Отношение и мнение православной церкви о телегонии

Телегония

ierey_antoniy В прошлом году пригласили выступить на круглом столе в городе Сочи в рамках православной выставки. Пришел пораньше, сижу, никого не трогаю. Тут появляется какая-то старушка и начинает всем участникам бесплатно раздавать какую-то книжонку.

Бегло глянул на название, вижу, что-то связанное с «телегонией». Ну, думаю, наконец-то, хоть кто-то написал про этот бред. Начался круглый стол. Пока ждал своего слова, полистал книжку и пришел в ужас. Книга в защиту телегонии.

Пришлось менять тему сообщения и поговорить о книжке. В конце попросил всех сдать книгу в президиум, что и было сделано на «радость» авторше.

А чуть позже я написал небольшое предостережение, которое после утверждения и корректировки профессором Александром Дворкиным было опубликовано от имени РАЦИРС.

Текст собственно говоря не полностью мой, некая такая компиляция.

НАДЕЖДА СЕМЕНОВА И ТЕЛЕГОНИЯ: ПРЕСС-РЕЛИЗ РАЦИРС

В последнее время на территории России широкое распространение получили многочисленные оккультные издания, посвященные так называемому явлению телегонии. Особенно активно распространяется через сеть эзотерических магазинов книга “Гликерия против телегонии” известной в стране лжецелительницы Надежды Семеновой.

Обратите внимание

Пользуясь незнанием россиян госпожа Семенова открыла в городе Сочи центр “Надежда”, где помимо различных сомнительных медицинских практик людям предлагается пройти платный курс избавления от последствий телегонии.

Методы курса не имеют никакого отношения к науке или религии, а представляют собой набор оккультных практик смешанных с церковными таинствами.

Особые опасения вызывает стремление Надежды Семеновой прикрыться авторитетом Православной Церкви. Именно для этого, по нашему мнению, на ее средства был выстроен храм в честь царя страстотерпца, фактической хозяйкой которого она и является.

В 2005 году на XIII Международных Рождественских образовательных чтениях на секции “Сектоведение” деятельности Надежды Семеновой был посвящен доклад “Православный взгляд на деятельность псевдоцелительницы Надежды Семеновой” священника Михаила Карпеева из Удмуртской епархии.

Книга “Гликерия против телегонии” помимо нескольких собственных глав автора представляет собой перепечатку статей из книги “Целомудрие и телегония. Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий”.

Решением экспертной коллегии Издательского совета Русской Православной Церкви по запросу Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии книга не рекомендована к распространению в церковной книжной сети, как противоречащая вероучению Церкви.

Телегония представляет собой выдуманное явление, не подтвержденное фундаментальной наукой. Кроме того, телегония прямо противоречит Священному Писанию: “Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею” (Мф 1, 6).

Если положения телегонии применить к этому эпизоду, получится, что царь Соломон не был сыном царя Давида. Следовательно, Христос родился не из рода Давидова, не от корня Иессеева, как говорит пророк Исаия (Ис 11,1), а от Урии Хеттеянина.

Важно

Иначе говоря, телегония, проведенная последовательно, это идеальный инструмент для создания тяжелейших ересей.

Для оправдания отсутствия научных фактов подтверждающих телегонию, сторонники этого явления повсеместно заявляют, что на протяжении 150 лет от человечества скрывалась эта важная информация. И вот, наконец, совсем недавно, заговор молчания был прерван, и правда стала известна людям.

При этом не указывается, кем информация скрывалась, и кто же докопался до правды. Нужно отметить, что это типичный прием всех оккультистов: отсутствие фактов списать на происки врагов и недоброжелателей.

Подобная тактика применяется при создании оккультно-зотерических фильмов, например таких как “Секрет”, где так же утверждается о сокрытых веками тайных знаний.

Характерным является и то, что псевдонаучную теорию телегонию использует в своих лекциях другой оккультист и шарлатан от науки Владимир Жданов.

Чтобы убедиться в ложности данной теории можно открыть словарь Брокгауаз и Эфрона и почитать о проведенных опытах естествоиспытателей Ланга и Белля.

В Большой советской энциклопедии 1976 года издания сказано, что “точные генетические эксперименты многих ученых в конце 19 века не подтвердили телегонию”. 

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы рекомендуем не распространять книги госпожи Семеновой в храмах и на православных мероприятиях, что она неоднократно пыталась делать. Мы призываем православных людей отказаться от посещения центра “Надежда”.

Пресс-служба РАЦИРС

Источник: https://ierey-antoniy.livejournal.com/36901.html

Телегония и целомудрие

Один из авторов запрещенной к распространению книги «Целомудрие и телегония» прокомментировал решение Издательского Совета РПЦ

«Как священник Русской Православной Церкви я смиренно отношусь к решению Издательского Совета нашей Церкви о запрете распространять сборник «Целомудрие и телегония. Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий» через церковную книжную сеть.

Поскольку я являюсь автором статьи, опубликованной в этом сборнике, я хорошо знаком с содержанием данной книги.

Поэтому могу сказать, что, несмотря на то, что сборник может содержать спорные с научной точки зрения постулаты и утверждения, в нем нет еретических высказываний и положений, противоречащих церковным догматам и православному вероучению.

Я внимательно прочел книгу и не нашел в ней ни одного утверждения, которое расходилось бы с вероучением Церкви», – заявил в интервью «Русской линии» известный петербургский пастырь, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректор некоммерческого Института русской культуры протоиерей Николай Головкин.

Напомним, что 9 марта, как ранее сообщала «Русская линия», на официальном портале Московского Патриархата появилось сообщение о том, что на сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви размещен обновляемый каталог изданий, не рекомендованных к распространению через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книжной сети.

Совет

В настоящее время в список включены восемь книг, в частности, сборник статей «Целомудрие и телегония. Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий». В состав сборника вошли статьи протоиерея Николая Головкина, протоиерея Евгения Бобылёва, священника Максима Обухова, священника Алексия Грачева, священника Анатолия Измерова, кандидата медицинских наук Николая Рассказова, кандидата исторических наук Валерия Бочкарева.

Фото Ленарта Нильсона

На официальном сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви опубликована выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета № 5 от 11 февраля 2010 года.

В выписке говорится, что на заседании было прослушано «сообщение эксперта касательно направленной на экспертизу в Издательский Совет Русской Православной Церкви Миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви книги «Целомудрие и телегония.

Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий» (Изд-во «Псалтирь», 2004) с целью решения вопроса о возможности реализации данной книги через церковную книжную сеть».

В результате прослушивания сообщения неназванного эксперта было вынесено постановление «считать невозможным распространение указанной книги через церковную (епархиальную, приходскую, монастырскую) книжную сеть, поскольку в ней содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной Церкви».

«В естественных науках – биологии, генетике и др. – нередко возникают вопросы, которые имеют нравственное измерение, – продолжил свой комментарий протоиерей Николай Головкин. – Случается, что ученые делают гипотезы, которые наука не способна проверить, часто эти предположения касаются этической сферы бытия.

Сразу признаюсь, я  не биолог, но при написании статьи для этого сборника я пользовался специальной литературой и научными исследованиями. Хотя на сегодняшний день генетики не могут достоверно научно подтвердить гипотезу о существовании телегонии, но жизнь показывает, что такое явление имеет место.

В сборнике к этому вопросу используется скорее духовный и религиозный, нежели научный подход. Когда я писал статью для этого сборника, меня, в первую очередь, интересовали вопросы морали и духовности. Прошло уже более десяти лет с тех пор, когда был издан сборник.

С того времени на эту тему высказались многие священники».

«Моей целью было предостеречь девушек от случайных связей с молодыми людьми, которые могут отрицательно сказаться на их духовном и физическом здоровье. В книге говорится о необходимости целомудрия, приводятся конкретные примеры отрицательных последствий случайных связей.

По этому поводу неоднократно проводились собрания и в Санкт-Петербургской епархии, и на биологическом факультете СПбГУ», – отметил отец Николай.«В статье я вообще не касался богословских и вероучительных вопросов. И, насколько я помню, ни в одной из статей сборника эти вопросы не затрагиваются.

В книге рассматриваются нравственные вопросы, которые не носят догматического характера. По многим нравственным вопросам не существует единого мнения, такие вопросы могут по-разному истолковываться, но, тем не менее, нельзя однозначно сказать, что та или иная трактовка нравственного вопроса противоречит учению Церкви.

Есть, например, вопрос, связанный с соборованием. Этот вопрос вызывает разногласия. Кто-то настаивает на том, что соборование можно совершать только один раз в жизни, кто-то утверждает, что соборовать можно во время поста или болезни. Есть и такое мнение, что соборовать в одной болезни можно несколько раз.

Обратите внимание

Мнений по этому вопросу много, причем часто бывает, что человек, придерживающейся одного толкования, не приемлет и осуждает другое мнение. Я сталкивался с этим неоднократно. И таких спорных вопросов очень много. Много спорных вопросов касается семейной жизни и воспитания детей, творчества.

«Сборник посвящен действительно злободневному вопросу – вопросу целомудрия, вопросу воспитания девушки в целостности и чистоте как будущей верной жены и заботливой матери.

Вопрос целомудрия мало кем рассматривается, это нравственный вопрос, который никак не может противоречить Священному Писанию. Я могу допустить, что в сборнике содержатся не вполне точные научные данные. Мы затрагиваем вопросы, которые обычно рассматриваются естественными науками.

Иногда, кажется, что такие вопросы могут изучать только специалисты – биологи и генетики. Но, во-первых, нередко между биологами и генетиками возникают споры, дискуссии и противоречия, а, во-вторых, многие эти вопросы имеют и нравственный, и духовный аспекты.

Что касается телегонии, то среди биологов и генетиков есть как сторонники, так и противники этой теории. В естественнонаучной среде, если говорить правду, относительно телегонии нет единогласия.  Иногда то, что не поддается научному обоснованию, можно быть объяснено  на духовном уровне.

Можно привести множество примеров телегонии в нашей жизни. В сборнике можно найти утверждения, спорные с точки зрения науки, но с точки зрения православного вероучения не к чему придраться».
Русская линия

Источник: https://comandante1.livejournal.com/48292.html

Телегония по- христиански

Монастырская православная газет «Ковчег»

I.

Люди, вступающие в брак, в большинстве своём хотят иметь детей. Но не все знают, как влияет на здоровье потомства девственная чистота, что именно от неё зависит – какими будут ваши дети…. Наши предки знали об этом; они умели подметить, что от гулящей девушки не было хорошего потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества.

В наше время связь девственности с качеством потомства смогли объяснить генетики, открывшие в прошлом веке явление телегонии. А началось открытие с того, что примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй.

Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия – ни у лошадей от мужских особей зебр, ни у зебр-кобыл от обычных жеребцов. Опыты прекратили и о них постарались забыть, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет у кобыл, побывавших в опытах, стали рождаться полосатые жеребята. От породистых жеребцов!!…

Ошеломлённый научный мир назвал это явление телегонией. Опыты современников — Ч. Дарвина, проф. Флинта, Феликса Ланд аптека и иных учёных — с другими животными — подтвердили данный феномен. Ф.Ландатаек написал книгу «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты (М.1889 г.

), где в главе Телегония, или влияние первого самца», описал проводимые опыты.

Важно

Только практики собаководы знали давным-давно: если хотя бы раз породистая сука повяжется с кобелём-дворнягой и даже, если у неё от него щенят не будет, то а будущем всё равно породистого потомства от неё ждать нечего.

Голубятники также об этом хорошо знают.

Если непородный голубь «потоптал» породистую голубку, её сразу убивают, потому что, даже при самом «элитном» супруге, у неё будут только не чистопородные дети; то перышки в хвосте не те, то цвет клюва, то ещё что-нибудь.

Должны ли современные девушки, принимающие решение до брака начать интимную жизнь, знать это? Бесспорно. Однако об этом мало кто знает.

И к нашему времени сложилась парадоксальная ситуация: знают об этом явлении, имеющем прямое отношение к рождению полноценного потомства, преимущественно тишь животноводы.

Иначе в России не было бы лучших пород животных – ни породистых скакунов, ни молочных коров, ни отменных соболей….

К слову сказать, отечественные меха завоевали третью часть мирового пушного рынка, в основном за счет селекционной работы в пушных зверосовхозах.

Читайте также:  Почему играть в карты в православии грех?

Открытие телегонии в XIX веке сразу же было спрятано от людей, так как приоткрывало таинственные завесы судеб множества людей — простых и великих.

Но главное, оно накрепко закрывало дорогу для всякого рода сексуальных революций, а это не входило в планы врага рода человеческого.

Совет

Для засекречивания была найдена и даже внесена в энциклопедию удобная фраза: якобы явление телегонии не подтвердилось…

Но, как говорится, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

Особенно, когда стали проводиться на территории Советского Союза международные фестивали, стали нередкими факты, когда наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых своих мужей — детей «ни в мать, ни в отца»…

, а в чёрного, и, к сожалению, зачастую, дебильного молодца. Причиной появления этих детей была генетическая мутация хромосомной цепочки. Много лет тому назад происшедшая внебрачная связь стала виной семейной трагедии.

Что тут скрывать, «девушки – добрачные женщины», особенно из многочисленных проституток, «диких» или организованных «экскорт-услугами», сегодня дарят своим «законным любимым» скрытые плоды добрачных половых связей — наркоманов, токсикоманов, гомосексуалистов или психически неполноценных, бесноватых придурков – детей.

Итак, телегония (от слова «теле» – далеко и «гони» – рождение) — наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют все её предыдущие половые партнёры. И особенно — первый мужчина.

Именно он, а не будущий отец ребёнка, закладывает генофонд потомства каждой женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей.

Он, нарушивший девственность, становится как бы генным отцом всех будущих детей женщины.

Естественно, что и в настоящее время у теории телегонии бесчисленное множество противников, которые приводят «результаты исследований и опытов», доказывая, что гелегония — это бред, что считаться с ней — это не уважать себя и свои желания.

Большинство этих теоретиков — люди заинтересованные, ибо индустрия порнографии потерпит существенные убытки, если явление телегонии будет изучаться детьми со школьной скамьи.

Обратите внимание

Поэтому для них прибыльнее, если наши дети начнут изучать в школе программу «планирования семьи», способствующую растлению будущего поколения, а, следовательно — пополнению их кошелька.

II

И ещё вопрос: всё ли потеряно для женщин, которые потеряли девственность, но желают иметь семью?

В Православной Церкви — в обряде Крещения и Таинстве покаяния, можно обрести второе рождение и оружием Духа разрушить физическую немощь. Но покаяние должно быть истинное, чтобы душа очистилась и преобразилась. С духовной точки зрения телегония объясняется очень просто: душа влияет на тело.

Гены – это эмоции, впечатления души матери к зачатому в ней ребёнку: если мать о чём-то думает — это обязательно отразится на детях, и обязательно родятся похожими на того, кого она полюбила первый раз – потому что чувство это очень сильное, практически незабываемое.

Святой Амвросий Медиоланский назвал его «даром первого брака от Бога. Оно возникает даже при отсутствии физической близости, – именно поэтому раньше девушек прятали в теремах. А теперь девушки видят всё… Святой Иоанн Златоуст писал: «Как может быть девственницею та, у которой сожжена совесть?..

Ты не вступала в брак? Но это ещё не девство»

Так детство сохранить не просто, а вернуть его – ещё больший труд. Зато и награда большая: дети, которые рождаются от целомудренных родителей – это благословение Божие, они на радость в жизни, на помощь и утешение в старости, а не на позор и страдание.

Источник: https://www.oum.ru/literature/hristianstvo/telegoniya-po-hristianski/

Принуждение к целомудрию: стоит ли верить в телегонию? | Милосердие.ru

Может ли у белой мамы и белого папы родиться «черненький» ребенок? Да, если за несколько лет до брака у мамы была связь с африканцем, утверждают сторонники телегонии : «Первый мужчина передает свой геном всему будущему потомству».

С недавних пор телегония все чаще становится инструментом церковной проповеди.

И действительно, если наука доказала, что добрачные связи влекут за собою столь необратимые и печальные последствия — не лучший ли это аргумент в защиту целомудрия?

Дистанционный папа
Противники телегонии рассказывают такую историю: когда священник в воскресной школе рассказывал детям о телегонии, в классе находился мальчик, чья мама еще до того, как познакомиться с отцом ребенка, была замужем за другим мужчиной, и малыш об этом знал. Выслушав священника, он спросил: «Так значит, мой папа — это не мой папа? Значит я вообще, родился неизвестно от кого?».

Телегония (от греч: теле — «далеко» и генос — «происхождение») — это представление, согласно которому первый половой партнер оказывает влияние на фенотип (внешние признаки) последующего потомства, даже рожденного от другого партнера.

Уверенность в существовании феномена телегонии была распространена в XIX веке среди «селекционеров» — людей, занимавшихся разведением породистых животных: собак, лошадей, и т. п. Однако на долгие годы телегония была прочно забыта, и лишь в конце XX века о ней вспомнила православная общественность.

«Когда моя ученица принесла мне брошюру, посвященную телегонии, у меня просто волосы встали дыбом от псевдонаучного уровня обсуждения этой проблемы! Имеет ли телегония научный статус сегодня? Можно уверенно говорить, что это заблуждение, — комментирует Галина Муравник, генетик, преподаватель Библейско-богословского института св. ап. Андрея.

— Эта теория возникла в 60-х годах XIX века, когда не были еще известны ни законы генетики, ни особенности эмбриогенеза, не было возможности провести точные научные опыты, необходимые для подтверждения любой научной гипотезы».

Важно

Брошюра, которой телегония обязана нынешней своей популярностью, вышла десятитысячным тиражом в начале двухтысячных годов и получила название «Целомудрие и Телегония — Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий».

Кроме загадочных апелляций к анонимным «ученым» («ученые доказали…», «ученые обнаружили…»), аргументация статей, вошедших в сборник, в основном опирается на труд некоего Феликса Ледантека — французского биолога, дарвиниста конца позапрошлого века, имевшего титул «главного атеиста Франции».

«Работу, на которую ссылаются сторонники телегонии, — «Индивидуальная эволюция, наследственность и неодарвинисты», я нашла в Ленинке, ее 24-я глава так и называется: «Телегония, или влияние первого самца», — говорит Галина Муравник.

— Ледантек в ней не приводит никакого строго научного материала: кто-то что-то сказал, кто-то где-то слышал… Но при этом он делает попытку объяснить механизм телегонии: Ледантек утверждал, что, если связь с первым самцом закончилась беременностью, то плод, находящийся в утробе матери, оказывает влияние на другие ее половые клетки, находящиеся в яичниках.

Позже, когда эти клетки в результате последующих контактов окажутся оплодотворены, из-за «влияния» первого плода потомство будет нести явный отпечаток первого партнера».

Про обязательную первую беременность, на которой настаивает Ледантек, современные телегонисты умалчивают, представляя картину телегонии как последствие любого блуда (включая и те случаи, когда беременности не последовало).

В то же время оригинальная трактовка французского ученого подразумевает беременность как обязательное условие проявления эффекта телегонии.

Однако в чем состоит это таинственное влияние, которое плод оказывает на клетки матери, каков его механизм, Ледантек не уточняет.

«Ответить на вопрос о том, что это за влияние, невозможно, потому что феномен телегонии находится вне научного поля. Ее сторонники — и в XIX веке, и авторы современной брошюры — не приводят никаких научных аргументов, а ее идеи противоречат основам современной генетики и эмбриологии», — утверждает Галина Муравник.

После появления работы Феликса Ледантека телегонию пытались экспериментально проверить. «Именно потому, что на большом количестве экспериментальных объектов — голубях, лошадях, собаках, кроликах, мышах — такого феномена как телегония зафиксировано не было, интерес к ней пропал».

Идея же о том, что плод может как-то влиять на половые клетки женщины, по мнению Галины Муравник, созвучна лишь идеям печально знаменитого «борца с генетикой» академика Т. Д. Лысенко.

Совет

Именно ему принадлежит «теория» о том, что соматические (не половые) клетки могут оказывать влияние на половые клетки и каким-то образом изменять их.

«Для Лысенко такое предположение было продолжением его антинаучной идеи о том, что наследственность организма можно «воспитать» путем подобных воздействий на соматические клетки.

На доказательство этой идеи-фикс автор потратил немало не только государственных средств, но и человеческих жизней — сотни ученых-генетиков, цвет Российской науки, были расстреляны или оправлены в лагеря. Но найти механизм воздействия плода на яйцеклетки, то есть опытно подтвердить свою гипотезу, Лысенко не смог. И вообще, о каких тонких генетических исследованиях можно говорить, если Лысенко до последних дней жизни упорно отрицал реальность гена, законы генетики, известные как законы Менделя».

Самый известный свидетель «телегонии», граф Мортон, жил в середине XIX века. Историю его кобылы, записанную со слов графа самим Чарльзом Дарвином, пересказывают практически все сторонники телегонии. Свою лошадь граф скрестил с кваггой (вид зебры), но через несколько лет продал ее новому хозяину, который покрыл кобылу арабским жеребцом.

У жеребенка, которого после этого принесла лошадь, Мортон, мельком видевший его, заметил на крупе полосы — как у зебры, с которой когда-то он скрещивал кобылу.

В 1997 году два университетских профессора — Александр Спирин, директор Института белка в Пущино, крупнейшей специалист в области молекулярной биологии, и профессор Марлен Асланян, профессор кафедры Генетики биологического факультета МГУ, специалист в области селекции животных, — написали статью «Полосатая дочь кобылы лорда Мортона», в которой проанализировали этот случай и показали, что обнаруженная графом «полосатость» была вызвана гормональным сбоем, разблокировавшим древние гены. Таким образом, граф Мортон столкнулся не с феноменом телегонии, а с обычным атавизмом.

Последний довод телегонистов: консервация сперматозоидов в матке. Мужские половые клетки якобы надолго сохраняются в половых путях женщины и якобы могут значительное время спустя дать начало новой жизни.

«Но и это противоречит тому, что мы точно знаем сегодня об эмбриогенезе человека: сперматозоиды не могут храниться или накапливаться в организме женщины, — утверждает Галина Муравник, — попадая в половые пути, сперматозоиды сохраняют свою жизнеспособность там не более трех суток.

Если даже представить, что сперматозоид или, на крайний случай, его хромосомы захватываются эпителиальными клетками, которые выстилают половые пути женщины, то есть сам сперматозоид разрушился, а его генетический материал “захватился”, как это предполагают защитники телегонии, то и этот вариант объяснения не состоятелен.

Ведь и эпителиальные клетки также короткоживущие: они погибают уже через несколько дней и заменяются новыми! То же касается и открытых не так давно прионных инфекций — еще одна попытка некоторых защитников телегонии объяснить ее эффект. Прионные инфекции передаются не вирусом, и не бактерией, а прионом — особым белком.

Обратите внимание

Эти инфекции могут нарушать работу ДНК клетки, вызывая страшные заболевания (коровье бешенство). Но вносить в организм какие-либо новые признаки — на это прионы не претендуют. Так что и этот «механизм» телегонии исключен. С точки зрения науки аргументация защитников телегонии несостоятельна, даже когда они, отходя от идей Ледантека, пытаются эксплуатировать “современные” аргументы для своей теории».

Можно ли строить проповедь на «белых пятнах»? Тем не менее в православной среде мы видим настойчивые попытки «встроить» телегонию в систему православной антропологии и апологетики. Бывает, что теория находит своих последователей, однако есть и другие примеры.

Галина Муравник: «Одна молодая девушка, ученица воскресной школы, наслушавшись про телегонию, поступила на биофак.

Проучившись год, прослушав курс эмбриологии, она приехала на каникулы, пришла в воскресную школу и сказала: “Знаете, я вообще не желаю быть в Церкви, где есть такое мракобесие”».

«В православной среде уважение к науке очень велико.

К сожалению, иногда происходит эксплуатация нашего уважительного отношения к науке, и мы наблюдаем мимикрию лженауки под науку, — комментирует протоиерей Роман Братчик, настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области, выпускник биофака МГУ.

— Телегония — это однозначно лженаучная теория. И нельзя Слово Божие подпирать очевидно ложными учениями — это безнравственно! Утверждать нравственность безнравственными приемами — это не Православие».

«Я думаю, что апологетика от науки в миссионерстве допустима, — считает диакон Сергей Кривовичев, профессор СПбГУ, заведующий кафедрой кристаллографии, лауреат премии президента России в области науки и инноваций.

Читайте также:  Православие и баптизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

— Только она должна основываться не на попытках доказать, например, истинность потопа (с геологической точки зрения его продолжительность была чрезвычайна мала) или существование ангелов путем измерения торсионных полей, а на указании тех глубоких интуиций, которые заложены в основы современной науки — например, антропный принцип (устанавливающий определенное соотношение между фундаментальными свойствами Вселенной в целом и наличием в ней жизни и человека, не утверждающий при этом, в отличие от антропоцентризма, исключительности человеческого рода — прим. ред.) или фундаментальные отличия живой и неживой материи. Надо только учитывать, что наука Нового времени по духу значительно отошла от церковного мистического мировоззрения, от духа святых отцов. Она и зародилась, и развивалась вне Православной Церкви, в недрах западного христианства, в котором иссяк ток живого Предания и которое вступило на путь гуманистической философии. Это неизбежно исказило и духовную жизнь, и само мировоззрение. В глазах ученого-гуманиста Вселенная перестала быть причастной Творцу (вспомните спор о природе Фаворского света и о нетварных энергиях, причастных, по святым отцам, каждой вещи) и подлежала безжалостному (если так можно сказать, неблагоговейному) анализу. С точки зрения святых отцов путь к познанию природы вещей лежит не через анализ и эксперимент, а через стяжание благодати Святого Духа. Это познание в корне отличается от научного знания и не является самоцелью. Так вот, мне кажется, что было бы очень важным выработать такой взгляд на науку, который был бы, с одной стороны, вполне осведомленным (не дилетантским с точки зрения самой науки) и, с другой стороны, — глубоко церковным. Мне кажется, что, учитывая путь Русской Церкви и русской науки в XX веке, такая задача была бы русскому богословию вполне по силам, хотя она требует не только научного, но и духовного напряжения и подвига.

Однако лженаука может только дискредитировать Церковь. В инославной апологетике есть такой термин «God of holes» — Бог, затыкающий дыры.

То есть в нашем познании существуют какие-то белые пятна, недоработанные теории, на которых можно строить апологетику, но здесь нужно быть крайне осторожным.

Нередко возникают такие случаи, когда духовенство, не имеющее специального естественнонаучного образования, может попасться на удочку лженаучной теории и построить проповедь на ней, а человека, разбирающегося в науке, это отпугнет от Церкви».

Священника люди часто спрашивают обо всем на свете и считают, что батюшка должен все знать, но священник — не специалист по всему на свете.

«В науке, кроме доказанных теорий, существуют многочисленные гипотезы — предположения, пока не имеющие доказательств, которые могут быть, тем не менее, хорошим стимулом для движения научной мысли, для поиска истины.

Важно

А вот опираться в богословии на такие гипотезы — крайне опасно, ведь завтра большинство из них будут опровергнуты и забыты», — предупреждает отец Роман Братчик.

«На приходе мы обсуждали телегонию, когда один чтец принес книжку, — вспоминает диакон Сергей Кривовичев.

— Наш настоятель рассудил тогда очень мудро: сказал, что телегония богословски несостоятельна уже потому, что она призывает жить нравственно, исходя из опасности повреждения только физической природы человека.

И тут теряется очень важный духовный аспект! Мы призваны не грешить не ради сохранения здоровья, а потому, что есть нравственные заповеди, которые мы должны соблюдать перед Богом. Христианство вовсе не обещает нам постоянного благополучия, наоборот, ко Христу идут через Голгофу.

Тут мы должны иметь большую чуткость и духовную зоркость. Такие учения, как телегония, распространяются в православной среде потому, что их логика понятна простому человеку. Ведь если сказать: не греши, а то заболеешь, то это ему будет проще это принять, чем “не греши, потому что тебя ждет радость Царства Небесного”».

Дмитрий РЕБРОВ

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/prinuzhdenie-k-celomudriyu-stoit-li-verit-v-telegoniyu/

Телегония, целомудрие и церковь

Телегония – популярная националистическая страшилка для юных девушек. Тем не менее, порой в неё верят взрослые люди. Заключается эта теория в следующем: телегония утверждает, что на потомство женщины влияют все её предыдущие половые партнёры. И особенно – первый мужчина. Это отражается на внешности и характере детей.

Короче, не в мать, ни в отца, а в проезжего молодца. Утверждается это на основе двух-трёх примеров двухвековой давности. Что-то такое произошло с лошадью, собаками и голубями. Священник русской православной церкви о.

Николай (Московское подворье Валаамского монастыря) рассуждает:«Мне трудно комментировать явление телегонии с точки зрения биологии, однако кажется странным, что одиночные наблюдения, полученные на скоте, автоматически переносят на человека. Человек создан по образу и подобию Божию.

Кроме того, если бы телегония среди людей существовала, это могло бы отрицать и таинства Церкви! Как объяснялось бы рождение «телегонического» ребенка у женщины согрешившей, но раскаявшейся и получившей отпущение грехов? Протоиерей В.В.

Зеньковский говорил: «В христианстве есть одно важное откровение о человеке — о целительном значении исповеди, в которой отпускаются наши грехи. Ошибки, совершаемые в юности, часто по легкомыслию, не остаются тяжким бременем для человека. И надо признать глубоко вредным заблуждение, что будто бы нет прощения совершенным грехам».

Помимо того, если бы явление телегонии существовало, оно отвергало бы возможность иметь собственных детей людям, женившимся на вдовицах. А в Первом послании к Тимофею святого апостола Павла сказано: «Чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей…».

Не все коллеги с ним согласны. РПЦ официально не признаёт телегонию. Но есть священники, которым она кажется достоверной. Так протоиерей Николай Головкин размышляет: «С духовной точки зрения, телегония объясняется очень просто: душа влияет на тело.

“Гены” – это эмоции, впечатления души матери к зачатому в ней ребенку: если мать о чем-то думает – это обязательно отразится на детях, и обязательно родятся похожими на того, кого она полюбила первый раз, – потому что чувство это очень сильное, практически незабываемое.

Святой Амвросий Медиоланский назвал его “даром первого брака” от Бога. Оно возникает даже при отсутствии физической близости, – именно поэтому раньше девушек прятали в теремах. А теперь девушки видят все… Святой Иоанн Златоуст писал: “Как может быть девственницею та, у которой сожжена совесть?.. Ты не вступала в брак? Но это еще не девство».

Первая любовь и сожжение совести это не синонимы. Получается, даже если девушка ни с кем не спала, но любила парня, уже маячит на горизонте телегония. Пора запирать старшеклассниц в теремах.

Телегонию любят обсуждать язычники и их волхвы, которые предлагают избавить женщин от последствий этого явления магическими обрядами за деньги. Связывают это явление с энергетикой, аурой и прочей мистикой.

И дамы бегут за спасением от телегонии к волхвам.

С одной стороны, христианская церковь призывает девиц хранить целомудрие до законного брака. С другой стороны, фантастическая теория этому не подспорье, и апеллируя к ней, можно насмешить тех же девиц, если они более-менее образованны. Разве не хватает здравых аргументов и цитат из святых отцов для пропаганды целомудрия?
А вы верите в телегонию?

#психология #женщины #отношения #христианство #язычество

Источник: https://elitsy.ru/communities/113194/1718068/

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Публицист Игорь Друзь размышляет о том, кто навязал Издательскому Совету РПЦ решение запретить распространение книги «Целомудрие и телегония» …

Последние запреты анонимных цензоров – «экспертов» Издательского отдела Русской Православной Церкви, непонятно по каким причинам запретивших сборник статей о явлении телегонии, снова привлекли внимание мирян и духовенства к этому явлению.

В вопросе о телегонии и ее сторонники, и ее противники слишком часто прибегают к авторитету науки, в частности, генетики.

Конечно, нельзя отрицать необходимости и такого взгляда на эту проблему. Однако надо помнить, что в данном вопросе мы имеем дело с тайной рождения, тайной зачатия, которая имеет прямую связь с Промышлением Творца. Это сокровенные секреты Божественного Промысла, прямо зависящие от Его Личности.

Может ли такое дело быть описано теориями позитивистской науки с ее материалистическим монизмом? По учению Святых Отцов – нет, «человеческий, слишком человеческий» рассудок людей слишком ограничен для этого. Впрочем, это мнение Отцов Церкви разделяли даже и многие светские философы. Когда-то Хайдеггер метко сказал, что Бог не может унизиться до состояния доказуемого.

Совет

Если бы существование Бога можно было доказать земной логикой и рассудком, то Он, по сути, был бы равен твари, Он не был бы Творцом.

Здесь, в вопросе о телегонии, возможном влиянии прошлых связей родителей на зачатие и последующее устроение ребенка, мы видим то же самое: наука пытается доказать то, что, в общем, не принадлежит ее компетенции. Мы можем доверять науке там, где она находится в сфере своей компетенции.

Например, если Лаплас математическими методами высчитывает расстояние до Луны, это внушает доверие. Если же он выдвигает бездоказательную теорию о самосотворении вселенной из некой раскаленной туманности без участия Бога, то это доверия не внушает.

Религия не против науки, она против сциентизма.

Вообще, все по-настоящему серьезные вещи, связанные с зачатием и смертью, рождением и смыслом жизни никогда не смогут быть полностью объяснены научными гипотезами. Это компетенция религии.

А что же говорит христианская религия о сфере интимных отношений? «И будут два одна плоть» (Быт. 2: 24). Если исходить из этого, то всем известные факты телегонии проясняются быстро.

Если «одна плоть», то и наследственность, естественно, становится общей.

Причем, согласно православному вероучении, не только сам факт блудного греха, но и любое греховное побуждение и поползновение ко блуду уже является блудом.

«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», – говорит Господь Иисус в Нагорной проповеди (Мф. 5: 28). «Похоть… зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть», – предупреждает апостол Иаков (Иак. 1: 15).

То есть: смертельная тень похоти падает на зачатие и может рождать смерть. «Блудники… Царства Божия не наследуют», – утверждает апостол Павел (1 Кор. 6: 9-10).

Потому-то Церковь всегда так высоко ставила добродетель целомудрия.

Процитируем Социальную Концепцию РПЦ: «Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил».

Обратите внимание

Вчерашние «научные материалисты», критикующие теорию телегонии, сводят ее только к спору о генетике. Но, во-первых, и среди генетиков вовсе нет единогласия по этому вопросу. Есть и генетики, которые считают теорию телегонии правильной. А во-вторых, зачатие и развитие новой жизни в утробе матери вовсе не сводится к одной генетике.

Автору этой статьи приходилось много общаться с одним известным в Киеве врачом с огромным стажем, кандидатом медицинских наук, который принимал роды у тысяч женщин. Он считает зачатие обыкновенным чудом. Если бы наука, в частности генетика, могла разбираться в нем, то она могла бы точно прогнозировать его. Но ничего этого нет.

Пока есть сомнительные эксперименты, ко многим из которых Церковь, глубоко изучающая биоэтику, относится негативно.

Но и сами гены подвержены влиянию потустороннего, духовной природы человека. Вот что говорится в Социальной Концепции РПЦ о связи генетических повреждений и греха: «…генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате коего страдают и потомки.

Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: «Ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3: 19)…

Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием…».

Странно, что анонимная «группа товарищей», которая подсовывает на подпись председателю Издательского Совета митрополиту Клименту свои сомнительные рецензии, еще не запретила «мракобесно-тоталитарно-антинаучную» Социальную Концепцию РПЦ.

Иногда спорящие с очевидным фактом явления телегонии бывшие советские люди вдруг оборачиваются некими «ультра-ревнителями», и приводят чисто религиозный аргумент. А как же, мол, родословная Христа? Ведь Царь Давид согрешил с Вирсавией, и поэтому, мол, этот факт должен отразиться на Самом Спасителе.

Но ведь любой православный человек знает, что искреннее покаяние может смыть любой, даже самый тяжелый грех. Царь Давид искреннее покаялся в своем преступлении, и написал по этому поводу свой самый проникновенный 50-й Псалом: «Помилуй мя Боже по великой милости Своей и по множеству щедрот Своих очисти беззакония моя».

Читайте также:  Почему православным нельзя купаться в мертвом море

Да и кроме того, cв. Иосиф был мнимым отцом Христа. А настоящим – Бог.

А в целом мы видим следующую картину. Против теории телегонии развернули истерику те же люди, что и против православного вероучения о мытарствах. Итак, по сути, они учат: блудите, и вы не будете наказаны ни на том свете, ни на этом.

Важно

Наследственность якобы не будет повреждена блудом, и бесы не нападут за это при отходе души от тела.

Такой вывод можно, например, сделать из заявлений протодьякона Андрея Кураева, который заодно с вышеуказанным также выступил за супружеские отношения в пост (протодьякон-целибатник даже не понимает, насколько смешно и подозрительно выглядит он сам, ставя такие вопросы), и ему подобных.

Коробит сама истерика, которую они разворачивают по подобным поводам. Православные люди давно высказались по вопросу телегонии, это мнение весьма значительной части духовенства и мирян. Но ведь они не требовали запретить противоположное мнение, о том, что телегонии не существует.

А вот либеральные фанатики действуют методами унтера Пришибеева, пытаясь запретить всякое мнение, которое отличается от их собственного. Значит ли это, что кучке озабоченных политической корректностью людей удастся навязать свое мнение церковному народу? Нет, конечно. Их мнение ничего не значит. Но определенную смуту и смущения они все-таки смогут посеять.

На самом деле вопрос о телегонии вовсе не чисто научный вопрос, это вопрос о грехе и воздаянии за грех уже в этой жизни. Потому и ответ на этот вопрос дается по-разному. Он от конкретного человека зависит.

Истерическую борьбу против теории телегонии ведут в основном те, кто много блудил и блудит, разведенные и прелюбодействующие. Для автора этой статьи откровением был разговор с одной женщиной – генетиком, кандидатом наук.

Лет семь назад она с энтузиазмом рассказывала ему, что телегония точно существует, что это таинственное явление хоть и не объяснено наукой, но видно на многих примерах.

Но лет через 5 после этого разговора она вдруг резко заявила автору, что теория телегонии совершенно антинаучна, с чисто женской эмоциональной непосредственностью забыв о своих прежних взглядах. В чем же причина? Она очень проста: та дама-биолог развелась с мужем и второй раз вышла замуж. Все просто! Теперь теория телегонии касалась ее лично и была ею поэтому с негодованием отвергнута.

Совет

На самом деле, как уже говорилось, искреннее покаяние может смыть любой грех. Однако те, кто так истерически отвергает телегонию, могущую нести наказание в этой жизни за блуд, православное учение о мытарствах, явно не покаялись и каяться не собираются.

Источник: https://newsland.com/user/kler16/content/pochemu-anonimnye-tsenzory-nenavidiat-teoriiu-telegonii/479872

Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ | Заблуждение о телегонии

Телегония – термин строго биологический. Возник он в 19 веке для обозначения гипотетического закона о преимущественном наследовании у потомства самки признаков ее первого самца. Слово состоит из двух греческих: ТЕЛЕ – далеко и ГОНАО – порождать; по другим версиям – от имени Телегон – сыне Одиссея от Кирки (Цирцеи), который Одиссея по ошибке убил.

Существование закона, определяемого словом телегония, не подтвердилось, и термин вышел из употребления. Однако не позднее 1997 года в России это понятие возродилось не в биологии, но в околоцерковных средствах массовой информации (листовки, публикации в малоизвестных издания).

Статьи о телегонии написаны в ярком атакующем стиле. Основной  из этих трудов по телегонии вышел большим тиражом в 10 тысяч экземпляров: Целомудрие и телегония. Православная церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий. 2004, Псалтирь. 64 с. 10 авторов (из них шестеро протоиереи и иереи; из троих мирян 1 – к.мед.н., 1 – к.истор.н.).

Книга активно распространялась по церковным лавкам Санкт-Петербурга. Основная идея брошюры вроде бы хороша: биологическое обоснование недопустимости внебрачных связей. Вот определение телегонии (прот.

Николай Головкин): “Решающее влияние на потомство женщины имеет первый в ее жизни мужчина. Именно он, а не будущий отец ребенка закладывает генофонд потомства каждой женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей.

Он, нарушивший девственность, становится как бы генным отцом всех будущих детей женщины” (С. 7).

Это – абсолютная ложь. Такого закона нет ни у животных, ни у людей. Доказательную базу опускаю. В известном смысле досадно, что телегонии не существует. Реальность телегонии существенно облегчила бы селекционную работу.

Обратите внимание

Например, Ленинградской области достаточно было бы одного племенного быка, который всего только по разу осеменил бы телиц, – и они бы всю жизнь приносили бы только племенных животных уже от самых беспородных быков в качестве “условных отцов”.

Продолжаю цитирование высокопреподобного о. Николая: “Опыты – Ч.Дарвина, профессора Флинта, Феликса Ледантека и иных ученых над другими животными подтвердили данный феномен” (С.7).

Все перечисленные лица не ставили опытов по проверке телегонии, а “другие ученые” вставлены для красоты слога. Феликс Ледантек – известный во Франции атеист.

В СССР в 1923 году харьковским Главполитпросветом была даже издана книга Ледантека книга “Существует ли бог?” – где, разумеется, профессор доказывал, что Бога нет.

Вернемся к сборнику “Целомудрие и телегония””. Сборник вызвал в епархиальном миссионерском отделе интерес. В декабре 2005 был проведен круглый стол с участием специалистов-генетиков (САЗАНОВ Алексей Александрович д.б.н., вед.н.с., отдел молекулярной генетики и биотехнологии ВНИИГРЖ РАСХН и к.б.н. Ирина Сергеевна БУЗОВКИНА, ученый секретарь кафедры генетики СПбГУ).

Вывод, кратко говоря, такой – изложенные в книге соображение о телегонии есть грубый пропагандистский блеф. Материалы по круглому столу можно получить в епархиальном миссионерском отделе и в интернете.

Отметим, что вера в телегонию отвергает родословие Иисуса Христа. Родословие Спасителя содержит не менее четырех женщин, имевших первое совокупление вовсе не с теми мужчинами, которые перечислены как предки Спасителя.

Это: Фамарь, мать Фареса и Зары, Раав (Рахава), Руфь и Вирсавия (Мф.1:3, 5, 6 и паралл.).

В частности, согласно телегонийным басням, реальным отцом Соломона был вовсе не Давид, а Урия Хеттеянин, и, следовательно, Иисус был не “от корня Иессеева” (Ис.11:1).

Очевидно, что учение о телегонии является вполне реальным субстратом для появления новых ересей. Об аргументированной критике телегонии.

В Москве вышла брошюра о телегонии “Крушение мифа” с подзаголовком “О загадочном явлении телегонии” (2005). Автор – генетик Галина Муравник. Она пришла к тем же выводам, что и мы (оно и неудивительно).

Важно

Печально то, что ясно и доказательно написанная книга Галины Муравник никому не известна, поскольку имеет крошечный тираж (300 экз.).

Желающие ознакомиться могут найти книгу в Интернете: ).

Прискорбно, но на проблеме телегонийной мифологии нельзя ставить точку. К обоснованию телегонии подключили тяжелую артиллерия в виде имитации достижений современной молекулярной биологии. Типичный пример отметим фильм “Кто качает колыбель” (Леннаучфильм, 2001. Автор сценария и режиссер В.Матвеева, оператор Д.Коваленко).

Здесь реальность телегонии взялся доказывать руководитель самочинного “Института волновой генетики” Петр Гаряев.

Этот человек сочетает в своей деятельности подлинную маленькую науку (нечто о свойствах ДНК) с грандиозной компанией по пропаганде совершенно фантастических взглядов о ДНК как “голограмме” с использованием сложнейшей физической, генетической и молекулярно-биологической терминологии вперемешку с терминологией фантастической (торсионные поля, телепортация).

Разумеется, никаких практических результатов “волновая генетика” не породила. Есть и другие авторы, создающие молекулярно-биологические “доказательства” телегонии. Все эти попытки рассчитаны на специфических потребителей – людей доверчивых, малообразованных, желающих подогнать сложность мира под некие простые схемы. Повторю еще раз: телегонии не существует ни у людей, ни у животных.

Нет достоверных фактов, подлежащих обсуждению, и следовательно, нельзя требовать от спецалистов доказательств, что телегонии нет. А тем православным, что берутся защищать целомудрие фальшивыми аргументами из жизни животных, следует поразмыслить. Богоугодное ли дело проповедь, основанная на заведомой лжи?

Александр Мозговой, сотрудник кафедры ботаники Санкт-Петербургского государственного Университета

Источник: http://pravoslavie-med.ru/povod-zadumatsja/mif_o_telegonii/

Власть от бога

Сейчас ситуация изменилась. Нефтяные цены упали, Резервный фонд исчерпается уже в следующем году. Перспективы бурного роста не просматриваются: рецессия сменяется стагнацией, которая лишь немногим лучше.

Тем более востребованными становятся люди, которых никак нельзя обвинить в принадлежности к числу «жуликов и воров» и при этом способные общаться с обычными гражданами без высокомерия, свойственного многим представителям элит. Сравним в этом отношении Павла Астахова и Анну Кузнецову.

Первый печально прославился одиозными фразами про сморщенных женщин и «поплававших» девочек, а вся предыдущая благотворительная деятельность второй позволяет рассчитывать на то, что она ничего подобного не произнесет.

Совет

Религиозная идентичность в этой ситуации является для общества плюсом. По данным Левада-ц​​ентра, 77% россиян считают себя православными.

И хотя большинство таких «православных» никогда не читали Библию, а многие даже не верят в Бога, речь идет о важной составляющей национального самосознания (по принципу: русский — значит, православный). Лишь 1% россиян хотели бы видеть своего сына (внука) священником.

Люди боятся, что их ребенок станет монахом (следовательно, неженатым и бездетным, то есть «не таким, как все») или «белым» священником (а значит, скорее всего, многодетным отцом).

Но в целом уважение к церковным деятелям находится на высоком уровне — неудивительно, что критика в адрес иерархов, включая патриарха, не вызывает серьезной общественной реакции, в то время как «пляшущие девушки» вызвали сильное осуждение.

При этом принадлежность новых выдвиженцев к числу практикующих верующих не является главным фактором, способствовавшим их «карьерным лифтам».

Васильева в течение нескольких лет работала в администрации президента, а Кузнецова возглавляла исполком Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Пензенской области.

Кстати, ОНФ становится источником вертикальной мобильности, и можно ожидать новых назначений, тесно связанных с этой структурой.

Немного о телегонии

В то же время фигуры Васильевой и Кузнецовой вызвали сильное неприятие в либеральной среде, для которой продвижение на значимые посты православных консерваторов является фактором крайне тревожным.

Примерно так же американские либералы реагируют на представителей «чайной партии» (консервативного крыла Республиканской партии), подчеркивающих свою приверженность традиционным христианским ценностям.

Обратите внимание

В начале президентской избирательной кампании нынешнего года консерватор Тед Круз воспринимался либеральной частью американского общества как не меньшая, а, возможно, и большая угроза, чем Дональд Трамп.

Неприятие либералов вызывает позиция «чайной» партии по поводу абортов, однополых браков, прав меньшинств, а также по проблемам образования — консерваторы выступают за то, чтобы школьникам могли преподавать не только теорию эволюции, но и креационизм (теория о том, что мир сотворен Богом). В 2008 году в Луизиане консервативный губернатор Бобби Джиндал подписал закон, позволяющий критиковать теорию эволюции и другие доминирующие научные теории в образовательном процессе, причем если в период «обезьяньего процесса» 1920-х годов о свободе преподавания говорили либералы, то теперь сходный аргумент используют их оппоненты.

На этом фоне нашумевшая история с телегонией, о которой Анна Кузнецова вроде бы положительно отзывалась несколько лет назад, не выглядит особенно экзотичной.

И для большинства россиян эта тема не является компрометирующей — с учетом того, что, по данным того же Левада-центра, 36% из них верят астрологическим прогнозам, 32% — в существование инопланетян, а всего четверть века назад полстраны наблюдало по телевизорам за действами Кашпировского и Чумака.

Клерикальная перспектива

А что же с усилением роли церкви? Представляется, что уровень ее влияния на общественные процессы может постепенно расширяться, но будет тщательно регулироваться государством.

Как это происходило, например, с антиабортными инициативами: некоторые из них были приняты, но когда Елена Мизулина захотела пойти дальше и исключить аборты из системы обязательного медицинского страхования, то очень быстро потеряла пост председателя думского комитета и была переведена на менее влиятельную должность в Совет Федерации. Примечательна также и недавняя скандальная история с уральским блогером и ловцом покемонов Русланом Соколовским. С одной стороны, уголовное расследование в его отношении продолжается, с другой — он был быстро переведен из СИЗО под домашний арест, несмотря на отсутствие покаяния, на котором настаивал епархиальный совет.

Отметим также, что ключевые шаги по сближению церкви и государства были сделаны в «либеральное» президентство Дмитрия Медведева.

Именно тогда в школьную программу на общенациональном уровне были включены «Основы православной культуры» и альтернативные им курсы, восстановлен институт военного духовенства и принят закон о реституции церковного имущества.

Важно

Поэтому речь идет о целенаправленной государственной политике. Впрочем, ранее она частично уравновешивалась либеральными элементами, удельный вес которых резко сократился в результате «консервативной волны».

В то же время приоритетная ставка на православных консерваторов выглядит противоречивой. С ее помощью можно добиваться успехов в текущей политике, в том числе во взаимодействии с «путинским большинством».

Однако такой курс ставит серьезные ограничители для развития, в немалой степени обращен в прошлое, а не в будущее, что повышает стратегические риски для страны.

Для современной России опасность представляют не православные политики и чиновники как таковые, а отсутствие сильных лидеров, последовательно отстаивающих светский характер общества. Если в обществе существует баланс интересов без сильного перекоса в одну из сторон, то оно является более здоровым и устойчивым.

Источник: https://www.rbc.ru/opinions/politics/13/09/2016/57d7bf359a794752321f527c

Ссылка на основную публикацию