Как воспитать и привить ребенку любовь к религии и богу

Как привить ребенку любовь к богу?

Протоиерей Алексий Уминский:

– Да, вопрос сформулирован предельно просто. Вопрос прост, а ответ на него бесконечно сложен. Потому что вообще любовь – это трудно прививаемая вещь всегда.

Слово «привить» не совсем даже точно, потому что прививают нечто такое, что чужеродно. Как прививается какая-то веточка к чужому дереву. Или делается прививка вакциной от какого-то заболевания.

Я бы иными словами о любви говорил. Особенно о любви к Богу.

Любовь к Богу имеет ту же самую природу, что и вообще любовь. Хотя любовь к Богу выше по своему существу. Есть естественная любовь, а есть любовь выше естества, сверхъестественная. Вот любовь к Богу – выше естества. Потому что всякая человеческая любовь бывает несовершенна.

Даже такие высокие проявления любви, как любовь родителей к детям, детей к родителям, супругов друг к другу, друзей, родственников, в чем-то ограниченны. Но любовь к Богу – это исполнение самой главной заповеди, которую нам Господь оставил: всем сердцем, всем помышлением, всею крепостию своею.

Обратите внимание

И ее никак нигде не возьмешь со стороны – это очень важно всем понять. Нельзя ее использовать как прививку, где-то получив специальную вакцину любви и сделав какой-то укол в сердце, в ум, в помышление, чтобы она вдруг стала действующей силой. Дети эту любовь могут только унаследовать.

Как всё самое важное, самое дорогое, самые большие сокровища наследуются тем, кому они принадлежат по праву наследования.

Родители всегда для своих детей каким-то образом наследство скапливают. Но наследство наследству рознь. Можно оставить в наследство земли, можно оставить в наследство дома, можно оставить в наследство деньги, можно оставить в наследство какие-то драгоценности.

Но очень часто дети наследуют у родителей и нечто нематериальное. Совершенно неуловимые черты характера, иногда походку, взгляд, улыбку, прищур глаз, смех, интонацию голоса – то, что каким-то специальным образом не передашь.

Иногда даже дети наследуют у родителей наклон письма или почерк.

Но бывает наследование еще и иного характера: наследуется устроение человеческой души. То, что является духовным даром.

Так образуются династии в профессиях: династии учителей, художников, архитекторов, врачей… Потому что дети наследуют у родителей устремленность к какому-то созиданию. Это и священнические династии, которые всегда у нас были и которые, слава Богу, и сейчас есть.

Такое наследственное устремление происходит совершенно непостижимым, с одной стороны, образом, а, с другой стороны, весьма постижимым.

Потому что, когда родители хотят, чтобы их дети унаследовали какие-то родовые качества, скажем, благородство, честь предков, их доблесть и героизм или какие-либо душевные качества, они постоянно это подчеркивают тем, что все время говорят, какими были их предки, и возвышают эти образы; но при этом они и в себе хранят эти качества.

Важно

Точно так же происходит и с верой в Бога. Если вера у родителей есть в высоком живом качестве, то, конечно же, вере дети будут учиться самым естественным образом, дыша тем воздухом веры, которым наполнены дом и семья. Это примерно как наследование языка и культуры речи.

Мы же не учим специально своих детей, как говорить по-русски. Они просто слышат, как говорим мы, учатся у нас говорить на этом великом языке.

При этом очевидно, что если ребенок воспитывается в семье культурной, интеллигентной, где много читают, где привыкли рассуждать, где много обсуждают важных и серьезных вещей, то дети учатся правильному и красивому языку и сложным понятиям и выражениям.

А там, где постоянно включен телевизор или радио «Шансон», а у родителей через три слова звучит мат или матерные эвфемизмы, то тогда и ребенок начинает матом разговаривать, даже не осознавая того. И исправить это в школе не под силу порой и самому хорошему учителю.

Любовь к Богу передается так же.

Там, где она есть, в той семье, где она является реальным содержанием жизни отца и матери, где эта любовь живая, потому что она рождена в человеке от живой встречи с Богом, и у детей возникает эта любовь.

Да, порой встреча с Богом случается чудесным образом. Но у ребенка встреча с Богом происходит через родителей. Потому что родители, встретив Бога, дорожат этим, живут этим и освящают этой встречей свое бытие.

Встреча с Богом меняет человека, он становится иным, не похожим на других.

Тот, кто встретил Бога, и тот, кто не встретил Бога, по-разному реагируют на радости и на скорби, на приобретения и на потери, на сложности жизни, на неразрешимые ситуации, кризисы внешние и внутренние… По-разному реагируют и на то, как к ним относятся другие люди.

И эти реакции на мир, этот опыт встречи с бедой, встречи с проблемами, встречи с радостью, встречи с приобретением, встречи с потерей обязательно будет передаваться ребенку, как и понимание, что другие реагируют иначе.

Совет

Ребенок, воспитанный в семье, где есть любовь к Богу, будет видеть, как это происходит у них и как это происходит в других местах. И через это в душе ребенка может родиться какое-то удивительное ощущение правды жизни, еще не осознанной им, еще не понятой умом, но впитанной, как впитывается язык, правильность речи, о которой говорилось выше. И правильность духовных смыслов обязательно будет у ребенка. И через это ребенок будет воспринимать мир.

Важно, конечно, как родители общаются с Богом в молитве, как молятся, как благоговеют перед молитвой и как усердствуют в молитве. Это тоже усваивается ребенком.

Следующее: образ разрешения семейных конфликтов. Все же ссорятся, верующие и неверующие, встретившие Бога и не встретившие. В семье, живущей с Богом, конфликты разрешаются через смирение, перешагиванием через себя. Ребенок видит, чувствует это.

А детей травмируют, конечно, родительские бурные ссоры, но более травмирует, когда родители не ругаются, но и не разговаривают друг с другом, когда они друг друга не замечают. Казалось бы, тишь да гладь, а на самом деле нет любви. Это ребенок тоже очень хорошо чувствует.

Отношения родителей между собой – тоже урок любви (или же нелюбви) для ребенка.

Всем этим ребенок учится любить Бога, потому что эта любовь является для него открытой в жизни родителей.

Дисциплина – это хорошо. Но она не приводит к любви

А у нас, к сожалению, любовь воспринимается через прививку. И многие родители думают, что существует какой-то такой технический момент, когда ребенка можно научить любить Бога. Сунуть, допустим, ему Молитвослов и заставить его читать правило на непонятном языке с пятилетнего возраста.

Требовать от него, чтобы он не вертелся на Литургии, заставлять его поститься, когда это ему тяжело и непонятно. То есть наложить на ребенка некие уставные вещи, которые, собственно говоря, для взрослых придуманы.

А ведь это монастырский устав, он необходим для воспитания в людях – сознательных людях – некоей духовной дисциплины. Дисциплина – это хорошо. Но она не приводит к любви. Как оправа существует для драгоценности, так дисциплина для благодати.

Но не существует оправа без драгоценного камня – это пустышка, она ничего не стоит. Драгоценный камень хорош, но без оправы ты его носить не сможешь. Есть драгоценность – благодать Божия, благодать Божественной любви, и есть наша внутренняя дисциплина, чтобы хранить эту благодать.

Дисциплина вторична по отношению к благодати. А у родителей есть иллюзия, что ребенка можно выдрессировать в любви к Богу, что можно сделать болезненный укол правил, дисциплины, чтобы эту любовь он снискал. Всё бывает потом ровно наоборот.

Ребенок, который никогда в жизни не молился, а бубнил какие-то непонятные слова, не ощутит любви. Ребенок, который не радовался во время Литургии, не поймет любви.

Обратите внимание

Ребенок, который ходил в воскресную школу, где он сидел, как в обычной школе, где ему задавали домашние задания и оценки ставили, где было выхолощенное преподавание, не научится любить. Любовь – это большая радость и свобода.

Там, где нет свободы, не может быть любви. Хотелось бы, чтобы родители это очень хорошо понимали.

Хочется родителям, чтобы дети любили Бога. Но надо им самим сначала Бога полюбить как следует. И эта любовь естественным образом перельется в наших детей, если мы их тоже любим и не хотим в них видеть таких вот игрушек для нашей родительской манипуляции. Иногда наше родительское тщеславие, родительская гордыня всё могут испортить.

Многие наши родители стали верующими в сознательном возрасте, в детстве никогда не молились, никогда не постились, никогда не выстаивали службы. Рождаются дети – и они начинают на них экспериментировать. Совершенно не понимая, что ребенок остается ребенком и встреча с Богом для него – это встреча свободная, радостная. Это же чудо.

И для взрослого, и для ребенка. Встреча с Богом – это всегда чудо. Для ребенка это вообще может быть похоже на сказку. И он ждет от своей веры удивительных сказочных событий, чтобы они в его жизни случались… И они у детей случаются, в отличие от нас, взрослых.

Засушить ребенка дисциплиной ни в коем случае нельзя – иначе мы просто ребенка потеряем.

Надо помнить: ребенок должен очень хорошо осознавать те слова молитвы, которые он говорит Богу, и его молитва всегда должна быть живой, потому что ребенок живой. И не может ребенок хранить внимание больше 10 минут на самой прекрасной Литургии.

Дать ему возможность быть самим собой можно и на Литургии: либо приходить с ним попозже, либо разрешать ему иногда выходить из храма… Ну что же бедный ребенок 7–8 лет будет слушать 40-минутную проповедь?! Или слушать, как мы 20 минут читаем записки о здравии и об упокоении в душном храме?! Поэтому надо как-то очень разумно и тактично подходить к тому, чтобы ребенок не уставал, чтобы ребенок не ломался через дисциплинарные вещи, чтобы и молитва, и пост всегда были по силам ребенку. Чтобы богослужение и Причастие были для него величайшей радостью. И никогда после Причастия ребенка не наказывать, как бы плохо он себя ни вел, не кричать, не ругаться, быть терпеливым с ним…

Важно

Это очень-очень тонкие вещи, когда ребенок встречается с Богом. Они, как всякая драгоценность, очень легко теряются. Поэтому я посоветую нашим родителям быть к этому предельно внимательными.

Источник: pravoslavie.ru/90764.html

Источник: https://elitsy.ru/communities/84094/1766674/

Воспитание детей в православных традициях

Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой.

Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример.

Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе.

Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро.

Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему.

Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу.

Совет

Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь.

Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку.

Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

Читайте также:  Почему играть в карты в православии грех?

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Обратите внимание

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/pravoslavnoe-vospitanie-detej

» Особенности и задачи религиозного воспитания детей

Духовно-нравственное воспитание детей – один из важнейших вопросов человечества, который имеет непосредственную связь с его эволюцией. В этом вопросе существует два взгляда.

Приверженцы одного мнения считают, что добродетели ребёнку лучше всего прививать с помощью религии, а другие считают, что воспитать хорошего человека можно и без неё.

Несмотря на разность, эти позиции сходятся в одном: все родители хотят, чтобы их дети получили представление о нормах морали и правильного поведения в обществе. О том, как религиозное воспитание влияет на формирование личности ребёнка, его мировоззрения – читайте в нашей статье.

Любое религиозное воспитание должно содействовать проявлению и раскрытию лучших качеств в ребёнке.

Воспитание — это воздействие на человека с целью формирования у него определённых качеств. Вот и религиозное воспитание призвано просвещать и, прежде всего, формировать высокие духовно-нравственные качества.

Любое религиозное воспитание должно содействовать проявлению и раскрытию лучших качеств в ребёнке.

Малыш, воспитываемый таким образом, будет думать и действовать в соответствии с началом, которое в него заложено Богом, и в каждом поступке своём, в каждой мысли он будет пытаться соответствовать мировоззрению, в котором основное место занимает Бог.

Главный вопрос религиозного воспитания — формирование определённого мировоззрения.

Религиозное воспитание может осуществляться с помощью:

  • священнослужителей
  • верующего окружения (родителей, родственников, знакомых, членов религиозных общин и пр.)
  • педагогов учебных заведений (как обычных средних школ, гимназий, лицеев, так и дополнительных — воскресных школ, религиозных кружков и др.)
  • детско-юношеских объединений при религиозных организациях
  • светских детско-юношеских организаций (к примеру, скаутов)
  • СМИ, которые созданы по инициативе религиозных организаций
  • культурного наследия (литературы, искусства и пр.)

При религиозном воспитании используются в основном такие формы:

  • уроки
  • лекции
  • семинары
  • клубы для верующих
  • праздники
  • хоры
  • оркестры
  • паломнические экскурсии
  • и пр.

Все формы религиозного воспитания наполняются сакральным смыслом и специфическим содержанием той или иной конфессии. Под воздействием таких форм у ребёнка вырабатывается определённая система норм и ценностей, особый стиль жизни.

Формирование духовной жизни ребёнка

Хорошие качества у малышей неустойчивы и нуждаются в поддержке и укреплении.

Истинная природа ребёнка – это нежность, жалостливость, незлобность, искренность. Однако эти хорошие качества у малышей неустойчивы и нуждаются в поддержке и укреплении.

Родители должны приложить усилия, чтобы сохранить и развить эту прирождённую доброту в ребёнке, помочь малышу найти средства для борьбы с негативными проявлениями его характера, сформировать нужное качество, именуемое «совестью».

На этом пути и может помочь религиозное воспитание, осуществляемое на основе мудрости той конфессии, которая принята в семье ребёнка. Это и будет залогом правильного формирования духовной жизни малыша.

С чего начать? Как начать воспитывать, опираясь на религию, правильно?

  1. Воспитывайте, опираясь на веру ребёнка в Бога и формируя отношение к Нему.
  2. Не забывайте, что вера в Бога, его любовь в Нему – это ключ к формированию всех лучших качеств ребёнка: доброты, сострадания, сочувствия, раскаяния, взаимопомощи, жалости, стыда, желания быть лучше и т. д.
  3. Помните, что 3-4 летнему крохе уже доступны понятия о добре и зле. Просто преподносить их нужно в доступной, приемлемой форме для ребёнка.
  4. Понимайте религиозное воспитание как средство решения некоторых принципиальных вопросов, которые ребёнку не объяснишь иным способом: о категориях «добро» и «зло», о сотворении мира, о смысле жизни и т. д.

Верующие родители могут корректировать характер ребёнка с помощью средств религиозного воздействия.

Религиозное воспитание в семье начинается с того, чтобы научить ребёнка слушаться. Чем раньше малыша мы этому научим, тем проще будет воспитывать его дальше. Вначале просто: запретил и всё. А потом? Иногда у нас не хватает слов и доводов, почему нельзя то или иное. В таких ситуациях родители могут прибегнуть к двум вариантам.

В первом случае они используют наказание. Однако если его применять часто, сделав основным способом воспитания, то оно может породить в душе ребёнка упрямство, неподчинение, озлобленность, скрытность, недоверие. Во втором случае можно использовать религиозный способ воспитания, который будет действовать более эффективно.

В этом случае родителям незачем наказывать ребёнка, достаточно пояснить, что требуемые правила – не их выдумка, а того требует Господь Бог (Высшая сила). Верующие родители скажут: «Не поступай так – Боженька этого не одобрит…».

Постепенно можно приучить ребёнка к ощущению, что Бог наблюдает за всеми действиями ребёнка, и это может стать более гуманным способом воздействия на поведения ребёнка в целях воспитания.

Воспитывая ребёнка, религиозные родители также расскажут ему, что за хорошее поведение Бог вознаграждает, в сложных полезных делах – помогает, оберегает, приносит удачу. Поэтому они учат ребёнка молиться, говорить с Богом о своих трудностях, а также благодарить Бога за все блага.

По мере развития детей, верующие родители могут корректировать характер ребёнка с помощью средств религиозного воздействия:

  • совместного чтения и обсуждения религиозной литературы
  • посещения храмов
  • соблюдения священных дней
  • отмечание традиционных праздников.

Тенденции современной жизни таковы, что родители сегодня привыкли довольствоваться чисто внешними достижениями ребёнка, практически не обращая внимания на то, какие изменения происходят в его душе. Внутренние достижения (усовершенствование душевных качеств) не менее важны достижений внешних.

Такое развитие происходит в семьях, где между родителями и детьми существует тесная душевная связь. Чтобы установить такую связь, необходимо постоянно общаться с детьми, вовлекать их в мир семейных проблем и забот, возлагать на них ответственность за посильные дела на благо семьи.

Важно

Хорошо, если родители сумеют добиться того, чтобы дети охотно принимали участие в семейных делах не по принуждению, а по зову сердца: тогда можно считать, что духовная работа состоялась. Как этого достичь?

Подросшие дети (средние и старшие школьники) всё чаще задумываются о том, что у них в душе. Здесь важно не пропустить момент, быть внимательным к ребёнку, иначе отсутствие ответов на его вопросы может резко смениться на равнодушие и враждебность к внешнему миру.

И в первом, и во втором случае на помощь придут средства религиозного воспитания: беседы о Высшей Силе, о добродетели, рассмотрение поступков и ситуаций.

Особенности уроков духовности в школе

С религиями можно познакомиться, изучая школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Теперь в российских школах можно выбрать школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Программа содержит шесть направлений, одной из которых родители могут выбрать для своего ребёнка в зависимости от взглядов и верований:

  • «Основы мировых религиозных культур»
  • «Основы светской этики»
  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы буддийской культуры».

Этот школьный предмет разработан Министерством образования и науки с целью формирования более глубокого понимания национальной культуры региона, в котором проживает ученик, и воспитания нравственных ценностей.

Курс был разработан поликонфессиональной группой с учётом особенностей основных мировых религий, верующие которых проживают на территории России. Создание этого курса продиктовано настроением современности: времени, когда утрачены многие идеалы, и когда важно воспитать духовность у подрастающего поколения.

Ребёнок, не имеющий моральных ориентиров, легко может стать жертвой дурного влияния. А мировые религии будут основой нравственности и этики школьника, его ценностей, психического здоровья.

В процессе обучения дети одного из модулей этого курса дети учатся быть толерантными, патриотичными, по- настоящему культурными и воспитанными; они учатся уважительно относиться к разным религиям и культурам.

Курс разработан таким образом, чтобы не навязывать ученику ту или иную религию, а показав разнообразие и познакомив с традициями, привить ему глобальные ценности, присущие всем конфессиям: ценность жизни и семьи, верность, долг, честность, трудолюбие и т. д.

Смотрите видео о том, как проходят уроки религиозного воспитания в школе

Трудности религиозного воспитания детей

Главная проблема, которая лежит в основе правильного воспитания детей, считают священнослужители, — это ослабление веры родителей, что ведёт к многочисленным сложностям в семье, в том числе и к ослаблению ценности семьи, её разрыву. Семейный кризис, в основе которого неверие, негативно влияет на становление личности ребёнка. На его глазах меняются ценности, он может стать чёрствым, неуверенным в себе, депрессивно настроенным, бесцельным.

Родителям важно понять то, чтобы правильно воспитать ребёнка, следует духовные ценности семьи ставить выше материального благополучия.

Именно благодаря таким установкам можно правильно воспитывать и растить детей, передавая им вековую мудрость и демонстрируя свой положительный пример.

Многие религии указывают на то, что гораздо лучше жить небогато, не зато, не ссорясь и радуясь, чем роскошно, но с унижениями, скандалами и жестокостью. Именно вера помогает родителям находить общий язык между собой и детьми, укрепляя семью и привлекая удачу.

Чтобы воспитание детей давалось легче, родителям следует обратить внимание на:

  • атмосферу в семье
  • отношения между супругами
  • что и сколько дети смотрят по ТВ, какую музыку слушают, чем увлекаются
  • сохранение семейных традиций.

Вера помогает родителям находить общий язык между собой и детьми, укрепляя семью и привлекая удачу.

Дорогие родители, знайте, что при всех трудностях, подстерегающих вас при воспитании детей, есть и нечто положительное: обучая ребёнка уму-разуму, вы растёте духовно сами. Заботьтесь о детях, ищите гуманные способы их воспитания, передавайте им доступную мудрость и помните, что если что-то не получается – поможет вера.

Источник: https://paidagogos.com/osobennosti-i-zadachi-religioznogo-vospitaniya-detey.html

Религиозное воспитание детей

Епископ Александр (Милеант)

Религиозное воспитание детей

Содержание:

Введение

Воспитание и образование

Цель христианского воспитания

Когда начинать духовное воспитание?

Борьба с дурными наклонностями

Духовные основы воспитания

Факторы домашнего воспитания

Принуждение

Значение храма

Приходская школа

Семейный уклад

Трудности в воспитании

Заключение

Молитва о детях

Введение

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности – во многом обусловлены его воспитанием в детстве.

Светлые воспоминания детства питают и согревают человека в трудные минуты жизни, и, напротив, люди, не имевшие счастливого детства, ничем не могут восполнить его.

Когда мы встречаем таких людей – сирот, не знавших родительской ласки; пасынков и падчериц с изломанной душой вследствие тяжелой домашней обстановки; незаконнорожденных, брошенных на попечение чужим людям – мы чувствуем лежащий на их душе отпечаток тяжелых и болезненных ранних впечатлений.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается известная надломленность. Ребенок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира.

Отнимите это у ребенка – и его душа потускнеет; ребенок останется в опустевшем мире с его мелкими будничными интересами. Нечто подобное происходит и с телом: если ребенок живет в мрачном и сыром помещении, то он вырастает бледным и хилым, без сил и радости в своем недоразвитом теле.

В обоих случаях вина в недоразвитости и болезненности (душевной или телесной) ложится на родителей.

Совет

С другой стороны, взгляните на биографии прославляемых современниками и потомками лучших общественных деятелей: большинство их вышло из больших трудовых семей, воспитанных в религиозных традициях.

Случается, что бурная молодость, как будто бы разрушает веру в Бога, заложенную в детстве. Человек уходит от религии и от Церкви, по-видимому, без всякой надежды на возвращение.

Но Бог не оставляет человека, носящего в себе семена добра, и временами Господь стучится в его сердце. И когда человека постигает какое-нибудь жизненное потрясение, он начинает сознавать свою ограниченность, беспомощность и начинает задумываться над смыслом человеческой жизни.

Тогда забытые впечатления детства и духовные наставления оживают с новой силой, и человек возвращается к Богу. Так, святые воспоминания детских лет помогают человеку обрести в жизни цель и смысл.

Вот почему очень важно родителям постоянно прилагать усилия, чтобы заложить в своих детях духовный фундамент. Возмужав, дети оценят родительские старания и всю жизнь будут благодарны им.

В этой брошюре мы поговорим о цели христианского воспитания и объясним в чем оно состоит; объясним значение семьи, храма и приходской школы в развитии детей; поговорим о некоторых трудностях и ошибках семейного воспитания.

Воспитание и образование

Воспитание – это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование – это процесс развития мыслительных способностей ребенка. Дело касается двух различных сторон душевной деятельности человека.

Думать, что образование (развитие умственных способностей) дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований.

Можно встретить очень образованных людей, но совершенно невоспитанных и бездуховных, и, с другой стороны, – совсем необразованного крестьянина или простого рабочего, но весьма воспитанного в духовном и нравственном отношении.

Обратите внимание

Необходимо еще разграничить понятия светского воспитания и воспитания религиозного. Всякое оторванное от религии воспитание – будь то семейное или школьное – преследует временные житейские цели, связанные с нуждами семьи, общества или государства.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "старорусская"

Так, например, современная американская школа построена на принципе “свободного воспитания,” а система воспитания в тоталитарных странах стремится сделать человека послушным орудием государства. И в том и в другом случае истинное воспитание отсутствует, так как здесь целью воспитания является не сам человек и его высшее благо, а интересы государства или общества.

Политическая обстановка меняется, меняются педагогические принципы, а дети оказываются жертвами школьных экспериментов.

Другое дело религиозное воспитание, которое преследует духовное развитие души, основанное на вечных Божественных принципах.

Здесь цель христианского воспитания не меняется в зависимости от политических или философских веяний, а основывается на Божественном откровении.

Поэтому в деле воспитания детей надо руководствоваться не модой, не требованиями государства, а словом Божиим. Века проходят, общественные условия меняются, а природа человеческой души остается той же.

Цель христианского воспитания

Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла.

Эта цель воспитания раскрывается в молитвах таинства крещения.

Священник, среди других, читает следующую молитву (приводим в русском переводе): “Владыка Господи Боже наш, призови раба Твоего (имя ребенка) ко святому Твоему Просвещению…

Отстрани от него ветхость его греховной природы и обнови его для жизни вечной … Чтобы он впредь не оставался рабом своей плоти, но стал сыном (или дочерью) Твоего Царства.”

Важно

В таинстве крещения человек внутренне преображается: он умирает для греховной жизни и рождается для духовной, благодатной. Новокрещенному открывается возможность стать новым, одухотворенным человеком, любящим Бога, любящим добро.

Эти свойства уподобляют его самому воплотившемуся Сыну Божию, как поется во время обхода крестильной купели: “Елицы (те, которые) во Христа крестились, во Христа облеклись (приняли Его образ)” (из послания ап. Павла к Галатам).

Ответственность за привитие и укрепление в ребенке христианских добродетелей лежит на родителях, родственниках и кумовьях.

Так как человек состоит из тела и души, то ребенок нуждается не только в телесном питании, но и в духовном. Если родители ограничиваются только физическим питанием ребенка и пренебрегают духовным, он вырастает “чадом тела,” бездуховным рабом своих плотских желаний.

Святой Иоанн Златоуст так говорит об ответственности христианских родителей: “Воспитать сердце детей в добродетели и благочестии – священный долг, который нельзя преступить, не сделавшись виновным в духовном детоубийстве. Это обязанность общая, как отцов, так и матерей…

Существуют отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям удовольствия, как богатым наследникам; а чтобы дети их были христианами – до этого родителям мало нужды. Преступное ослепление! От него все беспорядки, от которых стонет общество…

Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи нужны потому, что отсутствует нравственность.”

Евангелие учит, что главное в жизни человека – правильное состояние его сердца.

Под “сердцем” понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредоточиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь. Если Сам Спаситель сказал, что “от сердца исходят помышления злая” (Мт.

15:19), то, очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.

Совет

Так как человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, то очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет.

Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны.

Причем очень важно привить любовь к Богу в самом раннем возрасте, раньше, чем ребенок утратит свою духовную восприимчивость.

Когда начинать воспитание?

Мнения часто расходятся в вопросе о возрасте, когда следует приступать к воспитанию детей. Некоторые родители считают, что после появления на свет ребенок долгое время нуждается только во внешнем уходе. Они смотрят на него, словно на забавного котенка, не восприимчивого к духовным воздействиям, полагая, что до 2-3 лет разум ребенка еще не развился к усвоению духовных предметов.

Такой взгляд ошибочен и противоречит как науке, так и христианскому учению. Психология установила, что ребенок восприимчив ко многому с самого рождения

Источник: http://acathist.ru/en/literatura/item/religioznoe-vospitanie-detej

Нужно ли прививать ребенку веру в Бога? | Жизнь в православии | православие и современность

Изображение из «Фотобанк Лори»

[dropcap]В[/dropcap] наш век высоких технологий и информации все меньше людей обращают внимание на такие понятия, как Вера, Религия, Бог.

Нет, конечно, мы знаем, что есть множество религий, что есть глубоко верующие люди, что мусульмане до сих пор в большинстве своем подчиняются законам Корана, что каждый год строится какое-то количество храмов и церквей.

Но имеем ли мы к этому отношение? Да, мы носим крестик на груди, у нас есть иконка в кошельке или в автомобиле, бываем в церкви в среднем пару раз в году – на Пасху и на чье-то венчание, крещение или же отпевание, в самые трудные моменты мы обращаемся к Богу со словами: “Боже, помоги мне”.

Но, несмотря на свою отдаленность от Бога, мы хотим, чтобы наши дети знали о нем или даже были более верующими, чем мы сами. Когда и как познакомить ребенка с Богом? Пригодится ли ему в жизни вера в Бога или лучше с детства быть честными с детьми и объяснить, что Бога, возможно, и нету? Давайте разбираться.

Начнем с того, что мир наш имеет огромное наследие, десятки поколений наших предков по-прежнему живут в нашей памяти, в книгах, в живописи, в памятниках, архитектуре и прочем. И поколения эти были тесно связанны с религией, верой, Богом.

В итоге вырастет эстетически глухой человек, воспринимающий мир не совсем адекватно. Поэтому, даже если вы атеист или поклонник Сатаны, ребенку нужно дать ту ниточку, которая свяжет его с предками, рассказать о Боге как можно больше.

Обряд Крещения

Первое свое решение приобщить ребенка к религии мы принимаем, когда несем кроху в церковь и проводим там обряд крещения. Для многих родителей на этом и заканчивается “знакомство” ребенка с Богом.

Повесили крестик на шею, вздохнули с облегчением: “Ну теперь наше чадо будет под защитой!” Или и вовсе проделали весь ритуал только потому, что бабушки и дедушки настояли на этом. Дальше ребенок будет расти и воспринимать крестик как украшение. В лучшем случае, повзрослев, человек сам узнает все о Боге и решит, нужна ли ему эта Вера.

В худшем – ребенок узнает от “друзей” о Сатане, Дьяволе или прочей нечисти раньше, чем поймет, что же такое Бог. Хотите ли вы, чтобы ваш сын стал “сатанистом”? Простой пример.

То есть у человека в подсознании заложено, что у каждого должна быть Вера, и родители чаще всего желают своему ребенку обрести “правильную” веру. В этом нужно помогать детям, иначе кто-то поможет им узнать другую сторону медали.

Итак, окрестили маленького человечка и какое-то время можно не думать о привлечении его к религии, ведь кроха пока ничего не понимает. Но! Ребенок начинает узнавать мир, будучи еще в пеленках. Он внимательно следит за тем, как живут его родители.

Если вы не ходили в церковь, не молились перед сном, не почитали законы, прописанные в Библии, даже не имеете этой книги дома, и в один прекрасный момент скажете сыну или дочери: “Ты знаешь, есть Бог, и он хороший, и нужно жить по его законам,” – ребенок воспримет это, как сказку, очередную забавную историю, которую можно послушать и забыть. Родители должны все показывать на собственном примере! Вы не имеете права требовать от ребенка быть воспитанным, если сами сквернословите при нем или плохо отзываетесь о других людях, обсуждаете кого-то. Вы не сможете приучить ребенка правильно питаться, если сами кушаете только пиццу с газировкой и каждый день хрустите чипсами. И вам, увы, не удастся воспитать верующего христианина, если вы сами не являетесь таковым. В таком случае идеальным будет знакомиться с Богом вместе с ребенком, вместе читать Библию, вместе учиться молиться и приучать себя ходить в церковь. Если же вы не желаете сами вступать в ряды глубоко верующих людей, то хотя бы дайте ребенку с детства правильное представление о Боге.

Кто такой Бог?

Не стоит ждать, когда ребенок, вернувшись с садика или даже школы, спросит у вас, кто такой Бог. У вас может не найтись сразу подходящего ответа и ребенок решит, что это не существенно в его жизни.

Ошибочно считать, что маленькие дети, задающие миллион вопросов в сутки, забудут все ответы, и поэтому можно на половину из них не отвечать, отмахнувшись: “Подрастешь – узнаешь”.

Обратите внимание

Трехлетнему малышу, показывая красивый храм, сказали простую фразу: “Там живет Бог”, – и на тот момент ребенку хватило этого ответа, вопросов больше не последовало, а родители не стали утруждать себя объяснениями.

Правильно ли это, лишать ребенка веры во что-то высшее, духовное, не видимое глазу? Или все же ему будет легче жить, зная, что даже в самый тяжелый момент есть какая-то надежда на помощь сверхъестественных сил, Бога или ангела-хранителя? Ведущие психоаналитики считают, что дети особенно остро чувствуют собственную беззащитность перед будущим, перед огромным миром, Вселенной. Поэтому им просто необходим тот мистический образ, персонаж, который будет защищать от всего злого, потому что он сильнее мамы и папы (ведь дети в определенном возрасте понимают, что родители не всесильны). Если не дать ребенку образ Бога как защитника, то на это место придет вымышленный герой или персонаж мультфильма. А в худшем случае ребенок будет расти неуверенным в себе и трусливым, при любом препятствии зная, что “никто мне в этом не поможет, а сам я не справлюсь”.

Навязывание веры

Другой пример. Верующая многодетная семья воспитывала детей, как им казалось, по законам Библии, ходили в церковь, молились всей семьей, читали библейские истории. Но взрослые навязывали детям образ Бога надзирателя, такой себе строгий учитель, который наказывает всех грешников адскими муками.

“Если ты будешь и дальше так делать – Бог накажет тебя!” – говорили родители каждый раз, когда дети в чем-то провинились.

Привычка ходить в церковь и читать молитвы осталась у всех детей этой семьи, но выросли они угрюмыми и замкнутыми личностями, “смиренными”, как учили родители, а на самом деле смирившимися с тем, что Бог наблюдает за ними каждую секунду и за каждую “неправильную” мысль последует наказание. Такое ли понимание Бога нужно воспитывать в детях?

Даже если вы сами не следуете христианским традициям и живете не совсем по Законам Божьим, ребенок должен с детства почувствовать, что Бог – это что-то хорошее.

Читая ребенку библейские истории, нужно обращать больше внимания на то, что Бог помогает, защищает, прощает и любит, а наказание это вынужденная реакция Бога, которая неприятна ему. Не нужно повторять при каждом проступке: “Бог все видит!” – лучше говорить эти слова, когда малыш совершил что-то хорошее.

Таким образом, ребенок будет расти уверенным в себе, чувствуя, что с любой сложностью он справится, а если не будет получаться – то Бог ему обязательно поможет.

Но не стоит навязывать ребенку веру, особенно если вы сами не верите в Бога или ваша вера не достаточно крепкая, дитя заметит ваши сомнения, почувствует их. В итоге вы будете выглядеть обманщиком в глазах своего ребенка, человеком, который говорит не то, что думает.

При собственных сомнениях или недостаточной осведомленности в таких вопросах лучше признаться ребенку, рассказать свою точку зрения или поискать ответы на вопросы вместе. “Я не знаю, но я обязательно поищу для тебя ответ или же мы вместе спросим у того, кто может это знать”, – таким должен быть ваш ответ на сложный для вас вопрос.

Важно

Только познавая Бога вместе с ребенком, вы можете привить ему веру и любовь.

Рассуждая вместе на тему религии, давая ребенку основные понятия, но при этом побуждая его задавать больше вопросов, на которые вы будете искать ответы вместе, именно таким образом вы станете ближе к своему сыну или дочери и образ Бога будет наиболее доступным и понятным, не искаженным, не навязанным и не упомянутым вскользь.

Епископ Пантелеимон:
«Когда дети вырастают они перестают нас слушать»

[divider]

Источник: http://LiveInOrthodoxy.com/nuzhno-li-privivat-rebenku-veru-v-boga/

Когда и как надо начинать говорить ребенку о Боге, Азбука воспитания

Как часто, глядя на непокорного подростка, впавшего в отчаяние юношу, заплутавшую среди искушений и соблазнов девушку, мы думаем: когда они нас не услышали, когда — не поверили? Что мы не смогли сказать им, почему они не захотели быть вместе с нами? Ведь мы их так любили, берегли, опекали… Может, мы в этой заботе и опеке упустили момент, когда можно и нужно было сказать ребенку самое главное слово — о Боге, Истине, Правде?

В нашу небольшую книжку для родителей вошли размышления современных педагогов (материалы хранятся в архиве издательства Сатисъ), наставления, молитвы о детях и советы из Троицких листков, которые выпускала в XIX веке Лавра преподобного Сергия.

Дай Бог вашему малютке в характере быть похожим на овечку, а не на козленочка. Овечки бывают тихи, смирны и послушливы, а козленочки прыгливы, крикливы и бодливы, и за это самое они никому не приятны. А кроме сего, овечки на Суде Божием станут одесную Христа, а козленочки по левую, то есть будут отвержены от Христа, чего должно опасаться и вашему дитяти.

Из писем игумена Антония Малоярославецкого

Воспитать сердце в добродетели и благочестии…

Ответственность родителей-христиан

Цель воспитания раскрывается в молитвах Таинства Крещения.

Священник, среди других, читает следующую молитву (приводим в русском переводе): Владыка Господи Боже наш, призови раба Твоего(имя ребенка) ко святому Твоему Просвещению… Отстрани от него ветхость его греховной природы и обнови его для жизни вечной… Чтобы он впредь не оставался рабом своей плоти, но стал сыном (или дочерью) Твоего Царства.

Читайте также:  Молитва спиридону тримифунтскому о исполнении желания

В Таинстве Крещения человек внутренне преображается: он умирает для греховной жизни и рождается для духовной, благодатной.

Новокрещенному открывается возможность стать новым, одухотворенным человеком, любящим Бога, любящим добро.

Эти свойства уподобляют его самого воплотившемуся Сыну Божию, как поется во время обхода крестильной купели: Елицы (те, которые) во Христа крестились, во Христа облеклись (приняли Его образ) [1] .

Ответственность за привитие и укрепление в ребенке христианских добродетелей лежит на родителях, родственниках и кумовьях.

Так как человек состоит из тела и души, то ребенок нуждается не только в телесном Питании, но и в духовном. Если родители ограничиваются только физическим питанием ребенка и пренебрегают духовным, он вырастает чадом тела, бездуховным рабом своих плотских желаний.

Святой Иоанн Златоуст так говорит об ответственности христианских родителей: Воспитать сердце детей в добродетели и благочестии — священный долг, который нельзя преступить, не сделавшись виновным в духовном детоубийстве.

Это обязанность общая, как отцов, так и матерей… Существуют отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям удовольствия, как богатым наследникам; а чтобы дети их были христианами — до этого родителям мало нужды.

Преступное ослепление!

Совет

От него все беспорядки, от которых стонет общество… Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи нужны потому, что отсутствует нравственность.

Евангелие учит, что главное в жизни человека — правильное состояние его сердца. Под сердцем понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредоточиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь. Если Сам Спаситель сказал, что от сердца исходят помышления злая ( Мф.

15, 19 ), то очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.

Совет

Так как человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, то очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет.

Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны.

Причем очень важно привить любовь к Богу в самом раннем возрасте, раньше, чем ребенок утратит свою духовную восприимчивость.

Когда надо начинать воспитание?

В вопросе о возрасте, когда следует приступать к воспитанию детей, мнения часто расходятся. Некоторые родители считают, что после появления на свет ребенок долгое время нуждается только во внешнем уходе. Они смотрят на него, словно на забавного котенка, не восприимчивого к духовным воздействиям, полагая, что до 2-3-х лет разум ребенка еще не готов к усвоению духовных предметов.

Источник: https://pokemongogid.ru/pravoslavnyj-likbez/kogda-i-kak-nado-nachinat-govorit-rebenku-o-boge-azbuka-vospitaniya.html

Должны ли родители воспитывать детей в своей вере? – православный журнал “фома”

Алексей ПАНИН, актер, лауреат Государственной премии РФ, Москва

Я рос в обычной семье советского времени, в Бога по-настоящему верила только моя прабабушка. Думаю, встреча человека с Богом связана не с воспитанием, а с Высшей силой, с чем-то, что невозможно описать словами. Мне сложно об этом говорить. Сам я не очень религиозный человек, но я верю в Бога и хожу в храм.

Когда у меня будут дети, я ни в коем случае не хочу жестко воспитывать их в Православии. Думаю, навязывать что-либо в религиозной сфере бесполезно, а то и вредно. Посмотрите, что творится в том же Афганистане. Детей с малолетства учат: убьешь неверного – попадешь в рай. В результате они вырастают религиозными фанатиками. Во всем должна быть мера.

Главное, чтобы человеком двигали добро, любовь, желание помочь другому.

Я убежден в том, что ребенок должен сам спросить о Боге. Конечно, я не так много об этом знаю, но постараюсь объяснить на доступном ребенку языке, чтобы он понял и, дай Бог, почувствовал то же, что и я. Понимаете, можно осознавать головой какие-то нравственные, религиозные законы. А можно почувствовать каждой клеточкой, что в жизни есть нечто более важное, чем материальные блага.

Сергей ЧАПНИН, ответственный редактор газеты “Церковный вестник”, Москва

Мне кажется, этот вопрос в семье крепкой и дружной практически не встает. Если родители вместе с детьми читают, играют, гуляют, то как они могут оставлять детей в стороне, когда молятся? Что это, какая-то особенная сфера жизни, куда детей не берут? Как раз наоборот, это сфера личная, семейная.

Всерьез мучиться этим вопросом могут только те, для кого молитва еще не стала частью жизни.

Обратите внимание

А если она для нас радость, если мы понимаем, что это высшее из искусств – то, что собирает, соединяет семью, дает ей надежное основание в жизни, то как мы можем отнимать опыт первой молитвы у наших детей? Я считаю, что исключать детей из молитвенной жизни противоестественно даже с бытовой точки зрения.

Что же получается: родители молятся, к примеру, перед трапезой, а ребенок? Он в это время повернулся к ним спиной и машинку катает? А вечером, укладывая ребенка спать, неужели отец и мать не перекрестят его, не прочтут хотя бы одну коротенькую молитву?

Идея “свободного выбора веры” и связанный с ней вопрос, надо ли воспитывать ребенка в вере или вырастет – сам решит, возникает, главным образом, из-за духовной неопытности или религиозной индифферентности родителей.

Чулпан ХАМАТОВА, актриса театра и кино, заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ, Москва

Дети вырастут и сами поймут, что им ближе. В мире такое количество конфесий, и совершенно не принципиально, к какой из них принадлежать. Моя задача как матери – воспитать их в соответствии с нравственными законами, с принципами уважения и любви к окружающим людям, с теми этическими и моральными категориями, которые приняты среди людей. А дальше дети смогут выбирать сами.

Я не имею права говорить за других, кому-то что-то навязывать, речь идет лишь обо мне. Я сама, хотя и крещеная в Православии, не соблюдаю церковных обрядов, не веду церковную жизнь. Просто крестить детей для галочки? Зачем? И внушать им с детства что-либо относительно вопросов веры я не хочу.

Сама крестилась, уже будучи взрослой, не мама меня привела, это было мое личное решение. Как дети смогут узнать, какие существуют религии, чтобы затем прийти к какому-то выбору? Это вопрос образования. И Евангелие внимательно читают и знают не только приверженцы христианства.

А еще, на мой взгляд, верить нужно учиться, это особый труд.

Священник Алексий ДАРАШЕВИЧ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленово Тульской области, отец девятерых детей.

Наша дочка Аня была воцерковлена с детства, но лет в 15 заскучала в храме, стала искать чего-то более интересного и столкнулась с молодыми протестантами. Они разговаривали о Библии, о жизни, гуляли, дружили, – как раз этого Ане не хватало в нашей Церкви.

Она стала ходить к ним тайком, не желая нас огорчать, но мы узнали. Мама была в шоке: наша дочь предала Церковь… Это страшное обвинение.

Важно

Но я ей сказал: “Не волнуйся, она еще вернется…” Однажды вечером Аня спросила: “Почему у вас в церкви висят иконы?” Мы проговорили до самого утра; теперь она начала по-новому осознавать свою родную веру.

Последний ее вопрос был: “Папа, почему православная молодежь не встречается вне храма, не веселится?” – “Видно, некому все это организовать, дочка…” А через некоторое время я обнаружил в одном журнале письмо-обращение своей дочери к сверстникам: почему мы так разобщены, не пора ли собраться вместе? Это стало началом православного молодежного движения “Молодая Русь”.

Ольга ЧАКИНА, мать троих детей, преподаватель русского языка, литературы, мировой художественной культуры, якутской культуры, руководитель театральной студии “Дьулуур”, Якутск

В моём классе есть мусульмане, мальчик и девочка, приехали из Киргизии. Когда на “уроках доброты” мы говорим о Православии, о том, какими мы должны быть, они на это добро, которое есть в нашей вере, отзываются.

Я подарила им Новый Завет на якутском языке (киргизский к нему близок), и дети с такой радостью рассказывали, как мама с бабушкой переводили им, что всё поняли, что в Коране есть те же главные заповеди добра и правды. Мир сейчас становится всё более злым – так сами дети говорят, а такие беседы просто окрыляют их.

Знаете, какая заповедь больше всего трогает детей? “Почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…”. А это значит, почитай всякого живущего рядом старшего человека, прими его.

Нет, дети – не трава. Сами могут вырасти только щенята. А дети впитывают то, что их окружает. И к юности сердце ребёнка так окаменевает, что когда падает на эту почву зерно Слова Божия, оно уже не может дать всходов. И мы должны им помогать услышать это Слово, если хотим жить счастливо в старости.

Александр КОРНОУХОВ, художник-монументалист, Москва

Мне кажется, что людское сообщество неотделимо от глубокого контекста, от образов, которые накапливаются поколениями. Я много раз убеждался, что дети, у которых в роду были священники, обладают особо тонкой чувствительностью в вопросах веры. Значит, все воспитуемо.

Вообще любая возможность приобщить ребенка к Богу – хороша. Только не должно быть “палочного приобщения”. В этом случае результат может быть противоположным. Мудрость воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку какие-то главные понятия, с помощью которых он сам придет к некоему умозаключению.

Совет

А все, что ребенку навязывают, он старается затем отбросить. Так же бесполезно воспитывать на словах. Самое действенное – воспитание молча, всей своей жизнью.

И если родители живут в вере, то эта вера есть и в ребенке, причем закладывается она на глубоко подсознательном уровне, как бы родители себя ни вели, куда бы их ни заносило – вправо или влево.

Что делать в случае, если родители сомневаются? Пока у них не будет собственного духовного опыта – состояние нерешительности во всех реалиях жизни останется неизменным. Никакими предписаниями здесь ничего не сделаешь…

Анна-Лаура ГОСТРЕМ, корреспондент журнала “Архитектурный вестник”, одна из организаторов воскресной школы храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье, Москва

Думаю, что родители должны воспитывать детей в религиозном плане. Крещение освобождает душу от заключения, мрака безбожия, и чем раньше оно произойдет, тем меньше греха человеку придется нести. Для меня все это очень живо, хоть и крестилась я давно – в 1980 году, в возрасте двадцати двух лет. Помню, как все тогда преобразилось – будто упала пелена с глаз.

И все встало с головы на ноги. Не крестя своих детей, мы лишаем их помощи Божьей, бросаем в заведомо трудные ситуации, с которыми подчас не справиться и взрослым людям. Отнимая духовную пищу, мы надеваем на них кандалы.

Это похоже на древнюю японскую традицию обувать девочек в деревянные колодки-туфли, чтобы нога больше не росла… Делать подобное – обрекать маленького человека на неполноценность.

Если наши дети захотят, когда вырастут, добровольно отказаться от веры – это их горький черный выбор. Тем же, кто сомневается в правильности воспитания с детства в православной вере, я скажу: вы сами себя обманываете, не открывая перед детьми всех дверей, не давая им полной свободы.

Никита МИШИН, член совета директоров ЗАО “Северстальстранс”, Москва

Прежде всего, когда родители сами живут в вере, они тем самым и ребенка воспитывают в вере. Малыш знает, что родители посещают храм, замечает, как они молятся, видит образа на стенах. Он слышит слово “пост”, празднует Пасху и Рождество, а не только Новый год и День защитника Отечества.

Обратите внимание

Даже если взрослые ничего ему специально не объясняют и не вовлекают его сознательно в религиозное действие, он самостоятельно и естественно впитывает и осмысляет увиденное, исподволь познает этот пласт реальности, так или иначе применяет эту систему к поступкам и фактам. Верующий человек не может и не должен стесняться своих взглядов, особенно в собственной семье.

Принято все время говорить о колоссальном влиянии негативных факторов в родительском поведении на формирование личности ребенка. Но ведь и позитивная атмосфера религиозной жизни хотя бы взрослой части семьи отзывается в душе ребенка самым благоприятным образом. Конечно, если эта религиозная жизнь искренняя и неагрессивная. Следующее соображение касается мировоззрения.

Для верующего человека религиозное знание носит центральный, главенствующий характер. Встреча с Богом – самое важное событие его жизни. Восприятие этой системы ценностей в огромной мере определяет отношение ко всему остальному.

Как можно, четко отдавая себе в этом отчет, не желать, не пытаться передать это знание так любимым нами детям? Ведь мы готовы им охотно рассказывать историю древних греков или объяснять смысл математических функций. Такую трансляцию знания взрослые, как правило, находят не только уместной, но и весьма желательной.

Так неужели мы должно скрывать от собственных детей наши самые принципиальные убеждения? Если вы верите, что можно спастись, победить смерть, как можно не сказать об этом ребенку? Как отвечать на вечные “почему?” и “что такое хорошо?”, не рассказывая о Боге и Его заветах? И, главное, ради чего таиться? Конечно, очень важно найти правильные слова для такой беседы, не перегнуть палку, не сползти в примитивный формализм. Дети очень ценят искренность и доверительное отношение со стороны старших. Если в итоге ребенок почувствует ваши убеждения как свои – Слава Богу, если придет к своей вере в более позднем возрасте – ничего страшного. Если вы считаете, что знаете самую безопасную и короткую тропу через темный и страшный лес, нельзя и не нужно заставлять своих отпрысков идти по ней. Но и не показать ее преступно и глупо. Наконец, приведу еще один, самый короткий аргумент в пользу воспитания в вере. Все мы знаем, как сильно малыши любят праздновать День своего рождения. Так давайте же порадуем их еще и добавим к этому День Ангела!

Источник: https://foma.ru/dolzhnyi-li-roditeli-vospityivat-detej-v-svoej-vere.html

Ссылка на основную публикацию