Православная церковь об эвтаназии: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Мониторинг СМИ

Страницы: 1 2 3 4 5 … 23

Украинская автокефалия как начало реформы регионального уровня церковной структуры

Источник: Православие.Ru

Молитва на кончиках пальцев

Источник: Церковный вестник

Духовное образование: не реформы, а развитие Протоиерей Максим Козлов

Беседа Анатолия Степанова с председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиереем Максимом Козловым.

Источник: Учебный комитет Русской православной церкви

Научно-богословская конференция “Исследуйте Писания”

Источник: Николо-Угрешская православная духовная семинария

Митрополит Волоколамский Иларион: Очень важно воспитывать в ребенке сознательную веру

Источник: Патриархия.ру

«Главное – умение решать задачи, а язык – инструмент, помогающий в их решении»

Какие задачи решает курс современного иностранного языка в рамках богословской магистерской программы и чем он отличается от привычных языковых интенсивов? Какие навыки прежде всего нужны тем, кто собирается заниматься научной работой? Какие инновационные методы преподавания используются в интернет-курсе английского и почему традиционные чтение и перевод текстов не слишком полезны даже при очном обучении? Какие приемы помогают снять страх перед устным общением на иностранном языке? Обо всем этом, а также о том, почему перед иностранными стажировками нужна специальная подготовка – в интервью с преподавателем магистерского курса «Современный английский язык» Алексеем Юрьевичем Алипичевым.

Источник: Учебный комитет Русской православной церкви

Обратите внимание

В ПСТГУ открылась конференция «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений»

Источник: ПСТГУ

О чем спросит врач

Каждый из нас обращается к врачам с вопросами о здоровье.

А о чем при встрече врачи и медсестры спросят архипастыря? О вечной жизни и физической смерти, отношениях с людьми и профессиональном призвании, о милостыне и настоящей любви, суррогатном материнстве и эвтаназии спрашивали митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона медики красноярской клинической больницы № 20 на прошедшей в конце прошлого года встрече.

Источник: Приход.ru

Почему в российской аспирантуре так мало защит

Источник: Учебный комитет Русской православной церкви

Вышла в свет книга «Введение в сектоведение», подготовленная по заказу Учебного комитета Русской Православной Церкви

Источник: Патриархия.ру

Перед лицом красного Левиафана

Источник: Церковный вестник

В Хельсинки прошли ХIII Международные образовательные Сретенские чтения

Источник: Благовест. Представительство Московского Патриархата в Финляндии

О финской системе образования. Беседа с Надеждой Карвонен, школьным педагогом из Хельсинки

Беседа с Надеждой Карвонен, школьным педагогом из Хельсинки

Источник: Православие.Ru

Не очарованные брендом. Нынешним студентам важнее современные компетенции.

Источник: Учебный комитет Русской православной церкви

Человек (Фильм)

Источник: Канал Русской Православной Церкви в YouTube

Страницы: 1 2 3 4 5 … 23

Источник: http://sdsmp.ru/smi/7837/

Об эвтаназии

Для христианина имеется три степени для спасения: не грешить; согрешивши, каяться; кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Свт. Иоанн Златоуст

Понятие о биоэтике

В 70-х годах XX столетия в человеческую жизнь вошёл термин биоэтика. По определению «Биоэтика (биомедицинская этика; от греч. жизнь и касающийся нравов), область междисциплинарного знания о границах допустимого вмешательства в процессы жизни и смерти человека посредством новейших биомедицинских технологий».

Биоэтика ставит своей задачей оценку научных достижений, разработку критериев и нравственных принципов, и дает заключение относительно того, является ли достижимое с помощью науки одновременно правильным с нравственной точки зрения и служит ли это на пользу людям.

Светская биоэтика видит в людях биологические существа. Она стремится улучшить качество жизни и одновременно пытается дать такую оценку проблемам, которая максимально удовлетворяет материальным и социальным потребностям людей.

Христианская биоэтика видит людей не только такими, какие они есть, но также и такими, какими они призваны стать — богами по благодати.

Христианская биоэтика не ограничивается лишь этой земной жизнью и потребностями человечества в этой жизни, но простирается и в будущей перспективе, которая считается более важной

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится:

Жизнь — это Дар

Жизнь даруется человеку; ее не выбирают. Сама жизнь — это Дар любящего Бога. И получивший этот Дар несет ответственность за полученный Дар.

Жизнь и здоровье являются не предметом потребления или просто правом человека, но бесценным божественным даром. Поэтому их нельзя рассматривать с позиций экономии или выгоды, логических схем и определений, но следует относиться к этим дарам с благоговением, помня об их священном значении.

Вмешательство науки (аборт, на первой стадии жизни, эвтаназия на последней), имеющее своим результатом прерывание жизни противоречат верховному владычеству Бога над жизнью, запрету убийства и взгляду на людей как на творения по «образу и подобию Божию».

Важно

Православная Церковь полностью осознает слабость человека, его природы, когда он сталкивается с трудностями жизни, и таким образом объемлет грешника, но не может нравственно оправдать убийство, поскольку это вступает в противоречие с волей Божией.

Св. Апостол Павел пишет, что между нравственным законом и его действительным воплощением в жизнь лежит огромная пропасть «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18-19).

Сама человеческая личность не теряет свое достоинство, когда переносит боль или страдание. Значение личности теряется, когда в угоду кратковременным интересам и поверхностным критериям мы определяем пользу человека в провоцируемом нами прекращении его биологического существования как на начальной, так и в финальной стадии.

Духовно-душевные и физические болезни человека — это «человеческое, слишком человеческое» состояние. Больное человечество всегда стремилось и стремится к исцелению. Но исцеление предполагает не только медицинское вмешательство в человеческую плоть, но и достижение духовно-нравственного совершенства человеческих отношений.

В силу этого освобождение от боли и страданий путем убийства страдающего, достижение здоровья с помощью трансплантации с насильственным изъятием органов из трупов, излечение тела с помощью лекарств, изготовленных из умерщвленных человеческих эмбрионов, рождение ребенка с помощью уничтожения других «пробирочных детей» и т. п. — это не только не исцеление, а новые формы проявления духовно-нравственных заболеваний.

Избежать греха

В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс. 145. 4; Лк. 12. 20). Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого.

Термин, эвтаназия, впервые употребил еще в 16-м веке Френсис Бекон, английский философ, историк и политический деятель.

Различают эвтаназию пассивную и активную, добровольную и недобровольную. Пассивная эвтаназия означает, что врач, устраняясь, не совершая действий, которые могли бы поддержать жизнь, пассивно санкционирует умирание (нередко мучительное) больного.

Совет

В случае активной эвтаназии врачом целенаправленно, по заранее принятому решению предпринимаются специальные действия, ускоряющие смерть.

Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с предварительного выраженного его согласия с заранее и в юридической достоверной форме выражает его волю на случай необратимой комы.

Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного, хотя это не значит , что она в этом случае противоречит его воле — просто он из-за болезни не может выразить свою волю и не сделал это заранее, при этом те, кто принимают решение об эвтаназии предполагают что, если бы больной мог б выразить свою волю, он бы пожелал этого.

Если на греческом языке эвтаназия означает «хорошая смерть», то веками ее идеалом было прощание с жизнью в домашней постели в окружении родных и при молитве священника.

Можно ли измерить мерой закона душевную боль или внезапно проснувшуюся волю к жизни больного на последней стадии болезни, даже если до этого он был сторонником эвтаназии?

Люди, выступающие за легализацию этого греха, являются безрелигиозными и совершают тяжелый грех против Бога — источника жизни.

Православное понимание непостыдной кончины включает подготовку к смертному исходу, который является духовно значимым этапом жизни человека. Больной, окруженный христианской заботой, в последние дни земного бытия способен пережить благодатное изменение, связанное с новым осмыслением пройденного пути и покаянным предстоянием перед вечностью.

А для родственников умирающего и медицинских работников терпеливый уход за больным становится возможностью служения Самому Господу, по слову Спасителя: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 40).

Сокрытие же от больного информации о его состоянии нередко лишает умирающего возможности сознательного подхода к кончине и духовного утешения, обретаемого через участие в Таинствах Церкви.

Обратите внимание

Бог бесконечно больше любит человека, нежели те люди, которые под видом сострадания пытаются вмешаться в действие Промысла Божия о спасении человека.

Страдания подчас являются очистительными и ведут к спасению и славе в жизни будущего века.

Вместе с тем священнослужители на опыте знают, как после молитвы, соборования и причащения абсолютно безнадежные больные возвращались к нормальной жизни.

Телесные страдания не самые тяжелые страдания, которым может быть подвергнут человек. Тело, как и вся боль уйдет после смерти в землю, а душа наша вознесется к Господу Богу, и там ей страдать или пребывать в мире и в спокойствии. То, что человеку кажется полезным для качества жизни здесь, может оказаться неполезным для качества жизни Там..

Иуда, осуждается Священным Писанием, за то, что он предал Христа, а также и за то, что он не дал возможности Богу уврачевать рану, нанесенную этим преступлением.

То есть, по сути дела, он, кончая с собой, вешаясь, не дает Богу возможности его исцелить, так же, как Он исцелил апостола Петра.

Читайте также:  Псалом давида 108: отмщение врагам

И поэтому преступление Иуды связано как раз таки с необратимостью, с невозможностью вернуть жизнь человеку, который ее получил от Бога.

Зная, что предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных Дуси».

Важно

В этой проблеме очень многое зависит и от общества. Человек, который неизлечимо болен, не должен умирать дома.

Хоспис (медицинское учреждение, в котором больные с прогнозируемым неблагоприятным исходом заболевания получают достойный уход и обслуживание) призван обеспечивать не только профессиональной помощью в лечении симптомов болезни, квалифицированным сестринским уходом, но и оказывать психологическую и духовную поддержку больным, их родственникам и близким. Поэтому государство должно развивать сеть таких учреждений.

Церковь уважительно относится к концу человеческой жизни. Она ждет, пока наступит его час. И когда этот час настает, Церковь просто признает это и сопровождает человека в его жизни и после этого. Болезнь, боль, бессилие и несовершенство являются проявлениями жизни, которую следует встречать с терпением, любовью и смирением. А это невозможно, если мы провоцируем смерть.

Один Господь является Владыкой жизни и смерти (1 Цар. 2. 6). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12. 10). Поэтому Церковь, соблюдая заповедь Божью «не убивай» (Исх. 20.

13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации эвтаназии. Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение.

Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни.

Исходя из этого, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех.

Умышленный самоубийца, который «соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения .

Совет

Если же самоубийца бессознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем разрешается при выяснении обстоятельств дела правящим архиереем.

Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия.

Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6. 2).

О нашем прошении

С различными просьбами мы обращаемся к Господу в наших молитвах. И среди этих прошений, с которыми мы обращаемся к Богу, есть молитва, которая объединяет всех нас. — молитва: «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, у Господа просим».

Осмысливая это прошение, можно говорить, что «безболезненная кончина» на духовном измерении — это достижение нами такого состояния в страдании, которое не позволит нам пасть в сомнение, безверие, то есть в болезненное, с точки зрения христианства, состояние духа.

«Безболезненная кончина» — это достижение безболезненности духа. Ведь боль, болезнь и страдание изменяют нас и они могут быть пагубны, разрушая наши надежды, даже нашу веру. Нам не следует беззаботно воспринимать «угрозы» боли.

Нам следует осознавать то, что есть опасность быть поглощенным этой болью, и как следствие этого возможно «охлаждение любви» к Богу.

Духовный смысл понятия «непостыдной смерти» глубже, чем просто просьба об избавлении от постыдной, т.е. позорной смерти.

Господь принял постыдную смерть, хотя, как говорит апостол Павел, он один был безгрешен, и даже на кресте не было мести в его устах (1 Пт. 2, 22).

Стыд «постыдной смерти» — это стыд, который мы будем испытывать, перед Богом. Действительно не просто оказаться перед лицом живого Бога (Евр. 10, 31). Вряд ли кого не пронзит стыд за грехи и ошибки в своей жизни, когда он встанет перед судом Христа.

«Непостыдная смерть» — это состояние глубины нашего раскаяния и открытость подлинного содержания наших сердец перед Богом. Когда человек приближается к смерти, его может захлестнуть волна оправданий, уловок. При умирании мы можем и дрогнуть и усомниться в своей вере.

«Мирная смерть» — значит преодоление сомнений, конфликта в вере, осознание бессмысленности наших оправданий.

Нам всем также известна молитва: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, …».

Этими словами старец Симеон, принявший на свои руки Божественного Младенца, с миром прощается с жизнью, он радуется своей смерти.

Почему так?

Евангелие дает этому объяснение. Оно говорит о том, что Симеон был «праведен и благочестив». Он был праведен — всю жизнь хотел «ходить в законе Господнем» (Пс. 118, 1).

Он был благочестив, являясь исполнителем церковных заповедей о молитве, посте, покаянии. Этим путем он шел к своей смерти.

Этот путь — путь праведности и благочестия — единственный, который ведет к мирной и непостыдной кончине.

Использованные источники: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай: «Церковь и биоэтика в Греции» Ванцос Митиадис Православный взгляд на биоэтику Силуянова И.В. Биоэтика Православная энциклопедия

Эвтаназия — это убийство, а врач — не палач

Эвтаназия

Александр А. Соколовский

Источник: http://www.blagobor.by/article/vera/euthanasia

Эвтаназия и церковь

Как относится церковь к эвтаназии? Ответ на этот вопрос вы найдете в статье.

  • Эвтаназия и ислам
  • Эвтаназия и иудаизм
  • Эвтаназия и буддизм
  • Традиционные отвечают на вызовы и угрозы современного мира в зависимости от вероучительных основ и по отношению к эвтаназии не проявляют единодушия.

    Хотя активная эвтаназия рассматривается как неприемлемая большинством традиционных учений, в каждом из них находятся представители, которые считают возможным сделать ряд оговорок.

    Убийство из милосердия – концепция атеистического сознания, однако искусственное продление жизни человека не всегда оправданно. Ответ на вопрос о допустимости эвтаназии зависит от того, что именно считать смертью.

    Обратите внимание

    Медицина все время отодвигает «границу смерти», разрабатывая способы возвращения к жизни больных, которые еще несколько лет назад считались безнадежными. Вера в существование бессмертной души и загробный мир ставит принципиальную возможность эвтаназии даже для тяжелобольного и испытывающего мучения человека под сомнение.

    в основном выступает против эвтаназии.

    Основные аргументы базируются на том, что жизнь дана Богом, рождение и смерть – в руках Божьих. Поэтому человеческие существа не имеют права забирать жизнь человека, пусть даже он сам хочет умереть. Процесс умирания духовно важен и прерываться не должен. Для окружающих умирание и смерть страждущего – духовный подвиг любви и милосердия.

    Иисус страдал до конца и отказался облегчить мучения на Голгофе принятием питья, дающего забытье. Папа римский Иоанн Павел II высказывался об эвтаназии как о нарушении законов Божьих, национальная конференция католических епископов в США в 1991 г. приняла резолюцию, провозглашающую: «Жизнь – … дар, которым мы можем распоряжаться, но над которым не имеем абсолютного владычества».

    Важно

    Кардинал Карло Мария Мартини, бывший архиепископ Миланский, в нынешнем году, однако, поднял свой голос в пользу осуществления «права на смерть» и добровольного ухода из жизни тяжелобольных. Русская православная церковь определяют эвтаназию как «форму убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент».

    Самоубийцам есть одно «послабление» – если человек лишил себя жизни «вне ума», чему необходимо подтверждение, например, в виде справки из психоневрологического диспансера. Тогда о нем дозволяется церковная молитва.

    Либеральные протестанты (в том числе пресвитериане и епископалы) пошли дальше. В 2005 г.

    советник архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса каноник Робин Гилл, автор книги «Эвтаназия и церкви» выступил за право больных уходить из жизни при помощи родственников. Англикане поспешили откреститься о

    Для окружающих умирание и смерть страждущего – духовный подвиг любви и милосердия. Иисус страдал до конца и отказался облегчить мучения на Голгофе принятием питья, дающего забытье. Папа римский Иоанн Павел II высказывался об эвтаназии как о нарушении законов Божьих, национальная конференция католических епископов в США в 1991 г.

    Читайте также:  Акафист святому тихону задонскому

    приняла резолюцию, провозглашающую: «Жизнь – … дар, которым мы можем распоряжаться, но над которым не имеем абсолютного владычества».

    Важно

    Кардинал Карло Мария Мартини, бывший архиепископ Миланский, в нынешнем году, однако, поднял свой голос в пользу осуществления «права на смерть» и добровольного ухода из жизни тяжелобольных. Русская православная церковь определяют эвтаназию как «форму убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент».

    Самоубийцам есть одно «послабление» – если человек лишил себя жизни «вне ума», чему необходимо подтверждение, например, в виде справки из психоневрологического диспансера. Тогда о нем дозволяется церковная молитва. Либеральные протестанты (в том числе пресвитериане и епископалы) пошли дальше. В 2005 г. советник архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса каноник Робин Гилл, автор книги «Эвтаназия и церкви» выступил за право больных уходить из жизни при помощи родственников.

    Англикане поспешили откреститься от столь смелого заявления.

    Эвтаназия и ислам

    против эвтаназии. Мусульмане верят, что только Аллах решает, сколько человеку жить. «Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах», – гласит Коран (17, 33).

    Согласно Исламскому кодексу медицинской этики, «убийство из милосердия, так же как и суицид, найдет поддержку только в атеистическом образе мышления, полагающем, что после нашей земной жизни следует пустота. Требование убить, чтобы уменьшить страдание, отклоняется».

    Однако искусственно поддерживать жизнь в теле с угасшим разумом, кодекс не считает необходимым.

     
    Эвтаназия и иудаизм В 2005 году в Израиле Кнессет принял закон, который разрешает смертельно больным потребовать у врачей прекращения своих мучений. Иудаизм выступает за то, чтобы не продлевать жизнь искусственным образом.

    Однако спасение от боли само по себе еще не является оправданием убийства.

    Существуют естественные границы долга для сохранения человеческой жизни: если чья-то жизнь прекращается и человек испытывает серьезную боль, то доктора не обязаны заставлять его страдать еще больше, искусственно продлевая жизнь.

     
    Эвтаназия и буддизм

    В буддизме разноречие мнений по данному вопросу большее, чем в какой-либо из традиционных религий. С одной стороны, желание совершить эвтаназию дурно, поскольку свидетельствует о плохом состоянии ума, что означает: физические страдания возобладали над чистым сознанием.

    Современный в России менее чем какая-либо другая традиционная сохранил свою аутентичность и во многом оказался смешанным с другими идеями, в том числе эзотерическими. Смерть как этап перерождения очень важна: следующее воплощение не будет благоприятным, если самовольно прервать нынешнее. Эвтаназия обременяет карму.

    Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо заявлял, что эвтаназия в любой форме недопустима.

    Совет

    Традиционно эвтаназия разделяется на «активную» и «пассивную» – в первом случае подразумеваются действия, приводящие к скорейшей смерти, второй означает прекращение поддерживающей терапии. Фактически в России широко развита пассивная эвтаназия: безнадежных больных выписывают домой умирать или отключают аппараты поддержки жизнеобеспечения без согласования с родственниками.

    Кстати, согласно опросам ВЦИОМ, россияне более терпимо относятся к эвтаназии, чем к клонированию органов для трансплантации.

    Голландские ученые в «Журнале клинической онкологии» опубликовали результаты исследования, которое выяснило, что заявления об эвтаназии пишутся в состоянии депрессии. Кроме прочего, эвтаназия – это еще и прибыльный бизнес.

    В Швейцарии работает организация, которая доставляет смерть на дом: клиент принимает барбитураты на съемной квартире и умирает под музыку. Маргинальная группировка в США «Церковь эвтаназии» проповедует и вовсе освобождение земли от человеческих существ.

    Лучшее, по их мнению, что может сделать человек – это провести жизнь в коротких и вредных здоровью удовольствиях, после чего совершить самоубийство, прихватив с собой пару-тройку сочувствующих.

    По материалам статьи «Эвтаназия и Религии».

    Источник: http://www.medkrug.ru/article/show/jevtanazija_i_cerkov

    Интервью Предстоятеля — об отношении Церкви к смерти, эвтаназии, кремации и заочному отпеванию

    Интервью Предстоятеля — об отношении Церкви к смерти, эвтаназии, кремации и заочному отпеванию

    Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь, – эти слова из ветхозаветной книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 7: 39), являются актуальными и в наше время. С точки зрения христианства, память смертная – не панический страх, а покаянное воззрение на собственную жизнь и с надеждой на милосердие Божие.

    Почему же многие люди страшатся даже самой мысли о своей кончине? Как нужно относиться к эвтаназии, кремации и заочному отпеванию? Как пережить смерть близкого человека?

    На эти и другие вопросы Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий дает ответы главному редактору «Церковной православной газеты». Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью полностью.

    Смерть – не столько наказание, сколько необходимое лечение

    – Ваше Блаженство, как с духовной точки зрения объяснить, что такое смерть?

    – Христианское отношение к смерти становится понятным в контексте понимания, что такое человеческая жизнь и что представляет собой человек.

    По замыслу Божию мы сотворены для вечности, по­этому смерть для нас – противоестественна. Если бы наши прародители в раю не нарушали заповедей Божиих, то жили бы вечно.

    После первородного греха человеческая природа стала смертной. Смерть является следствием отпадения от Бога.

    – Получается, что своим грехопадением человек сам навлек на себя такое страшное наказание?

    – Отчасти это так. Но если посмотреть глубже, то смерть – не столько наказание, сколько необходимое врачевание. Ведь если бы человечество, находясь в падшем состоянии, оставалось бессмертным, то оно бы все более и более духовно деградировало. И, как результат, превратилось бы в общество бесоподобных существ.

    По­этому милосердный Господь ограничил время нашей жизни, давая каждому возможность проявить свою волю в условиях внутренней борьбы между добром и злом. А когда наступит всеобщее воскресение, каждой душе будет дано новое тело, не подверженное греху, тлению и смерти. С этим бессмертным телом праведники войдут в рай, а грешники попадут в ад.

    В таком состоянии человек и будет пребывать в вечности.

    Память о смерти все расставляет на свои места в земной жизни человека

    – Почему у неверующего человека иное отношение к смерти, чем у верующего?

    – Если человек не думает о Боге, то он старается отогнать от себя мысль о своей кончине. А когда видит смерть других людей, приходит в ужас, поскольку понимает: его жизнь закончится таким же образом. Для неверующего закончится все, к чему стремился и для чего трудился.

    Но такая душа все равно чувствует, что с приходом смерти отверзаются врата вечности. Каждому уготована участь по делам его: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 8).

    Поэтому нам, верующим, очень важно понимать, что память смертная все расставляет на свои места. Ведь в таком случае становится предельно ясно: что более важно, а что менее важно, что первостепенно, а что вообще не имеет значения.

    Обратите внимание

    После смерти станут ничтожными многие вещи, которые в земной жизни кажутся очень важными или вожделенными.

    Боль о разлуке должна превратиться в ревностную духовную труд об умершем

    – Во время каждой Литургии мы молимся о безболезненной, непостыдной, мирной кончине. Чем это вызвано?

    – Смерть – самый важный духовный экзамен для человека. Ведь мы знаем случаи, когда праведный человек в последний момент жизни, чаще всего по малодушию, отпадал от Бога, и наоборот – грешник, предельно глубоко осознав свое греховное состояние, приносил покаяние и сподоблялся великой милости от Бога.

    В качестве примера можно привести подвиги 40 Севастийских мучеников или покаяние благоразумного разбойника.

    Молясь о непостыдной кончине, мы просим Бога дать возможность приготовиться к смерти и духовно укрепить нас в этот последний и важнейший момент земной жизни, чтобы перейти в вечность в мире с Богом и ближними.

    – Глядя на смерть близкого человека, многие скорбят. Как утешить таких людей?

    – На этот вопрос отвечает святой апостол Павел: не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4: 13).

    Конечно, мы скорбим о наших близких, когда они уходят в вечность. Но такая скорбь не должна быть отчаянной (как о безвозвратной потере). Смерть – всего лишь временное расставание с нашими близкими.

    И если мы сподобимся быть в Царствии Небесном, то там мы все встретимся. И тогда уже никто и ничто нас не сможет разлучить.

    Поэтому наша боль о расставании должна вылиться в ревностный духовный труд: нужно усердно подготовить душу к Царствию Небесному и сотворить крепкую молитву о прощении грехов усопшего, чтобы он был принят Богом.

    Читайте также:  Сильная молитва святому архангелу рафаилу о женитьбе

    – Чтобы пощадить умирающего, врачи иногда советуют скрыть от него правдивую информацию о состоянии здоровья. Оправдано ли это с духовной точкой зрения?

    – Нет, конечно. Такую информацию скрывать нельзя: последний период – наиболее ответственный. Необходимо максимально тактично сообщить умирающему о его близкой кончине, душевно поддержать и подсказать, какие молитвы надо прочитать.

    Не стоит забывать, что смысл жизни – подготовка к вечности, встрече с Богом. Чрезвычайно важно, чтобы человек духовно подготовился к переходу в мир иной.

    В случае согласия больного, следует пригласить священника для совершения Исповеди и Причастия.

    Так называемая «эвтаназия» – не что иное, как нарушение заповеди Божией не убивай

    – Известно, что Церковь категорически отрицательно относится к эвтаназии. В странах, где «право на смерть» законодательно разрешено, врачи предоставляют такие «услуги» безнадежно больным по их просьбе. Бывает так, что больной долгое время тяжело страдает, не может умереть, и обезболивающие лекарства не помогают. Как можно помочь такому человеку?

    – Только Господь может распоряжаться жизнью и смертью человека (см.: Иов. 12: 10). Так называемая «эвтаназия» – не что иное, как нарушение заповеди Божией не убивай (Исх. 20: 13).

    Важно

    Что же касается просьбы больного (об ускорении смерти), то она зачастую вызвана болезненным состоянием его сознания, малодушием, маловерием или неверием. Если мы действительно желаем блага такому человеку, то необходимо убедить его в том, чтобы по-христиански закончить свой земной путь.

    В таких случаях Церковь может обратиться к Богу с особой молитвой о страждущем: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси…». Важно помнить, что продолжительная болезнь умирающего – духовный крест для его родственников.

    Они призваны ухаживать за больным с терпением, смирением и любовью. Эти труды нужно рассматривать как духовные по слову Спасителя: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40).

    – Сегодня используются различные реанимационные технологии, которые дают возможность поддерживать жизненно важные функции в течение длительного времени. Как относится Церковь к такому искусственному продлению существования тяжело больного?

    – Разумеется, родным и близким хочется как можно дольше оттянуть момент смерти умирающего. Мы должны стремиться сделать все возможное, чтобы продлить жизнь больного, однако нужно помнить: такое искусственное оттягивание порой только продлевает его мучения.

    Медицинские средства не всегда могут вернуть к активной или осознанной жизни.

    Поэтому, продлевая жизнь больного, мы должны постараться духовно поддержать человека, пригласить священника для последнего напутствия, окружить своим душевным теплом и с любовью предать его в руки Божии.

    Отношение Церкви к кремации и заочному отпеванию

    – В последнее время вместо погребения часто совершают кремацию. Насколько она допустима в нынешних условиях?

    – Мы не признаем кремацию, поскольку она не одобряется Священным Писанием. Издревле святая Церковь с молитвой совершала погребение тел усопших христиан в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах. Христиане знают, что в день всеобщего воскресения земля извергнет мертвецов (Ис.

    26: 19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (см.: 1 Кор. 15: 42). Мы имеем надежду на то, что в день всеобщего воскресения Господь Бог воскресит и нас для жизни вечной. Кроме того, Церковь относится к телу христианина как к храму Божию (см.: 1 Кор. 3: 16).

    Поэтому погребение совершается с подобающим молитвенным почитанием усопшего.

    Вместе с тем Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения тех христиан, которые по различным причинам оказались погребены в водной стихии, остались лежать на поле брани, сгорели в огне, стали пищей животных, без вести пропали (в результате землетрясений или иных катастроф). Мы веруем, что Бог может воскресить любое тело и из любой стихии (см.: Откр. 20: 13).

    – Можно ли совершать так называемое заочное отпевание?

    – Такого рода совершение отпевания получило широкое распространение в прошлом веке во время гонения на Церковь, закрытия храмов и вследствие недостатка священнослужителей.

    Заочное отпевание также нельзя признать соответствующим Преданию Церкви.

    Оно может быть оправдано лишь в тех случаях, когда родственники усопшего не имеют другой возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, погибшего в авиакатастрофе или в иных чрезвычайных обстоятельствах.

    Пастырям Церкви важно помнить: для многих людей, не получивших необходимого христианского воспитания, участие в совместной молитве при погребении может оказаться первым осмысленным опытом участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностью духовной жизни.

    Записал протоиерей Владислав Софийчук

    Источник: http://kotovsk-istok.com.ua/vzglyad/society/ustav-zgizni/66-slovo-pastarya/6072-intervyu-predstoyatelya-ob-otnoshenii-tserkvi-k-smerti-evtanazii-krematsii-i-zaochnomu-otpevaniyu

    В совете федерации готовится законопроект об эвтаназии. мнение церкви по вопросу об эвтаназии хорошо известно – это легализованное самоубийство

    МОСКВА

    В Совете Федерации готовится законопроект, разрешающий эвтаназию в России, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на публикацию в газете “Коммерсант”.

    В случае его принятия неизлечимых больных по их просьбе будут лишать жизни, если такое решение утвердит консилиум врачей, а затем и комиссия, состоящая из медиков, адвокатов и представителей прокуратуры, пишет газета.

    Инициатор проекта, председатель комитета по социальной политике Совета Федерации Валентина Петренко заявила, что эвтаназию в стране необходимо разрешить “для самых исключительных случаев”.

    “Эвтаназия ни в коем случае не будет носить массовый характер, это должен быть выход для особых больных, которые не имеют шансов на выздоровление, мучаются болями или имеют сильнейшие увечья и которые сами просят о том, чтобы их освободили от страданий”, – пояснила она.

    Совет

    По предложению сенатора инициатива о проведении эвтаназии должна исходить от самого больного: он должен заявить о своем желании уйти из жизни сначала в устной форме лечащему врачу, а затем написать на его имя заявление, заверенное нотариально. Заявление должен рассмотреть медицинский консилиум с участием специалистов других медучреждений.

    “Если заключение о болезни подтвердится, то заявление пациента попадет на рассмотрение совета, который должен быть создан при органе исполнительной власти – например, областной администрации. В состав совета должны будут войти медики, представители прокуратуры, адвокаты, представители общественных организаций”, – заявила В.Петренко.

    Вице-спикер Госдумы от фракции “Единая Россия” Владимир Катренко полагает, что нельзя поддерживать законодательную инициативу, разрешающую эвтаназию в России.

    “Я уверен, что в нашей стране разрешение добровольного ухода из жизни с помощью пусть даже и современной медицины общественной поддержки не получит”, – заявил В.Катренко журналистам, комментируя соответствующую сенаторов.

    По его мнению, “звучное слово “эвтаназия” означает легализованное самоубийство”. Депутат уверен: сколько бы аргументов в пользу этой идеи ни приводилось ее сторонниками, все равно, по сути своей, речь идет о легализации убийства человека, “пусть даже и разрешенного самой жертвой”.

    Как заметил депутат, некоторых отчаявшихся вылечиться больных нередко называют безнадежными, однако история знает множество примеров выздоровления этих людей. “И врачебная ошибка в постановке диагноза, в выборе методов лечения сродни судебной ошибке при вынесении несправедливого приговора”, – подчеркнул В.Катренко.

    По его словам, разрешив эвтаназию, мы легализуем право на смертный приговор, вынесенный медициной человеку и человеком самому себе. “Я думаю, здесь будет излишним напоминать о моратории на смертную казнь”, – добавил он.

    Депутат обратил внимание также на то, что в России традиционно отношение к самоубийству было как к страшному греху. “Поэтому легализация эвтаназии будет воспринята верующими людьми как узаконенное право человека ставить себя выше Бога, давшего этому человеку жизнь”, – отметил он.

    В.Катренко считает, что вряд ли представители традиционных российских религий поддержат такую инициативу.

    Впрочем, полагает В.Катренко, от дискуссии на тему эвтаназии есть одна польза: она заставит общество и власть задуматься над тем, как реально помочь страдающим от невыносимых болей и неизлечимых болезней людям.

    “Лечить, облегчать страдания, а не лишать человека жизни должны врачи, давшие клятву Гиппократа при вступлении в эту благороднейшую профессию”, – уверен парламентарий.

    Обратите внимание

    Мнение Церкви об эвтаназии хорошо известно. Представители Русской Православной Церкви неоднократно заявляли, что основополагающие нравственные принципы всех традиционных мировых религий не позволяют принять уничтожение жизни (эвтаназию). В своем докладе на Епархиальном собрании г. Москвы 15 декабря 2004 г. Святейший Патриарх Алексий высказался об идее эвтаназии так:

    «Широкое распространение сегодня получило мнение о том, что человек вправе распоряжаться своей жизнью. Сегодня в обществе звучат голоса, требующие легализовать это греховное «право».

    Предпринимаются попытки объяснения самоубийства в медицинских терминах, дав ему название «эвтаназия».

    Ужас ситуации состоит в том, что орудиями убийства предполагается сделать врачей, которые по долгу службы обязаны заботится о сохранении жизни человека.

    Мы должны со всей твердостью заявить: эвтаназия — это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении — это крайняя степень отпадения от Бога… Православная Церковь не может».

    Источник: http://radonezh.ru/news/v-sovete-federatsii-gotovitsya-zakonoproekt-ob-evtanazii-mnenie-tserkvi-po-voprosu-ob-evtanazii-15602.html

    Ссылка на основную публикацию