Мощи святого равноапостольного князя владимира

Принесение мощей князя Владимира

С 16 по 19 июля 2015г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится принесение в Пятигорскую епархию мощей равноапостольного великого князя Владимира:

16-17 июля 2015г. – принесение святыни в собор равноапостольной Марии Магдалины, г.Нальчик;

17-18 июля 2015г. – встреча святыни в Спасском кафедральном соборе, г.Пятигорск;

18-19 июля 2015г. – встреча святыни в Никольском соборе г.Черкесска (проводы святыни из Черкесска – 19 июля 2015г.).

* * *

Обратите внимание

С 27 мая и по 1 декабря 2015 в рамках всероссийского празднования Тысячелетия преставления крестителя Руси — князя Владимира и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ковчег с мощами равноапостольного князя Владимира будет принесен в города России и Белоруссии для поклонения верующих. Святыню смогут увидеть жители сорока пяти городов России и пяти городов Белоруссии. Принесение организовано по инициативе Русской Православной Церкви и при поддержке Фонда святителя Василия Великого.

Князь Владимир — один из самых почитаемых в Православии святых. Его личность имеет для современной России судьбоносное значение. Он не только стоял у истоков христианства на Руси, но и воплотил в себе те черты, которые определили образ идеального правителя на все последующие века отечественной истории.

Принесение мощей великого князя будет приурочено к тысячелетию его преставления, широко отмечаемому в нынешнем году.

Напомним, князь Владимир был погребен 15 июля 1015 в мраморном саркофаге под сводами Десятинной церкви в Киеве.

Впоследствии, во время татаро-монгольского нашествия, Десятинная церковь была разрушена, а саркофаг с останками князя долгое время пребывал под руинами, пока в 1635 по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы) руины не были разобраны и погребение не было обнаружено.

Тогда часть мощей великого князя была передана в Москву царю Михаилу Федоровичу, где они почитались в Успенском соборе Московского Кремля. В советский период святыня хранилась в фондах музеев Московского Кремля. В 2010 мощи в оригинальном ковчеге были торжественно переданы Русской Православной Церкви и размещены в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

С этих пор мощи доступны для поклонения верующих, но только москвичей и гостей города. Предстоящее принесение позволит прикоснуться к великой святыне тысячам православных жителей России и Белоруссии. Беспрецедентное по своим масштабам событие началось 27 мая в Туле и завершится 1 декабря в Калининграде.

Фонд святителя Василия Великого — координатор принесения мощей: e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; тел. +7 (495) 642-72-03

* * *

Судьба честных останков равноапостольного великого князя Владимира

Жизненный путь равноапостольного великого князя Владимира завершился 15 июля 1015 в Берестове. На следующий день «възложьше и на сани везъше поставиша и въ стеи Бцы юже бе създалъ самъ… и вложиша и в корсту мороморяну схраниша тело его с плачем блжнаго князя».

Таким образом, мы узнаем, что упокоился он под сводами Десятинной церкви в Киеве, где тело его было положено в мраморный саркофаг. Точнее – в один из двух мраморных саркофагов, которые видели во время захвата Киева воины Болеслава Храброго в 1018.

Во втором саркофаге почивали останки его жены, великой княгини Анны Византийской, умершей несколькими годами ранее.

Важно

Как писал немецкий хронист Титмар Мерзебургский, «Он умер, будучи уже в немощной старости и долго правив упомянутым королевством, и похоронен в большом городе Киеве… рядом с упомянутой своей супругой; саркофаги их стоят на виду посреди храма». Это ценнейшее сообщение позволяет утверждать, что Владимир Святой был похоронен точно так же, как и его сын Ярослав Мудрый в Софийском соборе сорока годами позднее, то есть в каменном гробе, стоящем «над спудом».

Считается, что со времен монгольского нашествия и разгрома Киева в 1240 все погребения Десятинного храма находились под его руинами, которые только в 1635 митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) «приказал… выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». В ходе этих работ, уже в следующем году, он приказал разрыть одно из углублений (провал?), в котором открылись два мраморных саркофага. Один из них был идентифицирован как гроб Св. Равноапостольного князя, из которого митрополит Петр изъял главу.

В Киевском Синопсисе (компилятивном обзоре истории Юго-Западной Руси, составленном во второй половине XVII столетия и изданном впервые в 1674 в типографии Киево-Печерской лавры) читаем: «Глава его ныне в святой великой чудотворной Лавре Печерской Киевской предлагаема в велицей Успения пресвятые Богородицы церкве бывает в день памяти его всем и в прочие дни, егда кто желает, к лобзанию».

Через столетие глава Владимира Святого также находилась в Успенском соборе, как об этом свидетельствует митрополит Самуил: «О Мощах святых в Лавре, в соборной церкве обретающихся… Глава святаго равноапостольного Князя Владимира».

Митрополит Самуил повествует о ней так: «Обретенная в церкве десятинной Преосвященным Митрополитом Киевским Петром Могилою 1636 году, следующим случаем; имея помянутый Митрополит обыкновение посещать святые храмы каждую субботу, в некое время пошел он в церковь Святителя Николая, оставшуюся по разорении батыевом от великия называемыя десятинныя церкви, где отправив обычную свою молитву, и по выходе из оной обозревая окружности ея, увидел нечаянно в недальнем разстоянии от оной церкви небольшую в земле яму, и любопытствуя приказал глубше оное место разрыть. По исполнении сего найдены два мраморные гробы, в которых, по свидетельству положенных на них надписей лежали кости святаго Князя Владимира, и супруги его Греческия Царевны Анны. По открытии гроба св. Владимира помянутый Митрополит взял в воспоминание будущим родам Великого онаго Князя главу, которую сперва положил в церкве Преображения Господня, им же Св. Владимиром по свидетельству Летописцев сооруженной, состоящей ныне внутрь крепости печерской, близ северных врат Лаврских. По том того же года для безопаснейшего ея хранения положил в великой Киевопечерской церкве где и по ныне сие дражайшее хранится сокровище».

То же самое можно прочесть и в статье 1825, повествующей о первых археологических раскопках Десятинного храма.

В конце XIX века глава Святого князя Владимира находилась в специальной раке и над ней располагалась живописная икона, его изображающая «греческого стиля, на кипарисе». В настоящее время судьба честной главы Владимира Святого, найденной митрополитом Петром, доподлинно неизвестна. Сведения о ее передаче в советское время в Ленинград для антропологической экспертизы, скорее всего, не верны.

В 1640 митрополит Петр отправил в Москву к государю Михаилу Федоровичу своих посланников, «уведомляя об открытии мощей святого князя Владимира в Десятинной церкви и посылая царю часть от этих мощей и два резных креста собственного рукоделия, усердно молил его устроить раку для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор…».

Совет

Часть честных мощей Владимира Святого, переданная в дар русскому царю Михаилу, упоминается в описях Образной палаты Московского кремля 1669 и кремлевского Успенского собора 1701, где она и почиталась вплоть до 1918.

В 1893 контекст ее почитания описывался так: «В Петропавловском приделе находятся в особых ковчегах разные частицы святых мощей, как то: правая рука и локоть апостола Андрея Первозванного, глава Григория Богослова, глава Иоанна Златоуста, глава мученика Авксентия, части мощей Иоанна Крестителя, Георгия Великомученика, князя Владимира, часть мощей Преподобного Сергия и проч.» и в подстрочнике: «Все эти мощи находятся в противоположной от мощей св. Петра стене в нарочно для них сделанной раке».

Весь советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 мощи в оригинальном ковчежце были торжественно переданы в Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.

Д. В. Пежемский / Фонд святителя Василия Великого

Благословенный Кавказ

Источник: http://kborthodoxy.ru/news/1135-2015-06-20-prinesenie-moshchej-knyazya-vladimira.html

Какой церковный праздник сегодня, 18 марта, чтят православные христиане

В понедельник, 18 марта, отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 18 марта

Великий пост

8-й день

Главный многодневный пост. Установлен в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Длительность Великого поста – 48 дней.

Великий пост — самый строгий! В 2019 году он начинается в понедельник, 11 марта, и заканчивается в субботу, 27 апреля. Семь недель, до самой Пасхи, верующим рекомендовано воздерживаться от пищи, содержащей мясо, рыбу, молоко и яйца. Исключение составляют маленькие дети, беременные женщины, странствующие путники и больные.

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Состоит из Четыредесятницы — 40 дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в память последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.

Церковный устав предписывает следующие правила:

в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост; полностью запрещается скоромное — продукты животного происхождения;

в будние дни едят один раз в день, вечером; по субботам и воскресеньям два раза — в обед и вечером;

в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла;

во вторники и четверги — горячая пища без масла;

по субботам и воскресеньям можно употреблять растительное масло и по желанию немного виноградного вина (кроме субботы Страстной седмицы);

в Великую субботу многие верующие также не едят до наступления Пасхи.

Обращаем ваше внимание, что строго следовать церковному уставу обязаны лишь священнослужители, монахи и послушники.

Обратите внимание

Если вы обычный человек, который пять дней в неделю ходит на работу, стоит у станка, работает учителем и прочее, то вам не обязательно в особо строгие дни сидеть на хлебе и воде.

Ведь главное в Великий пост — не столько облегчить рацион питания и тело, сколько освободить от тягости душу и мысли. А в этом преимущественное место отводится молитве, а не еде. Необходимо помнить, что пост — не диета.

Обретение мощей благоверного князя Феодора Ростиславича Черного, Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев

Посвящен обретению святых останков благоверного князя Феодора, Смоленского и Ярославского и его двух сыновей в Ярославле в 1463 году.

Как много раньше среди людей знатного происхождения в итоге оказывалось святых! Это и неудивительно, ведь практически все князья на Руси вели добродетельный, благочестивый образ жизни. А данную привычку они впитали с молоком матери, поскольку воспитывались, как правило, в христианских, очень набожных семьях.

Читайте также:  Сильная молитва святому николаю чудотворцу на продажу квартиры, дома, машины

18 марта каждого года в православном календаре значится как праздник, когда вспоминают значительное событие: обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Окунемся в историю и узнаем подробнее об этих выдающихся избранниках Божьих.

Детство и юность князя Феодора.

Первый из указанных святых родился в XIII столетии, в промежутке между 1240 и 1245 годами. Точная дата появления на свет князя, увы, историкам неизвестна.

Он был сыном смоленского князя Ростислава Мстиславовича из рода равноапостольного Владимира. Кроме Феодора в семье росли еще дети: два брата — Михаил и Глеб.

В дальнейшем между ними и будущим святым происходили распри, но об этом чуть позже.

READ  Художница создаёт симпатичные произведения искусства, вдохновляясь обшарпанными стенами (26 фото)

Важно

Феодор рос воспитанным и добрым мальчиком. Родители с младых лет учили его любить Господа всем сердцем и придерживаться в жизни христианских догматов, что маленький князь и делал с большим удовольствием.

Детство и отрочество Феодор провел не в забавных играх, как все обычные дети, а в чтении Священного Писания и другой божественной литературы.

Кроме того, он стремился к сохранению чистоты — и физической, и душевной.

Наступил печальный день в жизни Феодора: скончался отец избранника Божьего. Как только сие произошло, братья князя принялись за дележку владений покойного Ростислава Мстиславовича. Феодору в ходе данной процедуры достался лишь один-единственный город в удел — Можайск. Тогда это был малонаселенный, бедный, совсем молодой еще городок с несколькими прилежащими селами.

Однако вопреки здравому смыслу Феодор не рассердился на братьев, а смирился со своей участью и стал прилежно владеть выделенным ему местечком.

Объяснялось такое поведение князя тем, что был он незлобливым, терпеливым, кротким и более всего тяготел к вечному, нетленному.

Тем не менее несмотря на столь возвышенные взгляды, новый правитель Можайска делал все возможное, чтобы укрепить его и превратить в многолюдный город. И это князю удалось, правда, не сразу.

Обретение мощей Ярославских чудотворцев.

Источник: http://ppfood.ru/kakoi-cerkovnyi-prazdnik-segodnia-18-marta-chtiat-pravoslavnye-hristiane/

Святые мощи равноапостольного князя владимира

Главная » Статьи » Православные святыни и святые

Святые мощи равноапостольного князя владимира

Князь Владимир I Святославич (ок. 960 – 15 июля 1015) – киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры, и это событие определило весь ход нашей дальнейшей истории.Владимир был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ее в отдаленное селение с названием Будутина весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу – Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» – насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.Весной 972 года Святослав погиб, и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой погиб Олег. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», как полагают, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Некоторое время спустя он вновь появился в Новгороде (уже захваченном наместниками Ярополка) во главе наемного варяжского войска. Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Киевское княжение Владимира продолжалось тридцать семь лет.Поначалу Владимир был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон – поставил изваяния языческих богов: Перуна, Велеса, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», – рассказывает летопись. Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Они наделяют его самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, непомерное сластолюбие. Известно, что у Владимира той поры было пять жен. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц.   

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток, подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен, присоединяет к Руси так называемые Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

Языческая реформа Владимира (установление языческого пантеона и введение единого для всей страны государственного культа Перуна) свидетельствует о стремлении князя к объединению Древнерусского государства вокруг Киева. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике.

Все это требовало изменений и в сфере идеологии.

Летописи и Жития святого Владимира содержат подробный рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сначала князь принял послов от волжских булгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон.

Совет

Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. И тогда Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали, на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».

Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир согласился с тем, что византийская вера лучше всех остальных.  

Долгое время рассказ об «испытании вер» Владимиром считали вымыслом, красивой легендой. Однако это не так.

Летописное предание подтверждается свидетельствами иностранных источников, повествующих о подобных посольствах князя Владимира.

Киевский князь и в самом деле всерьез размышлял о преимуществах различных вер. Но то, что в конечном итоге он выбрал христианское вероучение, конечно же, не случайно.

К сожалению, о самом крещении князя Владимира, несомненно, главном событии его жизни, мы знаем явно недостаточно, т. к. сведения, содержащиеся в разных источниках, довольно противоречивы. Летописи рассказывают о крещении Владимира под 988 годом и связывают его с взятием русскими войсками Корсуни (Херсонеса), византийского города в Крыму.

Владимир осаждал город в течение долгого времени, но никак не мог взять его, пока один из защитников города, некий Анастас – впоследствии сподвижник князя Владимира и настоятель Киевской Десятинной церкви – не пришел ему на помощь и не посоветовал перекопать трубы, по которым в осажденный город поступала вода.

Тогда князь дал обет: креститься в том случае, если город будет взят. Херсонес, действительно, пал, но Владимир с крещением не спешил. Он отправил послов в Константинополь, к византийским императорам Василию и Константину, с требованием выдать за него замуж их сестру, порфирородную царевну Анну.

Императоры дали согласие, но с непременным условием, чтобы князь предварительно крестился в христианскую веру. «Скажите царям так, – обратился Владимир к посланникам императоров. – Я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение, о котором поведали мне посланные нами мужи».

Обратите внимание

И тогда царевна Анна в сопровождении своих приближенных и священников прибыла в Корсунь, но Владимира внезапно поразил тяжелый недуг: «По Божественному промыслу в то время разболелся Владимир очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать».

Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее, иначе не выздоровеешь». Тогда князь повелел корсунскому епископу и священникам, прибывшим вместе с царевной, крестить себя. «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир», – рассказывает летопись.

Таким образом, в 987 или в самом начале 988 года, предположительно, в Киеве Владимир принял крещение. Он получил и новое имя – Василий, данное ему, вероятно, в честь византийского императора Василия II.

Бракосочетание Владимира с византийской царевной Анной произошло в Корсуни. Здесь же, вероятно, приняли крещение многие бояре и дружинники киевского князя.

Женившись на Анне и вернув Корсунь Византии, Владимир вместе с женой отправился в Киев, где приступил к крещению народа.

Покидая город, он вывез из него многие святыни – церковные сосуды, иконы, мощи святого Климента Римского и его ученика Фива.

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении.

Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого: «Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать.

Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения».

Князь повелел сбросить идола в Днепр и проследить, чтобы он не приставал к берегу, пока не пройдет днепровских порогов. Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом Перуном. После этого последовало крещение народа…

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро крещения киевлян. Оно происходило, по версии Жития князя Владимира, в водах реки Почайны, притока Днепра (по летописной версии – в Днепре). Совершали таинство священники «царицыны» (приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (привезенные князем из Корсуни).

Важно

Накануне Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Священное желание князя было исполнено беспрекословно: «В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».

Читайте также:  Как использовать масло матроны московской?

На месте прежнего языческого святилища была поставлена церковь святого Василия – небесного покровителя князя. Позднее греческие мастера построили в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, получившую название Десятинной, – главный храм Киевской Руси Владимировой поры. Он был освящен 12 мая 996 года.

С этой церковью связана важнейшая церковно-административная реформа князя Владимира – установление церковной десятины.  

Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф.

5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, в чем он нуждается, – еду, питье или деньги. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание.

«И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий ходить?” И тем раздавать все, что им нужно», – рассказывает летописец.

«И не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое; нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных – всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя.

И так пребывал князь Владимир в добрых делах…», – повествует монах Киево-Печерского монастыря Иаков (Мних), автор «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру».

СУДЬБА МОЩЕЙ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Известно, что мраморный саркофаг с останками князя Владимира и его жены, византийской принцессы Анны, нашел в Киеве на руинах древней Десятинной церкви митрополит Петр Могила, который возглавлял Киевскую кафедру в 1632–1647 годах. Находка была сделана случайно. До нас дошли две версии того, как это произошло.

Одна из них была опубликована в «Кратком описании» Киево-Печерской лавры Самуила Миславского. Согласно этой версии, нахождение мощей датировано 1636 годом. По субботам митрополит Петр Могила правил службу поочередно в разных киевских храмах.

Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая деревянная церковь святителя Николая. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной и увидел углубление в земле.

Совет

Владыка приказал его раскопать, и тогда обнаружили два мраморных саркофага – князя Владимира и его супруги.  

Более распространенной является другая версия, изложенная в лаврской рукописи XVIII века: гроб был один, и в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна.

Монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры, указавший на то, что саркофаг был один, лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти.

Он написал, что это произошло в 1632 году (в более позднем источнике указывается другая дата – 1636-й). Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя – князь Ярослав Мудрый – тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.

Петр Могила «в воспоминание будущим родам» извлек из гроба главу и кисть правой руки Владимира.

Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп) князя, но, в конце концов, эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви – Успенском соборе, а кисть – в Киевском Софийском соборе. Нижнюю челюсть Владимира Петр Могила отправил в Москву, русскому царю Михаилу Федоровичу.

Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам.

Упоминает он и о главе святого равноапостольного князя Владимира, которая «находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св.

Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».

Обратите внимание

В годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград, в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова, который создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам – князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя Тамерлана и др. Предполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война, и Герасимова эвакуировали в Узбекистан, в город Самарканд. А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена.

Сохранилась нижняя челюсть Владимира, отправленная Петром Могилой в Москву. Часть честных мощей Владимира Святого, переданная в дар русскому царю Михаилу Феоровичу, упоминается в описях Образной палаты Московского кремля 1669 г. и кремлевского Успенского собора 1701 г., где она и почиталась вплоть до 1918 г.

Весь советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 г. мощи в оригинальном ковчежце были торжественно переданы в Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.

Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».

Накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, 26 мая 1988 года, в Оружейной палате московского Кремля состоялась торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий, среди которых было нескольких мощевиков, в том числе и с частицей честных мощей святого равноапостольного князя Владимира. По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону. Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.  

Материал подготовлен информационным отделом Свято-Покровского храма (ст. Основа).

http://pravlife.org

http://litopys.org.ua

http://www.pravmir.ru

http://nskmi.ru

https://days.pravoslavie.ru

http://rublev.com

Категория: Православные святыни и святые | Добавил: Andrey_Pluokhov (20.10.2017)

Источник: http://osnovahram.at.ua/publ/pravoslavnye_svjatye/svjatye_moshhi_ravnoapostolnogo_knjazja_vladimira/5-1-0-58

15-18 НОЯБРЯ. ПРИНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

В рамках всероссийского празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси — князя Владимира и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ковчег с мощами Равноапостольного князя Владимира в период с 15 по 18 ноября 2015 года будет принесен в города Новгородской епархии: Валдай, Крестцы, Великий Новгород, Шимск и Сольцы. Принесение организовано по инициативе Русской Православной Церкви и при поддержке Фонда святителя Василия Великого.

Князь Владимир — один из самых почитаемых в православии Святых. Его личность имеет для современной России судьбоносное значение. Он не только стоял у истоков христианства на Руси, но и воплотил те черты идеального и мудрого правителя, которые прошли сквозь всю отечественную историю.

Принесение мощей великого князя будет приурочено к тысячелетию его преставления, широко отмечаемому в этом году. Это первое масштабное Принесение мощей великого князя с момента их обретения в XVII веке.

Важно

Напомним, князь Владимир был погребен 15 июля 1015 года в мраморном саркофаге под сводами Десятинной церкви в Киеве. В последствии Десятинная церковь была разрушена, а саркофаг с останками князя долгое время пребывал под руинами до тех пор, пока в 1635 году по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могила) руины не были разобраны и погребение не было обнаружено.

Тогда часть мощей великого князя была передана в Москву царю Михаилу Федоровичу, где они находились в Успенском соборе Московского Кремля. В советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля.

В 2010 году мощи в оригинальном ковчеге были торжественно переданы Русской Православной Церкви Президентом России и размещены в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве.

С тех пор мощи были доступны для поклонения, но только для москвичей и гостей города. Предстоящее Принесение позволит увидеть великую святыню жителям Великого Новгорода и Новгородской области, а именно:

Валдайский Иверский монастырь:

15 ноября:

14:00 Встреча мощей в Иверском монастыре. Молебен с акафистом.

16:45 Отбытие мощей в Троицкий собор, г. Валдай.

Троицкий собор, г. Валдай:

15 ноября:

17:00 Встреча мощей в Троицком соборе, г. Валдай. Всенощное бдение.

Мощи будут доступны для поклонения верующих до 24:00, а также с 06:00 до 07:00.

16 ноября:

07:00 Отбытие мощей в Троицкий собор, п. Крестцы

Троицкий собор, п. Крестцы

16 ноября

08:00 Встреча мощей в Троицком соборе п. Крестцы. Молебен.

09:00 Отбытие мощей в Великий Новгород.

Покровский собор, Великий Новгород

16 ноября

10:00 Встреча мощей в Покровском соборе Великого Новгорода. Божественная Литургия. Молебен.

В течении всего времени пребывания мощей в Покровском соборе (до 18 ноября) перед святыней будут совершаться молебны. Храм будет открыт с 7:00 до 24:00.

18 ноября

08:00 Отбытие мощей в п. Шимск.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, п. Шимск

18 ноября

09:00 Встреча мощей в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, п. Шимск, Божественная Литургия. Молебен.

11:00 Отбытие мощей в г. Сольцы

Ильинский собор, г. Сольцы

18 ноября

12:00 Встреча мощей в Ильинском соборе, г. Сольцы. Молебен.

14:30 Отбытие мощей в г. Псков

11 ноября в 11:00 по адресу г. Великий Новгород, ул. Никольская д. 32 состоится пресс-конференция, посвященная предстоящему пребыванию мощей святого равноапостольного князя Владимира в Новгородской епархии.

Материал взят с сайта новгородской епархии vn-eparhia.ru

Источник: http://anhram.ru/15-18-noyabrya-prinesenie-moshchej-svyatogo-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira

29 сентября. Встреча Святыни. Мощи святого равноапостольного князя Владимира, чудотворная икона святителя Луки Крымского

29 сентября милостью Божией в город Красный Луч прибыли святые мощи равноапостольного князя Владимира и чудотворная икона святителя Луки. Что такое «мощи»? Это слово происходит от слова «мощь», «сила».

Заимствовано из старо – славянского языка. Форма множественного числа  от существительного  мощь «сила».  Мощи буквально — «силы, способные совершить чудеса».

Этот корень есть во всех индоевропейских языках: немецкое «Маcht» – «сила, власть», греческое «МAYOС» – «маг, волхв», дословно «могущественный» Мы поклоняемся святым мощам, прикладываемся к ним, целуем их и получаем благодать Божию через целование святых мощей угодника Божьего, носителем благодати который является.

Совет

Так же мы почитаем иконы, обращаясь к изображенному святому, который молится о нас у престола Божьего и доносит наше целование и молитву. Святых угодников Господь еще при жизни наделяет даром врачевания,  исцеления больных, за их благочестивую жизнь. После смерти в их святых останках действие благодати Божией сохраняется.

Читайте также:  Спасо-преображенский соловецкий мужской монастырь

Хочется еще сказать о разделении мощей, не теряет ли силу частица мощей в сравнении с самим телом? конечно нет, потому что не само тело является носителем благодати, а живущая в них (мощах) сила Божия. А эта сила является неделимой и, соответственно, одинаково присутствует во всех частях, поэтому частица святого не менее свята, чем его глава или рука.

Вспомним слова апостола Павла: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны… Посему… славится ли один член, с ним радуются все члены» 1Кор.12:21,26.

Потребность в разделении мощей – это еще и литургическая потребность Церкви. В каждом храме есть антиминс – плат, на котором совершается литургия.

И в каждый антиминс обязательно вшивается частица мощей. Дело в том, что для первоначальных литургий престолом служили могильные камни на мощах мучеников.

А впоследствии стали употребляться «анти-минсы», то есть «вместо-престолия» с частицами мощей.

История святых останков равноапостольного князя Владимира

Князь Владимир был похоронен в Десятинной церкви. «И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем великим», — сообщает «Повесть временных лет».

По свидетельству Титмара Мерзебургского (хронист конца X – начала XI вв.

), князь был похоронен в «церкви (возможно, в приделе) мученика Христова Папы Климента рядом со своей супругой; саркофаги их стоят на виду посреди храма».

Мощи князя Владимира были обретены в 1635 г.

митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси, экзархом Константинопольского трона Петром (Могилой), возложены в церкви Спаса-на-Берестове, а через год торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Там они находились в серебряном ковчеге в нише справа от иконостаса. Часть мощей святитель Петр (Могила) передал в Свято-Успенский собор Московского кремля.

«Украинская» часть мощей после революции хранилась в киевском Музее культов и быта, но перед войной известный скульптор-антрополог Михаил Герасимов, восстанавливающий облик исторических личностей по их останкам, увез мощи в Ленинград. В блокадные годы они бесследно пропали.

«Московские» мощи хранились в кремлевских музеях, а в 1989 г. были переданы митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому (будущему митрополиту Киевскому) Владимиру (Сабодану), который поместил их в Ростовском кафедральном соборе. В 2005 г.

эта частица мощей была возвращена в Киев, где и хранится до сих пор в Киево-Печерской лавре.

Святитель Лука Крымский

Святитель Лука Крымский является исповедником православной веры, который исцелял душевные и телесные недуги. Святитель показал пример  сочетания служения архипастыря и врача.

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», выбрал медицину.

Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты святителем как Божий призыв.

Обратите внимание

С 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архииереем Крымской епархии. Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 г., в День Всех святых, в земле Российской просиявших.  Его молитвами совершались многочисленные чудесные исцеления. В 1996 г.

состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.

Бог молитвами святителя Луки да даст и нам крепости в несении своего креста и добром исповедании Святой Православной Веры.

Источник: http://redluchbl.ru/29-sentyabrya-vstrecha-svyatyni-moshhi-svyatogo-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira-chudotvornaya-ikona-svyatitelya-luki-krymskogo.html

Мощи святого равноапостольного князя Владимира принесены в Санкт-Петербург

21 ноября 2015 года ковчег с частицей мощей святого равноапостольного великого князя Владимира был принесен в Санкт-Петербург. Первым храмом северной столицы, принявшем святыню, стал Князь-Владимирский собор. 

Святыню встречали епископ Кронштадтский Назарий, настоятель собора протоиерей Владимир Сорокин с клиром, настоятели санкт-петербургских храмов. Владыка Назарий возглавил молебен святому князю Владимиру, по окончании которого обратился к молящимся с проповедью, посвященной жизненному подвигу Крестителя Руси и судьбе его мощей.

Епископ Назарий также напомнил, что возможность поклониться мощам князя Владимира во многих городах России появилась в связи с торжествами по случаю 1000-летия его преставления. 

«Князь Владимир приложил огромные усилия, чтобы не только самому просветиться светом Христовой истины, но и просветить всю землю, которая была под его княжеской рукой», —  отметил иерарх.

«В то время, как мы знаем, столицей Руси был Киев, а наш град очень молодой, ему всего 310 лет с небольшим, — продолжил епископ Назарий. — Сегодня мы показываем князю Владимиру, что это тоже его удел, хотя северная столица возникла через 700 лет после его преставления.

Недаром святые мощи, прибыв в Санкт-Петербург, первым делом оказались в этом соборе. Те, кто его задумывал, имели в виду то же самое — что столица, которая только недавно возникла, принадлежит той же самой православной цивилизации.

Мы должны ликовать и чувствовать себя сопричастными тому великому делу, которое предпринял князь Владимир».

«Я вижу еще один плюс в том, что мощи прибыли в Санкт-Петербург, объехав перед этим многие города нашей страны, — сказал владыка. —  Представьте, сколько людей молились перед ними! Санкт-Петербург и его жители будут это осознавать. Господь услышит наши молитвы. Подходя к мощам, не надо думать о чем-то повседневном.

Надо молится святому князю Владимиру, чтобы Господь по его молитвам простил нас, сохранил нас в единомыслии. Сколько было падений и всяческих поруганий Церкви! Но то, что мы сегодня стоим перед мощами, — доказательство верности того выбора, который сделал когда-то великий князь Владимир. И он сегодня ждет от нас верности.

Он теперь предстоит перед престолом Божиим».

Епископ Назарий призвал петербуржцев сообщать всем родным, друзьям и знакомым о пребывании святыни в городе.

Важно

В завершение иерарх вознес молитву Крестителю Руси: «Святой равноапостольный великий княже Владимире, моли Бога о всех, кто прибегает к твоим святым и цельбоносным мощам!». Парфюм, будь то духи или туалетная вода, — это величайшее изобретение человечества.

Окунитесь в волшебный мир ароматов вместе с интернет-магазином парфюмерии Юнифайв.ру – у нас вы сможете купить элитные духи самых известных брендов со 100% гарантией оригинальности.

Порадуйте себя и своих близких лучшими парфюмерными новинками последних коллекций с бесплатной доставкой по Москве, СПБ и в любой город России (более 10 видов доставки и самовывоза).

Святой равноапостольный князь Владимир был погребен в мраморном саркофаге под сводами Десятинной церкви Киева. После ее разрушения саркофаг с останками князя пребывал под руинами.

В 1635 году по инициативе митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы) погребение было обнаружено под руинами. Частица мощей была передана в Москву царю Михаилу Федоровичу и помещена в Успенский собор Кремля.

В советский период и до недавнего времени она хранилась в фондах музеев Московского Кремля. В 2010 году ковчег был передан президентом России для хранения в Храм Христа Спасителя г. Москвы.

Принесение святыни в города России и Белоруссии проходит с 27 мая по 1 декабря по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при поддержке Фонда святителя Василия Великого в рамках празднования 1000-летия преставления крестителя Руси. Святыне уже поклонились жители более 60 городов России и Белоруссии.

Ковчег с частицей мощей равноапостольного великого князя Владимира будет находиться в храмах Санкт-Петербурга до 25 ноября.

Санкт-Петербургская митрополия

Источник: http://orthodoxy.ru/node/823

Мощи святого равноапостольного князя Владимира

 В Запорожскую епархию прибывают мощи святого равноапостольного князя Владимира  

По благословению Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины, в рамках епархиального Крестного хода в честь празднования юбилея 1025-летия Крещения Руси в Запорожскую епархию прибывают икона и частица мощей святого равноапостольного князя Владимира. 24 марта в 12.30 в Покровском архиерейском соборе г.Запорожья состоится встреча мощей.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути “из варяг в греки” – словно путеводные знаки, светочи народной святости.

Совет

С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников.

Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля).

Великолепный храм, призванный стать местом служения митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет, был богато украшен настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуня.

День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях – 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Событие было соотнесено с существовавшим уже праздником 11 мая, связывавшим новый храм двойной преемственностью.

Под этим числом отмечается в святцах церковное “обновление Царьграда” – посвящение святым императором Константином новой столицы Римской империи, Константинополя, Пресвятой Богородице (в 330 году). В тот же день при святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии – Премудрости Божией (в 960 году). Святой равноапостольный Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, посвящал тем самым, вслед за равноапостольным Константином, стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной.

Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. 

Уважаемые энергодарцы! Икону и ковчег с мощами святого равноапостольпого князя Владимира будем встречать в нашем городе 4 апреля2013 г. в 10.00 возле строящегося Свято–Богоявленского храма по ул.Курчатова (район автовокзала). Приглашаем городские власти, директоров предприятий и учреждений, а также жителей нашего города и всех желающих на встречу Святыни.

Крестный Ход пройдет по улице Комсомольской в храм «Призри на Смирение», где будет служиться Молебен с Акафистом о здравии и благополучии города и горожан. Святыни будут находится в Храме до  5 апреля2013 г. 8.00. Храм будет открыт до 24.00. Каждые три часа будет совершатся Молебен с Акафистом, духовенством города.

Желающие и молящиеся имеют  возможность прикоснутся к древней исторической ценности и святыни.

    С уважением, благочинный протоиерей Владимир Иваненко.

    Подготовил иерей Василий Брода.

Источник: http://envim.info/sveg/1825-moschi-svyatogo-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira.html

Ссылка на основную публикацию