Тихвинский богородичный успенский мужской монастырь в тихвине

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

 

История монастыря

По чину великих обителей            

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, Заступницы земли русской и Путеводительницы православных христиан.

Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день».

Торжественные службы по этому поводу прошли в присутствии царской семьи в московском Успенском и новгородском Софийском соборах. Весной-летом того же года срублен был монастырь, деревянный сначала, но добротный и вместительный «по чину великих обителей».

Монастырю суждено было стать домом для величайшей православной святыни, пережить времена и славные и смутные, служить рубежом обороны от иноземных захватчиков, всегда при этом оставаясь источником чистого духовного сияния, на который стремились паломники со всей православной России.

И по воле владычицы нашей богородицы                      

Предыстория и история монастыря, как впрочем и его будущее, неразрывно связаны с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает “путеводительница”, “указующая путь”). Этот образ был написан, по преданию, Св.

Апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Св. Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Св. Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, уже в V в.

икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий, ставшая хранилищем главных святынь Византии—первой христианской империи.

Обратите внимание

В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой.

Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа».

В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся.

Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам.

Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И—о, чудо!—икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами.

Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица.

Важно

А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма.

Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св.

Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы.

Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой.

Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г. по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской.

О каменной соборной церкви Успения, что и поныне украшает обитель, надо сказать особо. Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое.

Совет

Строительство собора, грандиозного по тому времени для отдаленных, порубежных мест, имело государственное значение.

Храм был свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей.

 Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом.

Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России.

Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры.

При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584 г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора—жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы.

Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения.

Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

Обратите внимание

Сребропозлаченный оклад для образа Богородицы украшенный жемчугом и самоцветами и изготовленный в 1718 г., тоже был «обетным подношением» к чудотворному образу от 67 «лучших торговых людей» тихвинских.

Знатные граждане просили архимандрита монастыря Рувима о ходатайстве об их нуждах перед Петром I. Все описания монастыря подробно перечисляют бесконечное количество драгоценных камений, украшавших ризу иконы.

Лучшие из них были вкладами русских императриц.

Предания о чудотворной иконе дошли до нас в «Сказании о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери». Наиболее пространная, “официальная” редакция «Сказания» была создана при царе Алексее Михайловиче в XVII в. Автор «Сказания»—иконописец Тихвинского монастыря Родион Сергеев.

По указанию царя и в знак признания особой, общегосударственной важности этого документа, редактура «Сказания» была поручена знаменитому «труднику слова», духовному писателю и поэту XVII в.

Симеону Полоцкому, для совместной работы с которым Родиона Сергеева специально вызвали в Москву.

На страже Святой Руси                  

Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и важную и опасную государственную «дозорную и связную» службу.

Конец XVI в. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII в. страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты.

Во время тех трагических событий один из псковских епископов, получив вести о взятии Москвы и осаде Троице-Сергиевой Лавры, «умер от горя».

Важно

Не один только Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти», но на его долю досталось поистине с лихвой. Летописец видел причины этих несчастий в «самонадеянии и нечистотах греховных».

В 1610 г.—«литовское разорение»: Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами.

С 1608 по 1613 год—неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон.

Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости.

Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г.

защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско.

Они «возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще».

Так истерзанная интервентами, разоренная Смутой и предательствами, без законного царя, без регулярной армии Русь—Святая Русь—спаслась. Спасено же наше Отечество было тогда самой Царицей Небесной, благодатной силой Ее образа и верой народа в Ее заступничество.

Совет

Заступничество Божьей Матери и чудеса ее Тихвинского образа не прекращались на нашей земле. В июне 1812 г. архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери».

Тихвинская икона пользовалась и продолжает пользоваться такой славой, что списки с нее разошлись по России в огромном количестве. Мало в России храмов, где не было бы Тихвинской иконы Богородицы.

Век XX, век безумный                    

В середине 20-х годов монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо.

Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу. Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории.

Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

И вот из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982).

Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства.

Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду.

Чудотворная икона, святыня мирового православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель.

Читайте также:  Икона святителя спиридона тримифунтского чудотворца

 

Возрождение                        

В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением.

Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря.

Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г.

Обратите внимание

в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Немногочисленна пока братия Тихвинской Успенской обители, но велико радение монахов и послушников о святом месте.

Возвращение иконы                        

Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель.

По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь.

Этот маршрут был одобрен и утвержден Патриархом, по благословению которого была также создана рабочая группа по организации возвращения. В группу вошли:

    Председатель: Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II;

    Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир;

    Губернатор Ленинградской области Валерий Павлович Сердюков;

    Начальник Главного управления ГИБДД МВД России Виктор Николаевич Кирьянов;

    Настоятель Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря игумен Евфимий (Шашорин);

    Секретарь митрополита С.-Петербургского и Ладожского иерей Сергий Иванович Куксевич;

    Советник генерального директора Российского Агентства государственных резервов Сергей Станиславович Драчёв;

    Секретарь-референт Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Николай Иванович Державин.

Важно

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и сонма священнослужителей.

Источник: http://www.tihvinskii-monastyr.ru/monastery/history

ТИХВИН.Успенский мужской монастырь.Tikhvin

Источник: https://muz-school9tihvin.eduface.ru/area/tihvinskij_bogorodichnyj_uspenskij_muzhskoj_monastyr

Тихвинский Успенский монастырь

История образования Тихвинского Богородичного Успенского Мужского Монастыря начинается с чудесного явления в далеком 1383 году на берегах реки Тихвинки иконы Божией Матери, покинувшей Влахернский храм в Константинополе за 70 лет до завоевания его Османской империей.

На берегу реки Тихвинки в тот же день началось строительство деревянного храма, но сруб вместе с иконой, заготовленными бревнами и даже щепой чудесным образом был перенесен на другой берег реки. На этом избранном Богородицей месте и была построена первая Успенская церковь.

Три раза храм горел, но икона оставалась неповрежденной, и в 1505 году Великий князь Василий решил построить Успенский храм, как реликварий для русской святыни, и итальянский архитектор Фрязин, вместе с нарядчиком Дмитрием Сырковым, в 1515 завершили строительство Успенского собора, «по облику и размерам не уступавшему столичным храмам».

В 1560 году по Указу царя Иоанна Грозного, вокруг Успенского собора разворачивается масштабное строительство. Уже через 4 года после завершения работ по возведению монастырских стен в посаде было 8 церковных и 52 посадских двора, 37 лавок. 

В 1611 году шведы, захватив большую часть северо-запада России, повели себя как оккупанты. Тихвинцы, под предводительством воеводы Симеона Прозоровского, воспротивились захватчикам, прогнали их с территории монастыря, и после их безрезультатной попытки овладеть осадой обителью, прогнали шведов до Волхова.

 Так Тихвин стал первым городом Руси, освобожденным от оккупантов, инициатором народной борьбы против захватчиков. Эта война завершилась Столбовским (д.Столбово, Тихвинского уезда) миром 1617 года, в результате которого Русь избавилась не только от шведской, но через год и — от польской оккупации.

Во время осады шведами Тихвина Тихвинская икона вновь явила чудо, заставив шведов бежать от горстки защитников обители. Монастырь сильно пострадал во время осадных боев, и на протяжении ⅩⅦ века отстраивался, в основном — в камне.

Совет

Полтора века монастырь числился Великой Лаврой или Великой обителью. Увеличился поток паломников идущих на поклонение Святыне и город стал бурно развиваться.

К началу ⅩⅩ века в Тихвине было 8000 жителей, в Тихвинском уезде—более 60 тысяч, монастырь принимал более 70000 паломников.

Тихвинский монастырь пережил те же самые ужасы унижения, которые пережили и другие монастыри и храмы. Но он сохранил свою Святыню, вплоть до кратковременной фашистской оккупации (с 8 ноября по 9 декабря 1941 года.) И это тоже было чудо, поскольку почти все святыни были переданы в музеи, или уничтожены.

Это был первый город страны, который был освобожден от фашистских захватчиков. Но, уходя, они похитили Тихвинскую Святыню. Новгород, Псков, Рига — таков ее путь следования в плену. Но не погибла Святыня и в огне войны, что было чудом не меньшим. Спасший Ее из плена православный священник Иоанн Гарклавс стал хранителем чудотворной иконы, вплоть до самой своей смерти 11 апреля 1982 года.

Завещав своему приёмному сыну Сергию вернуть икону в Тихвин, когда там падёт безбожный режим и возродится монастырь. Впоследствии, отец Сергий Гарклавс выполнил волю приёмного отца и в 2004 году Тихвинский образ вернулся в Россию.

Источник: https://zapiski.elitsy.ru/church/tihvinskiy-bogorodichnyy-uspenskiy-muzhskoy-monastyr-tihvin

Тихвинский Успенский монастырь

К югу от Ладожского озера, юго-восточнее легендарного поселения Старая Ладога лежит древний городок Тихвин. Голубой змейкой ползет-извивается через него обмелевшая речка Тихвинка. Лишь весной она подступает вплотную к невысоким стенам мужского Тихвинского монастыря.

Явление Тихвинской иконы Божией Матери

Связь с водой у монастыря не случайна и имеет отношение к древней его истории. Старинные летописи рассказывают, как в 1383 году промышлявшие на Ладоге рыбаки увидели чудесное видение. В ярком луче солнечного света, пробившегося сквозь пелену низких неласковых туч, на поверхности озера заблистала икона.

Дивный образ Богоматери словно плыл над водой и скрылся на берегу… Возле речки Тихвинки в честь этого чуда и была заложена деревянная церковь.

Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь — Тихвинскую икону Божией Матери, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую из Константинополя за 70 лет до взятия его турками, дивным образом она перенеслась по небу на берега Ладоги и Тихвинки.

Основание Тихвинского Успенского монастыря

Рождение Тихвинского Успенского Богородичного монастыря связано с именем Ивана Грозного. В 1558 году он начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике.

Новгородские земли после этого превратились в «прифронтовую» полосу, таким образом, появилась причина для основания в Тихвине хорошо укрепленного монастыря; причина эта была сугубо оборонительного свойства.

Соответствующее приказ царя последовал в 1560 году.

Тихвинский монастырь в Смутное время

В Смутное время стенам Тихвинского монастыря и его мужественным защитникам пришлось неоднократно отражать атаки шведских «гостей». Дело в том, что в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву, и царь Василий Шуйский был вынужден позвать на помощь шведов (в обмен на некоторые северные территории). Но шведы повели себя на Руси как оккупанты.

Отряд шведского военачальника (француза по происхождению) Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбил их. В мае 1613 года терпению тихвинцев пришел конец — они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон. Разъяренный Делагарди в ответ взял обитель в осаду. Она продолжалась более трех месяцев.

Делагарди грозился сровнять монастырь с землей, а саму чудотворную икону рассечь мечом. Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Федорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился все ожесточеннее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо — Тихвинская икона Божией Матери защитила свой «дом».

Обратите внимание

Шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привиделось, будто со стороны Москвы идет огромное русское войско. Началась паника, оккупанты бежали, давя друг друга, их гнали, «секуще аки стеблие», брали в плен, сидевших во рвах засыпали землей.

В 1617 году неподалеку от Тихвина был заключен со шведами Столбовский мирный договор, причем порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного Тихвинского образа Божией Матери.

Мирная жизнь в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего XVII века — он хорошел, облекался в камень. Правда, этому устроению предшествовала еще одна беда — в 1623 году страшный пожар нанес тяжелые раны обители. В ходе последующего ремонта в соборном храме Тихвинского монастыря пришлось поновлять первоначальные росписи.

Венценосные гости Тихвинского монастыря

Романовы Тихвинскую обитель любили и навещали.

В Успенском соборе молились перед чудотворным образом Петр I (1717 год), Елизавета Петровна (1747 год; она приезжала в монастырь с великим князем Петром Федоровичем, будущим императором Петром III, и его женой Екатериной Алексеевной), Павел I (1798 год), Александр I (сопровождал отца в 1798 году, а в 1823 году он уже в царском звании еще раз побывал в монастыре), Александр II (1858 год). Монаршие посещения, как водится, сопровождались богатыми пожертвованиями.

В ходе секуляризации, проведенной Екатериной II в 1764 году, монастырь потерял все свои земельные владения и почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей.

Проистекавшие от Тихвинского образа Божией Матери чудеса, которые продолжали множиться, привлекали в обитель огромное количество паломников.

Тихвинский монастырь после революции

Тихвинский монастырь в 1918 году был закрыт; в Успенском соборе устроили пересыльную тюрьму. Позже в нем размещался воинский продовольственный склад, в военные годы — госпиталь, после войны — цех Всесоюзного общества слепых. Реставрировать храм начали в конце 1960-х годов.

А Тихвинская икона Божией Матери в 1941 году, впервые за без малого шесть веков, покинула Тихвин. Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине недолго, но, тем не менее, успели вывезти «предметы искусства». В их числе оказался и чудотворный образ.

Немцы организовали в Пскове духовную миссию и выставляли икону в Троицком соборе, куда для поклонения святыне стекалась масса православного люда.

При их отступлении знаменитая икона была вывезена в Ригу. Оттуда рижский архиепископ Иоанн тайно вывез святыню в Америку, где долгие годы она хранилась в Чикаго, в скромном Свято-Троицком соборе. По завещанию отца Иоанна икона должна была вернуться в Россию после полного возрождения Тихвинского монастыря. Так оно и случилось.

Утром 4 июля 2004 г. по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге прошел крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери. Погостив еще четыре дня в знаменитом Казанском соборе, она вернулась в Тихвин и заняла свое привычное место в Успенском соборе — в киоте у юго-западного столпа.

Тихвинский монастырь к тому времени давно уже был действующим; иноческая жизнь возобновилась в нем в 1995 году.

Монастыри Ленинградской области.

Источник: https://posmotrim.by/article/tihvinskiy-monastyr.html

Тихвинский монастырь: история, фотографии, Тихвинская икона

Построенная на средства Московского великого князя Василия Иоанновича знаменитым новгородским мастером Дмитрием Сырковым, обитель стала местом, куда на поклонение иконе приезжали великие князья, русские цари и императоры.

Читайте также:  Православные молитвы святым апостолам петру и павлу

На перекрестке торговых путей, связывающих Волгу с Ладогой и Балтийским морем, она хранит одну из величайших православных святынь. Тихвинская икона Божией Матери в 2004 году вернулась в Россию после 60-летнего пребывания на чужбине.

Тихвинская икона Божией Матери

По церковному преданию, чудотворный образ еще при земной жизни Девы Марии написал апостол Лука. В V веке икону перенесли из Иерусалима в Константинополь, где во имя нее воздвигли Влахернский храм. За несколько десятков лет до падения Царьграда и начала турецкого ига образ таинственным образом исчез…

Чудесное явление в XIV веке, после Куликовской битвы, в северных пределах Руси Влахернской иконы Божией Матери расценили как Божий промысел.

Важно

Как говорится в «Сказании о явлении и чудесах иконы Тихвинской», она явилась в лучезарном сиянии, образ парил в воздухе над водами Ладожского озера. Рыбаки со страхом и благоговением взирали на это чудо. Неоднократно появлялась она то тут, то там, даруя исцеление страждущим, пока не остановилась неподалеку от будущего города Тихвина, на реке Тихвинке. Икона опустилась на землю.

О чуде узнал великий князь Димитрий Донской, который повелел поставить здесь деревянную церковь Успения. Из Москвы отправились несколько священников и диаконов, чтобы служить при явленном образе Божией Матери. Обретя свое место на Руси, икона стала называться Тихвинской.

Дата основания каменного монастыря зафиксирована в новгородской летописи: «В лето 7023 (1515 г.) поставили в Новгородския области церковь каменную на Тихфине, в монастыре».

Святую обитель воздвигли по указанию великого князя Московского Василия III, в середине XVI века в монастыре побывал его сын Иван Грозный. Внимание царя укрепило значение Тихвина как важного культурного центра. Монастырь богател, богатели и появившиеся торговые люди.

В начале Ливонской войны (1558 г.) Иван IV решил укрепить Тихвин как возможный пункт обороны юго-восточного Приладожья. Царь приказал увеличить территорию Тихвинского Большого мужского монастыря и обнести мощными стенами. Укрепление пригодилось и в начале XVII века, во времена войны со Швецией.

После пожара 1623 года монастырь объявил сбор пожертвований и икон для сгоревшего иконостаса собора.

В 1630 году Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес личные средства на 3000 листов белого железа для покрытия глав Успенской церкви; князь Дмитрий Пожарский присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада. Со второй половины XIX века деловая и торговая слава Тихвина стала угасать.

В середине 20-х годов монастырь был закрыт и разорен. В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо.

Совет

Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была икона Богоматери. Она попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 году в Ригу. Потом путь иконы лежал через Чехию в американскую зону оккупации Германии.

Наконец, в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы.

Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В апреле 1995 года тихвинцы обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря – святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. В 1995 году Тихвинский монастырь был передан Русской православной церкви. Началось и восстановление Успенского собора.

Два дня в Тихвине будут идти торжественные богослужения, главным станет Божественная литургия, которую перед Успенским собором проведет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Со звонницы Богородичного Успенского монастыря зазвучат праздничные колокольные звоны в исполнении лучших звонарей России. Каждый желающий сможет поучиться у них мастерству обращения с колоколами.

Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музейАнсамбль Тихвинского женского монастыряВосстановлены Чудов и Вознесенский монастыри

Благоприятное географическое положение на торговых путях, развитие ремесел в окрестных районах и в самом Тихвине сделало город в XVII веке важным торгово-промышленным центром наряду с Новгородом и Псковом. Ежегодные тихвинские ярмарки славились по всей России. В XVII веке особое место занимал кузнечный промысел, основанный на местном сырье – «болотной руде», добывавшейся со дна болот вблизи Тихвина. В дни торжества вспомнят эту славную традицию. На базарной площади города, где раньше стоял гостиный двор «о шести рядах» – Большой ряд (лавки, принадлежащие монастырю и крупным торговым людям), Серебряный ряд, Соляной, Мясной, Рыбный и Калашный ряды, – в дни праздника развернется ярмарка народных промыслов. На «Тихвинский торг» приедут 160 художников и ремесленников со всей страны – от Великого Новгорода до Владимира, от Смоленска до Череповца.

Источник: https://www.culture.ru/materials/51689/pod-pokrovom-bogorodicy

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

В середине января мы с коллегами из компании Ройбер ездили отдыхать в нетронутые леса под Тихвином, это чуть больше 200 километров от Санкт-Петербурга в сторону Вологды.

Помимо Тихвина мы доехали до Вепсского леса, где нас научили делать народную игрушку-оберег, но это — тема моего следующего рассказа.

А пока — время сказать пару добрых слов про Тихвин, куда мы и выбрались в первый же день из маленького коттеджа, спрятавшегося недалеко от города в густом непроходимом лесу.

Обратите внимание

Большинство российских городов очень похожи друг на друга. Так же и Тихвин — в нём я не нашёл ничего особо для себя привлекательного. Ну да — тихо, провинциально и грязно. Ну да — есть пара красивых улиц с деревянной застройкой. Не более того.

Мне как человеку, интересующемуся архитектурой, было интересно посетить один из древних русских монастырей — Тихвинский монастырь Божьей матери. Самые старые данные о существовании на этом месте небольшого поселения относятся к концу XIV века. Монастырь же был заложен парой веков позже — в 1560 году, по указу Ивана Грозного.

Православные паломники едут сюда со всех концов света, чтобы поклониться тихвинской иконе Божьей матери. Считается что она чудесным образом в 1383 году перенеслась из Константинополя на Русь и явилась на реке Тихвинке, где и было решено построить в её честь храм.

Лично меня иконы никогда не привлекали, поэтому обратим внимание на архитектуру.

Белокаменно и по-северному монументально. Красота!

В центре — Успенский собор. Он был построен примерно за полвека до основания монастыря.

Самое интересное в монастыре — древние фрески, дожившие до наших дней.

Наиболее восхитительны они внутри собора. Особенно вот эта — эпическая, чем-то напоминающая по сюжету похожую фреску в шведском замке Або, правда значительно превосходящая её по своему безумию.

Так же интересна пятишатровая звонница. Это вообще, наверное, самое интересное строение монастыря.

На звонницу пока ещё пускают, но есть у меня опасения, что это ненадолго. Сужу по Ипатьевскому монастырю в Костроме.

Монастырь сразу строился как укреплённая крепость — свою роль он прекрасно сыграл в XVII веке, защищая границы Руси от шведов.

Важно

В Тихвине мы провели буквально пару часов — зимнее солнце предательски завалилось за горизонт, отправляя нас прятаться от январской морозной ночи обратно в коттедж.

Напоследок — важный факт: кредитки в Тихвине ни в магазинах, ни даже на новеньких заправках не принимают. Просто зверство

The show will go on!

Сейчас ещё про субботнее ралли в Карелии забабахаю отчётик. Фотографии уже обработаны, надо только текст написать.

Следующая часть: История про Шугозеро, вепсов и кукол

Источник: https://kezling.ru/travels/tikhvin-assumption-monastery/

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Епархиальный мужской монастырь

  • история монастыря
  • святыни
  • храмы и богослужения
  • галерея
  • контакты

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, Заступницы земли русской и Путеводительницы православных христиан.

Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день».

Торжественные службы по этому поводу прошли в присутствии царской семьи в московском Успенском и новгородском Софийском соборах. Весной-летом того же года срублен был монастырь, деревянный сначала, но добротный и вместительный «по чину великих обителей».

Предыстория и история монастыря, как впрочем и его будущее, неразрывно связаны с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери ОдигитрииВ 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь».

Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа».

В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая. Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин».

Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам.

Совет

Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет. Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И—о, чудо!—икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами.

Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св.

Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы.

Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г.

по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием.

Читайте также:  Псалом давида 1

Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство.

Обратите внимание

Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры. При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584 г.

царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора—жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы. Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г.

Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и важную и опасную государственную «дозорную и связную» службу. Конец XVI в. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII в.

страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты. Во время тех трагических событий один из псковских епископов, получив вести о взятии Москвы и осаде Троице-Сергиевой Лавры, «умер от горя». Не один только Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти», но на его долю досталось поистине с лихвой.

Летописец видел причины этих несчастий в «самонадеянии и нечистотах греховных». В 1610 г.—«литовское разорение»: Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами. С 1608 по 1613 год—неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон.

Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости. Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев.

И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г. защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери.

Важно

Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. Они «возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще». В июне 1812 г.

архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери». В середине 20-х годов ХХ в. монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители.

В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу.

Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории. Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

Из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду. Чудотворная икона, святыня мирового православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель. В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь.

Важно

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и сонма священнослужителей.

Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский

Святыни и святые источники

Надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Тихвинская»

1669 г.

восстановлен в 1944 г.

По царской грамоте 1669 г. Тихвинский монастырь обезопасил себя деревянной оградой с 6 деревянными башнями и двумя каменными, воротными. Проезд в ней сделали Г-образным, как в крепостях Ладога и Орешек.

На лицевой (западной) стороне башни Родион Сергеев, глава тихвинских изографов, написал образ Тихвинской Богоматери. Икона на западной стене башни притягивала к себе богомольцев, и для поклонения ей была устроена наружная лестница (крыльцо) в 24 каменных ступени с деревянным навесом.

Доступная днем и ночью, икона получила название иконы “на крылечке”. К башне была пристроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

31 января 1856 г. в молитве перед ней получил исцеление тихвинский мещанин Александр Боровский.

Совет

Случай этот стал широко известен, и для удобства усердствующих богомольцев монастырь поспешил расширить надвратную церковь, пристроив к ней с запада обширную часовню для служения молебнов перед настенной иконой, с крытой лестницей.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы

1515 г.

Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое. Строительство собора, грандиозного по тому времени для отдаленных, порубежных мест, имело государственное значение.

Храм был свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей. Уже в 1918 году он был закрыт; в Успенском соборе устроили пересыльную тюрьму.

Позже в нём размещался воинский продовольственный склад, а в военные годы – госпиталь, после войны – цех Всесоюзного общества слепых. Реставрировать храм начали в конце 1960-х годов. В ноябре 1941 года немцы захватили город. Хозяйничали они там недолго, но, тем не менее, успели вывезти “предметы искусства”.

В их числе оказался и чудотворный образ.

Летом 2004 года Тихвинская икона Божией Матери вернулась из США на родину и заняла своё привычное место в Успенском соборе – в киоте у юго-западного столпа.

Храм в честь 12 апостолов

Церковь Двенадцати Апостолов возведена при монастырской больнице в конце XVII века, перестроена в XIX, а во время Великой Отечественной утратила всю алтарную часть и навершие. Сейчас в церкви иконная лавка монастыря.

Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня

По: вск., праздники

времябогослужениепримечание
6 : 30 Исповедь
7 : 00 Часы,Божественная Литургия

Храм в честь Вознесения Господня

1591 — 1593 гг.

восстановлен в 2004 г.

Кирпичный храм над внутренними западными воротами монастыря выстроен в 1591-1593 на средства царя Федора Иоанновича. Храм закрыт в 1920-х, венчания сломаны, занят под жильё. Здание частично разрушено в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В послевоенные годы здание не реставрировалось

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

1581 г.

Самая старая из монастырских построек – тёплая трапезная Покровская церковь, изначально была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Возведение её относится к 1581 году. Храм строился вместо деревянной церкви, построенной Ф.Д. Сырковым.

Двухэтажное здание состоит из бесстолпного четверика церкви, завершённого горкой кокошников с главкой, и примыкающей к ней одностолпной трапезной. Второй её этаж занимает одностолпная палата со сводчатым потолком. Эта “зала” интересна своей планировкой, весьма напоминающей планировку Грановитой палаты в Московском Кремле.

Обратите внимание

Сохранились сведения, что здесь не только трапезничали монахи, но и собирались для обсуждения важных дел посадские люди. К алтарю храма с востока примыкает пятипролётная звонница. При храме было устроено два придела – в честь Староруской иконы Божией Матери (1817 г.) и во имя великомученицы Варвары (1871 г.).

Открытое двухмаршевое крыльцо трапезной у северного фасада ведёт сразу на второй этаж, подчёркивая тем самым его функциональную роль. Первый этаж здания, использовавшийся для хозяйственных нужд, повторяет планировку второго этажа. Интерьеры лишены какого-либо убранства, что придаёт им некоторую суровость.

Нижняя и верхняя площадки, самостоятельная кровля крыльца создаёт красивую игру света и тени на строгом фасаде, расчленённом лишь тёмными нишами окон.

В 1920 году храм был передан обновленцам, а вскоре и вовсе закрыт. В 1941 году в ходе боёв храм значительно пострадал. В 1960-х – нач.

1970-х годов по проекту архитектора-реставратора В.В. Экка Покровской церкви возвращён её первоначальный облик. В 1999 году в храме возобновлены богослужения.

Часовня в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных»

1699 г.

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.

времябогослужениепримечание
17 : 50 Вечернее богослужение

По будням

времябогослужениепримечание
6 : 00 Молебен с акафистом. Полунощница. Утреня
8 : 30 Божественная литургия

По выходным и праздникам

времябогослужениепримечание
9 : 40 Часы. Божественная литургия

По выходным

времябогослужениепримечание
9 : 00 Исповедь

По: суб., праздники

времябогослужениепримечание
17 : 50 9 час. Всенощное бдение.

По: вск., праздники

времябогослужениепримечание
6 : 30 Исповедь
7 : 00 Часы,Божественная Литургия

Возврат к списку

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/tikhvinskiy-bogorodichnyy-uspenskiy-monastyr/

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, или странствия Иконы Божией Матери Одигитрии

Что-то мне подсказывает, что следующей осенью нас уже не будет в Питере…. А ведь столько всего еще не смотрено в Ленобласти! Хотя…, нет, я себя недооцениваю

Источник: https://frog-travelers.ru/tikhvinskij-bogorodihnyj-uspenskij-muzhskoj-monastyr-foto/

Ссылка на основную публикацию