Николо-шартомский монастырь в ивановской области

Николо-Шартомский монастырь – чудотворные иконы монаха Иоакима

Адрес: Россия, Ивановская область, Шуйский район, с. Введенье
Основан в XIII веке
Координаты: 56°57'57.2″N 41°20'16.

2″E
Святыни: икона блаженной Матроны Московской, икона великомученика Георгия Победоносца, икона Богородицы «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», икона Николая Чудотворца, икона преподобного Серафима, Саровского чудотворца, икона преподобного Сергия Радонежского, икона святой блаженной Ксении Петербургской, икона целителя Пантелеимона

На берегу реки Молохта, в 20 км к востоку от Иваново стоит один из древнейших российских монастырей.

Мужская обитель расположена неподалеку от традиционных маршрутов Золотого кольца России, полностью отреставрирована и привлекает много туристов и паломников.

На монастырской территории можно увидеть красивые храмы XVII-XIX веков, также познакомиться с жизнью православного подвижника, монаха-изографа XVII века Иакима Шартомского.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с высоты птичьего полёта

История Николо-Шартомской обители в XIII-XVI вв

По легенде, в XIII веке шуйская крестьянка нашла на месте впадения возле реки Шартомы небольшую икону, на которой был изображен лик Николая Чудотворца. На месте удивительной находки основали обитель.

Письменные источники упоминают монастырь в 1425 году. Удельная княгиня Нижегородских земель – Мария составила грамоту, разрешающую суздальской Спасо-Евфимиевой обители пользоваться некоторыми ее деревнями.

Под этим документом поставлена подпись настоятеля монастыря – архимандрита Конона.

Этот факт говорит о высоком положении обители, так как сана архимандрита удостаивались настоятели только самых крупных русских монастырей.

Обратите внимание

Известно, что жившие здесь монахи пользовались расположением российских государей. Василий III, Иоанн Грозный и Федор Иоаннович делали в монастырь вклады и даровали ему определенные привилегии. Например, в 1506 году обитель получила «несудимую» грамоту.

В царском документе указывалось, что судить монахов и их настоятеля может только Великий князь или уполномоченный им боярин.

В XVI веке Николо-Шартомская обитель стала очень влиятельной, и под ее началом находились девять небольших монастырей обширной Владимирской епархии.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с реки Молохта

Кроме царей, монахам помогали князья Пожарские, Хованские и Горбатовы-Шуйские. Процветанию обители способствовала также большая ярмарка, которую каждый год проводили под монастырскими стенами.

Она начиналась 9 мая – в главный храмовый праздник. Приезжавшие купцы торговали здесь пушниной, лошадьми, железом, солью, тканями и мылом.

На ярмарке продавались и изделия монахов – выращенные овощи, сшитая одежда и ремесленные изделия.

Иконописец и монах Иоаким Шартомский

В начале XVII века в обители поселился монах Иоаким. Считается, что монашеский постриг он принял на Ростовской земле и был одним из учеников преподобного Иринарха Ростовского.

Иоаким вел затворнический образ жизни, годами носил вериги, много постился и отдавал свободное время молитве.

Общий вес металлических оков на ногах, руках, а также тяжелых нательных крестов, которые Иоаким постоянно носил на теле, составлял более 150 кг.

Важно

В монастыре инок писал иконы. Для создания образов он использовал так называемый «грекофильский» стиль письма, сильно отличающихся от существовавших в те времена местных иконописных традиций.

Работы Иоакима выполнены с большим мастерством и совершенно не похожи на образы, которые писали посадские ремесленники-богомазы.

Искусствоведы предполагают, что Иоаким мог научиться живописному делу у кого-то из приезжих греков.

Слева направо: колокольня, собор Николая Чудотворца, на переднем плане церковь Спаса Преображения

В 1619 году Спасская церковь в Шуе получила от Иоакима Кипрскую икону Божией Матери.

Через три года изограф написал икону Казанской Божией Матери для собора в Вязниковской слободе, которую заказала княгиня Ирина Милославская. Третью икону Иоаким создал для родного монастыря.

Еще одну икону, на которой также была изображена Казанская Божия Матерь, инок написал для жителей Суздаля, В этот город монах ушел жить после Николо-Шартомского монастыря.

Все иконы, созданные Иоакимом, впоследствии были признаны чудотворными. Сегодня сохранилось две из них. Одна находится в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, а другая – в Вязниках. Преподобный Иоаким стал одним из самых почитаемых святых на Ярославской, Суздальской и Ивановской земле. Его также считают небесным покровителем Николо-Шартомской обители.

История монастыря XVII-XX вв

Первая половина XVII века принесла обители немало бед. В Смутные времена ее разрушили и разграбили польско-литовские войска. Кроме того, захватчики угнали в плен всех монастырских крестьян. В 1624 году, когда монастырь только начал возрождаться, сюда пришли разбойники. Они убили нескольких монахов и забрали небогатую монастырскую казну.

Слева направо: собор Николая Чудотворца, колокольня, церковь Спаса Преображения

В 1649 году произошел большой пожар, который уничтожил практически все монастырские постройки. После этого было принято решение отстроить обитель из камня и расположить храмы и кельи ближе к берегам Молохты.

Первым в 1651 году возвели пятиглавый Никольский собор. Вскоре в монастыре появился второй каменный храм – теплая церковь Казанской Божией Матери. Постройка надвратного Преображенского храма заняла больше века, и его освятили только в 1813 году. А завершила архитектурный ансамбль монастыря высокая колокольня-свеча.

Совет

В 1764 году Екатерина II провела церковную реформу, затронувшую абсолютно все храмы на территории страны. У монастыря отобрали обширные земельные владения, а подчиненные ему небольшие обители превратили в самостоятельные храмы.

Сам же монастырь перешел в разряд третьеклассных. В нем жили монахи под управлением игумена. Братская община состояла из 12 бывших крестьян окрестных деревень.

Иноки самостоятельно обрабатывали землю, выращивали хлеб и пасли крупный рогатый скот.

Собор Николая Чудотворца с колокольней

В XIX веке неподалеку провели железную дорогу, и ежегодные никольские ярмарки утратили свое значение. Поезда доставляли товары быстрее и дешевле, чем заезжие купцы по судоходным рекам. В связи с закрытием ярмарочной торговли, материальное положение монастыря значительно ухудшилось, и строительные работы здесь стали проводить только на частные пожертвования.

В 1920-х годах монастырь закрыли. Власти изъяли из него ценные богослужебные предметы и оклады икон, а сами иконы сожгли. Помещения использовались под зернохранилища и склады.

В некоторых зданиях поселились местные жители. С годами весь монастырский комплекс обветшал и находился в полуразрушенном состоянии.

Возрождение строений и территории началось с 1991 года, когда их возвратили мужскому монастырю.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Территория монастыря окружена каменным забором с тремя башенками. Главный храм расположен в 30 м от Святых ворот.

Это пятиглавый двустолпный Никольский собор, который был выстроен в традициях русско-византийского зодчества в 1651 году. Величественный храм отличается простотой форм, изяществом линий и скромным декором фасадов.

Трехабсидный алтарь вдвое занижен по сравнению в основным объемом. Внутри храма сохранились остатки росписей начала XIX века.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Обратите внимание

Рядом с собором стоит четырехярусная колокольня, возведенная в XVIII веке. Из камня сделан только самый нижний ярус здания, а остальные ярусы – деревянные. Вверху высокое строение украшено пилястрами дорического ордена и колонами. А венчает колокольню барабан с луковичной главкой.

Зимний храм Казанской Божией Матери появился здесь в 1678 году. К нему примыкает трапезная и церковь, освященная в честь Григория Акрагантийского. Как и у главного собора, трехабсидный алтарь и трапезная в два раза ниже четверика храма. В 2007-2009 годах мастера из Палеха выполнили здесь внутренние росписи.

Святые ворота завершены живописной Преображенской церковью. Ее завершают восьмигранный барабан и одна главка. Фундаменты всех монастырских храмов выложены валунами, гранитом и белым камнем.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь действующий, и на его территории живут более ста насельников и монахов. Здесь есть собственные огород, тепличное хозяйство, яблоневый сад, кузница, столярная мастерская, коровник, конюшня, пасека, мастерская по литью колоколов и пекарня.

Монастырский корпус

Монахи ведут большую просветительскую работу в городах и селах Ивановской области – открывают воскресные школы, создают православные библиотеки и лектории.

Подворьями монастыря считаются 16 храмов, расположенных в старинных городах Шуя и Гаврилов Посад, а также в Шуйском, Приволжском и Тейковском районах.

Проживающая в подворьях братия восстанавливает и реставрирует храмы, занимается рыболовством и резьбой по дереву. В деревне Клещевка, благодаря монахам, вот уже более 10 лет работает школа-интернат для мальчиков.

Богослужения в обители совершают ежедневно. По будням в 6.45 и 16.45, а праздничные дни в 8.00 и 17.00.

Как добраться до монастыря

Монастырь расположен в селе Введение Ивановской области, на улице Штатная, 19. Это место находится неподалеку от впадения реки Молохта в Тезу. В Введенье ходят автобусы и маршрутки из Шуи и Иваново.

Рейтинг достопримечательности

Николо-Шартомский монастырь в Ивановской области на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/790-nikolo-shartomskij-monastyr-v-ivanovskoj-oblasti

Шартомский никольский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Общий вид Николо-Шартомского монастыря в селе Введенье Ивановской области. На переднем плане Святые ворота с Преображенской надвратной церковью. На заднем плане возвышается Никольский собор с колокольней. Зима 2005 г. Фото Побединского В.С.

Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской епархии

Расположен в с. Введенье в 15 км к северу от города Шуи, является уникальным памятником культовой архитектуры XVIII века на территории Ивановской области.

Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь.

Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом.

Важно

В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного.

Впервые в исторических документах монастырь упоминается в 1425 году (подпись его архимандрита под грамотой суздальского Спасо-Ефимиевского монастыря).

Некогда Николо-Шартомский монастырь был широко известен в округе, входившей в состав бывшей Владимирской губернии, и в его ведении находилось до десяти небольших монастырей и пустыней (в городах Шуе и Кохме, в селах Введенье, Пищугово, Борки, Дунилово и других местностях), а также несколько соляных варниц близ г. Нерехты Костромской губернии. В XVI столетии монастырь получал грамоты о привилегиях от великого князя Московского Василия Ивановича и от царей Ивана Васильевича Грозного и Федора Ивановича.

Со временем монастырь теряет свое положение и значение. Реформа 1764 года, нанесшая удар по монастырям России, подорвала его материальное благосостояние.

Были отобраны значительные монастырские владения, закрыты и обращены в приходские храмы и небольшие, подчиненные монастырю обители, среди которых были Шуйский Троицкий монастырь (сейчас городское кладбище), Козмодамианская пустынь во Владимирском уезде, Богоявленский мужской монастырь в Мстерской слободе, Городищевская пустынь Суздальского уезда, Казанский монастырь в Кохме. Обитель превращается в третьеклассный (самый низший класс) монастырь, со штатом в 12 монахов, управлявшийся уже не архимандритами, а игуменами.

Читайте также:  Молитвы оптинских старцев на каждый день

В XVIII в. обители покровительствовали многие дворяне Шуйского уезда и купцы из Ярославля, Ростова Великого, Кинешмы и Шуи.

В XIX веке, в связи с проведением железной дороги потеряли свое значение знаменитые Никольские ярмарки, что также сильно повлияло на благосостояние монастыря.

В конце ХIХ века он даже не имел возможности поддерживать благолепие зданий, и неоднократно вынужден был обращаться за помощью в Святейший Синод и к православным жертвователям и благотворителям. В конце XIX в.

Совет

монастырю оказывали материальную помощь многие шуйские и иваново-вознесенские фабриканты, однако не смотря на финансовую поддержку, обитель после постройки железной дороги Шуя – Иваново-Вознесенск, оттянувшей большой поток путников, проезжавших ранее близ монастыря, постепенно “хирела”.

В середине 1920-х гг. обитель была закрыта, кельи превращены под жилые помещения жителей с. Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз “Шуйский”) разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х гг.

Осенью 1990 года древний Свято Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. К этому времени часть зданий уже превратилась в руины. В настоящее время монастырь активно восстанавливается, ежедневно совершается богослужение по монастырскому чину.

Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря стоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения с 1960 г. Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х гг., их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени – монастырская братия.

В обители проживают более 100 человек братии.

Монастырь занимается преимущественно строительно-ремонтными и сельскохозяйственными работами, но находит возможности и на духовно-просветительскую деятельность.

Обширны подворья Николо-Шартомского монастыря. В него входят ряд храмов Иванова, Шуи, Юрьевца и поселка Палех, а также созданный в Иванове детский приют для мальчиков [1]. На подворьях ведется духовно-просветительская работа, внебогослужебные беседы.

В 2012 году в обители обосновалось епархиальное управление новоучрежденной Шуйской епархии.

Архитектура монастыря

Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в 1649 г. “изволением божиим” все сгорели дотла от удара молнии. После этого все основные вновь возводимые постройки строились уже из кирпича. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в.

Территория комплекса в плане представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 129х147 м, вытянутый вдоль р.Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход на территорию монастыря осуществляется через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды.

Почти по оси главного входа, на расстоянии 32 м от ворот стоит Никольский собор, основное сооружения ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского. Слева от собора, в 6 м от него располагается высокая четырехярусная колокольня.

Обратите внимание

Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками. В композиции ансамбля присутствует элемент регулярности: огромный объем собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью. Однако, в целом, весь ансамбль строился по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси.

Никольский собор Шартомского монастыря. Фото с сайта Sobory.ru

Никольский собор сооружен в 1650 г. “усердием архимандрита Иоасафа и келаря Варлаама”и через год был освящен.

Он представляет собой кирпичный, пятиглавый, двустолпный, трех апсидный холодный храм, перекрытый системой крестовых и коробковых сводов. Планировочная структура – симметричная, осевая, пяти-частная. Из пяти световых барабанов только три находятся над основной частью.

Апсиды продолжены до восточной пары внутренних столбов, Восточная стена не доходит до пола и опирается на своды, перекрывающие апсиды. Трехапсидный алтарь вдвое ниже четверика храма. Декор фасадов скромный. Местоположение и форма архитектурных деталей связаны с формой конструктивных элементов.

Окна второго света полуциркульные, без наличников. Окна первого света – с наличниками в виде сплошных полуваликов, завершенных килем. Три перспективных портала состоят из чередующихся четвертей и полуовалов. Северный портал украшен резными из белого камня “дыньками” и напоминает порталы Владимиро-Суздальского зодчество XII-XIII вв.

Цоколь декорирован поребриком. Стены внутри оштукатурены, снаружи покрыты побелкой по кирпичу. Фундаменты сложены из валунов, гранита и частично из белого камня. На стенах сохранились остатки темперной живописи, относящейся к началу XIX в.

Преображенская (надвратная) церковь была заложена 1696 г., однако полностью построена и освящена лишь в 1813 г. Постройка кирпичная, типа “четверик на четверике”, перекрыта сводом и увенчана восьмигранным световым барабаном с одной главой. Фундаменты из валунов. Нижний четверик с тремя невысокими арочными проездами имеет характер триумфальной арки.

Над нижним кубическим объемом высится четверик храма, окруженного крытым гульбищем. Основной объем перекрыт сводом. Алтарь трех-апсидный, северная апсида использована под вход из внутреннего двора в храм.

Стремясь придать сравнительно небольшому зданию величественность, зодчий избегает дробных членений фасада, оформляя его порталом дорического ордера, двумя рядами люкарн (которые освещают гульбище) и лопатками по углам.

Казанская церковь с трапезной построена и освещена в 1678 г. Позднее трапезная была разделена на три части и в самой южной из них устроена вторая церковь – Григория Акрагантийского (в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка). В настоящее время композиция Казанской церкви выглядит следующим образом: четверик храма, трапезная и придел.

Четверик перекрыт коробковым сводом с торцовыми лопатками и увенчен главой. Трехапсидный алтарь и трапезная по высоте вдвое ниже четверика храма. Своды трапезной крестовые, опираются на центральный столб. Вход в трапезную идет через крыльцо и перестроенное гульбище, находящееся с севера. Церковь на подклети. Под трапезной перекрытие аналогичное. В остальных – коробковые своды.

Важно

Декор фасадов скромный. Пилястры-лопатки связаны с формой конструктивных элементов и разделяют функционально разные помещения. Четверик завершен поясом закомар. Все сооружение завершается карнизом из трех рядов кирпичей с напуском. Цоколь украшен поребриком. Окна храма, апсида и подклети полуциркульные без наличников, трапезная и придел – с фигурными наличниками.

Западная стена усилена контрфорсами.

Колокольня построена в XVIII в. Она относится к типу “восьмерик на четверике”, четырехярусная. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом, остальные – деревянные. Облик колокольни формировался в два этапа. Первый ярус явно тяготеет к XVII в. – украшен пилястрами-лопатками, двухцентровыми окнами с треугольными наличниками.

Второй ярус – полуциркульными окнами и ширинками. Третий и четвертый ярусы декорированы колоннами и пилястрами дорического ордера. Завершена ко-локольня кирпичным сводом, крытым железом, с четырьмя резалитами, проемы у которых в виде люкарн. На своде поставлен барабан с луковичной главой. Цоколь колокольни оформлен поребриком.

Угловые башни ограды построены в конце XVIII – начале XIX в. Они кирпичные, расположены на северо-западном и северо-восточных углах ограды и имеют сугубо декоративное назначение. В плане они делятся на квадратную и округлую.

Квадратная башня двухярусная: первый ярус – четверик с небольшими треугольными фронтонами, второй – восьмерик, меньших размеров, над которым поднимается восьмигранная шатровая крыша со шпилем. С четырех сторон башня оформлена треугольными фронтонами, выделенными трехполочным карнизом.

На западной и северной гранях устроены по две спаренных пилястры, объединенных однопоясковым архивольтом. Над пилястрами располагаются две ромбовидные ниши. Круглая башня представляет собой бочкообразный цилиндр под конусовидной крышей со шпилем. До 1/3 высоты она обработана горизонтальным плоским рустом.

Несколько ниже свеса кровли башню опоясывает трехполочный карниз. Кроме того, стены оформлены спаренными пилястрами и овальными нишами.

Настоятели и наместники

  • Конон (после 1425, при великом князе Василии Васильевиче)
  • Михаил (1458)
  • Иоанникий (1463)
  • Максим (1485)
  • Константин (1506)
  • Тимофей (бывший, упом. 1519)
  • Тихон (1535 – 1538)
  • Иона (1553)
  • Геласий (1578)
  • Тихон (1618)
  • Феодосий (1623)
  • Онисифор (1630 – 23 августа 1634)
  • Варсонофий (16 сентября 1634 – 1635)
  • Иоасаф (1639 – 1650)
  • Макарий (1651 – июнь 1654)
  • Павел (1658 – 1661)
  • Иаков (упом. февраль 1663 – упом. 1664)
  • Савватий (упом. 1666 – упом. 1668)
  • Иона (упом. 1671 – упом. 1672)
  • Нафанаил (1675 – 1676) [2]
  • Симеон (упом. 1678 – упом. 1680)
  • Моисей (упом. 1683)
  • Матфей (упом. 1683 – упом. 1686)
  • Александр (1700 – 1710)
  • Павел (1710 – 1712)
  • Сильвестр (1713 – 1720)
  • Нафанаил (1721 – 1734)
  • Кирилл (1735 – 20 марта 1736)
  • Лев (1736 – 1740)
  • Макарий (1740 – 1746)
  • Филарет (1748 – ?)
  • Феодосий (1754 – 1756)
  • Филарет (упом. 1757)
  • Феофилакт (упом. 1759)
  • Иоасаф (Шестаковский) (10 января 1761 – 1763)
  • ? Димитрий и Кирилл (ректоры семинарии)
  • Анания (1764 – 1767)
  • Венедикт (1768 – 1770)
  • Никодим (1770 – 1771), архим.
  • Соломон (Доброгорский) (1771 – 1772)
  • Арсений (Изографов) (1772 – 1774)
  • Порфирий (упом. 1776 – 1779)
  • Филарет (1779 – 1780)
  • Иоасаф (1780 – 29 августа 1786 [3])
  • Виктор (1786 – 1797)
  • Гавриил (1797 – 1822)
  • Филарет (упом. 1825)
  • Макарий (упом. 1828)
  • Назарий (упом. 1829)
  • Аарон (1830 – ?)
  • Иларион (упом. 1844)
  • Алексий (упом. 1845)
  • Гедеон (упом. 1853 – упом. 1856)
  • Иларион (упом. 1857 – 1867)
  • Петр (упом. 1869)
  • Иваново-Вознесенские (Ивановские) владыки (1990 – 4 октября 2012)
    • Никон (Фомин) (1 февраля 1991 – 4 октября 2012)
  • Шуйские владыки (с 4 октября 2012)

Святыни

Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, а также находящиеся в этой обители икона Казанской Божией Матери.

Образ этот написан в XVII веке жившим в Шартомской обители затворником преподобным Иоакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви.

С 1897 года эти две иконы носились по домам жителей Иваново-Вознесенска.

Использованные материалы

[1]  по материалам книги “Ивановская область. По “Золотому кольцу России”. – Иваново,:Издательский дом “Референт”, 2007.

[2]  В синодике свт. Митрофана Воронежского значится период с 1675 по 1679 гг. См. Поликарпов Н. И., “Синодик святителя Митрофана Воронежского”, Воронежская старина, 1903, вып. 3, с. 142.

[3]  Убит.

[4]  http://shuya-eparchia.blogspot.ru

[5]  “Журнал № 92,” Журналы заседания Священного Синода от 16 июля 2013 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/3102896.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/12021.html

Николо-Шартомский монастырь в Ивановской области

Укрепление духовности человечества является фундаментом, дарующим энергию и Божий свет, повышающий моральные и нравственные ценности общества. Николо-Шартомский монастырь — древнейшая российская мужская обитель, раскинувшая свои храмовые постройки на востоке, недалеко от города Иваново.

Отправляясь на экскурсию по Золотому кольцу, многие туристы и паломники посещают монастырскую территорию с красивыми храмами ХVІІ-XІХ столетия. Во время экскурсии по святым местам посетители стараются больше узнать о православном подвижнике, монахе — изографе Иоакиме Шартомском.

Читайте также:  Мощи святой блаженной ксении петербургской

Предания о появлении Николо-Шартомского монастыря

Историки не смогли установить имя основателя первой монастырской постройки и даты ее основания. Существует три легенды, вот исторические события, которые якобы имели место при основании Свято-Николо-Шартомской святыни.

  1. По легенде первый храм получил свое название от речки Шартома (ныне Шахма), которая вливается в речку Молохта, вместе с ней впадает в Тезу.
  2. Второе предание связывает появление российской жемчужины с поселением на берегу безымянной реки беглого холопа, хозяином его был сам князь Долгоруков, по имени Николая Шартома. Он и друзья Федос, Сидор основали мужскую общину, назвали реку Шартомой, игуменом которой и стал Никола Шартом.
  3. Согласно преданию в XIII веке некая крестьянка из Шуи на месте слияния двух рек, Шартомы и Молохты, нашли чудодейственную икону Николая Угодника, это место и стало основанием мужской обители.

Николо-Шартомский мужской монастырь

История российской святыни в Ивановской области

Первое историческое упоминание о российской святыне появляется в 1425 году в грамоте Нижегородской княгини Марии, которой она свидетельствует о передаче ее земель Суздальской обители. Дарственную бумагу подписал архимандрит Шартомского монастыря Конон.

На заметку! В начале XV века звание архимандрита имели только избранные настоятели крупных обителей.

Царские особы постоянно поддерживали монастырское подворье, вклады в его развитие делались Василием Третьим, Иваном Грозным и Федором Ивановичем. Цари, каждый в свое время, выдали монахам «Несудимую грамоту», согласно которой чинить суд над братией мог только князь или бояре.

В XVI веке расположенный около села Введенье Николо-Шартомский монастырский комплекс имел под своим покровительством 9 обителей, расположенных во Владимирской епархии.

Совет

В начале XVII столетия святое строение несколько раз подвергалось разграблению литовцами, поляками, мятежниками и разбойниками, которые не только забирали казну, но и забирали скот, жгли села, порой убирали монахов.

1645 год, когда обителью правил архимандрит Иоасаф, деревянные монастырские постройки сгорели дотла от удара молнии. Удивляет историческая запись этого события, где настоятель пишет, что все совершилось по воле Божьей.

Благодаря смирению, терпению и верности братии, своими силами восстановившими святыню, в 1651 году состоялось освящение монастырского храма Николая Чудотворца, выстроенного в стиле русско-византийской архитектуры, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом.

Никольский собор Николо-Шартомского монастыря

Белоснежный храм, выполненный с величественной священной простотой, вызывал чувство благоговения у всех входящих в него.

Из записей историков видно, что в 1646 году над святыми воротами имелась церковь Алексия, человека Божьего.

25 августа 1678 года состоялось освящение теплой церкви иконы Казанской Богородицы, Патриархом Московским и всея Руси Иоакимом.

Описание архитектуры

Храм Богородицы имел придел Сретения Господнего. Современные постройки храма Казанской Богородицы лишены галерей и крылец, но сохранились кладовые обители, находящиеся под церковью. Первоначально, на месте нынешней церкви святителя Григория Акрагантийского стоял деревянный придел святого Дмитрия Солунского, который сгорел.

1696 год ознаменовался началом строительства храма Преображения Господнего, расположенного над вратами с западной стороны Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря, однако, его освящение было совершено только в 1813 году. Постройка этой церкви отличается одноглавым барабаном с восемью световыми гранями.

Триумфальная арка стала украшением нижнего четверика, далее идет сам храм. Алтарь Церкви Преображения Господнего представлен тремя апсидами. Величие храму придают два ряда люкарн, уникального вида оконные проемы в скате крыши.

Надвратная Преображенская церковь Николо-Шартомского монастыря

До настоящего времени неизвестно время возведения красивой восьмигранной каменной колокольни, историки предполагают, что это постройка XVIII века. Четырехъярусная постройка удивляет своей монументальностью и легкостью:

  • Нижний ярус украшают пилястры — лопатки, двуцентровые окна у удивительной красоты треугольными наличниками.
  • На втором ярусе появляются полуциркульные окна и ширинки.
  • Отличием третьего и четвертого яруса можно назвать декорированные колонны, пилястры.

Кирпичный свод с люкарнами и свечеподобной главой служит завершающей частью уникальной колокольни Николо-Шартомской мужской обители.

Все монастырские постройки были окружены невысокой каменной стеной, по четырем углам которой стояли небольшие круглые башни.

До середины XVIII века немалый доход монастырю приносили Никольские ярмарки, ежегодно проходящие в мае, только 1842 год принес прибыль в монастырскую кассу в размере более 300 тысяч рублей серебром.

Обратите внимание

Если в конце XIX века монастырская казна получала материальную помощь от фабрикантов Шуи и Иваново, а также ежегодные 50 рублей от Государыни Марии Александровны, то с постройкой железной дороги, которая забрала путников, проезжавших мимо монастыря, и закрытием ярмарок, дела монастыря резко пошли вниз.

Мозаичные иконы на фасаде Преображенской церкви Николо-Шартомского монастыря

Революционные 20-е года ХХ века стали свидетелями закрытия российской святыни, в ее кельях жили местные жители села Введенье, пострадавшие от пожара, затем там разместились склады колхоза.

Важно! В 1960 году Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской области признан культовым архитектурным памятником, имеющим общероссийское значение.

Только в 1980 году монастырская территория была освобождена от складов.

Преподобный Иоаким Шартомский — покровитель обители

В Смутные времена в монастырских стенах появился инок, ведущий строгую подвижническую жизнь, обладающий уникальным даром иконописания, Иоаким Шартомский. Он написал несколько икон, которые вскоре проявили чудотворную силу. Неизвестна точная дата рождения благочестивого монаха, который принял постриг в Ростовской епархии, его наставником был преподобный Иринарх Ростовский.

Иоаким жил, как затворник, постоянно пребывал в постах и молитвах. Иконописец истязал себя веригами, оковы из металла, носимые на ногах и руках весили около 150 килограмм.

 Монах отдавал предпочтение грекофильскому стилю писания икон, что существенно отличало написанные им святые образа от посадских изображений и дало основание полагать, что мастерству иконописания инок учился у основателей греческой школы.

Шуйско-Смоленская икона, хранящаяся в монастыре

  • Спасская Шуйская церковь в 1619 году стала одной из первых обладательниц святого образа, иконы Кипрской Богородицы.
  • Вязниковский собор принял в дар от преподобного инока в 1622 году светлый образ Казанской Богородицы, написанной по заказу княгини Ирины Милославской.
  • Третья икона была написана для родной обители, после чего преподобный инок уходит жить в Суздальский монастырь, и там создает еще одну икону Казанской Божьей Матери, которая сохранилась до наших дней.

Период возрождения

В 1990 году шуйская святыня в виде руин и запустения была передана во владение Церкви. Настоятель архиепископ Амвросий назначил главным по возрождению Шартомского монастыря архимандрита Никона, у которого в подчинении на то время было несколько насельников.

В 1993 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ посетил мужскую обитель и несколько его подворий.

Иноческая жизнь текла равномерно, в постах, молитвах и работе на строительстве храма.

С 50-тых годов XX столетия параллельно с восстановлением российской обители в Ивановской области стали возникать подворья Никольской обители. Ныне их число превышает 10.

Текущая деятельность

По принципу братства монахи занимаются:

  • рыболовством;
  • выращиваем коров, лошадей, птиц и разведением пчел;
  • резьбой по дереву;
  • литьем колоколов;
  • иконописанием.

Немалое внимание монастырская братия уделяет социальной работе в приюте для детей. Со временем повсеместно стали открываться воскресные школы для детей и взрослых гимназии православия и библиотеке. При монастыре работает просфорная, пекарня, столярный цех, кузница. Насельники все летнее время работают на огородах и в теплицах, чтобы обеспечить себя пропитанием.

Святыни и престольные праздники

Явленная, по преданию, икона святого Николая Чудотворца и Казанский образ Богородиц, написанный преподобным иноком Иоакимом, обладающая чудотворной силой, являются основными святынями Николо-Шартомского монастырского комплекса в Ивановской области.

Богослужение в Николо-Шартомском монастыре

1897 год положил начало традиции крестных ходов со святынями вокруг города и окрестных деревень.

Множество паломников приезжает в Никольскую обитель поклониться иконам:

  • святой Матронушке Московской;
  • Георгия Победоносца;
  • Чудотворца Серафима Саровского;
  • Петербургской Ксении;
  • Пантелеимона -Целителя и других святых.

Престольные праздники:

  • 5 июня чтится память Иоакима Шартомского.
  • 22 мая — престольный праздник Николая Чудотворца, поминовение дня перенесения его мощей.
  • 19 августа гости и паломники в праздник Преображения Господнего собираются на богослужение в Преображенском храме.
  • Весь православный мир 4 ноября вспоминает об иконе Богородицы «Казанская», праздничные богослужения проходят в церкви Казанской Богородицы.
  • 6 декабря прихожане храма Григория Акрагантийского чтят память своего покровителя.
  • 19 декабря — престольный праздник Николая Угодника, священника Мирликийского, покровителя Николо-Шартомского монастырского комплекса.

В помощь паломникам и туристам

Обитель открыта ежедневно.

Утренняя служба в будние дни начинается в 6.45, а вечернее богослужение — в 16.45.

По воскресеньям и праздникам двери введенской святыни открыты с 8.00, в 17.00 начинается вечерня.

Добраться в село Введение можно из городов Шуя и Иваново автобусом. В селе Введение каждый местный житель расскажет, как добраться до местной православной обители, расположенной на ул. Штатной, д. 19.

Николо-Шартомский монастырь

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/nikolo-shartomskij-monastyr.html

Метка: Николо-Шартомский монастырь

Вечером 1 августа, в канун дня памяти святого пророка Божия Илии, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

Вечером 20 июля, накануне дня памяти Казанской иконы Божией Матери, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил  Всенощное бдение в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря. 21 июля епископ Матфей возглавил в храме Божественную литургию, по окончании которой по территории обители прошел крестный ход.

Вечером 9 июня, в канун Недели 2-й по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, епископ Шуйский и Тейковский Матфей и епископ Воркутинский и Усинский Марк возглавили служение Всенощного бдения в Николо-Шартомском монастыре.

22 мая, день празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, Божественную литургию в Николо-Шартомском монастыре возглавили епископ Шуйский и Тейковский Матфей и епископ Кинешемский и Палехский Иларион.

Вечером 12 мая, в канун Недели 6-й по Пасхе, о слепом, день памяти апостола Иакова Зеведеева, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

По благословению Епископа Шуйского и Тейковского Матфея вышла новая книга: «Инок-иконописец Иоаким Шартомский: Сборник из источников, научных исследований».

Сборник посвящен личности инока-иконописца Иоакима Шартомского, жившего в конце XVI – первой трети XVII в.

Инок Иоаким подвизался в ростовских и суздальских землях, вел строгую жизнь затворника, он называется в числе учеников (подражателей подвига) преподобного Иринарха Ростовского. Старец Иоаким, как его называли, был известен также как знаменитый […]

Важно

9 апреля, в понедельник Светлой седмицы, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Божественную Литургию и пасхальный крестный ход в Николо-Шартомском монастыре.

Вечером 24 марта, в канун Недели 5-й Великого поста, прп. Марии Египетской, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

23 марта, в пятницу 5-ой седмицы Великого поста, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Николо-Шартомском монастыре.

Вечером 17 марта, в канун Недели 4-й Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

Вечером 4 марта епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил вечерню с чином Пассии – чтением акафиста Страстям (страданиям) Христовым — в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря.

Вечером 3 марта, в канун Недели 2-й Великого поста, свт. Григория Паламы, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

21 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, епископ Шуйский и Тейковский Матфей молился за уставным богослужением в Николо-Шартомском монастыре и совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров. 

Вечером 17 февраля, в канун Недели сыропустной, воспоминания Адамова изгнания, Прощеного воскресенья, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

Совет

Вечером 3 февраля, в канун недели о блудном сыне, празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, епископ Шуйский и Тейковский Матфей и епископ Воркутинский и Усинский Марк совершили Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

Источник: http://www.shuya-eparhia.ru/tag/nikolo-shartomskij-monastyr/

Николо-Шартомский монастырь

Архитектурный ансамбль Николо-Шартомского монастыря сформировался в целом в границах второй половины XVII — первой половины XIX веков.

Вторым по старшинству каменным зданием после Никольского собора стал корпус трапезной с храмами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Григория Акрагантийского, выстроенный в 1678 году.

Трапезная строилась не без участия «высоких попечителей»: согласно указу царя Алексея Михайловича, архиепископ Суздальский Стефан выдал монастырю 319 рублей на строительство трапезной с храмом.

Читайте также:  Можно ли ставить иконы в спальне?

К середине XIX века, как следует из «Краткого описания Николо-Шартомского монастыря», составленного священником Павлом
Румянцевым в 1860-е годы, Казанская церковь обветшала и пребывала «в самом бедном и мрачном виде».

Однако в 1858 году «старанием игумена Илариона, при усердных пожертвованиях шуйских купцов Посылиных, Калужских и Поповых и других благотворителей, вся внутренность Казанского храма переделана,возобновлена и украшена».

Из этого же «Описания» известно, что иконы для одноярусного иконостаса Казанской церкви писал палехский мастер Софронов. Конечно, тогдашнее убранство храма не сохранилось.

Церковь свт. Григория была устроена в южной части трапезной, и ее отмечает лишь небольшая главка над крышей корпуса.

Неподалеку от Никольского собора, к северу от него, стоит колокольня. Она, возможно, является третьей по старшинству монастырской постройкой, а, быть может, даже имеет право претендовать на второе место. Точное время ее возведения неизвестно.

Обратите внимание

В альманахе «Памятники Отечества» (№1 за 1981 год), издававшемся Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, о колокольне Шартомского монастыря говорится, что «в начале XIX века она изменила свой силуэт и на расстоянии воспринимается памятником архитектуры поздней поры.

Между тем, подойдя ближе, можно увидеть в ее трех нижних ярусах формы, свидетельствующие о древнем происхождении. Фантазия может дорисовать к трем древним четвертый ярус звона с высоким шатром, и сразу вспомнятся колокольни-свечи Тутаева, Ярославля, Костромы и других городов Верхней Волги».

А вот «Свод памятников архитектуры и монументального искусства» однозначно определяет ее как «памятник позднего классицизма», ориентируясь на верхние ярусы с арками, имеющие, действительно, позднейшее происхождение.

Над Святыми воротами монастыря выстроена церковь Преображения Господня, заложили ее в 1696 году, а освятили спустя сто с лишним лет— в 1813-м. А в начале XIX столетия ее перестроили в соответствии со вкусами эпохи. «Преображенская церковь, — говорится в «Памятниках Отечества», — в плане имеет форму равноконечного креста.

Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание. Поражаешься тому, сколько композиционных вариантов использовали русские зодчие при строительстве пятиглавых храмов».

В «Памятниках Отечества» не приводится сколько-нибудь точных датировок ни «древнейшего слоя» Преображенской церкви, ни ворот, ни примыкающих к ним корпусов. Сказано лишь: «В ней, как и в монастырской колокольне, два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, — древнего происхождения.

Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны речки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ними единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно». Надо понимать, что под «древностью» здесь разумеется конец XVII века. Похоже на то. Во всяком случае, данные, почерпнутые из дореволюционных описаний монастыря, этому не противоречат.

Правда, о времени постройки келейных корпусов старые авторы ничего не сообщают. Борисов, упоминая о них, отмечает, что они «довольно поместительны и крепки», а о. Павел Румянцев рассказывает о перестройке «внутренностей» всех «келлий» в 1859—1862 годах, вследствие чего они устроились «удобно и прилично».

«Свод памятников» при этом вновь глаголет о «позднем классицизме», усматривая его черты в «пропорции и ритме фасадных членений».

Важно

О классицизме, но на сей раз «зрелом», «Свод» говорит и применительно к монастырской ограде.

Источник: https://posmotrim.by/article/nikolo-shartomskij-monastyr.html

С молитвой, трудолюбием и по современным технологиям

Общество 19 ноября 2014, 11:47 2078

Так трудятся в подсобном хозяйстве Свято-Николо-Шартомского монастыря

Последний раз я посещал территорию возрождаемого в селе Введенье Шуйского района Свято-Николо-Шартомского монастыря в начале 90-х годов. Тогда мы с коллегой Геннадием Суриным готовили статью о большой стройке на руинах обители, беседовали и с ее настоятелем отцом Никоном.

Отец Сафроний – главный человек на молочной ферме.

Первое упоминание об обители относится к 1425 году.

По истечении пяти веков, в начале 20-х годов прошлого столетия, она была закрыта и разграблена, долгие десятилетия здесь размещались склады, сельскохозяйственные мастерские, общежитие.

В 1990 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. И с тех пор шли реконструкция храмов, строительство братских корпусов, обустройство территории…

О запустении Введенского православного комплекса сегодня мало что напоминает. Монастырь строит свои подворья в Иванове и области. Епископ Никон теперь возглавляет Шуйскую епархию. Благословение на посещение обители я просил уже у нового настоятеля игумена Филиппа, сообщив ему, что хочу рассказать только об одной стороне жизни монастыря – его подсобном хозяйстве.

Это хозяйство получило статус юридического лица – ООО «Шартом», платит налоги, сдает статистические отчеты, получает субсидии, как любое другое сельхозпредприятие области.

«Монастырский продукт» отправляют в Иваново

Половина девятого утра. Тишину нарушает рокот моторов. Из дальних монастырских ворот выезжают два трактора-колесника с навесными плугами.

Руководитель «Шартома» иеромонах Андроник поясняет: «Наемные работники поехали пахать пустоши. Погода позволяет.

Мы имеем в собственности 500 гектаров сельхозугодий, из них половина – под зерновые на фураж, 25 гектаров гречихи, 13 – картофеля. Применяем трехпольную систему: одно поле засеваем, два отдыхают».

Иеромонах Андроник показывает опустевшие плантации овощей.

Совет

На базе хозяйства – подготовленная к зиме техника. Это пять новых тракторов и современный зерноуборочный комбайн. Молодой механизатор Николай Горшков доволен тем, что работает в «Шартоме». Зарплату, говорит, платят вовремя, обеды бесплатные.

Он и его напарник Игорь Садов помнят крах колхоза «Введенский». Николай – парень неженатый, а у Игоря семья, дети. «Несколько жителей Введенья здесь работают, – рассказывает Игорь. – А мне еще нравится, что всегда светлое настроение в этих стенах».

Сам батюшка сообщил, что не является дипломированным специалистом сельского хозяйства: «Я в монастыре ровно 10 лет. В мирской жизни был мастером производственного обучения, жил в Самаре. Уже насельником заочно закончил ШГПУ. Сельское хозяйство осваивал вместе с братьями. Это мое послушание…»

Главная задача хозяйства – обеспечить продуктами питания трапезную. Она открывается для братьев и мирян три раза в день. Нужно накормить 110 человек: «Почти всё своё на столе: хлеб без дрожжей, крупы, картофель, овощи, мясо, молоко и продукты из него, яйца…».

При мне отцу Андронику позвонили по мобильнику и просили продать комбикорм. Батюшка дал добро и пояснил: «Мы стали юридическим лицом: хозяйство должно иметь прибыль, вкладывать свои средства в развитие монастыря».

Реализуют здесь также излишки картофеля и овощей. В капитальном добротном овощехранилище, где мы побывали с руководителем «Шартома», в этот день монахи фасовали пакеты с клубнями для продажи в торговых сетях Иванова с надписью «Монастырский продукт». Присутствовали и приехавшие на личных машинах покупатели.

Интернет и телевидение монахам не нужны

В монастыре есть тепличное хозяйство. Сегодня под стеклом пустые грядки. На всю большую площадь – один работник, агроном-самоучка игумен Михей. Он несет это послушание с первых дней возрождения обители, отвечает за теплицы и четырехгектарный огород открытого грунта.

Монастырские лошадки – самый экономичный транспорт.

В этот день, прикатив тележку с раствором, игумен замазывал щели в кирпичной стенке, на которой стоит каркас теплицы. Говорить о себе и фотографироваться категорически отказался: «Я далек от этой суеты…».

Утренняя молитва начинается в монастыре в пять утра и длится 2-3 часа. Есть еще вечерняя. Время между ними, за исключением трапезы, проходит у обитателей монастыря в труде.

«Мне с моим послушанием разрешено иметь мобильный телефон, электронную почту, выезжать за пределы монастыря, – говорит отец Андроник. – А так мы не нуждаемся в связи с миром. В братском корпусе нет телевидения, Интернета, газет и журналов. В свободное от молитв и труда время монахи читают духовную литературу».

Обратите внимание

Даже сопровождая меня по объектам подсобного хозяйства, иеромонах при случае вытаскивал из кармана и читал миниатюрную православную книжечку.

Рядом с теплицами идеально подстриженные кусты смородины. Ягодники вскопаны и утеплены на зиму. Отец Андроник показал и длинные ровные огородные грядки. Урожай капусты, моркови, свеклы здесь получают изрядный – за 300 центнеров с гектара. А озимая пшеница нынче дала на круг по 50 центнеров.

Есть и своя пасека. Ухаживающий за пчелами отец Иоаким придумал ульи с искусственным утеплителем, позволяющие пчелам зимовать прямо в своих домиках.

Хозяйство постоянно вкладывает деньги в развитие. К примеру, нынче построили птичник и закупили голландских кур. Технику приобретают каждый год.

Для внутренних перевозок по территории обители содержат шестерых лошадок. Это, говорит отец Андроник, позволяет экономить ГСМ. Местные Кулибины сделали трехколесный веломобиль. Едет он довольно быстро.

Главное не прибыль, а спасение души

Шартомский картофель покупают охотно даже в Иванове.

На ферме хозяйства – почти 60 коров и телят костромской породы. Из районной сводки узнал, что у «Шартома» по надоям с начала года второй показатель после СПК «Милюков- ский» – 4969 килограммов на буренку.

На самой ферме применяют доильные аппараты, есть установки охлаждения молока, автопоилки. И довольно чисто, в чем велика заслуга бывшего жителя Тверской области Сергея Шилкина, занятого на тракторе «МТЗ» вывозкой навоза. И – доставкой кормов. Сергей зарплату не получает, он – «трудник». Объясняет: «Я расстаюсь с мирской жизнью. Готовлюсь к монашеству».

Доят коров монах Авель и приходящая доярка с 25-летним стажем Зоя Сухова.

В это утро буренки после дойки совершали моцион в загоне… по непролазной грязи. Скотник дьякон Яков едва не начерпал ее в резиновые сапоги. Внешне он похож на профессора, но на самом деле когда-то работал в одном из молдавских колхозов.

Важно

Послушание у рядовых работников, объяснили мне, на одном месте долгим не бывает. Поэтому монахи всегда готовы выйти на любую работу.

У иеромонаха Сафрония послушание постоянное: он руководит фермой. И рассказал, как добиваются здесь высоких надоев. Конечно, кормов вдоволь, премиксы добавляют в кормушки, «но важнее душу вкладывать в работу. Я за четыре года с нуля всё на ферме познал: был скотником, пастухом, дояром. И не роптал от тяжелого труда».

Батюшка закончил столичный мединститут. При необходимости и он, и отец Андроник не стесняются обращаться за консультациями к опытным специалистам хозяйств района и райсельхозуправления. Шуйские аграрии живут дружно. Никто в совете не отказывал.

Ферма зарабатывает и на развитие обители. Сюда приезжают покупатели за молодняком, остающимся молоком, за сливочным маслом, творогом и сметаной.

Но не один раз, как заклинание, повторяли мне монахи, несущие послушание в монастырском хозяйстве: «Главное для нас – не прибыль, а молитва за всех вас, грешных, и спасение души».

Источник: https://ivgazeta.ru/read/16777

Ссылка на основную публикацию