Спасо-преображенский соловецкий мужской монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru

Наместник обители — архимандрит Порфирий (Шутов) (назначен решением Священного Синода от 10 октября 2009 г).

***

Краткая история Соловецкой обители

1429-1434  Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом.

1435 — конец XV века  После кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия.

В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь. Вокруг, по периметру, размещались одноэтажные келлии. Деревянный монастырь страдал от пожаров и дважды выгорал до тла.

Конец XV — начало XVI века  В 1503 году митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой со слов игумена Досифея I было составлено первое житие преподобных Зосимы и Савватия. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 году числились 481 рукопись и 38 печатных книг.

1547  При митрополите Макарии причислены к лику святых основатели обители, преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

1548-1566  Во время игуменства будущего святителя Филиппа в монастыре развернулось каменное строительство.

По проектам игумена Филиппа возведены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566).

Обратите внимание

На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, обновлена монастырская ферма на острове Большая Муксалма, начато сооружение канальной системы. Основным вкладчиком обители был государь Иоанн IV.

Конец XVI — начало XVII века  После кончины святителя Филиппа, под руководством монаха Трифона (Кологривова), были сооружены мощная валунная крепость (1582-96), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1600) и центральная каменная галерея (1602). Оформилась окончательная планировка монастыря: пятиугольный, вытянутый в плане, он напоминает корабль, устремленный с севера на юг.

Времена смуты (до 1615)  Настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры.

1620  Преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит на острове Анзер.

1634  Поставление в Патриархи Московские и всея Руси Иоасафа I, постриженика Соловецкого.

1635  Преподобный Елеазар в Свято-Троицком скиту совершил иноческий постриг священника Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси.

1652  Перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловков в Москву. Интронизация Патриарха Никона.

1668-1676  «Соловецкое сидение». Вооруженное сопротивление иноков-старообрядцев церковным реформам привело к разорению обители царскими стрельцами.

1713  Преподобный Иов (в схиме Иисус) основал Голгофо-Распятский скит на острове Анзер.

1765  Соловецкий монастырь становится ставропигиальным.

1854  Безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, девятичасовой пушечный обстрел обители.

Начало XX века  На Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен.

В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье.

Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители.

1920  Упразднение монастыря советской властью.

1923  Создание в стенах обители Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) ОГПУ.

1928  Жестокое убиение преподобномучеников архимандрита Вениамина, настоятеля Соловецкого монастыря, и иеромонаха Никифора.

1939  Упразднение концлагеря и организация на Соловках Учебного центра Северного флота (Школы юнг).

1967  В стенах обители создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время.

1990  Решение Священного Синода о возобновлении Соловецкой обители.

1992  Возвращение на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

1994  Начало реставрационных работ в скитах и пустынях обители.

1999  На острове Анзер были обретены честные мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева).

2000  Подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита.

2001  Освящение отреставрированного храма святителя Филиппа, митрополита Московского.

2007  Освящение вновь отлитых колоколов Соловецкой звонницы и великое освящение Спасо-Преображенского собора.

2008  Освящение поклонного креста и часовни на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной. Освящение храма Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер).

2008  Освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту.

2009  Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж.

2010  Учреждение Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря. Выставка «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя в Москве.

2013  Освящение Вознесенского храма на Секирной горе.

***

Скиты и пустыни

***

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка о состоянии на 2009 год)

Спасо-Преображенский собор Соловецкой обители

Соловецкий лагерь особого назначения

Страна:РоссияАдрес:164070, Архангельская обл., п. СоловецкийТелефон:(8183590) 298Факс:(8183590) 298Web-сайт:http://solovki-monastyr.ruНаместник:Порфирий, архимандрит (Шутов Владимир Викторович)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/964179.html

Соловецкий монастырь – мощная крепость на Соловецких островах России

Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: собор Спаса Преображения, церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца, колокольня
Святыни: мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, ковчег с частицей святых мощей святителя Филиппа, ковчег с частицей мощей святителя Маркелла, ковчег с честной главой священномученика Петра (Зверева), икона Пресвятой Богородицы Одигитрии, чудотворные иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской и Пресвятой Богородицы Корсунской, икона Божией Матери «Словенская», крест преподобного Савватия
Координаты: 65°01'28.3″N 35°42'34.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

История появления Соловецкого монастыря берет свое начало с 40-х годов XV века, когда преподобные Зосима и Герман избрали местом своего жительства Большой Соловецкий остров в Белом море.

Соловецкий монастырь с высоты птичьего полёта

По одному из преданий Зосима имел необычайное видение, объектом которого была церковь неописуемой красоты. Окруженная небесным сиянием, она стояла на востоке.

Усмотрев в видении знак свыше, в 1436 г. Зосима и его товарищ построили храм из дерева с трапезной и приделом – через его возведение они чествовали Преображение Господне. Спустя некоторое время в честь Успения Пресвятой Богородицы преподобные соорудили церковь, и обе постройки стали основными зданиями Соловецкого монастыря.

Вид на Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь со стороны Белого моря

Иона – архиепископ Новгородский, выдал обители документ, подтверждающий ее вечное право собственности на Соловецкие острова. В дальнейшем такая грамота выдавалась монастырю и всеми последующими московскими государями.

Изображение обители, стоящей посреди Белого моря, присутствовало на всех древних картах Московии XVI века, и ее появление символизировало единение государственности и православной веры в Северной Руси.

Историками отмечено, что многих значимых по величине городов на старинных картах не было, а Соловецкий монастырь как форпост России на них присутствовал всегда.

Корожная башня

Со второй половины XVI столетия в монастыре под руководством игумена Филиппа ведутся строительные работы с применением камня. С 1552 по 1557 гг. при участии лучших зодчих монахи трудятся над возведением храма Успения Божией Матери с Трапезной и Келарскими палатами.

На протяжении этих же пяти лет иноками расширяются монастырские пастбища, прокладываются дороги, строятся мельницы. Озера, количество которых превышает 70 наименований, благодаря прокладке каналов соединяются в единую систему. На острове Муксалма появляется ферма.

Важно

Наконец, закладывается и возводится главный храм Соловецкой обители – Спасо-Преображенский, освящение которого состоялось в 1566 г.

Святые ворота под Благовещенской церковью

В конце XVI века монастырь на Соловецких островах получает статус крепости – он защищает северо-западные границы Российской державы. В 1578 г.

сам Иван Грозный передает обители-крепости артиллерию, а через 6 лет царь Федор Иванович издает указ о возведении вокруг монастырского участка каменных стен.

Работы велись в течение 12 лет, и в результате монастырь оказался окруженным 11-метровыми стенами из 6-тонных гладких валунов. Для прочности между ними укладывался известковый раствор с прокладкой в швах кирпича.

Крупнейшие валуны расположены внизу и играют роль цоколя. С постепенным уменьшением вышестоящих камней стена утончается. В верхней части стен, смотрящей внутрь монастырского двора, обустроены крытые деревянные галереи – из них через бойницы велся обстрел наступающего врага.

Корожная башня с частью монастырской стены

Местом установки артиллерии служили несколько ярусов перекрытий башен. Всего в монастыре 8 башенных конструкций. Прядильная, Сторожевая и Успенская видны со стороны бухты Благополучия.

Квасоваренная, Белая, Поваренная, Северная и Южная башни стоят по отношению ко двору со стороны Святого озера. Все конусообразные башни завершаются высокими шатрами с оборудованными в них дозорными площадками.

Аналогично возведению стен, башни у основания выкладывались из массивных валунов, а вверху, под самими шатрами – из кирпичей.

Разница в толщине нижней и верхней частей стен достигает 4,5 м (внизу эти значения варьируются в пределах 5 – 6 м, а вверху они едины и составляют всего 1,5 м). Несмотря на это, все стены и башни были настолько прочными, что никакая вражеская сила не могла повредить их и проникнуть на монастырские земли.

Поваренная башня

Настоящая воинская слава пришла к монастырю во время Крымской войны, когда ему пришлось выдержать единственную, но очень мощную бомбардировку английскими 60-пушечными фрегатами (событие датируется 1854 г.).

Совет

Канонада продолжалась в течение 9 часов, и за это время военные корабли выпустили из пушек около двух тысяч бомб и ядер.

Но уплыть им пришлось без результатов, ведь своими действиями им удалось добиться лишь незначительного повреждения отдельных зданий.

Архитектурные особенности Соловецкого монастыря

Территория монастыря имеет пятиугольную форму. Вся она находится в окружении массивных стен с семью воротами. Общая протяженность стен составляет 1084 м. На сегодняшний день во дворе обители сохранились храмы и некоторые постройки, соединенные между собой крытыми переходами и окруженные помещениями жилого и хозяйственного назначения.

Собор Спаса Преображения

Помимо трехглавого Успенского и пятиглавого Преображенского собора, на территории Соловецкого монастыря находятся три церкви: Троицкая, Благовещения, Николаевская. Отдельно стоят каменные палаты, колокольня и водяная мельница.

Внешний облик обоих соборов кажется суровым, почти крепостным. Так, угловые приделы Преображенского собора напоминают крепостные башни, а толщина его стен достигает 5 м. В целом архитектурный замысел собора довольно непростой.

Угловые главы возвышаются над верхними приделами, а те, в свою очередь, соединяются переходами и стоят на сводах.

Успенская башня

В 1923 году на монастырское подворье пришла беда – сильнейший пожар привел к тому, что некоторые колокола и шпиль оплавились.

Но реставрационные работы на здании колокольни не проводились, и место упавшего креста заняла металлическая звезда. В 1985 г. она была демонтирована и передана на хранение в Соловецкий музей. В 2003 г.

реконструкция шпиля колокольни всё-таки состоялась, и по ее завершению на его месте появился величественный крест из титана.

Александровская и Петровская часовни, стоящие перед монастырским подворьем, не теряли своего изначального облика. Их возведением в середине XIX века было увековечено посещение обители – древней крепости царями Александром II и Петром I. У входа в монастырь имеются солнечные часы – нехарактерная для Православия деталь декора.

Галерея

Иконостас Преображенского собора из двух десятков досок, выстроенных в 3 ряда, после «соловецкого сидения» был вывезен старообрядцами. В начале XXI века гражданин Литвы объявил на весь мир о том, будто у него имеются доски от Преображенского иконостаса, и выставил их на продажу, назначив цену 1 млн. 700 тыс. евро за все семь досок.

В то же время иконы оказались на выставке в Гронингене. Но после того как министерство культуры рассмотрело вопрос о покупке иконостаса, было объявлено о незаинтересованности государства в столь дорогостоящем приобретении. Такое решение было вынесено после вынесения заключения реставраторов, усомнившихся в подлинности иконостаса.

Никольская башня и Никольские ворота

Поклонные кресты – памятники Соловецкого монастыря

Крест-памятник, выпущенный в честь Печерских чудотворцев Феодосия и Антония, можно увидеть в 6 верстах от обители по направлению к Исаакиевскому скиту.

Над его созданием трудился инок Диодор – насельник Свято-Вознесенского скита. Ранее в этом месте располагалась часовня в честь упомянутых чудотворцев, и в ней сохранялся старинный резной крест, изготовленный еще в XVII веке.

Читайте также:  Пророчества святого космы этолийского

В лагерное время деревянная часовенка с ценным крестом была утрачена.

Всего служителями Соловецкого монастыря с конца XX и до начала XXI столетия было установлено до 20 поклонных крестов. По словам архимандрита Иосифа, наместника обители, кресты служат своеобразными памятниками, передающими в поколения былое величие древней обители, поскольку местами их установки уже традиционно стали утраченные часовни, храмы и памятные для жизни монастыря места.

Внутри Прядильной башни

Соловецкий монастырь как тюрьма

На протяжении 4-х веков обитель на Соловецких островах использовалась как политическая и церковная тюрьма. Камеры, напоминающие по форме усеченный конус, располагались в стенах и башнях монастыря. Длина камер составляла 3 м, ширина и высота – по 2 м, а в узком конце они занимали всего 1 м.

Но в некоторых башнях камеры были еще теснее. Так, в Головленковской башне они располагались на верхних этажах и занимали 1,4 м в длину и по 1 м в высоту и ширину. Маленькое окошко, обустроенное в камерах, предназначалось для подачи пищи, а не для освещения.

Находясь в заключении, узники не должны были лежать – спать им разрешалось в полусогнутом состоянии.

Внутри Галереи

Обратите внимание

В другой башне Соловецкого монастыря с названием Корожня тюремные кельи имелись на каждом этаже. Темные и тесные каморки не имели дверей. Чтобы узник мог оказаться внутри, ему приходилось с трудом пролезать через небольшие отверстия, предусмотренные в камерах в качестве входа. Количество тюремных камер в монастыре постоянно росло. В 1798 г.

под тюрьму было переоборудовано одно из имеющихся зданий, а в 1842 г. для содержания узников специально возвели трехэтажное здание и отдельные казармы для охраны. В полуподземелье, на самом нижнем этаже этой новой тюрьмы располагались маленькие чуланы. Они не имели ни лавок, ни окон, а помещали в такие суровые условия особо опасных преступников.

Рейтинг достопримечательности

Соловецкий монастырь на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/694-solovetskij-monastyr

Спасо – Преображенский Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь

Современному человеку непросто понять, для чего православные монахи-отшельники строили скиты в самых безлюдных и отдаленных уголках нашей обширной страны. Вдалеке от дорог и человеческого жилья в наши дни спутниковой навигации многим станет неуютно.

Вдруг потребуется медицинская помощь или продукты закончатся. А как зимовать в лесу без центрального отопления и горячей воды? Неподалеку от надежных городских или монастырских стен все спокойнее…

Когда оказываешься на островах Соловецкого архипелага, начинаешь понимать, что так манило монахов-подвижников на эту дальнюю землю посреди студеного Гандвика — Белого моря.

Передать словами чувства, которые охватывают тебя при виде низкого северного неба, серой воды, огромных валунов, покрытых пятнами вековечных лишайников и разлитой кругом тишины, нарушаемой лишь криками чаек, трудно.

Верующий скажет, что до Бога здесь ближе, чем рядом с суетой городов, и будет прав.

Когда в 1694 году Петр I посетил Соловецкий монастырь, монахи угостили его арбузом, выращенным в собственной теплице. Арбузы, вызревшие рядом с Полярным кругом? Ни один бизнесмен не будет вкладывать деньги в их выращивание на берегах Белого моря. Невыгодно. Проще купить в Средней Азии и привезти на продажу.

Истинные чудеса труда совершаются не из-за денег. За пару столетий жизни во славу Божию монахи Соловецкого монастыря сумели удивительно обустроить свои острова. При игумене Филиппе здесь был построен огромный каменный Преображенский собор. Прочие каменные сооружения на Большом Соловецком острове имели в своих стенах сложную систему каналов, по которым от печей шел горячий воздух.

Важно

По сути, это была весьма совершенная система центрального отопления! Озера Соловецкого острова были соединены сетью искусственных каналов. На мелководье были построены специальные садки для разведения и откорма рыбы.

Эти удивительные каменные сооружения сохранились до сих пор, хотя рыбу в них уже давно никто не выращивает. Впрочем, не стоит забегать вперед.

Сначала надо рассказать, как начинался Соловецкий монастырь, кто был его основателем.

В XV веке монах Валаамского монастыря Савватий мечтал найти место для уединенной молитвы. Он слышал рассказы поморов об удивительном необитаемом острове, находящемся в северной части Белого моря, и хотел добраться до тех отдаленных мест. Перед началом пути он поселился у часовни на реке Выге, впадающей в Белое море.

Там он встретил своего будущего товарища по молитве и трудам праведным — монаха Германа. Заготовив припасы и смастерив лодку, они запаслись нехитрым провиантом и отправились в путь. Сохранилась икона, написанная в конце XVI века, — два монаха в длинных одеяниях и черных клобуках стоят на берегу.

Ниже они уже гребут в маленькой лодочке. Справа на иконе Савватий и Герман уже стоят на острове. На иконе-то все просто, а до Соловков с материка несколько дней пути по студеному морю. Однако плавание завершилось благополучно.

Монахи причалили к Сосновой губе (заливу) острова, поставили на берегу деревянный крест и срубили себе деревянную келью.

Вместе они прожили в трудах и молитвах долгих шесть лет. Ни рожь, ни овощи не росли на этой холодной земле.

Совет

Подвижникам приходилось ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, варить похлебку из трав и коры. В 1435 году Савватий почувствовал приближение кончины. Герман в то время был на реке Онеге, куда отплыл пополнить припасы.

Пришлось Савватию для совершения последних обрядов перед смертью плыть по морю к часовне на реке Выге. Там по божьему промыслу или по счастливой случайности встретил он игумена Нафанаила, который и причастил старца.

Вскоре после этих грустных событий новым товарищем Германа по пустынножительству стал монах Зосима. В первую же ночь пребывания на острове ему было чудное видение. В воздухе появилось изображение прекрасного храма.

Друзья сочли, что это знак свыше, и срубили на месте знамения небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня. К тому времени рассказы о соловецких отшельниках давно передавали друг другу рыбаки-поморы. На Соловки стали перебираться другие монахи.

Они начали заниматься добычей соли, которую обменивали на хлеб и прочие припасы. Так и началась история знаменитой Соловецкой обители. Преподобный Герман прожил на суровом, холодном острове более пятидесяти лет и скончался во время одной из церковных служб.

Зосима же стал первым игуменом Соловецкого монастыря и пребывал в этой должности до конца своих дней.

Еще при его жизни мощи преподобного Савватия были перевезены с Выги на Соловки. На этом острове, среди красот суровой северной природы все три удивительных подвижника обрели вечный покой.

На одной из икон XVIII века Зосима и Савватий, стоя друг напротив друга, держат в руках нечто вроде макета монастыря с высокими белокаменными стенами, угловыми башнями, церквами и маковками Преображенского собора. Конечно, при жизни отцов-основателей монастырь был деревянным и выглядел скромно.

Обратите внимание

В мощную крепость он превратился в конце XVI века по велению царя Федора Иоановича. Он оценил стратегически важное положение монастыря и приказал одеть его камнем «для защищения от нападения немецких и всяких воинских людей».

Когда смотришь на мощные валуны, вмурованные в стены монастыря, трудно представить, что эти многотонные глыбы ворочали без применения техники, по сути, вручную.

Свой статус крепости Соловецкий монастырь не раз подтверждал на деле. Целых восемь лет за его стенами держали осаду староверы, не желавшие принять новые, исправленные богослужебные книги.

В середине XIX века, во время Крымской войны к крепости подошли английские корабли и начали вести ее обстрел из пушек. Неприятелю противостоял крошечный гарнизон из пятидесяти человек и десяти пушек. Соловецкая твердыня выстояла.

По стенам крепости прошел крестный ход, и ни один монах не был даже ранен под ураганным огнем противника. Более того, меткие выстрелы из двух пушек старинной работы заставили англичан пойти на переговоры.

На месте их проведения был установлен памятный «переговорный камень» с выбитой памятной датой — 7 июля 1854 года. Эту гранитную плиту можно увидеть и в наши дни. Она лежит на берегу, километрах в трех от стен монастыря.

Начало XX века поначалу сулило монастырю дальнейшее процветание. Братия обзавелась собственными пароходами, которые возили с материка паломников.

На островах заработала гидроэлектростанция — первая на русском Севере. От монастыря до фермы на острове Большая Муксала была насыпана дамба, а по ней проложены рельсы узкоколейки. В 1915 году в монастыре заработала радиостанция.

Важно

Кто знает, какие еще чудеса явил бы монастырь стране и миру, если бы не трагедия 1917 года. Через шесть лет после бурных революционных событий на Соловках был создан самый настоящий концентрационный лагерь. Сюда ссылали людей, которые скептически воспринимали идеи новой революционной власти.

Среди узников оказывались не только священники и аристократы, но и простые крестьяне, для которых революция оборачивалась не обещанными свободами и раздачей земли под фермерское хозяйство, а разорением, бесконечными поборами и ссылкой. Многие из этих людей были расстреляны.

В отличие от труда монахов, практически пользы от трудовой повинности заключенных не было никакой. Постройки монастыря быстро приходили упадок.

Преображенский собор был превращен в огромный тюремный барак. Тюрьма на Соловках прекратила свою работу только в 1940 году, перед началом Великой Отечественной войны.

Возрождение монастыря началось в самом конце XX века. В августе 1992 года патриарх Алексий II освятил надвратную Благовещенскую церковь монастыря.

В память о всех погибших на Соловках по вине советских властей на Секирной горе был установлен памятный деревянный крест.

Источник: https://posmotrim.by/article/preobraghenskiy-soloveckiy-monastyr.html

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

 В Белом море, на самом севере России, находится Соловецкий архипелаг, состоящий из шести довольно крупных и нескольких десятков мелких островов. Крупнейший из островов архипелага – Большой Соловецкий остров, или просто Соловки, площадью 246 кв.км. К востоку от него лежит остров поменьше – Анзер, к югу – острова Большая и Малая Муксалма, к западу – Большой и Малый Заяцкие острова.

    Хотя острова эти издавна были богаты дичью, имели удобные гавани, а море кишело рыбой, до XV века были необитаемы – уж больно суров местный климат: архипелаг расположен в 165 км от полярного круга, среднегодовая температура +0.5Сº. Море часто штормит, что делает неустойчивой связь с материком. Но есть и свои плюсы: близ Соловков проходят теплые морские течения, в островных лесах много ягод и грибов, а число озер – более полутысячи.

    Первыми пустынножителями на Большом Соловецком острове, согласно преданию, стали преподобные Савватий, Герман и Зосима.

Совет

Савватий и Герман прибыли раньше: в 1429 году они встретились в устье реки Выг и, собрав вещи, припасы и орудия, на утлой ладье приплыли к Большому Соловецкому острову, где и высадилисьна Сосновой губе. Возле одного близлежащего озера они поставили крест и срубили кельи.

       Икона преподобных Савватия, Зосимы и Германа Соловецких.

    Преподобный Савватий свой монашеский путь до того времени в Кирилло-Белозерском и Спасо-Преображенском Валаамском монастырях, где был любим и почитаем иноками и самим игуменом обители “за многое послушание, кротость и смирение”. Валаамский настоятель ни за что не хотел отпускать Савватия в море-океан, когда когда тот вознамерился отправиться на Соловки. Тогда Савватий тайком ушел из Валаамской обители и отправился к Белому морю. 

    Днем Савватий и Герман трудились, “землю копая мотыгами и трудом пищу себе добывая”, а вечерами и ночью молились, “к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом к Всевышнему”. Так прошло шесть лет, у отшельников закончились припасы, и Герман отправились на материк, чтобы пополнить их.

Савватию стало куда труднее: его одолевали нечистые духи в образе змей и диких зверей , стремившиеся пожрать старца. Усердной молитвой и святым крестом Саватий отгонял бесов. Герман  долго не возвращался, и однажды Савватий “получил весть от Бога, что надлежит ему освободиться от уз телесных”.

Желая перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн, он пошел на берег моря и неожиданно увидел корабль, на котором и перебрался на материк. У небольшой деревни Сороки, что на реке Выг, преподобный Савватий принял причастие от игумена Нафанаила.

27 сентября 1435 года преподобный  скончался  и там же был погребен.

    Но не запустел остров Соловки: примерно через год новый инок именем Зосима прибыл туда для свершения своего духовного подвига. До того он жил в Новгороде, позже переселился в деревню близ Белого моря, где повстречал старца Германа.

Герман рассказал ему “о преподобном Савватии подробну  и о острове возвести ему”, а также о пророчестве Савватия о том, что на Соловках будет жить много иноков.

Читайте также:  Сильная молитва святому николаю чудотворцу на продажу квартиры, дома, машины

Услышав это, “устремился Зосима на подвиг телесный и духовный, вооружась постом и молитвой”.

Обратите внимание

    В 1436 году Зосима и Герман высадились на соловецкий берег и нашли удобное для основания обители возле пресноводного озера и неподалеку от моря с удобной бухтой.

Именно этот год считается датой фактического основания Соловецкого монастыря. Пришельцы построили шалаши и совершили всенощное бдение, моля Господа благословлять их начинание.

И ответ пришел: в первую же ночь отец Зосима имел пророческое видение: чудесный свет и редкой красоты церковь в воздухе.

    Осенью того же года Герман вновь отправился на материк. Зиму (неподалеку Полярный круг!) Зосима пережил один, терпя голод и холод, а весной вернулся Герман, да не один – с ним прибыл рыбак Марк, позже принявший постриг. За ним на остров пришли другие люди, искавшие праведной жизни.

Начали сттроить кельи, воздвигли маленькую деревянную церковь во имя Преображения Господня. Новгородский архиепископ Иона, под чьим архиерейским и духовным попечением находились соловецкие земли, благословил начинание сподвижников и прислал на остров игумена Павла, который и освятил церковь.

Однако он не выдержал тяжелых условий жизни на острове и покинул его. То же случилось и с последующими – Феодосием и Ионой, избранными самими иноками. Тогда братия попросила новгородского владыку рукоположить в священника и игумена Зосиму. Архиерей Иона вызвал к себе преподобного и убедил его принять сан.

Вместе с богатыми дарами Зосима вернулся на Соловки. Было это в 1452 году.

    При Зосиме монашеская жизнь во всех своих проявлениях стала интенсивной и многие плоды приносящей: “И тружахуся постом и молением, купно и ручным делом: овогда землю копаху, иногда же древеса на устрой монастырю заготовляху, иногда дров множество секуще, готовляху и росол морьской, черплюще, и тако соль варяху и даяху купцем, приходящем к острову…” В обители приступили к сооружению каменной церкви Преображения и каменной трапезной, а с восточной стороны от трапезной возвели новую церковь – Успения Пресвятой Богородицы.

Так, трудами и молитвами строился Соловецкий монастырь, и скоро слава о нем и преподобном Зосиме уже достигла Москвы и дальних княжеств.

Важно

    Игумен Зосима помнил и первого поселенца Соловецкого острова – блаженного Савватия. Он велел снарядить корабль, который прибыл к месту, где был захоронен Савватий. Его мощи были привезены на остров, где их со свечами и кадилами встречала вся монастырская братия. Преподобный Савватий был погребен за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы.

    Через 13 лет, в апреле 1478 года, преподобный Зосима преставился ко Господу и был погребен возле могилы Савватия.

Давая последнее наставление братии, он закончил словами: “Аз же аше телесне отхожу от вас, но духом с вами неотступно пребуду”.

В 1566 году святые мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в придел, устроенный при Спасо-Преображенском соборе, а в 1861 году – во вновь отстроенный Свято-Троицкий Зосимо-Савватический соборный храм.

    Ревностный помощник скончавшегося Зосимы преподобный Герман велел монахам записать все, что он знал о чудесах и делах Савватия и Зосимы, ибо сам, очевидно, был неграмотным (“не книжным”).

В дальнейшем эти записи легли в основу их жития. Умер преподобный Герман глубоким старцем в 1479 году, отдав монастырю более полувека своей жизни.

Поначалу его похоронили на берегу реки Свирь, а через пять лет святые мощи преподобного были перенесены на Соловки.

    Менее чем через сто лет Соловецкую обитель возглавил человек, прославившийся не только своими духовными делами во имя Господа, но и явивший редкий образец неустрашимости и смелости. Это игумен Филлипп (в миру Федор Степанович Колычев), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси.

Совет

Он происходил из знатной боярской семьи, имевшей общего предка с родом Романовых – Андрея Ивановича Кобылу. Его отец был ближним боярином при великом князе Василии III Ивановиче и заседал в Боярской Думе. Федор молодые годы провел при дворе. В 1537 году, тридцати лет отроду, он оставил мир.

Пробыв год в пастухах, Федор пришел в Соловецкий монастырь, был принят радушно игуменом Алексием и вскоре принял постриг с именем Филипп. Через десять лет он стал преемником игумена Алексия.

    На этой должности Филипп трудился 18 лет, в течение которых Соловецкий монастырь пережил необычайный расцвет: было начато каменное строительство, освящена Успенская трапезная церковь, близилась к завершению (на момент отьезда Филиппа в первопрестольную) строительство Спасо-Преображенского собора; выстроен кирпичный завод, устроена пекарня; проведены дороги по Большому Соловецкому острову, 52 озера на нем соединены каналами с расположенным возле монастыря Святым озером, благодаря чему стало возможным построить в монастыре водопровод; и многое, многое другое. За всеми этими важными делами игумен Филипп непрестанно молился, временами удаляясь в лес для безмолвной беседы с Богом. Благодаря его усилиям были прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий.

    Деяния игумена Филиппа не остались без внимания царя Ивана Грозного, который жаловал обители новые земли, присылал богатые подарки: тысячу рублей на построение каменного Спасо-Преображенского собора, два колокола, два золотых креста с драгоценными камнями и жемчугом, а также жалованные грамоты на различные льготы.

    В 1563 году скончался Митрополит Московский Макарий. Тремя годами позже царь пожелал увидеть на этой кафедре игумена Филиппа. Игумен уже знал, что представляет собой Иоанн Грозный, – на Соловках проживал сосланный сюда духовный наставник царя отец Сильвестр. В стране свирепствовала опричнина. Отец Филипп легко мог представить, какое его может ожидать будущее.

    Поначалу Филипп не давал согласие на митрополичий сан – не достоин, мол, высокой чести, – но позже поставил условие, отменить опричнину. Однако Иоанн не терпел противоречий: не дело церкви в его государевы дела лезть!

    В результате трудных дискусий была подписана специальная грамота, где сказано, что игумен Филипп “дается стати на митрополию, и в опришнину ему и в царский домовой обиход не вступатися, … а митропольи не оставляти”.

25 июля 1566 года Филипп был посвящен в сан Митрополита Московского и всея Руси. Обращаясь к Иоанну Грозному, он взывал: ” Облекись одеждою правды… подражай смирению отца твоего… Не могу искренне благословлять тебя, видя скорбь отечества”.

Это снова вызвало гнев царя, но он сдержал себя.

Обратите внимание

    На полтора года в стране воцарилось относительное затишье – не было казней, опричники присмирели. Филипп мудро правил Церковью и паствой, на него молились. Но провал ливонского похода вновь превратил царя в демона – начались пытки и казни, страх охватил всю страну.

Все попытки митрополита Филипа вразумить царя вызывали у властителя только ярость. Масло в огонь подливали и церковные иерархи, желавшие “свалить” популярного митрополита. Однажды в 1568 году, в воскресную обедню , в Успенский собор Кремля вошел царь со свитой и подошел к Филиппу, желая получить благословение.

Однако митрополит не обращал на него никакого внимания, продолжал глядеть на иконы. Ему зашептали: “Святой владыко! Се Государь, благослови его!” На что последовал ответ: “В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю царя православного…

О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская… Везде убийства – и совершаются именем царским!…

Сами камни под ногами твоими вопиют о мести!” Иоанн произнес с угрозой: “Нашей ли державе являешься супротивником? Увидим крепость твою!” Филипп отвечал: “Не могу, Государь, повиноваться велению твоему паче, нежели Божиему… Я подвизаюсь за истину благочестия, хотя бы и лишился сана и лютейше пострадал”.

    В диком гневе царь ударил посохом о землю: “Доселе я был кроток с тобой, митрополит, с твоими приверженцами и моим царством. Теперь вы узнаете меня!” На следующий день все главные сановники митрополита были взяты под стражу и пытаны. Начались казни.

В ноябре 1568 года покорный царю Собор епископов вершил суд над Филиппом, лишил его сана и приговорил к сылке в Тверской Успенский Отрочьский монастырь. Через год, на пути в Новгород, куда царь направлялся на расправу с непокорным городом, проходя мимо Твери, к Филиппу был послан главный опричник Малюта Скуратов, который задушил святителя.

Случилось это 23 декабря 1569 года. Так закончил свой жизненный путь один из самых ярких деятелей в истории Русской Православной Церкви.

Важно

    В 1591 году мощи святителя Филиппа были перенесены на Соловки. Их положили в могилу, ископанную им самим еще в бытность его настоятелем Соловецкого монастыря, под папертью Спасо-Преображенского собора. При царе Алексее Михайловиче, в 1652 году, мощи священномученика были перенесены в Москву, где почивают и поныне у иконостаса в юго-восточном углу Успенского собора Кремля.

    Самыми трагическими странницами в истории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря были в 1923 – 1939 годы, когда на острове существовал лагерь для осужденных советской властью.

Сначала это был Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный через десять лет в VIII отделение Беломорского-Балтийского комбината НКВД, а в середине 1937 года – в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Первая, небольшая еще партия заключенных прибыла на Соловки в 1920 году, еще при ” великом вожде” В. И. Ленине.

Через три года здесь возникла целая система концентрационных лагерей, занявшие все пригодные для жилтья монастырские помещения. В первую очередь на Соловки ссылали иерархов Русской Православной Церкви, монахов, священников, офицеров Белой армии.

С начала 30-х годов в лагерях появились “качественнр” новые поселенцы – раскулаченные крестьяне со всей европейской части страны. Обращениее с заключенными отличалось неимоверной жестокостью: за малейшее нарушение – штрафной изолятор либо расстрел. Пытки, голод, непосильный труд… Большевики железной рукой гнали человечество к “счастью”.

    Возрождение Соловецкого монастыря началось в декабре 1988 года, когда на острове был создан церковный приход. В июле следующего года состоялось освящение часовни во имя святителя Филиппа – первого возрожденного храма Соловков. 25 октября 1990 года Синод постановил открыть на Соловках Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Осенью того же года на Соловкахпоявились первые послушники. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 28 января 1992 года наместником монастыря был назначен архимандрит Иосиф (Братищев). В том же году в обитель были возвращены  святые мощи ее основателей преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Святыни были найдены в запасниках музея истории религии и атеизма, что распологался в петербургском Казанском соборе.

Совет

    Накануне прибытия святых мощей в монастыре произошло чудное знамение: во время реставрации старинной алтарной двери была обнаружена скрытая под слоями краски икона, изображающая прибытие преподобных Савватия и Германа на остров.

А вскоре и святые их мощи вернулись сюда. Их перенесение возглавлял сам Святейший Патриарх Алексий II. Он посетил храмы и скиты Соловецкого монастыря, освятил надвратную Блговещенскую церковь, где теперь почивают святые мощи преподобных.

Источник: http://palomnikpoezdki.ru/putevoditel_po_svyatym_mestam_rossii/spaso-preobrazhenskij_soloveckij_muzhskoj_monastyr1/

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Пять столетий истории

   Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь основан в 1429 г. Первыми поселенцами острова и основателями одной из знаменитейших русских обителей были Соловецкие чудотворцы – преподобные Герман и Савватий, шесть лет проведшие здесь в суровых испытаниях и лишениях. Незадолго до кончины преподобного Савватия (1435) отшельники покинули остров, но в 1436 г.

преподобный Герман вместе с преподобным Зосимой вернулся на Соловки. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой, затем построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Так был основан монастырь.

   Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородскими правителями Новгородской республики была дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.

Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 г.

братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне.

   Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 г. и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма. В 1479 г. преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря.

Читайте также:  Псалом давида 1

На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу.

Обратите внимание

Спустя пять лет (1484) мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

   В XVI В. Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. В 1547 г.

при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь.

   В годы игуменства святителя Филиппа (1548-1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство.

Новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с трапезной и келарской палатами (1552-1557). Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство.

Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь.

   В 1558 г. заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия.

Важно

   В 1566 г. строительство собора было завершено (уже в отсутствие игумена Филиппа). 6 (19) августа храм освящен, а 8 (21) августа святые мощи первооснователей Соловецких перенесены в придел. В 1566 г., повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинны людей, жертв опричнины, и обличал царя.

Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь. В 1569 г. он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви.

Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 г.

   В конце XVI В. монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582-1594 гг. были построены из природного камня мощные стены и башни. Очертания стен обители напоминают корабль.

   В 1646 г. игумен Илия получил грамоты от царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа с торжественным повелением открыть мощи святителя Филиппа. Мощи торжественно поставили в Спасо-Преображенском соборе. В 1652 г. по царскому указу состоялось перенесение мощей великого угодника Божия в Успенский собор Московского Кремля.

В многовековой истории обители выделяются события, связанные с «Соловецким сидением» (1668-1676), восстанием иноков против церковных реформ. Вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников, что привело к разорению монастыря.

Посещение обители Петром I (1694,1702) стало свидетельством прощения опального монастыря.

   В середине XVIII В. серьезные изменения претерпело монастырское хозяйство. В 1764 г. по высочайшему указу, так называемым «екатерининским штатам», в государственное владение перешли многие церковные и монастырские земли.

Совет

Число монахов в обителях было строго регламентировано светскими чиновниками. Нововведение имело и положительные стороны. Государство, взяв в свое управление Соловецкие вотчины, приняло на себя обязанность защищать обитель и весь северный край от неприятеля. В 1765 г.

монастырь становится ставропигиальным: из епархиального подчинения переходит в ведение Святейшего Синода.

   1777 г. было предпринято строительство каменной колокольни, а в 1798 г. возведена больничная церковь во имя святителя Филиппа. В XIX В. новый каменный храм, возведенный на месте деревянного, изменил архитектурный облик обители: в 1834 г. Завершено строительство церкви Святителя Николая.

    1858 г. монастырь посетил император Александр II со свитой. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство. В связи с увеличением количества паломников в 1859 г.

был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 г.). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII в., построена в 1860 г.

освященная в его честь церковь.

   В начале ХХ В. монастырю принадлежали б скитов и 3 пустыни. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на Соловецкой земле душевное умиротворение и покой.

   Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.

) – первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV-XVI), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.

), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегоский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.).

Соловецким пострижеником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.).

Обратите внимание

   Святынями монастыря были древняя икона «Одигитрия», принесенная в дар митрополитом Филиппом; древняя икона Знамения Божией Матери; серебряная рака с тремя частями мощей митрополита Филиппа; мощи преподобных Зосимы и Савватия; каменный крест преподобного Савватия и икона преподобных Зосимы и Савватия, писанная учеником преподобного Зосимы, игуменом Досифеем; икона успения Божией Матери, устроенная по образцу такой же в Киево-Печерской лавре, дар царевны Марии Алексеевны; запрестольный крест, сделанный из моржевой кости, с резным изображением Распятия; икона Запечной Божией Матери (эта икона явилась святому Филиппу на том месте, где впоследствии был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы, рядом с хлебопекарней, за печью).

Источник: http://enamelshop.ru/svyatini-pravoslavnoi-rossii/spaso-preobrazhenskij-solovetskij-muzhskoj-monastyr.html

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь :

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1420—1430-е годы, отстроен в камне трудами св.

Филиппа (Колычева), в допетровское время числился среди крупнейших землевладельцев государства. В 1669—1676 гг. осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям.

При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения, здания планомерно разрушались. Монашеская жизнь возобновлена 25 октября 1990 года.

В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва), избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Важно

Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия.

Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья.

Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.

Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т.н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год.

В 1765 монастырь становится ставропигиальным, то есть переходит под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре процветали ремёсла: он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-26).

Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией. К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян.

После посещения монастыря Петром I в конце XVII века к Соловецкому было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье.

Совет

В монастыре имелась обширная библиотека, а к XX веку появилась и собственная гидроэлектростанция.

В XVI—XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда».

После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой.

Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г.

через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. Толстой, В. Л. Долгоруков, П. И. Калнышевский, Ф. П. Шаховской.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви.

В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал М. С. Кедров. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы.В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек.

В 1923 был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры, интеллигенция.

Обратите внимание

С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре в течение 3 лет базировалась часть Соловецкой школы юнг, при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям, открыта 25 мая 1942 года по приказу наркома ВМФ СССР Кузнецова Н. Г..

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

В декабре 1988 года был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.

25 октября 1990 Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенский ставропигиального мужского монастыря; исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Осенью того же года появились первые послушники.

Указом от 9 февраля 1992 года Патриарха Алексия II наместником монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил епископ Владимирский и Суздальский Евлогий.

19—21 августа 1992 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в обитель. Торжества возглавлял Патриарх Алексий II; 22 августа (по новому стилю) стало праздноваться как Собор Соловецких святых.

22 августа 1992 года Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Патриарха Алексия II, с 1993 года установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память собора Соловецких святых.

Источник: http://www.zdravrussia.ru/monasteries/severozapadnyj/?nnew=458&sview=4

Ссылка на основную публикацию