Рыльский свято-николаевский мужской монастырь в курской области

Рыльский Свято-Николаевский монастырь – Святцы

На окраине древнего города Рыльска, у слияния двух рек – Рыло и Сейм – стоит монастырь во имя святителя Николая Чудотворца.

О том, что на месте нынешнего монастыря наши предки жили уже в глубокой древности, неоднократно засвидетельствовали археологические раскопки. Только на территории самого монастыря было насчитано 48 могильных курганов язычников-северян.

С 1180 года Рыльск – пограничная крепость южной Руси – становится стольным княжеским городом, дружина которого сражалась в былинном походе Игоря Святославовича, о котором рассказывает «Слово о полку Игореве».

Обратите внимание

Местность, в которой находится обитель, очень живописна. Монастырские строения расположены на крутояре – взгорье с крутым восточным склоном, обрывающимся к заливным лугам речки Волынки.

А далее, насколько охватывает взор, раскинулась равнина с клочками дубрав и благоухающими лугами, разрезанными извилистой лентой Сейма и многочисленными зер-кальцами озер.

К северу от монастыря протянулась поросшая лесом живописная цепь холмов с крутыми белыми склонами – меловые Вискольские горы.

Уходящие во тьму веков, во времена княжения Ольги, Святослава и Владимира предания об истории становления этого благодатного места в качестве светоча православия свидетельствуют о его тесной связи с православной традицией Болгарии, которая несла свет христианства в эти тогда языческие земли.

А когда сама Болгария пала под натиском турок, монахи из монастыря, основанного в Болгарии на берегах реки Рыло великим подвижником святым преподобным Иоанном Рыльским (+ 946 г.), нашли убежище на берегах Сейма и принесли с собой на Русь святыню Болгарской земли – десницу от нетленных мощей св. прп. Иоанна Рыльского.

Болгарские иноки основали в честь своего небесного покровителя храм, который дал впоследствии имена сложившемуся вокруг него городищу (Рыльск) и речке (Рыло).

О перенесении на Русь десницы св. Иоанна упоминается в легендах и преданиях самой Болгарии. Св. прп.

Иоанн Рыльский стал первым южнославянским святым, которому на Русской земле был воздвигнут храм и который стал одним из небесных покровителей русского народа. Общерусское почитание св. прп.

Важно

Иоанна Рыльского начинается с XIV века, этот святой является небесным покровителем любимого многими батюшки св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Летопись свидетельствует о чудесной помощи, которую оказывал св. Иоанн городу Рыльску в трудные времена. В 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя. Преподобный Иоанн явился на стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск.

А в 1502 году заступничество святого снова спасло город – от войска последнего золотоордынского хана Ахмета. Жители осажденного Рыльска молили Бога в церкви св. Иоанна Рыльского и, призывая на помощь Божию Матерь и своего небесного покровителя, совершили крестный ход вдоль крепостной стены.

И татары неожиданно сняли осаду и не только покинули Рыльскую землю, но этот поход вообще оказался их последним набегом на Русь.

К северу от монастырских стен располагается «Синайка» – место древнего городища-укрепления на подступах к Рыльску. Крутые почти отвесные с трех сторон склоны отделены от монастыря глубоким искусственным рвом. Предание говорит, что в древние времена «Синайку» соединял с монастырем подземный ход.

В его сохранившейся части ар-хеологи нашли две древние глиняные кадильницы. Предполагают, что здесь еще в домонгольский пе-риод находился монашес-кий скит. Начаты раскопки пещеры, которая служила местом уединенного подви-га монастырских схимни-ков.

Опыт многих людей в наше время подтвердил, что глина из этого веками намоленного места обладает целебными свойствами.

История возникновения обители святого Николая глубоко уходит корнями в далекое прошлое.

Ряд исследователей полагают, что монастырь, первоначально известный как Волынская пустынь, возник на рубеже XIV-XV столетий, но первое упоминание о нем в письменных источниках относится к 1505 году, который потому и принято считать годом его основания.

Совет

В 1615 году обитель была сожжена польско-литовскими войсками лже-Дмитрия, и лишь с начала XVIII века на месте стоявших ранее деревянных были выстроены новые каменные храмы – двухэтажный Никольский (нижний храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение Курская Коренная»). Второй храм – Крестовоздвиженский, третий – Троицкий.

Наместник монастыря схиархимандрит Ипполит, известный православному миру старец, с именем которого связано современное возрождение обители, говорил: «Смотрите, как церкви здесь устроены. Так Николай-Угодник плавает на кораблях». А церкви здесь и впрямь как корабли.

Интересно в этой связи, что строительство монастырского ансамбля в его современном виде связано с именем рыльских купцов Шелиховых, щедро жертвовавших на монастырские нужды. На трех галиотах («Три святителя», «Симеон и Анна», «Св. Михаил») Г.И. Шелихов – устроитель «Русской Америки» – отправился в 1783 г.

в свои знаменитые странствования к Американским берегам. Наряду с основанием поселений и организацией хозяйственной жизни рыльский купец особое внимание уделял распространению христианства, содействовал строительству храмов и деятельности православной миссии.

Екатерина II наградила купца серебряной шпагой и золотой медалью “для ношения на шее с портретами ее Величества”.

Святитель Николай, к благодатной помощи которого вот уже более 500 лет молитвенно обращается целая череда поколений рыльского монашества, никогда не оставлял свой монастырь без благословения и заступления.

Да и чем еще, как не теплым участием Святителя можно объяснить тот поразительный факт, что скромная, малоизвестная обитель, затерявшаяся от мирского шума в глубине русских земель, не имея именитых благодетелей и внешних источников поддержки живет и молится на протяжении сотен лет, бури и штормы, а порой и штили которых изгладили следы многих и многих зарождавшихся, процветавших и приходивших в упадок русских монастырей.

О предызбрании этого места Святителем Николаем свидетельствует чудесное явление вблизи монастыря на острове реки Сейм около села Асмолово чудотворного образа Святителя Николая, который в 1462 году был перенесен в обитель. С этой древней, особо почитаемой святыней ежегодно, вплоть до 1917 года совершался многолюдный крестный ход, приуроченный к дате коронования Государя Николая Александровича.

А во время Великой Отечественной войны Святитель Николай уберег свой монастырь от разрушения.

Обратите внимание

Хотя обитель была занята немцами, и во время наступления наши войска целенаправленно вели обстрел монастырской колокольни, предполагая, что на ней находится наблюдательный пункт врага, на территории монастыря чудесным образом не упала ни одна бомба, не разорвался ни один снаряд. Немцы, покидая обитель в спешке, также оставили в целости все монастырские строения.

В 20-е годы Свято-Николаевский монастырь был резиденцией Рыльского епископа Павлина (Крошечкина), подъявшего подвиг исповедника веры и организатора церковной жизни в труднейшие послереволюционные годы (арестован в 1936 году, канонизирован в числе новомучеников и исповедников Российских). После преставления Патриарха Тихона владыка Павлин взял на себя инициативу выбора нового Патриарха путем тайного сбора подписей рассеянных по России архиереев. Власти жестоко расправились с участниками этой акции. 1931-35 г.г. – каторжные работы ГУЛАГа, в 1936 году – последний арест, после которого письма архиепископа к родным прекратились. По воспоминаниям близких, владыка предвидел, что его ожидает. Не один раз, глубоко задумавшись, он вдруг произносил: “Наш путь – крестный путь…”. Или такие слова: “Наш путь – тюрьма, ссылка, смерть…”

Путь суровых испытаний разделили с владыкой Павлином его келейники, верные помощники и соратники – монахи Глинской пустыни Андроник (Лукаш) и Таврион (Батозский), следовавшие за своим духовным руководителем и в Рыльск, и далее – по многим городам и весям многострадальной Руси и учреждениям ГУЛАГа.

Непрерывная полоса тюрем и ссы-лок, нечеловеческие пытки и издевательства стали уделом этих исповедников.

Впоследствии, в промыслительной преемственности поколений, глинский старец Андроник станет духовным отцом молодого инока, которому, будучи уже старцем, придется возрождать Рыльский Свято-Николаевский монастырь из материальных и духовных руин постсоветской эпохи.

Уцелев в военное лихолетье, нетронутый чужеземцами, монастырь много лет был в немилости у своих, русских людей. В 1926 году обитель была закрыта: в ней поселились красноармейцы, используя помещения для хозяйственных нужд, а ограду – для стрельбищ.

Затем в обители размещались, сменяя друг друга, различные светские учреждения и службы – МТС, дорстрой, лесхоз – каждая из которых внесла свой «вклад» в монастырь – в его разрушение и запустение. Во всех строениях были разобраны полы и приделы, выбиты двери и окна, разрушена кладка. Крестовоздвиженский храм был превращен в камнедробильный цех и стоял с выбитой стеной.

Восточная и южная ограды с угловыми башнями и въездными воротами снесены, от внутренних монастырских строений остались лишь груды кирпича и провалы обвалившихся сводов.

Важно

В 1991 году Свято-Николаевский монастырь был возвращен Курской Епархии. Наместником монастыря стал схиархимандрит Ипполит (Халин).

Начав иноческий путь в Глинской пустыни, под руководством архимандрита Андроника (Лукаша), а затем в Псково-Печерской Лавре, где был келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила, о.

Ипполит вместе с другими ныне известными старцами (Илием Оптинским, Авелем Рязанским) 18 лет подвизался на Святой Горе Афон, стяжав особый дар молитвы и любви Христовой.

Рыльский монастырь стал особым детищем батюшки, его трудами и молитвами этот маленький светоч православия не только физически поднялся из руин, но возгорелся тем светом любви, на который потянулись страждущие и искалеченные души.

За 11 лет руководства отца Ипполита монастырь превратился в центр духовной жизни всероссийского масштаба. За молитвой, советом, словом вразумления, утешения и любви к нему, в возрождаемую Рыльскую обитель, ехали тысячи верующих и неверующих людей со всех концов России.

Откуда только ни приезжали сюда автобусы, которым порой становилось тесно на большом монастырском дворе, люди добирались на попутках, шли пешком, если не было денег на дорогу.

После знакомства со старцем пришли к Богу, нравственно преобразились многие люди, не только далекие от веры и Церкви, но и страдавшие тяжкими духовными и телесными недугами. О.

Ипполит кровью своего сердца буквально возрождал их для жизни – и земной, и, главное, для будущей, совершая подвиг служения ближним с удивительным смирением и самоотверженностью.

Совет

Знавшие, или даже однажды повидавшие старца люди сталкивались с тем чудом, которого не встречали раньше в почти оскудевшем любовью мире: с чудом настоящей Христовой любви. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил об отце Ипполите, что он – самый добрый старец. Схиархимандрит Макарий (Болотов) отзывался о нем так: «Если бы в России было сто таких монахов, как отец Ипполит, Россия с корнями поднялась бы на Небо».

Незадолго до смерти отец Ипполит сам о себе сказал одному из насельников Свято-Николаевского монастыря: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех.

Многие замечали его необыкновенное терпение, за которое Господь щедро одаривал старца Своей любовью. Людей, которых посылал ему Господь, старец приводил ко Христу, примирял их с Богом. Непрестанное славословие Господа было естественным и неизменным состоянием его духа.

Господь давал ему силы брать на себя чужие грехи, страдать за других, уподобляясь Христу.

Архимандрит Ипполит стал строителем Свято-Николаевского монастыря, украсил его белым соборным храмом и братскими корпусами. В монастыре им было создано довольно крупное хозяйство с животноводческими фермами и обширными угодьями пахотной земли. За эти годы старец основал пять скитов, два женских монастыря в Курской и в Белгородской епархиях.

Одной из особых забот батюшки было укрепление православия на Кавказе.

Большое внимание он уделял духовному окормлению православных из Северной Осетии, где по его благословению были основаны женский монастырь в Алагире и мужской – в Беслане.

Сейчас, после бесланских событий, и нам становится более понятным значение этих духовных форпостов, предусмотрительно воздвигнутых о. Ипполитом на горячих южных рубежах России.

Именно так, в контексте судеб нашей Родины, неотделимых от ее предназначения быть хранительницей Православия, в качестве передовых форпостов незримой духовной борьбы за реализацию этой величайшей миссии и рассматривал о. Ипполит назначение монастырей и русского монашества. «Хочется надеяться, что и наш небольшой монастырь станет надежной духовной твердыней и внесет свою лепту в дело преображения нашего Отечества», – писал он.

Обратите внимание

17 декабря 2002 г. о. Ипполит ушел от нас, отдав сорок пять лет усердному служению Церкви Божией и ближнему. Послушник Святителя Николая, он был погребен на Николу-зимнего, 19 декабря, в престольный праздник обители.

Кольцевая радуга вокруг луны, а после – вокруг солнца сияла в день похорон в морозном декабрьском небе.

А на 9-й день деревянный крест на могиле старца обильно замироточил, даже образовалась проталина на снегу от стекавшего мира.

Не менее убедительно, чем очевидные знамения, личный духовный опыт многих чад о.

Ипполита свидетельствует о том, что он по-прежнему слышит нас, по его молитвам совершаются дела добра, исцеления и обращения к Богу пьяниц и наркоманов, помощи в житейских нуждах.

По-прежнему как огнем пожигают нечистую силу молитвы иноков на молебнах об исцелении страждущих телом и духом, которые по благословению старца и после его кончины совершаются в обители.

Неизъяснимое чувство отрады, мира и покоя наполня-ет души паломников не только на богослужении, но и просто в монастыре, тянет снова и снова возвращаться сюда, чтобы на-сладиться «благорастворением воздухов» монастырской приро-ды, дать отдых измученной страстями и житейской суетой душе.

Воды многочисленных целебных источни-ков: Божией Матери, Святителя Николая, Иоанна Рыльского, Святителя Павлина, Серафима Саров-ского и Священномученика Ипполита помогают людям избавиться от различных душевных и те-лесных недугов.

По-прежнему едут в монастырь автобусы из разных мест, не только из Курской области, но и из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья – как «старые и верные друзья» обители, так и люди, впервые на-шедшие путь к ней и сделавшие для себя это маленькое, но такое ра-достное от-крытие. «И никто отыде тощ и безутешен».

Важно

Божией помощью, молитвами Святителя Николая и трудами монастырских насельников, паломников и жертвователей, обитель с каждым годом меняет свой облик, несмотря на все трудности. А работы впереди – непочатый край.

Как живому и растущему организму, монастырю надо развиваться по целому ряду направлений.

В числе только самого необходимого: ремонт действующего и восстановление двух полуразрушенных храмов, обустройство элементарных санитарно-гигиенических «удобств» и братского корпуса, возведение монастырской стены и угловых башен, приведение в надлежащий вид целебных святых источников, создание условий для достойного приема паломников, развитие и повышение рентабельности большого, но пока малоэффективного монастырского хозяйства. Как и в прежние времена, монастырь с благодарностью принимает любую посильную помощь – трудом, пожертвованиями и молитвой.

Читайте также:  Как и кто пишет иконы для церкви?

Удивительным и загадочным сфинксом в вековой тишине и неизреченном покое, где аромат ладана сливается с запахом цветущих лугов, раскинулся на высоком холме над заливным равнинным простором Рыльский Свято-Николаевский монастырь. В чем тайна твоего неуловимого обаяния и вечной молодости, древняя обитель?

Может быть в том неповторимом, глубинно-русском и вместе с тем истинно евангельском сочетании голубиной простоты со змеиной мудростью и потаенной внутренней силой, что дает жизнь всему, к ней припадающему?

В том, что не может познать ум, но к чему бессознательно и по-детски тянется сердце?

В духе долготерпящей, всепрощающей и милосердствующей Любви, который донесла до нас как чистый эталон, как глоток живой воды непресекающаяся цепь поколений от Святителя Николая до старца Ипполита?

«И врата ада не одолеют ее».

Источник:   http://www.diveevo.ru/252/

Источник: https://svyatsy.org/svyatye-mesta/rossiya/kurskaya_oblast/rylsk/rylskiy_svyato-nikolaevskiy_monastyr/

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь


 Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в 125 километрах от Курска в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки.

Эта местность издавна была избрана людьми для поселения, краеведы и археологи, проводившие раскопки на территории обители, обнаружили остатки захоронений славян-северян, относящиеся приблизительно к эпохе начала Киевской Руси. Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году.

Одна из причин  отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой “прежних государей и великих князей жалованные грамоты” для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.

 Документально подтвержденные сведения об обители появляются в архивах с XVI века.  В Смутное время обитель была разорена польско-литовским войском, при игумене Корнилие началось, а при игумене Мисаиле продолжилось ее восстановление.

Игумен Корнилий, бывший настоятелем Новгород-Северского Спасского монастыря и братия, не пожелавшие оставаться под польско-литовским владычеством,  переехали в Рыльский монастырь и пребывали в нем с 1618 до 1620 года.

Совет

Из документов тех лет известно, что монастырь имел два подворья в Рыльске – одно на посаде, возле острога, где находилась церковь во имя Живоначальной Троицы с тремя братскими кельями, другое – внутри города, на случай вражеской осады.

  В 1624 году игумен Мисаил пишет челобитную царю Михаилу Феодоровичу, в которой просит вернуть монастырю церковное место, которое после сожжения посада поляками, было занято рылянами. Царь удовлетворил эту просьбу, церковное место было очищено, отмерено и подготовлено для устроения монастырского двора на  случай осады.

  Кроме того, Волынской пустыни (как раньше назывался Николаевский монастырь)  принадлежали прилегающие к ней земли, в “Выписке с Рыльских книг Захария Бибикова” 1615 года сообщается, что “на посаде дано в вотчину – рыбная ловля в речке Рыло, озерко Мочулище, да озеро Долгое, да озерко под Белыми берегами, да в речке Волынке прудок”.

Кроме того, богатые люди жертвовали земельные участки и за пределами Рыльска. “В Снитской волости старая Никольская вотчина, сельцо Дмитриевское с церковью Димитрия Солунского, деревня Крупец, а в ней крестьян 13 дворов, да пустой починок Прудище, а в них пашни паханы добрые земли”. Монастырь также владел пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями.

За пользование реками, ловлю рыбы, содержание мельницы монахи платили государю налог. Здания в обители в то время были  деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XVIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец Прокофий Герасимович Шелехов решил построить каменный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских на месте старого.

Но успел только заключить договоры на поставку строительных материалов, его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич Шелехов, заложив в 1733 году и выстроив по высочайшему повелению императрицы Анны Иоанновны первую каменную церковь, которую освятили в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения.

Вторая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1747 году по прошению путивльской и рыльской помещицы Анна Забелиной. А третий храм – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских  воздвигнут в 1753 году стараниями игумена Матфея (Лукашева).

И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижней части, которые были главным въездом в центральную часть обители. Впервые это сооружение упоминается в описи 1764 года, хотя, по мнению специалистов, оно возведено на 20 лет раньше. В среднем ярусе колокольни были установлены часы, в верхнем – набор из семи, а с 1820 года – из девяти колоколов.

Обратите внимание

Главная въездная надвратная башня с западной стороны была построена в 1740-1742 гг. как звонница-колоколенка. Мощный бас ее колокола, отлитого в 1742 году, весом 2,5 тонны разносился окрест на многие версты. В середине ХIX в. звонница была перестроена: в ее верхней восьмигранной части заложили арочные проемы, а вокруг восьмерика устроили на квадратных столбах галерею.

В 1949 году еще довольно крепкую башню разобрали  на кирпичи, соорудив неуклюжие ворота. В течение XVIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы.

В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря.

В документах от 1825 года  она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году.

В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под  сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами.

В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка.

Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон. В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог.

В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии, на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.

 Были установлены два крестных хода из обители с чудотворной иконой святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, которая была явлена в середине XIV века в селе Асмолово Рыльского уезда.

Важно

Первый крестный ход совершался  29 августа, в день празднования Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа до села Асмолово, второй – 2 сентября в память дня коронации императора Николая II в  Рыльск. XX век стал одной из самых тяжелых страниц в истории монастыря. В 1925 году богоборческая власть закрыла древний духовный центр курского края. Его помещения заняли красноармейцы.

С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий “новый порядок”, обитель стала укрепленным рубежом, где разместили множество пулеметных и огневых точек. 30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили войска Центрального фронта, немцы спешно бежали из монастыря, не причинив ему существенного вреда.

Примечательно, что во время военных действий ни один снаряд, ни одна бомба не разорвались на территории древнего монастыря, который, уцелев в страшной войне, был разрушен во время правления атеистов-богоборцев. Здесь в разное время размещались МТС, дорстрой, лесхоз, “Раймежколхозстрой”, и в результате их хозяйственной деятельности здания совсем обветшали и разрушились.

 В 1978 году комиссия, обследовавшая памятник культуры и архитектуры, отметила, что во всех строениях полностью отсутствовали полы, дверные и оконные блоки. Кровля на всех зданиях прохудилась, кирпичная кладка сильно разрушена. Крестовоздвиженский храм, переоборудованный в камнедробильный цех, стоял с выбитой стеной.

Невозможно было обнаружить ограду внутреннего двора и ворота, многие жилые и хозяйственные постройки полностью уничтожены. Величественная колокольня обезображена, стояла с разбитым фасадом и без креста, Святые врата заложены кирпичом, примыкающие к ним здания без крыш и полуразрушены.

 Монастырь еще более двадцати лет будет ждать, когда в нем опять затеплятся лампады и будет возноситься молитва за “всех и за вся”. 17 июня 1991 года монастырь был передан Русской Православной Церкви, и по благословению Иувеналия (Тарасова), архиепископа Курского и Белгородского в разрушенную обитель приехали первые насельники.

Игумен Иоасаф (Шибаев) и два монаха поселились в одной из полуразрушенных келий. В октябре в Рыльский монастырь был назначен наместником архимандрит Ипполит (Халин). 16 октября 1991 года на первом этаже Николаевского храма, в Георгиевской церкви, начались богослужения. Впоследствии этот храм освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной.

 Опытный духовник, немало лет прослуживший на Святой горе Афон, отец Ипполит начал восстановление храмов и возрождение духовной жизни обители. У доброго старца  появились помощники, которые приняли постриг и образовали монашескую общину. В монастырь, едва затеплившийся молитвой, потянулись паломники со всей России и Ближнего Зарубежья.

У заботливого пастыря для всех находилось время на духовное утешение и милосердие. Во время богослужений стены обустроенного и украшенного за короткое время Знаменского храма не вмещали всех молящихся. В 1998 году началось восстановление Николаевского храма, большую помощь в котором оказали работники Курской АЭС. На второй этаж поднялась лестница,  новую крышу и купола покрыли медью.

Совет

Помещение было оштукатурено внутри, а 12 ноября 1998 года на куполе был установлен новый крест. С декабря 1999 года здесь стали совершать  богослужения. В этом же году началось восстановление монастырской ограды, установлены арочные въездные врата в западной  ее части, произведен капитальный ремонт братского и игуменского корпусов.

В течение последующих лет на территории монастыря построены трапезная с кухней, новая баня, пекарня, гаражи, погреба, сельскохозяйственные помещения. Монастырь создал подсобное хозяйство. На подворье появились козы, коровы и лошади, пчелы. При Свято-Николаевском мужском монастыре на территории Рыльского района были организованы пять скитов.

В 2000 году началось возведение нового гостиничного корпуса. Восстановительные работы, нелегкие в наше время, тяготы и заботы подорвали здоровье отца Ипполита. Батюшка скончался после тяжелой болезни 17 декабря 2002 года, его похороны состоялись 19декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, которого очень почитал отец Ипполит при жизни.

  Множество народа приехало проводить доброго пастыря в последний земной путь. На его могиле рядом с Николаевским храмом установлен бронзовый крест, всегда горит лампада,  лежат цветы. Весной 2003 года наместником монастыря был назначен игумен Моисей (Матюхин), при котором был росписан нижний Знаменский храм.

В феврале 2005 года братию монастыря возглавил игумен Панкратий (Заикин), выпускник Курской духовной семинарии, до этого бывший насельником Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни. При отце Панкратии продолжилось возрождение обители. В августе 2005 года монастырь посетила делегация священнослужителей и прихожан Русской Православной Церкви Заграницей, потомков русских эмигрантов.

Ее возглавил архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион. Гости с интересом ознакомились с жизнью обители, с ходом восстановительных работ. Престольный праздник 19 декабря 2005 года прошел особенно торжественно, к этой дате был приурочен 500-летний юбилей древнего монастыря, так как первое письменное упоминание о нем относится к 1505 году. Божественную литургию возглавил архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин), после чего состоялся крестный ход. Гостями монастыря стали в тот день руководители Курской области и Рыльского района. В недавно отремонтированной трапезной были накрыты столы для гостей и паломников. В районном Доме культуры состоялся праздничный вечер, после которого были награждены меценаты монастыря. В декабре 2006 года по ходатайству архиепископа Курского и Рыльского Германа Священный Синод Болгарской Православной Церкви передал монастырю частицу мощей преподобного Иоанна Рыльского. Святой особенно почитаем в Рыльске. По мнению некоторых историков, его десница была привезена болгарскими монахами в древности в город и хранилась в храме прп. Иоанна, построенном на горе, получившей название в честь этого святого. Рыляне издревле считают преподобного покровителем своего города. Игумен Панкратий во время  паломничества в болгарский Рильский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь получил ковчежец с частицей мощей преподобного Иоанна из рук настоятеля монастыря епископа Евлогия. Святыню торжественно встречали духовенство и верующие Рыльска. От горы Иоанна Рыльского ее пронесли крестным ходом в монастырь. В 2007 году началось восстановление Крестовоздвиженского и Троицкого храмов обители, на них установлены купола, медная кровля, фасад зданий приобрел свой первозданный вид. В 2008 году закончены работы по газификации монастыря. В 2009 году  открыта гостиница для паломников. В течение 2011-2012 годов продолжались восстановительные работы в обители, приведены в надлежащий вид  колокольня и трапезная. В настоящее время  благоустраивается  территория  монастыря, восстанавливается западная часть ограды.Адрес: Курская обл., Рыльский р-н, с. Пригородняя Слободка, ул. Мирная, д. 2Телефон: (47152) 2-31-31Настоятель: игумен Панкратий (Заикин)

Сайт: http://rylsk-obitel.ru/

***

Святыни Курского края. Рыльская земля

“Город Рыльск Курской области – один из тех малых городов Руси, с которых начиналось великое государство Российское, крепость, вставшая форпостом на его южных рубежах. Город воинов, купцов и монахов, вносивших, каждый в меру своего призвания,свою лепту в его процветание.Наш рассказ о том духовном фундаменте, на котором веками строилась и ныне стоит Рыльская земля: о ее храмах, о Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре, об их небесных покровителях, о богатом событиями и часто трагическом пути, который рыляне разделили со своей Родиной, а также о том, как уже в наши дни возвращаются к нам когда-то поруганные святыни, возрождаются здесь вера и благочестие.”Рыльский Свято-Никольский монастырь.Год выпуска: 2009
Смотреть на Mail.ru: >>> Рыльская земля

Читайте также:  Молитва пред ее иконой божией матери "нерушимая стена"

***

“Свете тихий моей души”

 Фильм посвящен памяти архимандрита Ипполита, наместнику Рыльского Свято-Николаевского монастыря. В московском центре славянской письменности и культуры прошел вечер памяти о. Ипполита. Съемки этого вечера и архивные кадры стали содержанием видеофильма. Старец для всех сиял светом небесной тихой славы, которую он изливал ко всем приходящим к нему. Господь даровал отцу Ипполиту дар утешения, прозорливости и любви.
Скачать фильм можно пройдя по ссылке: Свете тихий моей души

Смотреть видео

Смотреть на Mail.ru: >>> Свете тихий моей души

Источник: http://gorenka.org/index.php/khramy-i-monastyri-kurskoj-obl/491-rylskij-svyato-nikolaevskij-monastyr

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь

?Categories:

  • путешествия
  • история

Второй день пребывания в Рыльске, потрясенная знакомством с двоюродной тетушкой, про которую никто в нашей семье не знал, я решила посвятить осмотру местных достопримечательностей, т.к. мне нужно было собраться с мыслями и чувствами, чтобы поехать к тетушке в гости и слушать её воспоминания, узнавать с нуля новую родственницу.

Я уже рассказывала, что большую помощь в моих поисках мне оказали сотрудники рыльской газеты “Районные будни” Юрий Козлов и Света, благодаря которым я могла целый день ездить на редакционной машине по деревням Рыльского района. Во второй день Света повезла меня в мужской монастырь, старинный, куда совершают паломничество верующие люди.

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в 125 километрах от Курска в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году.

Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой “прежних государей и великих князей жалованные грамоты” для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.

2Изначально все строения были деревянными. В течение XYIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище.

Обратите внимание

3В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской.

В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году.

В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами.

В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка.

Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.В 1925 года монастырь был закрыт. С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий “новый порядок”, обитель стала укрепленным рубежом, где разместили множество пулеметных и огневых точек.

30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили войска Центрального фронта, немцы спешно бежали из монастыря, не причинив ему существенного вреда. Примечательно, что во время военных действий ни один снаряд, ни одна бомба не разорвались на территории древнего монастыря, который, уцелев в страшной войне, был разрушен во время правления атеистов-богоборцев.

Здесь в разное время размещались МТС, дорстрой, лесхоз, “Раймежколхозстрой”, и в результате их хозяйственной деятельности здания совсем обветшали и разрушились.В 1998 году началось восстановление Николаевского храма, большую помощь в котором оказали работники Курской АЭС. На второй этаж поднялась лестница, новую крышу и купола покрыли медью.

Помещение было оштукатурено внутри, а 12 ноября 1998 года на куполе был установлен новый крест. С декабря 1999 года здесь стали совершать богослужения.На территории монастыря находятся три храма – главный соборный Николаевский, Троицкий и Крестовоздвиженский. В настоящее время полностью отреставрирован соборный Николаевский храм, в котором ежедневно совершаются богослужения.

Важно

Восстанавливаются Троицкий и Крестовоздвиженский храмы.Соборный Николаевский храм4Главный храм обители. Построен в 1753 году при игумене Матфее (Лукашеве), который обратился с соответствующим прошением в Московскую Духовную консисторию. Здание самое большое по размерам, двухэтажное.Архитектура храма сочетает черты русского и украинского барокко.

В советское время после закрытия монастыря храм был частично разрушен и обезображен. После возвращения обители Курской епархии первым делом началось восстановление Николаевского собора.Крестовоздвиженский храм5Первый каменный храм, заложенный в монастыре, построен на месте обветшавшего деревянного Николаевского храма с приделом во имя великомученика Георгия Победоносца.

Его строительство начал рыльский купец гостиной сотни Прокофий Герасимович Шелехов, который в 1731 году заключил договоры с московскими и галицкими мастерами на изготовление высококачественного кирпича, но не дожил до начала строительства. В 1733 году его дело продолжил сын Иван Прокофьевич Шелехов, испросив разрешение у императрицы Анны Иоанновны. И. П.

Шелехов построил храм быстро, но по неизвестной причине (предположительно из-за нехватки средств) его долго не освящали. Есть и другая версия, объясняющая причину долгостроя и переосвящения храма. Как предполагает известный краевед Н.

Сенаторский, появилось соперничество между купцами Шелеховыми и настоятелем монастыря Матфеем, который происходил из богатого знатного рода дворян Лукашевых, за право быть единственными созидателями обители. В годы советской власти Крестовоздвиженский храм пострадал больше других, в нем после Великой Отечественной войны размещался камнедробильный цех, была выбита стена.

В настоящее время в храме завершаются внешние отделочные работы.Троицкий храм6Второй каменный храм – Троицкий был построен в 1747 году по указу Московской Духовной консистории по прошению путивльской и рыльской помещицы Анны Забелиной, сестры настоятеля игумена Матфея (Лукашева).

Освящен храм был в 1751 году,В годы советской власти храм был частично разрушен, в настоящее время его успешно восстанавливают.Колокольня7Пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе является главным входом в монастырь. Впервые в описях упоминается с 1764 года, но по предположению специалистов, была выстроена в 1740 году.

Уступы восьмериков, уменьшающиеся в каждом ярусе, создают аналогию с башней. Сооружение завершается барабаном с орнаментом из кирпича и луковкой с золотым крестом. В среднем ярусе были установлены часы с боем. Опись 1764 года сообщала: «Колокольня каменная, на ней часы русской работы ветхие, колоколов разного весу семь и под оной колокольней Святые врата створчатые».

Совет

В 1820 году колоколов становится девять, о чем сообщает в рапорте в Курскую консисторию архимандрит Свято-Николаевского монастыря Иннокентий.8На территории есть могила святого старца, которой поклоняются паломники. По легенде, могила никогда не замерзает, на ней даже зимой растет трава.

С октября 1991 до 17 декабря 2002 года послушание наместника Рыльского Свято-Николаевского монастыря нес архимандрит Ипполит (Халин). Он родился в 1928 году, в семье было 4 сына и 4 дочери. Братья погибли на войне, Сергей (мирское имя Ипполита) принял на себя заботу о родных.

Родители, потерявшие остальных сыновей, видя, насколько верующим вырос Сергей, не стали противиться его решению стать монахом, хотя оно прерывало род Халиных. В 29 лет Сергей становится послушником Глинской пустыни, затем поступает в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

В 1966 году из Псково-Печерской обители иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени оскудевала монашеская жизнь, и оставалось всего около десяти насельников, где пробыл 18 лет.

В 1984 году сильно заболел, приехал на Родину лечиться, а в 1991 году возглавил братию Рыльского Свято-Николаевского монастыря, после чего началось его возрождение.910Старец Ипполит был прозорливым человеком, к которому приезжали из разных городов люди за благословением и за духовной помощью. Были среди них и рецидивисты, и наркоманы, другие заблудшие люди, которые после общения с ним и молитв изменяли свою судьбу.

Интересна история знакомства будущей игумении монастыря в Алагире матушки Нонны (Багаевой) с отцом Ипполитом. Наташа (так ее звали в миру) приехала к старцу по работе. Тогда она еще была режиссером на телевидении Осетии, ей нужно было снять передачу о какой-нибудь интересной и известной личности. Поскольку к старцу приезжало много осетин, Наташа решила взять у него интервью, но интервью настоятель Рыльской обители давать, конечно же, не умел. Зато в разговоре он спросил молодую девушку: «А вы знаете, что вы монахиня?» Наталью это тогда сильно рассердило, и она поинтересовалась, откуда это вообще может быть известно. «У монахов крестик светится на лбу», – ответил батюшка. Такого «откровения» о себе девушка совершенно не ожидала услышать. Но потом она была удивлена еще больше. В ее келью прибежала женщина, разыскивая «Наташу-режиссера». И старец сказал ей, что к ним в обитель пожаловала сама Аланская игумения, и указал на «Наташу-режиссера». А сама девушка тогда даже и не знала, кто такая «игумения». Но уже спустя год она приняла постриг в Свято-Николаевском монастыре и сегодня возглавляет Богоявленскую обитель в Алании.
Отсюда

06.12.2006 была принесена в обитель частица мощей святого преподобного Иоанна Рыльского из Болгарского Рождества Богородицы Рильского монастыря. Также в монастыре собраны 90 частиц святых мощей и других святынь и помещены в мощевики для поклонения верующим.На территории монастыря почти никого не было.1112Тишина и покой.1314

Информация взята с сайта монастыря.

15Ниже, под стенами монастыря, обустроены купели для паломников, в которых можно окунуться, а рядом люди берут глину с холма, на котором стоит монастырь, говорят, глина обладает лечебными свойствами.161718На стенах – правила поведения.1920Отсюда берут глину. При нас была молодая пара, парень намазал ногу этой грязью, подождал немного и пошел в домик с купелью. Девушка осталась ждать снаружи.2122Места там красивейшие. Никакой спешки нет, приехать и о душе думать.2324Обустраивают там ещё одну купель. Как туда попали лягушки и мышки, не знаю. Выбраться оттуда нет никакой возможности.Мышки утонули.25Лягушкам строители накидали маленьких досочек, на которых они отдыхают от плавания.2627Монастырь с другого берега реки, с высокой горы в Рыльске.28

Оттуда Света повезла меня в потрясающее место – усадьбу Барятинских, в которой сейчас находится санаторий управделами Президента.

Адрес: 307371, Россия, Курская обл., Рыльский р-н, с. Пригородняя Слободка, ул. Мирная, 2 тел./факс (47152) 2-31-31Добраться до Свято-Николаевского Рыльского монастыря можно либо на автомобиле с северной части страны (через Брянскую область) или по трассе Курск-Рыльск.

Из Курска сюда ездят ежедневно рейсовые автобусы с Южного автовокзала несколько раз в день.От Курска автобус-маршрутка идет примерно 3,5 часа.От автостанции города Рыльска до монастыря нужно пройти несколько километров пешком.Из Москвы: Поезд 141Ч Москва → Льгов «Сейм», Курский вокзал, отправление 23.00, прибытbе в Льгов в 8.

15 (время в пути 9 часов 15 минут).

Расписание автобусов автовокзал Льгов.

Источник: https://ajushka.livejournal.com/2652358.html

Поездка в Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь | Православные паломничества

Все это было в моей жизни уже не раз.

Высокие ворота Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, полуразрушенные и вновь обретающие красоту храмы, пасхальные и счастливые дни в обители и проницательная мягкая улыбка на лице отца настоятеля – Архимандрита Ипполита. Монастырь меняет жизнь человека, хотя бы однажды помолившегося в нем. Сколько же раз промыслительно менялась моя жизнь после того, как я покидал эту обитель?..

История Свято-Николаевского монастыря в Пригородной слободке города Рыльска Курской области теряется во мгле веков. Известно точно относительно немного. Еще во времена Крещения Руси болгарские монахи, переселившиеся на Русь, принесли с собой в этот древнерусский город десницу от нетленных мощей великого Иоанна Рыльского (Рыло – река в Болгарии). Его почитают на Курской земле и поныне.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился немецкий штаб, на колокольне – пулемет, который держал на прицеле окрестность. Советский командир отдал приказ бить по монастырю прямой наводкой. Приказ был исполнен. Но ни один снаряд на территорию обители не попал. Явное чудо Божие.

Обратите внимание

Чудеса не прекращаются здесь с тех пор, как в 1991 году руины монастыря были возвращены Курской епархии.

Насельники обители рассказывали мне, что в разных духовных или житейских нуждах Архимандрит Ипполит благословляет обращающихся к нему читать акафист Святителю Николаю.

Так, по просьбе родственников в монастырь заехала реанимационная машина «скорой» с мужчиной, который после автокатастрофы находился в состоянии комы. Его занесли в храм.

Архимандрит отслужил молебен Святителю Николаю и сказал: «Езжайте в больницу, а по дороге читайте акафист Николаю Чудотворцу». На полпути мужчина пришел в сознание и после этого довольно быстро поправился от тяжелейшей травмы.

– По молитвам отца Ипполита, нашего старца-настоятеля, с помощью Святителя Николая у нас часто происходят различные исцеления и чудеса, – благочинный Свято-Николаевского монастыря иеромонах Ипполит – младший (в миру Михаил Вячеславович Соловьев) задумывается лишь на мгновение.

– Нередки случаи исцеления наркоманов совершенно без каких-либо специальных медицинских препаратов, только молитвами. Больше половины приезжающих к нам наркоманов излечиваются, трудятся у нас и остаются послушниками в монастыре. В основном, конечно, это молодежь. Я считаю, это великое чудо нашего времени.

Излечиваются и от алкоголизма, от многих смертельных недугов, от смертных грехов. Человек ведь колется или пьет не потому, что ему так хочется, а потому, что смертные грехи тянут душу в ад. В том году был случай.

Один мужчина, ему уже шестьдесят лет, ехал через наш монастырь в Москву, на очередную проверку к онкологу: у него был выявлен рак четвертой степени, и он знал о том, что смертельно болен. Прожив две недели у нас, он приехал в столицу, и врачи, к своему крайнему удивлению, не обнаружили и следов болезни. Недавно приезжала к нам его дочь, благодарила.

Читайте также:  Икона преподобного серафима саровского

Я подумал, слушая благочинного, о том, что и сам был исцелен в этом монастыре от страшного недуга, но почему-то до сих пор не удосужился поблагодарить, как подобает, Господа и Святителя Николая.

– Да вот, смотрите, парень идет, Виталием зовут, – отец благочинный кивнул в сторону проходившего мимо молодого послушника в черном подряснике, – мама его из Тюмени привезла, она там занимает большой пост. Поначалу бежал от нас, рвался, но вот уже, наверное, месяца четыре здесь – и не горит уезжать.

Недавно уехал парень Максим, год у нас прожил и совершенно изменился, полностью исцелился от наркомании. Многие наркоманы с Кавказа к нам приезжают, но у них процесс излечения почему-то идет сложнее, чем у других ребят. С Украины едут.

Важно

Иные уходят, потом возвращаются, трудятся и в конце концов, не жалеют о том, что оказались у нас.

– А из Рыльска есть кто-нибудь?
– Нет пророка в своем отечестве. Гора не видна вблизи. Люди приезжают со всего белого света, а из Рыльска приходят в основном только бабушки – у кого коза потерялась, у кого что. Такие проблемы тоже решаются, а как же без них.

Твердо можно сказать, что монастырем управляет Николай Чудотворец. Вся братия в монастыре знает, что легче всего молиться Святителю Николаю и что быстрее всех слышит молитву Святой Николай.

– А какая судьба монастырских святынь, чудотворного образа Святителя Николая Ратного и десницы преподобного Иоанна Рыльского?- Десница преподобного пока сокрыта от нас, как и образ Николая Чудотворца.

Икона в свое время была обретена в восемнадцати километрах отсюда, в селе Асмолово Рыльского района, туда сейчас нет дороги. Из двухсот пятидесяти дворов осталось тридцать. В народе говорят – забытое Богом место.

Но мы надеемся, что вскоре там будет поставлена часовня. Бог даст, и икона снова явится.

– В Асмолово будет стоять собор-крепость во имя Святителя Николая, если Господь услышит наши молитвы, – надеется послушник Сергий Тарасов. – Я сам родом из деревни под Рыльском.

Раньше не знал как лоб перекрестить, а потом пришел в монастырь и сказал: берите меня с потрохами… В Асмолово будет духовная крепость, так и напишите…

Господь Милостивый, Матерь Божия плачет за нас, а Святитель Николай – строгий, но он и добрый, очень добрый, сразу откликается. Я здесь уже три года, знаю кое-что.

Удивляюсь нечаянной радости. За личным советом к старцу Ипполиту приехал наш добрый знакомый из Глинской пустыни брат Николай, теперь – инок Феодосий. Мы поздравляем друг друга с Пасхой Христовой. Передаю поклон наместнику Глинской пустыни Преосвященному Пантелеймону. Оказывается, что старец Ипполит родом из Глинской. Дивны дела Твои, Господи!

Архимандриту Ипполиту (в миру Сергей Иванович Халин) в апреле исполнилось семьдесят четыре года. Он уроженец Курской земли, как и отец Ипполит-младший.

Совет

В 1928 году в многодетной крестьянской семье родился мальчик. Вырос, стал работать бригадиром, а к тридцати годам попал в Глинскую пустынь, где старцы по водам ходили. Приехал в Глинскую с товарищем просить благословение на поступление в семинарию, но старцы сказали: «Здесь тебе и семинария, и академия».

Остался… Его духовным учителем стал старец Андроник (Лукаш), который исцелил его от хронического воспаления легких, грозившего смертью. После разгона Глинской в начале шестидесятых годов он был келейником иеросхимонаха Михаила, последнего Валаамского старца в Псково-Печерском монастыре.

Вместе с тремя братьями, с Божией помощью добился от властей разрешения уехать на Афон, что сделать было очень нелегко. После них в течение семи лет из СССР на Афон не уехал никто. Он провел на Святой Горе в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре восемнадцать лет.

Потом он заболел, вернулся в Россию и остался на родине.

Настоятель Свято-Николаевского монастыря Архимандрит Ипполит встречал нас светлой улыбкой и добрым словом, он каждого так встречает:

– Главное – мир в душе, мир в семье, мир друг с другом, а тогда и с Богом будет мир. Господь дает все. Надо молиться. Царствие Божие нудится, и нужницы восхищают е.

Отец Ипполит говорил о молитве, о Боге, о том, как возрождается монастырь, и в его лаконичных, духовно насыщенных фразах я услышал евангельское:

– «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир». «Богом моим прейду стену», – говорит Псалмопевец.- Можно ли назвать Архимандрита Ипполита возобновителем, строителем Свято-Николаевского монастыря? -спрашиваю я у иеромонаха Ипполита-младшего.

– Именно так. Тяжело было. Только трудом и его верой, его молитвами монастырь возрождается. Практически ведь не было ничего, даже жилья, все жили в одной келье, и настоятель, и монахи, и послушники, и молились, и питались в ней. Но вот с помощью Божией разрастаемся, укрепляемся духом.

При раскопке котлована для фундамента нового братского корпуса мы обнаружили надгробную плиту в Бозе почившего старца монаха Даниила (Макова), скончавшегося 26 марта 1832 года на семьдесят шестом году жизни. «Прохожий, помяни доброго старца», – выбито на плите.

Старец Ипполит благословил укрепить плиту на южной стене главного Свято-Николаевского храма обители. А через какое-то время из Липецкой области к нам приехала раба Божия, которая подняла архивы и нашла много интересного и поучительного о старце Данииле.

Очевидно, где-то на территории монастыря находятся его мощи.

Отец настоятель несколько лет назад благословил нам вырыть пещерку в глинистом склоне близ святых источников Божией Матери, Иоанна Рыльского, священномученика Ипполита, там раньше схимники жили в таких пещерах, возможно, это Киево-Печерская древнейшая традиция.

Пещерка эта напротив источника Святителя Николая. Бесноватые кричат, когда в нее входят. Многие исцеляются, в том числе от безплодия, или если беременность тяжело протекает. Глина в пещере целебная.

А на источниках совершаются евангельские чудеса: недавно много лет парализованная женщина вышла из святой воды сама, без посторонней помощи.

Все это происходит по молитвам старцев – и ныне здравствующего отца Ипполита, и многих в Бозе почивших, неведомых нам, но ведь у Бога все живы. Являлся на своем источнике не раз и сам Святитель Николай.

– Что такое Православное старчество? Как правильно относиться к духовным советам лиц, которые являются духовниками, старцами?
– Я всегда людям говорю: по вере вашей будет вам. Под лежачий камень вода не течет, какой бы ни был духовный старец. Если человек не хочет, чтобы ему помогли, ему вряд ли смогут помочь.

Хотя Господь, конечно, все равно помогает нам, даже если мы этого не хотим. Старец – это человек, достигший духовной высоты, обладающий дарами Божими: молитвой, даром исцеления, прозорливостью.

Обратите внимание

Если человек приходит к старцу с уже готовым ответом в сердце, то, как правило, он и получает тот ответ, который сам заранее приготовил себе. А если приходит узнать волю Божию, то, естественно, получает через старца ответ от Бога.

Но очень часто воля Божия не совпадает с нашими личными мнениями, поэтому бывает тяжело перебороть себя. Бывает, люди спрашивают: а что, Господь не слышит мою молитву? Слышит, конечно, но разница заключается в том, что мы-то стоим под горой, а духовный старец стоит на горе. Мы кричим вверх.

Но кого быстрее Бог услышит: того, кто под горой или того, кто на горе? Своим образом жизни, своим поведением, смирением и любовью старцы достигают такой высоты, что Господь их слышит быстрее, чем нас. И по их вере, по их молитве происходят чудеса и исцеления души и тела.

Отец Ипполит-младший духовно и даже внешне очень похож на своего наставника – старца, каким он был в молодости. Принимает людей по благословению отца настоятеля, дает духовные советы в различных жизненных ситуациях, люди ему доверяют. Интересуюсь, как он познакомился со старцем Ипполитом.

– Я приехал из Курска в Рыльск, когда в моей семье произошло чудо по молитвам Архимандрита Ипполита. Сестра моя очень сильно болела и на протяжении двух лет ездила сюда, в монастырь, на лечение, потому что лечение у врачей не помогало. И вот, когда она исцелилась, я приехал посмотреть, просто из интереса.

Переночевал здесь, сердце прикипело, приехал пожить на неделю, остался на две, а потом – была весна 1996 года – на всю жизнь. Постриг принял в 1997 году в этом монастыре.

Рукополагали в сан священника на первой службе в Свято-Николаевском храме, когда там еще не было даже иконостаса, в праздник Николая Чудотворца.

– За много лет общения со старцем Ипполитом вы наверняка стали свидетелем чего-то необычного, неповседневного.
– Конечно. Но это очень трудно выразить словами, это внутреннее ощущение внутренней радости.

Часто обращаюсь я к нему со многими вопросами, и вот один взгляд, одна улыбка старца – и вопросы эти решаются сами собой, на таком тонком духовном уровне. Он уже знает, что я хочу спросить. Самое главное – это его молитва за нас, а нас за него, насколько нам это возможно.

Многим людям он помог в беде лишь только словом, иногда полунамеком, за который человек хватался как за спасительную соломинку. Батюшка очень добрый, любвеобильный человек, этим он похож на своего учителя, старца Андроника (Лукаш).

Важно

Отошедший год назад ко Господу схиархимандрит Макарий (Болотов) как об отце Ипполите сказал? Если б таких людей в России было сто человек, Россия бы с корнями поднялась на Небо.

В первую очередь его отличает любовь к Богу и ближнему, батюшка у нас любящий, он полностью вместил в себе эту евангельскую любовь – и как же, живя рядом с ним, мы можем этому не учиться. Ну, а где много добра, там много нечистой силы. Искушений у нас гораздо больше, чем в других обителях, и люди приезжают разные, и ломаются чаще. Но когда задают вопрос, почему мы всех принимаем, мы отвечаем, что Господь дает шанс всем, и мы не вправе этот шанс отнять, а кто как им воспользуется, это уже личное дело каждого. Но за людей надо бороться.

– Я сам обращаюсь к Святителю Николаю, в основном через батюшку, – делится своим духовным опытом иеродиакон Димитрий, насельник обители. – И многие так поступают. Святитель Николай – Игумен нашего монастыря, это так сам батюшка говорит.

Однажды один послушник во сне принял горделивый помысел, дескать, я здесь все могу, и тут является ему Николай Чудотворец и говорит: «Не ты здесь хозяин, а я». А к отцу настоятелю можно обращаться и мысленно, когда его нет или ты на послушании, или в отъезде, ответ приходит в сердце. Так он и руководит монастырем. По послушанию.

Знаете, проблема Церкви в том, что нам сейчас тяжело становиться на путь старческой традиции. «Оскуде преподобный», послушников мало, все стали горделивы, а через это попадают в рабство к своим помыслам, страстям, греху. Десять лет воцерковления России минуло, а устояли только те, кто стал на рельсы нелицемерного покаяния и послушания, всех остальных раскидало кого куда.

Мы спасаемы маленькими подвигами самоотвержения. Бывает, хочешь сделать так, но помолившись Богу, обратишься к брату за советом, а он тебе совсем не то, что у тебя на сердце, говорит. Принимаешь волю Божию от брата, значит спасешься, нет – погибнешь. Миром ведь движут помыслы, но мы должны обуздывать свой ум.

Если человек нелукаво ищет волю Божию, Господь обязательно даст вразумление, даст ответ. Как и через кого? На то Его Святая воля. И тогда душа без попечения может чисто молиться. Господь за намерения спасает людей, намерения наши целует, но дела наши свидетельствуют о том, что мы погибаем, потому что нет послушания. Многие ищут исцеления только тела, а не духа.

Приезжают на вычеты (отчитка болящих и бесноватых у нас проводится каждый день по благословению старца) пять-шесть автобусов из Москвы, а батюшка к ним не выходит. А приезжают из Курска, на вычет опоздали, но все с тяпочками, чтобы монастырю помочь, батюшка радостный к ним выходит, каждого благословляет. Приехали на послушание. И Господь решает все их проблемы.

На послушании у древних стен Свято-Николаевского монастыря корчевали пни. Когда-то здесь была дубовая роща, прославленная исцелениями. Но с тех пор много воды в реке Волынке утекло. В советские годы здесь расстреливали людей. Из-под корня одного из пней выползла змея и зашипела, как шипели бесноватые на вычете.

– Не льстите себе, что она вас укусит, и вы сподобитесь умереть на послушании, да еще в Светлую седмицу, – грустно пошутила одна из послушниц. – Царство Божие нудится, батюшка любит это повторять.

Совет

Тихо подошел к послушникам Архимандрит Ипполит, посмотрел на пни, мягко улыбнулся, поднял с земли большую кость и спросил: «Человеческая?..».

Когда мне представился удивительный случай спросить отца Ипполита об очень важном, я задал такой вопрос: «Скажите, кто такие старцы?».

– Много званных, да мало избранных. А еще – не судите, да не судимы будете, – светло посмотрел он на меня и вновь улыбнулся.
– Батюшка, есть два типа пророчеств. По одним все должно скоро сгинуть, а по другим все непременно расцветет. Чему нам верить?

Он вздохнул.

– Все только начинается. Все только начинается…- был ответ.

Он далеко отбросил камень из-под ног. И зашагал своей неповторимой старческой походкой к Никольскому храму монастыря.

Источник:   http://www.cofe.ru/blagovest/

Места:
Рыльский Свято-Николаевский монастырь

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Источник: http://palomniki.su/piligrimages/2010/03/6380.htm

Ссылка на основную публикацию