Православная церковь о празднике 8 марта: праздновать или нет

Как православие относится к 8 Марта?

Содержание:

Дополнительный выходной, улыбающиеся дамы с тюльпанами, поздравления и корпоративы — так обычно выглядит восьмой день весны. Но как этот праздник оценивает Церковь? Почему некоторые верующие так скептически к нему относятся? Каждый год священникам задают традиционный вопрос: отмечать или нет?

Историческая справка

Чтобы понять, почему 8 Марта в православии часто воспринимается негативно, надо обратиться к истории праздника.

В этот день 1908 года в Нью-Йорке состоялся митинг за равноправие женщин, которые в то время работали наравне с мужчинами, но получали значительно меньше. Также они не имели права голоса на выборах. В следующем году в США впервые отмечали женский день, тогда еще в последнее воскресенье зимы.

Но широкое распространение дамского праздника связано с немецкой коммунисткой Кларой Цеткин. В 1910 году она выступала на II Международной социалистической женской конференции в Копенгагене и предложила учредить женский день. Но не с тюльпанами, шампанским, корпоративами и поздравлениями.

Обратите внимание

Имелось в виду, что тогда дамы… будут выходить на митинги. В 1911-м это событие отмечалось 19 марта в Германии, Австро-Венгрии, Дании и Швейцарии, в следующем году — 12 мая. В 1913-м к митингующим добавились Россия и Франция. Правда, тогда их еще не объединяла общая дата. Лишь в 1914-м впервые женский день отмечали именно 8 марта.

Как видим, тогдашнее представление о новоиспеченном празднике имело социально-политическую окраску. О христианских идеалах женщины как матери и хранительницы домашнего очага не могло быть и речи. В среде феминисток начала XX века культивировался совсем иной образ — революционерки, «карьеристки», жаждущей равноправия и власти.

Правда, со временем праздник 8 Марта потерял свой социально-политический колорит и сегодня просто считается Международным женским днем.

Женский праздник ≠ Пурим

Но есть категория людей, которым показалось мало политического прошлого дамского дня. Они нашли более глубокий подтекст: якобы 8 Марта — это Пурим.

Основой еврейского праздника является ветхозаветная история о спасении израильтян, проживавших на территории Персии, от истребления их неким Аманом. Пурим был установлен еще в V веке до Р. Х., но не потерял своего значения и сегодня. Принято веселиться до упаду и угощать всех печеньем треугольной формы. Оно называется «уши Амана».

Но какое отношение он имеет к женскому дню? Искатели «глубоких» смыслов праздника утверждают, что Клара Цеткин была еврейкой и специально связала две даты. 

Но давайте разберемся по порядку.

  1. Клара родилась в Германии, ее родители были немцами, об этом свидетельствует и девичья фамилия — Айсснер. От матери девушка впитала феминистические идеи, поэтому часть жизни посвятила борьбе за женское равноправие. Фамилию Цеткин она взяла от своего мужа Осипа — народовольца из России, еврея по национальности. Это, пожалуй, и все, что связывает ее с евреями.
  2. Если сравнить даты празднования Международного женского дня и Пурима, то версия об их связи терпит фиаско. Дамский праздник был установлен в 1914-м, а еврейский в том году выпал на 12-е число, а не на восьмое.

Почему 8 Марта в православии воспринимается негативно?

Но если дата потеряла политический окрас и не имеет никакого отношения к еврейской истории, откуда тогда критический настрой верующих?

Во-первых, это — чисто светский праздник. Он не имеет никакого отношения к Церкви. Православные христиане имеют свое женское торжество — жен-мироносиц.

В третье воскресенье после Пасхи верующие вспоминают, какую важную миссию всегда исполняли представительницы якобы «слабого» пола. На их плечах — забота о семейном уюте, воспитании детей. От Жены пришло спасение всему человечеству — родился Христос, мироносицы первыми узнали о воскресении Христа.

Во-вторых, неприемлемым для верующего считается превращение дамского праздника во всеобщее опьянение и разврат. К сожалению, лишний выходной очень часто становится поводом «оторваться по полной».

В-третьих, зачастую Международный женский день попадает на Великий пост — время сугубого покаяния. Как так: сегодня ты отбиваешь поклоны на покаянном каноне Андрея Критского, а завтра — распиваешь шампанское и вытанцовываешь на корпоративе? Именно такой подход и критикует Церковь.

Как «правильно» отметить дамский праздник?

Но в православии не отрицается иное видение 8 Марта — без легкомысленного поведения и алкоголя, но с любовью и милосердием. Разве есть что-то плохое в том, чтобы лишний раз поблагодарить маму, навестить бабушку и подарить ей букет тюльпанов? Стоит ли говорить колкости тем, кто далек от христианства, но искренне поздравил вас с Международным женским днем?

Не фарисействуем ли мы, когда противопоставляем нас, православных, неверующим коллегам? Когда думаем, что мы такие хорошие, в Великий пост не развлекаемся, а они — нераскаявшиеся грешники?

8 Марта дает нам лишний шанс проявить себя настоящими христианами. Но не в том смысле, чтобы на все стороны заявлять, что такого праздника мы не признаем. Нет.

Эта дата — еще одна возможность уделить внимание дорогим людям, показать, как мы их любим. В кругу неверующих коллег мы имеем прекрасный шанс проявить смирение.

А еще мы имеем дополнительную возможность непосредственно послужить Христу. Как? В выходной день сходить в храм и помолиться на Литургии.

Свое мнение о поздравлении с 8 Марта озвучивает протоиерей Димитрий Смирнов:

Источник: http://megapoisk.com/8-marta-v-pravoslavii-prazdnovat-ili-net

Православная церковь о празднике 8 Марта: праздновать или нет | Духовная жизнь на 4-women.ru

Христианское священство категорически отрицает празднование дня 8 марта и считает его совершенно неуместным. Авторитетные дьяконы придерживаются мнения о том, что это торжество прославляет не всех женщин вообще, а только «особенных», наделенных качествами революционерок.

Православие о празднике 8 марта никогда не высказывалось в одобрительных тонах, поэтому это празднование не прижилось в странах, где волна коммунизма начала XX столетия не развернулась.

Традиция отмечать этот день крепко вошла в российский быт, но православные верующие не забывают историю возникновения этого торжества. Христиане всегда помнят о том, что здесь глубоко проросли корни кровавой революции.

Важно

Верующим людям нет нужды отмечать это событие. По традициям православия женщин поздравляют и почитают в святую неделю Жен-мироносиц, прославляющую тех матерей, кто лично приветствовал Сына Божьего и сопровождал его на Голгофу. Они первыми принесли радостную весть о воскресении Иисуса Христа, что развеяла скорбь многих последователей христианства.

Икона Святые Жены-мироносцы

  • Церковь иногда сравнивает женские идеалы двух праздников. Для 8 марта — это эмансипированная революционерка с отличительными нравственными характеристиками мужчины, а для православного дня — чуткая, заботливая, верная и любящая матерь-христианка, жертвующая жизнью ради веры в Единого Бога.
  • Торжество восьмого марта часто совпадает с днями Великого Поста, который стимулирует верующих к воздержанию от некоторой пищи, половых отношений и проявлений неудержимой радости. Поэтому Церковь всяческим образом критикует этот праздник.
  • Православная традиция имеет собственные устои и календарь памятных дат. Каждый религиозный праздник учит чему-то нравственному и добродетельному, а благочестивая жизнь святых являются ярким примером для смиренного подражания. День Жен-мироносиц наставляет верующих к любви и преданному служению Господу. Основоположницы дня 8 марта не имели своей целью научить людей высокой морали.
  • Православный человек должен относиться ко дню 8 марта как к обыкновенному светскому торжеству. В миру есть даже ярые противники этого торжества, желающие его упразднения. Однако даже его отмена не повлияет на мнение Церкви, потому что религия не приписывает 8-му марта никакой важности.
  • Для православия не существует половых различий, важно правильное поведение, не прекословящее десяти главным заповедям Священных писаний. Церковный календарь составляется таким образом, чтобы почитать память каждого мужчины или женщины.
  • Миссия религиозности состоит в наполнении населения духом истинного смирения. Священнослужители порой недоумевают, почему праздник с революционными началами отодвинул на второй план торжество Жен-мироносиц, прославляющий терпение и любовь. Задача же православного верующего состоит в поддержании основных церковных празднований, чтобы восполнять и возрождать дух религиозности.

8 марта — православный взгляд

  • Православные люди, не признающие 8 марта, не чинят препятствий мирским людям, потому что придерживаются религиозного девиза «С радующимися радуйся!».

На заметку! В этот день вполне приемлемо подарить женщинам маленькие презенты и осыпать их теплыми поздравлениями. Однако необходимо помнить: этот мирской праздник входит в календарные рамки Великого Поста. Поэтому верующий обязан посвятить это время молитве и размышлениям.

История праздника 8 марта

Дата связывается с именем активной коммунистки и феминистки Клары Цеткин. Она множество сил потратила для того, чтобы отстоять права слабой половины человечества. В начале своего создания торжество имело колоссальный политический оттенок.

  • Именно 8 марта 1857 г. нью-йоркские текстильщицы прошли маршем, который получил название «пустых кастрюль». Эти американские работницы требовали зарплату, равную мужской, сокращения трудового дня и значительных изменений в условиях.
  • С этого момента многие представительницы слабого пола на американском и европейском континентах выступили с феминистскими заявлениями.
  • Через 50 лет на улицах того же Нью-Йорка 15 000 женщин провели демонстрацию, приуроченную к маршу «пустых кастрюль». Они снова потребовали равнозначной с мужчинами зарплаты, сокращения рабочего графика и улучшения условий своего тяжелого труда. В свои заявления они добавили протест против эксплуатации детей, а также требование об официальном представлении голоса на выборах.
  • Через год забастовка на 8 марта повторилась, а в 1910 г. она была распространена по всей территории США. Делегация американских феминисток-социалисток отправилась на конференцию в Дании, где познакомились с К. Цеткин и Р. Люксембург. Последние являлись бескомпромиссными борцами против идей, связывающих женщин Германии. Они требовали, чтобы мужское общество развязало им руки и перестало давить понятиями детей, кухни и церкви. Социалистки-феминистки добивались усредненной заработной платы и возможности получать руководящие посты в различных организациях.

История происхождения 8 марта

  • К. Цеткин предложила установить определенную дату, когда женщины будут привлекать внимание общества к собственным проблемам. Многие феминистки поддержали этот порыв и включились в активную борьбу за общественное равноправие. Специальная конференция поддержала этот проект, и появился международный женский день.
  • Самые первые празднования проводились 19 марта, в 1912 г. — 12 мая, и только через два года дата окончательно утвердилась на 8 марта.

На заметку! Среди светского населения нашей страны практически неизвестно торжество Жен-мироносиц. Миряне не удостаивают женщин вниманием в третье воскресенье после Пасхи. Однако именно это торжество вспоминает о лучших качествах наших матерей, супруг, сестер, бабушек и т. д. Для светского общества сегодня в чести только 8 марта.

Движение в нашей стране

В России его отмечали 23 февраля, потому что наше государство существовало по юлианскому календарю, а Европа — по григорианскому. В 1917 г. работницы Петрограда вышли на главные улицы и требовали хлеба и мира над головой.

  • Некоторые из митингов судьбоносно переходили в стычки с казачьим войском и агрессивные бои с полицией.
  • Считается, что женский день 23 февраля 1917 г. явился главенствующим фактором начала революционных восстаний, которые свергли монархию и установили Временное правительство. После отречения царя Николая II женщины получили избирательное право.
  • Празднование было популярно в начале XX столетия, но позже эта дата стала забываться в странах западного мира. В Европе и Америке сегодня отмечается альтернативное торжество — День матери. Спустя время исчезла и политическая окраска, давшая начало этой дате.

Важно! Православная традиция скептически относится к дате 8 марта, потому что она не состоит в религиозной категории. В церковном календаре стоит особенная дата, прославляющая героическое шествие библейских женщин за Божьим Сыном и помазание Его тела после распятия.

Православные не обязаны отмечать светский праздник 8 марта, но могут сделать небольшие подарки и сказать теплые слова представительницам слабого пола.

Архимандрит Мелхиседек о Женском Празднике

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/duhovnaya-zhizn/pravoslavnaia-cerkov-o-prazdnike-8.html

Почему Церковь не признает праздника 8 Марта?

Полное название праздника 8 Марта — Международный день борьбы за права женщин и международный мир. А дату 8 Марта основатели праздника связали с якобы существующей легендой о том, что выходящие замуж крепостные девушки должны были отдать свою невинность не мужу, а своему господину. В мрачном средневековье во многих европейских странах действовало право первой ночи.

По легенде, в одной деревне к празднику было приурочена выдача замуж восьми девушек, и все они по странному совпадению носили имя Марта.

Семь из них по очереди входили в опочивальню к господину, а восьмая отказалась, и ее насильно привели в замок. Раздеваясь, Марта выхватила из складок рубашки нож и убила своего господина.

После чего она все рассказала любимому, и супруги сбежали, а потом жили вместе долго и счастливо.

Эту легенду Клара Цеткин рассказала в 1910 году на собрании социалисток как пример первого вызова женщины против своего бесправия.

И в честь этой девушки — восьмой Марты — Клара Цеткин и ее подруга Роза Люксембург предложили учредить Международный женский день, в который женщины всего мира будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.

Клара Цеткин подготовила для Учредительного конгресса второго Интернационала речь о роли женщин в революционной борьбе политические идеи, которой она и привезла в Россию.

Совет

Таким образом, мы видим, что праздник 8 Марта не имеет исторических предпосылок, а основан целенаправленно в 1910 году для объединения женщин в политических целях.

Читайте также:  Православная молитва для похудения матроне московской

В России Международный женский день впервые праздновали в 1913 году в Петербурге. Его организаторы призывали добиваться экономического и политического равноправия женщин.

Одно из таких выступлений женщин прошло в Петрограде 7 марта 1917 года.

Этот революционный феминизм в свободном виде просуществовал до Октябрьской революции, а затем он был взят под контроль действующей властью, которая впоследствии и обеспечила феминисткам равенство полов, отправляя их наравне с мужчинами на работу, в лагеря и тюрьмы.

С этого времени и мировая общественность забыла о женской революционной солидарности, и наблюдают только выступления современных феминисток.

В России по политическим соображениям Международный женский день 8 Марта оставили как социальный признак проявления внимания власти и общества к женщине и ее труду, когда мужчины дарят женщинам подарки и моют в этот день посуду, хотя в «международье» такого праздника давно нет.

Учитывая обстоятельства, что женский праздник создан рьяными революционерками Кларой Цеткин и Розой Люксембург, Церковь не только не признает женский праздник 8 Марта, но и считает его сатанинским праздником.

Идеология которого противоречит религиозным канонам, в соответствии с ними жена должна «убояться» мужа и отказаться от феминистических идей. Протоиерей Всеволод Чаплин высказался о моральных принципах РПЦ: «Желание выставить свою жизнь на показ может принимать крайне уродливые греховные формы».

Неприятие церковью праздника 8 Марта связано и с отрицанием его внутреннего наполнения.

Обратите внимание

Говорят, что Клара Цеткин, являясь представителем другого (нехристианского) вероисповедания, вложила в создаваемый ею женский праздник религиозные мотивы еврейского праздника Пурим, отмечаемого в начале марта, которым сама поклонялась. Корни этого праздника уходят к 480 году до Р. Х.

и описаны в Библии как борьба евреев с министрами персидского царя Ксеркса. Героиней этой древней истории признана жена Ксеркса Эсфирь, которая со своим братом Мардохеем добилась казни министра Амана, подавшего Ксерксу идею об истреблении евреев.

День этой победы евреев чтится и празднуется до сих пор.

Такая вот история, однако, как бы то ни было, указанные сведения описаны Библией. Но вот в языческих поверьях, якобы относящихся к славянской культуре, 1 марта отмечают праздник воскрешения мертвых, получившего название Навий день.

Смысл его, описанный в СМИ, заключается в том, чтобы посетить могилы умерших родственников и помянуть их, применяя обрядовые приношения, такие же, как сейчас выполняются в родительский день.

Людям же в день праздника нужно нарядиться в личины, поскольку в ночь перед Навьим днем все навьи (зомби, привидения) встают из могил.

Другая версия праздника 1 марта: день Марены, когда вспоминают и чтят богиню Марену, которая проведет людей к Калиновому Мосту.

Согласно древним славянским верованиям, владенья Марены лежали за Черной Рекой Смородиной, которая разделяла Навь и Явь (смерть и жизнь), и через реку переброшен Калинов Мост, который охраняет трехглавый змей. День Марены — это последний праздник злых Навьих Богов перед приходом Весны.

В детстве нам читали сказки о богатырях и Калиновом мосту, со Змеем «Горынычем», но в них ничего не говорилось о том, что Мара-Марена — жена Кощея, сестра Живы и Леля, которая была названа Кикиморой.

Важно

У болгар, сербов, румын, македонцев празднуется Мартеница, когда в этот день близким дарят специальный двухцветный красно-белый амулет, называемый «мартеница» и изготавливаемый ко дню 1 марта.

Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения. Мартеницы защищают человека от сглаза и болезней, тут имеются разные толкования.

Мне подобные наузы из цветных ниток завязывали женщины на Алтае летом.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/love/articles/70502/

Православная Церковь и Международный женский день

Международный женский день — наверное, один из самых немногих праздников, который остается любимым и дорогим нашему народу. Это не просто лишний выходной, это день радости для многих и многих людей.

Однако отношение православных христиан к 8 марта неоднозначно. Кто-то от всего сердца дарит дорогим ему женщинам цветы и стремится оказать им внимание. Кто-то не только не признает женский день, но и активно выступает против.

Каково же православное отношение к этому празднику?

Истоки 8 Марта не имеют никакого отношения к духу Православия. Этот праздник изначально задумывался вовсе не как день прославления Прекрасной Дамы, а как праздник женщины-революционерки. Он появился чуть более ста лет назад, благодаря усилиям немецких феминисток, подхваченных затем русскими революционерами.

Именно этот праздник газета «Правда» на заре революции называла «днём женского Рабочего Интернационала» (отметим, что в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование 8 марта не прижилось).

По мысли их организаторов, он посвящался женщине, освобожденной от гнета капитала, от «унижения», от «рабства», в котором ее якобы держала Церковь почти два тысячелетия.

Но может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине — Матери Иисуса Христа — говорит «Честнейшая, чем херувимы» и без всякого сравнения достойна славы на веки вечные? О каком унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! История Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы.

Поэтому не случайно Православная Церковь считает женским днем не 8 Марта, а совсем иной праздник. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи.

Совет

В первую очередь, он посвящен тем женщинам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа.

На третий день после распятия они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название — мироносицы).

В то же время Церковь призывает помнить об особой роли женщин в обществе всегда, и в праздники, и в будни.

Хочется привести в этой связи слова и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священника Георгия Рябых:

С позиции Православной Церкви этот женский праздник 8 марта для верующих людей не имеет никакого смысла, однако отмечать его с теми, для кого этот праздник значим, в неверующем коллективе, препятствий не чинится, исходя из принципа «с радующимся радуйся». Вполне допустимо подарить женщинам небольшие подарки и сказать им теплые слова.

Но следует помнить, что 8 Марта практически всегда приходится на дни Великого поста. Это время лучше уделить молитве и размышлению о своих грехах, чем беззаботному сидению за праздничным столом.

Такое застольное празднование для истинного христианина есть нарушение духовного настроя, связанного со временем покаяния и подготовкой к духовному переживанию Крестной Смерти Иисуса Христа и Его славного Воскресения.

Нельзя догматически отвергать этот праздник на том основании, что он имел изначально иной смысл, чем христианский. Современный православный верующий может наполнить празднование 8 марта своим смыслом.

Обратите внимание

Ему есть, что сказать о женщинах и женщинам, и это будет не менее радостном и благородным, чем то, к которому все привыкли. Прежде всего, напоминание о том, что Бог сотворил женщину и тем наполнил радостью жизни мужское бытие. Женщина — существо во многом иное и в то же время способное многим обогатить жизнь мужчин.

Эта уникальность природы говорит и об уникальности призвания, об особой роли женщин, и это тоже достойно воспевания и радости.

Женский день может стать праздником, когда христиане воспевают женщин как жен и матерей — тех, без кого невозможно было бы семейное счастье, радость иметь и растить детей.

Ведь семья имеет не только богословское измерение, но и простое человеческое, в котором женщина, ее труд, ее любовь достойны всяческих похвал. Любая женщина, будь она христианка или нет, нуждается в мужском внимании и заботе, надеется на понимание и поддержку.

Но это надо делать всегда, независимо от праздников и каких — либо знаменательных дат в жизни женщины.

Аляксандр Медельцов

Источник: http://www.blagobor.by/article/prazdnik/8marta

“Международный” женский день 8 Марта

История празднования международного женского дня в нашей стране связана в первую очередь с именем Клары Цеткин.

Клара Цеткин была не только ярой коммунисткой-социалисткой, но и такой же ярой феминисткой и активно отстаивала права женщин, и именно ее огромная заслуга в том, что такой праздник как 8 марта существует.

Хотя в начале его создания он имел громадный политический окрас. Возник этот праздник как день борьбы за права женщин.

Клара Цеткин (урожденная Эйснер) родилась в 1857 году в саксонском городке Видерау в семье учителя. Родители гордились талантливой дочерью. Юную Клархен приняли на бесплатное обучение в знаменитую Лейпцигскую женскую гимназию Августы Шмидт. В своем заведении фрау Августа готовила будущую элиту Германии. На выпускном вечере, вручая 18 летней Кларе диплом, директриса сказала: «Наша гимназия будет гордиться тем, что здесь училась Клара Эйснер — восходящая звезда немецкой педагогики!» Но ее ожидания не оправдались. Клара Эйснер действительно стала звездой, но совсем в другом созвездии и при совершенно других обстоятельствах.

Важно

Спустя месяц после выпускного вечера в гимназии восходящая звезда немецкой педагогики стала посещать тайные собрания социал-демократов. Во время одного из таких полулегальных собраний товарищ Клара Эйснер выпрыгнула из окна, спасаясь от ареста, после чего оставаться в Германии ей было опасно.

Клара эмигрировала в Париж, где познакомилась с русским революционером Осипои Цеткиным, который тоже был выслан из Германии. Там у них родилoсь двое детей, Максим и Костя.

Осип и Клара были вынуждены жить в нищете, так как отец семейства упорно отказывался сотрудничать с так называемой буржуазной прессой, предпочитая печатать свои работы за гроши в левых изданиях.

Клара была вынуждена упорно работать, чтобы хоть как-то прокормить детей и Осипа, к тому времени заболевшего туберкулезом. Это подорвало ее здоровье. Когда он умер, ей было 32 года, но выглядела она не меньше, чем на 50. Врачи поставили диагноз: нервное истощение.

Подъем рабочего движения в Германии и выход социалистической партии из подполья дали Кларе Цеткин возможность вернуться на родину. В 1892 году она переехала в Штутгарт, где стала редактором газеты «Gleichheit» (Равенство).

Более 25 лет она руководила этой газетой, затем последовала «Лейпцигская народная газета». Она написала для различных социалистических изданий 952 статьи. Франц Меринг, видный левый немецкий социал-демократ, сказал: «Клара Цеткин и Роза Люксембург — единственные мужчины в нашей хлипкой партии».

Товарищи по партии прозвали ее Дикая Клара, а ее боевую подругу Красная Роза.

Клара Цеткин (слева) и Роза Люксембург (справа)

Ее личная жизнь была бурной, но не слишком счастливой. В 41 Клара Цеткин вышла замуж за художника Фридриха Цунделя, который был моложе ее на 18 лет. Брак продлился 16 лет, еще полтора десятилетия Дикая Клара, не давала мужу официального развода.

Умерла Клара Цеткин 19 июля 1933 г. в Москве. Похоронена у Кремлевской стены. В бывшей ГДР была учреждена медаль имени Клары Цеткин, ее портрет был изображен на банкноте в 10 марок.

История возникновения праздника

Все началось в начале весны 1857 года. 8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли «маршем пустых кастрюль» по Манхэттену.

Они требовали равную с мужчинами заработную плату, сокращения рабочего дня (10-часовой рабочий день) и улучшения условий труда. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши.

С тех пор в Америке и Западной Европе началось широкое общественное феминистическое движение за предоставление женщинам таких же равных прав, как и мужчинам.

Прошло более 50 лет, и в последнее воскресенье февраля 1908 года более 15 000 женщин вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года.

Совет

Женщины вновь стали требовать сокращения рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей.

Читайте также:  Как и кто пишет иконы для церкви?

Кроме того, выдвигалось требование предоставления женщинам избирательного права.

В следующем, 1909 году, Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин.

В 1910 году социалистки и феминистки провели Женский день уже по всей стране. Именно в этом же году делегатки поехали из США в Копенгаген на Вторую международную конференцию женщин-социалисток, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран.

Там они встретились с Кларой Цеткин и Розой Люксембург — бескомпромиссными борцами против удела немецких женщин, ограниченного тремя К — Kuche, Kinder, Kirche (кухня, киндер (дети) и кирха (церковь)).

Кроме равных производственных прав с мужчинами и равную с мужчинами заработную плату, женщины добивались права избирать и занимать руководящие посты.

Вдохновленная действиями «американских социалистических сестер», Клара Цеткин предложила поставить на конференции вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Это прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие.

Конференция горячо поддержалa это предложение, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Надо отметить, что точная дата этого дня на этой конференции так и не была определена.

Впервые Международный женский день был проведен 19 марта 1911 году в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин.

Обратите внимание

В 1912 году этот день женщины отметили не 19 марта, а 12 мая. И лишь с 1914 года этот день стали отмечать 8 марта. Он пришелся на воскресенье. С тех пор эта дата закрепилась и стала традиционной.

В России этот день женщины отмечают ежегодно с 1913 года. Так как Россия жила тогда, в отличие от всей Европы, по юлианскому календарю, то Международный женский день у нас в стране отмечался не 8 марта, а 23 февраля. (Это надо же такому случиться, что День Советской aрмии и Военно-морского флота совпал с 8 марта!)

23 февраля 1917 года женщины Петрограда вышли на улицы города с лозунгами «Хлеба и мира».

Демонстрация женщин на Невском проспекте

Некоторые стихийные митинги перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. 24—25 февраля массовые стачки переросли во всеобщую забастовку. 26 февраля отдельные стычки с полицией вылились в бои с вызванными в столицу войсками.

Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство.

Таким образом, именно Международный женский день 1917 года явился одним из спусковых крючков, приведшим к Февральской революции, в результате которой в России была свергнута монархия и установилось двоевластие Временного правительства и Петросовета.

2(15) марта Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. А 8 марта 1917 г. исполком Петросовета постановил арестовать царя и его семью, конфисковать имущество и лишить гражданских прав.

Международный Женский День 8 марта был популярен в мире в 1910—1920-е годы, но потом его популярность сошла на нет. Сегодня на Западе такого праздника нет, а вместо 8-го марта там активно отмечают другой женский день — День матери.

С первых лет Советской власти 8 марта был государственным праздником, но обычным рабочим днем. Только в 1965 году его объявили выходным и нерабочим. В 1977 г. ООН приняла резолюцию 32/142, призвав все страны провозгласить 8 марта днем борьбы за женские права.

Этот день объявлен выходным в некоторых республиках бывшего СССР, а также в Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там это праздник конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. Список весьма впечатляющий и, самое главное, весьма характерный.

Важно

В Сирии 8 марта отмечают День Революции, а в Либерии — и вовсе как День памяти павших. Постепенно Международный женский день потерял свою политическую окраску, став «днём всех женщин».

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Киргизии, Туркмении и Азербайджана. В Эстонии, Латвии, Литве, Грузии и Армении Международный женский день официально отменен. В Узбекистане его празднуют как День матери. В Армении 7 апреля отмечают новый праздник Материнства и Красоты.

Православная церковь и 8 марта

В Русской православной церкви считают празднование Международного женского дня 8 марта «неуместным».

По мнению диакона Андрея Кураева, праздник 8 марта был задуман не как день прославления женщин вообще, но женщин с определенными качествами: «8 марта — не день женщины, а праздник определенного типа женщин, день женщины-революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось».

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Традиция празднования 8 Марта вошла в наш быт, но православные люди не забывают и не забудут о том, что она связана с революционными движениями, которые принесли много страданий людям».

Христианам нет необходимости пользоваться этим днём, чтобы воздать должное женщинам. Все христиане говорят о великом назначении женщин не только в праздничные дни, посвященные Божией Матери, избранной для великого дела спасения человечества.

По православной традиции женщин принято поздравлять в Неделю жен-мироносиц (2-е воскресенье после Пасхи), которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его воскресении из мертвых.

Задумаемся о том, какой разный идеал женщины: эмансипированная мужеподобная революционерка vs. заботливая и чуткая жена-христианка.

Жертвенная любовь к жене, матери, сестре обязывает нас заботиться о них, защищать, радовать их своей любовью и вниманием. Создание семьи – это не только знакомство, ухаживание и свадьба, но и каждодневное служение в любви. А для того, чтобы будни семейной жизни наполнить радостью, необходимы знаки внимания. Поэтому – дарите подарки и цветы любимым женщинам, и не только на 8 марта.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1160686

Как православным относиться к празднику 8 Марта?

Автор: Священник Александр Союзов

Начнем с того, что этот праздник был установлен в советское время идеологами большевизма, которые активно пытались продвигать феминистические настроения в широкие массы, считая, что в традиционном быту, традиционной нашей отечественной культуре недостаточно благоговейно относятся к женскому полу.

Праздник прочно вошел в быт нашей страны, потому что если 70 лет говорить людям одно и тоже, то, разумеется, это становится некой истиной, аксиомой, не нуждающейся в доказательствах.

Некоторые богословы пытаются свести этот праздник к чисто еврейским традициям, в частности, к еврейскому весеннему празднику Пурим, но надо здесь помнить, что лунный календарь, по которому живут многие народы, и календарь солнечный имеют разное исчисление дней и поэтому Пурим, в отличие от праздника 8 Марта, – праздник подвижный. Поэтому, наверное, правильнее будет принимать 8 Марта как некую данность, которая имеется уже в нашем календаре. Здесь, правда, появляется серьезное внутреннее противоречие: с одной стороны, все общество празднует 8 Марта, радуется, накрывает праздничный стол, с другой – этот день по церковному календарю является днем строгого поста, ведь идет Великий пост.

Совет

Надо находить какой-то компромисс. Если, к примеру, в школе или в детском саду этот праздник отмечается, то ребенка не стоит исключать из круга общения со сверстниками, из этой радости. Но внутреннее противоречие, тем не менее, остается, и это надо понимать.

Проще всего, конечно, было бы на законодательном уровне перенести этот праздник на другой день, но время для этого еще не пришло, а традиции-то уже сложились. Ломать устоявшиеся традиции, пусть даже совсем светские и выросшие на ровном месте, не так просто и делать все нужно по-умному, а никакими декретами, никакими запретами этого не добьешься.

Бывает, что одни члены семьи более воцерковлены, другие – менее или могут даже быть вовсе неверующими. Тогда надо находить “золотую середину” по апостолу Павлу, быть “всем для всех”. Мы ведь понимаем, что Православие – это не только быт, не только обряд, календарь. Православие, в первую очередь, – это молитва и любовь.

И мы знаем замечательные примеры из жизни святых, которые отходили от календаря, от обрядов ради проявления любви к другому человеку.

Поэтому если в семье нет единого отношения к празднику, то стоит уделить этому дню внимание, ведь если мы подарим близким по букету цветов и какому-то сувениру – это не будет нарушением церковных правил, церковных канонов, ничего плохого в этом нет.

Вообще-то, если хотя бы раз в году люди вспоминают о том, что у них есть мама, сестра или, допустим, учительница, к которой они хорошо относились в школе, мне кажется, это никак не повредит их православному мировоззрению, а только, наоборот, покажет людям, что Православие – это не гетто, Православие – это не запрет, а, напротив, – любовь и радость.

В отношении взаимопонимания с детьми по этому вопросу – надо, думаю, поступать так же, как и с Новым годом. До Рождества еще 7 дней, а у нас – рождественская елка.

Точно также и здесь: школа не живет постом, и если ребенок учится в обычной школе, а не в православной гимназии, видимо, он должен быть в традиции, в общении со своими одноклассниками, не противоречить учителям, потому что ребенку, не являющемуся лидером, доказывать что-либо своим одноклассникам или учителям весьма проблематично.

Обратите внимание

Я еще раз говорю, что праздник 8 Марта не носит религиозного характера, это не хеллоуин – антирелигиозный праздник, – который, слава Богу, запретили в школах праздновать, не вальпургиева ночь. Это хороший гражданский праздник, к которому дети готовятся за неделю-две, делают какие-то поделки, и все это не должно являться поводом для создания конфликтной ситуации в школе или в семье.

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/11-1-0-233

Можно ли православному отмечать 8 Марта?

,,  Международный женский день — чисто светский праздник, он никак не присутствует в церковном календаре. В церковном календаре 8 марта – день обретения мощей святой Матроны Московской и память еще нескольких святых. Вопрос праздновать или нет связан с тем – какой смысл Вы вкладываете в это.

Если речь о том, чтобы порадовать своих родных и близких, подарить цветы, лишний раз помочь по дому или по работе и так далее, почему нет? Но ведь для этого не нужен какой-то особенный день: можно дарить цветы и небольшие подарки, помогать и поддерживать совершенно без повода.

И даже не то что можно, а нужно! Поэтому если Вы знаете, что Вашим знакомым будет приятно внимание с Вашей стороны именно в этот день, можно его и проявить. А вот как-то особенно акцентировать свое внимание на 8 марта не стоит. В Церкви есть свои замечательные праздники, в которые можно вспомнить добродетели, присущие женщинам, и поздравить мам, бабушек, жен и дочерей.

Это день святых Жен-мироносиц, отмечаемый на третьей неделе после Пасхи. Это и день памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который отмечается 30 сентября.” (Прот. А. Ефанов)

,, Светский праздник 8 Марта или церковный праздник жен-мироносиц — это повод задуматься об особом предназначении женщины.

Всегда были люди, которые считали, «будто призвание женщины быть матерью, женой унизительно, поскольку якобы ставит ее в подчиненное положение по отношению к мужчине».

  Современная женщина стремится быть успешной, достигнуть больших высот в профессиональном плане, однако такой праздник призывает женщин помнить и о первостепенной важности «быть матерью, хранительницей очага».

Читайте также:  Акафист и молитва к празднику преображения господня

С позиции Православной Церкви праздник 8 марта для верующих людей не имеет никакого смысла, однако отмечать его с теми, для кого этот праздник значим, в неверующем коллективе, препятствий не чинится, исходя из принципа «с радующимся радуйся». Вполне допустимо подарить женщинам небольшие подарки и сказать им теплые слова”. (и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Георгий Рябых)

Чтобы проявить внимание и поздравить преподавателей ГБУ ,,Школы № 97″ c первым весенним праздником, представители храма в честь Смоленской иконы Божией Матери отправились в это учебное учреждение.

Важно

От социальной приходской службы учителям были вручены подарки и высказаны пожелания в достойном несении, с Божией помощью, нелегкого и ответственного труда.

Педагоги учат ребят не столько науке, сколько умению учиться, самим находить источник знаний пробуждая тягу к доброму и светлому.

   

Источник: http://www.smolenskaya-fili.ru/index.php/novosti/1192-mozhno-li-pravoslavnomu-otmechat-8-marta

Как православным христианам необходимо относиться к празднованию 23 февраля и 8 марта

8 марта и 23 февраля, как праздничные дни появились в календаре России после советской власти. Если поднимать историю, то это не два дня, а один. 23 февраля и 8 марта – одно число, только одно по юлианскому календарю – старый стиль, а другое по григорианскому – новый стиль. И событие в эти дни произошло одно и то же.

В XIX-ом веке на волне профсоюзного движения за права рабочих, в частности, в Германии, Америке, создавались профсоюзы. Сначала мужские, а потом и женские, борющиеся за равноправие женщин, в частности. Этим процессом воспользовались в Коминтерне (коммунистический союз в Европе).

Он, в начале, состоял из большинства людей одной национальности – евреев. Тут свои особенности. Например, я – русский, живу я в Африке, среди язычников. Наступает 7 января: «Ой, Рождество! Эх, сейчас снежок на Родине!» Вспоминать же будут? Конечно.

Так и они, какие-то воспоминания с детства проецировали.

Тогда религиозные люди жили и нерелигиозные тоже были. У евреев есть праздник Пурим, спасение народа Израиля от истребления во время персидского плена. Спасение произошло благодаря одному человеку. В гареме персидского царя была любимая женщина, Есфирь, которую он называл царицей.

Она была еврейкой по национальности. Когда затевался план уничтожения евреев, Есфирь об этом узнала и, жалея свой народ, со своим дядей Мардохеем, который при дворе занимал высокий пост, составили план спасения своего народа. У них это получилось.

В день, когда их должны были уничтожить, царь приказал уничтожить их врагов. Вот такой праздник Пурим.

Этот праздник очень шумный, евреи в синагоге ведут себя не так, как мы в храме. В этот день у них читается книга «Есфирь», в которой описано, как всё происходило.

Совет

Чтение совершается во время службы и когда они произносят слово «Мардохей», все вместе начинают громко-громко говорить: «Да благословит Господь Бог Мардохея, да благословит Господь Бог и Есфирь, да даст Господь им блага и милость Свою в веках!» А кто всех громче кричит? Дети, им же интересно кричать.

Когда произносится имя «Аман», это тот, кто хотел евреев истребить, поднимается шум: «Да проклянёт Господь Бог его и род его, да исчезнут они с лица земли!» А дети, пользуясь возможностью, начинают хлопать ногами, руками, кричат, визжат – радости море! В этот день, в память об этом, пекут сладкие лепёшки, а маленьким детям говорят: «Это знаете, что? Это уши Амана. Не будете слушаться, ваши уши в мёд попадут на стол. Родителей слушаться надо».

И вот, с детства эти воспоминания. Когда началось движение профсоюзное и правление Коминтерна решило развить женскую тему, то женское крыло Коминтерна, это были евреечки – Роза Люксембург, Клара Цеткин, они предложили поднять еврейские профсоюзы. Но там влияние было небольшое и они придумали такую штуку.

В одном городе Германии были женщины, по профессии проститутки, требующие, чтобы им тоже профсоюз учредили. Трудящиеся женщины… а вдруг заболеешь, бюллетень оплатят… вредная работа – молоко выдадут… Тогда им отказали в организации профсоюза. Этим и воспользовались Цеткин и Люксембург. Они сказали: «Давайте, проведём марш в вашу защиту, мы поднимем других».

И, в общем, там уже не только проститутки, толпа всяких разных собралась. Все шли, кастрюльками стучали, забыв, ради кого и зачем это началось, главное – женские права, права трудящихся вообще. Коминтерну удалось эту тему поднять. А организовать людей легче было в праздник Пурим. Все после синагоги разгорячённые, кричат, визжат – самые-самые забастовщики.

И в том году праздник Пурим, по одному календарю был 23 февраля, по другому – 8 марта.

Через некоторое время стали этот день отмечать как начало борьбы за социальные права. Потом, как день защиты прав женщин, потом – в большевистской России – как женский день.

А потом стали праздновать мужской день, когда ввели другой календарь, то же число, только по другому календарю, что 8 марта, что 23 февраля это мужской день был, ни на чём не основанный. Ну и ладно, назвали и назвали. Хочется праздника – пусть будет. На сегодняшний день правда остаётся правдой.

Обратите внимание

Какой? Что мы с вами не думаем о еврейских проститутках Германии в день 8 марта. И 23 февраля их не вспоминаем, для нас важно другое – к женщине особое отношение подчеркнуть. Маму, жену, дочку, сестру, внучку хочется порадовать. 23 февраля отца, мужа, брата, сына порадовать хочется как-то особо.

И, хотя сейчас введены дни отца, матери, они как то не приживаются. Вот сейчас на Петра и Февронию – День семьи, верности и любви стараются привить, но это плохо приживается.

Недавно был День святого Валентина. Такого святого нет, кстати, но людям не это важно, а любовь, это важнее всего. Это вне имён во все времена и называется «валентинки», «февроньки» – как ни назови, только вот это главное чувство бы будило. Я отношусь к этому как к тоске человечества о главном. Мужчины хотят, чтоб женщины были женщинами.

А женщины хотят, чтобы мужчины были мужчинами, чтоб была любовь. Но только для меня эти дни… не знаю… они чужие. Я не осуждаю тех, кто в эти дни что-то по-особому придумывает, но для меня это чужое. Тем более, я человек православный. Ну вот, память жён-мироносиц, в этот день воскресенье – через две недели, если считать Пасху, третье воскресенье по Пасхе.

Женщины, которые были с Господом вместе с апостолами, которые так любили Его, так верили в Него и Он первый явился, когда воскрес, им, а не апостолам, мы знаем об этом. Многие пошли на проповедь рядом с апостолами – равноапостольная Фекла, равноапостольная Мария Магдалина. Они как-то всё в тени.

Такие дела делал, на которые не каждый мужчина способен, и это поразительно.

А если уж про мужской день в России говорить, то есть Георгий Победоносец, Николай Угодник. Вот эти имена достойны того, чтоб мужчину поздравить и сказать: «Как здорово, что ты мужчина, посмотри, какие представители мужского пола могут быть!»

Когда Иисус Христос воскрес? Точное число и год можно назвать? Да, они сохранились. Только по календарю вавилонскому лунному, но перевести на солнечный несложно и учёные давно высчитали, в какой год, в какой час, в какой день недели, в какое число воскрес Христос. Это не секрет, не тайна.

А в какой день родился? Никто не знает. Когда римская империя стала христианской, летоисчисление поменяли на эпоху от Рождества Христова. Почему? Потому что понимали, что Христос – Царь мира. А летоисчисление шло по царствованию царей. Небесный Царь, когда Он родился? Вопрос повис. Неизвестно.

Важно

И тогда что придумали. Был языческий праздник в римской империи. Народные гулянья на последний в году самый короткий день с самой длинной ночью. Тьма побеждает свет. Свет прибавляется понемножку каждый день. Гулянье, веселье, тьму побеждает свет. Правда, любовь всегда торжествуют.

Праздник назывался праздником светов. В праздник света и стали праздновать Рождество Христово. Почему? Христос Сам говорил: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Христос не родился в тот день, в который мы празднуем. Это условная дата.

А то, что апостолы первое время не праздновали, так это потому, что было неважно. Важно не когда, а ЧТО Он сделал для нас.

Можно взять любую цифру искусственную, даже языческую, и воцерковить её. Поэтому можно и 8 марта и 23 февраля сделать для себя православными, если их православно переживать. Только это нужно делать православно. Если праздники в пост, то, соответственно, великопостно. Можно выбрать любой день, число, например, первое свидание, первый поцелуй и т. д.

И каждый год это отмечать. А как? Можно пойти в ресторан? Можно, а можно по-другому: сорвать полевые цветы и принести жене. И сказать: «В этот день мы встретились». Это не церковный праздник, не церковный повод, но, когда это с любовью, то к добрым плодам приводит. Можно и 23 февраля и 8 марта отмечать, если это приносит пользу, приводит к добрым плодам.

Протоиерей Владимир Головин 

http://www.kazan-mitropolia.ru/all_publications/publication/?id=46794

Источник: https://myslo.ru/club/blog/ugolok-pravoslaviya/i5OeOjRjGk6nMDEKSZZ03Q

В русской церкви в преддверии 8 марта напоминают об уникальном предназначении женщин / новости / патриархия.ru

7 марта 2008 г. 14:11

И.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Георгий Рябых призывает помнить об особой роли женщин в обществе не только 8 Марта, но и в другие дни.

«Светский праздник 8 Марта или церковный праздник Жен-мироносиц ― это повод задуматься об особом предназначении женщины», ― заявил отец Георгий «Интерфаксу».

Он отметил, что всегда были люди, которые считали, «будто призвание женщины быть матерью, женой унизительно, поскольку якобы ставит ее в подчиненное положение по отношению к мужчине».

«На самом деле это уникальная роль женщины, женщина незаменима в исполнении этих функций. Более того, сама женская психология и самосознание как раз принимают эту роль, которая является для большинства женщин естественной», ― подчеркнул отец Георгий.

При этом сам он нормально относится к тому, что современная женщина стремится быть успешной, достигнуть больших высот в профессиональном плане, однако призывает женщин помнить о первостепенной важности того, чтобы «быть матерью, хранительницей очага».

Совет

Как отметил священник, в Церкви по-разному относятся к празднику 8 Марта, который никак не связан с церковной традицией и появление которого в календаре относится к советскому периоду истории страны.

Однако, продолжил отец Георгий, за время празднования 8 Марта «он стал дорогим для многих людей, потому что для них это праздник весны, возможность выразить отношение к женщине, ее роли в семье, в обществе».

«И, конечно, хочется пожелать, чтобы отмечание этого праздника было наполнено высоким представлением о женщине», ― сказал священник.

В истории Церкви, по его словам, известны такие случаи, когда светским праздникам или праздникам, пришедшим из других религиозных традиций, придавалось церковное значение.

Однако 8 Марта часто приходится на время Великого поста, и такая несогласованность церковного календаря и празднования Женского дня «служит главной причиной, по которой невозможно, что называется, воцерковить этот праздник», пояснил представитель Русской Церкви.

Но это, по его словам, не означает, что Церковь совершенно не замечает особой роли женщины. Священник указал на то, что сегодня в церковной среде все шире распространяется традиция поздравлять женщин в неделю Жен-мироносиц, празднуемой после Пасхи и посвященной «воспоминанию о той особой верности, которую проявили женщины к распятому Христу».

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/374801.html

Ссылка на основную публикацию