Как стать батюшкой в православной церкви?

По призванию – падре. Как стать католическим священником

Поделиться с друзьями

0 0 0 0 0

Главный человек Русской православной церкви патриарх Кирилл 12 февраля встретится с Папой римским Франциском в аэропорту на Кубе. Это не просто очередная рабочая встреча двух закадычных фанатов Иисуса, это — сенсация.

Их свидание станет первым за всю историю христианства. Еще в 11 веке православная и римско-католическая церковь взаимно предали друг друга анафеме.

Обратите внимание

Но если католики более либерально относятся к православию и даже открыто идут на контакт, то радикальные «консерваторы» православия считают католиков не больше чем еретиками.

С православием головного мозга в этой стране все понятно, а вот католицизм — все еще экзотика. На случай, если вы решили приобщиться к миру белых воротничков священников из западных фильмов, рассказываем, как превратиться в настоящего падре в три шага.

1
получите любое высшее образование

Для дипломированных специалистов срок обучения в католической семинарии сокращается с 6-8 до 4 лет. Выбирайте смежную специальность, которая будет хотя бы отдаленно похожа на то, чем будете заниматься в дальнейшем.

Например, вы можете стать студентом кафедры истории, философии или теологии. На крайний случай можете выбрать даже микробиологию – пути господни неисповедимы. В универе участвуйте в деятельности церковной организации. Посещайте отшельников, помогайте другим учащимся и вливайтесь в жизнь своего прихода или епархии.

2
подайте заявление в семинарию

Католические семинарии отличаются от тех, что показывали в фильме про «Вия». В западных странах они больше походят на светские академии с интерактивными занятиями, компьютерами, слайдами и вот этим всем. Не исключены также рабочие поездки в Италию. Подавайте заявление в семинарию через свою епархию или религиозный орден.

Процесс обычно включает несколько вопросов о вас и вашем желании принять сан. Узнайте в приходе, с чего следует начать. В каждой семинарии свои правила поступления. Возможно, вам нужно будет представить рекомендательные письма, доказательство вовлеченности в деятельность церкви, средние баллы или экзамены по каким-то предметам, заявление о заинтересованности и, возможно, что-то еще.

3

Когда вы поступите в семинарию, вам предстоит освоить такие предметы как философия, латынь, греческий, григорианские песнопения, догматическое и нравственное богословие, экзегетику, каноническое право, историю церкви… И это всё для начала. Один год будет посвящен углубленному изучению религии — так что попотеть над книжками придется изрядно.

В ходе обучения вы будете посещать конференции, приюты, соборы и другие места скопления христиан и им сочувствующих.

Отдельное внимание в семинарии уделяется ораторскому мастерству, овладев которым в итоге и получив сан, вы сможете со смирением в сердце и божьим благословением нести волю Господа туда, где ее не знают или забыли. Ну или, бог даст, сниметесь в продолжении фильма «Обряд» с Энтони Хопкинсом.

Источник: https://novosib-room.ru/po-prizvaniyu-padre-kak-stat-katolicheskim-svyashhennikom-18429/

Школа послушания, или Где учат на священников?

Те, кто видит свою жизнь в служении высшим силам, оканчивают церковные вузы — духовные академии и семинарии. Впрочем, обучение не обязывает студента в будущем менять повседневную одежду на рясу. Можно стать богословом и заняться наукой.

Однако всё же большинство тех, кто переступает порог “воцерковленного вуза”, хотят стать священниками. Лайф решил разобраться, кто хочет отказаться от светского образования и как проходят будни самых послушных студентов.

Об этом рассказали представители главных духовных школ России — московской и санкт-петербургской академий.

Церковные вузы принадлежат Русской православной церкви (РПЦ), а не Минобрнауки. Часть учебных заведений — духовные академии и семинарии — готовит церковнослужителей и священников. Другие, “условно светские”, университеты и институты — богословов, религиоведов, юристов и даже “социальных работников” (как, например, Московский православный институт имени Иоанна Богослова).

70% студентов духовных академий (могут включать бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и т. д.) или семинарий (бакалавриат, ранее — специалитет) — будущие священники и епископы. Преподавать идут далеко не все.

 Эти учебные заведения принимают на обучение не каждого желающего, ряд из них — только мальчиков. Всё зависит от того, есть ли в вузе кафедры или факультеты, на которых девочки могут обучаться, — это иконопись, регентская школа (готовят дирижёров церковных хоров) или школа золотого шитья.

Если академия или семинария готовит только церковнослужителей (тех, кто выполняет определённую работу в храме, например, помогает на богослужениях, занимается социальной и миссионерской работой, катехизаторством, но при этом не имеет священного сана) и священников (проводят богослужения, имеют сан), то девочки, соответственно, поступить туда не могут.  

Важно

Для того чтобы стать семинаристом, требуется не только сдать ЕГЭ по необходимым предметам — это может быть русский язык, история или, например, обществознание, но также и внутренние экзамены вуза: библейская история, основы веры и богослужебный устав.

Также студенты должны предъявить рекомендацию в духовную школу от священника своего прихода (это будет гарантом того, что человек в Церковь идёт не “с улицы”), пройти собеседование (в некоторых вузах их несколько) и медицинское освидетельствование.

Как рассказал источник из Московской духовной академии, рекомендацию и характеристику не может получить малознакомый приходскому священнику человек: за каждого абитуриента священнослужитель отвечает лично.

— Если вы придёте “с улицы”, то священник скажет: “Походи сначала в церковь, я посмотрю, что ты за человек. Мы будем беседовать, ты исповедуешься, и тогда я пойму, можешь ли ты быть студентом семинарии”.

А медицинское освидетельствование проводится, в том числе, и для того, чтобы убедиться, что никаких внешних изменений тела у абитуриента нет. То есть инвалиду священный сан не принять.

— У будущего священника или церковнослужителя не может быть дефектов — это отсутствие каких-либо частей тела, даже пальца. Для Бога все равны, но важно, чтобы в процессе богослужения всё проходило гладко: недопустимо, чтобы из-за проблем со здоровьем уронили икону или свечу, — обратил внимание источник в столичном церковном вузе. 

Собеседование будущий служитель Церкви пройти должен обязательно — с ним беседуют и преподаватели, и, как в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА), сам ректор.

— У нас абитуриентам нужно пройти три собеседования. Первое проходит с духовником академии. У нас это совершенно замечательный человек, настоятель одного из знаменитейших городских храмов протоиерей Вячеслав Харинов. Он смотрит на нравственную составляющую человека. Второе собеседование — с проректором по воспитательной работе, с проректором по учебной деятельности.

Они разбираются в научных интересах абитуриента, расспрашивают о его образовательной мотивации. Третье — пожалуй, самое ответственное — собеседование проводит ректор, архиепископ Петергофский Амвросий. Он может спросить о чём угодно — это прошлая жизнь абитуриента, его планы или мечты, — говорит глава пресс-службы Санкт-Петербургской духовной академии Сергей Маляров.

 

На протяжении всего периода обучения в духовной школе вне зависимости от того, есть ли в ней кафедры или факультеты для девушек, учащиеся живут на её территории. Уезжать домой можно только на каникулы.

По словам Сергея Малярова, в Санкт-Петербургской академии, например, они проходят летом (два месяца), зимой (три недели рождественских каникул), а также ещё неделю после Пасхи.

— На этот период студенты покидают стены учебного заведения, и важно понимать, что за ними никто не следит. У нас действительно все ребята сознательные, никто просто не пойдёт к нам учиться, если он хочет гулять (в плохом смысле этого слова), пить и заниматься другими вещами, неприемлемыми для будущего священника или (если мы говорим о девушках) иконописца, — сказал Маляров.

Студентам, как уверил выпускник столичной духовной школы, почти никогда не ставят плохих оценок: преподаватель “натянет” до тройки.

— Если кто-то и ставит двойки, то только ради того, чтобы учащийся исправился, — пояснил источник в столичной академии. — Однокурсники всегда помогут. А отчисляют за дисциплину.

Она в духовных школах строгая: нельзя курить и пить, приходить в стены вуза после 23:00 (время отбоя), пропускать богослужения (которые являются обязательными для всех).

Также ребята должны носить форму — пиджак со стойкой. 

Совет

В Московской духовной школе во время Великого поста, по словам одного из представителей вуза, нужно спрашивать разрешение на выезд в город.

— В этот период семинаристы должны больше думать о своей внутренней жизни, о своей душе, а потому наши наставники рекомендуют ограничить выезд из вуза. Однако ребята могут всё же выйти из стен академии, если напишут бумагу, в которой укажут причины и время посещения города, — говорит источник.

Учатся в Московской духовной семинарии с понедельника по субботу. День у студентов начинается в 7 утра. У некоторых подъём раньше, если человек несёт определённое послушание — это может быть пение в хоре, дежурство в столовой, богослужебная практика — помощь священникам, выпечка просфор.

В 8 утра общая молитва в столовой (10 минут), затем завтрак.

В 8:30 свободное время до 9:00. Большинство идёт к мощам Сергия Радонежского. Традиционно считается, что он покровитель студентов.

В 9 начинаются занятия — стандартные, как и у светских, пары.

В 13:30 обед. После снова занятия почти до вечера.

Ужин в 8 часов. После него все занимаются, чем хотят.

В 22:00 общая молитва в храме.

В 23:00 отбой.

В воскресенье обязательная утренняя служба — на неё ходят все. Исключение составляют только те ребята, у которых есть свои особые послушания, они вместо службы идут на работы.

После утренней службы — свободное время почти до самого вечера.

Существует также академический день — один раз в месяц даётся выходной, который выпадает на учебный день, рассказал собеседник из столичной духовной академии.

В церковных вузах существует распределение выпускников, в семинариях и духовных академиях оно обязательно.

— Если выяснится, что на Дальнем Востоке или Крайнем Севере не хватает священников, то выпускника туда и отправят. Он может оказаться в любой церкви России, всё зависит от обстоятельств. 

Чтобы стать священником (это можно сделать как во время учебы, так и будучи выпускником вуза), нужно принять священный сан.

— Для этого необходимо в первую очередь желание служить Богу именно в этом качестве. Потом нужно окончить, как минимум, бакалавриат (рукополагают после третьего курса бакалавриата в исключительных случаях — при условии безупречной учёбы и прочих показателей у студента) и определиться с семейным положением — жениться либо принять монашеский постриг, — сказал Маляров. 

Священник может быть женат, но венчаться с избранницей можно только до принятия сана. О решении вступить в брак учащийся пишет ректору своего вуза, в прошении он рассказывает, что хотел бы сделать супругой определённую “девицу”. После этого глава вуза встречается с будущими молодожёнами: “он разговаривает о серьёзности намерений пары и благословляет их на супружество”. 

“В редких случаях ректор предлагает испытать отношения временем. Как правило, небольшим сроком — от месяца до полугода. Иногда пары действительно расходились, даже за такое короткое время”

— 70% браков заключается между студентами церковных вузов. Например, в нашей академии (где учатся и девушки, и молодые люди) чаще всего будущие муж с женой и знакомятся.

Обратите внимание

Студенты постоянно где-то пересекаются, общаются, но нужно понимать, что за каждым действием будет идти более серьёзное: просто так никто ни с кем целоваться не будет. Здесь всё по-другому: если девушка нравится, то она априори рассматривается в качестве будущей супруги, — рассказали в СПбДА.

— Конечно, никто не будет отчислять студентов за то, что они, например, поцелуются. Мы понимаем, что все учащиеся преследуют благие намерения и то, что они молодые и влюблённые.

Невесты будущих священников должны быть девственницами, это важное условие разрешения на брак. При этом, по заверениям представителя Санкт-Петербургской духовной академии, на “чистоту” никто никого не проверяет.

— Мы же не инквизиция. Всё строится на доверии, на совести каждого человека. Тем более с девушкой, так же как и с семинаристом, прежде чем дать добро на венчание, ректор беседует. Всегда видно, когда невеста искренне относится к избраннику, когда она истинно православная, понимает церковные каноны. Это очень важно — ей быть женой священника, это особая роль, — отметил Маляров.

— У наших преподавателей особенные глаза — им нельзя не верить и им нельзя врать. Они распознают ложь. Мы все им открываемся, и наши будущие жёны тоже, — сказал собеседник из Московской духовной академии. — У нас стены вуза чистые.

“Невеста должна быть ещё более серьёзным человеком по своей натуре, чем даже её жених. Он будет большую часть проводить в церкви, а она — дома, в православной традиции воспитывать детей. Она должна быть готовой к этому и к тому, что семейный достаток будет ниже среднего”

После того как женатый студент или выпускник получает священный сан, он снимает своё обручальное кольцо, тем самым показывая, что теперь его главная задача — служение Богу, поделился источник.  

При этом священник, имеющий семью, никогда не станет епископом или патриархом.

— Сколько бы времени он ни посвящал Богу, он не сможет не думать и не заботиться о своей семье. Высокий чин в Церкви получают лишь монашествующие, — добавил собеседник. — Если священник не женат, но и монахом становиться не хочет (это предполагает соблюдение очень строгих обетов), то он может стать целибатным священником, то есть неженатым священнослужителем. Но это редкость.

Источник: https://life.ru/410255

Как стать священником – почему молодой парень решил стать православным священником

Студент Московской Духовной Академии, крупнейшего центра богословского образования Русской Православной Церкви, Дмитрий Лукаченков рассказывает о том, почему выбрал такую необычную специальность, как строится учебный процесс в семинарии и зачем будущему священнику смартфон.

— Дмитрий, еще не так давно сделать подобное интервью было довольно сложно. Семинарий в стране было мало, а сама жизнь семинаристов скрыта от любопытных глаз. Что привело тебя в это учебное заведение?

— В двух словах это сложно объяснить. С пяти лет я посещал воскресную школу при Боголюбском кафедральном соборе в Мичуринске, а будучи старшеклассником, служил иподьяконом.

Окончив среднюю школу с золотой медалью, сдал документы в приемную комиссию Московского медицинского института, которые успешно выдержал.

Но при этом чувствовал — мои помыслы устремлены к другому… Одновременно, сдавал вступительные экзамены и в духовную академию, их результаты также оказались успешными. Передо мной встал непростой выбор. В итоге остановился на решении посвятить жизнь духовной стезе.

Читайте также:  Кирилло-афанасиевский мужской монастырь в ярославле

И Московская духовная академия, в настоящий момент стала моим главным ориентиром на нем. Должен признаться, это решение было несколько неожиданным для моих родителей, потому что последние три года учебы в школе я усиленно занимался с репетиторами и готовился к поступлению именно в медицинский вуз…

— Момент поступления был сложным испытанием?

— Мне трудно однозначно ответить на этот вопрос. Конечно, определенный багаж необходимых знаний был. Это касается основных моментов истории богослужения, знания Ветхого и Нового Заветов, некоторых молитв, умения читать на церковно-славянском языке.

Я успешно сдал комплексный экзамен по библейской истории, основам Православия и литургике (богословская дисциплина, изучающая христианское церковное богослужение), написал диктант и прошел ряд собеседований. Для поступления необходимо также разрешение от епархиального архиерея.

Конкурс был два человека на место. Сегодня здесь обучаются более 500 семинаристов, в основном это жители стран СНГ. Учатся и зарубежные студенты из Cербии, Греции, Индонезии. Среди семинаристов есть и те, кто уже имеют высшее образование и даже опыт работы.

На очное обучение в академию принимают до 35 лет. После ее окончания выпускники получают диплом бакалавра теологии.

— Как построен учебный процесс?

— Помимо учебы семинаристы выполняют достаточно много различных послушаний — заданий, поручаемых администрацией. Это может быть богослужебное послушание в храме, пение в хоре, проведение экскурсий в нашем церковно-археологиеском музее и другие.

Основу учебы составляют богословские и гуманитарные дисциплины: священное писание, патрология (изучение жизни и трудов святых отцов), литургика, философия, история церкви и история отечества. На старших курсах изучают психологию, педагогику, историю христианского искусства и другие предметы, без которых немыслимо стать образованным и современным священником.

Отдельный момент — иностранные языки. Среди обязательных такие древние языки, как латынь и древнегреческий. Факультативно можно изучать современный греческий, иврит, древнееврейский и даже китайский. Семинаристы успешные в изучении языков имеют возможность учиться за рубежом.

В частности, изучающие китайский уезжают на год на Тайвань, где совершенствуют свои знания.

Важно

Во многом учеба похожа на учебу других студентов: наши учебные группы в среднем по 30 человек, у каждой есть свой наставник — тьютор. Кроме изучения академических дисциплин, организуются экскурсии в столичные музеи, театры, походы в кино.

— А как выглядит изучение информатики в богословском вузе?

— Это основы практической работы с главными офисными компьютерными программами, без которых сегодня не обходится и деятельность церковных организаций.

— Как организован распорядок дня?

— Семинаристы живут в общежитии на территории Троице-Сергиевой Лавры, в небольших благоустроенных комнатах (с отдельными душевыми), по два — пять человек в каждой. Мы, например, живем втроем. Кстати говоря, комнаты убираем сами. А в общих помещениях порядок наводят сотрудники технического персонала академии. Подъем в семинарии в 7.00, в том случае, если нет никаких послушаний.

Можно встать и позже, но в 8.00 все должны быть на утренней молитве, за которой следует завтрак. В 9.00 — начало занятий. Это три пары по два академических часа, потом обед, и далее, как правило, четвертая пара. Потом полдник. С 17.00 до 20.00 — часы самоподготовки. В 20.00 — ужин, потом личное время, в 22.00 — вечерняя молитва. В 23.00 — отбой.

Таков обычный распорядок с понедельника по пятницу. В выходные он меняется: в субботу молитва на всенощном бдении, а воскресенье на литургии. Семинаристы свободно перемещаются в пределах Сергиева Посада, где находится Лавра и Академия. А вот для поездки, например, в близлежащую Москву, необходимо разрешение, которое дается на основании письменного прошения.

Во время Великого Поста покидать территорию Лавры запрещено, исключение — воскресные дни до 20.00.

Герой интервью во время учебы в семинарии

— Платное ли обучение в академии?

— И обучение, и проживание, и питание — бесплатные. Мы даже получаем небольшую стипендию. У нас свое форменное обмундирование — китель, брюки и обувь. Есть прачечная.

На третьем курсе после пострига в чтецы (первая степень священства) благословляется носить подрясник.

В академии учатся и девушки: в регентской и иконописной школах, а также в магистратуре и аспирантуре на отделении церковного искусства. Причем учатся они вместе с юношами.

— Могут ли семинаристы читать светскую литературу?

— Конечно, это даже приветствуется.

-То есть никаких «запретных» писателей нет? Например, Михаил Булгаков…

— Абсолютно. Могут рекомендовать прочитать какие-то книги, что называется «в первую очередь». Как правило, это произведения русских классиков. Но не более того. В академии, кстати говоря, прекрасная библиотека. Сегодня на ее стеллажи возвращаются уникальные издания, вывезенные оттуда во время революции 1917-го года и хранившиеся всё это время в московской библиотеке им. Ленина.

— Можно ли семинаристу иметь смартфон или планшет?

— Даже нужно. Многие задания мы получаем по электронной почте. Некоторые методические разработки сегодня существую только в электронном виде. Поэтому учеба в академии и многие передовые информационные технологии неотделимы друг от друга. Работает интернет (вай-фай), есть свой сайт (www.mpda.ru).

— Насколько строги правила внутреннего распорядка?

— Строги. Конечно, случается, что семинарист может опоздать на службу, лекцию или молитву. В таком случае придется писать объяснительную на имя проректора по воспитательной работе. Если таких объяснительных становится несколько, то объявляют выговор или лишают стипендии. В крайних случаях — отчисление из учебного заведения.

— Как питаются семинаристы?

— Если это не постный день, то в меню присутствуют мясо и рыба. На завтрак чаще всего — картофель, каша, чай, масло. Обед — салат, первое, второе, третье. Полдник — чай с булочкой или фрукты. Ужин — картошка с котлетами или что-то другое.

Всегда есть возможность что-то купить в буфете. Хочу заметить, что ни чипсы, ни жевательная резинка, ни кока-кола там не продаются. Есть шоколад, очень вкусная своя выпечка. Осенью мы сами заготавливаем овощи, солим помидоры и огурцы на зиму.

Это, кстати, одно из хозяйственных послушаний.

— Кем и где ты видишь себя после окончания учебы?

— Я вижу себя, прежде всего человеком, посвятившим жизнь той профессии, тому служению и призванию, которые сам выбрал. А в каком месте это будет, пока не знаю, но мне хотелось бы вернуться на свою малую родину, там, где были сделаны первые шаги на пути к вере…

Источник: https://upages.io/takie_lyudi/netipichnaya_molodost

Духовное образование для будущих священников

Русская Православная Церковь играет все более важную роль в жизни российского общества, и многие верующие юноши, участвующие в жизни Церкви, мечтают стать священником или принять монашеский постриг, заниматься богословской наукой или нести церковное социальное служение. Чтобы такое высокое предназначение стало делом жизни, необходимо получить образование в Духовной семинарии и Духовной академии.

В Духовных семинариях готовят священнослужителей, которые будут нести свое служение на приходах Русской Православной Церкви. Для занятий наукой нужно более серьезное образование – закончить академию. В Духовной академии продолжают обучение только после окончания духовной семинарии. В эти учебные заведения можно поступить только будучи верующим и воцерковленным человеком.

Система образования Русской Православной Церкви сегодня проходит реформирование, аналогичное светскому.

Духовная семинария – это бакалавриат, первые два года академии – это магистратура, а последние три года академии – это аспирантура.

Обучение на бакалавриате длится 4 года, в магистратуре – 2 года, а в аспирантуре – 3 года. Российское духовное образование находится сейчас в процессе получения государственной аккредитации.

На сегодняшний день в России открыты 34 семинарии и 25 духовных училищ.

Совет

В Русской Православной Церкви имеется 5 Духовных академий (в Москве, Петербурге, Киеве, Минске и Кишиневе), три университета и Общецерковная аспирантура и докторантура.

В учебных корпусах Санкт-Петербургской Духовной академии, включающей в себя бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, на очном и заочном отделениях сегодня обучается почти 800 студентов.

Экзамены и собеседования

К экзаменам на очное отделение бакалавриата допускаются молодые люди не старше 35 лет, холостые

или женатые первым браком.

В канцелярию академии подаются документы о среднем или высшем образовании, прошение на имя ректора, рекомендация духовника с резолюцией правящего архиерея, справка о крещении, справка о венчании с копией свидетельства о браке (для женатых), паспорт и свидетельство о рождении, военный билет, справка о регистрации, медицинский полис и медицинская справка 086у, свидетельство ЕГЭ и фотографии. Также необходимо заполнить анкету для поступающих, которая размещена на сайте Духовной академии, и написать автобиографию. Если абитуриент живет в другом городе, можно все документы прислать в электронном виде.

На вступительных экзаменах проверяется знание наизусть необходимых молитв и умение читать на церковнославянском языке, проводится собеседование на темы библейской истории Ветхого и Нового Завета, катехизиса (основ христианского вероучения), богослужебного устава и истории Церкви. При поступлении необходимо также написать сочинение на предложенную тему, выполнить тест по одному из новых языков, пройти проверку музыкального слуха. Будущие семинаристы обязательно проходят собеседование с ректором, проректорами и духовником академии.

Учебные дисциплины и распорядок дня

Обучение в академии на очной форме бесплатное. Студенты живут в общежитии по 4-6 человек на полном пансионе, им шьют подрясники или кителя, в которых они ходят на занятия, и выдают небольшую стипендию.

В семинарии изучаются Священное Писание, широкий спектр богословских дисциплин, история древней и Русской церквей, аскетика, литургика, каноническое право и многое другое. Есть и светские науки: философия, педагогика, психология, информатика, социальные науки, новые и древние языки.

Часто проводятся общие лекции приглашенных профессоров, ученых с мировым именем. Студенты проходят практику в социальных учреждениях Петербурга. В конце обучения пишется бакалаврская работа.

Обратите внимание

Тех, кто хорошо знает иностранный язык, направляют учиться за границу. Сейчас семинаристы обучаются во Франции, Италии, Германии и США.

Студент Духовной академии может быть призван в армию с любого курса. После того, как завершится процедура получения духовными образовательными учреждениями государственной аккредитации, семинаристы получат гарантированную отсрочку от армии на время учебы.

Если на вступительных экзаменах абитуриент показал недостаточные знания или умения катехизиса, ему могут предложить поучиться в течение года на подготовительном отделении. Слушатели этого отделения также живут в общежитии и обеспечиваются четырехразовым питанием, они выполняют разнообразные работы по послушанию и являются прихожанами академического храма, а также посещают лекции.

Распорядок дня в академии очень строгий. Подъем в 7 часов, в 8 – молитва и завтрак, в 9 начинаются лекции. Перерыв на полдник, и снова лекции до 14-30. После обеда самостоятельная работа, спевки хоров, богослужебная практика и свободное время. Студенты могут заниматься спортом, в академии есть тренажерный зал и своя футбольная команда. В 20 часов ужин, в 22 – вечерняя молитва, а в 23 – сон.

Заочное отделение, регентское отделение, иконописное отделение

В академии работают регентское (певческое) и иконописное отделения. Сюда принимаются юноши и девушки. Экзамены примерно те же, но на регентском отделении нужно продемонстрировать музыкальную грамотность и слух, показать умение играть на музыкальном инструменте. На иконописном отделении есть творческий экзамен: абитуриенты за 4 с половиной часа выполняют рисунок – фрагмент иконы.

На бакалавриате можно учиться на заочном отделении, обучение платное. Принимаются мужчины без ограничения возраста. На заочном отделении учится духовенство либо верующие люди, не имеющие возможности учиться очно.

Как правило, эту форму обучения выбирают те, у кого большая семья, кто является единственным кормильцем (решение о возможности обучения на заочном отделении принимается по результатам собеседования). Обучение на бакалавриате не только повышает уровень богословских знаний, но и дает право стать священником.

Для того, чтобы поступить на заочную форму обучения, надо сдать такие же экзамены и пройти такое же собеседование, как и на очной форме.

Магистратура и аспирантура

Важно

Выпускники бакалавриата, которые хотят продолжить свое образование, поступают в магистратуру. Навступительных испытаниях абитуриенты должны продемонстрировать знание и понимание текстов Священного Писания, сдать экзамен по догматическому богословию, по одному из древних и новых языков и написать сочинение-экспромт.

Также сдается экзамен по специальности, в зависимости от отделения, на которое поступает бакалавр. В магистратуре можно учиться на одном из четырех отделений: библейском, богословском, церковно-историческом и церковно-практическом. Каждое из отделений обладает своей спецификой.

Студенты библейского отделения получают знания в области языков, экзегетики текстов Священного Писания и библейской археологии. На богословском отделении акцент сделан на специфических богословских и философских дисциплинах.

На церковно-историческом отделении детально изучаются разнообразные аспекты церковной истории и исторических дисциплин в целом.

На церковно-практическом отделении помимо литургических предметов имеются и социальные, такие как «Тюремное служение», «Пастырство и психиатрия», «Возрастная психология», «Коммуникативная психология», «Журналистика», «Реабилитация наркозависимых». Есть заочное отделение. Последние полгода обучения студенты пишут магистерскую диссертацию. Они живут в общежитии по одному в комнате, находятся на полном пансионе и получают повышенную стипендию.

Третья ступень духовного образования – это аспирантура. В нее принимаются студенты с магистерской степенью, склонные к научной и преподавательской деятельности.

При поступлении сдаются философия, экзамен по специальности, древний язык и новый язык. Результат обучения – кандидатская диссертация. В аспирантуре Духовной академии могут учиться женщины.

Аспиранты живут в общежитии на полном пансионе или дома, а также получают повышенную стипендию.

Источник: https://prouchebu.com/kak_stat_svyaschennikom/

Как проходят трудовые будни священнослужителя • Чтиво • Сибдепо

Когда я учился в вузе, и подумать не мог, что буду священнослужителем. В моей семье нет верующих людей, и я раньше таким не был и никогда не ходил в церковь. Но на третьем курсе Бог призвал меня.

Это очень сложно объяснить, исходя из логических критериев: как будто сначала ты был неживым, а потом стал живым. Допустим, когда ты не влюблён, тебе трудно понять, что такое быть влюблённым.

Совет

Точно так же и с призванием: если ты не почувствовал, что в тебе родилась вера, то никогда не сможешь понять, каково это.

Я почувствовал, что моё призвание – служить Богу, и пришёл в церковь, а через пару месяцев решил стать священником. Мне кажется, нельзя тратить свою жизнь на что-то мелкое, типа как стать каким-нибудь офисным работником. Жизнь – это что-то большое, и глупо размениваться на фигню. Я захотел стать жертвой Бога, весь сгореть ради Него. И ничего больше мне не нужно было.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "знамение"

Начало службы

Попасть в церковь довольно просто: нужно зайти в пономарку и сказать, что хочешь стать помощником. С тобой поговорят и скажут: «Лады, давай с нами».

Сначала я стал пономарём, то есть прислуживал в церкви: подавал свечи, разжигал кадило, таскал какие-то вещи — в общем, выполнял мелкую работу. Некоторое время я занимался этим, потом стал иподиаконом, впоследствии — диаконом.

Семинария

Если ты хочешь стать священником, то нужно обязательно пять лет отучиться в семинарии, иначе никак. Сначала ты пишешь заявление на поступление, затем сдаёшь экзамены.

Всё, как в обычных вузах, специфика в том, что большее внимание уделяется собеседованию, на котором ты разговариваешь со священником о вопросах веры и жизненного пути.

Также нужно сдать экзамен на знание истории, Cвященного Писания, богословия и других церковных дисциплин.

Часть семинаристов – выпускники школ, часть – серьёзные ребята с высшим образованием, кто-то приходит туда после армии.

В семинарии учатся люди абсолютно не похожие друг на друга: либералы, консерваторы, интеллигенция, быдло, даже какие-то анимешники, любители вольной борьбы, активисты.

Есть профессиональный клоун, который ездит на моноцикле и жонглирует, он однажды даже выступал для детей в хосписе. Есть учитель математики, который до этого семь лет проработал в школе.

Обратите внимание

Уйти учиться в семинарию – это значит бросить всё, потому что ты там ещё и живёшь. Я к жене приезжал всего раз в месяц.

После третьего курса семинарии ты уже можешь стать диаконом, после пятого – священником, если пройдёшь собеседование с архиереем.

Первые впечатления от службы в церкви

У каждого, кто приходит в Церковь, на глазах обычно надеты розовые очки, так было и у меня. Сначала тебе кажется, что всё просто потрясающе, и это действительно так – ты получаешь опыт общения не с людьми, а с Богом. Он даёт очень много радости, и ты не замечаешь того, что происходит вокруг: ни того, что священник что-то грубо сказал, ни разногласий с пономарями.

Минусы замечаешь только потом: где-то я нахожу, что священник интеллектуально не развит, например, не очень хорошо разбирается в литературе. Где-то он не очень хорошего мнения о прихожанах. Бывает, священник ведёт себя недостойно, он не поступает как Христос, он не жертвует всего себя людям. Мне не нравится, что некоторые из них ведут себя пассивно, я хочу, чтобы все «горели».

Розовые очки исчезают, но ты остаёшься в Церкви, потому что там есть Христос, а то, как ведут себя люди, – второстепенно.

Реакция друзей и родственников

Когда я решил пойти в Церковь, близкие меня не поддержали. Хотя помощь мне была не нужна, потому что я пошёл на службу не ради людей, а ради Бога. Я был готов бросить весь мир, чтобы остаться с Ним.

Моя мама сказала, что в Церкви одни толстые попы, которые дурят народ и засоряют мне мозг. Она до сих пор не приняла мой выбор.

Убедить её в чём-то невозможно, потому что мама из тех, что смотрят телевизор. Сложно делать это постоянно и оставаться в здравом уме.

Я приезжаю к ней и ем вкусные перчики, огурчики, но темы моей службы в Церкви мы не касаемся. Что я могу сделать, так это только молиться за неё.

Друзья, когда узнали о моём выборе, подшучивали, мол, «поп – толоконный лоб» и прочее. Меня это не оттолкнуло от близких и не оскорбило.

Знакомым вообще пофигу на то, что я выбрал путь священнослужителя. А люди на улице смотрят на меня с интересом: например, когда я иду в подряснике, прохожие словно видят во мне мужчину в юбке. Мне такое внимание не очень приятно.

Я много читаю, «сижу» в различных пабликах типа «Лентача» и вижу, что сейчас многие негативно относятся к священникам и духовенству. Поэтому когда я иду по улице, переодически мне кажется, что люди меня ненавидят только потому, что я – священнослужитель.

Отношения с супругой

Когда мы встретились с моей будущей женой, я ей сказал, что хочу служить в Церкви, но не спрашивал у неё, готова ли она стать женой батюшки. В первую очередь для меня было в приоритете моё служение в Церкви, а уже потом семья. Я стал бы служить в Церкви независимо от того, согласилась бы на это моя девушка или нет.

Моя супруга тоже сначала была неверующей, как и я. Я не убеждал её, мол, вот верь, Бог есть… Нет, я просто молился за неё. И так получилось, что она поверила. У нас с ней похожее религиозное мировоззрение.

Тот факт, что мы с женой – верующие люди, послужил помощью в нашей семейной жизни. Я не знаю, что ещё может сближать так, как религиозность.

Обязанности

Когда в церкви проходят службы, я встаю в семь утра, ничего не ем и не пью, потому что в этот день причащаюсь. Затем совершаю утренние молитвы, часть читаю по пути. Когда прихожу, подготавливаю всё для службы: приношу разную утварь, достаю сосуды, зажигаю кадило.

Диакон – это голос церкви, поэтому во время службы я призываю всех прихожан к молитве. Я говорю: «Господу помолимся», и люди молятся, и я тоже. Также я помогаю епископу или священнику за совершением Таинств.

Плюс я помогаю переносить сосуды какие-то, произношу реплики, в общем, участвую в молитвенной жизни. Я нахожусь в церкви примерно с 8:00 до 12:00, а потом ещё с 16:30 до 20:00, если служу Литургию, если же я дежурю (что бывает в один день), то с 11 до 17:00, ещё я периодически участвую в разных мероприятиях, иногда конференциях, занимаюсь преподаванием и прочим.

Важно

У священников намного больше задач, чем у диаконов: они посещают людей, которые сами не в состоянии прийти в церковь из-за проблем со здоровьем, ездят в различные учреждения, что-то освящают.

Когда я стал диаконом, подумал: «Ничего себе, как здорово: я прихожу в церковь, служу, молюсь и ухожу домой, и это типа моё занятие, и мне за это даже деньги дают». Потом я понял, что всё не так просто.

От меня, как от диакона, требуется не только прийти, отработать своё и уйти, но на службе я должен быть постоянно на пике своём, в напряжении. Постоянно чувствуется какая-то суперответственность, и я стараюсь всё сделать максимально хорошо. Это очень выматывает психологически.

Более того, я могу уйти из церкви домой, но и там я буду оставаться священнослужителем – с утра до вечера, каждый день и всю жизнь. Всегда нужно соблюдать посты, читать молитвы и стараться жить по Евангелию. Есть даже такое понятие – «пастырское выгорание»: когда священник всегда находится на пределе своих сил, он «сгорает».

Тогда на него нападает апатия, для него всё теряет свою ценность. Если священник хороший, то он должен себя полностью отдавать служению, потому что это больше, чем жизнь.

Запреты и грехи

Существует священническая присяга, которую человек подписывает и обязуется её выполнять. Он клянётся, что будет читать Евангелие, молиться, не сокращать богослужение, стараться жить правильно и прочее.

Жизнь православного христианина очень жёстко регламентирована. У нашей религии есть 20 веков истории, за которые накопилось много всего, начиная с того, что диакон не должен брить бороды. Я не могу носить рубашку с полуголыми женщинами, как тот учёный.

Также мне запрещено неприлично вести себя на публике, быть пьяным. Сан регламентирует моё питание и супружескую жизнь. Например, я далеко не всегда могу вступать в половое общение со своей супругой. В идеале, я должен углубляться в молитвы, меньше есть и спать.

Моя жизнь должна быть жизнью святого человека.

Совет

Устав предписывает, что нам можно употреблять алкоголь – около 100 мл вина по праздникам, например. Тут главное — не упиваться. Что касается курения, то в 19 веке оно было отличительной чертой священников, но сейчас эту привычку считают грехом. Просто потому что это ненужное и вредное занятие. Вот греческие священники до сих пор курят, но за себя могу сказать, что я не курю.

Сексом можно заниматься ради удовольствия.

В этом смысле, мы не какие-нибудь сектанты, типа свидетелей Иеговы, которые должны сообщать руководству для принятия мер, если заметят, что их жена получает удовольствие.

В Православии не так: половая любовь служит закономерным продолжением вашего союза. Это тоже общение, только на психофизическом уровне. Поэтому получать удовольствие – это не грех. Сам Бог создал нас так.

А вот предохраняться запрещено, потому что таким образом мы вмешиваемся в Божий замысел о природе человека.  Но в случае медицинских рекомендаций это возможно. Мы живём с женой 2 года и не предохраняемся, но у нас пока нет детей.

Также я не играю в компьютерные игры и карты. Игры – пустая трата времени, как и курение, они способствуют тому, что ты внутренне расстраиваешься, а молитва, наоборот, собирает человека воедино.

Если ты, будучи священником, согрешил, например, соблудил, то тебя лишают сана. Священники исповедуются перед друг другом. Перед исповедью один из них снимает крест. После того, как он расскажет о своих грехах, может так и уйти без креста. Был такой случай, когда священник исповедовался, ему сказали: «Крест оставь здесь, поезжай к архиерею и там разбирайся со своим случаем».

Я убеждён, что духовные лица оказываются в аду гораздо чаще, чем обычные люди. Если не выполняешь клятву священнослужителя – на тебя накладывается проклятье. Это одна из причин, почему я тоже попаду в ад. Ведь когда ты приходишь на службу в церковь, ты приступаешь к Богу – очень близко и плотно.

К нему могут приближаться только чистые, а мы – грязные люди, у нас неочищенные души, потому что мы не молимся. Вот, например, у меня как: я пришёл домой после службы и начал смотреть сериальчик. Тогда была страстная седмица, а я сериальчик смотрю… Вот и посмотрел 8 серий за 2 дня. Это всё суета, а я приступаю к этой суете вместо того, чтобы молиться.

Это неправильно, а я всё равно делаю так, потому что я слабый. И как я после этого каждый день дерзаю приступать к Богу?

Отношения со священнослужителями

Нет никакого строгого регламента общения между священнослужителями. Конечно, отношения почти всегда складываются хорошо, потому что мы живём семьёй, ведь Церковь – это больше, чем семья, ведь нас роднит не плоть и кровь, а плоть и кровь Христова.

Как коллеги общаются между собой, так и мы – шутим, общаемся на личные темы. Причём на такие личные, что просто капец, потому что священнослужители исповедуются друг другу. Каждый из нас знает, как грешит другой. Мы очень близки.

Корпоративов, конечно, у нас не бывает, но мы выезжаем вместе на шашлыки, например.

Прихожане

Обычно все представляют себе церковь, как одну большую группу бабушек. Они частично правы, но среди прихожан есть и молодые люди. В Церкви можно встретить всех: атеистов, которые приходят, чтобы поспорить, людей больных, невменяемых или, наоборот, людей с большим опытом служб. Но так складывается, что в церкви больше всего женщин.

Большего сказать не могу, потому что непосредственное общение с прихожанами не входит в обязанности диакона, этим занимаются священники.

Зарплата

Заработок у духовенства очень разнится: он зависит от того, диакон ты или священник, в каком приходе и сколько времени служишь, а также от других факторов. Вот монахам вообще ничего не платят. Если им что-то нужно, например, зубы полечить, игумен выдаёт им сумму. Остальным выплачивается зарплата.

Я за то, что служу весь месяц с парой выходных в неделю, получаю примерно 20 тысяч рублей. Думаю, это нормально. Если честно, когда я пришёл в церковь, даже не спросил, сколько мне будут платить.

При принятии меня на службу настоятель оформил документы, я высылал ему паспорт. Часть моих доходов отходит государству. У меня есть запись в трудовой книжке. Также я знаю, что происходят какие-то отчисления в Пенсионный фонд.

Обратите внимание

У меня нет ни квартиры, ни машины. Я слышал про то, что священники могут оформить себе выгодную ипотеку, но я не «угараю» по льготам, мне это до лампочки, хотя стоит, конечно, воспользоваться.

Священнику запрещено работать на светской работе, но при этом можно выполнять свой миссионерский долг. Как, например, Кураев преподавал в МГУ. Это допустимо.

Кстати, многие думают, что церковь живёт на государственные деньги, но это чепуха. Она живёт только на пожертвования прихожан, поэтому если люди перестанут приносить деньги в храмы, то у нас не будет зарплаты. У католиков, например, есть свой довольно авторитетный банк. У нас такого нет, это грешно на самом деле.

У нас всё происходит так: человек заказывает отпевание и жертвует какую-то сумму для церкви. На это нет фиксированной стоимости, есть только рекомендуемая сумма. Многие люди в последнее время жалуются, что в церквях стали крестить за деньги. Я думаю, это плохо, ведь Христос сказал: «Даром получили – даром давайте». Но если у человека нет денег, его обязаны крестить бесплатно.

Богатые священники

Люди, которые упрекают духовенство в том, что те часто живут в роскоши, отчасти правы. Я считаю, что священники должны жить в нищете. С другой стороны, есть срединный путь. Ведь если ты будешь жить в бедности – то будешь унывать. Если в богатстве – то в Царствие Небесное не войдешь.

И ещё: если вы увидели одного толстого священника, это не значит, что все такие. У нас в епархии большинство таких же худых, как я.

По поводу автомобилей: священникам они необходимо, потому что они постоянно ездят по домам прихожан, кого-то причастить или по другим делам. Пока священник будет ехать на маршрутке, человек умрёт без причастия.

Тем более, не у всех священников шикарные дорогие авто. Но если они их купили, ну и что? Я не буду их осуждать, но я бы не стал покупать себе дорогую машину, и многие священнослужители со мной бы согласились.

Золото в облачении нам досталось от Византии. Сейчас это многим кажется безвкусицей, наверное, так оно и есть, но таковы традиции. Тем более, что огромные кресты на груди священников обычно не из чистого золота – это позолота. Всё это не значит, что мы в Церкви любим драгоценности, это просто пошло, откровенно говоря. Просто историческая традиция.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "живоносный источник"

Православные активисты

Я не поддерживаю и даже осуждаю действия православных активистов, в том числе «Божью волю». Многими из них движет какой-то сатанисткий дух. Когда смотришь на лица этих людей, когда они пикетируют, например, на митинге «Тангейзера», то тебе кажется, что эти люди ненавидят тебя, они желают тебе смерти, они хотят убить твоих детей.

Церковь не может отожествляться с православными активистами. Если они выступают за что-то – не факт, что РПЦ так думает. Многие православные люди пришли на митинг в поддержку «Тангейзера» в Новосибирске, в том числе Андрей Кураев. Представители Церкви были и на той, и на другой сторонах.

Конечно, со стороны пиарщиков «Тангейзера» было неправильно показывать такой плакат – откровенно богохульный, на котором изображён крест и женский половой орган. Но с точки зрения православных активистов тоже было неправильным подавать в суд. Если для человека политические интересы становятся выше интересов церковных – то это не церковный человек.

Оскорбление чувств верующих

Если человек размещает на своей странице в соцсети картиночки, которые представляют Церковь в смешном виде или являются богохульными, – это его проблема, я спокойно реагирую на такое. Если я буду говорить каждому: «Да ты, падла, осатанел», то он не станет от этого христианином.

Но действительно всех верующих такие вещи задевают. Представьте себе, что для вас Церковь – это святое, больше, чем мама или папа. И вот кто-то размещает оскорбительную картинку, где там над моей матерью откровенно надругались.

Важно

Конечно, тебя это оскорбит, ты вообще заплачешь. Ничего себе, это же мама моя. Обидно, конечно, потому что Церковь для меня очень близка, это мой родной дом, я люблю её.

Но если картинка в сети про церковь действительно смешная и не богохульная, я сам посмеюсь над ней.

Жизненные планы

Я бы хотел продолжить учиться. У меня высшее образование в светском вузе, сейчас я доучиваюсь в семинарии, потом ещё хочу пойти в магистратуру, а также на соискание кандидата богословия, и собираюсь преподавать на кафедре теологии.

В планах – после окончания семинарии стать священником и развиваться: становиться святым, учёным, иконописцем. Тут главное не останавливаться, типа: «Ну вот я стал священником, можно отдохнуть, я присяду».

Ещё меня тянет в лес. У меня есть желание жить с медведем, целовать его в медвежьи уста, дроздов любить, дятлов. Жена тоже хочет в лес, даже больше меня, но я думаю, что пока это нереально. Сейчас я придерживаюсь первого пути, который предполагает дальнейшее обучение.

Иллюстрации: Иван Рудасёв.

Источник: http://sibdepo.ru/reading/v-dele-svyashchennosluzhitel.html

Как стать священником?

Просмотров: 6225     Комментариев: 1

Принято считать, что важнейшим шагом в личном самоопределении является выбор профессии. Каждая профессия связана с определенным видом деятельности, которая несет определенную нравственную нагрузку. Несомненно, профессии врача, школьного учителя по своему характеру отличаются от многих других.

В основе их деятельности лежит самоотдача, любовь, сострадание. Специфика работы учителя или врача заключается в том, что здесь необходима не только сумма профессиональных знаний, но и доброе любящее сердце.

Именно оно помогает делать невозможное: неотступно сидеть у постели больного, переживать и сорадоваться, терпеть и восхищаться.

Есть еще одна область человеческой деятельности, которая требует большей самоотдачи, большей любви и сердечной чистоты – это служение священника. И подобно тому как представители светских профессий однажды приняли важное решение в выборе образа своей деятельности, так и священнослужитель решил раз и навсегда связать свою жизнь со служением Богу и людям.

Когда происходит этот выбор? Наверное, у каждого по-разному. Но есть один момент, который и является определяющим – это внутренний Божественный призыв.

В момент этого призыва человек чувствует, как Тот, Кто является Источником жизни возлагает на него особые надежды в плане соработничества в деле добра.

Он как бы слышит Божественный голос: “кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?” (Ис. 6, 1).

Это служение непростое, и подобно тому, как профессиональной работе предшествует получение образования, так и пастырская деятельность предполагает процесс подготовки. В чем он заключается? В христианской богословской терминологии этот процесс называется “духовным образованием”.

Совет

Духовное образование специфично. В основе его лежат две составляющие: интеллектуальное и нравственное совершенствование. И эти два аспекта неотделимы друг от друга. Цель светского образования – приобретение суммы знаний, необходимых для той или иной профессии.

Однако для пастырского служения требуется не только это. Священник должен быть, прежде всего, нравственно совершенным. Чем отличается лучший выпускник светского учебного заведения? – Высоким уровнем образования.

Напротив, лучшим выпускником духовного учебного заведения будет тот, кто стремился в процессе обучения стяжать доброе и любящее сердце, твердую и незыблемую веру в Бога.

Традиционно в Церкви духовное образование приобретается в духовных школах. Их можно разделить на три группы: Духовные Училища (средне-специальное), Духовные Семинарии (высшее профессиональное) и Духовные Академии (высшее богословское).

Основная учебная и воспитательная нагрузка ложится на Духовные Семинарии, на деятельности которых мы и остановим наше внимание. На канонической территории Русской Православной Церкви насчитывается около тридцати Духовных Семинарий. Численность подобных духовных школ составляет от восьмидесяти до пятисот человек.

Целью деятельности Семинарий, несомненно, является духовное образование будущих пастырей Церкви.

Что такое духовное образование? Ответ на этот вопрос корнями уходит глубоко в христианское богословие.

Согласно Библии, человек призван к Богоподобию, то есть весь смысл его бытия заключается в постоянном стремлении к совершенствованию и в этом движении существует лишь один ориентир – Божественный образ.

Следовательно, в основе духовного образования в первую очередь лежит личное нравственное совершенствование человека, и лишь потом интеллектуальное познание.

Обратите внимание

К сожалению, в светской системе образования аспект нравственной подготовки практически опускается. Несомненно, подобное явление есть следствие той культуры, которая и определяет общественное сознание. Идеалом современного общества служит образ материально преуспевающего человека.

Можно сказать, что в основе отношений современного человека к окружающему миру лежит принцип “иметь”. Именно он, как неотъемлемый аспект потребительской культуры, формирует отношение молодого поколения к образованию.

Поэтому в современном обществе популярны те профессии, которые обеспечивают беззаботный и беспечный образ жизни.

Христианская философия предлагает смотреть на мир иными глазами. Человек существует на земле не для того чтобы потреблять, а для того чтобы отдавать свои силы для служения другим. При этом качество данного служения зависит от степени сформированности самой личности.

Поэтому система духовного образования не мыслится без внутреннего нравственного совершенствования. Человек должен в основу своих отношений к окружающему миру положить не принцип “иметь”, а принцип “быть”, но для этого необходима продолжительная и упорная борьба со своим эгоизмом.

Если нет этой борьбы, деградация личности неизбежна. Подобно тому, как мышцы человека атрофируются при полной бездеятельности, так и силы души, при отсутствии стремления к самосовершенствованию, делают её неспособной сопротивляться злу и творить добро.

Именно этот важный аспект образования утрачен в светских учебных заведениях, но традиционно существовал и существует в духовных учреждениях – духовных школах.

Итак, основа человеческого бытия, согласно христианскому богословию, есть стремление к совершенству. Само же совершенствование невозможно без Божественной помощи. Это и является определяющим ориентиром духовного образования.

Важно

Как осуществляется это совершенствование? Начало данного пути лежит во встрече со Христом. Собственно христианами называются не те, кто признает уникальность личности Христа, а те, кто нуждается в Нем, кто чувствует Его участие в своей личной жизни.

Согласно христианской антропологии, Божественная благодать не является чем-то внешним по отношению к человеку, она есть сила, без которой человек лишается основы своего бытия. И эта благодатная сила, некогда утраченная Адамом и Евой, была вновь возвращена благодаря Личности Христа Спасителя. Здесь подчеркивается уникальность христианской религии.

Если в буддизме – Будда, а в мусульманстве – пророк Мухаммед, являются лишь учителями-проповедниками, то в христианстве основной акцент делается на важности мистического единения с Личностью Христа, вне Которой человек не способен к совершенствованию.

Христос говорит: “Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15, 15).

Где проходит встреча со Христом? Конечно, в храме. Поэтому здесь и находится основная “аудитория” семинариста. Участие в богослужении, в таинствах Церкви, пост, молитва – все это главные составляющие духовного образования.

В связи с этим, именно критерий церковности служит основанием для зачисления в Семинарию.

Абитуриент должен знать не только основные особенности последовательности богослужения, но и принимать в нем непосредственное участие, не только регулярно посещать церковные службы, но и любить их атмосферу, их внутреннюю суть.

Таким образом, духовное совершенствование имеет две составляющие – личное стремление воли и помощь Божественной благодати. Личное стремление воли, в отличие от действия Божественной благодати, характеризуется своей нестабильностью.

Совет

Человек, будучи слаб в выборе добра, нуждается во внешней поддержке, внешних условиях, которые способствуют его внутреннему становлению.

В духовных учебных заведениях подобные условия существуют, и одним из их аспектов является строгая внутренняя дисциплина.

Семинария, внутренний уклад её жизни, часто напоминает армию. Здесь существует четкий распорядок дня, действует система поощрений и наказаний, студенты имеют одинаковую форму одежды. Образ воина не случайно заимствован христианством.

Древняя Церковь отождествлялась с военным станом, постоянно находившимся в полной боевой готовности. Да и сами священнослужители часто называются воинами Христа. Разумеется, все эти аналогии имеют символический смысл.

И образ воина, и образ военного стана отражает дух сплоченности, постоянной готовности к атаке врага и, конечно же, хорошую внутреннюю подготовку, закалку и мужество.

Жизнь христианина – это борьба. И эта борьба, по словам апостола Павла, “не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” (Еф. 6, 12).

В подобной борьбе священник является военачальником, от которого зачастую зависит исход битвы.

Поэтому в бою враг старается поразить именно его, и в связи с этим именно ему, как никому другому, необходимо быть особо бдительным, особо подготовленным.

Обратите внимание

Нечто подобное происходит и в христианской жизни. Церковная община концентрируется вокруг священника. Он является руководителем духовной жизни членов своего прихода. В нем они видят пример для подражания и молитвенника пред Богом. Безусловно, это очень высокое служение, требующее особых внутренних дарований, особых внутренних сил.

Учитывая высоту пастырского служения, Церковь уделяет особое внимание нравственной жизни студентов духовных школ. Преподаватели и воспитатели несут косвенную ответственность за того, кто будет продолжателем дела Христа.

Что, если этот человек окажется не пастырем, а наемником, что, если по его вине люди отвернутся от Бога? Цена ошибки слишком велика – это жизнь многих людей, ввергнутых в погибель по вине нерадивого пастыря.

Вот поэтому в духовных школах существует тщательный отбор, строгая дисциплина. И воспитатели, и преподаватели чувствуют особую ответственность за тех, кто изъявил желание стать священнослужителем.

И если молодому человеку не по силам то, к чему он приступил, если он не соответствует столь высокому званию, то его исключают из числа воспитанников Духовной школы.

Это исключение не из Церкви, оно вызвано не личным осуждением и презрением: в этом случае все прекрасно понимают, что от нравственной жизни священника зависит не только его личное спасение, но и спасение тех людей, которые ему поручены Богом на том или ином приходе.

Ситуация в современных Духовных школах непростая. Сюда поступают молодые люди разной степени нравственности и религиозности. Как правило, это ребята восемнадцати – двадцати лет, которые воспитывались в обществе, где доминируют материальные и гедонические ценности.

И именно в их мир проник луч Божественного призыва, на который они откликнулись, благодаря которому поступили в Духовные школы. Теперь перед ними ставится трудная задача – личное совершенствование.

Важно

Трудность данной задачи заключается в том, что вся современная культура лишает человека опыта стремления к нравственному идеалу, поэтому они приходят в духовную школу не вполне подготовленными.

Здесь, в Семинарии, воспитанникам приходится усваивать азы аскетического образа жизни и приобретать первые навыки духовной борьбы со своими страстями.

Учитывая эти обстоятельства, не стоит питать иллюзий относительно идеальной атмосферы семинарского общества. Кто-то из пришедших сюда усваивает мир Церкви, кто-то, напротив, продолжает жить прежними ценностями, противоречащими христианскому духу. Кто-то справляется с собой, кто-то терпит поражения. Это нормально.

Главное не потерять стремления, не утратить желания, не сделаться теплохладным, равнодушным к своему состоянию, то есть просто не сдаться. Ведь Церковь называется святой не потому, что её члены обладают абсолютной святостью, а потому что они стремятся к святости.

Так и семинарское общество это общество не совершенных, а совершенствующихся, как в интеллектуальном, так и в нравст-венном плане.

Да, идеал священника высок. Путь к нему очень трудный. Здесь человек преодолевает самые главные препятствия – собственные страсти и эгоизм.

Но необходимо всегда помнить, что нет более высокого служения, чем служение доброго пастыря, и нет более достойного звания, чем звание священника.

Ибо в этом служении человек становится другом и соработником Бога, как в деле собственного спасения, так и в деле бескорыстного и самоотверженного служения другим людям.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/kak-stat-svyashhennikom

Ссылка на основную публикацию