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар и поляков, от разрушительных войн и пожарищ, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.

Достопримечательности обители

Особая близость храма к царской семье дала право Высоко-Петровскому монастырю называться в народе «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.

Главная святыня в монастыре – мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского, и каждое утро, ровно в семь часов, над ними монахи совершают молебен. Хранятся в Высоко-Петровском монастыре частицы мощей других святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и, переданные несколько лет назад из Киева, частицы мощей всех святых Киево-Печерской лавры.

Сама церковь имеет уникальную архитектурную форму в виде восьми лепестков, она была спроектирована в таком виде в 1514 году (архитектор Алевиз Фрязин Новый).

Важно

В 1684 году церковь Боголюбской Богоматери была оснащена роскошным декором в стиле московского барокко. В юго-западной части есть часовня над могилой монаха Киприяна (Нарышкина К. П.), дедушки Петра I.

Сам Великий Петр тоже был в монастыре, в честь этого события была воздвигнута Трапезная церковь Сергия Радонежского.

В наши дни Высоко-Петровский монастырь имеет огромную историческую, архитектурную ценность, а кроме того он по-прежнему остался одним из главных центров духовной силы православных. Посещение монастыря оказывает умиротворяющее действие, очищает душу от тревог и вселяет уверенность, что все будет хорошо.

Источник: http://Mos-Holidays.ru/vysoko-petrovskij-monastyr/

Высоко-Петровский монастырь – храмы бояр Нарышкиных

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: XIV век
Основные достопримечательности: Собор святителя Петра, митрополита Московского, собор Боголюбской иконы Божией Матери, церковь Преподобного Сергия Радонежского, церковь Толгской иконы Божией Матери, церковь Петра и Павла (Пахомовская церковь)
Святыни: Чудотворная Казанская икона Божьей Матери, икона святителя Петра с частицей мощей, мощи Митрофана Воронежского, крест с частицей Живоносного Древа Господня, ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых, Дивеевский ковчег
Координаты: 55°46'02.5″N 37°36'55.0″E
Объект культурного наследия России

Немногие российские города могут похвастать монастырями возрастом 700 лет. В историческом центре Москвы, в пределах Бульварного кольца, сохранилась мужская обитель XIV века. По одной из версий ее основателем стал митрополит Всея Руси Петр. Древний монастырь интересен не только своей историей, но и красивыми памятниками архитектуры, построенными в XVII-XVIII веках.

Высоко-Петровский монастырь с высоты птичьего полёта

Как появился монастырь

Сохранилось несколько преданий об основании обители. По одной версии ее заложил первый из русских церковных иерархов, поселившихся в Москве – митрополит Петр. В начале XIV века он сблизился с князем Иоанном I по прозвищу Калита и возвел деревянную церковь Петра и Павла.

По другому преданию монастырь основал сам Иоанн I Калита. В 1326 году, незадолго до смерти митрополита, князь охотился там, где потом появилась обитель, и ему привиделась высокая снежная гора. На глазах князя снег быстро растаял, и горы не стало.

Святитель Петр объяснил князю, что гора символизирует самого князя, а снег – митрополита, поэтому скорее всего князь переживет его. Услышав это, Иоанн I Калита повелел построить деревянный храм Петра и Павла, и вокруг него потом поселились монахи.

По третьей версии обитель была заложена Дмитрием Донским.

Московский князь основал ее на месте старой церкви, построенной Иоанном I Калитой, и посвятил памяти русских воинов, которые погибли во время Куликовской битвы.

Есть также предположение, что при Дмитрии Донском монастырь уже существовал. Но в 1382 году войска хана Тохтамыша разорили его, и князь приложил немало сил, чтобы заново отстроить храмы и кельи для монахов.

На переднем плане собор святителя Петра, митрополита Московского

История монастыря в XV-XIX веках

В Средневековье все монастыри Москвы страдали от набегов неприятелей и сильных пожаров. Древняя Петропавловская обитель была возведена из дерева, и поэтому выгорала дотла. В 1493 году пожар в Москве был настолько опустошительным, что сгорела половина города. Огонь погубил около 200 человек, в том числе и несколько насельников монастыря.

Каменное строительство в обители началось, благодаря великому князю Василию III. По его указу итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил каменный собор, посвященный митрополиту Петру. С этого времени обитель стали называть Высоко-Петровской, хотя до XVIII столетия в исторических документах еще встречалось старое название «Петропавловская».

После изгнания из России польско-литовских войск монастырскую территорию огородили каменной стеной. В те времена обителью руководил архимандрит, и она состояла из четырех священников, двух диаконов, пономаря, дьячка и шести старцев.

Совет

При Петре I территория монастыря выросла вдвое. Была возведена фамильная усыпальница Нарышкиных – каменный Боголюбский храм, трапезная церковь Сергея Радонежского, братский корпус и надвратная Покровская церковь. К 1735 году в обители жило более 70 насельников, и она владела шестью тысячами крестьян.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Много бед и разорений принесла монастырю война с французами. Когда наполеоновские войска вошли в Москву, в обители разместились французские кавалеристы. Они осквернили монастырские церкви и разгромили усыпальницы Нарышкиных. Особенно возмутило москвичей то, что наполеоновские солдаты вбили крючья в иконостас Боголюбского храма и вешали на них туши забитых животных.

После войны обитель восстановили, и она стала играть заметную роль в духовной жизни москвичей. Здесь открылось духовное училище, и хранились книги из обширной епархиальной библиотеки.

Судьба обители в XX веке

К началу прошлого века в монастыре жило 15 насельников. После прихода советской власти обитель ликвидировали, а здания переделали под жилье. Церковные службы в храмах велись до 1929 года. После того, как закрыли последнюю Боголюбскую церковь, место погребения Нарышкиных уничтожили, и в храме создали предприятие для ремонта сельхозтехники.

В бывшей церкви Сергея Радонежского разместили библиотеку, а потом – спортивный зал. В древнем соборе святителя Петра существовал литейный цех, а все остальные храмы и корпуса переделали под коммунальное жилье.

К середине прошлого века некогда величественный монастырский ансамбль был практически утрачен. Более того, новые градостроительные планы предусматривали расширение автомагистрали и снос старинного монастыря.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной

К счастью, этого не произошло. В 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника, и постепенно отсюда вывели предприятия и расселили коммунальное жилье.

В храмах разместили театральные мастерские, зал для репетиций, литературный музей и несколько организаций, подчиненных Министерству культуры.

До 1987 года в старинных зданиях проводили реставрационные работы, и в 1994 году их передали церкви. Потом здесь был возрожден мужской монастырь.

Старые храмы и монастырские постройки

В центре обители стоит самый древний монастырский храм – небольшой собор святителя Петра, возведенный в 1517 году. Он имеет вид восьмигранной башни и увенчан шлемовидным куполом. Монастырский собор считается уникальным памятником архитектуры, ведь это один из первых столпообразных храмов, появившихся на Руси.

Входы в церковь находятся с северной, южной и западной стороны, на остальных «лепестках» нижнего яруса прорезаны окна. Иконостас и настенные росписи, которые можно увидеть в соборе, новодельные – они появились в 1990-е годы.

Церковь Петра и Павла

Красивый Боголюбский собор возведен в 80-е годы XVII века. До 1771 года здесь хоронили бояр Нарышкиных. Основу храма составляет квадратный двухсветный четверик, верх которого украшают изящные килевидные закомары. Пять луковичных глав возвышаются на высоких барабанах. Внутри храма сохранились живописные работы XVIII-XIX веков и фрагменты старинной лепнины.

С юга от собора святителя Петра стоит храм Сергия Радонежского. Трапезная церковь была возведена на рубеже XVII и XVIII века в традициях пышного «нарышкинского» барокко.

Изначально она имела одну главу, но потом стала пятиглавой. Во внешнем оформлении Сергиевской церкви использован популярный в московском зодчестве белокаменный декор.

Из известняка сделаны порталы, наличники и основания барабанов.

Обратите внимание

С середины XVIII века обитель украшает аккуратная одноглавая церковь Толгской иконы Богоматери. Прямоугольный храм возвышается рядом с улицей Петровка.

Он построен на подклети и имеет одну пятигранную абсиду. Считается, что проект церковного здания выполнил мастер русского барокко Иван Федорович Мичурин или один из его учеников.

Сегодня внутри этой церкви находится красивый керамический иконостас.

Церковь Толгской иконы Божией Матери

С северной стороны можно увидеть высокую монастырскую колокольню с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Красно-белый нарядный храм был возведен в 90-е годы XVII века по указу Петра I. Он имеет массивное квадратное основание, которое завершается двумя восьмериками колокольни.

Долгое время церковь использовалась в качестве домового храма для настоятеля монастыря. Храм стоит над воротами, которые были созданы для входа в монастырь в 1680 году. С начала прошлого века в южном пролете ворот существует небольшая часовня Казанской иконы Богоматери. После революции почитаемый образ пропал, а саму часовню закрыли.

Однако, сегодня она полностью отреставрирована и открыта для верующих.

В южной части монастыря находится барочный храм преподобного Пахомия, построенный в середине XVIII века. В наши дни он еще не до конца восстановлен. Кроме того, на территории обители можно увидеть настоятельский и келейные корпуса, одноэтажную усыпальницу Нарышкиных и небольшую звонницу.

Современное состояние и режим посещения

Мужской монастырь действующий, и его двери открыты для паломников и туристов каждый день с утра до вечера. Церковные службы здесь проходят ежедневно: по будням – в 8.00 и 17.00, а по воскресеньям – в 9.00 и 17.00.

Колокольня с Надвратной церквью Покрова Пресвятой Богородицы

Как добраться до монастыря

Монастырская территория находится на улице Петровка, 28, менее чем в 2 км к северу от Московского Кремля. До нее нетрудно дойти пешком от станций метро «Трубная» или «Цветной бульвар». Кроме того, возле монастыря делает остановку автобус «А».

Монастыри Москвы

Рейтинг достопримечательности

Высоко-Петровский монастырь на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/951-vysoko-petrovskij-monastyr

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru

Современное положение

В 1950-х гг. в монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. В 1990-х г. обитель вновь была открыта, монастырь получил статус Патриаршего подворья и в его стенах начал свою деятельность Российский православный институт св. ап. Иоанна Богослова. Первым настоятелем храмов б. Высоко-Петровского монастыря обители стал архимандрит Иоанн (Экономцев).

В 1992 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 101) в обители была возобновлена монашеская жизнь. Наместником монастыря был назначен епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Важно

С 26 июля 2012 г. по 12 марта 2013 г. наместником обители был игумен Исидор (Тупикин).

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 23) на должность наместника Высоко-Петровского монастыря назначен игумен Петр (Еремеев).

6 сентября 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма свт. Московского Петра в обители.

Историческая справка

Храмы

  • собор святителя Петра, митрополита Московского;
  • собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных;
  • церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной;
  • надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • церковь Толгской иконы Божией Матери;
  • церковь святых апостолов Петра и Павла;
  • церковь Казанской иконы Божией Матери.
Читайте также:  Благодать божия в православии

Святыни

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская. Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.

В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца.

В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.

***

Наместник — игумен Петр (Еремеев).

Страна:РоссияГород:МоскваАдрес:127051, г. Москва, ул. Петровка, д. 28/2Телефон:+7 (495) 623-75-80 (храм прп. Сергия Радонежского), 624-34-81 (церковная лавка)Web-сайт:http://vpmon.ruE-mail:mail@vpmon.ruНаместник:Петр, игумен (Еремеев Руслан Николаевич)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/2837130.html

Московский высоко-петровский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Вид на Высоко-Петровский монастырь с улицы Петровка, 2006. Фото Юрия Булкина

Московский Высоко-Петровский мужской монастырь, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Монастырь известен по письменным источникам с 1377 г. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII вв.

Основание монастыря

Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них обитель была основана в 1325 г., когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. По легенде и записи в Степенной книге в 1326 г.

, великий князь Московский Иван Калита, проезжая по берегу реки Неглинной около Высоцкой слободы, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора.

Когда князь поделился впечатлениями об увиденном с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора – это князь, снег – митрополит Петр, и поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя.

Считается, что в память о видении Иван Калита повелел поставить на этом месте церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери, строительство которой завершили в 1379 г. Эта церковь и стала основой для создания монастыря.

По второй версии монастырь был основан самим митрополитом Петром в честь апостолов Петра и Павла, но в начале XVI в. был переосвящен в честь своего создателя – святителя Петра и назывался Петропавловским, Петровским на Высоком или Высоко-Петровским (с учетом места его расположения близ слободы Высокой, находившейся недалеко от Китай-города).

Согласно третьей версии, Петровский монастырь был основан князем Дмитрием Донским, который после Куликовской битвы в 1380 г. построил его на месте старой церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери времен Ивана Калиты.

Восстановление после пожара в начале XVI века

В 1493 г. после Никольского пожара монастырь был разорен. В 1505 г. по велению князя московского Василия III в связи с его восшествием на престол монастырь перестроили. В 1514 г. деревянную церковь разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514-1517).

Обустройство монастыря после Смутного времени

Почти через сто лет, как только Москва освободилась от литовско-польских интервентов, вокруг обители возвели каменные стены с восточными и западными воротами, а в 1634 г. севернее храма святого Петра поставили маленькую деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1684 г.

по воле царицы Натальи Нарышкиной и приказу Петра I на месте этой церкви заложили пятиглавый каменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери, ставший усыпальницей Нарышкиных. В 1689 г. была построена отапливаемая церковь Сергия Радонежского.

А позднее – основана церковь Толгской иконы Божией Матери.

Совет

Спустя десятилетие над южными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, рядом с братскими кельями поставили церковь святого Пахомия Великого (1753-1755). После пожара 1812 г. ее упразднили и передали под хранилище фондов епархиальной библиотеки.

Во второй половине XVII в. Петровская обитель получила архимандрию с правом участия в деятельности Церковных Соборов.

Секуляризационная реформа 1764. Отечественная война 1812

Во времена секуляризации в 1764 г. монастырь причислили ко второму классу с возведением в степень ставропигиального монастыря, а с 1775 г. он стал епархиальным. В его помещениях размещался духовный цензурный комитет и склады, а позднее епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения. В период эпидемии чумы 1771 г. в монастыре открыли лечебницу.

Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой тысяча французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль.

Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у монастырских стен со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили.

Одновременно с этим в монастыре была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, храм не мог вместить всех молящихся.

Здесь, как и в некоторых других храмах оккупированной Москвы, за богослужениями возносились молитвы о победе русского оружия.

В 1905 г. в одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконы Божией Матери. В 1914 г. восстановили и освятили в честь святых апостолов Петра и Павла.

Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий.

Обратите внимание

Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища.

С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. В стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости.

Закрытие монастыря в советские годы

22 сентября 1918 года в монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал патриарх Тихон (Беллавин). Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.

В 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано.

Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

Осенью 1923 г. в монастыре возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой Смоленско-Зосимовой пустыни.

Решением Моссовета в 1926 г. монастырь был окончательно закрыт. Церкви же его закрывались поочередно: в 1921 г. был закрыт храм Сергия Радонежского, в 1926 г. — храм Покрова Пресвятой Богородицы, в 1927 г. — Боголюбской иконы Божией Матери. Самой последней, в 1928 г., прекратила существование часовня Казанской иконы Божией Матери.

Все помещения обители, в том числе и храмы, передали в ведение различных государственных учреждений и организаций. Усыпальница Нарышкиных была частично разрушена.

В монастырских палатах открылась шляпная мастерская, начала работать чайная. В Сергиевской церкви оборудовали спортивный зал, а в братских кельях была размещена экспозиция Государственного литературного музея.

Важно

Петровский собор монастыря стал складом художественных фондов.

В 1950-х гг. в Петровском монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время.

Возрождение обители

Источник: https://drevo-info.ru/articles/28017.html

Высоко-Петровский мужской монастырь в Москве

Впрочем, историки считают, что этот монастырь основали в 1315 году с «легкой руки» митрополита Петра. Именно в его честь назвали этот уникальный архитектурный памятник, и именно здесь была основана митрополичья кафедра, благодаря которой Москва постепенно стала возвышаться и превратилась в русскую столицу.

Некоторые специалисты считают, что монастырь был основан позже — после канонизации царя. Его связывают с именами Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Как бы то ни было, но монастырь стал не только местом богослужений: он выполнял и защитную функцию.

Основанный на белюдном месте, как считают некоторые историки, он защищал Кремль от врагов.

Высоко-Петровский мужской монастырь. Древнейшая московская святыня

Монастырь не раз перестраивали. Так, наибольшие усилия приложили в XVII веке, во время правления Петра Первого. Свою руку приложили и Иоанн Калита, и Василий Третий, и Алексей Романов, и сам Дмитрий Донской.

Святая Москва: Высоко-Петровский монастырь в наши дни

Удивительно, но столь древняя и важная святыня по сей день остается менее известной, чем Храм Василия Блаженного и другие памятники Москвы. Между тем, этот архитектурный памятник, это место стало одним из самых значимых в истории российской столицы и всей страны.

Расположен монастырь на Петровке и занимает квартал. Архитектурный памятник скрыт за высокими зданиями, и найти его не так уж и просто.

Скрывают его Нарышкинские палаты, а потому люди, которые передвигаются по улице пешком или на автомобиле, не увидят монастырь, если на заглянут во вдоры.

Совет

Исключение — надвратная церковь-колокольня, которую можно увидеть со стороны Петровки и Каретного ряда. Если вы увидите это здание, знайте — за ним скрывается великолепный и древнейший монастырь Москвы. Пройти на территорию можно со стороны Петровки — через парадный вход.

Оказавшись внутри, вы удивитесь размерам открывшейся территории. И не только размерам: несмотря на то, что монастырь находится на шумной улице в центре столицы, здесь очень тихо. Все здания — в идеальном состоянии.

Монастырь неразрывно связан с историей Петра Первого. Во многом благодаря ему и Нарышкину — деду Петра — комплекс зданий сейчас выглядит именно так. Здесь преобладает стиль барокко, а сама территория достаточно большая, чтобы вместить в себя все — от колоколен и собора до усыпальниц.

Высоко-Петровский мужской монастырь. Древнейшая московская святыня

Монастырь словно благословили: советские власти, без пощады разрушившие Храм Василия Блаженного, пощадили древнейшую святыню Москвы. Правда, отсутствие должного ухода не сделало внутреннее убранство лучше: многое осыпалось и облетело. С момента распада СССР монастырь усиленно реставрируют. Реставрация идет и по сей день: мастера работают неспешно, чтобы не нарушать привычный ход жизни.

Разумеется, здесь и по сей день живут священнослужители и монахи. В постройках больше нет «светских» заведений, сыгравших плохую службу архитектурному памятнику.

Богослужения в Высоко-Петровском монастыре проводят каждый день, и в храм может зайти любой желающий. Пускают сюда и верующих — паломников со всей России и соседних стран, и обычных туристов.

Правда, последним приходится соблюдать несколько простых правил — женщины должны надеть платок и юбку, мужчины — снять головной убор.

Источник: https://hakuna-matata.blog/2018/02/visoko-petrovski-mujskoi-monastir/

Высоко-Петровский монастырь

Что мы посещаем в новых городах первым делом? Конечно же, храмы. Даже если мы далеки от религии, то все равно — из любопытства или интереса к архитектуре — зайдем в величественный собор Рима или маленькую приземистую церквушку где-нибудь на Русском Севере. По крайней мере, я всегда так поступаю в путешествиях.

Величие Сан Пьетро или тишина Соловецкого монастыря вдохновляет и дает пищу для размышлений. В Москве насчитывается около тысячи храмов, и самые главные из них прекрасно всем известны. А вот Высоко-Петровский монастырь знают немногие, хоть и расположен он в самом сердце нашего древнего города.

Обратите внимание

Почему так получилось? Что скрывается за толстыми монастырскими стенами красного кирпича? По моему мнению, Высоко-Петровский монастырь — одно из мест силы в современной Москве.

Даже когда на Тверской сотни автомобилей стоят в пробке, а на Красной площади проходит очередной концерт, здесь, на старинной улице Петровке, тихо и малолюдно. Попробуем разобраться, почему.

История Высоко-Петровского монастыря в Москве

До конца точно не известно, кто основал Высоко-Петровский монастырь. Возможно, это был митрополит Киевский и всея Руси Петр. А возможно, Иван Данилович Калита, который сейчас причислен к лику святых. Именно он укрепил и сплотил Московское княжество.

По легенде, князю было видение, после которого он построил храм и назвал его в честь митрополита Петра — Петропавловским. Есть еще и третья версия его возникновения: якобы Дмитрий Донской, вернувшись с Куликовской битвы, заложил на пересечении улицы Петровки и Петровского бульвара храм в знак победы русской армии.

Так или иначе, в 1315 году храм возвели. Вокруг него появлялись здания, и постепенно место стало не просто храмом, но монашеской обителью.

У Петропавловского храма была непростая судьба. Впрочем, в те времена, когда Москва была деревянной, многие городские постройки подвергались опасности. Так, в конце 15 века, после очередного вражеского набега, сгорела половина города, в том числе и храм. Летом 1517 года церковь восстановили в камне.

Как раз тогда впервые храм назвали тем именем, с которым он дошел до наших дней: Высоко-Петровский. Век спустя, когда из Москвы изгнали польских интервентов (они тоже нападали на монастырь), здания обнесли каменной стеной. В этом кадре она хорошо заметна, это вид с улицы Петровки.

Читайте также:  Грех злословия в православии

Кстати, Петровка и окрестные улицы (Петровские линии, Петровский бульвар) получили свои названия именно благодаря Высоко-Петровскому монастырю.

Монастырь получил статус ставропигиального, это во все времена считалось очень важным и почетным для обители. К примеру, на сегодняшний день в России всего 33 ставропигиальных монастыря. Давайте разберемся, что же это означает.

Важно

Статус ставропигиальных присваивают только православным монастырям, соборам, лаврам и даже духовным школам. Он делает их независимыми от местной епархиальной власти. Такие религиозные учреждения подчиняются напрямую патриарху.

В переводе с греческого языка «ставропигиальный» буквально означает «водружение креста» — подразумевается, что крест на вершину собора устанавливается лично патриархом. По крайней мере, так было раньше.

Пожалуй, наиболее известным нам ставропигиальным собором является Свято-Троицкий. Он расположен в Троице-Сергиевой Лавре.

Но вернемся к Высоко-Петровскому монастырю. В конце 17 века он начал чувствовать себя еще лучше благодаря Кириллу Нарышкину, деду Петра Великого. На самом деле Кириллу Полуэктовичу здорово повезло в жизни. Он родился под Тарусой, был женат на помещице, а сам имел звание ротмистра, принимал участие в войнах и дослужился до главы стрелецкого полка.

Дальнейшую судьбу их семьи решил удачный брак его дочери Натальи Кирилловны с — ни много, ни мало — царем Алексеем Михайловичем (для него это был уже второй брак). Незадолго до рождения внука (будущего императора Петра Первого) Кирилл Полуэктович был пожаловал в дворяне, а вскоре и в бояре. А вот портрет Натальи Кирилловны, матери Петра.

Так какую же роль сыграли Нарышкины в жизни Высоко-Петровского монастыря?

Дело в том, что усадьба Нарышкиных располагалась совсем рядом со стенами монастыря. А все семейство было так обрадовано рождением наследника, маленького Петеньки, что дед подарил зятю усадьбу. Но так как зятем был царь, и очередная усадьба ему, видимо, была ни к чему, он передарил ее монастырю.

И территория обители выросла сразу в два раза. Любопытно, что спустя десяток лет в стенах монастыря были похоронены почти все члены семьи Нарышкиных.

Петр Первый (когда уже стал правителем Российской Империи) завершил строительство Боголюбского храма на территории обители и сделал его фамильной усыпальницей своих предков по материнской линии.

Совет

Также благодаря Петру построили святые ворота и Покровскую церковь над ними — получился очень нарядный и величественный вход в монастырь.

В последующие пятнадцать лет монастырь жил своей тихой размеренной жизнью, пока не наступил 1812 год. Когда войска Наполеона взяли-таки Москву, в храмах обители жили французские кавалеристы. Они разграбили и разрушили даже надгробия захоронений (Нарышкиных в том числе), а у монастырских стен совершались публичные казни.

Часть церковных реликвий, впрочем, монахам удалось вывезти в Ярославскую губернию. После французского нашествия две церкви (Покровская и Пахомиевская) были закрыты.

К счастью, монастырь и его жители оправились от нанесенного удара, и в первой половине 19 века здесь открылось духовное училище и Московская епархиальная библиотека.

К началу непростого для церкви 20 века Высоко-Петровская мужская обитель насчитывала 15 насельников (так называют монахов, которые проживают в монастыре постоянно). Это всего в три раза больше количества храмов на территории обители.

К слову, сейчас на территории монастыря расположено пять церквей и соборов: церковь преподобного Сергия Радонежского, церковь Петра и Павла, собор святителя Петра Митрополита, собор Боголюбской Божьей Матери и церковь Толгской Божьей Матери.

В кадре главный собор монастыря и один из самых необычных по своей архитектуре — собор Петра Митрополита. Он стал первым многолепестковым храмом на Руси.

Еще тут есть часовня Казанской иконы Божией Матери и надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А меня больше всего впечатляют красные кирпичные стены и фасад обители. Даже если просто спешу куда-то по Петровке, всегда ими любуюсь.

Обратите внимание

Возвращаемся в 1917 год. После революции наступили неспокойные для монастыря времена. Храмы удивительным образом оставались действующими аж до 1929 года, а вот жилые помещения большевики ликвидировали. Последним закрыли Боголюбский храм. Надгробия на могилах бояр Нарышкиных снова разрушили, кресты с куполов сняли.

А чтобы площадь не пустовала, в церкви организовали ремонтный завод.

В других храмах располагались спортивные залы, литейные цеха, библиотеки и даже коммунальные квартиры! В Советском Союзе помещения не пропадали даром, все шло в дело.

Между прочим, Боголюбский храм не восстановлен и по сей день (хотя богослужения здесь проводятся.), ему нужна реставрация. Внутреннее «убранство» собора выглядит так.

В 50-е годы монастырь хотели вообще сравнять с землей: надо было расширять автомобильные дороги, а не молиться богу и сохранять древнюю архитектуру. К счастью, обитель устояла, и к началу 60-х была признана памятником архитектуры. В церковных стенах открылся Литературный музей и театральные мастерские.

Полноценная реставрация Высоко-Петровского монастыря началась лишь в 2009 году. Год спустя здесь освятили и новый колокол — «Святитель Петр». Жизнь монахов и прихожан постепенно стала возвращаться в привычное спокойное русло.

Что посмотреть в Высоко-Петровском монастыре

Сейчас на территории Высоко-Петровского монастыря действуют несколько храмов и церквей, я уже перечислила их выше. В них регулярно проводятся богослужения и отмечаются религиозные праздники.

Несмотря на разрушения, которые монастырь претерпел в Советские годы, в храмах обители сохранились ценные святыни. В числе наиболее интересных я бы отметила главную святыню монастыря — мощи Святителя Петра (помните, что по одной из версий именно он был основателем обители?).

Мощи хранятся в ковчеге (он стоит в храме Сергия Радонежского), который монастырю подарил Патриарх Кирилл. Каждую субботу ковчег выносят, чтобы желающие могли поклониться ему. Патриарх также передал обители крест с частицей Креста Господня.

На этом кресте, по христианскому вероучению, распяли Христа.

Важно

Также в храме Сергия Радонежского хранятся мощи Святых апостолов Петра и Павла, а еще — самая важная и почитаемая икона Высоко-Петровского монастыря, ростовая икона Святого Петра.

В 2000-е годы благотворитель преподнес монастырю подарок: частицы мощей Серафима Саровского в шкатулке, лоскут мантии старца и кусок валуна. Как гласит легенда, на этом камне святой молился ровно тысячу дней и ночей.

А шкатулка много путешествовала, попадала в руки к разным людям и, наконец, оказалась у антикваров, которые и передали ее монастырю.

Очень символично, что обитель получила такой подарок в год столетия со дня прославления преподобного Серафима.

Даже людям не воцерковленным известна история, как Святой Серафим Саровский кормил из рук дикого медведя. Зверь приходил к монаху из леса, а тот угощал его хлебом. Никто не мог поверить, что дикое животное не трогает святого. Этот сюжет нашел отражение во многих произведениях искусства.

Есть в монастыре и фрагмент мощей Святого Сергия Радонежского. Верующие люди всегда могут приехать в обитель и помолиться в любой церкви. Чтобы прихожанам было проще узнавать все о событиях, происходящих в монастыре, насельники стараются идти в ногу со временем. У обители есть свой сайт, страница в Instagram и других социальных сетях.

Там пресс-служба монастыря рассказывает подписчикам о мероприятиях, делится ретро фотографиями и даже иногда выкладывает видео. На сайте вы найдете информацию о священниках, игуменах и архимандритах обители, посмотрите презентацию, ознакомьтесь с подробным расписанием богослужений.

Уточнить расписание служб можно и по телефону: +7 495 623 7580.

Монастырь открыт для посетителей ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Мне больше всего нравится бывать здесь на закате. В это время суток тени от древних деревьев красиво ложатся на церкви, а красные стены кажутся еще ярче.

Где находится Высоко-Петровский монастырь

Обитель расположена в самом центре Москвы, на пересечении улицы Петровки и Крапивенского переулка.

Точный адрес — ул. Петровка, 28/2.

Добираться до Высоко-Петровского монастыря проще всего пешком (припарковаться на Петровке обычно сложно). Ближайшие станции метро: Чеховская, Трубная, Тверская, Пушкинская, Кузнецкий мост. Каждый из этих путей хорош и интересен. Если пойдете от Тверской, прогуляетесь по Страстному бульвару, а потом, на пересечении с Петровкой, увидите вот такое здание и колокольню монастыря.

Любопытно, что раньше этот трехэтажный дом постройки 1901 года тоже принадлежал обители. Здесь находились богадельни, а само здание было деревянным. После революции его у монастыря забрали, а сейчас тут рестораны и жилые квартиры. Относительно недавно, в 90-е годы, сверху пристроили еще один этаж.

Совет

Интересно будет прогуляться и от Кузнецкого моста — сначала по улице Кузнецкий мост вниз, потом — вправо по Петровке.

Я люблю эту улицу: она нешумная и какая-то европейская. Загляните в Петровский пассаж (до 1917 года — Фирсановский, по имени его основателей) — это красивое дореволюционное здание имеет статус архитектурного памятника федерального значения.

В советские годы здесь шили белье для армии, проектировали дирижабли и показывали кино. Сейчас тут расположены магазины известных марок.

Вообще Тверской район Москвы, в котором расположен Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, мой любимый.

Он примечателен с исторической и архитектурной точки зрения, здесь проходит главная городская артерия — улица Тверская, есть хипстерский сад Эрмитаж, а еще — усыпанные зданиями в стиле конструктивизм Тверские-Ямские улицы. Я уверена, что после посещения великолепного Высоко-Петровского монастыря каждый придумает маршрут себе по душе.

Источник: http://travelask.ru/russia/moscow/vysokopetrovskiy-monastyr

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Уникальная экспозиция впервые открывает перед широким зрителем внутренний мир тайных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря – одного из духовных центров Москвы 1920–1930-х годов. Общин, которые сохранили традицию русского монашества в Москве даже после закрытия и разорения монастыря.

Открытие выставки состоялось 3 сентября, накануне престольного праздника монастыря. Расположилась экспозиция в Нарышкинских палатах Высоко-Петровской обители.

Открыл выставку игумен Петр (Еремеев), наместник монастыря. Отец Петр приветствовал всех находящихся в зале, поблагодарил организаторов выставки, а так же отметил важность сохранить в человеческой памяти моменты истории, особенно такого нелегкого периода церковной жизни. «Хотел поделиться еще одним впечатлением в этой связи.

Обратите внимание

Думаю это будет очень близко многим священникам. Вот когда совершаешь проскомидию и поминаешь почившую братию монастыря, то вдруг замечаешь, что уже перешел на здравствующих и о себе помолился.

Удивительным образом стираются привычные границы «О Упокоении» и «О Здравии», возникает такое особое чувство единства во Христе прежде жившей братии и братии которые сегодня подвизаются на Петровке», – заключил отец Петр.

В своем приветственном слове отец Наместник также затронул еще одну очень интересную тему посвящению грядущему юбилею монастыря. Отец Петр буквально впервые продемонстрировал почтовую марку выпущенную ФГУП Издатцентр «Марка», посвященную юбилею Высоко-Петровского монастыря.

 Наместник подарил присутствующим на открытии выставки юбилейные марки. «Уже в эту субботу сразу после гашения марки, которое состоится в этом зале в 16.

00, у каждого из вас будет возможность собственноручно погасить эту марку и таким образом пополнить свою коллекцию редких марок», – сказал игумен Петр.

После приветствия наместника к собравшимся обратился Леонид Андреевич Беляев – археолог, историк архитектуры, который в свое время работал на раскопках храма святителя Петра и близлежащего монастырского некрополя.

Леонид Андреевич отметил важность создания при монастырях музеев, выставок, экспозиций, посвященных истории монастырской жизни.

 «Данная экспозиция станет хорошим началом создание великолепного музея посвящение всей истории Высоко-Петровского монастыря, а значит и нашего города и страны», – выразил надежду известный ученый.

К собравшиеся так же обратился организатор выставки – Алексей Львович Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Алексей Львович детально описал предпоссылкы появление такого явления как тайная монашеская община и условия ее возникновения в Высоко-Петровском монастыре.

Важно

Вниманию гостей был предложен фильм, посвящённый теме экспозиции. В сьемках фильма приняли участие наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), организатор выставки Алексей Львович Беглов. В фильм также был включен фрагмент записи рассказа схимонахини Игнатии (Пузик), которая поведала о ее личном пути и о тайной Петровской монашеской общине.

После просмотра фильма гостям была презентована сама выставка. На выставке представлены оригиналы и фотокопии уникальных фотографий и документов (более 70-ти), а также вещи из частных и церковных собраний.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "достойно есть" ("милующая")

Экспозиция состоит из нескольких разделов.

Алексей Львович открыл экспозицию кратким рассказом о духовной родине петровских отцов – Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, о судьбе главных духовных наставников Петровской обители: ее настоятеле и «ангеле хранителе» архиепископа Варфоломее (Ремове), наиболее известном духовнике преподобномученике Игнатии (Лебедеве; 1884–1938), одном из старейших насельников Зосимовой пустыни игумене Митрофане (Тихонове; 1866 – не ранее 1943), духовных друзьях и «столпах» петровской общины архимандритах Никите (Курочкине; 1889–1937) и Зосиме (Нилове; 1898–1939), представителе молодого поколения иноков преподобномученика Феодоре (Богоявленском; 1905–1943) и о «последнем зосимовском старце» архимандрите Исидоре (Скачкове; 1883–1959).

Четыре отдельных тематических стенда повествуют о внутренней духовной жизни тайных петровских общин, о принципах духовного руководства, на котором основывалось воспитание иноков, о мученическом пути наставников Высоко-Петровского монастыря и о их духовных детях – бережных хранителях памяти о своих наставниках и свидетелях об их подвиге. Невозможно пройти мимо инсталляции – интерьера скита во имя иконы Божией Матери Знамение, который был основан в 1927 г. архимандритом Игнатием (Лебедевым) по адресу Печатников переулок, дом 3, квартира 26 и который был центром сокровенной жизни его тайной монашеской общины.

Подробнее

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/vysoko-petrovskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Высоко-Петровский монастырь — стиль классицизм | Узнай Москву

Монастырь изначально был создан за пределами Москвы, в селе Высоком – отсюда и соответствующая приставка в его названии. Его основание связывается с именем митрополита Петра, перенесшего свою кафедру из Владимира в Москву в 1325 году.

Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины – родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I.

Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря.

С 1514 года сохраняется практически в неизменном виде собор митрополита Петра, по которому монастырь получил свое название. Небольшая столпообразная одноглавая церковь в плане представляет собой восьмилистник, крупные выступы которого направлены по сторонам света, а малые расположены между ними.

Собор строился архитектором-итальянцем Алевизом Фрязиным – ранее таких церквей в Москве было несколько, схожим образом выглядел храм святой Варвары на Варварке, но до наших дней дошел только собор в Высоко-Петровском монастыре.

Две других соборных церкви построены позже: холодная, в честь Боголюбской иконы Божией Матери, в 1684–1685 годах, а также теплая, во имя преподобного Сергия Радонежского, в 1690 году. В Боголюбской церкви на средства царя Петра I создана фамильная усыпальница Нарышкиных, его родственников по материнской линии.

Церковь выстроена в традиционном русском стиле. Сергиевский же храм построен в память о событиях 1689 года, когда Петр I был вынужден спасаться от заговора стрельцов и царевны Софьи в Троице-Сергиевом монастыре.

Совет

В нем нашла воплощение стилистика нарышкинского барокко: богаты украшенные белокаменной резьбой порталы, оконные наличники с «разорванными фронтонами» и раковины вместо традиционных кокошников, венчающие четверик, с пятиглавием.

Другие монастырские храмы играли вспомогательную роль. Так, в 1694 году на Петровке были построены новые Святые врата, над которыми появилась трехъярусная колокольня с надвратной церковью Покрова Богородицы, служившей в качестве домового храма настоятелей монастыря – их корпус примыкает к Святым вратам с севера. Южнее расположен храм Толгской иконы Божией Матери, созданный архитектором И.Ф.

Мичуриным на средства статс-дамы А.К. Нарышкиной в 1744 году в память спасения Петра I от стрельцов, которое произошло в день памяти этого богородичного образа. Западный фасад этой церкви разрывает стену и выходит на Петровку, но входа здесь не существовало – ранее тут был киот для иконы.

Наконец, над южными хозяйственными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, в 1753–1755 году возведена церковь святого Пахомия Великого, позднее переосвященная во имя святых апостолов Петра и Павла. Она возникла на основе существовавших ранее на этом месте белокаменных ворот усадьбы Нарышкиных.

Ими же были созданы палаты на углу Петровки и Крапивенского переулка, превращенные в монастырские кельи: их фасад украшен богатыми оконными наличниками с завершениями в виде ступенчатых гребней.

Монастырь был упразднен в 1926 году, но окончательно богослужения прекратились в 1929 году, когда был закрыт последний храм – Боголюбский. Здания оказались заняты различными конторами, бывшие нарышкинские палаты оказались в ведении Государственного Литературного музея.

Возвращение богослужений началось в 1992 году, когда Сергиевский храм передали верующим, а в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Церкви Высоко-Петровского монастыря получили статус патриаршего подворья, а в 2009 году он был возобновлен как монашеская обитель.

В южном пролете Святых врат создан новый храм Казанской иконы Божией Матери. Реставрация монастырских построек еще продолжается.

Источник: https://um.mos.ru/houses/4993/

Высоко-Петровский монастырь

 /  Москва  /  Монастыри Москвы  /  Высоко-Петровский монастырь

Столичный Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь не так известен и посещаем, как, к примеру, Новодевичий или Покровский. Скрытый от мирских глаз за высокой кирпичной стеной, он находится неподалёку от Кремля — на Петровке.

Монашеское служение здесь возобновилось всего несколько лет назад — в 2009 году. Между тем, с момента возникновения этого монастыря прошло уже семь столетий, а события, с ним связанные, могли бы стать основой книг и фильмов.

Но обо всём по порядку.

Время появления Высоко-Петровского монастыря в Москве известно лишь приблизительно — скорее всего случилось это между 1315 и 1317 годами. У истоков образования обители стоял митрополит Киевский и всея Руси Пётр. Он повелел зодчим на крутом берегу Неглинки выстроить храм, названный затем во имя святых равноапостольных Петра и Павла.

Обратите внимание

Историки принимают за точку отсчёта и иную дату — 1326 год, когда митрополичью резиденцию было решено перенести в Москву (до этого она находилась во Владимире). Считается, что именно это обстоятельство послужило толчком к тому, что город постепенно начал превращаться в религиозную и государственную доминанту Руси.

По одному из других предположений, «заложил фундамент» святого места Иван Калита. Не обошлось без мистики. По легенде, великому князю перед тем, как скончался святитель Пётр, митрополит Киевский и всея Руси, было видение.

Будто он охотился там, где теперь стоит монастырь, и узрел снежную гору, снег на которой в считанные секунды растаял, а затем растворилась и сама скала. Святитель Пётр истолковал это так, что он в том сне является снегом, а Калита — горой, и что час его недолог и упокоится он раньше Собирателя земель русских.

После видения князь возвёл Петропавловский храм — с него и началась летопись монастыря.

По ещё одному допущению, обитель была основана после того, как за богоугодное дело взялся Дмитрий Донской, возвратившись с победой с Куликовской битвы.

Как бы ни случилось на самом деле, Высоко-Петровский монастырь — живой свидетель того, как малолюдная Москва росла, ширилась и, наконец, стала «третьим Римом». Все важные исторические вехи города неразрывно связаны и с судьбой обители. Как и Первопрестольная, монастырь претерпевал набеги, войны, пожары, и вместе с городом он каждый раз возрождался заново, становясь только краше.

На сегодняшний день Высоко-Петровский монастырь в Москве — это ансамбль из семи церквей XVII-XVIII веков, возведённых на деньги знатного рода Нарышкиных.

Расписание богослужений

Ежедневно начало Божественной литургии в 9:00, по воскресным дням — в 9:30. В 17:00 — начало вечернего богослужения. Ежедневно, кроме воскресных дней и двунадесятых праздников, в 7:00 — начало утреннего братского правила с молебном св. Петру Московскому перед его иконой с частицей святых мощей святителя (начало молебна в 8:00). По субботам служится водосвятный молебен.

http://vpmon.ru/

Адрес

Москва, улица Петровка, 28/2

Важно

Как и большинство зданий Москвы XIV века, поначалу монастырские сооружения были из дерева, но регулярные атаки врагов и пожары поставили точку на легковоспламеняющемся зодчестве. В XVI веке под руководством мастера родом из Италии Алевиза Нового был воздвигнут собор, сделанный из камня и названный именем святителя Петра. Век спустя обитель «обросла» прочной оградой.

В 1671 году Высоко-Петровский монастырь благодаря присоединённому имению Нарышкиных получил дополнительную землю.

Основные строительные работы развернулись на излёте XVII века, когда на царский престол взошёл Пётр I.

При нём был достроен Боголюбский храм, сооружены церкви Трапезная Сергиевская и Покровская, звонница, кельи для монахов. За монастырём были закреплены также две богадельни за чертой обители.

В XVIII веке появились церковь Толгской иконы Богоматери, а затем преподобного Пахомия Великого.

В самом начале прошлого столетия богадельни заменил доходный дом, который после 1917 года был экспроприирован большевиками.

Собор святителя (митрополита) Петра

Это «краеугольный камень» обители. Датируется XVI веком, сооружён на месте самого древнего храма. Проектировал и руководил строительными работами Алевиз Новый (Фрязин).

Собор уникален ещё и тем, что он наглядно иллюстрирует, как возводились первые столпообразные храмы. В XVII веке архитектурно был «доведён» до нарышкинского барокко, благодаря чему собор Митрополита Петра стал более светлым и праздничным.

Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери

Совет

Возведён в XVII веке, заменил церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенную столетием ранее.

Вплоть до конца XVIII века в Боголюбском храме хоронили предков императора Петра Великого из знатного семейства Нарышкиных.

Когда работа зодчих была завершена, Пётр I со своей державной родительницей Натальей Кирилловной отдали в дар монастырю икону Боголюбской Богоматери — список со старинного святого образа.

Церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной

Сооружена на стыке XVII и XVIII столетий в центре ансамбля обители. Вместе с храмом зодчие соорудили Братский корпус, который благодаря надарочному переходу стал с церковью единым целым, правда, ненадолго — через несколько лет его разобрали. В храме был оборудован балкон для выходов монарших особ в дни особо почитаемых христианских праздников, а также крестных ходов.

Церковь Толгской иконы Божией матери

Возведена на пожертвования статс-дамы Н.А. Нарышкиной, разделяет звонницу и Братские кельи. Снаружи церкви, с западной её стороны, раньше размещался образ Толгской Богоматери.

Церковь Петра и Павла (храм преподобного Пахомия Великого)

Основанием барочной церкви XVIII века стали каменные ворота нарышкинского имения. Идеологом её строительства выступил в те годы настоятель московской обители, архимандрит Пахомий. Церковь была посвящена его небесному заступнику. Храм получил серьёзные повреждения во время войны с французами. Позднее переосвящён во имя апостолов Петра и Павла.

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Воздвигнута в XVII веке над западными воротами в память об Афанасии и Иване Нарышкиных. Распоряжение об её строительстве дал сам Пётр I.

1812 год причинил обители огромный урон. В ней стояли лагерем наполеоновские кавалеристы, она была разграблена (реликвии и ризницу монахам удалось спасти, их вывезли в Ярославль), церкви осквернены.

Обратите внимание

В Боголюбском храме на крюки, вбитые в иконостас, оккупанты вешали туши животных — в монастыре была оборудовала скотобойня.

А непосредственно у стен обители они казнили горожан, «уличённых» в поджогах Москвы, которых затем закапывали рядом с колокольней.

Десятилетия понадобились Высоко-Петровскому монастырю, чтобы оправиться и превратиться в духовный и просветительский ориентир в мирной жизни города. И о просвещении мы упомянули не просто так.

Так уж получилось, что настоятели обители той поры имели отношение к образованию. Помимо этого, в 20-е годы XIX столетия туда из Заиконоспасского монастыря перевели церковное училище.

А ещё в обители хранились книги и документы библиотеки Московской епархии, позднее в читальне регулярно собирались «любители духовного просвещения».

На следующий год после Октябрьской революции у монастыря отобрали всё, что только можно было, однако некоторое время в обители продолжала теплиться свеча духовной жизни — там действовала тайная духовная академия.

Советское время обошлось с монастырём довольно жестко. В Боголюбском храме чинили сельхозтехнику, в соборе Митрополита Петра организовали цех по отливу металлических изделий. В церкви Сергия Радонежского было книгохранилище, а после зал для занятий спортом. Остальные же храмы и сооружения обители коммунисты переоборудовали под коммуналки.

Важно

Из-за такой «хозяйственной» нагрузки во второй половине XX века церкви Высоко-Петровского монастыря могли быть безвозвратно утрачены, но, к счастью, в 50-х годах началась реставрация, а затем обитель защитил статус памятника архитектуры. С начала 90-х годов в храмы на литургии начали приходить верующие, но монашеская жизнь здесь возобновилась полностью только двадцать лет спустя.

Самая важная реликвия Высоко-Петровского монастыря — икона и мощи святителя Петра, также здесь хранятся частицы мощей Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского, всех преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Из новообретённых святынь находится крест с частицей Креста Господня.

Высоко-Петровский монастырь на карте Москвы

Источник: https://trave-l.ru/moscow/vysoko-petrovskij-monastyr/

Ссылка на основную публикацию