Кирилло-афанасиевский мужской монастырь в ярославле

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Настоятельство монастыря. Первый настоятель.

Настоятельство в монастыре пережило четыре, неодинаковых по времени и форме периода:

а) с самого основания монастыря до учреждения Духовных штатов, т.е. до 1764 г. настоятели обители были игумены;

б) с учреждения духовных штатов до конца 1857-го года монастырь числится заштатным, и настоятели его именовались строителями;

Обратите внимание

в) по указу Священного Синода от 10-го декабря 1857-го г., монастырь был возведен в степень третьего класса, и настоятели стали носить сан Архимандритов;

г) с 1895-го года настоятелями обители состоят Преосвященные викарии.

Первый настоятель – игумен Симон, он упоминается в 1623 году.

Дальнейшее развитие монастыря

Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма.

Вновь Афанасьевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX — начале XX века: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 годах — на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви.

В послереволюционные годы при монастыре была зарегистрирована приходская община, которая упоминается в последний раз в 1923 году. В феврале 1925 года монастырь закрыли.

В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди. Были разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи были закрашены краской.

Архитектура

Первоначально монастырь был деревянным. В 1664 году в обители по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича возвели первую каменную церковь.

Собор Афанасия и Кирилла.

Каменный собор во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских был построен взамен деревянного в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера из Москвы. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия. Придел был увенчан колокольней.

Собор во имя патриархов Афанасия и Кирилла — бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном, перекрытый коробовым сводом.

Важно

Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. Около 1825 года выполнили новый иконостас. В 1831 году теплый придел был “распространен и по местам украшен живописью” росписи исполнил живописец Тимофей Медведев.

Совет

В 1903 и 1907 годах на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы; в 1912 году на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

На начало XXI века сохранились фрагменты фресок XVII века, по большей части закрытые слоями штукатурки.

Позднее в монастыре появились и другие каменные постройки.

Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1612—1705)

Церковь Спаса Нерукотворного (Спасо-Пробоинская) была основана в 1612 году, в 1614 году Спасо-Пробоинский храм сгорел, сгорел и следующий в 1658 году, сгорел и третий в 1670 году. Каменный храм Спаса Нерукотворного был построен старанием земского старосты Ивана Мякушкина в 1696-1705 годах.

Спасо-Пробоинский храм неоднократно подвергался переделкам: в 1831–1832 годах у его западного фасада соорудили теплую трапезу, а в ней устроили церковь, сохранившую посвящение придела — Павла Фивейского и Иоанна Кущника; шатровую колокольню заменили новой, трехъярусной по проекту архитектора П. Я. Панькова.

В 1873 году теплый и холодный храмы были соединены в одну теплую церковь, а придел, бывший в трапезе, перенесли в алтарь настоящего храма, на левую его сторону.

В 1909–1911 церковь вновь подверглась значительным изменениям: к трапезной части с южной стороны пристроили по проекту архитектора А. А. Никифорова еще один придел, освященный во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского.

В обоих приделах иконостасы сооружены в древнерусском стиле. Пол во всей церкви и приделах положен новый из метлахских плит. Десять глав, заново вызолочены червонным золотом.

Святыни

Совет

Частица мощей святителя Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце.

В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году.

Среди святынь, которые хранились в храме в честь образа Спаса Нерукотворного, можно назвать антиминс, преподанный во время освящения каменного храма святителем Димитрием, митрополитом Ростовским в 1705 году.

28 января 2012 года, накануне Престольного праздника святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, была принесена частица святых мощей святителя Афанасия, одного из покровителей святой обители.

Возрождение

В 2006 году по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, храм святителей Афанасия и Кирилла стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм.

Под руководством администрации семинарии в храме стали вести восстановительные работы. После долгих месяцев упорного труда придел, освященный в честь святителя Алексия, митр. Московского, стал пригоден для богослужения.

В мае 2007 года два храма и другие постройки бывшей обители были переданы Ярославской епархии. Первую службу в возрожденном храме 31 января 2008 года возглавил архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный).

31 марта 2009 года синодальным решением монастырь был возрождён. В 2010 году были отремонтированы кровля и укреплён фасад собора, было закончено строительство ограды с башнями. Летом того года, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

О правилах монастыря.

Распорядок дня обители:

5.00 – Подъем;

6.00 – Утреннее правило. Полунощница.

7.00 – Часы.

8.00 – Чай

9.00 – Послушание.

13.00 – Обед.

14.00-16.00 – Послушания.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/kirillo-afanasievskiy-muzhskoy-monastyr/

Ярославский кирилло-афанасиевский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото нач. XXI в.

Ярославский мужской монастырь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских Ярославской епархии

Основание

Древнейшее упоминание о монастыре говорит об игумене обители Вассиане под 1570 годом. Однако, других свидетельств о существовании монастыря до 1615 года нет. Основание – или возобновление – обители в том году связано с чудесным событием смутного времени [1].

В конце марта 1612 года для сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина. От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие умерли.

Жители обратились к “бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье” с просьбой учинить крестный ход с Толгской иконой Богоматери.

Обратите внимание

Но протопопу Илье во сне явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ деревянной церкви во имя святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. Когда отец Илья проснулся и нашел в часовне икону, он не увидел на ней ни пылинки.

Он засомневался, но когда он уснул, ему опять явился Господь и повелел ему “без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии,” что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем всем людям, собравшимся на соборной площади.

Во время крестного хода произошло чудо – исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда крестный ход поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить в честь этой иконы обыденную церковь. После этого события моровое поветрие в городе прекратилось.

В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке “других усердных ревнителей святого дела” обратился к Ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к устроению обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Монастырь открылся в том же году и с того времени управлялся игуменами.

В XVII веке

Царь Михаил Феодорович благосклонно относился к обители и дал ей во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В государевой грамоте от 1619 года, значилось:

в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено.”

Вдобавок с монастырских вотчин “никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела,” монастырские крестьяне освобождались также от суда “опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным,” право суда оставалось только за государем и за игуменом “с братьею.” Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину “придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды.”

По второй грамоте, от 7 мая 1623 года, обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и “пустыньку,” где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и “пение уставити.”

В ответ на челобитную 1627 года царь вдобавок даровал грамоту по которой впредь монастырских людей “в целовальники имать не велели.”

Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала в пожары. Так, летописная запись говорит что в 1658 году “монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре.”

Первую каменную церковь обители во имя святителей Афанасия и Кирилла возвели в 1664 году. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия.

Территория монастыря была небольшой, обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны. С других сторон ограду монастыря заменяли “надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская.”

Синодальный период

В XVIII веке по парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

При секуляризационной реформе в 1764 году, указом императрицы от 31 марта, обитель была причислена к заштатным. В том же году в монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой.

25 июня 1768 года в центральной части Ярославля снова случился пожар, в котором от огня пострадали оба храма, игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда монастыря. А “всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб.”

Важно

В 1773 году игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной Югской иконы Богоматери в Углич, Рыбную слободу (ныне Рыбинск) и Мологу.

В 1820-1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: “в связи с северной стеной” были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; “в связи с восточной оградой” – две братские кельи; подновления коснулись и главного храма обители. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

12 декабря 1857 года император утвердил синодальное определение о возведении монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов.

Читайте также:  Псалом давида 50: «помилуй мя, боже...»

Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма.

Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев, на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт. Его родичи и потомки продолжили покровительствовать обители.

Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото ок. кон. XIX-нач. XX вв.

С 1895 года монастырь стал резиденцией викарного епископа Угличского.

Вновь монастырь подвергался перестройкам на рубеже веков: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в начале XX века проводились работы в соборной церкви.

По сложившемуся к концу синодального периода обычаю каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из кафедрального Ярославского Успенского собора в монастырь совершался крестный ход. Обитель была широко известна, ее храмы были постоянно наполнены молящимися.

Упразднение и запустение

В послереволюционные годы при монастыре была зарегистрирована приходская община, которая упоминается в последний раз в 1923 году. В феврале 1925 монастырь закрыли. При этом часть “ветхого культового имущества” передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов.

В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди. Были разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи были закрашены краской.

Восстановление

В 2006 году храм святителей Кирилла и Афанасия стал церковью возрожденной семинарии. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Когда сюда пришли семинаристы, они нашли храмы с выбитыми окнами и дверьми, заваленными грудами мусора. После нескольких месяцев труда Алексиевский придел стал вновь пригоден для богослужения.

В мае 2007 года два храма и другие постройки бывшей обители были переданы Ярославской епархии. Первую службу в возрожденном храме 31 января 2008 года возглавил архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный).

31 марта 2009 года синодальным решением монастырь был возрождён. В 2010 году были отремонтированы кровля и укреплён фасад собора, было закончено строительство ограды с башнями. Летом того года, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

Собор Ярославского Кирилло-Афанасиевского монастыря. Фото нач. XXI в.

Храмы, архитектура

Кирилло-Афанасьевский собор

Каменный собор во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских был построен взамен деревянного в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера из Москвы. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия. Придел был увенчан колокольней.

Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. Около 1825 года выполнили новый иконостас. В 1831 году теплый придел был “распространен и по местам украшен живописью,” росписи исполнил живописец Тимофей Медведев.

Совет

В 1903 и 1907 годах на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы; в 1912 году на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

На начало XXI века сохранились фрагменты фресок XVII века, по большей части закрытые слоями штукатурки.

Спасо-Пробоинский храм

Деревянный храм в честь образа Спаса Нерукотворного на Пробойной улице не раз горел и восстанавливался.

Настоятели

Святыни

К концу синодального периода

  • чудотворный образ Нерукотворного Спаса – явлен в 1612 году, оставался невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь: икону находили на пепелище не тронутую пламенем. В советское время икона была уничтожена.
  • частица мощей свт. Кирилла Александрийского – сохранялась в ризнице в серебряном ковчежце
  • икона митр. Московского свт. Алексия – в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году; находилась в теплом Алексиевском приделе
  • антиминс свт. Димитрия Ростовского – преподан святителем Димитрием во время освящения каменного храма в 1705 году; находился в Спасской церкви

Использованные материалы

[1]  Это событие изложено в “Сказании о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских“.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/20489.html

Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле

Кирилло-Афанасиевский монастырь — мужской православный монастырь в Ярославле.

Возникновение обители

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия.

Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг.

были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских.

Причина постройки храма в честь именно этих святых была обусловлена тем, что они ревностно защищали христианство от ересей, война с Польшей рассматривалась в России в первую очередь как борьба за истинную Православную веру против экспансии католицизма. В это же время царь Михаил Фёдорович приписал обители ряд угодий, что обеспечило монастырь материально.

История монастыря в XVII — начале XX вв

В 1691—1702 гг. на месте деревянных церквей были построены каменные храмы, существующие и поныне. Тогда же возвели келейный корпус и каменные стены (высота стен — 5 метров, ширина — 1 метр), чтобы оградить монастырь, стоящий в центре многолюдного города, от мирской суеты. Стены также сохранились до сих пор.

В Спасо-Пробоинской церкви главный придел был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части – во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части – во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника.

В 1911 году пристроен южный придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В храме святых Кирилла и Афанасия теплый придел был освящен в честь святителя Алексия, митр. Московского. Среди почитамемых святынь обители были частица мощей св. Кирилла, архиеп. Александрийского, в серебряном ковчежце, образ св.

Обратите внимание

Алексия, митр. Московского в серебряной ризе и антиминс, освященный св. митр. Димитрием Ростовским.

Число монашествующих было невелико и никогда не превышало 10 человек, таким образом, Кирилло-Афанасиевский монастырь являлся самым маленьким в епархии.

Вместе с тем, монастырь посещался большим количеством паломников и весьма чтился в народе. С 1895 года здесь проживал викарный епископ Ярославской епархии.

В начале XX века вошло в обычай в ночь на 1 января проводить здесь богослужение, чтобы встречать гражданский Новый год по христиански, без излишеств.

В 1925 году монастырь был закрыт. В храмах разместилась администрация мебельной фабрики.

Современное положение монастыря

В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь.

В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария. Усилиями ректора семинарии, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, к 2010 году удалось расчистить обитель и отреставрировать придел святителя Алексия, митр. Московского в Кирилло-Афанасиевском храме. С этого времени в приделе регулярно проходят богослужения, в обязательном порядке посещаемые семинаристами.

Однако, до полного восстановления монастыря еще далеко.

В июне 2010 году, прямо во время богослужения, рухнула северная стена монастыря, причем рядом с ней находилась группа рабочих. Никто не пострадал.

Важно

С сентября 2010 года наместником обители является игумен Феодор, настоятель Богоявленского храма Ярославля. 29 января 2011 года в монастырь была возвращена чтимая икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в нем до революции.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/yaroslavskaya-oblast/yaroslavl/kirillo-afanasievskiy-monastyr

Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле

В самом центре Ярославля на площади Челюскинцев можно увидеть довольно непримечательный комплекс Кирилло-Афанасиевского монастыря. На первый взгляд создается впечатление, что он заброшен, но это не так – постепенно древняя обитель возрождается, а храмы реставрируются.

Афанасиевскому монастырю в Ярославе уже без малого 400 лет (будет в 2016 году), и как большинство российских православных обителей, он имеет богатую и интересную историю.

 Кириллово-Афанасьевский монастырь в Ярославле был основан в 1616 году, но история его началась немного раньше. В 1612 году ополчение Минина и Пожарского проходило через Ярославль.

В то время в городе вспыхнула сильная эпидемия моровой язвы, счет умерших шел на тысячи, а когда уже ничего не помогает (в то время с лекарствами было как-то не очень хорошо), люди обращаются к Богу.

Жители города и ополченцы молились об освобождении города от болезни у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, которая находилась в небольшой деревянной часовне в Пробоинском переулке.

Как это не наивно, но Бог услышал молитвы, и мор прекратился. На пару лет об этом забыли, но после того, как из России были изгнаны поляки, жители решили воздать должное и основали на месте часовни монастырь.

Монастырская стена

Крест на территории Кирилло-Афанасиевского монастыря

Вход в монастырь

Все постройки монастыря изначально были деревянные, в том числе и два главных храма обители: церковь в честь Спаса Нерукотворного и в честь Афанасия и Кирилла Александрийских.

В конце XVII века деревянные постройки заменили на каменные.

Совет

Церкви, построенные в то время, сохранились до наших дней, правда в весьма неприглядном виде (если сравнивать, например, с церковью Ильи Пророка или Успенским собором).

Помимо церквей появилась монастырская стена и братский корпус. Церковь в честь Афансия и Кирилла Александрийских находится практически на том самом месте, где в 1612 году была обретена главная святыня монастыря – икона Спаса Нерукотворного.

Собор Кирилла и Афанасия Александрийских

Церковь Кирилла и Афансия

Памятник архитектуры XVII века

Интересно, что второй храм Афанасиевского монастыря долгое время был самостоятельным приходом и не относился к обители. Церковь Спаса Нерукотворного также назвали Спасской или Спас Обыденный или Спасо Пробоинской (по месту расположения).

Спасо-Пробоинская церковь

Спасская церковь Кирилло-Афанасиевского монастыря

Церковь Спаса Нерукотворного

Спасо-Пробоинская церковь

Монашеский корпус Афансиевской обители был довольно мал и не превышал 10 послушников, но между тем, сам монастырь пользовался большой популярностью у верующих.

В 1925 году Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле постигла судьба многих христианских обителей России – он был закрыт, а в его стенах сначала разместилось общество слепых, а после Великой Отечественной войны все помещения монастыря были сданы в аренду сотрудникам протезного завода.

В бывших братских кельях был устроен детский сад и жилые коммунальные квартиры. В самих церквях располагались склады, магазин и даже хлев для животных. В 1970-х годах здания обители заняла мебельная фабрика.

Кирилло-Афансиевский монастырь

Кирилло-Афанасиевский монастырь

Ни одни из новых хозяев не относились к постройкам с должной заботой, в результате колокольни обеих церквей были сломаны, и за годы советской власти все строения пришли в ужасающее состояние.

Когда в 2005 году территория монастыря была возвращена церкви, то стены храмов буквально разваливались на глазах, внутри были горы мусора и частенько ночевали лица без определенного места жительства. Постепенно монастырь стали приводить в порядок, но до финала еще очень далеко.

Обратите внимание

В 2010 году прямо во время молебна рухнула одна из стен монастыря, но каким-то чудом никто не пострадал.

Кирилло-Афанасиевский монастырь

Кирилло-Афанасиевский монастырь

В 2011 году в монастырь вернулась икона Спаса Нерукотворного, которая так чтима верующими, и с тех пор число паломников в монастырь сильно увеличилось. Несмотря на довольно неприглядный вид Афанасьевского монастыря, горожане очень любят и чтят это место.

Мы оказались здесь совершенно случайно, просто прогуливались мимо и решили зайти.

Честно говоря, монастырей в таком бедственном состоянии мы почти не видели и очень надеемся, что со временем найдут деньги на его реставрацию, и Кирилло-Афанасиевский монастырь станет одной из популярных достопримечательностей Ярославля.

Читайте также:  Православные воскресные школы для детей

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru… Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле 2015-09-26T09:22:04+03:00 2016-01-06T17:35:17+03:00 Natalya 'Poznamka'

Источник: https://poznamka.ru/russia/kirillo-afanasievskiy-monastyr-v-yaroslavle

Ярославль. Кирилло-Афанасьевский монастырь

Статью добавил(а): Павел,  5 августа 2003

В начале XVII в. на месте монастыря по бывшей улице Пробойной, ныне Советской, стояли посадские деревянные храмы Воскресения, Кирилла и Афанасия. Предание связывает с ним избавление города от мора в 1612 г.

, когда здесь стояло ополчение Минина и Пожарского. Благодарные горожане за один день («обы ден») срубили между старыми храмами новый, в котором был поставлен образ Спаса. Храмы вскоре сгорели.

Приходские Воскресенский и Спасский храмы возобновили, а на месте храма Кириллла и Афанасия был основан монастырь, первоначально деревянный.

В конце XVII века в нем появляются каменные церкви, в конце XVIII столетия – кельи и другие постройки. В начале XVIII века после пожара ансамбль был восстановлен в камне и дополнен оградой с башнями.

Монастырь неоднократно перестраивался, утратил часть своих зданий и до наших дней дошел в сильно искаженном виде. А когда-то это был интересный архитектурный ансамбль, состоявший из трех церквей (два пятиглавых храма и один одноглавый) и двух колоколен. Из построек монастыря сохранились церковь Кирилла и Афанасия и Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) церковь.

Церковь Кирилла и Афанасия (1664) – бесстолпный, перекрытый коробовым сводом, одноглавый, с глухим барабаном храм, окруженный с двух сторон галереями и приделами. В 1776 году сооружены северный придел с галереей. В 1830-1832 годах приделы надстроены, окна увеличены, шатровая колокольня заменена ярусной в классическом стиле (не сохранилась).

Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1696-1705) – двухэтажная с трапезной, с высокой папертью, с южной стороны кельи, оформленные в стиле позднего классицизма, и две надвратные башни с четырехгранными куполами, построенные в конце XVIII века; первоначально одноглавая, с шатровой колокольней. В 1779 году возведены еще 4 малые главы. В 1831 году колокольня перестроена (не сохранилась). В 1831-1833 годах трапезная превращена в теплую церковь, а в начале 20 века с южной стороны храма пристроена двухэтажная паперть с крыльцом. До наших дней церковь дошла в искаженном виде Территория Кирилло-Афанасьевского монастыря ныне подвергается нашествию. Мало того что монастырь в центре города используется не по своему прямому назначению – в нем делают мебель, располагаются офисы, но теперь есть намерения на месте, где располагался сад Кирилло-Афанасьевского монастыря, возвести жилой дом.

Статью добавил(а): Андрей Фризюк,  18 ноября 2003

Основан в 1615 году. Трудами нескольких поколений ярославских зодчих превращен в один из самых ярких, богатых по силуэту архитектурных ансамблей городского центра.

Важно

В советское время этот ансамбль уничтожен путем сноса Воскресенской церкви 17 века и двух колоколен.

До наших дней сохранились две искаженные церкви (используются под офисы коммерческих организаций), а также надвратные башни и кельи.

Собор во имя патриархов Кирилла и Афанасия – уникальный для Ярославля бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном. Построен был в 1664 году, перекрыт коробовым сводом. В 18 веке было пристроено несколько приделов, в 1832 году изменена форма окон.

Статью добавил(а): Александр Богданов,  21 марта 2007

Афанасиевский монастырь, 3 класса, в Ярославле. Основан в XVI веке; возобновлен в 1613 году. За монастырской оградой в приписанной к монастырю Знаменской церкви находится святыня города — чудотворная икона Знамения Божией Матери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Статью добавил(а): Владимир Глазунов,  20 марта 2009

В работах большинства местных историков о времени и обстоятельствах основания Афанасьевского монастыря утверждается. что произошло это после 1612 года.

В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке “других усердных ревнителей святого дела” обратился к ростовскому митрополиту Кириллу за благословением к основанию обители на священном для горожан месте.

Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала в пожары.

Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера, вызванные из Москвы. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала.

Совет

В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый храм с колокольней, посвятили его Алексию, митрополиту Московскому. Драгоценным сокровищем обители, достойным “благочестивого чествования”, являлась частица мощей Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце.

В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроеной в 1858 году.

Во время событий 1918 года в обители частью пострадали две церкви, сгорел один жилой корпус.

В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре была зарегистрирована приходская община, последний раз она упоминается в 1923 году, в феврале 1925 монастырь закрыли, часть “ветхого культового имущества” передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов.

В 1930-х годах городские власти разобрали колокольню, в церкви Афанасия и Кирилла и части других строений монастыря разместились производственные мастерские и организации, в братском корпусе поселились люди.

В ноябре 2007 года храм и ограда с башнями Святых ворот были переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время ведутся реставрационные работы. 31 января 2008 года в приделе Алексия, митрополита Московского, совершена была первая служба.

Т.А. Рутман “Храмы и святыни Ярославля”, 2-е издание, 2008 г.

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина,  19 мая 2014

На месте Афанасьевского монастыря в начале XVII столетия стояла неизвестно когда построенная церковь во имя св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, с часовнею, в которой находился древний образ Спасителя.

В 1658 году монастырь весь сгорел, нынешние здания его все каменные. Церковь каменная, летняя во имя патриархов Афанасия и Кирилла, и зимняя – во имя св. Алексия митрополита Московского, построенная в 1664 г.

и возобновленная в 1828-30 гг.

Обратите внимание

Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско – Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00575

Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле, Ярославль

Главная Ярославская область Ярославль Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле

Кирилло-Афанасиевская обитель находится в самом центре Ярославля рядом со зданием Ярославской областной думы. Из средневековых монастырей этого города он был основан последним. Сегодня это единственный действующий мужской монастырь в Ярославле.

История Кирилло-Афанасиевского монастыря

Кирилло-Афанасиевский монастырь появился в Ярославле в 1616 году в память освобождения России от польского нашествия и завершения Смутного времени.

Выбор небесных покровителей — святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских — не случаен: они были ревностными защитниками чистоты веры, а в начале XVII века в Россию вместе с поляками стало проникать католичество.

Однако формальным поводом основания монастыря, по преданию, стало чудесное обретение образа Спаса Нерукотворного.

Обитель сразу получила материальную поддержку от царя — Федор Михайлович жаловал ей несколько угодий, началось строительство деревянных храмов.

На рубеже XVII-XVIII веков деревянные церкви сменяются основательными каменными, возводятся высокие стены и келейный корпус.

В последующие века до революции монастырь оставался небольшой, но известной и посещаемой обителью.

Важно

В 1925 году обитель закрыли, здания храмов передали администрации мебельной фабрики, в келейных корпусах поселились горожане.

За почти столетие строения сильно обветшали, старинные росписи были закрашены, колокольни храмов были разрушены, к концу века в древних стенах поселились бездомные, и, когда в 2005 году церкви вернули верующим, обители требовались серьезные реставрационные работы. Храмы приписали к духовной семинарии, и восстановление началось с помощью учащихся. В 2009 году монастырь был официально признан действующим.

Что посмотреть в Кирилло-Афанасиевском монастыре

В наши дни в монастыре можно увидеть два храма: храм святителей Кирилла и Афанасия 1664 года постройки. В нем частично сохранились фрагменты росписей XVII столетия.

Вторая монастырская церковь — Спасо-Пробоинский храм. Сейчас он восстанавливается.

Также можно осмотреть монастырскую ограду с башнями XVIII века и келейный корпус начала XIX века.

Стараниями прихожан при монастыре создан небольшой музей, экспонаты которого рассказывают об истории обители. Также паломники и туристы могут побывать в “Монастырской трапезной” и попробовать старинные русские блюда, приготовленные по монастырским рецептам, отведать выпечку, попить кваса — и все это по очень приятным ценам.

Паломникам о Кирилло-Афанасиевском монастыре

Сейчас в монастыре хранятся две основные святыни: список чудотворного образа Спаса Нерукотворного (оригинал иконы был уничтожен в советское время) и частица мощей святого Афанасия Александрийского.

Паломники стремятся побывать в Кирилло-Афанасиевсом монастыре в его престольные праздники: в день памяти Кирилла и Афанасия Александрийских 31 января и день святого Алексия Московского — 25 февраля.

Источник: https://turizm.sputnik.ru/items/kirillo-afanasievskiy-monastir-v-yaroslavle

Отвалить камень – возродить монастырь

В Ярославле возрождается Кирилло-Афанасьевский монастырь – единственная в городе мужская обитель. Когда видишь, в каком состоянии находятся переданные Церкви монастырские храмы и постройки, то понимаешь, что иначе, как чудом, факт их дожития до возвращения не объяснить.

И это чудо Господь явил, чтобы напомнить ярославцам о другом чуде – избавлении горожан от моровой язвы 400 лет назад, в память о чем и был основан монастырь. Тогда благодарные ярославцы построили первый монастырский храм за один день.

Сегодня у них появилась еще одна возможность проявить свою веру.

О жизни обители в наши дни рассказывает назначенный в декабре прошлого года наместником монастыря игумен Феодор (Казанов).

– Отец Феодор, расскажите, пожалуйста, немного об истории Кирилло-Афанасьевского монастыря.

– Обитель была основана в 1615 году по благословению Ростовского митрополита Кирилла (Завидова) на священном для жителей Ярославля месте – обретения чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Это произошло 25 мая 1612 года, когда в городе находилось ополчение Минина и Пожарского.

В Ярославле в это время вспыхнула эпидемия моровой язвы, унесшая много жизней. И как спасение от нее, настоятелю Успенского собора протоиерею Илии было Божие повеление взять икону Спасителя из старой часовни, которая находилась поблизости от деревянной церкви святителей Кирилла и Афанасия Александрийских.

Когда он ее обрел, произошло чудо – исцеление слепого. А после молебна и крестного хода с иконой в городе прекратился мор. Когда крестный ход вернулся к часовне, то, как свидетельствуют летописи, «тайная сила остановила несших образ».

Совет

Чудное явление было воспринято как знамение: на этом месте построили обыденный храм, который позже назвали Спасо-Пробоинским, поскольку находился он на Пробоинской улице.

В храме этом главный престол был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части – во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части – во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника.

В 1911 году был пристроен южный придел, который освятили во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского.

В Кирилло-Афанасьевском храме теплый придел был освящен во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца.

Главными святынями обители являлись частица мощей святителя Кирилла Александрийского, чудотворный образ святителя Алексия Московского и антиминс, освященный митрополитом Димитрием Ростовским. С 1895 года в обители была резиденция викария Ярославской епархии.

– Какова современная история монастыря?

– Монастырь был вновь открыт в 2009 году. Сначала в 2005 году епархии был отдан Кирилло-Афанасьевский храм. Церковь приписали к Ярославской духовной семинарии, в ней семинаристы проходили богослужебную практику. А уже в 2009 году по благословению Священного Синода в обители началось возрождение монашеской жизни.

Служба на территории монастыря сейчас совершается только в приделе святителя Алексия Московского – единственном действующем в храме. Второй монастырский храм – Спасо-Пробоинская церковь – будет на консервации до тех пор, пока не найдутся средства для проведения противоаварийных и восстановительных работ.

– Сколько сейчас насельников в обители?

– Сегодня в монастыре проходят послушание два иеромонаха, два иеродиакона и семинаристы, желающие связать свою жизнь с монашеством.

– Что еще располагается на территории монастыря?

– Здесь находятся коммунальные квартиры, в которых проживают одиннадцать семей. Также здесь располагается агентство недвижимости «Красная звезда», Клуб юных моряков и речников. Практически все помещения приватизированы и находятся в частной собственности. Это «наследство» нам осталось от советского времени, в которое монастырь сполна испил свою чашу.

Читайте также:  Молитва казанской божией матери

Обитель была закрыта в 1924 году. В 1930-е годы храмы и постройки были переданы Обществу слепых, а в 1946 году сданы в аренду протезному заводу. В храме святителей Кирилла и Афанасия находились склад, бензохранилище, магазин и даже хлев.

С 1953 года на территории монастыря размещались учебно-производственные мастерские, а с 1970-х годов располагалось деревообрабатывающее предприятие, которое выпускало мебель.

– До наших дней сохранились какие-то святыни, которые напоминают о былом времени монастыря?

– Древний список чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, который был возвращен 29 января этого года, в канун престольного праздника обители – святителей Кирилла и Афанасия Александрийских.

Обратите внимание

Это чудотворный список того самого образа XIV века, с которым ходили Минин и Пожарский, собирая ополчение в Ярославле, перед которым молились о победе русского оружия над поляками и избавлении от моровой язвы. Этот список XVIII века некая раба Божия Александра принесла в Троицкий храм села Смоленское еще в 1960-е года, то есть при советской власти.

Все это время образ находился там. И вот сейчас по произволению Божию настоятель храма с прихожанами приняли решение передать образ в его историческую обитель. 29 января перед всенощным бдением икону встречал здесь, в монастыре, викарий Ярославской епархии, епископ Рыбинский Вениамин с духовенством, который и возглавил торжественное богослужение.

А Божественную литургию на следующий день совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. В этот же день в обители впервые за долгое время состоялась пресвитерская хиротония, что усилило благодатные переживания.

Возвращение святыни стало большим праздником для обители и прихожан и явилось символом духовного возрождения нашего монастыря. Сейчас это главная наша святыня, к которой спешат богомольцы, чтобы излить перед ней свои просьбы и чаяния. Каждый вторник в 18 часов мы всей братией совершаем перед образом молебен с акафистом.

– Какое значение для Ярославля имеет возрождение монашеской жизни в единственном здесь мужском монастыре?

– Значение любого монастыря для города трудно преувеличить, тем более если это единственная мужская обитель. К Кирилло-Афанасьевскому монастырю всегда было особое отношение, несмотря на то, что он не отличался большими размерами и особой древностью основания.

Монастырь очень почитался в народе, сюда стекалось множество паломников.

И, в отличие от более древних монастырей: Петро-Павловского, Рождества Богородицы и Спасо-Преображенского, которые сейчас разрушены или существуют как музеи, Кирилло-Афанасьевский монастырь возродился к монашеской жизни. Жизнь и служение монаха всегда было светом для простого человека.

И поэтому появление такого света в центре Ярославля, я думаю, будет способствовать не только возрождению духовной жизни жителей города, но и укреплению памяти о патриотическом прошлом нашего народа, воспитывая молодежь в духе служения Отечеству.

– Какие проблемы в возрождении монастыря сейчас самые главные?

– Наверное, финансовые. Поскольку монастырские помещения приватизированы, то нам необходимо их выкупать, чтобы потом расселить там братию и разместить монастырские службы.

Еще одна задача связана с реставрацией. Это тоже требует средств. Практически все фрески монастыря уничтожены, остались лишь незначительные фрагменты. О ветхости и состоянии наших построек можно судить по истории, которая случилась год назад.

Во время Божественной литургии, которую совершал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, когда священники уже причастились и в храме произносилась проповедь (я в этот момент был в алтаре и смотрел в окно), вдруг, словно в замедленной киносъемке, на моих глазах стала оседать и рушиться одна из монастырских башен… Слава Богу, тогда никто не пострадал.

Важно

Фундамент построек очень слабый, в Спасо-Пробоинском храме вообще весь пронизан трещинами. Он нуждается в срочном восстановлении.

Еще одна проблема: на территории монастыря нарушены централизованные коммуникации: водопровод, канализация, электричество. Надо заниматься ими.

– Вы с 2007 года возглавляете епархиальный отдел по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями. В чем заключается его деятельность?

– Мы занимаемся организацией сбора и распределением благотворительной помощи, взаимодействуем с Обществом православных врачей, имеем попечение об инвалидах и паллиативных больных, окормляем детские дома, идет работа со случаем – любым человеческим горем: оказываем помощь попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Особое внимание уделяется институту семьи, детям и проблеме абортов. Она в Ярославле стоит достаточно остро, с наскока ее не решить, поэтому сейчас созданный епархией Центр защиты материнства и детства должен реализовать комплексную программу в этом направлении.

К решению ее подключены юристы и врачи: психиатры, педиатры, дефектологи.

Такой подход помогает женщине, которая понуждается различными обстоятельствами делать аборт, отказаться от него, найти выход и принять правильное решение, получить поддержку в решении других семейных вопросов, если таковые имеются.

В рамках центра работают лекторские группы, в состав которых входят молодые люди. Они встречаются со сверстниками и рассказывают им о вреде пьянства и курения, о наркомании и абортах.

Такая форма очень эффективна, потому что молодежь воспринимает эти серьезные проблемы в виде предостережений от таких же ребят, как и они сами, а не как нравоучения от взрослых дядей.

Сейчас мы хотим расширить эти лекторские группы, включив в них священников и специалистов (врачей, психологов, работников правоохранительных органов).

– На возрождение мужского монастыря откликнулись желающие в него поступить? И как отреагировали жители города на это событие?

– Желающие появились, как только монастырь был передан Церкви. Хотя тогда широкой огласки не было. Но поскольку келий пока нет, то всем кандидатам приходится отказывать и направлять в другие монастыри.

Что касается ярославцев, то народ воспринял открытие монастыря и передачу иконы с воодушевлением. Но им тоже пока не очень понятно, что же тут делать: есть монастырь, а жить насельникам негде, кто же и как будет возрождать здесь монашескую жизнь? На это даже обратил внимание владыка Кирилл в своей проповеди.

Совет

Он сравнил ярославцев с женами, которые шли ко гробу Спасителя, не зная, кто отвалит им надгробный камень. По словам владыки, нам с братией предстоит отвалить камень не только от дверей обители, но и от сердец человеческих.

Приведу дословно слова архиепископа Кирилла, которыми он оценил наше положение: «Мы все видим, с какими трудностями приходится сталкиваться при возрождении вновь открывшихся храмов и монастырей, но эти трудности несравнимы с теми, которые встают на пути приведения современного народа к Богу. Эти трудности невозможно преодолеть человеку. Но невозможное человеку возможно Богу.

Я желаю игумену Феодору, наместнику монастыря, быть подобным ангелу, отвалившему для жен-мироносиц камень от гроба Спасителя, и с помощью Божией отвалить для нашего народа камень от дверей этой обители и возродить в ней монашескую жизнь». Как это получится, время покажет.

В перспективе в монастыре планируется разместить епархиальный отдел по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями.

Также есть желание открыть экспозицию, посвященную ополчению Минина и Пожарского и участию ярославцев в этом движении, чтобы напомнить современникам об этом тяжелом периоде в истории нашей страны.

Это тем более актуально, что в нашем городе нет никакого памятного знака об этой странице истории, поэтому вполне уместно поставить в монастыре поклонный крест, выразив тем самым благодарную память потомков.

– А молодежь заметила открытие монастыря?

– С молодежью у нас всегда были прекрасные отношения. И здесь, и раньше на приходе я всегда служил молебен для молодежи в день памяти мученицы Татианы.

Сейчас молодежь помогает разбирать завалы мусора, которые есть в монастыре. Работа с молодежью – это миссионерская обязанность каждого монастыря.

В нашем случае самое главное, что через этот совместный труд по возрождению обители молодежь приходит ко Христу.

–Тяжело нести игуменский крест?

– Всякий крест, будь то крест священника, монаха или мирянина, это есть крест, сложенный из трудов и скорбей. Но нести его необходимо, тем более что Сам Господь назвал это иго благим. И тем легче нам нести это бремя, чем больше упования мы возлагаем не на себя и свои немощные силы, а на милость Божию и помощь Спасителя.

Источник: https://pravoslavie.ru/46785.html

Кирилло-Афанасьевский монастырь

Когда появился в Ярославле Кирило-Афанасьевский монастырь? Большинство ярославских историков считают, что это произошло в 1615 году. Правда есть документальные свидетельства существования монастыря в XVI веке. В любом случае, монастырь упоминается в связи с историей, которая произошла в Ярославле в 1612 году.

Существует «Сказание о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских», которое повествует о том, что в 1612 году случилась в Ярославле смертоносная язва, и многие люди умерли. И тогда обратились жители к «бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье» с просьбой учинить крестный ход с иконой Толгской богоматери. Но во сне протопопу Илье явился Спас и повелел вознести вместе с прочими икону, которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ монастыря святителей Афанасия и Кирилла. Но когда Илья проснулся и нашел в часовне икону, не увидел он на ней ни пылинки. Засомневался протопоп Илья, но когда он уснул, опять явился Спас и повелел ему «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что Илья и сделал с великим рвением. При этом совершилось чудо исцеления слепого. Так была обретена чудотворная икона Спаса Нерукотворного. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить во имя этой иконы церковь, срубив и освятив ее в один день, обыденную. После этого события болезнь прекратилась.

Здесь монастырь упоминается, как уже существующий. Но есть сведения, что в 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин обратился к ростовскому митрополиту Кириллу за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Как бы там ни было, в 1615 году монастырь уже существовал.

Кирилло-Афанасьевский монастырь управлялся игуменами.

Обратите внимание

В грамоте царя Михаила Федоровича от 1619 года, значилось: «в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено».

Первоначально монастырь был деревянным. В 1664 году в обители по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича возвели первую каменную церковь. Собор во имя патриархов Кирилла и Афанасия — бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном, перекрытый коробовым сводом.

Позднее в монастыре появились и другие каменные постройки.

Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1696—1705), затем в XVIII веке построили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении на этом месте чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Башни тогда завершались шпилями с фигурами ангелов с трубами.

В XIX веке появились каменные двухэтажные настоятельские покои с трапезной палатой, две братские кельи.

Кирилло-Афанасьевский монастырь никогда не был ни крупным, ни богатым. В XVIII-XIX веках в нем проживало всего семь монахов и один белец. Афанасьевская обитель была причислена к заштатным указом императрицы Екатерины II 1764 года. В 1857 году Кирилло-Афанасьевский монастырь был возведен в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов.

Каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из ярославского кафедрального Успенского собора в монастырь совершался крестный ход. Строения Кирилло-Афанасьевского монастыря сильно пострадали во время восстания 1918 года. В 1925 году монастырь закрыли, в его строениях разместились производственные мастерские, жили люди.

В 2007 году Кирилло-Афанасьевского монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. С 2009 года это действующий мужской монастырь.

Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/monastiri/mon-kir-af.html

Ссылка на основную публикацию