Православная церковь о пьянстве: отношение и мнение

Православная церковь о пьянстве: отношение и мнение – православные молитвы

По данным Минздрава РФ в России зарегистрировано 2,5 миллиона людей с официальным медицинским диагнозом — «хронический алкоголизм». Негласная статистика насчитывает 7 миллионов человек страдающих алкоголизмом. Для медиков «алкоголизм» — заболевание, для священников – грех. И те и другие предлагают свои методы преодоления этого недуга.

В бутылке «топят» неудачи, неразделенную любовь, семейное неблагополучие или супружескую измену. Причиной пьянства могут стать разочарование в себе или предательство друзей.

Однако есть одна главная — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров.

Истоки «алкогольной» личности

Психологи определили некоторые характерологические черты, свойственные «алкогольным» личностям.

В частности было установлено, что одни из них легкоранимы, плохо приспособлены к практической жизни, слабовольны, другие – излишне самоуверенны, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи, настойчиво ищут признания. Если на эти черты характера наслаивается еще и психотравма, то вероятность нервного срыва и запоя очень велика.

Как показывают наблюдения, путь к пьянству начинается с ранних лет. Усвоение алкогольных ритуалов происходит задолго до первого знакомства со спиртным. Маленькие дети, сидя за праздничным столом, «играют во взрослых», разливая фруктовый сок по бокалам, а затем с гримасой на лице выпивают «детское вино» под одобрительный гул родителей и гостей.

Обратите внимание

На путь пьянства подростка подталкивает и та атмосфера бездуховности, греха, которую он видит во взрослом обществе и, в первую очередь, в своей семье. Пьянство родителей уродует душу ребенка.

Сердце обливается кровью, когда видишь истерзанных этим горем детей, лишенных внимания, ласки и заботы отца-алкоголика, а теперь нередко и матери.

Сегодня алкоголиком стать просто. К алкоголизму ведет употребление, как многим кажется, безобидного пива. К сожалению, люди довольно плохо осведомлены о коварстве этого напитка. Злоупотребление пивом крайне отрицательно влияет на сердце. Формируется так называемый синдром «пивного сердца», сердце  становится дряблым, а его функции «живого мотора» теряются безвозвратно.

Формирование алкогольной зависимости

1. Неврастеническая стадия

Усиливается влечение к алкоголю, утрачивается контроль над количеством выпитого. На этом этапе доминируют симптомы нервной слабости: раздражительность, злобность, снижение работоспособности, бессонница, кошмарные сновидения, головные боли и др. В быту начинающие алкоголики становятся конфликтными и неуживчивыми.

Окружающий мир им кажется серым, безликим, и лишь только водка или вино делают повседневную действительность как-то переносимой. Здоровье день ото дня ухудшается. Таких людей беспокоят сосуды: «прыгает» давление, появляется вегетососудистая дистония, нарушаются функции печени, поджелудочной железы, кишечника.

А самое главное – необратимо разрушается головной мозг.

2. Наркотическая стадия

Патологическое влечение к алкоголю становится непреодолимым. Появляется абстинентный синдром – похмелье. Он проявляется дрожанием рук, головокружением, слабостью, отсутствием аппетита, потливостью, повышением артериального давления, сердцебиением, сухостью полости рта.

Пьянство становится практически ежедневным, возникают запои. Личность постепенно деградирует. Мышление становится бедным, однообразным. Круг интересов сужается до минимума. Прогрессивно ослабевает воля.

Доминирующая потребность — алкоголь. Клятвы и обещания родным и близким, оставить свое пагубное пристрастие, забываются ими в тот же час.

На этой стадии алкоголизма нередко возникают острые алкогольные психозы.

3.Энцефалопатическая стадия

Это завершающая стадия алкоголизма. Характеризуется дальнейшим распадом личности и полной потерей здоровья. Чтобы напиться допьяна, уже достаточно небольшой дозы алкоголя. Абстинентный синдром более продолжительный и тяжелый. Деградация личности явная.

Смыслом жизни становится алкоголь. Тяжело страдают внутренние органы. Цирроз печени, гастрит, миокардит, алкогольный психоз и слабоумие, атрофия половых желез – вот что ждет алкоголика.

Любые заболевания на фоне алкоголизма протекают значительно тяжелее, и исход их не всегда благоприятен.

Как избавиться от алкогольной зависимости?

Подход к лечению алкоголизма должен быть комплексным, включающим в себя три аспекта.

Медицинский

Медики, как правило, используют всевозможные дезинтоксикационные растворы, назначают психотропные средства, препараты вызывающие отвращение к алкоголю из-за выработки отрицательного условного рефлекса, общеукрепляющие средства и витамины.

Все это позволяет облегчить физические страдания алкоголика.

Психологический

Квалифицированный психолог или психотерапевт пытается вскрыть глубинные психологические корни возникновения пьянства, анализирует характерологические особенности человека, его семью и социально-бытовые условия. Затем специалист дает советы и рекомендации, обучает бороться со стрессами, преодолевать конфликты и т. д.

В ряде случаев проводятся различные психотерапевтические процедуры, эффект от которых тем выше, чем ярче осознанное желание самого человека освободиться от этого бремени и вернуться к полноценной жизни.

Таким образом, психотерапевт становится как бы попутчиком и помощником пациента на этом сложном пути, который он непременно преодолевает сам.

Духовный

Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Поэтому только медицинскими методами и психотерапией страждущему не помочь. Убеждения и медикаменты не всесильны. Для преодоления недуга необходимы духовные усилия.

Условия исцеления – покаяние, молитва, чтение Святого Евангелия, церковные Таинства. Так и искореняли пьянство еще в дореволюционных православных обществах трезвости. Кстати, до революции, только духовенством, на тему трезвого образа жизни издавалось 32 журнала.

Страждущему человеку необходимо осознать, что пьянство – грех. Поэтому, прежде всего, нужно принять глубокое, твердое решение не пить спиртное. Не пить совсем! Другого пути не существует.

Научиться трудиться и с пользой для души и тела отдыхать.

Дмитрий Авдеев,
кандидат медицинских наук,
директор Института проблем формирования
христианского отношения к психическим заболеваниям,
г. Москва.

Источник:

Отношение Православия к алкоголю

Отрывок из статьи.

Человек, который потребляет алкоголь, табак или другие наркотики, в глубине души понимает, что он — человек порочный. И как всякий порочный человек, он ищет оправдание своему пороку.

Православие всегда категорически выступало против пьянства. Однако в последнее время довольно распространённым стало мнение, будто бы Церковь поощряет «культурное», «умеренное» употребление алкоголя.

На самом деле это не так, поскольку священники, а в особенности — святые отцы Церкви, всегда старались полностью освободить от греховного влечения к вину своих духовных чад.

Священное Писание однозначно предписывает воздерживаться от любого употребления алкоголя. В древности одним словом «вино» — обозначали и свежий виноградный сок, и перебродивший, алкогольный. Отсюда все кажущиеся противоречия в тексте Библии. Таким образом, в очередной раз подтверждается непоколебимая истина: зло не в чрезмерном употреблении вина, а само по себе вино — зло.

Теперь становится понятным, почему в Библейских рассказах матери безбоязненно поят младенцев вином: на самом деле они поят их виноградным соком. Не вызывает недоумения и поучения апостолов, призывающих пить вино ради пользы для желудка. Исчезает противоречие, будто бы то пророки осуждают вино, то восхваляют.

Бог предусмотрел для нас калорийную, питательную еду и восхитительный сладкий напиток — виноградный сок. Проблема заключается в том, что благотворный Божий дар, виноградный сок, был извращён людьми: ему позволено было бродить.

Влияние их — кратковременное снятие напряжения путём притупления чувств и, как следствие, — уменьшение способности сознательно наслаждаться Божьими дарами — натуральными продуктами.

Важно

Мог ли Бог законным образом рекомендовать умеренное употребление алкоголя, зная его вредное влияние? ведь умеренность лишь уменьшает, но не устраняет болезненные последствия принятия алкоголя. Это же касается и употребления табака.

Выкуривание половины пачки вместо двух пачек сигарет лишь уменьшает, но не устраняет вред табака.

Некоторые доказывают, что Соломон предостерегает против пьянства, допуская умеренное потребление алкоголя (Притч. 23:33-35). Однако Соломон разрешает проблему неумеренного пьянства, призывая не к умеренности, но к полному воздержанию.

Почему? Потому что источник всякого нечестия и страданий, приносимых опьяняющим вином или другими алкогольными изделиями, заключается не в злоупотреблении, но в самой их природе: они способны причинить боль, подобно укусу змеи и жалу аспида .(см.

Притч. 23:32).

Когда мы примем библейское учение о том, что алкоголь бесчестит нас, мы перестанем доказывать, что хорошо просто не злоупотреблять им. Соломон осознал главную истину — проблема алкоголя не просто в злоупотреблении им, но в нём самом.

  Природа опьяняющего вина и другого алкоголя заключается в том, чтобы обмануть и нанести вред личности, следовательно, мы не должны ни желать, ни пить его. Можно неправильно употреблять доброе, но плохое непременно повредит.

Потому единственно безопасный курс — воздерживаться от всего, что опьяняет.

Миллионы людей, будучи вначале умеренными потребителями алкоголя, стали настоящими алкоголиками, принося огромный ущерб и себе, и обществу.

Причина этих трагических результатов проста: алкоголь является наркотиком, который не только опьяняет, но также вызывает привыкание. Для некоторых людей хватает всего лишь небольшого количества спиртного, чтобы стать постоянно зависимым.

Поэтому стоит всегда помнить библейское предостережение: «Не смотри на вино» (Притч. 23:31)

— это помрачение ума, потеря здравого смысла — способности правильно оценить и понять окружающее, так как от желудка, переполненного вином, алкогольные испарения поднимаются в голову, действуют на мозг.

Над такими исполняется написанное в Притчах: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же…» (Притч. 23:35).

является бесстыдство: пьяный никого не устыдится, потеряв совесть, речь его пересыпана  мерзкими, бессмысленными словами, которые обижают людей добродетельных; речь его бывает подобной стойбищу скота, наполненного смрадом нечистот, а язык — лопате, которая раскидывает эти нечистоты…

Не есть ли сердце такого человека вместилищем всякого зла, из которого только и может выйти зло, по слову Евангелия: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк.

6:45).

Совет

Пьяный припоминает и то, что давно уже прошло и пришло в забвение, и как мертвеца воскрешает из гроба.

И как легко пьяному изрыгать пищу из желудка, так же просто рассказать всем о своих и чужих тайнах; и пища, и тайны — в пьяном не держатся.

содомской лозы пьянства есть половое возбуждение, блуд, от чего и предостерегает Апостол: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18).

из лозы пьянства есть повреждение здоровья, телесное изнеможение, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, болезни желудка, стоны, немощь, преждевременная старость, преуменьшение лет жизни и несчастливая смерть.

— растрата имущества, потеря материального благосостояния, лишение выгод. «Рабочий, склонный к пьянству, не обогатиться» (Сир. 19:1). Как многие люди, которые из-за пьянства потеряли большое богатство и крайне обеднели! Пример этому — блудный сын из Евангельской притчи.

Источник: http://molitvennikk.ru/utrennie-molitvy/pravoslavnaya-tserkov-o-pyanstve-otnoshenie-i-mnenie-pravoslavnye-molitvy.html

Христианское отношение к пьянству

«Не винно вино, но проклято пьянство» (Прит. 20:1)

Одной из главных угроз здоровью людей является злоупотребление алкогольными напитками. Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в Беларуси, что выводит ее из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу.

Святые Отцы пишут, что каждый из нас имеет в себе семена всех страстей. И если пока мы к чему-то не пристрастились, в какой-то грех не впали, то это не потому, что мы такие сильные или добродетельные, а потому что Господь нас хранит. И следует всегда беречься и не надеяться на свои силы, т. е. быть смиренным. А подлинное смирение можно стяжать только в Православной Церкви.

Священное Писание не запрещает христианам употреблять алкогольные напитки. Сам алкоголь не является грехом. Но зависимость от вина, алкоголизм, не может присутствовать в жизни христианина (Еф 5:18; 1-е Кор 6:12) Христиане призваны не позволять чему — либо «господствовать» над своим телом (1-е Кор, 6:12; 2-е Пт,2:19

Cвятой Златоуст говорит:

Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям

И в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство (Еф. 5:18). Вино действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую совсем душу.

Грех гнездится не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15. 19,20).

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "старорусская"

Святые отцы говорят, что пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия. Пьянство — начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог.

Обратите внимание

Святитель Иоанн Златоуст определяет пьянство как: «… — несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства». А святитель Василий Великий утверждает, что «пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».

В православном понимании, по учению Священного Писания и святых отцов, трезвость — это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел».

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», — предостерегает апостол (1 Петр. 5. 8). «Трезвение есть хранение ума и чистота сердца», — поясняют святые отцы прп. Исихий и авва Евагрий: «Страх Божий хранит душу; трезвение же утверждает ее».


Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. По определению митрополита Антония Храповицкого: «Пьянство ( алкоголизм.) есть производное явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве…».

Пьянство, равно как и алкоголизм, бывает виной многих тяжких грехов. По словам святителя Тихона Задонского:

В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание — гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество как своеволие.

Люди с алкогольной зависимостью — своевольные люди. Они не могут видеть себя со стороны. Внутренне, в душе алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, «есть и будет хозяином своей судьбы».

Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний.

Алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия

Cам по себе алкоголизм — это поражения человека сразу в нескольких плоскостях:

  • Духовной — поскольку это страсть
  • Психологической — поскольку образуется психологическая зависимость от алкоголя, хочется получать удовольствие, а это подпитка греха пьянства
  • Медицинской (биологической) — поскольку при больших сроках и количестве употребления алкоголя алкоголь входит в обмен веществ
  • Социальной — поскольку человек становится законченным эгоистом и ему все равно что происходит вокруг, если нет алкоголя

Постоянное употребление алкоголя приводит к тяжелому заболеванию — алкоголизму или алкогольной зависимости, в основе которого лежит хроническое отравление организма алкоголем.

Это хроническое отравление постепенно формирует психическую и физическую зависимость от спиртного и вызывает патологию внутренних органов, нарушение обмена веществ, центральной и периферической нервной системы, психическую и личностную деградацию.

Различают три стадии алкоголизма.

Первая — стадия психической зависимости. В этой стадии для человека становится привычным употреблять алкоголь с целью забыть о неприятностях и невзгодах, облегчить контакт с окружающими, расслабиться.

Кроме того, в этой стадии у человека понижается порог чувствительности к алкоголю, то есть, чтобы достичь желаемого уровня опьянения ему требуется доза в 2-3 раза больше, чем прежде.

Важно

Исчезает рвотный рефлекс, являющийся защитным механизмом организма при отравлении алкоголем.

Вторая — стадия физической зависимости.

Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к изменению биохимических процессов организма, в результате регулярное поступление алкоголя в организм становится необходимым для его нормального функционирования.

При отсутствии поступления алкоголя в организм у человека возникают психические расстройства, головная боль, жажда, потеря аппетита, мышечная дрожь, раздражительность, агрессия.

Третья — стадия деградации личности. Человек становится безразличным к родным и близким, пренебрегает самыми элементарными правилами морали и этики, равнодушно относится к своему поведению. У него ухудшается память, снижается интеллект.

Особая опасность алкоголизма состоит в том, что даже Господь не может сделать человека непьющим — ведь человек наделен свободной волей. Поэтому прекратить пить может только сам человек.

Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью винопития, нужно знать и запомнить: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным. И даже прикасаться к спиртному ему категорически запрещено.

Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками. Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».

Когда во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.

Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».

Совет

Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и содействует утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма. В 1913 году, по инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости — 11 сентября (по новому стилю).

Именно в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост.

В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков.

В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником.

В настоящее время в храмах проводятся акции «Поставь свечу об исцелении страдающих недугом пьянства», а желающие получить выздоровление от напасти возносят молитвы к иконе «Неупиваемая Чаша», дарующей исцеление от болезней, алкоголизма и наркомании. Священники рекомендуют провести этот день в действии — сходить в храм, поставить свечу и помолиться за всех, страдающих недугом пьянства.

Важным средством борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, является участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых.

25 июля 2014 года Священным Синодом Русской Православной Церкви принята Концепция РПЦ по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма.

В этой деятельности церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

Обратите внимание

При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.

Библия учит нас тому, что греховно «все, что обладает» человеком (ср. Откр. 22:15).

Храм Божий — будь то наше тело и наша душа — свят, и соприкосновение с нечистым может его осквернить «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17).

И, пожалуй, самое страшное — это то, о чем предупреждает нас святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Главное зло пьянства в том. что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание».

Источники:

Александр А. Соколовский

Источник: http://www.blagobor.by/article/vera/vino

Как Церковь относится к алкоголю, к вину?

Алкогольные напитки ─ это очень опасный продукт!

От алкогольных напитков в России умирает свыше 800 тысяч человек — ежегодно!

Кто-то выпил лишнего и утонул, кто-то перебрал с алкоголем, и уснул с сигаретой в руках, а большинство, регулярно употребляя спиртное, просто убивают себя изнутри.

Так что же, совсем отказаться от спиртного?

Давайте узнаем у доктора медицинских наук, кандидата богословия, профессора, священника Сергия Филимонова, как Православная Церковь относится к алкоголю, к вину?

─ В Библии говорится, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15) и «полезно … если будешь пить его умеренно» (Сир. 31. 31).

Однако и в священном Писании, и в творениях святых отцов мы многократно находим строгое осуждение порока пьянства, который, начинаясь незаметно, влечет за собою множество других погибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям.

«Пьянство – вражда на Бога… Пьянство – это добровольно накликаемый бес… Пьянство отгоняет Святого Духа» – писал святитель Василий Великий.

«Пьянство – корень всех зол… Пьяница – живой мертвец… Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним… Пьянство … – это многообразный и многоглавый зверь… Здесь вырастает у него блуд, так – гнев; здесь – тупость ума и сердца, а там – постыдная любовь… Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница», наставлял святой Иоанн Златоуст. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны… Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу», – свидетельствует святитель Тихон Задонский.

Основная причина бегства многих наших современником в царство алкогольных иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров.

Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов.

С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока.

Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь. (Из материалов Архиерейского Собора РПЦ, 2000 г.)

Важно

Добавить к словам о. Сергия можно лишь то, что прежде употребления алкоголя, нужно знать размер своей максимальной дозы (две-три рюмки), и стараться никогда их не превышать. Тогда и веселие будет на сердце, и ум не будет искусственно затуманен и «выключен».

Помоги нам Господи и даруй силы и мудрости быть всегда на верном пути!

Вопросы священнику >>

Источник: http://semyaivera.ru/2013/06/26/kak-tserkov-otnositsya-k-alkogolyu-k-vinu/

Вопросы к священнику о проблеме алкоголизма

ЛЕКАРСТВО ОТ АЛКОГОЛИЗМА — КЛУБ ТРЕЗВОСТИ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ

В «Древнем патерике» есть такая притча. Некоему египетскому пустынножителю бес пообещал, что не будет беспокоить его никогда, если он совершит один из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. Пустынник подумал и выбрал пьянство. «Упиться один раз, кажется, не большой грех.

Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот вошел он в корчму и упился. После чего случилось ему беседовать с некой бесстыдной женщиной. Будучи прельщен, он совершил с ней грех. А когда пришел муж той женщины, то он начал драться с ним и убил его.

Таким образом он совершил все три греха сразу и погубил многолетние свои труды.

Мораль сей притчи очевидна: алкоголизм, или, выражаясь языком церковным, страсть винопития, — источник многих зол и бедствий. И тем не менее люди пьют. Почему? Что так неудержимо, вопреки логике и здравому смыслу, влечет человека к бутылке? Что же такое алкоголизм: болезнь, страсть, образ жизни? И главное — можно ли избавить человека от алкогольной зависимости?

С этими вопросами я обратилась к о. Алексию Бабурину, настоятелю храма Св. Николая в подмосковном селе Ромашково, где с 1992 года действует первый в России клуб трезвости при православном приходе. О. Алексий — врач-психиатр по образованию, долгое время занимался проблемами алкоголизма, наркомании, табакокурения во Всесоюзном кардиологическом научном центре.

Читайте также:  Праздник серафима саровского - 1 августа 2019 года

Работал над диссертацией, которую закончить не успел — ушел служить в Церковь. Но, как он говорит, не для того, чтобы расставаться с врачеванием, а, напротив, чтобы заняться подлинным исцелением — духовным. Сейчас, в сане православного священника, о.

Алексий участвует в международных съездах наркологов, пишет научные труды, работает над программой помощи людям с алкогольной зависимостью и их семьям.

О. Алексий, алкоголь — это зло. Почему же Православная Церковь разрешает употребление спиртных напитков, более того, использует вино в богослужебных целях?

— Прежде всего, зло не в вине, а в неправильном, точнее, неумеренном его употреблении. В небольших дозах вино не вредно, даже оказывает некоторый терапевтический эффект. В одном из посланий апостола Павла Тимофею содержится совет последнему употреблять вино с водой ради больного желудка (1 Тим. 5, 23).

К тому же вино — продукт созидательной творческой деятельности человека и поэтому используется в качестве богоугодной жертвы в таинстве Евхаристии.

В таинстве брака испиваемая супругами общая чаша символизирует особое единение — в любви и согласии переносить все испытания будущей совместной жизни, и радости, и горе.

Как же получается, что чаша эта из символа любви превращается иной раз в источник страдания для всей семьи? Другими словами, в чем корни пьянства?

— Причины кроются в гедонистической философии. Человек ищет наслаждений, сиюминутных удовольствий. Не случайно грех винопития по святоотеческой классификации грехов входит в страсть чревоугодия.

Батюшка, существует ли предрасположенность к алкоголизму? Пьют-то ведь многие, но не все становятся алкоголиками.

— Действительно, по данным науки, из десяти регулярно употребляющих спиртное людей лишь шесть приобретают алкогольную зависимость. Дело в том, что в жизни человека большое значение имеет его родословная: грехи родителей часто сказываются на детях. Так что если в роду у человека были, скажем, бабушки, злоупотреблявшие спиртным, то уже есть основания для беспокойства.

Раз уж мы заговорили о женском пьянстве… Почему на женщин алкоголь оказывает особенно сильное воздействие?

— В самом деле, женский организм более раним по отношению к алкоголю. И это естественно. Сравните, что легче повредить: хрупкий цветок или грубое растение?

Батюшка, существует такое выражение онапиться до чертиковп. Не следует ли понимать его буквально?

— Напиваясь, человек открывает в свою душу доступ силам зла, становится седалищем темных сил. Он может даже общаться с ними в состоянии алкогольной горячки, видеть их.

Как это — видеть?

— Так, обычно… С рогами и прочими атрибутами. Впрочем, мне не хотелось бы об этом распространяться.

— Расскажите, пожалуйста, о том, как победить зеленого змия. Как излечиться от алкоголизма?

— Алкоголизм практически неизлечим. Зависимость, если уж она сформировалась, останется у человека навсегда. — Как же так? Ведь существует столько способов, методов. Неужели все они безрезультатны?

— Я объясню. Дело в том, что в организме человека, постоянно отравляющего себя алкоголем, возникают необратимые изменения на биохимическом уровне. В частности, перестает в нужном количестве вырабатываться специальный фермент, расщепляющий спирт — алкогольредуктаза. И это — на всю жизнь.

Человек может месяцами, годами не прикасаться к бутылке и считать себя вполне здоровым, но стоит ему вновь потянуться к спиртному, как тут же, после первой рюмки, он впадает в состояние тяжелейшего запоя. Но выход есть. И очень простой. Нужно научиться жить без алкоголя. Ведь алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни.

И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия и начать новую жизнь. В этом ему могут и должны помочь близкие люди, семья. Своей любовью, вниманием, терпением. К сожалению, так бывает редко.

Совет

Знаете, как развиваются отношения в семье, где есть пьющий человек? Вначале ищутся всевозможные способы излечения, затем накапливается усталость, раздражение и, в конце концов, возникает желание избавиться от этого человека любой ценой. Редко кто несет свой крест до конца.

— Нести свой крест — это значит терпеть все выходки пьяного человека?

— Нет. Я говорил о любви, но о любви деятельной. Той, которая помогает человеку преодолеть страсть.

Прежде всего нужно избавиться от традиции так называемого культурного пития, вообще не держать в доме спиртного. В начале нашей беседы я говорил, что в ограниченных количествах спиртное не вредно.

Но это высказывание справедливо только в отношении здоровых людей, тех, у кого не сформировалась алкогольная зависимость.

— Отец Алексий, сегодня, чтобы помочь человеку бросить пить, существуют такие методы, как гипноз, кодирование…

— Пользы они не принесут, а навредить могут. Неприемлем и такой способ, когда человеку говорят, что найдено уникальное лекарство от его болезни, а вводят ему в кровяное русло, ну, скажем, хлористый кальций. Это самый настоящий обман. Подлинного исцеления он не принесет.

Бог ждет от нас деятельного, активного участия в собственном спасении. Ждет покаяния. Бывает, человек приходит за помощью в храм Божий, покупает икону, свечу. Но все это без веры, без молитвы, без покаяния. Он ждет мгновенного исцеления без всяких усилий со своей стороны.

И его ожидания не всегда оправдываются.

— Батюшка, при вашем приходе существует клуб трезвости. Расскажите, пожалуйста, о нем подробней.

— Основоположник таких клубов — хорватский психиатр Владимир Худолин. Клуб — это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, связанных с пьянством и алкоголизмом. Люди, решившие вести трезвый образ жизни, и их семьи собираются вместе и обсуждают волнующие их вопросы, делятся своим опытом.

Основные лекарства здесь — любовь, дружба, взаимопонимание. Руководят клубами добровольцы, прошедшие специальную подготовку. Итальянский профессор Ренцо де Стефани, взяв за основу методику В. Худолина, развил и дополнил ее. И стал успешно внедрять ее в Италии, Испании, Польше.

По благословению патриарха и мы стали сотрудничать с итальянскими специалистами, создавать подобные клубы здесь, в России. Организовали курсы подготовки руководителей клубов. Вначале все шло хорошо. Затем возникли серьезные проблемы. Дело в том, что программа Ренцо де Стефани никакого отношения к Православию не имеет. Сам он человек неверующий, гуманист.

Присутствуя на заседании одного из московских клубов, он услышал, что люди за исцеление благодарят Бога. И был весьма удивлен: йА при чем тут Бог?к Ему не понравилось, что люди, пришедшие в клуб, стали приходить к вере. Не все, конечно, но многие. И он потребовал, чтобы в его методику не вносилось никаких изменений.

Но, скажите, как же быть в этом случае людям верующим? Получается, что если они не откажутся от веры, то им доступ в клуб закрыт. Конечно, этого мы допустить не могли.

— Значит, с клубами трезвости покончено?

— Нет. Ведь по сути это дело хорошее. И, между прочим, заимствованное из практики первых христианских общин. Вспомните завет апостола Павла: оДруг друга тяготы носите и так исполните закон Христовп. Так что создавать клубы мы будем. Но при православных приходах.

Обратите внимание

Мне бы хотелось, чтобы при Православной Церкви возникла особая группа людей: архипастырей, пастырей, мирян, которая всерьез бы занялась проблемами алкоголизма и наркомании. Архиепископ Сергий Солнечногорский, я и мой сослужитель по приходу о.

Валентин Жохов, врач-хирург по образованию, думаем над этим.

— Бог в помощь!

Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/19/voprosi-k-svyashenniku-o-probleme-alkogolizma/

Как Церковь относится к алкоголю?

Религия » Религии России » Православие

10 октября — “день рождения” русской водки. Этим днем 1503 года датирована запись в кремлевских архивах, повествующая, что монахам одного из монастырей Первопрестольной удалось получить “водовку” — концентрированный алкоголь. А каково вообще отношение Церкви к “зеленому змию”? Когда она не против, и когда советует воздержаться?

Впрочем, как и во многих других случаях, связанных с датированием появления столь знаковых явлений или предметов, как всемирно известный напиток, к точным цифрам нужно относиться с изрядной долей юмора.

Собственно, и указанное 10-е октября появилось в истории не от хорошей жизни.

Просто в 1977 году Запад решил нанести Советскому Союзу мощный экономический нокдаун, лишив его монопольного права на популярный бренд “русская водка”, экспортные доходы от которой уже тогда занимали почетное второе место после нефти.

“Застрельщиками” поначалу выступили удравшие из разрушенной революцией Российской империи фабриканты-водочники, наладившие выпуск своей продукции за рубежом.

А когда их претензии лопнули как мыльный пузырь, удар в спину нанесла вроде бы “братская” социалистическая Польша.

Она заявила, что популярный крепкий напиток впервые появился на ее территории в XIV веке — задолго до изобретения на Руси.

Вот тогда советский ученый Похлебкин и получил задание из высших сфер СССР доказать российский приоритет вожделенного бренда. Что и было с блеском осуществлено — международный суд признал результаты исследования убедительных доказательств позиции Москвы. Главным же из этих доказательств была та самая архивная запись, датированная 1503 годом.

На самом деле, крепкий алкоголь на территории России имеет куда более давнюю историю. Так, записи в новгородских берестяных грамотах позволяют предположить его наличие еще за 100-150 лет назад до официальной “даты рождения”. Есть данные, что еще до нашей эры предки славян добывали спиртовые концентраты из “бражки” самым что ни на есть технологически продвинутым — вымораживанием.

Впрочем, повернемся от истории технологий к главной теме нашей статьи. Уже сам факт изобретения водки монахами может вызвать у одних скабрезную улыбку (дескать, они ж тоже люди — ну чего не изобретешь, чтобы хорошо напиться), а у других — осуждающую гримасу. Вот, оказывается, кто виноват в спаивании русского народа — Православная Церковь!

Важно

На самом деле, оба обвинения равно несостоятельны. Пресловутая “водовка” изначально была получена в чисто медицинских целях — для промывания ран.

Право, такое использования горячительного напитка за 350 лет до открытия Листером и Земмельвейсом “антисептики” свидетельствует лишь о гениальной интуиции изобретателей, которая спасла несметные жизни.

Ну, а то, что “универсальный антисептик” очень скоро стали использовать в “увеселяющих” целях, явно нельзя поставить в вину людям Церкви.

Впрочем, последняя, действительно, никогда не проповедовала необходимость “сухого закона”. Еще в Ветхом Завете есть немало эпизодов использования пьянящих напитков.

Здесь есть и неблаговидные ситуации — когда, например, спасшийся после Всемирного Потопа Ной так напился, что уснул голышом.

И если два его старших сына, Сим и Яфет, не глядя на спящего родителя, укрыли его и вышли из палатки, то младший, Хам, посмеялся над наготой отца. За что и был им проклят — так что с тех пор его имя стало нарицательным.

В других случаях воздействие вина выглядит явным действием Промысла Божьего. Так, однажды Господь пролил на преступные Содом и Гоморру огненный дождь, уничтожив их нечестивых обитателей.

А единственный живший там праведник, племянник Авраама Лот, был вместе с семьей загодя выведен ангелами в безопасное место. Увы, женихи его взрослых дочерей не поверили грозному предупреждению — и остались в обреченном городе.

Совет

А молодые девушки, их невесты, соответственно, стали “соломенными вдовами”. Чтобы обзавестись потомством, им пришлось сильно напоить собственного отца — и зачать детей от него.

Формально, конечно, это выглядит как “инцест” — но вызванный исключительными обстоятельствами.

В любом случае, обычных последствий инцеста, вырождения, не произошло: внуки Лота стали родоначальниками целых народов — моавитян и аммонитян.

А спустя столетия одна моавитянка по имени Руфь стала героиней отдельной Книги Ветхого Завета, образцом верной жены и невестки, а также удостоилась чести стать прародительницей царя-пророка Давида и самого Иисуса Христа.

А уже в Новом Завете самым первым чудом, совершенным Спасителем, стало превращение воды в вино на пире в Кане Галилейской.

Да и сам он не брезговал употреблять вино за трапезой — за исключением своего 40-дневного поста и искушений от Сатаны в пустыне.

Читайте также:  Послание к галатам святого апостола павла

Интересно, что даже действие Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу сравнивается в Библии с действием того же вина. В виде ощущения радости, счастья, блаженства.

Неудивительно, что и церковные каноны и правила не относятся к алкогольным напиткам как к однозначным “ядам”. Так, в уставе поста разрешение на употребление растительного масла (даже без рыбы) обычно идет с параллельным разрешением и вина. Более того, в Великую Субботу накануне Пасхи елей запрещен — но просфору, смоченную в вине кушать разрешается “труда ради бденного”.

Обратите внимание

Впрочем, и говорить о поощрении к винопитию в Библии не приходится. По меткому выражению апостола Павла, “пища нас не приближает к Богу” — однако в земной жизни ей отведено законное важное место. В полной мере эта максима относится и к спиртному.

Таким образом, в отличии от, скажем, мусульманства, чей основатель Мохаммед запретил своим последователям хмельные производные виноградной лозы, христианство относится к алкоголю как к допустимому пищевому продукту.

Вскользь заметим, что жесткий “сухой закон” в Исламе де-факто приводит к росту куда более серьезных пороков — той же наркомании.

А также к поиску всевозможных лазеек в попытке соблюсти букву закона, одновременно нарушив его дух.

Тот же спирт, например, впервые был получен как раз арабами в Х веке — с целью повеселиться от души, но не запретным вином, а производным зерна.

А народы Средней Азии с той же целью налегали на другой “невинный” продукт — кумыс, забродившее кобылье молоко.

Что, впрочем, все равно безопаснее, чем местная анаша (среднеазиатская марихуана), распространенная не менее широко, чем целебный молочный напиток.

Увы, даже с самым безобидным явлением может произойти эксцесс в духе пословицы “доверь дураку Богу молиться — он и лоб разобьет”. Если регулярно переедать самой обычной пищи, рано или поздно разовьется ожирение с последующим неприятным букетом всевозможных болезней. Регулярно лопая тортики, можно схлопотать острую инсулиновую недостаточность — сахарный диабет. И так далее.

Точно то же справедливо и в отношении алкогольных напитков. Церковные установления, например, запрещают их употребление в среду-пятницу, в Великий Пост — кроме субботы и воскресенья — всего получается около трети года. Но значительная часть маловоцерковленного населения чихать хотела на такие ограничения и готова была уйти в многодневный запой по любому поводу.

Вообще, пока изготовление хмельных напитков было сосредоточено в монастырях, они были, по крайней мере, качественными.

А вот когда, начиная с Ивана Грозного, государство начало вводить монополию на водочную торговлю, да еще и увеличивая с каждым годом “планы по продажам” для управляющих царевых кабаков — тогда дело на Руси действительно стало плохо. Упиваться откровенной “паленкой” — да еще в столь гигантских объемах — это полная катастрофа.

Важно

Красноречивый факт: даже в просвещенном XIX веке замерзших в снегу пьяниц было предписано отпевать и хоронить по обычному чину. Хотя, фактически, речь шла о самоубийстве.

Объяснение Синода на этот счет подкупает своей наивной откровенностью — дескать, по сути это действительно самоубийство, но с учетом широкой распространенности этого порока на Руси лучше будем считать это “христианской кончиной”.

Одновременно в Церкви расло почитание святых и чудотворных икон — таких, как например, “Неупиваемая чаша”, молитвенные обращения к которым нередко помогало родным алкоголиков вернуть своих сыновей, мужей и отцов к нормальной жизни.

А непосредственно перед революцией священники организовывали “общества трезвости”, процент выздоровления членов которых в связи с их духовной жизнью был гораздо выше, чем при использовании чисто медицинских методик.

Подобные общины существуют при некоторых храмах и в настоящее время.

Что ж, история потребления спиртных напитков на Руси красноречиво доказывает — любая сама по себе нейтральная вещь может принести непоправимый вред и телесному, и душевному здоровью, если превращается в страсть.

Тот же “идол”, которому не обязательно воздвигать статуи — достаточно, чтобы непобедимое желание застилало в душе человека Бога и Его любовь.

А радикально избавиться от такой страсти тоже можно лишь с помощью Благодати Божьей, в регулярной жизни в Церкви, постоянном приобщении в ее Таинствам.

Однако гораздо лучше не доводить себя до состояния пагубной зависимости. Умеренность, золотая середина — вот одна из главных добродетелей христианства, и не только в отношении к употреблению алкоголя. И тогда и водка, и день ее рождения будут вызывать лишь добрую улыбку в предвкушении мирной радости за праздничным столом — а не чувство презрения к губительной для здоровья и жизни привычке.

Источник: https://faith.pravda.ru/1130942-alko/

Пьянство – грех или что говорят святые отцы об этом

Пьянство – грех или нет? На этот вопрос многие священники дают положительный ответ. Алкоголизм – заболевание, которое связано с зависимостью от спиртных напитков.

Регулярно выпивая алкоголь в больших дозах, человек губит тело и разрушает свою душу. Он теряет всякое понятие морали и нравственности. В состоянии опьянения многие делают проступки, которые никогда не совершили бы в трезвом виде.

Выясним, почему пьянство, с точки зрения священников, это грех и как с ним бороться.

Почему пьянство – грех

Вино принадлежит к продуктам, известным с начала человеческой истории. Его способность облегчать жизненные тяготы, бодрить и веселить, известна давно. Алкоголь знаком людям со всех уголков Земли, где он считается непременным атрибутом всех празднеств. Однако в обществе не особо часто вспоминают о следствии непомерной любви к спиртным напиткам – пьянстве.

В истории имеются факты массовой гибели людей от таких недугов, как:

  • тиф;
  • оспа;
  • чума;
  • малярия;
  • туберкулёз.

Некоторые из этих заболеваний уже практически в прошлом, с другими успешно справляются. Но поистине большой эпидемией на данный момент является именно алкоголизм. Около трёх миллионов человек погибает в год от пьянства.

Причём помимо самих злоупотребляющих алкоголем, часто страдают посторонние люди. Очень много преступлений и ДТП совершается по вине алкоголиков. И довольно часто следствием их опьянения становится смерть другого человека.

А убийство во всех религиях – это грех.

В состоянии алкогольного опьянения человек способен на такие поступки, которые трезвым не совершил бы никогда. Зачастую именно в таком состоянии нарушаются божьи заповеди. Поэтому пьянство – грех, который нужно преодолеть, придя к Богу.

Верующие люди о пьянстве

Святые отцы, проявляющие участие в жизни человечестве, не могли обойти стороной проблему пристрастия к спиртным напиткам.

Основная мысль отношения всех служителей церкви к этой проблеме выражена в одной фразе «пьянство – это вражда для Бога». Эти слова принадлежат известному святителю Василию Великому.

Также он считал, что таким образом бес овладевает человеком через его пристрастие к сластолюбию и отгоняет Святого Духа.

У разных религий определённое отношение к алкоголизму, но положительного нет:

  1. Христиане употребляют вино в процессе причащения. Но его доза совсем небольшая. В остальном, запрета на употребление вина нет. Однако потеря человеческого вида и зависимость от пьянства считается греховным.
  2. В иудаизме вино, которое соответствует определённым канонам, также используется в некоторых обрядах. Употреблять алкоголь можно в умеренных количествах, но есть свои правила, предписывающие ограничения.
  3. Полностью запрещено употребление спиртных напитков в исламе. Причём нет никаких исключений и для вина.
  4. Пьянство находится среди пяти вещей, запрещённых в буддизме. Для истинно верующих употреблять алкоголь недопустимо.
  5. Под запретом алкоголь в индуизме. Однако каждый верующий решает самостоятельно, можно ему пить или нет.

Таким образом, во всех религиях нет лояльного отношения к злоупотреблению спиртным. Святые отцы осуждают пьянство и считают его грехом. Некоторые верующие допускают употребление вина по особым случаям и в религиозных целях. Однако нужно делать это в умеренных дозах, чтобы не стать зависимым от алкоголя.

Обстоятельства, приводящие к алкоголизму

Причины пьянства известны большинству взрослому населению планеты, это регулярное употребление спиртных напитков. А вот почему возникает подобное пристрастие, нельзя ответить однозначно. В разные эпохи обстоятельства могли быть неодинаковыми. Возьмём, например, времена Совестного Союза, когда пьянство носило бытовой характер. Его возникновение связывали с несколькими факторами.

Помимо генетической предрасположенности, существовали внешние причины:

  • семейные и профессиональные неурядицы;
  • трудность в восприятии резких жизненных перемен;
  • ненадёжное экономическое положение в государстве;
  • плохое окружение, навевающее негативные эмоции;
  • регулярное стрессовое состояние, из которого невозможно выйти.

Причём дети, видя пьянство родителей, повзрослев, становились такими же. Многие из них первый раз пробовали алкоголь, не достигнув совершеннолетия. Спиваются и те, кто не может сказать «нет» своим пьющим друзьям. В итоге спиваются как говорится «за компанию».

Священнослужитель Авва Дорофей называет три основные причины алкоголизма:

  • славолюбие – желание прославиться и жить лучше остальных;
  • сластолюбие – чрезмерное тяготение к плотским утехам;
  • сребролюбие – пристрастие к финансовому обогащению и упование на богатство, а не на Бога.

В обществе пристрастие у людей, употребляющих алкоголь, возникает из-за комплексов, неспособности самореализации, безысходности. Неуверенные в себе подростки, выпивая, становятся более раскрепощёнными. Тем более в традициях ещё сохраняется необходимость употребления спиртного на праздники и выходные. В итоге пьянство становится глобальной проблемой общества.

Как побороть пьянство

Сомнений нет, верующий человек должен бороться с пристрастием к спиртному, полностью исключить алкоголь или употреблять его изредка. Для того чтобы сделать это, нужно много усилий. Потребуется работа над собой как в физическом, так и в духовном плане. Надо пройти множество препятствий, преодолеть нескончаемое число преград.

К чему нужно стремиться:

  1. Обрести утраченную веру, восстановить связь с Богом. Искренне покаявшихся господь прощает и даёт силы в борьбе.
  2. Необходимо признать свой грех, преодолев гордыню, соблюдать посты и чаще молиться.
  3. Поможет соблюдение заповедей, одна из которых – гордыня. Именно она мешает алкоголику признать свой грех и бороться с ним.
  4. Нужно отдавать отчёт, что причина пьянства кроется в самом себе. Нельзя винить окружающих и тем более родственников и близких людей в своих проблемах.
  5. Поможет восприятие пьянства как проблемы, с которой можно и нужно справиться именно сейчас. Отговорки типа «я могу бросить в любой момент, когда захочу» – не оправдание.

Неоценимую помощь в борьбе с алкоголизмом должны оказать и родственники. Как должны себя вести самые близкие люди:

  • посещать церковь и усиленно молиться;
  • всячески поощрять стремление бросить пить;
  • следить за успехами и неудачами пьющего родственника;
  • проявлять всяческое участие в делах близкого человека;
  • разговаривать на любые темы, кроме пользы спиртного;
  • исключить все спиртосодержащие напитки из обязательного атрибута для празднеств.

Совместные усилия помогут человеку преодолеть влечение к алкоголю и сказать пьянству «нет».

Если пьянство – недуг, то почему это грех

В мире алкоголизм принято считать таким заболеванием, которое трудно поддаётся лечению. Однако в списке недугов пьянство занимает обособленное место. Чем оно отличается от других заболеваний:

  1. Большинство недугов возникают и обостряются независимо от желания людей. Алкоголизм, напротив, развивается из-за пристрастия человека к спиртным напиткам.
  2. Пьянство относится к недугам нравственного характера. Поэтому в его лечении, помимо медицинских методик, должны использоваться средства духовные.
  3. Основное стремление алкоголика – употребление спиртных напитков. В то же время христианский долг, работа, семья и другие заботы перестают существовать.
  4. Алкоголизм полностью меняет образ жизни человека и его поведение в худшую сторону. Им овладевает единственная страсть, ради которой он существует.

Святые отцы считают алкоголизм началом безбожия, которое ведёт к погибели души. Алкоголь омрачает разум, необходимый для познания Бога.

В большом количестве они оказывают пагубное воздействие на поведение человека:

  • рождает бесстыдство;
  • ослабляет физические силы;
  • приносит печаль и уныние;
  • оказывает помрачение ума;
  • разжигает неистовство и злость;
  • порождает многочисленные скандалы;
  • приводит к греховным мыслям и поведению.

Алкоголизм – недуг, который возникает по вине самого человека. Он по своему желанию злоупотребляет спиртное, приводящее к потере нравственности и несоблюдению божьих заповедей.

Православие порицает людей, употребляющих алкоголь в больших количествах. Святые отцы допускают минимальное употребление вина, но изредка.

Источник: https://alkogolstop.ru/semya-i-obshhestvo/pyanstvo-greh.html

Ссылка на основную публикацию