Молитва святому духу «царю небесный»

Молитва Святому Духу

+ТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ — ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.

МОЛИТВА

«Царю́ Не́бесный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Блаже, ду́ши на́ша».

ПЕРЕВОД

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т.

е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Обратите внимание

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Важно

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси.

Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος).

Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку.

Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой».

Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»

Важно

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

Совет

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы).

Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Источник: http://borsheva.ortox.ru/2013/07/29/molitva-svyatomu-duxu/

О молитве «царю небесный»

В понедельник, в День Святого Духа, я говорил вам о молитве , которую мы с праздника Пятидесятницы ежедневно и многократно повторяем в нашем постоянном молитвенном обращении к Богу, о молитве «Царю Небесный».

О том, какое значение и содержание имеют слова «Царю Небесный». Еще в прошлом году я говорил вам также о значении слова «Утешителю» – обращения из этой молитвы к Духу Святому. Сегодня мне хотелось бы продолжить изъяснение этой молитвы.

Прочту ее медленно, чтобы вы внимательно про себя повторили каждое ее слово для твердого запоминания.

«Царю́ Небесный, Уте́шителю, Ду́ше истины, И́же везде сый и вся исполня́яй, Сокровище благи́х и жизни Подателю, прииди́ и всели́ся в ны и очисти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, души на́ша».

Совет

Я провел в прошлой нашей беседе параллель с молитвой «Отче наш», которую Господь даровал Своим ученикам, где каждое прошение имеет свое предельно конкретное, определенное содержание. Так вот, продолжим и сейчас. Коротко напомню, что обращение «Утешителю» стоит в звательном падеже (ныне утраченном в русском языке).

Слово «Уте́шитель» заимствовано святым составителем этой молитвы из Евангелия, ибо Господь сказал: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15, 26). На греческом языке слово «Уте́шитель» (греч.

Пара́клитос) означает «защитник» – адвокат на суде, защищающий чье-то дело. Когда святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создавали славянскую письменность, они из различных значений этого слова избрали именно это.

Почему? Да потому что по смыслу самого действия адвоката на суде это значение более всего подходит и к Духу Святому.

Адвокат на суде является единственной надеждой, единственным утешением подсудимого, которого обвиняют; и неизвестно, в чью сторону склонится правосудие – к истине или, может быть, даже к ложному обвинению. И только адвокат может взять под свою защиту и утешить эту мятущуюся душу, смятенного в мыслях своих человека.

Святой апостол Павел далее говорит в своих посланиях, что Сам Дух Святой ходатайствует за нас из сердца воздыханиями неизреченными (Рим 8, 26).

Даже тогда, когда человек погружен в бездну греха, когда у него нет нужных слов, чтобы выразить свое греховное состояние, сама совесть из глубины его духа, из глубины сердца обращается тогда к грешнику как внутренний голос, призывая к покаянию и очищению. Совесть тогда взывает и к Богу – о помиловании грешника.

Так вот, Дух Святой прежде всего пробуждает нашу совесть и служит для нас Утешителем, как бы ни было глубоко наше греховное поражение. Ведь как бы низко ни пал человек, совесть в нем остается, и она обличает. Вспомните скрягу Барона в пьесе «Скупой рыцарь» Пушкина.

Обратите внимание

Казалось бы, совершенно погрязший в скупости и жестокости человек, промышляющий ростовщичеством! Но он говорит: «Грызет меня палач неумолимый – совесть». Парадоксально, но это и служит нам утешением. Ибо совесть пробуждается Духом Святым, Он – наш Утешитель, в Нем наша надежда и наше утешение, от Него голос, который взывает из глубины нашего сердца…

Следующие слова – «Ду́ше истины», дух истинный. Это также заимствовано из Евангелия: Дух истины, Иже от Опта исходит (Ин 15, 26). И мы видим здесь двоякое содержание, двоякий смысл. Прежде всего, кто и что есть истина? Разуверившееся в древности человечество выразило это в скептическом вопросе Пилата.

Когда Господь ему сказал, что Он пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине, Пилат пренебрежительно заметил: Что есть истина? (Ин 18,38); дескать, нет истины на свете. Но еще царь Давид говорил: нет добра ни в ком (Пс 13, 3) и всяк человек ложь (Пс 115, 2) признавая, однако, свою опрометчивость.

И Господь Иисус Христос, спустившись к нам на грешную землю, приняв облик человеческий, сказал: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14, 6). Таким образом, когда мы обращаемся «Дух истины», прежде всего должны помнить, что это Дух Христов.

Сравним со словами апостола Павла: Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов (1 Кор 2,15-16). Апостол Иоанн Богослов говорит: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…

Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога (1 Ин 4,1-3). И Христос предупреждает: придут лжеучители, лжепророки, будут говорить: «Вот здесь Христос» или «Там Христос» – не верьте им (см.: Мф 24, 23; Мк 13, 21-22).

Святые апостолы, прежде всего Иоанн Богослов (из апостолов долее всех проживший) и апостол Павел (давший глубокое и широкое начертание христианской веры), весь исторический опыт Церкви свидетельствуют, что Дух Святой, Который дышит в евангельских повествованиях и во всем подвижническом опыте Церкви, и есть непреложная истина. Она – единственный путь, ведущий к вечной жизни и спасению человека. Там, где Дух Святой, там есть благодатные Его дары и не может быть лжи и лукавства. Апостол Павел предупреждает своих учеников: слово гнилое да не изойдет из уст ваших (Еф 4, 29). Апостол Иаков призывает: злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак 5, 13); признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак 5, 16). Апостольская община в Иерусалиме и ее последователи не знали ни духа лукавства, ни духа обмана.

Приведу вам один пример, записанный в книге Деяний святых апостолов (см.: Деян 5, 1-10). О том, как предельно строго наказывалось лукавство. Некие пожилые супруги, Анания и Сапфира, решили отдать свое имущество общине. Тогда многие христиане жили вместе, имея все в общем пользовании, и никто ничего не называл своим.

Важно

Но вот эти двое, продав имение, утаили часть из его цены, оставили ее себе на всякий случай: а вдруг пригодится? За это лукавство, за ложь против Духа Святого они были сурово наказаны апостолом Петром и пали бездыханными.

Так строго наказывалась ложь, согласно Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, потому, что в Библии дьявол, лукавый льстец, враг человеческого спасения, называется лжецом; и не было более бранного слова, чем «лжец».

Потому Господь и говорит: братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению (Иак 5, 12).

Итак, когда мы произносим эти слова молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины», то прежде всего вспоминаем слова Господа, Который обещал, что Он не оставит нас сирыми, что Он придет к нам, что Дух Святой, Утешитель, напомнит все, о чем учил Спаситель.

Это великие утешительные слова, но вместе с тем мы должны помнить и то, что Дух истины не терпит никакого лукавства.

И как бы ни казалось нам иной раз спасительным для себя или для дела слукавить и неправду сказать или что-то сделать неискреннее, мы должны вспомнить: Дух истины, Которому мы молились утром и в течение дня, чтобы Он пришел и вселился в нас, не потерпит этой внутренней лжи.

И если мы не падем тотчас мертвыми, как это было в апостольской общине, то это еще не значит, что мы избежали кораблекрушения в вере (1 Тим 1,19), что не сожжена наша душа, что совесть не замучает нас впоследствии своими угрызениями.

Следующие слова – «прииди́ и всели́ся в ны, и очисти ны от вся́кия скве́рны».

Совет

Это совершенно естественно, что мы просим прийти Духа Святого, чтобы Он явился и вселился в нас и очистил нас oт всякия скверны, как в день Пятидесятницы, когда в великом шуме, как бы от сильного ветра, в виде огненных разделяющихся языков Он сошел на святых апостолов и даровал им силу чрезвычайную.

Незримо, в тихом веянии Божественной благости Дух Святой снисходит в сердце каждого человека. Вспомним, как апостол Павел говорит в Послании к Галатам: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал 5, 22-23).

То есть для тех, кто живет по Божиим заповедям, не нужен закон. Вот что значит пришествие Святого Духа и вселение Его в наше сердце.

И когда мы просим об этом, Дух приходит к нам и дает нам эти дарования – иногда более, иногда менее, иногда все сразу в виде какого-то глубокого внутреннего порыва, иногда раздельно. Но никто из нас, братья и сестры, не может сказать, что он никогда не испытал на себе веяния благодати Святого Духа. Нужно быть только внимательным к тому, чтобы эти дары, осенившие нас, не прошли незамеченными.

Преподобный Симеон Новый Богослов, глубокий аскет и подвижник XI века, живший в Константинополе и бывший настоятелем монастыря святого мученика Маманта, оставил нам глубокие творения о христианской жизни и о духовной жизни.

Есть у него такие слова: «Кто однажды уничижит дар, данный ему от Бога, тот никогда уже более не удостоится его». Это страшные слова, и подвижники это знают.

Вот почему, однажды получив умиротворение души как всплеск, как прилив любви ко всем людям, надо с великим тщанием беречь это состояние – плод благодати Святого Духа…

Когда мы молимся Духу Святому: «Прииди и вселися в нас», – мы должны быть особенно внимательны, ибо ждем самого дорогого гостя, к приходу которого надо все тщательно вымести, убрать и украсить дом – горницу нашей души, встретить его с полной готовностью, приветливо и радостно.

Переходим теперь к словам «и очисти ны от вся́кия скве́рны».

Обратите внимание

Сколько всякой неряшливости гнездится в нашем сердце, сколько напрасных ненужных слов и мыслей засорило нашу душу! Сколько грехов глубоких и нераскаянных и даже пороков укоренившихся живет в нашей душе! И мы просим, чтобы Дух Святой очистил нас от этой скверны, ибо Дух способен очистить.

Как в купели святого крещения Он очищает человека, так и в покаянии очищает. Вторым крещением для нас является таинство Покаяния. Господь еще в Ветхом Завете сказал: Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю (Ис 1,18).

Таким образом, Дух может сделать все, но что дальше? Господь предупреждает: когда некий человек очищает свой дом, выметает из него весь мусор и всю греховность и изгоняет сатану, то этот враг долго ходит по пустынным местам, нигде не находя себе покоя, и говорит: вернусь-ка я назад; и приходит, и видит, что дом его бывший пуст. И тогда он берет семь духов, злейших себя, и вселяется (см.: Мф 12, 43-45). Господь предупреждает: «И будет последняя беда хуже первой».

Когда мы просим Духа Утешителя очистить нас от всякой скверны, это прошение не о единовременном действии только на этот наш молитвенный час.

Это значит, что очищенный свой дом надо усилием воли наполнить добродетелями, чтобы не было пустоты, чтобы не вселился в него враг с более сильными греховными побуждениями. А что для этого нужно? Для этого нужен подвиг, подвиг непрестанный.

Первый подвиг – внимание к самим себе. Второй подвиг, который заповедал Бог человеку еще в раю, это труд.

Затем, уже после грехопадения прародителей, Бог подтвердил эту заповедь, но труд был ниспослан уже как труд искупительный, труд тяжелый, приносящий человеку хлеб в поте лица (см.: Быт 3, 19). К подвигу труда призвал Господь человека и позже, предупредив Каина: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит (Быт 4, 7).

И нам, братья и сестры, дает Господь прежде всего заповедь трудиться. Лень, как гласит русская пословица, – мать всех пороков. И потому праздности не должно быть. Во время поста мы так и просим: «Духа праздности не дай нам». Второе – это неослабное внимание.

Важно

Быть на страже своих помыслов и поступков и затем уже прилагать постепенно к этому труду другой труд – труд молитвы, воздержания, любви, расположения ко всем ближним и дальним – все, чему учит нас Святая Церковь.

Итак, когда мы молимся «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны», мы должны помнить: призывая Духа Святого, Утешителя, надо быть готовыми не только Его принять, но и не отступать впоследствии от служения Ему – ни мыслью, ни словом, ни делом.

Великие подвижники имели зримое дарование Святого Духа, но не только они. Ученик и собеседник преподобного Серафима Саровского помещик Николай Мотовилов, «Серафимов служка», не будучи подвижником, по молитвам своего наставника удостоился той же благодати Святого Духа.

Так и многие ученики по молитвам своих старцев также удостаивались благодати Святого Духа.

Преподобный Симеон Новый Богослов писал, что тот, кто еще здесь, на земле, не переживет в душе своей Воскресения Христова, то есть просветления и перерождения своего греховного человеческого естества, тот не воскреснет, не удостоится славы и в жизни будущего века.

Итак, еще раз повторяю: слова, с которыми мы обращаемся к Утешителю, – «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны» – это не просто слова призывания, это слова нашего обязательства жить по-христиански.

И наконец, завершающие слова молитвы ко Святому Духу: «и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша». Совершенно ясно, для чего мы молимся или для чего мы проводим христианскую жизнь, если проводим ее по-настоящему, – чтобы спасти себя от вечной гибели, удостоиться Царства Небесного.

Господь именуется Христос Спаситель, то есть Тот, Кто дает нам надежду на спасение и совершает наше спасение. В подвижнической письменности многократно говорится, насколько благ Господь: побеждая Сам наши грехи и немощи, Он победу приписывает человеку. Мы просим Матерь Божию подать нам руку помощи.

Совет

И Матерь Божия ведет нас как Путеводительница (Одиги́трия) по пути спасения; и все это совершается благодатью Святого Духа. Для того и установлены, и соблюдаются как неизменный залог спасения в Православной Церкви ее святые таинства. Через таинство Крещения проходят все христиане. Через покаяние так или иначе проходим все.

Таинство Священства дается некоторым, благодать чадородия и дружной семейной жизни также дается не всем. К таинству Святого Елея мы прибегаем, может быть не все, но очень многие, для исцеления души и тела. К таинству Святой Евхаристии мы призваны прибегать, безусловно, все с надеждой принять для себя залог и источник жизни вечной.

Ибо Сам Господь сказал: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6, 54).

Но мы прибегаем к Святой Чаше не так часто, как надо, а слишком редко, памятуя о том, что сказано в Послании апостола Павла к Коринфянам: кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11, 29). Вот потому, братья и сестры, когда мы просим Духа Святого «спаси души наша», мы прежде всего должны поставить вопрос: Духа Святого мы просим, а что мы сами сделали для этого? А не наносим ли мы оскорбление благодати Святого Духа своим недостоинством?

И вот последнее, на чем я хочу остановиться, – на обращении «Бла́же». Это древняя форма слова «благой».

Вспомните слова Господа Иисуса Христа, которые Он сказал законнику в ответ на его вопрос: Учитель благи́й, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И Христос строго ему ответил: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф 19,16-17). В контексте Священного Писания слова «благо» и «благой» идентичны, они равнозначны слову «совершенный».

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5,48), ибо Он благ и благотворит всем – благим и злым, совершенным и несовершенным.

Итак, когда мы обращаемся к Духу Святому, называя его Благим, мы признаем и призываем его беспредельное Божественное совершенство.

И когда мы говорим: «Спаси, Блаже, души наша», мы тем самым ставим себя в неравноценное сравнение с Ним: Он – благой, совершенный; а кто мы?

Обратите внимание

Таким образом, молитва «Царю Небесный» – это молитва не только призывания на помощь, но это молитва и исповедание, и самоосуждение, и обещание быть достойным тех благодатных даров Святого Духа, которые Он ниспосылает нам. Неслучайно мы называем Его «Сокровище благих и жизни Подателю».

«Сокровище благи́х» – место, где скрыты и хранятся блага, главное из которых – совершенство. «Жизни Пода́телю» – об этом Сам Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14, 6).

И эту жизнь подает нам Святой Дух через святые таинства в Церкви.

Итак, братья и сестры, молясь Духу Утешителю в день Пятидесятницы и уже как бы прощаясь с праздником, будем и в дальнейшие дни года вдумчивы и внимательны к тем словам, которые мы произносим, чтобы не стали они пустым звуком.

Почему и говорится в начале утренних молитв: «Встань, успокой свои помыслы и, не спеша, произноси: “Слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…”» Наша молитва – это груд, сознательный и духовный, идущий из глубины сердца.

И потому каждое слово, которое мы произносим в молитве, должно быть осознано и иметь полный глубокий смысл, который влагает в него Святая Церковь. Каждое слово должно произноситься нами сознательно, разумно, из глубины сердца, ясным и чистым умом и крепкой волей.

И да будет нам Дух Святой, Утешитель, Помощником в этом деле. Аминь.

29 июня 1986 года

Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 304-312.

Здесь приводится одна из бесед митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003), проводимых им в разные годы с прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Беседы совершались после воскресного вечернего богослужения с пением акафиста пред святыней храма – чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших».

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/o-molitve-tsaryu-nebesnyy

Царю небесный молитва петь

Новая статья: царю небесный молитва петь на сайте святая-молитва.рф – во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Важно

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному.

Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем.

Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Совет

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.

Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.

Обратите внимание

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Царю Небесный

Царю́ Небе́сный – сокращенное название молитвы Святому Духу, которая начинается словами: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи «Христос воскресе…», а от Вознесения до Дня Святой Троицы она не читается.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.

Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях.

Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.

Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь.

Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.

Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Приди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Молитва Царю Небесный, текст

Источник: https://xn—-7sbbfc9auhszmg5nc.xn--p1ai/tsaryu-nebesnyj-molitva-pet/

Молитва царю небесному на русском языке

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва царю небесному на русском языке на сайте: молитва-богу.рф – для наших многоуважаемых читателей.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Эта молитва поется в храме перед началом молебна, а также читается или поется перед началом всякого дела для призывания Святого Духа в помощь.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

« Ц арю́ Н е́бесный, У те́шителю, Д у́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, С окро́вище благи́х и жи́зни П ода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Б лаже, ду́ши на́ша».

ПЕРЕВОД иером. Амвросия (Тимрота):

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. »

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т.

е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Обратите внимание

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Важно

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси.

Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος).

Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку.

Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой».

Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»

Важно

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

Совет

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы).

Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Молитва «Царю небесный» текст с комментариями на русском языке

Православная молитва «Царю небесный» (текст на русском языке вы найдете ниже) — является одной из основных, во время церковной службы читается далеко не один раз и кроме того её относят к числу «домашних молитв». Читать её можно после пробуждения и перед сном. Во время службы в Церкви она читается одна из первых.

Молитва «Царю небесному» текст на русском языке с комментариями

Как может помочь молитва Царю Небесному?

В первую очередь он помогает каждому понять Божью истину: в Библии можно найти обещания, что он поможет нам в этом. Если человек имеет искреннее желание стать христианином, то он должен знать Библию, в которой всё подробно сказано. Каждый должен найти время на изучение Святой книги и попросить Царя Небесного в молитве помочь нам в этом.

Святой Дух помогает устоять от искушений. Люди не должны бояться всех этих искушений, Господь Бог и Святой дух обязательно помогут нам не поддаться им. Святой Дух всячески покажет человеку путь Божий, по которому можно будет выйти из ситуации, если каким-то образом человек всё равно в неё попал.

Текст молитвы Святому Духу «Царю Небесному»

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,

Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю,

Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси,

Молитва царственным мученикам, данная чудесным образом

Существует такое понятие, как Крещение Святым Духом. Что это значит? Это Крещение предоставляется не для облегчения эмоционального состояния. Главной причиной является легкое и чистое построения духовной жизни, что дается далеко не каждому. И как раз таки Крещение такого рода, будет способствовать духовному росту и улучшению качества жизни.

Помяни, Господи, Царя Давида и всю кротость его.

Помяни, Господи, Царя Соломона и всю премудрость его. Помяни,

Господи, убиенную Царскую Семью и молитвами их святыми помилую нас, грешных.

Народ Твой заблудший, страстьми обуреваемый,

Враждою и зависью снедаемый, соблазном многим самохотне предавшийся,

Тебе изменивший и от веры Твоея святыя отвергшийся,

Ты, о Премилосердый Господи, прости и помилуй.

Милостию Твоею посети, изнеможение духа его уврачуй, прельщение обманов разжени, належащие соблазны ослаби.

И вся ны благодатною силою Твоею защити и сохрани и сердцу нашему чуяти истину даруй.

Кто есть Святой Дух Царь небесный?

Кто есть Святой Дух или Царь Небесный?

Его принято называть третьим лицом Святой Троицы — Небесным Царем. С его помощью можно найти источники блага, Святой Дух — Истинный Бог, который способен творить чудеса, он помогает людям очиститься от грехов. Человеческие души Святой Дух очищает и наполняет благоразумием, все добрые дела, на которые нацелен человек, будут благословлены им.

О Святом Духе принято говорить, как о Господе Боге, в некоторых случаях в молитвах его называют Царем Небесным. Ведь он каждую секунду поддерживает Вселенную, наполняет её.

Действия Святого Духа перед, тем как человек стал христианином

Задолго до того, как человек становится христианином, Святой Дух уже начинает о нем беспокоится.

  • Ещё с момента, когда человек совсем ребёнок, Святой Дух начинает сообщать о грехе. Он ко всем обращается, исключительно, через человеческую совесть. В момент, когда человек любым способом старается не обращать внимание на голос совести, он постепенно подводит себя к тому, что перестает слышать Святого Духа, а это значит, что в момент когда Тот попытается обличать его, он не заметит этого.
  • Святой Дух помогает сблизиться с Богом и приводит нас к нему. Господь Бог любит каждого из нас, даже грешников он пытается наставить на путь истинный. Святой Дух помогает привести нас к этой истине.
  • К каждому, кто принимает решение следовать за Всевышним, приходит Святой Дух и живет внутри такого человека. Таким образом он помогает духовному росту, и в момент когда христианин начинает каяться, он чувствует внутри некую новую жизнь. Эта жизнь и есть Святой Дух.

Петру и Февронии

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь в сложившейся жизненной ситуации, вы можете проконсультироваться с нашими экспертами.

Статьи на похожие темы:

Источник: https://xn—-7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/molitva_tsaryu_nebesnomu_na_russkom_yazyke/

Господи, Царю Небесный, Утешителю..

“Величайший дар для человека – это как раз и есть дар Духа Святого”.

(Из программы “ЕДИНЕНИЕ”)

“Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,Иже везде сый и вся исполняяй,Сокровище благих и жизни Подателю,прииди и вселися в ны,и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша”.

Впервые с молитвой Святому Духу я познакомился, читая книгу “Эзоосмос” Анастасии Новых. Возможно, я не столь многое понял в ней умом, но внутри она проникла до самой глубины. Я почувствовал необычайный душевный трепет, огромную благодарность за всё, всё, чем одарил нас Бог, за всю Его Любовь к нам, чадам Его.

Затем я не раз возвращался к этому месту в книге, каждый раз переживая данный эпизод словно вживую.

Глубоко под землёй, в пещере, на фоне усталости после длинного, тяжёлого пути по лабиринтам подземных лазов – и вдруг такой торжественный, такой проникновенный момент, наполненный некой живительной силой, исходящей из самых недр, из глубины, из самого источника. Как и молитва.

Сегодня же, в день Святого Духа, есть огромное желание поделиться проповедью архиепископа Луки (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) под названием “Царю Небесный, Утешителю…”.

Жизненный путь святителя Луки удивителен. Сам он… он –  Человек. Человек с большой буквы. Всё-таки способна Земля-матушка рождать ТАКИХ сынов, пополняющих ряды Войска Божьего.

Значит, и мы, его современники, способны на многое.

Проповеди архиепископа Луки записывали из первых уст сами люди, перепечатывали, передавали из рук в руки. В советские времена, конечно же, всё это делалось тайно, с огромным риском для жизни. Но таковой была вера прихожан в живое слово, наполненное силой Божьей. Хочется нести это слово дальше…

 

“Царю Небесный, Утешителю…”

В день Святого Духа надлежит нам всем глубину мысли нашей и сердца нашего обратить к познанию Духа Святого. В молитве Святому Духу, которую вы все знаете, сказано чрезвычайно много о Нём.

“Царю Небесный, Утешителю, Душе истины”. Это наш Утешитель, Тот Утешитель, Которого Господь Иисус Христос послал ученикам своим, когда вознёсся от них на небо. Он сказал: не оставлю вас сирыми, пошлю вам Духа Святого, Утешителя; Он напомнит вам всё, что я говорил раньше.

И это сбылось: не остались сирыми ученики его и не остался сирым весь мир. Вознёсся от нас Господь Иисус Христос, но живёт среди нас Дух Святой, Утешитель.

“Царю Небесный, Утешителю”. Это главный наш Утешитель, Тот, Кто наполняет пустоту сердца нашего, Кто отгоняет от него тоску. Это Тот Единый, Который может нас подлинно утешить.

Есть много людей, не верящих в Бога, совсем не знающих Духа Святого, не молящихся Ему и пребывающих в тяжкой тоске. Сознание пустоты и ничтожества жизни своей наполняет их души. И мятутся, тоскуют, томятся они и не находят никакого утешения, никакого смысла в жизни своей.

Обратите внимание

Они не знают утешения Духа Святого. Они не ищут Его, потому что не познали Его, потому что живут сами по себе, без Бога.  

Утешает Дух Святой всех нас, далёких от святости, утешает тогда, когда обращаем ум свой и духовные очи в сердце своё и видим там множество грехов и нечистоту, когда покаемся и слезами омоем нечистоту сердца своего и воззовём: “Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины”, – тогда сейчас же придёт Утешитель и даст глубочайшее и полнейшее утешение. Нужно уметь всем сердцем желать этого утешения, нужно искать его, нужно быть достойным его, нужно очистить сердце своё, ибо в нечистом сердце нет места Духу Святому.

Так утешает Дух Святой всех нас, слабых и далёких от совершенства. Дух Святой именуется Духом истины, ибо в Нём, и только в Нём, вся полнота истины. Истину познает только тот, кто имеет общение с Духом Святым. Истину познает тот, и только тот, кто получает благодать Духа Святого, направляющего мысли и чувства на путь истины.

Много есть людей, которые ищут истину там, где её нет, которые не знают, что вся истина в Духе Святом. Они ищут истину в книгах философских, ищут и не находят, или находят ложную истину, ложности которой они не понимают и принимают её за чистую истину. А подлинная истина, подлинная глубина познания, глубина чувств, только в общении с Духом Святым, ибо Дух Святой есть полнота всякой истины.

Святые апостолы были простыми рыбаками, ничему не учившимися. Множество преподобных и святых были совсем не книжными людьми, а Дух Святой, Которого привлекали они в сердце своё, сделал их великими и глубокими носителями истины. Только в Духе Святом истина, не только утешение, но и истина.

 

Что значит “Иже везде сый и вся исполняяй”?

Это значит, что Он везде, повсюду, всё наполняет, ибо по-славянски слово “исполняяй” значит то же, что по-русски “наполняющий”. Вот в это надлежит нам вникнуть. Нам надо познать, что Дух Святой вездесущ и всё наполняет, что Им живёт вся тварь, ибо Он жизни податель.

Не знают и знать не могут учёные, откуда явилась жизнь. Это величайшая загадка для науки. С самых древних времён пыталась мысль научная проникнуть в тайну жизни и объяснить, как из природы мёртвой вдруг возникла жизнь.

Откуда она? На первой странице книги Бытия читаем, что вначале сотворённая Богом “земля была безвидна и пуста”, большую часть её составляла вода, и “Дух Божий носился над водою”.

Важно

Это значит, что Он сообщал водам творческую энергию, необходимую для того, чтобы в них возникла жизнь. Жизнь возникла в воде силою и наитием Святого Духа.

Небеса созданы Словом Божиим, Духом Божиим. Духом уст Бога созданы все Силы Небесные: Словом Господним утверждены небеса, и Духом уст Его все Силы их.  

Дух Божий оживил и первое тело человека, созданное Им из персти земной, тело Адама, ибо сказано в Писании, что в это тело вдунул Бог дыхание жизни. Только Дух Святой всё живит, только от Духа Святого начинается всякая жизнь, и тщетно искать другой источник жизни.

Что такое душа человеческая? Что такое дух человеческий? Человек создан по образу и подобию Божию. Но ведь Бог бестелесен! Конечно, не по телу являемся мы образом и подобием Божиим, а по Духу. Дух человеческий есть дыхание Духа Святого.

Но не думайте, что только дух человеческий имеет начало от Духа Божия. Всё создано, всё живёт и всё движется только той духовной энергией, источником которой является Сам Дух Святой.

Духовной энергией, силой Духа Святого, которая есть источник и всякой энергии материальной, – только этой духовной энергией живёт и движется весь мир. Духовная энергия, Дух Божий всё проникает, всё освящает, всё одухотворяет.

И в животных, и в растениях есть малая частица Духа, ибо и в них жизнь, а где жизнь, там и Дух Святой. Вместе с жизнью они получили слабое дыхание Духа Святого.

И не только в живых существах, а во всей природе – природе, которую люди слепо называют мёртвой, природе неорганической – в скалах, в реках, в волнах морских, необозримых пустынях живёт и движет всем – Дух Святой, ибо Он “везде сый и вся исполняяй”.

Если бы не живил Дух Святой всю природу, органическую и неорганическую, то не могло бы существовать всё мироздание в той дивной стройности и величии его, в которых предстаёт оно перед нашим взором. Нельзя допустить, чтобы мир не был создан Богом.

Мир был создан излиянием любви Божией, а любовь Божия это и есть то, что я называю энергией духовной. Всё создано, и всё движется любовью Божией, любовью Духа, “о Нём же живём и движемся и есмы”.

Всё живёт, всё движется, всё одухотворяется Духом Святым, ибо Он “везде сый и вся исполняяй”.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какое значение имеет для нас и для всей природы та дивная Божия красота, которая во всём мире сияет? Откуда красота? Зачем красота? Неужели мы можем думать, что красота имеет только цель практическую, утилитарную? Неужели можно сказать, что самцы птиц, имеющие прекрасное оперение и поющие так, как не поют самки, обладают этой красотой только для того, чтобы привлекать самок? Конечно, нет.

Совет

Неужели мы можем думать, что ласкающие взор цветы сияют красотой только для того, чтобы привлекать своими красками и ароматом насекомых для оплодотворения их цветочной пыльцой? Конечно, нет. Красота во всём мире сияет, красоту являет нам Бог и в самых нежных, самых слабых существах.

Разве не видели вы никогда, какая милая, кроткая, чистая красота глядит на вас из лепестков и венчиков незабудок и фиалок, этих нежных и голубеньких цветочков, этих крошек Божиих? Неужели не видели вы, как эти цветочки смотрят на вас своими ясными глазами? Неужели не ощущали вы, какая кротость, чистота и красота в этих малых Божиих созданиях? Неужели не задумывались вы, что эти Божии крошки – беленькие, розовые, голубенькие – учат нас чистоте и кротости, какой они сами полны? Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы.

Неужели не задумывались вы над тем, что звёздное небо, в котором сверкают бесчисленные звёздные миры, имеет глубокое духовное влияние на наши сердца своей красотой? Ведь глядя в беспредельное звёздное небо, мы воспринимаем идею бесконечности и вечности. Тихий внутренний покой, радостная улыбка при созерцании дивных красот утренней и вечерней зари, конечно, тоже от Духа Святого.

Когда мы глядим на могучие грозные скалы, вершины которых скрыты за тёмными тучами, когда в бурный день стоим у моря и видим, как ураган гонит по нему огромные волны, штурмующие прибрежные скалы, разве не трепещет сердце наше от созерцания могущества и силы природы? Ничтожными и слабыми чувствуем мы себя тогда. Так смиряет и поучает нас Дух Святой красотой Божиих творений. Так раскрывается перед нами глубокая истина Слова Божия: “Дух все проницает”.

Если природа таит в себе столько красоты, силы, мощи и молча проповедует о ней, то что же сказать об источнике этой силы и красоты – что сказать о Самом Господе?

Он источник этой красоты и мощи, Он всё проникает, всё наполняет.

Вся красота – и та чистая и нежная, которая учит нас кротости и чистоте, и то грозное величие сил природы, которое приводит нас в трепет, – всё это есть не что иное, как мощное проявление одухотворённости всей природы, о которой я говорю. Во всей природе Дух Святой, Он во всём живёт, Он “везде сый и вся исполняяй”, всё проникнуто силой Духа Божия и любовью Его.

Слепы и глухи те, кто не чувствует величия красоты, кто не чувствует дыхания Духа Святого во всём, что окружает нас, и потому безответны они.

Даже если не слышали они проповеди о Боге, то сама природа проповедует о Нём. А они говорят, что нет Бога, что природа создалась благодаря случаю.

Что может быть более пустым, чем эти слова? Как это случай может создать такую великую гармонию беспредельного мироздания?

Дух Святой именуется “Сокровищем благих”

Каких благ? Всех благ, но только не тех, которых ищут люди гордые и самонадеянные, прилепившиеся ко всему земному.

Дух Святой есть источник благ духовных, Он есть податель всех высших сил духа человеческого, Он изливает любовь Свою как величайшее благо на всё живое и любовью этой Он утешает нас.

Все те, кто идёт путём Христовым, кто несёт свой крест, чрезвычайно явно, чрезвычайно реально ощущают эти духовные блага, эту помощь Духа Святого, эту любовь, укрепляющую их.

Много тяжёлого в жизни нашей, много тяжёлого на пути архиерея и тяжёл омофор его, ибо велика ответственность перед Богом. И в сокрушении моём сердечном Дух Святой утешил меня любовью вашей, любовью, излившейся из ваших сердец. Ибо нет большего счастья, как жить среди любви, постоянно чувствовать любовь окружающих.

Обратите внимание

Вот что может дать Дух Святой, вот как беспредельно велика благодать Его. И цель жизни нашей состоит в том, чтобы стяжать Духа Святого, чтобы стать причастными Божеству.

А как мы можем стать причастными Божеству?

Мы можем достигнуть этого общением духа нашего с Духом Святым, ибо наш дух есть образ и подобие Божие. В том, чтобы всегда приобщаться Духу Святому, чтобы быть в постоянном общении с Ним, и состоит высшая и святейшая задача жизни человеческой.

Как же нам стяжать это общение с Духом Божиим? Как получить величайшее утешение –  утешение любви Духа Святого? В чём и когда имеем мы общение с Духом Божиим?

Через постоянную молитву и исполнение заповедей Божиих достигали святые чистоты сердца, освобождения его Духом Святым от всякой скверны. Велико поэтому для нас значение последних слов молитвы Святому Духу: “Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны”.

Только благодать Святого Духа подаёт нам силы к очищению сердец наших от гнездящейся в них всякой скверны плоти и духа.

Будем же неустанно взывать к Духу Святому:

И придёт Он, и вселится в нас, и соделает нас из нечистых и грешных святыми и праведными пред Богом.

Да будет же со всеми вами благодать Пресвятого Духа, и да соделаетесь вы чистыми храмами Его.

Аминь.

25 июня 1945г.

Источник: https://allatravesti.com/gospodi_caryu_nebesnyy_uteshitelyu

Ссылка на основную публикацию