Великий вторник страстной седмицы – 23 апреля 2019 года

Великий Вторник Страстной Седмицы — 23 апреля 2019 года

Великий вторник Страстной седмицы напоминает христианам — бодрствуйте, не уподобляйтесь неразумным девам и достойно приносите свои таланты Богу. Великий вторник приближает христианский мир к событиям пятницы. Еще два дня, и мир застынет в тишине, переживая распятие Иисуса.

Спаситель знал Свою участь, поэтому в последние дни пребывания с учениками старался, как можно больше откровений оставить в их сердцах.

Отдайте Богу Божье

Через Евангелие Иоанна мы узнаем, что Христос не называет больше учеников рабами, Он признает их друзьями, с которыми делится всем тем, что услышал от Отца. (Иоан. 15:15).

Апостол Матвей в своем послании четко говорит, что Учитель сообщил друзьям о Своих скорых страданиях (Мат.26:2), но они тогда этого не могли вместить. Великий вторник стал последним днем, когда Иерусалимский храм и еврейский народ слышали откровения Спасителя.

Иисус и фарисеи

Фарисеи, видя, что Иисус приобретает все больше учеников, и они признают в Нем Миссию, искали повода предать Христа смерти, поссорив Его с римскими властями. Во время пребывания Иисуса в храме фарисеи с лукавством спросили, надо ли платить налоги кесарю. Лицемерие их заключалось в том, что в любом случае Христос был бы виновен.

При положительном ответе Его признали бы пособником римлян, при отрицательном — бунтовщиком. Учитель попросил принести Ему динарий, на котором был профиль кесаря и сказал, что надо отдавать кесарю, то, что ему полагается дать, а Богу принести Божие. (Мат. 22:21) Эти слова актуальны и в XXI веке.

Православные христиане XXI века должны служить примером послушания властям, но при этом оставаться верными учениками Иисуса, оставив всякое лживое благочестие:

  • тщеславие;
  • лицемерие;
  • властолюбие;
  • корыстолюбие.

Современные фарисеи, надевшие на себя маски истинных христиан, подобны слепым вождям, которые своим поведением ведут народ в погибель.

В Великий вторник сердце Учителя наполнено тревогой за Своих последователей. Христос оставляет для учеников послание века «Бодрствуйте!».

О других днях Страстной седмицы:

  • Великая Среда
  • Великий Понедельник
  • Великий Четверг

Всегда бодрствуйте, будьте готовы к возвращению Жениха

В притче о десяти девах Христос говорит о том, что истинный христианин должен каждое мгновение быть готовым ко второму приходу Мессии.

Притча рассказывает о десяти девушках, которые ожидали Жениха. Пять из них залили в лампадки достаточно масла, а пять девушек легкомысленно отнеслись к встрече Жениха, и их светильники вскоре погасли. Пока они ходили за маслом, Жених пришел и закрыл двери дома.

Эта притча созвучна еврейской свадьбе. Сосватанная невеста не знает дня своей свадьбы, она готовится в семейной жизни, шьет свадебное платье, вышивает постель, и каждое мгновение прислушивается, не слышно ли криков дружков любимого.

Притча о десяти девах

Проходит время, порой это был год, пока жених строил дом, ожидание и волнение переполняют невесту. Она ежедневно пересматривает приданое, спит, постоянно прислушиваясь к звукам ночи, пока в один момент не услышит: «Жених идет!»

Обратите внимание

Светильники в притче означают духовное состояние человека. Пять девушек, как мудрые христиане, живут по слову Божьему, наполняясь Духом Святым, как маслом для светильников, постоянно пребывая в готовности выйти навстречу Жениху.

Важно! Под маслом притча передает веру, добродетельные дела, милостыню и готовность в любой момент предстать перед Всевышним. Мудрые девы ждут своего Жениха, Церковь ждет Иисуса Христа.

Господь медлит, Он дает время немудрым христианам, они в притче представлены другими пятью девушками, которые остались за дверью, наполнить свои души истинной верой, залить масло в свои светильники.

В Великий вторник Страстной седмицы Великого поста из-за аналоя звучит «Бодрствуйте!», не уподобляйтесь немудрым девам, чтобы не остаться за дверью Царства Небесного.

Ни один христианин, наполненный Божьей благодатью, верой и любовью, как маслом для светильника, не сможет в день прихода суда Божьего поделиться этим с неразумными близкими и родными, ибо это невозможно сделать. Каждый даст ответ сам за себя.

Бодрствуйте каждый миг. Иисус подчеркивает, что никому не дано знать, когда прозвучит: «Жених идет!» Держите свои души-светильники всегда наполненными добрыми делами и верой в Иисуса Христа. Горе неразумным христианам, которые духовно уснули, перестали гореть для Бога, предались мирским утешениям.

Православное крещение — талант от Всевышнего

В притче о талантах говорится, что хозяин, уезжая надолго, дал каждому слуге по таланту, на то время это были огромные деньги. Первый пустил деньги в оборот и приумножил капитал в 10 раз. Второй основал свое дело и получил прибыль в пятикратном размере.

Притча о талантах

Третий очень боялся потерять талант и закопал его до приезда хозяина, за что был наказан.

Важно! В современном мире талант — православное Крещение, дающее право называться детьми Божьими.

Этот дар надо постоянно развивать, пребывая в познании Божественной сущности, читая Библию, воцерковляясь и наполняясь Духом Святым через посещение храмовых служений.

Негодный раб, закопавший талант в землю — христиане, которые были крещены в церкви, но со временем только называются православными верующими, посещая служения по великим праздникам не по велению сердца, а для «показухи».

Бодрствуйте, ибо скоро придет Хозяин, и придется дать ответ за дарованный талант!

Великий вторник — богословие

На утренней службе в храме поется тропарь «Се Жених Грядет» и читается Евангелие от Матвея, глава 25, в которой повествуется о десяти девах, талантах, оставленных господином и приходе Страшного суда.

В понедельник Церковь вспоминала смоковницу, на которой не было плодов, во вторник эта тема продолжается притчей о талантах. На Литургии Страстного вторника продолжается чтение «Исхода» и истории о многострадальном Иове из Ветхого завета.

Многострадальный Иов

Иисус — наш исход, выход из рабства страстей, греховной жизни, смерти. Праведный Иов претерпел адовы муки, оставлен был всеми, чтобы в один день выздороветь и приобрести все в удвоенном количестве.

Спаситель, как Иов, пострадал от рук лицемеров и книжников, умер на кресте, был погребен, но на третий день воскрес, вместе с Ним теперь воскресение даровано всем истинным христианам.

Важно

На вечерней службе в полной силе разворачиваются размышления о десяти девах, талантах и Судном дне.

Пение стихир заставляет каждого православного верующего задуматься, а к каким девам можно отнести себя, как мы поступаем с талантами, данными Иисусом, и насколько готовы прийти на Суд Божий.

Что дозволено и чего нельзя делать в Страстной вторник

В Страстной вторник во всех воскресных школах рассуждают над притчами, оставленными Учителем в этот день. По совету Церкви чтение Евангелия продолжается в семьях, в домашнем кругу. Усердное пребывание в молитвах и рассуждениях, к каким девам можно отнести себя.

Литургия в Великий Вторник

Если христианка шьет себе новый наряд на Пасху, то в этот день он должен быть закончен, со среды все пошивочные работы приостанавливаются.

Во вторник разрешено готовить пищу, но без растительного масла. Позволительны все работы по дому и в огороде. Строго запрещено: употреблять алкоголь; петь мирские песни и веселиться. После вторника христиане закупают продукты для разговения в Светлый праздник Пасхи.

Еще о подготовке к Пасхе:

  • Святая Четыредесятница
  • Рецепты пасок и куличей на Пасху
  • О сухоядении в пост

Важно! Иисус отдал Свою жизнь, даровал Своим ученикам, нынешним христианам огромный дар — православное крещение, открыл для нас Царство Божие, оставив послание «Бодрствуйте».

Со смирением и великой любовью будем держать свои тела и души в чистоте, бодрствуя, вспоминания Страсти Христовы, чтобы достойно встретить Пасху.

Вторник Страстной Седьмицы. Двери Покаяния. Феофан Затворник

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/velikij-vtornik-v-pravoslavii.html

Страстная Седмица: Календарь

Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу.

Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.

Диакон Андрей Кураев

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, о Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его.

Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией.

Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

Совет

Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари.

Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане.

Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

Тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися: но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.  Скачать mp3 файл Перевод: Вот, в полночь идет Жених; и блажен тот слуга, которого найдет Он бодрствующим; но недостоин (Царствия) тот, которого застанет Он дремлющим. Душа моя! Смотри, не отягощайся сном (духовным), чтобы не умереть смертью (греховною) и не остаться вне дверей Царства Небесного; но сбрось дремоту, взывая: свят, свят, свят Ты, Боже, по ходатайству Богородицы помилуй нас. Светилен: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя. Скачать mp3 файл Перевод: Спаситель мой! Вижу чертог Твой украшенный, но не имею одежды, чтобы войти в него. Податель света! Сделай светлой одежду души моей и спаси меня.

В Великий Вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В этот день Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.

Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В эти дни, напоминает пастве Патриарх Алексий Второй, «мы должны помнить уроки Великого поста. Главный из них – нравственная чистота, смиренномудрие, когда мы не превозносимся, но в сердце сохраняем смирение пред Богом”. Одним из главных грехов Патриарх называет уныние.

“Как часто нам кажется, что жизненные испытания для нас непосильны, и впадаем в уныние, но Господь не посылает креста выше сил”, ” нужно стараться преодолеть грехи, к которым привыкли, видеть свои недостатки и не осуждать ближних”.

“Только тогда, – говорит Святейший, – придет особая пасхальная радость”.

Митрополит Антоний СурожскийМы уже подходим к самим Страстям Господним, и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда – это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви… Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь. Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел… Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, – но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много… И когда Петр был Им прощен, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много… Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир…
Читайте также:  Молитва "богородице, дево, радуйся"

Каждый православный христианин должен приложить все усилия к тому, чтобы побывать на всех службах, совершаемых в храме, начиная с вечера Великой Среды: мы проходим этот скорбный путь с Господом: Предательство Иуды, Распятие и, наконец, Воскресение! Службы Страстной Седмицы удивительны по своей красоте. Без Страстной седмицы невозможно полноценно ощутить радость Воскресения Христова.

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.

В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин.

Тропарь: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе. Перевод: Когда славные ученики после умовения ног на Вечери просветились, тогда Иуда нечестивый, зараженный сребролюбием, омрачился, и вот Тебя, праведного Судию, предает судиям беззаконным. Смотри, собиратель имений, на того, кто удавился из-за них; избегай жадности — вот на что дерзнула она в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе.

На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В Великий Четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи.

На вопрос о том, как правильно готовиться к Пасхе профессор Московской Духовной Академии кандидат богословия диакон Андрей Кураев отвечает так: «В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: «У людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои». Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая Суббота – это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас.

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже ангелов Царь; в ложную багряницу облачается Одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама. гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим Христе; покланяемся страстем Твоим Христе; покланяемся страстем Твоим Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение. Скачать mp3 файл

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становятся к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.

Митрополит Антоний СурожскийПеред нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь! Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное. Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя… Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят…

Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице с пением тропарей:

Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе (трижды), и Святому Воскресению. «Странного» — дивного.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Начинается праздник Пасхи…

Источник: https://www.pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kalendar/?format=pdf

Богослужебные указания за 23 апреля 2019 года: Страстная седмица. Великий Вторник. / Патриархия.ru

Страстна́я седмица. Великий Вторник.

Мчч. Тере́нтия, Помпии́я и иже с ними.

Сщмч. Григория V, патриарха Константинопольского.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по образцу богослужения в Великий Понедельник.

Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет…»). Тропарь, глас тот же: «Се Жени́х…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 9-я, 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).

Евангелие – Мф., зач. 90-е: «Сове́т прие́мше вси фарисе́е на Иису́са…», без преступки (конец – в зачале 96-м: «Благослове́н Гряды́й во имя Госпо́дне»).

Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами…», и тотчас малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца́ помы́сливши…», и икос, глас тот же: «Что уныва́еши, душе́ моя́…».

Двупеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия – ирмос двупеснца.

На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.)

Обратите внимание

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий: «Черто́г Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й: «Скры́вшаго тала́нт осужде́ние…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 7-й: «Се тебе́ тала́нт…».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы совершаются по великопостному чину.

На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

Примечание. «Час же 3-й и 6-й, пое́м с кафи́змами, во свое́ вре́мя, и с покло́ны… Вку́пе же пое́м и 9-й час без кафи́змы… и Блаже́нны пое́м… и про́чее все, я́коже в понеде́льник указа́ся» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Вторник»).

На 3-м часе – кафизма 12-я. На 6-м часе – кафизма 13-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю). На 9-м часе кафизмы нет.

На часах (3-м, 6-м и 9-м) читается Четвероевангелие. На всех часах и изобразительных – кондак Триоди: «Час, душе́…». Изобразительны – по великопостному чину. Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

(Возможно произнесение малого обычного отпуста.)

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину.

Кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й, глас 4-й и глас 6-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10 (первые четыре стихиры – дважды)15. «Слава, и ныне» – глас 7-й: «Се тебе́ тала́нт…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю.

1-й прокимен, глас 6-й: «Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой, Ты и киво́т святы́ни Твоея́», стих: «Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость его»; 2-й прокимен, глас 4-й: «Се что добро́, или́ что красно́, но е́же жи́ти бра́тии вку́пе», стих: «Яко ми́ро на главе́, сходя́щее на браду́, браду́ Ааро́ню».

Важно

По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) читается Евангелие – Мф., зач. 102-е: «О дни и часе́ прише́ствия Сы́на Челове́ческаго никто́же весть…». Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

Повечерие великое (во вторник вечером) с тропарями обычными.

По «Слава в вышних Богу…» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 2-й (песни 3-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца.

По 3-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 1-й: «Се лука́вый сове́т…».

Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».

По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и по Трисвятом – кондак Триоди, глас 4-й: «Па́че блудни́цы…» (см. на утрене Великой Среды).

После кондака – «Господи Сил, с нами бу́ди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве…» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помо́лимся…».

15 См.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 109–111.

← предыдущий день   следующий день →

Источник: http://www.patriarchia.ru/bu/2019-04-23/

Великий Вторник в 2019 году

  • Триодь Постная. Служба во Святой и Великий Вторник

Втор­ник Страст­ной сед­ми­цы – один из са­мых глав­ных и на­сы­щен­ных глу­бо­ким ду­хов­ным смыс­лом дней бо­го­слу­жеб­но­го го­да.

В этот день Хри­стос пря­мо го­во­рит уче­ни­кам о гря­ду­щих стра­да­ни­ях, по­след­ний раз про­по­ве­ду­ет в Иеру­са­лим­ском хра­ме, и фа­ри­сеи пы­та­ют­ся ис­ку­сить Спа­си­те­ля…

Втор­ник Страст­ной сед­ми­цы – один из са­мых глав­ных и на­сы­щен­ных глу­бо­ким ду­хов­ным смыс­лом дней бо­го­слу­жеб­но­го го­да.

Совет

В этот день в церк­ви чи­та­ет­ся це­лых че­ты­ре гла­вы из Еван­ге­лия, со­дер­жа­ние ко­то­рых осмыс­ля­ет­ся, в первую оче­редь, в от­но­ше­нии жиз­ни каж­до­го че­ло­ве­ка, че­ло­ве­че­ства и Церк­ви в це­лом, в ка­но­нах и пес­но­пе­ни­ях, ше­дев­рах древ­ней хри­сти­ан­ской по­э­зии.

Читайте также:  Молитва на изгнание бесов и дьявола

Толь­ко при­сут­ствуя на бо­го­слу­же­нии, мож­но по­нять весь со­кро­вен­ный смысл и глу­би­ну со­бы­тий это­го дня, слов и притч, ска­зан­ных в этот день Спа­си­те­лем уче­ни­кам и на­ро­ду.

По­след­няя про­по­ведь в Иеру­са­лим­ском хра­ме: «Ке­са­рю – ке­са­ре­во»

При­бли­жа­ясь к дням Сво­их стра­да­ний, Гос­подь был осо­бен­но бли­зок и от­кро­ве­нен со Сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Я уже не на­зы­ваю вас ра­ба­ми, ибо раб не зна­ет, что де­ла­ет гос­по­дин его; но Я на­звал вас дру­зья­ми, по­то­му что ска­зал вам все, что слы­шал от От­ца Мо­е­го (Ин.

15:15), – го­во­рил в этот день Спа­си­тель апо­сто­лам.

Те­перь Он уже не при­кро­вен­но, но с осо­бен­ной яс­но­стью воз­ве­щал им о том, что Ему на­доб­но по­стра­дать, чтобы та­ким об­ра­зом при­го­то­вить их к Сво­им стра­да­ни­ям: Вы зна­е­те, что через два дня бу­дет Пас­ха, и Сын Че­ло­ве­че­ский пре­дан бу­дет на рас­пя­тие (Мф.26:2).

Вме­сте с тем, в Ве­ли­кий втор­ник Хри­стос по­след­ний раз про­по­ве­до­вал пе­ред на­ро­дом в Иеру­са­лим­ском хра­ме, со­от­вет­ствен­но Его про­по­ведь име­ла осо­бен­ное зна­че­ние.

Раз­мыш­ляя о еван­гель­ском чте­нии это­го дня, свя­ти­тель Фе­о­фан За­твор­ник за­ме­ча­ет: «До­ста­точ­но бы­ло толь­ко вы­слу­шать все это со вни­ма­ни­ем, чтоб уве­рить­ся, что Он есть ис­тин­ный Спас ми­ру – Хри­стос, и по­ко­рить­ся Его за­по­ве­дям и уче­нию».

Мы мо­жем лишь крат­ко оста­но­вить­ся на неко­то­рых мо­мен­тах это­го еван­гель­ско­го по­вест­во­ва­ния.

Ночь на втор­ник Иисус Хри­стос так­же про­вел в Вифа­нии, и во втор­ник утром опять при­шел во храм Иеру­са­лим­ский и мно­го учил во хра­ме и вне хра­ма (Мф.24:1).

Обратите внимание

Фа­ри­сеи, уже окон­ча­тель­но ре­шив­ши­е­ся на убий­ство Хри­ста, не пре­ми­ну­ли вос­поль­зо­вать­ся мо­мен­том и уло­вить Спа­си­те­ля в сло­вах, спро­во­ци­ро­вав Его на от­вет, ко­то­рый неиз­беж­но ли­бо при­вел бы к воз­му­ще­нию на­ро­да, ли­бо стал бы по­во­дом для по­ли­ти­че­ско­го до­но­са рим­ским вла­стям.

Их ли­це­ме­рие при этом до­стиг­ло по­чти ка­ри­ка­тур­ной фор­мы: ма­ло то­го, что они, рев­ни­те­ли За­ко­на и на­цио­на­ли­сты, не по­гну­ша­лись для осу­ществ­ле­ния за­мыс­лов со­ю­зом с пред­ста­ви­те­ля­ми оди­оз­ней­шей сек­ты иро­ди­ан, по су­ти де­ла, по­соб­ни­ка­ми рим­ских ок­ку­пан­тов, фа­ри­сеи на­ча­ли свою речь уди­ви­тель­но фаль­ши­вы­ми и льсти­вы­ми сло­ва­ми: Учи­тель! мы зна­ем, что Ты спра­вед­лив, и ис­тин­но пу­ти Бо­жию учишь, и не за­бо­тишь­ся об уго­жде­нии ко­му-ли­бо, ибо не смот­ришь ни на ка­кое ли­це (Мф.22:16). Те же лю­ди недав­но го­во­ри­ли о Хри­сте: Он не от Бо­га (Ин.9:16), Он об­ма­ны­ва­ет на­ро­ды (Ин.7:12); и да­же: Ты са­ма­ря­нин, и бес в Те­бе (Ин.8:48), но те­перь им ка­за­лось, что они при­ду­ма­ли во­прос, ко­то­рый при лю­бом от­ве­те по­гу­бит Иису­са, и льсти­вы­ми сло­ва­ми пы­та­лись сде­лать так, чтобы Он не ушел от от­ве­та.

Фа­ри­сеи спро­си­ли Хри­ста: как Те­бе ка­жет­ся? поз­во­ли­тель­но ли да­вать по­дать ке­са­рю, или нет? (Ин.8:49).

Лу­кав­ство во­про­са за­клю­ча­лось в том, что, ес­ли бы Спа­си­тель от­ве­тил: да, – то фа­ри­сеи об­ви­ни­ли бы Его пе­ред на­ро­дом в под­держ­ке рим­ских ок­ку­пан­тов, а ес­ли: нет, – то до­нес­ли бы на Него вла­стям как на мя­теж­ни­ка.

Иисус от­ве­тил очень муд­ро и про­сто: Он по­про­сил при­не­сти рим­скую мо­не­ту, ди­на­рий, на ко­то­рой бы­ло от­че­ка­не­но изо­бра­же­ние им­пе­ра­то­ра, ке­са­ря, и ска­зал свою зна­ме­ни­тую фра­зу: итак от­да­вай­те ке­са­ре­во ке­са­рю, а Бо­жие Бо­гу (Мф.22:21).

Кро­ме глу­бо­ко­го ду­хов­но­го смыс­ла (о том, что свет­ская власть не име­ет пра­ва вме­ши­вать­ся в де­ла ве­ры, а уче­ние Хри­сто­во вы­ше лю­бой по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии), эти сло­ва име­ли и неоспо­ри­мую жи­тей­скую прав­ду: раз Иудея до­пус­ка­ла хож­де­ние на сво­ей тер­ри­то­рии рим­ской мо­не­ты и соб­ствен­но яв­ля­лась ча­стью Рим­ской им­пе­рии, есте­ствен­но, она долж­на бы­ла под­чи­нять­ся рим­ским за­ко­нам и пла­тить по­да­ти. Да и сам ди­на­рий, со­глас­но ан­тич­но­му пра­во­во­му со­зна­нию, в неко­то­ром смыс­ле, дей­стви­тель­но при­над­ле­жал им­пе­ра­то­ру: изо­бра­же­ние ке­са­ря яв­ля­ет­ся зна­ком то­го, что мо­не­та от­че­ка­не­на от его име­ни, и он, со­от­вет­ствен­но, яв­ля­ет­ся вер­хов­ным соб­ствен­ни­ком всей де­неж­ной мас­сы им­пе­рии. Иудею, тем бо­лее, стран­но бы­ло бы стре­мить­ся со­хра­нить у се­бя мо­не­ты с язы­че­ским изо­бра­же­ни­ем обо­жеств­ля­е­мо­го им­пе­ра­то­ра. Че­ло­ве­че­ское лу­кав­ство в оче­ред­ной раз не смог­ло про­ти­во­сто­ять бо­же­ствен­ной муд­ро­сти.

Ин­три­ги фа­ри­се­ев да­ли по­вод Спа­си­те­лю об­ра­тить­ся к на­ро­ду с очень важ­ной ре­чью.

В сво­ей про­по­ве­ди Хри­стос ука­зал на те страш­ные изъ­я­ны в ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни из­ра­иль­ско­го на­ро­да, в первую оче­редь, в от­но­ше­нии его во­ждей, тех же фа­ри­се­ев, ко­то­рые и при­ве­дут к то­му, что иудеи от­верг­нут сво­е­го ис­тин­но­го Ца­ря и Спа­си­те­ля и пре­да­дут Его на рас­пя­тие.

Важно

На­до за­ме­тить, что на сло­вах фа­ри­сеи дей­стви­тель­но бы­ли рев­ни­те­ля­ми бла­го­че­стия: они тре­бо­ва­ли от на­ро­да стро­го­го ис­пол­не­ния за­по­ве­дей Бо­жи­их и са­ми пре­тен­до­ва­ли на то, чтобы быть при­ме­ром сле­до­ва­ния За­ко­ну.

Сам Спа­си­тель при­звал Сво­их слу­ша­те­лей: всё, что они ве­лят вам со­блю­дать, со­блю­дай­те и де­лай­те (Мф.23:3). Од­на­ко, по­доб­ная рев­ность пи­та­лась от­нюдь не ис­крен­ней ве­рой и лю­бо­вью к Бо­гу, а ба­наль­ным вла­сто­лю­би­ем, ко­ры­сто­лю­би­ем, тще­сла­ви­ем и ли­це­ме­ри­ем, т.е.

же­ла­ни­ем вме­сто то­го, чтобы жить под­лин­ной жиз­нью в Бо­ге, на­деть на се­бя некую бла­го­че­сти­вую мас­ку, за ко­то­рой мож­но спря­тать свой лик, ис­ко­ре­жен­ный слиш­ком че­ло­ве­че­ски­ми стра­стя­ми. Мы ви­дим, как по­доб­ная внут­рен­няя уста­нов­ка при­ве­дет к пря­мо­му бо­го­убий­ству.

Со­блазн фа­ри­сей­ства угро­жа­ет каж­до­му ве­ру­ю­ще­му че­ло­ве­ку, по­это­му Хри­стос так ре­зок в Сво­их сло­вах к фа­ри­се­ям: Он срав­ни­ва­ет их с окра­шен­ны­ми гро­ба­ми, во­ждя­ми сле­пы­ми, по­рож­де­нья­ми ехид­ни­ны­ми (т.е. детьми га­дюк, ко­то­рые, по ан­тич­ным по­ве­рьям, про­гры­за­ли чре­во сво­им ро­ди­те­лям, тем са­мым, уби­вая их), и не жа­ле­ет на них и дру­гих, не ме­нее же­сто­ких слов.

Неожи­дан­но Спа­си­тель за­кан­чи­ва­ет Свою гроз­ную речь уди­ви­тель­но тро­га­тель­ны­ми и горь­ки­ми сло­ва­ми: Иеру­са­лим, Иеру­са­лим, из­би­ва­ю­щий про­ро­ков и кам­ня­ми по­би­ва­ю­щий по­слан­ных к те­бе! сколь­ко раз хо­тел Я со­брать де­тей тво­их, как пти­ца со­би­ра­ет птен­цов сво­их под кры­лья, и вы не за­хо­те­ли! Се, остав­ля­ет­ся вам дом ваш пуст (Мф.23:37-38). Хри­стос по­ка­зал, что, несмот­ря на все без­за­ко­ния Из­ра­и­ля, Он все рав­но лю­бит Свой на­род и скор­бит о его ско­ром па­де­нии, как Он лю­бит каж­до­го че­ло­ве­ка и скор­бит о его гре­хах.

Непо­сред­ствен­но по­сле об­ли­че­ния фа­ри­се­ев, вый­дя из хра­ма, Спа­си­тель пред­ска­зы­ва­ет сво­им уче­ни­кам судь­бу Иеру­са­ли­ма.

Ука­зы­вая на ве­ли­че­ствен­ные зда­ния Иеру­са­лим­ско­го хра­ма, Хри­стос ска­зал: ви­ди­те ли всё это? Ис­тин­но го­во­рю вам: не оста­нет­ся здесь кам­ня на камне; всё бу­дет раз­ру­ше­но (Мф.24:2). Про­ро­че­ство в точ­но­сти ис­пол­ни­лось в 70 го­ду по Р.Х.

, ко­гда им­пе­ра­тор Тит взял штур­мом и раз­ру­шил до ос­но­ва­ния сто­ли­цу Иудей­ско­го цар­ства. Речь о скорб­ном бу­ду­щем Иеру­са­ли­ма по­сте­пен­но пе­ре­хо­дит к про­ро­че­ствам о судь­бах все­го ми­ра и гря­ду­щем Вто­ром при­ше­ствии Спа­си­те­ля.

Эс­ха­то­ло­ги­че­ские пред­ска­за­ния Хри­ста име­ют сво­ей це­лью не удо­вле­тво­ре­ние празд­но­го лю­бо­пыт­ства о по­след­них днях ми­ро­зда­ния, столь свой­ствен­но­го че­ло­ве­ку во все эпо­хи, а кон­крет­ную нрав­ствен­ную за­да­чу: убе­дить уче­ни­ков все­гда ду­хов­но бодр­ство­вать и в лю­бой мо­мент быть го­то­вым к встре­че с Бо­гом, по­то­му что не зна­е­те, в ко­то­рый час Гос­подь ваш при­дет (Мф.24:42). Речь здесь идет не толь­ко о Вто­ром при­ше­ствии Спа­си­те­ля и по­сле­ду­ю­щем за ним Страш­ном су­де, но и неиз­беж­ной для каж­до­го че­ло­ве­ка кон­чине, дня и ча­са ко­то­рой то­же ни­ко­му не да­но знать, кро­ме Бо­га.

Прит­чи о невер­ном и бла­го­ра­зум­ном ра­бах и о де­ся­ти де­вах

Совет

Свою мысль Хри­стос объ­яс­ня­ет дву­мя прит­ча­ми: о ра­бах, невер­ном и бла­го­ра­зум­ном, и о де­ся­ти де­вах.

Гос­по­дин по­ки­да­ет свой дом и по­ру­ча­ет управ­ле­ние двум слу­гам. Один, ду­мая, что хо­зя­ин вер­нет­ся неско­ро, на­чи­на­ет бить то­ва­ри­щей сво­их и есть и пить с пья­ни­ца­ми (Мф.24:49); дру­гой ис­прав­но де­ла­ет свое де­ло.

Гос­по­дин вер­нет­ся неожи­дан­но и бла­го­ра­зум­но­го ра­ба сде­ла­ет управ­ля­ю­щим име­ни­ем, а с невер­ным по­сту­пит су­ро­во: рас­се­чет его, и под­вергнет его од­ной уча­сти с ли­це­ме­ра­ми; там бу­дет плач и скре­жет зу­бов (Мф.

24:51).

Во вто­рой прит­че си­ту­а­ция для пер­со­на­жей еще тра­гич­ней. Де­сять дев до­жи­да­ют­ся при­хо­да же­ни­ха: пять из них муд­рые, – они за­ра­нее всё при­го­то­ви­ли: взя­ли с со­бой све­тиль­ни­ки и за­пас­лись мас­лом для них; осталь­ные же, нера­зум­ные, по­на­де­я­лись на то, что ждать же­ни­ха не при­дет­ся, и мас­ла с со­бой не за­хва­ти­ли.

Же­них же за­мед­лил, нера­зум­ные де­вы усну­ли, све­тиль­ни­ки их по­гас­ли, а ко­гда же­них при­шел в по­лу­но­щи, они бро­си­лись ис­кать мас­ло, опоз­да­ли и за­ста­ли уже за­кры­тые две­ри.

Так и лю­бой че­ло­век дол­жен все­гда бодр­ство­вать, чтобы не гас свет его ве­ры, чтобы он мог до­стой­но встре­тить гря­ду­ще­го Спа­си­те­ля. При всей ви­ди­мой су­е­те, при том, что очень мно­гие лю­ди сей­час в физи­че­ском смыс­ле недо­сы­па­ют, ду­хов­ная спяч­ка ед­ва ли не са­мая от­ли­чи­тель­ная чер­та на­ше­го вре­ме­ни.

Ар­хи­манд­рит Ки­рилл (Пав­лов) за­ме­ча­тель­но ска­зал об этом: «В на­ше вре­мя бо­лее, чем ко­гда-ли­бо, нуж­но пом­нить это предо­сте­ре­же­ние, ибо те­перь осо­бен­но мно­го дрем­лю­щих и спя­щих.

Ду­шев­ный сон – это не те­лес­ный сон, укреп­ля­ю­щий ор­га­низм, а на­про­тив, сон нездо­ро­вый, бо­лез­нен­ная спяч­ка, в ко­то­рой лю­ди го­ня­ют­ся за су­е­той и ду­ма­ют, что они жи­вут дей­стви­тель­ной жиз­нью, за­бы­вая о ду­ше, о Бо­ге и о Бу­ду­щей Веч­ной Жиз­ни».

Обратите внимание

Об этом же по­ет­ся в тро­па­ре пер­вых трех дней Страст­ной сед­ми­цы: «Вот, Же­них при­хо­дит в пол­ночь, и бла­жен тот слу­га, ко­то­ро­го Он най­дет бодр­ству­ю­щим; а ко­го най­дет уны­ло спя­щим – тот недо­сто­ин.

Смот­ри же, ду­ша моя, не отя­го­щай­ся сном, чтобы те­бя не пре­да­ли смер­ти и не за­кры­ли пред то­бой две­ри Цар­ствия, но вос­прянь, взы­вая: Свят, Свят, Свят, Ты Гос­по­ди. По мо­лит­вам Бо­го­ро­ди­цы по­ми­луй нас!».

Ис­точ­ник: http://www.taday.ru/

Источник: https://azbyka.ru/days/prazdnik-velikij-vtornik

Страстная неделя 2019

Вы здесь: Главная » Праздники 2019 » Страстная неделя 2019

Ежегодно Великий пост венчают шесть самых строгих дней воздержания, которые именуются Страстной неделей (седмицей) за которыми наступает светлое Христово Воскресенье.

Это время даётся человеку, чтобы он вспомнил о последних днях жизни Иисуса Христа и задумался о вечной жизни, символом которой стала смерть сына Божьего.

Когда начинается и заканчивается Страстная седмица в 2019 году? Что можно и нужно делать на Страстной неделе, а от чего следует отказаться: подробное расписание по дням?

СОДЕРЖАНИЕ

Когда будет Страстная неделя 2019?

Чтобы определить начало и окончание Страстной седмицы, необходимо знать дату наступления Пасхи. Светлое Христово Воскресенье в 2019 году выпадает на 28 апреля. Поэтому Страстная неделя начнётся в понедельник 22 апреля, а закончится в субботу 27 числа второго весеннего месяца.

Что можно делать на Страстной неделе по дням?

Каждый день Страстной седмицы символизирует роковые события, произошедшие в последнюю неделю земной жизни Христа. Поэтому каждый день этого периода именуется Великим. О чём правят в церквях в это время? А также что нужно делать и как в эти дни?

  • Великий понедельник. В это день вспоминают истории ветхозаветного патриарха Иосифа и бесплодную смоковницу. Первый был продан в рабство своими братьями, а вторая – проклята Христом, как нераскаявшаяся в своих грехах. В этот день начинали приводить в порядок жилье: чистить, красить и убирать. Хорошее время для исповеди в церкви.
  • Великий вторник. День, когда Христос разоблачил фарисеев и книжников, а также рассказывал своим ученикам притчи в Иерусалимском храме. Во вторник покупаются продукты на Пасху и заканчивают шитьё.
  • Великая среда. День, когда Иуда предал Христа, получив за это 30 сребреников. В среду необходимо закончить начатый ранее ремонт в доме. Можно заниматься стиркой. В среду принято покупать яйца к Пасхе. Говорят, что они долго не будут портиться. Это последний день перед Пасхой, когда можно что-то одалживать.
  • Великий (чистый) четверг. Тайная вечеря Иисуса со своими учениками и арест. В этот день отправляются в баню, чтобы смыть все грехи, собравшиеся за год. Готовят четверговую соль и несут с церкви домой зажжённую страстную свечу.
  • Великая пятница. Скорбный и траурный день, когда был распят Иисус. В пятницу нельзя веселиться и смеяться, ведь после этого до конца года можно проплакать. В этот день пекут пасхальные куличи.
  • Великая суббота. Погребение сына Божьего. Схождение Благодатного огня. Всенощная служба, которая начинается вечером и заканчивает утром в воскресенье. В этот день дети рисуют писанки, а хозяйки жарят мясо и готовили корзину с яствами для предстоящего освящения их в церкви.

Правила питания на Страстной неделе

Великий пост сам по себе ограничивает верующих в приёме пищи, но питание в последнюю предпасхальную неделю особо строго. Меню на каждый день Страстной седмицы выглядит следующим образом:

Понедельник Приём пищи один раз в сутки. Разрешено: фрукты и овощи в сыром виде, хлеб, мёд и орехи
Вторник Приём пищи вечером. Питание идентично понедельнику
Среда Питание один раз в день. Разрешается вкушать только сырые фрукты, овощи и хлеб. Из напитков – только вода
Четверг Приём пищи дважды в день. Разрешены горячие блюда, приготовленные на растительном масле
Пятница Рекомендуется полное воздержание от приёма пищи до вечерней службы с выносом плащаницы. Принимать можно только воду
Суббота Питание один раз в день. Горячая растительная пища без масла
Читайте также:  Молитвы святому мученику иоанну воину

Тем, кто решил поститься впервые, бояться строгости поста коем случае не следует. Ведь из дозволенных продуктов можно столько всего приготовить:

  • Салаты и соленья
  • Бутерброды с овощами
  • Тосты с фруктами
  • Овсяные хлопья с мёдом
  • Запечённые баклажаны
  • Фруктовое пюре
  • Морс, травяной чай, узвар

Это далеко не полный список того, что можно приготовить в пост. Ведь умелая хозяйка даже из ничего может сделать шедевр, который будет вкусным, питательным, но при этом постным.

Приметы, традиции и запреты Страстной недели

Для Великой недели актуальны многие приметы и обычаи, которые помогут и подскажут, как провести год без забот и печали.

Природные явления в Страстную седмицу определяют не только погоду на будущее, но и дают прогнозы на судьбу.

  • Если в понедельник не будет дождя, молодожёны, сыгравшие свадьбу в этом году, будут жить без слёз.
  • В четверг солнце – значит, вся весна будет тёплой, а дождь сулит холодную зиму.
  • В пятницу, выглянув утром в окно, можно предугадать будущее. Если первым увидеть человека – решатся проблемы, животное – начнутся приятные перемены и могут появиться деньги.

Что же касается запретов, то во вторник мужчина не должен прикасаться к лечебным настойкам и травам. В четверг девушкам рекомендуется подстригать кончики волос, чтобы волосы росли сильными и густыми. В пятницу грудничков старались отлучить от груди, чтобы они были здоровыми.

Посещение церковных богослужений не должно носить формальный характер. Особенно это касается служб, которые совершаются на Страстной седмице. Идти в церковь нужно по велению сердца, с чистой совестью и с благими помыслами. Только тогда молитвы к Господу будут услышаны и выполнены. Ведь грядёт самый большой праздник в православном календаре – Воскресение Господне…

Источник: https://g2019.su/strastnaya-nedelya-2019/

Дата начала и конца Страстной недели

Одной из важных частей Великого поста является Страстная неделя. Этот период считается самым строгим в плане воздержания. Начинается седмица после окончания Четыредесятницы, которая длится 40 дней и символизирует хождение Иисуса по пустыне, искушаемого дьяволом, без воды и пищи.

Одной из важных частей Великого поста является Страстная неделя

Какого числа начинается Страстная седмица в 2019 году и что собой представляет этот важный для православных период, узнаем далее.

Когда будет Страстная неделя в 2019 году

Датой начала Страстной седмицы в 19-м году является 22 апреля, а конца — 27 число. Они непостоянны и напрямую зависят от Светлого Воскресения, дата которого тоже каждый год меняется. В этом году Пасха наступит в конце апреля – 28 числа.

Датой начала Страстной седмицы в 19-м году является 22 апреля

Что можно делать на Страстной неделе по дням

Какого числа у православных Страстная неделя в 2019 году, мы уже узнали. А что разрешено делать Церковью в эти дни?

В понедельник священнослужители вместе с христианами почитают Иосифа Прекрасного

Также православные вспоминают о бесплодной смоковнице, которую Иисус наказал за то, что она не молилась, не каялась в грехах и не помогала людям добрыми делами.

Также православные вспоминают о бесплодной смоковнице

В храмах совершается обряд приготовления миро – церковного масла. Происходит это 1 раз в году и только в понедельничный день недели, предшествующей Пасхе. Сначала масло кипятят, затем оставляют томиться на минимальном огне, постоянно помешивая веслами, на протяжении 3 дней. Освящение масла происходит в Великий Четверг.

Люди в этот день начинают готовиться к Пасхальному Воскресению

Во Вторник православные вспоминают приход Иисуса Христа в Иерусалимский храм, где он читал проповеди и рассказывал о Своём Отце. Священнослужители пытались убить Его, но боялись делать это на газах у народа, который видел в Нём Мессию, присланного свыше, чтобы спасти землю от грехов.

В этот день Церковь напоминает людям о том, что нужно быть милосердными

Он говорит, что Бог никогда не посылает испытания, которые человек не может преодолеть. Поэтому нужно постараться справиться со всеми согрешениями, понять свои недостатки и сделать всё, чтобы их исправить. Только в этом случае человек ощутит радость в преддверии Пасхи.

В среду в храмах проводится Литургия Преждеосвящённых Даров. Это вечерня, в процессе которой каждый христианин принимает обряд Причастия. В этот день все верующий стараются исповедать грехи. В последний раз в этом году происходит чтение молитвы Ефрему Спирину, которая завершается трёхкратным поклоном.

Люди покупают яйца

Люди покупают яйца. Существует поверье, что если купить их именно в среду, то они сохранят вкус надолго и не испортятся. В этот день можно стирать, убирать в доме. После среды занимать что-либо у людей уже нельзя.

Важно

В Четверг все начинают готовиться в Пасхе – убирают в доме, купаются, закупают продукты на праздник. Однако, как говорят священнослужители, не нужно сильно концентрировать внимание на уборке и других хозяйственных делах.

Пятничный день самый скорбный и печальный

Пятничный день самый скорбный и печальный. Ведь именно сегодня Иисуса предали пыткам, распяли на кресте, после чего он умер и был погребён. В этот день нельзя ничего праздновать, иначе остаток года пройдёт неудачно.

В Пятницу люди пекут Пасхальные куличи

В этот день проводятся Царевы часы. Богослужения в пятничный день перед Пасхой не проводятся. Также люди не должны вкушать пищу до конца дня.

В этот день в храме проводится Всенощное бдение. Оно длится до воскресного утра. В Субботу хозяйки разукрашивают яйца и собирают продукты, которые относят в церковь для освещения.

Источник: https://Molitvy.online/cerkov/strastnaya-nedelya-v-2019/

Страстная неделя 2018: что нужно делать в Великий вторник

В апреле 2018 года православные христиане готовятся к встрече самого светлого праздника – Воскресения Христова, Пасхи Господней. Nation-news.ru продолжает следить за Страстной неделей — самой важной седмицей в истории христианства.

На очереди у нас – Страстной вторник: в этот день 3 апреля вспоминается проповедь Христа в Иерусалимском храме и поучения, данных Спасителем в форме притч и ответствований на вопросы.

Притчи и истории Страстного вторника – в материале Nation-news.ru.

История дня: Проповедь в стенах Храма

Во вторник утром Иисус Христос пришёл из Вифании в Иерусалим и учил народ в Иерусалимском храме. Первосвященники и старейшины искушали Христа вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто – из-за народа, который почитал Иисуса за пророка, восхищался Его учением и внимательно слушал.

Из Евангельских наставлений, произнесенных Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться.

Притча о десяти девах

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продавцу и купите себе.
Когда же пошли они прикупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам.

Он же сказал в ответ: истинно говорю вам, не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».

Совет

Брачный пир был выбран для примера как понятное современникам Иисуса мероприятие: по древнему восточному обычаю жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты.

Так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества.

После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.

Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами. Согласно толкованиям Феофилакта Болгарского, под образом дев Господь предлагает притчу о милостыне — сон дев означает физическую смерть человека, а приход жениха символизирует второе пришествие Иисуса.

Светильники Феофилакт называет человеческими душами, которым нужен елей — милостыня.

В отношении неразумных дев он говорит, что «они ушли к продающим, чтобы купить елея, означают то, что они в душе своей обратились к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело — милостыня и как они по своему безумию грешили против этой добродетели». Когда же они вернулись и увидели запертую дверь, то это, по его толкованию, означает, что после смерти уже нет времени для покаяния.

О дани кесарю

Эпизод с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия – у Матфея, Марка и Луки. Спасителя попытались скомпрометировать фарисеи: испытывая мудрость Христа, религиозные лидеры Иудеи спросили, нужно ли платить налоги римскому императору (Цезарю, в старославянской форме — кесарю).

На тот момент этот вопрос был болезненным для покоренной римлянами провинции: ответ «да» дискредитировал бы Христа перед патриотичными евреями и оказался бы богохульством, поскольку на монетах было написано о том, что император является богом.

Обратите внимание

Однако не все однозначно: ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в восстании.

Однако Христос попросил принести Ему монету — римский динарий, который ходил тогда в провинции, и естественно, имел изображение императора, и мудро рассудил:

«Чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему».

Это толковалось так — христиане обязаны повиноваться всем земным властям, поскольку они были поставлены Богом и неповиновение им приравнивается к неповиновению Богу. Кроме того, необходимо различать: власть земная приходит и уходит – а власть Божья неизменна над миром.

Страстной вторник: обычаи и традиции

Во вторник последней недели Великого поста в деревнях обычно собирают из закромов семена льняные и конопляные вместе, толкут их в ступке и потом с водою приготовляют из них соченое молоко. Все это делается утром, до рассвета. Таким молоком на рассвете поят всех домашних животных, в предосторожность от будущих болезней.

Здесь главное условие: мужчины не должны знать сего дела, а иначе оно будет без пользы. По замечаниям старушек известно, если животное не пьёт сочёного молока, то в нём нельзя ожидать никакого прока; оно бывает тогда уже или больным, или очарованным.

Часто в Великий Вторник проводилось окончание работ с одеждой — стирка, глажка и штопка, чтобы ничего не отвлекало от приготовления к светлому празднику Пасхи. Особое внимание уделяется наряду для Святого Воскресения – в этот день платье, в котором встречается Пасха, должно быть полностью закончено.

Главная примета на Страстной Вторник — если день выдался сырым, то грибы летом уродятся. Также предки отмечали этот день как наиболее полезный для лечения: тем, кто страдает болями в суставах и пояснице, необходимо во вторник Страстной недели встать на порог своего дома и три раза произнести молитву:

«Господи Боже, помоги! Святая Богородица, благослови! Выговариваю я Из всех суставов мою боль, Прогоняю я святой молитвою свою хворь. Пойди хворь из моих рук и моих ног. Переступи боль моя мой порог. Будьте вы, мои слова, Крепки и лепки, До тела моего цепки. Ключ, замок, язык.

Аминь. Аминь. Аминь».

Православный стол и пост во вторник Страстной седмицы

Во вторник и четверг Страстной недели разрешается есть горячую пищу без растительного масла. По этому поводу примите совет от постящихся сотрудников редакции Nation-news.ru: вновь, как и в Страстной понедельник, можно использовать замороженные смеси овощей и фруктов.

Важно

Однако теперь возможности несколько шире: к некоторой части овощей можно смело добавить рис или гречу в качестве гарнира.

Особый пункт – картошка: самая простой, отварной или запеченный в фольге картофель с травами является идеальным решением для тех, кто хочет напитаться энергией на весь день.

Источник: https://sakhalife.ru/velikiy-vtornik-2017-chto-nelzya-delat-tradicii-obyichai-dnya-strastnoy-nedeli/

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp +7 (999) 174-67-82

Источник: https://sakhalife.ru/strastnaya-nedelya-2018-chto-nuzhno-delat-v-velikiy-vtornik/

Ссылка на основную публикацию