Кто такой духовный наставник в православной церкви и как его правильно выбрать

Как правильно выбрать духовника

Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина» (издание АО «Скит». Москва. 1993 г.), сборника, который очень полезно прочитать каждому православному христианину.

«Руководителем в духовной жизни для всякого христианина обязательно должен быть священник-духовник, к которому должно прибегать не только для исповеди, но и на учение«.

«Постарайся всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему свои грехи и мысли, немощи и искушения, пользуйся его советами и наставлениями – тогда удобно обрящещь Царство Небесное«.

«Без ближайших руководителей нельзя свято прожить на земле. Ты найдёшь их в Церкви, где Дух Святый поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребного духовника в час нужный, и без спроса твоего он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что угодно Богу«.

«Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе«.

Вот, лишь немногие высказывания святых отцов, относящиеся к взаимоотношениям православного христианина с его духовным руководителем.

Великое счастье для христианина – найти себе достойного духовника, который возьмёт на себя ответственность перед Богом за духовную жизнь своего «чада», будет молиться за него, следить за его духовным ростом, руководить им во всех случаях его жизни, направляя на путь добродетели, ведущий в Жизнь Вечную.

Обратите внимание

Для христианина, имеющего духовника, путь разрешения встающих перед ним жизненных проблем совсем иной, чем у людей «мира сего», живущих без Веры, вне Церкви и потому блуждающих в потёмках неведения относительно вещей и явлений настоящей жизни.

Когда перед такими «нецерковными» людьми встают различные жизненные проблемы, они вынуждены решать их, полагаясь только на свой собственный разум, жизненный опыт, или на совет таких же, как они сами, «нецерковных» людей. Как правило, в таких случаях, проблемы остаются неразрешенными, или разрешение их влечёт за собой другие, не меньшие проблемы.

Это происходит потому, что причина всех бед и проблем человека находится в нём самом, в отделённости его души от Бога, в нарушении внутренней душевной гармонии вследствие накапливаемых в течение жизни грехов.

Нельзя без последствий нарушать Заповеди Божии!

Если в двигатель автомобиля, вместо моторного масла, вы нальёте подсолнечное – он испортится. Если ёлочную гирлянду, рассчитанную на 127 вольт, вы включите в розетку на 220 вольт – она «перегорит».

Потому что создатели двигателя и гирлянды, разрабатывая их, предусмотрели для своих изделий определённый режим работы, нарушение которого влечёт за собой выход их из строя.

Также и Бог, создавший человека, дал ему Заповеди Свои как правила, выполняя которые человек поддерживает свою душу в «нормальном», гармоничном состоянии.

Разумный человек, если у него сломался телевизор, обращается к мастеру, человеку, который специально обучен и знает, как этот телевизор починить.

Неразумный – начинает сам ковырять микросхемы отвёрткой или зовёт соседа, который, не будучи специалистом, лишь помогает хозяину доломать этот телевизор.

Важно

Подобно тому и люди «мира сего», сталкиваясь с жизненными проблемами, являющимися следствием их грехов, пытаются решить их сами либо, что ещё хуже, бегут к «соседям» – колдунам, экстрасенсам, гадалкам.

Результат неизбежно печален.

Христианин, старающийся соблюдать Заповеди Божии, имеет чистую совесть и мир в душе; происходящие с ним события внешней жизни не разрушают его внутренней гармонии, но способствуют ещё большему совершенствованию духа; так же, как огонь и вода, закаляют железо, делая его прочной сталью.

Православный христианин, столкнувшись с какой-либо жизненной проблемой, идёт за советом к духовнику, зная, что он просит ответа на свой вопрос не у человека, пусть даже праведного и духовно опытного, но у Бога, Который видит его Веру, и подаёт ему через духовника необходимый совет и благословение.

Получив благословение духовника на какое-либо дело, христианин, не сомневаясь, исполняет его как послушание, и Господь непременно подаёт ему в этом Свою Благодатную Помощь.

Церковь устами старцев учит: «Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вопрос: Как начинающему христианину найти себе духовного руководителя?

Ответ: Церковь предоставляет христианину право самому избрать себе духовного наставника. Прекрасно, если им станет священник из ближайшего храма.

Но, так как устроение души каждого христианина сугубо индивидуально, священники же по складу характера, духовному опыту также различны, то очень важно найти такого духовника, чтобы между христианином и избранным им духовником был сердечный контакт, взаимопонимание и полное доверие.

Тогда духовное руководство даст добрые плоды.

Можно дать несколько практических советов людям, желающим найти себе духовного наставника:

Прежде всего помолитесь усердно Богу, прося Его даровать вам рассудительного и доброго наставника. Как попросите – так и получите.

Пойдите в ближайший храм, во время богослужения обратите внимание на священников.

Постарайтесь сердцем почувствовать – к кому оно расположится.

Подойдите к этому священнику на исповедь, покайтесь в грехах, задайте волнующие вас вопросы (только не отнимайте у него время на пустословие, говорите кратко и о действительно важном).

Совет

В зависимости от того: внимательно или равнодушно, с участием или безразлично отнесётся к вам священник, определите сами – доверить ли ему решение своих наболевщих проблем или ограничиться исповедью и разрешением от грехов, и потом искать другого духовника.

Но, уж если доверили и получили от него совет и благословение, – свято выполняйте, как полученное от Самого Господа, и не бегайте потом от одного священника к другому в надежде на изменение не понравившегося вам наставления.

Через всех священников равно действует один и тот же Христос, и потому дважды обращаться с одним и тем же вопросом к разным священникам (если в первый раз вам дали конкретное благословение – как поступать) – грех.

Если в ближайшем храме вам не удалось найти священника, которому вы решились бы доверить свою душу для духовного руководства, не переживайте.

Ещё в дореволюционной России многие ездили решать важные вопросы своей жизни в Оптину Пустынь к великим старцам, в Дивеево, в другие места, где находились прославленные высотой духовной жизни священники.

По мере того как вы начнёте посещать храмы и вступите в общение с другими православными христианами, вы услышите, в каких храмах, какие священники пользуются авторитетом и любовью среди прихожан, и ваши возможности найти себе духовного руководителя значительно расширятся.

«Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь». (Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина. Издание А.О».Скит» Москва. 1993.)

Желающим обрести духовного наставника нужно помнить слова Господа Иисуса Христа: «Просите и дано будет, ищите и найдёте».

Главное – не переставайте усердно молить Господа, и Он дарует вам наставника во Спасение.

священник Александр Торик

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kak-pravilno-vybrat-duxovnika/

Как выбирать духовника и приход – Православный журнал “Фома”

Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое.

Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.

Но в то же время существует ряд вещей, на которые стоит обратить внимание всем.

Они позволят избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту.

1

Любовь

В Евангелии Господь сам дает простой, но очень верный совет о том, что является главной отличительной чертой христиан. Спаситель напоминает апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Именно по этому критерию и стоит искать себе общину и духовника.

Не стоит при этом надеяться, что вам вдруг попадется храм, куда ходят одни святые. Заметим здесь, что даже у святых были свои грехи и недостатки.

А потому, чтобы не разочароваться, с самого начала не стоит питать иллюзий: в любом человеческом сообществе всегда есть и непонимание, и конфликты, и напряженные отношения. Вопрос только в их градусе.

Обратите внимание

Приход, как и любая другая организация или группа, может в равной степени оказаться как объединением нормальных, живых (а оттого и не без проблем в общении) людей, так и «террариумом единомышленников».

Придя в храм, вы вряд ли сразу разберетесь во всех тонкостях отношений между постоянными прихожанами, на это потребуется время. Зато вы сразу сможете заметить, если у прихода существуют проблемы в отношении с другими общинами и Церковью в целом.

Идея осажденной крепости, единственного «правильного» прихода, может обретать самые разные формы, но это всегда повод насторожиться.

Противопоставить себя остальной Церкви, утверждать, что лишь у вашего настоятеля есть истина в последней инстанции — верный шаг в сторону тайной секты под православной вывеской.

2

Свобода

Материал по теме

Духовный отец – кто это?

С таким вопросом мы обратились к протоиерею Владиславу СВЕШНИКОВУ, настоятелю Московского храма Трех Святителей на Кулишках

Приход — не казарма, где все подчинено исполнению командирской воли, а подчиненные ни о чем не должны думать. Задача духовника состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решения.

Поэтому хороший духовник будет давать скорее советы, а не приказы, помогать прихожанину с его самообразованием. И никогда не будет рубить сплеча.

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда, увидев прихожанина в первый раз, священник в приказном порядке требует от него идти в монастырь или связать себя узами брака с незнакомым человеком.

Нередко таких священников окружают люди, которые неустанно повторяют, что «батюшка — прозорливый старец» и его необходимо беспрекословно слушаться. Однако не стоит забывать, что такая попытка сломать чужую волю  не соответствует представлению о жизни христианина и даже осуждена соборным решением Церкви.

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Православие — это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы.

3

«Работа с источниками»

Никакой, даже самый опытный, священник не может говорить вещей, противоречащих Священному Писанию, канонам Церкви и ее соборным решениям. Поэтому лучшей защитой от попадания в псевдоправославную секту может стать для вас работа с «несколькими источниками».

Доверяйте своему духовнику, но в то же время читайте Евангелие и толкования к нему авторитетных богословов, не избегайте образовательных курсов, даже если они проходят за пределами вашего прихода. Не бойтесь советоваться не только с вашим, но и с другими священниками.

В том, что вы стремитесь как можно полнее, и в том числе из первоисточников, узнать о своей вере, нет ничего греховного. Напротив, образование — один из важнейших столпов духовного роста христианина.

Но будьте при этом внимательны, не дайте себе впасть в иную крайность, и не думайте, что через пару недель учебы на катехизаторских курсах вы обязательно станете разбираться во всем лучше своего приходского священника.

Опыт говорит о том, что новообращенный христианин, не имеющий должного образования и опыта, может сам ошибочно понять то или иное место в Писании, по незнанию неверно истолковать слова Отцов Церкви или решение какого-нибудь собора.

Важно

В такой ситуации  один шаг остается до того, чтобы несправедливо осудить своего духовника, а то и всю Церковь. Не один трагический раскол возникал именно так, по неграмотности людей, вооруженных «полузнанием».

Поэтому если что-то в словах вашего духовника смущает вас, постарайтесь проверить и перепроверить это максимально возможным количеством способов.

4

Воцерковленность вместо субкультурности

Частая ошибка человека, впервые входящего в храм, — доверие к тем, кого порой называют церковными фриками.

Действительно, у Церкви есть свои традиции, даже свои устои: в этом нет ничего странного. Наоборот, подчас именно Церковь сегодня выступает хранителем всего лучшего, что осталось нам от традиционного общества.

Однако, во-первых, Церковь — не заповедник старины или какой-то особой субкультуры. Воцерковившемуся мужчине не обязательно растить бороду и приучаться говорить «спаси Господи» вместо привычного «спасибо».

А, во-вторых, степень духовного роста и близости ко Христу опять же определяется вовсе не длиной бороды или юбки.

У новоначального христианина возникает масса вопросов: зачем поститься, как правильно вести себя в храме, как молиться перед едой? Многое кажется ему необычным, и с этим нужно разбираться. Не в последнюю очередь для того, чтобы научиться отличать важные для христианина поступки от экзальтированного поведения.

Вспомните роман Достоевского «Братья Карамазовы».

Подлинный старец Зосима говорит там вполне понятным языком, не пытается юродствовать, хотя в этом его и подозревают далекие от Церкви люди, не понимающие многих его поступков.

В то же время его оппонент — монах, явно страдающий от множества духовных болезней, притягивает к себе людей именно своим странным поведением, рассказами об откровениях, актерскими попытками изобразить лубочного святого.

5

 Выше партий

Церковь — вне политики. Конечно, она не может избегать любых столкновений с политикой, и разговоры на соответствующие темы тоже будут периодически возникать, ведь они ведутся людьми повсюду.

Однако когда политические темы начинают доминировать в жизни прихода — это уже «тревожный звоночек». Ведь, скажем, в парикмахерскую вы идете, чтобы подстричься, а не только чтобы услышать пусть даже самые близкие вам лично политические лозунги из уст парикмахера.

Если за ваши деньги с вами поговорят о политике, но при этом не подстригут вас, вы будете вполне обоснованно возмущаться.

Источник: https://foma.ru/kak-vyibirat-duxovnika-i-prixod.html

Духовничество в православной традиции

У Иоанна Лествичника есть интересная мысль: когда человек пытается выйти из пустыни незначимых дел и греха и прийти в рай, ему необходим такой человек, который знал бы дорогу туда и подсказал бы о ее трудностях и опасностях.

Духовник нужен на всех этапах духовного пути. Даже у патриархов есть духовные отцы. Человек не может спастись без духовного отца. Святой Феофан Затворник называет наличие духовного отца одним из четырёх обязательных условий для спасения, наряду с верой в Бога и причастием. Без духовника человек заблудится и ему трудно будет прийти в рай.

Один современный афонский монах 30 лет жил на Афоне под руководством духовника. Когда духовник умер, монах не выбрал себе другого наставника и заблудился духовно, впал в прелесть, возомнил себя святым, стал творить чудеса, но они были исполнены гордости.

Стал зилотом (отделился от Православной Церкви и ушёл в раскол) и в конце концов сошел с ума. Его забрала сестра – настоятельница монастыря в Европе.

В обители он пришел в себя, стал руководствоваться советами монастырских духовников, исцелился, вернулся в Церковь и умер в мире с совестью.

Совет

Духовник не начальник, он нам слуга из любви к Богу и нам. Святой Симеон Новый Богослов говорит об этой любви так: «Иди ко мне, дитя моё, я отведу тебя к Богу».

Духовник любит своего ученика и по любви прозревает в нём образ Божий, а также и то, что мешает этому образу раскрываться правильно. Духовник, вглядываясь в человека, помогает ему разрушить грех и страсти, чтобы Дух Святой максимально полно мог действовать в ученике.

Со своей стороны и ученик вслушивается в благодатный образ своего учителя и подражает, прежде всего, живущей в нем благодати.

А благодать помогает каждому раскрываться неповторимым, только этому человеку свойственным образом. Так, святой Антоний Печерский был отшельником, а его ученик Феодосий – основателем общежительного жития.

Антоний не сделал из Феодосия копию себя самого, но помог тому раскрыться так, как Бог считал нужным.

Связь духовника с духовными детьми – как мамы с детьми.

Духовник совершает над нами Таинство Исповеди. Во время исповеди Бог прощает нам грехи.

Духовнику мы говорим не только о своих страстях, но и о том, что нас волнует, огорчает, мучает. Например: дети плохо себя ведут, а мама страдает. Плохое поведение детей – грех детей, а не мамы. Но страдание – мамино. Как его преодолеть? Как исправить детей? Это всё мы спрашиваем у духовника.

  Страхи, сомнения, огорчения, волнения – всё это человек открывает духовнику, а тот помогает исповеднику думать правильно. Старец Фаддей Витовницкий говорил: «Каковы наши помыслы – такова наша жизнь». Духовник помогает человеку иметь правильные мысли, рассуждать обо всём по Богу.

И такое рассуждение вносит мир в душу ученика.

Обратите внимание

В 60-е гг. XX века был такой случай. Один очень красивый молодой человек приходил к православной девушке, читал с ней Библию и даже собирался сделать предложение. В раздумье она поехала в Почаевскую Лавру. Там повстречала святого Амфилохия Почаевского.

Святой сел рядом с ней на лавочку и прежде вопросов обнял её и сказал: «Ото він тебе так обніме, приголубить, жениться, а через 3 місяця й бросе».

Когда девушка вернулась в Донецк, она узнала, что молодой человек был работником КГБ и только притворялся верующим, чтобы заполучить себе верующую жену.

Возможно, ему казалось, что такая супруга будет во всём ублажать мужа и ни в чём не станет противоречить… Узнав это, девушка разорвала с ним отношения. В чём же была основная помощь, оказанная девушке святым? Он помог ей найти правильные мысли в той ситуации, в которой она оказалась. А правильные мысли – залог правильной жизни.

Одна из самых дорогих фраз из вседивного наследия старца Паисия Афонского – «я понесу твою котомку», то есть я возьму на себя твою боль. Что бы с тобой ни случилось, знай, я не оставлю тебя и сделаю всё, чтобы ты не страдал.

А если это будет не в силах людских, я буду просить любимого Христа до тех пор, пока Он не поможет тебе. А что Он помогает, это я познаю из своей любви к тебе, единосущному мне, дорогому, родному человеку. Таково отношение духовника к своему ученику.

Но и ученик со временем научается именно такому отношению.

У современного человека очень часто отсутствует способность духовного постижения мира, духовного взгляда и вникновения в происходящие события.

Он привык жить на поверхности событий, явлений, которые все имеют не замечаемую им духовную основу.

Важно

Современник измеряет происходящее не как правильное и не правильное, по совести и не по совести, а «мне нравится, выгодно, даже круто, прикольно» или «мне не нравится».

Так человек делает себя маленьким богом, с его точки зрения – не таким уж и маленьким.

Но, будучи тяжело больным страстями, которым удобно развиваться в постоянном самоублажении и отказе от всякого подвига, человек и вокруг себя творит ущербность, болезнь и боль.

Выходом из этого могла бы быть только жизнь для других и послушание наставнику. Духовник Богом исцеляет в человеке способность духовного осмысления и постижения мира.

Священник-духовник – слуга всем по любви ко всем. Для приходящих к нему он – мама. Для тех, о ком он молится, он – Ангел хранитель. Священник ничего своего не имеет, кроме любви.

Он знает: слова, что нет большей любви, чем если кто душу положит за ближних, означают, что он, священник, готов отказаться от своего места в раю ради того, чтоб в рай были приняты те, кого любит он.

Нет такого времени суток, когда священник не помогает.

Духовник в православной Ирландии средних веков звался «Друг души». Друг души, сочетающейся браком со Христом.

Духовник – мой спутник к радости. Духовник – тот, на чью молитву я могу положиться, потому что верю: он не отойдёт от Бога, пока не выпросит для меня то важное, без чего я не могу жить.

Об исповеди помыслов

В каких случаях мы можем открывать другому устроение своей души до конца? Это стоит делать в трёх случаях: в разговоре с праведником, в общении с духовником и с единомышленником, которому мы дороги и нужны.

Во всех случаях их слова будут исцелением нашей души. Как видно из этого, не всякому священнику мы можем открыть душу, принести исповедь помыслов.

Если открывать грехи на исповеди можно любому священнику, то устроение души, мысли, мечты, желания – только тому, кто способен принять такую исповедь помыслов.

Совет

Святой Василий Великий говорит, что священников нужно уважать всех, но совета спрашивать только у духовно опытных, так как неумелый совет навредит нашей душе, будучи советом «вообще», а не нам. Такого же мнения придерживался и современный афонский старец Порфирий.

Не всякий священник воспримет твою душу как таинство, и не всякий не священник этого не сумеет сделать. Поэтому духовные советчики, по мысли старца Софрония Сахарова, «это не обязательно только монахи и священники».

Духовный советчик тот, кто любовью ведёт нас по дороге в свет.

По мысли святого Игнатия Брянчанинова, таким человеком может быть тот, кто сам когда-то советовался с праведными наставниками и очищал себя для Бога по их советам.

Холодный, нелюбовный совет не может быть истинным.

«Правда, сказанная злобно, / Лжи отъявленной подобна», – говорит Уильям Блейк.

Любовью наставник и советчик может постичь мою душу, мои чаяния, замысел Духа Святого обо мне. Только любовью можно прозреть во мне образ Божий и понять, где он повреждён и требует исправления.

Для всего этого нужно, по слову аввы Дорофея, «относиться к человеку с благоговением», как к святыне, и сами отношения считать святыней, на которую хочет сойти Дух Святой. Но проводником для Него может послужить и любовь любящих, которая одна вдохновляет на предельную молитву о любимых.

Потому что молитва, которая вводит Бога в жизнь другого человека, может быть движима только любовью. Только ею – и ничем другим.

Старцы сравнивали духовника с дорожным указателем. Самый точный указатель не отменяет того, что человек проходит дорогу сам.

Духовник должен иметь творческий, не шаблонный подход к человеку. Недопустимы формализм и схоластика, так как каждый из нас неповторим и надо найти, что именно этому человеку лучше всего подойдёт для его возрастания в духовной жизни.

Обратите внимание

Старец Иоанн Крестьянкин говорил: «С формальным подходом можно убить в человеке начатки духа, которые только- только в нём проклюнулись».

Приведу пример не формального духовнического подхода к людям.

Впервые своего будущего духовного отца я встретил, когда знакомый привёл меня на Литургию в храм Рождества Христова. В тот день я был без очков и не мог разглядеть лицо священника. Но меня потрясла его проповедь. Будучи филологом, я мог отличать слова, помазанные Духом, от мёртвых, не пережитых слов. А эта проповедь вся была излиянием Духа.

Человек говорил о Небе, которое знал, как знал и дорогу туда. Спустя несколько дней (а это было летом) мы со знакомым снова пришли в этот храм. Нас встретил какой-то священник, который мне с виду не понравился выражением лица и показался подозрительным. Я подумал, что ту проповедь произносил другой.

Этот же батюшка попросил нас засыпать привезённой землёй несколько грядок, на которых планировали посадить траву. Пока мы с товарищем носили землю, я спросил его, какой же всё-таки священник проповедовал на Литургии. Товарищ очень удивил меня, сказав, что священник тут один и это тот, кто просил нас засыпать грядки.

Когда мы управились с работой и священник благодарил каждого из нас, я, подойдя, сказал ему: «Меня поразила та проповедь, которую Вы произносили несколько дней назад, но ваш вид мне совсем не нравится – Вы толстый и подозрительный».

(Представьте, что сказал бы на его месте гордый или неопытный священник?) Но священник понял, что я говорю так не желая его обидеть, а чтобы он помог мне совместить в голове его проповедь с его внешностью. На мои слова он глубоко задумался, думаю, даже молился, а потом сказал мне: «Помолитесь».

То есть сама молитва вам поможет молитвенно вникнуть в ситуацию и в человека, и тогда Сам Бог вам поможет всё понять правильно. Этот ответ поразил и до сих пор поражает меня своей нестандартностью, своей обращённостью к Богу, Который может исцелить душу и исправить неправильные помыслы.

По слову святого Игнатия Брянчанинова: «Всякий духовный наставник должен приводить к Христу, а не к себе». Так, в обителях старца Дионисия Каламбокаса монахи говорят: «Бог помог мне через старца». То есть старец не заслонил Господа, но оказался проводником к Нему.

Артём Перлик

Источник: https://pravlife.org/ru/content/duhovnichestvo-v-pravoslavnoy-tradicii

Духовный наставник и отец

На пути к Богу и просветлению верующие люди нуждаются в духовном отце. Во всех религиях принято выбирать себе учителя, который поможет разобраться с проблемами.

Зачем люди обращаются к священнослужителям за помощью и советом? Человек познает истину через посредника — священника или гуру. В разных религиях к духовным отцам относятся с уважением.

Все верующие сходятся во мнении, что духовный наставник — проводник и эксперт в области религии.

Кто такой духовный наставник

В индийских традициях это учитель, который рассеивает тьму и обращает душу к свету и знаниям. В индуизме и сикхизме все религиозные учителя, которые ведут человека к духовному развитию, называются гуру.

Наставник помогает формировать нравственные ценности, является образцом поведения и вдохновляющим источником, который помогает в духовной эволюции ученика. Этот термин также относится к человеку, который является духовным проводником и помогает раскрывать душевные возможности.

В православии в роли наставника выступает священнослужитель, священник-угодник.

Православная церковь позволяет христианину самостоятельно выбрать себе духовника. Им становится священник той церкви, куда постоянно ходит христианин. Духовник — не просто человек, он божественная направляющая энергии, которая помогает человечеству осознать его истинную природу.

В буддийской традиции учитель ценится как нравоучитель, заслуживающий большого уважения, и источник вдохновения на пути к освобождению, рассматривается как друг.

Но в тибетском буддизме духовный наставник воспринимается как Будда, самый корень духовного осознания и основа пути. Без учителя не получится приобрести опыт и проницательность.

Тибетские тексты уделяют большое внимание прославлению качеств и добродетелей духовников. С их благословения ученики идут по пути к истинной природе своего разума.

Черты характера хорошего наставника

Выбирая себе учителя, помните, что перед вами такой же человек, как и остальные. У духовного отца свой характер, и, несмотря на религиозный образ жизни, он может совершать ошибки. Для того чтобы определиться с выбором, обязательно:

  • пообщайтесь со священником;
  • исповедуйтесь;
  • попросите благословения.

Только диалог поможет понять, подходит ли вам этот человек и готовы ли вы делиться с ним своими тайнами. Нужно установить доверительный контакт с наставником, открыть ему свою душу и поделиться сокровенными секретами. Только после этого духовное руководство принесет добрые плоды.

Для того чтобы служить людям и быть хорошим духовным наставником, священнослужитель должен обладать такими качествами:

  • отличать добро от зла;
  • быть милосердным, честным, справедливым;
  • обладать спокойствием, состраданием и желанием помочь нуждающимся;
  • быть примером в своей вере для других.

Настоящий нравоучитель не нарушает Божьи заповеди, лишен негативных черт: хвастовства, гордости, зависти, эгоизма. Хороший духовник должен быть свободным от греха и быть бескорыстным, он не способен хитрить и лгать. Единственная цель учителя — помочь другим и поделиться знаниями.

Если у вас не получилось найти сразу духовника, ничего страшного. Обратитесь в другой храм или оставьте эту идею на время. Пообщайтесь с прихожанами и спросите, кто из духовенства пользуется популярностью и доверием людей: вам могут подсказать, где найти духовного учителя.

Важно

Стоит поехать в монастыри или другие святые места. Многие верующие не имеют своего наставника, но церковь на это отвечает: есть Евангелие, Предание Церкви, религиозная литература и богослужения.

Это не второстепенные вещи, и если человек осведомлен о них, следует канонам, Господь отблагодарит его за смирение.

Человек, которого нельзя назвать наставником

Слово духовника — это слово Бога. Гуру на самом деле становится связующим звеном между человеком и Господом. Соблюдать его поучения — обязанность ученика. Только просветленная душа приведет еще одну душу к просветлению.

У духовного наставника не должно быть таких отрицательных свойств характера:

  • зависть;
  • злость;
  • ненависть;
  • лицемерие;
  • ревность;
  • гордыня;
  • склонность к воровству;
  • меркантильность.

Духовник не должен быть фанатиком, чтобы без споров выслушать и принять инакомыслие. Отношения с учеником должны складываться спокойно, поэтому учитель должен обладать мудростью и терпеливо выслушивать проблемы своего чада.

Чтобы быть чьим-то гуру, требуется Божье указание. Знание, полученное только из книг, не дает возможности стать духовным руководителем.

Взаимоотношения между наставником и учеником в христианстве

После знакомства и первого общения ученика с наставником при обоюдном согласии дальнейшего общения у них возникают взаимоотношения.

Первая стадия

Сначала человек просто приходит к духовнику для исповеди и отпущения грехов, просит совет. Он молится, читает духовную литературу, и ему достаточно этих книг. Какое-то время человеку хватает тех знаний, которые у него есть, по которым он строит свою жизнь. Но постепенно он начинает нуждаться в более близкой нравственной связи с наставником.

Вторая стадия

На этом этапе священник становится наставником для своего чада. Человек привыкает к учителю и доверяет ему. Он выслушивает рекомендации наставника, но относится к ним избирательно, выполняет только то, что ему нравится и близко по духу.

Советы священника воспринимаются как человеческие домыслы, поэтому вначале отношение к ним поверхностное. Вскоре чадо понимает, что это были не просто советы, а Божья воля. И он может быть наказан за их невыполнение.

С годами человек начинает доверять своему духовнику, прислушивается к его словам, и тот становится его наставителем.

Со временем христианин удостоверяется в правильности наставлений. Он понимает, что при неуклонном исполнении советов ему будет хорошо, а при нарушении — плохо. После того как ученик убедится в необходимости соблюдать все правила, священник становится его духовным отцом.

Это можно объяснить на примере родителей и детей. В семье над ребенком властны родители: могут похвалить и наказать. При непослушании мать или отец наказывают чадо, но после смирения и послушания ребенок вновь возвращается к родителям и осознает, что они поступили мудро. Такие же взаимоотношения развиваются между христианином и священником.

Третья стадия

На этом этапе священник становится нравственным отцом для своего подопечного. Между ними возникают тесные доверительные отношения, при которых нравоучитель не настаивает на действии, а лишь дает верное направление.

Взаимоотношения наставника и ученика в индуизме

В Индии выделяют три типа гуру:

  1. духовный наставник для высших каст индусов. Выполняет традиционные ритуалы и не имеет отношение к храму (то есть не священник);
  2. просветленный мастер, который проводит освящение. Этот тип существует в движении бхакти и в тантре и требует беспрекословного послушания;
  3. аватар — гуру, который считает себя достойным, чтобы быть воплощением Бога.

Нравственное усыновление ученика гуру в Индии сопровождается ритуалом. На этой церемонии будущий ученик наносит царапину на голову, надевает праздничную одежду и тщательно украшает себя цветами.

Он становится рядом со своим учителем. Они стоят, скрестив руки, гуру поворачивает лицо на восток, а ученик на запад.

Учитель, прошептав соответствующие слова, призывает молодого человека подняться правой ногой на камне, чтобы быть стойким и смелым.

Духовный учитель кладет на него священный шнур, состоящий из трех кос, сплетенных из девяти хлопчатобумажных нитей, каждой касаясь его левого и правого ребра. Посвященному придется носить его всю свою жизнь. Затем гуру дает ему пояс, чтобы символически придать силу и храбрость.

Затем начинается диалог между учителем и учеником, в ходе которого будут определены их будущие отношения. Гуру берет руки ученика, и один из его помощников наполняет их водой.

Учитель бросает три раза скрещенные руки молодого человека с водой, берет его правую руку между своими ладонями, и говорит пожелания. В конце церемонии ученик выслушивает его обязанности в ближайшие месяцы.

Совет

Через год происходит вторая часть церемонии, после которой повторяются ежегодные ритуалы. Когда гуру умирает, он говорит своим ученикам: «Я научил вас всему, что знал, теперь мне пора идти».

Традиционно число учеников ограничено в пользу прямой доверительной связи «учитель —ученик».

В современном мире люди очень редко добиваются истинных гармоничных отношений с духовниками. Связь между ними остается поверхностной или исчезает со временем. На это влияют такие факторы:

  • общественное мнение;
  • давление близких;
  • гордость самого христианина;
  • консервативные принципы.

Некоторые священники сознательно отказываются быть наставниками в силу некомпетентности или опасения впустую потратить силы.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/otets.html

Есть ли у вас духовные наставники?

У всех нас есть духовные наставники, независимо от того знаем ли мы об их существовании или нет. Они готовы в любой момент помочь вам, но они не могут, если вы не знаете, что они существуют!

Часть 1 — [Вы здесь] Духовные Наставники.
Часть 2 — Виды Духовных Наставников.

Ваши наставники постоянно пытаются привлечь ваше внимание. Они хотят, чтобы вы знали, что они здесь и что они были бы рады помочь, но вы должны попросить их о помощи.

Это потому, что они обязаны соблюдать важный закон Вселенной – свободную волю. Ваши наставники уважают ваш свободный выбор и не будут предлагать руководство и помощь, о которых вы не просили (сознательно или бессознательно).

Обращаясь за помощью, вы проявляете свою свободную волю, и только тогда они могут помочь.

Их помощь обычно приходит в форме полезной информации, вдохновленных идей и «случайных» возможностей. Это ваша ответственность, чтобы воспользоваться возможностями и применить идеи, которые предлагаются.

Универсальный духовный закон свободной воли требует, чтобы ваши наставники позволяли вам делать свой собственный выбор и выполнять свою работу.

Кто такие духовные наставники?

Духовные наставники — это нефизические существа (сознательные сущности), которые наблюдают, учат и помогают нам в нашем физическом путешествии в высшее сознание.

Некоторые люди используют термин «духовные наставники», чтобы обратиться к одному конкретному виду учителей. Но термин «духовные наставники» — всеобъемлющий, включает в себя любых нефизических существ, которые помогают нам подниматься по ступенькам развития.

Цель духовного наставника — помочь нашей душе в ее росте. Знаете ли вы это или нет, цель вашей души состоит в выборе такого физического опыта на Земле, который наиболее способствует вашему духовному росту.

Задача наставников — поддерживать, поощрять, подталкивать и давать подсказки вам о вашей жизненной миссии и миссии вашей души.

Ваш дух согласует всю работу в соответствии с замыслом вашего Высшего Я, чтобы поддержать вас в жизни и помочь двигаться по наилучшему именно для вас пути.

Обратите внимание

Существует много видов духовных наставников, и у каждого из них свои функции, свои роли. В действительности, наставники и роли, которые они играют, почти столь же разнообразны, как и человеческое разнообразие в физическом мире.

Духовные наставники служат учителями, привратниками, целителями, защитниками, вдохновителями и так далее.

Духовные наставники — это не какие-то абсолютно совершенные богоподобные существа — их уровень сознания может быть различный.

Некоторые из них — мастера высокого уровня, а другие могут быть менее возвышенными существами, которые просто оказались хорошо осведомленными и опытными в той области, в которой вам нужна помощь.

Многие из нас испытывают трудности начать какую-то деятельность, например, консультирование, потому что считают, то консультант сам должен быть совершенством, без изъянов и недостатков.

А так как человека без недостатков не бывает, то время для активных действий постоянно отодвигается на неопределенный срок. В таком случае хорошо помогает понимание, как наши наставники меняются в течение жизни по мере нашего развития.

Некоторые типы учителей имеют физические воплощения, а другие существуют энергетически.

Сознательные сущности (существа), которых многие называют «ангелами» — это бестелесные существа.

Ваш друг-Хранитель и Вознесенные Мастера, которые, возможно, помогали вам более конкретно в реальной жизни, могут приходить в физических телах.

Некоторые духовные наставники будут сосредоточены исключительно на вас, а другие будут помогать множеству людей одновременно.

У вас есть Хранители, которые служат только вам, а также есть те, которые помогают вам «по мере необходимости». Они, как правило, служат многим людям одновременно. Конечно, это могут делать только существа с достаточно высоким уровнем сознания.

Важно

Ваши духовные наставники имеют доступ к более высоким знаниям и ко всему жизненному сценарию вашей души. Кто-то из них непосредственно участвовал вместе с вами в разработке и создании вашего жизненного сценария.

Некоторые из Духовных наставников встречались с нами во многих прошлых жизнях, поэтому они очень хорошо понимают, где мы находимся на нашем витке развития.

Испытав человеческие жизни, они глубоко осознают земные проблемы и могут сопереживать затруднениям, страхам, ошибкам, слабостям и искушениям, которые мы испытываем.

Ваши наставники знают вас глубоко через прошлый опыт, наблюдают за вами в настоящей жизни, и у них есть знание ваших целей и ваших более высоких перспектив – всё это делает их очень могущественными союзниками.

У вас есть, по крайней мере, два наставника для того, чтобы быть с вами всю вашу жизнь, и многие другие из них приходят и уходят по мере необходимости.

Нередко в течение вашей жизни вами руководят 20 или более существ. Духовные наставники, которые с вами от рождения до смерти известны как Хранители.

Один из ваших Хранителей — это ангельское существо, которое было назначено вам до вашего воплощения – это ваш Ангел-Хранитель.

Кто-то из ваших Хранителей может быть вашим надежным другом в этой жизни, который согласился следить за вами во время вашего воплощения.

Совет

Ваши Хранители тесно связаны с планированием и созданием ваших жизненных сценариев и жизненных целей.

В дополнение к вашим Хранителям, существуют многие другие духовные наставники (Архангелы, Вознесенные Мастера и т.д.), которые придут, если потребуется, чтобы помочь вам с определенными проблемами, задачами или целями.

Как ваши духовные наставники могут помочь вам?

Ваши наставники могут помочь вам:

  • развить творческие способности,
  • разобраться в отношениях,
  • улучшить свои финансы,
  • обеспечить защиту от несчастных случаев или других угроз,
  • исцелить ваше тело или психику,
  • направить в вашем духовном развитии,
  • увеличить радость и счастье,
  • реализовать важные проекты и цели.

Но самое главное: они хотят помочь вам достичь ваших мечтаний и выполнить планы, которые вы для себя задали для этой жизни (то есть, достичь цели вашей души, выполнить вашу миссию и т.д.).

Как они этого добиваются? Они предоставляют полезную информацию, вдохновенные идеи и «случайные» возможности.

Задача состоит в том, чтобы замечать, доверять и следовать указаниям и возможностям, которые они предоставляют. Если вы это сделаете, ваша жизнь будет становиться все лучше и лучше.

Источник: http://divine-cosmos.net/spirit-guides.htm

P.S. А вы обращались за помощью к своим наставникам? Поделитесь в комментариях своим опытом

Источник: https://journal.reincarnationics.com/kto-takije-duhovnye-nastavniki/

Как выбрать для себя духовного отца

Добрый день, дорогие наши посетители!

Духовный отец – в православной Церкви, это священник, который духовно окормляет свое духовное чадо. У духовника православный христианин регулярно исповедуется, являясь по отношению к нему «духовным чадом».

Духовник не только руководит духовной жизнью чада, утешает в скорбях и советом помогает ему разрешить различные житейские вопросы, но обычно также молится о своём чаде. Основные качества духовника, по учению Православной Церкви — это смирение, рассудительность и любовь.

Предлагаем Вашему вниманию поучительное слово архимандрита Рафаила (Карелина) о том, как правильно выбрать для себя духовного отца.

«Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о выборе духовного отца нужно усердно молиться Богу, чтобы на него указал Сам Господь. Здесь, кроме личных достоинств духовного отца, есть еще нечто, не поддающееся объяснению, — это духовное родство.

Вот бывает, что человек весьма добродетелен, но мы чувствуем, что у него другое душевное устроение, и мы остаемся чужими. А духовный отец и духовное чадо должны понимать друг друга с полуслова; между ними должна существовать постоянная духовная связь. Преподобный Антоний Великий говорит: «Открывай свое сердце тому, кому оно само открывается».

Если Вы увидите в своей душе доверие и полную откровенность к духовному отцу, что вы можете, ничего не скрывая, всегда говорить ему то, что находится в тайниках вашей души, притом говорить совершенно свободно, без всякого внутреннего колебания и сомнения, — то это уже будет один из знаков, что такой человек может быть вашим духовным отцом.

Если у вас какая-то скорбь на душе, вы придете к нему и уйдете не отягощенным, а утешенным, — то это второй признак того, что этот человек может поддержать вас, что он может быть вашим духовным отцом, и в-третьих, а может быть, это и во-первых, что духовный отец должен исповедовать чистое Православие.

Между духовным отцом и духовным чадом еще образуется некое духовное сходство, похожее на сходство между плотскими родителями и детьми. Именно в духовном отце мы хотим видеть, хотя бы отчасти, тот пример, тот образец, которому мы можем подражать.

Некоторые считают, что одно рукоположение во священника уже дает ему возможность быть духовным руководителем. Это не так, когда мы говорим не об общем, так сказать, духовном руководстве Церкви, не о проповеди, которую читает священник во время богослужения, а когда мы говорим о личном руководстве, связанном с послушанием и отвержением от воли.

Обратите внимание

Только тот, кто прошел духовный путь, может дать другому то, что приобрел сам. Если человек ничего не приобрел – дать ничего не может; он остается сам с пустыми руками. Неопытный духовный отец – как неопытный врач: не знаешь, вылечит или повредит».

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2013/10/23/kak-vyibrat-dlya-sebya-duhovnogo-ottsa/

Кто такой Духовный Наставник? Кому и для чего он нужен?

Кто такой Духовный Наставник? Кому и для чего он нужен?

Редко кто из тех, кто пытается заниматься саморазвитием адекватно разумеет значение наставника на пути развития. Хотя если посмотреть статистику, то как раз те, кто достиг самых больших результатов – обязательно имели наставника:)

Кто такой Духовный Наставник и для чего он нужен?

Уже несколько писем пришлось с просьбами и вопросами о Духовном Наставничестве. Очень многие, кто ищет путь, предназначение, себя в этой жизни — нуждаются в Духовном Наставнике, и хорошо, когда люди это понимают и стремятся найти такого человека.

Но плохо, что иногда, тем кто изначально имеет светлые мотивы, порывы и устремления, познать истину и стать лучше, попадаются «горе наставники», которые заводят людей в тупики, замешивают винегрет их головах, что в итоге формирует негатив к духовному развитию и часто заканчивается весьма печально.

 Поэтому очень важно уметь различать людей, понимать, кого можно считать хорошим Духовным Наставником, а кого нет. Что мы с вами и постараемся разобрать в данной статье.

Духовный Наставник и другие виды помощи

Духовный наставник — это одна из важных ролей и видов помощи человеку в его развитии, решении проблем и достижении его жизненных целей. Но роль Духовного Наставника сильно отличается от других похожих специалистов и ролей.

Роль Духовного Наставника конечно же менее значима, чем роль Духовного Учителя в жизни человека, но более значима, чем роль Целителя, семейного Психолога или Коуча.

Важно

Духовный Учитель — это максимальное влияние на человека, его развитие и судьбу. Но Духовный Учитель — это очень высокий духовный, энергетический и интеллектуальный статус, это прежде всего, высокий уровень Души, и таких людей — настоящих Духовных Учителей, — на Земле очень мало.

А тех, кто может быть хорошими Духовными Наставниками на много больше, но они тоже на дороге не валяются, и их тоже нужно поискать. И если Духовный Учитель по своему статуту, праву и силе влияния может вести по пути развития тысячи и миллионы людей одновременно, то Духовный Наставник — десятки и сотни людей.

Отличие Духовного Наставника от целителя, коуча и психолога (Ц.К.П.):

Духовный Наставник — ведёт человека, его Душу по пути развития (помогает ей достойно подниматься вверх) и помогает находить ответы на многие вопросы, прежде всего духовные. Целитель, психолог или коуч (Ц.К.П.) — как правило, помогают решать человеку отдельные вопросы или проблемы и не влияют так всецело на судьбу человека, как Духовный Наставник.

Ответственность Духовного Наставника на порядок выше, чем у Ц.К.П.

Последние, очень часто вообще не берут на себя никакой ответственности: что понял человек во время консультации — то и его, как он это применит в жизни и какие получит результаты — это полностью его ответственность и проблема.

Хотя ради справедливости нужно сказать, что есть и исключения, когда, например, роль коуча, целителя или психолога частично совмещается с ролью Духовного Наставника, тогда всё иначе.

Отличаются и приоритеты. Когда, например, работает коуч или психолог — очень  важен конечный результат, это может быть решённая проблема или достигнутая цель. И чистота методов и мотивов при этом могут вообще не рассматриваться.

То есть, вопросы нравственной и моральной чистоты часто отходят на второй план, и не являются принципиальными.

Хороший Духовный Наставник — всегда будет сам стараться идти Светлой Дорогой и другим будет стремиться помочь стать именно на Светлый, то есть нравственный, то есть Духовный Путь. На то он и Духовный Наставник.

Цели Духовного Наставника — на много выше и сложнее, чем в большинстве случаев цели Ц.К.П.

 В идеале, цели Духовного Наставника это: духовное развитие человека, изменение и формирование его мировоззрения на основе духовных Знаний, обучение различению Добра и Зла, помощь в выборе человеком Светлого Пути, помочь человеку стать Достойным и максимально приблизить его Душу к Богу. Как вы надеюсь понимаете, такие цели не достигаются за один или даже десять сеансов, или консультаций.

Кого, на мой взгляд, нельзя называть Духовными Наставниками

1. Того, кто сам не различает Добра и Зла, потому заведомо не идёт по Пути Света сам, и вести по нему других людей соответственно не может. Наставничество в серой и тёмной иерархиях мы не рассматриваем.

Если мы говорим о Духовном Наставничестве, то мы предполагаем именно Светлый Путь, Путь Добра.

Потому что основа Духовности — это способность чётко различать Добро и Зло, хотя многие так и не считают.

Продолжая тему могу сказать, что я никогда не буду считать Духовным Наставником человека, который не следует нравственным принципам, то есть, который бесчестен, может лгать, кидать, предавать, воровать, поступать и вести себя безответственно, недостойно и подло.

2. Тот, кто сам не стал Достойным Человеком благодаря духовной работе над собой — не может называться хорошим Наставником. Если психолог или коуч могут быть в жизни кем угодно, то есть их личная жизнь вас не касается, то Духовный Наставник — всегда должен стремиться быть достойным примером для своих учеников.

3. То, что также вытекает из п. 2 — не может быть Духовного Наставника без значимых практических результатов в жизни. Если человек начитался литературы и много всего знает, и понимает — это не делает его Духовным Наставником. Как говорил Генадий Хазанов – «Теория от практики отличается тем, что не имеет с ней ничего общего:)».

4. Фанатик и абсолютно категоричный человек, не способный спокойно, без истерик и негатива принимать чужую, не совпадающую с его взглядами точку зрения — не может быть хорошим Духовным Наставником. Всё-таки Духовный Наставник — это уже определённая и не малая степень мудрости, а это значит — отсутствие фанатизма, гордыни и радикального осуждения инакомыслия.

Хороший Духовный Наставник это (критерии):

  1. Глубокое различение Добра и Зла, и во всем выбор Светлого Пути (выбор подтверждённый достоинством собственной жизни).
  2. Духовный Наставник — прежде всего помогает идти по пути Духовного Развития, а потому уже всё остальное: личная жизнь, самореализация, деньги, здоровье и т.д.

  3. Это человек, который может являться хорошим примером для других (не позорным примером).
  4. Человек, который имеет значимые практические достижения в жизни, в духовном развитии и помощи людям.

    А это значит, что он не только впитал духовные Знания, но и освоил техники развития, применил их к своей жизни и достиг успеха.

  5. Человек, который на голову выше большинства других людей, идёт на несколько шагов впереди по пути развития и это всегда ощущается по тому, насколько раскрыта его душа, интересен и богат его внутренний мир.

  6. Также важны — универсальные качества: Покой и отсутствие негативных реакции — показатель Мудрости, Радость в сердце и улыбка на лице — показатель Света, сила Духа — показатель опыта и достойно пройденных испытаний в прошлом.

Духовный Наставник — не является идеалом совершенства, он далеко не идеален, он ошибается, как и все люди, но он однозначно лучше, духовно сильнее и богаче подавляющего большинства окружающих людей!

С уважением, Василий Василенко

Смотреть статью на сайте Автора

Источник: https://subscribe.ru/group/zvyozdnyij-put/7372802

Ссылка на основную публикацию