Православная церковь об абортах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Аборт и церковь

Что такое аборт? Это искусственное прерывание беременности. Как правило, женщина решает сделать аборт на начальном сроке беременности, то есть тогда, когда она узнает о ней и решает, что эта беременность желанной не является.

Как церковь относится к аборту? Аборты разрешены церковью или нет? Первая мысль, которая возникает при таком вопросе, это то, что церковь относится к абортивному вмешательству в женский организм негативно.

Так ли это и что же действительно церковь думает по этому поводу?

Аборт с точки зрения церкви

Церковь против абортов, и это факт. С давних времен данный социальный институт расценивает прерывание беременности как особо тяжкий грех.

Аборт, мнение церкви о котором отрицательно, приравнивается религией (главным образом речь сейчас идет о православии) к убийству.

Почему в православии считается именно так? Дело в том, что зачатие ребенка – это Божий дар, именно по этой причине любое посягательство на жизнь плода есть грех, сравнимый с убийством уже живущего на Земле человека.

Обратите внимание

При этом важно заметить, что отношение церкви к аборту одинаково для всех сроков протекания беременности.

Святой Василий говорит о том, что церковь не делает различия между еще не сформировавшимся плодом и тем, который является полностью жизнеспособным, то есть находящемся на позднем сроке своего развития.

Иоанн Златоуст высказывался в отношении делающих аборт женщин, говоря, что они ведут себя хуже, нежели убийцы.

Аборт и церковь являются едва ли совместимыми, поскольку церковь считает осуществление абортов символом морального падения человечества и угрозы его будущему существованию. Та свобода, которая на сегодняшний день имеется у женщины в плане принятия решения касательно собственной беременности, церковью никак не может расцениваться позитивно.

Церковь также считает, что аборты наносят неоценимый вред не только современному обществу, но и самой женщине, которая этот аборт совершает. Это неоценимый урон духовному и физическому женскому здоровью.

Кроме того, церковь считает своей прямой обязанностью осуществление протекции уязвимых живых существ, кем и являются нерожденные дети.

Благословение на осуществление абортивного вмешательства не может быть получено женщиной ни в коем случае.

В церковь после аборта

Прощает ли аборт церковь? Это на самом деле зависит от ситуации. В первую очередь, нужно отметить, что таких женщин впоследствии церковь не отвергает. Они должны совершить покаяние путем молитвы и участия в так называемых спасительных Таинствах.

Если во время протекания беременности возникает серьезная угроза женскому здоровью и необходимо по медицинским показаниям такую беременность прервать, церковь показывает свое снисхождение в данной ситуации.

Важно

Особенно велика вероятность получения снисхождения в том случае, если у этой женщины уже есть дети.

В любом случае женщина должна пойти на процедуру исповеди после совершения аборта. Борьба с абортами, которые совершаются по причине отсутствия у женщины финансов и социальной защиты, должна вестись более активно в нашем обществе, потому что это действительно можно назвать проблемой.

Кто несет ответственность за совершенный аборт по мнению церкви?

Если отец семьи дал согласие на совершение аборта, он несет за это ответственность наравне с женщиной, которая и подверглась абортивному вмешательству. Если женщина совершила аборт, не сказав об этом супругу, такая ситуация может стать причиной для расторжения брака.

Кроме того, совершившим грех считается и доктор, который производил аборт. Церковь агитирует государство на то, чтобы доктора имело право отказаться совершать аборт по соображениями совести. Врач также должен нести полную ответственность за постановку женщине диагноза, который делает необходимым проведение аборта.

Отношение церкви к абортивной контрацепции

К совершению аборта в православии также приравнивается использование гормональных и внутриматочных контрацептивных средств абортивного действия, которые ведут к гибели плода в любой из периодов его развития, будь то эмбриональный, переходный или фетальный периоды.

Противозачаточный эффект таких таблеток в основном базируется на нарушении процесса имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Такой механизм считается абортивным и церковью расценивается как грех.

Духовные последствия аборта

С чем сталкивается женщина после проведенного аборта по мнению церкви?

  1. Неконтролируемые вспышки гнева и агрессии. После осуществления аборта женская психика как правило становится очень неустойчивой и меняется в худшую сторону. Женщина порой не может себя контролировать;
  2. Аборт ведет женщину к появлению страха за собственное будущее, особенно касательно деторождения;
  3. После аборта женщина не может полноценно доверять мужчине, а он, в свою очередь, теряет к ней уважение как к представительнице прекрасного пола. Таким образом, между супругами может развиться так называемый скрытый конфликт. Почему так происходит? Когда мать способна на совершение убийства по отношению к собственному ребенку, психически здоровый мужчина в глубине души не может понять этого;
  4. У женщины сильно падает самооценка. Женское начало является неоспоримым и предназначение женщины – это, в первую очередь, нести и продолжать жизнь на Земле. Когда происходит наоборот, стоит ли говорить о последствиях?
  5. Так называемый ранний аборт способен полностью искоренить в женщине чувство материнства. В будущем, если женщине удастся забеременеть и родить ребенка, ее отношение к нему можно будет расценивать как халатное;
  6. Когда женщина сообщает мужу об аборте и он соглашается на совершение такой процедуры, они теряют связь между друг другом. Супруги напоминают двух преступников, которые пошли на убийство своего собственного ребенка;
  7. Поскольку между матерью и плодом существует неразрывная соединяющая нить, при преждевременном извлечении из нее ребенка в ее теле и душе образуется пустота, которую нельзя ничем заполнить впоследствии.

Источник: https://posledstvia-abortov.ru/negativnyie-posledstviya-aborta.html

Митрополит Мелетий (Каламарас). Что говорит Церковь об абортах | Пролайф Беларусь

Когда мы спрашиваем мнение Церкви, мы не хотим знать мнение по этому вопросу лишь некоторых или даже пусть всех архиереев. Не они господа веры, у них нет права ее формулировать согласно своему вкусу. Архиереи и священники суть стражи правой веры. У них есть обязанность бороться за нее. Они должны быть готовы пролить кровь, чтобы защитить ее.

Учение Церкви во всех своих пунктах идентично с учением Церкви времен Господа нашего Иисуса Христа. Церковь во всем, что говорит и чему учит, не имеет своим критерием мысли людей. Она не говорит от мира. Церковь есть носитель истины, которую проповедовал Господь наш Иисус Христос. Ее мнение есть мнение свыше. Она есть выразитель Божественной мудрости.

Когда взгляды Церкви приходят в противоречие и столкновение с выводами науки, тогда наука представляет собой мудрость земную, демоническую, достойную пренебрежения и презрения. Во всем, везде и всегда справедливы слова святого апостола Павла: «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3,4).

Сегодня выводы современной науки, антропологии, биохимии, биологии согласуются с учением Церкви. Они заключаются в той мысли, что аборт, поскольку прерывается самостоятельная жизнь, которая существует на достигшем совершенства уровне, есть убийство и что «эмбрион есть автономная, самостоятельная жизнь, индивидуум со всеми своими правами».

Следствием этого основного принципа, о котором активно говорили святые отцы и учители Церкви Григорий Богослов, Анастасий Синаит, Максим Исповедник, есть следующие положения:

  1. Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению, как за убийство (Василий Великий, канон 2-й).
  2. Давший снадобье для извержения плода есть убийца, а равно принявшая детоубийственный яд (Василий Великий, канон 8-й).
  3. Пособничество в совершении аборта есть пособничество в убийстве. Святой Иоанн Златоуст считает:

«Да и для чего сеять там, где сама нива усиливается погубить плод? где множество средств против рождения? где прежде рождения совершается убийство; так что ты блудницу не только удерживаешь в разврате, но еще делаешь убийцей? Видишь ли, как от пьянства происходит блуд, от блуда прелюбодеяние, от прелюбодеяния убийства; ибо не знаю, как и назвать это. Здесь же не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие. Что скажешь в свое извинение? не значит ли это, что ты ругаешься даром Божьим, встаешь против уставов Божественных, гоняешься, как за благословением, за тем, что есть проклятье, сокровищницу рождения делаешь сокровищницей убийства, женщину, сотворенную для деторождения, располагаешь к детоубийству?» (из речи Иоанна Златоуста к римлянам, слово 24, §4 — т. 60, с. 626, греческое изд.).

Мы не должны забывать, что епитимья для убийц самая тяжелая и с точки зрения времени, и с точки зрения ее строгости.

Современная наука доказала незыблемость догматического суждения святого Василия Великого: «Точного различения плода оформившегося и не образовавшегося у нас нет». То есть Церковь не воспринимала никогда и не придавала никогда никакого значения взглядам тогдашней медицины о том, что якобы существует разница между сформировавшимся и несформировавшимся зародышем.

Для Церкви Христовой аборт как прерывание беременности есть не просто некое нравственно непозволительное действие; это без всяких уверток и греховных красивых объяснений есть убийство, это преднамеренное убийство и сознательное умерщвление.

Совет

И причем это убийство более наказуемое, и более греховное, и более богоненавистническое, чем любое другое убийство, так как оно отнимает у человеческого существа жизнь еще до того, как оно, это существо, увидит эту жизнь, а главное — до того, как оно примет Таинство Святого Крещения.

В чрезвычайно поучительной книге, которая называется «Грешников спасение», в главе 5 «Не убий» мы можем прочитать: «В заповеди этой подразумевается убийство душевное и физическое, т.е.

, если ты толкаешь ближнего своего на занятие проституцией, или на убийство кого-либо, или на какое другое греховное дело, или если ты помог ближнему своему и он сделал, совершил эти действия, ты считаешься убийцей брата своего духовно».

О теле сказано: «Если убил, если побил женщину, или бросил ребенка, или вкусил растение, чтобы убить зародыш или чтобы не вызвать беременность, — все это и другое подобное считается убийством и строго наказуется».

Люди, которые приступают к убиению во чреве своих детей, похожи на Ирода, который уничтожил 14 тысяч младенцев, чтобы никто не смог помешать ему в жизни.

И каждый человек, который соучаствует в ужасающем действии аборта, в ужасающей операции по убиению во чреве, как бы он ни думал сам, он участвует в деле убийства. Он участвует в убийстве и несет тяжкий грех, совершает проступок перед Господом, Который заповедал: не убий! Церковь должна:

  1. Просвещать самым активным образом свой народ с духовной точки зрения, рассказать о смысле аборта, провозглашая со всей решительностью, что аборт — это убийство.
  2. Обращать внимание духовных отцов на недопущение греховной терпимости к убийцам своих детей и накладывать на них суровые епитимьи.
  3. Нужно подчеркивать, что метод абортов, каким бы он ни был, равносилен отвратительному преступлению, поскольку результат его всегда один и тот же: лишение жизни человеческого существа.
  4. Необходимо написать воззвание к врачам и медсестрам, чтобы они отказывались совершать эти греховные дела.
  5. Может быть, многие нас осудят за то, что мы хотим навязать христианские взгляды насильно тому миру, который от них отказывается, за то, что мы прибегаем к непозволительному деянию. Это не так.

Мы не переоцениваем ни депутатов, ни правительственные органы. Каждый имеет свои взгляды и борется за них. И Церковь борется за свои, и она должна, по крайней мере, их выразить. И чтобы быть услышанной, она должна кричать. Да! Даже если она просто хочет быть услышанной, она должна кричать громко и мощно.

И когда этого требует вера, должны кричать и Синод, и верующий народ громко и мощно. К сожалению, голос Синода и народа не слышен, и аборты будут совершаться и впредь под защитой закона, под эгидой государства.

Нужно вспомнить слова одной из героинь французской революции: «О народная власть! Сколько преступлений совершается во имя твое!»

Мы против абортов как действий. Мы решительно против, так как через аборт сознательно, преднамеренно убивается человеческое существо и, следовательно, аборт есть убийство.

Обратите внимание

Первостепенной мерой не должны ставиться экономические льготы тем, кто хочет сделать аборт. Главная и высшая ценность для нас — это жизнь. И первым шагом должна стать охрана и защита жизни. Потом уже идет здоровье. Потом — пища для всех. Затем — калорийная пища. Затем — качественное питание. А потом уже — развлечение! Развлечение — это последнее!

Из книги митрополита Мелетия (Каламараса) “Аборты”

Источник: http://www.pro-life.by/abort/mitropolit-meletij-kalamaras-chto-govorit-tserkov-ob-abortah/

Аборты с духовной и медицинской точки зрения

Проблема абортов представляет из себя проблему комплексную, — медицинскую, экономическую, политическую, и, самое главное, — духовную.

Медицинскую, потому что операция по прерыванию беременности имеет многочисленные осложнения, часто злокачественного характера, очень тяжелы, долгосрочны, могут привести к смерти.

После аборта женщина зачастую оказывается стерильной, а если и может рожать детей, то они появляются на свет недоношенными, ослабленными и, в свою очередь, производят больное потомство.

Гинекологи иногда говорят: Мы занимаемся двумя видами услуг — делаем аборты, а потом всю жизнь лечим осложнения от абортов».

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "спорительница хлебов"

Проблема политическая. Известно, что величайшие тираны ХХ века — Ленин и Гитлер использовали в своей политике аборты как политический инструмент уничтожения неугодных наций.

Проблема экономическая. Аборт подрывает экономику страны.

Мало того, что на непосредственное производство абортов идут огромные средства, которые могли бы быть использованы в других целях, еще большие средства уходят на лечение осложнений, бесплодия, потерю нетрудоспособности и сокращение жизни миллионов женщин.

И этого мало: в России, например, из-за демографического вырождения на двух работающих приходится один иждивенец. При таком соотношении общество не может обеспечить пенсионерам самый минимальный уход. Отсюда сотни тысяч стариков, лежащих в больницах без должного ухода, не имеющих средств к существованию.

Проблема духовная, суть ее в том, что никакой грех не проходит бесследно ни для самого человека, ни для его детей, ни для общества и страны в целом. Невинная кровь вопиет к Богу об отмщении, дети повторяют грехи родителей, зачастую они как бы неосознанно мстят обществу за своих убитых братьев и сестер.

Итак, что такое аборт? Для начала я постараюсь доказать истинность христианского взгляда на аборт как на убийство с научной точки зрения.

Вы, как врачи скорой помощи, постоянно сталкиваетесь со смертью и по долгу службы должны юридически ее фиксировать. Что является моментом смерти? Есть несколько критериев, отсутствие которых говорит о прекращении жизни.

  • Электрическая активность мозга
  • Электрическая активность сердца
  • Сердцебиение

Всем этим критериям соответствует нерожденный ребенок, причем не на поздней стадии эмбрионального развития, а на том сроке, когда мать только что узнала о беременности по прекращению обычного месячного цикла — 1 месяц.

Может возникнуть вопрос. А может быть, это еще не человек? У него есть сердце, почки, работает мозг и т. д.

, но это всего лишь рыбка, головастик, амеба? Может быть, это просто кусок мяса? Так вот, наука с полной достоверностью говорит нам: по генетическому составу клетки эмбриона идентичны генетическому составу взрослого.

Уникальный генетический код, который определяет строение тела человека, его уникальность, неповторимость, образуется в момент слияния ядер мужской и женской половых клеток, то есть в момент зачатия. После зачатия ничто кроме воды, энергии и питания не приносится извне.

Важно

Далее идет развитие уже заложенного. Зигота — одна единственная клетка, с которой началась наша жизнь, обладает свойствами человека и не существует какого-то волшебного момента, критического рубежа, когда можно сказать что эмбрион стал человеком.

У нерожденного ребенка есть даже воля — так как сразу после зачатия он говорит «Хочу есть» посылая гормональный сигнал матери о начале беременности.

Но есть и более сильные доводы, которые относятся к духовной стороне. У каждого человека есть душа. Если Господь дал жизнь, то эту жизнь нельзя уничтожить. Ее можно только убить. Но душа останется.

Научно доказано, что душа остается и существует после смерти. Так вот и души нерожденных младенцев останутся и никуда не исчезнут, родителям предстоит обязательная встреча с душами нерожденных детей.

Итак, доказано, аргументы, утверждающие, что жизнь человека начинается после зачатия несостоятельны научно. Другая группа аргументов относится к принципу «цель оправдывает средства» и выдвигается тезис о том, что есть якобы веские основания, оправдывающие убийство.

Приняв такое оправдание, мы переступаем определенную нравственную черту, опасный порог, за которым следует согласие на убийство. Тем самым мы отменяем богооткровенную истину «не убий» и идем против Бога, переступаем Его Завет.

Дальше, за порогом совести, остальное преодолеть будет легче.

Что же можно предложить для решения проблемы? Поскольку она имеет духовное происхождение, то бороться с абортами нужно и духовными методами. Это проповедь покаяния, христианского образа жизни, непреходящих христианских ценностей. Поэтому проблема разрешается только в христианской семье.

Я должен предупредить об одном заблуждении, касающемся данного вопроса. Существует мнение, что якобы можно бороться с абортами и болезнями, передаваемыми половым путем с помощью противозачаточных средств и т. н. «полового просвещения». Такой опыт есть на Западе.

Широкое внедрение «полового просвещения» доступность контрацепции в США привели к двукратному увеличению числа абортов. Этого мало. В результате такой «сексуальной революции» Америку охватила настоящая эпидемия венерических болезней и преступлений на сексуальной почве.

Совет

Основным выразителем этого заблуждения является Международная Федерация планирования семьи МФПС (International Planned Parenthood Federation, IPPF).

Эта организация входит в состав целой индустрии, получающей доходы от эксплуатации полового инстинкта и заитересованной в гипертрофическом его проявлении. Федерация получает доходы от производства абортов, продажи противозачаточных средств. Одной из ее задач является снижение численности населения.

Половое просвещение, которое проводит эта организация во время своих набегов на Российские школы, иначе как развращением не назовешь. Детей обучают половым извращениям, онанизму, показывают картинки растлевающего содержания, раздают противозачаточные средства.

К великому сожалению, наша страна выбрана в качестве жертвы и здесь, в России, на Украине и Белоруссии Федерация планирования семьи проводит политику снижения численности славянского населения.

Особенно прискорбно, что такая политика находит поддержку у Фонда народонаселения ООН и у наших государств не смотря на то, что все понимают, какие потери мы понесли за две мировые войны, гражданскую, ленинско-сталинские репрессии, чернобыльскую катастрофу. Общие демографические потери восточных славян в XX веке составляют несколько сот миллионов человек!

Я надеюсь, что у политиков и врачей хватит государственной мудрости не идти на поводу у секс- революционеров, контролеров над рождаемостью и что «планирование семьи» не станет частью государственной политики.

Если вернуться к главному, то что же можно сделать? Альтернативы целомудрию нет. Нет иного пути, как воздержание от половых связей до брака, соблюдения супружеской верности. Ничто не может обезопасить от абортов, разводов, венерических болезней, подростковых беременностей, кроме возврата к христианскому образу жизни. Любые попытки решить проблему иным путем обречены на провал.

Если говорить о конкретных формах работы в сегодняшних условиях, то в нашем приходе имеется некоторый опыт. 4 года назад в Москве, в приходе храма Благовещения Пресвятой Богородицы был создан Православный Медико-просветительский центр «Жизнь». Центр ставит своей задачей распространение достоверной информации о нерожденных детях и других вопросах медицины.

Обратите внимание

Мы читаем лекции старшим школьникам, где рассказываем о том, что необходимо уважать и защищать человеческую жизнь с момента зачатия, о том, что такое христианский брак. Мы совершенно уверены, что хотя бы часть детей, прослушавших такую лекцию, не будут делать аборты.

Издаем и различные печатные материалы, которые направлены на то, чтобы изменить общественное мнение в пользу христианских ценностей и объяснить, что аборт — убийство.

Очень эффективна — работа с женщинами, принявшими решение об аборте. Несмотря на степень этой решительности, каждая из них нуждается в собеседовании.

После собеседования ей нужно дать неделю-две на то, чтобы подумать. Многие уже не возвратятся. Такая форма работы имеет большие перспективы при сотрудничестве с Православной Церкви и Здравоохранения.

Конечный результат — спасенные человеческие жизни.

Довольно практичной оказывается и форма сотрудничества с врачами, которые на своем рабочем месте имеют возможность повлиять на решение женщины о прерывании беременности. Мы готовы постоянно обеспечивать их материалами, листовками, буклетами.

Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/19/aborti-s-duhovnoj-i-meditcinskoj-tochki-zreniya/

О православном отношении к абортам

О православном отношении к абортам

Просмотров: 3017     Комментариев: 0

Иван Ильин “О совести”

«Девочки, помогите, пожалуйста. Я беременна, срок полтора месяца. Мы с парнем решили делать аборт. Причины простые: мне 19, ему 20, мы оба студенты, я не работаю, его из-за кризиса тоже сократили, денег самим не хватает. Это окончательное решение.

Я против, но уже ничего не изменится. Подскажите, какой аборт делать лучше – вакуумный или медикаментозный? Марина К.» – женские форумы в Интернете так и пестрят однотипными сообщениями. И таких Марин десятки тысяч. Тема абортов, конечно, стара как мир.

Но молчать о ней нельзя.

Любить только себя

Она любила себя. Хотела красивой жизни, уехала из провинции в Москву и вроде хорошо устроилась: нашла работу, сняла квартиру, жила, ни в чем себе не отказывая. Познакомилась с хорошим парнем. Любовь ли это была? Но вместе жить стало гораздо веселее. А через некоторое время выяснилось, что она беременна.

Ребенок в ее планы не входил: карьера, съемное жилье, родственники далеко, да и потом она еще молода, торопиться некуда. И она пошла на аборт. Назовем ее Татьяной.В это же время здесь, в провинции, ее подруга Елена вела схожий образ жизни. Все очень похоже: и стремление быть независимой, и желание вырасти по карьерной лестнице.

А также любовь к тусовкам, клубам, путешествиям, и лучший друг – такой же любитель развлечений. В итоге – аборт.По меркам сегодняшнего дня кажется, что ничего необычного в жизни этих девушек нет. К сожалению, так живут тысячи их сверстниц, и мы не имеем права их осуждать. Но с другой стороны, аборты – одна из причин «русского креста» в нашей стране.

Важно

Термин обозначает ежегодное превышение количества умерших над количеством родившихся, крест образуется за счет пересечения линий этих двух показателей на графике. До финансового кризиса официальное число не рожденных из-за абортов детей в нашей стране составляло 1,5 миллиона, по неофициальным подсчетам эта цифра может достигать 4 миллионов.

Сейчас же в условиях кризиса количество абортов в России, как считают специалисты, способно возрасти в разы.

Конечно, все прекрасно знают, какой риск для женского здоровья представляет собой процедура прерывания беременности. Знают, что исход может быть любой: как дальнейшая неспособность иметь детей, так и смерть на операционном столе.

Но женщины все равно продолжают обращаться за этой, страшно сказать… услугой.

Аспектов у проблемы прерывания беременности очень много: правовой, социальный, медицинский, это тема для очень серьезного и долгого разговора – мы же попробуем взглянуть на нее с точки зрения православной этики.

Уход от Бога

Специалисты утверждают, что рост числа абортов в кризисное время закономерен. Например, в 1999 году число родившихся составило 1,214 миллиона, что на 69 тысяч меньше, чем годом ранее, и абсолютный минимум за всю новейшую историю России. При этом каждая 11-я россиянка в возрасте до 29 лет в течение года после дефолта сделала аборт.

Нечто схожее происходит и сейчас. Можно ли остановить эту тенденцию, и действительно, как быть, когда нет работы и денег, но есть заключение врача о том, что у вас будет ребенок.По большому счету решить проблему аборта способен лишь православный взгляд на нее.

Ведь в окружении любого из нас есть немало знакомых девушек и женщин, которые, будучи по-человечески хорошими людьми, не избежали страшного греха детоубийства. Потому что когда женщина в тупике – остановить может лишь доверие к Богу, понимание, что жизнь человека дороже всего, и что Господь не оставит в самых, казалось бы, непреодолимо трудных обстоятельствах.

Мы решили спросить одного из священников: как Церковь смотрит на эту проблему в свете непростой экономической ситуации и каково ее отношение к абортам? – Отношение Церкви к искусственному прерыванию беременности исторически является однозначно отрицательным и не меняется со временем, – говорит священник Димитрий Шевченко, настоятель храма во имя свт.

Николая Чудотворца с. Дьяковка Краснокутского района и отец троих детей. – Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословения на аборт. Это всегда грех, приравнивающийся к детоубийству. Кризис ничего не меняет. Мы на самом деле не знаем и не можем знать, что каждому из нас готовит завтрашний день.

Но при этом уже сгущаем краски, появляются такие мысли: а как же я смогу прокормить своего ребенка? И в такой постановке вопроса проявляются отголоски атеистического воспитания, когда человек перестает доверять Богу.

Да, действительно, в наше время популярен потребительский подход к жизни, многие живут ради получения удовольствий, для достижения которых нужны материальные блага.

Особенность же христианского мировоззрения – отдавание себя и жертвенное служение Богу, близким, всему живому.

Сейчас эта жертвенность игнорируется, и в сердцах людей совершается подмена понятий, превалирует мнение, что истинное счастье – жить ради себя. Хотя, как показывает опыт, – это всегда тупик.

Счастье не грешить

Татьяна, сделав аборт, вернулась к своему обычному образу жизни. Отцу ребенка она ничего не сказала. Но жизнь дала трещину. Последовала потеря работы, трудности с оплатой за арендуемое жилье, участились скандалы с другом.

В результате, бросив все, а точнее, оказавшись в ситуации, когда в Москве у нее ничего не осталось, Таня вернулась на родину. Лена, как никто другой, смогла понять подругу: ее жизнь – зеркальное отражение жизни Татьяны. Только отношение к аборту у девушек разное. Героини рассказали автору этих строк о своих чувствах.

Читайте также:  Отношение и мнение православной церкви о романе "мастер и маргарита" м. булгакова

Если Таня испытывала щемящее чувство пустоты, потери, тоски, а на выходе из больницы расплакалась и про себя просила прощения у своего убиенного малыша, пусть ему и было три недели с момента зачатия, то Лена к факту аборта относится спокойно. «Я не была готова стать матерью, – сухо говорит она и сейчас.

– Тем более что не была уверена в рождении здорового ребенка».И здесь кроется еще одна глобальная проблема в теме вынужденного прерывания беременности. Бывает, что женщина просто ищет оправдания, почему она сделала аборт, и ссылается на потенциально возможные патологии малыша, например, из-за своего пристрастия к курению.

Совет

А бывает, что призыв сделать аборт звучит из уст врача. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время около 70 процентов беременных женщин имеет ту или иную патологию.

И медицинские показания к аборту возникают в том случае, когда продолжение беременности может привести к смерти матери, тогда как аборт сохранит женщине жизнь и в случае выявления у малыша, еще находящегося в утробе мамы, тяжелых патологий. Выявить их современная медицина в состоянии, начиная с 8–12-й недели беременности, но решение рожать или не рожать в любом случае принадлежит только матери ребенка.

При этом просто страшно от того, что случаи, когда прогнозы медиков в отношении здоровья малыша, не оправдывались, не единичны.

Я лично знаю женщину, которую врачи предупреждали: ребенок может родиться с синдромом Дауна, лучший выход для нее – аборт.

Но она, как человек верующий, даже не допустиламысли об этом и спокойно продолжала ждать малыша, готовиться к родам. Несколько месяцев назад у нее родился здоровый мальчик.

– Церковь всегда уважает личный выбор человека, – комментирует проблему отец Димитрий. – Но надо понимать, что рождение больного ребенка – не случайность. Человек сам привносит страдание в мир и свою собственную жизнь, когда забывает о своем подлинном предназначении. А появление детей с ограниченными возможностями позволяет растопить сердца, напомнить о необходимости взаимопомощи. Человечество, удаляясь от Бога, само себя подвергает разного рода испытаниям. Важно помнить: грех аборта не есть грех сиюминутный, страшны его последствия, те физические, душевные и духовные страдания, которые потом переживает женщина. Для их преодоления православному человеку необходимо покаяние, и Церковь никогда не отвергает женщин, решившихся в своей жизни на такой шаг. Еще один вопрос, который я не могла не задать отцу Димитрию: если Церковь категорически отвергает возможность абортов, как женщине выстраивать свою жизнь, чтобы не допустить тупиковых ситуаций и избежать выбора – делать аборт или рожать? – Понимаете, у людей, воспитанных и живущих в православных традициях, такого вопроса даже не возникает, – говорит батюшка. – Само зачатие – дар Божий, который не может регулироваться человеком. Тот, кто живет для Христа, соблюдает посты, прибегает к воздержанию, не страшится стать родителем. Брак – это созданный Богом союз между мужчиной и женщиной. Наше предназначение – в рождении и воспитании детей, а когда мы отказываемся от этого ради личных удовольствий – это всегда грех, который обязательно будет иметь последствия.

Безусловно, тема абортов вряд ли будет исчерпана в ближайшее время. Во всем мире она всегда была и остается одной из самых дискуссионных. Здесь переплелось все: социальные сложности, медицина, политика, этика. Но вопрос «Что делать?» по сей день для нашего общества в целом остается открытым. И его решение полностью лежит только на совести каждого из нас.

P.S. Наша героиня Татьяна вышла замуж, родила двоих замечательных детей – мальчика и девочку. Она призналась: после возвращения из Москвы она побывала в храме и покаялась в совершенном ею грехе. Елена тоже уже состоит в браке, но детей у них с мужем пока нет. Хотя они очень этого хотят и надеются на чудо. С Божьей помощью.

Виктория ФЕДОРОВА Фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА

Взгляд-Православие

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_7695

Грех или нет? Что основные религии могут сказать об аборте

Тема абортов обязательно есть и в наборе традиционалистов, и в наборе сторонника секулярного гуманизма. Для последнего характерно отстаивание права на аборт как неотъемлемого права женщины.

Для известных религий характерно отрицание аборта, но и степень жесткости разная, и причины, почему аборт делать нельзя, свидетельствуют данные опроса священнослужителей, проведённого порталом “Изм”.

Буддизм аборты осуждает, но ничего не предписывает – мол, думайте сами, решайте сами: «Если мы посмотрим на буддийскую теорию смерти и перерождения, то увидим, что эмбрион уже является живым существом с с момента зачатия. Поэтому, конечно, с буддийской точки зрения аборт – это убийство.

Обратите внимание

И в сознании, в подсознании того, кто это делает, своими руками или чужими, после этого действия семена остаются очень негативные. Но, с другой стороны, нигде в буддизме мы не найдем призывов к запрету абортов или к осуждению людей, которые это делают.

Будда поступает как советчик, он говорит: “Если вы поступите таким образом, совершите такое действие, то результаты будут для вас негативные”. А дальше человек уже выбирает сам» (Елена Леонтьева, главный редактор сайта Buddhism.ru).

Ислам аборт запрещает, но с рядом оговорок: «Аборт с точки зрения ислама запрещён, ибо рождение ребенка, появление на свет младенца – это  великий дар Всевышнего, и к этому человек должен быть готов и наилучшим образом к нему относиться.

Ибо сам Всевышний, как гласит Священный Коран, является Творцом всего сущего и Создателем, и Он дает жизнь человеку, и Он же ее забирает. Но, конечно же, бывают ситуации, когда аборт разрешается, и это является исключением из правил.

В первую очередь, когда речь идет об угрозе жизни матери, ибо Всевышний Аллах наделил наших женщин великим даром, а этот дар – рождение будущего поколения. И в этом отношении ничто не может сравниться с здоровьем матери, здоровьем женщины.

И в этой ситуации, если врачи говорят, что данная беременность может каким-то образом навредить здоровью матери – то, конечно, эту беременность можно прервать путем аборта. Во-вторых, когда речь идет о серьезных патологиях плода. Исламские ученые заявляют, что эту беременность можно прервать до сто двадцатого дня.

Это тот период, когда еще у плода нету души, ибо, с точки зрения ислама, только на сто двадцатый день ангелы вдыхают душу этому плоду, и это становится уже полноценный ребенок, или полноценный человек, и прерывать беременность уже будет неправильным» (муфтий Рушан Аббясов)

Православие же, считая плод человеком с момента зачатия, резко и безоговорочно осуждает аборты: «В православной церкви отношение к абортам резко отрицательное, поскольку аборт приравнивается к убийству. И, кроме того, после аборта бывают очень неприятные последствия, когда эта функция рождения жизни утрачивается.

Важно

И отношение к абортам связано с отношением православия к тайне жизни, над которой никто власти не имеет, кроме Бога» (игумен Димитрий Рябцев). В «Основах социальной концепции РПЦ» (XII.2) указано, что при этом рекомендуется проявлять  пастырское снисхождение, если есть прямая угроза жизни матери.

Однако мать, не отлучаемая в таком случае от причастия, исполняет личное покаянное молитвенное правило, определяемое священником, который ее исповедует. 

Посмотреть, какова позиция других религиозных течений по этому вопросу, а также определиться со своей позицией можно здесь – http://izm.io/ru/

Источник: https://www.refnews.ru/read/article/1386895

Православный взгляд на аборты

Совершение аборта как намеренного прерывания беременности при учете того, что сами роды не могли бы угрожать здоровью матери, является грехом детоубийства с точки зрения православной Церкви. Для того чтобы понять такую позицию Церкви необходимо осознать православное понятие самой человеческой личности.

Человек представляет собой не просто существо материальное. Помимо такой телесной составляющей в каждом человеке имеется нечто качественно особое, отличающее последнего от животных – душа. Благодаря наличию души человек становится венцом творения.

В христианском богословии существует несколько точек зрения о происхождении человеческих душ, равно как и о том, когда именно появляется эта неразрывная с самой личностью составляющая.  Догматическое учение православной Церкви не дает четкого ответа на вопрос, как происходят души.

В настоящее предполагается, что эта нематериальная составляющая появляется посредством творения Богом и рождением души от физиологических родителей. Временем появления души считается зачатие эмбриона.

Такое представление о человеке и о времени появления души обуславливает осознание того, что уже зачатый эмбрион является обладателем уникального божественного дара и, соответственно, в утробе матери уже с этого момента находится живой человек, личность. Именно поэтому прерывание беременности рассматривается как убийство (детоубийство).

В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ, именующийся «Основами социальной концепции». В нем рассматриваются наиболее важные вопросы человеческой жизни и деятельности.

В документе особое внимание уделено практике совершения абортов. Намеренное прерывание беременности рассматривается как угроза самой России, будущему нашего государства.

Совет

Лишение жизни нерожденного дитя можно расценить как человеческую нравственную деградацию, непонимание основ предназначения человеческой жизни.

Иногда можно услышать мнение, что решение сделать аборт является свободой выбора матери. Однако это утверждение не имеет в себе силы, так как в конкретном случае у женщины нет права на убийство.

Особо стоит упомянуть о практике совершения аборта вынужденно, то есть тогда, когда рождение ребенка угрожает жизни матери.

В таком вопросе Церковь солидарна с медициной – необходимо, прежде всего, спасать мать. Поэтому подобные медицинские показания в виде исключения допускаются Церковью.

Однако стоит понимать, что даже при вынужденном абортировании  женщине в будущем следует исповедовать это в таинстве покаяния.

Несмотря на всю строгость, с которой православная Церковь обличает аборты (из-за подобного действия может быть даже расторгнут церковный брак), женщины, совершившие аборт, не могут быть оставлены без надежды на прощение Божие, ведь нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного – так говорят святые отцы. Если женщина от всего сердца будет приносить покаяние Богу за содеянное в течение всей своей жизни, то надежда на прощение имеется, равно как и то, что на исповеди прощается и такой страшный грех как детоубийство (при условии чистосердечного покаяния и осознания всего ужаса содеянного).

В некоторых молитвословах имеются определенные молитвы для женщин, совершивших аборт. Можно читать акафисты, специально написанные для матерей, загубивших чад в своей утробе.

Таков православный взгляд на аборты. Церковь предостерегает человека от греховного шага, напоминая о том, что кровь нерожденных детей, согласно Библии, вопиет к Богу об отмщении.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-921451-pravoslavnyy-vzglyad-na-aborty

Аборт и христианство

/ Разделы сайта / Грехи / Аборт и Христианство / Аборт и Христианство

Аборт (от лат. аbortus – «выкидыш») – искусственное прерывание беременности, сопровождающееся (или вызванное) гибелью плода (нерожденного ребенка).

Христиане верят, что душа человека возникает в момент зачатия. Подавляющее большинство христиан считают аборт убийством ребенка в чреве матери [2, 3, 4, 5]. Некоторые представители протестантских церквей в Европе и США допускают возможность аборта по желанию женщины.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ЗАЧАТИИ

Бог обращается к пророку Иеремии: «… прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя …» (Иеремия 1:5).

Обратите внимание

В псалмах царь Давид обращается к Богу: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. (…). Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

Зародыш мой видели очи Твои; В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было». (Псалом 138:13, 15-16). «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева».

(Псалом 126:3).

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЖИЗНИ В УТРОБЕ МАТЕРИ И ОБ АБОРТЕ

Святой Василий Великий обличал как тех, кто способствовал абортам, так и женщин, к ним прибегавшим: «…те, которые дают снадобья, вытравливающие младенца, суть убийцы, равно как и те, которые принимают убивающие зародыш отравы».[6]

Святой Григорий Нисский говорит о существовании человека в момент зачатия [7]: «Поскольку человек, состоящий из души и тела, есть единое, то предполагаем одно общее начало его состава, так что он ни старше, ни моложе самого себя и не прежде в нем телесное, а потом другое. Напротив того, утверждаем, что предведущим Божиим могуществом (…) приведена в бытие вся полнота человеческого естества…».

ОТНОШЕНИЕ К АБОРТУ В ПРАВОСЛАВИИ

Позиция православных церквей касательно аборта не различается. Официальная позиция Русской православной церкви сформулирована в «Основах социальной концепции»:

XII.2. С древнейших времен церковь рассматривает намеренное прерывание беременности аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Читайте также:  Какой иконе молиться беременной женщине?

Об ответственности отца:

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта.

О праве мужа расторгнуть брак:

Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака.

Об ответственности врача:

Важно

Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести.

Исключительные случаи:

В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у неё других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение.

Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.

ОТНОШЕНИЕ К АБОРТУ В КАТОЛИЧЕСТВЕ

Официальная позиция Католической церкви была сформулирована в папской энциклике «Humanae vitae» в 1968 г.

Катехизис Католической церкви:

Человеческая жизнь должна пользоваться уважением и защитой в абсолютной мере с момента зачатия.

С первого же момента его существования за человеком должны быть признаны все права человеческой личности, среди которых – нерушимое право каждого невинного существа на жизнь [8]. Начиная с 1 века, Церковь провозглашала моральное зло всякого искусственно вызванного аборта.

Это учение не изменилось. Оно остается незыблемым. Сознательный аборт, то есть желаемый как цель или как средство, глубоко противоречит нравственному закону [9]. Церковь применяет каноническое наказание отлучения к этому преступлению против человеческой жизни.

Тот, кто производит аборт, если цель достигнута, подлежит отлучению (экскоммуникации) latae sententiae (связывающее силой самого закона), уже из-за самого факта совершения преступления [10].

Совет

В 2007 году Папа Римский Бенедикт XVI подтвердил точку зрения, согласно которой аборт – грех [11].

ОТНОШЕНИЕ К АБОРТУ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ

Вплоть до конца 60-х годов XX века (до появления новых медицинских технологий [источник не указан 420 дней]) позиция протестантских церквей была едина и осуждала аборт, считая, что дитя в лоне матери должно быть под защитой [12].

Жану Кальвину, лидеру Реформации, принадлежит следующее высказывание: «Плод, хотя и сокрытый в утробе матери, уже есть человеческое существо.

Поэтому, если его лишают жизни, которой он ещё даже не насладился, то тогда такой поступок есть ничто иное, как величайшее преступление.

Если убить человека в его собственном доме – в самом безопасном месте – считается более кощунственным, чем лишить его жизни в поле, то как же мы назовем преступление, когда плод ещё во чреве уже лишается жизни, так и не увидев свет Божий?» [13].

Мартин Лютер, основатель Лютеранской Церкви, высказывался в защиту зачатого ребенка:

«Несомненно, созданное Богом в этот момент [зачатия], должно быть продолжено в потомстве» [12].

В 1960 -1970 годы начался раскол среди протестантских церквей в вопросе об аборте. Например, Пресвитериане поддержали свободу абортов, за ними последовал ещё ряд церквей. Это, в свою очередь, привело к основанию конфессиональных групп движения «в защиту жизни» (pro-life) [12].

В настоящее время в протестантизме вопрос об абортах является предметом дискуссии. Помимо критики, встречаются и осторожные сторонники [14].

Лютеранский теолог Пер-Андерс Груннан, осуждая аборты, оговаривается, что «аборт допустим для христиан лишь в том случае, когда жизнь матери находится под угрозой» [15]. В целом в лютеранских странах сильны позиции противников абортов [16].

Обратите внимание

Тем не менее есть лютеране, открыто практикующие аборты (например, убитый в церкви доктор Джордж Тиллер [17]).

ПОКАЯНИЕ ДЛЯ СОВЕРШИВШИХ АБОРТ

Женщин, сделавших аборт, а также мужчин, принимавших участие в принятии решения об аборте, христиане призывают к покаянию. В Православной и Католической церквях существует таинство покаяния (исповедь), где верующий исповедуется в присутствии священника.

В ряде протестантских церквей после аборта также необходимо покаяние, как во время частной исповеди, так и во время общей, где можно сказать о совершенном грехе, не указывая, какой именно грех совершен (Аугсбургское исповедание, артикул 11: Об исповеди).

В Русской православной церкви существует ряд молитв «о детях, загубленных в чреве матери» [18].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ответы Святейшего Патриарха Алексия II на вопросы газеты «Новости Эльзаса»: «Все эти факты являются неприемлемыми для православных христиан, для которых аборт во все времена приравнивался к убийству».

2.

Archbishop Angelo Amato, Secretary of the Congregation for the Doctrine of the Faith: The media hides “the tragic reality of the facts, “the Archbishop said, “For example, abortion is called “voluntary interruption of pregnancy” and not the killing of a defenseless human being. (СМИ скрывают трагическую реальность … аборт называют «прерыванием беременности по желанию», а не убийством беззащитного человеческого существа).

3. Группа католических и протестантских лидеров США: “The direct and intentional taking of innocent human life in abortion, euthanasia, assisted suicide, and embryonic research is rightly understood as murder” (прямое и намеренное отнятие невинной человеческой жизни с помощью аборта, эвтаназии … справедливо считается убийством).

4. Православная энциклопедия. Статья «Аборт»: «Искусственный аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство ребенка».

5. Папа Римский вновь назвал аборты грехом.

Важно

6. [1, 2, 3] Kathleen Sweeney. The Protestant Churches on Abortion: Complex, Contradictory, and Challenging. http://www.nrlc.org/new s/1999/NRL199/sween.html

Источник: http://www.road2church.ru/grexi/Abor_and_Christianity/abort_i_xristianstvo.html

Аборт “по медицинским показаниям”

?der Doktor (gasloff) wrote in ustav,
2008-01-28 17:40:00der Doktor
gasloff
ustav
2008-01-28 17:40:00Стоит также процитировать мнение прот.

Николая Балашова о таком сложом вопросе, как аборт “по медицинским показаниям”, также содержащееся в его книге “И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарий к Социальной концепции Русской Православной Церкви”.

Аборт «по медицинским показаниям»

– Отец Николай! Некоторых смущает, что в «Основах социальной концепции» говорится о снисхождении к тем женщинам, которые решились на аборт «по медицинским показаниям», при угрозе их жизни. Правомерно ли в таких случаях говорить о снисхождении и почему?– Давайте разберемся. Прежде всего, прочитаем тот текст, который, как вы говорите, некоторых смутил: «В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь» (XII. 2).Не вижу тут ничего смущающего – и даже ничего принципиально нового. Выше прямо сказано: «Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта». Но ясно, что те случаи, когда беременность прерывается из-за действительно существующей прямой угрозы жизни матери, заслуживают особого рассмотрения. Ответственность супругов еще более возрастает, когда в семье есть другие дети, которые могут остаться без материнского ухода. Конечно, нельзя приравнивать такую мать, возможно, со многими слезами решившуюся на прерывание беременности, к здоровой женщине, просто не желающей обременять себя ответственностью за детей и делиться с ними жизненными благами. Во все времена пастырская практика Церкви знала различение тяжести вольного и невольного греха, в том числе и вынужденного обстоятельствами жизни. «Да сматряется [рассматривается] же сих [то есть кающихся] житие… и тако человеколюбие да мерится», – говорит увещание к духовным отцам, помещаемое в Требнике. Там же проводится различие между случаями, когда женщина совершила аборт «самохотне» или «неволею по нужде некоей». Поэтому, в полном соответствии с этими пастырскими принципами и с канонами Церкви, дающими власть епископам увеличивать либо уменьшать епитимий (12-е правило I Вселенского Собора, 2-е, 5-е и 6-е правила Анкирского Собора), отцы Архиерейского Собора 2000 года рекомендовали духовникам проявлять снисхождение к женщинам, прервавшим беременность при прямой угрозе жизни. Указана и мера этого снисхождения: в таких случаях женщина не отлучается от Святого Причастия при условии исполнения личного покаянного молитвенного правила. Определить его форму должен священник, принимающий исповедь.До принятия Собором этого документа зачастую приходилось встречать случаи, когда на женщин, совершивших аборт и без всякой угрозы для их жизни, не налагалось никаких канонических епитимий. Просто священник читал молитву из Требника на случай непроизвольного выкидыша (которая к подобному случаю совершенно не относится!), советовал женщине молиться, поститься, делать поклоны – и допускал ее до Причастия. Теперь указано, что этого делать нельзя. Так что надо скорее говорить о том, что установлены более строгие пастырские нормы, чем фактически было принято в церковной практике последних лет.

– Один видный московский пастырь говорит, что формулировка «угроза жизни матери», все чаще применяемая недобросовестными врачами, может спровоцировать женщину без достаточных оснований пойти на аборт.

– Да, опасность неоправданного расширения так называемых «медицинских показаний» для аборта действительно существует. И Собор обратил на нее особенное внимание. Такое отношение обусловлено сложившейся в нашей стране привычкой общества к аборту как обычному, более того – нормальному, «цивилизованному» средству ограничения численности детей. Даже вполне здоровая женщина, пришедшая с признаками беременности на первый прием к врачу, порой слышит от доктора: «Ну что, выписываем направление (то есть на аборт)? Или оставлять думаете?». А уж в случаях каких-либо осложнений беременности или просто проблем со здоровьем на мать зачастую оказывается психологическое давление, чтобы побудить ее согласиться на аборт. При этом аборт по медицинским показаниям (круг которых определен весьма расплывчато) возможен у нас практически на любом сроке беременности.Еще одна причина – в том, что, как отмечено в «Основах», по действующим у нас правилам «юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта». Архиерейский Собор признал такое положение ненормальным. А врачей предупредил о высокой нравственной ответственности за постановку диагноза, который может подтолкнуть женщину к прерыванию беременности. Особенно обращаясь к верующим медикам, архипастыри призвали их внимательно сопоставлять медицинские показания с велениями христианской совести.Но надо признать, что бывают случаи, когда прерывание беременности действительно неизбежно. Скажем, в случае внематочной беременности – дальнейшее развитие зародыша погубит жизнь матери вместе с плодом, который все равно не выживет. Совсем другое – когда речь идет об опасностях несопоставимо меньших или просто о возможном вреде для материнского здоровья (которым, вообще говоря, до некоторой степени угрожает любая беременность).

– Приходилось слышать возражения такого рода: надо ли было вводить эту статью в «Основы», если число православных матерей, чьей жизни угрожает гибель вследствие беременности, незначительно? Статистика такова, что в 1999 году в России погибли в родах 583 женщины – из них 30 процентов вследствие абортов. Учитывая, что церковных людей у нас всего 1-2 процента, речь идет всего лишь о 5-6 женщинах по всей России. Но такие случаи можно решать индивидуально…

– Можно было бы и не прописывать никаких норм, если бы мы всегда могли полагаться на неизменно высокое качество духовнической практики. Но ведь опыт показывает, что наша паства в ответ на жизненные проблемы получает не только разные, но и противоположные утверждения. Поэтому было необходимо обозначить нормы церковного отношения по этой весьма болезненной проблеме.Конечно, вопрос о молитвенном и покаянном правиле надо решать индивидуально – это и предусмотрено в «Основах». Но принципиально обозначить, что Церковь по-разному относится к поступкам в зависимости от их причины, было нужно.А много подобных случаев или мало – какое это имеет значение для той женщины, у которой в жизни именно такой случай произошел? Для нее разве важно, сколько таких, как она: пять или тысяча? Для нее речь идет о ее единственной жизни, о жизни ее нерожденного ребенка… и, быть может, о жизни уже рожденных ею детей. Она стоит перед тяжким нравственным выбором. Кроме того, не нахожу возможным согласиться с утверждением, что в России «всего 1-2 процента» женщин прислушиваются к суждениям Церкви по нравственным вопросам.

– Приходилось слышать мнение, что мать-христианка просто обязана пожертвовать собою в случае угрозы ее жизни. Большинство православных, наверно, так и поступит, понимая, что на крови собственных убитых детей, пусть и ради спасения жизни матери, не построишь счастья…

– Возможно. Но вправе ли духовник требовать от человека пожертвовать своей жизнью? Не преступает ли он при этом пределы своей пастырской ответственности и данных ему Церковью полномочий? Это очень серьезный вопрос!

– Можно ли оправдать мать, совершающую аборт, если ребенок является плодом насилия или инцеста?

Источник: https://ustav.livejournal.com/169652.html

Ссылка на основную публикацию