Православная церковь об экстракорпоральном оплодотворении: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Каково отношение Церкви к экстракорпоральному оплодотворению? — Медицина — Татьянин День

Помогите понять позицию Церкви по отношению к ЭКО (экстракорпоральному оплодотворению). В принципе, отношение РПЦ к ЭКО мне известно, но вся проблема в том, что отношение — выражено, но оно не понятно!!!

Цитата слов Патриарха Алексия:

О развитии репродуктивных технологий

«…в тех случаях, когда иные терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, искусственное оплодотворение половыми клетками мужа Церковь считает допустимым… Другое дело «суррогатное материнство». Даже будучи осуществляемо на некоммерческой основе, оно противоестественно и морально недопустимо.

Все разновидности внетелесного — или, как говорят специалисты, «экстракорпорального» — оплодотворения, включающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных эмбрионов», представляется нравственно недопустимым с православной точки зрения».

Видимо, имеется в виду, что инсеменация допустима, а ЭКО — нет. Хотя это я такие выводы сделала. Или так: ЭКО в целом — можно, а КРИО, донорство, сурматеринство — нельзя. «Намеренное разрушение избыточных эмбрионов»… Дело темное.

Обратите внимание

Если у женщины бурут 10 клеточек и все 10 оплодотворились, никто в здравом уме ей всех десятерых не подсадит. И остается либо КРИО, либо то самое «намеренное разрушение».

По мне КРИО — гораздо гуманнее, да и клиники, насколько я в курсе, нарочно клеточки не губят, и ведь если можно не стимулировать женщину каждый раз большими дозами гормонов — это хорошо…

Сформулировал его (отношение) не вполне медицински, так что и не поймешь, что он (Патриарх) разрешил, а что счел неуместным.

Первое, о чем говорит РПЦ — об искусственном оплодотворении половыми клетками мужа. Так вот: в ЭКО такого термина нет.

Есть искусственная инсеминация (либо спермой мужа-ИИСМ, либо спермой донора-ИИСД) и есть экстракорпоральное оплодотворение (в котором могут использоваться ЯК жены или донорские ЯК и также сперма мужа или донора или полностью донорский эмбрион).

Но здесь хоть можно предположить, что в первом случае речь все-таки идет об искусственной инсеминации, которая разрешена (и только если используется сперма мужа-ИИСМ, а ИИСД-запрещено).

Следующая фраза самая загадочная: «Все разновидности внетелесного — или, как говорят специалисты, «экстракорпорального» — оплодотворения, включающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных эмбрионов»…» Итак, сначала что такое «заготовление»? Вообще непонятно, слово заготовление в терминах ЭКО не существует. Дальше, консервация. Видимо, имеется ввиду криозамораживание эмбрионов. Почему церковь против крио?

Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, как проходит ЭКО: жене гормонами проводят стимуляцию овуляции.

Важно

Все это время ведется УЗИ-мониторинг за ростом фолликулов (в которых находятся ЯЦ) и когда они достигают зрелости, под общим наркозом их извлекают из яичников, оплодотворяют и через 2—3 дня полученные эмбрионы (если они получатся) переносят в матку жене.

Затем следует двухнедельное ожидание-имплантируется хоть один эмбрион или нет. Стимуляцию овуляции проводят, чтобы выросла не одна ЯЦ, а несколько.

У многих сотен тысяч девушек при гораздо меньших стимуляциях созревает 20ЯК, получается, например, 10 эмбрионов, ну и не переносить же их все? А как отреагирует организм на стимуляцию никогда заранее неизвестно.

И вот, чтобы не было уничтожения лишних эмбрионов, их замораживают и потом переносят в следующих циклах, если беременность не наступила, а не наступает она годами! и даже после стольких действий. В общем, я к тому, что невозможно спланировать получение 2 эмбрионов, и даже если будет получено именно 2, то вероятность того, что они имплантируются с первого раза-ничтожно мала! А значит, если получается больше чем два, то придется других заморозить. И что в этом плохого в данной ситуации? Логичнее тогда вообще наложить вето на ЭКО в принципе.

Ну и последнее в этой фразе — намеренное разрушение «избыточных эмбрионов». Здесь тоже все понятно, это действительно аморально.

А теперь самое главное: как в целом понимать приведенную выше цитату? Запрещено любое ЭКО или только то, которое: «включающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных эмбрионов»…»???!

Еще: ничего не сказано ясно про донорство. Написано только, что допустима инсеминация спермой мужа. Отсюда можно сделать вывод, что ИИСД-запрещено, и тогда соответственно запрещено ЭКО с донорскими ЯК и донорской спермой. Лично у меня здесь тоже нет внутренних возражений, потому как в данном случае нарушается целостность брака, уникальность отношений, таинство брака.

Но тогда почему батюшки дают благословение на такое ЭКО? Я это знаю абсолютно точно. Причем благословляют не в одной конкретной церкви, а в разных церквях и в разных городах. И уж тем более благословляют ЭКО «со своим материалом».

Источник: http://archive.taday.ru/vopros/20349/24580.html

Как христианство смотрит на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)?

Здравствуйте, Алла!

Суть экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), как известно, заключается в том, что оплодотворение женской яйцеклетки происходит искусственно, “в пробирке”. Полученный эмбрион выращивают инкубаторно, а потом переносят в полость матки с целью дальнейшего развития ребенка.

Этот метод решает вопрос многих семейных пар, неспособных самостоятельно зачать ребенка, но, с точки зрения христианской этики, он порождает серьезные вопросы.

Дело в том, что, используя метод ЭКО, врачи способствуют возникновению нескольких эмбрионов, чтобы из них отобрать лучшие, проверить, какие приживутся, а затем избавиться от «лишних».

ЭКО представляет собой следующий процесс:

Совет

Женщине назначают гормональные препараты, которые способствуют росту большего количества яйцеклеток. Пробирочным образом их оплодотворяют мужскими сперматозоидами и помещают на некоторое время в инкубатор. После этого врачи смотрят, какие эмбрионы более сильные, и ТОЛЬКО ИХ пересаживают женщине, уничтожая остальные.

Научные опыты показали, что пересадка одного эмбриона оказывается менее эффективной, чем сразу нескольких, что позволяет прижиться хотя бы одному. Если приживается больше двух, то наиболее слабые подвергаются медицинскому воздействию, называемому редукцией, с целью прекращения их развития.

К сожалению, лишенные эмоционального окраса научные термины – “удаление эмбрионов”, “редукция” – уменьшают понимание ответственности за совершаемые действия, которые в христианской этике назывались бы просто: «убиение человеческой жизни».

Согласно христианскому вероучению, жизнь человека начинается с момента зачатия, а не с определенной недели развития плода.

Писание приводит много тому свидетельств: Елизавета, встретив Марию, которая была беременна Иисусом всего неделю-две, воскликнула: “И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?” (Лук.1:43), назвав Господом Того, Кого врачи бы назвали эмбрионом.

А вот как говорит о своем зачатии псалмопевец Давид: “Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” (Пс.138:15,16).

Эти и многие другие места Писания позволяют христианам расценивать зачатый эмбрион как маленького человечка, который уже в планах Божьих. Поэтому уничтожение “лишних” эмбрионов осуждается церковью и делает ЭКО – неприемлемым методом решения вопроса бездетности.

Касательно экстракорпорального оплодотворения существуют и другие этические проблемы. Чтобы шире узнать, как христианство смотрит на ЭКО, я рекомендую ознакомиться со следующими источниками информации:
1) Общая информация: http://ru.wikipedia.

org/wiki/ Экстракорпоральное_оплодотворение
2) Позиция протестантских церквей. “Социальная позиция протестантских церквей России” http://www.religare.ru/print7724.htm (раздел 7, подраздел «Биомедицинская этика»)
3) Позиция православия. “Основы социальной концепции Русской Православной церкви” http://www.

patriarchia.ru/db/text/141422.html Раздел XII. Проблемы биоэтики

Обратите внимание

Я допускаю, что по мере развития науки и медицины, взгляд церкви на этическую сторону некоторых вопросов может измениться.

А пока я бы порекомендовал Вашей подруге не терять надежду, и постараться вспомнить, что когда она молится: “Господи, дай мне ребенка!”, в этот же момент, возможно, тысячи детей взывают к Тому же Богу: “Господи, дай мне папу и маму!”.

Может быть, стоит не только получить ответ, но и стать для кого-то Божьим ответом?

С уважением,
Денис Подорожный

Источник: http://domnaskale.org/questions/kak-hristianstvo-smotrit-na-ekstrakorporalnoe-oplodotvorenie-eko/

Вопросы священнику: Грех ли ЭКО? – эко это грех

ТЕМА ЗАКРЫТА!

Просим всех участников дискуссии остановиться. Обе стороны высказали свою позицию, дальнейшие препирательства никому пользы не принесут.

Продолжение дискуссии будет расцениваться как разжигание склок и скандалов.

Благодарим за понимание.

Модераторы

Вопросы священнику: грех ли ЭКО?

Пчелка

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, почему ЭКО считается грехом? Если венчанный супруг бесплоден (малая активность сперматазоидов, вернее, маленький процент активных сперматозоидов), но они хотят в браке родить ребенка и продолжить род свой, могут ли они прибегнуть к услугам медицины?И почему ЭКО в данном случае считается грехом?

священник Николай

А что такое ЭКО?

священник Николай

Как мне поясняли медики, искусственное оплодотворение – операция крайне дорогая и малоэффективная. Поэтому в качестве “материала” используется одновременно несколько оплодотворенных яйцеклеток, которые вживляются в материнское лоно.

Затем же, в зависимости от количества выживших (!), женщине предлагают выбор – сколько оставить…

Вот именно поэтому метод искусственного оплодотворения сразу же нескольких яйцеклеток неприенмлем, ибо является убийством нерожденного человека.

Пчелка

Да но ведь, как я уже писала, делается это во благо рождения человека и продолжения рода! Что делать женщине, со стоящей в венчанном браке, желющей иметь детей, но муж бесплоден. Если ЭКО это грех (сейчас и бесплатно можно сделать, и деньги люди не жалеют).Может ли эта женщина развестись с мужем? Какой грех сильнее?Грех аборта мне понятем. А тут немного нет.

священник Николай

1. С точки зрения христианской морали, недопустимо обращение с личностью (эмбрионом) как с подручным материалом.

Ведь смерть каждого зародыша – это смерть человека! Какая женщина может согласиться родить ребенка, совершив при этом убийство его братьев и сестер?2.

Важно

Развестись жена с мужем имеет право только тогда, когда муж еще до брака знал о своей бесплодности и сознательно скрыл это от жены.3. По отношению к греху выражение “сильнее” или “слабее” сложно применить. Грех есть смерть.

__________________________________________________

ОФИЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ РПЦ

XII. Проблемы биоэтики

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес».

Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание.

Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов.

К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров.

Читайте также:  Почему на православных крестах есть полумесяц?

Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей.

«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе.

Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/pravoslav/1702355

Как церковь относится к ЭКО: мнение православных, католических, мусульманских, иудейских священников, грех ли это, крестят ли детей-экошек

Взаимоотношения веры и науки всегда были сложными. Чем интенсивнее развивалась научная мысль, воплощаемая на практике, тем неоднозначнее они становились.

Как же относится церковь к ЭКО? Церковь, являясь защитницей и оплотом нравственных канонов, резко осуждает любое вмешательство в жизнь человека, если оно нарушает моральные устои, прописанные в Святом писании.

Совет

К числу такой «неправедной» научной помощи относят некоторые этапы искусственного оплодотворения. Поэтому верующие женщины опасаются использовать такую возможность обрести материнское счастье.

Насколько приемлем способ «зачатия в пробирке» для настоящего христианина? Давайте разбираться.

Православная церковь об искусственном оплодотворении

Нарастающая популярность ЭКО связана не только с масштабными возможностями новых технологий. С каждым годом количество семейных пар, которые не могут зачать ребенка, увеличивается.

Поэтому спрос на возможности экстракорпорального оплодотворения постоянно растет.

Так почему церковь против ЭКО? Ведь рождение ребенка делает семью крепкой и полноценной, приносит многим парам жизненный смысл?

Учитывая глобальность и важность проблемы, русская православная церковь (РПЦ)  издала документ «Основы социальной концепции РПЦ». Его 12 глава посвящена проблемам искусственного зачатия. Однако в нем есть ряд неточностей, из-за которых возникает путаница в принципиально важных вопросах.

Так, концепция выделяет два метода «научного» зачатия:

  • Искусственное;
  • Экстракорпоральное.

При этом первая «методика» одобряется церковью, а вторая попадает под строгий запрет.

Такое разделение является главной ошибкой, так как искусственным называют любое оплодотворение, выполненное с помощью вмешательства медиков.

Экстракорпоральное оплодотворение – отдельно взятый метод, с помощью которого на свет появляются малыши «из пробирки». Неправильная трактовка определений и вызывает путаницу у верующих.

Рассмотрим, что же представляют собой с точки зрения Концепции эти «методики», а также в чем их различие, по мнению представителей церкви.

Зачатие в пробирке: мнение церкви

Во всех религиях мира наступление беременности трактуется как благодать, сошедшая на женщину. Бездетность – наказание за грехи. Поэтому святые отцы настаивают на том, что зачатие должно оставаться естественным процессом, таинством, в котором участвуют двое: муж и жена. Вмешательство других лиц в данном случае недопустимо.

Однако в христианской православной церкви допускаются многие методы лечения бесплодия. К их числу относятся такие средства:

  • Прием лекарств;
  • Проведение медицинских манипуляций;
  • Хирургическое вмешательство.

Если говорить о беременности, «полученной» искусственным путем, то единственная возможность для верующей женщины зачать – метод искусственной инсеминации.

Суть процедуры заключается в «подсадке» семенной жидкости в полость матки. Искусственная инсеминация очень похожа на естественные процессы, которые происходят в организме женщины после интимной близости.

Однако по многим причинам патологического характера сперматозоиды не могут «добраться» до цели самостоятельно и гибнут. Если процедура пройдет успешно, то введенная семенная жидкость оплодотворит яйцеклетку.

Обратите внимание

Затем начнется их совместное движение по маточным трубам, они благополучно дойдут до матки и внедрятся в ее стенку.

К такой методике искусственного зачатия церковь относится положительно. Но только в том случае, если соблюдены два условия:

  • Сперма, с помощью которой происходит оплодотворение, принадлежит супругу женщины;
  • Семенная жидкость получена с помощью пункции половых органов или собрана естественным путем во время полового акта.

Почему эти аспекты важны для верующего человека? Таинство семейной жизни не предусматривает вмешательство третьих лиц. Поэтому введение донорской спермы исключено.

Метод получения мужских половых клеток также важен. Ведь онанизм трактуется церковью как рукоблудие, которое по сути своей является порочным. Поэтому при сборе биологического материала этим методом пользоваться нельзя.

А вот отношение церкви к ЭКО крайне негативное. Говоря об ЭКО, подразумевается искусственное оплодотворение, в котором используют женские или мужские половые клетки для зачатия вне тела женщины. В данном случае положение пациентов приравнивают к суррогатному материнству.

Еще одна важная негативная сторона технологии ЭКО – «добыча», отбор и утилизация нежизнеспособных эмбрионов. Перечисленные аспекты воспринимаются служителями церкви как нарушение главных нравственно-моральных устоев христианства.

«Лишние» эмбрионы

Главная причина «противоборства» ЭКО и церкви – эмбрионы, выращенные искусственным путем. При таком способе получения половых клеток оплодотворение считается противоестественным. А дальнейшая «работа» с генетическим «материалом» является греховной.

Ведь после того, как эмбрионы «вырастают» в пробирке, генетик делает их отбор. Сильные и жизнеспособные зиготы готовят к «подсадке». Если их много, то оставшуюся часть замораживают, чтобы использовать для повторного курса или как донорский материал.

Слабые эмбрионы уничтожаются.

Христиане считают, что в момент слияния половых клеток мужчины и женщины на свет появляется новая жизнь.

Важно

У маленького, еще не рожденного человека уже есть душа, поэтому отбор эмбрионов и их уничтожение  должно считаться грехом.

В этой главной причине, почему церковь не приемлет ЭКО, заключен глубокий нравственный смысл. Уничтожение «слабых» зигот приравнивается к аборту: намеренному уничтожению живого существа.

Есть еще один аспект, который православные считают греховным. Те эмбрионы, которые подсадили к женщине в матку, выживают не всегда. Причин этому много. Однако всегда, по мнению служителей церкви, ответственность за их смерть несут родители, которые согласились участвовать в «эксперименте».

Суррогатное материнство

Негативно относится к ЭКО церковь и в том случае, если для жизни и развития оплодотворенной яйцеклетки используется чужое женское тело. Доноры в виде суррогатных матерей считаются нравственно недопустимыми с православной точки зрения.

Православие против того, чтобы женщина вынашивала чужого ребенка. Ведь между ними возникает тесная связь в течение 9 месяцев, которую прервут «настоящие» биологические родители. Путаница между эмоциональными привязанностями и генными особенностями недопустима, поэтому церковь не приветствует использование женского тела в качестве «инкубатора» для генетических родителей.

Донорство

Не менее щепетильно относится православная церковь к использованию донорских клеток для искусственного оплодотворения. В семенной жидкости мужчины и в женской яйцеклетке содержится особый генотип, который определяет особенности внешности и характера эмбрионов – будущих детей. Поэтому такое оплодотворение церковь считает грешным.

К тому же использование чужого биоматериала является вмешательством в союз супругов. Ребенок, рожденный не от плоти двух любящих супругов, не будет знать своих настоящих биологических родителей. Лишение малыша права знать своих настоящих родителей – это грех.

Рекомендации церкви бесплодным парам

Церковные служители утверждают, что возможность иметь детей напрямую зависит от воли Бога. С проблемой бесплодия связан греховный образ жизни родителей, нежелание меняться и надеяться на Всевышнего. Важно помнить о поклонении не храму, а Богу!

 Чтобы не использовать медицинские методики, а забеременеть естественным путем, Святые отцы рекомендуют придерживаться следующих советов:

  • Молитвы и иконы обладают целительной силой, которая лечит душу и тело, поэтому использовать их при бесплодии нужно обязательно;
  • Регулярное исповедование и причастие важны для христианина, с их помощью достигается душевный покой и уверенность в своих действиях;
  • Если пара еще не оформила свой союз официально, это нужно сделать как можно быстрее;
  • Помимо оформления государственного брака, его заключают «на небесах» – венчаются;
  • При отсутствии естественного зачатия церковь рекомендует использовать все методы лечения бесплодия: народные и медицинские.

Беременность и роды – особые таинства, к которым нужно подготовиться.

Церковь разрешает использовать лечение тела некоторыми способами, однако она считает, что в первую очередь внимание нужно уделить исцелению души. А сделать это можно только с помощью искренней молитвы.

Молиться можно в храме или дома. Священнослужители рекомендуют произносить слова молитвы об успешном зачатии перед такими иконами Божьей Матери:

  • Грузинской;
  • Моденской;
  • Федоровской;
  • Милостивой;
  • Взыгрании младенца;
  • Млекопитательницы.

Также церковь одобряет обращение за помощью к Святым:

Материнство является наградой за благодетельную жизнь супругов. Если же ничего не помогает, священнослужители рекомендуют обратиться к усыновлению.

Крещение детей-экошек

Дети ЭКО имеют право на вхождение в церковь независимо от того, с помощью какой методики искусственного оплодотворения они появились на свет. Если священник не крестит детей, отказывая малышам во входе в церковное лоно, он сам совершает тяжкий грех.

Согласно учению православной церкви, дети не несут ответственность за действия своих родителей. Отказ в крещении малышей – лишение естественных и очень важных прав малышей. Поэтому если вам пришлось столкнуться с подобной ситуацией, то не стоит расстраиваться. Обратитесь в другой храм, где вашему малышу обязательно проведут таинство крещения.

Можно ли мусульманам делать ЭКО

Предписания Ислама не запрещают использовать экстракорпоральное оплодотворение бездетным парам. Однако и в этой религии есть ряд ограничений, нарушать которые – тяжкий грех.

Перечислим запрещенные методики ЭКО для мусульман:

  • Применение донорских клеток;
  • Использование искусственного оплодотворения в парах с неузаконенными отношениями;
  • Уничтожение эмбрионов, достигших трехмесячного возраста.

Во всех остальных случаях Шариат рекомендует пользоваться всеми возможными достижениями современной медицины. Нежелание лечится от бесплодия – тяжкий грех.

Позиция других конфессий

Отношение других конфессий к проблеме искусственного оплодотворения разное. Одни полностью отвергают такую возможность зачатия ребенка, другие – поощряют.

Католичество

Католическая церковь не приемлет компромиссов в вопросах искусственного оплодотворения. Она считает, что такой способ зачатия греховен изначально, так как нарушает тайну «интимности» супружеской близости. Даже использование искусственной инсеминации с применением половых клеток супругов считается греховной.

Буддизм

В отличие от католичества буддизм приветствует любые новые технологии, которые помогают женщине обрести радость материнства. ЭКО, донорство, суррогатное материнство – любой способ хорош, если он поможет продлить человеческий род.

По мнению буддистов, женщина, прилагающая все усилия, чтобы забеременеть, получает благословение свыше.

Иудаизм

Одна из заповедей иудеев гласит: «Плодись и размножайся». Какой способ выберет для этого семейная пара, не имеет никакого значения. Позволительно также пользоваться услугами суррогатной матери. Более того, государство возвращает все затраты семьи на искусственное оплодотворение.

Однако есть некоторые условия, которые будущие родители должны выполнить перед использованием ЭКО:

  • Получить благословение раввина;
  • Приглашать на роль суррогатной матери незамужнюю женщину, которая не имеет родственных связей с супругами.

Следовать предписаниям своей конфессии в отношении искусственного оплодотворения или нет, решать семейной паре. Если же верующие супруги не хотят идти против законов церкви, можно усыновить малыша. Известно много случаев, когда после усыновления ребенка бездетная женщина беременела и рожала своего здорового ребенка.

Источник: https://MyZachatie.ru/vrt/kak-cerkov-otnositsya-k-eko.html

Немного об отношении православной, католической церкви и других религий об ЭКО

Это чудо, что я смогла снова забеременеть!Даша Пынзарь: “Никакие проклятые женские болячки и даже диагноз бесплодие – не приговор! Достаточно пропить курс…

Читайте также:  Собор воскресения христова в городе тутаев

Экстракорпоральное оплодотворение — это технология, которая была изобретена во второй половине прошлого столетия.

С ее помощью за это время огромное количество женщин, которые по тем или иным причинам не могли самостоятельно забеременеть, сделали это и познали радость материнства.

В большинстве случаев женщины прибегают к этому способу оплодотворения, если у них имеются те или иные проблемы, и самим не получается зачать или родить ребенка. Также проблема может быть в партнере, кто должен стать отцом будущего ребенка. Либо партнера у женщины нет, и она использует для ЭКО донорский материал.

Ситуации могут быть разные. Не все женщины решаются на такую процедуру, даже если у них есть финансовые возможности.

В большинстве случаев камнем преткновения является религия, которую проповедует женщина.Многие религиозные конфессии негативно относятся к ЭКО, некоторые допускают эту процедуру, но с определенными условиями. В каждой религии свои условия. Почему же церковь против ЭКО, и как быть в этой ситуации?

Как православная церковь относится к ЭКО

Изначально отношение к данной технологии было негативным, потому что зачатие происходило не по воле Божьей. Но, со временем православная церковь все-таки сменила свое мнение по поводу ЭКО. Но, есть определенные условия и нюансы.

ЭКО не запрещено в том случае, если женщина и мужчина, которые являются законными венчанными супругами, не могут зачать ребенка естественным путем, если хирургическое и терапевтическое лечение не помогает.

Мужчина и женщина обязательно должны быть законными супругами. Это главное условие.

Русская православная церковь негативно относится к ЭКО, если ребенка вынашивать будет суррогатная мать, потому что беременность негативно сказывается на ее физическом и моральном состоянии, а родители, которые получат ребенка, не смогут испытывать к нему тех же чувств, если бы он был рожден самой матерью. Кстати, негативное отношение православная церковь проявляет не только к ЭКО, суррогатное материнство также не одобряется. Причина тому — женщина рожает не сама, и у нее может не развиваться природный материнский инстинкт. От этого, в первую очередь, будет страдать ребенок.

Также православная церковь негативно относится к искусственному оплодотворению, если ребенок вынашивается одинокими женщинами с донорским материалом, для пар нетрадиционной сексуальной ориентацией. В обоих случаях у рожденного ребенка не будет классической традиционной семьи.

Мнение католиков

Католическая церковь отрицательно относится к этой технологии. Причем, использование донорской яйцеклетки, суррогатное материнство ею даже не рассматривается, потому что, по ее мнению, это неправильно и нарушает все правила. Католическая церковь против ЭКО, даже если используются яйцеклетки и сперматозоиды двух законных супругов.

По мнению представителей церкви это нарушает естественное таинство, потому что ребенок должен быть плодом любви своих родителей, а не выращенным в пробирке «продуктом». Уничтожение лишних эмбрионов сродни аборту в католической церкви, а использование донорского материала нарушает целостность семьи.

Иудаизм об ЭКО

В целом данная религия не против такого способа оплодотворения, но, разумеется, и здесь есть свои нюансы. Все зависит от конкретной ситуации. Заповедь гласит: плодитесь и размножайтесь.

Поэтому, если у супружеской пары не получается самостоятельно естественным путем родить ребенка, они могут прибегнуть к ЭКО, а также к суррогатному материнству. В качестве суррогатной матери может выступить женщина, которая не является родственницей одного из супругов, и не состоит в браке.

Если супруги приняли решение использовать суррогатную мать или ЭКО, им обязательно нужно обсудить это с раввином, который поможет им, поддержит.

Буддизм об ЭКО

Буддизм можно назвать самой демократичной религией, если речь идет об ЭКО. Эта религия приветствует и поддерживает все новое, современные технологии и т. д.

Поэтому и к ЭКО в буддизме относятся положительно. По их мнению, женщина, если хочет стать матерью, может сделать это любыми доступными способами.

Если естественным путем у супругов не получается завести детей, они могут прибегнуть к ЭКО.

Также в данной религии не против суррогатного материнства. Если женщина сама обрела радость материнства, счастлива, она может осчастливить и других, родив им ребенку, выступив в качестве суррогатной матери.

Как Ислам относится к ЭКО

По законам шариата, если есть проблемы со здоровьем, мужчина или женщина не могут иметь ребенка, у них есть возможность лечиться. Так как по Исламу каждый человек имеет право на продолжение рода, если у него не получается, он может прибегнуть к ЭКО. То есть, Ислам не запрещает искусственное оплодотворение, но с определенными условиями:

  • прибегать к процедуре могут только законные супруги;
  • не допускается использование донорского материала, потому что в Исламе это приравнивается к измене;
  • нельзя уничтожать эмбрионы, возраст которых больше 120 дней, потому что у них уже есть душа;
  • супружеским парам запрещается использовать эмбрионы других супругов.

Как поступить: решиться на ЭКО или не нарушать правила своей конфессии?

Вопрос очень сложный. Многое зависит от того, насколько религиозны сами будущие родители. Некоторые настолько набожные, чтят все, поэтому не могут решиться на ЭКО, несмотря на то, что очень сильно хотят ребенка. Другие настолько сильно хотят стать родителями, что не обращают внимания на мнение церкви. Поэтому, все индивидуально в каждом случае.

Что делать, если церковь категорически против ЭКО?

И тут все зависит от уровня набожности будущей матери или обоих родителей. Можно до конца жизни строго соблюдать религиозные правила, либо закрыть на все это глаза, пройти процедуру и стать счастливым родителем.

Если же будущие родители очень набожные и ни за что не нарушат законов своей религии, а она против ЭКО, они могут усыновить ребенка. Усыновление редко в каких религиозных конфессиях вызывает негатив.

Если же все-таки планируется ЭКО, обязательно нужно проходить процедуру в проверенной, надежной клинике.

Мнение православного священника об эко на видео:

Источник: http://hochu-detey.ru/reproduct/eko/kak-tserkov-otnositsya-k-eko.html

Как церковь относится к ЭКО?

Многих кто думает о том, чтобы воспользоваться ЭКО интересует вопрос, как церковь относится к этому. Отношение к ЭКО как у церкви неоднозначное. Верующие родители перед тем, как решиться на искусственное оплодотворение хотят получить одобрение у священнослужителей. Разобраться в этом вопросе поможет эта статья.

Служители церкви убеждены, что если у семейной пары нет детей на то воля Божья. Если человек решает самостоятельно вмешаться в процесс зачатия, он согрешит. При этом православие не запрещает лечить болезни которые могут приводить к бесплодию.

Служители церкви советуют парам, которые не могут иметь детей почаще ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Нужно ежедневно просить у Бога даровать ребенка. Также просить о младенце нужно у Ксении Петербургской, Николая Чудотворца, Святой Матроны и Пантелеймона Целителя. Молитва должна быть обращена к этим святым и перед переносом эмбрионов.

Совет

Молитву перед ЭКО можно читать дома перед иконой. Обращаться за помощью можно к своему Ангелу-хранителю. В храме нужно поставить свечи перед иконами «Целительница», Серафима Дивеевская», «Богородица Млекопитательница» и «Нечаянная Радость». Не забудьте преклонить колени после того, как поставите свечи.

Видео по теме:

Грех или нет?

Священнослужители не запрещают делать ЭКО. Единственное но, для оплодотворения должна быть использован биоматериал мужа. Такой подход не возбраняется, так как считается, что такое ЭКО близко к естественному отношению между супругами и такое зачатие не может нарушить каноны брака.

Церковь считает, что если так поступить, ребенок родится за счет жизни свих не родившихся братьев или сестер. Это главный аспект греха. Все яйцеклетки, которые были оплодотворены и из которых получились эмбрионы,  должны получить право на жизнь, человек не вправе лишать их жизни.

Полное отношение Русской православной церкви к ЭКО полностью раскрыто в «Основах социальной концепции». Это официальный документ в котором рассмотрены, в том числе, вопросы лечения и преодоления бесплодия, а также отношение к ЭКО.

Причины негативного отношения

Рождение ребенка это не единственное предназначение брака. При бесплодии супруги могут взять ребенка из детского дома. Возможно, Бог послал это испытание не случайно.

Отношение церкви к ЭКО будет более негативным если:

  1. ЭКО будет делать одинокая женщина.
  2. Будет применена донорская сперма.
  3. Будет применена редукция (удаление зародышей).
  4. При криоконсервации.

Если при ЭКО будет использована сперма донора — это будет расценено, как вмешательство третьей стороны. Такое вмешательство в брачный союз нарушает целостность семьи. Это является поощрением безответственного отцовства. Будущий биологический отец не узнает, что у него появился ребенок. Донор не получит возможность участвовать в жизни своего ребенка.

Также при использовании донорского биоматериала будут нарушены и права будущего ребенка. Малыш имеет право на единственных родителей. В случае донорства родители у малыша будут и социальные и биологические.

Криококонсервация не допускается также как и удаление (убийство) непригодных эмбрионов. В христианстве считается, что в момент оплодотворения уже происходит зарождение души. То-есть при отборе наиболее жизнеспособных эмбрионов происходит детоубийство.

При редукции происходит удаление лишних зародышей, что предотвратить многоплодную беременность. Такое действие расценивается церковью, как аборт и детоубийство. Это считается одним из самых тяжких грехов.

Что говорит церковь про ЭКО?

В настоящее время процедура ЭКО развивается очень быстро. Сегодня, технологии позволяют подготовить нужное количество зародышей, не делать редукцию и не убивать лишние эмбрионы. Лишние эмбрионы помещаются в жидкий азот, так происходит криоконсервация.

В этом видео рассказано, в каком случае ЭКО не является грехом:

Криоконсервация позволяет использовать эмбрионы в любое время, при неудачных подсадках или для использования в качестве донорского материала другими парами.

Обратите внимание

Служителям церкви известны ситуации, когда после криоконсервации прошло столько лет, что родители уже умерли, так и не воспользовавшись этими эмбрионами.

Эмбрионы имеет душу и продолжают находиться в замороженном состоянии долгие годы. По мнению священнослужетелей это бесчеловечно.

«Дети загробного мира»

Служители церкви считают криконсервированные эмбрионы «детьми из загробного мира».

Такими детьми священники считают зародышей, перенесенных после заморозки, когда их биологические родители уже умерли (отец или оба родителя в случае с донорством).

Говорится, что дети осиротели еще до подсадки в полость матки будущей матери. Тоже самое говорится и в случае если жена после смерти мужа решает родить от его семени взятой еще до смерти.

Суррогатное материнство также не принимается РПЦ. Такой способ считается аморальным, ведь в период вынашивания образуется связь у мамы и малыша, как телесная, так и духовная. После родов ребенок передается социальным родителям. Ребенок, в этом случае, является объектом купли-продажи. Это тяжкий грех.

Искусственное оплодотворение негативно воспринимается церковью из-за того, что человек берет на себя функцию Бога. Человек пытается все контролировать и подчинять своим желаниям.

Крещение «детей из пробирки»

Часто служители церкви отказывают в крещении ребенка после ЭКО. Причина отказа это грех родителей. Прошедшие ЭКО родители совершили грех, согласившись с убийством пусть и не родившихся детей. Крещение в этом случае не имеет смысла, ведь ребенка не смогут правильно воспитать в христианском духе.

В основном в крещении ребенка сейчас не отказывают. Ведь родился ребенок при помощи ЭКО или естественным образом он остается созданием Божьим и его можно крестить. Каждый должен отвечать сам за поступки, которые он совершил, так написано в Библии. Поэтому дети не в ответе за своих родителей.

Жизнь человека это не товар. В православии человек должен принять волю Бога. Если послал Создатель множество детей – нужно рожать и заниматься воспитанием. Если не дал Бог детей – можно взять ребенка из приюта, ведь так много детишек живут без родителей.

Важно

Не забывайте писать комментарии, задавать вопросы, делиться своим опытом. Ставьте оценку статье и делитесь ей в ваших социальных сетях. Спасибо за посещение.

Источник: https://ekobesplodie.ru/eko/kak-tserkov-otnositsya-k-eko

Важные уточнения к Основам Социальной концепции РПЦ (по поводу искусственного оплодотворения)

 Искусственное оплодотворение в современном мире приобретает всё большую популярность. Связано это не с любопытством к последним достижениям в области медицины, но прежде всего со все более распространяющейся проблемой бесплодия.

Согласно статистике каждая седьмая супружеская пара в мире сталкивается сегодня с этой проблемой.

Читайте также:  Четверговая соль в православии: можно ли пользоваться или нет

Но как относится к искусственному оплодотворению Русская Православная Церковь? Может ли православный христианин прибегать к такому способу зачатия ребенка?

В этой небольшой статье хотелось бы сделать уточнения к 4-му пункту XII-ой главы Основ Социальной концепции РПЦ, в котором идёт речь о христианском отношении к разным аспектам искусственного оплодотворения.

Тема искусственного оплодотворения приобретает в современных условиях всё большую актуальность.

Достаточно набрать в поисковой системе Интернета словосочетание «искусственное оплодотворение», чтобы увидеть, как много медицинских центров предлагают свои услуги в этой сфере. Если есть предложение — значит, есть спрос.

По статистике (вещь условная, но всё же) каждая седьмая супружеская пара в мире сталкивается с проблемой бесплодия, и с каждым годом число таких пар значительно увеличивается[1].

Совет

Искусственное оплодотворение, получая всё большее и большее распространение, перестаёт быть какой-то экзотикой. Цены медицинских услуг в этой сфере становятся более доступными для населения, а, следовательно, большее количество людей получает возможность к ним обращаться[2].

Поэтому и для священников, и для мирян возрастает необходимость быть правильно осведомлёнными в отношении методик искусственного оплодотворения.

К сожалению, пункт 4-ый XII-ой главы Основ Социальной концепции РПЦ (ниже — Концепция) не излагает эту тему с той ясностью и чёткостью, которая требуется для раскрытия вопросов, касающихся человеческой жизни.

Если внимательно читать этот пункт, то получается, что сегодня согласно Концепции существует два метода репродуктивных технологий: искусственное и экстракорпоральное (т.е. внетелесное) оплодотворение. Первый из них, согласно Концепции, допустим с нравственной точки зрения, второй — в целом нет.

Но здесь изначально присутствует серьёзная терминологическая ошибка: искусственное оплодотворение — это не обозначение какого-то конкретного метода, а наименование вообще явления, отличного от естественного зачатия.

А экстракорпоральное оплодотворение (ниже — ЭКО) — это уже обозначение конкретного метода искусственного оплодотворения.

Поэтому ЭКО и искусственное оплодотворение соотносятся как частное и общее, в то время как Концепция настраивает читателя, несведущего в вопросах репродуктивных технологий, на то, что это обозначение двух разных методов. Результатом такой неточной терминологии Концепции могут быть и являются ошибки в пастырском душепопечении -— цена которым человеческая жизнь.

Приведу пример. На сайте «Жити завтра» Украинской Открытой Ассоциации Организаций, Групп и Лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями, есть раздел «вопросы священнику».

Обратите внимание

Некая Виктория в этом разделе задаёт вопрос: «Батюшка, подскажите, пожалуйста, грех ли делать искусственное оплодотворение? Если молодая семья хочет иметь детей, но не получается, можно ли прибегнуть к такой помощи.

Без детей ведь жизнь не полноценна»! Священник Виктор отвечает: «Здравствуйте дорогая Виктория, не буду ничего выдумывать, — приведу строки Социальной Концепции Русской Православной Церкви: “К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений”»[3].

Иерей Виктор здесь как раз и процитировал это место из Концепции, где употребляется неправильная терминология. Что подразумевала Виктория в своём вопросе? Она подразумевала искусственное оплодотворение вообще как явление медицинской помощи при проблемах бесплодия, не называя в своём вопросе никакого конкретного метода.

А священник Виктор, увидев в вопросе словосочетание «искусственное оплодотворение» просто процитировал соответствующее место из Концепции, где употребляется это выражение[4].

Что получилось? Виктория, получив, фактически, благословение на искусственное оплодотворение, может обращаться теперь в соответствующий медицинский центр, в котором ей, вероятнее, всего и предложат запрещённое Концепцией ЭКО[5]…

Но что же подразумевается под этим неопределённым выражением «искусственное оплодотворение» в Концепции? А подразумевается там как раз не явление, а совершенно конкретный метод искусственного внутрикорпорпорального (т.е.

внутрителесного) оплодотворения — искусственная инсеминация. Суть этого метода заключается в следующем: сперматозоиды искусственным образом вводятся в полость матки. Через маточную трубу они проникают в брюшную полость и оплодотворяют одну наиболее созревшую яйцеклетку.

Затем она имплантируется (приживляется) и продолжает свое развитие.

Как пишет С.Л. Болховитинова, сотрудник кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н. И.

Важно

Пирогова, «в целом, этот метод искусственного оплодотворения для супружеской пары не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения, целостный во всех своих компонентах (физических, психических, духовных) сохранился»[6].

Поэтому это двусмысленное место в Концепции необходимо понимать следующим образом: 

К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесён метод искусственной инсеминации —искусственного введения в матку жены половых клеток мужа, поскольку этот метод не нарушает целостности брачного союза и не отличается принципиальным образом от естественного зачатия.

Я глубоко убеждён, что в Концепции, как в документе, носящем юридический характер, должны отсутствовать всякие двусмысленности, чтобы священник, мирянин, не сведущие в каких-то специальных областях знания (в данном случае в репродуктивных технологиях), прочитав Концепцию, могли ясно, чётко уяснить для себя позицию Церкви по тому или иному вопросу.

Здесь нелишним будет отметить, что при применении этого метода возникает щекотливый вопрос о способе получения половых клеток мужчины. Обычно здесь предлагается порочное рукоблудие.

Но этот греховный способ может быть заменён на нормальную супружескую близость, при которой мужское семя может быть собрано в медицинский презерватив.

Ведь здесь при бесплодии супругов презерватив будет как раз не средством предохранения от беременности, а способом для её возможного наступления.

Кроме того, есть способ получения половых клеток через пункцию половых органов мужчины (она проводится под наркозом).

Теперь необходимо сделать важное уточнение и об упоминающемся в Концепции ЭКО.

Совет

Что такое ЭКО? Суть этого метода заключается в том, что яйцеклетки женщины (организм предварительно стимулируется гормонами, чтобы яйцеклеток выросло много) искусственным образом извлекаются из организма и искусственно оплодотворяются сперматозоидами в «пробирке» («in vitro»).

Полученные эмбрионы содержатся в условиях инкубатора, где они развиваются в течение 2-5 дней, после чего эмбрионы переносят в полость матки в надежде на то, что какие-то из них, возможно, имплантируются в стенку матки, после чего беременность будет развиваться естественным образом.

Концепция об ЭКО говорит следующее: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью» (п. XII.4 Концепции).

Действительно, нравственная недопустимость ЭКО основана на том, что из полученных «в пробирке» эмбрионов на практике выбирают самые лучшие, хорошо сформировавшиеся эмбрионы для пересадки их в матку. «Ненужные» же эмбрионы «выкидываются», либо могут замораживаться для различных целей (как медицинское, косметическое «сырьё», как возможные донорские эмбрионы, а также для экспериментов).

Кроме того, в случае возникновения при применении ЭКО многоплодной беременности (при одновременной имплантации в стенку матки 2, 3, 4, 5 и более эмбрионов), матери предлагается проводить редукцию (убийство) «лишних» эмбрионов.

Для чего методика ЭКО предполагает множество эмбрионов, как при их формировании в «пробирке», так и при пересадке в матку? Это производится для того, чтобы повысить вероятность наступления беременности, которая даже и при применении этих убийственных методов всё равно остаётся не очень высокой — всего лишь 30-35%[7].

Итак, согласно Концепции заготовление, консервация и разрушение «избыточных» эмбрионов является тяжким грехом. С этим всё ясно.

Но Концепция не даёт чёткого ответа на другой вопрос: а является ли нравственно допустимым формирование в «пробирке» ограниченного числа эмбрионов (например двух) с последующей пересадкой всех их в полость матки, при учёте того, что обратившаяся к ЭКО женщина имеет решимость вынашивать в том числе и многоплодную беременность, если таковая возникнет?

Обратите внимание

Процитирую ещё раз отрывок об ЭКО из Концепции: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов».

Буквальное толкование и понимание этого предложения следующее: недопустимыми являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения (дальше идёт подчинённое предложение, отвечающее на вопрос: а какие именно разновидности ЭКО являются недопустимыми?), которые предполагают заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов. То есть логическим выводом из толкования этого места Концепции будет следующее утверждение: те формы экстракорпорального оплодотворения, в которых отсутствует заготовление, консервация и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов, являются допустимыми.

Именно такое толкование этой неясности даёт автор статьи об экстракорпоральном оплодотворении в электронной энциклопедии «Википедия»: «Для проведения процедуры ЭКО в соответствии с рекомендациями РПЦ пациентам необходимо заранее обсудить с врачом необходимость оплодотворения одной, двух или трех яйцеклеток, с тем, чтобы все полученные эмбрионы были перенесены в матку. Врачи всегда идут навстречу пациентам в такой просьбе, но следует учесть, что шансы на наступление беременности при таком варианте ниже, чем при получении большего количества эмбрионов (из-за отсутствия выбора наиболее жизнеспособных среди эмбрионов)»[8].

Но приемлемо ли такое толкование Концепции с христианской точки зрения? Ответ на этот вопрос отрицательный.

Игумен Мелхиседек (Артюхин), член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, считает, что человек несёт нравственную ответственность не только за «избыточные» эмбрионы, но также и за пересаженные в матку эмбрионы, если беременность не возникнет и они погибнут.

Почему? Одним из классических принципов медицины является принцип «не навреди». А риск гибели в матке эмбрионов, пересаженных туда при ЭКО, выше, чем у эмбрионов, появившихся в результате естественного зачатия[9].

Внешне пересадка эмбрионов в матку является ничем иным как научным экспериментом: повезёт — не повезёт. Но чем рискуют здесь врачи и родители? Это уже не просто какие-то половые клетки, а живые эмбрионы, малюсенькие человечки, которые хотя и являются пока одной клеткой, но они уже — люди.

Скажет кто-нибудь: «Но ведь и при естественном зачатии погибают эмбрионы». Действительно, 8% (а по последним данным около 60 %) зародышей, зачатых в результате обычного зачатия, не закрепляются на стенке матки и погибают естественным путем[10].

Важно

Но ведь в обычном зачатии происходит совершенно другое. Когда в браке муж вносит в организм жены своё семя, то он вместе с супругой выполняет лишь только человеческую сторону деторождения. Остальное — это тайна. Будет ли оплодотворена яйцеклетка? Неизвестно.

И вообще неизвестно, что происходит в эти первые дни в организме женщины.

Заметьте, муж вносит в организм жены только «материал», необходимый для возникновения человека. Появится этот человек или нет — неизвестно, тайна. Но врач при ЭКО переносит в полость матки не материал, а уже человека.

А кроме того, как уже было сказано выше, вероятность гибели эмбрионов, пересаженных в матку при ЭКО, выше, чем у эмбрионов, зачатых естественным образом.

Итак, ЭКО экспериментирует на людях. Цена эксперимента — человеческая жизнь.

На основании вышесказанного христианское отношение к ЭКО следует выразить следующим образом:

Нравственно недопустимым с христианской точки зрения является экстракорпоральный (внетелесный) метод искусственного оплодотворения, поскольку предполагает заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, а также несёт риск ненаступления беременности, из-за чего пересаженный(ые) в организм женщины эмбрион(ы) погибнет(ут).

Источник: http://churchby.info/rus/573

Ссылка на основную публикацию