Почему на православных крестах есть полумесяц?

Крест с полумесяцем на куполе Храма

Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его – crux immissa (крест вбитый).

В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин.19:19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться.

Обратите внимание

Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19).

Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр.12:1). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа.

Есть еще толкование: полумесяц – Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя – символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17).

И еще о кресте с полумесяцем с сайта http://www.pravmir.ru

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста.

Какое значение несет в себе этот символ?Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы.

Все это дает право считать, что цата на кресте ― символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности ― от Христа и первых веков христианства ― к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).

Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл ― избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

Важно

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» ― в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму ― например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие ― например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Материал прислала Ирина Кузнецова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/voprosy_i_otvety/krest_s_polumesjacem_na_kupole_khrama/115-1-0-5985

Что означает полумесяц на христианском кресте?

Последний часто вызывает вопросы, потому что полумесяц сегодня известен, прежде всего, как символ ислама.

Фактрум предлагает узнать, какой смысл заключён в сочетании креста и полумесяца.

Христианству уже более двух тысяч лет. За это время появилось множество разных течений, которые обросли своими знаками и символами, подчас скрывающими в себе несколько значений. Что-то забывалось, что-то менялось, что-то появлялось — и теперь даже истово верующие могут не знать о каких-то тонкостях собственной религии.

Для начала следует сказать, что полумесяц, расположенный внизу креста на куполе православного храма, не имеет никакого отношения к исламу. Если углубляться в историю, то серп луны люди использовали в своих поверьях задолго до возникновения как ислама, так и христианства. Так, например, в представлении древних греков его носила в качестве короны богиня Артемида.

Совет

Крест, некогда возвышавшийся над Дмитриевским собором во Владимире. В 2002 году был заменён на более современный

Но если рассматривать времена более приближенные к нам по времени, то можно увидеть хорошо знакомый нам символ в Восточной Римской империи.

Основное объяснение полумесяца на кресте гласит, что в Византии, откуда, собственно, православие и пришло на Русь, полумесяц был знаком царской власти. Его стали помещать на кресты для того, чтобы напомнить верующим о двух вещах.

Во-первых, о том, что власть земная по определению ниже власти небесной, и все люди, даже самые высокопоставленные, прежде всего, рабы божьи, а во-вторых, это было напоминание о том, что в церкви правит Царь Царей.

Но есть и другие объяснения этого символа, не менее важные и интересные.

Например, есть мнение, что это вообще не полумесяц, а рога жертвенного быка, отголосок одной из древнейших языческих религий.

Было время, когда крест ещё не утвердился в качестве официального символа христианства, и использовались разные знаки, включая ихтис (знак в форме рыбы, отсылка к одному из чудес — когда Христос накормил голодающих хлебом и рыбой), лилию, хризму и как раз то, о чём мы говорим, — рога.

Ещё одно из значений — чаша. А точнее — чаша для причастия с кровью Спасителя. Оно схоже по смыслу с ещё одним, гласящим, что полумесяц — это крещальная купель.

Также на полумесяц похожи ясли — те самые, в которых младенца Иисуса положили сразу после рождения в Вифлееме. Посыл прост: христианская вера выросла из колыбели Спасителя. К этому толкованию близко по духу другое, согласно которому полумесяц в широком смысле является женским символом, а в более узком — знаком Богородицы.

Ещё одна любопытная расшифровка гласит, что полумесяц — это корабль, ведомый Христом в Царствие Небесное, а крест — его парус.

Обратите внимание

Для того, чтобы разобраться в следующем толковании, понадобится небольшой экскурс в историю. Моряки в древнем мире постоянно подвергались опасности, встречаясь со стихией, и были очень суеверны. Одной из вещей, которой они практически поклонялись, был якорь — последняя надежда выжить среди бушующего моря.

На древних кораблях они были настоящими произведениями искусства, на них красовались украшения, вырезанные лица богов, и тексты молитв, призывающие их к милости. Однако, помимо кораблей, якоря встречались ещё и в храмах, где использовались в религиозных ритуалах.

Так христианство, перенимавшее некоторые языческие символы, позаимствовало и этот.

В православной традиции якорь обозначает надежду на воскрешение после смерти и опору, которую вера даёт человеку.

Лиза Полякова19.11.2018

Источник: https://www.factroom.ru/kultura/chto-oznachaet-polumesyac-na-hristianskom-kreste

Полумесяц на православном кресте

Что символизирует полумесяц на православном кресте? Казалось бы, полумесяц является символом исламской веры, а значит, он не может украшать православный крест. Каковы основные версии о происхождении полумесяца? Имеет ли он отношение к мусульманству? Что символизирует этот знак? Эта статья содержит версии и ответы на данные вопросы.

Заблуждение о «мусульманском» происхождении полумесяца

Широко распространено ошибочное мнение, что полумесяц якобы символизирует победу Руси над монголо-татарскими завоевателями, исповедовавшими ислам.

Такая трактовка появилась еще в советские времена, когда было выгодно искажать суть религиозного учения из-за господства идеологии марксизма-ленинизма. Возможно, такую ошибочную версию о полумесяце вам рассказал экскурсовод. Не стоит доверять словам такого гида.

Это заблуждение появляется во многих изданиях, о нем нередко пишут интернет-ресурсы, но оно абсолютно противоречит истине.

Эту «теорию» очень легко опровергнуть: уже в Церкви Покрова на Нерли, построенной в 1165 г., присутствует изображение полумесяца. Этот знак изображается на иконах (например, иконы Николая Чудотворца).

Полумесяц как символ в православной вере появился задолго до распространения ислама. Еще до принятия Константином Великим христианства как официальной религии Римской империи (IV век н.э.) полумесяц уже использовался первыми христианами.

Он не символизирует ни мусульманство, ни свержение монгольского владычества на Руси.

Происхождение полумесяца

Христианская вера пришла на Русь из Византийской империи. Правильное название полумесяца – «цата». В Византийской империи цата была символом неограниченной власти императора.

Греки изображалиполумесяц на православном кресте, чтобы указать на то, что он принадлежит Иисусу Христу, который является Царем всех царствующих. Византийский же император подразумевался как наместник Христа на земле.

Примечательно, что одна из причин выбора христианства Владимиром Святославовичем – неограниченная власть монарха, основанная на христианской концепции Византии.

Важно

Цата являлась одной из частей святительского облачения Николая Угодника.

Стоит отметить, что Османская империя «унаследовала» этот символ от Византии и только тогда он стал использоваться турками.

Основные версии

В действительности не существует истинной версии касательно происхождения полумесяца. Возможно, объяснение было утеряно в течение долгих лет развития религии. Отсутствует единственно верный ответ на вопрос о предназначении полумесяца. Версий существует множество.

Вот лишь некоторые из существующих теорий:

  1. Многие считают, что полумесяц изображает «якорь», за который могут ухватиться верующие люди в пору невзгод и трудностей. Это мнение основывается на словах апостола Павла. Крест и полумесяц символизируют надежду, Божий корабль спасения.
  2. Некоторые священнослужители трактуют цату как декоративный элемент. На иконах можно встретить золотые, серебряные украшения, выполненные в форме полумесяца. Согласно такой точке зрения, сначала цата использовалась как шейная гривна (украшение в форме обруча, которое носится на шее). Сначала цату носили великие князья, чтобы подчеркнуть свою знатность, затем она стала изображаться в иконописи, а впоследствии перешла и в архитектуру, то есть стала изображаться на кресте.
  3. Существует версия, относящаяся к временам гонимого и катакомбного христианства в первые века существования религии. В то время нельзя было открыто выражать свою приверженность христианской вере, и люди искали способы, как носить ценные символы веры, не привлекая к себе излишнего внимая и не усугубляя гонений. Верующие носили брошки, имеющие форму якоря. Нехристиане не воспринимали такой символ как приверженность к Христу, а верующие благодаря такому способу могли сохранять веру.

Итог

Однозначного ответа на вопрос “Что символизирует полумесяц на православном кресте и почему он там находится?” нет. Доподлинно установлено, что цата не имеет никакого отношения к исламу. Мы не знаем истинное происхождение полумесяца.

Возможно, он символизирует «якорь спасения» или относится к временам катакомбного христианства, когда верующие скрывали свою веру. Может быть, цата использовалась как эстетически-декоративный элемент, происходящий от шейной гривны.

 Священнослужители, религиоведы высказывают разные предположения. Вам решать, какой теории придерживаться.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1185180557496290154/polumesyats-na-pravoslavnom-kreste/

Крест с полумесяцем

Почему на куполе православного храма крест с полумесяцем – мусульманским символом? Может быть, на самом деле это какая-то мечеть строится? Подобные недоуменные вопросы последнее время приходится слышать все чаще и чаще.

Некоторых мурманчан, приводят в смущение кресты с полукружием в виде полумесяца в основании креста на куполах возводимого в городе храма Спаса на водах. Чтобы прояснить ситуацию мы обратились за разъяснением к наместнику Трифонов Печенгского монастыря игумену АРИСТАРХУ.

Ведь такой же крест возвышается и над монастырским храмом Рождества Христова в Печенге.

– Вопрос о кресте с полумесяцем задается сегодня нередко, – поясняет отец Аристарх, – поскольку по мнению некоторых людей, крест в данном случае попирает полумесяц и якобы означает победу Православия над Мусульманством. Такие и подобные им заключения абсолютно неверны.

Крест с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх, – очень древний вид Креста. Обратившись к истории мы увидим, что в Древней Руси такие кресты еще до татаро-монгольского ига устанавливались на церквах, воздвигаемых Великими князьями.

Например, на Дмитровской церкви во Владимирской земле, в Киевских землях. Такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.

Такая же форма купольного креста встречается на Псковщине, к примеру, на куполе церкви Успения Божией Матери 1461 года постройки в селе Мелетово.

Что касается догматического разъяснения, то здесь надо заметить, что символика православного храма не всегда объяснима с точки зрения эстетического восприятия. Но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, несут разные значения.

В Откровении Иоанна Богослова говорится: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12, 1). А святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце Правды.

Совет

Есть и другие толкования этого символа: полумесяц – это чаша Евхаристическая, в которой находится Тело Христово; это люлька, в которой лежит Богомладенец Иисус Христос. Последнее толкование объясняет форму креста над монастырским храмом Рождества Христова.

Читайте также:  Что такое скрижали моисея и их значение в православии

Чаще всего крест и полукружие означают якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем по волнам бурной земной жизни к тихой пристани жизни вечной – в Царство Божие. Очевидно, что в нашем случае крест, символизирующий якорь, выбран потому, что храм Спаса на водах посвящен памяти погибших моряков.

– Однако по мнению некоторых людей, крест может быть только четырех-, шести- или восьмиконечный без каких-либо добавок.

– Есть и семиконечный крест, – продолжает отец Аристарх, – и Т-образный, и в виде буквы Х – «Андреевский». Ставрографии – науке о крестах – известны более шестидесяти видов крестов. Пожалуй, всем, и особенно христианам, полезно знать и никогда не забывать, что крест всякой формы, по словам святого Федора Студита, – есть истинный Крест.

Вот, к примеру, в старинных новгородских храмах Божия Матерь изображена с левосторонней свастикой на омофре.

Так что же теперь, замазать все фрески, которым уже несколько веков, утверждая, что русский мужик в XV веке был экстремистом, фашистом? Такой вид креста называется «гамматическим» потому, что состоит из греческой буквы «гаммы». Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест.

В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивалась на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста.

Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах.

Гамматический крест имела обыкновение ставить на своих вещах, как знак приносящий счастье, святая мученица императрица Александра Федоровна. Святая императрица нарисовала такой крест карандашом в доме Ипатьева над кроватью своего сына и на дверном косяке в день прибытия Царской Семьи в Екатеринбург.

А что касается недоумения наших земляков относительно той или иной формы крестов да и в других вопросах, то проблема заключается в том, что некоторые люди нередко берутся судить о вещах, о которых просто не имеют, а порой и не стремятся получить представления.

Обратите внимание

И мы не можем распылять достояние, накопленное веками, только из-за того, что люди еще не воцерковлены или, может быть, не хотят по-настоящему приникнуть к истинной церковности. И поскольку такая форма креста существует уже более тысячи лет, мы не можем и не должны профанировать все то, что у нас есть, лишь потому, что кто-то сейчас только ищет веру и не нашел еще.

Давайте тогда уберем литургию оглашенных, перейдем с церковнославянского на современный русский язык. Мне, кстати, уже предлагали издать максимально упрощенную Библию для новоначальных. Я отказался. Ведь таким образом, можно дойти до издания Ветхого и Нового Завета для «средненачальных», а затем и для «продвинутых».

Поэтому, если пойти на поводу мнения маловоцерковленных людей, то нам придется отказаться от многого сокровенного и традиционного непонятного сегодня современному человеку.

Беседу вел Андрей КОНЮШАНЕЦ

Источник: http://trifon.dobrohot.org/propovedi-i-vyistupleniya/krest-s-polumesyaczem.html

Православный крест с полумесяцем

Содержание

  • Русский православный крест
  • Разновидности
  • Использование
  • Примечания

К сожалению, многие считают полумесяц неразрывно связанным с Исламом. Полумесяц не используется шиитами и имеет место только в среде «ахлу сунна валь джамаа», которые заимствовали его у христиан, а те, в свою очередь, — из языческих религий. Никаких хадисов о символе полумесяца не существует, равно как и свидетельств его использования в первые столетия Ислама.

Полумесяц — это оккультный языческий знак, использовавшийся практически во всех религиях ширка и многобожия, включая и идолопоклонство курайшитов — мекканских врагов Пророка (С).

Полумесяц печатался на монетах языческого Тюркского каганата, потом был символом персидской империи Сасанидов и гербом города Константинополь — столицы христианской империи. Вероятнее всего, именно после завоевания Константинополя турками-суннитами полумесяц вошёл в суннитский ислам и стал его символом.

Полумесяц на царской крылатой короне Сасанидов:

Полумесяц мы видим в иконографии индуизма — его носит Шива в своей причёске:

В Египте солнечный диск с рогатой Луной, или расположенный между рогов быка (коровы), означали божественное единство двоих в одном, общих солнечно-лунных богов и тайный брак божественных пар.

У древних шумеров полумесяц — атрибут вавилонского бога Луны Сина – корабль, на котором он плавал по безбрежным просторам космоса.

Полумесяц на древней шумерской монете:

Здесь царь посвящает свою дочь богине. Полумесяц символизирует бога Сина, солнце — бога Солнца Шамаша:

Древнегреческие и римские богини луны носили изображение полумесяца в своих прическах, как знак одновременно чистоты и рождения.

Древняя языческая стелла:

Важно

Как мы сказали, полумесяц был заимствован суннитами у христиан, а те, в свою очередь, заимствовали его у язычников. Полумесяц был символом Константинополя и чеканился на византийских монетах:

В бытность греческим полисом, Константинополь (тогда — полис Византий) имел в покровительницах Гекату, богиню лунного света, отсюда и полумесяц на его гербе.

До сих пор полумесяц часто встречается в нижней части православного креста:

Итак, являясь широко распространённым языческим символом лунных божеств, полумесяц был заимствован византийским христианством, став одним из его символов, а оттуда — российским православием (имеющим византийский исток) и суннитским исламом (после завоевания Константинополя турками в 1453 году).

Таким образом, «ахлу сунна» в целом и «салафиты» в частности — ревнители «ислама без бидаатов» — повсеместно размещают на своих мечетях языческо-христианский символ, не имеющий никакой основы в религии Ислам, что нисколько их не беспокоит. Они сделали оккультный символ ширка символом Ислама — точно так же как поменяли всё, что только можно поменять, в религии Аллаха. Как говорится, думающему — понятно.

Русский православный крест

Не следует путать с русским крестом — 6-конечным крестом с наклонённой нижней перекладиной. См. также: Патриарший крест и Лотарингский крест

Эту страницу предлагается переименовать в Православный крест. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/2 июня 2018. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

Русский православный крест

Русский (православный) крест (православный крест, византийский крест, русско-византийский православный крест или крест свято́го Ла́заря) — восьмиконечный христианский крест, символ Русской православной церкви.

Известен с VI века, задолго до раскола христианской церкви на католиков и православных. Использовался в византийской фресковой живописи и декоративно-прикладном искусстве.

В 1551 году во время канонической изоляции Русской православной церкви по инициативе Ивана Грозного впервые в истории начал воздвигаться на купола церквей. С этого времени начал использоваться и на российской государственной и военной символике.

Впоследствии стал отличительной особенностью культурного ландшафта России.

Русский крест

Согласно некоторым источникам, у русского православного креста только две поперечины.

Некоторые источники различают кресты с косыми поперечинами: шестиконечный называют русским православным крестом (другое название — шестиконечный православный крест), а восьмиконечный — православным крестом.

В Юникоде символ (☦) обозначен как «православный крест» (англ. Orthodox cross). Аналогичная эмблема в Министерстве по делам ветеранов США называется «Русский православный крест» (англ. Russian Orthodox cross).

Особенностью восьмиконечного креста является наличие нижней косой поперечины (подножия), помимо двух верхних горизонтальных: верхней, меньшей, и средней, большей. По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трёх языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Под ноги Христу была прибита перекладина.

Вариантом восьмиконечного является семиконечный, у которого табличка крепится не поперёк креста, а сверху. Помимо этого, верхняя перекладина вообще может отсутствовать. Восьмиконечный крест может дополняться терновым венцом посередине.

Наряду с восьмиконечным, Православная церковь применяет и два других распространённых начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, то есть самой верхней перекладины) и четырёхконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины).

Разновидности

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 30 июня 2013 года.

Иногда при установке восьмиконечного креста на куполе храма под косой перекладиной помещается полумесяц (рогами вверх). Существуют различные версии о значении такого начертания; по наиболее известному такой крест уподобляется корабельному якорю, с древних времён считавшемуся символом спасения.

Кроме того, существует особый монашеский (схимнический) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоящегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости, справа и слева от креста находятся копьё и трость с губкой.

Также на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое НИКА — Победитель; на табличке или около неё надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы».

Совет

Буквы «К» и «Т» символизируют копьё воина и трость с губкой, изображённые вдоль креста. С XVI века на Руси возникла традиция около изображения Голгофы добавлять следующие обозначения: М Л Р Б — «место лобное распят бысть», Г Г — «гора Голгофа», Г А — «глава Адамова».

Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.

Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается на парамане и аналаве.

Использование

Восьмиконечный крест с косой перекладиной традиционно широко используется в Русской православной церкви.

В настоящее время он также широко используется в Польской православной церкви и Православной церкви Чешских земель и Словакии, получивших автокефалию от московского патриарха в 1948 и 1951 годах соответственно.

Данный крест спорадически используется в Константинопольской православной церкви (широко используется в Американской карпаторосской православной епархии, основанной в 1938 году) и Сербской православной церкви.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещался на гербе Русского государства с 1577 по 1625 год, когда был заменен на третью корону. На некоторых летописных миниатюрах и иконах русские воины несут красные или зелёные (возможно синие) стяги с изображением креста-Голгофы. На знамёнах полков XVII века также помещался голгофский русский православный крест.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещается на флагах православно-монархической диверсионно-террористической организации Братство русской правды и ультраправой националистической организации Русское национальное единство.

Флаг Братства русской правдыМеталлический крест, характерный для старообрядчестваКрест русского православного священникаСовременный памятник Кириллу и Мефодию, Ханты-Мансийск.Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.Могильный крест на кладбище Холковского монастыряСвидник (Словакия) — перед входом в церковьБелосток (Польша) — на куполах церкви Святого ДухаДжонстаун (штат Пенсильвания, США) — перед собором Христа Спасителя Американской карпаторосской православной епархииФлаг РНЕ

Галерея использования символа креста
Битва на Куликовом поле в 1380 г. Из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век.Герб России с печати Ивана IV, 1577 год.Герб России с печати Фёдора Ивановича, 1589 год.Ротное знамя 9-й роты солдатского полка, XVII век, в левом верхнем углу русский крест.Сотенное знамя, 1696—1699

Примечания

  1. 1 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Тихвинский листок. — № 41. — 27.9.2017.
  2. Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня После Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля // Ахтубинские епархиальные ведомости. — № 7 (48), июль — октябрь 2017. — С. 7.
  3. Юсупов С. Э. Словарь терминов архитектуры. — Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 185.
  4. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005. С. 314.
  5. Лебедев В. Державный орел России. — Родина, 1995. — С. 99.
  6. Православный календарь на 2016 год. — Litres, 2017. С. 87
  7. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 147.
  8. Архиепископ Афанасий (Мартос). Восьмиконечный русский крест // Миссионерский Листок. № 144. — Свято-Троицкая православная миссия, 2003.
  9. Ryskt kors, Nationalencyklopedin.
  10. Kors, Store norske leksikon
  11. 1 2 Liungman, Carl G. Symbols — Encyclopedia of Western Signs and Ideograms. — Ionfox AB, 2004. — P. 140. — ISBN 978-91-972705-0-2.
  12. Milo D. L. The Ankh: Key of Life. — Weiser Books, 2007. — P. 13.
  13. Mori J. Crosses of Many Cultures. — Harrisburg, 1998. — P. 38.
  14. Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Дапаможнік для вучняў / Уклад. Б. А. Лазука. — Мн.: Беларусь, 2001. — С. 73.
  15. Белы А. Крыж Еўфрасінні Полацкай // Наша Слова. — № 29 (817), 1 жнiўня 2007.
  16. Thomas R. M. Manitou and God: North-American Indian religions and Christian culture. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. 121—122. ISBN 978-0-313-34779-5.
  17. Koch R. The Book of Signs. — New York, 2000. — P. 17
  18. Becker U. The Continuum Encyclopedia of Symbols. — New York London, 2000. — P. 71.
  19. The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, Vol. 1. / Ed. Colum Hourihane. — OUP USA, 2012. — P. 221.
  20. Joseph L. Young. Mosaics: principles and practice. — Reinhold, 1963. — P. 99.
  21. 1 2 Chwalkowski F. Symbols in Arts, Religion and Culture: The Soul of Nature. — Cambridge Cholars Publishing, 2016. — P. 112
  22. Гарошка Л. Баўгарскі ўдзел у пашырэньні хрысьціянства між усходніх славянаў // Божым Шляхам. — № 1-6 (76-81). — 1957. — С. 27.
  23. Benker S. Liturgische Geräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen / Objets liturgiques, croix et reliquaires des eglises chretiennes. — Walter de Gruyter, 2011. — S. 68.
  24. Etzold A., Türk W. Der Dorotheenstädtische Friedhof: die Begräbnisstätten an der Berliner Chausseestrasse. — Berlin: Ch. Links Verlag, 2002. — S. 60.
  25. Das Bildwörterbuch: Die Gegenstände und ihre Benennung. — Bibliographisches Institut, 2011. — S. 283.
  26. Eyth K., Meyer F. S. Die Dekorationsmalerai mit besonderer… — Leipzig, 1896. — S. 317—318.
  27. Bischoff E. Die Festdekoration in Wort und Bild. — Leipzig, 1897. — S. 452, 462
  28. Lonsdale A. Do I Kneel or Do I Bow? — Kuperard, 2010. — P. 87.
  29. Boyles D., Stebben G. The Pocket Professor Religion: Everything You Need to Know about Religion. — Simon and Schuster, 1999. — P. 116.
  30. Keene M. New Steps in Religious Education: Teacher’s Support. — Nelson Thornes, 1999. — P.
  31. Becker, U. The Continuum encyclopedia of symbols. — Continuum International Publishing Group, 2000. — P. 71. — ISBN 978-0-8264-1221-8.
  32. McGuckin, J. A. Cross // The encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity / John Anthony McGuckin. — John Wiley and Sons, 2011. — Vol. 1. — P. 170. — ISBN 978-1-4051-8539-4.
  33. Ogechukwu, N. The Secret Behind the Cross and Crucifix. — Strategic Book Publishing, 2009. — P. 19. — ISBN 978-1-60693-367-1.
  34. Большая Российская энциклопедия. — Т. 15: Конго — Крещение. — М.: БРЭ, 2010. — С. 700.
  35. Андреева В. и др. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. — М., 2004.
  36. Фещин А. Довірся Хресту // Християнский голос. — 2002. — № 18 (2854). — С. 232.
  37. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 149.
  38. Shpakovsky V., Nicolle D. Armies of Ivan the Terrible: Russian Troops 1505-1700. — Osprey Publishing, 2006. — P. 23. — ISBN 978-1-84176-925-7.
  39. Бурштын Я. Ірына Дубянецкая: Дзякуючы намаганням РПЦ пачынае мяняцца культурны ландшафт Беларусі (Фота і відэа) // Служба інфармацыі «ЕўраБеларусі», 16 ліпеня 2016 г.
  40. Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыкл. даведнік — Мн.: БелЭн, 2001. — С. 168.
  41. 1 2 Православные кресты: как разобраться в значениях, Портал «Православие и мир» (30.9.2011). Проверено 21 февраля 2018.
  42. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 133.
  43. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий / В. И. Плужников. — М.: Искусство, 1995. — С. 137.
  44. Unicode Character ‘ORTHODOX CROSS’ (U+2626)
  45. Available Emblems of Belief for Placement on Government Headstones and Markers. Emblem 5 — RUSSIAN ORTHODOX CROSS, Верховный суд США
  46. 1 2 3 Грибов А. (идея), иеромонах Харитон Просторов (составление). Православие для всех. — Кострома: Авенир-Дизайн, 2000. — С. 142, 143. — 392 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-93374-032-2.
  47. Илл. 130. Сотенное знамя 1696—1699 г // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова. — Т. 1.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/pravoslavnyj-krest-s-polumesyatsem/

Крест с полумесяцем на храмах [drevlepravoslavie.forum24.ru]

Anohaadvanced member Упование: РПСЦ Откуда: РФ, Смоленск Сообщение: 285 Зарегистрирован: 2009.01.11 00:38:39<\p>

Отправлено: 2009.10.18 23:15:23. Заголовок: Крест с полумесяцем на храмах

Натолкнулся на такую статью:
По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста.

Какое значение несет в себе этот символ?
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы.

Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).

Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Обратите внимание

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы.

Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Понятно, что статья написана представителями РПЦ МП.
В старообрядческой среде считается, что единственно допустимый вид креста на храмах-восьмиконечный. Возникает вопрос действительно ли на древних русских храмах существовала вышеописанная форма креста (с полумесяцем), или это нововведение. А если нет, то как появился такой вид креста. Спаси Христос!

Никола Откуда: Москва Сообщение: 5 Зарегистрирован: 2009.02.16 16:49:44 <\p> Отправлено: 2009.10.19 15:22:29. Заголовок: Крест с полумесяцем ..Крест с полумесяцем действительно существоал на древнерусских храмах.Русская Православная старообрядческая Церковь Алексей Рябцевadvanced member Сообщение: 445 Зарегистрирован: 2008.01.30 02:33:57 <\p> Отправлено: 2009.10.19 19:18:41. Заголовок: Полумесяц – герб и с..Полумесяц – герб и символ города Константинополя. Оттуда и пришел как на кресты храмов, так и на мечети мусульман (через халифат турецких султанов Стамбула). Это одна из версий. ПолихронийУпование: Древлеправославная Поморская Церковь Сообщение: 57 Зарегистрирован: 2009.02.14 05:11:06 <\p> Отправлено: 2009.11.02 04:28:52. Заголовок: На эту тему есть соч..На эту тему есть сочинение прп. Максима Грека. Уже в его время было затруднительно определить происхождение этого обычая Гусляк Отправлено: 2010.07.05 21:11:37. Заголовок: А этот полумесяц не ..А этот полумесяц не может быть цатой? о.А. Панкратов Сообщение: 543 Зарегистрирован: 2008.10.05 00:58:46 <\p> Отправлено: 2010.07.06 02:31:17. Заголовок: Скорее всего, ей и ..Скорее всего, ей и является. А четвероконечный крест над ней – на самом деле лишь сияние от истиннаго Креста. Который там изображался в самой середине, и непременно как ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ. Так было, например, на кресте Димитриевского собора во Владимире (12-й век). Сейчас средняя часть его утрачена, а вот рисунки Солнцева из серии “Древности Российского государства” (сер. – нач. 2-й пол. 19 в.) отчётливо это зафиксировали. alexa Откуда: Русь, Москва Сообщение: 527 Зарегистрирован: 2010.01.29 20:55:37<\p> Отправлено: 2010.07.06 12:45:52. Заголовок: Полихроний пишет: П..Полихроний пишет: Отчасти так. Вот и Максим Грек о кресте с полумесяцем говорил (как нам поведал форумчанин Полихроний). Только вопрос: были в самом Константинополе на храмах такие кресты – с полумесяцем? Есть сведения?Не приидет к тебе зло alexa Откуда: Русь, Москва Сообщение: 528 Зарегистрирован: 2010.01.29 20:55:37<\p> Отправлено: 2010.07.06 12:52:55. Заголовок: А вообще крест (или ..А вообще крест (или восьмиконечная звезда) с полумесяцем – очень древний символ. Алексей Рябцев, Вам в исследованиях, возможно, пригодится такой интересный факт: имеется фотография конца XIX-начала XX века маленького провинциального деревянного храма или часовенки в Новгороде на Волхове. На куполе – восьмиконечная звезда, огибаемая с боку полумесяцем. Попробую найти фото.Не приидет к тебе зло о.А. Панкратов Сообщение: 555 Зарегистрирован: 2008.10.05 00:58:46<\p> Отправлено: 2010.07.06 13:35:58. Заголовок: В Константинополе в..В Константинополе все кресты с храмов, даже оставленных христианскими и не превращённых в мечети, поснимали турки после 1453-го. На Русь христианство пришло из Византии. А с ним, скорее всего, и обычай ставить кресты на храмах. alexa Откуда: Русь, Москва Сообщение: 532 Зарегистрирован: 2010.01.29 20:55:37<\p> Отправлено: 2010.07.06 13:39:21. Заголовок: о.А. Панкратов пишет..о.А. Панкратов пишет: Да, но ведь могли остаться описания, миниатюры, гравюры… Я про царьградские кресты почему уточнить хотел. Не слыхал, чтоб в Византии X…XII веков на храмах такие кресты были.Не приидет к тебе зло о.А. Панкратов Сообщение: 558 Зарегистрирован: 2008.10.05 00:58:46<\p> Отправлено: 2010.07.06 13:52:52. Заголовок: Миниатюры есть, и к..Миниатюры есть, и кресты на них тоже. И в и-нете выложены, только найти надо. Косеныч Отправлено: 2011.03.21 23:19:10. Заголовок: Крест-символ казни..Крест-символ казни(а если бы была верёвка или кол???)Христианский символ-рыба.Изображение креста использовали разные народы ещё до Р.Х.У славян это символ Солнца. Прасковья Сообщение: 303 Зарегистрирован: 2010.06.24 20:07:28<\p> Отправлено: 2011.03.22 17:48:31. Заголовок: Крест это символ наш..Крест это символ нашего спасения, через смерть на кресте Христос искупил нас. А в чем вопрос? alexaУпование: nikonian married( Откуда: Русь, Москва Сообщение: 2363 Зарегистрирован: 2010.01.29 20:55:37<\p> Отправлено: 2011.03.22 17:56:04. Заголовок: А это Косеныч хочет..А это Косеныч хочет, чтоб мы рыбе поклонялись. Кстати, у нас во дворе какая-то “христианская” корейская секта заседает. так у них как раз к месту и нет такие “рыбы” понавешаны: в машинах и т.п.Мне отмщение, Аз воздам ПолихронийУпование: Древлеправославная Поморская Церковь Сообщение: 148 Зарегистрирован: 2009.02.14 05:11:06<\p> Отправлено: 2011.03.22 19:50:36. Заголовок: Есть сочинение прп. ..Есть сочинение прп. Максима Грека о крестах с полумесяцем, которые были тогда, были. Уже в то время вопрос их происхождения вызывал вопросы. Ясного ответа прп. Максим не предлагает. Дмитрий Н.Б.Упование: Православное старообрядчество (Единоверие) Сообщение: 24 Зарегистрирован: 2011.03.16 01:23:03<\p> Отправлено: 2011.03.22 20:13:02. Заголовок: Есть на ету тему кни..Есть на ету тему книга Б.А Успенского “Крест и круг”, там всё подробно разбирается. Кресты с полумесяцами, хоть и не являются восьмиконечными – действительно весьма древняя традиция, спорить с етим безсмысленно. Домонгольские соборы в городах говорят сами за себя. Александр_Емельяновadvanced member Упование: древлеправославие Откуда: Новособирск Сообщение: 285 Зарегистрирован: 2010.11.29 12:39:27<\p> Отправлено: 2011.03.23 09:02:25. Заголовок: Косеныч пишет: Крес..Косеныч пишет: У нас, вообще-то не баптистский форум, а староверский.

Источник: https://txt.drevle.com/mirrors/drevlepravoslavie-2012.10.23/data/t00100001037.html

Крест и полумесяц в русской церковной традиции. Статья. Культурология. 2009-01-12

Б. А. Успенский

§ 1. Символика русского купольного креста

Маковки русских церквей украшает крест с полумесяцем — или, говоря точнее, крест, в основании которого помещен полумесяц. Каково происхождение этой традиции?

Символика креста естественно вписывается в христианские представления — она соответствует самой функции христианского храма и, очевидно, не нуждается в разъяснении.

Но что означает полумесяц? Почему столь устойчиво само это сочетание? Вопрос этот волновал еще Максима Грека, который посвятил ему специальное рассуждение «Сказание о том, что под крестом на церкви окружен аки месяц млад».

И, наконец, встает еще один вопрос: является ли эта композиция чисто русским явлением?

Обычно считают, что такого рода кресты появляются после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Это мнение не выдерживает критики. Несомненно, интересующее нас явление возникло еще в домонгольский период.

Об этом красноречиво свидетельствует, в частности, крест с полумесяцем на куполе владимирского Дмитриевского собора (1194-1197 гг.); этот крест сохраняет свою первоначальную форму.

Можно было бы сослаться в этой связи и на другие древнейшие храмы, однако мы не всегда можем быть уверены, что кресты на них сохраняют древнюю форму.

Важно

Такого рода крест встречается в древнейший период при изображении церкви на миниатюрах и клеймах икон. Так, например, мы встречаем его на миниатюрах так называемого Служебника Антония Римлянина начала XIV в.. Федоровского евангелия 1321-1327 гг., Симоновской псалтыри второй четверти XIV в.

, хроники Георгия Амартола середины XIV в. , Сильвестровского сборника XIV в., Часослова 1423 г. Кирилло-Белозерского монастыря, Псалтыри 1424 г. Кирилло-Белозерского монастыря, сборника до 1426 г. Кирилло-Белозерского монастыря, Лествицы конца XV в.; на клеймах киевской иконы Николы Зарайского начала XIV в.

(Третьяковской галереи), новгородской иконы Николы с житием из церкви Бориса и Глеба ХIV-XV в. (Новгородского музея-заповедника) и на иконе Николы Можайского из Троице-Сергиева монастыря начала XV в. (Третьяковской галереи).

В некоторых случаях под крестом мы находим не серповидную форму полумесяца, а омего- образную или же лилиеобразную форму. Такое сочетание может трактоваться как процветший или же как якорный крест (сочетание креста с якорем). На отношении якорного и процветшего креста к кресту с полумесяцем мы остановимся ниже (см. § 3, с.

249-252 наст. изд.); следует отметить, что простейшие формы процветшего креста и формы якорного креста могут быть трудно отличимы, и поэтому приходится рассматривать их вместе.

Крест с полумесяцем можно встретить и на каменных резных крестах — Перынском кресте XIV в., кресте церкви Рождества Богородицы на Молоткове XIV в. и других ; к Перынскому кресту близок по форме бронзовый крест ХП-ХШ в. из Василёва.

Равным образом мы встречаем это изображение на граффити и на актовых печатях. Отметим еще аналогичную конфигурацию на посохе апостола Петра, изображение которого представлено на Великом Сионе XII в.

из новгородского Софийского собора, а также на посохе Иоанна Предтечи на миниатюре Симоновской псалтыри XIV в.

Кресты такой формы распространены и в Литве, их можно видеть, в частности, на часовнях, но особенно характерны они для придорожных, памятных, поклонных и т. п. крестов. Как известно, Великое княжество Литовское образовалось в результате присоединения восточнославянских земель к исторической (этнической) территории Литвы. В течение XIII-XIV вв.

южнорусские и западнорусские княжества (за исключением Галицко-Волынского княжества, Буковины и Карпатской Руси) стали частью Великого княжества Литовского. Вплоть до XIV в.

Совет

большое число литовцев были язычниками, в то время как русское (восточнославянское) население исповедовало православие; соответственно, первыми христианскими храмами на территории Литовского государства были православные церкви. После официального крещения Литвы в конце XIV в. (явившегося следствием Кревской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей в 1385 г.

) православие здесь вытесняется католичеством . Следы древнейшего русского влияния обнаруживаются как в литовской христианскои терминологии, так, возможно, и в форме литовских крестов. Таким образом, русские и литовские кресты с полумесяцем могут иметь общее происхождение.

Итак, безусловно неправомерно объяснять интересующее нас изображение (если иметь в виду его происхождение) как символ торжества христианства над исламом.

Столь же неправомерна, по-видимому, и попытка увидеть здесь символическое изображение торжества христианства над язычеством — так, в частности, некоторые исследователи усматривают здесь изображение змея, символизирующего язычество, попираемого крестом. О некоторых других интерпретациях мы скажем ниже (см. § 3, с. 249 наст. изд.).

Но как же трактовать эту композицию? Крест имеет для нас прежде всего христианские ассоциации; между тем полумесяц, очевидно, изображает луну, т. е. представляет собой символ несомненно языческого происхождения. Достаточно напомнить хотя бы о лунницах, т. е.

подвесках в форме полумесяца, которые носили славяне-язычники; то, что на них изображена именно луна, хорошо осознавалось, как это видно из поучений против язычества. Как же в таком случае объяснить это сочетание христианской и языческой символики? Говорит ли оно о двоеверии, т. е.

о функциональном объединении христианского и языческого начала? Но почему же тогда это сочетание узаконено в храмовом декоре? Почему оно настолько распространено?

Следует при этом иметь в виду, что крест с полумесяцем представляет собой одну из древнейших форм креста на русских храмах. Другой распространенной формой русского купольного креста является так называемый восьмиконечный крест, т. е.

крест, максимально приближенный к изображению Распятия (с верхней перекладиной, символически представляющей таблицу с надписью над головой Христа, и косой нижней перекладиной, обозначающей подножие).

Обратите внимание

Обе формы имеют канонический характер, но при этом купольный крест с полумесяцем является более старой, а восьмиконечный крест — относительно более новой формой.

Форма купольного креста явилась предметом специального постановления Стоглавого собора 1551 г., на рассмотрение которого был вынесен вопрос: «На святых церквах ставят кресты по древнему закону.

Нынѣ убо вдружен крест животворящий на соборной церкви Пречистыа Богородици честнаго и славнаго ея Успения на новопозлащенном версѣ, якоже есть в церквах воздвизальный крест, имже благословляють.

И о том разсудити и уложити на святомъ соборѣ, которым образом вперед ставити кресты на церквах, и о тѣх крестѣх, которые стоят на церквах, достоит поразсудити» (глава 41, вопрос 8). Определено было впредь ставить кресты по образцу креста на московском Успенском кафедральном соборе.

Этот крест, который уподобляется по форме «воздвизальному» кресту, употребляемому при богослужении на утрене  Воздвижения, — восьмиконечный; надо полагать, что «воздвизальный» крест соответствовал по форме кресту, который изображается на иконах Воздвижения (где обычно представлен именно восьмиконечный крест).

Как видим, восьмиконечный крест на куполе Успенской церкви в Московском Кремле, поставленный непосредственно перед Стоглавым собором (в 1550 г.), представлял собой новое для того времени явление; при этом отмечалось, что ранее кресты ставились «по древнему закону», — вполне вероятно, что при этом могли иметься в виду кресты с полумесяцем (хотя, может быть, и не только они).

Постановив впредь ставить на церквах восьмиконечные кресты. Стоглавый собор не вынес решения о замене старых крестов, поставленных «по древнему закону»; несомненно во всяком случае, что кресты с полумесяцем продолжали существовать и после собора, т. е.

оба интересующих нас типа купольного креста — восьмиконечный и с полумесяцем — сосуществовали друг с другом . Положение меняется после раскола русской церкви в середине XVII в.

Важно

: как известно, одним из моментов полемики старообрядцев и новообрядцев был вообще вопрос о форме креста, а именно, старообрядцы могли признавать лишь восьмиконечный крест, отказываясь почитать крест четырехконечный.

Отсюда восьмиконечный крест стал восприниматься как типичный старообрядческий; в результате в новообрядческих церквах получает широкое распространение купольный крест с полумесяцем, тогда как в старообрядческих церквах мы встречаем обычно восьмиконечный крест. Это, в свою очередь, способствует мнению, что крест с полумесяцем представляет собой относительно новое явление

§ 2. Крест и полумесяц в христианской и языческой интерпретации

Так как же трактовать сочетание креста и полумесяца? и как объяснить сочетание столь разных, казалось бы, по своей семантике символов на куполе православного храма? Для ответа на этот вопрос следует принять во внимание, что не только полумесяц, но и крест соотносится с астральной — или, точнее, с солярно-лунарной — символикой.

Общеизвестно, что символика креста предшествует христианству: крест — это солярный символ, изображение солнца. Эта символика едва ли не универсальна и, во всяком случае, очень .распространена. Так, например, крест встречается на буддийских храмах и вообще широко представлен на Востоке (в Китае, Японии, Индии, Непале, Тибете).

Кресты были изображены в свое время на храме Сераписа в Александрии, и, по свидетельству Сократа Схоластика («Церковная история», кн. V, гл.

17), как христиане, так и язычники соотносили эти изображения со своими религиозными представлениями: «При разрушении и очищении Сераписова храма, — сообщает Сократ,—найдены в нем вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов.

Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие, усвояли их собственной религии» . Крест на языческом храме можно видеть на римской монете 311г., чеканенной при Максенции; кресты встречаются и на изображениях Митры.

Начертание креста было обнаружено в свое время и на древних американских монументах,  предшествующих появлению в Америке европейцев (в частности, в Мексике, на полуострове Юкатан), и старинные историки, для того чтобы объяснить это явление, вынуждены были предположить, что в Америке задолго до Колумба проповедовал апостол Фома и его ученики; культ креста прослеживается и у индейцев Северной Америки, причем они могли ассоциировать крест с солнцем; в XVII в. епископ квебекский сообщал об индейском племени, которое с незапамятных времен именует себя крестопоклонниками («cruciantaux»). Наконец, крест могли носить, по-видимому, и славяне-язычники. Характерным образом у сербов в свое время различался христианский крест («часни крст») и крест языческий («пагански крст»); надо полагать, что под языческим крестом имеется в виду крест языческого происхождения, принятый в народных обрядах.

Все это легко объяснимо, если иметь в виду, что крест выступает во всех этих случаях как солярный символ. Солярная символика особенно ярко и выразительно представлена в свастике.

Совет

В самом деле, свастика — это типичный солярный знак, где передается при этом круговое движение солнца.

Вместе с тем свастика — это, конечно, разновидность креста: этот знак, собственно, и именуется крестом — такого рода крест, поскольку он известен в геральдике и христианском искусстве, носит название «crux gammata», или «крюковидный крест» (Hakenkreuz).

В качестве солярного символа свастика широко распространена в самых разных культурных традициях. Она встречается, между прочим, и у славян, например, в народной вышивке, на писанках и т. п.; нам приходилось видеть свастику, выжженную на избе, в Татрах (у польских гуралей).

Итак, сочетание креста и полумесяца целиком вписывается в космологическую, языческую по своему происхождению символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну. Вполне закономерно, что сочетание креста и полумесяца встречается на русских лунницах.

Но вместе с тем оба символа имеют и другой, христианский смысл: крест очевидным образом выступает как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу.

Такое толкование прямо соответствует каноническим текстам — и поддерживается ими, — текстам, где Христос называется «Солнцем правды» или «Солнцем праведным» ( «sol justitiae» — Мал. IV,2) , а Богородица может ассоциироваться с апокалиптическим образом «жены, облеченной в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. ХII, 1).

Иллюстрацией к этому последнему образу может служить хотя бы виленская икона Остробрамской Божьей Матери, где изображение Богоматери сочетается с полумесяцем (под иконой находится большой металлический полумесяц, на котором как бы стоит Богоматерь) и ее окружает 12 звезд.

Отсюда же объясняется и изображение Богоматери, стоящей на луне, в западной традиции (иконография так называемой «Богоматери — Царицы Небесной»).

Обратите внимание

Этот же образ может,ассоциироваться и с Церковью Христовой. Одно другому не противоречит, поскольку Богоматерь, через которую воплотился Христос, понимается вообще как храм Господень.

Таким образом, лунарная символика непосредственно связана с Богородицей, так же как солярная символика связана с Христом. Эту связь ощущал, например, Стефан Яворский, когда говорил в «Слове о победе… под Полтавой» (1709 г.

): «Самъ Христосъ спаситель, иже есть солнце, и луна — пресвятая дѣва Марiя, стали и пособствовали побѣдити гордаго сего [т. е. Карла XII]». Но всего нагляднее и убедительнее эта символика выражена в песнопении — нам уже приходилось его цитировать выше (см. Глава II, § 7, с. 155-156 наст. изд.

), — которое поется на Страстной неделе, на утренней службе в Великую субботу: «Заходиши подъ землю, Спасе, Солнце Правды; тѣмъ же рождшая тя Луна печальми оскудѣвает, вида твоего лишаема».

Как уже упоминалось, этому песнопению предшествует следующий текст, который поется накануне — на повечерии в Великий пяток: «Солнце незаходяй, Боже превѣчный и Творче всех тварей, Господи, како терпиши страсть на крестѣ, Чистая плачущи глаголаше».

Итак, в этом последнем песнопении Богородица называет Христа «солнцем незаходящим».

Эти слова перекликаются с песнопением, которое было приведено выше, и определяют его восприятие; однако в нем Христос предстает как солнце, заходящее под землю, а Богородица — как луна, его родившая, которая оскудевает от скорби, лишаясь возможности его видеть. Мы видим, что наименование Христа «солнцем» естественно соотносится с наименованием Богородицы «луной». В свою очередь, для Оригена сочетание солнца и луны символизирует соединение Христа с Церковью: «Христос есть Солнце Правды…, луна, то есть Церковь его, которая наполняется его светом…» (In Numeros homilia, XXIII, 5).

Как видим, сочетание креста и полумесяца читается, так сказать, в двух кодах, т. е. может интерпретироваться в двух концептуальных системах — языческой и христианской.

В одном случае это сочетание предстает как солярно-лунарная символика, в другом же случае оно символизирует соединение Христа и Богородицы.

Поскольку, в свою очередь, Христос ассоциируется с солнцем, а Богородица с луной, это сочетание оказывается очень устойчивым.

Важно

Сочетание креста и полумесяца находит ближайшее соответствие в сочетании звезды и полумесяца, широко распространенном на Востоке: это последнее сочетание, бывшее некогда государственной эмблемой сасанидского Ирана, стало затем символом ислама.

Необходимо отметить, что эта символика встречается и на Западе, причем в ряде случаев обе интересующие нас композиции — крест с полумесяцем и звезда с полумесяцем — обнаруживают разительный параллелизм (см. ниже, § 3, с. 248, 250-251 наст. изд.).

Можно предположить, что то, что обычно понимается как изображение звезды, — по своему происхождению представляет собой солярный символ, т. е. обе композиции совпадают по своей исходной семантике.

По всей вероятности, на Востоке наряду с сочетанием звезды и полумесяца в свое время возможно было и сочетание креста и полумесяца, и его исчезновение объясняется тем, что крест стал ассоциироваться с христианством; точно так же на Западе сочетание звезды и полумесяца стало ассоциироваться с мусульманством. Показателен в этом плане следующий эпизод.

Во время Крымской войны (1853-1856) в турецкой армии был казачий отряд (старообрядцев — казаков-некрасовцев), успешно сражавшийся с русскими войсками. Султан Абдул-Меджид вручил казакам знамя с изображением креста и полумесяца — как символ, объединяющий мусульман и православных .

Как видим, в сочетании с полумесяцем крест и звезда могут естественным образом отождествляться.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=77328

Ссылка на основную публикацию