Собор воскресения христова в городе тутаев

Тутаевский воскресенский собор – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Тутаевский Воскресенский собор

Собор в честь Воскресения Христова в г. Тутаев Рыбинской епархии

По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.

В 1652 году на месте будущего собора борисоглебцы поставили каменный одноэтажный шатровый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой “Одигитрия”.

В 1670 году по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) шатры разобрали и возвели на сводах Богородичного храма холодную церковь, престол которой был освящен в 1875 году в честь Воскресения Христова [1].

Обратите внимание

Радетелями грандиозного строительства были “земский староста Микита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов, Корнил да Матфей Федоровы дети Седуновы и все Борисоглебской слободы крестьяне”.

Храм был расписан артелью ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. Иконостас летнего храма конца XVII – начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века.

Храм никогда не закрывался.

Воскресенский собор – памятник федерального значения. Еще в 1980-х годах его ценные фрески были поновлены.

В после-советские годы храм всесторонне реставрировался, однако особо важным вопросом для сохранения фресок было восстановление некогда утраченной дренажной системы, т.к. без неё в нижнем храме скапливалась влага и роспись сильно страдала.

Средств из Москвы хватало только на частичную реставрацию фресок, и немалую долю денег, нужных для работ, приходилось собирать у паломников.

С иконой Спасителя из собора дважды в год совершается крестный ход: первый – по Романовской стороне, в десятое воскресение после Пасхи, второй – по Борисоглебской стороне, в последний воскресный день перед праздником пророка Илии.

Архитектура

В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год).

Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма – они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы.

По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников – звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи – висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы.

Важно

Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.

В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник.

В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

Статистика

  • 1908 – 2198 чел. в приходе (Романов-Борисоглебск – 1213 чел., деревни: Борисовское, Гостилово, Баскачево, Пустово, Антоновское, Копнинское, Радилово, Митинское, Яганово, Демидово, Шишкино, Голянищево, Брюханово, Алексейцево, Олюнино, Курмыши, Молявино, Кузилово, Красинское, Калинино, Кокуйки, Шеломки) [2]
  • 1930-е – ок. 1500 прихожан [3]

Святыни

  • чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного – самая большая в России чудотворная икона Спасителя. По преданию написан святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся “небом” деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. В 1793 году возвращен в собор. По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).
  • Крест с Распятием в иконе “Страсти Христовы”. Крест – XV-XVI век. Икона – конец XVII – начало XVIII века. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе. На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.
  • Смоленская икона Божией Матери. Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.
  • икона святителя Николая Чудотворца (Можайского) (1-я половина XVII века)

В синодальный период особенно почитались также:

В соборе находятся мощи исп. Георгия Седова [3].

Настоятели

Приписные храмы, часовни

  • Спасский в с. Ново-Никольском (1899 – упом. 1908)
  • две деревянные часовни на общественных площадях города

Использованные материалы

[1]  По другим данным верхний храм был возведен в 1672 году и освящен в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

[2]  Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. – Ярославль, 1908, с. 441.

[3]  Историческая справка на официальном сайте собора – http://voskresenskiy-sobor.ru/index.php/voskresenskiy/29-o-h…-48

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1676.html

Воскресенский собор в Тутаеве

Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.

Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.

Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.

Алтарная часть храма обращена к реке и мощь собора особенно заметна, если смотреть на него с воды или с левого берега Волги. Эти виды в свое время невероятно вдохновляли художника Бориса Кустодиева. Например, на его картине «Гуляние на Волге» Воскресенский собор выступает очень важной смысловой точкой.

Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.

За несколько столетий существования он пережил войны, революции, эпоху репрессий, когда многие из соборной общины пропали в лагерях и ссылках, потом насаждение атеизма, приватизацию. И все это время храм оставался действующим — еженедельно в нем проходили церковные службы, обряды крещения, отпевания.

Кроме того, храму удалось сохранить и все свое внутреннее убранство, что тоже практически уникально — таких православных храмов в России буквально единицы.

Совет

На территории Воскресенского собора два храма: верхний (его еще называют «летним», доступ туда действительно возможен только летом) и нижний («зимний»).

В ансамбль «зимнего» храма входит шатровая колокольня, Святые ворота, ограда, надпрестольный столп, сторожка. Все они построены между серединой XVII и началом XX веков. «Летний» храм славится своей стенописью. Оба храма содержат уникальную фресковую роспись, великолепные порталы украшенные резьбой, многовековые иконы и другие реликвии.

Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным.

Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы.

Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

© Официальный сайт Воскресенского собора

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.

Обратите внимание

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города.

Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

© Официальный сайт Воскресенского собора

Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.30. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.

Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tutayev/temples/30334

Тутаев. Собор Воскресения Христова

В 1652 году городское купечество приступило к строительству первого каменного шатрового храма во имя Смоленской Божией Матери. Храм встал на месте деревянного мужского монастыря. Но простоял он всего несколько лет и в 1670 году разрушился.

Спустя восемь лет приглашенные ярославские мастера возвели здесь новый храм – Воскресенский собор, который по своей красоте и величию не уступил знаменитым творениям ярославского зодчества. Собор славится красотой своих интерьеров, богато декорированных фресками.

Его помещения были расписаны около 1680 года артелью ярославских художников. На галереях основное место отведено библейским мотивам – сотворении мира, Адаме и Еве, всемирном потопе и строительстве Ноем ковчега, Вавилонской башне и пр.

Важно

Среди сюжетов на библейские темы есть и некоторые полулегендарные события из русской истории – крещение Руси, сюжет о Евлогии-каменосечце, повесть о новгородском белом клобуке.

Колокольня стоит в некотором отдалении от храма, на высоком береговом спуске за алтарями. Святые ворота, включенные в каменную ограду собора, представляют собой простой объем, прорезанный аркой входа, увенчанный постепенно уменьшающимися вверх ярусами четвериков. На верху последнего из них поставлена совершенно игрушечная по размерам луковичная главка на восьмерике.

Собор громаден сам по себе, и даже в Москве трудно найти столь же большой храм, разве что Христа Спасителя – а этот стоит среди деревни. Сколько же зарабатывали купцы, что могли позволить себе столь амбициозное строительство? Собор строился быстро, стало быть, перебоев с финансами не было.

Помимо этого, собор обнесет каменной стеной с красивыми воротами, а рядом стоит чуть накренившаяся, украшенная каменным узорочьем, колокольня. На месте собора, вероятно, с начала 16-го века стояла деревянная, с пятью куполами, церковь Бориса и Глеба, давшая название всей слободе. В 1652 году ее заменили на каменную шатровую церковь с трапезной и двумя приделами того же имени.

Но построили ее некачественно, и уже в 1670 году шатровые верхи “расселись”. Сразу же принимается решение о реконструкции церкви, которая вылилась в масштабную перестройку. В итоге в 1678 году появился Воскресенский собор, включивший в себя храм Бориса и Глеба (и физически, и в качестве придела).

Надпись об освящении прежнего Борисоглебского собора, говорят, сохранилась где-то на стене, но мы ее не видели. В соборе есть и Петропавловский придел, который заменил собой одноименную обветшавшую деревянную церковь, стоявшую где-то поблизости (вероятно, именно на месте Петропавловской церкви ныне – крошечная “столбовая” часовенка.

Одновременно с собором появились и колокольня, и святые ворота. Собор строили ярославские зодчие, их имена сохранились в источниках. Разрешение на строительство дал сам всемогущий митрополит Иона Сысоевич, отстроивший себе еще более грандиозную резиденцию в Ростове.

Читайте также:  Житие святой преподобной елены дивеевской (мантуровой)

Главные достопримечательности собора – фрески на галерее, а также самая большая в России трехметровая икона Спаса. Фрески написаны в 1680-м ярославцами. Особой популярностью пользуется фреска с изображением строительства Вавилонской башни, на которой строительные механизмы 17-го столетия показаны с дотошной точностью.

На всех иллюстрациях башня выглядит выгнутой по дуге, от чего впечатление от фрески только усиливается. Когда видишь эту фреску воочию, впечатление несколько смазывается, поскольку на самом деле башня нарисована прямой, но – на выгнутом своде.

Совет

Если смотреть сбоку, да еще и фотографировать, эффект выгнутости усиливается, но, если глядеть фронтально, картинка кажется более скучной. Икона Спаса находится слева, как заходишь в сам храм. Она производит сильное впечатление. Если бы это была икона на другой, более “дробный” и богатый фигурами сюжет, она бы впечатляла меньше.

А так – громадная, темная от времени доска, слегка прикрытая окладом, на которой – только одна фигура. Мощно. Говорят, что икона написана еще в конце 15-го столетия, и принадлежала кисти преподобного Дионисия Глушицкого.

Этот один из лучших наших живописцев никогда не покидал глухих мест Вологодчины, и про него говорили, что “не от Синая воссиял этот светоч”, а от северных пустыней и болот. Огромные размеры иконы объясняются тем, что в деревянном, прежнем храме она, видимо, служила “небом”.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00221

Воскресенский собор Тутаева

Воскресенский собор удивительный Российский православный храм в Тутаеве и прекрасная достопримечательность России.

По всей вероятности, до середины XVII века в Борисоглебске (Тутаеве) не было каменного храма, но существовало несколько деревянных. Среди них — теплая церковь во имя святителя Николая Чудотворца, Борисоглебская церковь, а также храм с престолами, посвященными Сошествию Святого Духа, Благовещению и все тем же первым канонизированным русским святым Борису и Глебу.

Впрочем, история очень туманна, точное время создания этих церквей неизвестно. Не исключено даже, что в слободе имелась всего одна, но при этом довольно вместительная церковь с несколькими престолами. Позднему, XIX столетия, преданию о том, что со времен Ивана Грозного слобода располагала деревянной брусчатой церковью с пятью куполами, доверять вряд ли стоит.

В конце концов, слобожане смогли создать каменный храм, которым стала неотапливаемая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, освященная 24 июля 1652 года. Через двадцать лет она займет место в первом ярусе величественного Воскресенского собора и будет переоборудована в зимний храм.

Сооружение Воскресенского собора происходило в весьма драматическую пору русской духовной истории — начальный период раскола.

Соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечен в это движение, но и некоторое время являлся одним из центров старообрядчества.

В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь, в 1681 году сожженный в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом. Влияние Лазаря распространялось и на окрестности Романова. Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске еще и в середине XIX века.

Комплекс Воскресенского собора и окружающей его застройки сложился на рубеже XVII—XVIII веков. К югу от храма в конце XVII столетия выросла шатровая колокольня.

Обратите внимание

Неизвестными зодчими были возведены примечательные трехъярусные Святые врата, которые выходили на главную улицу слободы и в планировочном отношении связывали комплекс основного слободского храма с жилой застройкой.

Колокольню использовали также и в качестве часовой башни. Циферблат больших башенных часов сохранялся здесь до XIX века.

В советское время Воскресенскому собору несказанно повезло. Храмы бывшего Романова-Борисоглебска, переименованного в Тутаев, и окрестностей закрывались, некоторые вовсе исчезли, а собор устоял.

Неисповедимыми путями сложилось так, что выдающийся памятник допетровского зодчества не только сохранился, но и все время оставался действующим. Конечно, не обошлось без утрат, многие ценности Воскресенского собора, особенно те, из которых можно было сделать «звонкую монету», оказались изъяты.

Но, несмотря на это, храм жил, в его намоленных стенах продолжалась литургия, а древние реликвии по-прежнему подкрепляли силы прихожан и привлекали к себе.

Источник: https://posmotrim.by/article/voskresenskij-sobor-tutaeva.html

Тутаев. Борисоглебская сторона. Воскресенский собор

Продолжаем разговор о городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) – малом городе Ярославской области, одном из самых живописных и самобытных мест Золотого кольца России. В прошлый раз мы гуляли по рождественскому Тутаеву, говорили о городе в целом – его планировке, архитектуре, атмосфере.

Так как наша прогулка проходила по Романовской, левобережной, стороне, то основной акцент я сделала на нее.

Сегодня “перебираемся” на правый берег Волги – едем на Борисоглебскую сторону Тутаева, в современный центр города. Именно сюда прибывает общественный транспорт из Ярославля и Рыбинска.

Здесь работает практически все местное население города, здесь же существует нормальная городская инфраструктура – автовокзал, магазины, кафе, гостиницы, почти все городские банкоматы. Местные предприятия также находятся на этой стороне.
Но есть, безусловно, на Борисоглебской стороне и старина.

А как же иначе? Ведь Борисоглебская слобода появилась в этих местах даже раньше города Романова. Из трех самых древних храма Тутаева два находятся здесь. Это Воскресенский собор и Благовещенская церковь. 

Борисоглебская сторона Тутаева на карте выглядит так:

Важно

Как видите, Тутаев обычный город со своими парками, школами, стадионами, предприятиями, церквями. Хотя необычного тоже хватает. Например, его расположение на Волге. Не каждому городу повезло находиться в таком живописном месте.

Въезжая в город по Рыбинскому шоссе со стороны Ярославля, мы попадаем в многоэтажный Тутаев. Проспект 50-летия Победы. На одном из домов видна надпись желтыми буквами “Романов-Борисоглебск”. Заметили, что город носит имена сразу трех русских святых – Романа, Бориса и Глеба? В этом тоже уникальность Тутаева.

Воскресенский собор – главный храм Тутаева. Понятно, что на него стоит заметный указатель. Не найти собор невозможно.

Подъезжая к Воскресенскому собору, мы попадаем в другой Тутаев – одноэтажный, сельский.

Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века. Приехав сюда, пользуйтесь моментом, рассмотрите храм подробно. Это настоящий музей древней русской архитектуры.

Состоит собор из двух храмов – нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний – Воскресенский – храм и окружающая его с трех сторон галерея – спустя несколько лет. Высота нижней церкви – 5 метров, верхней – 13,5 метров (до купола 24). 

В чем особенность Воскресенского храма Тутаева?

  1. Здесь хранится образ Спаса Всемилостивого, написанный еще в XV веке святым преподобным Дионисием Глушицким. Икона Спаса изначально находилась в прежней, еще деревянной, церкви. Это самая большая икона в России, во всяком случае самый большой образ Спасителя точно. Размер иконы 2,98 м. х 2,78 м. (по некоторым данным даже еще больше – называют высоту 3,20).
  2. Уникальность собора в его богатых хорошо сохранившихся настенных росписях XVII века. 
  3. Еще одно главное достоинство – резной восьмиярусный иконостас летнего храма. В нем находятся иконы XVII века.

В Воскресенский собор лучше, конечно, приезжать летом, когда оба храма открыты и можно увидеть его во всей красе.

Собор и его территория окружены невысокой оградой. 

Так как мы приехали в Тутаев во время зимних каникул, то застали на территории рождественские ясли.

Интерьер нижнего храма. Людские взоры обращены к образу Спаса Всемилостивого. Я с фотоаппаратом туда, понятно, не подходила, чтоб людей не смущать.

Совет

Образ Спаса Всемилостивого в Тутаеве. Внизу, под иконой, есть целебный лаз. Считается, что через него надо пройти три раза с молитвами, тогда сбываются все надежды и чаяния молящегося. 

 
Фото с сайта http://vk.com/wall-32189126_55451
 

Надпись на стене нижнего храма Воскресенского собора.

Ворота, через которые входят на территорию собора.

Колокольня собора.

На второй этаж – в верхний храм – ведут два высоких крыльца. Зимой они закрыты.

Святые ворота в ограде Воскресенского собора.

На самом деле Воскресенский собор невероятно красив – и внешним, и внутренним убранством. Это отмечают абсолютно все. Будучи в Ярославле или Рыбинске, обязательно надо здесь побывать. 

Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России. Первая – это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше.

Вторая – икона “Прибавление ума” в Покровской церкви. О ней был разговор в прошлый раз.

Третья святыня Тутаева – могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне).

Так вот, в этом плане очень примечателен небольшой домик на территории Воскресенского собора. Здесь три последних года своей жизни прожил старец отец Павел.

От Воскресенского собора по лестнице можно спуститься к Волге. Отсюда открывается потрясающая панорама на левый берег – Романовскую сторону Тутаева. Фотографии ниже были сделаны мною в мае 2007 года во время нашего путешествия по Ярославской области.

Когда-то вот так мы бродили по правому берегу Тутаева и грустили, что не можем попасть на другой берег. Времени просто не было. Хотя паром, вернее кораблик “Москва-214”, ходил. Грузового, кажется, не было. А без машины на знакомство с левым берегом нужен день. Так и помахали Романову ручкой.

Вот такой город Тутаев – простой, естественный, душевный, богатый на исторические памятники, в том числе и уникальные. Глубокий, как сотни других русских городов. Приезжайте, не пожалеете!

О музеях, храмах, банкоматах Тутаева вы найдете информацию на сайте gorodtutaev.ru
Об истории, архитектуре, символах и топографии Тутаева читайте здесь: gradromanov.ru
 

Источник: https://galina-lukas.ru/article/643

Воскресенский собор Тутаева: фото, адрес и история :

Воскресенский собор в Тутаеве является уникальным памятником русской церковной архитектуры. Расположен он в Ярославской области. Тутаев – небольшой старинный город. Он входит в перечень исторических поселений России.

В настоящее время храм действует, расписание служб Воскресенского собора в Тутаеве можно узнать на его официальном сайте. Многие приходят в церковь, чтобы увидеть икону “Спас Всемилостивый”, которая почитается как чудотворная.

Тутаев

Изначальное название города – Романов-Борисоглебск. Решение о переименовании было принято во время Гражданской войны. Нынешнее название происходит от фамилии солдата Красной армии, погибшего при подавлении белогвардейского восстания в Ярославле.

Город возник в результате слияния двух отдельных населённых пунктов – Романова и Борисоглебска, расположенных на левом и правом берегах Волги. До 1822 года они являлись самостоятельными административными единицами.

Левобережная часть

Город Романов основал в конце 13 века князь Роман Владимирович, который впоследствии был причислен церковью к лику благоверных. На протяжении своей долгой истории поселение подвергалось многочисленным вражеским нападениям. Неоднократно неприятели оставляли Романов полностью разрушенным и сожжённым, но он вновь отстраивался и возрождался.

Правобережная часть

Летописи и исследования археологов свидетельствуют о том, что Борисоглебск существовал задолго до основания Романова. Во время монгольского нашествия в 1238 году жители Ярославля были вынуждены покинуть город.

Они нашли убежище в Борисоглебске. В те времена это было рыбацкое поселение. Его название восходит к первым русским святым мученикам, князьям Борису и Глебу.

Сохранились сведения, что жители поселения поставляли рыбу к царскому столу.

Объединение

В 1822 году по указу императора Александра I Романов и Борисоглебск стали одним городом. Это было сделано из экономических соображений. После объединения Романов-Борисоглебск не отличался бурным развитием.

В течение 19 века в городе не было построено никаких значимых каменных зданий. Однако процветали некоторые отрасли экономики: льняная мануфактура и завод минеральных масел.

Разводимая в окрестностях города порода овец была известна по всей России.

Расположение собора

Храм находится в правобережной части города, на территории бывшего Борисоглебска. Точный адрес Воскресенского собора: Тутаев, Соборная улица, дом 13а. Величественный храм расположен на возвышенном месте и доминирует над остальными архитектурными сооружениями города.

Очень впечатляющий вид на Воскресенский собор в Тутаеве открывается с противоположного берега Волги. Алтарная часть здания обращена к реке. Площадь, на которой находится храм, замыкает перспективу ведущих к ней улиц.

Правобережная часть в настоящее время считается центральным районом города.

История возведения храма

Строительство собора началось в 1652 году. Он был призван заменить собой пришедший в негодность деревянный храм Бориса и Глеба. Первая попытка возведения каменного Воскресенского собора в Тутаеве не увенчалась успехом. Из-за просадки фундамента в шатровой части здания образовались многочисленные трещины.

Местные жители обратились к митрополиту с просьбой позволить им разобрать верх сооружения и сделать храм двухъярусным. После получения разрешения церковного иерарха к выполнению этой работы были привлечены ярославские мастера. Реконструкция продолжалась до 1678 года. В качестве строительного материала использовался исключительно кирпич.

Легенда гласит, что в него при изготовлении подмешивали муку и кровь скота.

В результате было возведено здание, по размерам значительно превосходящее прежний храм. После завершения строительства в Воскресенский собор Тутаева перенесли внутреннее убранство из некоторых окрестных церквей. Это объясняет тот факт, что часть предметов в храме древнее, чем он сам.

Читайте также:  Можно ли ставить иконы в спальне?

Особенности архитектуры

Двухъярусный собор окружён галереей. Он имеет два придела (так называются пристройки или специально выделенные части здания, в которых установлены дополнительные алтари, что даёт возможность одновременно проводить несколько литургий). Они располагаются на галерее. Южный придел освящён в честь князей Бориса и Глеба, северный – в честь апостолов Петра и Павла.

Воскресенский собор в Тутаеве имеет два изящно украшенных крыльца, ведущих на галерею. Одно из них обращено к центру города. В подклете (нижнем этаже) находится зимняя церковь Богородицы.

Свет проникает в храм через окна, расположенные над галереей. В декоративной отделке использовались росписи и фигурная кладка. На фото Воскресенского собора Тутаева можно заметить колокольню, которая была построена вместе с основным зданием.

Храм окружён невысокой кирпичной оградой с воротами.

Настенная живопись

В украшении собора принимали участие ярославские художники. Сюжеты росписей на стенах галереи взяты преимущественно из Ветхого завета.

Они изображают сцены жизни прародителей человечества в Эдемском саду, постройки Ноева ковчега и разрушения Вавилонской башни. Роспись, демонстрирующая библейскую историю Ионы, вызывает особое любопытство.

Изображение кита на ней не оставляет сомнений, что старинный художник имел очень смутное представление о внешнем виде этого млекопитающего.

Обратите внимание

Фрески на стенах центральной части храма посвящены событиям Нового завета. Они сопровождаются надписями, содержащими цитаты из Библии. На западной стене находится поражающая воображение картина Страшного суда.

Работы ярославских художников отличаются нехарактерной для той эпохи реалистичностью. Они лишены типичной черты средневековых фресок – условности в изображении человеческих фигур.

На наружных стенах собора также присутствует большое количество росписей, которые неоднократно реставрировались.

Иконы

Одним из главных сокровищ храма является образ Спаса Всемилостивого. Это самая важная из икон Воскресенского собора в Тутаеве. По легенде, она была написана в 15 веке преподобным Дионисием Глушицким, основателем нескольких монастырей. Первоначально икона хранилась в деревянной церкви Бориса и Глеба.

В середине 18 века по распоряжению Ростовского митрополита Арсения её поместили в архиерейскую резиденцию. Через несколько десятилетий икона вернулась в Воскресенский собор. Данный образ Спаса Всемилостивого почитается как чудотворный. Существует традиция ежегодно совершать с этой иконой крестный ход по городу.

Храм не закрывался в годы Советской власти. Поскольку расписание богослужений Воскресенского собора в Тутаеве никогда не нарушалось, его внутреннее убранство мало изучено искусствоведами. Однако благодаря этому оно в основном сохранилось в неизменном виде.

Источник: https://www.syl.ru/article/326118/voskresenskiy-sobor-tutaeva-foto-adres-i-istoriya

Воскресенский собор в Тутаеве

Эта поездка в Тутаев и Ярославль была нами запланирована давно. Мы целенаправленно хотели посмотреть два собора, каждый из которых — восхитительный образец ярославского зодчества и росписи. Отпечаток одного из них мы видим практически каждый день, поскольку он изображен на тысячерублевой купюре — это храм Иоанна Предтечи в Толчково. Другой – Воскресенский собор в Тутаеве.

Выехали мы в пятницу после работы в проливной дождь. Дождь за нами тянулся до Владимирской области, потом разом отстал. В десять вечера ставили палатку возле Плещеева озера. А утром, накупавшись и выпив кофе, отправились дальше.

Совет

К двум часам дня мы припарковались возле нашего первого объекта – тутаевского Воскресенского собора.

Город Тутаев, как известно, состоит из двух частей: правобережной Борисоглебской и левобережной Романовской. Прежде это были два независимых поселения. Более древний Романов был основан как крепость на Волге. Два века спустя на противоположном берегу возникла Борисоглебская рыбацкая слобода.

Побывавший в Романове Иван Грозный (проездом из Кирилло-Белозерского монастыря) вскоре отдал город во владение ногайских мурз, перешедших на сторону русских.

Двести лет город был в полном владении татар, и, когда на правом берегу Волги колокол созывал православный люд на вечерню, левобережные сосели шли в свои мечети.

При Екатерине иноверцев, так и не перешедших в христианство, отправили под Кострому, а мечети разобрали.

Важно

Два городка, благодаря счастливому расположению на Волге, росли и богатели, строили суда, разводили романовских знаменитых овец, поставляли рыбу, а символом и воплощением процветания Борисоглебской рыбацкой слободы, дошедшим до наших дней, явился Воскресенский собор.

Он впечатляет с первого взгляда. Громадный – и легкий, возвышенный – и затейливый. Очень нарядный, словно игрушечный, сотканный из деталей, завитков.

Восходишь по широкому крытому крыльцу и оказываешься на галерее, опоясывающей храм. И надолго там застреваешь: идешь по галерее и рассматриваешь цветистую роспись.

Ноев ковчег

Строительство Вавилонской башни

Внутри храма тоже — сочное сияние фресок.

Людские пороки

Обратите внимание

Но главная драгоценность – огромная трехметровая икона Спасителя (от входа налево). Написана в XV веке преподобным Дионисием Глушицким. Говорят, самая большая икона в России. Когда-то она размещалась под куполом церкви.

После революции была утрачена. Как нам рассказали (письменного подтверждения я не нашла), обретена она была в годы войны.

Женщины стирали белье с мостков и в какой-то момент обнаружили, что на доске, с которой они стирали, проступает темный лик.

Он, действительно, очень темный, еле просматривается. Но это незримый центр всего храма.

За собором начинается крутой спуск к Волге. Лестница обустроена фонарями и лавочками на площадках.

Совет

Чудесный вид на Волгу и на церкви романовской стороны. Почти напротив Воскресенского через реку стоит Казанско-Преображенский собор, верней, два собора, верхний и нижний, сомкнувшихся воедино. И над ними – колокольня.

На пароме мы переправились через Волгу и отправились гулять по романовской стороне.

Вид на Воскресенский собор через Волгу

Романовские банк и пожарная каланча

После непродолжительной прогулки мы поехали дальше, в сторону Ярославля. И уже стали подыскивать место для ночлега. Естественно, хотелось «разбить свои шатры» на берегу Волги, и при каждой возможности мы сворачивали с трассы направо, в сторону реки, но все как-то неудачно.

Важно

Так, мы долгое время ехали по проселочной дороге через лес. Наконец сквозь листву блеснула вода. Лес расступился, и мы оказались на небольшой площадке перед одиноким деревянным домом. Дом стоял на краю высокого, заросшего лесом обрыва.

И очень хорошо был виден пологий спуск к реке и места для ночевок на противоположном берегу.

Очередной поворот направо привел нас в деревню, вытянувшуюся вдоль берега. Вот там, у воды, мы наконец и поставили палатку. Пока готовился ужин, купались. Поужинали и опять купались.

А уж как приятно было плавать в Волге ранним утром, когда вокруг ни человечка, ни лодки. Солнце, река и безлюдные берега.

После завтрака пустились в путь и перед самым Ярославлем свернули к Толгскому женскому монастырю.

Продолжение — здесь
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку. ПОДПИСАТЬСЯ

Источник: https://putevye-istorii.ru/voskresenskij-sobor-v-tutaeve/

Воскресенский собор в Тутаеве

Воскресенский собор очаровательного городка Тутаев, входящего в Золотое кольцо России, создавался в 1652-1675-х годах.

Архитектурный ансамбль храма дополняют шатровая колокольня второй половины XVII века и святые врата, датируемые последней четвертью XVII столетия. В середине XIX века территорию церкви обнесли оградой.

В 1910 году была построена каменная сторожка, где в советские времена находили приют представители духовенства и монахи.

Вначале была выстроена летняя церковь с престолом в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрии» (Смоленской), а также приделами во имя Иоанна Предтечи и святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Освящение прошло в 1652 году. По истечению 20 лет на сводах этого храма воздвигли вторую церковь. В 1675 году её престол освятили в честь Воскресения Христова.

Обратите внимание

В величественное пятиглавое здание с галереями вели два крыльца — южное и западное. Перед нами западное. Через него мы и войдем в храм.

Медленно поднимаемся по лестнице, вертя головой во все стороны в попытках рассмотреть яркие фрески, которыми расписаны все своды и стены сверху донизу.

Фрески, датируемые 1676 годом, создавал выдающийся мастер стенописи Гурий Никитин (ок. 1620-1691 гг.). Его стиль характеризуется праздничностью и обилием символики.

Этому живописцу и его артели принадлежат росписи, покрывающие церковь Ильи Пророка в Ярославле.

Как и во всех православных храмах фотографировать внутри Воскресенского собора нельзя.

Поэтому не смогу проиллюстрировать своё восхищение от внутреннего убранства и от производящей неизгладимое впечатление трехметровой иконы “Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса”, написанной, по преданию, преподобным Дионисием Глушицким (1362-1437 гг.). Она считается чудотворной и является главной святыней церкви.

В соборе установлен многоярусный иконостас с золоченой резьбой, датируемый концом XVII – началом XVIII столетий. В храме можно увидеть реликвии, более древние, чем он сам. Среди них Распятие, которое, по легенде, принесли в город волны Волги. Исследователи относят его к XV веку. Из слободской деревянной церкви сюда попал образ Николая Мирликийского XVII века.

Воскресенский собор с трех сторон окружен богато декорированными двухъярусными галереями. Кругом яркие росписи на библейские сюжеты.

Переходим к другой стороне храма.

Здесь видим столь же эффектный декор и фрески.

Важно

Два раз в год в Тутаеве совершается крестный ход, в процессе которого местные прихожане и паломники с молитвами проносят трехметровую икону Спасителя по улицам города.

Южная сторона Тутаевского собора имеет особо щедрый декор. Это связано с тем, что она выходила на главную улицу Борисоглебской слободы. Здесь видим множество вертикальных бус. Наличники окон четверика обрамлены кокошниками и звездчатыми завершениями. С галерейных окон свисают гирьки. Фасад украшают терракотовые и муравленые изразцы.

Как и другие стороны церкви южная часть украшена фресками.

Отдельно стоящая шатровая колокольня и святые врата также расположены в южной части, обращенной на главную городскую улицу. В старину прихожане шли к Воскресенскому собору через эти трехъярусные ворота, воздвигнутые в последней четверти XVII века, и направлялись к южному крыльцу.

Ранее на колокольне были установлены крупные башенные часы с боем, просуществовавшие до конца XIX века.

В декоре святых врат Воскресенского собора можно увидеть знаменитые ярославские полихромные изразцы.

Так ворота выглядят с внешней стороны.

Осмотрев всю соборную территорию, направляемся в часовню, где устроена небольшая выставка, связанная со строительством храма.

Здесь представлены строительные материалы, обнаруженные при проведении реставрационных работ. Среди них изразцы второй половины XVII века.

Фрагменты декора неплохо сохранились.

Гвозди XVII-XVIII веков.

Справа от обычных гвоздей видим гвозди, использовавшиеся для связи штукатурки со сводами. XVII-XVIII века. Далее лежит строительный блок того же периода.

Оконная слюда. Датируется XVII-XVIII веками.

В музее толпился народ, так как в соседнем маленьком помещении крестили малышей, и родственники приходилось ждать снаружи.

Совет

В выставочной зоне периодически размещают различные экспозиции. Например, одна из них была посвящена 100-летию начала Первой Мировой войны.

За пределами территории Воскресенского собора, с северной стороны находится надпрестольный столп-памятник, поставленный в XIX столетии на месте последней деревянной церкви.

Осмотрев главную достопримечательность Тутаева, мы направились на набережную Волги.

Отсюда открываются виды, вдохновлявшие на творчество русских живописцев и писателей.

О прогулке по набережной и правой части Тутаева в другом рассказе.

Источник: http://www.za7verst.ru/blog/khramovyj_kompleks_v_tutaeve_jaroslavskaja_oblast/2014-11-19-298

тутаев воскресенский собор иконы | Собор

Воскресенский собор – главное украшение города. Построенный на правом берегу Волги, он занимает господствующее положение, как бы парит над городом, и виден со всех сторон. В небольшом приволжском городке смогли построить “всем миром” храм, который своими огромными размерами, изысканностью и богатством убранства может соперничать с крупнейшими сооружениями Москвы и Ярославля.

Во время двух посещений Тутаева в Воскресенском соборе вел богослужение Патриарх Алексий II, который назвал собор “величественным, благолепным”.

Осенью 2010 года Воскресенский собор посетил Патриарх Кирилл.

В честь храмового праздника Воскресенского собора (десятое воскресенье по пасхе) по правой, Борисоглебской стороне Тутаева совершается крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса

Икона – Образ Спаса Всемилостивого

Главная святыня Воскресенского собора – чудотворная икона “Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса”. Эта огромная, около трех метров, потемневшая от времени икона принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке.

Сначала икона принадлежала мужскому монастырю Борисоглебска (правый берег современного Тутаева) и помещалась в куполе (была “небом”) обители. В 18 веке икона Спасителя была вывезена митрополитом Арсением Мацеевичем в Ростов. Спустя 40 лет она вернулась.

Возвращая икону из Ростова Великого, люди несли ее на руках. В том месте, где они остановились обмыть ее от дорожной пыли, на реке Ковать забил целебный родник. Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы.

Обратите внимание

Образ Всемилостивого Спаса – одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии.

Контактная информация.

анатолий розет Искусственный Интеллект (105746) 2 года назад

Живописный городок – Романово-Борисоглебск, (бывший Тутаев).

Икона Всемилостивого Спаса – в главном храме города Воскресенском соборе.

Эта икона расположена в Воскресенском соборе г. Тутаева Яросславской области. Называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса».

Принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке.

Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

С автовокзала в Ярославле рейсовым автобусом до Тутаева. От автостанции пройти пешком несколько метров до церкви.

Остальные ответы

Читайте также:  Икона ангел «златые власы»

Надин Мудрец (18362) 2 года назад

Мы думаем, что Бог видит нас сверху – но он видит нас изнутри. Ж. Сесброн

Каждый год 2 июля в городе Тутаеве Ярославской области происходит вот это.

Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» находится в тутаевском Воскресенском соборе.

Древний образ написан в середине 15 века известным иконописцем Дионисием Глушицким.

Икона огромная, около 3 метров, Спаситель на ней изображен в полный рост.

2 июля, в соборный праздник чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и везут по улицам города с пением и молитвами.

Важно

А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой – целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении

Икона «Спас Всемилостивый (Тутаевская икона) » (Тутаев)

По преданию принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи.

Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.

Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.

Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства – мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки – чтоб не пригибаться при этом.

А потом додумались лазить под ними во время остановок.

Эта поездка в Тутаев и Ярославль была нами запланирована давно. Мы целенаправленно хотели посмотреть два собора, каждый из которых – восхитительный образец ярославского зодчества и росписи. Отпечаток одного из них мы видим практически каждый день, поскольку он изображен на тысячерублевой купюре – это храм Иоанна Предтечи в Толчково. Другой – Воскресенский собор в Тутаеве.

Выехали мы в пятницу после работы в проливной дождь. Дождь за нами тянулся до Владимирской области, потом разом отстал. В десять вечера ставили палатку возле Плещеева озера. А утром, накупавшись и выпив кофе, отправились дальше.

Совет

К двум часам дня мы припарковались возле нашего первого объекта – тутаевского Воскресенского собора.

Город Тутаев, как известно, состоит из двух частей: правобережной Борисоглебской и левобережной Романовской. Прежде это были два независимых поселения. Более древний Романов был основан как крепость на Волге. Два века спустя на противоположном берегу возникла Борисоглебская рыбацкая слобода.

Побывавший в Романове Иван Грозный (проездом из Кирилло-Белозерского монастыря) вскоре отдал город во владение ногайских мурз, перешедших на сторону русских.

Двести лет город был в полном владении татар, и, когда на правом берегу Волги колокол созывал православный люд на вечерню, левобережные сосели шли в свои мечети.

При Екатерине иноверцев, так и не перешедших в христианство, отправили под Кострому, а мечети разобрали.

Важно

Два городка, благодаря счастливому расположению на Волге, росли и богатели, строили суда, разводили романовских знаменитых овец, поставляли рыбу, а символом и воплощением процветания Борисоглебской рыбацкой слободы, дошедшим до наших дней, явился Воскресенский собор.

Он впечатляет с первого взгляда. Громадный – и легкий, возвышенный – и затейливый. Очень нарядный, словно игрушечный, сотканный из деталей, завитков.

Восходишь по широкому крытому крыльцу и оказываешься на галерее, опоясывающей храм. И надолго там застреваешь: идешь по галерее и рассматриваешь цветистую роспись.

Ноев ковчег

Строительство Вавилонской башни

Внутри храма тоже – сочное сияние фресок.

Людские пороки

Обратите внимание

Но главная драгоценность – огромная трехметровая икона Спасителя (от входа налево). Написана в XV веке преподобным Дионисием Глушицким. Говорят, самая большая икона в России. Когда-то она размещалась под куполом церкви.

После революции была утрачена. Как нам рассказали (письменного подтверждения я не нашла), обретена она была в годы войны.

Женщины стирали белье с мостков и в какой-то момент обнаружили, что на доске, с которой они стирали, проступает темный лик.

Он, действительно, очень темный, еле просматривается. Но это незримый центр всего храма.

За собором начинается крутой спуск к Волге. Лестница обустроена фонарями и лавочками на площадках.

Совет

Чудесный вид на Волгу и на церкви романовской стороны. Почти напротив Воскресенского через реку стоит Казанско-Преображенский собор, верней, два собора, верхний и нижний, сомкнувшихся воедино. И над ними – колокольня.

На пароме мы переправились через Волгу и отправились гулять по романовской стороне.

Вид на Воскресенский собор через Волгу

Романовские банк и пожарная каланча

После непродолжительной прогулки мы поехали дальше, в сторону Ярославля. И уже стали подыскивать место для ночлега. Естественно, хотелось «разбить свои шатры» на берегу Волги, и при каждой возможности мы сворачивали с трассы направо, в сторону реки, но все как-то неудачно.

Важно

Так, мы долгое время ехали по проселочной дороге через лес. Наконец сквозь листву блеснула вода. Лес расступился, и мы оказались на небольшой площадке перед одиноким деревянным домом. Дом стоял на краю высокого, заросшего лесом обрыва.

И очень хорошо был виден пологий спуск к реке и места для ночевок на противоположном берегу.

Очередной поворот направо привел нас в деревню, вытянувшуюся вдоль берега. Вот там, у воды, мы наконец и поставили палатку. Пока готовился ужин, купались. Поужинали и опять купались.

А уж как приятно было плавать в Волге ранним утром, когда вокруг ни человечка, ни лодки. Солнце, река и безлюдные берега.

После завтрака пустились в путь и перед самым Ярославлем свернули к Толгскому женскому монастырю.

Виды по дороге

Монастырь встретил забором с вышкой и проходной, как перед зоной.

Мы подивились и вошли вовнутрь. Там уже открывался совсем другой вид: белые храмы, обнесенные низкой каменной стеной и белые жилые корпуса перед ней.

А уж пройдя через монастырские ворота, мы оказались посреди рукотворной красоты. Каждый клочок земли здесь выпестован и взлелеян. Мне кажется, такое можно встретить только в женских монастырях. Ни одной лишней травиночки, камешек к камешку, любовно возделанные клумбы, газоны, вдоль дорожек тянутся ряды красных петуний. И даже на крыльце перед главным храмом подвешены горшки с петуньями.

Монастырь основан в 1314 году как мужской. Основной храм – Крестовоздвиженский. К нему примыкает Введенский с чудотворной иконой Толгской Богоматери. Пройдя монастырь насквозь, мы оказались возле ворот, ведущих в кедровник. Парнишка, выходящий как раз оттуда, пригласил нас войти. Кедры там молодые, посреди деревьев – маленькая часовня.

Совет

Перед входом в Крестовоздвиженский собор – небольшая аллея с историческими фотографиями. Прежде за монастырем на Волге была пристань, до революции он являлся монастырем первого класса. В советское время был закрыт, а в 1987 году здесь открылся первый в СССР женский монастырь.

Пока я рассматривала фотографии, кончилась служба. С крыльца спустилась маленькая монахиня-настоятельница, за ней потекли монашки. Зазвонили колокола. Мне сказали (как бы даже с осуждением), что это настоятельница – заядлая любительница цветов и что это она уж чересчур усердствует с озеленением.

Покинув Толгский монастырь, мы отправились дальше, в Ярославль. Еще раз показался белый островок монастыря со всеми своими башенками и луковками, когда мы переезжали Волгу – с моста открывается чудесный вид на монастырь (правда, мимолетный).

И вот мы возле церкви Иоанна Предтечи в Толчково. Ох, и хороша! Какие затейливые узоры можно творить из кирпича! Каждый портал декорирован лекальным раскрашенным кирпичом. По верху – ряды обливных изразцов. 15 глав увенчивают эту красоту.

Строилась она «всем миром», т.е. на средства жителей Толчковой слободы с 1672 по 1687 годы. Расписана артелью ярославских мастером во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым.

По количеству изображенных сюжетом считается самым большим храмом в православном мире.

Помимо Библии и Жития святых использовались другие литературные источники западного и византийско-восточного происхождения.

Церковь работает как музей, вход 100 рублей, 50 рублей за съемку. Пустой 6-ярусный иконостас, остались только деревянные рамы с объемной резьбой. Иконы частично в музеях.

Обратите внимание

Росписи великолепны. И внутреннее пространство храма, и окружающая ее галерея – бесконечная череда картин, сцен, узоров. Нижний ярус в храме – изображения всех православных святых, на ним – календарный год, месяц за месяцем. Январь – Крещение Христа, февраль – Сретенье и т.д.

Каменный, пятиглавый храм, с отдельно стоящей шатровой колокольней. Архитектура храма выдержана в лучших традициях ярославской школы.

История

По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.

В середине XVII века был возведён современный собор. Первоначально был построен нижний тёплый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. освященной в 1652 году.

В 1672 году над нижним возведен верхний холодный храм – в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Храм расписан в 1679 –1680 годах снаружи и внутри.

Иконостас главного храма был устроен в начале XVIII века.

Храм никогда не закрывался.

Воскресенский собор – памятник федерального значения. Еще в 1980-х годах его ценные фрески были поновлены.

В после-советские годы храм всесторонне реставрировался, однако особо важным вопросом для сохранения фресок было восстановление некогда утраченной дренажной системы, т.к. без неё в нижнем храме скапливалась влага и роспись сильно страдала.

Средств из Москвы хватало только на частичную реставрацию фресок, и немалую долю денег, нужных для работ, приходилось собирать у паломников.

С иконой Спасителя из собора дважды в год совершается крестный ход. первый – по Романовской стороне, в десятое воскресение после Пасхи. второй – по Борисоглебской стороне, в последний воскресный день перед празником пророка Илии .

Важно

Русская земля горда не только уникальными красотами своей природы, но и построенными на ее земле православными храмами. В городе Тутаеве Ярославской области находится один из таких удивительных храмов – Воскресенский собор иконы Спас.

В нем находится особо почитаемая православными верующими гордость Тутаева — икона, признанная чудотворной — Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса.

Эта старинная икона размером почти три метра в высоту, потемневшая от времени, принадлежит кисти преподобного Дионисия Глушицкого, жившего в XV веке. На святой иконе поясное изображение Спасителя Иисуса Христа. Правая его рука поднята для благословения, в левой — он держит раскрытое Евангелие.

В XVIII веке эту святыню вывезли в Ростов. Спустя 40 лет, когда ее возвращали в родные места, христиане несли ее на руках. Там, где они остановились обмыть икону, на реке Ковать забил целебный источник.

Много лет жители Ярославской области приезжают помолиться чудотворной иконе Спаса в Тутаеве, которая прославилась многочисленными чудесами. Существует несколько списков с этой прекрасной иконы, которые находятся в музеях России.

Купить икону Спаса Всемилостивого из Тутаева уменьшенного размера, в самых разных вариантах, можно при храмах или в иконописной мастерской, заказать в православном интернет-магазине.

У православных прихожан существует давняя традиция — с молитвой проползать под чудотворной иконой Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса, на коленях. Этот обряд помогает снять боли в ногах, устранить многие проблемы и душевную боль.

Воскресенский собор в Тутаеве иконы Прибавление ума

В городе Тутаев находится еще одна не менее чтимая святая икона Божьей Матери Прибавление ума, которая украшает Покровский храм города. С древней иконой Тутаева Прибавление ума связано предание о человеке, который страдал слабостью рассудка.

Однажды Богородица явилась ему и сказала написать ее образ, что он и сделал. Во время работы над образом, христианин избавлялся от приступов болезни, и по завершении святого образа – полностью исцелился.

Сегодня купить иконы Тутаева с образом Божьей Матери можно в разных иконописных представлениях.

Совет

Особыми иконописными работами принято считать современные варианты православных икон: в дорогих драгоценных окладах, икон, вышитых бисером, украшенных модными ювелирными материалами в виде страз, жемчуга.

Христианские иконы города Тутаева, вышитые бисером, могут прекрасно подойти в качестве подарка на любое торжество.

Удивительно красивое сочетание ярких цветов бисера и украшений, делают эту редкую икону Прибавления ума уникальным произведением иконописи.

Источник: http://www.tsurganov.info/sobor/tutaev-voskresenskij-sobor-ikony.html

Ссылка на основную публикацию