Вертепное представление на рождество христово

Вертепное представление на Рождество Христово

Каждый год православный люд 7 января празднует Рождество Христово. Этот великий праздник венчает Рождественский пост, во время которого христиане готовятся к этому радостному событию. Многие в своих домах устанавливают Рождественский вертеп.

Что это такое

Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.

Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына — придел Яслей.

В полном понимании самого слова, ясли — это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.

Рождественский вертеп

Устройство современного вертепа

Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в котором имеется несколько этажей и прорези для управления куклами. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.

Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.

Вокруг вертепа расставлялись скамьи, зажигались свечи и начиналась волшебная сказка. Ее героями были Богородица, старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, царь Ирод, Рахиль, солдат, черт, пономарь и смерть.

Каждую куклу кукловоды укрепляли на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукой и тем самым управлять куклой.

Обратите внимание

Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.

Богомладенца обычно изготавливали из белой материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кудрявой пряжи, свернутой в комочек. Остальные герои сооружались из дерева или тряпок, тем самым их было легко мастерить и переносить с места на место.

Важно! Среди актеров-вертепщиков существовало правило: кукол, изображающих Богоматерь и Иисуса, необходимо было исполнять с особой тщательностью и они должны отличаться качеством исполнения от других фигурок.

Бывало, что вместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.

Рождественский вертеп из бумаги своими руками

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.

Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

О воспитании детей в вере:

Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.

Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.

Рождественский вертеп. Храм свт. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе

Сценарии

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда — символ рождения Спасителя.

Еще о развлечениях для детей:

  • Православные фильмы для детей
  • Православные мультфильмы для детей

Вариант Рождественской сказки

Ведущий: Друзья! Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем!

Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август. Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился…

А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем.

Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных!

Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить?

Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.

Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче.

По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи — это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду.

В эту ночь Мария произвела на свет младенца. Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом.

Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость. А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда, которую назвали Вифлеемской.

Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела.

Важно

Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца.

Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии. Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада.

Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!

Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары.

В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.

Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель!

Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой.

Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет.

Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка.

Совет

Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления.

Совет! В настоящее время присутствует добрая традиция: в ночь перед Рождеством люди ставят на окне возженную свечу, чтобы Святая Семья знала, что в этом жилище она может найти пристанище.

Посмотрите видео о Рождественском вертепе

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/rozhdestvenskij-vertep.html

Вертеп и вертепное представление: значение слова, что такое рождественское представление

В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп
  2. История вертепа
  3. Вертепное представление
    1. Устройство
    2. Куклы
    3. Сценарий

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп, в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.

История вертепа

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.

Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества. Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы.

Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею.

Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков — семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века. Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов.

Обратите внимание

Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Вертепное представление

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов, а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже.

В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны.

Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть.

Герои рождественского представления неизменны, это:

  • Царь Ирод. Главный персонаж. Он находится на сцене практически весь спектакль. Один из самых ярких моментов, когда Смерть своей косой отсекает царю голову.
  • Смерть. Традиционно наводит страх на зрителей своим образом. Эту куклу стараются сделать так, чтобы её коса могла нанести точный и хорошо видимый зрителям удар по шее Ирода.
  • Воин. Он символизирует всех солдат, которые были отправлены царём убивать младенцев.
  • Рахиль. Мать, у которой в ночь избиения младенцев убили единственного ребёнка. Сцены с этой куклой отображают горе и отчаяние всех матерей, потерявших тогда своих детей.
  • Бес. В традиционном вертепе бес выглядит как подвижная кукла на тонких ножках, он скользкий и противный на вид с разболтанными членами.
  • Волхвы или Три царя. Чаще всего изображаются как триединый персонаж, то есть три куклы крепились к одной ручке и управлялись вместе. Совмещены и их дары Христу: золото, ладан и смирна.
  • Пастухи. Этих кукол обычно одевают как жителей той местности, где ставится вертеп, так как они наиболее близки зрителям. Чаще всего именно им давали слова искренней радости Рождества.
  • Куклы Святого семейства. Эти персонажи, как правило, статичные и не имеют слов, так как создатели спектакля считают дерзостью играть эти роли.
  • Ангелы. Классические куклы одеты в дьяконское облачение, то есть белый стихарь, который крестообразно перевязан орарём – специальной лентой.
  • Пономарь. Этот персонаж является единственным героем, которого придумали исключительно для создания эффекта театра. Перед началом представления он зажигает свечи в вертепе и гасит их после окончания спектакля. Кроме того, только пономарь может передвигаться между вертепными сакральными этажами. И также от прочих действующих лиц его отличает конструкция – чтобы дотягиваться до свечей этому герою либо делают особый механизм, либо очень длинные руки.
  • Звезда Вифлеема. Это одно из важнейших действующих лиц спектакля. Строгих правил как сделать Звезду не существует. Каждый театр придумывает свой способ создания такой важной героини, зачастую заставляя зрителей восхищаться её красотой и яркостью.
Читайте также:  Православная молитва для похудения матроне московской

Сценарий

Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.

Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.

Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.

Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.

К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.

Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей.

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.

Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.

Рождественский вертеп

Источник: https://pravoslavie.guru/tserkovnye-obryady/vertep-i-rozhdestvenskoe-vertepnoe-predstavlenie.html

Лариса Захарова: «Вертеп наглядно объясняет суть праздника Рождества»

Период после праздника Рождества Христова до Крещения называется Святками. Существует немало забытых святочных обычаев, которые связаны с церковной службой, но при этом выходят за ее рамки. Среди этих традиций – вертепный театр.

Лариса Захарова из города Пущино Серпуховского района расскажет в интервью о вертепе, который находится в местном храме Архангела Михаила. Ученики воскресной школы «Вертоград» каждый год выступают с рождественскими кукольными спектаклями, история которых в нашей стране восходит к XVI столетию.

Сценарий вертепного представления Михаило-Архангельской церкви в Пущино основывается на тексте, реконструированном фольклористами для знаменитого ансамбля Дмитрия Покровского.

Как давно существует вертепный театр при храме Архангела Михаила в Пущино?

– Первый вертеп в нашей воскресной школе сыграли в 2001 году. С вертепом нас познакомил семейный ансамбль священника Владимира Зотова из Протвино «Живая старина». Они приезжали в Пущино, показывали вертепный театр в Доме ученых.

Важно

Однако в нашем храме вертепный театр появился благодаря священнику Сергию Свирепову и его жене Ольге. Батюшку Сергия перевели служить вторым священником в наш Михайловский храм из церкви села Игумново.

Они привезли с собой первый вертепный ящик и кукол, которые расписывала матушка Ольга.

Позже отца Сергия перевели в Серпухов, матушка Ольга стала руководить там православным клубом «Трилистник», в котором продолжились вертепные представления. Я подхватила начатое ими дело в нашем приходе.

Наш настоятель отец Дионисий Крюков заказал новый вертепный ящик и кукол, которыми мы пользуемся сейчас. Его жена матушка Татьяна стала отвечать за музыкальную часть представлений. Я больше административный руководитель, репетирую с детьми.

Совместными усилиями живет наш вертепный театр.

– Вертеп часто ассоциируется с неподвижной композицией. Как появился рождественский спектакль с куклами?

– Изобретение вертепа приписывается католическому святому Франциску Ассизскому. Считается, что он решил таким путем материализовать рождественскую историю, сделать ее осязаемой для своих прихожан. Он первый устроил композицию с Иисусом в яслях, Марией, Иосифом, волхвами и пастухами. На западе это прижилось.

Сначала вертеп делали статичным, но с развитием механики фигуры стали двигаться. Устройство вертепного ящика напоминает механизм: куклы управляются приводами, а не веревками, как марионетки.

Существует остроумная версия, что на Руси западные механизмы вертепов ломались, поэтому пришлось двигать волхвов и пастухов вручную.

Самый ранний найденный вертепный ящик в нашей стране датируется 1591 годом. С появлением в России духовных школ семинаристам предписывалось ходить в святочные дни по домам и рассказывать людям о празднике, разыгрывая сцены священной истории в форме кукольного театра.

Это было полезно с просветительской точки зрения. На западе такая проповедь была более актуальна, потому что простые необразованные люди не понимали слов богослужения и Библии из-за латыни. Театрализованное представление священной истории наглядно объясняло, в чем суть праздника Рождества Христова.

Вот почему традиция зародилась сначала в католических странах.

Такой обычай был связан только с Рождеством Христовым?

– Существовали и другие театрализованные чины, которые иногда включались и в ход церковной службы. На праздник Входа Господня в Иерусалим в Москве XVII века ежегодно устраивалось «Хождение на осляти» с участием царя и патриарха.

Совет

 Другой чин – «Пещное действо» – рассказывал о спасении трех ветхозаветных отроков в Вавилонской печи. Этот спектакль с живыми актерами исполнялся в храме за богослужением. Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» реконструировал этот забытый чин.

Вертеп – это тоже не простое развлекательное представление, он тесно связан с богослужением.

Как сложилась судьба рождественского вертепа в советские годы?

– После революции вертепные представления на долгие годы попали под запрет, хотя по деревням «христославы» все равно колядовали и играли рождественские сценки.

Известная исследовательница вертепов Ирина Уварова описывала в своей книге случаи, когда большевики преследовали детей за то, что они мастерили самодельные вертепы и разыгрывали их в домах. Первый вертеп после многих лет забвения был реконструирован для ансамбля Дмитрия Покровского еще в советское время.

Тогда церковь находилась под надзором и давлением со стороны власти, поэтому вертеп восстанавливали исследователи аутентичного русского фольклора, а не миряне или священники.

Из коллектива Дмитрия Покровского вертепную традицию переняли в ансамбле древнерусской духовной музыки «Сирин», а оттуда она перешла в ансамбль «Живая старина». Мы считаем себя преемниками «Живой старины», поэтому свою «родословную» ведем от самого первого реконструированного вертепа.

В чем состоит эта преемственность?

– Прежде всего, в сценарии. Сценарий играют один и тот же, хотя есть модификации. Мы играем модификацию священника Владимира Зотова и матушки Ольги. Разночтения отражаются на деталях повествования и облике кукол. Кроме того, преемственность состоит в похожей структуре вертепного ящика.

Когда мы начинали, в воскресных школах почти не было вертепов. Аутентичный сценарий, который нашли и восстановили фольклористы, мы адаптировали для детей воскресной школы. В изначальном тексте, например, очень мало слов.

Почти вся рождественская история изображается в пении колядок и праздничных песнопений.

Вертепное действо называется «Царь Ирод». Ирод – главный персонаж вертепного театра на Руси, а главная тема спектакля – кара царя за его злодеяния. В старину люди хорошо знали библейский рассказ о рождении Христа, поэтому их больше интересовало, что произошло со злодеем Иродом.

Обратите внимание

В народе как бы домысливалась его судьба. Логично предположить, что царь попал в ад, хотя в Библии никаких сведений о его кончине и участи нет. В вертепном театре разыгрывается, как к Ироду приходят три восточных волхва и сообщают о рождении царя в Иудейской земле.

Услышав об этом, он призывает воина и повелевает убить всех младенцев в Вифлееме. Фигурка воина поражает ребенка Рахили, которая символизирует вифлеемских матерей. За это преступление Ирода ждет страшная кара.

К нему приходит смерть с косой, отрубает голову, а змей утаскивает обезглавленного царя в преисподнюю.

В какие дни положено ставить вертепные спектакли?

– Играть нужно на Святках с седьмого по девятнадцатое января – «от звезды и до воды». Мы стараемся следовать обычаю, но в современных условиях приходится подстраиваться к школьным каникулам и графику тех учреждений, где мы играем.

Часто случается, что мы ставим вертепное действо и до Рождества. Хотя это формально неправильно, этим мы подготавливаем зрителя к празднику.

У православных еще идет пост, и лучше посмотреть в эти дни рождественское представление, чем продолжать обычные новогодние гуляния.

Как устроен вертепный ящик?

– В вертепном ящике два яруса. На верхнем ярусе находится икона Рождества Христова, в некоторых других вертепах ее заменяют неподвижные фигурки святого семейства. Священные лица не участвуют в игре. На Руси было не принято играть и говорить какие-то слова за Деву Марию или Иосифа.

Двигаются и разговаривают только второстепенные лица: ангел возвещает рождение Спасителя пастухам, пастухи и волхвы поклоняются младенцу, дьячок открывает театральное представление и зажигает свечи у ящика. В редких случаях в вертепах показывается сцена бегства святого семейства в Египет, но у нас этого нет.

Положительные персонажи действуют в верхнем ярусе, который символизирует вифлеемскую пещеру.

Отрицательные герои помещаются на нижнем ярусе. Нижние ярус – это царство Ирода и царство зла. Там действуют Ирод, воин, смерть, змей либо черт.

Важно

Фигурка черта более традиционна для вертепа, но священник Владимир Зотов придумал ему замену в виде змея. Играть за черта детям в воскресной школе посчитали неуместным.

Смерть, которая приходит покарать Ирода, изображается в виде скелета в плаще и с косой в руках.

Роспись ящика произвольна или подчиняется канону?

– Раньше мастера украшали ящик традиционным для своей местности орнаментом. Наш вертеп расписал художник и иконописец Александр Руснак в 2007 году. На стенке ящика изображен Архангел Михаил – покровитель храма в Пущино. В самом верху на крышке обыкновенно рисуют вифлеемскую звезду. Иногда там делается окошко и вставляется лампочка.

У нас просто нарисована звезда и ангелы. В нижней части ящика художник поместил грифонов. Эти мифологические существа традиционны для церковного искусства, но имеют более свирепый вид, чем кроткие овцы и другие животные на стенке верхнего яруса. Могут быть и другие интересные варианты росписи ящика.

Кукол для нас вырезал художник Сергей Лесников в стиле Богородской игрушки.

Сколько человек участвует в вертепном действе?

– В старину на ярмарках бывало, что всех персонажей озвучивал один актер. Нам в воскресной школе, наоборот, хочется привлечь больше детей к участию, поэтому состав играющих кукловодов доходит до десяти человек и столько же певчих. Матушка Ольга Свирепова в традиционный сценарий вертепа добавила современные стихи.

Хотя это нарушение аутентичного сценария, но оно имеет свои плюсы. В традиционном вертепе у положительных героев очень мало слов. Современные стихи позволяют дать детям больше ролей. Язык аутентичного текста ближе к церковнославянскому, поэтому он малопонятен.

Современному зрителю нужно хотя бы вкратце рассказать о событиях Рождества Христова, потому что сейчас, в отличие от прошлых столетий, далеко не все знакомы с библейской историей. Если ничего не добавлять и никак не комментировать «Царя Ирода», акцент представления сместится исключительно на историю злодея.

Сцена с отрубанием головы Ирода всегда вызывает восторг среди школьников, но нам хочется, чтобы им запомнилось что-то еще.

Источник: https://mosregtoday.ru/geroi-podmoskov-ya/larisa-zaharova-vertep-naglyadno-obyasnyaet-sut-prazdnika-rozhdestva/

Рождественский вертеп. История его появления в России

Статья опубликована в православном журнале для родителей «Виноград» (№21, январь-февраль 2008).

Читайте также:  Икона божией матери "трилетствующая"

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Фигурки из вертепа

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество Церковь увеличила и время богослужений в эти дни, и торжественность их проведения.

Совет

Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в Западной церкви становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии.

Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь.

К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Обратите внимание

Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным – монахом и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в Константинополе и других городах торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа.

Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода.

Важно

В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны.

Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях.

Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, иногда по бокам кулисы.

А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой.

Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История русской литературы» так описывал вертепное представление в России:

«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев “сущих первенцев”.

Совет

Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон.

Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”.

Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в ад со словами:
О, проклятый Ироде, за твоя превеликия злости Поберу тя в преисподнюю бездну

и с кости.

Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни.

Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке.

Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».

Обратите внимание

Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол.

Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика.

При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос.

Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни Святок, до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

От редакции

Некоторые педагоги сумели по-новому использовать вертепную традицию, чтобы по-старому добро и понятно раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтобы их питомцы сами приняли участие в поисках и поклонении новорожденному Спасителю и запомнили этот свой личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте свои вертепы. А пока что мы послушаем педагогов из клуба «Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И. Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.

– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка» под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. В первый раз это был маленький вертеп, слепленный из снега по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши маленькие детишки, с ними вместе вырастал и наш вертеп – теперь это уже настоящий шалаш из лапника и снега, куда можно войти в рост.

Идея эта родилась неожиданно. Мы приехали готовиться к встрече Рождества.

Конечно, со святочными рассказами и церковными разговорами, конечно, с подготовкой к причастию и с сочивом, самими нами приготовленным.

Важно

Разговор о празднике Рождества Христова естественным образом вывел на тему пещеры, в которой родился наш Господь. Обстановка, в которой мы находились, подсказала идею сооружения «вертепа» в лесу.

«Давайте тоже пойдем, как волхвы, искать вертеп!» – решили мы.

Мы, взрослые и руководители поездки, хотели, чтобы дети всей душой почувствовали величие праздника, его реальность и одновременно его чудесность.

Дома часто не увидишь, а то и не поймешь, что творится с природой: то вдруг выпадет мягкий снег после слякоти и дождей, а то в обложенном тучами сумрачном небе появится звезда, то ветер сорвется, то тишина водворится… Природа вместе с нами идет навстречу Рождественскому чуду.

…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет непростой, детей будут ждать трудности и приключения.

То повстречаются им «волхвы» или «пастухи», которые зададут вопросы, а за ответы на них помогут найти верный путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой, которую нужно быстро решить и в ней найти путеводную нить к вертепу, то совсем неожиданно встретится клубок, который катится по темному лесу, а когда-то свеча то загорится, то погаснет в лесной чаще, указывая верный путь, а колокольчик нежным звоном позовет к вертепу…

Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но сценарий может быть разным. И конечно, самый красивый, таинственный и чудесный момент – это встреча у вертепа, заранее втайне сделанного взрослыми. Он украшен бусами, свечами и в центре его рождественская икона Божией Матери с Младенцем.

Здесь перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни – мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о Рождестве Иисуса Христа.

Читайте также:  Молитва спиридону тримифунтскому о исполнении желания

Текст Евангелия исключает актерство, требует внутреннего отношения к происходящему.

За этим скромным и непритязательным действием разворачивается история Рождества Христова… После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся бумажных фонариков возвращаются из леса домой к самому главному – рождественской литургии для встречи с Христом.

Совет

Наверное, ребенку интересно прочесть дома евангельские рассказы о Рождестве, но вместе с друзьями встретиться с историей светлого праздника в необычной обстановке, в лесу, когда каждый старается внести свою лепту в подготовку праздника, принести свой дар новорожденному Спасителю – незабываемое событие в жизни. А дальше их ждет продолжение праздника – тропари, колядки, православные детские песни понесут маленькие христославы всем окружающим. Они будут ходить с Рождественской звездой и славословить родившегося Богомладенца.

Когда-то хорошим подарком на Рождество был пряник, который появился на Руси еще в IX веке. Мы заменили этот обычай печь особые пряники строительством пряничного терема из тех сладостей, которые наколядовали христославы.

Процесс приготовления домиков сложный, торжественный и по-настоящему веселый! Производим мы это строительство все вместе, а можно и разделившись на команды, учитывая выдумки, которые любому в голову придут: дело это сложное – непросто построить дом из печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой попытки невозможно соединить стены.

И какое счастье съесть сладкий терем за праздничным чаем с друзьями, когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ждут лыжи, санки и снежная крепость.

Источник: https://www.pravmir.ru/rozhdestvenskij-vertep-istoriya-ego-poyavleniya-v-rossii/

Сценарий вертепного представления » Царь Ирод»

Приветствие настоятеля, дети исполняют тропарь и кондак Рождества.

Илария

Рождество Христово! На душе светло! Праздника святого Солнышко взошло. Небеса так ясны, белый день в ночи: То Младенцу в ясли Шлет звезда лучи! Стало плотью Слово Ради наших бед: Рождество Христово —

Вечной жизни свет!

ПОД РОЖДЕСТВО ( Владимир)

Под скатертью пушистою След осени исчез, И ризой серебристою Оделся мёртвый лес. Исчезло дня сияние, Ночь сходит с высоты, Полна очарования И дивной красоты.

Звон волнами певучими Несётся вдоль реки, Меж елями могучими Мелькают огоньки. Поют «Христос рождается!..».

Им род спасён людской, И сердце загорается Любовью неземной… То освещён торжественно Сегодня сельский храм: За службою божественной

Встречают праздник там.

Вертепный театр «ЦАРЬ_ИРОД»

Сцена 1.  Пастухи. Верхний ярус.

Аня: Здравствуйте, дорогие друзья! Это домик необычный, это наш театр. Сегодня вы увидите удивительную историю о том, как родился наш Спаситель, всему миру Искупитель, о добрых пастушках и о мудрых волхвах, о злом коварном царе Ироде.

Андрей    – Ой, глядите-ка! Звезда!
Макс    – Где звезда?
Андрей:  – Поглядите вон туда.

Макс     – Вот это да!
Андрей:    – И какая же большая,пребольшая, золотая, золотая да пресветлая!
Макс    – То звезда непростая.
Андрей   –– А какая? Волшебная?
Макс    – Не волшебная, а святая.

Андрей    – Отчего она святая?
Макс    – Чего не знаю, того не знаю.
Андрей  – Только, думается,  пастухам, нам с вами, эта звезда –предзнаменованье!
Макс – И что же нам теперь делать?
Андрей   – Надо нам пойти к кринице.

Макс    – Для чего?
Андрей    – Чтоб водицею умыться.
Макс    – А зачем?
Андре    –Чтоб, умывшись, помолиться,  помолиться и покаяться.
Макс   – Твоя правда.

Андрей:  Мы хотя и пастухи убогие, да и у нас грехи многие.
Макс:   Мы пойдем, водой омоемся, мы омоемся да помолимся, мы помолимся да покаемся.
СЦЕНА 2  Вохвы идут за звездой.
Аня:А вот идут три волхва-царя, меж собою говоря.

МИЛА:
– Я – царь Каспар,  у меня от Бога дар: сызмала я не ленился, а молился да учился: понимать навык и коровий мык, и звериный рык, и птичий язык – всяку тварь земную я по имени именую.  Вот увидел я звезду – и за ней иду.

Звезда то не простая, открывается мне, что она святая. А почему святая,  я еще не знаю.

Андрей:
Я – царь Валтасар, у меня от Бога дар: сызмала я не ленился, а молился да учился: в моем царстве много вод, а в них всяка тварь живет: черепахи, змеи, раки, и киты, и рыбы всяки – всех я знаю, и люблю, и ласкаю, и кормлю, всяку тварь я именую: и морскую, и речную, как ручную. Вот увидел я звезду и за ней иду. Звезда непростая. Открывается мне,  что она святая. Отчего святая, я еще не знаю.

МИЛА

– А я – царь Мельхиор. Дал мне Бог вострый взор: сызмала я не ленился, а молился да учился: в небе звезд не счесть, и у каждой имя есть, и у каждой планеты свои приметы, и у каждого светила своя сила, а я ту или иную, хоть сейчас поименую. Но сия звезда чудесная мне неизвестная, звезда не простая, открывается и мне, что она святая.

Сцена 3 «Поклонение пастухов». Верхний ярус.

АНЯ: Вот уснул Вифлеем, — и дома, и дворы…

Лишь овечьи топтались стада,

И казалось: столь тихой и мирной поры

Не бывало еще никогда.

Поднимался туман с иудейских земель

И такой разливался покой,

Будто вся эта ночь, как одна колыбель

Материнской качалась рукой.

Максим пастух:    Я – Данило, я с овечкой.

Андрей пастух:      А я – Гаврило, я – за старшего.

МАКС: Пасли мы с Гаврилой овечек на поле, несли мы ночную стражу у стада своего. Вдруг! …предстал нам Ангел Господень и сообщил Благую весть, что родился Спаситель всего мира. А потом добавил: «Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Андрей:

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех – благоволение!
Аня А вот Ерусалим-город, в котором живет царь Ирод.

А вот и сам царь в короне  сидит на троне.

СЦЕНА 4  «Во дворце царя Ирода». Нижний ярус.

Воин: Ать-два, ать-два… Я – Главный царедворец! Все у меня, так сказать, в подчинении!  В стратегическом, так сказать, назначении. Царь от меня – в изумлении. Никак не нахвалиться…Шапка у меня золотом блистает.

Обратите внимание

Меч мой длинный и острый, пика – метка, взмахну мечем направо – враги снопами валятся, взмахну налево – чисто поле кругом… А кафтанчик-то у меня красно-бархатный, да и пуговки все на нем – хрусталю богемского.

Да и

…Ой!!!

Царь Ирод: То не королевская похлебка в семи котлах клокочет, то не вороны с воронами под окнами стрекочут, а то верный мой генерал Долдон Спиридонович без конца языком бормочет!!! … Все ли в порядке?

Воин : Здравия желаю, Ваше царское величество! Служба служится, дворец охраняется!

Царь Ирод: Ну. Ладно иди, ступай!

Воин уходит. Воин: Ать-два, ать-два!…

Ирод: Я есмь царь! Всему господин! Хочу – казню. Хочу – помилую. Никто мне не указ. Царствовать – царствую, равных себе не знаю!!! (Пауза).

Пойду посплю.

Змей: Ш-ш-!… Эх, Ирод, ирод, спишь, что ли? Спишь! А в твоем царстве- государстве новый Царь народился!

Уползает с с шипением.

Змей: Ш-ш-!… Эх, Ирод, Ирод, опять спишь? Все спишь и спишь, да что ж такое-то!  А в твоем царстве-государстве новый Царь народился!

СЦЕНА5 Нижний ярус.

Ирод: А, что? Хранитель! Хранитель!…Выступи к трону!

Воин: Ать-два, ать-два…

Ирод: Где ты пропадал?

Воин: Я, ваше царское величество, дворец охранял!

Ирод: Ну и как? Что-нибудь видел, а то мне что-то странный голос послышался!

Воин: Никак нет, Ваше царское величество, никто мимо меня не проходил, ни

птица, ни рыба, ни человек, ни зверь, ни таракан!

Ирод: Ну ладно… Иди, ступай…да как следует меня охраняй! Я – царь грозный?

Воин: Очень грозный, Ваше царское величество!

Ирод: Умный?

Воин: Умный!

Ирод: Добрый?

Воин: Добрый, ваше царское величество!

Ирод: Ну, хорошо, иди!

Воин: Слушаюсь! Ать-два, ать-два!…

СЦЕНА 6. «Встреча волхвов с Иродом»

Ирод: Здравствуйте, цари персидстии! Куда идете? Куда путь держите?

МИЛА: Мельхиор: Здравствуй, грозный царь Ирод! Идем мы из далекой Персии в город Вифлеем. По древним пророчествам рождение Христа будет

сопровождаться появлением новой большой звезды. И вот, возсияла на небесводе такая звезда и привела она нас сюда. И идем мы поклониться Новорожденному Младенцу.

МАКС (Гаспар): А идем мы из далекой Персии где растут большие персики и апельсины, и сочные ананасы.

Ирод: Ну ладно, ладно мне про фрукты. Про царя говорите, про царя!

МИЛА: А больше мы про Царя ничего не знаем, знаем, что в городе Вифлееме Он.

Ирод: Ну, что ж… К Новорожденному идите, и мне возвестите. Я тоже Ему…    поклонюсь.

СЦЕНА 7 . «Поклонение волхвов». Верхний ярус.

АНЯ: К Вифлеему путь не долог –

Вот он в дымке вдалеке.

Звездный свод, как будто полог,

Спит в Божественной руке.

Не колышется травинка

И не движется вода.

В темноте, как по тропинке

Волхвов Звезда вела сюда!

Выходят три волхва.

МИЛА:

Сомнений нет – сияет это Чадо

Так, словно в Нем скрестились все миры!

МАКС

И доказательств более не надо!

Ему мы принесем свои дары!

МИЛА:

Нам к ветхой жизни больше нет возврата,

Ты Царь царей – Тебе принес я злато!

МАКС

Ты – Бог, чья власть над раем и над адом.

Тебе принес я благовонный ладан!

МИЛА:

Явился смертным Ты передо мной,

Прими же смирну как удел земной.

АНЯ: О, царие персидстии, в обратный путь пойдете, к Ироду не заходите. Ирод злое замышляет, всех младенцев Вифлеемских избить решает.

МИЛА: Спасибо тебе. О, Пресветлый Ангел Господень за то, что наставил нас на путь благий, за то, что помог нам!

СЦЕНА 8 « Вифлеемские младенцы»

Ирод: Где?… Где эти цари персидстии? … Не пришли… Обманули!… Меня – великого, мудрейшего, грознейшего, умнейшего царя Ирода!!! Вот соберу своя воины, пойду в страны Вифлеемские, изобью всех младенцев сущих первенцев! Поймаю я этого Царя! Младенца ненавижу! Где там мой царский генерал? Сослужи мне, генерал, службу важную: собери мою рать отважную, с нею в город Вифлеем пойди, по домам-дворам по всем пройди. Где младенца какого найдете, там его и убьете.

Не щадите ни самого малого, ни двухлетнего, ни годовалого.

МАКС – Я, царев генерал, во многих битвах бывал, всех врагов побивал, а теперь пойду в Вифлеем воевать, ребятишек убивать – чему быть, того не миновать. Такова твоя царская воля.

Такова моя генеральская доля.

Ирод – А я, Ирод-царь, я не ем, не пью, по ночам не сплю, злобу черную мою   я никак не утолю.

АНЯ:

– А вот Рахиль о детях своих плачет,

ангел Божий Рахиль утешает.

МИЛА Рахиль – Я, Рахиль безутешная, плачу, я детей моих кличу, кличу малых, кличу милых. Ирод, царь-злодей, погубил их!


МИЛА:

Ты не плачь, не плачь, Рахиль безутешная, не земля их приняла,  а страна нездешняя, в Небесах они справляют новоселие, у Отца в раю вкушают радость и веселие. Не успел Ирод-злодей  погубить Христа – Его Матерь унесла  в потаенные места. Ирод-царь не утолил  злобу напрасную.

Скоро примет Ирод-царь смерть ужасную.

Змей Горгоныч! Змей Горгоныч, где ты там?

МАКС Змей: Да здесь я, здесь… Я ползу, ползу,… ползу… сейчас, сейчас я здесь буду…О!

Ирод! А ты чего? Эх, ты! А еще царь!

МАКС За твои превеликие злости заберу я тебя в преисподнюю, в гости.

ВОВА:

Вот так средь суеты, гордыни, слез,

В мир беззаконий, зла и преступленья

Был явлен человечеству Христос,

Как будущая жертва искупленья.

И каждый, кто свою украсил ель,

И кто подарки близким приготовил,

Тот вспоминает бедную постель,

Пещеру, пастухов и вздох воловий,

Дитя, как свет, лежащее в яслях,

И мудрецов, пришедших к Откровенью.

И верует, что не познает страх

Ни смерти, ни посмертного забвенья.

Дети исполняют колядку  «На небе зорька».

Проводятся конкурсы.

Источник: http://nikajel.cerkov.ru/2018/01/08/scenarij-vertepnogo-predstavleniya-car-irod/

Ссылка на основную публикацию