Православная церковь об экстракорпоральном оплодотворении: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Как церковь относится к ЭКО?

Многих кто думает о том, чтобы воспользоваться ЭКО интересует вопрос, как церковь относится к этому. Отношение к ЭКО как у церкви неоднозначное. Верующие родители перед тем, как решиться на искусственное оплодотворение хотят получить одобрение у священнослужителей. Разобраться в этом вопросе поможет эта статья.

Служители церкви убеждены, что если у семейной пары нет детей на то воля Божья. Если человек решает самостоятельно вмешаться в процесс зачатия, он согрешит. При этом православие не запрещает лечить болезни которые могут приводить к бесплодию.

Служители церкви советуют парам, которые не могут иметь детей почаще ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Нужно ежедневно просить у Бога даровать ребенка. Также просить о младенце нужно у Ксении Петербургской, Николая Чудотворца, Святой Матроны и Пантелеймона Целителя. Молитва должна быть обращена к этим святым и перед переносом эмбрионов.

Обратите внимание

Молитву перед ЭКО можно читать дома перед иконой. Обращаться за помощью можно к своему Ангелу-хранителю. В храме нужно поставить свечи перед иконами «Целительница», Серафима Дивеевская», «Богородица Млекопитательница» и «Нечаянная Радость». Не забудьте преклонить колени после того, как поставите свечи.

Видео по теме:

Грех или нет?

Священнослужители не запрещают делать ЭКО. Единственное но, для оплодотворения должна быть использован биоматериал мужа. Такой подход не возбраняется, так как считается, что такое ЭКО близко к естественному отношению между супругами и такое зачатие не может нарушить каноны брака.

Церковь считает, что если так поступить, ребенок родится за счет жизни свих не родившихся братьев или сестер. Это главный аспект греха. Все яйцеклетки, которые были оплодотворены и из которых получились эмбрионы,  должны получить право на жизнь, человек не вправе лишать их жизни.

Полное отношение Русской православной церкви к ЭКО полностью раскрыто в «Основах социальной концепции». Это официальный документ в котором рассмотрены, в том числе, вопросы лечения и преодоления бесплодия, а также отношение к ЭКО.

Причины негативного отношения

Рождение ребенка это не единственное предназначение брака. При бесплодии супруги могут взять ребенка из детского дома. Возможно, Бог послал это испытание не случайно.

Отношение церкви к ЭКО будет более негативным если:

  1. ЭКО будет делать одинокая женщина.
  2. Будет применена донорская сперма.
  3. Будет применена редукция (удаление зародышей).
  4. При криоконсервации.

Если при ЭКО будет использована сперма донора — это будет расценено, как вмешательство третьей стороны. Такое вмешательство в брачный союз нарушает целостность семьи. Это является поощрением безответственного отцовства. Будущий биологический отец не узнает, что у него появился ребенок. Донор не получит возможность участвовать в жизни своего ребенка.

Также при использовании донорского биоматериала будут нарушены и права будущего ребенка. Малыш имеет право на единственных родителей. В случае донорства родители у малыша будут и социальные и биологические.

Криококонсервация не допускается также как и удаление (убийство) непригодных эмбрионов. В христианстве считается, что в момент оплодотворения уже происходит зарождение души. То-есть при отборе наиболее жизнеспособных эмбрионов происходит детоубийство.

При редукции происходит удаление лишних зародышей, что предотвратить многоплодную беременность. Такое действие расценивается церковью, как аборт и детоубийство. Это считается одним из самых тяжких грехов.

Что говорит церковь про ЭКО?

В настоящее время процедура ЭКО развивается очень быстро. Сегодня, технологии позволяют подготовить нужное количество зародышей, не делать редукцию и не убивать лишние эмбрионы. Лишние эмбрионы помещаются в жидкий азот, так происходит криоконсервация.

В этом видео рассказано, в каком случае ЭКО не является грехом:

Криоконсервация позволяет использовать эмбрионы в любое время, при неудачных подсадках или для использования в качестве донорского материала другими парами.

Важно

Служителям церкви известны ситуации, когда после криоконсервации прошло столько лет, что родители уже умерли, так и не воспользовавшись этими эмбрионами.

Эмбрионы имеет душу и продолжают находиться в замороженном состоянии долгие годы. По мнению священнослужетелей это бесчеловечно.

«Дети загробного мира»

Служители церкви считают криконсервированные эмбрионы «детьми из загробного мира».

Такими детьми священники считают зародышей, перенесенных после заморозки, когда их биологические родители уже умерли (отец или оба родителя в случае с донорством).

Говорится, что дети осиротели еще до подсадки в полость матки будущей матери. Тоже самое говорится и в случае если жена после смерти мужа решает родить от его семени взятой еще до смерти.

Суррогатное материнство также не принимается РПЦ. Такой способ считается аморальным, ведь в период вынашивания образуется связь у мамы и малыша, как телесная, так и духовная. После родов ребенок передается социальным родителям. Ребенок, в этом случае, является объектом купли-продажи. Это тяжкий грех.

Искусственное оплодотворение негативно воспринимается церковью из-за того, что человек берет на себя функцию Бога. Человек пытается все контролировать и подчинять своим желаниям.

Крещение «детей из пробирки»

Часто служители церкви отказывают в крещении ребенка после ЭКО. Причина отказа это грех родителей. Прошедшие ЭКО родители совершили грех, согласившись с убийством пусть и не родившихся детей. Крещение в этом случае не имеет смысла, ведь ребенка не смогут правильно воспитать в христианском духе.

В основном в крещении ребенка сейчас не отказывают. Ведь родился ребенок при помощи ЭКО или естественным образом он остается созданием Божьим и его можно крестить. Каждый должен отвечать сам за поступки, которые он совершил, так написано в Библии. Поэтому дети не в ответе за своих родителей.

Жизнь человека это не товар. В православии человек должен принять волю Бога. Если послал Создатель множество детей – нужно рожать и заниматься воспитанием. Если не дал Бог детей – можно взять ребенка из приюта, ведь так много детишек живут без родителей.

Не забывайте писать комментарии, задавать вопросы, делиться своим опытом. Ставьте оценку статье и делитесь ей в ваших социальных сетях. Спасибо за посещение.

Источник: https://ekobesplodie.ru/eko/kak-tserkov-otnositsya-k-eko

Важные уточнения к Основам Социальной концепции РПЦ (по поводу искусственного оплодотворения)

 Искусственное оплодотворение в современном мире приобретает всё большую популярность. Связано это не с любопытством к последним достижениям в области медицины, но прежде всего со все более распространяющейся проблемой бесплодия.

Согласно статистике каждая седьмая супружеская пара в мире сталкивается сегодня с этой проблемой.

Но как относится к искусственному оплодотворению Русская Православная Церковь? Может ли православный христианин прибегать к такому способу зачатия ребенка?

Совет

В этой небольшой статье хотелось бы сделать уточнения к 4-му пункту XII-ой главы Основ Социальной концепции РПЦ, в котором идёт речь о христианском отношении к разным аспектам искусственного оплодотворения.

Тема искусственного оплодотворения приобретает в современных условиях всё большую актуальность.

Достаточно набрать в поисковой системе Интернета словосочетание «искусственное оплодотворение», чтобы увидеть, как много медицинских центров предлагают свои услуги в этой сфере. Если есть предложение — значит, есть спрос.

По статистике (вещь условная, но всё же) каждая седьмая супружеская пара в мире сталкивается с проблемой бесплодия, и с каждым годом число таких пар значительно увеличивается[1].

Искусственное оплодотворение, получая всё большее и большее распространение, перестаёт быть какой-то экзотикой. Цены медицинских услуг в этой сфере становятся более доступными для населения, а, следовательно, большее количество людей получает возможность к ним обращаться[2].

Поэтому и для священников, и для мирян возрастает необходимость быть правильно осведомлёнными в отношении методик искусственного оплодотворения.

К сожалению, пункт 4-ый XII-ой главы Основ Социальной концепции РПЦ (ниже — Концепция) не излагает эту тему с той ясностью и чёткостью, которая требуется для раскрытия вопросов, касающихся человеческой жизни.

Если внимательно читать этот пункт, то получается, что сегодня согласно Концепции существует два метода репродуктивных технологий: искусственное и экстракорпоральное (т.е. внетелесное) оплодотворение. Первый из них, согласно Концепции, допустим с нравственной точки зрения, второй — в целом нет.

Обратите внимание

Но здесь изначально присутствует серьёзная терминологическая ошибка: искусственное оплодотворение — это не обозначение какого-то конкретного метода, а наименование вообще явления, отличного от естественного зачатия.

А экстракорпоральное оплодотворение (ниже — ЭКО) — это уже обозначение конкретного метода искусственного оплодотворения.

Поэтому ЭКО и искусственное оплодотворение соотносятся как частное и общее, в то время как Концепция настраивает читателя, несведущего в вопросах репродуктивных технологий, на то, что это обозначение двух разных методов. Результатом такой неточной терминологии Концепции могут быть и являются ошибки в пастырском душепопечении -— цена которым человеческая жизнь.

Приведу пример. На сайте «Жити завтра» Украинской Открытой Ассоциации Организаций, Групп и Лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями, есть раздел «вопросы священнику».

Некая Виктория в этом разделе задаёт вопрос: «Батюшка, подскажите, пожалуйста, грех ли делать искусственное оплодотворение? Если молодая семья хочет иметь детей, но не получается, можно ли прибегнуть к такой помощи.

Без детей ведь жизнь не полноценна»! Священник Виктор отвечает: «Здравствуйте дорогая Виктория, не буду ничего выдумывать, — приведу строки Социальной Концепции Русской Православной Церкви: “К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений”»[3].

Иерей Виктор здесь как раз и процитировал это место из Концепции, где употребляется неправильная терминология. Что подразумевала Виктория в своём вопросе? Она подразумевала искусственное оплодотворение вообще как явление медицинской помощи при проблемах бесплодия, не называя в своём вопросе никакого конкретного метода.

А священник Виктор, увидев в вопросе словосочетание «искусственное оплодотворение» просто процитировал соответствующее место из Концепции, где употребляется это выражение[4].

Что получилось? Виктория, получив, фактически, благословение на искусственное оплодотворение, может обращаться теперь в соответствующий медицинский центр, в котором ей, вероятнее, всего и предложат запрещённое Концепцией ЭКО[5]…

Но что же подразумевается под этим неопределённым выражением «искусственное оплодотворение» в Концепции? А подразумевается там как раз не явление, а совершенно конкретный метод искусственного внутрикорпорпорального (т.е.

Важно

внутрителесного) оплодотворения — искусственная инсеминация. Суть этого метода заключается в следующем: сперматозоиды искусственным образом вводятся в полость матки. Через маточную трубу они проникают в брюшную полость и оплодотворяют одну наиболее созревшую яйцеклетку.

Затем она имплантируется (приживляется) и продолжает свое развитие.

Как пишет С.Л. Болховитинова, сотрудник кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н. И.

Пирогова, «в целом, этот метод искусственного оплодотворения для супружеской пары не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения, целостный во всех своих компонентах (физических, психических, духовных) сохранился»[6].

Поэтому это двусмысленное место в Концепции необходимо понимать следующим образом: 

К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесён метод искусственной инсеминации —искусственного введения в матку жены половых клеток мужа, поскольку этот метод не нарушает целостности брачного союза и не отличается принципиальным образом от естественного зачатия.

Я глубоко убеждён, что в Концепции, как в документе, носящем юридический характер, должны отсутствовать всякие двусмысленности, чтобы священник, мирянин, не сведущие в каких-то специальных областях знания (в данном случае в репродуктивных технологиях), прочитав Концепцию, могли ясно, чётко уяснить для себя позицию Церкви по тому или иному вопросу.

Здесь нелишним будет отметить, что при применении этого метода возникает щекотливый вопрос о способе получения половых клеток мужчины. Обычно здесь предлагается порочное рукоблудие.

Но этот греховный способ может быть заменён на нормальную супружескую близость, при которой мужское семя может быть собрано в медицинский презерватив.

Совет

Ведь здесь при бесплодии супругов презерватив будет как раз не средством предохранения от беременности, а способом для её возможного наступления.

Читайте также:  В чем и кому помогает святитель николай чудотворец

Кроме того, есть способ получения половых клеток через пункцию половых органов мужчины (она проводится под наркозом).

Теперь необходимо сделать важное уточнение и об упоминающемся в Концепции ЭКО.

Что такое ЭКО? Суть этого метода заключается в том, что яйцеклетки женщины (организм предварительно стимулируется гормонами, чтобы яйцеклеток выросло много) искусственным образом извлекаются из организма и искусственно оплодотворяются сперматозоидами в «пробирке» («in vitro»).

Полученные эмбрионы содержатся в условиях инкубатора, где они развиваются в течение 2-5 дней, после чего эмбрионы переносят в полость матки в надежде на то, что какие-то из них, возможно, имплантируются в стенку матки, после чего беременность будет развиваться естественным образом.

Концепция об ЭКО говорит следующее: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью» (п. XII.4 Концепции).

Действительно, нравственная недопустимость ЭКО основана на том, что из полученных «в пробирке» эмбрионов на практике выбирают самые лучшие, хорошо сформировавшиеся эмбрионы для пересадки их в матку. «Ненужные» же эмбрионы «выкидываются», либо могут замораживаться для различных целей (как медицинское, косметическое «сырьё», как возможные донорские эмбрионы, а также для экспериментов).

Кроме того, в случае возникновения при применении ЭКО многоплодной беременности (при одновременной имплантации в стенку матки 2, 3, 4, 5 и более эмбрионов), матери предлагается проводить редукцию (убийство) «лишних» эмбрионов.

Для чего методика ЭКО предполагает множество эмбрионов, как при их формировании в «пробирке», так и при пересадке в матку? Это производится для того, чтобы повысить вероятность наступления беременности, которая даже и при применении этих убийственных методов всё равно остаётся не очень высокой — всего лишь 30-35%[7].

Обратите внимание

Итак, согласно Концепции заготовление, консервация и разрушение «избыточных» эмбрионов является тяжким грехом. С этим всё ясно.

Но Концепция не даёт чёткого ответа на другой вопрос: а является ли нравственно допустимым формирование в «пробирке» ограниченного числа эмбрионов (например двух) с последующей пересадкой всех их в полость матки, при учёте того, что обратившаяся к ЭКО женщина имеет решимость вынашивать в том числе и многоплодную беременность, если таковая возникнет?

Процитирую ещё раз отрывок об ЭКО из Концепции: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов».

Буквальное толкование и понимание этого предложения следующее: недопустимыми являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения (дальше идёт подчинённое предложение, отвечающее на вопрос: а какие именно разновидности ЭКО являются недопустимыми?), которые предполагают заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов. То есть логическим выводом из толкования этого места Концепции будет следующее утверждение: те формы экстракорпорального оплодотворения, в которых отсутствует заготовление, консервация и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов, являются допустимыми.

Именно такое толкование этой неясности даёт автор статьи об экстракорпоральном оплодотворении в электронной энциклопедии «Википедия»: «Для проведения процедуры ЭКО в соответствии с рекомендациями РПЦ пациентам необходимо заранее обсудить с врачом необходимость оплодотворения одной, двух или трех яйцеклеток, с тем, чтобы все полученные эмбрионы были перенесены в матку. Врачи всегда идут навстречу пациентам в такой просьбе, но следует учесть, что шансы на наступление беременности при таком варианте ниже, чем при получении большего количества эмбрионов (из-за отсутствия выбора наиболее жизнеспособных среди эмбрионов)»[8].

Но приемлемо ли такое толкование Концепции с христианской точки зрения? Ответ на этот вопрос отрицательный.

Игумен Мелхиседек (Артюхин), член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, считает, что человек несёт нравственную ответственность не только за «избыточные» эмбрионы, но также и за пересаженные в матку эмбрионы, если беременность не возникнет и они погибнут.

Почему? Одним из классических принципов медицины является принцип «не навреди». А риск гибели в матке эмбрионов, пересаженных туда при ЭКО, выше, чем у эмбрионов, появившихся в результате естественного зачатия[9].

Внешне пересадка эмбрионов в матку является ничем иным как научным экспериментом: повезёт — не повезёт. Но чем рискуют здесь врачи и родители? Это уже не просто какие-то половые клетки, а живые эмбрионы, малюсенькие человечки, которые хотя и являются пока одной клеткой, но они уже — люди.

Скажет кто-нибудь: «Но ведь и при естественном зачатии погибают эмбрионы». Действительно, 8% (а по последним данным около 60 %) зародышей, зачатых в результате обычного зачатия, не закрепляются на стенке матки и погибают естественным путем[10].

Но ведь в обычном зачатии происходит совершенно другое. Когда в браке муж вносит в организм жены своё семя, то он вместе с супругой выполняет лишь только человеческую сторону деторождения. Остальное — это тайна. Будет ли оплодотворена яйцеклетка? Неизвестно.

И вообще неизвестно, что происходит в эти первые дни в организме женщины.

Важно

Заметьте, муж вносит в организм жены только «материал», необходимый для возникновения человека. Появится этот человек или нет — неизвестно, тайна. Но врач при ЭКО переносит в полость матки не материал, а уже человека.

А кроме того, как уже было сказано выше, вероятность гибели эмбрионов, пересаженных в матку при ЭКО, выше, чем у эмбрионов, зачатых естественным образом.

Итак, ЭКО экспериментирует на людях. Цена эксперимента — человеческая жизнь.

На основании вышесказанного христианское отношение к ЭКО следует выразить следующим образом:

Нравственно недопустимым с христианской точки зрения является экстракорпоральный (внетелесный) метод искусственного оплодотворения, поскольку предполагает заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, а также несёт риск ненаступления беременности, из-за чего пересаженный(ые) в организм женщины эмбрион(ы) погибнет(ут).

Источник: http://churchby.info/rus/573

Как церковь относится к ЭКО: мнение православных, католических, мусульманских, иудейских священников, грех ли это, крестят ли детей-экошек

Взаимоотношения веры и науки всегда были сложными. Чем интенсивнее развивалась научная мысль, воплощаемая на практике, тем неоднозначнее они становились.

Как же относится церковь к ЭКО? Церковь, являясь защитницей и оплотом нравственных канонов, резко осуждает любое вмешательство в жизнь человека, если оно нарушает моральные устои, прописанные в Святом писании.

К числу такой «неправедной» научной помощи относят некоторые этапы искусственного оплодотворения. Поэтому верующие женщины опасаются использовать такую возможность обрести материнское счастье.

Насколько приемлем способ «зачатия в пробирке» для настоящего христианина? Давайте разбираться.

Православная церковь об искусственном оплодотворении

Нарастающая популярность ЭКО связана не только с масштабными возможностями новых технологий. С каждым годом количество семейных пар, которые не могут зачать ребенка, увеличивается.

Поэтому спрос на возможности экстракорпорального оплодотворения постоянно растет.

Так почему церковь против ЭКО? Ведь рождение ребенка делает семью крепкой и полноценной, приносит многим парам жизненный смысл?

Учитывая глобальность и важность проблемы, русская православная церковь (РПЦ)  издала документ «Основы социальной концепции РПЦ». Его 12 глава посвящена проблемам искусственного зачатия. Однако в нем есть ряд неточностей, из-за которых возникает путаница в принципиально важных вопросах.

Так, концепция выделяет два метода «научного» зачатия:

  • Искусственное;
  • Экстракорпоральное.

При этом первая «методика» одобряется церковью, а вторая попадает под строгий запрет.

Такое разделение является главной ошибкой, так как искусственным называют любое оплодотворение, выполненное с помощью вмешательства медиков.

Экстракорпоральное оплодотворение – отдельно взятый метод, с помощью которого на свет появляются малыши «из пробирки». Неправильная трактовка определений и вызывает путаницу у верующих.

Рассмотрим, что же представляют собой с точки зрения Концепции эти «методики», а также в чем их различие, по мнению представителей церкви.

Зачатие в пробирке: мнение церкви

Во всех религиях мира наступление беременности трактуется как благодать, сошедшая на женщину. Бездетность – наказание за грехи. Поэтому святые отцы настаивают на том, что зачатие должно оставаться естественным процессом, таинством, в котором участвуют двое: муж и жена. Вмешательство других лиц в данном случае недопустимо.

Однако в христианской православной церкви допускаются многие методы лечения бесплодия. К их числу относятся такие средства:

  • Прием лекарств;
  • Проведение медицинских манипуляций;
  • Хирургическое вмешательство.

Если говорить о беременности, «полученной» искусственным путем, то единственная возможность для верующей женщины зачать – метод искусственной инсеминации.

Суть процедуры заключается в «подсадке» семенной жидкости в полость матки. Искусственная инсеминация очень похожа на естественные процессы, которые происходят в организме женщины после интимной близости.

Однако по многим причинам патологического характера сперматозоиды не могут «добраться» до цели самостоятельно и гибнут. Если процедура пройдет успешно, то введенная семенная жидкость оплодотворит яйцеклетку.

Совет

Затем начнется их совместное движение по маточным трубам, они благополучно дойдут до матки и внедрятся в ее стенку.

К такой методике искусственного зачатия церковь относится положительно. Но только в том случае, если соблюдены два условия:

  • Сперма, с помощью которой происходит оплодотворение, принадлежит супругу женщины;
  • Семенная жидкость получена с помощью пункции половых органов или собрана естественным путем во время полового акта.

Почему эти аспекты важны для верующего человека? Таинство семейной жизни не предусматривает вмешательство третьих лиц. Поэтому введение донорской спермы исключено.

Метод получения мужских половых клеток также важен. Ведь онанизм трактуется церковью как рукоблудие, которое по сути своей является порочным. Поэтому при сборе биологического материала этим методом пользоваться нельзя.

А вот отношение церкви к ЭКО крайне негативное. Говоря об ЭКО, подразумевается искусственное оплодотворение, в котором используют женские или мужские половые клетки для зачатия вне тела женщины. В данном случае положение пациентов приравнивают к суррогатному материнству.

Еще одна важная негативная сторона технологии ЭКО – «добыча», отбор и утилизация нежизнеспособных эмбрионов. Перечисленные аспекты воспринимаются служителями церкви как нарушение главных нравственно-моральных устоев христианства.

«Лишние» эмбрионы

Главная причина «противоборства» ЭКО и церкви – эмбрионы, выращенные искусственным путем. При таком способе получения половых клеток оплодотворение считается противоестественным. А дальнейшая «работа» с генетическим «материалом» является греховной.

Ведь после того, как эмбрионы «вырастают» в пробирке, генетик делает их отбор. Сильные и жизнеспособные зиготы готовят к «подсадке». Если их много, то оставшуюся часть замораживают, чтобы использовать для повторного курса или как донорский материал.

Слабые эмбрионы уничтожаются.

Христиане считают, что в момент слияния половых клеток мужчины и женщины на свет появляется новая жизнь.

Обратите внимание

У маленького, еще не рожденного человека уже есть душа, поэтому отбор эмбрионов и их уничтожение  должно считаться грехом.

В этой главной причине, почему церковь не приемлет ЭКО, заключен глубокий нравственный смысл. Уничтожение «слабых» зигот приравнивается к аборту: намеренному уничтожению живого существа.

Есть еще один аспект, который православные считают греховным. Те эмбрионы, которые подсадили к женщине в матку, выживают не всегда. Причин этому много. Однако всегда, по мнению служителей церкви, ответственность за их смерть несут родители, которые согласились участвовать в «эксперименте».

Суррогатное материнство

Негативно относится к ЭКО церковь и в том случае, если для жизни и развития оплодотворенной яйцеклетки используется чужое женское тело. Доноры в виде суррогатных матерей считаются нравственно недопустимыми с православной точки зрения.

Православие против того, чтобы женщина вынашивала чужого ребенка. Ведь между ними возникает тесная связь в течение 9 месяцев, которую прервут «настоящие» биологические родители. Путаница между эмоциональными привязанностями и генными особенностями недопустима, поэтому церковь не приветствует использование женского тела в качестве «инкубатора» для генетических родителей.

Читайте также:  Мощи святой блаженной ксении петербургской

Донорство

Не менее щепетильно относится православная церковь к использованию донорских клеток для искусственного оплодотворения. В семенной жидкости мужчины и в женской яйцеклетке содержится особый генотип, который определяет особенности внешности и характера эмбрионов – будущих детей. Поэтому такое оплодотворение церковь считает грешным.

К тому же использование чужого биоматериала является вмешательством в союз супругов. Ребенок, рожденный не от плоти двух любящих супругов, не будет знать своих настоящих биологических родителей. Лишение малыша права знать своих настоящих родителей – это грех.

Рекомендации церкви бесплодным парам

Церковные служители утверждают, что возможность иметь детей напрямую зависит от воли Бога. С проблемой бесплодия связан греховный образ жизни родителей, нежелание меняться и надеяться на Всевышнего. Важно помнить о поклонении не храму, а Богу!

 Чтобы не использовать медицинские методики, а забеременеть естественным путем, Святые отцы рекомендуют придерживаться следующих советов:

  • Молитвы и иконы обладают целительной силой, которая лечит душу и тело, поэтому использовать их при бесплодии нужно обязательно;
  • Регулярное исповедование и причастие важны для христианина, с их помощью достигается душевный покой и уверенность в своих действиях;
  • Если пара еще не оформила свой союз официально, это нужно сделать как можно быстрее;
  • Помимо оформления государственного брака, его заключают «на небесах» – венчаются;
  • При отсутствии естественного зачатия церковь рекомендует использовать все методы лечения бесплодия: народные и медицинские.

Беременность и роды – особые таинства, к которым нужно подготовиться.

Церковь разрешает использовать лечение тела некоторыми способами, однако она считает, что в первую очередь внимание нужно уделить исцелению души. А сделать это можно только с помощью искренней молитвы.

Молиться можно в храме или дома. Священнослужители рекомендуют произносить слова молитвы об успешном зачатии перед такими иконами Божьей Матери:

  • Грузинской;
  • Моденской;
  • Федоровской;
  • Милостивой;
  • Взыгрании младенца;
  • Млекопитательницы.

Также церковь одобряет обращение за помощью к Святым:

Материнство является наградой за благодетельную жизнь супругов. Если же ничего не помогает, священнослужители рекомендуют обратиться к усыновлению.

Крещение детей-экошек

Дети ЭКО имеют право на вхождение в церковь независимо от того, с помощью какой методики искусственного оплодотворения они появились на свет. Если священник не крестит детей, отказывая малышам во входе в церковное лоно, он сам совершает тяжкий грех.

Согласно учению православной церкви, дети не несут ответственность за действия своих родителей. Отказ в крещении малышей – лишение естественных и очень важных прав малышей. Поэтому если вам пришлось столкнуться с подобной ситуацией, то не стоит расстраиваться. Обратитесь в другой храм, где вашему малышу обязательно проведут таинство крещения.

Можно ли мусульманам делать ЭКО

Предписания Ислама не запрещают использовать экстракорпоральное оплодотворение бездетным парам. Однако и в этой религии есть ряд ограничений, нарушать которые – тяжкий грех.

Перечислим запрещенные методики ЭКО для мусульман:

  • Применение донорских клеток;
  • Использование искусственного оплодотворения в парах с неузаконенными отношениями;
  • Уничтожение эмбрионов, достигших трехмесячного возраста.

Во всех остальных случаях Шариат рекомендует пользоваться всеми возможными достижениями современной медицины. Нежелание лечится от бесплодия – тяжкий грех.

Позиция других конфессий

Отношение других конфессий к проблеме искусственного оплодотворения разное. Одни полностью отвергают такую возможность зачатия ребенка, другие – поощряют.

Католичество

Католическая церковь не приемлет компромиссов в вопросах искусственного оплодотворения. Она считает, что такой способ зачатия греховен изначально, так как нарушает тайну «интимности» супружеской близости. Даже использование искусственной инсеминации с применением половых клеток супругов считается греховной.

Буддизм

В отличие от католичества буддизм приветствует любые новые технологии, которые помогают женщине обрести радость материнства. ЭКО, донорство, суррогатное материнство – любой способ хорош, если он поможет продлить человеческий род.

По мнению буддистов, женщина, прилагающая все усилия, чтобы забеременеть, получает благословение свыше.

Иудаизм

Одна из заповедей иудеев гласит: «Плодись и размножайся». Какой способ выберет для этого семейная пара, не имеет никакого значения. Позволительно также пользоваться услугами суррогатной матери. Более того, государство возвращает все затраты семьи на искусственное оплодотворение.

Однако есть некоторые условия, которые будущие родители должны выполнить перед использованием ЭКО:

  • Получить благословение раввина;
  • Приглашать на роль суррогатной матери незамужнюю женщину, которая не имеет родственных связей с супругами.

Следовать предписаниям своей конфессии в отношении искусственного оплодотворения или нет, решать семейной паре. Если же верующие супруги не хотят идти против законов церкви, можно усыновить малыша. Известно много случаев, когда после усыновления ребенка бездетная женщина беременела и рожала своего здорового ребенка.

Источник: https://MyZachatie.ru/vrt/kak-cerkov-otnositsya-k-eko.html

Как христианство смотрит на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)?

Здравствуйте, Алла!

Суть экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), как известно, заключается в том, что оплодотворение женской яйцеклетки происходит искусственно, “в пробирке”. Полученный эмбрион выращивают инкубаторно, а потом переносят в полость матки с целью дальнейшего развития ребенка.

Этот метод решает вопрос многих семейных пар, неспособных самостоятельно зачать ребенка, но, с точки зрения христианской этики, он порождает серьезные вопросы.

Дело в том, что, используя метод ЭКО, врачи способствуют возникновению нескольких эмбрионов, чтобы из них отобрать лучшие, проверить, какие приживутся, а затем избавиться от «лишних».

ЭКО представляет собой следующий процесс:

Женщине назначают гормональные препараты, которые способствуют росту большего количества яйцеклеток. Пробирочным образом их оплодотворяют мужскими сперматозоидами и помещают на некоторое время в инкубатор. После этого врачи смотрят, какие эмбрионы более сильные, и ТОЛЬКО ИХ пересаживают женщине, уничтожая остальные.

Научные опыты показали, что пересадка одного эмбриона оказывается менее эффективной, чем сразу нескольких, что позволяет прижиться хотя бы одному. Если приживается больше двух, то наиболее слабые подвергаются медицинскому воздействию, называемому редукцией, с целью прекращения их развития.

К сожалению, лишенные эмоционального окраса научные термины – “удаление эмбрионов”, “редукция” – уменьшают понимание ответственности за совершаемые действия, которые в христианской этике назывались бы просто: «убиение человеческой жизни».

Согласно христианскому вероучению, жизнь человека начинается с момента зачатия, а не с определенной недели развития плода.

Писание приводит много тому свидетельств: Елизавета, встретив Марию, которая была беременна Иисусом всего неделю-две, воскликнула: “И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?” (Лук.1:43), назвав Господом Того, Кого врачи бы назвали эмбрионом.

А вот как говорит о своем зачатии псалмопевец Давид: “Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

Важно

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” (Пс.138:15,16).

Эти и многие другие места Писания позволяют христианам расценивать зачатый эмбрион как маленького человечка, который уже в планах Божьих. Поэтому уничтожение “лишних” эмбрионов осуждается церковью и делает ЭКО – неприемлемым методом решения вопроса бездетности.

Касательно экстракорпорального оплодотворения существуют и другие этические проблемы. Чтобы шире узнать, как христианство смотрит на ЭКО, я рекомендую ознакомиться со следующими источниками информации:
1) Общая информация: http://ru.wikipedia.

org/wiki/ Экстракорпоральное_оплодотворение
2) Позиция протестантских церквей. “Социальная позиция протестантских церквей России” http://www.religare.ru/print7724.htm (раздел 7, подраздел «Биомедицинская этика»)
3) Позиция православия. “Основы социальной концепции Русской Православной церкви” http://www.

patriarchia.ru/db/text/141422.html Раздел XII. Проблемы биоэтики

Я допускаю, что по мере развития науки и медицины, взгляд церкви на этическую сторону некоторых вопросов может измениться.

А пока я бы порекомендовал Вашей подруге не терять надежду, и постараться вспомнить, что когда она молится: “Господи, дай мне ребенка!”, в этот же момент, возможно, тысячи детей взывают к Тому же Богу: “Господи, дай мне папу и маму!”.

Может быть, стоит не только получить ответ, но и стать для кого-то Божьим ответом?

С уважением,
Денис Подорожный

Источник: http://domnaskale.org/questions/kak-hristianstvo-smotrit-na-ekstrakorporalnoe-oplodotvorenie-eko/

Каково отношение Церкви к экстракорпоральному оплодотворению? — Медицина — Татьянин День

Помогите понять позицию Церкви по отношению к ЭКО (экстракорпоральному оплодотворению). В принципе, отношение РПЦ к ЭКО мне известно, но вся проблема в том, что отношение — выражено, но оно не понятно!!!

Цитата слов Патриарха Алексия:

О развитии репродуктивных технологий

«…в тех случаях, когда иные терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, искусственное оплодотворение половыми клетками мужа Церковь считает допустимым… Другое дело «суррогатное материнство». Даже будучи осуществляемо на некоммерческой основе, оно противоестественно и морально недопустимо.

Все разновидности внетелесного — или, как говорят специалисты, «экстракорпорального» — оплодотворения, включающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных эмбрионов», представляется нравственно недопустимым с православной точки зрения».

Видимо, имеется в виду, что инсеменация допустима, а ЭКО — нет. Хотя это я такие выводы сделала. Или так: ЭКО в целом — можно, а КРИО, донорство, сурматеринство — нельзя. «Намеренное разрушение избыточных эмбрионов»… Дело темное.

Совет

Если у женщины бурут 10 клеточек и все 10 оплодотворились, никто в здравом уме ей всех десятерых не подсадит. И остается либо КРИО, либо то самое «намеренное разрушение».

По мне КРИО — гораздо гуманнее, да и клиники, насколько я в курсе, нарочно клеточки не губят, и ведь если можно не стимулировать женщину каждый раз большими дозами гормонов — это хорошо…

Сформулировал его (отношение) не вполне медицински, так что и не поймешь, что он (Патриарх) разрешил, а что счел неуместным.

Первое, о чем говорит РПЦ — об искусственном оплодотворении половыми клетками мужа. Так вот: в ЭКО такого термина нет.

Есть искусственная инсеминация (либо спермой мужа-ИИСМ, либо спермой донора-ИИСД) и есть экстракорпоральное оплодотворение (в котором могут использоваться ЯК жены или донорские ЯК и также сперма мужа или донора или полностью донорский эмбрион).

Но здесь хоть можно предположить, что в первом случае речь все-таки идет об искусственной инсеминации, которая разрешена (и только если используется сперма мужа-ИИСМ, а ИИСД-запрещено).

Следующая фраза самая загадочная: «Все разновидности внетелесного — или, как говорят специалисты, «экстракорпорального» — оплодотворения, включающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных эмбрионов»…» Итак, сначала что такое «заготовление»? Вообще непонятно, слово заготовление в терминах ЭКО не существует. Дальше, консервация. Видимо, имеется ввиду криозамораживание эмбрионов. Почему церковь против крио?

Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, как проходит ЭКО: жене гормонами проводят стимуляцию овуляции.

Обратите внимание

Все это время ведется УЗИ-мониторинг за ростом фолликулов (в которых находятся ЯЦ) и когда они достигают зрелости, под общим наркозом их извлекают из яичников, оплодотворяют и через 2—3 дня полученные эмбрионы (если они получатся) переносят в матку жене.

Затем следует двухнедельное ожидание-имплантируется хоть один эмбрион или нет. Стимуляцию овуляции проводят, чтобы выросла не одна ЯЦ, а несколько.

У многих сотен тысяч девушек при гораздо меньших стимуляциях созревает 20ЯК, получается, например, 10 эмбрионов, ну и не переносить же их все? А как отреагирует организм на стимуляцию никогда заранее неизвестно.

И вот, чтобы не было уничтожения лишних эмбрионов, их замораживают и потом переносят в следующих циклах, если беременность не наступила, а не наступает она годами! и даже после стольких действий. В общем, я к тому, что невозможно спланировать получение 2 эмбрионов, и даже если будет получено именно 2, то вероятность того, что они имплантируются с первого раза-ничтожно мала! А значит, если получается больше чем два, то придется других заморозить. И что в этом плохого в данной ситуации? Логичнее тогда вообще наложить вето на ЭКО в принципе.

Читайте также:  Великий покаянный канон андрея критского

Ну и последнее в этой фразе — намеренное разрушение «избыточных эмбрионов». Здесь тоже все понятно, это действительно аморально.

А теперь самое главное: как в целом понимать приведенную выше цитату? Запрещено любое ЭКО или только то, которое: «включающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных эмбрионов»…»???!

Еще: ничего не сказано ясно про донорство. Написано только, что допустима инсеминация спермой мужа. Отсюда можно сделать вывод, что ИИСД-запрещено, и тогда соответственно запрещено ЭКО с донорскими ЯК и донорской спермой. Лично у меня здесь тоже нет внутренних возражений, потому как в данном случае нарушается целостность брака, уникальность отношений, таинство брака.

Но тогда почему батюшки дают благословение на такое ЭКО? Я это знаю абсолютно точно. Причем благословляют не в одной конкретной церкви, а в разных церквях и в разных городах. И уж тем более благословляют ЭКО «со своим материалом».

Источник: http://archive.taday.ru/vopros/20349/24580.html

Почему Церковь против ЭКО?

На каком-то правосл. сайте некогда мне попадался вопрос женщины к священнику о том, что ей делать: согласившись на ЭКО, она дала согласие на замораживание эмбрионов (по учению Церкви – уже маленьких людей, имеющих бессмертную душу), которые остались лишними.

Медицинскими терминами она объясняла, что в этой процедуре не может быт оплодотворена только 1 яйцеклетка, – их оплодотворяется несколько. Когда одна из них приживается в теле матери, остальные замораживаются или уничтожаются.

И как ей теперь быть – согласиться на уничтожение или вечно замораживать своих неродившихся детей?..

Важно

Сейчас модной темой стало ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Хочу поделиться официальной позицией РПЦ по поводу этого способа на пути к деторождению. Перед нами выдержка из Основ социальной Концепции РПЦ (общеобязательный документ):

“В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес».

Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание.

Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов.

К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров.

Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей.

«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе.

Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Совет

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности”.

(вся соц. концепция здесь: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/)

В ответ на этот пост друзья в качестве несогласия с запретом РПЦ на ЭКО прислали вот эту видеозапись:

Что мы знаем об антиправославном блоггере Валентине Кононе, ведущем этого ролика а авторе канала на Ютубе под названием TrashSmash? Парень взял на себя миссию бороться со всем в этом мире, что считает предрассудками, заблуждениями и ошибками.

По образованию он педагог — студент Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Так что будем относиться к этому видео не более, чем как к попытке дилетанта оспорить церковный запрет на ЭКО.

Сразу скажу, что Конон — воинствующий атеист, который при каждом удобном случае не только критикует церковное, но и кощунственно высмеивает саму Церковь, в т.ч. переодеваясь в Христа и кривляясь в этом образе на камеру.

В своем аккаунте ВК он даже нимб себе приделал, что доказывает его стремление плеваться, в первую очередь, в адрес церковной действительности.

Именно поэтому доказательств в отношении неправоты церковных деятелей от него ждать не приходится: он валяет дурака на публику, набирая тем самым подписчиков, прикрывается некоторыми сведениями из области науки и недоговаривая в сложных ситуациях до конца

Валентин Конон

Из слов автора этого видео можно сделать вывод, что противоречит сам себе. Площадно ругая прот.

Димитроия Смирнова за якобы неверные высказывания в отношении ЭКО (что при этой процедуре одна оплодотворённая клетка приживается, а остальные оплодотворённые уничтожаются), парень допускает еще худшую, намеренную, ошибку.

Обратите внимание

Уверяя своего зрителя, что в процедуре ЭКО якобы не уничтожаются оплодотворённые ооциты, он тут же приводит 3 распространенных способа проведения ЭКО, и только в одном из них, среднем, есть возможность оплодотворения только одного ооцита только одним сперматозоидом, что исключает возможность уничтожения оплодотворенных ооцитов (по учению Церкви, – убийства уже зачатых людей). А про то, куда делись оплодотворённые ооциты в двух других случаях, он умалчивает (были они введены в матку или нет – это уже, согласно христианской антропологии, маленькие люди, имеющие бессмертную душу). 

С другой стороны, он цитирует Приказ Минздрава РФ №107 от 2012 года: “В полость матки следует переносить не более двух эмбрионов”. Значит, возможно перенесение двух — а это уже заведомое уничтожение или самопроизвольная смерть второго из них, если он не приживётся. Следовательно, даже в таком случае одной загубленной душой станет больше, о чем и говорится в Основах соц. концепции.

Самое смешное в том, что блоггер противоречит сам себе: “Раньше, действительно, подсаживали 5-7 оплодотворённых ооцитов”; (при третьем, “мягком”, варианте ЭКО) “созревает от двух до семи фолликулов. Какой метод избрать решают пациент и врач”.

Что это? Только что он спорил с уничтожением оплодотворённых клеток, а теперь сам признаёт, что так делали не только в прежнее время, но и сейчас может быть – если не имплантировано в матку, то оплодотворено сразу несколько взятых при пункции ооцитов.

Кстати, он и за несколько минут до этого говорит, что одного ооцита, как правило, для ЭКО недостаточно, поэтому и проводится стимуляция яичников гормональными препаратами, чтобы получить несколько. А с чем он тогда спорит, спрашивается? Естественно, если Основы соц.

концепции были приняты Архиерейским собором РПЦ в 2000 году, они не могут отражать ситуацию на момент 2017 года.

Ситуация с той поры могла измениться и, конечно же, если сегодня имеется возможность проводить ЭКО с участием 1 женской и 1 мужской клеток, то своё благословение Церковь может дать только на такую процедуру, поскольку в ней не будет уничтожаться одна или несколько зачатых детей. Может, но пока не дала ввиду нескольких рисков, связанных с человеческим фактором.

А на практике много ли крещёных, православных, людей спрашивает про такие тонкости у гинеколога, курирующего процесс ЭКО – будут ли уничтожены другие, не имплантированные эмбрионы? И все ли врачи не станут относиться к “лишним” оплодотворённым ооцитам и бластоцистам как к ненужному биоматериалу? 

Кроме того, в различных статьях по теме (напр., https://ru.wikipedia.org/wiki/Экстракорпоральное_оплодотворение , http://www.spbivf.

Важно

com/ru/kak-proishodit-procedura-eko-poetapno-podrobnoe-opisanie-processa/#Этап 2) говорится о нескольких ооцитах (яйцеклетках), которые при наиболее простом и распространенном варианте ЭКО находятся в чашке Петри вместе с несколькими сперматозоидами.

А потом в этих статьях резко следует переход к развитию только одной имплантированной в полость матки яйцеклетке. А что происходит с остальными, авторы и блоггер и не упоминают: с ними, зачатыми в пробирке детьми, можно сделать всё, что угодно — заморозить, уничтожить “по согласию” или просто выкинуть…

Поэтому в связи с опасностью выбора и применения врачами технологий, приводящих к убийству зачатых детей, Церковь и сохраняет запрет на ЭКО для верующих.

Источник: https://chtets-antony.livejournal.com/42181.html

Искусственное оплодотворение этика как проблема по отношению к зарождению человеческой жизни

Искусственным оплодотворением считается отношение женщины к возможности начала жизни. Это некая борьба, для многих многолетняя, сложная и тернистая, за получение одной лишь возможности возникновения человечка. ЭКО считается одним единственным способом, который может приводить к рождению желанного ребёнка при отсутствии маточных труб или же существующих нарушениях в их проходимости.

Проблемные вопросы, связанные с таким явлением как эко этика

Современность задаётся вопросами, которые вызывают опасения относительно разумности и целесообразности осуществления искусственного оплодотворения. Основными принято считать:

  • можно ли считать искусственное оплодотворение тенденцией в асексуальному размножению?
  • не будет ли возникать таких негативных последствий, как сдвиги в существующих традиционных типах семейных отношений?
  • есть ли опасность демографических или же культурологических сдвигов из-за изменения существующей и общепринятой структуры в семейных отношениях?

Для того, чтобы дать верный и однозначный ответ на поставленные выше вопросы необходимо осветить динамику и историю создания общих технологий и такого понятия как искусственное оплодотворение этика.

Христианская и православная эко этика достаточно серьезно озаботилась возникающими в современности этическими проблемами. Среди них:

  1. искусственное оплодотворение, которое включает в себя так называемое искусственное осеменение;
  2. оплодотворение «in vitro». Человеческая жизнь всегда признавалась и была уважаемой уже на момент зачатия. Именно с этим связано то, что оплодотворение «in vitro» принимается с большим трудом. Ведь, по мнению служителей церкви, замена врачом Бога уже подозрительно воспринимается.

Получить бесплатную консультацию врача

Сама по себе идея, так называемого непорочного зачатия возникла давно. Степень влияния такой мысли на процесс возникновения теории искусственного оплодотворения не могут быть определены чётко. Однако, абсолютно очевидным является то, что в основе разработок методов оплодотворения лежит исключительно принцип отсутствия совокупления как бесполезного и не существенного процесса.

Эко этика порождает возникновение общественных и индивидуальных суждений относительно продолжения рода. В прошедшие века считалось, что существует один единственно правильный ответ.

Однако в условиях современности можно прийти к заключению об относительности такого рода суждений.

Это связано с расширением мировоззрения, приобщению к религии, различным культурам с широким и неоднозначным спектром взглядов.

В любом случае, никто не имеет права навязывать своё собственное мнение другим и человек должен самостоятельно делать выбор.

Источник: https://eticheskie-problemy-eco.ru/iskusstvennoe-oplodotvorenie-etika-kak-problema.html

Ссылка на основную публикацию